Городская научно-практическая конференция «Шаг в будущее» городская скульптура как компонент icon

Городская научно-практическая конференция «Шаг в будущее» городская скульптура как компонент


1 чел. помогло.
Смотрите также:
Городская научно-практическая конференция обучающихся 8-11 классов «Шаг в будущее» Секция...
Городская научно-практическая конференция обучающихся 8-11 классов «Шаг в будущее» Секция...
Xvi городская научно-практическая конференция «Шаг в будущее» Муниципальное образовательное...
Городская научно-практическая конференция «Шаг в будущее» Секция «Валеология» шоколадная...
Xv городская научно-практическая конференция «Шаг в будущее» Муниципальное общеобразовательное...
Xvi I региональной научно-практической конференции «Шаг в будущее, Сибирь !»...
X VII городская научно-практическая конференция «царскосельские старты»...
Xvi городская научная практическая конференция «Шаг в будущее» Муниципальное образовательное...
Приказ 28. 10. 2011 №164-7/о Об итогах XVIII научно-практической конференции «Шаг в будущее»...
Xv городская научно-практическая конференция школьников «Шаг в будущее» Муниципальное...
«Шаг в будущее»...
Xv научно-практическая конференция «Шаг в Будущее» Муниципальное общеобразовательное учреждение...



Загрузка...
скачать


Министерство образования и науки республики Бурятия

МУ Комитет по образованию г. Улан-Удэ

Городская научно-практическая конференция «Шаг в будущее»


ГОРОДСКАЯ СКУЛЬПТУРА КАК КОМПОНЕНТ

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА Г. УЛАН-УДЭ


Выполнила: Палагний Юлия

ученица 11 «б» класса

гимназии № 33

научный руководитель: Петряева Елена Юрьевна

учитель истории гимназии № 33

высшей квалификационной категории, к.п.н.


Улан-Удэ

2010

Оглавление


Введение 3

§1 Скульптура и ее роль в формировании внешнего облика города 4

§2 История 1917-1991 г.г. в скульптурах г. Улан-Удэ 5

§3 Современная скульптура г. Улан-Удэ 8

Заключение 10

Список литературы 11

Приложение 12


Введение

Актуальность исследования. Изучение скульптур, определение их роли в формировании культурно-исторического пространства города, является одной из актуальных проблем современной исторической науки. Последние два десятилетия город Улан-Удэ переживает период бурного развития, все больше приобретая неповторимый национальный колорит. Внешний вид города за это время очень изменился: открыта пешеходная улица, Арбат, реконструируются старые здания, возводятся торговые комплексы и жилые дома, каждый из которых индивидуален и неповторим, строятся подземные переходы, создаются привлекательные зоны отдыха для горожан и приезжих. В внешнем облике города сочетаются современность и старина. Город бережно хранит свое достояние – 185 памятников архитектуры и градостроительств, 51 памятник истории, 3 памятника искусства.

^ Цель работы: проанализировать роль городской скульптуры в формировании культурно-исторического пространства г. Улан-Удэ.

Объект исследования: городские скульптуры.

Предмет исследования: городские скульптуры г. Улан-Удэ и их роль в формировании культурно-исторического пространства г. Улан-Удэ.

Задачи работы:

  1. рассмотреть виды и функции городской скульптуры;

  2. охарактеризовать скульптуры г. Улан-Удэ, созданные в 1917-1991 г.г.;

  3. изучить современные скульптуры г. Улан-Удэ.

Территориальные рамки исследования. В исследовании рассматриваются скульптуры, расположенные в г. Улан-Удэ.

^ Хронологические рамки исследования: XX- начало XXI века. Это обусловлено временем создания скульптур и событиями, в честь которых они были созданы.

Методы исследования: анализ научной и справочной литературы, интернет источников; работа с фондами музея истории г. Улан-Удэ, исторический метод, метод классификации, метод систематизации.

^ Структура работы. Работа состоит из введения, трех параграфов, заключения, списка литературы, приложения.


§1 Городская скульптура: виды, функции и роль в формировании внешнего облика города

Скульптура (лат. sculptura, от sculpo — вырезаю, высекаю) - ваяние, пластика - вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых или пластических материалов.

Главные жанры скульптуры - портрет, исторические, бытовые, символические, аллегорические изображения, анималистический жанр (изображение животных). Художественно-выразительные средства скульптуры - построение объёмной формы, пластическая моделировка (лепка), разработка силуэта, факторы, в некоторых случаях также цвета.

Различаются круглая скульптура (статуя, группа, статуэтка, бюст), осматриваемая с разных сторон, и рельеф (изображение располагается на плоскости - барельеф и горельеф).

По содержанию и функциям скульптура делится на монументально-декоративную, станковую и так называемую скульптуру малых форм. Хотя эти разновидности скульптуры развиваются в тесном взаимодействии, у каждой из них есть свои особенности.

Монументальная скульптура (памятники, монументы) связана с архитектурной средой, отличается значительностью идей, высокой степенью обобщения, крупными размерами; монументально-декоративная скульптура включает все виды убранства архитектурных сооружений и комплексов (атланты, кариатиды, фризы, фронтонная, фонтанная, садово-парковая скульптура); станковая скульптура, не зависящая от среды, имеет размеры, близкие к натуре или меньшие, и конкретное углублённое содержание.

Скульптура рассчитана на конкретное архитектурно-пространственное или природное окружение. Она носит ярко выраженный общественный характер, адресуется к массам зрителей, размещается, прежде всего, в общественных местах - на улицах и площадях города, в парках, на фасадах и в интерьерах общественных сооружений. Монументально-декоративная скульптура призвана конкретизировать архитектурный образ, дополнять выразительность архитектурных форм новыми оттенками. Способность монументально-декоративной скульптуры решать большие идейно-образные задачи с особой полнотой раскрывается в произведениях, которые называют монументальными и к которым обычно относят городские памятники, монументы, мемориальные сооружения. Величавость форм и долговечность материала соединяются в них с приподнятостью образного строя, широтой обобщения.

^ Станковая скульптура прямо не связанная с архитектурой, носит более интимный характер. Залы выставок, музеев, жилые интерьеры, где её можно рассматривать вблизи и во всех деталях, являются обычной её средой. Тем самым определяются особенности пластического языка скульптуры, её размеры, излюбленные жанры (портрет, бытовой жанр, ню, анималистический жанр). Станковой скульптуре в большей мере, чем монументально-декоративной, присущи интерес к внутреннему миру человека, тонкий психологизм, повествовательность.

^ Скульптура малых форм включает широкий круг произведений, предназначенных преимущественно для жилого интерьера, и во многом смыкается с декоративно-прикладным искусством. К скульптуре малых форм принадлежат монеты, медали и геммы.

^ Городская скульптура.

На официальных городских пространствах городская скульптура посвящается выражению символической политической идеологии, конкретным историческим событиям или личностям, определенной тематике - это скульптура монументального характера, масштабного замысла.

На ландшафтных и неофициальных общественных территориях располагаются декоративные композиции. Их предназначение - радовать, умилять, не оставлять равнодушным. Декоративные городские скульптуры носят более частный, домашний характер, демонстративно подчёркивая отсутствие монументальности: устанавливаются без постамента, зачастую выполняются с юмором, идеологически ненагруженные. Стилевое и образно-художественное решение скульптурных форм - от простых кубов и шаров до пластически проработанных фигур.


§2 История 1917 - 1991г. в скульптурах города Улан-Удэ

В период с 1917 по 1991 г. появились такие скульптуры, как: бюсты, скульптуры монументального характера. Их появление связано с: ключевыми историческими событиями истории города; увековечиванием памяти исторических личностей, сыгравших узловую роль в развитии города и республики. Особую актуальность обретает идея архитектурных и архитектурно-скульптурных мемориальных сооружений, как правило, посвященных памяти жертв 1-й и 2-й мировых войн.

В 1960—1970-е гг. возросшие масштабы городских пространств предопределяют укрупнённую более лаконичную пластику скульптурных памятников, иногда - использование символических неизобразительных форм. Необычайно многообразна тематика советских памятников: посвященные выдающимся лицам и событиям прошлого и современности, они представляют собой образную летопись наиболее прогрессивных тенденций в истории и культуре.

В 1970 году административный центр столицы республики, площадь Советов, приобрел современный вид. Завершающим моментом стало открытие памятника В.И. Ленину. По художественной форме этот памятник уникален. Он не похож на привычный нам образ Ленина. Авторами его являются скульпторы Г.В. и Ю.Г. Нерода. Их работа, положенная в основу памятника, экспонировалась в Париже и Монреале. Архитектурную часть разрабатывали и осуществляли в натуре архитекторы А.Н. Душкин и П.Г. Зильберман. Необычность монумента заключается в смелом применении авторами привычных художественных форм в совершенно новом архитектурно-пространственном контексте.

Скульптура состоит из сочетания головы большого масштаба, отлитой от бронзы, и призматического блока постамента. Последний по высоте 6,30 м в верхней части почти квадратный в плане (4,52X4.71 м), в нижней – прямоугольный (4,52X5,80 м), так как задняя грань его наклонена. Объем облицован плитами зеленовато-серого полированного: гранита и установлен на прямоугольной площадке (10,00X12,06 м) из каменных плит. Скульптура имеет высоту 7,50 м при наибольшей ширине 4,50 м, вес – 42 тонны. Она опирается на постамент только в передней части – как бы в одной точке, так как ограничена снизу косым срезом. При кажущейся неустойчивости, скульптура, по мнению специалистов, способна выдержать землятресение 8-9 баллов.

Сергей Николаевич Орешков родился в 1916 г. в Вологодской области. В 1935 г. по путевке комсомола приехал в Бурятию на строительство паровозоремонтного завода. В сентябре 1942 г. после окончания пехотного училища был направлен на фронт. В августе 1943 г. в боях под Харьковом, в районе станции Васищево, смертельно раненный командир роты Орешков закрыл своим телом амбразуру дзота, повторив подвиг Александра Матросова. Посмертно ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Именем Орешкова назван парк культуры и отдыха, где расположен памятник-бюст героя. Памятник сооружен в 1963 г. Авторы – архитектор Смирнов, скульптор Интизарьян.

Бабушкин Иван Васильевич (1873-1906) – профессиональный революционер, ученик и соратник В.И. Ленина, корреспондент ленинской газеты «Искра» Он принимал активное участие в революционных событиях в нашем крае в 1905-1906 годах и был расстрелен 31 января 1906 года на станции Мысовой, на берегу Байкала. В 1959 году открыт памятник И.В. Бабушкину. На ул.Бабушкина на доме №21 укреплена мемориальная доска. Ныне на территории республики есть город его имени.

Серов Василий Матвеевич – один из активных борцов за установление Советской власти в Бурятии. В 1916 году прибыл в Верхнеудинск, в 1917-м возглавил Верхнеудинский Совет. В августе 1918 года власть Советов в Верхнеудиске пала. В город вошли семеновцы, японцы, американцы. Большевистская организация ушла в подполье. В.М. Серов выехал в Читу, скрывался в рабочем районе. Осенью 1918 года он был схвачен семеновцами и зверски замучен. В нашем городе памятник Серову открыт в июне 1959 года на площади Революции, в сквере, на том самом месте, где он много раз выступал с речами. Затем памятник перенесен на небольшую площадь пере Музеем природы (в бывшем сдании Общественного собрания В.М. Серов выступал на съезде Советов с докладом о победе Советской власти в городе). На белом мраморе надпись: «В.М. Серову. Первому председателю Верхнеудинского совета (1878-1918)». Скульптор памятника – А.Тимин, архитектор – В. Кулешь. В Улан-Удэ именем В.М. Серова названа улица в Советском районе.

^ Доржи Банзаров - (ок. 1822, Кутетуев-Джидинский р-н Забайкальской обл., ныне Джидинский р-н Бурятии — 1855, Иркутск) - первый бурятский учёный, получивший высшее образование западного образца. Известен рядом важных монголоведческих трудов. В 1947 г. именем Доржи Банзарова назван Бурятский педагогический институт, ныне - Бурятский государственный университет. Скульптор – А.Тимин (1950г.)

^ Модогоев А.У. - выдающийся политический и государственный деятель, уроженец села Загатуй Баяндаевского района. Он почти двадцать два года (1962-1984 г.) возглавлял партийную организацию автономной республики Бурятии. Скульптура находится в сквере у Главпочтамта.

Особенно широка программа сооружения памятников, посвященных подвигу советского народа в Великой Отечественной войне 1941—1945гг: наряду с многочисленными мемориальными сооружениями воздвигнуты памятники, включающие реальные предметы (танки, артиллерийские орудия, самолёты), а также портретные монументы. Важную роль в патриотическом воспитании играет и практика создания бюстов дважды Героев Советского Союза и дважды Героев Социалистического Труда.

Памятник воинам Бурятии, погибшим в годы Великой Отечественной войны, на Комсомольской площади. Авторы проекта – скульптор А.И. Тимин и В.Г. Бельгаев. Памятник открыт 9 мая 1970 года. Поставлен под охрану государства в 1971 году как памятник военной истории. В 1971 году комсомольцы и молодежь города Улан-Удэ замуровали в пилоне памятника письмо к молодежи с обращением хранить боевые и революционные традиции. Письмо должно быть вскрыто в 2018 году в день 100-летия со дня рождения Комсомола. Высота скульптурной композиции 3 м, пилона – 20 м. Материал – бетон, гранит, мрамор.

Трагические события и героические свершения военных лет послужили стимулом для создания ряда монументов.

Мемориал рабочим и служащим локомотивовагоноремонтного завода, погибшим в годы Великой Отечественной войны, был установлен в 1970 г. Автор И.С.Разуваев, Студенников. Материал – бетон, мрамор.


§4 Современная скульптура города Улан-Удэ

Современные скульптуры отличаются разнообразием форм и тематики. По своим функциям эти скульптуры имеют, прежде всего, художественное значение, призванное отражать самобытность и уникальность Бурятии.

«Красавица Ангара» установлена в 2000 г. возле театра оперы и балета. Авторы проекта скульптор- монументалист А. Миронов и Д. Уланов. В этой композиции увековечена память о легендах Бурятского театра Л. Сахьяновой и П. Абашеева.

«Гостеприимная Бурятия». Скульптура женщины, олицетворяющей Мать-Бурятию, была открыта в 2001 г. на праздновании дня города. Автор – скульптор А. Миронов. Технические характеристики: высота – 7,99 м., техника – бронза, литье. Сооружение памятника «Гостеприимная Бурятия» для создания социокультурной среды явилась важным шагом в формировании мировоззрения для подрастающего поколения именно в его мифологизации традиции гостеприимства. Авторами символизирован момент подношения «хадака» - гостю, это неуловимое движение, характерное для восточной женщины, сумели воплотить в бронзе исполнители – мастера.

«Гэсэр». Летом 2006 г. состоялся VII международный фестиваль Бурятской национальной культуры «Алтаргана». Во время фестиваля был торжественно открыт памятник Гэсэру, изображающий легендарного богатыря на боевом коне. Работа известного скульптора А.Миронова. Гэсэр - сын добрых божеств, спустившийся на землю для утверждения светлого и доброго начала. Монумент символизирует дружбу всех народов Азии.

«Мэргэн – стрелок из лука». Памятник на бульваре Карла Маркса. Скульптор А.Миронов.

«Три стихии». Скульптурная композиция находится на пересечении улиц Терешковой и Боевая – тройка вздыбленных лошадей. Автором скульптуры является А.Миронов. Открытие скульптуры состоялось в День города 8 сентября 2009 г. в дни празднования 85-летия Республики Бурятия.

«Бронзовый пенсионер». В тишине уютного сквера возле Гостиных рядов на одной из скамеек сидит пожилой человек. Мужчина устал и присел отдохнуть, сложив натруженные руки на трость. Задумчивый взгляд устремлен куда-то вдаль. Прохожие снуют туда-сюда и не сразу замечают, что перед ними не живой человек, а скульптура. Скульптор – А.Миронов (2006 г.)

«Дерево дружбы/жизни». дерево жизни, выкованное участниками всероссийского фестиваля «Кузнечный перезвон над Байкалом». Скульпторы - участники фестиваля «Кузнечный перезвон». (2006 г.) Скульптура находится в сквере на улице Куйбышева.

«Арабский красавец». Скульптурная композиция из 2-х рыб в центре фонтана воплощает величие Байкала и Селенги. Скульптор – А. Миронов (2004 г.). Скульптура находится на улице Ленина.

«Две чайки – крачки». Аллегорическое изображение двух рек - Уды и Селенги, на которых стоит наш город. Птицы также олицетворяют любовь и бережное отношение к природе. Скульптор – А. Миронов (2004 г.). Скульптура находится на улице Ленина (Арбат).

«Жезл бога торговли Меркурия и Рог Изобилия». В 1790 г. Екатериной II были учреждены гербы российских городов. На гербе города изображен жезл Меркурия и рог изобилия. Символизирует процветание города, включает в себя буддийские символы, а так же рог изобилия. На вершине рога, слева, в шаре есть отверстие для монет по схожему с фонтанами поверью. Скульптор – А. Миронов (2004 г.).

Появление скульптуры связано с увековечиванием памяти личностей, принимавших участие в боевых действиях в Чечне и Афганистане.

Памятник «Ровесникам, ушедшим в бой» сооружен в 1998 г. по инициативе Совета ветеранов Афганистана. Автор проекта – Б.Б. Бадмацыренов. Посвящен воинам Бурятии, погибшим при исполнении интернационального долга в республике Афганстан и во вмемя боевых действий в Чечне. Комплекс представляет собой полураспустившийся бутон лотоса, символизирующий безвременно ушедшие молодые жизни погибших воинов, двух мемориальных досок со списками 59 погибших, галереи с портретами погибших, высеченных на мраморных плитах, и боевой машины пехоты, установленной на пьедестале (в августе 2000 г.). По данным на 2001 г., из Бурятии в Афганской войне погибло 24 человека, 2 пропало без вести, в Чечне погибло 72 человека. Жители республики называют этот памятник «черным тюльпаном».


Заключение

Анализ научной и справочной литературы, Интернет источников, материалов музея г. Улан-Удэ позволяют сделать следующие выводы:

Появление памятников, скульптурных композиций г. Улан-Удэ связано с: ключевыми историческими событиями истории города (революционные события 1905-1907 и 1917 гг., Великая Отечественная война и т.д.); увековечиванием памяти исторических личностей, сыгравших узловую роль в развитии города и республики; необходимостью отражения особенностей культуры и истории бурятского народа, символики города.

Городские скульптуры выполняют традиционные функции - мемориальную, организации архитектурного пространства, активного общественного воздействия - являются одним из исторических источников по изучению истории города, наполняют национальным колоритом современный облик г. Улан-Удэ.

На официальных городских пространствах городская скульптура посвящается выражению символической политической идеологии, конкретным историческим событиям или личностям, определенной тематике - это скульптура монументального характера, масштабного замысла.

В период 1917-1991г. создается многообразие скульптур, такие как: памятник Павшим борцам за коммунизм; памятник В.И. Ленину, Сергею Николаевичу Орешкову, первому бурятскому ученому Доржи Базарову, Серову Василию Матвеевичу, Модогоеву; памятник воинам Бурятии, погибшим в годы ВОВ; мемориал рабочим и служащим локомотивовагоноремонтного завода.

В современный период создавались такие скульптуры как: «Красавица Ангара», «Гостеприимная Бурятия», «Гэсэр», «Рог изобилия и жезл бога торговли Меркурия», «Мэргэн – стрелок из лука», «Три стихии», «Бегущая лань», «Бурятские всадники», «Бронзовый пенсионер», «Дерево дружбы» и т.д.

Современные памятники отличаются разнообразием форм и тематики. По своим функциям эти скульптуры имеют, прежде всего, художественное значение, призванное отражать самобытность и уникальность Бурятии.


Список литературы, материалов музея г. Улан-Удэ, интернет источников

  1. Балдаев С. П. Избранное. Улан – Удэ, 1961.

  2. Гурьянов В.К. По Большой, Большой – Николаевской. Улан – Удэ,1998

  3. История создания памятников/ http://pamyatniky.narod.ru/monument.htm

  4. Замуля И.Ю. Городская культура и общественный быт Верхнеудинска. Иркутск,2001.

  5. Минерт Л.К. Памятник архитектуры Бурятии. Новосибирск, Наука, 1983.

  6. «Мир купеческого посада » // http://www./moy-ulan-ude/ru/

  7. Объекты архитектуры и памятники г. Улан-Удэ// http://baikaltravel.ru

  8. « По старым улочкам пройдя…»// http://www.moy-ulan-ude/ru/

  9. Танский М.В. Странички из прошлого Улан – Удэ, 1996.

  10. Улан-Удэ. Архитектура/ http://wikipedia.org « Улан-Удэ- исторический торговый город »// http:/ www.uutravel.ru/

  11. « Улан-Удэ столица Бурятии » // http://moy-ulan-ude/ru/





Скачать 141,66 Kb.
оставить комментарий
Палагний Юлия
Дата24.09.2011
Размер141,66 Kb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

плохо
  1
отлично
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх