Руководство и план-конспект курса учебной дисциплины «отечественная история» icon

Руководство и план-конспект курса учебной дисциплины «отечественная история»


Смотрите также:
Учебно-методические рекомендации по учебной дисциплине «отечественная история» для...
В. И. Мельников Отечественная история...
Руководство по изучению дисциплины «Отечественная история»...
Учебно-методический комплекс дисциплины отечественная история для студентов специальностей:...
Рабочая программа дисциплины : “Отечественная история” По специальности: Юриспруденция...
Рабочая программа элективного курса воронежский край в контексте...
Рабочей программы учебной дисциплины отечественная история уровень основной образовательной...
Рабочая учебная программа дисциплины «Отечественная история» (для студентов всех специальностей)...
Отечественная история Программа курса...
Программа курса «Отечественная история»...
В. В. Силеенков отечественная история...
Методические указания при изучении курса и подготовке к семинарским занятиям по учебной...



Загрузка...
страницы:   1   2   3   4
скачать

РУКОВОДСТВО И ПЛАН-КОНСПЕКТ КУРСА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ»


ЦЕЛЬЮ КУРСА «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ» является:

показать место России в мировом историческом процессе и выявить особенности исторического пути народов Российской Федерации по сравнению как с Западом, так и с Востоком, познакомить студентов с новыми подходами в интерпретации важнейших событий отечественной истории.

За 15 лет после распада Советского Союза прошлое и настоящее России, выходящее за рамки суетных проблем из жизни современных «звезд» российского шоу-бизнеса и политического бомонда, является для современной белорусской молодежи малоизвестной и во многом непонятной. В средних и высших учебных заведениях Республики Беларусь, за исключением исторических факультетов университетов, история России как самостоятельный предмет не преподается (в весьма урезанном виде она входит в курс «Всемирной истории»). Информацию об истории народов России белорусский обыватель главным образом черпает из сомнительных «желтых» изданий и «облегченных» версий телепрограмм. При этом за «кадром» остается настоящая Россия – его многомиллионный народ, который является главным творцом исторического бытия своей страны. Не будем забывать и о том, что Российская Федерация – главный стратегический союзник Беларуси, ее важнейший экономический партнер. Историческая судьба народов России неразрывно связана с судьбою белорусского народа. Это не праздные слова, они подкреплены многовековой дружбой и добрососедскими отношениями белорусов и россиян. Важность преподавания российской истории в Минском филиале МЭСИ очевидна: постижение российской действительности невозможна без знания ее прошлого. Великая держава, прошедшая через горнило грандиозных социально-политических трансформаций, тем не менее, во многом осталась прежней Россией. Ознакомление белорусских студентов с историей своего восточного соседа будет только способствовать улучшению взаимопониманию между двумя родственными народами, укреплению белорусско-российских интеграционных процессов.

^ ЗАДАЧИ КУРСА:

● ознакомление с предметом исторической науки, методами и источниками изучения истории, основными этапами изучения российской истории; формирование у студентов аналитических навыков при осмыслении и интерпретации исторических фактов и событий;

● фокусирование внимания на «узловые» моменты в истории России, на этапы становления российской государственности, вопросы социально-экономического развития страны, взаимоотношение власти и общества на разных исторических этапах, роли личности в отечественной истории;

● отражение полиэтничной и конфессиональной специфики в истории России; особенности национальной политики российского государства в разные исторические периоды;

● осмысление исторической роли России для судеб славянства и народов евроазиатского геополитического пространства;

● влияние России на ход всемирной истории; значение российской культуры и науки для мира;

В результате преподавания курса «Отечественная история» студенты должны овладеть основными историческими понятиями и терминологией, иметь представление о важнейших теориях и концепциях современной исторической науки, знать ключевые даты из российской истории, дать оценку важнейшим событиям и известным личностям в истории России; уметь самостоятельно осмысливать и интерпретировать исторические факты, делать выводы и обобщения, использовать полученные знания на практике, грамотно выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, которые касаются ценностного отношения к историческому прошлому.

Весь учебный материал организован проблемно-хронологически и разбит на 11 тематических разделов. Изложение ведется по принятому в современной российской историографии принципу: территория и границы России на каждом этапе ее истории, хозяйство, социальная структура, политический строй, внутренняя и внешняя политика, культура и наука. В учебном курсе, наряду с биографическими справками о крупнейших государственных деятелях приводятся сведения о выдающихся представителях культуры и научной мысли России. После тематической аннотации каждого раздела и в конце всего курса дается список источников и литературы по конкретной и общей тематике. Это особенно удобно для студентов, которые обучаются на заочной и дистанционной форме обучения.

Изучение курса предусматривает проведение лекционных и семинарских занятий, подготовку коротких реферативных докладов, выполнение контрольных работ, тренировочных заданий и контрольных тестов. Важная роль отводится самостоятельной работе студентов, а также индивидуальным занятиям под руководством преподавателя.

На семинарских занятиях рассматриваются в первую очередь наиболее важные проблемы российской истории. Это позволит студентам более глубоко осознать закономерности исторического развития народов России.

^ ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ.

1.1. Что изучает история? Методологические подходы в изучении истории. 1.2. Предмет и основные этапы изучения истории России; ее место во всемирной истории.

Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Историография, основные этапы и тенденции ее развития. Отечественная историография в прошлом и настоящем.

Проблемы исторического познания. Формационный и цивилизационный подходы к истории, их сущность, познавательный потенциал и соотношение. Исторические типы цивилизаций. Характерные черты восточной и европейской цивилизаций, коллективистическое и индивидуалистическое устройство общества. Смысл дихотомии Восток–Запад. История России – неотъемлемая часть всемирной истории.

В переводе с греческого языка «история» — это рассказ о прошлом. Отечественная история, или история России, — это наука о становлении и развитии человеческого сообщества на территории, которая входила в состав России до 1917 г., а в состав СССР — до декабря 1991 г.

История опирается на факты, полученные из различных источни­ков. Различают материальные источники, или памятники деятельности человека: орудия труда, здания, предметы быта и др. Высоко ценятся письменные источники: летописи, законодательные акты, воспоми­нания и т. д. Оценкой, систематизацией, использованием источников занимаются источниковедение, а также вспомогательные исторические дисциплины. К ним относятся: историческая география, историческая демография, ономастика (изучение имен собственных), топонимика (изучение географических названий), историческое языкознание, палеография (история письма), геральдика (наука о гербах), сфрагисти­ка (изучение печатей), дипломатика (наука о документах), нумиз­матика (изучение монет), метрология (наука об исторических мерах длины, площади, объема и веса), генеалогия (изучение родословных), археология (изучение памятников материальной культуры). Историки находят новые факты, работая в архивах, библиотеках, музеях. В XIX-XX вв. историки стали использовать фото, кино, аудио и видеоматериалы.

^ ТЕМА 2. ДРЕВНЯЯ РУСЬ (862–1237)

2.1. Проблема этногенеза. Народы и древнейшие государства на территории России. Проблема этногенеза славян в современной науке.

2.2. Возникновение государственности у восточных славян. Особенности государственно строя и общественных отношений в Киевской Руси. 2.3. Древняя Русь и средневековая Евразия.

^ 2.4. Культура древнерусских земель.

Проблемы происхождения человеческого рода, расселения людей по территории земного шара, сложные во­просы расообразования, этногенеза в древнейшую эпоху являются предметом длительной научной дискуссии.

В современной методологии истории под эпохой чаще всего под­разумевают крупный исторический отрезок времени, связанный с масштабными процессами, качественными изменениями в жизни че­ловеческого сообщества. Древнейшие цивилизации (египетская, шумерская, китайская, индийская и др.) стали исторической реально­стью в V—III тыс. до н. э. Эпоху древних цивилизаций завершила гибель Римской империи в 476 г. н. э. Возникновению древних ци­вилизаций предшествовал огромный по продолжительности процесс сапиентации, т. е. становление человека современного типа, или хомо сапиенс (человека разумного).

Существуют различные концепции происхождения Земли, жиз­ни на Земле и появления рода человеческого. Значительную, если не абсолютно преобладающую, часть современного человечества вполне устраивают объяснения, входящие в религиозные вероучения и свя­зывающие мироздание с Божьим промыслом, с деяниями высших могущественных сил. Так, в христианском понимании человечество кичилось «от Адама».

В 1994 г. в Африке были обнаружены остатки древнейшего человека, который получил название австралопитека (от лат. аустралис — южный и греч. питекос — обезьяна). «Олдувайский человек» (по названию местности, в которой обнаружена пещера с уникальной находкой) вел наземный образ жизни, был прямоходящим приматом, имел относительно крупный объем головного мозга в 500–550 куб. см. Австралопитеки кроме растительной пищи ели мясо, охотились на павианов с помощью палок, камней, рогов, костей. Ряд однородных находок позволил ученым выделить в качестве отдельного вида хомо хабилис (человека умелого), правда, вопрос о возможности прямой эволюционной линии от хомо хабилис к хомо сапиенс являются дискуссионным.

Важное место в эволюции человека отводят неандертальцам, которые получили свое имя по месту первой находки в долине реки Неандер в Германии, близ Дюссельдорфа. Неандертальцы использовали ручные рубила меньших размеров, чем питекантропы, а также такие новые орудия, как скребла, остроконечники, костяные шилья и проколки. Основой потребляющего хозяйства неандертальцев была коллективная охота на крупных животных. Загнанного зверя добивали дубинами, камнями и копьями. Из земли выкапывали корешки съедобных растений. Древние люди (архантропы) использовали в готовом виде огонь (от лесных пожаров, ударов молнии) и поддерживали костры. Неандертальцы, вероятно, уже научились добывать огонь, который дал людям защиту от холода, от диких зверей, уменьшил их зависимость от климата. Появился очаг — символ человеческого жилища. Жареная пища стала лучше усваиваться организмом. Время существования неандертальцев — 200–35 тыс. лет до н. э.

Решающим фактором, влиявшим на медленное, постепенное, но неуклонное совершенствование морфологических (физических), интеллектуальных и социальных характеристик человека, был повседневный труд людей, их разноплановая деятельность, связанная с необходимостью выживать и продолжать свой род. Особенности найденных захоронений неандертальцев свидетельствуют о том, что у них уже, возможно, появились первые зачатки представлений о религии. Стоянки неандертальцев обнаружены на Кавказе, в Крыму, в Средней Азии, в Казахстане, в низовьях Днепра и Дона, возле Волгограда.

В результате длительного развития около 40–50 тыс. лет назад на смену архаптропам (так принято называть всех «древних людей»; от греч. архос — старый, древний) пришли неоантропы («новые люди»). Они получили название кроманьонцев от места во Франции — грот Кро-Маньон, где были найдены останки человека современного типа. Многие современные антропологи заявляют, что кроманьонцы не являются эволюционным продолжением неандертальцев, а выступают параллельным звеном возникновения современного человека. Есть множество свидетельств, что кроманьонцы и неандертальцы существовали параллельно АО времени и между ними не происходили брачные союзы. Постепенно неандертальцы вымерли или были истреблены, уступив место более совершенному виду человеческого рода – кроманьонцам.

Проблема антропогенеза имеет множество аспектов. Спор о наиболее важных очагах сапиентации тесно переплетается с дискуссией о происхождении рас, этносов, языков и т.д. Большинство ученых считает, что вид хомо сапиенс сформировался на нескольких территориях с наиболее благоприятными для жизни условиями (теория полицентризма), а не на какой-то единственной, например на северо-востоке Африки (теория моноцентризма). Не менее запутанной является и проблема расселения людей по всему земному шару (из нескольких или одного центра). В современной науке принято считать, что в Африке, Азии и Европе предки человека жили уже 2–3 млн лет назад, а Америка, Австралия и Океания были заселены людьми, ско­рее всего, менее 100 тыс. лет назад. Генетики считают, что Северная Америка была заселена за 20 тыс. лет до нашего времени, а Южная Америка — за 15 тыс. лет. Палеоантропологи и археологи оперируют датами от 40 до 100 тыс. лет, хотя возраст самых древних находок ос­татков древней жизни человека в Америке не превышает 30 тыс. лет. «Кандидатами» на роль предков европеоидной расы выступают европейские неандертальцы или более ранние европейские формы, на роль негроидов — люди из Брокен-Хилла (находка черепов в Зам­бии), на роль монголоидов — синантропы и их потомки. Австролоидов часть ученых по различным морфологическим признакам объединяет с негроидами. У обеих расовых групп исследователи отмечают близость некоторых особенностей зубной системы (лопатообразная форма резцов и т. д.) и популярных узоров (сравнительно большее количество завитков на концевых подушечках пальцев) и полагают, что и австролоиды, и монголоиды имеют общие корни. Нельзя не указать на то, что современная этническая карта мира включает более 2 тыс. этносов, разделенных на 7 основных и переходных расовых групп и 31 более мелкую группу.

Важнейший эпохой в истории человечества было время неолита, нового каменного века. Это время так называемой неолитической революции (VIII–III тыс. до н.э), когда происходил переход от потребляющего, присваивающего хозяйства к хозяйству, производящему прибавочный продукт. С неолитом связывают возникновение общественного разделения труда — появляются земледелие, скотоводство, ремесло, торговля, управленческие функции. В этот период возникли первые городские поселения, зачатки религиозных представлений, искусства и многое другое. Переход к неолиту в Средней Азии начался в VII–VI тыс. до н. э. В лесной зоне европейской части России неолит продолжался до II тыс. до н.э. Последние археологические данные свидетельствуют о проживании людей на месте; нынешней Москвы еще в эпоху неолита. В очень многих исторических музеях экспозиция часто начинается с предметов, связанных с этой древнейшей эпохой и найденных в результате археологических раскопок.

Этническая принадлежность, происхождение различных народов, в том числе славян, является не только научной, но и политической проблемой, так как используется для обоснования историческими данными претензий на те или иные территории, как правило, богатые природными ресурсами или удачно расположенные. Славян относят к огромной индоевропейской языковой группе, к индоевропейской культуре, к индоевропейскому антропологическому типу. Группу сородичей, к которой принадлежат славяне, называют также ариями или арийцами. Отсюда арийская концепция происхождения славян.

Славянский этап в формировании древнерусского этноса можно более или менее уверенно начинать с IV—V вв. н. э. В это время в исторических источниках получило отражение появление на юго-востоке Европы антов и склавинов. Некоторые исследователи как раз относят прародину славян к Балканам и Прикарпатью и считают (т.н. балканская теория происхождения славян).

Однако большинство ученых относят прародину славян территорию Центральной Европы, расположенной между Вислой и Одером (Серединноевропейская концепция).

В этот период, по-видимому, приобретает устойчивость и само общеродовое понятие славяне. Среди самих славян данное название чаще всего выводят из корня «слава» (народы «славные», известные, знаменитые своими делами, достижениями). Также утверждается, что византийцы обращаемых в рабство «варваров» как раз называли славянами, склавинами — от слова «склаве», что означает «раб». Веские основания приводятся в пользу объяснения более раннего написа­ния племенного обозначения «словене» (например, ильменские словене, предки новгородцев) от самого слова «слово», «слуть». Другими словами — словяне, словене или славяне — это те, кто владеет словом, способен постичь смысл, суть вещей.

Также до сих пор не утихают споры об этногенезе протославян. Имеется много свидетельств об участии в формировании славянского этноса германцев (например, некоторые исследователи относят остготов к германо-славянскому этническому сообществу), скандинавские народы, тюрков, а также представителей иранской языковой группы (скифы). Все больше завоевывает право на жизнь не моноэтническая, а полиэтническая версия происхождения славян.

Государственные образования на большей части Восточно-Европейской равнины появились сравнительно поздно. В отношении СССР было принято к древнейшим государствам относить Урартское царство (IX-VI вв. до н. э.), северная часть кото­рого находилась на территории нынешней Армении. По берегам Чер­ного моря с VII в. до н. э. появились колонии выходцев из Древней Греции — Фасис (около Поти, Грузия), Диоскуриада (на месте Сухуми, Грузия); Ольвия, Херсонес Таврический (на месте Севастополя) и Пантикапея (ныне Керчь) на территории Крыма (Украина). Госу­дарственность возникала на территории Азербайджана, Средней Азии, в Причерноморье.

Согласно норманнской теории, Древнерусское государство было основано варягами (викингами, норманнами, т.е. скандинавами), которых в 862 г. пригласили княжить, управлять собой два славянских (ильменские словене и кривичи) и два финских племени (чудь и весь). Впервые эту теорию, опираясь на легендарный летописный рассказ, сформулировали в XVIII в. немецкие ученые Г.-Ф. Миллер и Г.-З. Байер, приглашенные для работы в Россию. Сторонниками этой версии были многие дореволюционные историки, но, например, Н. М, Карамзин считал, что варягов «избрали».

Древнерусская государственность прошла в сво­ем развитии три этапа.

Этапы

Хронология

Правители

Начальный

Середина IX — конец X в.

Рюрик (862-879), Олег (879-911), Игорь (912-945), Ольга (945-969), Святослав (965-972)

Расцвет

Конец X — первая поло­вина XI в.

Владимир I (980-1015), Яро­слав (1015-1054)

Упадок, распад

Вторая половина XI — первая треть XIII в.

Владимир II Мономах (1113-1125)

Создание древнерусского государства сыграло важную роль в консолидации древнерусских этнических групп, в формировании древнерусской цивилизации.

Высшее могущество Древнерусского государства приходится на время правления Владимира I (980-1015) и его сына Ярослава Мудрого (1019-1054). Территориально Русь располагалась от Балтийского (Варяжского) и Белого морей, Ладожского озера на севере до Черного (Русского) моря на юге, от восточных склонов Карпатских гор на западе до верховьев Волги и Оки на востоке. На огромных территориях жило около 5 млн. человек. Семья составляла двор, «дым», «десяток». Семьи составляли территориально-соседские (уже не кровно-родственные) общины («вервь», «сотня»). Общины тяготели к погостам — торговым и административным центрам, на месте которых вырастали города («полк», «тысяча»). На месте прежних племенных союзов формировались княжества («земли»).

Верховная власть принадлежала великому князю, старшему среди Рюриковичей. В управлении участвовала Боярская дума, которую пер­воначально составляли старшие дружинники. Во всех землях важ­ную роль играло народное вече. Управление осуществляли князья, посадники из бояр, воеводы, выборные тысяцкие городах и др.

Древняя Русь представляла собой раннефеодальную монархию, в которой боролись центробежные (сепаратистские) и центростремительные (объединительные) тенденции.

Во второй половине XI и в XII в. произошел распад Руси на отдельные самостоятельные княжества. Процессу раздробления способствовал ряд обстоятельств. Наследование в доме Рюриковичей происходило «по старшинству», по «лествичному праву» (к старшему в роду), что вызывало бесконечные споры о старшинстве, о месте в иерархии, стимулировало политические амбиции князей и ожесточенную борьбу за лучший «стол». Князья опирались на растущие материальные и людские ресурсы, потенциал своих территорий. Слабыми были пути сообщения.

Древняя Русь со второй половины XI в. все больше страдала от феодальной раздробленности. Ее причинами были:

  1. раздел территории на уделы между наследниками различных вет­вей дома Рюриковичей;

  2. постоянные княжеские усобицы, в основе которых часто лежали политические амбиции тех или иных конкретных лиц;

  3. рост крупного землевладения, укреплявший чувство уверенности в своих силах у крупных владетелей, обладавших значительными материальными ресурсами;

  4. натуральный характер хозяйства, сходность номенклатуры производимых видов продовольствия и промышленных изделий, что обусловливало самообеспеченность, самодостаточность каждой из земель, слабость стимулов к развитию торговых межрегиональных экономических связей;

  5. активное развитие ремесел, что укрепляло автаркические тенден­ции;

  6. рост и усиление городов, собственных крупных центров политической, хозяйственной и культурной жизни;

  7. усиление местного аппарата управления, не заинтересованного в подчинении какому бы то ни было центральному аппарату.

Раннефеодальные формы землевладения в Древней Руси. Система земледелия постепенно усовершенствовалась, возникала потребность в новых, более надежных формах хозяйства. На этот процесс оказывало влияние развитие ремесла, и прежде всего обработка железа, залежи которого были широко распространены во всей лесной зоне. Шире стали применяться пахотные орудия с железными рабочими частями. И все же техника в сельском хозяйстве была довольно архаич­ной.

Районы земледелия расширялись. Усилиями нескольких поколе­ний славянские пахари, не уступая старых мест, широко расселились и расчистили из-под леса большие площади земли. Постепенное освобождение от тяжелого труда при подсечном земледелии, работа на «старопахотных землях», расчищенных предыдущими поколениями, делали ненужной принудительную коллективность родового строя. Теперь уже отдельная семья могла прокормить себя сама, а это озна­чало отмирание родового строя. На его место пришла соседская об­щина. Хозяйственной ячейкой преимущественно становилась малая семья.

Летописные сведения и данные археологических раскопок указывают на то, что расселение происходило преимущественно в бассейнах рек. По реке проходила дорога — к соседям. Реки, озера наряду с сухопутными дорогами были основными путями сообщения. Следу-ет отметить, что по одной из версий слово «русские», корневые слова «рус» и «рос» означают «живущие по рекам», «река».

Внешнеэкономический фактор сыграл важную роль в возникновении древнерусского государства. Главная транспортная и торговая арте­рия на протяжении нескольких веков — водный путь «из варяг в гре­ки» — стал осью, вокруг которой развивалась экономическая, поли­тическая и культурная жизнь. Днепровский путь «из варяг в греки» стал интенсивно использоваться с первой четверти IX — начала X в. Этот путь пролегал от Финского залива, по Неве, Ладожскому озеру, Волхову, озеру Ильмень, реке Ловать, волоком до Западной Двины и до Днепра. По Днепру опускались до Черного моря и достигали Ви­зантии. Через притоки Днепра и другие пути главная хозяйственная артерия восточных славян соединялась с бассейнами Днестра, Вислы, Волги, Дона, Каспийского и Азовского морей. На берегах рек, вокруг былых погостов выросли Киев, Чернигов, Новгород, Переяславль, Смоленск, Ростов, Ладога, Псков, Полоцк. На берегах Черного моря возникли Тмутаракань, Переяславец, Сурож (Судак), которые пред­ставляли собой военно-торговые форпосты. Путь «из варяг в греки» являлся своеобразной «столбовой дорогой», связавшей Северную и Южную Европу.

Условия формирования народностей Древней Руси. Время рождения белорусской, русской и украинской наций — рубеж I и II ты с. н. э. Это время является началом формирования указанных славянских народностей на европейской исторической арене и возникновение у них государственности. Данные этносы появились позже, чем китайский, индийский, персидский, арабский и некоторые другие. Эти нации сравнительно молоды. Но в качестве новой исторической общности древнерусские народности представляли собой новую ступень в этнической консолидации племенных союзов. В этом новом качестве собственно «русские», древнерусские народности как результат длительного процесса этногенеза являются автохтонными, т. е. коренными, издревле здесь живущими, аборигенным населением Восточно-Европейской равнины, на которую пришли их исторические предки и объединились для совместной жизни. В IХ–ХП вв. население Руси составляло 5–7 млн. человек. В настоящее время на этих же территориях живет более 200 млн. человек. Так, население Ленинградской области составляет около 5 млн. человек на 86 тыс. кв. км, а в Санкт-Петербурге проживает еще почти 5 млн. В одной Москве сегодня больше жителей, чем во всей Древней Руси.

«Муж» Древней Руси был бесспорным военнообязанным, участ­ником военных походов. По решению народного вече в поход высту­пали боеспособные мужчины, получавшие оружие, как правило, из княжеского арсенала. Общинное население составляло абсолютное большинство в Новгородских, Псковских, Смоленских, Чернигов­ских, Владимирских, Полоцких, Галицких, Киевских и других зем­лях. Своеобразную общину составляло и население городов, среди которых наибольший интерес представляет Новгород с его вечевым строем.

Люмпен-пролетариями Древней Руси можно назвать изгоев. Это были люди, лишившиеся своего прежнего социального положения: крестьяне, выгнанные из общины; выкупившиеся на свободу воль­ноотпущенные холопы (как правило, после смерти хозяина); разо­рившиеся купцы и даже князья «без места», т. е. не получившие территории, на которой они выполняли бы управленческие функции. При рассмотрении судебных дел социальный статус человека играл важную роль, действовал принцип — «любо розсудити по мужу смот­ря». В роли хозяев зависимых людей выступали землевладельцы — князья и бояре.

Развитие городов, ремесла, новых технологий. Важным элементом фео­дального общества был город. Точные даты основания многих рус­ских городов неизвестны, но большинство из них в качестве круп­ных поселений уже существовали ко времени первого упоминания в летописи. В догосударственный период центры управления племе­нами именовались «градами». В города и городки постепенно пре­вращались многие замки-крепости. Каждый город был прежде всего военным центром, крепостью с деревянными укрепленными стенами и башнями из бревен. В них строились двух- и трехэтажные деревянные здания, храмы, укладывались деревянные мостовые.

Принятие христианства. В 988 г. Древняя Русь приняла христианство. Владимир I оказал помощь византийскому императору в подавлении восстания против его власти и должен был получить в жены сестру императора. Император не спешил выполнять обещание и великому князю киевскому пришлось осадить и взять центр византийских владений в Крыму — Херсонес (Корсунь). Сюда прибыла византийская принцесса. Здесь же князь с дружиной крестился, сделав это после серьезных размышлений (см. табл. на с. 66-67).

Крещение Руси затянулось на столетия. Славяне поклонялись силам видимой природы и почитали предков. На первом месте был Даждь-бог — бог солнца. Почитались также Белее — покровитель стад, Перун — бог грозы, Стрибог — бог ветра. У славян не было храмов, как у греков, но были разработаны свои ритуалы богослужения. Не было сословия жрецов, но были волхвы, которые пользовались большим авторитетом. Славяне почитали родоначальников — пращуров, прародительниц рода — рожаниц. Славян окружали домовые, лешие, водяные, русалки, с которыми успешно «договаривались», принося им дары. Официальная Русская православная церковь целое тысячелетие упорно боролась с отечественным язычеством, снисходительно взирая на увлечение античной культурой, тоже по существу языческой, со стороны, например, правящей элиты ХVIII-ХIХ вв.






оставить комментарий
страница1/4
Дата24.09.2011
Размер1,1 Mb.
ТипРуководство, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3   4
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх