Д. В. Балух Одесса, которую мы забываем icon

Д. В. Балух Одесса, которую мы забываем


2 чел. помогло.
Смотрите также:
Настоящая Одесса это старая Одесса. Не многоэтажная, не в стиле хай-тек, а колоритная, яр­кая...
Монография Одесса...
Удк 624. 072: Ч481. 24/27 Оробей В. Ф., д т. н., проф...
-
Программа курса „ Одесса -м ой город родной” «Одесса м ой город родной» Программа курса для...
Внимание!!! 10 ночей на Солнечном Берегу, питание по системе hb!!...
Номинация: рассказ «А прекрасное рядом»...
Прогнозно-аналитический центр...
Книга 2, часть III...
Ербург или доехать до Симферополя, а то туда в Москву и в Питер...
Джудит Макнот
65014, Украина, г. Одесса, ул. Канатная,16...



Загрузка...
страницы:   1   2   3   4   5   6   7   8   9
скачать
"Не вспомнить, помнить..."


Д.В. Балух


Одесса, которую мы забываем...





Аннотация


Назад, в европу !


Глава 1 ПЕРВЫЕ ГОДЫ ОДЕССЫ

Глава 2 У НАЧАЛ ОДЕССКОЙ ГОРОДСКОЙ ДЕМОКРАТИИ

Глава 3 ПЕРВАЯ РЕФОРМА ГОРОДСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Глава 4 КАК ЭТО ДЕЛАЛОСЬ В ОДЕССЕ, или ИСТОРИЯ С ПОМЕРАНЦЕВЫМ ЗАЙМОМ

Глава 5 “ДНЕЙ АЛЕКСАНДРОВЫХ ПРЕКРАСНОЕ НАЧАЛО” В ОДЕССЕ

Глава 6 РИШЕЛЬЕВСКАЯ ЭПОХА ОДЕССЫ

Глава 7 РИШЕЛЬЕВСКАЯ ОДЕССА СТОЛИЦА НОВОРОССИИ

Глава 8 ГРАФ ЛАНЖЕРОН

Глава 9 ВОРОНЦОВСКАЯ ЭПОХА

Глава 10 У ИСТОКОВ ПАРОХОДНОГО МОРЕПЛАВАНИЯ

Глава 11 ЕВРОПЕЙСКАЯ ОДИССЕЯ “НЕВЫ”

Глава 12 ПЕРВОЕ ЧЕРНОМОРСКОЕ ПАРОХОДСТВО

Глава 13 КОММЕРЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО ВОРОНЦОВСКОЙ ОДЕССЫ

Глава 14 ИТОГИ ПРАВЛЕНИЯ

Post Scriptum ЭТНИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ПРЕЖНЕЙ ОДЕССЫ ГЛАЗАМИ ЕЁ СТАРОЖИЛА


Аннотация


Авторы книги “Забытая Одесса” возвращают читателя в заветную Одессу, времён её Золотого века. В центре внимания цвет гражданского общества, легендарные устроители города. Это – чины, как гражданской так и военной службы, негоцианты и промышленники, священнослужители и благодетели-филантропы, аграрии из Общества сельского хозяйства и профессора Ришельевского лицея, именитые мещане и ремесленники. Но главный герои книги – это великолепная Южная Пальмира как столица хлебородного Юга, основу которого уже тогда составляла Степная Украина и её сельские хозяева. Это портвольностей порто-франко, не знавший по оборотам хлебной торговли себе равных ни в Старом, ни в Новом свете. Это единственные в своём роде в нашем Отечестве – Магистрат и Дума. заложившие самобытные традиции одесской городской демократии.

Это потерянная нами в смутном 1917 году Одесса, которую как феномен европейской экономической, духовной и культурной жизни мы мечтаем возродить ныне...

^ Память противостоит уничтожающей силе времени

Академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв


Назад, в европу !


В последние годы суверенная Украина явила всему миру свою непреклонную решимость войти в семью равноправных, демократических держав современной Европы. По меткому выражению: “Всё новое – хорошо забытое старое”. Поэтому на тернистом пути к правовому цивилизованному государству столь неоценим опыт капиталистического прошлого нашего Отечества. Как здесь ни вспомнить, к месту, добрым словом о забытой экономической истории такого города как Одесса, с её высокой в прошлом культурой предпринимательства, торговыми обычаями и правовыми средствами их обеспечения.


Ведь благодаря этому, во многом утерянному наследию, прежняя Одесса оставалась до начала первой мировой войны одним из наиболее успешных и динамичных в своём развитии городов Европы.

Между тем, кто помнит сейчас о великих магистратских вольностях Одессы? А ведь они еще во времена де-Рибаса заложили основы демократических традиций городского общества, вызвали к жизни вольный дух Южной Палмиры, как города мира и торговли. Напрочь забыто и историческое наследие Воронцовской Одессы – столицы Новороссии, как самой процветающей тогда провинции державы. Основу её в Воронцовскую эпоху составляла Степная Украина или, как её любили образно величать просвещённые современники за ширь просторов, плодородие земель и американскую деловую хватку первопроходцев – “Русская Калифорния”. Не случайно именно капиталистическое преображение хлебородного южного края в пору губернаторства М.С.Воронцова станет одним из первых образцов для выдающихся реформ отечественной деревни. Они были осуществлены тремя поколениями позднее Петром Аркадьевичем Столыпиным “с подачи” одессита Сергея Юльевича Витте.

Более века Одесса была обязана своим благоденствием изобилию хлебной нивы Степной Украины. Благодаря её лучшей в мире пшенице, одесский порт вольностей порто-франко не знал по оборотам хлебной торговли себе равных ни в Старом, ни в Новом свете...

Весьма справедливо для нынешнего времени и такое утверждение: без знания своих

исторических корней, этноса, культуры нет резона вступать в грандиозное европейское сообщество. Помимо перспективы затеряться в иных культурных традициях безликими, не помнящими родства отщепенцами, украинцы в таком неприглядном образе не будут интересны как нация и уже объединившимся народам матери-Европы.

Если мы не помним исторических путей нашей державы, забыли наши традиции и обычаи, не ведаем чем жили наши предки, то будут ли с нами считаться как с равными другие европейцы?

К слову, каждый у себя в стране, бережно заботящиеся о своей самобытности.

А ведь, даже для Запада Европы был уникален, как тогда писали, “племенной”, другими словами национальный состав народов, населявших уже в Воронцовские времена Новороссию и, особенно, ее портовые города. Напомним, то был результат беспримерного для века ХIX исхода европейцев в поисках лучшей доли не только за океан – в Америку, но и на Восток в Степную Украину. Поэтому, если Украину, как географический центр континента, признают “сердцем Европы”, то Южная Пальмира, по утверждению одесситов, ее самый европейский город. Таким образом, пример Одессы, с самих времён своего основания города среднего сословия, позволяет проследить процесс становления многоэтничной украинской буржуазной нации, насильственно прерванное более чем на полвека коллективизацией, голодомором и большевистским геноцидом против собственного народа.

Нынешний политический выбор украинского народа делает весьма актуальным воспоминания о нашей общей с Европой судьбе на примере экономической и культурной истории Степной Украины...

Впрочем не всё напрочь забыто и ныне. Память о славном прошлом города воскрешало событие происшедшее 2-го сентября 2004 года.

Тогда в праздник, отмечаемый как “День основания города”, в Одессе состоялось открытие одного из самых необычных памятников нашего времени. Он тотчас получил широкую известность за пределами Украины под знаковым названием “Апельсин”. Не пройдет и двух месяцев, когда в дни “помаранчевой революции” одесский “Апельсин” станет в глазах иных пылких одесситов даже символом новых времен.

При этом мало кто знает, что изначально памятник посвящен славному Одесскому Магистрату, провозгласившему в нашем городе наряду с прочими буржуазными вольностями и демократические традиции городского общественного самоуправления.

Только знатоки юриспруденции помнят, что это примечательное событие совпало с другой датой - 600-летием известного в анналах европейской истории Магдебургского права. Как одна из наиболее известных систем средневекового городского права, оно сложилось еще в XIII веке в немецком городе Магдебурге и было в дальнейшем успешно заимствовано несколькими десятками торговых ганзейских городов. Не удивительно, поскольку магдебургское право закрепило еще со времен далекого Средневековья права и свободы горожан, их право на городское общественное самоуправление...


Кому, как не нам, ведомо, насколько сложно жить в эпоху решительных перемен. Медленно и трудно закладывается фундамент новой экономики. Утверждается иная мораль, возрождаются совершенно другие, казалось бы напрочь забытые, ценности давно ушедшей жизни. Решительно меняются сами основы бытия, незыблемые еще в самом обозримом прошлом. Наше общество сделало окончательный выбор в пользу демократии, и это главное событие в судьбе независимой и суверенной Украины на заре нового тысячелетия.

Недаром основные положения украинской Конституции в целом соответствуют принятой ООН “Декларации прав человека”, провозгласившей средь основных гражданских прав - свободу личности, предпринимательства, право гражданина на личную собственность.

Действительно, в таких достижениях общества, как личные свободы, оппозиционные мнения печати и телевидения, пафос и полемическая острота речей наших парламентариев в Верховной Раде, победы демократии неоспоримы. Однако современные рыночные отношения, увы, еще с трудом прокладывают себе дорогу в нынешнем укладе экономики Украины.

В то же время, западный мир оценивает прогресс нашей страны на пути построения демократического общества успехом рыночных реформ. Главным же условием экономического преобразования постсоветских государств, несомненно, является возрождение в нашей стране среднего или, в западных понятиях, третьего сословия . Представители малого и среднего бизнеса, а его в странах Старой Европы

традиционно и представляет третье, или торгово-промышленное сословие городской буржуазии, ныне и у нас - наиболее предприимчивая, энергично-деятельная и политически активная часть нации, которая спсобна взять ответственность за будущее Украины. Вот только составляют они, к сожалению, не сословие, а тонкий слой современного украинского общества, к тому же слабо защищенный в правовом отношении.

А ведь были и иные времена. К примеру, многое ли мы знаем сейчас о первом в нашем Отечестве Одесском Коммерческом суде? Между тем его правовая практика без малого 200 лет назад начала осуществляться в полном соответствии с торговыми законами великих европейских держав и являлась надёжным гарантом прав буржуазии в дворянском государстве, каковым была в XIX ст Российская Империя.

Как не вспомнить и о том, что уже в Воронцовские времена Одесса достигла воистину мировых достижений на ниве предпринимательства и, особенно, торговли, что позволило ей уже в 1840 годах стать третьим по значению городом державы. К пульсу Одесской хлебной биржи тогда прислушивались с надеждой и тревогой деловые круги едва ли не всей Европы и то было волею слепого случая.

Причина этого феномена Южной Пальмиры состояла в том,что хоть Одесса и была основана в феодальной стране, но развивалась она, как буржуазный, исконно капиталистический город.

Его же душою было то самое, утраченное без малого на век в лихолетье отечественной истории среднее сословие, представленное местным купечеством, мещанством и ремесленно-цеховыми обществами.

Негоцианты и промышленники купеческого звания, ремесленники, мелкие торговцы, домовладельцы и чиновники малого ранга из мещан, а также крепкие сельские хозяева из 12 сел что насполагались в окрестностях города на землях Одесского градоначальства, - все они представляли молодую отечественную

буржуазию, или упомянутое среднее сословие. Ему принадлежали не только капиталы, но нередко и решающий голос в Одесской Думе. Причем попечительство и благотворительность, в отличие от времен нынешних, были вовсе не импульсивным порывом местных нуворишей, а образом мыслей и конкретными делами большинства достаточных одесситов.

При таковых традициях прежние одесситы потомственно отличались деловитостью, расчетливостью, размахом замыслов, независимостью натуры, уверенностью в себе, энергичностью и высоким оптимизмом, одним словом непревзойдённой предприимчивостью, ни чем при этом не уступая западным буржуа и в приверженности к европейским ценностям жизни. Опыт же местного самоуправления в током городе как Одесса, которая имеет в прошлом столь уникальные и самобытные традиции местных органов власти, особенно интересен и поучителен для созидания нынешних времён.

Грандиозный результат трудов нескольких поколений деловых людей “старого закала” - сама Одесса, ее неповторимый архитектурный облик и культурное наследие.

Отблески былого благоденствия позволяют Одессе и сейчас оставаться жемчужиной первой величины в ряду первых городов не только Украины. А традиции? К сожалению, если их не поддерживать, как утверждают мудрецы, традиции начинают по законам природы угасать уже в третьем поколении.

Не взирая на все драматические вехи в судьбе Одессы в первой половине ХХ века, она, даже в худшую свою пору, всегда грезила былым, теми временами, когда по праву признавалась Южной Пальмирой. Тогда, по аналогии с этим полулегендарным городом древности, но наяву, Одесса более века оставалась в глазах Европы символом процветания торговли и промышленности, достатка ее жителей.

И, вот что удивительно, обращаясь к прошлому, мы невольно ловим себя на мысли: “А ведь многое из того, что столь тревожит нас сейчас якобы своей непредсказуемостью, уже было успешно пережито нашими пращурами, да еще как(!)”. Поэтому прошлое рождает в душах не только ностальгию по “Золотому Веку” Одессы, но способно научать, а потому ободрять и даже дарить столь необходимый всем нам сейчас осторожный оптимизм в деле обустройства нашей действительности.

Не секрет, получив прекрасное наследство, завещанное нам предшествующими поколениями одесситов, мы не всегда знаем как им разумно распорядиться. Изъясняясь деловым языком – вступив в права наследования, нам следует лучшее из экономической и политической истории Одессы сделать достоянием наших времён с тем, дабы им пльзовались нынешние аграрии, промышленники и предприниматели во благо всему нашему обществу.

Поэтому, хотя от эпохи Воронцовской эпохи нас и отделяеют полтора столетия, о ней не грех вспомнить, а иной раз поучиться и сейчас. Воистину, по-прежнему остается “тесен для былого, новой жизни круг...”.





Глава 1


^ ПЕРВЫЕ ГОДЫ ОДЕССЫ


Год 1789 стал памятен миру Великой буржуазной революцией во Франции, ставшей прологом к Великим потрясениям Европы, определившим ход международных дел на десятилетия вперёд. Второе событие - взятие лихим штурмом осенью того же года в день воздвижения Животворного Креста Господня* лихим штурмом турецкого замка Ени-Дунья, или Новый Свет, в излучине Хаджибейской бухты отрядом генерал-майора де-Рибаса. Случившееся во вторую русско-турецкую войну, оно даже современниками

никак не относилось к выдающимся подвигам отечественного оружия. Тем не менее, и это событие уже в самом обозримом будущем окажет своё заметное влияние как на отечественную, так и европейскую экономическую, а бывало и политическую историю Нового времени...

После заключения 29 декабря 1791 года Ясского мира** по которому Турция уступила России все просторы земель между Бугом, польской границей и Днестром с включением Очакова***, в Санкт Петербурге обратили, наконец, внимание и на Хаджибей. При всей очевидной выгоде устройства торгового порта в местном заливе, явно склонить на свою сторону столичные верхи и саму матушку-императрицу Екатерину II Алексеевну с ее окружением к основанию там города Осипу Михайловичу де-Рибасу удалось лишь только через долгих пять лет...

На первых порах захолустным Хаджибеем думали воспользоваться для поселения отставных моряков, преимущественно греков, сражавшихся на русском флоте в Средиземном море.

*День 14 сентября 1789 года

**Ясский мир между

Россией и Турцией завершил русско-турецкую войну 1787-91 гг.

***В силу указа от 26 января 1792 г. эта обширная, новоприобретенная область была под названием Очаковской присоединена к Екатеринославскому наместничеству.

См. Первое полное собрание законов Российской империи, далее ПСЗ.


Затем, в 1793 году, в столице решено было включить Хаджибей в Днестровскую оборонительную линию и воздвигнуть на крайнем юго-западе империи надежную крепость, к постройке которой немедля и приступили. Уже в начале 1794 года в новую крепость вошли по два мушкетерских и гренадерских полка, а ее предместье оживила шумная лагерная жизнь. Хаджибей на глазах превращался в военное поселение, а потому и жил по неписаным законам и буйным нравам беспокойного вооруженного пограничья. Напомним, государственная граница с Турцией проходила тогда всего в каких-то 35 верстах от крепостных ворот. Тем не менее, армейский быт, пусть и со всеми его издержками, внес в Хаджибей первые начала гражданственности. Заложены были и основы духовной жизни Хаджибея, ведь с полками прибыли православные священники, устроилась первая церковь и началось христианское богослужение. Тогда же принялись пользовать от болезней как служивых, так и первых бывателей, гарнизонные лекари и фельдшеры, и был даже открыт первый лазарет.

Далее наступило и главное событие в “хаджибейской” судьбе Одессы - 27 мая 1794 года императрица Екатерина II скрепила подписью два рескрипта. В первом, на имя графа П.А. Зубова, было начертано: “Желая распространить торговлю российскую на Черном море и уважая выгодное положение Гаджибея и сопряженные с оным многие пользы, признали мы нужным устроить там военную гавань купно с пристанью для купеческих судов... Повелеваем открыть свободный вход в Хаджибейскую гавань купеческим судам как наших поданных, так и чужестранных держав, коим в силу трактатов с империей нашей существующих можно плавать по Черному морю, дозволяя привозить и погружать для вывоза товары, законами не запрещенные с платежом по черноморскому тарифу. Устроение в сем месте таможни и карантина почитаем мы необходимо нужным...”.

Строительство порта, с основанием города при нем, поручалось вице-адмиралу де-Рибасу*, в помощники ему был назначен инженер-полковник де-Волан.

Личность для Одессы также знаковая, ранее он уже успел составить утвержденный императрицей план города и порта.

*Полное звание Осипа Михайловича де-Рибаса, было таковым: “Вице-Адмирал, командующий Черноморским Гребным флотом, над построением города Одессы и порта Главный Начальник, Черноморского Гренадерского Корпуса Шеф”.


В другом рескрипте императрица выражала такую свою державную волю: “Мы надеемся, что вы не только приведете в исполнение сие благое намерение наше, но, ведая, как процветающая торговля способствует благоденствию народному и обогащению государства, постараетесь, дабы созидаемый вами город представлял торгующим людям не одно лишь безопасное от непогоды пристанище, на защиту, одобрение, покровительство и, словом, все зависящее от вас в делах их пособия, что без сомнения приведет к тому, как торговля наша в тех местах процветает, так и город сей наполнится жителями в скором времени”. Так, второй указ создавал, по современным понятиям, “правовое поле” для коммерции и предпринимательства.

И вот настал тот долгожданный день, когда план, начертанный Францем де-Воланом и утвержденный Екатериной, 22 августа (2 сентября) 1794 года был, наложен межевыми бороздами на выжженном солнцем степном плато Хаджибея. Ритуал основания состоялся у известной в летописях города кофейни Аспориди, там, где в Греческом форштате* были разбиты улицы, со временем названные благодарными одесситами в память основателей и устроителей города - Дерибасовской, Ришельевской и Ланжероновской.


* Изначально Греческий форштат - часть города, ограниченная нынешними Греческой, Пушкинской и началом Ришельевской улиц.


Его Высокопреосвященство, митрополит Гавриил в сопровождении духовенства, в присутствии адмирала де-Рибаса, морских и армейских офицеров, чиновников гражданской службы, окруженный пестрой толпой обывателей разного звания и наций, совершил на избранном месте молебен. Затем, окурив ладаном могучих волов, дал знак провести первую борозду для фундаментов городских строений.

Днем были заложены также две церкви: деревянная, во имя Святителя Николая, покровителя моряков, и греческая — во имя Пресвятой Троицы. Под приветственные залпы крепостных пушек в гавани, по указанию Франца де-Волана были забиты первые сваи порта и уложены камни под основание Платоновского мола, эллинга и верфи*. Так начиналась Одесса...


*В этот день, по словам первого историка Одессы А.Скальковского были заложены основания Большого мола, Малого жете или гавань для гребных судов, названного де-Рибасом в честь имени графа Зубова – Платоновским, эллингов и верфи для починки казённых судов, двух пристаней с набережной для удобного приставания купеческих судов, двух церквей во имя Св. Николая и Св. Екатерины. Вслед за этим было приступлено к построению карантина, таможни, адмиралтейского магазина, госпиталя, соборной церкви, магистрата и дома для главного начальника над городом. Как только в торговом мире Средиземноморья распространилась весть о том, что на северных берегах Черного моря закладываются основы законности и порядка, как это событие тотчас же привлекло к Хаджибею внимание левантийских купцов. Хотя год 1794 и был явно не лучшим для торговли, но уже в первые дни после основания города в Хаджибейскую бухту пришло сразу семь купеческих кораблей с грузом “из вина и фруктов” на борту.

Их шкиперы надеялись выменять свой “греческий товар”, как и в прежние времена, на пшеницу и муку. Спрос рождает предложение, и вот, на исходе лета, объявился первый из предприимчивых помещиков - граф Прот Потоцкий. Он рискнул отправить из своих вотчин в Подолии первый обоз чумаков с зерновым хлебом для заморской торговли Хаджибея. Так восстанавливались забытые традиции исконно Черноморской хлебоэкспортной торговли, корни которой уходили в седую древность античных времен.

В свою очередь, незаурядную коммерческую хватку проявил и сам Осип Михайлович де-Рибас. В том же 1794 году он завел в Хаджибее меновую торговлю таврической солью с Бессарабией и Подолией. Откуда, в обратном направлении, водным путем по Днестру, а также сухопутно по старинным чумацким шляхам, доставляемы были для новостроек города лес и множество припасов, “доселе в Очаковской степи неизвестных”. Когда, не без личного участия де-Рибаса, в начале 1795 года город обрел свое впоследствии знаменитое имя - Одесса, то для пущего успеха транзитной торговли по плану неутомимого Франца де-Волана были устроены два огромных магазина. Уже к августу 1796 года они приняли в своих стенах два миллиона пудов соли из Крымских солеродных озер. Это начинание избавило державную казну от издержек на покупку галицийской соли из пределов тогдашней Австрии, что вызывало ежегодные расходы более чем в два миллиона рублей серебром.


День 12 апреля 1795 года стал официальной датой открытия портовой таможни. Было объявлено, что ее начальником назначен премьер-майор Михаил Михайлович Кирьяков, ранее служивший в пограничном департаменте и в канцелярии князя Потемкина-Таврического* . *В то же время был учреждён и портовый карантин, начальником которого был назначен подполковник Николай Егорович Карпов. Интересно, что в ведении пограничной таможни, подчиненной свыше коммерц-коллегии Санкт-Петербурга, уже в первые дни Одессы поступили и многие дела, возникающие из внешней торговли. Город, между тем, заселялся и потому уже 21 июля 1795 года вице-адмирал де-Рибас объявил во всеобщее сведение, что по его распоряжению градоначальник - секунд-майор Григорий Кирьяков будет производить в Одессе народную перепись, и просил первых одессиян от нее не уклоняться, “ибо она принесет им истинную пользу”. Ревизия числа городских обывателей, с разделением их по роду занятий, кроме дворян, чинов военной и гражданской службы да особ духовного звания, обнаружила в Одессе 2349 душ - мужчин и женщин разного звания и нации. Так, казенных поселян оказалось 500 душ, мещан из разных губерний - 613. Из иноплеменных жителей Одессы евреев жило -240, греков - 224 и болгар - 60 человек обоего пола. Торговое сословие по той переписи было представлено 146-ю купцами разных гильдий.


Значительную долю обитателей города составляли тогда записавшиеся в мещане беглые от помещиков крестьяне, - целых 566 душ. Многие из них, переменив имена, открыто занимались торговлей и ремеслами. Осип Михайлович де-Рибас знал цену своим словам - те из беглых, кто откликнулся на его призыв, после переписи обрели себя в правах вольных жителей Одессы, потому та первая дерибасовская перепись обывателей Одессы была в то же время и амнистией для большинства их них. Впрочем, нет сомнений, что народа в Одессе было куда более. Привести в известность количество всех первопоселенцев тогда попросту не представлялось возможным, как “по неутройству еще самого города”, так и “по недоверчивости жителей, большей частью из разных стран Европы и России, зашедших в Очаковскую область”. Достоверно известно, что среди тех первых одесситов были и 98 семейств козаков черноморских, имевших жительство в городских предместьях с 20-ю при них офицерами... Залог несомненных успехов новорожденного города состоял в том, что Одесса, объявленная де-Рибасом свободным торговым портом, не знала с первых же своих дней, в отличие от остальной империи, суровости крепостного права. Вся, явившиеся на призыв Осипа Михайловича первопоселенцы, по преимуществу беглый крестьянский, а также прочий бродячий и бездомный люд, - изгои империи, а вместе с ними и те выходцы из стран Европы и Леванта, чьи судьбы были иной раз отягощены и сомнительным прошлым, - все они находили в Одессе не только кров, но и становились её полноправными гражданами. С одобрения де-Рибаса, никто из его чиновников особенно не допытывался у этого отчаянного народа о его прежней жизни.

В Одессе в огромной цене были рабочие руки! В стремлении поставить на берегах Хаджибейского залива главный город Черномории, “созидатели Одессы - как писал Александр де-Рибас, - рады были всем, даже преступникам, лишь бы они оставались здесь - не уходили”. Для привлечения в Одессу торговых людей и промышленников де-Рибасом даны были значительные льготы и даже обещано денежное пособие от казны для тех из поселенцев, которые устроят в городе фабрики и заводы, откроют магазины или займутся иными полезными промыслами. Еще весной 1795 года де-Рибас, добился в Петербурге утверждения своих проектов относительно увеличения полезного одесского населения, в том числе и строительства для этой цели 53 каменных домов с торговыми лавками при них. Для торговли съестными припасами был устроен в том же году вольный рынок, долгие годы известный в Одессе, как Старый базар*, а для мануфактурных товаров - Красные ряды на будущем Александровском проспекте. Причем, эти торговые места раздавались всем желающим, и брали их очень охотно, а через год одних каменных лавок в Одессе было 398, деревянных - 143.


Сверх того, в дерибасовские времена в Одессе насчитывалось уже 17 магазинов** для хранения зернового хлеба. * Ныне сквер атамана Головатого. ** Складов Из промышленных заведений упоминается 6 ветряных мельниц и 2 мельницы на конной тяге, макаронная фабрика и фабрика пудры капитана французской службы Пишона, известковый и два кирпичных завода. Значительную торговлю лесом и другими исконно российскими товарами довольно успешно производили купцы Ларион Портнов и Иван Лифенцов, имевшие в Одессе постоянную оседлость.






оставить комментарий
страница1/9
Дата24.09.2011
Размер2,11 Mb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3   4   5   6   7   8   9
отлично
  3
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх