Литература андреев В. Н icon

Литература андреев В. Н


Смотрите также:
Список новых поступлений литературы в библиотеку в апреле месяце 2008 года...
Андреев В. Г
Информационные технологии в образовании....
Андреев В. Г
Литература: Агеева Р. А. Страны и народы: происхождение названий. М., 1990...
Программа М. П. Воюшиной Русская литература:          Андреев Л. «Петька на даче»...
Андреев, Михаил Римско частно право / Михаил Андреев. 7 изд. София : Тракия-М, 1999; 34(37)/А66...
Преподаватель даниелян э. С...
9 класс. Основная литература...
10 класс Основная литература...
Литература Даниил Андреев Собрание сочинений в трех томах. М.,1993...
Литература андреев В. Н...



Загрузка...
скачать




Н.В. Разуваев

ОБ ИСТОРИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ГОСУДАРСТВА

N.V. Razuvaev

ON HISTORICAL DEVELOPMENT OF THE STATE

В статье формулируется собственная позиция автора по таким актуальным вопросам, как понятие и признаки государства, типология государств, а также основные предпосылки стейтогенеза.

In the article the author’s own position on such urgent questions, as the concept and signs of the state, typology of the states, and also the basic preconditions of Stategenes is formulated.

Ключевые слова: государство, альтернативы и аналоги государства, стейтогенез, раннее государство, традиционное государство, типология государств.

Keywords: the state, alternatives and analogues of the state, stategenes, the early state, the traditional state, typology of the states.


ЛИТЕРАТУРА

      1. Андреев В.Н. Аграрные отношения в Аттике в V–IV вв. до н.э. // Античная Греция. Проблемы развития полиса. Т. 1. Возникновение и развитие полиса. М., 1983.

      2. Венедиктов А.В. Избранные труды по гражданскому праву. М., 2004. Т. 2.

      3. Воронкова Л.П., Белик А.А. Антропология // Культурология. XX век. Энциклопедия. СПб., 1998. Т. 1 .

      4. Гринин Л.Е. Раннее государство и его аналоги // Раннее государство, его альтернативы и аналоги. Волгоград, 2006.

      5. Гринин Л.Е. Государство и исторический процесс. Эволюция государственности: от раннего государства к зрелому. М., 2010.

      6. Ерасов Б.С. Социальная культурология. М., 1998.

      7. История Востока. Т. 2. Восток в Средние века. М., 2002.

      8. История греческой литературы. Т. I. М.; Л., 1946.

      9. История Древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. М., 1983.

      10. Косериу Э. Синхрония, дахрония, история. М., 2001.

      11. Кудрявцев О.И. Запустение Эллады в период империи, его причины и значение // ВДИ. 1953. № 2.

      12. Кычанов В.И. Кочевые государства от гуннов до маньчжуров. М., 1997.

      13. Левин И.Д. Суверенитет. СПб., 2003.

      14. Массон В.М. Культурогенез древней Центральной Азии. СПб., 2006.

      15. Осипов Г.В. Современный эволюционизм и проблема социального прогресса. М., 1970.

      16. Першиц А.И. Некоторые особенности классообразованя и раннеклассовых отношений у кочевников-скотоводов // Становление классов и государства. М., 1976.

      17. Разуваев Н.В. Основы теоретической и эмпирической типологии традиционных государств. СПб., 2008.

      18. Разуваев Н.В. Понятие и признаки традиционного государства // Управленческое консультирование. 2008. № 3.

      19. Разуваев Н.В. Традиционное государство: правовая природа, сущность и типология. СПб., 2008.

      20. Сапов В.В. Интегральная социология П. Сорокина // История теоретической социологии. М., 2002. Т. 3.

      21. Скловский К.И. Собственность в гражданском праве. М., 2008.

      22. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. М., 2006.

      23. Уайт Л. Избранное: Эволюция культуры. М., 2004.

      24. Чиркин В.Е. Современное государство. М., 2001.

      25. Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996.

      26. Элиаде М. История веры и религиозных идей. От каменного века до элевсинских мистерий. М., 2009.

      27. Якушенков С.Н. Структура и семиотика социальных статусов в аймарском обществе // Власть в аборигенной Америке. М., 2006.

      28. Bell D. The Coming of Post-Industrial Society. L., 1974.

      29. Collins R. Weber`s last theory of capitalism: a systematization // American sociological Review. 1980. № 45.

      30. Evolution of Culture / Ed by M. Sahlins and F. Service. Ann Arbor, 1960.

      31. Jacobsen Th. The Sumerian King List // Assyriological Studies. Chicago, 1939.

      32. Marshak A. The Roots of Civilisation. N.Y., 1972.

      33. Parsons Т. Toward a General Theory of Action. N.Y., 1951.

      34. Parsons T. The Social System. Glencoe (Ill.), 1964.

      35. Shils Ed. Tradition. Chicago, 1981.


ПРИМЕЧАНИЯ

        1. Представляется, что эволюционизм, будучи универсальным методом познания развития как природы, так и человеческого общества (в его материальных и духовных аспектах), именно в социальных науках не получил надлежащей разработки. В марксистской литературе зачастую эволюция подменялась понятием прогресса [см., напр.: 15]. Недостаточно убедительными, на наш взгляд, являются и эволюционистские концепции зарубежных культурантропологов [23, 473-606; 30]. Трудности, с которыми в теории и на практике столкнулся эволюционизм, породили у ряда ученых небеспричинное представление о том, что «культурным объектам присуще историческое развитие, а не эволюция, как естественным объектам» [10, 89]. Впрочем, в данном случае речь идет скорее о понятиях, чем о сущности явлений.

        2. Об этом см.: [17, 66-69].

        3. М. Элиаде наглядно демонстрирует, что те мифологические символы, которые традиционно считаются атрибутами чисто земледельческих культов плодородия, зарождаются еще в доаграрный период [26, 35-36]. См. также: [32]. Данное обстоятельство имеет особое значение, поскольку во всех архаических обществах именно мифология выступала идейной основой государства и политической власти [см. подробнее: 19, 185-198]. Рискнем предположить, что некие подобия потестарных образований (о характере которых мы в настоящее время не имеем представления) зарождаются еще у первобытных охотников. В дальнейшем такие потестарные образования, ввиду несовершенства их хозяйственной базы, распадаются либо поглощаются протогосударствами, возникшими уже на аграрной основе. Сам факт существования «охотничьих политий» нашел отражение в универсальной мифологической модели Всемирного потопа. Этот миф был распространен в большинстве регионов мира, прежде всего там, где происходит неолитическая революция и зарождается государственность, в частности в Древней Месопотамии. Согласно шумерским текстам, царская власть была установлена еще «до потопа» [26, 81]. Самой ранней династией шумерских правителей, согласно «Царскому списку» [31], являлась некая I династия Киша, основателями которой были тотемные герои шумерских (или даже протошумерских) первобытных родовых общин [9, 164, 486]. На наш взгляд, существование политий в охотничье-рыболовецких первобытных общинах подтверждается и этнографическими данными, полученными в других регионах мира, например в Южной Америке [27, 15-25]. Раннее государство возникает и в обществах, где основной формой хозяйства является скотоводство, пример чему дают так называемые кочевые государства Средней Азии и Северной Африки [12; 16, 280-313].

        4. Согласно дошедшим до нас сведениям, в архаический период истории Афин (XI–VI вв. до н.э.) покровительницей государственности считалась богиня плодородия и злаков Деметра. Однако уже в V в. до н.э. функции бога плодородия и покровителя Афинского государства переходят к Дионису, культ которого, как известно, был связан с виноградарством. Именно в честь Диониса устраивались ежегодные поэтические состязания, на проведение которых выделялись деньги из казны, что свидетельствует об их общегосударственном значении [8, 289-291].

        5. Наиболее развернутое обоснование такой концепции пытался дать П.А. Сорокин [22]. По словам В.В. Сапова, «основной тезис “Социальной и культурной динамики” – сверхорганическая система ценностей... является решающим фактором детерминации всех общественных явлений. Система эта развивается по имманентным ей законам, а люди и общественные отношения, как зависимые переменные истории, являются носителями и проводниками системных ценностей» [20, 148]. Конечно, подобный «культурологический детерминизм» может показаться гипертрофированным, в особенности для отечественного читателя, однако нельзя не признать обоснованности данного подхода, по крайней мере применительно к государству. Отметим, что попытку проследить связь между культурогенезом и политогенезом предпринимает и В.М. Массон [14].

        6. Подробнее см.: [19, 185-206].

 Разуваев Николай Викторович – кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского и трудового права Северо-Западной академии государственной службы (Санкт-Петербург). E-mail: kgtp@szags.ru





Скачать 50,69 Kb.
оставить комментарий
Дата24.09.2011
Размер50,69 Kb.
ТипЛитература, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх