Становление и развитие музыкально-драматического искусства киргизии в первой половине XX в icon

Становление и развитие музыкально-драматического искусства киргизии в первой половине XX в


Смотрите также:
Нашего урока «Русская культура в первой половине ХIХ в.». Часть материала будет изложена мною...
Конспект урока по теме: Социально-экономическое развитие Южного Урала в первой половине...
Становление и развитие телевидения в регионах россии во второй половине XX начале XXI вв...
1. Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в...
Положение сословий в Российской империи в первой половине ХIX века. (Билет 17) 18...
Н. М. Карамзин «Бедная Лиза», В. В. Капнист, Н. А. Львов, молодой В. А. Жуковский...
Тема: «Таможенное дело и таможенная политика России в первой половине 18 в.»...
-
Во ( баян, аккордеон и струнные щипковые инструменты )...
План урока: I. Проверка домашнего задания. II. Система образования в первой половине XIX в...
Нашего урока «Православная церковь в первой половине ХIХ в.»...
Становление генетики человека в СССР в первой половине ХХ в...



Загрузка...
скачать


На правах рукописи


Горина Ирина Владимировна


СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ

МУЗЫКАЛЬНО-ДРАМАТИЧЕСКОГО ИСКУССТВА КИРГИЗИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX В.


Специальность 07.00.02 – отечественная история


А В Т О Р Е Ф Е Р А Т

диссертации на соискание ученой степени

кандидата исторических наук


Бишкек – 2011

Работа выполнена на кафедре истории и культурологии

гуманитарного факультета

Кыргызско-Российского Славянского университета


^ Научный руководитель: кандидат исторических наук

Воропаева Валентина Алексеевна


Официальные оппоненты: доктор исторических наук

Айдаркул Каана

кандидат исторических наук

Рыскулов Токтобек Мамбетович


Ведущая организация: Институт истории и культурного наследия

Национальной академии наук

Кыргызской Республике им. К. Каракеева


Защита состоится « _29_ » _апреля_ 2011 г. в 15.30 часов на заседании диссертационного совета Д 730.001.07 по историческим и политическим наукам при Кыргызско-Российском Славянском университете по адресу г. Бишкек, пр. Чуй, 44, ауд. 432.


С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Кыргызско-Российского Славянского университета по адресу: г. Бишкек, ул. Киевская, 44.


Автореферат разослан « __27__ » __марта__ 2011 г.





Ученый секретарь

диссертационного совета

к.и.н., доцент Кравченко Т.Ф.


^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. В наше время трансформации нравственных ориентиров растет необходимость обращения к национальному культурному фонду страны, что становится особенно актуальным, когда речь идет о процессе становления и развития музыкально-драматического искусства, соединившего в себе элементы литературы и пластики, живописи и музыки, а следовательно, в значительной степени определившего приоритетность общечеловеческих ценностей для поддержания непрерывности и преемственности культуры.

Содержание театрального процесса обусловлено непростым взаимодействием тенденций эволюции искусства и социально-культурных условий, в которых оно существует. Театр всегда своевременно и тонко реагировал на социальные перемены в стране, являясь современником своего зрителя, открывая перед ним удивительные возможности духовно-нравственного самопознания и самосовершенствования.

Профессиональный театр, возникший в Киргизии в советский период, отражает общественное сознание данной эпохи, художественные смыслы, идеи и концепции и потому является важным объектом исследования исторической науки. Объективный анализ особенностей становления музыкально-драматического искусства в республике, динамики развития каждого отдельного театрального коллектива во взаимосвязи не только с общероссийской театральной системой и государственной политикой, но и социокультурными особенностями региона; места и роли театра в национальной культуре является важным фактором формирования целостного понимания художественных процессов в Киргизии в контексте культурно-нравственных парадигм первой половины ХХ в.

Хронологические рамки исследования охватывают первую половину XX в. и определяются двумя основными факторами: общеисторическим – развитие общества в целом и проблемным – развитие системы киргизского музыкально-драматического искусства.

Степень научной разработанности проблемы. При рассмотрении историографии изучаемой проблемы в хронологической ретроспективе можно выделить три периода, отличающиеся как степенью интенсивности исследований, количеством публикаций, так и концептуальными подходами в трактовке и оценке историко-культурных событий. Первый период относится ко времени присоединения территории Киргизии к Российской империи. Известные российские путешественники, ученые-исследователи – Ч. Валиханов, М. Венюков, П. Валеев, Н. Пржевальский, Ф. Поярков, В. Радлов, Н. Северцов, П. Семенов-Тян-Шанский, А. Федченко и другие изучали и описывали не только богатства природы Киргизии, но и культуру, и быт кочевников.

Весьма ценны заметки первых собирателей музыкально-этнографических материалов киргизского народа – австрийского музыканта, капельмейстера русских военных оркестров в Ташкенте А. Эйхгорна, а также западных этнографов Г. Капю, Г. Бонвалло и Г. Пфеннига1.

Второй период охватывает годы Советской власти и включает в себя исследования, созданные в рамках советской исторической науки и отличающиеся негативной оценкой событий и фактов дооктябрьского периода и завышенной позитивной характеристикой культурного строительства в советский период. Тем не менее, эти работы внесли значительный вклад в изучение истории культуры киргизов. Прежде всего, следует отметить глубокие исследования материальной и духовной культуры киргизов конца XIX – начала XX вв., осуществленные С. Абрамзоном, В. Бартольдом, а также научную разработку вопросов истории музыки А. Затаевичем, первым записавшим мелодии песен и инструментальных наигрышей киргизов.

Основы киргизской историографии, связанной с национальным театром, заложены искусствоведом Н. Львовым2. Появляются исследования, в которых делается попытка рассмотреть общие закономерности в развитии театров республик Средней Азии и Закавказья. Так, О. Олидор прослеживает взаимосвязь между работой над русским классическим репертуаром и ростом профессионализма актеров национальных драматических трупп1. Фундаментальные труды музыковеда В. Виноградова освещают важнейшие проблемы теории и истории киргизского поэтического и музыкального фольклора и основные аспекты развития профессионального музыкального искусства2.

Полезными для раскрытия заявленной проблемы стали работы следующих российских исследователей: О. Кайдаловой, установившей общие закономерности и особенности развития театрального искусства в республиках Средней Азии; музыковеда В. Янковского, впервые осветившего процесс становления и развития основных жанров и форм профессионального музыкального искусства киргизского народа; работы искусствоведа В. Берёзкина, посвященные киргизской сценографии3.

В республике усиливается интерес к изучению устного народного и музыкального творчества как главного средства выражения миропонимания киргизов. Появляется особое направление в науке – манасоведение (М. Ауэзов, А. Бернштам, С. Мусаев, К. Рахматуллин, Б. Юнусалиев и др.). Но главным в советской киргизской историографии 60–80-х гг. XX в. было изучение культурной политики советского государства на различных этапах его развития, особенностей духовной и материальной культуры киргизского народа, истории различных видов киргизского искусства, становления киргизской советской интеллигенции, взаимовлияния культур киргизского и русского народов. Это прежде всего, работы под редакцией А. Салиева, опубликованные Академией наук Киргизской ССР, монографии Д. Айтмамбетова, Д. Брудного, С. Даниярова, К. Каракеева, С. Керимбаева, И. Соктоева, С. Токтогонова, С. Узбекова и др. Научный интерес представляет и работа литературоведа С. Джигитова, показавшего процесс становления киргизской драматургии, и кандидатская диссертация А. Марголиса, отразившая некоторые аспекты истории становления театрального искусства в Киргизии в 1917–1932 гг.

Третий период представлен исследованиями как известных, так и молодых ученых Кыргызской Республики, опубликованными в постсоветский период. В работах А. Какеева, Д. Джунушалиева, В. Воропаевой, А. Джуманалиева, С. Плоских, А. Эркебаева, П. Дятленко и других представлены противоречия, проблемы и успехи советской эпохи в области культуры4. Возобновлен интерес к вопросам русско-киргизских межкультурных связей, роли русской культуры в истории становления киргизского профессионального искусства, особенностям современной духовной культуры киргизов (Г. Джунушалиева, О. Сумарокова, А. Шипилов, Н. Эшимбекова и др.). Новыми исследованиями обогатилось и манасоведение (Ш. Акмолдоева, И. Молдобаев и др.).

В историографии XXI в. велик удельный вес работ отечественных ученых В. Плоских, А. Джуманалиева, З. Курманова, Э. Маанаева, Ж. Урманбетовой и других, написанных с современных позиций критического анализа. В них на основе привлечения новых исторических источников переосмыслены многие реалии исторического прошлого киргизского народа, его культуры.

Большое значение для понимания проблематики исследования имеют монографии киргизских искусствоведов Р. Уразгильдеева о киргизском балетном искусстве и С. Субаналиева – об этнических корнях музыкальной культуры киргизов. Значительно выросло в последние годы число публикаций, посвященных жизни и творческой деятельности композиторов, певцов, исполнителей-инструменталистов, артистов, режиссеров театра и других деятелей культуры. Особенно полезными были для нас работы В. Воропаевой, А. Кузнецова, Д. Тойбаева, С. Сыдыковой, Д. Уметалиевой1.

Историография различных аспектов истории культуры киргизского народа довольно значительна. Однако в связи с тем, что многие работы носят скорее публицистический, нежели научный характер, перегружены риторикой советской эпохи, проблема изучения истории становления и развития музыкально-драматического искусства в Киргизии требует новых научных подходов. Более того, имеются факты, когда авторы в силу различных политических ситуаций советского времени высказывали полярные мнения и оценки по поводу одних и тех же событий в этой сфере духовной жизни общества. Отсутствие специального исследования, посвященного вопросу становления и развития музыкально-драматического искусства Киргизии в первой половине XX в., обусловило наше обращение к данной теме.

Объектом исследования является музыкально-драматическое искусство Киргизии как неотъемлемая часть духовной культуры народа.

Предмет исследования: процесс становления и деятельности музыкально-драматических коллективов, решение организационных, кадровых, репертуарных, художественных проблем в контексте конкретно-исторической эволюции киргизского общества в первой половине ХХ в.

Цель исследования: комплексное и системное рассмотрение социально-исторической практики развития и особенностей функционирования музыкально-драматического искусства в Киргизии, в первую очередь, проблем взаимодействия театра и общества на различных исторических этапах. В соответствии с этим выдвинуты следующие исследовательские задачи:

  • определить истоки сценического искусства в Киргизии в конце XIX в.;

  • проанализировать процесс зарождения театрального искусства в контексте культурной политики советского государства в 20-е гг. XX в.;

  • обозначить основные проблемы и пути их решения на начальном этапе деятельности первых профессиональных театров;

  • раскрыть роль российских деятелей культуры в становлении музыкально-драматического искусства Киргизии;

  • показать трудности и достижения музыкально-драматического искусства республики в 30-е и предвоенные годы;

  • отразить особенности музыкально-драматического искусства Киргизии в годы Великой Отечественной войны;

  • раскрыть противоречия культурной политики государства и успехи профессионального драматического искусства в послевоенный период;

  • определить особенности формирования национального исполнительского стиля в оперном и балетном искусстве;

Источниковой базой исследования явились документы и материалы о деятельности киргизских театров, театральных и музыкальных учебных заведений, как находящиеся в архивах, так и опубликованные в сборниках документов. Особенно полезными оказались фонды Киргизского государственного драматического театра, Государственного русского драматического театра, Киргизского государственного театра оперы и балета, Киргизской государственной филармонии им. Т. Сатылганова, Управления по делам искусств при Совете Министров Киргизской ССР, Министерства культуры Киргизской ССР, Правления Союза писателей Киргизской ССР, Правления Союза художников Киргизской ССР, Правления Союза композиторов Киргизской ССР, Республиканского комитета профсоюза работников искусств Киргизской ССР, хранящиеся в Центральном государственном архиве Киргизской Республики (ЦГА КР). В этих фондах содержатся справки, отчеты, протоколы заседаний комиссий, приказы ведомственных госучреждений, переписка учреждений культуры, отчеты о развитии искусства республики в целом и республиканских театров в частности, позволившие автору в комплексе рассмотреть данную проблему.

В Центральном государственном архиве политической документации (ЦГА ПД КР) тщательно изучен фонд ЦК КП Киргизской ССР, что позволило выявить не только степень партийного контроля в сфере культуры, но и роль компартии в развитии музыкально-драматического искусства в республике.

Широко использованы в диссертации сборники статистических данных, документов и материалов, отражающие динамику развития культуры в республике, социокультурные изменения в жизни киргизского общества.

В качестве источников были привлечены изданные в Москве и Киргизии с целью популяризации достижений киргизского театра краткие очерки по истории театров республики, биографические «этюды» о творчестве ведущих композиторов, актеров и художников, содержащие отдельные факты, относящиеся к исследуемому периоду. Для полного раскрытия темы использовалась и обширная информация, почерпнутая в центральной и местной периодической печати. Особую ценность представляют рецензии и статьи в журналах «Театр», «Театральная жизнь», «Музыкальная жизнь», «Советская музыка», посвященные деятельности национальных драматических коллективов. Полезная информация была обнаружена и на сайтах в сети Интернет.

Комплексное использование разных по характеру групп источников помогло автору всесторонне представить проблематику диссертации и решить поставленные задачи.

В качестве методологической основы исследования использована система методов, среди которых ведущими являются исторические методы (сравнительно-исторический, проблемно-хронологический, историко-ретроспективный), методы социально-исторического анализа, аксиологический метод и др.

Сравнительно-исторический метод позволил соотнести особенности развития театров Киргизии с историческими событиями в стране и выявить закономерности и перспективы развития киргизского музыкально-драматического искусства. Благодаря проблемно-хронологическому методу был определен диапазон проблематики исследования, а диахронно протекающие процессы выстроены в последовательные этапы, отражающие развитие музыкально-драматического искусства от кружков художественной самодеятельности до создания и достижений профессионального театра в середине ХХ в. Анализ формирования музыкально-драматического искусства в Киргизии в исторической ретроспективе позволил установить влияние политических, экономических и других процессов на изменение функций театра. Историко-системный метод обеспечил целостный охват музыкально-драматического искусства Киргизии как области социума и системы, обладающей внутренней логикой. Историко-типологический метод дал возможность упорядочить и систематизировать различные аспекты музыкального и театрального искусства Киргизии. Применение аксиологического метода позволило оценить уникальность музыкальных произведений, сценических постановок, показать их значимость для киргизской культуры. Метод контент-анализа источниковой базы исследования выявил тенденции и приоритеты стратегических направлений развития музыкально-драматического искусства Киргизии. Не менее важным является применение метода биографического анализа, который ставит в центр исследования деятельность отдельной личности, связанной со сценическим искусством.

Осмысление исторических процессов на основе объективных методологических позиций, рациональных научных подходов позволило автору воздержаться от крайностей в оценке музыкально-драматического искусства в республике на различных этапах его развития.

Научная новизна исследования заключается в анализе, на основе малоизученных документов, исторических предпосылок и основных этапов становления профессионального музыкально-драматического искусства в Киргизии, факторов, повлиявших на концептуальное понимание места и роли театра в различных сферах общественной жизни, на особенности его развития в первой половине ХХ в.

Данная тема впервые исследуется в киргизской исторической науке с точки зрения диалектики традиций и реалий XXI в. Это обусловило определенные элементы новизны в таких конкретных компонентах исследования, как содержание основных направлений и особенностей развития системы музыкально-драматического искусства в контексте конкретно-исторических условий.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

  1. Истоки современного музыкально-драматического искусства Киргизии представлены богатейшим народным устно-поэтическим и музыкальным творчеством киргизов, насыщенным элементами театральности (акыны-импровизаторы, острословы-комики, исполнители народных песен, сказители эпоса, музыканты-инструменталисты и др.). С присоединением территории Киргизии к России (1855–1876 гг.) и появлением первых переселенцев в городах, по инициативе российской интеллигенции, возникают первые драматические кружки, в деятельности которых начинает принимать участие и коренное население.

  2. С установлением Советской власти на территории Киргизии появляются начальные формы сценического искусства – самодеятельные кружки и агитационные бригады. При отсутствии элементарных средств коммуникации агитбригады, в простой и потому доступной народу форме, несли политику партии большевиков практически неграмотному кочевому и полукочевому населению республики и очень органично «вписались» в его жизнь, так как поднимали социально-значимые темы (революция, борьба с баями, Гражданская война, новая светлая жизнь и т. д.) точно так же, как искусство импровизаторов всегда отражало не только важные, но и современные события.

  3. В контексте культурной политики Советское государство придавало большое значение театру как особому институту, способному эффективно воспитывать массы не только эстетически, но и идейно. В условиях киргизской советской государственности национальный театр начинает функционировать на принципах синтеза народного творчества и традиций русской театральной культуры. Создание музыкально-драматической студии (1926 г.) стало закономерным событием, поскольку было обусловлено острой необходимостью подготовки национальных кадров, а также той значительной естественной ролью, которую играли музыка и устное поэтическое творчество в жизни народа. Одновременно с национальными создавались и первые русские театральные коллективы, что соответствовало задачам культурной революции.

  4. Развитие национального музыкально-драматического профессионального театра проходило в условиях ужесточения партийного и государственного контроля в области культуры, что сыграло как отрицательную (ограничение свободы творчества), так и положительную роль (ассигнования, профессиональная подготовка национальных кадров).

  5. Приезд в республику ведущих российских деятелей музыкально-театрального искусства, развитие творческих связей между русской и киргизской труппами ускорили становление и развитие музыкально-драматического искусства Киргизии, что с успехом было продемонстрировано на Первой декаде киргизского искусства в Москве (1939 г.) и характеризовалось появлением нового вида национального сценического искусства – киргизской оперы.

  6. В годы Великой Отечественной войны усиливается значение музыкально-драматического искусства, востребованного как на фронтах, так и в тылу, в деле формирования и активизации патриотического потенциала общества: происходит перестройка политико-массовой работы, меняется репертуар. Появление в Киргизии творческих коллективов, эвакуированных из европейской части СССР, во многом стимулировало рост профессионализма национальных театральных коллективов, становление балетного сценического искусства.

  7. В послевоенный период, несмотря на административный диктат, нехватку профессиональных кадров, трудности формирования оригинального репертуара в республике сложилась целостная система музыкально-драматического искусства, получили дальнейшее развитие опера и балет – как высшей формы музыкально-драматического творчества, основа расцвета киргизского сценического искусства в последующие годы.

Практическая и теоретическая значимость представленного исследования заключается в сочетании хронологического и проблемного принципов, что позволило глубже осветить истоки сценического искусства, рассмотреть основные тенденции и особенности становления и развития музыкально-драматического искусства Киргизии.

Материалы и выводы дополняют соответствующие разделы общей истории Киргизии и могут быть использованы при чтении лекционных и специальных курсов по «Отечественной истории», «Истории культуры Кыргызстана», «Культурологии», при создании обобщающих трудов по проблемам культуры и искусства. Практическая значимость работы состоит также и в возможности использования полученных результатов исследования в образовательно-воспитательной деятельности театров.

Общетеоретические выводы диссертационного исследования могут способствовать более глубокому пониманию необходимости сохранения преемственности при планировании государственной поддержки учреждений культуры в Кыргызской Республике.

Апробация результатов исследования. Основные концептуальные положения и выводы работы были представлены на международных и республиканских конференциях (Бишкек, Минск), апробированы в монографии «Музыкально-драматическое искусство Киргизии в первой половине ХХ века» (Бишкек, 2010. – 13,5 п. л.), в семи научных статьях, три из которых опубликованы в ведущем рецензируемом научном журнале, рекомендованном ВАК РФ – «Вестник КРСУ» (г. Бишкек).

Результаты диссертационного исследования используются автором в преподавании дисциплин «История культуры Киргизстана», «Культурология» в Киргизско-Российском Славянском университете (г. Бишкек). Общий объем публикаций составляет 18,5 п.л.

Структура и объем диссертации обусловлены логикой достижения цели и решения поставленных исследовательских задач. Текстовая часть диссертации состоит из введения, двух глав, содержащих по четыре параграфа, заключения, списка источников и литературы из 265 наименований, приложения. Общий объем диссертации – 210 страниц.


^ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обосновывается актуальность диссертационной темы, анализируется степень ее научной разработанности, источниковедческая база, формулируются цели и задачи, объект и предмет исследования, излагаются методологические подходы и основные положения, выносимые на защиту, раскрывается теоретическая и практическая значимость работы.

^ В первой главе «Становление музыкально-драматического искусства Киргизии в конце XIX – 30-е XX в.» рассматриваются истоки сценического искусства, его особенности в первые годы Советской власти, роль российских деятелей культуры в становлении первых профессиональных театров в республике.

В духовной культуре номадов, не имевших своей письменности, основное место занимало устно-поэтическое творчество, достаточно богатое по своему содержанию и форме. Многовековая, насыщенная героической борьбой история киргизского народа, его мировоззрение нашли отражение в лирических, трудовых и обрядовых песнях, назидательных поэмах-сонатах, сказках, легендах, преданиях, в героических эпосах большой и малой форм. Элементы сценичности присутствовали в творчестве акынов, комузистов, кыякистов, певцов, исполнителей эпосов – жомокчу и манасчи, народных комиков и острословов – куудула, но носили натуралистически-изобразительный характер и поэтому не могли стать в полной мере средствами выражения художественного театра. То же самое можно сказать и о киргизской народной музыке, представленной как в вокальных, так и в инструментальных формах и исполнявшейся на слух и по памяти. С давних пор она сопровождала празднества и военные походы, семейные торжества и дни скорби. Главные ее признаки – речитативность, импровизационность, танцевальная ритмичность и конкретность создаваемых художественных образов.

Автор солидарен с мнением видных ученых России и Кыргызстана о том, что именно устное поэтическое творчество, музыкальный фольклор стали первоосновой профессионального киргизского музыкально-драматического искусства, связывает его становление с таким важным историческим событием, как присоединение нынешней территории Киргизии к Российской империи (1855–1876 гг.), а развитие – с приходом в регион Советской власти и образованием государственности (1926 г. – Киргизская АССР, 1936 г. – Киргизская ССР).

Использование большого массива источников позволило автору привести убедительные доказательства того, что появление в Киргизии российских переселенцев способствовало созданию новых источников сценического искусства – любительских кружков художественной самодеятельности, значительно активизировавших свою деятельность с образованием в Пишпеке в 1909 г. Общества драматического искусства. Российской интеллигенцией организовывались постановки пьес А. Островского, А. Пушкина, М. Лермонтова, А. Сухово-Кобылина, Н. Гоголя, А. Чехова, литературно-музыкальные и творческие вечера, концерты, носившие характер массовых зрелищ.

Рассмотрев изменения в общественной жизни, произошедшие в крае в связи с установлением Советской власти, автор обращает внимание на то, что в ходе осуществления культурной революции театру отводилось одно из первых мест как самому доступному и зрелищному из искусств. В работе довольно подробно рассмотрена новая форма советского искусства – театр агитационный (агитбригады», «красные юрты», «красные повозки», «синеблузники» и т. д.), возникший, как и в России параллельно с фольклорным творчеством, а подчас и в генетической связи с ним. Главной его задачей была пропаганда политики Советской власти, а ее устная форма являлась тогда одним из способов приспособления новой идеологии к местным условиям. По убеждению автора, порожденный особыми историческими обстоятельствами, этот театр мог иметь лишь условно-преходящее значение.

С обретением начальной формы государственности в составе РСФСР киргизская культура получила новый импульс для своего относительно автономного развития, а вместе с ним – и возможность формулировать и решать сугубо национальные задачи в области культуры. Анализ источников и материалов позволил автору установить, что партийные и государственные органы были заинтересованы в организации не только самодеятельных кружков, но и постоянных театральных коллективов. Важным этапом в становлении национального музыкального и сценического искусства в республике явилось создание в 1926 г. по инициативе партийно-государственных органов музыкально-драматической студии, главной задачей которой была подготовка национальных кадров и освоение ими новой формы сценического представления – спектакля. За четыре года студия подготовила первую профессиональную труппу актеров.

Автор дает хронологию и раскрывает обстоятельства открытия новых театров: 1929 г. – Театр юного зрителя, 1930 г. – Киргизский государственный театр, музыкально-драматический театр (г. Ош), 1935 г. – Русский драматический театр, Киргизская государственная филармония, 1936 г. – Киргизский музыкально-драматический театр, 1938 г. – Республиканский театр кукол; 1939 г. – ансамбль комузистов под руководством А. Огонбаева при Киргосфилармонии.

Раскрывая особенности становления и развития профессионального музыкально-драматического искусства Киргизии, автор подчеркивает огромную роль в этом процессе российских деятелей культуры. Композиторы В. Власов, В. Фере, П. Шубин; режиссеры А. Самарин-Волжский, В. Васильев; дирижер В. Целиковский, балетмейстеры Н. Холфин, Г. Михалев; художник-декоратор Я. Штоффер; хормейстер П. Меркулов; педагоги-вокалисты Т. Романова, Э. Красовская; музыковед В. Виноградов и многие другие способствовали подготовке профессиональных национальных кадров, распространению выдающихся достижений русской и мировой культуры в области музыкально-драматического искусства, созданию крепких исполнительских коллективов, возникновению таких сложных музыкально-сценических жанров, как музыкальная драма, опера и балет.

Начиная с конца 30-х гг. и в последующие годы подготовкой специалистов занимались центральные учебные заведения СССР (Московский музыкальный техникум им. М. Ипполитова-Иванова, Государственный институт театрального искусства им. А. Луначарского, Ленинградское и Московское хореографические училища, музыкальное училище им. Гнесиных, Московская консерватория, Ташкентский театральный институт им. А. Островского, художественные вузы Москвы, Ленинграда и др.), подготовившие десятки молодых талантливых работников искусства Киргизии: композиторы А. Аманбаев, М. Абдраев, А. Тулеев, С. Медетов, Т. Эрматов, А. Джаныбеков, К. Окунев; дирижеры А. Джумахматов, К. Молдобасанов, Н. Давлесов; хормейстеры С. Юсупов, Ч. Джумаканов; артисты Б. Бейшеналиева, С. Бекмуратова, А. Малдыбаев, А. Мырзабаев, М. Махмутова, Г. Иманкулова, С. Кийизбаева, Дж. Садыкова, К. Чодронова, С. Токтоналиев, У. Сарбагишев, Р. Чокоева, художник-оформитель А. Молдохматов и мн. др.

Тем не менее, для всех театров Киргизской АССР этот период был не только организационным, но, главное, характеризовался изменением общего направления работы, поскольку со стороны партийных и советских органов значительно ужесточается надзор за соответствием произведений литературы и искусства социалистической идеологии. Всему искусству задается четкий курс на прославление политики компартии, ее вождей, Советской власти. Все, что не соответствовало требованиям соцреализма, подвергалось жесткой критике, вплоть до уничтожения как произведений, так и их авторов.

Показательна в этом плане трагическая судьба видного киргизского ученого-просветителя, поэта и профессионального литератора К. Тыныстанова и его спектаклей «Академические вечера», в которых были обнаружены «националистические черты и откровенно кулацкое содержание». На самом деле, в киргизской драматургии это было первое историческое произведение, соединившее фольклорную народную традицию и историческую документалистику, придавшее лозунговой прямолинейности человеческую убедительность.

Рассматривая историю становления профессионального национального музыкального театра, автор приходит к мнению, что свое начало он берет с постановки в 30-е гг. XX в. двух музыкальных произведений «Золотая девушка» («Алтын кыз») и «Не смерть, а жизнь» («Ажал ордуна»), музыку к которым написали композиторы и руководители первых сценических коллективов В. Власов и В. Фере совместно с первым киргизским композитором А. Малдыбаевым. Источники свидетельствуют, что именно в этих спектаклях впервые были представлены многоголосный хор, симфонические увертюры, массовые сцены, вокальный ансамбль, арии, танцы, что приблизило музыкальную драму к оперному произведению.

Первую киргизскую классическую лирико-эпическую оперу «Айчурек» создали российские композиторы В. Фере и В. Власов. Национальный колорит оперы, впервые показанной зрителю 12 апреля 1939 г., был обусловлен мастерской обработкой киргизского фольклорного материала. По мнению искусствоведов, определяющим фактором в возрождении национальной танцевальной культуры, на основе которой в дальнейшем получил свое развитие киргизский балет, стало воссоздание в опере балетмейстером Н. Холфиным киргизского танцевального искусства на основе народно-бытовых, молодежных игр, национального орнамента, характерных жестов и движений, присущих трудовым процессам.

Автор приводит убедительные доказательства того, что благодаря государственной политике в области культуры музыкально-драматическое искусство Киргизии за сравнительно короткий период сумело достичь в своем развитии больших художественных высот, о чем свидетельствует его успех на Первой декаде киргизского искусства в Москве в 1939 г. Композитору и певцу А. Малдыбаеву было присвоено звание «Народный артист СССР». Первые воспитанники студии, ставшие профессиональными артистами, А. Боталиев, А. Куттубаев, А. Куттубаева, К. Эшимбеков, Ш. Тюменбаев и другие были удостоены почетного звания «Народный артист Киргизской ССР», 71 человек награжден орденами и медалями СССР. Все это говорит о том, что культурная революция, несомненно, состоялась и сыграла свою позитивную историческую роль.

Во второй главе «Развитие национального музыкально-драматического искусства в 40–50-е гг. ХХ в.» исследованы: процесс развития музыкально-драматического искусства в республике в предвоенные годы; деятельность театральных и музыкальных коллективов в годы Великой Отечественной войны; профессиональное драматическое искусство послевоенного периода, особенности формирования национального исполнительского стиля в оперном и балетном искусстве.

Как показало исследование, предвоенные годы характеризовались дальнейшим профессиональным развитием новых видов и форм сценического искусства, формированием национальной творческой элиты. Важным шагом в подготовке национальных профессиональных кадров стало открытие в столице республики музыкального, художественного училищ (1939 г.), хореографической студии (1940 г.). Именно в этих учебных заведениях получили специальное образование будущие киргизские композиторы А. Малдыбаев, Ж. Шералиев, дирижеры Ш. Аралбаев, Ш. Орозов, А. Аманбаев, солисты оперы К. Чодронов, М. Махмутова, А. Куттубаев и др.

Активно функционировали филармония и 16 театров разного профиля, осуществляющих свою творческую деятельность на киргизском, русском и узбекском языках. Регулярно проводились смотры и творческие олимпиады, что, несомненно, повышало художественный уровень спектаклей, мастерство артистов, делало более разнообразным репертуар театров.

Автор раскрывает процесс совершенствования хореографического искусства Киргизии. Благодаря активной работе на киргизской сцене балетмейстеров Н. Холфина и В. Козлова, композиторов В. Власова и В. Фере, художника Я. Штоффера, режиссеров В. Васильева, К. Джантошева и многих других в Киргизском музыкальном театре были осуществлены постановки балетов классической хореографии «Коппелия», «Соперницы», а также первого национального балета «Анар» (1940 г.), что стало знаменательной страницей в истории национального театрального искусства.

Необходимо подчеркнуть, что киргизский балет прошел сложный эволюционный путь: от простейших сценических форм, от танцев в музыкальных драмах и операх до больших и сложных национальных классических балетов, до спектаклей на современные темы. В киргизском балете параллельно происходили процессы создания киргизской хореографии и освоения классического танца, чему в немалой степени способствовало успешное освоение художественного опыта русского, советского и мирового хореографического театра. В результате чего совершенствовалось мастерство балетных и оперных артистов А. Уметбаева, А. Молдобаевой, К. Ниязалиева, М. Рыскулова, А. Мамакеева и др.

Далее автор раскрыл весомый вклад деятелей культуры Киргизии в победу над фашизмом в годы Великой Отечественной войны. Использованные в диссертации материалы свидетельствуют, что культурно-просветительные учреждения республики стали центром разносторонней идеологической работы, политической и культурной жизни. Деятельность театров была подчинена нуждам фронта и тыла. Артисты театров и филармонии широко развернули шефство над воинскими частями, призывными пунктами, госпиталями, в составе сформированных 7-ми концертных фронтовых бригад активно выступали в действующих армиях. Драматурги, писатели, композиторы создали немало произведений на военно-патриотические темы.

На сценах государственного и областных театров были поставлены пьесы А. Токомбаева «Клятва» («Ант»), «Хозяева леса», Р. Шукурбекова «Месть» («Кек»), О. Сарбагишева и К. Джантошева «Смельчаки» («Азаматтар»), К. Джантошева «Упрямство Кебеша» и «Курманбек», Т. Саманчина «Проделки стариков», К. Эшмамбетова «Черная туча» («Кара туман»), К. Маликова и А. Куттубаева «Джаныл», К. Симонова «Русские люди» и др. Волнующие спектакли и запоминающиеся образы воспитывали патриотизм, стойкость, героизм, веру в победу над врагом.

Артисты эвакуированных из центральных городов Советского Союза 10 театральных и музыкальных коллективов оживили культурную жизнь республики, вместе с киргизскими певцами и музыкантами участвовали в тематических концертах, оказывали профессиональную помощь артистам филармонии. Именно в эти годы в оркестре филармонии появились не только первые киргизские дирижеры – Ш. Орозов, А. Аманбаев, но и расширился круг авторов, пишущих для оркестра – А. Тулеев, М. Абдраев.

По убеждению автора, для Киргизского театра оперы и балета, открытого в 1942 г., годы Великой Отечественной войны стали годами не только его формирования, но и творческого подъема. Постановки первого национального балета «Анар», произведений русской, советской и классической драматургии: опер В. Власова, В. Фере и А. Малдыбаева «Патриоты», М. Раухвергера «Золотой чуб» («Кокуль»), на киргизском языке опер П. Чайковского «Евгений Онегин» и Дж. Пуччини «Чио-Чио-Сан», Е. Брусиловского «Кыз Жибек», а также классического балета Р. Дриго «Волшебная флейта», балетов М. Раухвергера «Чолпон», В. Власова и В. Фере «Качели» («Селькинчек»), музыкальной комедии А. Малдыбаева, М. Абдраева, А. Тулеева и А. Аманбаева «Кто что сделал» («Ким кантти») и других произведений благотворно сказались на развитии музыкально-драматического искусства Киргизии.

Говоря о послевоенном периоде, автор подчеркивает наличие двух тенденций, характерных и для всего искусства Советского Союза. С одной стороны, партийно-советское руководство усиливало идеологический контроль, пытаясь втиснуть все художественное творчество в рамки соцреализма с его «теорией бесконфликтности», что привело к невосполнимым потерям в области культуры, отразилось на нравственном состоянии общества.

С другой стороны, неуклонно росли ассигнования из госбюджета на культурно-просветительную работу. К концу 50-х гг. в Киргизской Республике работали 8 профессиональных театров, из них 4 – на киргизском языке, 1 – на русском, 1 – на узбекском и 2 театра на русском и киргизском языках; более 1200 клубных учреждений и около 1400 кружков художественной самодеятельности.

Значительно выросло и творческое мастерство артистов Киргизии. Театры были полностью укомплектованы профессиональными кадрами, в их репертуаре наряду с классическими прочное место заняли произведения киргизских драматургов, полностью сформировался национальный исполнительский стиль в оперном и балетном искусстве. Опера «Токтогул», балеты «Анар» и «Чолпон», впервые поставленные на сцене Киргизского театра оперы и балета, имели всесоюзный успех.

Музыкально-драматическое искусство Киргизии получило широкое признание и высокую оценку на Второй декаде киргизского искусства и литературы в Москве (1958 г.). За выдающиеся успехи в развитии театральной и музыкальной культуры Указом Президиума Верховного Совета СССР Б. Бейшеналиевой, С. Кийизбаевой и М. Рыскулову присвоено почетное звание «Народный артист СССР», 320 человек награждены орденами и медалями СССР. Все это свидетельствует о том, что уже к концу 50-х гг. самобытное музыкально-драматическое искусство Киргизии вошло составной частью в золотой фонд многонациональной советской культуры.

В Заключении представлены основные выводы исследования:

Богатое киргизское устное народное творчество и музыкальный фольклор явились благоприятной средой для развития сценического искусства. Присоединение территории нынешней Киргизии к России ускорило процесс становления музыкально-драматического искусства.

Советская власть, используя элементы импровизации в исполнительском искусстве народных певцов, музыкантов, сказителей, театральность массовых игр, всячески способствовала созданию агитбригад и драматических кружков с политически выдержанными спектаклями, воспитывающими массы не столько эстетически, сколько идейно.

В процессе осуществления культурной революции в Киргизии сложились благоприятные условия для развития профессионального театрального искусства. Национально-государственное размежевание республик Средней Азии и построение киргизской государственности дали новый импульс упорядочиванию работы на всех направлениях культурного строительства. Интенсивному развитию музыкально-драматического искусства, возникновению таких сложных музыкально-сценических жанров, как опера и балет, успеху на Первой декаде киргизского искусства в Москве во многом способствовали приглашенные в 30-е гг. в Киргизию российские деятели культуры В. Власов, В. Фере, П. Шубин, Н. Холфин и мн. др.

Несмотря на трудности военных лет, в Киргизии с помощью эвакуированных театральных и музыкальных коллективов осуществлялось дальнейшее развитие киргизского профессионального искусства, повышалось творческое мастерство артистов. Все это обусловило открытие Киргизского театра оперы и балета. Освоение классического наследия и создание национально-самобытных образов в оперном и балетном искусстве Киргизии свидетельствовало о формировании национального исполнительского стиля.

В послевоенный период, несмотря на все перекосы в деятельности компартии, необходимо отметить огромной важности работу, проделанную партийно-советским аппаратом в сфере культуры и искусства. В республике были открыты новые театры, значительно обогатился их репертуар, выросли талантливые мастера сцены – драматурги, композиторы, режиссеры, артисты, музыканты, хореографы, сценографы и другие, получившие признание и широкую известность. Вторая декада киргизского искусства и литературы в Москве ярко продемонстрировала появление в Киргизии значительных драматических, хореографических и музыкальных произведений, ставших явлением в советском музыкально-драматическом искусстве и неотъемлемой частью мировой культуры. Можно смело утверждать, что достижения музыкально-драматического искусства первой половины ХХ в. в республике характеризуют прогресс и культуры Советской Киргизии, и культуры киргизского народа.

Проведенное исследование позволяет извлечь некоторые исторические уроки из опыта развития музыкально-драматического искусства Киргизии в изучаемый период. Во-первых, несмотря на имеющее место в наши дни критическое отношение к прошлому, следует помнить, что профессиональное музыкально-драматическое искусство Киргизии именно в советский период в кратчайшие сроки прошло сложный исторический путь, накопив богатый опыт и традиции, что само по себе беспрецедентно.

Во-вторых, оно обладало мощными духовными и интеллектуальными ресурсами, передовой теорией и практикой, прогрессивной эстетикой. Его история является неотъемлемой частью истории культуры киргизского народа, давшей миру высокие образцы творчества и признанных мастеров сцены. Автор уверен, что настало время в полном варианте опубликовать и поставить на современной театральной сцене «Академические вечера» К. Тыныстанова, чтобы читатель и зритель лично мог соприкоснуться с истоками национального сценарного искусства.

И наконец, в нынешних условиях всеобщей коммерциализации искусства и культуры, театрам, особенно драматическим, в выборе репертуара следует больше внимания уделять классическим и высокохудожественным современным произведениям, продолжая лучшие традиции музыкально-драматического искусства, прочные основы которого были заложены еще в первой половине XX в.


^ По теме диссертационного исследования опубликованы:


Монография:

  1. Музыкально-драматическое искусство Киргизии в первой половине ХХ века / Отв. ред. В.А. Воропаева. – Бишкек: КРСУ, 2010. – 13,5 п. л.


Статьи в ведущих рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК РФ:

  1. История музыкального фольклора киргизского народа // Вестник Кыргызско-Российского Славянского университета. – Бишкек, 2008. – Т. 8. – № 7. – 0,5 п. л.

  2. История становления Киргизского музыкально-драматического театра // Вестник Кыргызско-Российского Славянского университета. – Бишкек, 2009. – Т. 9. – № 5. – 0,7 п. л.

  3. Становление киргизского профессионального оперного и балетного искусства в 40-е гг. XX в. // Вестник Кыргызско-Российского Славянского университета. – Бишкек, 2010. – Т. 10. – № 8. – 0,7 п. л.


Статьи в научных сборниках и журналах:

  1. История создания русского драматического театра в Кыргызстане // Русский язык в образовательном пространстве Центральноазиатского региона СНГ: Межд. научно-практическая конференция 15-19 августа 2007 г. – Бишкек: КРСУ, 2007. – 0,5 п.л

  2. Русские театральные деятели – создатели первой музыкально-драматической студии // Славянский мир в Кыргызстане / Под. ред. В.М. Плоских, М.А. Рудова – Бишкек: КРСУ, 2008. – 0,5 п. л.

  3. К вопросу об историографии киргизского музыкального и театрального искусства (конец XIX – середина XX вв.) // Диалог цивилизаций. – Бишкек: Илим, 2010. – № 10. – 0,7 п. л.

  4. Театры Киргизии в годы Великой Отечественной войны // Победа для всех одна. Материалы научно-практической конференции, посвященной 65-летию победы во Второй мировой войне / Под ред. В.М. Плоских. – Бишкек: КРСУ, 2010. – 0,7 п. л.

  5. Самодеятельное театральное искусство в первые годы Советской власти // Труды Института мировой культуры. Вып. V. Диалог цивилизаций. – Бишкек: Илим, 2010. – № 11. – 0,7 п. л.



Горина Ирина Владимировна


^ СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ

МУЗЫКАЛЬНО-ДРАМАТИЧЕСКОГО ИСКУССТВА

КИРГИЗИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX в.


Подписано в печать 25.03.2011 г.

Формат бумаги 60х84 1/16. Офсетная. Объем 1,5 п.л.

Тираж 100 экз. Заказ 52.


Отпечатано в типографии КРСУ

720048, Бишкек, ул. Горького, 2



1 Эйхгорн А. Полная коллекция музыкальных инструментов народов Центральной Азии. Каталог. – СПб., 1885; ^ Его же. Музыкально-этнографические материалы // Музыкальная фольклористика в Узбекистане (первые записи). – Ташкент, 1963; Капю Г., Бонвалло Г. Музыка киргизов и сартов Средней Азии. – Париж, 1884; Пфенниг Г.А. Об узбекской и киргизской музыке // Этнографические обозрения. – Лондон. – 1889. – № 3.

2 Львов Н. Киргизский театр. Очерк истории. – М.: Искусство, 1953.

1 Олидор О.Н. В борьбе за сценический реализм. – М.: Искусство, 1957.

2 Виноградов В.С. 100 киргизских песен и наигрышей. – М., 1956; Его же. Киргизская народная музыка. – М., 1958; ^ Его же. Музыкальное наследие Токтогула. – М., 1961; Его же. Киргизские народные музыканты и певцы. – М.: Сов. композитор, 1972 и др.

3 Кайдалова О.Н. Традиции и современность. – М.: Искусство, 1977; Янковский В.В. Музыкальная культура Советской Киргизии (1917–1967 гг.). – Фрунзе: Илим, 1982; Берёзкин В.И. Искусство оформления спектакля. – М, 1986; Его же. Советская сценография. 1917–1941 гг. – М, 1990; Его же. Искусство сценографии мирового театра: В 6-ти кн. – М., 1997–2008 и др.

4 ^ Воропаева В.А. История культуры Кыргызстана // Культурология: Уч. для вузов / Под ред. А.Ч. Какеева, В.М. Плоских. – Бишкек: Раритет Инфо, 2009 – C. 253–343; Джунушалиев Д.Д. Время созидания и трагедий. 20–30-е гг. XX в. – Бишкек, 2003; Джуманалиев А.Д. Политическая история Кыргызстана (становление политической системы кыргызского общества в 1920–1930-е гг.). – 2-е изд., исп. – Бишкек, 2005; Дятленко П.И. Реабилитация репрессированных граждан в Кыргызстане (1954–1999 гг.). – Бишкек: КРСУ, 2010; Какеев А.Ч. Философская мысль в Кыргызстане: поиски и проблемы. – Бишкек: Илим, 1995; Некоторые аспекты изучения киргизского искусства / Ред. кол.: А. Акматалиев, Р. Бакинова и др. – Бишкек, 1993; Плоских С.В. Две страницы репрессированной культуры: Историко-социолингвистическое наследие Е. Поливанова и К. Тыныстанова. – Бишкек, 2001; Ее же. Две страницы триумфа и трагедии советской культуры. Дмитрий Шостакович. Асанхан Джумахматов. – Бишкек: КРСУ, 2009; Эркебаев А. Малоизученные страницы истории киргизской литературы. – Бишкек, 1999 и др.

1 ^ Воропаева В.А. Российские подвижники в истории культуры Кыргызстана. – Бишкек: КРСУ, 2005; Дятленко П.И., Абубакирова А.К., Абубакиров Э.К. Обыкновенные судьбы необыкновенных людей: Уч. пос. для доп. образования. – Бишкек: ФПОИ, 2009; Кузнецов А.Г. Творцы и интерпретаторы: очерки о киргизских музыкантах. – Бишкек: КРСУ, 2009; Садыкова С. Они были первыми. – Бишкек: Илим, 2003; Творческие портреты мастеров профессионального искусства Кыргызстана / Авт.-сост. Д.Т. Уметалиева. – Бишкек: Турар, 2010; Тойбаева Д.М. Выдающиеся мастера кыргызской театральной сцены. – Бишкек, 2009; Уразгильдеев Р. Айсулу Токомбаева. – Бишкек: Кыргызстан, 1996 и др.





Скачать 321,64 Kb.
оставить комментарий
Горина Ирина Владимировна
Дата24.09.2011
Размер321,64 Kb.
ТипАвтореферат, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх