Методика организации самостоятельной работы по предмету “Мировая художественная культура” Содержание icon

Методика организации самостоятельной работы по предмету “Мировая художественная культура” Содержание


Смотрите также:
Авторская программа «Мировая художественная культура» (9-11 классы) (г...
Авторская программа «Мировая художественная культура» (9-11 классы) (г...
Тематическое планирование по предмету «Мировая художественная культура» 9 класс...
Рабочая программа дисциплины Мировая Художественная культура по специальности (название...
Рабочая программа по предмету «Мировая художественная культура» в 8-9 классах...
«Мировая художественная культура»...
«Мировая художественная культура (мхк) и Искусство»...
Мировая художественная культура...
Хоруженко К. М...
Рабочая программа учебной дисциплины «Мировая художественная культура» специальность 031601...
Рабочей программы учебной дисциплины мировая художественная культура Уровень основной...
Методика преподавания религиоведения и других гуманитарных дисциплин Методическая разработка...



Загрузка...
скачать
АУДИТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ И

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

По предмету “Мировая художественная культура”




Содержание





  1. Календарно-тематическое планирование 2

  2. Планы семинарских занятий 3-5

  3. Рекомендации по проведению 6

  4. График самостоятельной работы 7

  5. Задания для самостоятельной работы

для очного отделения 8

  1. Рекомендации по проведению самостоятельной работы 9



Составитель: Воронцова А.Ю.



  1. ^ Календарно-тематическое планирование.




 

 Исторический

 

 

факультет


Мировая художественная культура дисциплина



специальность

отделение

 

всего аудиторных часов

в том числе




 

самостоятельная работа

календарные сроки выполнения

наименование

 

 

 

разделов и тем

лекции

практические

лабораторные

 

 

 

 

история

Очное

Раздел I. Сущность и функции искусства.

63

40

23




57










Художественная культура и художественный образ.




2



















Изобразительное искусство и его особенности.




1



















^ Раздел II. Мировая художественная культура.

























Первобытная культура.




1


















^

Культура древних цивилизаций Востока.





3


















^

Греческая художественная культура. Период архаики.





2



















Греческая художественная культура. Период классики.




2



















Греческая художественная культура. Период эллинизма.




2



















Римская художественная культура. Римская архитектура.




2



















Римский психологический портрет.

























Античная культура.







8




22

Сентябрь, октябрь







Зарождение христианской культуры.




2



















Основные этапы развития художественной культуры средневековья.




2



















Готическое искусство.




2



















Символизм средневекового искусства.







2




5










Специфика художественной культуры Византии.




2

2




5










Художественная культура эпохи Возрождения.




2

2




5

ноябрь/

декабрь







Трансформация образа человека в культуре Возрождения.




2

2




5










Специфика художественной культуры эпохи Просвещения.




3

3




5

ноябрь/

декабрь







Зарождение нового искусства. Импрессионизм, постимпрессионизм.




2



















Эпоха модернизма.




2



















Стилевые особенности модерна.




2



















Искусство эпох тоталитаризма.




2



















Современное искусство. Авангард.




2

2




5










Постмодернизм.







2




5






Планы семинарских занятий.

^

Тема 1. Античная культура.


План

  1. Сопоставление культур Востока и Запада на примере Древнего Египта и Древней Греции. Отличительные черты древнеегипетских и древнегреческих изображений. Сравнение мифологии и религии древних греков и древних египтян.

  2. Место искусства в античной культуре, различие эстетических идеалов Древней Греции и Рима. Сравнение мифологии и религии древних греков и древних римлян. Сопоставление греческих и римских храмов.

  3. Скульптура - ведущий вид искусства в Древней Греции. Эволюция идеала человека в произведениях греческих скульпторов от архаики до поздней классики.

  4. Изображение человека в эллинистической скульптуре (чувства и идеи, переданные в скульптурах Пергамского алтаря). Человек в массовой культуре эпохи эллинизма (на примере терракотовых статуэток).

  5. Художественные идеалы римской республики и империи. Римский скульптурный портрет I-II вв. на примере конкретного изображения.


Литература.


  1. Античность как тип культуры. М., 1988.

  2. Беннар А. Греческая цивилизация. М., 1993.

  3. Гаспаров М.Л. Занимательная Греция. Рассказы о древнегреческой культуре. М., 1995.

  4. Знаменитые греки и римляне. СПб., 1993.

  5. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Древнего Рима. М., 1990.

  6. Петров М.К. Античная культура. М., 1997


Тема 2: Символизм средневекового искусства.

План.

    1. Символизм как изобразительный принцип.

    2. Символизм средневековой архитектуры.

    3. Символизм средневековой скульптуры.

    4. Образы-символы средневекового искусства.


Литература.

  1. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М., 1990.

  2. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. /любое издание/

  3. Карсавин Л.П. Культура средних веков. Киев, 1995.

  4. Ле Гофф Ж. Средневековая цивилизация. М., 1991.


Тема 3: Художественная культура Византии.

План.

  1. Античное наследие в византийской культуре.

  2. Представления о мире, Боге, человеке в византийском искусстве и их трансформация.

  3. Трансформация образа императора.

  4. Сравнение Западной и Восточной художественной традиции.


Литература:

  1. Грабер А.Н. Император в византийском искусстве. М., 200.

  2. Каждан А.П. Византийская культура (X-XII вв.)

  3. Культура Византии. М., 1989.


Тема 4. Художественная культура эпохи Возрождения.

План

  1. “Возрождение” античного искусства.

  2. Генезис античного и средневекового начала в искусстве эпохи Возрождения.

  3. Образ художника эпохи возрождения.


Литература


  1. Абрамсон М.Л. От Данте к Альберти // Человек итальянского Возрождения. Частная жизнь и культура. М. 2005.

  2. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение. Проблемы и люди. М., 1989.

  3. Бицилли П.М. Место Ренессанса в истории культуры. СПб., 1996.

  4. Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. М., 1986.

  5. Культура эпохи возрождения. Л., 1986.

  6. Любимов Л.Д. Искусство Западной Европы: Средние века. Возрождение в Италии. М., 1996.

  7. Пинский Л. Ренессанс. Барокко. Просвещение. М., 2002.

  8. Ревякина Н.В. Человек в гуманизме итальянского Возрождения. Иваново, 2000.


Тема 5. Трансформация образа человек в изобразительном искусстве эпохи Возрождения.


План.

  1. Представления о человеке в эпоху Возрождения и их трансформация.

  2. Принципы изображения человека в живописи Джотто, Мазаччо и скульптурных образах Донателло.

  3. Новый тип красоты и женственности в живописи С. Боттичелли.

  4. Человек в творчестве Леонардо да Винчи и Микеланджело.


Литература.

  1. Абрамсон М.Л. От Данте к Альберти // Человек итальянского Возрождения. Частная жизнь и культура. М. 2005.

  2. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение. Проблемы и люди. М., 1989.

  3. Бицилли П.М. Место Ренессанса в истории культуры. СПб., 1996.

  4. Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. М., 1986.

  5. Культура эпохи возрождения. Л., 1986.

  6. Любимов Л.Д. Искусство Западной Европы: Средние века. Возрождение в Италии. М., 1996.

  7. Пинский Л. Ренессанс. Барокко. Просвещение. М., 2002.

  8. Ревякина Н.В. Человек в гуманизме итальянского Возрождения. Иваново, 2000.



Тема 6. Специфика художественной культуры Просвещения.

План.

  1. Влияние эпохи Ренессанса на искусство эпохи Просвещения.

  2. Образ человека в искусстве эпохи Просвещения.

  3. Образ государства и власти.


Литература.

  1. Западно-европейская культура XIX в. М., 1980.




  1. Завершинский К.Ф. Культура Нового времени: становление и развитие ценностной картины мира. Учебно-методическое пособие. Новгород, 1997.

  2. Ренессанс, барокко, классицизм. Проблема стилей в западноевропейском искусстве XV-XVII вв. М., 1966.

  3. Ротенберг Е.И. Западноевропейское искусство XVII века. М., 1971.

  4. Прусс И.Е. Западноевропейское искусство XVIII в. М., 1974.

  5. Западноевропейская художественная культура XVIII века. М., 1980.


Тема 7. Авангардизм.

План

  1. Зарождение современного искусства.

  2. Поиск новых форм и средств изображения.

  3. Кубизм.

  4. Футуризм.

  5. Сюрреализм


Литература

  1. Актуальные проблемы культуры XX в. М., 1993.

  2. Козловская П. Культура постмодерна. М., 1997.

  3. Культурология. XX в. Энциклопедия в 2 т. СПб., 1998.

  4. Сарабьянов Д.В. Стиль модерн. М., 1989.

  5. Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного миры.  М., 1998.

  6. Ильин И.П. Поструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М.,1996.

  7. Селиванов В. Искусство ХХ века: Эстетические корни и художественная практика. Л., 1991.


Тема 8. Постмодернизм.

План

  1. Идейные истоки постмодернизма.

  2. Постмодернизм в литературе и поэзии.

  3. Постмодернизм в кино.



Литература.


  1. Актуальные проблемы культуры XX в. М., 1993.

  2. Козловская П. Культура постмодерна. М., 1997.

  3. Культурология. XX в. Энциклопедия в 2 т. СПб., 1998.

  4. Сарабьянов Д.В. Стиль модерн. М., 1989.

  5. Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного миры.  М., 1998.

  6. Ильин И.П. Поструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М.,1996.

  7. Селиванов В. Искусство ХХ века: Эстетические корни и художественная практика. Л., 1991.



Рекомендации по проведению семинарских занятий.


Форма занятия: выступления студентов с сообщениями.

Подготовка занятия: преподаватель заранее /2-3 недели/ должен ознакомить студентов с темой и планом семинарского занятия, должен предоставить список необходимых источников и дополнительной литературы, должен ознакомить с ходом проведения занятия. Студенты должны знать, что оцениваются не только индивидуальные выступления, но и участие в коллективном обсуждении.

Ход занятия:

  1. Преподаватель определяет проблему выступления.

  2. Выступление студента.

  3. Обсуждение выступления: вопросы, уточнения, комментарии.

Преподаватель должен задействовать как можно больше студентов в обсуждении поставленной проблемы. Оценивая студента, преподаватель должен отметить сильные и слабые стороны выступления. Также необходимо отметить наиболее активных участников обсуждения.

4. В конце занятия преподаватель подводит итоги, акцентируя внимание на наиболее важных, существенных выводах.


^ График организации самостоятельной работы.


факультет исторический


дисциплина мировая художественная культура



Специаль-

ность

курс

тема

отдел.

форма раб.

планируемые сроки выполнения

первое полугодие

сентяб

октяб

нояб

декаб

история

IV




Очно-заочное





















Античная культура.




Подготовка к семинару.

Работа над рефератом.

30







15







Символизм средневекового искусства.




Подготовка к семинару.

Работа над рефератом.




15




15







Специфика художественной культуры Византии.




Подготовка к семинару.

Работа над рефератом.




30




15







Культура эпохи Возрождения.




Подготовка к семинару.

Работа над рефератом.







1

15







Трансформация образа человека в культуре Возрождения.




Подготовка к семинару.







30










Специфика художественной культуры эпохи Просвещения.




Подготовка к семинару. Работа над рефератом.










1, 15







Авангардизм





Подготовка к семинару. Работа над рефератом.










8, 15







Постмодернизм.




Подготовка к семинару. Работа над рефератом.










15



^ Задания для самостоятельной работы для очного отделения.


дисциплина

Кол-во часов

^ Форма работы

Тема для самост. изуч.

Методич. обеспеч.

Форма отчетности

Мировая художественная культура



















22

Подготовка к семинарам.

Работа над рефератом.

Античная культура.

Список указанной литературы к сем. занятию.

Участие в семинарском занятии.

Сдать реферат в назначенный срок.




5


Подготовка к семинару.

Работа над рефератом.

Символизм средневекового искусства.

Список указанной литературы к сем. занятию.

Участие в семинарском занятии. Сдать реферат в назначенный срок.




5

Подготовка к семинару.

Работа над рефератом.

Специфика художественной культуры Византии.

Список указанной литературы к сем. занятию

Участие в семинарском занятии. Сдать реферат в назначенный срок.




5

Подготовка к семинару.

Работа над рефератом.

Художественная культура эпохи Возрождения.

Список указанной литературы к сем. занятию.

Участие в семинарском занятии. Сдать реферат в назначенный срок.




5

Подготовка к семинару.

Работа над рефератом.

Трансформация образа человека в культуре Возрождения.

Список указанной литературы к сем. занятию

Участие в семинарском занятии. Сдать реферат в назначенный срок.




5

Подготовка к семинару.

Работа над рефератом.

Специфика художественной культуры эпохи Просвещения.

Список указанной литературы к сем. занятию.

Участие в семинарском занятии. Сдать реферат в назначенный срок.




5

Подготовка к семинару.

Работа над рефератом.

Авангардизм.

Список указанной литературы к сем. занятию.

Участие в семинарском занятии.

Сдать реферат в назначенный срок.




5

Подготовка к семинару.

Работа над рефератом.

Постмодернизм.

Список указанной литературы к сем. занятию.

Участие в семинарском занятии.

Сдать реферат в назначенный срок.



^ Рекомендации по проведению самостоятельной работы.


При изучении данного курса студенты выполняют два вида самостоятельной работы:

    1. подготовка к семинарским занятиям,

    2. написание рефератов.

Для подготовки к семинарским занятиям все студенты должны ознакомиться с дополнительной литературой по теме семинарского занятия и подготовить ответы на поставленные вопросы.


^ Рекомендации к выполнению письменных работ /рефератов, сообщений/: Список тем письменных творческих работ и докладов предлагается студентам в начале учебного года. Студент вправе выбрать тему из данного списка или предложить свою (согласовав с преподавателем).

Требования к набранным на компьютере работам: полуторный интервал, 14 шрифт, цитирование и сноски в соответствии с принятыми стандартами, тщательная выверенность грамматики, орфографии и синтаксиса.

Доклады, сообщения должны носить проблемный, а не описательный характер. Большое место должно быть уделено критической оценки рассматриваемого материала.

Студент должен отдельно остановиться на историографии рассматриваемой проблемы.

Письменная работа должна сопровождаться списком источников и литературы, которые легли в основу ее написания.

Если работа посвящена анализу произведений изобразительного искусства, то необходимо приложить к работе их репродукции.









Скачать 199,07 Kb.
оставить комментарий
Воронцова А.Ю
Дата24.09.2011
Размер199,07 Kb.
ТипПланы семинарских занятий, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

отлично
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх