Святой край. Земли нынешнего Сланцевского района представляют собой север­ную часть древней Гдовской земли, издавна составлявшей владения Великого Новгорода и его младше­го брата, Пскова, а с 1781 г в каче­стве Гдовского уезда вошедшей в состав С. Петербургской губернии icon

Святой край. Земли нынешнего Сланцевского района представляют собой север­ную часть древней Гдовской земли, издавна составлявшей владения Великого Новгорода и его младше­го брата, Пскова, а с 1781 г в каче­стве Гдовского уезда вошедшей в состав С. Петербургской губернии


Смотрите также:
4 Рынок земли и недвижимости...
О докладах о результатах и основных направлениях деятельности главных распорядителей средств...
Темы контрольных работ по историко-культурному наследию Псковского края для студентов-заочников...
Химический состав глубинных оболочек Земли. Химический состав небесных тел...
Г. Южно-Сахалинск...
Доклад о состоянии и использовании...
Доклад о состоянии и использовании...
Темы вашего учебного проекта...
Доклад о состоянии и использовании земель...
Доклад студента 2 курса...
Царское Село в мемуарах современников XVIII века 6 Глава Царское Село в воспоминаниях...
Доклад о состоянии и использовании земель в Республике Северная Осетия-Алания в 20...



Загрузка...
скачать
Святой край.


Земли нынешнего Сланцевского района представляют собой север­ную часть древней Гдовской земли, издавна составлявшей владения Великого Новгорода и его младше­го брата, Пскова, а с 1781 г. в каче­стве Гдовского уезда вошедшей в состав С. -Петербургской губернии.

В древности, во времена образова­ния Русского государства, Гдовский уезд представлял собою пространство, покрытое непроходимыми лесами и бо­лотами, среди которых по берегам Чуд­ского озера и реки Наровы жили бед­ные финские племена - чудь и нарова, в восточной части уезда жила близкая им водь, юг же был заселен Изборскими кривичами - народом славянского племени.

Древнейшие города Северо-Запада Руси: Псков (впервые упомянут в лето­писи под 903 г) и Новгород (859 г.) ос­ваивали эти земли, причем псковичи двигались на север - по берегам Чудс­кого озера и Нарове, новгородцы - по рекам Плюссе и Луге.

С первых же лет, упоминаемых в новгородских летописях и повествующих о славном муже Гостомысле, правившем в Новгороде Великом до призвания ва­рягов, о Рюрике и его братьях, князьях Олеге, Игоре и Святой Ольге, земли эти, раньше, чем другие земли на Северной Руси, как русские, так и скандинавские, были просвещены светом истинной Христовой веры.

Произошло это еще за 30 лет до Крещения Руси св. князем Владимиром, и первой просветительницей этих мест, здешнего края и народа стала его авгу­стейшая бабка, св. равноапостольная княгиня Российская Ольга (ок. 894 -11 / 24. 07. 969). В 957 году, спустя три года после принятия святого крещения, св. Ольга, правнучка легендарного Гостомысла и невестка Рюрика, посетила свою родину - Псков, Великий Новгород и другие земли Северной Руси, и всю­ду, где только можно было, приводила людей ко Христовой вере.

При этом, сокрушая идолов, на мес­те языческих капищ она поставляла че­стные кресты, от которых для уверения язычников соделывались многие чудеса". Святая стала также учредительницей на Руси, в Новгородских землях первых погостов по Луге и Оредежу, ставших со временем административными центрами и средоточием духовного просвещения народа.

Доподлинно известно о двух таких местах, где св. Ольга водрузила св. Кресты в ознаменование просвещения сих мест христианским благовестием. Пер­вое было чудесно открыто ей и освяще­но небесным знамением - исхождением из облака трех лучей, на берегу реки Великой, при впадении в нее Псковы. В ознаменование посещения этого места Святой Троице святая воздвигла на холме, где ей было ниспослано чудной видение, святой крест. Впоследствии на этом месте возник город Псков и был сооружен собор Святой Троицы.

Первоначально древний храм имел придел, посвященный св. Ольге (он со­хранялся все века при соборном храме и был уничтожен в 1935 г, одновремен­но с разрушением Благовещенского собора, стоявшего на холме рядом со Свято-Троицким, в Псковском кремле). На место, откуда святая Ольга сподоби­лась лицезреть чудесное явление, была сооружена каменная часовня св. Ольги, также разрушенная в 1930-х годах.

Ныне на ее месте водружен металли­ческий крест, контурно копирующий древний Крест св. Ольги, воздвигнутый равноапостольной княгиней и доныне бережно сохраняемый в соборе Святой Троицы во Пскове.

Другой такой крест, о котором сохра­нились документальные свидетельства, подкрепленные более чем тысячелет­ним почитанием святого Креста и св. Ольги местными жителями, был воздвигнут св. княгиней в 957 г. на берегу реки Наровы, на месте одного из язы­ческих капищ, где местные жители из­давна собирались, оказывая почитание некоему большому камню-валуну. По воздвижении св. Креста ею был осно­ван здесь один из первых на Руси пого­стов, получивший в народе название погост Ольгин Крест. По преданию, св. Ольга ездила сюда из Пскова, раскиды­вала шатры и занималась звериной охотой, отчего место в 300 саженях к северу от погоста до сих пор именует­ся Зверинцем. Рассказывают также, что св. Ольга, уже будучи христианкой, вод­рузила этот крест во благодарение Богу за спасение от гибели, угрожавшей ей при переправе через реку в этом мес­те, на Нарвских порогах, и что будто бы рядом с местом Ольгина Креста на ос­трове Застружье (Переволоцк) - боль­шом острове, а некогда полуострове на реке Нарове был погребен витязь-дру­жинник св. Ольги, христианин.

Спустя 30 лет Великий князь Влади­мир Святославич - св. князь Владимир Красное Солнышко - посадил на удель­ное княжение во Пскове племянника своего Судислава, который привел во Псков христианских священников для обращения народа, а через четыре года учреждена была епархия Новгородская и Псковская, под управлением одного епископа.

XI - XIV вв. ознаменовались борьбой с местным и прибалтийским - эстляндским и лифляндским язычеством, а так­же с иноземными завоевателями, - Ли­вонским орденом, руководимым Ри­мом, со времени основания епископом Альбертом Буксгевденом Риги (1202) ведшим постоянную войну с Псковом и Новгородом. Неоднократные их набеги, 1216, 1222, 1240, 1268, 1294и1323гг, совместно с датчанами, а иногда и литвой, опустошали русские земли по Чуд­скому озеру и Нарове. Псковичи и нов­городцы мужественно отбивали эти атаки, а и сами ходили в Эстляндию и Лифляндию, под Нарву, Юрьев, Ревель и Везенберг.

В 1341 г. отряд рыцарей из-за Наровы опустошил псковские прибрежные села. Пятьдесят псковичей, под пред­водительством псковского посадника Карпа Даниловича Колька (Калеки), отправились "воевать Занаровье" и близ с. Кушела встретились с рыцарями, на болоте при Кушельском озере, - на Ивановском ру­чье, и сразились с ними. Двадцать нем­цев пало в битве, остальные обратились в бегство. Произошла Кушельская бит­ва в праздник Рождества св. Иоанна Предтечи 24 июня/7 июля. Этот день долго праздновался жителями Кушелы. В память этого события, по преданию, самим посадником был написан образ св. Иоанна Крестителя и на месте по­беды поставлена часовня. После осно­вания г. Гдова в 1424 году образ был пе­ренесен во Гдовский Никольский мона­стырь, а в близлежащем Георгиевском Руденском погосте устроен в храме придел в честь св. Иоанна Предтечи. Через некоторое время образ снова явился в Кушельской часовне, но затем по благословению Псковского и Нарвского архиепископа Симона Тодорского (+1754) перенесен во Гдов. По уп­разднении обители, в 1846 г гдовским протоиереем Константином Несвицким, отцом супруги св. прав. Иоанна Кронштадтского, образ был перенесен в Гдовский Димитриевский собор, где пребывал до 1930-х годов. В конце XIX в. на месте битвы при Кушеле был со­оружен приходской храм св. Иоанна Предтечи. И до сих пор местные жите­ли показывают курган, под которым буд­то бы погребены убитые рыцари.

Одновременно с основанием города Пскова, также в 1424 году на реке Плюссе у с. Поля (на северной окраине ны­нешних Сланцев) псковским степенным посадником Николаем Павловым был основан Польской Никольский мужской монастырь. В благословенное время в этой обители, первым настоятелем ко­торой был архимандрит Пахомий (все­го за три с половиной века существования монастыря здесь служили 20 игу­менов и два архимандрита), спасались схимники, и весь край благоговел к ней.

Последний настоятель обители (она была упразднена в 1764 г. и приписана ко Псковскому архиерейскому дому) иеродиакон Варлаам в 1759 г. возобно­вил здесь деревянный Никольский храм, в 1806 г. на этом месте была выс­троена новая приходская церковь свя­щенником Николаем Кузнецовым, а в 1893 - 1898 гг. возведен храм в камне, также во имя свт. Николая Чудотворца при содействии местного духовенства и прихожан, обер-прокурора Св. Сино­да В.К. Саблера и на пожертвования за­водчиков Вахромеевых.

В церкви чтился древний образ Спа­са Преображения (1652 г.), Крест-мощевик и икона вмч. Целителя Пантелей­мона с частицей его мощей.

Осенью 1919г. возле храма происхо­дили ожесточенные бои Северо-Запад­ной Белой армии ген. Н.Н.Юденича с красноармейцами, много воинов-северозападников погибло в этих боях и их отпевали прямо на улице, возле храма. Здесь на погосте они нашли и свой пос­ледний приют.

Среди древнейших погостов края, упоминаемых впервые в Писцовых кни­гах Шелонской пятины Великого Новго­рода под 1498 г., хотя истинный их воз­раст, возможно, гораздо древнее, на­ходятся погосты: Сумерской Рожде­ства Пресвятой Богородицы (ныне с. Пенино), Спас-Которск на Которском озере и Чехлово на озере Долгом и Осьмино (Восьмино), с церковью св. вмч. Георгия Победоносца.

Около 1534 г. в местности, именуе­мой ныне Монастырек, на северо-вос­токе от нынешних Сланцев, была осно­вана еще одна святая обитель с неболь­шим храмом. Устроителем ее был иеро­монах Илия, посланный в 1527 г. Новго­родским архиепископом Макарием в Шелонскую и Водскую пятины для про­поведи православной христианской веры. Здесь, по-видимому, был постав­лен о. Илиею крест, при котором он учил здешних жителей Христовым истинам и впоследствии устроил маленькую цер­ковь, известную под именем Монастырька и, вероятно, разоренную шведа­ми в XVI в.

В начале века здесь, под сенью ве­ковых сосен в 4,5 метра обхватом, со­хранялось древнее кладбище с камен­ными крестами и остатки фундамента небольшого храма. В народе крепко держалась память о ходившем в здеш­них краях некоем пророке св. Илии, в память которого жители Монастырька особо чтили одно место вблизи селе­ния, именуя его "Кресты". Они собира­лись туда два раза в год: на память св. пророка Илии и в Воздвиженье, и при­глашали священников для служения там молебнов...

В XVI в., во времена царей Иоанна III Васильевича и Иоанна IV Васильевича Грозного в здешнем краю для защиты от шведов было учреждено Сиженье - устроены военные сторожевые посты для наблюдения за неприятелем и ох­раны русских пределов от нападений.

От низовьев Плюссы и по реке Кушелке были поставлены сторожевые посты: Васильево Сиженье (по имени боярина Василия Елагина, чей род сто­рожил, "сидел" на этом месте), Боль­шое Сижно или Нагинщина (по имени дворянина Иакова Нагина) и малое Сижно (ныне - погост Сижно), его охра­нял род дворян Горихвостовых, позднее именовавшихся как Хвостовы.

В 1583 г. для защиты русских границ со стороны Лифляндии царь Иоанн Ва­сильевич Грозный послал сюда князя Ф. В.Елецкого "с двумя тысячами чело­век детей боярских и многочисленны­ми служилыми вольными людьми". Большинство из них поселилось здесь навсегда и составило впоследствии большую часть дворянских родов Гдовского уезда.

Древнейшая церковь Сиженского прихода находилась близ дер. Савиновщины. Она была сложена из известко­вой плиты и освящена во имя Воздви­жения Креста Господня. Разоренная шведами или Литвой в XVI в., она, точ­нее, основание ее и кладбище при ней были видны еще в начале нынешнего века.

С середины XVII в. храм был возоб­новлен в Б.Сижно (Нагинщине) и сохра­нялся там до середины XVIII v., будучи посвящен Св. Архангелу Михаилу. При Бироне, во время голода, около 1730 г., в с. Малое Сижно (погост Сижно) по­мещиком Хвостовым с сестрами был выстроен каменный храм во имя св. Ар­хангела Михаила, существующий доны­не. Освященный в 1745 г., он имеет два предела: Рождества Пресвятой Богородицы и свт. Николая Чудотворца.

Особой любовью народа пользовал­ся настоятель храма священник Феодор Филимонов (+ 1836), из страшной бедности сумевший подняться, стать пастырем, а затем и восстановить храм с. Сижно. Он погребен в ограде храма, справа от входа, и могила его очень по­читалась прихожанами церкви.

2 марта 1834 г. в селе Сижно родил­ся будущий новомученик, митрофор­ный протоиерей Алексий Андреевич Ставровский, происходивший из древ­ней русской духовной семьи и долгое время служивший настоятелем С.-Пе­тербургского Адмиралтейского собо­ра. В конце августа 1918 г. он был аре­стован большевиками в числе залож­ников "за убийство Урицкого". Каждый десятый должен был быть расстрелян. О. Алексий стоял девятым, и ему улы­балась свобода. Десятым стоял моло­дой священник, и о, Алексий встал на его место. Мученическую кончину 84-летний пастырь принял в Кронштадте, в конце сентября - октябре 1918 г. Ме­сто погребения его неизвестно, - веро­ятнее всего, воды Финского залива. Память о новомученике свято чтилась среди верующих С.-Петербурга.

Среди других погостов края, осно­ванных или упоминаемых начиная с XVI в., следует назвать с. Куреши близ Старополья, - именно там находился пер­воначальный деревянный храм во имя св. Георгия Победоносца, патрона этой местности. Разоренный в Смутное время шведами, он был возобновлен в с. Старополье (Валово), вXVII в. Выст­роенный на месте древней, перене­сенной из Курешей Георгиевской цер­кви, храм св. Пророка Илии с приделом св. Георгия сохранялся в селе до 1960-х гг. В Курешах же до середины про­шлого века сохранялся деревянный Георгиевский храм, позднее на его месте была часовня и сохранялся ал­тарный камень (б. престол), на котором по традиции прощались с усопшими односельчанами. В 1970-хгг алтарный камень уложили в основание прошед­шей мимо шоссейной дороги...

В XVI в. впервые упоминается и храм св. Михаила Архангела в Выставке на Долгом озере (с. Зажупанье) и Георги­евский Руденский (Рухной) погост, - с храмом св. Георгия Победоносца и приделом св. Иоанна Предтечи, освя­щенном в честь победы над немцами при Кушельском озере в 1341 году.

Церковь Рудного погоста была од­ной из древних в Гдовском уезде. По народному преданию, когда проходи­ла здесь "Литва", сжигая все на своем пути, Господь ослепил ей очи, и она прошла по полю, мимо погоста, не за­метив его.

Времена Грозного и царя Феодора Иоанновича были ознаменованы про­должавшейся войной со Швецией и пе­реговорами на реке Плюссе (ныне на том месте, где велись переговоры в 1585 - 1593 гг., - воды Нарвского во­дохранилища). В битве со шведами при Гдове (1591) погибло 6000 русских, командующий войсками кн. В.Т.Долго­рукий попал в плен.

Смутное время сопровождалось так­же многочисленными разорениями края. В 1609 г под Ямбургом потерпе­ли поражение от шведов войска воево­ды А. Лисовского и донских казаков под водительством А. Просовицкого. По­гибло и много местных жителей. С этих пор вблизи д. Родино, в 17 км от Сиж­но на северо-восток, сохранялось Дон­ское кладбище.

В 1612 -1622 гг. шведы удерживали за собой территорию всего Гдовского края, сам Гдов был настолько разорен, что жители покинули город и скрыва­лись в лесах. Голодавшее шведское войско трижды возвращалось в остав­ленный жителями Гдов с татарами, ка­заками и литовцами. Весть об избрании на царство царя Михаила Феодоровича Романова настолько привела в ярость интервентов, что они предали окончательному разорению Новгород­скую область.

Летом 1614 г. псковский торговый человек Феодор Федулов, собрав рат­ников и охочих людей (добровольцев), на некоторое время освободил Гдов от шведов, но позже он был взят шведс­ким генералом Э.Горном, а осенью дважды разоряем королем Густавом Адольфом.

Столбовский мир вернул эти земли России, однако на целых 85 лет Россия потеряла выход к Балтийскому морю, а Гдовский край стал и с запада, и с се­вера русско-шведским пограничьем.

В XVII в., после Смутного времени, при первых Романовых, были основа­ны новые храмы в селах Рели (свт. Ни­колая Чудотворца, 1627 - 1628 гг.), Ложголове (вмч. Георгия Победоносца, ок. 1660 г.), Валово (Старополье), Б.Сижно (Нагинщина) и Завастье (близ Рудненского погоста - имении князей Дондуковых-Корсаковых, а затем Коновницыных, впоследствии - графов).

Век Петровских преобразований оз­наменовался стремительным броском России к Балтийскому морю, в сентяб­ре 1700 г от оз. Самро через гати к На­рве прошло русское войско под коман­дованием фельдмаршала гр. Б.П.Ше­реметева, оставив после себя дорогу, проложенную через леса и болота, про­званную в народе "Шереметевской". Спустя четыре года после поражения русских войск у Нарвы была одержана блестящая победа, и с 1710-х гг. земли эти оказались в глубине России, с тех пор более 200 лет не зная военных дей­ствий на своей территории.

XVIII век был ознаменован сооруже­нием новых храмов в пределах края: около 1700 г. местными помещиками Елагиным и Корсаковым была выстро­ена церковь во имя св. Живоначальной Троицы в погосте Черном, при реке Черной - окруженном со всех сторон дремучими лесами, мхами и болотами. Предание говорит, что два помещика имели долгую тяжбу о земле, не желая друг другу уступить право на нее. На спорной земле они решили построить церковь и предоставить ей право вла­дения. В середине XVIII в. Елагиным же к церкви был пристроен придел свт. Николая Чудотворца.

В 1709 г. в Осьмино, дворцовом селе, принадлежавшем тогда цареви­чу Алексею Петровичу, сыну Петра Ве­ликого, был выстроен деревянный храм вмч. Георгия Победоносца с при­делами св. Троицы и свт. Николая. Поз­же, в 1828 г., здесь на средства купца Поршникова и местных прихожан бу­дет возведена еще одна, каменная церковь Тихвинской иконы Божией Матери. В 1737 г., также прихожанами, возво­дится деревянный храм Воскресения Христова в погосте Песье (ныне с. Самро). В начале века к нему был припи­сан и лежавший в Лужском уезде Которский Спасский приход (б. погост Спас-Которск).

При Императрице Елизавете Пет­ровне в 1752 - 1761 гг. строится храм во имя Успения Пресвятой Богороди­цы с приделом св. Архангела Михаила в погосте Доложск (Заручье, он же Сибиж, он же Михайловск), на Долгом озере (перестроен в 1896 -1899 гг. арх. Н.Н.Никоновым). Впоследствии при содействии Великого Князя Констан­тина Николаевича, владевшего земля­ми в этих краях, в 1857 - 1864 гг. был выстроен каменный храм Успения Пре­святой Богородицы с приделами св. Архангела Михаила и свв. равно апп. Константина и Елены. Образа в иконо­стас и храм были написаны академи­ком Солнцевым и А. Бедринским, рос­писи исполнены Постемским.

В двух верстах от храма, при реке Долгой, глубоко чтились народом Доложские пещеры с местом, где явля­лась на камне, лежащем в водах реки Долгой, Божия Матерь, и святым ис­точником в пещере. В 1908 г. здесь был организован скит женского Покровского-Поречского монастыря (общины), с храмом Успения над пещерой и источ­ником, главной святыней которого был чтимый народом образ Успения святой Богородицы, с которым до сего време­ни верующие совершают на Успение крестный ход из с. Зажупанье - вдоль всего Долгого озера в скит Пречистой.

В 1783 г. дворянами Хвостовыми при участии местных помещиков Бландовой, Скроботова и Преобра­женского была возведена каменная церковь во имя Воскресения Словущего (обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме) с приделами Благовещения Пресвятой Богороди­цы и свт. Митрофана - Воронежского в с. Вейно. К приходу ее принадлежали все деревни в междуречье рек Плюссы и Руи.

XIX век и начало нынешнего века были ознаменованы строительством в камне храмов на местах чтимых часо­вен, прежде бывших деревянных или давно упраздненных храмов или на со­вершенно новых местах.

Так, новые храмы были воздвигнуты во имя св. благ кн. Александра Невско­го в с. Новоселье, на месте древнего, некогда бывшего здесь, - в начале века; во имя св. пророка Божия Илии с при­делами Казанской Божией Матери и свт. Николая Чудотворца - в с. Скамье при истоке реки Наровы, на берегу Чуд­ского озера, - в 1855 - 1884 гг. Назва­ние этой местности предание связыва­ет, по одной версии, со св. кн. Ольгой, будто бы отдыхавшей здесь во время путешествия по Нарове на камне в виде скамьи, по другой - во время войн с Ли­вонией (в царствование Иоанна Грозно­го или до того) будто бы некий русский офицер со скамьи, стоявшей в этом ме­сте и привезенной им из собственного имения, наблюдал за постройкой на противоположном берегу Наровы, в замке Нейшлот (Сыренец, эст. - Васкнарва) крепостной башни.

В 1855 г. крестьянин Феодор Лаврен­тьев на свои средства соорудил здесь каменную часовню св. пророка Илии. Вскоре с благословения митрополита Никанора С.-Петербургского ее обра­тили в церковь, а после пристройки ка­менных колокольни (высотой 30,5 мет­ра) и двух пределов в 1871 -1884 гг. ее освятили как полноценный храм. Он был замечателен своим четырехъярус­ным иконостасом (иконописец А.А.Бе­ляев), все святыни были пожертвованы в храм местными крестьянами.

В декабре 1919 года близ Скамьи в водах Наровы под перекрестным огнем большевиков и эстонских войск был расстрелян Талабский полк Северо-За­падной армии ген. Н.Н.Юденича, состо­явший из псковских крестьян и рыба­ков, уроженцев Талабских островов на Псковском озере. Местные жители до весны 1920 г. находили в плавнях тела воинов-героев, защищавших Веру и Россию до последнего своего вздоха и погибших на рубеже Русской земли.

В 1940-х годах храм в Скамье был разрушен.

В 1862 - 1868 гг. в память спасения Вел. Кн. Константина Николаевича при покушении на него в Варшаве в 1862 г. в с. Выскатка была сооружена деревянная церковь Рождества Пресвятой Бо­городицы (арх. Г.И.Карпов). В конце XIX в. в с. Шавково был выстроен каменный храм Спаса Преображения, закрытый в 1930-х годах, сохранившийся до сего дня и ныне пустующий.

Во второй половине прошлого века были перестроены в камне и возведе­ны новые храмы в Никольском погосте, Доложске, Старополье (1878 - 1888) - во имя Рождества Христова, Ложголово (1832 -1835, перестроен в 1879) - во имя св. Георгия, погосте Ольгин Крест (1887) - во имя свт. Николая с приделом св. Ольги, с. Пенино (б. Сумерском по­госте, 1887, арх. Н.Н.Никонов, на сред­ства купца С.Г.Гаврилова), - во имя Рож­дества Богородицы с приделами Воз­движения Креста Господня и св. мц. Па­раскевы Пятницы.

На рубеже веков был выстроен храм Рождества Иоанна Предтечи на Иванов­ском ручье (в Кушеле, на месте битвы 1341г.).

В 1902 г. при содействии св. прав. Иоанна Кронштадтского, много прило­жившего усилий для возрождения и ум­ножения женского монашества в Рос­сии, и особенно на Северо-западе, по инициативе его духовной дочери игуме­нии Марии была основана женская об­щина в с. Поречье, на Козьей Горе, в живописном уединенном месте близ озера Самро. В 1903-1904 гг. там был основан первый, деревянный храм во имя прп. Серафима Саровского, тогда только что прославленного во святых Русской Православной Церкви; в 1930-х годах храм был разрушен и ныне на его фундаменте стоит церковный дом. В 1907 г арх. В.А.Косяковым был соору­жен второй - обширный трехпрестольный храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы с приделами: один - во имя свт. Николая Чудотворца и другой - свв. Апостолов Петра и Павла и прп. Макси­ма Исповедника.

В 1908 г, последний год жизни Крон­штадтского пастыря, при Поречской женской общине был учрежден Свято-Успенский скит при Доложских пеще­рах. В 1919 г., уже во время Гражданс­кой войны, Покровская община была возведена в ранг женского монастыря. Перед революцией и в 1920-х годах в обители жило 18 сестер.

Во время гонений на веру в 1920 -1930-х годах многие сестры были аре­стованы и высланы в Казахстан, в Си­бирь, лишь некоторые из них в 1940 -1950-х годах смогли вернуться в родную обитель, ставшую приходом, и прожи­вали в деревнях в ее окрестностях до 1960-1970-х гг. Последние сестры По­кровского монастыря преставились ко Господу в 1981 - 1984гг. Погребены они на местном монастырском кладбище, за алтарем храма на Козьей Горе.

В 1930-е годы были закрыты практи­чески все храмы края. Оскверненные, со сброшенными крестами, обращен­ные в гаражи и машинно-тракторные станции, склады или просто пустовав­шие, стояли они среди поруганных по­гостов.

Многие пастыри и прихожане были арестованы, замучены, расстреляны, пополнив воинство небесной России. Все их имена еще предстоит собрать и вписать золотыми буквами на скрижа­лях Святой Руси, дабы они стали изве­стными всему православному русско­му народу и служили примером муже­ства и стойкости в вере для молодых поколений.

Среди них можно назвать сщмч. иерея Михаила Иевлева, Ложголовского и иже с ним убиенных семерых му­чеников Иоанна, Петра, Александра, Петра, Иоанна, Николая и Феодора (пам. 21.09/4.10 и 5/18.12), уроженцев края сщмчч. иереев Николая Тихоми­рова (1873 - 1937) и Александра Лав­рова (1878- 1937), уроженцев с. Рель; свящ. Валентина Левитского (1867 -1937) и свящ. Арсения Голосова (1869 -1937), урож. с. Пенино; свящ. Иоанна Баранова (1880 - 1937), уроженца д. Пелеши Гдовского уезда и многих мно­гих других...

К 1941 г в крае продолжали действо­вать лишь два храма - Ильинский в с. Скамье и Никольский на погосте Оль­гин Крест (в 1920-1940-х годах земли этих приходов временно отошли к Эс­тонии и поэтому не были закрыты), раз­рушены они были позже, во время бо­евых действий в феврале 1944 г. при от­ступлении немецких войск за Нарову.

Во время Великой Отечественной войны, при немецкой оккупации края усилиями простых русских людей была возобновлена молитва во многих хра­мах. Православной Псковской мисси­ей, возглавлявшейся рижским прото­иереем-миссионером о. Кириллом Зайцем, добрейшим пастырем, арес­тованным СМЕРШем в 1944 г. в Литве и скончавшемся в 1948 г. в лагере пос. Долинка в Казахстане, были открыты сотни приходов. На территории края вновь стали действовать храмы в селах Ложголово, Козья Гора, Зажупанье, Старополье, открылась маленькая де­ревянная церковь Казанской иконы Божией Матери в с. Большие Поля, на за­падном берегу Плюссы, напротив Сланцев.

До последнего времени только она и Покровский храм на Козьей Горе ос­тавались действующими в районе. (Ложголовский Георгиевский и Зажупанский Михаило-Архангельский хра­мы были насильно закрыты властями в годы "хрущевских" гонений на веру, в 1960-г.г). Кроме этих двух храмов мо­литвы совершались людьми лишь по домам, да по праздникам они посеща­ли святые места - оскверненные хра­мы и погосты, тепля свою молитву сре­ди святых развалин и у родных могил.

До нынешнего времени народом со­вершается многокилометровый крес­тный ход с чтимой иконой Успения Пре­святой Богородицы в бывший женский скит у Доложских пещер, хотя многие старушки, собиравшиеся на богомо­лье, умерли, а иные стали совсем не­мощными.

В 1990-х годах по инициативе наро­да были возобновлены общины в селах Ложголово, Сижно, Старополье, Зару­чье (Доложск), Зажупанье.

Стоят закрытыми храмы св. Алек­сандра Невского в с. Новоселье, Спа­са Преображения в с. Шавково, Рож­дества Пресвятой Богородицы с. Пе­нино, храмы в пос. Осьмино, с. Пе­сье (Самро) и Рели (ныне последние три прихода относятся к Лужскому району).

Все названные храмы, и где суще­ствуют общины, и где их пока нет, пре­бывают в печальнейшем положении и ныне нужно сообща, всем миром при­ложить усилия к возрождению из руин, забвения и поругания этих древних святынь Русской земли.

Доброе начало уже положено: в праздник св. равноап. княгини Россий­ской Ольги, 11/24июля1997 г. на пого­сте Ольгин Крест на месте Ольгинского придела Никольского храма, месте первой проповеди христианства на Се­вере Руси и Европы, воздвигнут и ос­вящен семиметровый металлический поклонный крест.

В праздник св. пророка Божия Илии, 20 июля/2 августа 1998 г освящен при­дел св. Илии в колокольне храма Рож­дества Христова в с. Старополье. Об­щина перешла из маленького домика, где два года совершались богослуже­ния, в свой древний храм, восстанов­ление которого будет продолжено.

В праздник свв.мчч. Флора и Лавра 18/31 августа состоялось освящение восстановленного Георгиевского хра­ма в с. Ложголово.

Начато восстановление храмов в с. Ивановском - во имя св. Апостола Иоанна Богослова (Ямбургский район) и часовни Успенского храма в Доложске (Заручье).

С Божией помощью, чаем, к новой жизни возродятся и остальные святы­ни этого поистине святого края - ос­вященного более чем 1040 лет назад проповедью святой Ольги, просияв­шего в веках своими обителями и хра­мами, монашествующими, пастырями и мирянами - истинно верующими русскими людьми. После лихолетья гонений земля наша - святая, сплош­ной антиминс, ибо десятки тысяч но­вых мучеников за Христа и праведни­ков легли в русскую землю и "их судь­бами и душами жива, дышит и цветет Русская земля".

Да будет так и да поможет Гос­подь нам всем потрудиться для этого, для блага духовного и укреп­ления в вере православной наше­го русского народа.




Скачать 166,95 Kb.
оставить комментарий
Дата24.09.2011
Размер166,95 Kb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

хорошо
  1
отлично
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх