Программа Вступительных испытаний Врамках экзамена антропология и этнология по направлению подготовки 032400. 68 Антропология и этнология Составили преподаватели философского факультета icon

Программа Вступительных испытаний Врамках экзамена антропология и этнология по направлению подготовки 032400. 68 Антропология и этнология Составили преподаватели философского факультета


1 чел. помогло.
Смотрите также:
Программа Вступительных испытаний Врамках экзамена основы прикладной этики по направлению...
Программа вступительного экзамена в аспирантуру исторического факультета по специальности 07. 00...
Программа Вступительных испытаний прикладная этика по направлению подготовки 033700...
Программа вступительного экзамена в магистратуру по направлению «антропология и этнология»...
Программа для сдачи вступительных экзаменов в аспирантуру по специальности 07 00 07 «этнография...
Игровые традиции в духовной культуре Японии 07. 00. 07 − этнография, этнология и антропология...
Программа минимум кандидатского экзамена по специальности 07. 00. 07 «Этнография...
Вопросы по философии для вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 09. 00...
Программа вступительного экзамена в магистратуру по направлению подготовки 030100 «Философия» по...
Программа вступительных испытаний в форме междисциплинарного экзамена по направлению...
Программа Вступительных испытаний социальная антропология по направлению подготовки 040100...
Программа вступительного экзамена по приему в магистратуру по специальности 6М020800 «Археология...



Загрузка...
страницы:   1   2
скачать
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Орловский государственный университет»


философский факультет


Программа


Вступительных испытаний

В рамках экзамена

АНТРОПОЛОГИЯ И ЭТНОЛОГИЯ


По направлению подготовки 032400.68 Антропология и этнология


Составили преподаватели философского факультета:

Серегина Т.В.


Орел – 2011

Содержание программы



1. Этнология как научная дисциплина. Предмет, основные категории и проблемы.

Этнология как наука. Термины (названия) этнологии в разных научных школах и странах. Соотношение этнологии, этнографии, антропологии и т.д.

Объект этнологии. Классификация историко-культурных общностей. Этнос, его место и значение в системе историко-культурных общностей. Социальные и мировоззренческие аспекты бытия человека и этнических общностей, их отношения с природной средой и т.д.

Предмет этнологии. История вопроса о предмете этнологии (этнографии) в XIX – XX вв. Выделение в объекте этнологии (этнографии) предметной области. Взгляды современных отечественных ученых на предмет этнологии. Значение этнологических (этнографических) знаний в деятельности человечества и его сообществ. Роль этнологических знаний в мировоззренческой, идеологической, политической, экономической, социальной, культурной и других сферах.

Основные понятия этнологии. Понятие этноса. Компоненты этноса. Виды этноса. Типы этноса в разные исторические эпохи (от первобытного общества до постиндустриальной эпохи). Понятие «национальная группа». Культура, ее определение и классификации. Культура в системе историко-культурных общностей, в том числе этноса. Социальные функции культуры и выделение соответственно этим функциям сфер культуры. Типы культуры. Понятия быта, обычая, обряда и др. Понятие «этнические процессы». Типологизация этнических процессов. Этнические процессы в компонентах этноса. Понятие этнического субстрата, суперстрата, адстрата. Понятия этнической истории. Соотношение этнической истории и этногенеза. Разделы этнической истории (в зависимости от этнических компонентов). Понятия этничности и этноцентризма. Социальный организм, социальная система, социальная структура, социальные отношения и роль в них этнических явлений. Понятие «гендер» и гендерные исследования в этнологии.

Основные проблемы этнологии. Изменения в проблематике этнологии в XIX – XX вв. в связи с социальными и научными потребностями общества. Изучение этнического состава этносов и населения территориальных ареалов. Этносоциологическое и этнодемографическое изучение состава населения. Проблема формирования этноса – этногенеза. Комплексный подход в изучении этногенеза. Изучение дальнейших (после этногенеза) этапов этнической истории. Проблемы изучения первобытного общества. Изучение социальных и этносоциальных институтов на разных социально-экономических уровнях. Изучение гендерных, властных, связанных с глобализацией, связанных с политикой неолиберализма, экологических и других проблем. Изучение культуры и главным образом народной (традиционно-бытовой) культуры. Проблема этнической специфики культуры. Традиции и новации в культуре. Бикультурализм и билингвизм. Дешифровка древних письменностей в этнологии. Проблемы этнологии на стыке с другими науками. Прикладные проблемы этнологии.


^ 2. Социальная антропология как наука. Объект и предмет исследования, основные проблемы.

Объект и предмет социальной антропологии. Человек в системе социокультурных связей — объект социальной и культурной антропо­логии. Социальная организация как форма существования культуры. Культура и мир человека. Культурные аспекты социальной организации жизни людей в их сравнительно-историческом плане как предмет изуче­ния социальной антропологии. Ракурсы рассмотрения культуры и формы антропологического знания. Соотношение социальной антро­пологии и других наук.

Логическая структура антропологического знания. Исследовательская традиция и перспектива в антропологии. Модели и парадигмы. Фундаментальные категории и понятия социаль­ной антропологии. Характеристика основных социально-антропо­логических проблем. Специфика социально-антропологических фактов. Проблема формулирования законов социальной антропологии.

Теоретические принципы и основания социальной антропологии. Общеангропологические основания. Проблема теоретической редукции и антропологические универсалии. Теоретические основания и принци­пы. Культурные универсалии. Специальные критерии. Поиск новых теоретических оснований и исследовательских критериев в социальной антропологии.


^ 3. Методологические основания и методы исследования в социальной антропологии и этнологии.

Методология социально-антропологического познания. Специ­фика социального и социально-антропологического познания. Сравни­тельно-исторический подход и культурный релятивизм. Системно-ант­ропологический подход как методология исследования социокультур­ных явлений. Особенности комплексного моделирования объекта. Мето­дологические аспекты изучения культуры: морфологический (структур­но-генетический), институциональный (функциональный) и динамичес­кий анализ.

Методологические принципы и ориентации социальной антро­пологии. Общие принципы (антропологическая интерпретация; объек­тивность; комплексность; системность и др.). Критика антропологичес­кого холизма. Частные принципы (взаимозависимость наблюдателя и наблюдаемого; позитивная значимость исследуемых явлений и др.). Нетрадиционные методологические основания и средства.

Общая классификация методов исследования в этнологии. Методы сбора материала в этнологии и социальной антропологии. Универсальные методы сбора материала: метод наблюдения и его основные виды. Метод опроса и особенности его применения. Психологические методики в этнологическом исследовании - тест, эксперимент, биографический метод. Специфические методы сбора материала в этнологии - «метод пережитков» и метод «понимающего участия». Методы анализа и обобщения в этнологии: описательный, сравнительный, типологический, картографический и математический. Их общая характеристика и особенности использования. Этнографическая экспедиция как основная форма организации исследования в этнологии. Ее виды и основные этапы.

Конкретно-научные методы и приемы социальной антропологии и этнологии. Классификация и типологизация. Методы полевых иссле­дований. Кросс-культурные исследования. Инвариантные процедуры исследования в антропологии.


^ 4. Социальная (культурная) антропология в системе гуманитарной мысли и наук о человеке и культуре. Этнология в системе научного знания.

Дифференциация наук о человеке. Науки об обществе: социология, философия, экономики, политология, история. Науки о культуре: история культуры, культурология. Науки о личности и ее развитии (психология, педагогика, персонология). Науки о природе и организме: физическая антропология, этология и экология человека. Соотношение и взаимосвязь вышеуказанных дисциплин с социальной антропологией. Социальная антропология и социология. Общие исторические нормы обеих наук. Понятие общего проблемного поля. Методологические различия. Предметная область и границы познания социальной антропологии и социологии.

Исторические связи этнологии с науками естественного, гуманитарного и обществоведческого циклов. Появление особой формы осмысления окружающего пространства в античную эпоху в виде «страноведения» и последующее становление самостоятельной методологии в этнологии и географии. Естественнонаучная революция 19в. и поиски биологических основ социокультурной жизни: этнология и физическая антропология. Природные закономерности функционирования социокультурных систем - синтез экологического и этнокультурного подходов в рамках междисциплинарного направления - этноэкология. Этнология и история: общее и отличное в источниковой базе и задачах исследования. Этнопсихология и этносоциология: междисциплинарное знание в научном дискурсе 20-го века. Этнокультурная обусловленность демографических процессов. Лингвистика и фольклористика в «традиционном» этнографическом исследовании.


^ 5. Научные школы в этнологии и социальной антропологии.

Формирование первой научной методологии в этнологии - эволюционное направление. Э. Тэйлор - основоположник эволюционизма. Теория однолинейной эволюции культуры, «метод пережитков» как основной метод этнологического исследования. Дискуссия о ранних формах религиозных верований: анимизм и тотемизм. Теория эволюции социальных и семейно-брачных отношений Л.Моргана. Род как первичная форма социальной организации человека. Концепция «элементарных идей» А. Бастиана. Теория эволюции основных форм сознания человечества Дж. Фрэзера: магия, религия, наука. Кризис эволюционной теории в этнологии в конце 19в.

Антропогеографический подход к изучению культуры как альтернатива эволюционизму. Школа «диффузионизма». Ф. Ратцель. Роль заимствований в истории культуры. «Культурный круг» как основная категория для этнологического анализа. Морфология культуры Л. Фробениуса. Ф. Гребнер и разработка метода исследования культурно-исторических связей. Диффузионизм в Европе и Сев. Америке (У. Риверс, Э. Сепир и др.).

Социологическая школа Э. Дюргейма. Новый подход к изучению социальности культуры. Элементарные идеи и изучение особенностей мышления в «примитивных культурах» (Л. Леви-Брюль «Первобытное мышление»).

Функционализм. Практическая значимость этнологических исследований и изучение культуры как функциональной системы Б.Малиновским. «Теория потребностей» и «теория равновесия культуры» как основные методики этнологического анализа, антиисторизм Малиновского. Структурный функционализм А. Радклифа-Брауна, «социальна структура», вместо «культуры». «Колониальный шлейф» британского функционализма.


^ 6. Этнологические классификации.

Географическая классификация и ее цель. Понятия эйкумены, аборигенного, автохтонного, коренного и пришлого населения. Процессы первичного расселения человечества по земному шару. Процессы вторичного переселения. Географические ареалы и историко-этнографические общности.

Этнографические классификации. Классификация по историко-этнографическим общностям и возможность ее создания. Этнохозяйственная классификация – выделение хозяйственных комплексов у народов мира. Классификация народов по типам культуры, в том числе по хозяйственно-культурным типам. Этноконфессиональная классификация.

Лингвистические классификации. Язык животных и язык людей. Человеческая речь – появление и ее дальнейшее развитие. Фонетическая классификация – этнофонетические ареалы. Морфологические классификации. Генеалогическая классификация. Понятия «праязык» и «язык-основа». Изменения в лексике и формирование языковых семей, их ветвей, групп, языков, диалектов (наречий) и говоров. Языковые семьи народов мира. Изолированные языки.

Антропологическая классификация. Расовые признаки. Причины возникновения расовых различий. Полицентрическая теория появления рас. Характеристика австрало-негроидной, европеоидной и монголоидной больших рас. Малые расы больших рас. Самостоятельные (переходные) малые расы. Расистские теории – расизм в исторических концепциях, социал-дарвинизм, евгенический расизм и др.


^ 7. Традиционная культура как исходный объект изучения социальной антропологии.

Традиционные и архаические культуры. Сущность традиционной и архаической культуры. Понятие модернизированной культуры.

Первоначальные представления о доисторичес­ком обществе и традиционных культурах. Классические и современные подходы к их изучению. Типология традиционной культуры. Сущест­венные черты первобытной культуры (гомогенность и интегрирован-ность, локальность и замкнутость, автономность и инертность).

Специфика восприятия и мышления в традиционной (архаической) культуре по Леви-Брюлю. Теория мышления Ж.Пиаже. Современные теории мышления (М.Мид., М.Коул и С.Скрибнер, В.Тернер, Р.Вужъдвортс, М.Салинг). Концепция традиционного мышления Леви-Строса. Признаки первобытного мышления.

Обычаи и ритуалы в традиционной культуре. Понятие и природа ритуала. Типы ритуала (отрицательные, положительные, магические, религиозные, кризисные, календарные, интенсификации и др.).

Особен­ности и характерные черты средневековой культуры. Основные куль­турные типы ("крестьянин", "рыцарь", "феодал" и др.). Исследование "современных" форм существования традиционной культуры.

Проблемы модернизации современных обществ. Сущность и содержание модернизации. Главные характеристики модернизации по С. Хантингтону. Новые концепции модернизации.


^ 8. Проблемы семьи и родства в истории социальной антропологии и этнологии.

Проблемы семьи и родства в истории социальной и культурной антропологии. Концепции происхождения семьи и родства в социальной науке. Эволюционистский подход и его критика. Историческая концеп­ция семьи. Структурно-функциональный анализ семьи и брака. Куль­турно-антропологические концепции. Развитие теории экзогамного рода в английской этнографии. Исследование дуально-родовой организации. Проблема происхождения и развития семьи в отечественной социальной мысли.

Антропология семейно-родственных отношений: проблемы и методы исследования. Этнография семьи и родства. Своеобразие семей­ного уклада жизни (ритуалов, обрядов, обычаев) в разных обществах и культурах. Ракурсы антропологического изучения семьи и родства. Понятийный аппарат. Основные методологические подходы (истори­ческий, структурно-функциональный, интерационистский, ситуационно-ролевой и др.).

Семья и родство как социокультурные институты. Институциональная характеристика семьи и других родственных объединений. Социально-культурная и психологическая структура семьи. Родительство как социокультурный феномен. М.Мид об отцовстве как социальном изобретении. Функции семьи. Семья как главный агент социализации и первичного социального контроля. Типология семейных структур и формы брака. Историческая эволюция семьи как института. Системы родства в первобытном обществе. Семья и родство в индустриальную эпоху. Социокультурные факторы жизнедеятельности современной семьи.


^ 9. Понятие материальной культуры и хозяйства. Материальная культура и социальные отношения.

Основные интерпретации понятий «материальная культура», «хозяйство» истории социальной антропологии.

Существующие определения понятия материальная культура. Символическое содержание предметов материальной культуры. Использование материалов как феномен культуры.

Функциональный подход к материальной культуре. Материальная культура как адаптивная система. Механизмы порождения и распространения материальной культуры. Влияние природно-географической среды на характер хозяйственной деятельности, быт и материальную культуру. Природно-географическая среда, хозяйственная деятельность и менталитет, культурный и религиозный факторы в хозяйственной деятельности и материальной культуре.

Научные школы и концепции связи природной среды, хозяйственной деятельности и менталитета.

Понятие «культурного круга». Роль переноса предметов материальной культуры в работах социальных антропологов-диффузионистов. место памятников материальной культуры в историческом наследии.

Археология как изучение материальной культуры прошлого.

Археология и социальная антропология, их отношения в различных национальных и теоретических школах в социальной антропологии.

Знаковое содержание материальной культуры. Значение предметов материальной культуры в межличностных, межгрупповых, межобщностных, глобальных отношениях.

Роль материальной культуры в процессах социальной стратификации, оформлении статусных различий, социальных позиций, ролей. Потребительское поведение и его оценка в социально-антропологических теориях современного общества.

Значение материальной культуры во взаимодействие культур и цивилизаций. «Демонстрационный эффект» проблема «взаимовлияния западной технологии и восточной духовности».


^ 10. Мифология традиционных и современных обществ.

Понятие мифа. Мифология традиционных и современных обществ. Религиозные основы мифологии. Традиционные религии и мифы. Религиозные мифо­логии (буддийская, ведийская, джайская, индуистская, иудаистическая, мусульманская, христианская и др.). Географическое распространение мифов. Национальные и континентальные мифологии. Миф как фактор национальной консолидации современного общества. Примеры нацио­нально-государственных мифологий. Методология и методы исследо­вания мифов.


^ 11. Религия как социокультурный институт.

Проблемы религии в истории социально-антропологической мысли. Философские предпосылки антропологического изучения рели­гии. Природа божественного. Проблема сверхъестественного и священ­ного. Концепция духов и их могущества как предпосылка религиозного мировосприятия. Классические теории религии в антропологии. Теория первобытной мифологии и анимизма (Э. Тайлор, Дж. Фрезер). Функцио­нальный анализ. Элементарные формы религиозной жизни. Религия как фактор культурного выживания общности. Тотем и табу. Идея социаль­ной обусловленности религиозных представлений и институтов. Сов­ременные концепции религии.

Религия как социокультурный институт. Социокультурная сущность религии. Ее место в системе культуры. Культурные функции религии и ее структура. Ритуал—миф—магия. Типы религии и их ант­ропологическая систематизация. Общая характеристика исследований первобытных религий. Религиозные искания в современном обществе. Эзотерика и современные магические практики. Распространение и прак­тическое применение идей теософии и Живой Этики. Учение и магичес­кие опыты К. Кастанеды.


^ 12. Мировые религии и их типологические признаки

Общая характеристика мировых религий. Причины появления мировых религий.

Буддизм. Социально-исторические условия его возникновения. Вероучения и культ раннего буддизма. Раскол буддизма в I-II вв. н. э.: хинаяна и махаяна. Распространение и эволюция буддизма за пределами Индии. Буддизм на территории России. Буддизм в современном мире. Буддийский модернизм и европейский необуддизм.

Христианство. Возникновение и развитие христианства в I – V вв. н.э. Исторические условия возникновения христианства. Первые христианские общины. Становление христианства как государственной религии. Греко-католическая и римско-католическая церкви. Католицизм, православие, протестантизм.

Ислам. Социально-исторические условия возникновения. Мухаммад. Коран. Сунна. Вероучения и культ раннего ислама. Основные этапы и географии распространения ислама. Раскол и основные направления в исламе: суннизм, шиизм, хараджизм. Ислам на территории России. Ислам в современном мире: борьба модернизма и традиционализма. Исламский фундаментализм и концепция «исламского мира».


^ 13. Взаимодействие культур в социальной антропологии и этнологии.

Уровни развития культуры: фундаментальный, эмпирический, нормативный. Понятие структуры. Девиантная субкультура. Массовая и элитарная культуры. Контркультура. Культурная деятельность. Культурный уровень личности.

Понятие социокультурной динамики. Источники и факторы культурной динамики. Культурно-историческая школа в этнологии и социальной антропологии. Концепция социокультурной динамики П.А. Сорокина. А. Моль об особенностях социокультурной динамики. Влияние социокультурной динамики на особенности взаимодействия культур. Глобализация, ее влияние на процессы создания, потребления и распространения культурных ценностей и взаимодействие культур. Становление «информационного» общества и трансформации в культуре. Новые информационные технологии и изменения в культуре. Идеи динамики культуры в синергетике. Современный этап общественного развития, изменения в культуре и особенности взаимодействия культур.


^ 14. Социальная демография и ее специфика. Демографическая политика государства

Объект и предмет социальной демографии. Понятия населения и народонаселения в демографическом исследовании. Демографическая структура и состав населения. Половая, возрастная, брачная и семейная структуры населения. Демографические процессы: экзогенные и эндогенные факторы их возникновения. Соотношение социальной демографии с социологией, социальной статистикой, экономикой, социальной медициной, социальной психологией. Методологическая роль общей теории демографии в отношении социальной демографии. Функции социальной демографии. Система категорий социальной демографии. Методологические принципы социальной демографии.

Демографическая политика как составная часть социальной политики государства и как элемент управления развитием народонаселения. Характеристика показателей социально-экономического положения страны. Взаимосвязь этих показателей с демографической политикой. Основные принципы демографической политики: принцип суверенности семьи, принцип общественного договора, принцип единства целей федеральной и региональной политики, принцип социального участия. Направления и методы демографической политики. Современное содержание социально-демографической политики в Российской Федерации.


^ 15. Проблемы рождаемости, смертности, брачности, здоровья и миграции населения и их учет в социальной политике государства

Демографическое понятие рождаемости, показатели рождаемости. Проблема учета в анализе рождаемости. Понятие репродуктивного повеления. Демократическое понятие смертности, показатели уровня смертности. Коэффициент младенческой смертности. Смертность по основным классам причин. Динамика ожидаемой продолжительности жизни населения в современной Российской Федерации. Брачность и разводимость, их показатели. Виды и формы брака. Потенциал брачности. Факторы разводимости. Уровень развития системы здравоохранения в Российской Федерации, заболеваемость населения, основные причины заболеваний. Отношение людей к собственному здоровью и поведение людей как фактор сохранения здоровья. Понятие миграции, классификация типов миграций. Современная миграционная политика в Российской Федерации. Формирование основных направлений социальной политики государства с учетом демографических показателей. Содержание социальной политики в отношении семей с детьми, пенсионеров, инвалидов, мигрантов, безработных, молодежи в Российской Федерации.


^ 16. Нации и национализм. Теория и практика национализма.

Понятие нации. Факторы формирования нации. Национальный характер как этнический феномен и его характерные особенности. Понятие национального темперамента. Национальные чувства и настроения. Национальная ментальность и её структурные компоненты Национальное мышление.

Нации и национализм. Изучение национализма в общественных науках до 1970-х годов. Изменение в представлениях о национализме в 80 - 90-е гг. XX в. Политические, социологические и культурологические теории национализма.

Национализм и патриотизм, национализм и ксенофобия. Гражданский и этнокультурный национализм. Причины национализма.

Этнонационализм в СССР и Российской Федерации. Интерпретация “права нации на самоопределение”, формы самоопределения.

Типы и формы национализма на постсоветском пространстве. Совместимы ли принципы демократии и национализм. Возможен ли реформаторский или “модернизационный” национализм. Дискуссии в мировой науке о возможностях совместимости либерального национализма с процессом демократизации.


^ 17. Этническая идентичность и самоидентификация: идеология и практика социальных действий.

Понятие «этническая идентичность». Уровни и типы идентичности. Этническая идентичность в иерархии социальных идентичностей. Образ этнической группы в контексте активистских (деятельностных) теорий (А. Гиденс, А. Турен, П. Штомпка). Основные компоненты этнической идентичности. Уровни этнического самосознания: идеологический и социально-психологический (автостереотипы, представления, установки и ориентации этнических групп). Когнитивные, эмоциональные и регулятивные элементы этнической идентичности.

Образ этнического "я" и этнического "мы" в культурно-исторической динамике (на примере России).

Традиционные, психологические и культурные критерии индивидуально-личностной самоидентификации (по этническому признаку).

Этноконсолидирующие и этнодифференцирующие признаки идентичности как две стороны самоидентификации общности.

Особенности русской самоидентификации.

Причины роста этнической идентичности в современном мире. Этническая мобилизация и конструирование этничности. Этнический ренессанс в Европе и на постсоветском пространстве. Позитивные и негативные стороны в этом процессе. Политизация этничности. Этничность и власть.

Роль элиты на различных этапах этнической мобилизации.


^ 18. Межэтнические взаимоотношения.

Понятие межэтнических взаимоотношений. Классификации типов межэтнических отношений. Чистые типы межэтнических отношений. Межэтнические отношения на межличностном уровне. Связь типа поведения с возможными результатами межэтнических кон­тактов.

Классификация этапов и типов развития межэтнических взаимоотношений. Теории этнокультурного взаимодействия. Роль исторических, политических, культурных, психологических и ситуативных факторов в межэтнических отношениях (A. Кембелл, Г. Симпсон и М. Уингер). Тип межэтнических отношений Р. Парка. Тип "завоевания и доминирования". Создание колоний как тип межэтнических взаимоотношений. «Попадание под власть на­рода с более низким, примитивным уровнем культуры, мышления и развития» как тип межэтнических взаимоотношений.

Особенности формирования этнических установок в сфере повседневного поведения в быту, деловой сфере, в сфере дружеского и семейного общения.

Понятие «толерантности» и «политической корректности».Дискуссии вокруг понимания толерантности. Факторы формирования толерантности.

Антисемитизм, антикавказанизм на посттоталитарном пространстве. Социальные, психологические и идеологические основания их распространения. Стратегия и механизмы предотвращения предубеждений и враждебности. Роль государства в формировании межэтнического согласия.

Этнические процессы в современном мире.

Виды процессов взаимодействия этнических общностей. Понятие и характеристики аккультурации. Теоретические подходы к аккультурации. Аккультурация и культурная адаптация мигрирующих народов. Теория "культурного шока". Стресс аккультурации.

Язык как механизм межэтнического взаимодействия.


^ 19. Этнопсихология как междисциплинарное научное знание.

Специфика рассмотрения национальных особенностей психики человека в этнической психологии, объект и предмет исследования.

Методология этнической психологии, характеристика её уровней (общая, специальная, частная методология), методов и принципов исследования. Задачи этнической психологии как науки.

Основные этапы формирования этнопсихологических взглядов. Этнопсихологические представления в эпоху Просвещения (К. Гельвеций, Ш. Монтескье). Создание методологических и теоретических основ этнической психоло­гии как самостоятельной науки в трудах М. Лацаруса, X. Штейнталя, В, Вундта. Создание этнопсихологических школ в ХХ веке (Л. Леви-Брюль Ф., Боас А., Кардинер и др.).

Основные современные направления этнопсихологических исследований. Современный психоанализ и его роль в исследовании культур (Г. Стейн, Э. Фромм и др.). Гуманистический подход А.Маслоу и Э.Фромма). Этологический подход к исследованию культур (К.Лоренц и др.). Методологические поиски современных представителей психологической антропологии (Р.Линтон, К.Клахкон и др.).


^ 20. Психологические защитные механизмы этноса

Понятие психологическая защита. Особенности и проявления психологической защиты этноса.

Этническая культура как защитный механизм. Центральная культурная тема этноса, этнические кон­станты, этническая картина мира. Адаптационно-деятельностные модели этноса.

Понятие этнического стереотипа. Функции стереотипов в теории Уолтера Липпмана. Роль, свойства и характеристики этнических культурных стереотипов. Стереотипизация и её функции. Условия и мотивы, механизмы формирования этнических стереотипов, их социальные и психологические функции. Разновидности этнических стереотипов

Этнические символы как защитный механизм их виды и функции, сецифические психологические особенности официальных государственных символов. Понятие механизмы этнической символизации. Характеристика вытеснения, сублимации, атрибуции, проекции, рационализации и символизации. Понятие этнонима и его характеристики.


^ 21. Антропогеография как наука. Научно-теоретические основы антропогеографии

Происхождение антропогеографии, как учения, находящегося на стыке естественных и общественных наук. Связь с антропологией и географией. Антропогеография и ее связь с геополитикой, этнологией, этнополитологией, расологией, политической географией, геоэкономикой, геокультурой, этноэкономикой и др. Предмет и объект антропогеографии.

Основные понятия и категории. Понятие географической среды, ее признаки. Географическая среда и географическая оболочка Земли.

Пространство. Жизненное пространство. Ландшафт, вмещающий (кормящий) ландшафт. Месторазвитие.

Методы антропогеографии. Функции антропогеографии.

Географическая школа в социологии. Обусловленность общественных явлений географической средой. Мыслители античности (Демокрит, Гиппократ, Геродот, Полибий, Страбон, Парменид, Аристотель), средних веков (Ибн Халдун), эпохи просвещения (Ж. Боден). Теория географического детерминизма (Ш.Л.Монтескье, Г.Т. Бокль, Г.Ф.Гегель, К. Риттер и др.).

«Отец» антропогеографии и геополитики Ф. Ратцель. Учение о связи природного ландшафта и человеческого поведения, эволюции народов с географической средой, о влиянии рельефа местности на культурное и политическое становление народов и др. Немецкая «органицистская школа». Биогеография. Государства как живые, развивающиеся в пространстве организмы, связанные с почвой. Семь законов пространственного роста (экспансии) государств.

Концепция географического поссибилизма.

Материалистическое понимание истории в марксизме-ленинизме. Диалектика материального и духовного, бытия и сознания. Человек как биосоциальное существо. Идеи «подчинения» и «преобразования» человеком окружающей природы.


^ 22. Этнополитология как наука.

Предмет этнополитологии. Место этнополитологии в современном обществознании.

Методы этнополитологии как науки, их соотношение с методами этнологии и политологии. Метод этнополитологического мониторинга. Основные направления деятельности экспертов. Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов (EAWARN), Института этнологии и антропологии РАН.

Функции этнополитологии: функция рационализации национальной политики.

Теоретическое и прикладное значение этнополитологии. Задачи этнополитологии в Российской Федерации.


^ 23. Этничность и демократия. Этничность и государственность.

Классическая демократия и демократия в этнически неоднородном (разделенном) сообществе. Этнократические режимы. Формы разделения политической власти между этническими группами в демократическом государстве с полиэтническим составом населения по С. Смуха.

Этническая демократия, демократия согласия, либеральная демократия. Российский опыт формирования демократического государства в многонациональной стране: достижения, недостатки, ошибки.

Национальное государство. Критерии моноэтнического государства. Этнократическое государство. Конституционный национализм. Противоречия советской национальной политики. Причины развала СССР: этнополитический аспект. Гражданство. Модель гражданского статуса по В. Брубэкеру. Этнические меньшинства и их роль в государстве. Основания национализма меньшинств. Политика международного сообщества в отношении меньшинств (по С.В.Соколовскому). Принципы государственной стратегии в области этнополитики.


^ 24. Социальный конфликт и поведение человека в нем.

Социальный конфликт и различные подходы к его изучению. Бесконфликтная модель общества. Теория «конфликтной модели общества». Теория позитивно-функционального конфликта. Источники современных конфликтов. Позитивные и негативные функции современных конфликтов. Классификация и типология конфликтов. Субъекты конфликтных отношений. Механизм социального конфликта: предконфликтная ситуация, начало конфликта, разрешение конфликта. Современные подходы к управлению конфликтами. Методы разрешения конфликтов. Метод избегания конфликта. Метод переговоров. Метод использования посредничества. Метод откладывания. Арбитраж.

Социальные конфликты в современной России. Противоречия между структурными элементами общества. Конфликты в социально-политической сфере. Межнациональные конфликты. Причины этнических конфликты. Специфика этнических конфликтов. Поиски моделей бесконфликтной этничности. Формы выражения конфликтов. Революции и реформы как формы проявления социальных конфликтов.


^ 25. Этнополитические конфликты.

Этнический конфликт, как особая форма социального конфликта. Этнический конфликт как политическое явление.

Типы классификации этнических конфликтов. Типология конфликтов: рациональный и конструктивный. Причины этноконфликтов. Этнополитическая мобилизация как одна из причин этнических конфликтов. Этнические конфликты в с конце 80- х гг. XX в. в СССР и Российской Федерации.

Этнонационализм и его формы. Пути преодоления этнорадикализма: строительство гражданской нации, консоциальная демократия, культурно-национальная автономия.

Методы управления и урегулирование этнополитическими конфликтами: нормативный, принудительно-переговорный, идеалистический, силовой, индифферентный, компромисс. Идентификация конфликта, институционализация конфликта, определение его субъектов, выработка стратегии и технологии урегулирования. Политическая система урегулирования конфликтов американского ученого У. Юри.


^ 26. Философская антропология, ее предмет и место в системе философского и социогуманитарного знания

Понятие философской антропологии. Отличие философской антропологии от антропологии и философии человека. Возникновение и развитие философской антропологии. Соотношение естественно-научного знания с философским постижением человека. Отношение философской антропологии к художественным формам познания человека.

Философская антропология как раздел философии, ее место в структуре сложившегося философского знания, в соотношении с онтологией, гносеологией, социальной философией, этикой, эстетикой. Структура философско-антропологического знания.

Философская антропология как область философского знания об инвариантных, устойчивых природных и социокультурных свойствах и качествах человека в их социокультурной изменчивости. Потенциал антропологической картины мира. Методы познания человека и методологические принципы человековедения. Опыт философского истолкования философской антропологии. Место философской антропологии в системе социогуманитарного знания.


^ 27. Человек как объект философского анализа. Телесное и духовное в человеке.

Множественность определений человека как выражение многогранности человеческого бытия и многоликости его образа. Эволюция определений человека в разных типах культуры, смена парадигм - тенденция от «объективности к субъективности» человека, поиск целостности человеческого образа.

Телесно-физическое бытие человека в "объектном" мире, духовно-ценностно-смысловое бытие человека в "социокультурном", "субъектном мире": проблема их противоречивого соотношения. Философское учение о теле в запад­ной и восточной культурах.

"Тело" как средство реализации высших духовных и социальных целей и как "самоцель". Проблема "неорганического тела человека" — системы орудий, техники, компенсирующих "телесно-физическую недостаточность. Соотношение между "органическим и неорганическим телом" человека, углубление противоречий и конфликтности в совре­менной технической цивилизации, необходимость коэволюции природ­ных и технических средств.


^ 28. Бытие человека. Экзистенциальные категории человеческого бытия

Проблема определения бытия. Основные категории человеческого бытия: природа, сущность и существование человека; объектность-субъектность, объективность-субъективность; целостность человека и "частичный человек"; определенность и неопределенность: открытость миру и замкнутость со-бытия; общение и одиночество; отдельность и совместность, проблема "Я и Мы"; совершенство, законченность и несовершенство, завершенность человека; гармония и противоречие; организация, самоорганизация и дезорганизация бытия человека в разных системах; созидание и разрушение, творчество и воспроиз­водство; становление и уничтожение человеческого в человеке; развитие человека как целеполагание; детерминация и свобода; "внутренний человек" и "внешний мир"; бытие человека и его среда. Формы бытия человека в мире: объект ("вещь среди вещей") — субъект, телесно-духовное; род-индивид; личность-индивидуальность; социальное-инди­видуальное и др. "Иерархия бытия" (Н.А. Бердяев) и ее социокультурные формы. Космизм человеческого бытия (Тейяр де Шарден), В.И. Вернад­ский — учение о ноосфере. Повседневность бытия человека.

Бытие человека как жизнь, смерть и бессмертие. Отношение к жизни и смерти в различных социокультурных традициях.

Страдание и наслаждение, горе и радость, смех и слезы. Этика и эстетика радости, смеха и горя, слез.

Страх, стыд, вина, грех, раскаяние и искупление вины, преступ­ление и наказание как феномены духовной жизни в светских и рели­гиозных формах.

Общение и духовное одиночество. Одиночество как разрушение социокуль-турных связей человека. Виды одиночества (психологическое, куль­турное, социальное), его причины, одиночество отчуждения. Одиночест­во — "чума XX века". Трагизм одиночества и синдром брошенности и беспомощности. Проблема "человека без корней" с разорванными социокультурными связями. Г Марсель — "человек из барака", "чело­век-скиталец" Отшельничество и странничество на Руси традиции и современность, проблема мигрантов, беженцев и "бомжей" в кризисном социуме.

Проблема "омассовления человека" и "одиночество в толпе".

Духовная жизнь человека как поиск смысла личного и социаль­ного бытия, выбор целей и ценностей, средств их достижения, разработка "технологии поведения", "стратегии и тактики" действия, выбор мето­дов решения жизненных задач, мотивация, контроль и оценка поведения


^ 29. Человек в системе общественных отношений.

Индивид и общество. Антиномия личного и общественного бытия и формы ее практического и теоретического разрешения в разных социокультурных и философских системах. "Коллективизм", "социаль­ный универсализм и индивидуализм", "социальный атомизм" как прин­ципы решения диалектики индивидуального и социального. Социо-центристские и антропоцентристские концепции личности. Культурная и социальная среда и формы реализации возможностей и перспектив личности. Социальная деятельность и обще­ние как формы бытия и условия становления и развития личности. Труд и творчество. Типы социальных общностей и формы общения.

Свобода и насилие. Культура как историческая мера и форма свободы личности. Эволюция форм принуждения и способы самозащиты личности. Ценность и реальная "цена" человеческой жизни для общества и для индивида. Проблема жертвы и самопожертвования. Традиции светской и религиозной духовности в решении этих проблем в истории идейной жизни России. Этика ненасилия и проблема сопротивления злу. Традиции революционаризма, бунтарства, терроризма, народничества и марксизма. Русская философия и принципы решения этих проблем (Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, С.Л. Франк, Вл. Соловьев, Н.А. Бер­дяев, И.А. Ильин).

Человек и история. Смысл жизни и осмысление человеком опыта общественного и личного. Поиск и нахождение личностью своего места в историческом процессе. Обретение смысла исторического дей­ствия. Демократизация исторического процесса, возрастание роли индивидуальности и влияния личности на исторические события. Обще­ственный и личный долг и ответственность. Проблема несовпадения це­лей и результатов. Рациональное и иррациональное в истории, проблема "разумных решений" и "безумия страстей". Историческая эволюция ти­пов личности и возрастание индивидуального своеобразия историчес­кого развития. Открытость и непредсказуемость общества и личности.

Человек и власть. Нравственно-психологический комплекс власти, ее притягательность, потребность во "властвовании". Культура власти и властных отношений. Социальные истоки и формы власти, мес­то человека в системе властных отношений. Власть и сила: сила власти и власть силы. Власть и авторитет личности. Хищнические формы раз­вития, власть как насилие над природой, обществом и человеком. Герои­зация насилия в культуре. Агрессия как форма самоутверждения лич­ности. "Авторитарный человек".


^ 30. Культура как социальная система. Системно-антропологичекий подход.

Понятие "культура" в социальной антропологии и этнологии.

Обзор существующих интерпретаций в западной и отечественной лите­ратуре. Классификация А. Кребера и К. Клакхона. Теории культуры в антропологии (общий обзор). Определение культуры Э. Тайлора. Антро­пологический смысл культуры: человек как ее творец и творение. Этно­центризм и релятивизм в культуре. Существенные признаки культуры. Структурная дифференциация. Субкультуры. Их классификация.

Системно-антропологический подход к изучению культуры. Кон­цепции социокультурных систем. Общие представления о культуре как социальной (надорганической) системе. Структура и функции социо­культурной системы. Культурные элементы и единицы. Проблемы гене­зиса человека и культуры. Генетическая структура культуры. Культур­ные аспекты социальной организации и социальные аспекты культуры.


^ 31. Происхождение человека и культуры: проблемы антропосоциогенеза и культургенеза.

Происхождение человека и формирование его родовых сил. Проблема антропосоциогенеза. Теория происхождения видов Ч. Дарвина. Социобиологические и этологические предпосылки человеческого вида. Общеантропологические интерпретации человека. Человек как трех­уровневая система (биоорганическая, биосоциальная и социокультур­ная). Физическая и социальная эволюция человека. Происхождение чело­века как предыстория человечества. Становление родового человека и начало его подлинной истории. Понятие и структура родовых сил.

Проблемы становления культуры. Социокультурогенез. Общие представления о генезисе и порождении культуры в эволюционизме. Неоэволюционистские теории культурогенеза. Современные концепции генезиса культуры. Ограниченность трактовки биосоциальной двухмер-ности человека. Причины и факторы порождения культуры. Типы взаи­модействия человека и культуры. Уровни и формы культурогенеза. Куль­турные формы человеческой социальности (экономика и государство, право и мораль и т.д.).


^ 32. Антропогенез и этногенез.

Этногенез и его основные факторы. Истоки, направления и формы этногенеза. Этноэволюционный и этнотрансформационный процессы.

Формы этнического объединения: фузия, консолидация, ассимиляция, конвергенция, межэтническая интеграция, этногенетическая миксация).

Формы этнического разделения: парциация, сепарация.

Роль и значение лингвистики, антропологии и археологии при изучении процессов этногенеза. Гомогенез. Роль антропогенеза при изучения процессов этногенеза и расогенеза. Расогенез и его факторы (географическая среда, мутагенез, социальная изоляция, метисация).

Концепция этногенеза Л.Н.Гумилева. Идейно-теоретические предтечи концепции Л.Н.Гумилева – В.И.Вернадский и А.Л.Чижевский. Этногенез как энергетический процесс. Основные понятия и этнические процессы в пассионарной теории Л.Н.Гумилева (пассионарность, фазы этногенеза, комплиментарность, стереотип поведения).


^ 33. Культура и социальная структура. Социокультурная стратификация.

Понятия "социальная организация" и "социальная структура" в антропологии и социологии. Социальная структура как набор взаимосвязанных статусов (позиций) и соответствующих им ролей в рамках определенной общности или сообщества. Культурные особенности становления и развития со­циальной структуры в традиционном обществе. Социокультурный ана­лиз индустриального общества. Социальное неравенство и стратифи­кационный подход.

Предпосылки, уровни и формы стратификации. Исторические типы социокультурной стратификации. Культурные факторы стратифи­кации традиционных обществ. "Дуальная" организация. Культурные параметры различий и расслоения людей в современном обществе. Со­циальное распределение (расслоение) и многообразие жизненных стилей людей в обществе.

Современная парадигма культурноантропологического анализа социальной структуры. Новые неравенства и дифференциация соци­альной структуры. Снижение значимости стратификационного анализа. Культурные различия жизненных форм и стилей. Новые возрастные ста­тусы. Культурные особенности социальной стратификации в современ­ной России.


^ 34. Концепции этноса в этнологии и этнической антропологии. Этнокультура.

Понятие этноса. Основные интерпретации и существенные черты этноса. Этногенез и исторические типы этносов (племя, народность, нация). Этнология как наука о характерных чертах народов мира, их проис­хождении, расселении и культурно-исторических взаимоотношениях между ними. Изучение этносов как культурных единств в этнической антропологии. Зарубежные теории этносов, концепции этноса и этно­генеза в отечественных исследованиях.

Примордиализм (объективистский подход). Природное (эволюционно-биологическое) направление примордиализма (Г.Спенсер,Пьер Ван дер Берге, Э.Смит,Л.Н. Гумилев). Эволюционно-историческое направление (И.Г. Гердер, С.М. Широкогоров, Ю.В. Бромлей). Инструментализм. Д. Лэйтон. Информационная концепция этноса Н. Н. Чебоксарова и С.А. Арутюнова. Конструктивизм (П. Бергер и Т.Лукманн,Ф. Барт. Б.Андерсон, В.А. Тишков). Советская и российская научная традиция в этнографии(этнологии).

Культура как фактор этнической и национальной интеграции. Элементы этнокультуры (обычаи и ритуалы, традиции, мифы, стереотипы, патерн, потлач и пр.). Этнокультурные процессы и особенности их проявления в различ­ных регионах (инкультурация, мифологизация, символизация, иннова­ции, аккультурация и пр.). Основные объекты исследования этнокультуры.


^ 35. Культура как семиотическая система.

Семиотические и символические концепции культуры в социаль­ной антропологии. Семиотический аспект антропологии. Основные положения семиотики. Естественное и искусственное в семиотических системах. Структурный анализ в семиотике и антропологии. Структу­рализм как деятельность. Символико-интерпретативный подход в куль­турной антропологии. Интерпретация явлений культуры. Трансформа­ция знаков в символы.

Культура как семиотическая система. Знаки и знаковые системы в культуре. Проблема универсальных знаков (Ф. де Сосюр). Семиоти­ческие закономерности и принципы развития культуры. Семиотические членения культурной системы (синтактика, семантика и прагматика). Семиотические языки культуры: языки специализированной комму­никации; языки обыденного (повседневного) общения, языки телодви­жений, языки художественного общения. Семиотика межличностного и межгруппового взаимодействия.

Исследования символических структур культуры традиционных и современных обществ. Семиотические особенности первобытной и традиционной культуры. Символическая структура первобытного мифа. Тотемизм как знаковая система. Символические характеристики совре­менного (индустриального) общества. Символизм и технократизм. Сим­волика государства и власти. Политические мифы и реальность. Симво­лика экономической деятельности и предпринимательства. Прочие спе­циальные символы.


^ 36. Антропология хозяйственной жизни и ее культурные факторы. Экономическая антропология.

Антропология хозяйственной жизни и экономическая антро­пология. Экономика (хозяйство) и культура как предмет изучения эконо­мической антропологии. Идейно-теоретические предпосылки экономической антропологии. Исследования первобытного хозяйства в антропо­логии. Антропологические аспекты изучения современной экономи­ческой системы.

Культурные факторы хозяйственной деятельности. Хозяйство как ведущая система жизнеобеспечения людей. Исторические формы хозяйствования. Традиционное, "натуральное" хозяйство (охота и соби­рательство; земледелие и скотоводство). Половозрастное разделение труда. Воздействие промышленной революции на традиционные хозяй­ственные уклады. Современное хозяйство. Рынок и капитал. Индуст­риальная экономика как система товарного, конкурентно-рыночного и денежного хозяйства.

Экономическая (хозяйственная) культура как предмет антропо­логического изучения. Соотношение хозяйственной и экономической культуры. Основные интерпретации экономической культуры. Ее функ­ции и генезис. Опыт исследования традиционной хозяйственной культу­ры в социальной антропологии. Модели модернизации экономической культуры (англо-американская, среднеевропейская, "догоняющая" к др.). Культурные особенности информационной экономики.


^ 37. Политическая антропология: предмет, основные категории и проблемы.

Политическая антропология как субдисциплина. Культура и политика как предмет изучения политической антропологии. Класси­ческие направления (расово-антропологическое, географическое, функционалистское). Современные представления о ее предмете и научном статусе. Политические системы как объект зарубежной антропологии. Отечественная политическая антропология — наука о человеке как су­бъекте политического творчества. Принципы и проблемы исследования.

Модели политического поведения человека в современной антропологии. Модель подчинения. Эгалитаристские теории. Модель интереса. Концепция "благоразумных" и "конкурирующих" интересов. Конфликт между политическим и экономическим человеком. Признаки политического поведения. Примеры его типологии. Рациональное и не­рациональное, формальное и неформальное в политическом поведении. "Открытый" и "закрытый" типы поведения. "Вертикальные" и "гори­зонтальные" политические действия.


^ 38. Жизнь, смерть и судьба человека в контексте культур.

Понятие жизни. А. Швейцер о благоговении перед жизнью. Философские, религиозные традиции и конкретнонаучное изучение проблемы жизни.

Жизнь и смерть как противоречие целостного бытия. Отношение к жизни и смерти в различных социокультурных традициях его влияние на бытие человека. Культурные формы человеческого бытия, рождения, проживания и смерти. Проблема страха смерти как антропо­логической детерминанты человеческого бытия. Прошлое как умершая жизнь человека, ее преодоление как обретение настоящего и устрем­ленность в будущее как надежда и относительная реализация бессмертия. Инобытие и бессмертие, телесная и духовная дезорганизация и смерть. Инобытие и бессмертие человека как проблема рождения, обретение отцовства и материнства. Бессмертие творчества. Жизнь как ценность и проблема "цены человеческой жизни" – своей и чужой в разных социо­культурных и исторических системах.

Агрессивность, насилие и жертвен­ность, самопожертвование в родовом и индивидуальном бытии челове­ка. Социально-исторический и культурно-нравственный аспект пробле­мы. Стереотип насилия в социально-политической и художественной культуре современности, терроризм революционаристского сознания. Проблема жертвенности в религиозной, христианской культуре и в реалиях бытия. Отечественные традиции, формы постановки и разре­шения этих проблем.


^ 39. Повседневность и жизненный мир человека.

Повседневность и культура как предмет изучения современной антропологии. Анализ проблем повседневности в классических теориях культуры. Современные концепции культуры повседневности (интерак-ционизм, феминология, этнометодология, социальная драматургия, со­циометрия и др.). Методы изучения повседневности в социальной антропологии.

Обыденное знание и повседневная жизнь людей в исторической ретроспективе. Сущность и структура повседневного мышления. Обы­денное знание как культурно-исторический феномен. Эволюция повсе­дневной жизни в античности и средневековье. Историческое развитие повседневной культуры в Новое время. Возникновение антропологии повседневности.

Логика развития повседневности в современном мире. Логичес­кая структура повседневности в разных обществах. Семиотика повсе­дневности. Повседневность и рациональность. Пространственно-времен­ные атрибуты культуры повседневности. Повседневность и событий­ность. Многообразие культурных форм повседневности.

Повседневность и жизненный мир конкретного человека.

Содержание и границы повседневной жизни людей. Индивидуальная картина мира. Обыденное понимание как способ интерпретации повсе­дневных явлений. Механизмы и схемы обыденной типизации человека. Символизация жизненного пространства. Традиция, канон и стиль жиз­ни человека.

Стилевые характеристики повседневной жизни людей. Стиль как индивидуальный или групповой "почеркжизни". Культурные аспекты жизненных укладов и стилей. Типы стилей и стилевая дифференциация культуры. Жизненный стиль и проблема культурной идентичности лич­ности. Групповые стратегии жизни как способы реализации жизненных стилей.

Жизненный путь человека в его индивидуальной траектории.

Проблемные ситуации как основа жизненного выбора. Направленность личности и индивидуальная траектория ее жизни. Жизненный путь чело­века как предмет антропологическою исследования. Событийный ана­лиз в антропологии. Индивидуальные стратегии жизни и методы их изучения.


^ 40. Коммуникативный аспект культуры. Межкультурная коммуникация.

Язык и общение как проблема социальной антропатогии и линг­вистики. Языковое разнообразие как предмет изучения сравнительного языкознания и лингвистики. Классические концепции языкознания и общей лингвистики. Язык и речь. Структурная лингвистика. Структур­но-лингвистический анализ систем родства в традиционном обществе. Этнолингвистика. Язык и этнокультура. Теория языка в функционализ­ме и структурализме. Язык как знаковая система. Социолингвистика. Язык и общество.

Коммуникативная функция культуры. Структура и типы процес­сов социокультурной коммуникации. Язык как средство коммуникации и общения. Общая теория коммуникации. Речь в структуре коммуника­ции. Этнография речи. Стиль речевого поведения. Функции коммуни­кативного акта. Структура построения коммуникативного дискурса. Невербальные формы коммуникации. Исследования коммуникаций в примитивных обществах.

Исследования взаимодействия культур и межкультурных комму­никаций в социальной антропологии. Концепции аккультурации в антро­пологии. Природа взаимодействия культур и принципы их взаимопро­никновения. Процессы аккультурации (имитация, адаптация, конфликт, интердикция и пр.). Классификация контактов между культурами. Осо­бенности межэтнического культурного взаимодействия. Опыт эмпи­рических исследований проблем аккультурации в традиционном и современном мире.




Скачать 495.45 Kb.
оставить комментарий
страница1/2
Дата24.09.2011
Размер495.45 Kb.
ТипПрограмма, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2
плохо
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх