Исследовательская работа на тему: «Анализ происхождения фамилий новгородского духовенства» icon

Исследовательская работа на тему: «Анализ происхождения фамилий новгородского духовенства»


1 чел. помогло.
Смотрите также:
Термины и понятия по истории России VI-XVII веков Бархатная книга...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «муниципальное учреждение школа №12 города...
Моей исследовательской работы...
Бековского района пензенской области исследовательская работа на научно-практическую конференцию...
История происхождения русских фамилий...
Iv научная конференция памяти В. И. Смирнова, Кострома-Галич, 19-20 ноября 2009 г. Г. В...
«Знание»
«Средняя общеобразовательная школа №9» Научно исследовательская работа на тему...
Научно-исследовательская работа в магистратуре 15 Научно-исследовательская работа в семестре 15...
Исследовательская работа на тему...
Ф. И. О.(полностью) руководителя /научного руководителя, должность, звание...
Научно-исследовательская работа на Всероссийский конкурс исследовательских работ учащихся...



Загрузка...
скачать
Научно - исследовательская работа на тему:

«Анализ происхождения фамилий новгородского духовенства»


Автор:

Петряков Артём Петрович.

Место учебы:

МАОУ "СОШ № 13 с углубленным изучением

литературы и информатики", класс: 10 «Б».

Дополнительный вид обучения:

Новгородская детская художественная школа.


Научный руководитель:

Миронова Зинаида Владимировна,

учитель искусства высшей категории.

Место работы:

МАОУ "СОШ №13

с углубленным изучением

литературы и информатики."


^ Аннотация к работе


В данной научно–исследовательской работе проведен подробный анализ различных типов образования фамилий российского духовенства на основе трудов В. О. Максимова, генерального директора ИИЦ «История Фамилии» и Льва Успенского. Выявлена связь между данным процессом, проходившим в масштабах всей страны в 18 – 19 столетии и фамилиетворчеством, существовавшим в Новгородской семинарии.

Предложены для рассмотрения новые, самостоятельно выдвинутые идеи фамилиобразования, нашедшие свое подтверждение в ходе исследования. Проанализированы фамилии современных священнослужителей на предмет причастности их рода к духовному сословию.


Содержание


Введение……………………………………………………………...

  • Анализ взаимосвязи происхождения фамилий российского и новгородского духовенства………………………………………

  • Анализ фамилий настоятелей храмов Великого Новгорода и Новгородской области, состоящих на службе в 2007 году…….

Заключение…………………………………………………………...

Список литературы…………………………………………………..

Приложение


Введение


В настоящее время в нашей стране можно наблюдать ярко выраженный процесс духовного возрождения русского общества, постепенного возврата к нравственно- этическим нормам поведения, которые проповедует христианство. Долгие годы проблемы, связанные с историей новгородского православия, находились под запретом, однако мы, школьники 21-го века, понимаем, что именно священнослужители Новгородской земли являлись проводниками особенной духовной русской культуры и в основе своей были людьми интеллигентными, высокообразованными и непосредственно связанными с народом. Их имена и фамилии давно ушли в небытие, но я думаю, изучение прошлого – наша задача, ведь не зная своих исторических корней невозможно до конца понять и осознать настоящее.

Процесс «фамильного творчества» в Новгородской семинарии продолжался довольно длительное время, так как до эпохи Петра I духовенство, как и большая часть русских людей, фамилий не имело. И только в ноябре 1846 года был издан указ Синода, запретивший изменять фамилии семинаристам: «В некоторых семинариях существует обычай переменять воспитанникам духовных заведений фамилии их отцов… Таковой обычай, которому нигде нет примера, противен разуму постановлений о союзе семейственном, устраняет должное уважение к поколениям…». Посему предписывалось «по всему духовному Ведомству, чтобы впредь в сем ведомстве не усвоялись фамилии произвольные» [6]. Но на этом история рождения семинарских фамилий не окончилась. Поэтому Синодом были выпущены повторные указы от 31 декабря 1851 г. и 7 июля 1957 г. [7,8].

Удивительно, но в семинарии по-прежнему приходило учиться немало бесфамильных учеников. В повторных указах Синода даже было сделано уточнение, что сыновьям бесфамильных отцов следует давать фамилии, образованные от имен отцов. Присвоение новых фамилий продолжалось, но в значительно меньших масштабах [1, с.6].

Цель исследования:

Выявить зависимость звучания фамилий новгородского духовенства начала 20 века от их происхождения.

Задачи исследования:

  1. Изучить особенности возникновения фамилий российского духовенства в конце 19, начале 20 веков, выявить типичные причины, повлиявшие на их происхождение.

  2. Охарактеризовать взаимосвязь фамилий новгородского духовенства с происхождением фамилий священнослужителей России начала 20 века.

  3. Провести сравнительный анализ звучания фамилий новгородского духовенства начала 20 века и начала 21 века.

Научная новизна исследования:

    1. определены и научно обоснованы типы образования фамилий российского духовенства на основе трудов В. О. Максимова;

    2. выявлена связь между способами образования фамилий российского духовенства в 18 – 19 столетии и фамилиетворчеством, существовавшим в Новгородской семинарии;

    3. впервые проведен семантический анализ фамилий священнослужителей в Новгородском регионе;

    4. предложены новые способы фамилиобразования новгородского духовенства, нашедшие свое подтверждение в ходе исследования.

Основной метод работы - поисково-исследовательский, предполагающий изучение архивных документов (Новгородские Ведомости за 1912 год) в их сопоставлении с данными анализа банка фамилий российского духовенства, созданного генеральным директором ИИЦ «История Фамилии» В.О. Максимовым.


^ 1. Анализ взаимосвязи происхождения фамилий российского и новгородского духовенства


В конце 19 – начале 20-х веков любой россиянин знал, что фамилии Преображенский, Рождественский, Вознесенский и т.п. – своеобразный «Знак качества», выдававший «духовное» происхождение. Большинство из представителей подобных фамилий – потомки православных священников или тех, кто в 19 веке учился в духовных семинариях и готовился принять духовный сан. Главным определением, дополняющим имя священнослужителя в документах, выступало его прозвище по названию храма, в котором он служил. Настоятель Храма Рождества Пресвятой Богородицы записывался Рождественским, Николы Угодника – Никольским, Воскресения Господня – Воскресенским, Преображения Господня – Преображенским, служивший в церкви Всех святых – Всесвятским, в церкви посвященной Воскресению Господнему – Воскресенским и т.д. [1, с.4].

Обратимся к Новгородским Епархиальным Ведомостям за №32-33 от 10-17 августа 1912 года. Наибольший интерес для моего исследования представляет «Список лиц получивших пенсию из эмеритальной кассы за 1911 год», в котором перечислены фамилии духовных лиц и их родственников. В скобках помещены названия сохранившихся в городе Великом Новгороде и Новгородской области церквей, соборов, монастырей, подобное указание очень условно, так как в настоящее время трудно систематизировать по районам (уездам) наименование церковных сооружений, потому что многие из них были утрачены в годы Великой Отечественной войны и во времена богоборческой борьбы с православием советской власти (приложение 1). Тем более, невозможно проследить, какое храмовое сооружение оказало влияние на возникновение фамилии того или иного духовного лица. Тем не менее вышеуказанный тип фамилеобразования просматривается достаточно ярко: Успенская Евдокия, вдова псаломщика города Новгорода; Успенская Варвара, вдова преподобного, Череповецкий уезд; Успенская Афанасия, дочь псалалицика, Белозерский уезд (церковь Успения на Торгу, Великий Новгород, 1144 г.; Успенский собор, окрестности г.Валдая, 1656 г.; церковь Успения из ильменского Села Курицко, 1595 г.; Успенская церковь д. Никулино, Любытинский район, 17 в.); Юрьевская Анастасия, вдова диакона, г. Новгород (Юрьевский монастырь 12-19 в.); Георгиевская Елизавета, вдова священника Георгиевская Татьяна, вдова псаломщика, г. Новгород; Георгиевская Анна, вдова псаломщика, Валдайский уезд; Георгиевская Серафима, дочь священника, Тихвинский уезд; Георгиевская Анна, дочь псаломщика, Кирилловский уезд; Георгиевская Анастасия, вдова псаломщика, Белозерский уезд (Георгиевский собор в Юрьевом монастыре, 12 в.; Георгиевская церковь с. Ручьи Крестецкого района, 1744 г.; Георгиевская церковь г. Стара Русса, 1410 г.; церковь Георгия в старой Ладоге); Богословская Любовь, вдова псаломщика, г. Новгород (церковь Иоанна Богослова в Радоковицах, Великий Новгород, 1383-1384 гг.); Ильинская Параскева, вдова священника, Ильинский Александр, сын священника, Белозерский уезд (церковь Ильи на Славне, 1198-1202 гг., Великий Новгород, Ильинская церковь, д. Ильина Гора, Демянский район, 1689-1691 гг.); Троицкая Александра, вдова священника, г. Новгород; Троицкие, дочери священника, Троицкий Александр, псаломщик, Череповецкий уезд; Троицкий Фёдор, псаломщик, Белозёрский уезд (церковь Троицы, посёлок Крестцы, 1865 г ; Троицкая церковь, Старая Русса, 1680г.); Знаменская Александра, вдова священника; Знаменский Алексей, псаломщик (Валдайский уезд)(Знаменский собор, г. Великий Новгород, 1682-1688гг);Петропавловская Анисья, вдова псаломщика, Валдайский уезд(церковь Петра и Павла в кожевниках, 1406г, церковь Петра и Павла на Синичьей горе, петровское кладбище, г. Великий Новгород, 1185- 1192гг) Предтеченская Татьяна, вдова священника, Тихвинский уезд(церковь Иоанна Предтечи на Опоках, г. Великий Новгород, 1127- 1130гг); Рождественская Мария, вдова священника, Валдайский уезд; Рождественский Порфирий, священник, Белозерский уезд (церковь Рождества Богородицы, д. Рышево, Новгородская область, 1701г. Собор Рождества Богородицы, Антониев монастырь, г. Великий Новгород, начало 12 века; церковь Рождества Богородицы в Перыни, 13 век; церковь Рождества на Рождественском кладбище, г. Великий Новгород, 1381- 1382гг; церковь Рождества, Старая Русса, 1620г; церковь Рождества Богородицы, село Передки, Боровический район, 1531г.); Антоновская Мария, вдова священника, Тихвинский уезд; Антоновский Николай, священник Устюжнский уезд (Антониев монастырь, г. Великий Новгород, 12-19вв.) Воскресенская Мария, вдова псаломщика, Устюжнский уезд (Воскресенский собор, г. Старая Русса, 1692-1696гг.); Пятницкая Анна, вдова псаломщика, Череповецкий уезд (церковь Параскевы Пятницы, г. Великий Новгород, 1207г.); Покровский Василий, псаломщик, Череповецкий уезд; Покровская Александра, вдова священника, Кирилловский уезд; Покровский Фёдор, священник, Белозёрский уезд (церковь Покрова, село Короцко, Валдайский район, 1825 год); Преображенский Николай, священник, Белозёрский уезд (собор Спаса Преображения на Ильине улице, г. Великий Новгород, 1374г.); Никольская Фаина, дочь священника, Кирилловский уезд (Николо-Дворищенский собор, г. Великий Новгород, 1113г.; Николы на Липне, 1292г.; Никольская церковь, Старая Русса, 1371г. ; церковь Николы из деревни Мякшиево, Хвойнинский район ; церковь Николы из деревни Тухоля, Крестецкий район; Никольская церковь, деревня Высокий Остров, Окуловский район).

В «Списке членов Православного Миссионерского Общества по Новгородскому Отделу за 1911 год» упоминается фамилия Спасского Михаила, священника Молодиловской церкви Боровического уезда (церковь Спаса на Ковалёве, 1345г.; церковь Спаса на Нередице, 1198г.) [3, с. 1236] , (приложение 2).

Если обратиться к разделу «Праздные вакансии» Новгородских Епархиальных Ведомостей, то можно провести параллель между фамилией Богословский и упоминающейся церковью Иоанна Богослова в г. Белозёрске, Благовещенский и Благовещенской Волокославинской церковью Кирилловского уезда, а также Молвотицкой Благовещенской церковью Демянского уезда [3, с.5] , (приложение 3).

Часто детям священнослужителей записывали фамилии Попов, Поповицкий, Поповский, Поповцев. Дети протопопа записывались Протопоповыми, дьякона – Дьяконовыми или Диаконовыми. Дети других священнослужителей церкви, не имевших духовного сана, получали фамилии, указывающие на причастность их предков к клиру церкви: Церковницкий, Клиров, Клириков, Клериков. В других случаях «указывалась» должность отца: Пономарев, Дьячков, Чтецов, Трапезников, Звонарев, Псалмовщиков, Псальмов. Значительно чаще использовали завуалированное указание на этот факт. Например, сыновья дьячков и пономарей получали фамилии, соответствующие атрибутам должностей их отцов, произведенным от названий церковных книг и песен: Псалтырев, Псалмопевцев, Октаев, Минеев, Минин, Часовников, Молитвословов, Тропатев, Кондаков, Прокимнов, Икосов, Кандилов, Благовестов, Кимвалов, Тимпанов, Колоколов, Трапезин. Или еще более символические: Храмов, Алтарев, Заветов, Молебнов, Скрижалин, Ковчегов, Кивотов, Пасхин, Крестов, Крестовский, Иконничкий, Жезлов, Палицев и т.п. [1, с.4,5].

Для подтверждения данной версии В.Максимова вновь обратимся к «Списку лиц, получивших пенсию из эмеритальной кассы за 1911 г.»: Краснопевкова Матрона, вдова псаломщика, Краснопевкова Александра, вдова священника, г. Новгород; Веригина Мария, вдова священника, Валдайский уезд; Звонцов Алексей, псаломщик, Устюжнский уезд; Вещезеров Павел, священник, Череповецкий уезд, Вещезерская Мария, вдова священника, Килловский Уезд; Попов Петр, диакон, Попова Елизавета, вдова священника, Кирилловский уезд; Дьякова Лидия, вдова священника, Череповецкий уезд; Боголюбов Макарий, священник, Кирилловский уезд; Уверская Мария, вдова псалмопевца, Уверов Иаков, священник, Белозерский уезд, Фаворская Евлампия, вдова псаломщика, Тихвинский уезд [3, с. 1102-1120], (приложение 1). Не менее интересно «Извлечение из отчета Новгородского Комитета Православного Миссионерского общества за 1911 г.», где фигурирует Диаконов Алексей, священник Кирилловского собора [3, с. 1236], (приложение 2).

Общая «установка» руководителей семинарий была на то, чтобы духовное сословие выделялось среди паствы не только образованием и манерой поведения, но и своими фамилиями. Администрация семинарий подходила к этому вопросу творчески. Так, например, для образования фамилий иногда использовались названия представителей верховной власти и ее атрибутов: Царевский, Венценосцев, Кесарев, Державин, Скипетров и т.п. [1, с.5]. В «Списке лиц получивших пенсию из эмеритальной кассы за 1911 г.» такие фамилии также встречаются: Великославинская Елизавета, вдова священника, Великославинская Алевтина, вдова псаломщика, Державин Дормидонт, священник (Кирилловский уезд) (приложение 1).

Одной из причин создания необычных фамилий было желание руководителей семинарий «стимулировать» учеников. Духовные школы нередко назывались «Аполлоновыми житницами». Эта традиция отражена в самой Библии. Например, популярными были сравнения праведника с «финиксом» и «кедром иже в Ливане», Христа и его учеников с «лозою и рождием» (ветвями). Вошли такие выражения и в богослужебный язык. Например, Богородицу сравнивали с «нивой, растящей многоплодие щедрот», «деревом светлоплодовитым», «деревом благосеннолиственным» и пр. А по отношению к святым употребляли выражения: «лоза преподобства», «стебель страдальчества», «цвет священнейший», «плод богоданный» и т. п. Этим объясняется большое количество фамилий, образованных от названий различных растений, плодов, цветов и т. д., которые должны были символизировать процветание, совершенствование умственных и нравственных качеств будущего священнослужителя: Фруктов, Яблоков, Кедров и другие. Первой же среди них по частотности была фамилия Виноградов (по данным Б.О.Унбегауна, в 1910 году в справочнике «Весь Петербург» среди ста наиболее распространенных фамилий она занимает тридцать первое место). Виноград обладает особой символикой в текстах Нового и Ветхого Завета [1, с.5].

Подобные фамилии достаточно часто встречаются в «Списке лиц получивших пенсию из эмеритальной кассы за 1911 г.»: Виноградова Александра, вдова псаломщика, Виноградов Василий, священник, г. Великий Новгород; Виноградов Иоанн, священник; Виноградова Антонина, вдова псаломщика, Белозёрский уезд, Тополевы, дочери псаломщика, Валдайский уезд; Вишневские, дети псаломщика, Изюмова Анна, вдова псаломщика, Лавров Иван, псаломщик, Валдайский уезд; Лаврова Евдокия, дочь священника, Кедровы, дети священника, Тополева Александра, вдова псаломщика, Лавровская Глафира, вдова священника, Устюжнский уезд; Изюмова Любовь, вдова священника, Калинин Афанасий, псаломщик, Яблонская Людмила, вдова псаломщика, Кирилловский уезд; Березина Евдокия, дочь священника, Ольховский Иоанн, священник, Белозёрский уезд (приложение 1). В «Извлечении из отчета Новгородского Комитета Православного Миссионерского Общества за 1911 год» такие фамилии также присутствуют: Виноградов Кирилл, протоирей Кирилловского собора; Кедров Степан, священник, благочинный Устюжнского округа; Лавров Алексей, священник Коркучской церкви кирилловского уезда (приложение 3).

Фамилии семинаристов нередко указывают на названия родного селения: Тамбовский, Костромин, Новгородцев и т. д. Выходец из селения Высокое получал фамилию Высоцкий, из деревни Долы - Дольский. Многие сёла в18-19 веках стали называться по имени расположенных в них церквей: Рождественское или Петропавловское. Это дало ещё один источник для возникновения уже упоминавшихся фамилий: Рождественский, Петропавловский и другие [1, с.5]. Этот тип образования фамилий, как видно из «Списка лиц получивших пенсию из эмеритальной кассы за 1911 г.» был широко распространен на Новгородской земле: Грузинская Анастасия, вдова священника (с. Грузино- село в Чудовском районе), Николаевский Константин, священник, Николаевская Александра, дочь священника, Николаевская Серафима, вдова священника, Николаевские, дети священника (с.Новониколаевское, Новгородский район); Никольская Татьяна, вдова псаломщика (д.Никольское, Демянский район); Горская Анна, вдова диакона; (с. Горка, Окуловский район; д. Горки, Маловишерский район); Рождественская Мария, вдова священника (Лужский район); Лесницкая Екатерина, вдова священника, Лесницкая Анастасия, вдова диакона, Лесницкая Анна, вдова псаломщика (д. Лесная, Новгородский район); Яблонская Людмила, вдова псаломщика (д. Большое Яблоново, Старорусский район), Борисовы, дети священника (д. Борисово, Старорусский район); Орлова Параскева, дочь диакона (д. Орлово, Новгородский район); Каменева Евдокия, вдова священника, Каменева Мария, вдова псаломщика, Каменев Николай, псаломщик, Каменев Афанасий, псаломщик (д. Каменка, Любытинский район, д. Каменка, Холмский район, д. Каменка, Лужский район); Новорусская Александра, вдова священника (д. Новая Русса, Старорусский район); Савицкая Александра, вдова священника (д. Савино, Новгородский район); Пятницкая Анна, вдова священника (д. Пятница, Новгородский район); Киров Андрей, псаломщик (д. Усть-Кировское, Пестовский район); Богословский Александр (д. Богослово, Пестовский район); Березина Евдокия, дочь священника (д. Березовка, Боровический район); Некрасов Платон, священник (д. Некрасово, Батецкий район) (приложение 1).

Если обратиться к документу «Извлечение из отчета Новгородского Комитета Православного Миссионерского Общества за 1911 год», то там можно встретить фамилии: Демянский Иоанн, священник Спасской церкви, г. Боровичи (п. Демянск), а также Орлов Петр, священник Боровического собора (д. Орлово, Новгородский район). В скобках приведены названия населённых пунктов Новгородской области, которые не изменились до нынешнего времени (приложение 3).

«В похвалу добродетелей душевных», ученикам давались фамилии: Добров, Сердцев, Благосердцов, Добросердов, Милонравов, Милосердин, Добрадин и т. п. [1, с.5]. Отнесемся к «Списку лиц получивших пенсию из эмеритальной кассы за 1911 г.»: Миролюбов Александр, псаломщик; Миролюбова Анна, вдова священника; Миролюбова Павла, вдова псаломщика; Миролюбова Ольга, дочь диакона; Братолюбова Евдокия, вдова псаломщика; Братолюбов Александр, сын священника; Братолюбова Клавдия, вдова псаломщика; Братолюбов Андрей, сын священника; Братолюбова Матрона, вдова псаломщика; Добромыслова Александра, вдова священника; Добронравова Анна, дочь псаломщика; Добровидова Мария, вдова псаломщика; Добромыслова Анна, вдова священника; Добромыслова Лариса, вдова псаломщика (приложение 1). В «Извлечении из отчета Новгородского Комитета Православного Миссионерского Общества за 1911 год» встречаются фамилии: Добромыслов Константин, благочинный 4 Боровического округа; Добромыслов Иоанн, благочинный 3 Боровического округа (приложение 3). Кроме того, в качестве награды могли даваться фамилии, образованные от названий церковных праздников, икон и имен святых (уже упоминали Рождественский, Преображенский, Успенский, Георгиевский, Ильинский, Богословский, Троицкий, Петропавловский, Предтеченский, Антоновский, Воскресенский, Пятницкий, Покровский, Никольский, Спасский, Благовещенский, Борисов, Лавров) [1, с.5]. Не отмечались фамилии («Список лиц получивших пенсию из эмеритальной кассы за 1911 г.»): Петрова Олимпиада, вдова священника; Фелицыгина Екатерина, вдова псаломщика; Фелицыгина Анфиса, вдова священника; Андреев Иван, псаломщик; Клеопина Любовь, вдова священника; Клеопина Евдокия, вдова псаломщика; Екатерининская Анна, вдова диакона; Владимирская Анна, вдова псаломщика; Стефановская Анна, вдова псаломщика; Никитский Михаил, сын псаломщика; Бенедиктова Ольга, дочь псаломщика; Сретенский Иван, псаломщик; Сретенская Евдокия, вдова диакона; Михайловские, дочери псаломщика (приложение 1).

Тем, кто особенно тянулись к свету знаний, давались фамилии Добровольский, Хотелов, Желателев [1, с.5]. «Список лиц получивших пенсию из эмеритальной кассы за 1911 г.» содержит и такие фамилии: Усердова Анфиса, вдова псаломщика; Скородумов Николай, священник; Охотина Пелагея, вдова диакона; Остродумова-Яковщевская Вера, вдова священника; Разумовская Ольга, вдова священника; Скородумова Евдокия, вдова священника; Остряков Михаил, псаломщик; Разумовский Павел, священник; Любомудрова Мария, дочь священника; Спинозова Анна, вдова священника; Образцов Платон, протоирей (приложение 1).

Учившиеся же неохотно, становились Неволиными, Нехотеновыми и т. д. [1, с.5].

Камчатова Антонина, вдова диакона («камчатка»- последние парты, на которых в семинарии сидели отстающие ученики); Недорослева Анна, жена псаломщика; Недорослева Екатерина, вдова псаломщика; Мизерова Александра, вдова священника (приложение 1).

Изучив фамилии новгородского духовенства в «Новгородских Епархиальных ведомостях 1912 года» за № 32-33, 36, 45 мы представляем ещё два типа их происхождения, которые также нашли свое подтверждение при более тщательном анализе [3]. Достаточно много фамилий обозначают яркие черты характера семинаристов и являются особой «отметкой за поведение»: Смирнова Евдокия, дочь священника; Смирнова Анна, вдова священника; Смирнова Лидия, дочь священника; Смирнов Павел, псаломщик; Смирнов Василий, псаломщик; Смирнова Евдокия, дочь псаломщика; Смирнов Николай, священник; Смирнова Мария, вдова священника; Смирнов Александр, протоирей; Смирнова Мария, вдова псаломщика; Быстрякова Феодосия, вдова псаломщика; Ласкарева Елена, вдова диакона; Тихомиров Гавриил, протоирей; Быстровы, дочери диакона; Быстров Андрей, псаломщик; Трусов Иван, псаломщик; Громов Петр, псаломщик; Смелова Феодосия, вдова псаломщика; Слезкинская Клавдия, вдова священника; Тихонравова Евдокия, дочь священника; Бурцева Мария, вдова псаломщика; Остряков Симеон, протоирей; Громцева Юлия, вдова священника; Марсова Евдокия, вдова псаломщика; Остряков Михаил, псаломщик; Янусова Александра, вдова священника (двуличность); Хвалынский Алексий, священник; Хвалынская Мария, вдова священника; Хвалынская Людмила, вдова священника; Ласкарева Анна, вдова священника; Говоркова Мария, дочь священника; Остряков Сергей, псаломщик; Остряков Афиноген, псаломщик; Тихомиров Дмитрий, священник; Тихомиров Михаил, протоирей Никольского собора г. Новгорода (приложение 3).

Если обратиться к христианской символике, связанной с Богородицей, понятными становятся фамилии, образованные от сравнения Пречистой Девы с дымом («Кто сия восходящая от пустыни, яко стебло (столб) дыма, чадящая смирну и Ливан, одушевленным раем») с первобытной девственной землей («Эта земля, хотя не была возделана человеческими руками и орошена дождем, тем не менее произрастила удивительное разнообразие трав»), именно поэтому такое множество фамилий духовенства образовано от названий различных цветов; с пламенем («Купина, объятая огнем, оставалась невредимою, так и Дева, по рождестве Спасителя, не утратила своего девства», «Она явилась огненным столпом, наставляющим сущие во тьме»), с камнем («Пресвятая Богородица есть камень, напоивший жаждущие жизни»), вода («Вода в святом писании означает благодать Святого духа». Богоматерь-источник живой и неоскудевающий этой воды), голубицей («Это голубица милостивого рождшая»), ключом («Дева- ключ разумения»), гора («Дева- гора тучная, усыренная святым духом»), свет («Божия матерь - света жилище»): Светловский Илья, псаломщик; Травинский Александр, священник; Цветкова Анна, вдова псаломщика; Дымская Людмила, вдова псаломщика; Озеревская Анна, вдова священника; Земнецкий Матфей, псаломщик; Тюльпанова Надежда, вдова священника; Голубинская Елизавета, дочь священника; Голубинская Мария, вдова псаломщика; Земнецкая Евгения, вдова псаломщика; Каменева Мария, вдова псаломщика; Каменев Николай, псаломщик; Тюльпанова Екатерина, вдова псаломщика; Каменев Афанасий, псаломщик; Озеревская Мария, вдова псаломщика; Озеревская Татьяна, вдова псаломщика; Каменев Василий, псаломщик; Розова Юлия, вдова священника (роза - символ христианской церкви); Голубева Ольга, вдова священника; Светлова Любовь, вдова псаломщика; Ключарева Евгения, вдова псаломщика; Цветкова Мария, вдова псаломщика; Тюльпанова Клавдия, вдова диакона; Розовы, дочери псаломщика; Травинский Алексей, диакон; Цветкова Анна, дочь священника; Цветкова Мария, вдова псаломщика; Туберозова Татьяна, вдова диакона; Розанова Манефа, вдова псаломщика; Цветаев Николай, псаломщик; Цветковы, дочери псаломщика; Светлов Николай, псаломщик; Пылаев Василий, псаломщик; Светлова Екатерина, вдова священника; Горская Анна, вдова диакона; Фаворская Евлампия, вдова псаломщика (Фавор – гора, на которой произошло Чудо Преображения), Фаворская Юлия, вдова священника; Фаворский Алексей, псаломщик [4, с. 10, 11, 19, 21, 22, 23, 24, 355], (приложение 1).


^ 2. Анализ фамилий настоятелей храмов

Великого Новгорода и Новгородской области,

состоящих на службе в 2007 году


Список духовных лиц, служащих при различных храмах г. Великого Новгорода и Новгородской области в 2007 году, предоставлен Новгородской Епархией по благословению владыки Новгородского и Старорусского Льва. Общее число духовенства – 85 человек, выборочный список включает 21фамилию (приложение 4).

Многие типы фамилиобразования, достаточно распространенные в 19 столетии, в начале 20 века, отсутствуют вовсе. Из общего списка фамилий мною были выделены четыре фамилии, которые могли указывать на потомственную причастность их носителей к духовному клиру: Побожин, Беловенцев, Малинин, Золотарев.

Поисковая работа, заключающаяся также во встречах и беседах с данными представителями новгородского духовенства, дала положительные результаты.

Григорий Побожин является иеромонахом Юрьевского монастыря, при принятии монашества его светское имя, по существующей христианской традиции, было изменено, фамилия осталась прежней. Отец Побожина – был художником и проживал в деревне Юрьево Новгородского района, дед работал в сельском хозяйстве, оба они слыли людьми набожными, и твердыми в своей вере. Прадед же Григория Побожина, как оказалось, еще до 1917 года был настоятелем в церкви Троицы в деревне Семеновщина Валдайского района, которая во времена советской власти была разрушена из-за чего он перебрался на другое местожительства. Теперь рядом с останками старого строения местные жители возвели новый храм, который также назвали в честь Пресвятой Троицы. Потомок же настоятеля Троицкой церкви принял монашество и сейчас преподает в Духовном училище, которое работает при монастыре.

Протоирей Игорь Беловенцев к настоящей вере пришел через тяжелые испытания. Он происходит из семьи служащих, однако его дед был диаконом в храме Апостола Филиппа города Новгорода и принадлежал к семье священнослужителей. Сам Игорь Беловенцев испытал ад войны в Афганистане, видел гибель своих товарищей, когда был еще молодым человеком. Именно тогда он понял, что ценности духовные гораздо выше ценностей материальных и решил прийти в лоно церкви. На данный момент он является настоятелем новгородского Покровского собора. Кроме этого протоирей по одному разу в неделю проводит службу в церкви Преподобного Саввы Вишерского в деревне Савино и в церкви Святого князя Владимира, находящейся в исправительной колонии поселка Панковка (Новгородский район). Фамилия же Беловенцев образована от названия атрибута верховной церковной власти «венца».

Семья иерея Тимофея Малинина известна в Великом Новгороде. Его отец – Анатолий Малинин был настоятелем Софийского собора. У него двое братьев и одна сестра София, которая, единственная, не выбрала духовную карьеру. Брат Николай служит в одном из храмов Санкт-Петербурга, другой брат Георгий является настоятелем чудовского Успенского храма, третий монах Иверского Валдайского монастыря.

Николай и София заканчивали нашу школу № 13, классной руководительницей Николая была Тамара Павловна Щедрова, учительница русского языка и литературы, которая работает в школе и по сей день. Сам Тимофей Малинин – священник новгородского Покровского собора, немного ранее служил в церкви Апостола Филиппа. Все предки из семейства Малининых принадлежали к духовенству и никогда мужчины не выбирали другие профессии. Фамилия Малининых произошла от ассоциации духовного пастыря с «плодом богоданным».

Фамилия иерея Сергия Золотарева, священника церкви Великомученика Федора Стратилата города Великого Новгорода, также привлекла мое внимание, так как золотой цвет – символ божественного сияния, асиста, исходящего от Триединой Троицы и Божьей Матери. Однако, при беседе с Золотаревым выяснилось, что его предки не принадлежали к духовному сословию. Очевидно, что данная фамилия имеет иное происхождение.

Таким образом удалось узнать, что из четырех фамилий три принадлежат к потомственным духовным лицам: Побожин, Беловенцев, Малинин.


Заключение


В результате проведенного исследования была установлена тесная и органичная связь в происхождении фамилий российского и новгородского духовенства. Выделены следующие пути фамилиобразования, широко распространенные в среде новгородского клира 1911, 1912 годов:

  • Фамилии, произошедшие от названий храма, в котором работал священнослужитель (из 509 анализируемых - 34).

  • Фамилии, подтверждающие причастность лица к духовному сословию (из 509 анализируемых - 14).

  • Фамилии, образованные от названий представителей верховной власти и её атрибутов (из 509 анализируемых - 3).

  • Фамилии, произошедшие от сравнения духовного лица с плодами и деревьями, символизирующими Христа, его учеников, Богородицу и святых (из 509 анализируемых - 21).

  • Фамилии, указывающие на название родного селения (из 509 анализируемых - 26).

  • Фамилии, данные «в похвалу добродетелей душевных» (из 509 анализируемых - 16).

  • Фамилии, образованные от названий церковных праздников, икон и имен святых (перекликается с п.1 и п.5)(из 509 анализируемых - 14).

  • Фамилии, заслуженные, как награда за хорошую учебу в семинарии (из 509 анализируемых - 11).

  • Фамилии, присвоенные отстающим ученикам в семинарии (из 509 анализируемых – 5).

  • Фамилии, отражающие особые черты характера семинаристов (из 509 анализируемых - 35).

  • Фамилии, образованные от христианских символов, связанных с образом Богородицы (из 509 анализируемых - 38).


Таким образом, из общего числа – 509 фамилий 247 – результат фамилиетворчества в новгородской семинарии, 48% из 100%. К сожалению многие удивительные, непривычные для слуха современного человека фамилии утрачены на сегодняшний день. Если исходить из общего числа фамилий настоятелей храмов Новгородской области – 21, только три можно соотнести с рассмотренным типом фамилиобразования, то есть – 14% из 100% .

Такие цифры вполне объяснимы, если вспомнить времена репрессий, которым подвергала духовенство советская власть. Слишком мало сохранилось потомственных отцов церкви. В начале 21 века на церковную службу пришло много новообращенных служителей. Мы думаем, что этот процесс, тем не менее, позитивен, ведь по сведениям, полученным из Новгородской Епархии, сейчас на территории Новгородского края работают 43 храма, 6 действующих монастырей, 1 воскресная школа, которые составляют 9 благочиний и 124 прихода.

Процесс духовного обновления святой Земли новгородской начался, и мы, школьники 21 века этому рады.

^ Список литературы


  1. Максимов, В.О. Так возникли фамилии русского духовенства [Текст] / В.О. Максимов // Мир имен и названий. - М.: Русская речь, 2006

  2. Михаилов, Д. Что в имени тебе моем [Текст] / Д. Михаилов. - М.: Терра, 1998

  3. Новгородские Епархиальные Ведомости, Новгород: Губернская Типография, 1912. - №32 – 33, №43, №45

  4. Сказание о земной жизни Пресвятой Богородице//Новгородская Епархия,-с. 10, 11, 19, 21, 22, 23, 24, 355

  5. Успенский, Л. Слово о словах [Текст] / Л. Успенский. – Л.: Лениздат, 1962

  6. Указ Синода //Новгородская Епархия, ноябрь 1846г.

  7. Указ Синода //Новгородская Епархия, 31 декабря 1851г.

  8. Указ Синода //Новгородская Епархия, 7 июля 1957г.

Автор благодарит Новгородскую Епархию за материалы, предоставленные для данного исследования.




Скачать 205.45 Kb.
оставить комментарий
Петряков Артём Петрович
Дата24.09.2011
Размер205.45 Kb.
ТипИсследовательская работа, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

плохо
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх