План. Введение. Каноны строительства и внутреннего убранства византийских православных храмов. Церковь святой Троицы города Инта и ее внутреннее убранство icon

План. Введение. Каноны строительства и внутреннего убранства византийских православных храмов. Церковь святой Троицы города Инта и ее внутреннее убранство


1 чел. помогло.

Смотрите также:
Конкурс школьников и молодежи на лучшую творческую работу Республ...
Церквиволосовскогорайон а...
Хорошие новости с евгенией коробковой' 24...
Образ мудреца в духовной и художественной традиции...
Е. И. Волкова Образ мудреца в духовной и художественной традиции...
Храмовый комплекс (пк №80б-сао) 0,34 Га; Общая площадь 1,17 Га...
2010 г.  II международную научную конференцию...
Максименков А. Г. 2 курс з/о...
«И тесен дом, да просторен он»...
№ Действия учителя и вопросы, подлежащие рассмотрению...
Конспект занятия тема: посиделки в русской избе состав учебной группы...
Соборные мечети Башкирии...



скачать
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МО
«ГОРОД ИНТА».


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 10».



Тема:

Храм святой Троицы

г. Инты.


Авторы: Теребило Александра,

Огородова Елена,

учащиеся 9 «Б» класса

МОУ «СОШ №10»

Руководитель: Семерикова С. А,

учитель истории

МОУ «СОШ №10».


Инта 2008.

Церковь святой Троицы г. Инта.


План.



  1. Введение.

  2. Каноны строительства и внутреннего убранства византийских православных храмов.

  3. Церковь святой Троицы города Инта и ее внутреннее убранство.

  4. Проблемы современного православия в городе Инта.

  5. Краткие выводы.

  6. Список литературы.

  7. Приложения.


Введение.


В этом году на базе 9-х классов работал факультатив «История мировых религий», слушателями которого были и мы. Нас привлекла тема факультатива, вопросы, которые на нем рассматривались. На занятиях мы обсуждали проблемы духовности, нравственности. Эти два понятия сродни друг другу, они являются основными составляющими национального духа, национального достоинства. Душа человека, дух народа, нации – нашли свое воплощение в религии как неотъемлемой части национальной культуры, важнейшего культурологического феномена.

В современном российском обществе ощущается повышенный интерес к религии. Это объясняется рядом причин. Прежде всего – происходит переосмысление российского и мирового исторического прошлого, событий сегодняшнего дня с позиций обществоведческих ценностей. С другой стороны – общество ощущает острую потребность в доброте, милосердии, сострадании, любви к ближнему. Это есть основы религиозного мировоззрения.

У нас появилась возможность лучше узнать историю появления мировых религий, особенности каждой из них. Но исторически сложилось так, что христианское православие нам ближе, знакомее и тем самым более интересно. С удивлением мы узнали, сколько еще неизвестного для нас, непознанного. А тем самым более привлекательного в истории российского православия. Мы узнали более подробно историю возникновения православия, его развития, начиная от ветхозаветного периода до современности. Отличительной особенностью христианского православия является его ярко выраженное внешнее воздействие на органы чувств верующих: подчеркнутая строгость и величественность храмов, их богатое внутреннее убранство, торжественность песнопений,

музыкальное и хоровое сопровождение. К сожалению, рамки учебной программы факультатива не позволили нам подробно рассмотреть обрядовую сторону православного христианства. Поэтому мы обратились к изучению этого вопроса в рамках научно-исследовательской работы, которую мы вам сейчас представляем.

Данная исследовательская работа является результатом коллективного труда учащихся 9 «Б» класса.

Целью работы является изучение храмовых построек, характерных для православного христианства на основе действующего в настоящее время Храма святой Троицы города Инты.


Задачи:

  1. Изучение канонических правил строительства и внутреннего убранства христианских храмов, принятых и утвержденных на Вселенских Соборах.

  2. Изучение застройки и внутреннего убранства храма святой Троицы г. Инты и сравнение их с каноническими образцами.

Для выполнения поставленных задач мы использовали различные методы исследования. Это поиск необходимой информации в библиотеках города, изучение энциклопедических и монографических статей, а также публикаций в газете «Искра». Но главным составляющим источником наших знаний стало интервью с отцом Василием, престолоблюстителем церкви святой Троицы г. Инты, которое он нам дал после предварительной договоренности. На основе полученной информации мы провели сравнительный анализ строительства и внутреннего убранства старинных православных храмов и Церкви святой Троицы г.Инты. Результаты проведенного исследования легли в основу представленной работы.


Каноны строительства и внутреннего убранства византийских православных храмов.


Храм, символизирующий землю увенчанный куполом (символом неба) – это образ мира, творения Божиего. Купол символизирует также пылающую свечу, пламенность молитвы и устремленность к Богу. По церковным канонам вся жизнь христианина должна быть связана с храмом.

Одной из наиболее распространенных с древнейших времен архитектурных форм, использующихся для строительства православных храмов, была базилика. Это прямоугольное в плане здание, внутреннее пространство которого разделено рядами колонн или столбов на продольные части: нефы (от лат. Nevis –«корабль»), причем центральный неф более высокий. Базилика представляет храм как корабль, совершающий свой путь по бурному житейскому морю к горнему Иерусалиму (т.е. к Царству Небесному). Чтобы увеличить внутреннее пространство храма, кроме продольных устраивался специальный поперечный неф. Такая базилика в основании представляла собой крест.

Для византийской культуры характерны крестово-купольные храмы, имеющие в плане крест и большой купол в центре.

Основными частями христианского храма являются притвор – место, где могут находиться те, кто готовиться принять крещение (оглашаемые), кающиеся и отлученные от причастия; средняя (внутренняя часть), предназначенная для молящихся; алтарь – важнейшее место храма, символизирующее Царство Небесное; солея – возвышение перед алтарем; амвон – место для чтения Евангелия, произнесения проповедей священником.

Православный храм называется церковью. Одной из основных отличительных особенностей церкви является иконостас – состоящая из икон стена, отделяющая алтарь от средней (внутренней) части храма. Алтарь располагается в специальном полукруглом выступе апсиде (греч. «дуга», «полукруг»). Алтарь всегда находится в восточной части храма, поэтому верующие символически обращаются к восходящему солнцу – образу Христа, рассеивающего мрак смерти. В центре алтаря располагается престол – четырехугольный стол, вокруг которого совершается евхаристия. Престол православных храмов освящается в память какого-либо святого или события, празднуемого Церковью. От наименования престола получает название и весь храм. Престолов может быть несколько в разных приделах, но храм называется по главному, центральному престолу.

Во время службы голоса певчих возносятся к главному куполу храма, где на своде обычно помещается изображение Пантократора (греч. «вседержитель») – Христа Вседержителя с благословляющим жестом правой руки, текстом Евангелия в левой, в окружении небесной стражи – архангелов.

Вседержитель – один из основных типов изображения Христа, представляющий Его в виде Небесного Царя и Судии: Христос восседает на троне, благословляя правой рукой, а левой держит свиток или книгу. Наряду с фигурой Христа в рост существует поясное изображение Пантократора – один из самых распространенных иконографических типов росписи купола на Руси.

По древней традиции в конхе (навершии) алтаря помещали изображение Богоматери Оранты (лат. «молящаяся»). Богородица представлена здесь одна, в полный рост, с молитвенно воздетыми руками. Эту традицию бережно сохранило православное искусство.

На четырех парусах помещают фигуры евангелистов. Парус – строительная конструкция, обеспечивающая переход от прямоугольного основания к купольному покрытию. Он представляет собой часть купольного свода в виде сферического треугольника, который перекрывает угол квадратного помещения. Евангелистов изображают за писанием священных книг о земной жизни Христа – четырех Евангелий, ставших основой Нового Завета. Считалось, что подобно тому, как купол опирается на столбы посредством парусов, так и вся Вселенская Церковь основывается на четырех Евангелиях.

И наконец, на вертикальных столбах, поддерживающих купол, изображают христианских героев и мучеников – тех, кто проповедовал и утверждал христианство на земле. Это также исполнено символического смысла: Церковь считает их истинными «столпами мира».

Иконостас – перегородка, отделяющая основное пространство храма от алтаря и состоящая из нескольких рядов отдельных икон, установленных в определенном порядке на горизонтальных балках – тяблах.

В византийской традиции это невысокая перегородка, на которой помещался крест – древний символ распятого Христа. Здесь же располагался Деисус (от греч. «деисис» - «моление») – композиция, написанная на одной или трех досках, изображающая фигуры Иисуса Христа, Богородицы и Иоанна Предтечи. Духовное содержание этой композиции – в обращении человека к Богу.

В XIV в Русь переживала духовный и художественный расцвет. У истоков нового стиля стояли Феофан Грек, Андрей Рублев, Даниил Черный. Они впервые создали иконостас как сплошную стену, где иконы располагаются рядами (чинами) по строгой религиозно-иерархической системе. Поэтому иконы, составляющие иконостас, называют чиновными.

Общая композиция иконостаса отражает идею небесной иерархии. «Небесного града». Это небо, открывающееся земле.

Верхний ряд – праотеческий; он представляет первоначальную ветхозаветную Церковь от Адама до Моисея, т.е. до получения Закона. Изображенные здесь праотцы предстают со свитками, на которых начертаны пророчества о пришествии Иисуса Христа. В центре чаще всего помещается образ Троицы как знак первого Завета, который Бог заключил с человеком.

^ Пророческий ряд представляет Церковь, получившую Закон от Бога. На свитках, которые держат пророки этого ряда, начертаны предсказания о грядущем Мессии – Христе. Часто в этом ряду помещается икона Богоматери Знамения. Каждый пророк изображается со своим символом и эмблемой, установленными иконописным каноном.

^ Праздничный ряд – период новозаветной истории; в нем изображаются основные события из жизни Иисуса Христа и Богородицы, чаще всего – 12 праздников (так называемые двунадесятые праздники: Благовещение, Рождество Христово, Крещение, Сретение, Преображение, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне и др.)

^ Деисусный чин – группа икон, имеющая в центре изображение Христа Вседержителя, а справа и слева от него – Богоматери и Иоанна Крестителя, представленных в традиционной позе молитвенного заступничества. Этот ряд – ядро иконостаса. Поэтому иконы в нем чаще всего самые большие по размеру. Именно в деисусный ряд русские мастера помещали фигуры архангелов Михаила и Гавриила, апостолов Петра и Павла, святых отцов и святых мучеников. Основной догматический смысл подобных икон – посредническая молитва, заступничество за род людской перед лицом Царя Небесного. Иисус Христос, как правило, изображается в царском или архиерейском облачении.

Под деисусным чином располагается алтарная преграда, где находятся три двери, ведущие в алтарь. Посреди иконостаса, прямо перед престолом, находятся так называемые царские врата – главный вход в алтарь. По сторонам от царских врат расположены обычно две иконы: Спасителя и справа от него – Богородицы с младенцем. Здесь же крепится местная икона. Т.е. икона того праздника или святого, которому посвящен храм. Тут могут помещаться и изображения святых, почитаемых в данной местности. И если они выделяются в особый ряд икон, то он носит название местного чина. Но в этом ряду обязательно над царскими вратами помещается икона Тайная Вечеря.

На царских вратах рядом с живописью присутствует резьба. А иногда и скульптурные изображения. На створах царских врат обычно располагают изображения Благовещения (сверху) и четырех евангелистов.

Кроме центральных, царских, врат, в алтарной преграде есть северные и южные врата. На них изображаются святые диаконы или архангелы, которые понимаются как служащие при совершении церковных таинств.

Начиная с XV в. Иконостас становится на Руси обязательной частью внутреннего убранства каждого храма. Правда, число ярусов, или чинов, иконостаса могло быть различным – по усмотрению священнослужителей.

Как сложная система священных изображений иконостас может быть подвергнут разнообразным символическим толкованиям. Отсюда – разное размещение икон на нем. Но Иисус и ряд с изображением Тайной Вечери над царскими вратами считаются обязательными.

Обращая внимание верующих во время литургии на иконостас, духовное искусство помогает человеку в молитве совершить переход от мира земного к миру возвышенному, воздействуя в первую очередь на зрение и слух.

Таким образом, внутреннее убранство православных храмов представляет собой целостную систему, элементы которой тесно связаны между собой и несут огромное смысловое значение –отражение пути верующих к Богу.


Церковь святой Троицы города Инта и ее внутреннее убранство.


Из интервью с отцом Василием, престолоблюстителем Церкви святой Троицы г. Инта, мы получили много интересной и полезной информации. Нужно отметить, что отец Василий охотно согласился на нашу встречу. Беседа проходила в очень увлекательной форме. Мы скоро почувствовали, что отец Василий не просто выполняет возложенные на него обязанности, но душой болеет за храм, верующих; ему небезразличны их проблемы.

Отец Василий родился 5 июня 1958г в Свердловской области. После службы в Вооруженных силах в 1981г. приехал в город Инту, устроился на работу на шахту «Пионер», на которой проработал 13 лет. Что привело Василия к Богу, сам он об этом не рассказывает. Но мы знаем, что путь каждого к Богу свой собственный, он бывает тернистым и трудным, но обязательно глубоко осознанным. Еще в начале 90-х гг. на месте будущего храма находилась православная община, возглавлял которую отец Владимир. Вместе с другими верующими Василий посещал общину, много читал, учился, принимал активное участие в строительстве будущего храма.

Строительство храма началось в Инте в 1992году. В этом году при еще недостроенном храме появилась звонница. Возведение храма проходило достаточно трудно, не хватало финансовых средств, да и городские власти в те сложные годы были заняты решением совсем других проблем. Но тем не менее храм строился. Как иногда говорят, храм строили всем миром. Помогали прихожане, которые не только жертвовали свои деньги на возведение храма, но и участвовали непосредственно в строительных работах, уборке и облагораживанию прилегающей территории. Многие из них принесли из дома свои иконы, некоторую церковную утварь. Достаточно помогала и Сыктывкарская епархия, решая многие юридические и организационные вопросы, в том числе и финансовые.

7 апреля 1994 года состоялось торжественное освящение храма. Так как ближайшим двунадесятым (главным) православным праздником был праздник Святой Троицы, то главный престол интинского храма был назван в честь святой Троицы, а по наименованию главного престола так стал называться и весь храм. Окончательно строительство храма было завершено в 1995 году.

В настоящее время храм Святой Троицы представляет законченное сооружение, полностью соответствующее канонам православной церкви. Церковь возведена на святом «отмоленном» месте, там где длительное время проходили собрания православной общины. Здание выполнено в крестово-купольном стиле: основание, напоминающее крест, увенчано в центре куполом. Церковь ориентирована, как полагается по православной традиции, на восток, т.е. входящие внутрь обращаются к восходящему солнцу – образу Христа. Хочется отметить, что отец Василий заботится о входящих в церковь с тем, чтобы их внешний вид соответствовал требованиям церковного богослужения. При входе в церковь можно увидеть различные памятки для входящих, в которых содержатся правила поведения в Храме. Они достаточно просты для выполнения, но очень строги по содержанию. Например, женщины должны входить в храм обязательно в головном уборе, желательно в платке, женской одежде, т.е. в юбке, без косметики на лице. Мужчины – обязательно без головного убора. Вести себя в Храме нужно тихо, спокойно, не мешать другим верующим, отключать мобильные телефоны. Фотографировать в храме также запрещается.

Входящие в храм попадают в притвор – небольшое помещение, куда разрешается входить всем без исключения, в том числе некрещеным, кающимся, отлученным от причастия и даже представителям других конфессий. Здесь вошедшие могут поговорить со служителями церкви (решить вопрос о предстоящем крещении, венчании, соборовании и т.п.), купить свечи, иконки, тексты молитв, взять необходимое количество святой воды.

Крещеные православные для участия в молитвенном богослужении проходят в среднюю, главную часть храма. Здесь же совершаются таинства, т.е. священнодействия, в которых таинственно подается благодать Святого духа – спасающая сила Божия. В Православной церкви существует семь таинств – крещение, миропомазание, покаяние (исповедь), евхаристия (причащение), брак (венчание), священство (рукоположение), елеосвящение (соборование).

Внутреннее убранство Храма святой Троицы соответствует канонам, принятым в православном христианстве. К сожалению, в Храме нельзя фотографировать, поэтому мы не сможем проиллюстрировать свой рассказ. Взгляды прихожан в первую очередь устремляются на иконостас, т.е. перегородку, отделяющую центральную часть храма от алтаря, расположенного в восточной части здания. Конечно, иконостас интинской церкви намного беднее, чем в главных храмах страны, но наличие и расположение икон говорит о соблюдении строгих традиций. Мы можем увидеть четкую композицию иконостаса: в верхнем, праотеческом ряду находятся изображения праотцов церкви с пророческими свитками. Здесь же находится изображение Троицы. Ниже расположен пророческий ряд, в котором находятся изображения пророков, предсказывающих о грядущем появлении Христа. Еще ниже расположен ряд небольших икон (праздничный ряд), содержащих изображения основных событий из жизни Иисуса Христа и Богородицы. В центре иконостаса – самые большие иконы (деисусный ряд). Здесь находятся изображения Христа Вседержителя, Богоматери, Иоанна Крестителя, архангелов Михаила и Гавриила, апостолов Петра и Павла, святых Николая Чудотворца, Пантелеймона и др., в том числе и святых мучеников.

В центре иконостаса расположены царские врата – двери, ведущие в алтарь-главную часть храма, заходить в которую могут только служители церкви, а в исключительных случаях – верующие по приглашению священника для совершения специальных обрядов. Кроме царских врат есть еще два входа в алтарь – так называемые северные и южные врата.

Кроме иконостаса взгляды молящихся устремляются вверх, к куполу храма, где находится изображение Христа Вседержителя. На парусах – изображения четырех евангелистов - святых Луки, Матфея, Марка, Иоанна Златоуста.

По периметру центральной части храма помещены изображения различных святых. Прихожане могут свободно подойти к ним, попросить помощи и заступничества, поставить свечи.

Во время молитвы или богослужения отец Василий, находясь на амвоне (месте для чтения Евангелия) произносит проповеди, т.е. поучения к прихожанам. В проповедях содержатся не только наставления о правильном нравственном поведении в миру, но и отношение самого священника к событиям, происходящим в нашей стране, мире.

Таким образом, расположение и внутреннее убранство Храма святой Троицы г. Инты соответствует каноническим образцам, принятым в православном христианстве.


Проблемы современного православия в городе Инта.

Беседуя с отцом Василием, мы обратили внимание на его активную жизненную позицию. Он не является человеком, выполняющим только возложенные на него обязанности, многочисленные проблемы города он не оставляет без внимания. Особенно отец Василий отмечает возросший уровень тревожности среди горожан. Причин для этого много, это и отсутствие работы с достойной заработной платой, и нерешенность жилищно-бытовых проблем, потеря нравственных ориентиров и просто неспособность найти интересное для себя занятие.

В связи с этим активизировалась деятельность различного рода сект, расположенных не только в городе, но и в поселках. Питательной почвой для сектантства является не только нерешенность личных проблем людей, но и их религиозная неграмотность, а порой – неразборчивость собеседников. Конечно, отец Василий признает право каждого человека на свободу выбора исповедания, но его беспокоит то, что многие секты, прикрываясь человеколюбием, лишь заманивают людей в свое общество, но не помогают человеку найти выход из сложной жизненной ситуации, нередко представляют потенциальную опасность для человека.

По мнению отца Василия, помочь человеку можно лишь развивая и совершенствуя его духовный, нравственный мир. Это можно и должно делать в школе, когда человек еще растет, развивается нравственно, в других государственных учреждениях соответствующего профиля.

Сам отец Василий много делает для религиозного просвещения горожан. В частности на средства церкви создана воскресная школа, пользующаяся популярностью у интинцев. Посещающие школу дети вместе с родителями не только изучают азы православия, но в большей степени развивают свои способности, занимаясь рисованием, лепкой, другим художественным творчеством. Нравственные беседы, сопровождающие эти занятия, способствуют формированию человеколюбия, готовности придти на помощь, состраданию и т.п. На базе гимназии № 3 отец Василий ведет спецкурс «Основы православия».

Одним из положительных моментов последних лет является рост посещений прихожанами храма, причем не только в дни религиозных праздников, но и в будние дни. Среди них увеличивается число молодежи.

Отец Василий является патриотом своего города, человеком болеющим за его судьбу, судьбу всех горожан. Он верит, что у нашего города есть будущее. Каждый житель должен способствовать его развитию и процветанию.


Краткие выводы.


В результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам:

  1. Внутреннее убранство православных храмов представляет собой целостную систему, элементы которой тесно связаны между собой и несут огромное смысловое значение –отражение пути верующих к Богу.

  2. Расположение и внутреннее убранство Храма святой Троицы г. Инты соответствует каноническим образцам, принятым в православном христианстве.

  3. Изучение истории мировых религий, в том числе православного христианства способствует нравственному развитию и становлению личности, воспитанию веротерпимости и толерантности.


Список литературы.


  1. Гараджа В.И. Религиеведение. - М., 1994.

  2. Кулаков А.Е. Религии мира. – М., 1996.

  3. Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси. – М., 1994.

  4. Энциклопедия для детей. Т.6, ч.2. Религии мира. – М., 1996.


Приложения.









План базилики.


1. Вход 5. Алтарь

2. Неф 6. Алтарь под балдахином

3. Место для хора 7. Апсида

4. Вход на хоры




Скачать 145,25 Kb.
оставить комментарий
Дата24.09.2011
Размер145,25 Kb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

отлично
  3
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

наверх