С. И. Муртузалиев дагестан и болгария в сфере исламской цивилизации icon

С. И. Муртузалиев дагестан и болгария в сфере исламской цивилизации


Смотрите также:
«Об Уполномоченном по правам человека в Республике Дагестан»...
Временно исполняющий обязанности Председателя Правительства Республики Дагестан Н. Казиев...
Правительство республики дагестан постановление...
Председатель Правительства Республики Дагестан М. Абдулаев...
Правительство республики дагестан постановление от 22 мая 2012 г...
Председатель Правительства Республики Дагестан М. Абдулаев...
"Новогодняя сказка Дуная" - р. Дунай...
Законодательный акт Республики Дагестан...
Председатель Правительства Республики Дагестан Ш. Зайналов...
Председатель Правительства Республики Дагестан Ш. Зайналов...
Конституция республики дагестан...
«Об Уполномоченном по правам человека в Республике Дагестан»...



Загрузка...
скачать

С.И. Муртузалиев

ДАГЕСТАН И БОЛГАРИЯ В СФЕРЕ ИСЛАМСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ




Опыт сравнительного изучения исламизации в Дагестане и Болгарии в период средних веков позволяет выявить общее и особенное в развитии этих процессов, лучше понять исторические корни многих современных событий и явлений, специфику их культурно-конфессионального развития.


Сегодня миллионы верующих во всем мире становятся разменной монетой в сомнительных интригах различных радикальных группировок, течений и противоборствующих политиков, провоцирующих развитие межконфессиональных и межэтнических конфликтов ради достижения своих целей.

Территории Кавказа и Балканского п-ва относятся к одному из таких поясов нестабильности (“дуга кризиса”), образовавшемуся давно, но обострившемуся в результате событий 1990-х гг., когда, например, в Чечне и в Боснии, а также в ряде сопредельных территорий и стран, получили развитие сложные этноконфессиональные конфликтные ситуации.

Принимая во внимание специфику исторических путей развития народов и стран Балканского п-ва и бывших советских республик на Кавказе, каждая из которых требует самостоятельного изучения, мы остановимся на рассмотрении только Болгарии и Дагестана*, как территориях, весьма близких к открытым очагам возгорания конфликтов, но умудряющихся контролировать ситуацию и не втягиваться без необходимости в разрушительные военные действия.

В числе многих факторов, влияющих на разрастание этнополитической и межконфессиональной напряженности в Дагестане и Болгарии, в первую очередь можно выделить следующие: 1 - геополитическое положение (близость к зонам

_____________________

* Принимая во внимание тот факт, что на протяжении многих тысячелетий границы Болгарии и Дагестана были весьма подвижны, мы имеем в виду их современные территории.


социальных и межнациональных конфликтов) и резко возросшее значение бассейнов Каспийского и Черного морей; 2 - глубокая депрессивность регионов; 3 – незавершенность государственного строительства в период реформирования, новых экономических и политических ориентаций; 4 – возросшее влияние религии, особенно так называемого “исламского фактора” и «игра» политиканов на провоцирование столкновений христиан с мусульманами и т.д.

Несмотря на то, что ситуация в каждом из рассматриваемых нами регионов имеет свой собственный исторический, этнический, культурный и политический контекст, выбор Дагестана и Болгарии в качестве объекта исследования не случаен, поскольку они, помимо вышесказанного, во-первых, представляют собой территории исламско-христианского дуализма (по численности последователей этих конфессий, а главное – по той роли, которую эти религии играют в их жизнедеятельности)1.

Во-вторых, Дагестан и Болгария имеют много общего в природно-климатических условиях, влекущих за собой конвергентное сходство в орудиях труда, в бытовой утвари, в орнаментике, даже в таких институтах общинной жизни как дагестанский тухум и болгарская задруга – эти и иные параллели еще ждут своего исследования отечественными и зарубежными учеными.

В третьих, событийная история, стремящаяся к максимально точной фиксации исторических фактов, дает основания говорить о том, что к середине – второй половине IV в. н.э. протоболгары, т.е. “первичные болгары” (представители одной из разновидностей тюркского этноса)2, жили на Северном Кавказе и отчасти в Закавказье.

Самое раннее письменное упоминание имени болгар (Vulgares – вулгар) приводится в Анонимной Хронике и датируется 354 г.[1]. В “Церковной истории” сирийского “историка” Захария Ритора (середина VI в.) говорится об одной из ветвей протоболгар (предположительно вх’ндур-болгары), которые жили в предгорьях и на равнинах Дагестана в районе рек Сулак, Акташ и Ярыксу [2]. “Следы дагестанских болгар теряются сразу же после окончания Тридцатилетней войны между Хазарским каганатом и Арабским халифатом (737 г.)”, но, как полагает И.Г.Семенов, те из болгар, которые остались в Дагестане, были ассимилированы местным населением [3].

Этим событиям предшествовало возвышение Тюркского каганата (середина VI в.) и поход кагана Силджибу (Истеми), покорившего племена булгар, хазар и беленджер; создание обширного военно-племенного союза, получившего у византийских авторов название “Великая Булгария”[4].

На развалинах Западно-Тюркского каганата в 30-е гг. VII в. в северо-восточной части Северного Кавказа образовался Хазарский каганат, территория которого со временем расширилась, а племенной союз хазар и булгарских племен положил начало классовому государству. Около середины VII в. “Великая Булгария” распалась под ударами хазар. “По мнению исследователей, разделение булгар и отход части их на север, в Поволжье, могли иметь место во второй половине VII в., между 650 и 679 гг., когда булгарские земли на Северном Кавказе были заняты хазарами”[5].

Другая часть протоболгарских племен, теснимая хазарами, ушла из Приазовья и в 70-х гг. VII в. обосновалась в междуречье Дуная, Днестра и Прута, в районе, именуемом в источниках термином “Онгл”. Воинственные пришельцы подчинили жившие по Дунаю славянские племена, а в начале 80-х гг. ими было покорено и славянское объединение “Семь родов”. В 681 г. византийский император вынужден был заключить с воинственным протоболгарским ханом Аспарухом (681-700) мир, означавший признание нового независимого Болгарского государства – Первого Болгарского царства [6].

Таким образом, мы кратко очертили начальный этап пересечения магистральных (исторических) путей развития болгар (протоболгар) и хазар, волею судеб живших на территории Дагестана и сыгравших определенную роль в формировании дагестанских народностей. Думается, именно в этом кроется одна из многих современных причин взаимного интереса наших народов друг к другу и болгаро-дагестанских связей, которые были весьма активными всего 15-20 лет назад – Смолян и Дагестан были побратимами.

В VIII – начале X в. исторические пути болгар и хазар вновь пересекаются, но теперь значительную роль в их жизни играют Византия и арабы – с последних начинается мир исламской цивилизации.

В 700 г. во время похода против хазар погибает Аспарух. В качестве союзницы Византийской империи в 717-718 гг. Болгария сыграла важную роль в разгроме и изгнании арабов от стен Константинополя. Возможно, имели значение также одновременно открытые против арабов военные действия союзных Византии хазар [7]. В начале 20-х гг. X века характер арабо-болгарских отношений временно изменяется. Правитель Болгарии Симеон (893-927), стремясь завладеть византийским троном, ведет переговоры о военном союзе с арабами, которые обещали дать военный флот для осады Константинополя. Однако честолюбивые замыслы Симеона не осуществились[8].

В VIII века в Дагестане усиливаются позиции распространявшегося из Византии христианства (особенно несторианства), сперва через Армению (примерно с IV в.), а начиная с VII в. через Грузию, постепенно перехватившую у Армении инициативу в деле “духовного просвещения” дагестанских народов (позиции «грузинского» христианства особенно усилились при царице Тамаре), причем процесс этот в Хазарии идет параллельно с распространением ислама.

История Хазарии более тесно связана с историей Арабского халифата, давшего миру своего рода образец мусульманской колонизации, взаимоотношений с многоконфессиональным полиэтническим населением, распространения ислама в завоеванных землях. Исторические источники свидетельствуют о значительных успехах арабов в этой сфере деятельности в пределах Хазарского каганата.

К числу идейных преемников Халифата и практиков в деле реализации политики исламизации можно отнести Османскую империю, история которой неразрывна с судьбами народов Дагестана и Болгарии. Влияние преемницы Арабского халифата, разумеется, внесло новые специфические черты в развитие этих (наших) народов, что было обусловлено эволюцией самого ислама и культурно-историческими особенностями осваиваемых мусульманами территорий3.

Другим общим испытанием для болгарского и дагестанских народов явились нашествия татаро-монгольских племен, приведшие к поселению определенной части агрессивных пришельцев в рассматриваемых нами регионах.

В свете вышеизложенного большой интерес представляет попытка сравнительного изучения процессов мусульманской колонизации и исламизации в дагестанских и болгарских землях в период средних веков.

Проблема распространения и утверждения ислама в Дагестане давно привлекает внимание дагестанских и российских исследователей, которые внесли существенные коррективы в бытовавшие ранее представления об исламе, о процессе исламизации, развенчали тенденциозные трактовки в освещении вопросов проникновения и методов распространения ислама, взаимоотношений его с христианством и другими конфессиями [9].

Относительно болгарских ученых можно сказать, что к активному изучению процесса османской исламизации в средневековой Болгарии они приступили в 60-е гг. XX в., но пик научных исследований по данной проблеме приходится на 1970 – начало 1990-х гг.[10].

Следует признать, что усилиями болгарских османистов проблемы распространения ислама в Болгарии и сопротивления болгарского народа политике Высокой Порты разработаны глубже и более детально, чем дагестанскими учеными, изучающими проблемы распространения и утверждения ислама в Дагестане – это верно как в отношении отдельных областей, так и в освещении изменения конфессионально-демографической ситуации в целом.

Как положительный опыт надо отметить и тот факт, что в Болгарии уже несколько десятилетий ведется целенаправленная работа по обработке и научному изданию средневековых источников (латинских, византийских, арабских, турецких, английских, французских, немецких, еврейских, греческих и т.д.) на языках подлинников и в переводе на болгарский язык; вышло в свет несколько десятков томов факсимильных изданий документов. Все это значительно расширяет круг исследователей, как в самой Болгарии, так и за рубежом, что способствует углубленному изучению проблем болгарской истории. Подобная практика активного научного издания в Дагестане архивных документов, введения их в научный оборот, принесла бы неоценимую пользу изучению истории нашей республики.

Специальным изучением проблемы исламизации в болгарских землях и освободительной борьбы болгар в первые века османского господства занимался автор этих строк [11] и И.Ф. Макарова, которая в своем диссертационном исследовании [12] широко использовала материалы и выводы работ С.И. Муртузалиева.

Автор не ставит целью подробное раскрытие процессов исламизации в Дагестане и в Болгарии. Перед ним стоит более узкая (или широкая) задача – выявить наиболее общие черты и различия в распространении ислама на рассматриваемых территориях в период с VII по XVII вв.

В период раннего средневековья территория Дагестана имела важное экономическое и стратегическое значение, как для арабов, так и для хазар. Завоевание Дагестана и установление контроля над побережьем Каспийского моря означали овладение важнейшим торговым путем, соединяющим Северную и Восточную Европу со странами Передней и Средней Азии, получение доступа в богатые районы Закавказья и Ближнего Востока. Поэтому с начала 40-х гг. VII в. территория Дагестана стала ареной борьбы между арабами и хазарами. Этим объясняется и поддержка Хазарии Византийской империей, боровшейся с Арабским халифатом – главным конкурентом Византии на пути установления политического и экономического господства на Ближнем Востоке.

Подобную роль на Балканах играли болгарские земли, на которых столкнулись интересы турок-османов, Византии и европейских держав. Последние в 1443 и 1444 гг. предприняли отчаянные попытки изгнания османов и «освобождения» (установления своего господства) болгар, но потерпели сокрушительное поражение от турок – «Варненская катастрофа».

Угроза нашествий, в одном случае арабского, а в другом – турецкого, поставила вопрос об организованном отпоре, однако условия политического и экономического развития Закавказья и Дагестана – в одном случае, Византии и Балканских стран – в другом, не способствовали реализации этих планов, хотя отдельные попытки заключения антиарабских и антитурецких союзов предпринимались.

В 737 г. арабы разгромили хазар, и их каган был вынужден временно принять ислам. Захватив вторично в VIII в. город Дербент (и установив контроль над дербентским дефиле), арабы превратили его в плацдарм для дальнейшего завоевания Дагестана. Дербент начинает играть роль важного центра мусульманской цивилизации на Северо-Восточном Кавказе.

Одним из средств укрепления власти завоевателей и усиления позиций ислама в захваченных землях была арабская (в Дагестане) и турецкая (в Болгарии) колонизация.

В XI-XII вв. после подчинения в Дагестане Кайтага, Кумуха и Хунзаха, арабы-корейшиты, следуя обычной своей практике, назначали в каждый взятый с боем город по одному правителю-эмиру “из числа потомственных эмиров”, в села и города поселяли “простых” (т.е. незнатных) мусульман-чужеземцев, дабы при поддержке с их стороны властвовать над завоеванным населением и вести пропаганду ислама.

В период завоевания и утверждения в Болгарии (со второй половины XIV по XVI вв.) подобные методы широко практиковались и турками-османами в болгарских землях: назначение своих правителей в городах, оставление гарнизонов, поселение тюрко-татарского (напр., оджак Актау) населения в сельской местности и т.д.

Здесь уместно напомнить о том, что до османской экспансии в Болгарии действовала своя православная церковь во главе с Евфимием Тырновским, но после завоевания болгары попали под протекторат Константинопольской патриархии, деятельность которой контролировалась османской администрацией, в том числе и шейх-уль-исламом. Напомним, что ко времени вторжения арабов Южный Дагестан находился в основном под влиянием армянской церкви, а Западный Дагестан – в орбите деятельности грузинских христианских миссионеров4.

Один из активных периодов функционирования христианской церкви в дагестанских землях связан с именем грузинской царицы Тамары. Христианское государство с центром в Хунзахе являлось политической единицей примерно того же уровня, что Ширван, Алания и Трапезундская “империя” византийской династии Комнинов (1204-1461). Вторая–третья четверти XII в. являлись эпохой грузино-христианской гегемонии на Кавказе – именно тогда на всей территории Аварии ликвидируется власть мусульман, а “государственной религией объявляется православие, и, вероятно, тогда же создается должность “католикоса хунзахцев” [13].

Как замечает А.Р.Шихсаидов: “В XI-XIII вв. мы сталкиваемся с довольно интересным явлением: в Дагестан одновременно проникают две религии – ислам и христианство. С юга – идет упорное проникновение ислама, с запада – при активной роли Грузии – идет процесс проникновения христианства в аварские районы” [14]. Еще в начале XIV в. хунзахцы оставались христианами и вторичная, окончательная исламизация населения Хунзаха произошла где-то в 30-х гг. – конце XIV столетия [15].

Насаждение ислама в Дагестане сопровождалось уничтожением культовых сооружений, превращением большинства христианских церквей в мечети. Разрушение христианских храмов и монастырей, превращение их в мечети производилось и в болгарских землях турками-османами. Однако, отношение арабов (вплоть до X в.) и турок (до второй половины XVI в.) к христианским культовым сооружениям и к христианскому населению, а также к иудеям, - и те и другие относились к “людям Писания” (ахл ал-китаб), - отличалось толерантностью к зиммиям (ах-ал зимма) со стороны мусульман, что, впрочем, не исключало отдельных проявлений фанатизма на конфессиональной почве и эксцессов по политическим соображениям (напр., в период правления султана Селима I).

Хронологические рамки проникновения ислама были асинхронны для отдельных областей, как в Дагестане, так и в Болгарии. Но общим было то, что в плоскостных (низменных) районах процесс исламизации происходил значительно быстрее, нежели в горных областях.

Перечень схождений иного порядка может быть продолжен на терминологическом уровне. Основное податное население и в Дагестане и в Болгарии называлось раятами, райей, реайей; другие общие для этих земель термины: вакфы, мюльки, джизья, харадж и т.д.

Переходя к рассмотрению периода монгольских вторжений, следует отметить, что восточная часть Дагестана, вплоть до Дербента, входила в состав Золотой Орды. Монгольские завоевания XIII в. способствовали дальнейшему проникновению кочевых племен в Дагестан, которые, не будучи мусульманами, на первых порах ослабили позиции ислама в Дагестане. Однако со второй половины XIII в. отношение монголов к исламу начинает изменяться после того, как золотоордынский хан Берке “стал мусульманином… и большая часть его народов приняла ислам” [16]. Но государственной религией в Золотой Орде ислам стал в первой половине XIV в.

В 1395 г. в Дагестан вторгся могущественный среднеазиатский эмир Тимур, который нанес поражение сторонникам золотоордынского хана Тохтамыша. В 1397 г. татаро-монгольские войска вторгаются в долину реки Днепра и опустошают области, которые находятся под управлением Бек-Ярик-оглана, Тимур-оглана и эмира Актава (Актау). В поисках спасения последние два правителя во главе своих племен (общей численностью около 10 тыс. человек), устремляются за Днепр, но затем вынуждены были, вероятно, перебраться к северу от дельты Дуная.

С именем знаменитого Тимура связана и история Османской империи. В битве при Анкаре (Ангора) 28 июня 1402 г. он разгромил войско турецкого султана Баязида I (1389-1402), в результате чего на полстолетия была задержана османская экспансия в болгарские земли, а значит, и распространение ислама в Болгарии.

В результате походов Тимура на Балканах появляются татары под предводительством вышеупомянутого эмира Актава (Актау). Византийские, арабские и турецкие источники говорят о том, что еще до своего пленения Тимуром Баязид I направил в окрестности Адрианополя, в Восточную Фракию, “татар Актава”, которые устремляются в болгарские земли. О поселении “татар Актава” в Болгарии речь идет в документах 1465-1467 и 1543 гг., в последний раз они упоминаются в османском регистре 1642 г. Появление в конце XIV-XVI вв. различных татарских племен (не менее трех волн переселенцев) сперва затормозило процесс исламизации (как и в Дагестане), но позднее создало благоприятные условия для обращения болгар в ислам [17]. Однако, по подсчетам болгарских ученых, в количественном отношении исламизированные болгары в конце XVI в. составляли не более 20% от всего населения.

В Дагестане позиции христианства в силу ряда причин оказались менее прочными и, не без сопротивления, в XIII-XV вв. ислам постепенно превращается в господствующую официальную религию.

В послемонгольское время турецкие султаны (как и шахи Ирана) стремились к контролю над дагестанскими владетелями. Турецкое присутствие (гарнизон в Дербенте) в Южном Дагестане в период с 1578 по 1606 гг. явилось важным фактором исламского влияния. Османская империя контролировала эту территорию и, соответственно, оказывала политическое, экономическое и духовное влияние на местное население. В дагестанской историографии приводятся сведения о том, во время прохождения крымско-турецких войск через Дагестан в Закавказье отдельными их отрядами были совершены нападения на несколько горных аулов (80-е гг. XVI в.), а также о том, что в середине 90-х гг. XVI в. Хунзах номинально признал власть турецкого наместника Ширвана Джафар-паши.

Примечательно, что в источниках по истории Болгарии и Дагестана упоминаются жители, “ложно принявшие ислам”, «тайные христиане». Эти данные дополняют сведения известного турецкого путешественника XVII в. Эвлия Челеби о слабой религиозности хунзахцев. Это, по его мнению, связано с распространением в то время ирано-шиитской власти на территории Дагестана. На наш взгляд, к словам Челеби следует отнестись осторожно, поскольку трудно заподозрить иранцев-шиитов в подрыве позиций ислама вообще. В данном случае мы, по-видимому, имеем дело с предвзятым отношением турка-суннита к шиитам. Это означает, что причины тайного исповедания других религий были иные, нежели выдвинутые Челеби.

В XVII-XIX вв. Дагестан становится одним из мощных центров развития теологической мысли и подготовки служителей исламского культа для Кавказа и Средней Азии [18]. По некоторым данным примерно в 1667 г. в Дагестане был сформирован отряд газиев (“борцов за веру”), который направился в горную Чечню для насильственного распространения там ислама [19].

Усиление позиций мусульман и исламского законодательства наблюдается и в болгарских землях после смерти султана Сулеймана Великолепного (1520-1566) - установления канун-наме всё чаще заменяются адалет-наме – судебными решениями, основанными на нормах Корана и шариата. С конца XVI в. почти исчезают христиане-спахии, а с 40-х гг. XVII в. происходит уменьшение количества зарегистрированных в сельской местности немусульманских хозяйств. Но, несмотря на это, соотношение между конфессиональными группами болгарского населения к середине 80-х гг. XVII в. показывает, что из всего около 2 млн болгар христиане составляли около 1,5 млн (75%), а мусульмане – приблизительно 0,5 млн (25%) населения [20]. К XIX в., в силу разных причин, общее число и процент мусульманского населения в Дагестане и в Болгарии возрастает.

Сравнительный анализ показывает, что в Дагестане процесс утверждения ислама в качестве официальной государственной религии был более длительным (VIII в.-конец XV в.), чем в болгарских землях (конец XIV-середина XV в.) – фактически со времени турецкого завоевания. Однако если в Дагестане исламизация получила широкое распространение и дальнейшее саморазвитие, то в Болгарии успехи распространения ислама среди болгар оказались гораздо скромнее.

С приходом арабов в Дагестан и турок-османов в Болгарию начинается новый этап в их истории. В определенной мере можно сказать, что Дагестан и Болгария, расположенные между Востоком и Западом, соединяют в себе культурные традиции различных цивилизаций.

Сегодня в Дагестане и в Болгарии, как и во всем мире, идет процесс реисламизации (возрождения ислама), требующий научного осмысления пройденного ими исторического пути, всех нюансов и последствий включения их в орбиту исламской цивилизации. От того, как народы и лидеры Дагестана и Болгарии сумеют воспользоваться исламским и христианским “наследством”, ценностями этих конфессий, наладить диалог между представителями различных религий, в немалой степени будет зависеть их будущее, стабильность, гражданский мир и согласие.

Подводя итог, напомним, что настоящая статья является лишь предварительным наброском, не претендующим на освещение всех аспектов столь обширной и сложной темы.

Литература


  1. История на България. София, 1981. Т. 2. С. 60.

  2. Тъпка-Заимова В., Павлов Пл. Северните “варвари” и Черноморието // Българите в Северното Причерноморие: Изследвания и материали. Велико Търново, 1993. Т. 2. С. 23.

  3. Семенов И.Г. История стран и народов Западного Прикаспия (1-е тысячелетие новой эры). Казань, 1994. С. 161-162.

  4. История на България. С. 69.

  5. Гаджиев М.Г., Даудов О.М., Шихсаидов А.Р. История Дагестана с древнейших времен до конца XV в. Махачкала, 1996. С. 180-181.

  6. Краткая история Болгарии. М., 1987. С. 37-42.

  7. Артамонов М.И. История хазар. Л., 1962. С. 205.

  8. Краткая история Болгарии. С. 48, 53, 78.

  9. Перечень приводимых ниже работ включает только важнейшие штудии, целиком посвященные изучению распространения ислама в Дагестане. Материалы этих работ и выводы авторов легли в основу настоящей статьи. Шихсаидов А.Р. Когда и как насаждался ислам в Дагестане. Махачкала, 1962; Он же: Ислам в средневековом Дагестане (VII- XV вв.). Махачкала, 1969; Он же: Освободительная борьба народов Дагестана против халифата в VII-VIII вв. (в трудах арабских авторов)// Освободительная борьба народов Дагестана в эпоху средневековья. Махачкала, 1986. С.5-21; Айтберов Т.М., Иванова А.А. Новые арабские надписи XIII-XIV вв. из Дагестана // Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока. Ч. II. М., 1981. С.38-44; Айтберов Т.М. Центральная часть Восточного Дагестана в VII-XIII вв. (к хронологии и географии борьбы с мусульманами // Освободительная борьба народов Дагестана в эпоху средневековья. Махачкала, 1986. С. 22-40; Он же: Древний Хунзах и хунзахцы / С привлечением материалов и разработок Д.М. Атаева. Махачкала, 1990; Вагабов М.В. Из истории распространения ислама в Дагестане // Религия и атеизм: история и современность. Махачкала, 1992. С. 4-24.

  10. Тодоров Н. Положението на българския народ под турско робство. София, 1959; Гандев Хр. Българската народност през XV в. София, 1972; Петров П. Съдбоносни векове за българската народност. София, 1975; Грозданова Е. Българската народност през XVII век. Демографско изследване. София, 1989; Желязкова А. Разпространение на исляма в западно-балканските земи под османска власт (XV-XVIII век). София, 1990; Тютюнджиев И., Павлов П. Българската държава и османската експансия 1369-1422. Велико Търново, 1992. Приведенный список является лишь малой частью обширной болгарской историографии по рассматриваемой нами проблеме.

  11. Муртузалиев С.И. Болгарский народ и османская политика исламизации (втор. пол. XV-XVI вв.): Дис. … канд. истор. наук. М., 1986; Он же: Ислам и экспансия турок-османов в Болгарию // Актуальные проблемы критики религии и формирования атеистического мировоззрения. Махачкала, 1982. С 46-55; Он же: История Болгарии XV-XVI столетий в российской историографии первой половины XIX в: Учебное пособие. Махачкала, 1996; Он же: К вопросу о тюркско-исламской колонизации в болгарских землях в XV-XVI вв. // Османская империя: Государственная власть и социально-политическая структура. М., 1990. 149-158.

  12. Макарова И.Ф. Этническое самосознание болгар в первые века османского владычества: XV-XVI вв.: Дис. … канд. истор. наук. М., 1990.

  13. Айтберов Т.М. Древний Хунзах и хунзахцы. С. 81.

  14. Шихсаидов А.Р. Ислам в средневековом Дагестане. С. 205.

  15. Айтберов Т.М. Древний Хунзах и хунзахцы. С. 75, 82, 85.

  16. Шихсаидов А.Р. Ислам в средневековом Дагестане. С. 182.

  17. Гюзелев В. Средновековна България в светлина на нови извори. София, 1981. С. 220-221.

  18. Вагабов М.В. Из истории распространения ислама в Дагестане. С. 14, 18.

  19. Айтберов Т.М. Древний Хунзах и хунзахцы. С. 125-126.

  20. Грозданова Е. Българската народност през XVII век. С. 714-716.



S.I.Murtuzaliyev. Daghestan and Bulgaria

in the sphere of Islamic civilization.

The experience of comparative study of Islamization in Daghestan and Bulgaria in the medieval centuries enables to reveal general and particular things in the development of these processes, to understand better historical roots of many modern events and phenomena, characteristic features of their cultural and confessional development.

^

Авторская справка


Муртузалиев Сергей Ибрагимович, зав. кафедрой Истории древнего мира и средних веков Дагестанского госуниверситета, д. и. н., проф. Почетный работник высшего профессионального образования РФ. Заслуженный деятель науки РД.

367001, Дагестан, г. Махачкала, ул. Коркмасова, 8, Дагестанский госуниверситет, Исторический факультет, р. т. (8722) 67-14-08; Факс: (8722) 68-23-05

E-mail: msihistory2000@yandex.ru


1 После отъезда (исхода) из Болгарии в Турцию в 1989 г. более 260 тыс. мусульман, так называемые турки (прежде всего болгары-мусульмане) составляли около 1,5 млн. человек.


2 “Протоболгары” – условный научный термин, применяющийся для отличия их от болгар – южнославянской этнической общности – народности и нации.

3 Проблемы взаимовлияния культур, как в дагестанских, так и в болгарских землях, требуют специального изучения и здесь не рассматриваются.

4 Следует учитывать, что при более детальном рассмотрении отмеченных сюжетов все было гораздо сложнее.





Скачать 186,7 Kb.
оставить комментарий
Дата24.09.2011
Размер186,7 Kb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

отлично
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх