Учебно-методический комплекс по дисциплине История русской литературы XI-XVII веков Специальность icon

Учебно-методический комплекс по дисциплине История русской литературы XI-XVII веков Специальность


Смотрите также:
Учебно-методический комплекс по дисциплине История русской литературы (1 половина ХХ в...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История зарубежной литературы: XVII xviii вв...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История зарубежной литературы: XVII xviii вв...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История зарубежной литературы: XVII xviii вв...
Учебно-методический комплекс по дисциплине: «история русской литературы XX века ( 1 / 3 )» для 4...
Учебно-методический комплекс по дисциплине: «история русской литературы XX века ( 3 / 3 )» для 5...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы XIX века Iполовина» для...
Учебно-методический комплекс по дисциплине: «история русской литературы XX века ( 2 / 3 )» для 4...
Учебно-методический комплекс по дисциплине: «история русской литературы XX века ( 3 / 3 )» для 5...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы XIX века Iполовина» для...
Учебно-методический комплекс дисциплины «История русской литературы» Специальности – 031001...
Кафедра русской и зарубежной литературы учебно-методический комплекс по дисциплине «История...



Загрузка...
страницы:   1   2   3
скачать





ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

« САХАЛИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра__русской и зарубежной литературы


Автор: д. ф. н., профессор Рублева Л. И.


Учебно-методический комплекс по дисциплине




История русской литературы XI-XVII веков


Специальность: 031001.65_Филология,




Согласовано: Рекомендовано кафедрой:

Учебно-методическое управление Протокол №____

«____» _____________ 200__ г. «___» ___________ 200__ г.

________________________ Зав. кафедрой


ЮЖНО-САХАЛИНСК




Автор-составитель:


Рублева Лариса Ивановна,

доктор филологических наук, профессор кафедры русской и зарубежной литературы

Скрипникова Юлия Романовна,

старший преподаватель кафедры русской и зарубежной литературы


Учебно-методический комплекс «История русской литературы: XI-XVII вв.» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, основной образовательной программы по специальности «филология», направления подготовки «филология».


Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общих профессиональных дисциплин.


Согласовано с деканом обучающего факультета:



Декан института филологии



Т.С. Табаченко

Директор библиотеки



Е.В. Квитченко



Содержание






Аннотация

4

I.

Программа учебного курса

5-9










II.

Рабочая программа дисциплины

10-12

1.

Цели и задачи изучения дисциплины

10

2.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

11

3.

Объем дисциплины, формы текущего и промежуточного контроля

11

3.1.

Объем дисциплины и виды учебной работы

11

3.2.

Распределение часов по темам и видам учебной работы

12










III.

Материалы для аудиторной работы

14-27

1.

Содержание курса.

14

1.1.

Темы лекций

14

1.2.

Темы практических занятий

18

2.

Учебно-методическое обеспечение

25

2.1.

Литература

25










IV.

Материалы для самостоятельной работы

28-33

1.

Методические указания студентам

26

1.1.

Тематика коллоквиумов

27

1.2.

Список произведений, обязательных для текстуального изучения

28

1.3.

Методические рекомендации к написанию курсовых, дипломных работ

30

2.

Методические указания преподавателям

34










V.

^ Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций

36-38

1.

Программа экзамена

56

АННОТАЦИЯ


УМК по дисциплине «Истории русской литературы: XI-XVII вв.» по специальности 030800.65, направлению подготовки «Филология» соответствует представленной рабочей программе дисциплины, требованиям ГОС ВПО; представлен в электронном и рукописном виде.

Курс «История русской литературы: XI-XVII вв.» предназначен для студентов Института филологии Сахалинского государственного университета, обучающихся на славянском отделении.

Учебно-методический комплекс одобрен решением кафедры русской и зарубежной литературы, утвержден и рекомендован к печати.

В основе курса лежит широкая литературоведческая и лингвистическая база. Курс адаптирован к современному состоянию современного литературоведения, позволяет студентам овладеть рядом теоретических понятий, связанных со спецификой и историей создания текстов, мировоззрением и эстетическими представлениями эпохи, системой жанров; познакомиться с наиболее значительными произведениями изучаемого периода, иметь представление о закономерностях развития литературы в целом и отдельных периодов ее развития.

Комплекс содержит рабочую программу дисциплины с распределением часов по темам и видам учебной работы, тематику лекционных и практических занятий, задания и методическое сопровождение по выполнению самостоятельной работы, структуру и балльную оценку рейтингового контроля знаний, паспорт дисциплины, список основной и дополнительной учебной литературы, комплект педагогических измерительных материалов с банком тестовых заданий.

^ I. Программа учебного курса


1. Литературные памятники Киевской Руси (XI –XII в.)

Введение

Возникновение русской средневековой письменной литературы. Роль русского фольклора, византийской и южнославянской литературы в формировании древнерусской книжности. Своеобразие художественного метод древнерусской литературы (ДРЛ)1, связь мировоззрения и метода с системой жанров. Художественно-публицистические жанры ДРЛ и их связи с системами жанров фольклора, богослужебной и деловой письменности.

Основные особенности ДРЛ. Своеобразие проявления принципов историзма и правдивости, публицистичность и дидактизм памятников. Единство нравственного и эстетического в литературе. Поэтика средневековых текстов как поэтика традиции. Своеобразие бытования древнерусских текстов. Рукописный характер и анонимность древнерусской книжности. Основные понятия истории древнерусского текста. Типы письма, оформление рукописей. Проблема границ и периодизации ДРЛ.

^ Литература периода феодальной раздробленности

Исторические условия формирования ДРЛ. Общегосударственная и религиозная проблематика произведений. Темы независимости и единства Русской земли, осуждения княжеских распрей.

Жанровый состав литературы. Соотношение переводных и оригинальных памятников. Место и значение произведений переводной литературы и их связь с жанрами византийской литературы.

Жанр поучения в литературе Киевской Руси и его разновидности. Время возникновения и публицистическая направленность «Слова о законе и благодати» митрополита Илариона. Личность и судьба Илариона. Религиозное и политическое начала в «Слове». Произведение Илариона как памятник торжественного красноречия: композиция, поэтические и риторические средства, ритмическая организация. Литературное значение «Слова о законе и благодати».

Рукописная судьба и проблема датировки «Поучения детям своим» Владимира Мономаха. Состав текста «Поучения» и его замысел. Образ идеального князя в произведении. Автобиографическое начало в памятнике. Композиция и своеобразие стилистики. Идейная связь «Поучения» с «Посланием Олегу Святославовичу». Эмоционально-лирическое начало и средства его выражения в «Поучении».

Формирование житийного жанра в литературе Киевской Руси. Житие Бориса и Глеба и проблема соотношения редакций жития. «Сказание о Борисе и Глебе» как мученическое житие. Психологические характеристики и приемы их введения в текст произведения. Элементы литературного портрета.

«Житие Феодосия Печерского» Нестора как первый образец преподобнического жития. Способ идеализации в изображении главного героя и приемы его воплощения. Своеобразие композиции и языка жития. Литературное значение произведения.

Жанр хождений в ДРЛ. История и цель написания «Хождения» игумена Даниила. Личность повествователя в произведении. Композиция, состав путевых очерков, поэтика пейзажных и архитектурных описаний в хождении. Язык произведения.

Формирование объединяющего жанра летописи. История ранних русских летописных сводов. История создания «Повести временных лет». Язык и поэтические средства в летописи. Значение «Повести временных лет» как памятника истории, литературы и языка Киевской Руси.

Развитие культуры русских княжеств. Возникновение областных стилей в литературе и искусстве. Развитие жанра летописи в различных русских княжеств. Киевская летопись XIIв., владимиро-суздальское, новгородское, галицко-волынское летописание. Формирование основных типов воинских повестей в летописях эпохи.

История создания и редакции «Киево-Печерского патерика». Внутрижанровый состав патерика, своеобразие жанра патерикового жития. Отражение русской жизни, бытовых деталей в рассказах патерика. Образ иконописца и своеобразие восприятия художественного творчества в патерике. Своеобразие стиля произведения.

«Моление» Даниила Заточника. Проблема истории текста. Образ автора в двух редакциях памятника. Представление Даниила о сущности княжеской власти и отношения князя с подданными. Обличительные и сатирические элементы в произведении. Сочетание книжной и фольклорной традиции в стиле памятника. Проблема происхождения стиля «Моления». Черты владимиро-суздальской литературной традиции в «Молении».


2. «Слово о полку Игореве»

История открытия, публикации и изучения «Слова о полку Игореве». Скептическая школа в изучении памятника. Проблема времени создания произведения. «Слово» и летописные повести о походе Игоря. Сюжет, композиция, изображение героев. Язык и поэтические средства произведения. Проблемы ритмического строя и жанра. Гипотезы об авторе «Слова». «Слово» и литература XII-XIIвв., их типы и особенности. «Слово» и русская культура XIX-XX столетий.


3. Литература и национально-освободительная борьба

Исторические условия существования Руси. Идейное единство художественных произведений эпохи в оценке исторических событий. Жанровое развитие литературы эпохи.

Жанр воинской повести в эпоху начала монголо-татарского ига. «Повесть о битве на реке Калке». Особенности трактовки исторических событий. Художественное своеобразие разных редакций повести.

История формирования текста «Повести о разорении Рязани Батыем». Сюжетно-композиционное своеобразие, способы изображения персонажей, стилистика повести. Новые тенденции в развитии жанра воинской повести, проявившиеся в произведении.

Развитие жанра житий в эпоху монголо-татарского нашествия. Своеобразие отражения исторических событий в произведениях агиографического жанра. «Житие Меркурия Смоленского».

Традиция мученических княжеских житий и новые черты в «Повести об убиении в Одре Михаила Черниговского и боярина его Федора».

Возникновение новой разновидности княжеских житий в «Житии Александра Невского». Своеобразие княжеского идеала в произведении. Соединение элементов жития и воинской повести.

Проблема жанровой принадлежности «Слова о погибели Русской земли». Русская земля и русская история в трактовке автора «Слова». «Слово о погибели Русской земли» и «Слово о полку Игореве».

Жанр торжественного поучения в эпоху монголо-татарской нашествия. Поэтическое своеобразие отражения событий начала нашествия в «Словах» Серапиона Владимирского. Традиция торжественного красноречия домонгольской эпохи в творениях Серапиона.

Тема народной борьбы с завоевателями в летописной «Повести о творческом восстании 1327г.». своеобразие отражения событий в повести и в народной песне о Щелкане Дудентьевиче.

Историческое и нравственное значение Куликовской битвы. Подъем национального самосознания, расцвет литературы и искусства. Творчество Андрея Рублева как выражение гуманистической направленности культуры эпохи. Усиление интереса к домонгольской литературе и укрепление связей с южнославянскими литературами.

Развитие жанра воинской повести в произведениях Куликовского цикла. Краткая и пространная летописные повести как источник более поздних произведений цикла.

Идейный пафос эпохи и его художественное воплощение в «Задонщине». Связь «Задонщины» со «Словом о полку Игореве». Общие и различные черты двух памятников. Проблема жанра и авторства «Задонщины».

«Сказание о Мамаевом побоище» как новый этап развития жанра воинской повести. Внимание к человеку как основа создания новых принципов построения сюжета. Композиция, приемы характеристики персонажей, своеобразие и функции пейзажа, стилистические особенности произведения.

«Слово о житии и преставлении Дмитрия Ивановича, царя русского» как произведение житийного жанра. Риторическое начало в стиле памятника.

«Житие Стефана Пермского», написанное Епифанием Премудрым. Своеобразие типа житийного героя в произведении. Традиционное и новое в композиции жития. Создание житийного стиля «плетения словес», его назначение, основные художественные приемы, связь со стилем южнославянской агиографии, значение для дальнейшего развития ДРЛ.

«Житие Сергея Радонежского». Развитие типа преподобнического жития. История текста. Отражение исторической жизни Руси в «Житии». Суждение Епифания о литературном стиле и своеобразие использования стиля «плетения словес» в произведении.

Взгляды Епифания Премудрого на художественное творчество в послании Кириллу Тверскому о Феофане Греке.

Развитие жанра хождений в XVв., возникновение купеческого хождения. История создания «Хождения за три моря» Афанасия Никитина. Изображение Индии в хождении. Историческое и легендарное в произведении. Путешественник, его взгляды и размышления. Своеобразие стиля.

Воинская повесть во второй половине XVв. Традиционное и новое в повести Нестора-Искандера о взятии Царьграда турками. Публицистическое значение произведения.

Жанр легендарной повести в новгородской литературе XVв. «Повесть о путешествии Иоанна на бесе в Иерусалим» и «Повесть о посаднике Щиле». Фольклорные и агиографические элементы в произведениях.

Возникновение и основные особенности жанра беллетристической повести. Фольклорные и «бродячие» сюжеты в повестях о мутьянском воеводе Дракуле, о Дмитрии Басарге, о Вавилонском царстве.

Характер и значение переводной литературы XVв. Нравоучительный смысл и аллегорическая форма книги «Стефанит и Ихнилат». Историческое повествование в «Повести о Троянской войне».

4. Литература образования единого Российского государства

Историческая основа расцвета публицистики в конце XV – XVIв. Московско-новгородская ересь и связанная с ней публицистика.

Полемика «стяжателей» и «нестяжателей», отражение в ней проблем исторической жизни и ее литературное значение.

Возникновение теории «Москва – третий Рим», ее литературное выражение («Послание на звездочетцев» Филофея, «Сказание о князьях Владимирских»). Своеобразие отражения политической и церковной истории Руси в памятниках, значение их для формирования идеологии Московского государства.

Светская публицистика XVIв. Проблемы царской власти, роли различных сословий в обществе в публицистике Максима Грека, Ивана Пересветова, Ермолая-Еразма. Жанровое своеобразие и стилистические особенности произведений.

Публицистические послания Ивана Грозного. Своеобразие стиля послания в Кирилло-Белозерский монастырь игумену Козьме с братией.

Переписка Ивана Грозного и Андрея Курбского. Политическая и литературная полемика в посланиях. Происхождение и особенности стиля посланий Ивана Грозного.

Развитие традиций беллетристической повести в XVIв. «Повесть о Петре и Февронии» Ермолая-Еразма, ее связь с публицистическим творчеством автора. Своеобразие композиции, системы образов, стиля повести. Фольклорное начало в произведении. Житийные мотивы в повести.

Обобщающие литературные произведения середины XVIв. Решения Стоглавого собора о книжном и иконописном деле. Значение и литературное своеобразие Великих Четьих Миней митрополита Макария. «Домострой» как памятник русской жизни XVI столетия.

Развитие исторического повествования в XVIв. Жанровый синтез в Никоновском летописном своде и «Степенной книге». Своеобразие стиля произведений. Время написания и проблема авторства «Истории о Казанском царстве». Изображение героев в произведении и его связь со взглядами автора. Летописное начало и традиция воинской повести в «Истории». Своеобразие стиля произведения. Вопрос о жанре памятника.


5. Героический и национально-патриотический характер литературы Древней Руси

Историческое своеобразие эпохи. Рост демократических элементов в литературе, начало процесса обмирщения культуры.

Особенности литературы о «смуте». Влияние на литературу жанров фольклора и деловой письменности.

Памятники начала «смуты»: «Повесть 1606 года», «Повесть о видении некоему мужу духовну». Идейная направленность и жанровое своеобразие произведений.

Изображение крестьянской войны в «Послании дворянина к дворянину». Своеобразие жанра и стиля памятника. Досиллабическое виршевое стихотворство в произведении.

«Новая повесть о преславном Российском царстве», идейный замысел и своеобразие построения. Особенности жанра публицистического послания в повести.

Историческая основа и фольклорные связи «Повести о преставлении и погребении князя М.В. Скопина-Шуйского». Своеобразие жанра.

История создания, идейная направленность «Истории в память предыдущим родам» Авраамия Палицына. Традиция воинской повести в произведении. Демократическое начало и бытовые элементы в повести. Специфика сюжетно-композиционной организации и стилистика.

Осмысление истории длительного исторического периода в «Летописной книге», приписываемой И.М. Катыреву-Ростовскому. Новые принципы организации повествования и изображения персонажей. Портрет и пейзаж в произведении.


6. Поэтика древнерусской литературы

Новые явления в жанре воинской повести XVIIв. «Повесть об азовском осадном сидении донских казаков», ее историческая основа и авторство. Изображение персонажей, роль деловой письменности и фольклора в формировании стиля произведения.

Эволюция житийного жанра. Житийные и бытовые элементы, изменение облика главного героя, своеобразие композиции и стилистики «Повести о Юлиании Лазаревской».

Церковная реформа патриарха Никона и возникновение раскола русской церкви. Своеобразие литературы старообрядцев. Творчество протопопа Аввакума. Своеобразие композиции, принципов изображения главного героя, стиля «Жития Аввакума, им самим написанного». Жанр «Жития». Взгляды Аввакума на художественное творчество в трактате «Об исконном писании» и новый взгляд в сочинении «О премудрой мастроте живописующих».

Возникновение сатирической литературы. Тематика и основные формы сатирических повестей («Повесть о Ерше Ершовиче», «Повесть о Карпе Сутулове», «Повесть о Шемякинском суде», «Калязинская челобитная», «Повесть о бражнике»). Использование фольклора и форм деловой письменности в повестях.

Проблематика бытовых повестей XVIIв. Жизненный выбор молодого человека и его судьба в «Повести о Горе-Злоточастии». Фольклорное начало в поэтике повести. Образ главного героя и символическое значение образа Горя-Злоточастия. Своеобразие стилистики и стиха произведения.

Соединение различных жанровых традиций, новые элементы в сюжете, традиционное и новое в системе персонажей, своеобразие жанра «Повести о Савве Грудцыне».

Новое решение проблемы судьбы молодого человека в «Повести о Фроле Скобееве». Новеллистический характер сюжета повести. Своеобразие выражения авторской позиции. Стилистика и жанр произведения.

Начало процесса сближения русской литературы с западноевропейской. Значение переводной литературы («Великое зерцало», басни Эзопа, «Фацеции», «Повесть о Бове-королевиче», «Повесть о Еруслане Лазаревиче»).

Возникновение русского придворного театра. Репертуар и своеобразие пьес. Историческое и вымышленное, героическое и комическое, своеобразие стиля в пьесе «Юдифь».

Восточнославянская традиция школьного театра и пьесы Симеона Полоцкого. Публицистический смысл и своеобразие формы «Комедии притчи о блудном сыне» Полоцкого.

Возникновение силлабического стихосложения. Поэтическое творчество Симеона Полоцкого. «Рифмологион» и «Вертоград многоцветный» как сборники, закладывающие основу панегирической и дидактической линии русской поэзии. Своеобразие стиля поэзии Полоцкого. Вопрос о русском барокко XVIIв. Поэзия последователей Симеона Полоцкого – Сильвестра Медведева и Кариона Истомина.

Основные итоги развития ДРЛ XI-XVII веков. Значение ДРЛ для последующего развития литературного процесса.


^ II. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


История русской литературы XI-XVII веков


  1. Цели и задачи изучения дисциплины


Курс «История русской литературы XI-XVII вв.» - первый среди курсов русской литературы в программе подготовки филологов, и это его положение создает ряд трудностей для преподавателей и студентов, которые приходится преодолевать в процессе изучения материала. Прежде всего, усвоенными, но слабоотработанными на практике оказываются теоретико-литературные понятия, связанные с анализом художественного текста. Студенты не знают древнерусского языка. У них нет представления об особенностях формирования и бытования средневековых текстов и специфики работы с ними. Мало знакомы с наиболее существенными сторонами историко-литературного процесса в России XVII столетия, когда складывается современный язык, силлабическая система стихосложения, система жанров.

Изучаемый курс является основополагающим звеном в историко-литературном образовании, поскольку рассматривает древнейший и новый этапы литературного письменного творчества, когда сформировалась национальная специфика всей русской литературы, система эстетических и нравственных ориентаций, явно или скрыто сохраняющаяся и в новое время. Кроме того, изучаемые произведения, небольшие по размерам и, как правило, ясные по содержанию, представляют собой благодатный материал для овладения основными навыками анализа художественных произведений.

Студенты должны осознать, что памятники ДРЛ наполнены богатейшими сведениями по истории, описаниями жизни, нравов и быта предков. Они позволяют приобщиться к высоким нравственным устремлениям людей.

При расположении материала в программе главным является принцип хронологической последовательности. Выделенные разделы и темы совпадают с наиболее важными историческими периодами развития русского государства.

Для повышения эффективности изучения русской литературы следует привести в целостную систему лекционные и практические занятия, а также организовать самостоятельную работу студентов над курсом.

В лекциях следует раскрывать в первую очередь наиболее существенные и трудные проблемы и, при возможности, некоторые спорные вопросы. Например, формирование жанровой системы в древний период, проблема авторства, формирование стилей и др. Следует показать большой воспитательный потенциал литературы XVII столетия, эстетические взгляды ряда писателей и их художественные открытия, своеобразие русского барокко и др.

Большую часть практических занятий целесообразно посвятить изучению художественных текстов, особенно таких, как «Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве», «Казанская история», углубляя у студентов навыки литературоведческого анализа и подчиняя работу над микроструктурой произведения выявлению его идейно-эстетического значения в целом. Некоторые практические занятия можно проводить по типу просеминаров, заслушивая заранее намеченные короткие доклады (сообщения) студентов, например, об истории изучения «Слова о полку Игореве», о проблеме жанра «Повести о житии Александра Невского» в современной науке и т.п. Информацию о новых работах по изучаемому курсу русской литературы может сделать сам преподаватель или поручить это наиболее подготовленным студентам.

Большую помощь в изучении истории русской литературы XVII в. может оказать участие студентов в олимпиаде, работе кружков.


2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины


В результате изучения курса студенты должны:

  • приобрести навык чтения древнерусских текстов с помощью словаря, умение анализировать сюжет и композицию, систему образов, жанровую специфику, особенности словесно-стилистических средств;

  • уметь определять место произведения в литературной системе и истории развития древнерусских жанров, иметь представление о закономерностях и особенностях развития ДРЛ в целом и в отдельные периоды, о связях письменных произведений с фольклором и литературами других стран;

  • четко представлять себе процесс формирования и характер историко-литературного процесса того времени;

  • хорошо знать обязательные художественные тексты и учебные пособия, проявить достаточную осведомленность о научной литературе, углубить навыки литературоведческого анализа.

Умения и навыки отрабатываются на практических занятиях путем комментированного чтения, целостного анализа отдельных произведений, сравнительного анализа текстов одного жанра, сравнения по основным признакам произведений различных жанров, сопоставления системы изобразительно-выразительных средств произведений и выявления стилистических формул и индивидуальных приемов.

Одним из важнейших средств получения теоретических и историко-литературных знаний, наряду с освоением лекционного и практического курса, является самостоятельная работа студентов с учебниками, монографическими исследованиями и статьями, текстами.

Понимание студентами литературных явлений, входящих в программу, выявляется с помощью образцов оценочных и диагностических средств (тестов), проводимых в период внутрисеместровой и итоговой аттестации.


3. Объем дисциплины, формы текущего и промежуточного контроля


3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы


Форма обучения – очная


Семестр

Вид учебной работы

Количество часов

1(2)

Аудиторные занятия:

50 (54)




лекции

34 (36)




практические занятия

16 (18)










1(2)

Самостоятельная работа:

53 (45)

1(2)

Коллоквиум

3




Комментированное чтение «Слова о полку Игореве»

3




Контрольные вопросы и задания

47 (39)













Всего часов на дисциплину:

103 (99)










1(2)

Текущий контроль

Задания к ПЗ

1(2)

Виды контроля:

промежуточного

итогового


Тестирование

Экзамен


3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы

Форма обучения – очная

Названия разделов и тем

Всего часов

Виды учебных занятий







Аудиторные занятии, в том числе

Самостоятельная работа







ЛК

ПЗ

Раздел 1 Литературные памятники Киевской Руси (XI –XII в.)

1. Введение

3

2




1

2. Литература периода феодальной раздробленности

4 (6)

2 (4)2




2

3. Изображение человека в «Повести временных лет»

3




2

1

Раздел 2. «Слово о полку Игореве»

4. История открытия, публикации и изучения «Слова о полку Игореве»

4

2




2

5. «Слово о полку Игореве» как литературный памятник

3




2

1

6. Комментированное чтение «Слова о полку Игореве»

6







6

Раздел 3. Литература и национально-освободительная борьба

7. Литература XIII в.

4

2




2

8. Жития раннего периода (XII-XIII вв)

3




2

1

9. Развитие путевой литературы XIII-XV вв.

4

2




2

10. Творчество Епифания Премудрого

3




2

1

11. Агиография XIV-XV вв.

4

2




2

12. Развитие жанра воинской повести «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище»

4




2

2

13. Новгородская областная литература

4

2




2

Раздел 4. Литература образования единого Российского государства

14. Расцвет церковной и светской публицистики.

4

2




2

15. Переписка Грозного и Курбского

3

2




1

16. Обобщающие произведения

5

2




3

17. Беллетристические и бытовые повести XV-XVII в.

4




2

2
















Раздел 5. Героический и национально-патриотический характер литературы Древней Руси

18. «Казанская история»

3

2




1

19. Литература «смутного» времени

4

2




2

Раздел 6. Поэтика древнерусской литературы

20. Эволюция жанровой системы

4

2




2

21. «Житие» протопопа Аввакума: проблема традиционного и нового

3




2

1

22. Барокко. Силлабическое стихотворство

4

2




2

23. Книжная поэзия. С. Полоцкий

4

2




2

24. Бытовая и сатирическая повесть

3

2




1

25. Антиклерикальная тема в русской сатире XVII века

3 (5)




2 (4)3

1

26. Развитие театра

4

2




2

27. Коллоквиум: Литература XVII века

6







6

Всего

103 (99)

34 (36)

16 (18)

53 (45)


III. Материалы для аудиторной работы


^ 1. Содержание курса


1.1 Темы лекций


Раздел 1. Литературные памятники Киевской Руси (XIXII в.)


Тема 1. Введение

Периодизация, своеобразие художественного метода. Особенности ДРЛ и книжности. Формирование системы жанров ДРЛ: церковные и светские жанры. Связь мировоззрения и метода с жанровым составом литературы. Своеобразие проявления принципов историзма и правдивости, публицистичность и дидактизм памятников. Единство нравственного и эстетического в литературе. Поэтика средневековых текстов как поэтика традиции. Своеобразие бытования древнерусских текстов. Рукописный характер и анонимность древнерусской книжности. Основные понятия истории древнерусского текста. Типы письма, оформление рукописей. Проблема границ и периодизации ДРЛ.

Соотношение переводных и оригинальных памятников. Место и значение произведений переводной литературы, их связь с жанрами византийской литературы. Древнейшая русская агиография. «Житие Феодосия Печерского». «Сказание о Борисе и Глебе».


Тема 2. Литература периода феодальной раздробленности

Торжественное и дидактическое красноречие. Жанр поучения в литературе Киевской Руси и его разновидности. Время возникновения и публицистическая направленность «Слова о законе и благодати» митрополита Илариона. Личность и судьба Илариона. Религиозное и политическое начало в «Слове». Произведение Илариона как памятник торжественного красноречия: композиция, поэтические и риторические средства, ритмическая организация. Литературное значение «Слова о законе и благодати».

Рукописная судьба и проблема датировки «Поучения детям своим» Владимира Мономаха. Состав текста «Поучения» и его замысел. Образ идеального князя в произведении. Автобиографическое начало в памятнике. Композиция и своеобразие стилистики. Идейная связь «Поучения» с «Посланием Олегу Святославовичу». Эмоционально-лирическое начало и средства его выражения в «Поучении». Образ идеального князя в «Поучении» Владимира Мономаха.

Возникновение и развитие древнейшего летописания. Формирование объединяющего жанра летописи. История ранних русских летописных сводов. История создания «Повести временных лет». Язык и поэтические средства в летописи. Значение «Повести временных лет» как памятника истории, литературы и языка Киевской Руси.

Развитие культуры русских княжеств. Возникновение областных стилей в литературе и искусстве. Развитие жанра летописи в различных русских княжеств. Киевская летопись XIIв., владимиро-суздальское, новгородское, галицко-волынское летописание. Формирование основных типов воинских повестей в летописях эпохи.

Раздел 2. «Слово о полку Игореве»


Тема 3. История открытия, публикации и изучения «Слова о полку Игореве». «Слово» и летописные повести о походе Игоря. Скептическая школа. Проблема времени создания произведения. «Слово» и летописные повести о походе Игоря. Сюжет, композиция, изображение героев. Язык и поэтические средства произведения. Проблемы ритмического строя и жанра. Гипотезы об авторе «Слова». «Слово» и литература XII-XIIвв., их типы и особенности. «Слово» и русская культура XIX-XX столетий. Переводы «Слова» в XIX – XX веках, их типы и особенности.


^ Раздел 3. Литература и национально-освободительная борьба




оставить комментарий
страница1/3
Рублева Л. И
Дата24.09.2011
Размер0,68 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх