Катунин Ю. А. Взаимоотношения православной церкви и государства в крыму в 1917-1939 годах (обзор опубликованных источников и литературы) icon

Катунин Ю. А. Взаимоотношения православной церкви и государства в крыму в 1917-1939 годах (обзор опубликованных источников и литературы)


Смотрите также:
Катунин Ю. А. Хронология важнейших событий новейшей истории русской православной церкви в крыму...
Борьба российского государства и русской православной церкви с религиозными правонарушениями в...
Статья посвящена проблемам организации христианского туризма в Крыму. Автор считает...
-
Взаимоотношения русской православной церкви и советской власти в 1918 1937 гг...
Шкаровский М. В...
Краткий обзор истории развития восточной православной церкви...
Катунин Ю. А. Топловский женский монастырь...
Бабкин М. А. Духовенство Русской православной церкви и свержение монархии (начало XX в конец...
Список печатных сми...
Отношение русских масонов к православной церкви в 18-19 веках: типологический подход...
Международная научная конференция "Роль православной церкви в создании и развитии Российского...



Загрузка...
скачать
Катунин Ю.А.
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ И ГОСУДАРСТВА В КРЫМУ В 1917-1939 ГОДАХ (обзор опубликованных источников и литературы)



В 80-90-е годы ХХ века было издано значительное количество работ, посвященных вопросам деятельности православной церкви в 20-30 годы ХХ века, авторами которых являются российские, украинские и зарубежные историки. Особо следует выделить исследования Ю. Вострышева,1 Н.С. Гордиенко,2 О.О. Нестули,3 П.П. Панченко,4 В.О. Пащенко,5 Д.С. Поспеловского,6 Ю.А. Розенбаума,7 В. Цыпина,8 в которых рассматриваются самые разнообразные аспекты взаимоотношений церкви и Советского государства. Однако мы можем констатировать, что ни в одном из этих исследований нет материалов, посвященных Крыму. Проблема взаимоотношений православной церкви и государства на территории Крыма в советские годы является практически неисследованной.

Во второй половине 90-х годов появилось несколько публикаций крымских авторов, посвященных православию Крыма в 20-30-е годы9. Так в небольшой работе священника Крымской и Симферопольской епархии, протоиерея Н. Доненко,10 на основании документов спецхранов рассказывается о трагической судьбе крымских священников, репрессированных во второй половине 30-х годов.

Некоторые аспекты политики партии и государства в отношении православия Крыма рассматриваются в статье Б.В. Змерзлого.11 Автор статьи предпринимает попытку анализа ситуации, связанной с трагическими событиями голода периода 1921-1923 годов, от которого в это время в Крыму погибло более ста тысяч человек. Давая крайне негативную оценку действиям большевиков, Б. Змерзлый делает вывод о том, что изъятие церковных ценностей не решило проблему голода, а было использовано государством для сведения счетов с церковью.

Наиболее фундаментальными исследованиями по проблеме истории православия в советские годы являются работы канадского ученого Д.В.Поспеловского12 и протоиерея В. Цыпина.13

Работа Д.В. Поспеловского “Русская православная церковь в ХХ веке”, является итогом многолетнего труда канадского ученого, посвященного событиям драматического периода истории православной церкви, начиная с 1917 по 1990 годы ХХ века. Автор этого исследования детально анализирует состояние церкви накануне революционных потрясений 1917 года и объясняет причины раскола, поразившего церковь в 20 годы. Серьезному анализу подвержены документы, связанные с деятельностью Поместного Собора 1917-1918 годов. В работе даны объективные характеристики многих церковных деятелей, оказавших существенное влияние на процессы, происходившие в церкви. Значительная часть исследования посвящена деятельности Русской Заграничной православной церкви. В целом, автору удалось создать действительно фундаментальное полотно истории Российского православия в советские годы. Некоторые незначительные фрагменты этой работы посвящены личности архиепископа Димитрия (Абашидзе), возглавлявшего Таврическую епархию в период Гражданской войны.

Достаточно объективной и лишенной резких интонаций в отношении советского государства является работа протоиерея В. Цыпина «История Русской Православной церкви. 1917-1990. Учебник для православных семинарий», которая была издана в 1994 году. Автору удалось корректно объяснить многие процессы, происходившие в церкви и в государстве в эти годы. Автор не занимается очернительством в отношении государства, он отмечает, что в эти годы в самой церкви происходили сложные процессы, которые подстегивали государство к принятию жестких решений. В работе приводятся автобиографии многих церковных деятелей России, которые позволяют нам узнать не только о служебной деятельности лидеров церкви, но и понять всю глубину трагедии того времени, когда им пришлось нести скорбный священнический крест, страдая во имя своих духовных идеалов. Однако в работе В. Цыпина не приводится ни одного факта из жизни крымского духовенства и Таврической епархии периода 20-30-х годов ХХ века.

Истории православия Украины посвящены труды украинского историка В. Пащенко, в которых рассматриваются различные аспекты взаимоотношения государства и церкви в республике в 20-30 годы. Ситуация в Украине в эти годы была не менее трагической, чем в России. В 1933 году она была усугублена голодом, который унес несколько миллионов человеческих жизней. В статьях «Церковная контрреволюция: вымысел ГПУ-НКВД»14 и «Самоликвидация УАПЦ»15 автором показана деятельность государственных органов власти в отношении православия Украины накануне трагических событий Второй мировой войны. Учитывая, что Крым в эти годы являлся территорией, входившей в состав РСФСР, В. Пащенко в своих исследованиях не привлекает материалы о деятельности крымских конфессий.

При анализе вопроса о деятельности православия Крыма в период Гражданской войны автором был использован широкий круг литературы, в том числе работы следующих авторов: М.Ф. Булегина,16 Б. Васильева,17 О.Ю. Васильевой,18 П.Н. Врангеля,19 Р. Вуля, 20 Б. Вольфсона, 21 М.И. Вострышева,22 А.В. Гребенюка,23 С.Е. Громова, 24 А.И. Деникина, 25 А.Г. Зарубина, В.Г. Зарубина,26[ А. Иванова,27 И. Ильина, 28 А.В. Ишина,29 Б. Кандидова,30 С.В. Карпенко,31 В. И. Королева,32 В.В. Крестьянникова,33 Д.Д. Литовченко,34 С.П. Мельгунова,35 Р. Медведева,36 А.П. Платонова, 37коллективной работы “Гражданская война в СССР” в 2-х т.38 и многих других.

Среди нескольких сот работ, посвященных вопросам Гражданской войны на юге, имеется всего лишь несколько исследований, в которых встречаются материалы, связанные с деятельностью православной церкви в эти годы.

Наиболее интересным и даже уникальным исследованием является работа Б. Кандидова «Церковь и Гражданская война на юге. (Материалы к истории религиозной контрреволюции в годы Гражданской войны)», которая была издана в 1931 году в издательстве «Безбожник».39 Работа является образцом пропагандистской литературы,- она имеет жесткую классовую направленность. Для своего времени это был прекрасно подобранный и обработанный антирелигиозный материал, который обличал церковь как открытого врага Советской власти. Однако, если упустить весь идеологический контекст, то оставшаяся часть материала, в виде дословно приведенных в работе текстов приказов командующих белого движения, решений православных органов и обращений лидеров православной церкви, постановлений крымских правительств и т.д., взятых Б. Кандидовым из архивных фондов, является очень важным историческим источником. В работе Б. Кандидова опубликовано более ста пятидесяти архивных документов, которые позволяют нам достаточно подробно восстановить цепь исторических событий периода Гражданской войны на юге России, в которых самое непосредственное участие принимали представители духовенства Таврической епархии.

Исследование Б. Кандидова позволяет нам восстановить события, происходившие в Добровольческой армии, возглавляемой А.И. Деникиным, связанные с формированием Временного Церковного управления на юго-востоке России и участия в этом процессе Таврического архиепископа Димитрия (Абашидзе), а также Севастопольского викарного епископа Вениамина (Федченко). Благодаря приведенным Б. Кандидовым документам мы узнаем об участии в белом движении не только православной церкви, но и представителей католицизма, старообрядничества, меннонитства, ислама и других конфессий, действовавших на территории Таврии в годы Гражданской войны.

Достаточно интересные факты о роли личности Севастопольского епископа Вениамина (Федченкова) в деле отстранения от власти генерала Деникина приводятся в мемуарах и воспоминаниях непосредственных участников Гражданской войны в Крыму А.И. Деникина «Поход на Москву»,40 П.Н. Врангеля «Воспоминания. Южный фронт (ноябрь 1916 – ноябрь 1920гг.)»,41 Я.А. Слащева-Крымского «Белый Крым: Мемуары и документы»42 и И.М. Калинина «Под знаменем Врангеля: Заметки бывшего военного прокурора».43

В трудах лидеров белого движения юга России не только приводятся данные об участии руководства Таврической епархии в деле отстранения от власти генерала Деникина, но и освещаются некоторые вопросы деятельности православной церкви в последний период Гражданской войны в Крыму. Можно констатировать, что прокурор Белой армии И.М. Калинин и генерал Я.А. Слащев-Крымский, ко всем мероприятиям, проводимым на территории полуострова лидерами православной церкви, относились достаточно скептически. По их мнению, любые попытки священников духовного управления армии барона Врангеля, возглавляемого епископом Вениамином, по поднятию духа солдат были неэффективны, так как армия была деморализована и представляла собой сборище отрядов, грабящих население.

А.И. Деникин и П.Н. Врангель отзываются о деятельности священников армии и флота достаточно сдержанно, считая, что духовенство, в целом, всячески содействовало делу борьбы с большевизмом. Однако А.И. Деникин дает крайне негативную оценку деятельности епископа Вениамина, который был одним из организаторов отстранения Главнокомандующего от власти.

Информация о деятельности церкви в крымской период Гражданской войны содержится в книге «Божии люди» митрополита Вениамина (Федченкова), 44 являвшегося руководителем духовного управления в армии генерала Врангеля. Небольшая по объему работа является автобиографической, в ней приводятся наиболее интересные факты духовной карьеры митрополита, включая и крымский период его духовного служения.

Трагические события, связанные с этноконфессиональным конфликтом между православными и мусульманами описывает В.А. Оболенский в работе «Крым в 1917-1920 годы», которая была опубликована в журнале «Крымский архив» в 1994 году.45 В.А. Оболенский был непосредственным очевидцем трагедии, которая разразилась на крымской земле в 1918 году. Он отмечает, что смена режима большевиков на новое правительство, являвшееся ставленником германских оккупантов, не только не снизило накала конфликта, но и, наоборот, межконфессиональная вражда разгорелась с новой силой, лишь сменив вектор своей направленности, - за смерть своих единоверцев православным-грекам стали мстить татары-мусульмане.

О терроре, развязанном большевиками в отношении русской православной церкви в первые месяцы своего нахождения у власти, в работе «Пир сатаны. Русская православная церковь в «ленинский период» (1917-1924)», пишет В. Руснак .46 В работе этого автора приводятся данные о таком количестве священников, погибших на территории Крыма в период «красного террора», которые, скорее всего, не соответствуют действительности, так как сегодня это не подтверждается документальными фактами.

Проблеме участия церкви в борьбе с Советской властью в период Гражданской войны посвящены работы Р.Ю. Плаксина «Тихоновщина и ее крах: позиция православной церкви в период Великой Октябрьской революции и Гражданской войны»47 и «Крах церковной контрреволюции. 1917-1923 гг.»48 В этих монографиях автор изображает православную церковь в качестве одного из противников советского строя, открыто выступившего против установления диктатуры большевиков. По мнению Р.Ю. Плаксина, основателем этой политика являлся глава Российской православной церкви патриарх Тихон. Также как и Б. Кандидов, Р.Ю. Плаксин все факты деятельности православия рассматривает с классовых позиций, считая церковь представителем реакционных кругов, организовавших вооруженное сопротивление в отношении Советской власти. Некоторые сюжеты работ Р.Ю. Плаксина посвящены деятельности духовенства на юге России. Однако они, скорее всего, являются отражением содержания работы Б. Кандидова.

О трагических событиях крымского периода Гражданской войны написано достаточно большое количество работ. Особо следовало выделить одну из них – монографию крымских исследователей А.Г. и В. Г. Зарубиных «Без победителей. Из истории Гражданской войны в Крыму», которая была издана в 1997 году.49 Детально анализируя политические события 1917-1920 годов, авторам удалось восстановить сложную картину трагических событий, происходивших на полуострове в это время. Достоинством этой работы является ее объективность. Используя широкий круг источников, авторы детально анализируют экономические, политические и социальные процессы этого периода, происходившие в Крыму. Исследователями впервые указано на то, что в 1918 году, наряду с политическими противоречиями, породившими на полуострове первые очаги Гражданской войны, здесь разгорелось пламя этноконфессионального конфликта, в который были втянуты татары, исповедовавшие ислам и крымские греки, исповедовавшие православие.

Достаточно объективно авторами освещается и такое явление как «красный» и «белый» террор, который привел к уничтожению на полуострове в годы войны нескольких сотен тысяч человек.

В работе впервые приводятся данные о голоде 1921- 1922 годов, который был следствием политических событий кровавой войны. Отдельные фрагменты работы посвящены деятельности в эти годы Таврической епархии во главе с архиепископом Димитрием и духовного управления армии барона Врангеля во главе с епископом Вениамином..

Рассмотрению общих вопросов деятельности религиозных организаций в 20-30-е годы, анализу идеологии и практики православия в период советского строя посвящены работы О.Ю. Васильевой,50 И.Власовского,51 Г. В. Воронцова,52 некоторые главы коллективной монография украинских авторов под редакций А.Н. Колодного и П.Л. Яроцкого,53 В.Ф. Козлова,54 А.А. Шишкина 55 и других авторов.

Очень важным источником, позволившим восстановить картину взаимоотношений церкви и государства в 1917 – 1939 годах, является периодическая печать, - газеты и журналы, в которых были опубликованы разнообразные материалы, посвященные деятельности церкви в этот период.

Особо следует остановиться на журнале «Таврические епархиальные ведомости», который издавались в Крыму с 1869 до 1920 года. Из публикаций журнала мы узнаем о различных сторонах жизни епархии в 1917 – 1920 годах. Многие статьи епархиальных ведомостей посвящены военным событиям Первой мировой войны, в них идет речь о создании на территории Таврической духовной семинарии госпиталя для раненых солдат, о создании комитета по сбору пожертвований для нужд фронта и т.д. Ряд статей журнала связаны с деятельностью делегации Таврической епархии на Поместном соборе 1917-1918 годов.

Значительная часть публикаций периода 1918-1920 годов рассказывает об убийстве священников епархии в период «красного» террора, об участии Таврического архиепископа Димитрия в 1918 году в локализации этноконфессионального конфликта, разгоревшегося на полуострове между православными и мусульманами.

Многие статьи журнала посвящены внутрицерковной жизни Таврической епархии: в них идет речь об усилиях архиепископа по наведению порядка в деле назначения священников на должности настоятелей храмов; поощрении духовенства в период гонений со стороны государственных органов и т.д. К сожалению, многие номера этого источника, особенно изданные в период барона Врангеля, не сохранились, поэтому важная роль в восстановлении событий 1919 – 1920 годов принадлежит газетам, издававшимся в это время в Крыму и за его пределами.

В годы Гражданской войны на территории Крыма различными общественными организациями и политическими партиями издавалось несколько десятков газет, большинство из которых, к сожалению, не сохранилось.

К числу газет, хранящихся в фондах крымских архивов и научных библиотек, относятся: «Русская Ривьера», «Южные ведомости» и «Ялтинский голос», издававшиеся в Ялте; «Крымские вести» и «Крымский вестник» - выходившие в Севастополе.

В газете «Русская Ривьера»,56 издававшейся в Ялте в 1917 году, мы находим информацию о деятельности на южном берегу Крыма многочисленных религиозных православных общин.

«Крымские вести»57 информируют о деятельности севастопольского епископа Сильвестра, исполнявшего обязанности управляющего епархией во время участия архиепископа Димитрия в заседаниях Поместного собора, о деятельности ряда приходов Севастополя в период разгула насилия в городе в январе 1918 года.

Газета «Крымский вестник» публикует материалы, связанные с деятельностью правительства генерала Сулькевича, в частности, 25 июня 1918 года в газете была опубликована Декларация правительства, в которой были сформулированы принципы отношения правительства Сулькевича к религии и церкви. В 1919-1920 годах газета достаточно часто публиковала материалы о жизни религиозных организаций г. Севастополя, о деятельности викарного епископа Таврической епархии Вениамина Федченко, о награждении солдат и офицеров Белой армии церковными наградами, учрежденными духовным управлением армии барона Врангеля.

В ряде публикаций газеты «Ялтинский голос»58 встречается информация о первых периодах пребывания в Крыму оккупационных войск Антанты, о торжественной встрече кораблей эскадры союзников председателем крымского правительства С.С. Крымом.

В 1919-1920 годах в газете «Южные ведомости» 59 были опубликованы материалы о деятельности Таврического Епархиального Совета во главе с протоиереем Д. Игнатенко и материалы об организации «Дней покаяния», которые были проведены на территории Крыма духовным управлением армии барона Врангеля в сентябре 1920 года.

Наряду с газетами и журналами, издававшимися в период Гражданской войны в Крыму, при исследовании проблемы автором привлекались периодические издания, выходившие в эти годы в различных регионах России, в частности газета «Русская армия», издававшаяся в армии адмирала Колчака и журнал «Церковные ведомости», издававшийся в Добровольческой армии генерала Деникина. В этих и других изданиях рассказывается о деятельности духовенства в деле борьбы с большевизмом, а также публиковались различные религиозно-пропагандистские материалы.

Газеты этого времени представляли различные политические партии и течения, многие из них публиковали о церкви достаточно ироничные репортажи. В целом, анализируя газетные материалы этого периода, можно констатировать, что пресса не «баловала» вниманием церковь. Это свидетельствует о том, что религия не играла в жизни армии и населения Крыма в 1919 – 1920 годах столь существенной роли, о которой пишут авторы некоторых современных публикаций.

В то же время, в 20-30-е годы, крымская пресса была одним из важнейших рупоров партии большевиков в борьбе с религией и церковью. Газетные публикации этого периода были призваны сформировать у населения негативное отношение к церкви. Для достижения этой цели в крымской печати систематически публиковались статьи, в которых церковь и духовенство «изобличались» как носители реакционного мировоззрения и в качестве «пособников кулачества и буржуазии». Многие газеты публиковали статьи об отречении священников от духовного сана.

В 50-70 годы ХХ века материалы о деятельности религиозных организаций практически исчезают со страниц газет и журналов, издававшихся в Крыму. Однако ситуация коренным образом изменилась в конце 80-х, начале 90-х годов ХХ века. Многие газеты и журналы стали публиковать самые разнообразные материалы о возрождении монастырей и трагических страницах истории церкви в советские годы. Причем многие материалы были написаны очень эмоционально, на волне ненависти к тоталитарному режиму и факты, излагавшиеся в публикациях, часто искажались, либо не соответствовали действительности.60 В статьях идеализировалась деятельность многих монастырей, действовавших на территории полуострова в ХIХ веке.61

Проанализировав литературу и источники, посвященные вопросам взаимоотношения православной церкви и государства в Крыму в 1917 – 1939 годах, можно говорить о том, что данный вопрос является совершенно неисследованным и требует серьезного внимания как со стороны ученых, так и церкви.

1. Вострышев М.И. Божий избранник: Крестный путь Святителя Тихона, патриарха Московского и Всея Руси. – М.: Современник, 1990. – 189 С.

2. Гордиенко Н.С. и др. Политиканы от религии. Правда о «русской зарубежной церкви» М.: Мысль, 1975. – 191 С.; Его же. Современный экуменизм. Движение за единство христианских церквей. – М.: Наука, 1972. – 200 С.; Его же. Новые православные святые. – Киев, 1991. – 334 С.; Гордиенко Н.С., Комаров П.М. Обреченные: О русской эмигрантской псевдоцеркви. – М.: Лениздат, 1988. – 207 С.; Гордиенко Н.С., Курочкин П.К. Особенности модернизма современного русского православия. – М.: Знания, 1978. – 64 С.; Его же. Современное русское православие. – М.: Лениздат, 1987. – 302 С.; Его же. Эволюция русского православия (20 – 80-е г.г. ХХ ст.) – М.: Знание, 1984. – 64 С.

3. Нестуля О.О. Доля церковної старовини в Україні: 1917 – 1941. – Т. 1-2. – Київ, 1995.

4. Панченко П.П. Релігійні конфесії в Україні: 20-30 роки ХХ ст. – Київ, 1993. – 49 С.

5. Пащенко В.О. Держава і православ’я в Україні: 20-30 роки ХХ століття. – Київ,1993.; его же. Самоліквідація УАПЦ. // Наша Віра. – 1994. - № 4-5.; его же. Трагедія митрополіта Феофіла Булдовського// Історія релігій в Україні. – Львів, 1996.; его же. Церковна контрреволюція: вигадка ДПУ – НКВС// Київська старовина. – 1992. - № 6.

6. Поспеловский Д.С. Русская православная церковь в ХХ веке. – М.: Республика, 1995. – 511 С.

7. Розенбаум Ю.А. Советское государство и церковь. – М.: Наука, 1985. – 174 С.

8. Цыпин В. (протоиерей). История Русской Православной церкви. 1917-1990. Учебник для православных семинарий. - М.: Московская Патриархия. Издательский дом “Хроника”, 1994. – 256 С.

9. Доненко Н.Н. (протоиерей). Претерпевшие до конца: Священники Крымской епархии 30-х годов. – Симферополь: Таврида, 1997. – 62 С.; Змерзлый Б.В. Изъятие церковных ценностей. Некоторые аспекты проблемы. // Культура народов Причерноморья. – 1998. - № 3. - С.138-143.

10. Доненко Н.Н. (протоиерей). Претерпевшие до конца: Священники Крымской епархии 30-х годов. – Симферополь: Таврида, 1997. – 62 С.

11. Змерзлый Б.В. Изъятие церковных ценностей. Некоторые аспекты проблемы. // Культура народов Причерноморья. – 1998. - № 3. -С.138-143.

12. Поспеловский Д.С. Русская православная церковь в ХХ веке. – М.: Республика, 1995. – 511 С.

13. Цыпин В. (протоиерей). История Русской Православной церкви. 1917-1990. Учебник для православных семинарий. М.: Московская Патриархия. Издательский дом “Хроника”, 1994. – 256 С.

14. Пащенко В. Церковна контрреволюція: вигадка ДПУ – НКВС// Київська старовина. – 1992. - № 6.

15. Пащенко В.О. Самоліквідація УАПЦ. // Наша Віра. – 1994. - № 4-5.

16. Булегин М.Ф. Революция и Гражданская война в Крыму (1917 – 1920 гг.). – Симферополь: Крымиздат, 1927. – 336 С.

17. Васильев Б. Изгнание германских оккупантов из Крыма. – Симферополь: Красный Крым, 1939. – 60 С.

18. Васильева О.Ю. Русская православная церковь в 1927 – 1943 годах. // Вопросы истории. – 1994. - № 4.

19. Врангель П.Н. Воспоминания. Южный фронт (ноябрь1916 г. – ноябрь 1920 г.). – Ч.1, 2. – М.: Терра, 1992.

20. Вуль Р. Антон Слуцкий. Историко-биографический очерк. – Симферополь: Крымиздат, 1939. – 201 С.

21. Вольфсон Б. Конец авантюры барона Врангеля. – Симферополь: Крымиздат, 1940. – 119 С.

22. Вострышев М.И. Божий избранник: Крестный путь Святителя Тихона, патриарха Московского и Всея Руси. – М.: Современник, 1990. – 189 С.

23. Гребенюк А.В. Война далекого двадцатого: [О «белых пятнах» в истории Гражданской войны в СССР] // Преподавание истории в школе. – 1990. - № 3. – С. 7-14.

24. Громов С.Е. К вопросу о деятельности Крымскотатарской национальной партии Милли-Фирка (1917-1920 гг.) // Культура народов Причерноморья. – 1997. - №1. – С. 109-110

25. Деникин А.И. Поход на Москву. – М.: Воениздат, 1989.

26. Зарубин А.Г., Зарубин В.Г. Без победителей. Из истории Гражданской войны в Крыму. – Симферополь: Таврия, 1997. – 352 С.

27. Иванов А. «Святое» воинство (О церкви Крыма в период Врангеля). // Крымская правда. – 1981. – 6 января.

28. Ильин И. Белая идея: [О белом движении в России: Из публицистического наследия русского мыслителя] // Молодая гвардия. – 1992. - № 1. – С. 208-215.

29. Ишин А.В. Красный террор в Крыму в 1920- 1921 годах и его последствия // Культура народов Причерноморья. – 1997. - №1. – С. 112- 113; его же. Организация и деятельность органов Советской власти, осуществлявших борьбу с вооруженным антибольшевистским движением на Крымском полуострове в 1920-1922 годах.// Культура народов Причерноморья. – 1998. - № 3. – С. 158-165; его же.Из истории развития вооруженной контрреволюции в Крыму в конце 1921 – 1922 годов. // Культура народов Причерноморья. – 1998. - №3. – С. 336. – 338.

30. Кандидов Б. Церковь и Гражданская война на юге. (Материалы к истории религиозной контрреволюции в годы Гражданской войны). - М.: “Безбожник”, 1931. – 295 С.

31. Карпенко С.В. Крах последнего белого диктатора [О П.Н. Врангеле] – М.: Знание, 1990. – 63 С. его же. Врангель в Крыму: “Левая политика правыми руками” // Свободная мысль. – 1993. - № 15. – С. 93-109.

32. Королев В.И. Октябрь в Крыму. – Симферополь, 1990. – 16 С.; его же. Возникновение политических партий в Таврической губернии. – Симферополь, 1993.; его же. Таврическая губерния в революциях 1917 г.: (Политические партии и власть) – Симферополь, 1994. – 85 С.

33. Крестьянников В.В. Белая контрразведка в Крыму в Гражданскую войну // Культура народов Причерноморья. – 1998. - № 5. – С. 248-254.

34. Литовченко Д.Д. Дневник капитана лейб-гвардии Преображенского полка Дмитрия Дмитриевича Литовченко. (1919) // Звезда. – 1995. - №2. – С. 3-18.

35 Мельгунов С.П. Красный террор в России, 1918- 1923. – 5-е изд. – М.: 1990. - 207 С.

36. Медведев Р. Параллелей – нет: Можно ли ставить на одну доску сталинские “репрессии” и “красный террор” времен Гражданской войны: // Новое время. – 1898. - № 7. – С. 42-43.

37. Платонов А.П. Февраль и октябрь в Черноморском флоте. – Симферополь: Крымгосиздат, 1932. – 106 С.

38. Гражданская война в СССР: в 2-х т./ [Под общей. Ред. Азовцева Н.Н.] – М.: Воениздат, 1980. – Т. 1. – 368 С.

39. Кандидов Б. Церковь и Гражданская война на юге. (Материалы к истории религиозной контрреволюции в годы Гражданской войны). - М.: “Безбожник”, 1931. – 295 С.

40. Деникин А.И. Поход на Москву. – М.: Воениздат, 1989.

41. Врангель П.Н. Воспоминания. Южный фронт (ноябрь1916г. – ноябрь 1920 г.) – Ч.1, 2. – М.: Терра, 1992.

42. Слащев-Крымский Я.А. Белый Крым. 1920: Мемуары и документы. – М.: Наука, 1990.

43. Калинин И.М. Под знаменем Врангеля: Заметки бывшего военного прокурора. – Ростов-на-Дону, 1991.

44. Вениамин (митрополит). Божии люди. - М.: Современник, 1991. – 108 С.

45. Оболенский В.А. Крым в 1917-1920 годы. // Крымский архив. - 1994. - № 1.

46. Руснак В. Пир сатаны. Русская православная церковь в «ленинский период» (1917-1924). - Лондон, 1991.

47. Плаксин Р.Ю. Тихоновщина и ее крах: Позиция православной церкви в период Великой Октябрьской революции и гражданской войны. – Л.: Лениздат, 1987. – 206 С.

48. Плаксин Р.Ю. Крах церковной контрреволюции 1917 – 1923 г. – М.: Наука, 1968. – 192 С.

49. Зарубин А.Г., Зарубин В.Г. Без победителей. Из истории Гражданской войны в Крыму. – Симферополь: Таврия, 1997. – 352 С.

50. Васильева О.Ю. Русская православная церковь в 1927 – 1943 годах. // Вопросы истории. – 1994. - № 4.

51 Власовский І. Нарис історії Української православної церкви. – Т. 1V. – Ч. 1. Київ, 1998. – 384 С.

52. Воронцов Г.В. Ленинская программа атеистического воспитания в действии (1917 – 1937 гг.). – Л., Из-во Ленингр. ун-та, 1973. – 176 С.

53 . Істория релігії в Україні: Навчальний посібник / А.М. Колодний, П.Л. Яроцький, Б.О. Лобовик та інш. За ред. А.М. Колодного, П.Л. Яроцького. – К.: т-во “Знання”, КОО, 1999. – 735 С.

54. Козлов В.Ф. Крым – Православие – Россия. // Московский журнал.– 1998. - №9. – С. 39 – 43.

55. Шишкин А.А. Сущность и критическая оценка “обновленческого” раскола русской православной церкви. – Казань, 1970. – 367 С.

56. Русская ривьера. – 1917. - № 111. – 21 мая.

57. Крымские вести. - 1917. - № 21.

58. Ялтинский голос. – 1918. – 29 ноября.

59. Южные ведомости. – 1920. - № 225.

60. Лапковский В. Дело памяти жертв коммунизма [О панихидах в церквах Крыма] // Республика Крым. – 1992. - № 31.

61. Панасенко Н. Возрождение Топловской обители // Крымская газета, 1993. – 3 сентября







Скачать 187,82 Kb.
оставить комментарий
Н.С. Гордиенко
Дата24.09.2011
Размер187,82 Kb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх