Программа дисциплины дпп. Ф. 12 История русской литературы (ч. 1) icon

Программа дисциплины дпп. Ф. 12 История русской литературы (ч. 1)


Смотрите также:
Программа дисциплины дпп. Ф. 12 История русской литературы (ч. 7) Цели и задачи дисциплины...
Программа дисциплины дпп. Ф. 12 История русской литературы (ч. 3) Цели и задачи дисциплины...
Программа дисциплины дпп. Ф. 12 История русской литературы (ч. 5) Цели и задачи дисциплины...
Программа дисциплины дпп. Ф. 12 История русской литературы (ч. 2)...
Программа дисциплины дпп. Ф. 12 История русской литературы (ч. 4)...
Программа дисциплины дпп. Ф. 13 История зарубежной литературы (ч. 1 ) Цели и задачи дисциплины...
Программа дисциплины дпп. Ф. 12 История русской литературы (ч. 6) Цели и задачи дисциплины...
Программа дисциплины «Теория и история русской литературы» для направления: 031400...
Учебно-методический комплекс дисциплины «История русской литературы» Специальности – 031001...
Программа дисциплины дпп. Ф. 13 История зарубежной литературы (ч...
Программа дисциплины дпп. Ф. 13 История зарубежной литературы (ч. 3)...
Программа дисциплины Теория и история русской литературы для специальности 031400...



Загрузка...
скачать


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ" (ТГПУ)


УТВЕРЖДАЮ

Проректор (декан факультета)

__________________

"___" __________ 200__ г.


ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


ДПП.Ф.12 ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

(ч.1)


1. Цели и задачи дисциплины

Цели: проследить процессы развития русской литературы от момента ее зарождения (X – XI вв.) до переходного периода (XVII-XVIII вв.); формирования оригинальной литературы (XI в.); взаимодействия русской и византийской культуры посредством болгарской литературы-посредницы.

Задачи: изучение основных этапов развития древнерусской литературы;

- изучение жанрово-стилевых особенностей древнерусских памятников;

- иметь представление о процессе развития литературы XI-XVII вв.,

- знать основные термины и понятия (анонимность, трансплантация, книжность, житие, летопись, апокриф);

- познакомиться с творчеством отдельных писателей.

^ 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате работы над курсом студент должен:

Знать: - основные термины и понятия, изучаемые в разделах курса;

- основные этапы развития древней русской литературы;

- творчество выдающихся писателей изучаемого курса;

- основные памятники древнерусской книжности.

Уметь: - анализировать памятники древнерусской книжности;

- ориентироваться в литературном процессе XI-XVII вв.;

- правильно использовать термины и понятия, изучаемые в рамках курса.

^ 3. Объем дисциплины и виды учебной работы

Виды учебной деятельности

Всего часов

Семестр

Общая трудоемкость дисциплины

108

1

Аудиторные занятия

36




Лекции

18




Практические занятия

18




Самостоятельная работа

72




Вид итогового контроля

Экзамен

1

^ 4. Содержание дисциплины

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

N/N

Раздел дисциплины

Лекции

Практические занятия

1.

Своеобразие древнерусской литературы. Основные проблемы изучения древнерусской литературы.

2

2

2.

"Повесть временных лет". Русское летописание.

2

2

3.

Литература XII-XIII вв. Слово о полку Игореве.

2

2

4.

Житийная литература.

2

2

5.

Повести о татаро-монгольском нашествии.

2

2

6.

Литература XVI в. (сочинения М. Грека, "Степенная книга", "Домострой").

2

2

7.

Демократическая литература XVII в.

2

2

8.

Сочинения протопопа Аввакума.

2

2

9.

Русское барокко. Творчество Симеона Полоцкого.

2

2

^ 4.2. Содержание разделов дисциплины

1.Своеобразие древнерусской литературы. Основные проблемы изучения древнерусской литературы.

Христианизация Руси и начало развития нового типа культуры. Возникновение славянской письменности; перевод греческих памятников и роль Болгарии в распространении книжного знания на Руси. Деятельность Кирилла и Мефодия. Появление первых переводных и оригинальных памятников древнерусской литературы.

Проблема периодизации древнерусской литературы. Объем древнерусской литературы. Понятия «список», «редакция», «извод», «сборник». Компилятивный характер древнерусской книжности. Памятники духовной и светской литературы. Жанры древнерусской книжности. Взаимодействие устной и письменной тенденций в развитии древнерусской литературы.

^ 2. "Повесть временных лет". Русское летописание

Древнерусские летописи как особый вид памятников, роль летописания в развитии древней Русской литературы, ее основные жанровые признаки. Художественное значение летописей; труды А.А. Шахматова по изучению летописных памятников. "Повесть временных лет" как памятник древнерусской книжности. Время создания "Повести временных лет". Лаврентьевский и Ипатьевский списки ПВЛ. Основные литературные приемы создания летописи. Философия истории древнего летописца, особенности его эстетического сознания. Гипотезы А.А. Шахматова, Д.С. Лихачева, В.М. Истрина о начале русского летописания.

3. Литература XII-XIII вв. "Слово о полку Игореве"

История открытия и изучения памятника. События неудачного похода новгород-северского князя Игоря 1187 г. и его отражение в русской книжности. Основная идея «Слова», его жанровое, сюжетно-композиционное своеобразие. Культурно-исторический фон памятника, традиции русской книжности и фольклора. Способы изображения князей, оценка политической обстановки того времени. Способы выражения авторской позиции, образы русской женщины, особенности стиля. Образ Бояна. Способы изображения природы, образ русской земли. Основная идея «Слова» - призыв к единению русских князей в период междоусобиц. Образная система в Слове. Сочетание христианских и языческих мотивов в «Слове». Труды Д.С. Лихачева, В.П. Адриановой-Перетц по изучению «Слова».

^ 4. Житийная литература

Распространение житийных жанров. Понятие житийного канона, тесная связь жанра с религией. Способы создания особой эмоциональной атмосферы в памятниках. Характерные образцы жанра жития и формы распространения житий на Руси. Оригинальные русские жития. Формирование особого русского религиозного типа и его отражение в русских житийных памятниках. Вопросы христианской морали и изображение идеала монаха. Композиция житийных памятников. Типы житийных произведений: жития святых мучеников ("Житие Бориса и Глеба" Нестора); житие подвижническое ("Житие Феодосия Печерского"); княжеское житие (Житие Александра Невского). Жития конца XIV – XV в. Творчество Епифания Премудрого ("Житие Стефана Пермского", "Житие Сергия Радонежского") и экспрессивно-эмоциональный стиль. Сочетание реалистических тенденций и фантастических элементов в памятниках. Обмирщение жанра жития в XVII в. ("Житие Улиании Лазаревской").

^ 5. Повести о татаро-монгольском нашествии

Начало татаро-монгольского нашествия в XIII в. и первые русские повести о татарском нашествии. Стиль воинских повестей XIII в. "Повесть о битве на реке Калке". Второе нашествие татар. "Повесть о разорении Рязани Батыем". Композиция памятника: история о перенесении иконы св. Николы; разорение Рязани; повесть о Евпатии Коловрате. Основные принципы изображения исторических событий. Осмысление нашествия как наказание за грехи. "Слово о погибели Русской земли". Куликовская битва 1380 г. и ее отражение в литературе. "Задонщина". Устнопоэтическая традиция и влияние "Слова о полку Игореве".

6. Литература XVI в. (Сочинения М. Грека, "Степенная книга", "Домострой")

Особенности русской литературы XVI в. Деятельность Максима Грека, развитие духовного подвижничества, богословской мысли. Основные произведения М. Грека и его влияние на древнерусскую философскую мысль. Творчество митрополита Даниила – противника М. Грека. Основные произведения, отразившие идею централизованного государства – Стоглав, Степенная книга, Великие Минеи-Четьи, Домострой. Стремление организовать образ жизни средневекового человека. "Домострой" как руководство в повседневной жизни человека. Период возникновения, композиция, основная идея. Списки, состав памятника. Эстетический идеал "Домостроя". Значение произведений XVI вв.

^ 7. Демократическая литература XVII в.

Общая характеристика литературы переходного периода конца XVII – начала XVIII вв. Демократические тенденции в литературном и культурном процессе, секуляризация культуры, развитие грамотности в средних и низших слоях населения. Появление бытовых (реалистических) элементов в русской литературе. Морально-дидактические и бытовые повести XVII в. ("Повесть о Горе-Злочастии", "Повесть о Савве Грудцыне", "Повесть о Карпе Сутулове", "Повесть о Фроле Скобееве"). Конфликт "отцов и детей" и его отражение в русских повестях XVII в. Демонологические и богородичные мотивы в повестях XVII в. Влияние западно-европейской и фольклорной традиций. Сатирические произведения XVII в. ("Повесть о Ерше Ершовиче", "Калязинская челобитная"). Происхождение и значение древнерусских сатирических произведений.

^ 8. Сочинения протопопа Аввакума

Период «смуты», его культурно-историческое значение. Высшие духовные ценности и нравственные идеалы, готовность к физическим страданиям и практика аскетизма в среде подвижников русской церкви. Кружок «ревнителей древлего благочестия» Стефана Вонифатьева и начало реформы. Раскол в русской церкви XVII в. и его философское, культурное, политическое значение. Старообрядческая литература. Жизнь протопопа Аввакума и его политические взгляды. Стиль «Жития»: соединение церковно-книжных элементов с вульгарной речевой стихией («вяканье»). Использование традиций агиографической литературы, сочетание формы сказа, проповеди, жанра видений; исповедальный характер памятника. Религиозная фантастика в «Житии» и реалистически-бытовые, этнографические описания. Соединение личного автобиографического повествования с панорамой социально-политической жизни страны. Символика текста "Жития". «Житие» Аввакума и его роль в истории русской литературы.

^ 9. Русское барокко. Творчество Симеона Полоцкого

Придворная литература XVII в., ее основные эстетические функции: религиозно-нравоучительные, политико-пропагандистские и др. Новые приемы поэтического творчества, «европеизация» культуры. Понятие "барокко", истоки возникновения направления. Своеобразие русского барокко, сочетание противоречивых тенденции в русской национальной культуре; соединение натуралистических описаний и мистических аллегорий. Симеон Полоцкий – крупнейший представитель русского барокко. Схоластическая логика и стиль Симеона Полоцкого. Основные произведения С. Полоцкого. "Вертоград многоцветный" – авторская концепция сборника как отражение поэтической логики; "Рифмологион"; "Псалтырь рифмотворная" как жанр стихотворной антологии. Метафизически-отвлеченная символика и морально-этические категории. Состав, художественные особенности, философские идеи сборника. Значение творчества С. Полоцкого в русской культуре и литературе.

^ 5. Лабораторный практикум: не предусмотрен

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература

а) основная литература:

  1. Кусков, В. В. История древнерусской литературы : учебник для вузов / В. В. Кусков. - М. : Высшая школа, 2006 - 335 с.

б) дополнительная литература

  1. Гудзий, Н. К. История древней русской литературы : учебник / Н. К. Гудзий – М. : Аспект Пресс, 2003. – 592 с.

  2. Данилевский, И. Н. Повесть временных лет. Герменевтические основы изучения летописных текстов / И. Н. Данилевский. - М. : Аспект Пресс. 2004, – 383 с.

  3. Демкова, Н. С. Житие протопопа Аввакума. [текст] (творческая история произведения) / Н. С. Демкова. ред. В. П. Адрианова-Перетц. - Л. : Изд-во Ленингр.ун-та. 1974. – 167 с.

  4. История древней русской литературы : хрестоматия / Сост. Ю.О. Чернявская. - Томск : Изд-во ТГПУ, 2008. - 502 с.

  5. Лихачев, Д. С. Великое наследие. Классические произведения литературы Древней Руси / Д. С. Лихачев. - М. : Современник, 1980. - 412 с.

  6. Лихачев, Д. С. Поэтика древней русской литературы / Д. С. Лихачев. – изд. 3-е исп. и доп. - М. : Наука, 1979. - 358 с.

  7. Лурье, А. С. Истоки русской беллетристики: возникновение жанров сюжетного повествования в древнерусской литературе / А. С. Лурье, О. В. Творогов, В. П. Адрианова-Перетц. отв. ред. Я. С. Лурье. - Л. : Наука, 1970. - 592 с.

  8. Творогов, О. В. Переводные жития в русской книжности XI-XV веков. Каталог / О. В. Творогов. - М., СПб : Альянс – Архео, 2008. - 144 с.

  9. Трофимова, Н. В. Древнерусская литература. Воинская повесть XI-XVII вв. Курс лекций. Развитие исторических жанров. Материалы к спецсеминару / Н. В. Трофимова. - М. : Флинта : Наука. 2000. – 208 с.

  10. Шайкин, А. А. Поэтика и история: На материале памятников русской литературы XI – XVI веков : учеб.пособие / А. А. Шайкин. – М. : Флинта: Наука, 2005. – 456 с.

  11. Шахматов, А. А. Разыскания о русских летописях / А. А. Шахматов. - М. : Академический проект. Жуковский Кучково поле, 2001. - 878 с.

  12. Шахматов, А. А. История русского летописания. Т. 1. / А. А. Шахматов. - СПб. : Наука, 2003. - 1021 с.

^ 6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

Дидактические и методические пособия, методические разработки, видеофильмы, имеющиеся в фонде кафедры, хрестоматии, сборники статей, тексты, материалы учебно-методического характера.

  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Фонды кафедры литературы, телевизор, DVD- плейер, Интернет.

  1. Методические рекомендации по организации научной дисциплины

    1. Методические рекомендации преподавателю

Освоение дисциплины предполагает следующие формы работы преподавателя:

- лекционные, практические, консультационные занятия;

- проверка самостоятельной работы студентов с помощью контрольных вопросов и тестов;

- проверка рефератов.

Методы обучения ориентированы на рассмотрение литературного процесса в культурно-историческом контексте эпохи, что отражено в системе вопросов для самостоятельной работы.

^ 8.2. Методические указания для студентов

Работа студентов над курсом предполагает чтение текстов произведений, обязательных и дополнительных историко-литературных источников, выполнение рефератов по избранным темам. Изучение курса предполагает следующие виды деятельности и формы контроля:

Задания: конспектирование статей; составление планов отдельных прочитанных лекций; анализ текстов.

Выполнение рефератов по следующим темам:

    1. Традиции русского иконописания. Творчество Андрея Рублева.

    2. Древнерусское зодчество.

    3. Жанр торжественной проповеди. Творчество Кирилла Туровского.

    4. Жанровое своеобразие «Жития Александра Невского».

    5. Житие Сергия Радонежского как мистическое житие.

    6. Идея «Москва – третий Рим» и ее отражение в литературе древней Руси.

    7. Повести «смутного» времени.

    8. Демократическая сатира второй половины XVII в.

    9. Автобиографическое начало в «Житии» протопопа Аввакума.

    10. Русский театр второй половины XVII в.

Примерные контрольные задания

1.Дайте определение понятия «литературная трансплантация». Назовите основные жанры переводной литературы.

2.Почему Д.С. Лихачев относит «Моление» Даниила Заточника и «Слово о полку Игореве» к памятникам, стоящим вне жанровых систем? В чем специфика жанровой системы древнерусской литературы?

3.Назовите основные положения гипотез о начале русского летописания А.А. Шахматова и Д.С. Лихачева. В чем сходство и различие этих гипотез?

4.Перечислите основные черты агиографического канона. Чем отличается «Сказание о Борисе и Глебе» от канонического жития?

5.В тексте «Жития Александра Невского» найдите характерные черты воинской повести и житийного памятника.

Примерный перечень вопросов к экзамену

  1. Проблема возникновения древнерусской литературы. Значение древнерусской литературы и культуры.

  2. Проблема периодизации древнерусской литературы.

  3. Художественная культура Древней Руси.

  4. Древнехристианская книжность и ее влияние на древнерусскую литературу.

  5. Жанр и художественное своеобразие «Слова о Законе и Благодати» митрополита Илариона.

  6. «Поучение Владимира Мономаха» как памятник учительной литературы.

  7. Переводная литература ХI-ХIII вв.

  8. «Повесть временных лет» как литературный памятник. Источники, состав, редакции «Повести временных лет».

  9. Философия истории древнего летописца. Погодный принцип повествования.

  10. Гипотезы о начале русского летописания.

  11. Система жанров в древнерусской литературе.

  12. Стиль «монументального историзма» в древнерусской литературе.

  13. «Слово о полку Игореве» как памятник культуры и литературы XII в.

  14. Художественное своеобразие «Слова о полку Игореве». Средневековая символика, языческое и христианское в «Слове».

  15. Система образов в «Слове о полку Игореве».

  16. Мученическое житие. Художественное своеобразие "Сказания о Борисе и Глебе".

  17. Преподобническое житие в древнерусской литературе. Художественное своеобразие "Жития Феодосия Печерского".

  18. Киево-Печерский патерик. История создания; соотношение реального и фантастического в патерике.

  19. Жанр хождений в древнерусской литературе. Хождение игумена Даниила в святую землю.

  20. Моление Даниила Заточника.

  21. Сюжет и композиция древнерусских воинских повестей. Система образов в воинской повести. («Повесть о разорении Рязани Батыем», «Повесть о битве на реке Калке»).

  22. Житие Александра Невского. Жанровое своеобразие, художественные особенности.

  23. Художественные особенности литературы периода объединения северо-восточной Руси. ("Сказание о Мамаевом побоище").

  24. Общерусские тенденции в литературе периода объединения северо-восточной Руси. ("Задонщина").

  25. Эволюция жанра жития в древнерусской литературе.

  26. “Экспрессивно-эмоциональный” стиль. Творчество Епифания Премудрого.

  27. Художественное своеобразие "Жития Стефана Пермского".

  28. Художественные особенности "Жития Сергия Радонежского".

  29. Идея «Москва – третий Рим» и ее отражение в древнерусской литературе. ("Повесть Нестора-Искандера о взятии Царьграда").

  30. Тема политической преемственности Русью византийского наследства. ("Сказание о князьях Владимирских").

  31. Эволюция жанра хождений в русской литературе. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина.

  32. Повесть о Петре и Февронии.

  33. Публицистика первой половины ХVI в. (Максим Грек, митрополит Даниил, Иван Пересветов).

  34. Произведения Ивана Грозного. Проблема жанра, стиля.

  35. Произведения ХVI в. обобщающего характера. («Домострой», «Великие Минеи-Четьи», «Степенная книга»).

  36. Домострой. Жанровое своеобразие, художественные особенности.

  37. Человек в литературе второй половины XVII в. («Повесть о Фроле Скобееве»).

  38. Переводная литература XVII в.

  39. Смеховой мир древнерусской литературы и демократическая сатира XVII в.

  40. Социальная сатира ХVII в. («Повесть о Ерше Ершовиче», «Повесть о Шемякином суде», «Азбука о голом, небогатом человеке»).

  41. Антиклерикальная сатира XVII в. («Калязинская челобитная», «Служба кабаку»).

  42. Бытовые и морально-дидактические повести ХVII в. («Повесть о Горе-Злочастии», «Повесть о Карпе Сутулове»).

  43. Эмансипация человеческой личности в литературе XVII в. Проблематика и художественные особенности "Повести о Горе-Злосчастии".

  44. Обмирщение жанра жития в литературе XVII в. («Житие Юлиании Лазаревской»).

  45. Раскол русской церкви XVII в. Творчество протопопа Аввакума. Стиль произведений Аввакума.

  46. Житие протопопа Аввакума. Проблема жанра. Сюжет и композиция жития.

  47. Драматургия и театр XVII в.

  48. Стихотворство XVII в. Творчество Симеона Полоцкого.

  49. Стиль барокко и искусство ХVII в.

  50. Драматургия XVII в. «Комидия притчи о блуднем сыне» Симеона Полоцкого.



Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 032900 (050301.65) «Русский язык и литература».


Программу составил:

к.ф.н., доцент кафедры литературы ТГПУ-----------------------Ю.О. Чернявская


Программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры литературы

Протокол № _1_ от «_29_» августа 2008 г.


Зав. кафедрой литературы------------------------------------М.А. Хатямова


Программа учебной дисциплины одобрена методической комиссией филологического факультета ТГПУ.

Председатель методической комиссии

филологического факультета -----------------------------А.В. Курьянович

Согласовано:

Декан филологического факультета-------------------------А.В. Гузеева





Скачать 162.67 Kb.
оставить комментарий
Дата24.09.2011
Размер162.67 Kb.
ТипПрограмма дисциплины, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх