Методическое пособие составлено с учетом дистанционного обучения для подготовки специалистов заочной формы обучения.   icon

Методическое пособие составлено с учетом дистанционного обучения для подготовки специалистов заочной формы обучения.  


Смотрите также:
Учебно-методическое пособие для студентов заочной формы обучения Составитель...
Учебно-методическое пособие для студентов заочной формы обучения Составитель...
Методическое пособие для студентов заочной формы обучения тольятти 2006...
Методическое пособие для выполнения курсовых работ по спецкурсу «Жилищное право» студентами всех...
Методическое пособие для выполнения курсовых работ по спецкурсу «Жилищное право» студентами всех...
Реферат как форма самостоятельной работы студента: методическое пособие по выполнению рефератов...
Реферат как форма самостоятельной работы студента: методическое пособие по выполнению рефератов...
Учебно-методическое пособие по выполнению курсовой работы по дисциплине «Анализ хозяйственной...
Учебное пособие для студентов заочной формы обучения Санкт-Петербург...
Рабочая программа для студентов заочной формы обучения IV курса специальностей...
Рабочая программа для студентов заочной формы обучения VI курса специальностей...
Учебно-методическое пособие для студентов очной формы обучения Составители...



 

УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

НЕФТЯНОЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

Кафедра истории и культурологии

 

 


 

 

ПЛАНЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ

 

 

 

по дисциплине «Культурология»

 

 

 

 

 


Уфа 2003


Планы и методические рекомендации предназначены для студентов всех форм обучения и всех специальностей.

Методическое пособие составлено с учетом дистанционного обучения для подготовки специалистов заочной формы обучения.

 

 

 

Составители: Ахметзянов У.С., доц., канд. ист. наук (темы 1-2)

Каримов М.М., доц., канд. ист. наук (темы 3, 6*)

Шаймухаметов Р.Р., доц., канд. ист. наук (тема 5)

Васильев Д.Ю., ст. преподаватель, канд. филос. наук (тема 4)

 

 

Рецензенты: Бондаренко Г.В., доц., канд. филос. наук

Матвеева Л.Д., доц. кафедры истории и культуры УТИС, канд. ист. наук

 

ã Уфимский государственный нефтяной

технический университет, 2003


Тема № 1


Сущность культуры. Основные функции культуры

  1. 1.      Понятие «культура» и его полисемантический характер. Формирование научного определения культуры.

  2. 2.      Культура как мир артефактов. Материальная и духовная стороны артефакта.

  3. 3.      Сущность культуры. Человеческие смыслы культуры.

  4. 4.      Понятие, функции культуры. Познавательная функция культуры.

  5. 5.      Ценностная функция культуры. Антропологический и ценностный подходы к пониманию культуры.

 

Список литературы

  1. 1.      Ерасов Б.С. Социальная культурология. Часть I. - М.,1994. - С. 13-21, 120-150, 150-157, 167-202.

  2. 2.      Ерасов Б.С. Социальная культурология. Часть II. - М.,1994. - С. 10-51.

  3. 3.      Введение в культурологию: Учебное пособие для вузов / Под ред. В.Е. Попова - М.: Изд-во «Знание», 1996. - С. 3-14, 15-23.

  4. 4.      Культурология. - М.,1993. - С.3-25, 37-46.

  5. 5.      Культурология: Курс лекций / Под ред. проф. А.А. Радугина. - М.: Центр,1997. - С.12-19, 50-54, 54-55, 55-69.

  6. 6.      Культурология: Учебник для студентов технических вузов / Под ред. Н.Г. Багдасарьян. - М.: Высшая школа,1998. - С. 52-54, 137-142, 157-142, 178-194, 246-247.

  7. 7.      Культурология в вопросах и ответах: Учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс,1997. - С. 12-16, 61-71.

  8. 8.      Учебный курс по культурологии / Под ред. проф. Г.В. Драча. - Ростов-на-Дону: Феникс,1996. - С.5 -10, 44-48, 51-54.

  9. 9.      Культурология: Учебное пособие. / Под ред. проф. Г.В. Драча. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. - С. 23-28, 71-98, 289-304.

  10. 10.  Гуревич П.С. Культурология: Учебное пособие. - М., 1996. - С. 6-24.
^

 

Методические рекомендации


Начиная изучение данной темы, необходимо обратить внимание на формулировку пункта 1: «Понятие «культура» и его полисемантический характер». Полисемия данного термина означает, что одно и то же слово имеет несколько значений. В обыденной жизни мы встречаемся со словом «культура» на каждом шагу, употребляя его в разных значениях – «культура труда», «культура быта», политическая культура», «культура поведения», «правовая культура» и т.д.

Далее нужно перейти к выяснению вопроса о происхождении (этимологии) слова «культура»1[1]. Следует различать слово «Культура» и научное понятие «культура». Здесь нужно перейти от выяснения этимологии слова культура к выяснению сущности культуры. Для примера рассмотрим слово «геометрия» и сущность содержания самой науки геометрии. Так, в переводе с греческого, слово «геометрия» означает «землемерие». Но разве можно сводить содержание науки геометрии только к измерению земельных площадей?

Важное значение в раскрытии сущности культуры имеет такое понятие, как артефакт. В отличие от объектов природы, артефактами называются материальные и духовные реальности, созданные творческим трудом человека, т.е. искусственно созданные. Подробно расскажите о роли артефактов в становлении и развитии культуры2[2]. В артефактах следует выделять материальную и духовную (смысловую) стороны. Предметы, взятые сами по себе, вне их отношения к человеку, никакого смысла не имеют. Можно сколько угодно изучать, например, мечеть с материальной стороны. Можно исследовать особенности ее архитектурного стиля и материал, из которого она построена, но обнаружить в ней какой-либо смысл нам не удастся, если мы будем рассматривать мечеть только как физическое тело. Чтобы понять мечеть, нужно изучить культуру ислама, которая ее породила. Точно так же и знамя с материальной стороны есть ткань с золотым шитьем. Чтобы понять сущность знамени, нужно раскрыть символы, смыслы, которые оно заключает в себе. Итак, смысловая сторона артефакта и составляет сущность культуры. Подробно изучите литературу, в которой рассказывается о смыслах культуры3[3].

Рассматривая смыслы культуры, следует остановиться на связи понятия «культура» с близким по значению и, вместе с тем, отличным от культуры понятием культ4[4].

Для дальнейшего раскрытия человеческих смыслов культуры нужно обратиться к рабочей программе (в дальнейшем – РП) по базовому курсу «Культурология», которая была разработана в соответствии с Госстандартом на кафедре истории и культурологии УГНТУ5[5]. Там перечисляются основные виды смыслов культуры: а) смыслы-знания, б) смыслы-ценности, в) смыслы-регулятивы. С этими смыслами связаны основные функции культуры.

Понятие функции неразрывно связано с системным подходом в науке. Сложные материальные объекты или процессы рассматриваются как система, состоящая из отдельных элементов, которые взаимодействуют друг с другом и с системой в целом. Это воздействие элементов и называется функцией. Элементы в системе воздействуют не случайно, а соединяются друг с другом строго определенным способом. Этот способ называется структурой, внутренним строением системы.

С этих позиций и культуру надо рассматривать как определенную связь элементов, каждый из которых представляет собой определенную форму культуры: политическую культуру и политику; нравственную культуру и нравственность, мораль, этику; научную культуру и науку и т.д. Различают как функции элементов культуры, так и функции культуры в целом.

Среди важнейших функций культуры следует назвать познавательную функцию. Снова обратимся к РП. Здесь мы читаем: «Познавательная функция культуры. Понятие “знания”. Виды знаний: а) знание - информация; б) знание как утверждение в форме утвердительного и отрицательного; в) знание как "знание о незнании"; г) знание ложное и знание истинное»6[6]. Не всякое знание является преднамеренно ложным. Часто знание выступает в форме заблуждения. Так, например, со времен Демокрита (V в до н. э.) до конца XIX века ученые считали, что атом есть последняя неделимая частица вещества. Однако в дальнейшем, в связи с открытием явления радиоактивности, было обнаружено, что атом имеет сложную структуру. А в дальнейшем ученые научились расщеплять атом. Можно ли считать прежние утверждения ученых преднамеренной ложью? Высокая цель научного познания – истина. Однако путь к достижению истины представляет собой очень сложный, противоречивый и драматический процесс движения человеческого познания от менее точного и полного знания к более точному и полному знанию. Поэтому заблуждение является необходимым этапом на пути к истинному знанию.

Далее следует акцентировать внимание на том, что знание в системе науки не тождественно знанию в системе культуры, хотя, конечно же, высшей целью познавательной функции культуры является достижение научного знания. Основная особенность научного знания – это объективность знания. Это означает, что содержание знания проверяется эмпирическими (опытными) методами (т.е. знание об объекте сопоставляется с объективными свойствами самого объекта) или определенными методами логического, часто математического доказательства. Однако знание в системе культуры не сводится только к научному знанию. Недопустима абсолютизация научного знания, называемая сциентизмом или сайентизмом (от англ. Science – наука). Такого рода абсолютизации ведут к негативным последствиям как в теории, так и на практике. В теории это ведет к недооценке роли иррациональной и эмоциональной сторон познания, которые имеют очень важное значение в системе гуманитарного знания, в понимании художественной культуры, а также значения религиозной веры в истории и культуре человечества. В практическом плане абсолютизация научного знания привела к технизации общества и превращению человека в придаток машины. Стремление к господству человека над силами природы обернулось нарушением гармонии между человеческим обществом и природой, что привело в дальнейшем к экологическому кризису. Проштудируйте литературу, в которой раскрывается вопрос о соотношении культурного и научного знания7[7].

Опирайтесь на литературу и при ответе на контрольные вопросы № 6-9 8[8].

Еще раз обратимся к РП: «^ Ценностная функция культуры. Понятие "ценности". Объект как носитель ценности. Культурологическое понятие "ценности" и экономическое понятие "стоимости". Ценность и знание о ценности. Ценностные представления и ценностные идеалы. Идеалы и действительность. Подлинные и мнимые ценности. Ценности и антиценности, условность границ между ними»9[9]. Изучите литературу по данному вопросу10[10].

Для ответа на контрольные вопросы № 13, 14 также используйте учебную литературу11[11].

Учебная литература поможет вам ответить и на контрольные вопросы № 16-18 12[12].
^

 

Контрольные вопросы


  1. 1.      Каково этимологическое содержание термина "культура"? Как формировалось научное определение культуры?

  2. 2.      Сформулируйте определение понятия "артефакт". Является ли человек артефактом? Обоснуйте свою точку зрения.

  3. 3.      Какая из сторон артефакта играет доминирующую роль в формировании культуры: духовная или материальная? Обоснуйте свой ответ, приведите примеры.

  4. 4.      Сформулируйте определение понятия "функции культуры". В чем проявляется полифункциональный характер культуры?

  5. 5.      В чем различие места знания в системе науки и места знания в системе культуры?

  6. 6.      Является ли заблуждение видом знания или существует только истинное знание?

  7. 7.      "Сказка - ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок" - является ли данное изречение видом знания и к какой системе можно отнести это изречение: науки или культуры?

  8. 8.      Каковы наиболее существенные черты различия науки и религии? Есть ли у них черты сходства, общие черты?

  9. 9.      Что такое "сциентизм"? В чем проявляются его негативные последствия в теории и на практике?

  10. 10.  Что такое "ценности"? Приведите примеры иерархии ценностей.

  11. 11.  Почему говорят, что ценности имеют синкретический характер? Раскройте на конкретном примере противоречивый характер взаимосвязи различных групп ценностей.

  12. 12.  Существуют ли общечеловеческие ценности или любые ценности носят партикулярный характер (т.е. выражают интересы определенной группы людей: нации, партии, класса и т.д.)? Обоснуйте свой ответ.

 

Контрольные задания

  1. 1.         Понятие «культура» и его полисемантический характер.

  2. 2.         Формирование научного определения культуры.

  3. 3.         Культура как мир артефактов.

  4. 4.         Знание в системе науки и в системе культуры.

  5. 5.         Ценности и ценностные идеалы.

  6. 6.         Виды и классификация ценностей.



Тема № 2


Основные функции культуры

  1. 1.      Человекотворческая функция культуры.

  2. 2.      Регулятивная функция культуры. Нравственность и мораль. Мораль и право. Мораль и этика.

  3. 3.      Семиотическая (знаковая) функция культуры. Культура как информационный процесс.

  4. 4.      Коммуникативная функция культуры. Роль средств массовой коммуникации в современной культуре.

  5. 5.      Интегративная функция культуры. Интеграция и дезинтеграция в обществе.
^

 

Список литературы


  1. 1.      Введение в культурологию: Учебное пособие для вузов / Под ред. В.Е. Попова - М., 1996. - С. 70-79, 89-119.

  2. 2.      Гуревич П.С. Культурология: Учебное пособие. - М., 1996. - С. 29-34, 44-75.

  3. 3.      Ерасов Б.С. Социальная культурология. Часть I. - М., 1994. - С. 82-86, 108-120, 158-165, 204-218, 223-228.

  4. 4.      Культурология. - М.: Изд-во: «Знание», 1993. - С. 67-88.

  5. 5.      Культурология: Курс лекций / Под ред. А.А. Радугина - М.: Центр, 1997. - С. 54-55.

  6. 6.      Культурология: Учебное пособие / Под ред. проф. Г.В. Драча. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. - С. 104-112.

  7. 7.      Культурология: Учебник для студентов технических вузов / Под ред. Н.Г. Багдасарьян. - М.: Высшая школа, 1998. - С. 114-126.

  8. 8.      Левяш И.Я. Культурология: Курс лекций. - Минск, 1998. - С. 83-88.
^

 

Методические рекомендации


Начиная изучение второй темы, вновь обратитесь к РП: «Человекотворческая функция культуры. Человек и его многомерная сущность. Многоуровневый характер сущности человека: а) человек - животное; б) человек разумный, творческий, человечный; в) человек технизированный, механизированный, античеловек в человеке. Преодоление животного и античеловеческого в человеке и обществе»13[13]. Особое внимание нужно акцентировать на раскрытии последнего тезиса.

О многомерной сущности человека говорили очень многие философы, в частности Зигмунд Фрейд14[14]. В связи со становлением техногенной цивилизации происходит превращение человека в придаток машины, компьютера. Эти процессы раскрываются в учебной литературе15[15].

В РП рассматривается и содержание следующего вопроса: «^ Регулятивная функция культуры. Смыслы - регулятивы в культуре. Роль табу как регулятивов в первобытной культуре. Зарождение нравственности и нравственных форм поведения при переходе от примитивного общества к цивилизации. Нормы нравственности и их отличие от норм табу. Нравственность и мораль, их отличие. Мораль и право, их общие черты и черты различия, их роль как регулятивов в обществе и культуре. Мораль и этикет. Роль этикета в качестве регулятора в культуре. "Нормативная недостаточность" и "нормативная избыточность" в культуре»16[16]. В учебной литературе эти вопросы освещены подробно17[17].

Следующий вопрос также освещен в РП: «^ Семиотическая (знаковая) функция культуры. Понятие "знака". Семиотика - учение о знаках. Мир вещей и мир знаков. Знак и значение знаков (смысловое содержание знака). Явление культуры как знаков и совокупности знаков.

Семиотическое поле культуры. Пять основных типов знаков и знаковых систем:

а) естественные знаки, знаки - признаки и их роль в ориентации в природной среде;

б) функциональные знаки и их роль в деятельности людей; кодирование и декодирование функциональных знаков;

в) конвенциональные (условные) знаки, их типы (знаки - сигналы, знаки - индексы, знаки - образцы, знаки - символы), глубинный историко - культурный смысл символа;

г) вербальные знаковые системы - естественные языки. Структурная организация языка. Фонетика. Лексика. Грамматика. Стилистика. Язык и мышление. Когнитивные (познавательные) функции языка: номинативная, конструктивная, аккумулятивная функции. Вербальный иллюзионизм - болезнь современной культуры. Язык и общение. Коммуникативные функции языка: референтная, экспрессивная, импрессивная, поэтическая (эстетическая). Культура речи;

д) знаковые системы записи. Письмо - система записи знаков естественного языка. Знаковые системы на базе других знаковых систем (музыки, танца). Формализованные языки. Использование логико-математического аппарата. Языки электронно-вычислительной техники и компьютерных систем. Культурные тексты и их отличия от письменных текстов. Культурные тексты и их интерпретация.

Культура как информационный процесс. Хранение, переработка и трансляция информации. Механизм социальной наследственности, ее отличия от биологической наследственности. Социальная память и ее роль в информационном процессе18[18]. Подробное изложение ответов на поставленные вопросы студенты могут найти в литературе19[19].

Рассматривая эту тему, более подробно следует остановиться на вербальных знаковых системах, т.е. на естественных языках. Базисной структурной единицей языка является слово. Слово – своего рода атом языка. Подобно атомам, слова имеют внутреннюю структуру и строятся из «элементарных частиц». Ими служат звуки – фонемы, которые не являются знаками, потому что у них самих по себе нет значения. Но из небольшого количества фонем можно составить необозримое множество комбинаций, в результате чего образуются слова.

Лексика – словарный фонд языка. Каждое слово имеет определенное значение. Значение – смысловое содержание слова. Многие слова имеют множество значений. Такое явление называют полисемией. Подробно об удивительных свойствах слова, о происхождении слов, их исторической изменчивости можно прочитать в книгах Н.П. Матвеевой20[20] и К.И. Чуковского21[21].

Важным является вопрос о знаковых системах записи. Важнейшая из них – письмо, система записи знаков естественного языка, устной речи. Изобретение знаковых систем записи – одно из величайших достижений человеческой мысли. Особенно большую роль в истории культуры сыграло появление и развитие письменности. Только создание письменности позволило человеческой культуре выйти из первоначального примитивного состояния. Без письменности развитие науки, техники и искусства было бы невозможным.

Зародышем письменности было так называемое «предметное письмо», возникшее еще в первобытном обществе, использовавшее предметы для передачи сообщения (например, передача оливковой ветви как знака мира). Однако это только предыстория письменности. Первой стадией ее истории была пиктография (рисуночное письмо). Следующая стадия – иероглифическое письмо, в котором рисунки принимают более схематичный характер. И, наконец, на третьей стадии создается алфавитное письмо, в котором используется небольшой набор письменных знаков, обозначающих не слова, а только звуки устной речи.

Письменность открыла дорогу тиражированию текстов – книгопечатанию. А с изобретением Иоганном Гутенбергом печатного станка в XV веке стало возможным массовое тиражирование книг.

С точки зрения семиотики, историю мировой культуры можно представить как смену следующих основных типов культуры:

  1. 1.      Дописьменный тип.

  2. 2.      Письменный тип.

  3. 3.      Письменно-книжный тип.

  4. 4.      Экранный тип.

Подробнее об этом рассказывается в учебной литературе.22[22]

В качестве заключения к теме 2 вновь обратимся к РП: «Коммуникативная функция культуры. Развитие форм и способов коммуникации в культурной истории человечества. Общение на ранних ступенях антропогенеза. Непосредственные контакты с помощью жестов и звуков. Возникновение членораздельной речи как нового средства коммуникации. Изобретение письменности как основы письменной и книжной культуры. Возникновение средств массовой коммуникации, их позитивные и негативные стороны. Дальнейшее развитие компьютерных сетей и технологий.

^ Интегративная функция культуры. Сохранение культурного наследства, традиций, исторической памяти как необходимые условия связи поколений людей. Роль религии и идеологии в процессе интеграции. Противоречивый характер интегративной функции культуры. Интеграция и дезинтеграция в обществе. Роль религии и идеологии в процессах дезинтеграции»23[23]. Для подготовки этих вопросов используйте учебную литературу24[24].

 
^

Контрольные вопросы


  1. 1.      Как реализует себя человекотворческая функция культуры?

  2. 2.      В чем выражается различие пессимистической и оптимистической концепций о роли культуры в ее воздействии на человека? Сравните взгляды Ж.-Ж. Руссо, З. Фрейда и Э. Фромма по данному вопросу.

  3. 3.      Каким образом культура выполняет регулятивную функцию? Что такое "культурные традиции" и "обычаи"?

  4. 4.      Что такое "мораль"? Чем отличаются нормы морали от норм табу?

  5. 5.      Что такое "этика", "нравственность"? В чем различие между моралью и нравственностью?

  6. 6.      В чем выражается единство этикета и морали? Как вы понимаете слова А.П. Чехова "Люди, будьте деликатны..."?

  7. 7.      Как в социальной жизни соотносятся нормы морали и нормы права?

  8. 8.      Что такое "семиотика", "знак", "язык культуры"?

  9. 9.      Какие основные типы знаков вам знакомы? Подберите примеры для иллюстрации своего ответа.

  10. 10.  В чем заключается специфика конвенциональных (условных) знаков? Что такое "символ"?

  11. 11.  Какова роль знаков-символов в искусстве?

  12. 12.  Дайте определения понятиям "естественные языки" и "формализованные языки". Приведите примеры.

  13. 13.  Как взаимоотносятся слово и понятие?

  14. 14.  Какие коммуникативные функции языка вам известны?

  15. 15.  Какова роль письменности в трансляции культурного опыта?

  16. 16.  В чем различие письменных и культурных текстов?

  17. 17.  Чем механизм социальной наследственности отличается от биологической наследственности? Какова роль социальной памяти в информационном процессе?

  18. 18.  Какие формы и способы коммуникации существовали в культурной истории человечества?

  19. 19.  Чем ознаменовался переход от письменной и книжной культуры к экранной культуре?

  20. 20.  В чем вы видите позитивные и негативные стороны средств массовой коммуникации?

  21. 21.  Какова роль традиций и новаций в развитии культуры?

  22. 22.  Какую роль играют религия и идеология в процессах интеграции и дезинтеграции в обществе?

 

 

Контрольные задания

  1. 1.                  Многоуровневый характер сущности человека.

  2. 2.                  Мораль, нравственность, право: проблема взаимодействия.

  3. 3.                  Знак, символ, язык.

  4. 4.                  Основные типы знаковых систем в культурологии.

  5. 5.                  Культура речи.

  6. 6.                  Значение письменности для генезиса культуры.

  7. 7.                  Культурные тексты и их интерпретация.

  8. 8.                  Роль СМИ в современной культуре.

Тема № 3


Морфология культуры

  1. 1.      Понятие материальной и духовной культуры, их структура. Взаимосвязь и взаимопроникновение материальной и духовной культуры.

  2. 2.      Мифология, религия, искусство и наука как основополагающие институты культуры.*

  3. 3.      Этническая, национальная, массовая культуры. Элитарная культура, как оппозиция массовой культуры.

  4. 4.      Субкультуры (контркультуры), как виды элитарных групп. Контркультура и антикультура. Современные молодежные субкультуры.

 
^

Список литературы


  1. 1.      Введение в культурологию: Учебное пособие для вузов / Под ред. Е.В. Попова. - М., 1996. - С. 62-70 (3в).

  2. 2.      Гуревич П.С. Культурология: Учебное пособие. - М., 1998. - Гл.9. - С. 155-170 (4в).

  3. 3.      Гуревич П.С. Философия культуры: Учебное пособие для студентов. - М., 1994. - С. 269-290 (3в).

  4. 4.      Ерасов Б.С. Социальная культурология. - М., 1997. - Ч.II. - Гл.5. - С. 156-196. (2в); Гл.7. - С. 261-270, Гл.15. - С. 422-427 (3в); Гл.15. - С. 435; Ч.III. - Гл.14. - С. 406 – 418 (3в).

  5. 5.      Кармин А.С. Культурология. – СПб., 2001. -Ч.2. - Гл.3. - § 2,3,4; Гл.5. - § 3 (2в). - С. 71-83 (3в).

  6. 6.      Культурология в вопросах и ответах: Учебное пособие. - Ростов-на-Дону, 1997. - С. 326-333 (3в).

  7. 7.      Культурология. - М.: Общество «Знание», 1993. - С. 15-17, 36-45 (1в); С. 110-120 (3в), С. 120-124 (4в).

  8. 8.      Культурология: Учебное пособие для студентов технических вузов / Под ред. Н.Г. Багдасарьян. - М., 1998. - С. 49-51 (3в); С. 158, 159, 162-165, 167-168, 178-185, 192-193 (2в).

  9. 9.      Культурология: Курс лекций / Под ред. А.А. Радугина. – М., 1997. - С. 50-58, 65-69 (2в); С. 83-95 (3в).

  10. 10.  Левяш И.Я. Культурология: Курс лекций. - Минск, 1998. - С. 38-58 (3в).

  11. 11.  Малюга Ю.Я. Культурология. - М.,1999. - С. 24-33 (1в).

  12. 12.  Пономарева Г.М. и др. Основы культурологии: Учебное пособие для учащихся 10-11 кл. - Гл.3. - С. 56-71 (1в); Гл. 7,9,10 (2в); Гл.12. - С. 313-339 (4в).

  13. 13.  Полищук В.И. Культурология: Учебное пособие. - М., 1998. - С. З0-36 (1в); 78-79 (3в); 79 (4в).

 
^

Список дополнительной литературы


  1. 1.      Введение в культурологию: Конспект лекций. - М.: МНЭМ, 1992. - С. 14-17 (1;3в).

  2. 2.      Контркультура, идеология и политика. - М., 1976. (4в).

  3. 3.      Оганов А.А., Хангельдиева И.Г. Теория культуры: Учебное пособие для вузов. - М., 2001. - С. 229-244 (3в); 245-261 (4в).

  4. 4.      Рождественский Ю.В. Введение в культурологию. - М., 1996. - С.82-180 (1в).

  5. 5.      Субкультурные объединения молодежи. - М., 1987. (4в).

 
^

Методические рекомендации


Морфология культуры - составная часть теории культуры, изучающая основные структурные элементы, типичные формы культуры, как сложной целостной системы, принципы их взаимодействия. Следует отметить, что исследователи, занимающиеся проблемами морфологии культуры, используют различные методологические принципы в определении морфологических форм культуры. (М. Каган, А.Флиер и др.)

Наиболее распространенными принципами классификации культуры являются: по родам деятельности - материальная и духовная; по носителю культуры - народная (этническая), национальная (элитарная) и массовая культура.

Выделение в культуре материальной и духовной форм носит условный характер: в чистом виде ни та, ни другая не существуют. Любая вещь, явление в системе культуры (артефакт) имеет материально-духовный характер.

^ Материальная культура сама по себе имеет сложную структуру. Она делится на технико-технологические и предметно-продуктивные компоненты. Имея в виду технико-технологическую область материальной культуры, следует разделить понятие «техника» в широком и узком смысле. В первом случае мы имеем в виду навыки, приемы какой-либо деятельности, что совпадает по смыслу с мастерством, искусством. Во втором - машины, механизмы, приборы, т.е. орудия производства. В XX веке роль техники оказалась столь высока, что ведет в культуре к подмене человека техникой. В связи с какими изменениями стало это возможно? Какое влияние оказывают современные средства коммуникации на духовную культуру?

Предметно-продуктивный слой материальной культуры имеет, в свою очередь, ряд подразделений. Здесь следует иметь в виду, что материальная культура затрагивает сферы интимных и социальных отношений.

Материальная культура органически связана с человеком, обществом и ее духовной областью. Эту связь возможно проследить на конкретных видах, типах материальной культуры как жилище, одежда, оружие и т.п. Есть область, в которой материальная культура сливается с духовной (например: произведения архитектуры и декоративно-прикладного искусства). Материальная культура может носить национальный характер, а в XX веке возникает глобальная культура. Какие черты характерны для современной материальной культуры? Какие возникают проблемы в культуре в связи с современными особенностями материальной культуры?

Следующий аспект влияния материальной культуры связан с творческими идеями и замыслами человека и возможностями материального производства. Как они соотносятся друг с другом? Какие состояния переживает культура при различных формах их взаимоотношений?

Если материальная культура связана с освоением природной сферы, являясь «очеловеченной» частью природы, то духовная культура связана с преобразованием внутреннего мира человека, сферы его духовного бытия. Обратите внимание, что духовная культура вырастает как идеальная сторона материальной деятельности производства. Означает ли в таком случае, что духовная культура играет подчиненную по отношению к материальной, может ли она играть ведущую роль?

Исходя из деятельного подхода к культуре, выделяют в духовной культуре 4 раздела. Познакомитесь с ними.

Духовная культура имеет дело с духовными ценностями. В каких сферах культуры они вырабатываются? Как классифицируются? Обратите внимание на роль ценностей в культуре. Как влияют они на стабилизацию и дестабилизацию культуры? Какова роль интеллигенции в этом процессе?

Духовные ценности тесно связаны с формированием культурной картины мира. Какие ценности лежат в основе ее формирования? На что влияет культурная картина мира?

Артефакты духовной культуры существуют в разнообразных формах. Это нормы, обычаи, обряды, ритуалы. В каком соотношении находятся ценности и перечисленные формы духовной культуры? Осуществлению каких функций культуры все эти феномены способствуют?

Восприятие человеком мира может происходить через интуитивное, эмоционально-чувственное и рациональное сознание. Им соответствуют такие формы духовной культуры, как вера, искусство, наука.

Исторически первой областью духовной жизни была мифология. В чем специфика мифологического освоения мира? Какую роль играет мифология в современной культуре?

Религия стала доминировать в культуре вслед за мифом. Необходимо, прежде всего, уяснить сущность религии, дать ей определение. При этом следует помнить о культурологическом подходе, изучая данный феномен культуры. В этом контексте важно уяснить особенность религиозного отношения к миру. Лучше всего это сделать в сопоставление с научным. Ответьте на вопрос: существенные и отличительные признаки науки и религии как феноменов культуры?

Другим аспектом проблемы должно стать уяснение места религии в системе культуры, ее связи с искусством. Обратите внимание, что социальные корни у искусства, религии были различными. Прокомментируйте следующие два взгляда на соотношение религии и культуры: «вся культура из храма» (Дж. Фрэзер), и религия возникает «лишь во тьме невежества, нужды, беспомощности, некультурности» (Л. Фейербах).

Искусство - очень сложное, многомерное и полифункциональное явление. В культурологии оно означает сферу художественной деятельности и ее продуктов. Следует, прежде всего, уяснить, чем отличается искусство от других форм культуры (религии, науки) и ее особую специфическую роль в культуре.

Развитие искусства происходит в рамках динамических изменений всей культуры. Оно исторично. Значит ли это, что искусство является скопищем музейных экспонатов?

Сложными являются взаимоотношения искусства и общества. Искусство личностно, с одной стороны, но художник творит для людей - с другой. Является ли оно иллюстратором различных идей (политических, религиозных, идеологических) или искусство - самодостаточный феномен?

Роль искусства в развитии культуры противоречива. Она может быть конструктивной и деструктивной. На конкретных примерах покажите эти два варианта влияния на человека, общество. Попытайтесь определить пределы влияния искусства на человека.

Приступая к изучению такого феномена культуры, как наука, следует обратить внимание на особенности духовной деятельности человека в этой области, при этом следует уяснить следующие проблемы:

  •         предмет и методы изучения;

  •         специфику научного познания и особенности научного знания;

  •         социальную функцию науки и ее социокультурные ориентиры;

  •         особенности науки как культурного явления;

Место, роль и своеобразие науки в системе культуры раскрываются через постановку следующих проблем:

  •         ценности науки и культуры, суть их противоречия;

  •         влияние науки на духовное развитие человека;

  •         идея прогресса и место человека в нем;

  •         особенности влияния науки на развитие культуры и цивилизацию.

Совпадает ли вектор этого влияния?

  •         соотношение науки с религией, моралью, художественной культурой.

Является ли современная культура гармоничной и сбалансированной и почему? В культуре эти формы духовной деятельности не изолированы, происходит их взаимодействие и проникновение. Многие явления культуры могут быть поняты на стыках религии и искусства, науки и искусства и т.д.

Подразделение культуры по ее носителю (субъекту) сформировались в ходе исторического развития. Изучение этнической (народной), национальной, массовой и элитарной культур необходимо начать с определения смыслов понятий «этнос» (народ), «нация», «масса», «элита». При этом следует иметь в виду, что они могут существенно отличаться от представлений в других общественных науках, поэтому пользуйтесь справочниками и учебными пособиями по культурологии25[25].

Обратите внимание на характерные черты этих форм (пластов) культуры, в каких сферах культуры они проявляются, как взаимодействуют этническая и национальная, национальная и массовая, а последняя с элитарной культурами.

Для этнической культуры характерен этноцентризм, который связан с отношениями данного этноса к другим культурам. Дайте оценку этому явлению в культуре.

Национальная культура тесно связана с этнической, но не сводится к ней. Приведите примеры различных вариантов формирования национальных культур. Взаимодействие национальной и этнической культур при определенных условиях могут доходить почти до разрыва (как это было в русской культуре)26[26].

Изучение массовой культуры начните с понятий «масса», сущностных признаков «человека-массы» и массового сознания. В этом вопросе можно выделить ряд проблем, по которым рекомендуем сделать самостоятельные сообщения:

  •         технологические и социальные факторы формирования массовой культуры;

  •         массовая культура в системе рыночного хозяйства;

  •         массовая культура и личность;

  •         философские основы массовой культуры;

  •         социальные и этнические функции массовой культуры.

В качестве антипода массовой культуре выделяют элитарную культуру. Познакомьтесь с культурологическими теориями элиты А. Шопенгауэра. Ф. Ницше, Х. Ортеги-и-Гассета. Проявления элитаризма особенно просматриваются в художественном творчестве. Каковы характерные признаки элитарного искусства? Эстетический изоляционизм («Мир искусства») и панэстетизм как два проявления элитарного искусства.

Внутри национальных культур выделяют субкультуры. При подготовке по данному вопросу следует включить следующие проблемы: причины возникновения отличительные черты, специфика субкультур. В качестве оппозиции господствующей культуре выступает контркультура. В чем различия субкультуры от контркультуры? При каком условии контркультура превращается в антикультуру? Играют ли определенную роль субкультура и контркультура в динамике культуры?

Ваш ответ будет неполным, если вы не подготовите материал о западных и российских моделях молодежных суб- и контркультур. Обратите внимание на их функцию и направления.

Знакомство с морфологией культуры позволяет сделать следующие выводы:

  •         общепринятого определения культурных форм нет в культурологии;

  •         существуют различные их классификации;

  •         культурные формы чрезвычайно разнообразны и многочисленны, как и сами определения культуры;

  •         среди культурных форм можно выделить более крупные типы и формы меньшего «ранга», занимающие отдельные «подобласти» культурного пространства.

 
^

Контрольные вопросы


  1. 1.      В чем суть морфологического аспекта культуры?

  2. 2.      Как подразделяется культура по родам деятельности, по носите­лю (субъекту) культуры?

  3. 3.      Как соотносятся духовная и материальная культура? Проанализи­руйте взаимосвязь и взаимопроникновение материальной и духовной культуры?

  4. 4.      Что понимается под элитарной культурой? Чем вызвано появление элитарной культуры?

  5. 5.      Чем Вы можете объяснить сложность структурной организации та­кого феномена, как культура? Проанализируйте взаимовлияние струк­турных элементов.

  6. 6.      Что понимается под культурой повседневности?

  7. 7.      Какие существуют способы познания мира?

  8. 8.      Как соотносятся мифология, религия, искусство и наука?

  9. 9.      Что роднит науку и религию? В чем состоят основные различия между наукой и религией?

  10. 10.  Что понимается под «научной картиной мира»?

  11. 11.  В чем специфика художественной картины мира?

  12. 12.  Как соотносятся понятие «народ» и «масса»? Проанализируйте влияние массовой культуры на национальную и этническую.

  13. 13.  Что такое массовая культура? Приведите примеры в литературе, музыке, кино, театре, живописи.

  14. 14.  Сопоставьте понятие культуры и контркультуры. Что такое контркультура? Всегда ли были контркультуры?

  15. 15.  Можно ли назвать Ницше идеологом контркультуры? Объясните свой ответ.

  16. 16.  Что Вам известно о западной контркультуре 60-70-х годов. Ка­кие направления выделяют в ней? Повлияли ли они на молодежное движение в нашей стране?

  17. 17.  Объясните понятие субкультуры. Как соотносится субкультура и контркультура? Расскажите об известных Вам направлениях совре­менных субкультур. Какие формы субкультуры знакомы Вам? Какая из молодежных субкультур, с вашей точки зрения, наиболее привлекательна? Почему?

  18. 18.  Каково воздействие контркультуры на культуру и цивилизацию? Верно ли, что контркультура - провозвестие новой культуры?

 

Контрольные задания

  1. 1.                  Материальная и духовная культура: проблема взаимодействия и взаимовлияния.

  2. 2.                  Этническая и национальная культура.

  3. 3.                  Национальное и общечеловеческое в культуре.

  4. 4.                  Массовое общество и его культура.

  5. 5.                  Субкультура и контр культура.

  6. 6.                  Современные молодежные субкультуры на Западе и в России.

  7. 7.                  Рок-культура: суб- или контркультура?

  8. 8.                  Контркультура как механизм социодинамики.

 

Тема № 4


Культурогенез

  1. 1.      Трудовая теория происхождения культуры.

  2. 2.      Теория возникновения культуры из магии.

  3. 3.      Психоанализ: феномен первобытной культуры.

  4. 4.      Игровая теория происхождения культуры.

  5. 5.      Символическая теория культурогенеза.

 
^
Список литературы

  1. 1.      Введение в культурологию: Учебное пособие для вузов / Под ред. В.Е. Попова. - М., 1995. - Гл I.

  2. 2.      Гуревич П.С. Философия культуры. – М., 1994. - Гл. 4.

  3. 3.      Гуревич П.С. Культурология: Учебное пособие. - М., 1996. - Гл. 4, 5.

  4. 4.      Культурология: Курс лекций / Под ред. А.А. Радугина. - М.: Центр, 1997.

  5. 5.      Розин В.М. Культурология. – М., 2000. - С. 89 – 95.

 
^
Методические рекомендации

Цель семинара - рассмотреть и проанализировать различные теории происхождения культуры (культурогенеза), выделить их сильные и слабые стороны.

1. В наиболее развернутом виде трудовая теория была сформулирована К. Марксом и Ф. Энгельсом. Основные положения прозвучали в работе Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Рассмотрите, каким образом труд, с точки зрения Ф. Энгельса, повлиял на становление человека и культуры. Какие аргументы приводит Энгельс в пользу своей теории? В чем ее противоречия? Как критикуется данная концепция в науке (В. Вильчек, Л. Мамфорд)?

2. Американский культуролог Льюис Мамфорд выдвигает свою теорию культурогенеза - о возникновении культуры из магии. Большой вклад в изучении магии как древнейшего института культуры внес английский этнограф и социолог Бронислав Малиновский. Какие факты, собранные Малиновским, подтверждают эту теорию? Обратите внимание на аргументы в пользу магической теории, приводимые американским исследователем Теодором Роззаком. Что остается неясным в выдвинутой гипотезе?

3. Школа психоанализа предложила свой подход к предлагаемой проблеме. Сформулируйте основные положения концепции 3. Фрейда, предложенной им в книге «Тотем и табу». Фрейд, однако, выдвинул очень уязвимую гипотезу, которая критиковалась еще его современниками-этнологами. Какими фактами не подтверждается гипотеза Фрейда?

4. Автором игровой концепции происхождения культуры был голландский историк культуры Иоганн Хёйзинга. На чем основываются убеждения этого исследователя в том, что игра старше культуры? Сторонником и последователем игровой концепции культурогенеза является Е. Финк. Почему в ряд пяти основных феноменов человеческого бытия он включает игру?

5. Символическая теория культурогенеза представлена прежде всего исследованиями австрийского философа Эрнста Кассирера. Его основная работа - «Философия символических форм». Культура выступает, прежде всего, как символическая вселенная, а человек - творец и создатель символов. Какие символы и символические системы создаются человеком? В чем, с точки зрения П. Гуревича, преимущество данной теории перед другими?

Подведите итог, сопоставив рассмотренные теории. В каждой из них духовная природа и творческая, нравственная сущность человека выступают по-разному. Какая из них, на Ваш взгляд, предпочтительнее, почему?

 
^
Контрольные вопросы

1. В чем трудности эволюционной (трудовой) концепции культурогенеза?

2. Можно ли сказать, что магия создала культуру? Чем объясняется возникновение тотемов и табу в культуре?

3. В чем 3. Фрейд не соглашался с К. Марксом?

4. Правда ли, что играть может только человек?

5. Как можно раскрыть формулу «человек - символическое животное»?

  1. 6.              Что объединяет все концепции происхождения культуры?

 
^
Контрольные задания

  1. 1.      Трудовая теория культуры.

  2. 2.      Концепция культуры З. Фрейда.

  3. 3.      Западноевропейские концепции игровой культуры (Й. Хейзинга, Х. Ортега-и-Гассет, Г. Гессе).

  4. 4.      Теория культурных архетипов Карла Юнга.

  5. 5.      Культурологическая концепция Э. Фрома.

Тема № 5


Культура и цивилизация. Запад и Восток.

Место России в мировой культуре

 

  1. 1.      Культура и цивилизация: соотношение понятий.

  2. 2.      Запад и Восток - культурные "полюса" мира.

  3. 3.      Межкультурные конфликты и пути утверждения взаимопонимания культур.

  4. 4.      Место России в мировой истории и культуре: основные точки зрения.
^

 

Список литературы


  1. 1.   Амелина Е. Понятие "цивилизация" вчера и сегодня // Общественные науки и современность. - 1992. - № 2. - C. 94-102.

  2. 2.      Европейская культура нового и новейшего времени: сущность и доминанта развития

  3. 3.      Бобахо В.А., Левикова С.И. Культурология. - М., 2000. - С. 84-96.

  4. 4.      Васильев Л.С. История религий Востока. - М., 1999. - С. 403-407.

  5. 5.      Взаимодействие культур Запада и Востока. - М., 1987. - Ч. I. - С. 21-145.

  6. 6.      Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - М., 1991. - С. 469-509.

  7. 7.      Гавел В. Конфликт цивилизаций - одно из представлений о будущем. Как ему воспрепятствовать? // Новое время. - 1995. - № 1. - С. 43-45.

  8. 8.      Грюнебаум Г.Э. Культурные заимствования во взаимодействии цивилизаций // Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия / Сост. Б.С. Ерасов. - М., 1998. - С. 494-499.

  9. 9.      Гуревич П.С. Культурология. - М., 1998. - С. 100-116.

  10. 10.  Гуревич П.С. Философия культуры. - М., 1994. - С. 228-247.

  11. 11.  Ерасов Б.С. Общие критерии дихотомного сопоставления социокультурных оснований Запада и Востока // Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия / Сост. Б.С. Ерасов. - М., 1998. - С. 246-255.

  12. 12.  Ерасов Б.С. Цивилизационные измерения модернизации. Концепции симбиоза, конфликта и синтеза культур Запада и Востока // Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия / Сост. Б.С. Ерасов. - М., 1998. - С. 484-492.

  13. 13.  Есин А.Б. Введение в культурологию. - М.,1999. - С. 9-14.

  14. 14.  Завадская Е.В. Восток на Западе. - М., 1970. - С. 77-89.

  15. 15.  Запад и Восток. Традиции и современность. - М.,1993. - С.66-71, 96-102.

  16. 16.  Кармин А.С. Культурология. - СПб., 2001. - С. 191-198.

  17. 17.  Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. - М., 2001. - С. 36-40.

  18. 18.  Культурология. XX век: Словарь. - СПб., 1997. - С.524-526.

  19. 19.  Культурология. - М.: Об-во «Знание», 1993. - С. 20-25

  20. 20.  Культурология / Под ред. Г.В. Драча. - Ростов-н/Д, 2000. - С. 114-124, 347-367.

  21. 21.  Культурология: Учеб. для студ. техн. вузов / Под ред. Н.Г. Багдасарьян. - М., 2001. - С. 197-214, 461-484.

  22. 22.  Левяш И.Я. Культурология. - Минск, 1999. - С. 17-25, 407-443.

  23. 23. Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. Антология. - М., 1993. - С. 12-22.

  24. 24.  Россия – и Запад: взаимодействие культур.

  25. 25.  Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия / Сост. Б.С. Ерасов. - М.,1998. - С. 9-26, 508-520.

  26. 26.  Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. - Брянск, 1996. - С. 79-87.

  27. 27.  Тойнби А. Постижение истории. - М., 1991. - С. 555-599.

  28. 28.  Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // По­лис. - 1994. - №1. - С. 33-48.

  29. 29.  Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М., 1991. - С. 76-98.

 
^

Методические рекомендации


Проблема соотношения цивилизации и культуры многогранна. Сложность анализа последней заключается в том, что оба понятия - как "цивилизация", так и "культура" - имеют множество значений. С проблемой многозначности понятия "культура" вы уже знакомились в процессе изучения первой темы. Поэтому целесообразно при подготовке к семинару, главным образом, остановиться на понимании "цивилизации". Опираясь на рекомендованную литературу, выясните, когда появляется это понятие, и какие основные подходы к его истолкованию сложились в научном мире27[27]. В научной литературе проблема соотношения культуры и цивилизации решается неоднозначно. Одни исследователи отождествляют их друг с другом, другие устанавливают связь между ними, взаимозависимость и взаимодействие, третьи, наконец, проводят принципиальное различие между ними28[28]. Сопоставьте различные позиции друг с другом. Какая из них, на ваш взгляд, является наиболее обоснованной?

Восток и Запад воплощают собой два основных потока цивилизационно-исторического существования. Они выступают своего рода культурными "полюсами", так как представляют собой две, во многом противоположные, культурные традиции, два типа духовности. Как образом решаются важнейшие вопросы бытия в рамках этих традиций? При ответе на этот вопрос воспользуйтесь книгой "Запад и Восток. Традиции и современность"29[29]. Работы авторов Л.С. Васильева30[30], Б.С. Ерасова31[31] позволят вам проследить принципиальное отличие мира Востока и западной цивилизации в сфере политики, экономики и человеческих отношений.

Запад и Восток как две наиболее крупные суперкультуры не существуют изначально, а сложились в процессе развития человечества. Когда происходит формирование двух ветвей развития мировой культуры? Каковы исторические корни возникновения культур Запада и Востока? Ознакомьтесь с тем, как отвечает на этот вопрос К. Ясперс32[32].

Касаясь особенностей становления западной культуры, обратите внимание на то, что последняя многим обязана в накоплении своих специфических черт античным городам-полисам, которые способствовали формированию особого "полисного генотипа". Каковы особенности "полисного генотипа"? Формированию каких черт в западной культуре способствовали они? Для ответа на эти вопросы можно обратиться к книге "Запад и Восток. Традиции и современность"33[33].

Взаимодействие культур Запада и Востока происходило на всем протяжении историче­ского процесса развития человечества. Опираясь на рекомендованную литературу34[34], проследите, какое воздействие оказала восточная культура на философские учения, литературу, театр, музыку и живопись западноевропейских стран и как, в свою очередь, Запад оказывал влияние на культуру Востока.

При анализе современных тенденций межкультурного взаимодействия, прежде всего, обратите внимание на проблему формирования единой, обще­планетарной культуры35[35]. В этой связи сопоставьте точки зрения сторонников партикуляризма и универсализма. Какая из них, на ваш взгляд, кажется вам наиболее убедительной?

Межкультурное взаимодействие Востока и Запада происходит сегодня в условиях модернизационного "вызова" со стороны последнего. В какие от­ношения в этой ситуации вступают принципы самобытной культуры восточ­ного мира с привносимыми извне ценностями западной цивилизации? С су­ществующими по этой проблеме подходами вы можете ознакомиться в статье Б.С. Ерасова36[36].

Плодотворное культурное сотрудничество цивилизаций Запада и Вос­тока иногда сменялось конфликтами между ними. Возможность такого рода конфликтов в межкультурном взаимодействии в будущем обосновал в своей статье С. Хантингтон. Ознакомьтесь с его концепцией "столкновения циви­лизаций"37[37]. Суще­ствует ли возможность воспрепятствовать такого рода конфликтам? Если да, то, каким образом? Сформулировать ответы на эти вопросы вы сможете, об­ратившись к рекомендованной литературе38[38].

Какое место занимает Россия в мировой истории и культуре? В отечественном теоретическом самосознании XIX-XX вв. по этой проблеме сложились самые различные взгляды39[39]. Впервые теоретическое осмысление эта проблема получила в период развернувшегося спора западников и славянофилов. Как представляли себе и те, и другие роль и место России, выражаясь словами П.Я. Чаадаева, в общем порядке мира? Какие новые идеи по вопросу о месте России в мировой истории и культуре высказали отечественные мыслители второй пол. XIX в.: В.С. Соловьев, Б.Н. Чичерин, С.М. Соловьев, Н.Я. Данилевский и Г.В. Плеханов? Определенное представление о взглядах представителей русской мысли XIX в. можно получить, воспользовавшись материалом учебника по культурологии40[40].

События, связанные с революцией 1917 г., крушением Российской империи и образованием СССР, заставили общественное сознание под иным углом зрения взглянуть на Россию, ее историю и культуру. Новым осмыслением проблемы места России мировом сообществе цивилизаций стали идеи так называемых "евразийцев". В чем суть позиции представителей этого направления общественной мысли? Как решалась эта же проблема в трудах других отечественных мыслителей: Н.А. Бердяева, Г.П. Федотова, И.А. Ильина? Какие точки зрения по вопросу о роли и месте России в мировой истории существуют сегодня? При подготовке ответов на эти вопросы обратитесь к рекомендованной литературе41[41].

 
^

Контрольные вопросы


  1. 1.      Можно ли называть цивилизацию образом «особого человечества»?

  2. 2.      Что ожидает человечество - сближение или столкновение цивили­заций? Обоснуйте свой ответ.

  3. 3.      Все ли цивилизации равноценны?

  4. 4.      Каковы причины международных конфликтов и пути утверждения взаимопонимания?

  5. 5.      Что такое «межцивилизационный обмен»? Назовите известные Вам современные способы межцивилизационного обмена.

  6. 6.      Возможна ли единая всемирная цивилизация?

  7. 7.      Что такое «цивилизационная экспансия»?

  8. 8.      Какое место в мировом сообществе отводят России представители евразийской школы?

  9. 9.      В чем отличие между западниками и славянофилами в вопросе о месте России в мировой истории и культуре?

  10. 10.  Укажите основные варианты интерпретации понятия «цивилизации».

  11. 11.  Какова разница между культурой и цивилизацией?

  12. 12.  Кто из отечественных исследователей впервые обосновал точку зрения о России как об одной из локальных цивилизаций?

  13. 13.  Раскройте смысл утверждения Ромена Роллана: «Восток и Запад - два полушария человеческого мозга и если деятельность одного из них нарушается, то весь организм деградирует».

  14. 14.  Что, по мнению Леви-Строса, должно служить критерием прогрессивного характера контактов и сотрудничества между цивилизациями и культурами?

  15. 15.  Согласны ли Вы с утверждением Р. Киплинга о том, что «Запад есть Запад, Восток есть Восток, и вместе им не сойтись...»? Обоснуйте свой ответ.
^

 

Контрольные задания


  1. 1.                  Культура и цивилизация.

  2. 2.                  Цивилизация как технологический аспект культуры.

  3. 3.                  Запад и Восток в мировом историческом процессе.

  4. 4.                  Концепция евразийства об историческом месте России.

 

Тема № 6*


Мифология, религия, искусство и наука

как формы духовной культуры

и ее основополагающие институты

  1. 1.         Миф как способ осмысления и форма освоения мира первобытного человека. Миф в трактовке З. Фрейда, К. Юнга, К. Леви-Строса и др. Мифы ХХ века в науке, политике, искусстве.

  2. 2.         Мифология и религия. Культурологический подход к сущности религии. Особенности религиозного отношения к миру. Религия и культура.

  3. 3.         Религия и наука. Этапы становления научной картины мира и ее отличие от религиозной. Наука и культура.

  4. 4.         Искусство как сфера художественной деятельности и его отличие от религии и науки. Религиозное искусство. Роль искусства в культуре.

 
^

Список литературы


  1. 1.         Введение в культурологию: Учебное пособие для вузов / Под ред. В.Е. Попова. - М.,1996.

  2. 2.         Ерасов Б.С. Социальная культурология. Часть II. - М.,1994. - Гл. 5.

  3. 3.         Кармин А.С. Культурология. – СПб, 2001. - Ч. 2. - Гл. 3, 5.

  4. 4.         Культурология. - М.: Изд-во: «Знание», 1993. - С.3-25, 37-46.

  5. 5.         Культурология: Курс лекций / Под ред. проф. А.А. Радугина. - М.: Центр,1997.

  6. 6.         Культурология: Учебник для студентов технических вузов / Под ред. Н.Г. Багдасарьян. - М.: Высшая школа,1998.

  7. 7.         Оганов А.А., Хангельдиева И.Г. Теория культуры: Учебное пособие для вузов. – М., 2001.

  8. 8.         Основы религиоведения / Под ред. И.Н. Яблокова. – М., 1994. - С. 49-52, 63-67.

  9. 9.         Пономарева Г.М. и др. Основы культурологии: Учебное пособие для учащихся 10-11 кл. - Гл. 7, 9, 10.

  10. 10.     Розин В.М. Введение в культурологию. – М., 1998. - С. 67-73.

  11. 11.     Розин В.М. Культурология. – М., 1998. - С. 109-115.

 
^

Список дополнительной литературы


  1. 1.         Васильев Л.С. История религий Востока. – М., 1998. - С. 15-18.

  2. 2.     Гуревич П.Л. Мифология наших дней // Свободная мысль. - 1992. - № 11.

  3. 3.         Культура, нравственность, религия. Материалы круглого стола // Вопросы философии. - 1989. - № 11.

  4. 4.         Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. – М., 1991.

  5. 5.         Мифы народов мира: Энциклопедия в двух томах / Под ред. С.А. Токраева. – М., 1991-1992. (Статьи «Мифология» - Т. I. - С. 11-20 и «Религия и мифология» - Т. II. - С. 376-378).

  6. 6.         Наука, техника, культура: проблема гуманизации и социальной ответственности // Вопросы философии. - 1989. - № 1.

 
^

Методические рекомендации


Восприятие человеком мира может происходить через интуитивное, эмоционально-чувственное и рациональное сознание. Им соответствуют такие формы духовной культуры как вера, искусство, наука.

Исторически первой формой области духовной жизни была мифология. Она представляла основной способ понимания мира в первобытном обществе. В чем специфика мифологического восприятия и освоения мира? Какую функцию играл миф в жизни архаического человека? Как отличается отношение к мифу современного человека?

Общепринятой теории мифа до сих пор нет, поэтому необходимо познакомиться с самыми известными из выдвигавшихся гипотез. В ХХ веке наметился отход от представлений о мифе как ошибочном способе объяснения явлений. Выделяется психологическая школа (Л. Леви-Брюль, З. Фрейд, К. Юнг), представители которой считали, что в основе мифотворчества лежат особенности мировосприятия первобытного человека.

Большой вклад в изучение сущности мифотворчества внес структурализм (Б. Малиновский, К. Леви-Строс).

Познакомившись с этими теориями, сделайте выводы о своеобразии и роли мифа.

Мифология как специфический способ мышления доминировал в архаических культурах, но его черты характерны и для других культур.

Мифы используются различными религиозными системами, в области политической идеологии, массовом сознании и искусстве. В чем вы видите силу и слабость мифологического восприятия мира? Почему мифы, несмотря на развитие науки, образования, рациональных форм мышления продолжают существовать во всякой культуре? В чем преимущество мифологии перед религией и наукой?

Религия стала доминировать в культуре вслед за мифом, но все более выступает уже как автономная область культуры. Религия не может быть противопоставлена, ни отождествлена с мифологией, потому что различны источники мифа и религии. Необходимо, прежде всего, уяснить сущность религии, дать ей определение. При этом следует помнить о культурологическом подходе, изучая данный феномен культуры. В этом контексте важно уяснить особенность религиозного отношения к миру. Лучше всего это сделать в сопоставлении с научным и соотношении сакрального и светского. Каковы отличительные признаки науки и религии как феноменов культуры? Религиозного и светского в культуре?

Другим аспектом проблемы должно стать уяснение места религии в системе культуры, ее связи с искусством. Обратите внимание, что социальные корни у искусства, религии были различными. Прокомментируйте следующие два взгляда на соотношение религии и культуры: "вся культура из храма" (Дж. Фрэзер) и религия возникает "лишь во тьме невежества, нужды, беспомощности, некультурности". (Л. Фейербах).

Искусство - очень сложное, многомерное и полифункциональное явление. В культурологии оно означает сферу художественной деятельности и ее продуктов. Следует, прежде всего, уяснить чем отличается искусство от других форм культуры ( религии, науки) и ее особую роль в культуре. Для уяснения последнего следует познакомиться с функциями и характерными чертами искусства. В чем отличие художественного восприятия мира от научного?

Развитие искусства происходит в рамках динамических изменении всей культуры, Оно исторично. Значит ли это, что искусство является скопищем музейных экспонатов?

Сложными являются взаимоотношения искусства и общества. Искусство личностно, с одной стороны, но художник творит для людей - с другой. Является ли оно иллюстратором различных идей (политических, религиозных, идеологических) или искусство самодостаточный феномен?

Роль искусства в развитии культуры противоречива. Она может быть конструктивной и деструктивной. На конкретных примерах покажите эти два варианта влияния на человека, общество. Попытайтесь определить пределы влияния искусства на человека.

Приступая к изучению такого феномена культуры, как наука, следует обратить внимание на особенности духовной деятельности человека в этой области, при этом следует уяснить следующие проблемы:

- предмет и методы изучения;

- специфику научного познания и особенности научного знания;

- социальную функцию науки и ее социокультурные ориентиры;

- особенности науки как культурного явления;

Место, роль и своеобразие науки в системе культуры раскрываются через постановку следующих проблем:

  • -                              ценности науки и культуры, суть их противоречия;

  • -                              влияние науки на духовное развитие человека;

  • -                              идея прогресса и место человека в нем;

  • -                              особенности влияния науки на развитие культуры и цивилизацию

Совпадает ли вектор этого влияния?

  • -                        соотношение науки с религией, моралью, художественной культурой.

Является ли современная культура гармоничной и сбалансированной и почему?

В культуре эти формы духовной деятельности не изолированы, происходит их взаимодействие и проникновение. Многие явления культуры могут быть поняты на стыках религии и искусства, науки и искусства и т.д.

 
Контрольные вопросы

  1. 1.         Чем являлся миф для архаического человека? Как действует мифологическое сознание?

  2. 2.         Может ли культура обойтись без мифологии?

  3. 3.         Какова специфика культурологического изучения религии и науки?

  4. 4.         Объясните причины того, что религия не исчезает с появлением возрастанием научного знания.

  5. 5.         Как соотносятся искусство и мифология?

  6. 6.         В чем специфика художественной картины мира?

  7. 7.         Сопоставьте художественное и научное познание?

  8. 8.         Что такое религиозное искусство?

  9. 9.         Что общего и каковы различия художественного образа и научной идеи?

  10. 10.     Можно ли говорить о прогрессе в искусстве?

  11. 11.     Каковы этапы становления научной картины мира?

  12. 12.     Какова роль наук в развитии культуры?

  13. 13.     Что для общества имеет большее значение: торжество истины или добро?

  14. 14.     Почему французский ученый Мерсье считает современную науку агрессивной?

  15. 15.     Почему Н. Бор предлагал «взвешивать истину на весах человечности»?

  16. 16.     Какие теории возникновения искусства вы знаете?

 

Контрольные задания

  1. 1.      Проблема генезиса искусства.

  2. 2.      Элитарное и массовое искусство.

  3. 3.      Искусство в системе культуры.

  4. 4.      Модели мира: религиозное и научное понимание.

  5. 5.      Роль мифа в становлении религиозного и научного сознания.

  6. 6.      Духовный мир человека в зеркале религии и науки.

  7. 7.      Религиозное искусство в контексте мировых религий.

  8. 8.      Художественная и научная картина мира.

 

 



1[1] См.: Культурология: Учебник для студ. техн. вузов / Под ред. Н.Г. Багдасарьян. - М., 1998. - С. 36-37; Культурология в вопросах и ответах / Под ред. проф. Г.В. Драча. - Ростов-на-Дону, 1997. - С. 12 – 13.

2[2] См.: Культурология: Курс лекций / Под ред. А.А. Радугина. - М., 1997. - С. 50-54.

3[3] Культурология: Курс лекций / Под ред. А.А. Радугина. - М., 1997. - С. 12-17.

4[4] Культурология: Учебник для студ. техн. вузов / Под ред. Н.Г. Багдасарьян. - М., 1998. - С. 36, 246-247.

5[5] Рабочие программы по дисциплинам «Отечественная история», «Культурология»…/ Сост. преподаватели кафедры истории и культурологии УГНТУ. - Уфа: УГНТУ, 2001.

6[6]Рабочие программы по дисциплинам «Отечественная история», «Культурология»…/ Сост. преподаватели кафедры истории и культурологии УГНТУ. - Уфа: УГНТУ, 2001. - С. 31.

7[7] Ерасов Б.С. Социальная культурология. – М., 1994. - Ч.I. - С. 150 – 159.

8[8] Культурология: Учеб. для студ. техн. вузов / Под ред. Н.Г. Багдасарьян. – М., 1998. - С. 178-195.

9[9] Рабочие программы по дисциплинам «Отечественная история», «Культурология»…/ Сост. преподаватели кафедры истории и культурологии УГНТУ. - Уфа: УГНТУ, 2001. - С. 31-32.

10[10] Ерасов Б.С. Социальная культурология. – М., 1994. - Ч.I. - С. 120-122, 135-147; Культурология: Курс лекций / Под ред. А.А. Радугина. – М., 1997. - С. 55-58.

11[11] Ерасов Б.С. Социальная культурология. – М., 1994. - Ч.I. - С. 137-150.

12[12] Ерасов Б.С. Социальная культурология. – М., 1994. - Ч.I. - С. 122-141.

13[13] Рабочие программы по дисциплинам «Отечественная история», «Культурология»…/ Сост. преподаватели кафедры истории и культурологии УГНТУ. - Уфа: УГНТУ, 2001. - С. 32.

14[14] Культурология. - М.: Изд-во: «Знание», 1993. - С. 6-11; Культурология: Курс лекций / Под ред. А.А. Радугина. - М.: Центр, 1997. - С. 34-37.

15[15] Гуревич П.С. Культурология: Уч. пособие. – М., 1996. - С. 29-33, 44-50, 62-75.

16[16] Рабочие программы по дисциплинам «Отечественная история», «Культурология»…/ Сост. преподаватели кафедры истории и культурологии УГНТУ. - Уфа: УГНТУ, 2001. - С. 32-33.

17[17] Ерасов Б.С. Социальная культурология. – М., 1994. - Ч.I. - С. 108-120; Культурология в вопросах и ответах / Под ред. проф. Г.В. Драча. - Ростов-на-Дону, 1997. - С. 118-129.

18[18] Рабочие программы по дисциплинам «Отечественная история», «Культурология»…/ Сост. преподаватели кафедры истории и культурологии УГНТУ. - Уфа: УГНТУ, 2001. - С. 33-34.

19[19] Культурология. Учеб. для студ. техн. вузов / Под ред. Н.Г. Багдасарьян. – М., 1998. - С. 116-118, 121-129; Философский энциклопедический словарь. – М., 1983. - С. 191-192, 601 (статьи: «Знак», «Значение», «Семиотика»); Культурология ХХ век: Словарь. – СПб., 1997. - С. 125-133, 400-401, 406-409, 588-589 (статьи: «Знак», «Значение», «Семиотика», «Символ», «Язык культуры».

20[20] Матвеева Н.П. Свидетели истории народа. – М.: Просвещение, 1992.

21[21] Чуковский К.И. Живой, как жизнь / Чуковский К.И. Собрание сочинений в 6-ти томах. Т.3. – М.: Художественная литература, 1966. - С. 7-236.

22[22] Культурология. - М.: Изд-во: «Знание», 1993. - С. 67-89; Культурология: Учеб. для студ. техн. вузов / Под ред. Н.Г. Багдасарьян. – М., 1998. - С. 132-137; Культурология ХХ век: Словарь. – СПб., 1997. - С. 56-58, 73-76, 209-223, 348-351, 383-387 (статьи: «Аудиовизуальная культура», «Виртуальная реальность», «Культура ХХ века», «Постмодернизм», «Рок-культура»); Эстетика: Словарь / Под общ. ред. А.А. Беляева. – М.: Политиздат, 1989 (статьи: «Искусство и массовая коммуникация», «Мультипликация», «Киноискусство», «Телевидение», «Боди-арт», «Оп-арт», «Поп-арт», «Перформанс», «Хэппенинг»).

23[23] Рабочие программы по дисциплинам «Отечественная история», «Культурология»…/ Сост. преподаватели кафедры истории и культурологии УГНТУ. - Уфа: УГНТУ, 2001. - С. 34-35.

24[24] Ерасов Б.С. Социальная культурология. – М., 1994. - Ч.II. - С. 94-152.

* Только для специальностей с 10 часовой программой семинарских занятий.

25[25] Например: Хоруженко К.М. Культурология: Энциклопедический словарь. - Р-н-Д, 1997 и литература под № 5,10 в списке к семинарскому занятию.

26[26] См. литературу № 4,5.

27[27] Амелина Е. Понятие "цивилизация" вчера и сегодня // Общественные науки и современность. - 1992. - № 2. - С. 94-102; Гуревич П.С. Философия культуры. - С. 228-230; Сравнительное изучение цивилизаций. - С. 9-26; Культурология / Под ред. Н.Г. Багдасарьян. - С. 198-199; Культурология / Под ред. Г.В. Драча. - С. 112-116.

28[28] Левяш И.Я. Культурология. - С. 17-25; Есин А.Б. Культурология. Введение в культурологию. - С. 9-14; Культурология / Под ред. Н.Г. Багдасарьян. - С. 200-202.

29[29] Запад и Восток. Традиции и современность. - М.,1993. - С. 97-102.

30[30] Васильев Л.С. История религий Востока. - М., 1999. - С. 403-407.

31[31] Ерасов Б.С. Общие критерии дихотомного сопоставления социокультурных оснований Запада и Востока // Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия. - С. 246-255.

32[32] Ясперс К. Смысл и назначение истории. - С. 76-98.

33[33] Запад и Восток. Традиции и современность. - С.66-71.

34[34] Взаимодействие культур Востока и Запада. - Ч.I. - С. 21-145; Е.В. Завадская. Восток на Западе. - С. 77-89; Взаимодействие культур Востока и Запада. - Ч.II. Г. Грюнебаум. Культурные заимствования во взаи­модействии цивилизаций. - С. 494-499; Тойнби А. Постижение истории. - С. 555-599.

35[35] Культурология / Под ред. Г.В. Драча. - С. 307-316; Гуревич П.С. Культурология. - С.208-225.

36[36] Ерасов Б.С. Цивилизационные измерения модернизации. Концепции симбиоза, конфликта и синтеза культур Запада и Востока // Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия. - С.484-492.

37[37] Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // По­лис. - 1994. - №1. - С.33-48; Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия. - С. 508-520; П.С. Гуревич. Культурология. - С. 100-116.

38[38] Культурология / Под ред. А.А. Радугина. - С. 219-221; Гавел В. Конфликт цивилизаций - одно из представлений о будущем. Как ему воспрепятствовать? // Новое время. - 1995. - № 1. - С. 43-45.

39[39] Культурология / Под ред. Г.В. Драча. - С. 115.

40[40] Культурология / Под ред. Г.В. Драча. - С. 347-362.

41[41] Россия между Европой и Азией. - С. 14-22; Культурология / Под ред. Г.В. Драча. - С. 362-367; Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. - С. 79-87.

* Только для специальностей с 12 часовой программой семинарских занятий.




Скачать 466.8 Kb.
оставить комментарий
Дата25.09.2011
Размер466.8 Kb.
ТипМетодическое пособие, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх