Реферат «Путешествие в мир алмаза» icon

Реферат «Путешествие в мир алмаза»



Смотрите также:
Пленки алмаза и кубического нитрида бора...
Tennenhaus Eisler "The Chalice and the Blade"...
Волшебное путешествие в сказочный мир (по сказке Х. К. Андерсена «Снежная королева»)...
Сценарий общешкольного конкурса чтецов «Мир слов и поэзии»...
Внеклассное мероприятие по экологии «как прекрасен этот мир…»...
Реферат по истории и философии химии на тему: «Люминесценция»...
Реферат по предмету: «Окружающий мир» на тему: «Путешествие по Солнечной системе»...
Государственное учреждение дополнительного образования детей Центр дополнительного образования...
Название : Времена года в словах, красках и звуках (урок-путешествие в мир искусства)...
Внеклассное мероприятие по окружающему миру «Путешествие в город Здоровья»...
«Славяне»
Программа дополнительного образования «мир под нашими ногами»...



скачать



Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования детей»

г. Мирный МО «Мирнинский район» Республика Саха (Якутия)


Студия «Юный корреспондент»

Реферат «Путешествие в мир алмаза»



Автор:

Кулагина Регина Андреевна,

7 класс


Руководитель:

Кулагина Светлана Петровна,

педагог дополнительного образования


Путешествие в мир алмаза

Содержание

Введение - стр.2

Глава 1. Исторические сведения об алмазах

  1. Музей кимберлитов – стр.3

  2. Алмаз - царь драгоценных камней – стр.4

  3. Опыты учёных с кристаллами алмаза – стр.5

  4. Древнейшие упоминания об алмазах – стр.6

  5. Месторождения алмазов (Индия, Индонезия, Бразилия, Южная Африка) – стр.6

  6. Первая алмазная трубка – стр.9

  7. Мера веса алмаза – карат – стр.10

Глава 2. Обработка алмазов

  1. Обработка алмазов (виды огранок) – стр.11

Глава 3. С­войства алмаза

  1. Чудесные с­войства алмаза – стр.13

  2. Самый великолепный бриллиант в мире – стр.14

  3. Имена на гранях – стр.16

  4. История «Санси» - стр.18

Глава 4. Ювелирное искусство

13. Законодате­ль ювелирного искусства - Карл Фаберже - с.18

Глава 5. Первые находки алмазов в России

14. Первые находки алмазов на территории нашей страны- с.20

Глава 6. Алмазы и промышленность

15. Технические и синтетические алмазы - с.21

16. Искусственные алмазы – с.24

17. Бриллианты - предметы роскоши – стр.28

18. Конфликтные алмазы - стр.30

19. Последние новости: найден гигантский алмаз! - стр.30

20. АК «АЛРОСА"- стр.31

21. Стихотворение Леонида Попова - стр.32

22. Заключение - стр.33

23. Список литературы - стр.33


Введение

Я живу в удивительном городе, у которого самое лучшее имя: Мирный (Республика Саха (Якутия)). Мой город – столица алмазного края. Здесь я родилась и выросла, хочу в будущем себя посвятить родному краю. Поэтому тему для изучения выбрала, на мой взгляд, очень актуальную: мир алмаза, самого удивительного камня в мире. Жить в городе, где добывают алмазы и не знать о нём ничего?

^ Цель моей работы – постижение сути «мира» алмаза и его «окружения».

Задачи поставила такие:

  1. Узнать, какие существуют исторические сведения об алмазах.

  2. Выяснить, почему алмаз называют царем драгоценных камней.

  3. Изучить материал об обработке алмазов и его с­войствах.

  4. Узнать, какую роль играют алмазы в промышленности.


А чтобы выполнить поставленные задачи, я решила:

  1. Познакомиться с музеем Кимберлитов в своём городе.

  2. Побывать в деловой (производственной) библиотеке для знакомства с информационной базой.

  3. Изучить доступную периодическую литературу (газеты «Вестник АЛРОСА») в городской библиотеке.

  4. Познакомиться с фотоэкспозициями, посвящёнными изделиям из алмаза, в журналах, книгах, Интернете.


Основная часть

Глава 1. Исторические сведения об алмазах

1. Музей кимберлитов

Музей Кимберлитов города Мирный основал Джемс Ильич Саврасов. Он создал уникальную коллекцию и единственный в мире музей одного камня-кимберлита, которому посвятил всю свою жизнь. Музей кимберлитов был основан в 1974 году. Энтузиаст своего дела, Джемс Саврасов собрал неповторимые и уникальные экспонаты, аналогов которым нет во всём мире.

Этот музей позволяет нам впервые начать своё знакомство с алмазом.

Итак, что же такое «кимберлит»? Откуда такое красивое и необычное название?

Кимберлит в основном состоит из оливина, придающего ему характерный цвет, а также из множества самых разнообразных минералов. Это магматическая порода, поднявшаяся из раскалённых недр по узким тоннелям, которые были пробиты в земной коре чудовищной силы взрывами.

Кимберлит является алмазсодержащей породой.

^ Ну а что же собой представляют алмазы? Чтобы узнать это, мы отправляемся в увлекательное путешествие в МИР АЛМАЗА!


2. Алмаз - царь драгоценных камней

Алмаз называют царем драгоценных камней. С древних времен алмаз за несравненную красоту и необычайную игру света почитался величайшим сокровищем. В Библии описывается нагрудник иудейского первосвященника, украшенный 12-ю драгоценными камнями, в том числе камнем «яхалом», который обычно переводят, как «алмаз».

Древние греки имели сведения об алмазе, и само название этого драгоценного камня пришло в большинство языков от греческого слова «адамас»: это «diamante» на английском, немецком, французском, «ал-мас» на арабском, «алмаз» на русском. Древнегреческие поэты Гесиод и Эсхил писали, что «адамас» годен для изготовления шлема Геракла и цепей Прометея, нерушимость которых стала нарицательной.

Алмазы украшали статуи богов и венчали короны владык, за алмазы отдавали целые государства и города.

Древние полагали, что если алмаз является самым твёрдым веществом, то он должен быть и самым прочным. На самом деле алмаз сочетает парадоксальные ка­чества - он тверд и хрупок одновременно. Авторитет античных авторов был настолько высок, что слова Пли­ния на протяжении многих веков переписывались из ру­кописи в рукопись.


^ 3. Опыты учёных с кристаллами алмаза

В древнюю эпоху господствовало представление о бо­жественном происхождении алмаза, а в Средние века вы­сказывались предположения, что новые алмазы появля­ются на свет как живые существа от алмазов-родителей. Сохранились сведения, что первым человеком, решившим опровергнуть утверждение Плиния, будто алмаз не поддается огню, явился придворный медик императора Рудольфа II Боэтиус де Бута. Однако более достоверными являются свидетельства 1694 года, когда члены Флорентийской академии наук Аверани и Тарджиони проводили опыты в присутствии герцога Козимо III Медичи. Солнечные лучи, собранные в фокусе большого вогнутого зеркала, нагрели золотой сосуд с рубинами и алмазами. Алмазы испарились, а с рубинами ничего не произошло.

Французский химик Антуан Лавуазье установил в парижском саду Инфанты зажигательное стекло, подверг кристалл алмаза нагреванию и выяснил, что при свободном доступе воздуха он сгорает, как обыкновенный уголь? Опыты Лавуазье продолжил ученый из Кембриджа Смитсон Теннант. Он определил, что при горении алмаза и графита выделяется углекислый газ. Но все-таки последний шаг был сделан в 1814 г. английским химиком Хэмфри Дэви. Вместе со своим ассистентом Майклом Фарадеем они установили, что алмаз является углеродом. Таким образом, редчайший и загадочный драгоценный камень был постав­лен в один ряд с обыкновенным углем и сажей.

Но, раскрыв одну загадку, природа сразу же загадала новую. В природе чистый углерод представлен алмазом и графитом - они братья-близнецы, имеющие совершен­но одинаковый химический состав.

Понадобился еще один век, прежде чем на эту тайну был пролит свет, точнее, не свет, а рентгеновские лучи.

С помощью рентгеновских лучей было открыто и еще одно свойство алмаза — способность светиться в рентге­новских, ультрафиолетовых и катодных лучах. Кристаллы алмаза люминесцируют по-разному, одни светятся голу­бым, другие — желтым и зеленоватым светом, есть кристаллы, которые не люминесцируют вовсе.

^ Но никто не может с точностью сказать, когда люди узнали об алмазе - пять или три тысячи лет тому назад, но это событие наверняка произошло в Индии.



  1. ^ Древнейшие упоминания об алмазах

Алмазы упоминаются в древнейших индийских Ведах, а в лапидариях (сочинениях о драгоценных камнях), основанных на древних легендах, говорится, что алмазы появились после того, как божество Асура-Бала было поражено молнией. Из головы божества родились алмазы-брахманы, имеющие цвет гладкой жемчужной раковины, горного хрусталя и луны. Из рук - алмазы-кшатрии, имеющие красноватый цвет обезьяньей шерсти. Из чрева - алмазы-вайсии палево-желтого цвета. Из ног - алмазы-шудры, имеющие цвет отполированного клинка.


  1. ^ Месторождения алмазов (Индия, Индонезия, Бразилия, Южная Африка)

В течение долгого отрезка времени Индия была единственной страной, где находили и добывали этот минерал. Значительно позже алмазы были обнаружены в Бразилии, в позапрошлом веке - в Африке, а в прошлом - в России, Австралии, Северной Америке и Китае. Ныне лишь на одном континенте - в Антарктиде - не известны их месторождения.

Месторождения алмаза известны в Индии с 800 г. до н.э. Алмазы находили в песчаниках и конгломератах речных отложений. Основная часть добываемого в прошлом алмаза приходилась на "рудники Голконды", расположенные южнее г. Голконда (ныне – штат Андхра-Прадеш). Здесь были найдены практически все исторические алмазы Индии: "Хоуп", "Кохинор", "Регент", "Евгения", "Дариинур" и другие. Из Индии происходят исторические яркоокрашенные синие, зеленые и красные кристаллы алмазов.

До X века почти все найденные в Индии алмазы не выходили за пределы этой страны, и только позднее они получили распространение в других странах Востока, а потом и в Европе.

Наряду с Индией и Индонезия была одним из источников алмаза до открытия месторождений этого драгоценного камня в Бразилии и Южной Африке. Разработка россыпных месторождений началась в VI -VII вв. В XVIII веке до начала эксплуатации бразильских россыпей на острове Калимантан добывали 50-100 тыс. карат алмазов в год. Всего из недр здесь было извлечено более 12 млн. карат алмазов. В связи с открытием месторождений в Южной Африке роль индонезийских алмазов сильно снизилась.

В Бразилии в XVIII веке были открыты новые алмазные месторождения. В течение следующих полутора веков страна стала главным мировым поставщиком алмазов и оставалась им вплоть до открытия месторождений Южной Африки! Индийские месторождения, эксплуатировавшиеся на протяжении многих сотен лет, не могли конкурировать с нетронутыми запасами Бразилии, а с открытием южноафриканских месторождений индийские алмазы стали играть еще более скромную роль на мировом рынке.

Оказывается, в Бразилии алмазы были известны местным жителям задолго до прихода сюда европейцев, хотя этим камням не придавалось особого значения. В 1725 г. португальский чиновник, приехавший из Индии в золотоносный район вблизи на востоке Бразилии (территория современного штата Минас-Жерайс), обратил внимание, что старатели при игре в карты вместо фишек использовали прозрачные кристаллы, определенные им как алмазы. После обретения независимости Бразилией в 1822 г. все ограничения были сняты и рудники были возвращены в руки частных владельцев. Добыча алмаза в Бразилии сильно возросла после 1844 г., когда были открыты необычайно богатые алмазоносные россыпи в штате Баия.

Индийские и бразильские алмазные месторождения представляли собой древние россыпи, и вплоть до второй половины XIX в. никак не удавалось обнаружить, откуда ручьи и реки приносят сверкающие драгоценные камни. Только открытие алмазов в Южной Африке позволили прикоснуться к этой тайне. В 1867 г. пятнадцатилетний подросток Эразмус Якобс нашел на берегу реки Оранжевой необычный камушек и подарил его младшей сестренке. Сосед Шальк Ван Никерк заинтересовался блеском случайной находки и попросил бродячего торговца Джона О'Рейли пристроить камень в городе. Ювелиры, к которым обращался торговец, подняли его на смех, так что он от досады даже хотел выбросить никчемную вещицу, но потом ради очистки совести отослал камешек в простом конверте минералогу Гайбону Атерстоуну.

И вот тут выяснилось, что камушек является алмазом. Кристалл демонстрировался на Па­рижской выставке как свидетельство природных бо­гатств Капской колонии.

Слухи о скрывающихся в земле сокровищах взбудо­ражили местных жителей, начавших изучать отло­жения речных галечников.

В марте 1869 г. чернокожий пастух по име­ни Свотбой, или Звортбуи, нашел на реке Оранжевой удиви­тельной красоты камень. Все тот же Ван Никерк, пер­вым из буров заинтересовавшийся алмазами, выменял у него камень на целое стадо скота, а потом продал его за фантастическую по тем временам сумму в 11 200 фунтов стерлингов.

С этого момента история южноафриканских находок выходит из области легенд. Алмаз, проданный Ван Ни-керком, получил символическое имя «Звезда Южной Африки». Демонстрируя его членам Капского парла­мента, министр по делам колонии прозорливо предрек, что этот драгоценный камень станет основой благопо­лучия Южной Африки. И действительно, алмазы изме­нили жизнь целого региона. Со всех концов света сюда кинулись тысячи и тысячи старателей.

По мере разработки выяснилось, что алмазоносная порода уходит в Глубину земли наподобие трубки.


  1. ^ Первая алмазная трубка

Первая из открытых трубок была размером четыреста на триста метров, площадь других была почти такой же или немного меньшей. Че­рез несколько лет интенсивных разработок выяснилось, что по мере углубления сечение трубок уменьшается, и что они имеют форму воронки. В трубках была порода, напоминавшая рыхлую глину и прозванная за свой цвет «желтой землей». Когда верхний слой был выработан, оказалось, что под ним скрывается более плотная «голу­бая земля». И желтая и голубая земля была одной и той же породой, просто на поверхности она подверглась вы­ветриванию и разрушению. Алмазоносная порода полу­чила название кимберлит по одной из трубок, вначале носившей неблагозвучное имя «Новая лихорадка», а по­том переименованной в честь министра по делам колонии лорда Кимберли.

Кимберлит в основном состоит из оливина, придающего ему характерный цвет, а также из множества самых разнообразных минералов. Через сто лет после начала освоения южноноафриканских копей было установлено, что кимберлит не является единственной алмазосодержащей породой. В Австралии были открыты трубки, заполненные лампроитом, отличающимся от кимберлита высоким содержанием титана и оксида калия. И кимберлит и лампроит представляют собой магматическую ультраосновную породу, поднявшуюся из раскаленных недр по узким тоннелям, которые были пробиты в земной коре чудовищной силы взрывами. Поэтому кимберлитовые и лампроитовые трубки часто называют трубками взрыва.

Бируни в «Собрании сведений для познания драгоценностей» писал:

«Его цвета: белый, оливковый, желтый, красный, зе­леный, синий и черный. И способ выбора его таков: од­ним краем его вставляют в воск таким образом, что­бы можно было держать его пальцами, затем его ставят между глазом и солнцем, и если в нем появит­ся красный цвет и пламя, наподобие радуги, то это отборный сорт. Такие цвета дают только белый и желтый алмаз. Поэтому у индийцев они считаются лучшими сортами. И говорят, что они видят в нем хорошую примету. Если это так, то по той причине, что он одолевает и побеждает родственные ему кам­ни... Индийцы из алмазов отбирают только целые, у которых правильная форма с острыми углами и нет зазубрин. Они не любят камней, у которых отбиты углы, даже считают их дурной приметой, как будто это произошло оттого, что они были побеждены чем-либо другим... Жители Ирака и Хорасана не обра­щают внимания на сорта алмаза и их цвет. Для них они все одинаковы по качеству, так как употребля­ют их только для сверления и изготовления оправы и не почитают так, как это делают жители Индии».


  1. ^ Мера веса алмаза - карат

Вероятно, семена стручка рожкового дерева кират в древности служили мерой веса. От этого слова, вероятно, произошло название «карат». Хотя карат стал общеупотребимой мерой, вес са­мого карата менялся в разные эпохи, в разных странах и даже в разных городах. Так, флорентийский карат весил 197,2 мг, берлинский - 205,3, амстердамский - 205.7, венский - 206. В России чаще всего пользовались Лейпцигским каратом (205 мг), который в старых мерах веса был равен четырем гранам, одной шестьдесятчетвертой лота и приблизительно четырем с половиной долям. Де­сятые доли карата не обозначались, карат делился на по­ловину, четверть, восьмую, одну шестнадцатую и одну тридцать вторую. Решение о введении метрического ка­рата (200 миллиграммов) было принято в 1907 г. на 4-й Ге­неральной конференции по мерам и весам в Париже. Первым из европейских государств на метрический карат перешла Испания, в целом же переход растянулся на 2 десятка лет. В Советском Союзе метрический карат был введён в 1922 году.

^ Интересны следующие сведения:

Подавляющее большинство алмазов имеет небольшие размеры. Очень редко случается найти алмаз весом больше десяти карат, а драгоценные камни свыше ста ка­рат имеют собственные имена и известны наперечет. Самым крупным из когда-либо добытых алмазов был «Куллинан», найденный 25 января 1905 г. в южноафриканской трубке «Премьер» и названный в честь владельца рудника. «Куллинан» весил 3106 каратов.

Алмазы долгое время использовались такими, какими их создала природа! Древние ювелиры только очищали алмаз от зеленоватой смолоподобной корочки.


Глава 2. Обработка алмазов (виды огранок)

  1. ^ Обработка алмазов (виды огранок)

Подлинная красота алмазов проявилась только после того, как люди открыли секрет их обработки. Изумруды, рубины, сапфиры и другие драгоценные камни гранили с глубокой древности. Однако алмазы из-за их твёрдости не поддавались обычным инструментам, и только в XV веке ювелиры научились обрабатывать алмазы при помощи других алмазов, точнее, при помощи алмазного порошка.

Природные алмазы зачастую скрывают свою красоту за мельчайшими неровностями граней. Между тем ал­маз обладает замечательными оптическими свойства­ми - высоким показателем преломления, то есть разни­цей скорости распространения света в пустом простран­стве и в самом кристалле, а также высокой дисперсией, то есть способностью разлагать белый свет на его со­ставляющие. Первые мастера, занявшиеся обработкой алмазов, ничего не знали о законах оптики и различных областях спектра, но они сразу заметили, что отшлифо­ванные алмазы играют под солнечными лучами всеми цветами радуги.

^ Огранка драгоценных камней постепенно совершен­ствовалась. Поначалу она заключалась в простой поли­ровке природных граней и стачивании двух противопо­ложных вершин октаэдра: одной вершины до образова­ния площадки, или таблички, а другой — до образования площадки меньших размеров, так называемой колеты. Площадкой побольше (табличкой) алмазы обращались к свету, тогда как меньшая площадка (колета) служила для закрепления камня в гнезде. Поскольку все делалось вручную, даже на самую незамысловатую огранку ухо­дили недели и месяцы упорного труда. Следующим ша­гом в развитии ювелирного мастерства стала так называ­емая огранка «розой», когда алмазы превращались в по­лусферу, а число отшлифованных граней значительно увеличивалось. Огранка «розой» имела много вариан­тов, отличавшихся количеством граней. Алмазы, огра­ненные в виде антверпенской розы, имели 12 треуголь­ных граней, полуголландской - 16, голландской - 24, двойной голландской - 36. Крестовая роза имела четы­рехугольные грани, для грушевидных алмазов применя­лась несколько измененная форма розы - бриолет. Ав­торство особого вида огранки, при которой на верхней части и на нижней части драгоценного камня делалось по 17 граней, приписывают кардиналу Мазарини. Ско­рее всего, это легенда, хотя кардинал действительно был большим ценителем драгоценностей и оставил после себя великолепную коллекцию бриллиантов.

В XVIII в. появилась бриллиантовая огранка, кото­рую, по некоторым сведениям, впервые использовал гра­нильщик Винченцо Перуцци родом из Венеции. Полная бриллиантовая огранка состоит из 58 граней. Верхняя площадка драгоценного камня представляет собой пра­вильный восьмиугольник, перпендикулярный оси брил­лианта. На противоположной стороне, в нижней части алмаза делается колета. Верхняя часть, называемая ко­роной, имеет 32 грани, а основание, называемое пави­льоном, - 24 грани. Корону и павильон разделяет рундист - цилиндрический поясок.

^ Платой за великолепную игру бриллианта является уменьшение размеров драгоценного камня при его обработке. Если на заре ювелирного дела алмаз терял при простейшей огранке одну шестнадцатую своего веса, то бриллиантовая огранка забирала больше половины. В последнее время часто применяются фантазийные огранки, при которых пропорции бриллианта соблюдаются не столь строго, что, в свою очередь, позволяет уменьшить потерю веса. Компьютерное моделирование процесса также позволяет рассчитать наиболее эконо­мичную форму для каждого алмаза. Однако в конечном итоге, как и несколько веков назад, все зависит от ма­стерства огранщика. Секреты профессии передаются из поколения в поколение, и потомственные ювелиры от­носятся к алмазам как к одушевлённым существам.

В старые времена считалось, что гранильщик обязан открыть не только красоту, но и душу камня. Дело в том, что алмазы использовались одновременно и как украшения и как талисманы. В одном из лапидариев сказано, что алмаз придает его владельцу твердость и мужество, сохраняет остроту ума, предохраняет от разлуки и колдовства.


^ Глава 3. Чудесные с­войства алмаза

  1. Чудесные с­войства алмаза

На Руси тоже верили в чудесные с­войства алмаза! Это засвидетельствовал и англичанин Джером Горсей, ставший свидетелем последних дней жизни Ивана Грозного. При наследниках Ивана Грозного царская сокро­вищница значительно пополнилась. Один чужестранец описывал наряд царицы Ирины Федоровны, жены царя Федора Иоанновича и сестры Бориса Годунова: «На го­лове она имела ослепительного блеска корону, которая составлена была искусно из драгоценных каменьев и жемчугами была разделена на 12 равных башенок по числу 12 апостолов. В короне находилось множество карбункулов, алмазов, топазов и круглых жемчугов, а кругом она была унизана большими амети­стами и сапфирами. Кроме того, с обеих сторон ниспа­дали тройные цепи с изумрудами. Драгоценные камни были главным украшением нарядов придворных дам и кавалеров. Недаром эту эпоху часто называют «бриллиантовым веком». Особенной пышностью отли­чался придворный обиход при Екатерине II. Когда им­ператрица играла со своими приближенными в карты, она делала ставки драгоценными камнями. «Как весело играть в бриллианты, это похоже на тысячу и одну ночь», - писала она французскому просветителю Грим­му. Многочисленные фавориты императрицы не уступа­ли ей в роскоши. Григорий Потемкин появлялся в шля­пе, сплошь украшенной бриллиантами и столь тяжелой, что, снимая ее, отдавал адъютанту, который носил драго­ценную шляпу в руках. Платон Зубов имел привычку во время разговора вынимать из кармана камзола при­горшню бриллиантов и пересыпать их на ладони, любуясь игрой и блеском.

У придворного великолепия имелась своя оборотная сторона, о которой поведал в своих записках придворный бриллиантщик Иеремия Позье. Вельможи частенько «забывали» расплачиваться за ювелирные украшения.

Для коронации Екатерины II придворный бриллиантщик Позье создал настоящий гимн бриллиантового века – ^ Большую императорскую корону, состоящую из двух ажурных полушарий, усыпанных превосходными индийскими бриллиантами разной величины.


10. Самый великолепный бриллиант в мире

В Большой императорской короне - 4936 бриллиантов весом в 2858 каратов. Были заново изготовлены держава и скипетр. Позже на скипетре укрепили алмаз «Орлов». Этот кристалл первоклассной чистоты с легким голубовато-зеленоватым оттенком специалисты называют самым великолепным бриллиантом в мире.

Крупным алмазам, как и их царственным владельцам, часто сочиняли пыш­ные родословные, возводя их историю к глубокой древности. За «Орловым» тоже тянется шлейф легенд и преданий.

Рассказывали, что этот драгоценный камень был делан в глаз статуи Брахмы в храме Серингапатама, откуда его похитил французский солдат, вероломно втёршийся в доверие к верховному жрецу.

На самом деле об этом знаменитом камне известно на удивление мало, даже его вес указывается по-разному: от 185 до 194 каратов, что связано с разницей между старыми каратами и метрическим каратом.

«Орлов» подучил свое название по имени графа Григория Орлова, преподнесшего бриллиант Екатерине I день ее именин 24 ноября 1773 г. Григорий Орлов одним из четырех братьев Орловых, участвовавших в убийстве Петра III и возведении на трон его жены Екатерины II. Он несколько лет являлся фаворитом императрицы, но звезда его померкла. Возможно, своим подарком граф отчаянно пытался напомнить Екатерине о прошлом.

Но граф был удалён от двора, через несколько лет впал в помешательство и умер, как гласит легенда, терзаемый видением убитого им Петра III.

^ А вот французский купец Жан-Батист Тавернье в 17 веке совершил шесть путешествий по Востоку и оставил интереснейшие записки, в которых упоминал о том, как в 1677 г. в Голконде ему предложили купить огромный ал­маз табличной формы. За драгоценный камень просили 500 тыс. рупий, у купца нашлось только 400 тыс., и сделка не состоялась.

Тавернье описал еще один таинственный и бесследно исчезнувший алмаз, известный как «Великий Могол». Так именовали себя правители Северной Индии, являв­шиеся потомками Тимура и Чингисхана. Французский путешественник получил дозволение осмотреть их со­кровищницу: один из бриллиантов, увиденных Тавернье в сокро­вищнице Великих Моголов, удивительно походил на «Орлова» по форме, однако имел гораздо больший вес.


^ 11. Имена на гранях

Некоторые владельцы ал­мазов оставляли свои имена на их гранях! Так владельцы ал­маза «Шах» оставили свои имена на его гранях. Первая надпись на его гранях гласит: «Бурхан-Низам-шах Вто­рой. 1000 год». Дата приведена по мусульманскому ка­лендарю, по христианскому - это 1591 г. Бурхан-шах был владыкой Ахмеднагара, расположенного рядом с Голкондой, и это наводит на мысль, что алмаз был най­ден в знаменитых копях. Из исторических хроник из­вестно, что в том же самом году, когда надменный Бур-хан-шах повелел выгравировать свое имя на алмазе, его владения привлекли внимание шаха Акбара из династии Великих Моголов, который любил повторять, что «пра­витель всегда должен стремиться к завоеванию, иначе его соседи поднимут против него оружие». Послы Акба­ра потребовали от Бурхан-шаха признать главенство Моголов. Владыка Ахмеднагара решил откупиться и по­слал в Дели пятнадцать слонов, однако его дары были сочтены ничтожными и оскорбительными для величия Моголов, после чего их войска вторглись в султанат. Столица государства была захвачена, но кровопролит­ные и опустошительные войны продолжались ещё долгие годы, и только внук Акбара получил символические ключи от султаната, а вместе с ними почетное имя Шах Джехан, что означало «Повелитель мира».

^ Моголам была выплачена огромная дань! В числе бо­гатых сокровищ завоевателям достался и «Шах», о чем свидетельствует вторая надпись на алмазе: «Джейхан-шах, сын Джехангира-шаха. 1051 год». Это 1641 г. по христи­анскому календарю. Новый владелец алмаза Джехан-шах был необычным человеком: завел во дворце гранильную мастерскую и даже брал уроки ювелирного искусства. Можно предположить, что надпись на алмазе «Шах» была сделана под наблюдением или даже с участием повелителя империи Моголов.

^ Оказалось, что алмазы, вопреки поверью, не оберегали их владельцев от горя и несчастья! Дело в том, что Джейхан-шах лишился любимой им супруги и повелел воздвигнуть в Дели великолепный мавзолей Тадж-Махал. Но столице Индии не суждено было увидеть ещё один шедевр зодчества, так как сын Джейхана принц Аурангзеб («Украшение трона») поднял мятеж, обезглавил двух братьев, а отца заточил в крепость Агру. Он потребовал отдать ему сокровища, но Джехан разъярился, велел принести большие молоты и угрожал истолочь алмазы в медной ступе. Драгоценности Великих Моголов были унаследованы Аурангзебом только после смерти отца. Неутомимый путешественник Тавернье описал знаменитый Павлиний трон Аурангзеба, названный так по литым золотым павлинам с хвостами, блиставшими драгоценными камнями. К тронному балдахину был подвешен алмаз, окруженный рубинами и изумрудами. Нет сомнений, что этим алмазом был «Шах». Восседая на троне, Аурангзеб постоянно видел перед собой имя умершего в заточении отца. К концу правления Аурангзеба против него восстали его собственные дети. Со смертью Аурангзеба империя Моголов пришла в упадок и через три десятилетия была разгромлена. О «Шахе» долго не было никаких сведений, но он попал в Персию, о чем свидетельствует надпись на его гранях: «Владыка Каджар Фатх-али-Шах Султан. 1242 год», то есть 1824 г. по христианскому календарю. Надпись была выгравирована по повелению одного из представителей каджарской династии, чей пышный титул не соответствовал положению дел в стране.

Ведь Персия проиграла войну с Россией, заключила тяжелый для нее договор, и это явилось прологом трагедии, разыгравшейся в Тегеране 30 января 1829 г. Русский посланник Александр Сергеевич Грибоедов, дипломат и поэт, дал убежище двум христианкам, бежавшим из гарема одного знатного перса. Фанатичная толпа ворвалась в здание русской миссии и убила всех, кто там находился. В живых остался только секретарь миссии.

Чтобы умилостивить «белого царя», в Петербург при­был сын наследника персидского престола Хозрев-мирза, преподнесший алмаз «Шах». В это время Россия вела войну с Турцией, и Николай I предпочел не разрывать мира с Персией, приняв подарок в знак извинения.


  1. ^ История «Санси

В отличие от «Орлова» и «Шаха», навсегда оставших­ся в России, алмаз «Санси» лишь некоторое время при­надлежал русскому владельцу. «Санси» называют одним из первых или даже самым первым бриллиантом, огра­ненным Беркемом для Карла Смелого, герцога Бургунд­ского.

Подлинная история «Санси», хотя и относится к более позднему времени. В конце XVI в. этот алмаз был привезён в Европу французским послом в Турции бароном Николаем Санси. Рассказывали, что барон одолжил алмаз Генриху III, и король носил его на шляпе, которой прикрывал свою обширную лысину. Но это, очень длинная история о передвижении алмаза из рук в руки королей, о ней можно написать целую книгу!


^ Глава 4. Ювелирное искусство

  1. Законодате­ль ювелирного искусства - Карл Фаберже

В Петербурге и Москве ежегодно приобреталось бриллиантов на сотни тысяч рублей. Множество ювелиров работали над тем, угодить взыскательным покупателям. Среди русских ювелиров середины XIX в. гремел семейный клан Болинов. Колье с сапфирами и бриллиантами их работы вызывало восхищение посетителей знаменитого Хрустального дворца на Лондонской Всемирной выставке 1851 г. Достойными конкурентами Болинов были фирмы Сазикова и Овчинникова. Постепенно пальма первен­ства перешла к семье Фаберже. Унаследовав от отца заурядную фирму, Карл Фаберже сумел стать законодате­лем ювелирного искусства. По эскизам Агафона Фабер­же делались бриллиантовые диадемы, ожерелья, нагрудные украшения. Для Парижской Всемирной выставки 1900 г. были изготовлены миниатюрные бриллиантовые копии императорских регалий. Самые знаме­нитые произведения Фаберже, пасхальные яйца-сюр­призы, также украшались драгоценными камнями. Внутри пасхального яйца «Коронационного», подарен­ного Николаем II императрице Александре Федоровне в 1897 г. была спрятана точная модель коронационной ка­реты, а внутри кареты было подвешено крошечное яйцо с бриллиантами.

^ Несомненно, подарки от Фаберже пользовались успехом в высшем петербургском свете. Балерина Матильда Кшесинская вспоминала о том, как великий князь Сергей Михайло­вич преподнес во время ее бенефиса коробку красного дерева работы Фаберже с коллекцией желтых бриллиантов, а великий князь Андрей Владимирович подарил бриллиантовый обруч с крупными сапфирами, выполненный фирмой Фаберже в египетском стиле для балета «Дочь фараона». Эти драгоценности хранились в особняке Кшесинской, занятом в 1917 г. ЦК партии большевиков. После революции хозяева дворцов и особняков бежали за границу, зашивая бриллианты в одежду или даже глотая их. На чужбине фамильные драгоценности стали едва ли не единственным источником существования большинства изгнанников. Например, писатель Владимир Набоков вспоминал о мытарствах своей семьи: «Кроваво-красный рубин и кольцо с бриллиантом представляли целую эпоху нашей эмигрантской жизни, которую это кольцо оплатило».

^ Но надо отметить, что значительная часть ювелирных изделий была реквизирована. Это относилось и к царским драгоценностям, хранившимся в Бриллиантовой комнате Зимнего дворца. В1914 году, когда началась Первая мировая война, восемь сундуков с императорскими регалиями были эвакуированы из Петербурга в Москву. После Октябрьской революции бриллианты короны стали предметом особой заботы новых властей. В июле 1918 г., за несколько дней до расстрела царской семьи в Екатеринбурге, был принят декрет о национализации имущества членов Дома Романовых. В феврале 1920 г. постановлением Совета народных комиссаров было создано Государственное хранилище ценностей РСФСР, несколько лет велась работа по изучению и ню описанию сокровищ, перешедших в ведение Гохрана.

В 1924 г. императорские регалии были выставлены на всеобщее обозрение в Колонном зале Дома Советов. С тех пор они хранятся и демонстрируются в Алмазном фонде.

Совсем иной была судьба ювелирных изделий, отнесённых экспертами к категории художественных ценностей. Поскольку Советский Союз остро нуждался в валюте для восстановления народного хозяйства, была организована распродажа ценностей бывшего Кабинета его Величества и реквизированных частных коллекций.

В 30-х годах через государственные торговые организации «Антиквар» и «Торгсин» ушли за границу многие работы Фаберже. Продажа осуществлялась за бесценок. Например, пасхальное яйцо «Петр Великий» было продано в 1933 г. за 4 тыс. руб. Яйцо «Мозаика», покрытое узором из рубинов и изумрудов, продали за 5 тыс. рублей. За яйцо, изображавшее крейсер «Память Азова», запросили 20 тыс., но покупателей, к счастью, не нашлось, и шедевр остался в СССР.


^ Глава 5. Первые находки алмазов в России

  1. Первые находки алмазов на территории нашей страны

Первые находки алмазов в России относятся к XIV веку к району междуречья Лены и Енисея. На склонах Уральских гор в течение столетия с момента первых находок было найдено более 300 кристаллов, но это все были мелкие кристаллы, самый крупный из которых весил около 3 карат. В настоящее время на территории Пермской области известно не крупное, но рентабельное россыпное месторождение. С началом Великой Отечественной войны страна стала испытывать возрастающие потребности в добыче алмазов, и после ее окончания перед геологами встала задача - найти коренные алмазы. В конце 30-х годов B.C. Соболев пришел к выводу о том, что наиболее перспективной в отношении алмазоносности является территория Сибирской платформы между реками Енисей и Лена. В конце 30-х годов B.C. Соболев пришел к выводу о том, что наиболее перспективной в отношении алмазоносности является территория Сибирской платформы между реками Енисей и Лена. В 1959 г. началось промышленное освоение сибирских кимберлитовых месторождений алмаза.

С момента открытия алмазоносных трубок в Якутии, месторождения были отнесены к разряду уникальных. К настоящему времени карьеры трубок Мир, Айхал, Интернациональная и некоторые другие практически отработаны, и проводятся работы по переходу на подземный способ добычи.

К концу 70-х годов были открыты как коренные, так и россыпные месторождения алмазов. На местах обнаружения месторождений создавались стационарные геологические партии для их разведки с последующим подсчетам запасов. В 70-е и 80-е гг. XX века крупных месторождений открыто не было. А вот в 50-е годы старинное якутское село Нюрба приютило у себя первые отряды и партии поисковиков, став затем базой легендарной Амакинской экспедиции. Здесь находился штаб разработки маршрутов и материально-технического обеспечения геологического штурма Сибирской платформы, где-то скрывавшей - в этом были уверены ученые и практики - алмазные сокровища.

Самой крупной из отечественных находок продолжает оставаться алмаз весом 342,5 карата, названный в честь ХХI съезда КПСС, добытый в 1980 г.


^ Глава 6. Алмазы и промышленность

  1. Технические и синтетические алмазы

Наряду с использованием алмазов в юве­лирных изделиях, они применяются и в промышленных целях. Алмазы-украше­ния и алмазы-инструменты существовали бок о бок на протяжении веков. Более того, не исключено, что алмазы как рабо­чие орудия начали применяться раньше, чем люди начали носить драгоценные камни как амулеты. Древний Египет не знал ювелирных алмазов, но изучение египетских пирамид заставляет некоторых исследователей склоняться к мысли, что такой точности обработки камня нельзя было добиться без инструментов с алмазными на­конечниками.

^ Плиний Старший писал об алмазах: «Вырезыватели на камнях стараются оные приобрести, и оправ­ляют их в железо; посредством их легко продалбливается наитвердейшее вещество», а Бируни через тысячу лет после римского писателя указывал: «Жители Ирака и Хо­расана не обращают внимания на сорта алмазов и их цвет. Для них они все одинаковы по качеству, так как там упо­требляют их только для сверления и изготовления оправы и не почитают так, как это делают жители Индии». Евро­пейские путешественники свидетельствовали о подобном отношении к алмазам в Китае, где резчики по нефриту даже раскалывали крупные кристаллы, чтобы получить больше твердых крупинок для своих инструментов.

С давних времен алмазы применялись для резки стек­ла. После изобретения часов алмазами просверливали тончайшие отверстия в рубинах, без которых механизмы не могли бы точно ходить. Очевидно, по аналогии воз­никла мысль использовать алмазные инструменты для бурения твердых скальных пород. Во всяком случае, пер­вым, кто применил этот способ в Европе в 1862 г. был швейцарский часовщик Г. Лешо. Его сын Р. Лешо усо­вершенствовал способ отца и построил первый буровой станок, который успешно использовался при проходке железнодорожного туннеля в Альпах. В России профес­сор Петербургского Горного института С.Г. Войслав раз­работал в 1889 г. простую конструкцию ручного бурового станка. В настоящее время используются разнообразные буровые коронки с алмазами и специальные долота. Алмазное бурение позволяет значительно увеличить ско­рость прохождения нефтяных скважин.

В конце XIX в. был осознан огромный выигрыш, кото­рый давало использование алмазов в процессе волочения, то есть обработки металлов способом протягивания тонкой проволоки через отверстие, сечение которого меньше сече­ния исходного изделия. Интересно, что пионером приме­нения алмазов в этом процессе был будущий великий ре­жиссер К.С. Станиславский, который в 1892 г., являясь со­владельцем золотоканительной фабрики, приобрел в Париже соответствующее оборудование. Сначала на алмазе пришлифовывались две параллельные поверхности, затем быстро вращающейся стальной иглой, покрытой алмазным порошком, с двух сторон высверливалось отверстие нужного диаметра. И все-таки затраты окупались - известен случай когда через один фильер была протянута медная проволока такой длины, что ею можно было несколько раз опоясать земной шар.

^ И всё-таки, настоящий бум в использовании алмазов начался с 30-х годов ХХ в., и это было связано с широким внедрением в промышленность твердосплавных материалов. Только алмазный инструмент позволял быстро и точно обработать эти славы. Применение алмазов стало необходимостью. Современная индустрия не может существовать без алмазных резцов и сверел, алмазных пил и отрезных кругов, алмазных паст для шлифования и доводки ответственных деталей. По мере развития науки и техники расширяется и область применения алмаза.

Алмазные скальпели уже помогают офтальмологам, а в перспективе возможны операции по вживлению в глаз искусственного алмазного хрусталика.

Огромные перспективы имеет алмазная электроника. Алмаз является рекордным по теплопроводности материалом, сохраняющим свои свойства в широком диапазоне температур. Это открыло алмазам дорогу в космос. На космических спутниках устанавливаются алмазные термометры, на американском космическом зонде, спускавшемся на раскаленную Венеру использовался 205-каратный кристалл. Алмазы используются для создания оптических окон и подложек для мощных лазеров и приборов ночного видения, для производства детекторов и дозиметров, высокоэффективных теплоотводов для интегральных схем.


  1. ^ Искусственные алмаз

Значительную часть алмазов, используемых в промышленности, составляют искусственные алмазы. История получения синтетических алмазов изобиловала на­деждами и разочарованиями. Не счесть алхимиков, пытающихся вырастить в ретортах драгоценные кристаллы, а многие шарлатаны утверждали, что им удалось этого добиться.

Самый известный авантюрист бриллиантового века граф Калиостро выманил у жадных простаков немало драгоценностей, уверяя, что умеет переплавлять мелкие алмазы в крупные. Герой басни «Лжец», принадлежащей перу поэта XVIII в. И.И. Хемницера, хвастал:

И до того алмаз искусство довели,

Что как стекло, его теперь уж плавить стали,

^ А этакой алмаз мне самому казали,

Который слишком в фунт из мелких был стоплен.


На эту ложь его собеседник с насмешкой отвечал:

О, это ничего; теперь уж плавить стали

Алмазы в целый пуд

А в фунтовых алмазах тут

И счет уж потеряли.

Одним из первых ученых, пытавшихся, по его собственному выражению, «опытами алмазотворения», был основатель Харьковского университета В.Н. Каразин. Он получил образцы вещества, похожего по твёрдости на алмазы, но, по всей видимости, принадлежащие к группе углеводородов. В 80-х годах XIX в. шотландец Д.Б. Геннэй, прокаливая костяное масло и парафин в наглухо заваренных стальных трубках, объявил, что после множества неудач добился успеха. Однако другим учёным не удалось повторить его опытов.

Самое удивительное, что когда через много лет были исследованы полученные шотландцем кристаллы, выяснилось, что они являются настоящими алмазами.

В 90-х годах XIX в. знаменитый французский химик Нобелевский лауреат Анри Муассан растворял угольный порошок в расплавленном железе и быстро охлаждал рас­плав. Он, а вслед за ним профессор Петербургской военно-медицинской академии К.Д. Хрущев, проводивший такие же опыты с расплавленным серебром, получил мельчайшие крупинки, которые при сжигании давали двуокись углерода и царапали корунд, то есть следующий по твёрдости минерал после алмаза. Неудивительно, что Муассан сделал вывод, что ему удалось создать алмазы. Однако коэффициент преломления этих кристалликов оказался иным, чем у алмаза. Впоследствии выяснилось, что Муас­сан получил карбид кремния, названный «муассанит».

Немецкий ученый Отто Руфф, попытавшийся воспро­извести в 1914—1917 гг. все известные к тому времени методы получения алмазов, не получил положительных результатов, а сразу после Первой мировой войны много­численные опыты были проделаны английским изобре­тателем и промышленником И. Парсоном, который имел в своем распоряжении гигантские гидравлические прес­сы собственных судостроительных верфей, затратил на искусственные алмазы тридцать лет жизни и десятки ты­сяч фунтов стерлингов, но с сожалением должен быв констатировать, что полученные им вещества были всего лишь шпинелями.

С тех пор алмазы пытались синтезиро­вать всеми мыслимыми способами: при помощи взрывов стальных бомб, выстрелов пули, расплавления углерода в вольтовой дуге…Не менее десятка раз научный мир облетала сенсационная весть, что тому или другому экспериментатору удалось решить задачу. Так, в 1933 г. немец Карабчек получил патент на способ получения ис­кусственных алмазов. В музеях даже демонстрировались «алмазы Карабчека», однако после тщательной проверки их пришлось убрать с глаз подальше.

Рука об руку с экспериментаторами шли теоретики. После вычисления термодинамических функций графи­та и алмаза выяснилось, что все предшествующие опыты были предприняты в таких термодинамических услови­ях, когда графит более устойчив, чем алмаз. В 1939 г. советский физик О.Н. Лейпунский указал условия, при которых кристаллическая решетка графита может перестроиться в структуру алмаза. «Во-первых, надо нагреть графит не меньше, чем до 2000 градусов, чтобы атомы углерода могли переходить с места на место. Во-вторых, его надо при этом сжать чудовищным давлением, не меньшим, чем в 60 тыс. атмосфер. Тогда он обязательно перейдет в алмаз, подобно тому, как камень, подброшенный рукой, обязательно поднимется с земли в воздух».

А вот профессор Гарвардского университета Перси Бриджмен прошел по самому краю открытия, но все-таки успех выпал на долю других экспериментаторов. Группа сотрудников «Всеобщей шведской электрической компании» в составе А. Лиандера, К. Лильбланда, Э. Лундблада и Г. Валлина занималась этой проблемой свыше одиннадцати лет. Аппаратура не выдерживала давления, которое требовалось для экспериментов. Чтобы предотвратить разрушение стенок стальных камер, экспериментаторы обматывали камеры сотнями километров обыкновенных рояльных струн. 15 февраля 1953 г. после бесчисленных опытов шведским исследователям удалось получить несколько мелких кристаллов, оказавшихся, как подтвердила рентгенограмма, алмазами.

Из соображений коммерческой тайны шведская фирма скрыла это открытие, и приоритет в синтезе алмазов достался группе сотрудников американской компании «Дженерал Электрик» в составе Ф. Банди, X. Стронга, Г. Холла, Р. Уинторфа. Они добились успеха чуть позже шведов, но почти сразу же объявили об этом в печати. Г. Холл, хотя и был химиком по специальности, проявил конструкторский талант, усовершенствовав установку П. Бридмента, и создав аппарат под названием «Белт».

Американские исследователи получили искусственные алмазы при температуре 1560° и давлении 85 тыс. атмосфер. И хотя в открытой печати не были опубликованы весьма существенные детали технологии, другие ученые быстро овладели этим процессом.

В 1960 г. алмазы были синтезированы в Институте физики высоких давлений в Москве. Сначала группу экспериментаторов в составе Л.Ф. Верещагина, Ю.Н. Рябинина, В.А. Галактионова и других преследовали неудачи. В бронированной камере постоянно происходили взрывы, и никто не мог понять, в чем причина. Однажды глубокой ночью инженеры института нашли неточность в монтаже и немедленно, не дожидаясь утра, приступили к подготовке аппаратуры для нового эксперимента. Наконец был синтезирован первый кристалл. Профессор Л.Ф. Верещагин вспоминал: «...В тот день мы не поверили анализу. Мы хотели убедиться собственными глазам в алмазных свойствах полученного кристалла. И он не подвел создателей. Он резал стекло, металл, кварц и царапал сверхтвердый сплав, из которого раньше делали заменители алмазов».

В 60-70-х годах во многих странах, включая Советский Союз, было налажено производство синтетических алмазов в промышленных масштабах. В настоящее время более половины алмазов, применяемых для изготовления инструмента, являются синтетическими.

^ Если в промышленности синтетические алмазы почти сразу же начали конкурировать с природными, то для ювелирных целей они долгое время и даже сейчас остаются малопригодными. Синтетические алмазы, как правило, чёрного или желтого цвета из-за включения частиц графита, не пожелавшего перестроиться в прозрачный алмаз. В 60-х годах размер синтетических алмазов не превышал десятых долей миллиметра. Только в 70-х годах исследователям лабораторий нескольких американских и японских фирм удалось получить кристаллы весом более одного карата. Позже появились сообщения о кристаллах массой более 10 - 15 каратов. Производители признавали, что затраты на их создание многократно превышали стоимость добычи природных алмазов такой же величины.

В настоящее время опыты продолжаются, и синтетические алмазы ювелирного качества уже появились на рынке в товарном количестве, не вызвав, впрочем, особого интереса у покупателей. Тем не менее, уже разрабатывается аппаратура, которая позволит ювелирам легко отличать синтетические алмазы от природных, поскольку полной идентичности тех и других добиться невозможно. Дело в том, что ученые не полностью поняли процесс образования алмазов.

Я думаю, наверняка Природа пока не раскрыла тайну алмаза!


  1. ^ Бриллианты - предметы роскош

Ещё важно отметить, что бриллианты являются предметами роскоши, и они конкурируют с другими предметами роскоши в сознании потребителя наряду с произведениями искусства, предметами старины, одеждой от ведущих домов моды, элитной парфюмерией! Так в США 70% невест в день помолвки получают в подарок бриллиантовое кольцо. В Японии женщины покупают для себя бриллианты, вознаграждая за жизненные успехи. Спрос на них появляется в обществе после того, как удовлетворена потребность в предметах первой необходимости. Поэтому бриллианты лучше всего продаются в странах с высоким уровнем экономического развития. В свою очередь, месторождения алмазов встречаются в самых различных точках земного шара, и чаще всего на территории менее высокоразвитых стран.

В результате, на мировом рынке можно выделить три группы стран по специализации в алмазном бизнесе:

производители алмазов (страны Южной и Центральной Африки, Россия, Канада, Австралия), огранщики бриллиантов (Индия, Китай, Россия, Израиль, Бельгия) и покупатели изделий с бриллиантами (США, страны Юго-Восточной Азии, Япония, ОАЭ, Западная Европа).

Реализация готовых бриллиантов проходит через алмазные биржи или через дилеров-оптовиков. Большая часть бриллиантов продается ювелирным фирмам и оправляется ими в ювелирные изделия, остальные после сертификации продаются потребителям как инвестиционные бриллианты. Специальные программы рекламы и маркетинга стимулируют спрос и развивают выгодные условия для участников рынка.

Интересно, что в течение многих десятилетий специализированные рекламные компании создавали у населения устойчивую ассоциацию бриллианта с положительными эмоциями. Поэтому профессиональные торговцы конечной продукцией - ювелирными украшениями с бриллиантами - особым образом позиционируют этот товар в глазах покупателей. Продается не бриллиант сам по себе, а нечто большее - особый дар, символ вечности, возможность поведать любимому человеку о своих чувствах, аура любви и романтики. Кроме того, он является символом роскоши и успеха, выделяет своего владельца среди других людей. Для успешного осуществления продажи демонстрация бриллиантов сопровождается особыми действиями по созданию этой особенной ауры. Однако описанный подход является только одним из возможных, можно сказать, классическим.

Другой подход заключается в предоставлении клиенту большого количества объективной информации, в первую очередь всевозможных цифр, включая данные из репорта, цен конкурентов, возможных скидок и т.д. В противоположность продавцу, использующему классический подход и продающему вместе с бриллиантом «романтику», эти продавцы продают бриллиант вместе с «цифрами», причем такой подход в последнее время преобладает, особенно в секторе удаленных продаж (ТВ и Интернет).

В целом, фирмы-продавцы бриллиантов в своих рекламных компаниях делают упор на следующие стороны: репутацию компании, ассортимент, качество продукции, сертификаты, фантазийные формы огранки, условия обслуживания клиентов, конкурентоспособность цен.

В последние годы растет число компаний, которые делают упор на качество огранки. Например, на рынке США доля "идеальных" и «суперидеальных» огранок постоянно растет, а в Японии огранка среднего и плохого качества давно не находит спроса.


^ 18. Конфликтные алмазы

В завершение необходимо упомянуть и о конфликтных алмазах.

В 2000 году по инициативе негосударственных общественных организаций была развернута борьба с так называемыми "конфликтными" алмазами. Такие алмазы добываются главным образом на территории Африки в странах, где ведутся гражданские войны. Если месторождения алмазов находятся в руках повстанческих группировок, то на вырученные от продажи алмазов средства закупается оружие, и таким образом алмазный рынок подпитывает гражданские войны. Доля «конфликтных» алмазов на мировом рынке оценивается примерно в 4% от общего объема. Страны-участники Кимберлийского процесса выработали механизм, с помощью которого алмазная индустрия может разрешить проблему «конфликтных» алмазов путем сертификации происхождения сырья на государственном уровне. Поскольку определить конкретное месторождение алмаза в большинстве случаев невозможно, сертификация основывается на системе правительственных гарантий законности происхождения алмазов. В 2003 году около 50 стран, в том числе и Россия, ввела сертификацию алмазов при совершении экспертно-импортных операций.


  1. Последние новости: найден гигантский алмаз!

Найденный не так давно ^ Гигантский алмаз продан за 35 миллионов долларов! «Cullman Heritage», кусок спрессованного за миллионы лет угля весом около 100 грамм, был продан компанией «Petra Diamonds» на лондонском аукционе за рекордную для необработанного алмаза сумму в 35,3 миллиона дол­ларов. Покупатели надеются получить из камня рекорд­ный бриллиант куда большей ценности. «Cullinan Heritage» весом в 507 ка­рат был найден в Каллинанской алмаз­ной шахте в ЮАР, знаменитой тем, что в одной из ее штолен был добыт самый большой в истории алмаз «The Cullinan». Последний был разрезан на девять круп­ных камней, которые были отполированы и помещены в символы королевской вла­сти британских королей.

Интересно, что благодаря этой на­ходке «Petra Diamonds» окупила приобретение Калли­нанской шахты, доказав, что, как и в XIX веке, южноафриканские алмазные копи - одна из самых прибыльных целей для инвесторов.

Покупателем «Cullinan Heritage» ста­ла гонконгская ювелирная компания, планирующая огранить относительно чистый алмаз правильной формы и получить из него один из самых крупных бриллиантов в истории, сообщает сайт «Русский Нью-Йорк».


  1. ^ АК «АЛРОСА" – АКЦИОНЕРНАЯ КОМПАНИЯ Алмазы России

"Алроса" - вторая по величине алмазодобывающая компания мира. Добывает 97% всех алмазов России, доля добычи на мировом рынке - 25%.  Являясь одним из лидеров российской горной добычи, основой отечественного алмазо-бриллиантового комплекса и стержнем экономического и социального благополучия Республики Саха (Якутия), АК «АЛРОСА» пользуется высокой репутацией на международной арене как вторая по величине алмазодобывающая компания в мире.

В АК «АЛРОСА» все больше внимания уделяется строительству подземных рудников, которые придут на смену открытой разработке.

АК «АЛРОСА»- это, прежде всего, люди. Не случайно главным лозунгом руководства компании являются слова «Люди дороже алмазов».

^ 21. Стихотворение Леонида Попова об алмазе


Возьми алмаз на белую ладонь

И к солнцу поверни зеркальной гранью –

Увидишь чудо самовозгоранья,

Глубокий свет и голубой огонь.


Знай, это – жар бесчисленных сердец

Людей,

Что в топях жизнью рисковали

И голубые земли отыскали,

В кристалле воплотился, наконец.


И маленькое солнышко в руке

Пускай тебе правдиво перескажет

Их мысли

И лучом своим укажет

На новый город в сумрачной тайге.


Я был бы рад,

Когда б увидел ты

За гранями якутского алмаза

Не только блеск и красоту для глаза.

Но будущего зыбкие черты.


Заключение

Считаю, что моя работа по созданию реферата была очень большая. Задачи, поставленные в начале работы, были выполнены.

Были полностью раскрыты такие темы, как исторические сведения об алмазах, обработке алмазов и их с­войствах. Мною был найден очень интересный материал о ювелирном искусстве, о первых находках алмазов в России. Интересны и сведения об использовании алмазов в промышленности и их роли. Данный материал вместе с Презентацией могу использовать в качестве пособия для знакомства с миром алмаза на классном часе в школе, в студиях Центра дополнительного образования детей. Могу, взяв доступный материал для школьников младших классов, провести с ними беседу по этой теме. Ведь мы живём в «алмазной» провинции, и не знать ничего об алмазах было бы так печально!

Вывод: по сей день алмаз остается одновременно и ювелирным украшением и незаменимым инструментом, применяющимся в различных отраслях промышленности. Тайны алмаза продолжают волновать людей. Будущее поколение, возможно, сможет постичь тайну алмаза!!!


Список литературы

1. «Алмазы России-Саха», РОССПЭН, Москва, 2005

2. Антонов А., «Солнечный камень», М. 2000

3. Пискунов В., «Алмазный меридиан», М. 2001

4. Рыбаковский Э., «Звёздный час», М., 1999

5. Степанов С. «АЛРОСА. Прошлое и настоящее», М. 2001

6. Газеты «Вестник АЛРОСА» за 2007-2011 годы.

7. Газета «Якутия», 2010, №43

Интернет-ресурсы:

1.www.ALROSA.ru





Скачать 421,94 Kb.
оставить комментарий
Кулагина Регина Андреевна
Дата24.09.2011
Размер421,94 Kb.
ТипРеферат, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

отлично
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

наверх