Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Философское и культурологическое россиеведение. Ч. 1» по специальности (031401) философия для студентов 2-го курса icon

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Философское и культурологическое россиеведение. Ч. 1» по специальности (031401) философия для студентов 2-го курса


Смотрите также:
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 031401 «Культурология» Содержание...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «История русской философии» по специальности...
Учебно-методический комплекс дисциплины «философия» для студентов очного отделения экономических...
Учебно-методический комплекс для специальности 520400 «Философия» подготовки бакалавра Автор к...
Учебно-методический комплекс дисциплины "Философия права"...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «история религий» федерального компонента цикла...
Учебно методический комплекс учебной дисциплины «нормы и стили русского языка» для студентов...
Учебно-методический комплекс дисциплины «философия» Для студентов: квалификация юрист...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «История русской философии» по специальности...
Учебно-методический комплекс специальность : 031401 «Культурология» Рекомендовано кафедрой...
Учебно-методический комплекс для студентов 2 курса специальности 061000 Государственное и...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «нормы и стили русского языка» для студентов...



Загрузка...
скачать
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


ФАКУЛЬТЕТ «ФИЛОСОФИИ И КУЛЬТУРОЛОГИИ»


Рассмотрено и рекомендовано

на заседании кафедры «_______»

Протокол № ________

«___»__________ 2009 г.

Зав. кафедрой _________

УТВЕРЖДАЮ


Декан факультета

(зам. декана по учебной работе)

___________________



^ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

учебной дисциплины «Философское и культурологическое россиеведение. Ч.1»

по специальности (031401) ФИЛОСОФИЯ

для студентов 2-го курса

дневного обучения


Составитель д.ф.н., проф. Ерыгин А.Н.


Ростов-на-Дону

2009

СОДЕРЖАНИЕ

^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА 4


СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 5

МОДУЛЬ 1.

ЗАРУБЕЖНОЕ ФИЛОСОФСКО-ИСТОРИЧЕСКОЕ

РОССИЕВЕДЕНИЕ 6

1. Комплексная цель модуля

2. Рабочая программа

3. Проектное задание. Формы преподавательского контроля. Тесты

4. Список литературы

МОДУЛЬ 2.

^ СПОСОБЫ МЫШЛЕНИЯ О РОССИИ

(ОТЕЧЕСТВННОЕ РОССИЕВЕДЕНИЕ) 10

1. Комплексная цель модуля

2. Рабочая программа

3. Проектное задание. Формы преподавательского контроля. Тесты

4. Список литературы

МОДУЛЬ 3.

^ КУЛЬТУРА И ИСТОРИЧЕСКИЙ ПУТЬ РОССИИ

(ОБЩЕЕ РОССИЕВЕДЕНИЕ) 14

1. Комплексная цель модуля

2. Рабочая программа

3. Проектное задание. Формы преподавательского контроля. Тесты

4. Список литературы

^ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ 18

Дополнительная литература 19

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ 22

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Цель курса - представить студентам-философам новую формирующуюся дисциплину «россиеведение». Авторский вариант курса, предлагаемый в данном комплексе, обозначен как «Философское и культурологическое россиеведение».

^ Задачи курса

1) усилить философскую подготовку студентов философов за счет россиеведческого историко-философского и философско-исторического материала, связанного в основном с достижениями отечественной мысли;

2) углубить знания студентов-философов в области истории и теории отечественной культуры.

В целом россиеведческая тематика оказывается хорошим средством и в философско-методологическом плане, и в культурно-воспитательном отношении, и в аспекте активизации исследовательских интересов студентов в процессе учебной работы.

^ Место курса в учебном процессе определяется его связью с курсами «История зарубежной философии», «История русской философии», «История Отечественной культуры» и «Культурология».

Курс рассчитан на студентов II курса дневного отделения. Состоит из 2-х частей, включающих: 36 ч. лекций (фактически – 32 ч.) - в первой части; 32 ч. лекций и 16 ч. семинаров (во второй части). Контроль – зачет).

^ Данный УМК представляет 1-ую часть курса. Контроль – зачет.

Программа курса разработана на основе авторской программы учебного курса «Философское и культурологическое россиеведение» д.ф.н., проф. Ерыгина А.Н., опубликованной в издании: Буйло Б.И., Ерыгин А.Н., Режабек Е.Я., Рогожкин Л.П., Яковлев В.П. «Социальная философия и история русской философии: Учебно-методические материалы к курсам и спецкурсам» // Философское и культурологическое россиеведение. Выпуск 10. – Ростов-на-Дону, изд-во ООО «ЦВВР», 2006. С.56-64.

^ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

№ п/п

Темы курса

Лекции

Семинары

1

2

3

Введение

Предмет, цель и задачи курса, его место в учебном процессе. Исторический образ России и методология курса.

6

-

Модуль 1

Зарубежное философско-историческое россиеведение:

феномен России









-

4

Зарубежная мысль о России. Гердер и Гегель

2

-

5

К.Маркс и Ф.Энгельс о России

2

-

6

О.Шпенглер и А.Дж.Тойнби о России

2

-

Модуль 2

Отечественное философско-историческое россиеведение:

способы мышления о России

7

Понятие способов мышления

2

-

8

Философский способ мышления о России

2




9

Художественное, научно-историческое и религиозное сознание и Россия

2




10

Лекция-коллоквиум 1.

Россия через призму философии истории.

2







Модуль 3

Философско-культурологическое россиеведение:

культура и исторический путь России







11

Философско-исторические проблемы России и философско-культурологическое россиеведение. Исторический путь русской культуры (общая характеристика)

2







12

Духовность как средоточие и «сердце» русской культуры

2

-

13

Культура России как структурная целостность: геополитика, государственность и социальные отношения, хозяйство-экономика-быт

2

-

14

Культура России в аспекте исторического развития: Цивилизационная традиция и ее динамика

2

-

15

Лекция-коллоквиум 2.

Восток-Запад-Россия: культурологический смысл формулы

2

-

16

Контрольное занятие

2






^ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ВВЕДЕНИЕ

Предмет, цель и задачи курса, его место в учебном процессе. Исторический образ России и методология курса.

Основные дисциплинарные разделения. Части курса, его разделы, подходы и аспекты. Историко-философское и историко-культурологическое россиеведение. Два подхода в рамках философско-теоретического россиеведении и его разделы: философско-историческое и философско-культурологическое россиеведение. Два аспекта философско-исторического россиеведения.

МОДУЛЬ 1

^ ЗАРУБЕЖНОЕ ФИЛОСОФСКО-ИСТОРИЧЕСКОЕ

РОССИЕВЕДЕНИЕ


Комплексная цель модуля

Комплексная цель первого модуля – представление и краткая характеристика философско-исторического рассмотрения проблемы России в западной мысли.


Краткое изложение программного материала модуля

Отечественное и зарубежное философско-историческое россиеведение XIX-XX вв. Мысль о России между Востоком и Западом. Взгляд на Россию в контексте «Взгляда на всемирную историю» Д. Неру. Россия глазами Западной Европы. Первые философско-исторические интуиции: Гегель и Токвиль. Франция: Вольтер и «Энциклопедия». Германия: славяне и Россия в «идеях» Гердера и «Философии истории» Гегеля.

К.Маркс и Ф.Энгельс о России. Формационная историческая теория: проблема азиатского способа производства и русской общины. Европейская традиция в России и «мнимоевропейская цивилизация» в послепетровскую эпоху. Либеральные реформы и революционная социалистическая альтернатива. Место России во всемирной истории.

О.Шпенглер и А.Дж.Тойнби о России. Теория замкнутых культур Шпенглера в ее отношении к философии истории Гегеля и формационной теории К. Маркса и Ф.Энгельса. Образ России в теории замкнутых культур. Проблема псевдоморфоза русской культуры. А.Дж. Тойнби о восточнохристианской и западной цивилизациях, проблема «постхристианского» мира. Тойнби о России. Проблема византийского наследия и реформы Петра Великого. Петр 1 и В.И.Ленин.

Современное зарубежное россиеведение. Отход от философии истории. Советологические исследования. Ситуация сегодня.


Проектное задание (Перечень заданий)

1. Проанализировав текст, схематически представить основные дисциплинарные разделения курса «Философское и культурологическое россиеведение».

2. Обозначить и объяснить специфику западного философско-исторического россиеведения в сопоставлении с его отечественным вариантом.

3. Сравнить основные периодизационные критерии в отношении философемы «Восток-Запад-Россия» у Гердера и Гегеля, Маркса и Энгельса.

4. Обозначить существо методологической ориентации в изображении России в рамках западной философско-исторической классики.

5. Представить философско-исторический «образ» России у Шпенглера.

Проектное задание может быть представлено как в форме контрольной работы, так и являться темами для рефератов и эссе.


Контрольные вопросы

  1. Покажите соотношение понятий «народоведение» и «россиеведение».

  2. Что вы знаете о зарубежном россиеведении?

  3. Россиеведение в 18 в. во Франции и в Германии – сходство и различие.

  4. Присутствует ли в «Идеях к философии истории человечества» Гердера характеристика славянского мира?

  5. В чем сходство между Россией и США в оценке Гегеля в его «Философии истории»?

  6. В чем сходство и различие между «азиатской» и «славянской» общинами по Марксу?

  7. В чем сходство и различие между арабской и русской культурами по Шпенглеру?

  8. Характеризует ли Тойнби взаимоотношения Запада и России с помощью понятия агрессии?


Тест рубежного контроля

Тест к вводной теме, открывающей вторую часть курса: составление схемы основных подразделений курса «Философское и культурологическое россиеведение».

Тест к основным темам содержит 4 задания, на выполнение которых отводится 5 минут. Выберите наиболее правильный, по Вашему мнению, вариант ответа и отметьте его любым значком в бланке ответов.

  1. ^ Кто из западных философов считает европейскую цивилизацию единственной формой универсалистского характера во всемирной истории

11)

Шпенглер

3)

Тойнби

32)

Маркс

4)

Гегель

2. Какой феномен, являясь ключевым событием в мировой истории и ключевым значением-символом в мировой культуре, оказывает существенное влияние и модифицирующее воздействие и на "осевую" ситуацию на Западе, на Востоке и в России

11)

мифология

3)

наука

32)

философия

4)

христианство

3. Главная тема западной философско-исторической классики - ответ на

11)

"вопрос о смысле существования России во всемирной истории"

3)

Вопрос о принадлежности к Западу или Востоку

32)

Вопрос о наличии разума в истории

4)

Вопрос о самобытности

4. Основной аспект, выражающий специфику и важнейшие особенности развития русской культуры заключен, согласно Шпенглеру, в явлении

11)

«эллинской мудрости»

3)

«псевдоморфоза»

32)

самобытности

4)

православия



Бланк ответов



1

2

3

4

1













2













3













4















^ ТЕСТ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

Задание 1.

Соотнесите россиеведческие идеи с их авторами

идеи

персоналии

  1. Цивилизационное россиеведениесциентистского образца

  1. Гегель

  1. Философское спекулятивно-рациональное росиеведение

  1. Маркс

  1. Научное россиеведение

3.Шпенглер

  1. Цивилизационное россиеведение романтического образца

  1. Тойнби


Бланк ответов

проекты

персоналии

1




2




3




4




Задание 2.

Представьте краткое описание идеи, положенной в основу систематизации основных форм представленности на Западе философско-исторического россиеведения.


1. Представить характеристику генезиса зарубежного философско-исторического россиеведения

2. Показать значение концепции азиатского способа производства Маркса и Энгельса в трактовке специфики России во всемирной истории

3. Сравнить образ России, возникающий в локалистских объяснениях истории у Шпенглера и Тойнби.


Список литературы

  1. Розенберг У.Г. История России конца XIX- XX в. в зеркале американской историографии // Россия XIX-XX вв. Взгляд зарубежных историков. М.: 1996. С.8-28.

  2. Энтин Дж. Советская историческая наука 1920-1930 гг. в освещении английской и американской историографии // Россия XIX-XX вв. Взгляд зарубежных историков. М.: 1996. С.117-137.

  3. Тойнби А. Дж. Постижение истории. М.: 1991.

  4. Гегель Г.В.Ф. Лекции по философии истории. СПб., 2000.

  5. Российская империя в зарубежной историографии. Работы последних лет: Антология. М.: Новое издательство, 2005.

  6. Бибихин В. Россия и мир. В кн.: Параллели (Россия-Восток-Запад). Альманах философской компаративистики. Выпуск 1. М.: 1991. С. 5-9.

  7. Культурология и история отечественной культуры XIX-XX вв. В кн.: Хрестоматия по культурологии: Учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2004 (автор-составитель: Ерыгин А.Н.).

  8. Ерыгин А.Н. Традиционная и модернизирующаяся Россия в философии истории русского либерализма. Ростов н/Д: 2004.

  9. Петров М.К. Античная культура. М.: РОССПЭН, 1997. С.269-334.

  10. Гройс Б. Россия как подсознание Запада. В кн.: Параллели (Россия-Восток-Запад). Альманах философской компаративистики. Выпуск 1. М.: 1991. С. 15-31.

  11. Петров М.К. История европейской культурной традиции и ее проблемы. М.:РОССПЭН, 2004.

  12. Шаповалов В.Ф. Россиеведение. Уч. пос. для вузов. М., 2001.

  13. Ерыгин А.Н. Восток-Запад-Россия. Ростов н/Д: ИРУ, 1992.

  14. В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией. Хрестоматия по истории российской общественной мысли XIX и XX вв. /Сост. Н.Г.Федоровский. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Изд. корпорация «Логос», 1997.

  15. Емельянов Б.В., Кемеров В.Е., Коновалова Н.П. Восток и Запад: динамика диалога. – Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 2003.

  16. Мотрошилова Н.В. Мыслители России и философия Запада. М.: 2006.

  17. Панарин А.С. Россия в циклах мировой истории. М.: 1999.

  18. Россия XIX-XX вв. Взгляд зарубежных историков. М.: 1996.

  19. Маслин М.А. Современные буржуазные концепции истории русской философии. М.: 1988.

  20. Пантин И.К. Россия и мир: историческое самоузнавание.. М.: 2000.

  21. Параллели (Россия – Восток – Запад). Альманах философской компаративистики. М.: 1991.

  22. Петров М.К. Язык, знак, культура.

  23. Рибер А. Изучение истории России в США // Исторические записки 3 (121). - М.: Наука. - 2000. - С. 65-105

  24. В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией. Хрестоматия по истории российской общественной мысли XIX и XX вв. /Сост. Н.Г.Федоровский.2-е изд., перераб. и доп. М.: Изд. корпорация «Логос», 1997.

  25. Васильев Л.С. История Востока: В 2-х т. Т.1-М., Высш. шк., 1993.

  26. Согрин В.В. Либерализм в России: перипетии и перспективы. М.: 1997.

  27. Приленский В.И. Опыт исследования мировоззрения ранних русских либералов. М.: 1995.

  28. Рашковский Е.Б. Востоковедная проблематика в культурно-исторической концепции А.Дж.Тойнби. М.: 1976.

  29. Нарежный А.И. Либерализм в России: история, политика, опыт (XIX-начало XX вв.). Ростов-на-Дону, 1996.

  30. Принцип историзма в познании социальных явлений. М.: 1972.

МОДУЛЬ 2

^ СПОСОБЫ МЫШЛЕНИЯ О РОССИИ

(ОТЕЧЕСТВННОЕ РОССИЕВЕДЕНИЕ)


Комплексная цель модуля

Комплексная цель второго модуля – рассмотрение отечественной мысли, представленное в рамках гносеологического аспекта философско-исторического подхода в изучении проблемы России.


Краткое изложение программного материала модуля

Логико-гносеологический аспект философско-исторического россиеведения. «Метаистория: Историческое воображение в Европе XIX века» Х. Уайта. Метафора, метонимия, синекдоха и ирония Х.Уайта. Символ в философии А.Ф.Лосева. Лингво-культурологический характер историософии Запада и России во второй половине XX века. «Социальные основы самосознания и научного творчества» М.К. Петрова. Иронизм лингво-культурологии. Европейский способ мысли: между прошлым и будущим. Основная парадигматика философско-исторической мысли: России как символ, образ, историческая картина, понятие и идея.

Религиозный способ мышления о России. Русская идея от митрополита Илариона до митрополита Иоанна как религиозное самосознание и самопознание России. Историософские идеи «Слова о законе и благодати» митрополита Илариона, летописи Нестора, теории «Москва третий Рим» Филофея Псковского, полемики Иоанна Грозного и Андрея Курбского, религиозного реформаторства и христианского либерализма, русского духовного ренессанса и христианского социализма. «Русская симфония (Очерки русской историософии)» митрополита Иоанна.

Художественно-эстетический способ мышления о России. Православие и русская литература. Историософские идеи «Слово о Полку Игореве», сказаний о Мамаевом побоище, повестей «смутного времени». Влияние Запада на русскую литературу. Россия и А.С.Пушкин в русской философско-эстетической критике. Россия и Ф.М.Достоевский в русской философско-эстетической мысли. Творчество Н.В.Гоголя, Л.Н.Толстого, А.А.Блока, С.А.Есенина, М.А.Шолохова, А.И.Солженицына и тема России.

Научно-исторический способ мышления о России. В.Н.Татищев, М.М.Щербатов, Н.М.Карамзин и складывание исторической науки о русской истории. К.Д.Кавелин: «Взгляд на юридический быт древней России» как программа преобразования русской историографии в науку. Россия в «Наблюдениях над исторической жизнью народов» и в «Истории России с древнейших времен» С.М. Соловьева. Его «публичные чтения о Петре Великом». Б.Н.Чичерин и В.О.Ключевский. Н.П.Павлов-Сильванский и его «Феодализм в древней Руси». Россия в научно-исторических концепциях марксизма (Г.В.Плеханов) и евразийства (Н.С.Трубецкой).

Философский способ мышления о России: специфика историософии как философии. Россия как мысль в историософии и философии Гегеля, П.Я. Чаадаева и И.В.Киреевского. Философский спор о России как форма россиеведческого дискурса. Этапы развития спекулятивно-философского мышления о России. Письмо о России в «Философических письмах» П.Я.Чаадаев. Русские страницы «Семирамиды» А.С.Хомякова. Россия в контексте «Философии права» и «Науки и религии» Б.Н.Чичерина. Марксизм в философском и научно-историческом споре о России (дискуссии об азиатском способе производства и теории формаций в аспекте осмысления русской истории). Современность как ситуация историософской мысли в качестве россиеведения.

Религиозно-философский способ мышления о России. «Русская идея» В.С. Соловьева. Отход от славянофильства и критика почвенничества. На грани отхода от западничества и теократической утопии. Христианские ориентиры и историческое место России. Россиеведение Н.П.Карсавина. «Восток, Запад и русская идея». Всеединство и триединство (общефилософские основания россиеведения). Человечество и народы как «симфонические личности» (философско-исторические основания россиеведения). Плюсы и минусы русской исторической традиции. Н.А.Бердяев. «Судьба России», «Миросозерцание Достоевского», «Русская идея» как вехи и формы представленности россиеведения. Россия в духовном, мировом (культурно-историческом) и революционном контекстах.

Отечественное философско-историческое россиеведение как общее самосознание русской культуры.


Проектное задание

  1. Описать религиозный способ мышления о России.

  2. Описать художественный способ мышления о России.

  3. Описать научно-исторический способ мышления о России.

  4. Описать философский способ мышления о России.

  5. Описать религиозно-философский способ мышления о России.

Проектное задание может быть представлено как в форме контрольной работы, так и являться темами для рефератов и эссе.


Контрольные вопросы

  1. В чем сходство и различие символа, образа, картины, понятия и идеи?

  2. В чем сходство и различие идей Илариона Киевского и Филофея Псковского?

  1. Перечислите основные возражения А.С. Пушкина П.Я. Чаадаеву.

  2. К идеям Хомякова или Киреевского приложима оценка «ретроспективная утопия»?

  3. С какого времени появляется личность в русской истории – по К.Д. Кавелину, С.М. Соловьеву, Б.Н. Чичерину?

  4. В чем сходство и различие идей Н.П.Павлова-Сильванского и С.М.Соловьева?

  5. «Русская идея» - чья это мысль (по Вл. Соловьеву)?

  6. Прав ли Достоевский в оценке Пушкина? Ваши аргументы.

  7. В чем сходство и различие евразийцев и марксистов во взглядах на русскую историю?

  8. Что позволило Карсавину допустить мысль о совместимости православной и западной традиций в русской жизни?


Тест рубежного контроля


Тест к модулю 2 содержит 4 задания, на выполнение которых отводится 5 минут. Выберите наиболее правильный, по Вашему мнению, вариант ответа и отметьте его любым значком в бланке ответов.

1.Какова основная идея теории «Москва — Третий Рим»?

11)

В определении смысла существования России во всемирной истории

3)

В определении ведущей роли Рима в православном мире

32)

В определении ведущей роли Москвы в православном мире

4)

Вопрос о принадлежности к Западу или Востоку

2. В художественном способе мышления о России, у истоков и в центре русского самосознания стоит фигура…?

11)

В. Соловьева

3)

Тютчева

32)

Чаадаева

4)

Пушкина

3. Тема «Восток - Запад - Россия» была впервые заяв­лена …?

11)

Чаадаевым

3)

Илларионом

32)

Киреевским

4)

Филофеем

4. «Есть только один исторический путь к достижению высшей всечеловечности, к единству человечества – путь национального роста и развития, национального творчества. Всечеловечество раскрывает себя лишь под видами национальностей». Кому из философов принадлежит данное высказывание?

11)

В. Соловьеву

3)

Бердяеву

32)

Н. Лосскому

4)

Чичерину


Ключ к тестам рубежного контроля:

К Модулю 2:

  1. – 2,

  2. – 4,

  3. – 1,

  4. – 3.


Список литературы

  1. Маслин М.А. «Велико незнание России…». Вст. ст. в кн.: Русская идея

  2. White H. Metahistory: The Historical Imagination in Nineteenth-Century Europe. Baltimor, London. 1973.

  3. Петров М.К. Самосознание и научное творчество. Ростов н/Д: изд-во РГУ, 1992.

  4. Русская идея: Сборник произведений русских мыслителей /Сост. Е.А.Васильев; пред. А.В.Гулыги. – М.: Айрис-Пресс, 2004.

  5. Русская идея /Сост. и авт. вст. ст. М.А.Маслин. – М.: Республика,1992.

  6. Пушкин в русской философской критике. М.: Книга, 1990.

  7. О Достоевском. М.: Книга, 1990.

  8. Маслин М.А. «Велико незнанье России…». В кн.: Русская идея /Сост. и авт. вст. ст. М.А.Маслин. – М.: Республика,1992.

  9. Сербиненко В.В. Владимир Соловьев: Запад, Восток, Россия. Учебное пособие для высших учебных заведений. М.: Наука, 1994.

  10. Соловьев С.М. Публичные чтения о Петре Великом. М.: Наука, 1984.

  11. Балуев Б.П. Споры о судьбах России: Н.Я.Данилевский и его книга «Россия и Европа». Тверь, 2001.

  12. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.: 1991.

  13. Киреевский И.В. Избранные статьи. М.: Современник, 1984.

  14. Ерыгин А.Н. Россия в пределах только разума: школа мысли М.К.Петрова. В кн.: Восточнохристианская цивилизация: история, культура, философия. ЕN АРХН: 2006: 6 // Философское и культурологическое россиеведение. Выпуск 15. Ростов-на-Дону: изд-во ЦВВР, 2008. – С.171 – 186.

  15. Бойко П.Е. Идея России в русской философии истории / Под ред. Г.В.Драча. – М.: Социально-политическая МЫСЛЬ, 2006. С. 127-145.

  16. Русская идея: В кругу писателей и мыслителей Русского Зарубежья: В 2-х т. Т.1-2.М.:Искусство, 1994.

  17. Шаповалов В.Ф. Россиеведение. Уч. пос. для вузов. М., 2001.

  18. Бойко П.Е. Идея России в русской философии истории. М.: 2006.

  19. Русская идея: В кругу писателей и мыслителей Русского Зарубежья: В 2-х т. Т.1-2.М.:Искусство, 1994.

  20. Западники и националисты: возможен ли диалог? М.: 2003.

  21. Лосский Н.О. Бог и мировое зло. М.: Республика, 1984.

МОДУЛЬ 3

^ КУЛЬТУРА И ИСТОРИЧЕСКИЙ ПУТЬ РОССИИ

(ОБЩЕЕ РОССИЕВЕДЕНИЕ)


Комплексная цель модуля

Комплексная цель третьего модуля – представление русской культуры в ее историческом развитии в рамках философско-культурологического подхода в рассмотрении проблемы России.


Краткое изложение программного материала модуля

Исторический путь русской культуры (общая характеристика). Культура России: целостность и развитие. Исторические срезы русской культуры во времени и сегодня (в рамках концепции Г.П.Федотова). Русские «первобытность», «древность», «средневековье», «новое время», «современность». Человеческое и личностное измерение в культурно-исторической динамике.

Средоточие и «сердце» русской культуры. Специфика русской культуры в аспекте её структурной целостности. Духовность и типы духовности. Православие как «сердце» русской культуры. Духовная (христианская) традиция в русском самосознании. Материализм и язычество как контрверсии «православно-духовной» концепции культурологического россиеведения. Контраргумент духовного понимания.

Геополитика, государственность и социальные отношения как выражение специфики русской культуры в аспекте её структурной целостности. Русская культура как традиция. Евразийская модель идеократии. Наивный юридический монархизм государственной школы. Социальность в условиях «закрепощения и раскрепощения сословий». Конфликтологический негативизм марксистской интерпретации.

Право и нравственность, хозяйство и быт как выражение специфики русской культуры в аспекте её структурной целостности. Русская культура как хозяйство. Философско-культурологический смысл спора о роли рода и общины в русской жизни. Право в русской культуре: публичный и частный аспекты. Хозяйственная система России в аспекте концепции «азиатского способа производства». Модернизация хозяйственной жизни в аспекте «экономической» модели развития.

Цивилизационная традиция и её историческая динамика. Киевская Русь и Московское царство в культурологической оценке и интерпретации. Византизм и евразийство как альтернатива культурологической идентификации судеб культуры великорусской народности. Западнический культурологический контраргумент: концепция развития, европеизации и модернизации российской культуры. Эпоха 1861 года в России в культурологической оценке и интерпретации. Советская революционная эпоха как социокультурный феномен. Постсоветская культура в значении традиции, современности и постсовременности.

Россия: цивилизационная традиция и ее историческая динамика. А.С.Ахиезер и М.К.Петров. Сциентистская альтернатива религиозно-философскому осмыслению русской истории и культуры. «Россия: критика исторического опыта» А.С.Ахиезера (основные идеи). Уязвимость европоцентристкой цивилизационно-исторической ориентации в трактовке русской истории. Европейский способ цивилизационно-исторического существования и мысли в трактовке М.К.Петрова («История европейской культурной традиции и её проблемы»). Россия и модернизация.


Проектное задание

  1. Описать исторический путь русской культуры.

  2. Описать специфику русской духовной культуры.

  3. Описать специфику государственных и социальных отношений в русской культуре.

  4. Описать хозяйственную и правовую специфику русской культуры.

  5. Сопоставить взгляды А.С. Ахиезера и М.К. Петрова.

Проектное задание может быть представлено как в форме контрольной работы, так и являться темами для рефератов и эссе.


Контрольные вопросы:

  1. Что такое - «философско-культурологическое россиеведение»?

  2. Кто акцентировал внимание на роде, а кто на общине – среди важнейших представителей отечественного и зарубежного россиеведения?

  3. В чем заключается специфика цивилизационной традиции русской культуры?

  4. Духовное и геополитическое в россиеведческой концепции евразийцев.

  5. Кто акцентировал внимание на роде, а кто на общине – среди важнейших представителей отечественного и зарубежного россиеведения?

  6. «Древняя Россия» и «новая Россия» - что это значит в культурологи?

  7. В чем сходство и различие «византийской» и «евразийской» оценок культурно-исторического потенциала Московской Руси?

  8. Дайте культурологическую характеристику эпохи 1861 г.в России.

  9. Восток-Запад-Россия: можно ли говорить в этих рамках о России как Востоке-Западе?

  10. Сопоставьте идеи А.С.Ахиезера и М.К.Петрова по поводу методологических возможностей культурологического осмысления России?


Тест рубежного контроля

Тест к модулю 3 содержит 4 задания, на выполнение которых отводится 5 минут. Выберите наиболее правильный, по Вашему мнению, вариант ответа и отметьте его любым значком в бланке ответов.

  1. Что называют «сердцем» русской культуры?

11)

язычество

3)

философию

32)

духовность

4)

православие

2. Каков идеальный тип Евразийского Государства?

11)

Восточная деспотия

3)

Византийская модель

32)

Республика

4)

Отсутствие государства вообще

3. Какую попытку предпринял А.С. Ахиезер в своей работе «Россия: критика исторического опыта»?

11)

Попытку системного анализа российской истории и российской ментальности

3)

Попытку представить Россию как деспотичное государство

32)

Попытку охарактеризовать Россию в рамках цивилизаций Востока

4)

Попытку охарактеризовать Россию в рамках цивилизаций Запада

4. Феномен философии – явление культуры, представляющее чисто европейский способ мышления у …?

11)

А.С. Ахиезера

3)

Л.С. Васильева

32)

М.К. Петрова

4)

Г.П. Федотова


Ключ к тестам рубежного контроля:

К Модулю 2:

  1. – 4,

  2. – 3,

  3. – 1,

  4. – 2.


Список литературы

  1. Ерыгин А.Н. Русская культура и философия, цивилизационное самосознание и россиеведение. Философское и культурологическое россиеведение: феномен восточнохристианской цивилизации: ЕN АРХН. Выпуск 1. Ростов-на-Дону, 2003. С.8-18.

  2. Кондаков И.В. Культура России. М.: 2000.

  3. Василенко Л.И. Введение в русскую религиозную философию. Курс лекций. М., Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт, 1999.

  4. Панарин А.С. Православная цивилизация в глобальном мире. М.: 2002.

  5. Русский узел евразийства. М., 1997.

  6. Шапошников Л.Е. Православие и философия: границы взаимодействия // Вече: Альманах русской философии и культуры. Выпуск 13. СПб.: 2002.

  7. Ерыгин А.Н. Философия в контексте культуры // Философия: Краткое учебное пособие. Часть 1. Историко-философское введение / Отв. ред. проф.А.Н. Ерыгин. – Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского пед. ун-та, 19995. С.4-10.

  8. Модернизация и глобализация: образы России в XXI в. М.: 2002.

  9. Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта. В 3-х т. М.: 1991.

  10. Модернизация и глобализация: образы России в XXI в. М.: 2002.

  11. Петров М.К. История европейской культурной традиции и ее проблемы. М.:РОССПЭН, 2004.

  12. Поляков Л.В. Путь России в современность: модернизация как деархаизация. М.: 1998.

  13. Чубайс И.Б. Россия в поисках себя. М., 1998.

  14. Сумин О.Ю. Гегель как судьба России. Краснодар , 2005.

  15. Шаповалов В.Ф. Россиеведение. Уч. пос. для вузов. М., 2001.

  16. Громов М.Н. Структура и типология русской средневековой философии. М., 1997.

  17. Гумилев Л.Н. От Руси к России: очерки этнической истории. М., 1994.

  18. Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало: Популярные лекции по народоведению. М.: 2004. С.1-19.

  19. Ерыгин А.Н. Традиционная и модернизирующаяся Россия в философии истории русского либерализма. Ростов н/Д: 2004.

  20. Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии: В 2 ч. Ч.1. СПб.: 1994.

  21. Замалеев А.Ф. Идеи и направления отечественного любомудрия. СПб.: 2003.

  22. Нарочницкая Н.А. Россия и русские в мировой истории. М.: 2005.

  23. Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Российские ритмы социальной истории. М.: 2004.

  24. Русское православие: вехи истории. М.: 1989.

  25. Сербиненко В.В. Русская философия: Курс лекций. М., 2005.

  26. Шапошников Л.Е. Философия соборности: очерки русского самосознания. Спб., 1996.

  27. Пантин И.К. Россия и мир: историческое самоузнавание. М.: 2000.

  28. Кантор В.К. «… Есть европейская держава». Россия: трудный путь к цивилизации. Историософские очерки. М., 1997.

  29. Пайпс Р. Россия при старом режиме. М.: 1993. С.44-83, 188-189, 225-230, 252-2555, 325-367.

^ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ


  1. Понятие русской идеи в литературе

  2. Тема философского спора о России в литературе

  3. Русские страницы «Семирамиды» А.С. Хомякова

  4. «Записка» Н.М. Карамзина: оценка в литературе

  5. Западничество и почвенничество – вчера и сегодня

  6. Христианский универсализм и тема России

  7. Марксизм и Евразийство – сходства и различия подходов к России

  8. Россиеведение Н.О. Лосского в литературе

  9. Россиеведение Л.П. Карсавина в литературе

  10. Россиеведение Н.А. Бердяева в литературе

  11. Россиеведение Ильина И.А. в литературе

  12. Россия в византизме Леонтьева К.Н.

  13. Эпоха 1861г. в России в культурологической оценки и интерпретации

  14. Советская революционная эпоха как социокультурный феномен

  15. «К познанию России» Д.И. Менделеева

  16. «Труды по истории науки в России» В.И. Вернадского

  17. «Как нам обустроить Россию» А.И. Солженицына

  18. «Россия: критика исторического опыта» А.С. Ахиезера

  19. Россия как символ, как образ, как понятие и картина

  20. Русское гегельянство и русский марксизм – сходства и различия в подходах к России

  21. Философия истории как функция Запада и России

  22. Наивный юридический монархизм государственной школы

  23. Мысль о России в контексте «Взгляда на всемирную историю» Д.Неру

  24. Культура России: либеральный и социалистический варианты российской модернизации

  25. Реформы и революции как социокультурные явления

  26. Эпоха 1861 года в России в культурологической оценке и интерпретации

27.Покажите связь между основными аспектами россиеведения Н.О.Лосского.

28.Что общего во взглядах на Россию в трех россиеведческих сочинениях Н.А.Бердяева?

29.В чем смысл и новизна исторически-слоевой схемы русской души Г.П. Федотова?

30.В чем смысл либерал-консерватизма в россиеведении И.А.Ильина?

31.Кто из русских мыслителей, на ваш взгляд, подготовил появление бахтинской концепции полифонизма у Достоевского?

32.Что такое – «философско-историческое россиеведение»?

33.В чем сходство и различие понятий «Россия как художественный образ» и «Россия как историческая картина»?

34.В каком смысле Россия есть мысль – в «Философических письмах» П.Я.Чаадаева?
^

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА


(Ко всем модулям)


Ерыгин А.Н. История и диалектика. Диалектика и исторические знания в России XIX века /Отв.ред. Кохановский В.П. – Ростов н/Д: Изд-во Ростовского ун-та, 1987.- 224 с.

^ Ерыгин А.Н. Восток – Запад – Россия (Становление цивилизационного подхода в исторических исследованиях) / Отв. ред. Нарежный А.И. – Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского ун-та, 1993. – 120 с.

Дидык М.А., Ерыгин А.Н. Личность и культура в эпоху модернизации: Г.Гегель, К.Ясперс, М.Петров / Науч. ред. Нарежный А.И. – Ростов н/Д: Изд-во ЦВВР, 2003. 128 с.

^ Ерыгин А.Н. Традиционная и модернизирующаяся Россия в философии истории русского либерализма (К.Д.Кавелин, С.М.Соловьев, Б.Н.Чичерин). Часть первая. Философия истории русского либерализма второй половины XIX века (тема России) / Науч.ред. Нарежный А.И. – Ростов-на-Дону: Изд-во ростовского ун-та, 2004. – 376 с. (Серия «Монографии»; вып.1. Издание осуществлено в рамках программы «Межрегиональные исследования в общественных науках»)

^ Ерыгин А.Н. «Феноменология духа» Гегеля: Диалектика и проблема общественной природы сознания / Науч. ред. Матяш Т.П. – Краснодар: Кубанское отд. РФО РАН, изд.проект «Университет» (Серия «Классическая философия. Тексты и исследования»), 2007. – 156 с.

Учебники

Философия (полный курс): Учебник для студентов высших учебных заведений / Под ред. проф. Ерыгина А.Н. – Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. – 704 с. (Серия «Учебный курс»)

Основы философии: Учебник / Под ред. А.Н. Ерыгина. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»; Ростов н/Д: Наука-Пресс, 2006. - 448с.


Сборники и серийные издания

Философия в пространстве истории /Отв.ред. Ерыгин А.Н. Серия «Восток-Запад-Россия». Ростов-на-Дону, 1998. – 60 с.

Философия в пространстве истории (Европейская мысль) /Отв.ред. Ерыгин А.Н. Серия «Восток-Запад-Россия». Ростов-на-Дону, 1999. – 62 с.

Философия в пространстве культуры /Отв.ред. Ерыгин А.Н. Серия «Восток-Запад-Россия». Ростов-на-Дону, 1999. – 62 с.

Философия в пространстве истории (Западноевропейская и русская мысль) /Отв.ред. Кириллов А.А. Серия «Восток-Запад-Россия». Вып. 3. Ростов-на-Дону, 2000. – 46 с.

Философия в пространстве культуры: Россия и Запад. Вып. 2 /Науч.ред. Ерыгин А.Н. Серия «Восток-Запад-Россия». Ростов-на-Дону, 2001. – 72 с.

Личность и образование в гуманистической перспективе (Культурологический аспект): научно-методический сборник / Науч. ред. Ерыгин А.Н. – Ростов н/Д. Изд.-во СКНЦ ВШ, 2003. – 144 с.

«Философское и культурологическое россиеведение»

Выпуск 1. Философское и культурологическое россиеведение: Феномен восточнохристианской цивилизации. EN APXH: 2003: 1. / Науч. ред. Ерыгин А.Н. – Ростов н/Д, Изд.-во ООО «ЦВВР», 2003. – 120 с.

Выпуск 2. Ерыгин А.Н. Гегель и русская мысль (тема истории и культуры). / Науч. ред. Лубский А.В. – Ростов н/Д, Изд.-во ООО «ЦВВР», 2003. – 80 с.

Выпуск 3. История русской философии в учебно-научном изложении / Науч. ред. Ерыгин А.Н. – Ростов н/Д, Изд.-во ООО «ЦВВР», 2003. – 144 с.

Выпуск 4. Философское и культурологическое россиеведение: Феномен восточнохристианской цивилизации. Вып.2. EN APXH: 2003: 2. / Науч. ред. Ерыгин А.Н. – Ростов н/Д, Изд.-во ООО «ЦВВР», 2003. – 136 с.

Выпуск 5. Феномен восточнохристианской цивилизации. EN APXH: 2004: 1 (3). / Науч. ред. Ерыгин А.Н. – Ростов н/Д, Изд.-во ООО «ЦВВР», 2004. – 215 с.

Выпуск 6. Ерыгин А.Н., Бакулов В.Д. Культура и утопия. / Науч. ред. Драч Г.В. – Ростов н/Д, Изд.-во ООО «ЦВВР», 2004. – 64 с.

Выпуск 7. Дубровин В.Н., Ерыгин А.Н. Философия на Западе и в России в эпоху модернизации (Краткий очерк) / Науч.ред. Липовой С.П. - Серия «Восток-Запад-Россия». Ростов н/Д, Изд.-во ООО «ЦВВР», 2004. -95 с.

Выпуск 8.Социальная философия и история русской философии / Науч.ред. Ерыгин А.Н. - Серия «Восток-Запад-Россия». Ростов н/Д, Изд.-во ООО «ЦВВР», 2005. – 216 с.

Выпуск 9. Философия культуры и история философии. - Ростов н/Д, Изд-во ООО «ЦВВР», 2006. – 112 с.

Выпуск 10. Буйло Б.И., Ерыгин А.Н., Режабек Е.Я., Рогожкин Л.П., Яковлев В.П. Социальная философия и история русской философии: Учебно-методические материалы к курсам и спецкурсам / Науч. ред. Ерыгин А.Н. – Ростов н/Д: Изд.-во ООО «ЦВВР», 2006. – 64 с.

Выпуск 11. Социальная философия и история русской философии / Науч.ред. Ерыгин А.Н. Ростов н/Д: Изд.-во ООО «ЦВВР», 2006. – 216 с.

Выпуск 12. Феномен восточнохристианской цивилизации: проблемы истории философии и культуры. EN APXH: 2004: 2 (4). / Науч. ред. Ерыгин А.Н. – Ростов н/Д: Изд.-во ООО «ЦВВР», 2006. – 215 с.

Выпуск 13. Ерыгин А.Н. Социальная философия Гегеля: Проблема историзма сознания в «Феноменологии духа» Гегеля. – Ростов н/Д.: Изд-во «ЦВВР», 2007. – 112 с.

Выпуск 14. Восточнохристианская цивилизация: философия, культура. ЕN АРХН: 2005: 5. – Ростов-на-Дону: Изд-во «ЦВВР», 2008.

Выпуск 15. Восточнохристианская цивилизация: история, культура, философия. ЕN АРХН: 2006: 6. – Ростов-на-Дону: Изд-во «ЦВВР», 2008.

Стихи

Александр Ерыгин. Где дух любви царит. Избранное: Стихи. Ростов н/Д: Изд-во ООО «ЦВВР», 2003. – 96 с.


^ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ

  1. Дисциплинарные разделения в курсе философского и культурологического россиеведения.

  2. Философско-историческое россиеведение.

  3. Культурологическое россиеведение.

  4. Зарубежное философско-историческое россиеведение (общая характеристика)

  5. Сравнительная характеристика народов в философии истории XIX в. и тема России ( Г.В.Ф.Гегель).

  6. Сравнительная характеристика народов в философии истории XIX в. и тема России ( К.Маркс и Ф.Энгельс ).

  7. Сравнительная характеристика народов в философии истории XX в. и тема России (О.Шпенглер).

  8. Сравнительная характеристика народов в философии истории XX в. и тема России (А.Дж.Тойнби).

  9. Логико-гносеологический аспект философско-исторического россиеведения.

  10. Опора на методологию Х.Уайта (концепция тропов)

  11. Опора на методологию А.Ф.Лосева (концепция символа)

  12. Опора на методологию М.К.Петрова (концепция «европейского способа мысли»).

  13. Специфика религиозного способа мышления о России.

  14. Истоки русского религиозного и национального самосознания: первые историософские идеи на Руси.

  15. Специфика художественно-эстетического способа мышления о России.

  16. Россия и А.С.Пушкин в русской философско-исторической критике.

  17. Россия и Ф.М.Достоевский в русской философско-эстетической мысли.

  18. Специфика научно-исторического способа мышления о России.

  19. Складывание исторической науки о русской истории (К.Д.Кавелин).

  20. Цивилизационно-исторические теории в России последней трети 19 в.(С.М.Соловьев).

  21. Н.П.Павлов-Сильванский о главных научно-исторических теориях в России 19 в.

  22. Россия в научно-исторических концепциях марксизма (Г.В.Плеханов) и евразийства (Н.С.Трубецкой).

  23. Философский способ мышления о России и его специфика.

  24. Россия как мысль в философии истории П.Я.Чаадаева и И.В.Киреевского.

  25. Россия в философско-историческом контексте «Семирамиды» А.С.Хомякова.

  26. Специфика философско-культурологического россиеведения

  27. Исторический путь русской культуры (Общая характеристика)

  28. Духовность как средоточие и сердце русской культуры

  29. Культура России как структурная целостность

  30. Культура России в аспекте исторического развития.







Скачать 346,58 Kb.
оставить комментарий
Ерыгин А.Н
Дата24.09.2011
Размер346,58 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх