Н. И. Васильева Религия, эпос и мифология Великой Скифии icon

Н. И. Васильева Религия, эпос и мифология Великой Скифии


Смотрите также:
Великой Скифии «Русы Великой Скифии»...
Реферат по дисциплине: «Культурология» на тему: «Мифология и религия античности»...
Религия, мифология...
Религия, мифология...
Религия, мифология...
Тематический план. Блок Тема Предмет философии...
Краткая история Великой Скифии...
Религия, мифология...
«Махабхарата»
Экзаменационные вопросы по предмету «философиЯ» Возникновение философии...
К. п н., доцент...
М. Г. Крамаровский Петрарка о бедах Скифии...



Загрузка...
страницы:   1   2   3   4   5
скачать
Н.И. Васильева

Религия, эпос и мифология Великой Скифии


Религия

Небесный Бог-Отец: Уран-Варуна-Сварог. Бракосочетание земли и неба.
Богиня любви: скифская Лакшми - Лада - Афродита
Солнце в зените: Аполлон - Купала - Савитар
Солнцева сестра: Артемида, Елена, дева-Сурья
Близнецы: Ашвины, Диоскуры
Весенний солнечный герой: Индра, Ярило, Геракл
Тримурти - Триглав
Женская Триглава
Сома-Геката-Веста и Будха-Гермес-Меркурий
Бог огня: Агни-Семаргл-Гефест-Вулкан
Бог времени: Сатурн-Коляда-Бхага, Велес-Пан.
Саморазвертывающийся Логос: Солнце-царь

Эпическое творчество

Древнейший скифский эпос и его отражения
Русский средневековый эпос и его скифские корни
^ Мир в представлении ариев - скифов - славян

Религия


Глубочайшая связь славянского "язычества" с древней арийской религией Скифии, Ирана и Индии теперь уже совершенно очевидна. В сущности, это одна и та же религия. Признавая это, некоторые исследователи впадают в крайность, утверждая о несамостоятельности славянорусского "язычества"!

Считают, что древние русы просто много "заимствовали" от иранцев (которыми они, вопреки очевидности, продолжают считать скифов). Якобы русские заимствовали само слово БОГ, выражение "бога ради", "всем миром", само слово МИР (от "Митра"!), все особенности культа, и конечно, огнепоклонничество...89 Некоторые прямо называют славянское язычество "митраизмом"90, и утверждают, что эта религия перешла к славянам от "иранцев" в готовом виде, целиком!

Но Митра, как известно, - верховное божество не только иранского, но и индийского - ведического - пантеона. И если обратиться к сравнению славянского язычества с религией "Вед", то сходство оказывается очень значительным, более значительным, чем с какой-либо другой религией.91 Не только структурное сходство, совпадение имен и терминов, народных обрядов. Сохранились сведения, что еще в начале 20в. у некоторых русских сектантов применялись даже РЕЛИГИОЗНЫЕ ПЕСНОПЕНИЯ НА САНСКРИТЕ.92

Откуда же взялось это поразительное сходство, вплоть до полного совпадения, если, как утверждают, славян отделяло в древности от Индии целое "ираноязычное" и прочее иноязычное "море"?..

И не слишком ли много получается "заимствований"?,. Не являются ли скорее все эти совпадения доказательствами тождества, единства славянского и "скифского" язычества, обнаруживающего параллели не столько в Иране, сколько в Индии? И не является ли религия скифов и славян исходной, протоарийской религией, которая вне своего источника, России, хорошо сохранилась только в южной Азии?...

***

Даже то немногое, что мы знаем о скифских верованиях, обнаруживает устойчивые параллели в раннесредневековой "языческой" Руси.

Прежде всего, у скифов и сарматов было распространено почитание природных "священных мест", рощ, источников, озер, рек - точно так же, как и у славян и некоторых других народов арийского происхождения. Культ природы создавал, понятное дело, совсем не то отношение к ней, какое мы имеем сейчас. Христианские проповедники, безжалостно вырубая священные рощи и мутя священные источники, нанесли непоправимый вред общественному сознанию; экологический кризис, первые проявления которого наблюдались в Западной Европе уже в средние века, не заставил себя ждать.

В качестве "священных мест" у скифов и сарматов могли выступать крупные реки и даже моря. Согласно Максиму Тирскому, автору 2в. н.э., "жители Меотиды почитают свое озеро, массагеты - реку Танаис".93

Само название Меотиды образовано от слова "майя" (др.-инд.: "мать"), поскольку, в представлении древних, Азовское море являлось "матерью" Понта, питая его пресной водой. Великая мать-прародительница почиталась у жителей Восточноевропейской равнины еще 20-30 тыс. лет назад (судя по статуэткам Костенковской культуры на верхнем Дону). Другое название моря (Азовское) имеет связь со словом "Азия", которое, видимо, было одним из имен великой богини-матери (по греческой мифологии, Азия является супругой Прометея, божественного праотца человечества).

Танаис (Тана, Дана, Дон, что то же самое в другом звучании) всегда назывался просто "Река". Этот смысл имело и второе его древнее имя, известное из античных источников - Сину (в санскрите "синд" - река), переосмысленное позднее как "Синяя вода". Более того, еще в раннем средневековье Дон именовался не просто "Рекой", но - РУССКОЙ РЕКОЙ, или РУСОЙ. Получить такое название Дон мог только в том случае, если издавна, изначально находился в самом центре этногенеза русского народа. Если признать, что древние русские - это скифы и сарматы, то в этом нет ничего удивительного...

Культовое значение Дона как священной реки русов сохранилось еще со скифских времен.

***

О пантеоне скифских богов мы может судить, в сущности, только по краткому сообщению Геродота (История, 4, 59), который назвал некоторых из них по именам и привел греческие "эквиваленты". Вот список Геродота: 1) верховный бог (греч. Зевс), отождествляемый у скифов с небом - ПАПАЙ, 2) его супруга, богиня земли (греч. Гея)АПИЯ, 3) греческой Гестии, богине огня и домашнего очага, соответствует скифская ДЕВА, именуемая ТАБИТИ, 4) Афродите (богине любви) - АРТИМПАСА (или Аргимпаса), 5) Аполлону, солярному богу в образе юноши, покровителю врачевания, соответствует ЭИТОСИР (или Гойтосир), 6) скифы поклоняются также БОГУ ВОЙНЫ (греч. Арею) в образе меча, 7) СОЛНЦУ, которое является верховным божеством у массагетов, 8) Посейдону, "колебателю земли" и морскому царю, называя его ФАГИМАСАД, 9) ГЕРАКЛУ.

Информацию Геродота можно проверить и уточнить, сравнивая с сообщениями источников и данными археологии о религиозных культах, получивших распространение в античных городах Северного Причерноморья, а также Средней Азии, входившей в тот же круг скифского влияния. Без труда можно убедиться, что пантеон богов, почитаемый в этих местах, в основном совпадает с геро-дотовским списком.

Так, граждане Херсонеса, дававшие присягу на верность своему городу, клялись ЗЕВСОМ, ГЕЕЙ, ГЕРАКЛОМ и ДЕВОЙ; изображения двух последних божеств чеканились на монетах. Список божеств, наиболее почитаемых в Херсонесе, совпадает с геродотовым, но не с греческой традицией, в которой на первом месте не стояла бы ни Гея, ни Геракл, ни загадочная "Дева". С другой стороны, династия боспорских царей утверждала свое происхождение от ГЕРАКЛА и ПОСЕЙДОНА; последнее обстоятельство можно сопоставить с сообщением Геродота, что "аналога" греческого Посейдона особенно чтили царские, правящие скифы.

Находки великолепных статуй и сообщения источников подтверждают, что в северном Причерноморье большой популярностью пользовалась богиня любви, именовавшаяся греками АФРОДИТОЙ.

Известно также, что здесь почитали и другую богиню-АРТЕМИДУ ТАВРИЧЕСКУЮ, культ которой, судя по всему, имел местное происхождение.

С другой стороны, мраморные барельефы и статуи, обнаруженные в Старой Нисе - древней столице Парфянского царства (одного из скифских государств на территории современной Туркмении) изображают богов, которых можно сопоставить с греческими ЗЕВСОМ, ГЕРОЙ, ПОСЕЙДОНОМ, АФИНОЙ, АПОЛЛОНОМ, АФРОДИТОЙ.

Особым почитанием в Средней Азии (также, как и в Боспорском царстве!) были окружены ГЕРАКЛ И ПОСЕЙДОН, чьи изображения чеканилось на монетах; хорошо известен был культ БЛИЗНЕЦОВ, подобных греческим Диоскурам.

Как видим, пантеон богов, чтимых двумя территориально удаленными группами скифского народа, довольно точно совпадает.

Истолковать этот факт как результат греческого влияния нет никакой возможности: по крайней мере в Средней Азии это влияние было очень кратковременным и минимальным.

Очевидно, под греческими именами во многих источниках скрываются скифские боги.

Отождествление пантеонов столь разных народов, проводимое почти всеми древними авторами, вовсе не так наивно и "ненаучно", как полагают.

Ведь и та, и другая религии произошли (причем сравнительно недавно по отношению к эпохе античности) от одного корня, и многие скифские и греческие боги в самом деле отличались между собой только названиями.

Кстати, имена богов из геродотовского списка находятся в вопиющем противоречии с теорией "ираноязычия" скифов.

Почти ничего "иранского" в них нет и не было. Зато есть индийские параллели, и немалое сходство с "древнегреческим" Олимпом богов и героев. 

^ Небесный Бог-Отец: Уран-Варуна-Сварог. Бракосочетание земли и неба. 

Верховный бог скифов, ПАПАЙ, как замечает Геродот, называется так не зря... Еще бы, ведь слово "папа" означает по-гречески "отец". Логично назвать верховного бога "отцом", тем более, что в христианстве, сменившем древнюю религию и в Греции, и в России, он и является БОГОМ-ОТЦОМ. Видно, слово "папа" имело в скифском языке тот же смысл, что и в греческом... и в современном русском!

Имя АЛИИ, Матери-Земли, Прародительницы, также имеет аналог в Средиземноморье. Древнеиталийская богиня плодородия и земледелия носила похожее имя-ОПС. По греческим мифам, современные люди произошли от сына титана Прометея, спасшегося после потопа; отцом же Прометея был ЯПЕТ. Тот же корень, что и в имени "Алия", и тоже относится к "прародителю", правда, мужскому. Япет известен также из Библии: и там он прародитель, но только народов индоевропейской семьи.

Представление единого божественного начала, содержащего в себе двойственную - мужскую и женскую - сущность, в образе "бракосочетания Неба и Земли" соответствует и скифскому, и славянскому миропониманию. Собственно говоря, такая пара была исходной для всех религий арийского происхождения, но далеко не все религии ее сохранили.

Так, в греческой мифологии небесный бог-творец УРАН, супруг Геи-Земли (следовательно, полный аналог скифского Папая), был свергнут своими потомками с престола и лишен творческой силы... Править стал Зевс-бог грозы, "громовик". (В сущности, Геродот не имел права назвать скифского верховного бога Зевсом: судя по символическому браку с Землей, небесное божество скифов - аналог не Зевса, но именно Урана).

То же самое произошло у римлян: некогда верховным божеством был ЯНУС, символизировавший начала и концы, акт творения и Небо, затем смысл этого образа стал теряться, и "царем небесным" (всего лишь царем, но не творцом) стал опять-таки "громовик" Юпитер.

Выдающийся паматник древнеарийской религии, "Веды", безусловно, пропитаны духом чистого монотеизма; единое божество проявляется во многих ипостасях, что следует из слов:

"Дух Божий, витающий в Небе и называемый Индра, Митра, Варуна, Агни; мудрые дают Единому Существу многие имена, это - Агни, Яма, Матарисван".94

Согласно "Ведам", истинно верховным богом, "Первосущим", у древних ариев считался небесный ВАРУНА, держатель "мирового древа", то есть энергоинформационной основы мира, иерархически развертывающейся "сверху вниз", организуя материю, создавая порядок из хаоса:

... В бездонном (пространстве) царь Варуна с чистой силой действия 
Держит прямо вершину дерева. 
(Ветви) направлены вниз. Их основание - наверху. 
Да укоренятся в нас лучи! 
Ведь широкий сделал царь Варуна 
Путь для Солнца, чтобы следовать (ему)... 
А еще он отвращает словом даже (того врага), что проник в сердце... (I, 24).

Варуна - есть "муж, воплощающий блеск власти" (I, 25); он тот,

... Кто знает след птиц, летающих по воздуху, знает челны морские.
Знает тот, чей завет крепок, двенадцать месяцев с (их) потомством. 
Он знает (того), кто рождается впридачу. 
Он знает путь ветра, широкого, высокого, сильного... 
Варуна, чей завет крепок,
Расположился в водах для безраздельной власти, (он) очень умный.
Оттуда все сокрытое наблюдает внимательный,
Сотворенное и что будет сотворено.95

Образ ведического Варуны, "движущегося над волнами и под волнами", ассоциировался с мировым Океаном - как символом бесконечной, вечно движущейся Вселенной...

Но уже в Индии античного времени Варуна был полузабыт и превратился в тривиального "морского царя"; верховный творец оказался сослан на дно морское... "Изгнанный с небес" Варуна правит в великолепном дворце, построенном искусным Вншвакарманом на дне океана. Этот дворец окружен восхитительными садами, где на деревьях растут драгоценные камни и поют птицы невиданной красы, где никогда не бывает ни слишком холодно, ни слишком жарко. В царство Варуны уходят погибшие в битвах асуры (первоначально - солнечные боги-герои, в поздней традиции - демоны, оспаривающие власть верховных богов), а это значит, что Бог-творец приобрел в позднейшие времена черты "бунтовщика" и "анархиста"!

Увы, никакие красоты подводного царства не могут заменить верховной власти над миром, способности творить мир, которой, несомненно, обладал Варуна в эпоху Вед. Настоящий Варуна, конечно же, не утратил этой способности, просто люди забыли об этом...

Так деградировали религии, превращаясь из стройной монотеистической системы с символическим воплощением единого бога-творца в различных образах - в тривиальное многобожие, идолопоклонство, "язычество"...

И только славяне помнили, что настоящий бог-творец отличен от своих конкретных воплощений и остается во всеоружии, полностью сохраняя свою творческую силу! Недаром же русские в договоре с Византией клялись БОГОМ и Перуном, подчеркивая, что Перун - это не Бог, а всего лишь его ипостась. Недаром же Прокопий Кесарийский, писавший о славянах в 6-м веке н.э., утверждал, что они ПОЧИТАЮТ ЕДИНОГО БОГА!96

Но то же самое нам известно и о скифах-сарматах, причем из надежного источника - современных надписей. СУДЯ ПО НАДПИСЯМ, ОБНАРУЖЕННЫМ В ТАНАИСЕ, ЕГО ЖИТЕЛИ, МЕОТО-САРМАТЫ, ПОЧИТАЛИ БОГА ВЫСОЧАЙШЕГО, не называемого по имени.97 Эти надписи показывают, что единобожие вовсе не есть "изобретение" народов Палестины, но основное положение древнейшей арийской религии, верность которой хранили меото-сарматы античной эпохи и их потомки, русские и славяне раннего средневековья.

Истинно верховным богом, "богом высочайшим", русские считали небесного творца Сварога (вариант этого имени представлен в Ведах как "Варуна", к тому же корню восходит и греческое "Уран"). Имя Сварог-Варуна объяснимо из санскрита, в котором Isvara имеет значение: бог, всевышний, господь, повелитель; хозяин, владелец, супруг.98

Славяне называли верховного бога точно так же, как и скифы - Отцом, Дедом или Прадедом, поскольку считали что люди являются его прямыми потомками. "Настоящее" имя скифского Отца, "Папая", не известно, но можно с полным основанием предполагать, что оно представляло собой вариант имени "Варуна - Сварог".

Именно верховный бог неба, согласно славянской религии, олицетворявший мужскую энергию мира, вступал в брак с Матерью Землей, символом женского начала. Культ Матери Сырой Земли на Руси всегда был одним из самых значительных и стойких. Вероятно, имя богини Земли в прошлом совпадало с древнейшим корнем типа "йап", "хеб" и звучало как "Япия"; позднее было "переведено" на современный язык, а старое имя было табуировано и перенесено в разряд непроизносимых слов, где оно и пребывает до сих пор.

Итак, скифы почитали единого бога-творца, отца людей, и полагали, что мир состоит из двух начал - мужского (символ небо) и женского (символ земля). Справедливы тождества:

ПАПАЙ - НЕБЕСНЫЙ БОГ-ОТЕЦ (скиф.) =УРАН (греч.)=ВАРУНА (вед.)=СВАРОГ (рус.).

АЛИЯ (скиф.)= ТЕЛЛУС// ОПС (итал.)= ГЕЯ// ДЕМЕТРА (греч) МАТЬ-СЫР А-ЗЕМЛЯ (рус.). 

^ Богиня любви: скифская Лакшми - Лада - Афродита 

Имя скифской "Афродиты Урании" (небесной богини любви) надо читать как АРТИМПАСА. При таком прочтении в нем выступает корень "арт", "артем" - тот же самый, что в имени греческой богини АРТЕМИДЫ. Но... Артемида ведь не Афродита? Неужели Геродот перепугал? Ничего подобного. Просто в античные времена греки уже успели забыть, что некогда Афродита была,., тоже Артемидой!

Дело в том, что в некоторых индоевропейских языках наблюдается чередование типа "раб - арб" (ср. "работа" и "арбайт"), "род-арт"... Греческое имя "Артемис" есть не что иное, как вариант слова "Рожаница", хорошо известного в славянской религии.99

Богинь-Рожаниц было две: мать и дочь. Они символизировали свет, красоту, тепло, семейные связи, плодородие. Старшую Рожаницу звали ЛАДА (от слова лад - согласив, и в смысле "супруга"), а также ЛЕТО (по времени года, которому она покровительствовала); младшую - ЛЕЛЯ. Астрономическим символом Рожаниц служила планета Венера. Супругом старшей Рожаницы Лады был весенний солнечный бог Ярило, праздник в честь которого отмечался 23 апреля. Кроме дочери, у Лады было еще три сына: Купала, солнечный бог, символизировавший Солнце в высшей фазе годичного цикла (праздник 24 июня) и божественные БЛИЗНЕЦЫ, ЛЕЛЬ и ПОЛЕЛЬ.

Греческие мифы знали несколько вариантов этого солнечного "святого семейства": богиня ЛЕТО (полное совпадение со славянским именем!) является матерью девы-Артемиды и юного Аполлона, а земная царица ЛЕДА (Лада?) - матерью прекрасной ЕЛЕНЫ и БЛИЗНЕЦОВ (Диоскуров). Обе матери, Леда и Лето, представляют собой воплощения богини любви и красоты.

Следует напомнить, что в древнейшей, еще ахейской Греции богиня по имени "Афродита" вообще известна не была, тогда как Лето (Лато) занимала одно из первых мест; в античное же время Лето упоминалась только как мать Артемиды и Аполлона, и ничего более. Очевидно, что "Лето" и есть настоящее имя богини любви; "Афродита" - всего лишь ее поздний эпитет, означающий "пеннорожденная"...

Прекрасный солнечный бог Аполлон во всем похож на славянского Купалу.[Первичность образа Кополо-Купалы и других русских богов, ставших прообразами более поздних "древнегреческих" Аполлона и пр., доказана в монографии Ю.Д.Петухова "Дорогами Богов"М, Мысль, 1990г., Метагалактика, 1998г.] Греческая Артемида (Диана) отождествлялась с Луной. Если учесть, что греки имели еще и богиню "просто Луны", именуемую СЕЛЕНОЙ, а также, что Елена=Селена (звуки "и" и "с" взаимозамеща-лись), то оказывается, что Артемида (то есть Рожаница), дочь Лето, тождественна Елене, дочери Леды. Имя Елена совпадает также с именем младшей славянской Рожаницы, Лели; не удивительно, что оно с древнейших пор пользуется огромной популярностью на Руси.

Очевидно, в греческой религии "солнечное семейство" распалось на два варианта (Лето+ АПОЛЛОН+ Артемида и Леда+ Елена+ Близнецы), причем второй вариант "спустился с небес на землю". Впрочем, близнецам-Диоскурам в Греции все же поклонялись как богам.

Сходство славянского культа Рожаниц с греческим мифом о Лето и ее небесных детях вполне очевидно. Вообще весь греческий миф о рождестве Аполлона и Артемиды связан с севером, с "гиперборейской" страной; исследователи вполне обоснованно делают вывод, что это "святое семейство" попало в Грецию именно с севера, из славянского мира.100 У скифов, несомненно, почиталось это же "святое семейство", причем имена Рожаниц-Артемид звучали очень похоже (Артимпаса).

Если обратиться к Ведам, то можно убедиться, что культ небесной богини любви, "Афродиты Урании", занимал одно из первых мест. Веды называют ее не по имени, но по небесному символу - Зарей (УШАС). Несомненно, "Заря", воспеваемая ведическими гимнами, есть та же богиня, которую в Средиземноморье называли Венерой или Афродитой: планета, которая была ей посвящена, видима как раз на заре.101 В астрологической зодиакальной системе Заре (Венере) соответствует созвездие Тельца; в этой ипостаси она именуется РОХИНИ.

В поздней индийской мифологии небесная Заря-Венера - это ЛАКШМИ (ШРИ), богиня любви, красоты и счастья. Прекрасная Лакшми родилась чудесным образом из океанских вод, взбаламученных сонмом богов; она появилась на лотосе. Подобным же образом вышла на свет и греческая Афродита - Пеннорожденная; сходство этих мифов указывает, что они оба верны единой первооснове.

Богиня любви во многих вариантах арийской религии считалась также воплощением стихии воды, как, например иранская "Венера" - АРДВИСУРА АНАХИТА. В этой ипостаси ее аналогом в Ведах является МАТЬ СИНДХУ (от "синд" - река), упоминаемая часто наряду с солнечным творцом Варуной-Митрой и Матерью Землей в числе 4-х главных божественных сущностей.

Подчеркивая важнейшее значение владычицы любви и счастья, индийские мифы именуют Лакшми супругой Вишну, или Сурьи (Солнца), или же самого Брамы. Греческая Афродита именуется Уранией, то есть также соотносится с самим верховным, изначальным богом.

Вишну-пурана, один из самых важных индуистских текстов, рассматривает Лакшми-Шри как символ женской энергии мира (шакти):

"^ Вечна и непреходяща мать мира Шри, (супруга) Вишну. Как Вишну проникает повсюду, так и она... Держащий в руке палицу - дух бытия, а Лакшми - энергия-шакти... Шри - ночь, а бог, Держатель диска и палицы-день; наделяющий дарами Вишну - жених, а Пребывающая между лотосов - невеста... Говинда [пастырь, господь] - океан, а Пребывающая в лотосе - его берег; Губитель Мадху - предводитель богов (Индра), а Лакшми-(его супруга), воплощенная Индрани".102

Очевидно, в ведический период супругом богини любви Лакшми считался солнечный герой Индра, "победитель дракона". Отсюда представление о браке Зари-Венеры с Сурьей-Солнцем, "весенней" ипостасью которого и является Индра. Не случайно символическим воплощением Индры в Ведах служит Бык, а Зари - Корова;103символика совпадает с названием зодиакального созвездия Тельца. Таким образом, пара Индра + Индрани (Заря, Рохини) полностью соответствует славянской паре весенних божеств, Яриле и Ладе, почитание которых приходилось на апрель-май.

В поздней традиции индуизма образ Индры был поглощен культом Вишну, отождествленного с творцом мира, божьим духом - Нараяном, и богиня любви стала считаться его женской ипостасью.

Сравнивая славянских, греческих, скифских и индоарийских богов, получаем следующее тождество образов богини любви - владычицы вод - Зари - планеты Венеры: АРТИМПАСА (скиф.)= РОЖАНИЦА, ЛАДА-ЛЕТО (слав.)= ЛЕТО, ЛЕДА, АФРОДИТА (греч.)= ВЕНЕРА (рим.)= АНАХИТА (иран.)= ЗАРЯ, ИНДРАНИ, РОХИНИ, СИНДХУ, ЛАКШМИ (инд.).

Сходство вызвано ничем иным, как общностью происхождения религиозных систем, но разумеется, имелись и принципиальные различия. Небесную богиню любви, отождествляемую с планетой Венерой и Зарей, знали все арийские народы и их ближайшие соседи, но не у многих этот образ удержался на первоначальной высоте. Развитие греческой религии привело в конце концов к такому результату: случайный эпитет богини любви вытеснил ее настоящее имя, полное глубокого смысла; она лишилась своего семейства, которое, в свою очередь, распалось на куски, как разбитое зеркало... Такое развитие есть не что иное, как деградация.

Настоящая Венера - идеальная супруга, Лада, прекрасная женщина, достойная любви, но одновременно и нежная мать, дающая жизнь новому мужскому началу (символ Солнца), новому женскому началу (символ Луны) и Близнецам, олицетворяющим единство двух противоположностей. В результате религиозной деградации образ Венеры искажался все больше и больше, пока она не превратилась в тривиальную шлюху. Разумеется, "драма на Олимпе" только отслеживала то, что происходило в реальном обществе. Конец известен: браки распадаются, женщины перестают рожать, этнос гибнет...

С античными народами Средиземноморья именно это и произошло. В отличие от русских - потомков скифов, помнивших, что имя Лады, Жены образовано от слова лад, согласие, гармония. 

^ Солнце в зените: Аполлон - Купала - Савитар 

Скифская Артимпаса (Артемис) - это славянская Рожаница Лада; убедимся, что в "списке Геродота" упомянуто и семейство Великой Богини. С Аполлоном, сыном Лето (Лады), отождествлен скифский Гойтосир. Аналога этого имени не обнаруживается нигде; возможно, оно представляет какой-то местный эпитет. Смысл его понятен, если учесть, что древний индоевропейский корень "сер-сир" имеет смысл "горение" (тот же, что в названии минерала "сера" и в имени египетского бога Осириса, сына Солнца-Pa). Если учесть, что греческий Аполлон - это солнечный бог, то "горящий" смысл имени его скифского аналога вполне объясним.

АПОЛЛОН, полным аналогом которого является славянский КУПАЛА,104символизирует Солнце в наивысшем подъеме, летнее солнцестояние. Его образ - светлый, прекрасный юноша, его функции - покровительство любви и браку. Само имя его связано со словом "купава" в значении "белый", "светлый";105 возможно, что именно он и есть тот "Белбог" или "Белин", особое почитание которого славянами и кельтами засвидетельствовано античными источниками. Подобно своей матери - богини любви Ладе, Купала назывался также Лад или Ладон.106

Римляне почитали сына Лады-Венеры в детском облике; он носил у них имя, сходное со славянским - КУПИДОН (у адриатических венетов - КУПАВОН); изображался маленьким крылатым мальчиком, воруженным луком и "стрелами любви". Точно такой же образ имеется в греческой (ЭРОТ, сын Афродиты) и в индийской мифологии (КАМА, сын Лакшми), что доказывает его происхождение из общего первоисточника.

Сын Венеры (Лады-Лето) Купидон - это маленький Купала, Лад. "Подросший" Купала покровительствовал мирному труду, ремеслам, искусствам (в том числе "изящным"), и в частности - медицине. В последней ипостаси Купала содействовал также тайным силам, магии. Но Аполлон-Купала был также божеством-воителем, стрелком из лука, чьи стрелы (символ солнечных лучей) несли неотвратимую гибель силам мрака.

Во многих вариантах арийской религии образ Купалы-Аполлона связывался с лебединой символикой. Греческий Аполлон отправлялся каждый год на север на колеснице, запряженной лебедями; Купавон иллирийских венетов представлялся сыном Кикна (Лебедя); с этим же символическим рядом связана кельто-германская легенда о Лоэнгрине, прекрасном боге, вступившем в брак с земной женщиной, но улетевшей от нее на "лебединой" колеснице... Другим символом Аполлона служил волк (у греков: Аполлон Ликийский, "волчий"; Иван-царевич и Серый Волк в русской мифологии).

Наиболее глубокий смысл образа Купалы-Аполлона-воплощение творческих сил, преобразующих божественную солнечную энергию в конкретную форму, поэтому его праздник и приходился на кульминацию годичного цикла, летнее солнцестояние. В Ведах этому образу соответствует САВИТАР, золоторукий, несущийся на колеснице (как и греческий Аполлон) бог солнечного света:

К тебе, о бог Савитар, владыке всего желанного, 
Мы идем за долей, о (ты) дающий!.. 
У тебя, наделенного Счастливой долей,
Мы хотим приобщиться с твоей помощью к вершине богатства. (1,24).

Приближаясь сквозь черное пространство, 
Успокаивая бессмертного и смертного,
Савитар на золотой колеснице, Бог едет, взирая на (все) существа...
Златорукий Савитар, повелитель людского рода, 
Странствует между обоими: между небом и землей.
Он гонит прочь болезнь, приводит в движение Солнце.
Он спешит на небо через черное пространство. 
Златорукий Асура, добрый вождь, Милосердный, прекрасно помогающий...107

Совпадение образов полное: и Аполлон, и Савитар - солнечные золоторукие боги-колесничие; и тот, и другой, считались подателями благ, к которым можно непосредственно обращаться с молитвой, и тот, и другой - "целители"...

Удивительно, но образ солнечного Аполлона-Купалы-Савитара, очевидно, верный исходному первоисточнику, сохранился, кроме греческого мифа, только в славянском фольклоре (Иван Купала, Иван Царевич) и отчасти - в кельтской легенде о Лоэнгрине. Даже в поздней индуистской религиозной системе для него не нашлось места, а в таких религиях, как римская или скандинавская, от этого образа не осталось следа уже в древнейшее время. Как это ни странно, чем прекраснее божественный образ, тем труднее оказывается сохранить его...

"ЭЙТОСИР" (скиф.)=АПОЛЛОН+ ЭРОТ (сын Лето, греч)КУПИДОН (сын Венеры, рим.) =ЛАД+ КУПАЛА (сын Лады-Лето, слав.)= КАМА+ САВИТАР (инд.) 




оставить комментарий
страница1/5
Дата24.09.2011
Размер1,09 Mb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3   4   5
отлично
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх