Учебно-методический комплекс учебной дисциплины для бакалавров по направлению философия вариативного курса: «Тема России в русской социальной философии конца XIX-XX веке» icon

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины для бакалавров по направлению философия вариативного курса: «Тема России в русской социальной философии конца XIX-XX веке»


Смотрите также:
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «История русской философии» по специальности...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «История русской философии» по специальности...
Учебно-методический комплекс вариативного курса «общество и воспитание» вузовского компонента...
Учебно-методический комплекс вариативного курса «психотерапия как социальный феномен» вузовского...
-
Учебно-методический комплекс дисциплины «История западной философии»...
Учебно-методический комплекс по дисциплине дс...
Учебно методический комплекс учебной дисциплины «философия религии» федерального компонента...
Учебно методический комплекс учебной дисциплины «философия религии» федерального компонента...
Учебно-методический комплекс дисциплины «История западной философии»...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины спецкурса «Гегель и русская философия»...
Учебно методический комплекс учебной дисциплины «философия и методология науки» федерального...



Загрузка...
скачать


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ


Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Буйло Б.И.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

учебной дисциплины для бакалавров по

направлению философия вариативного курса:

«Тема России в русской социальной философии

конца XIX-XX веке»


Ростов-на-Дону

2008


Учебно- методический комплекс разработан доктором философских наук, заведующим кафедрой социальной философии Б.И. Буйло в рамках внутри вузовского проекта «Концептуальное обоснование и разработка модульной образовательной программы подготовки бакалавров по направлению «философия»»


Печатается в соответствии с решением кафедры социальной философии факультета философии и культурологии ЮФУ, протокол № 8 от 31 марта 2008 г.


СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

1. Пояснительная записка 4-5

2. Учебно-тематический план курса 5-7

3 Методические рекомендации по изучению курса 7-8

4. Программа курса: лекций, семинарских занятий и

коллоквиума - I блок обязательный модуль (с литературой) 8-15

5. Программа курса: лекций, семинарских занятий и

коллоквиума - II блок обязательный модуль (с литературой) 15-24

6. Вариативный модуль - эссе на заданную тему 24-26

7. Вариативный модуль - тематика рефератов по курсу 26-29

8. Глоссарий 29-31

9. Вопросы к экзамену (письменной контрольной работе) по курсу 31-32


^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель курса - Курс «Тема России в русской социальной философии конца XIX-XX веке» призван развивать у студентов представления о специфике исследования России, осмыслении ее места и роли в мире в воззрениях русских мыслителей конца XIX-XX веке, повышать профессиональные навыки студентов. Для России это было время судьбоносных поворотов в ее истории и поскольку современная философская и научная мысль не дает их однозначной оценки, то ознакомление студентов с позицией по данным вопросам классиков русской философии помогает им лучше осознать и сформировать собственное мнение в отношении ключевых событий российской истории XX века.

^ Задачи курса:

  • углубленное изучение социально-философских взглядов русских мыслителей конца XIX-XX века;

  • осмысление исторического пути развития России и ее места в современном мире;

  • расширение и углубление понятийно-категориального аппарата студентов на базе истории русской и современной социальной философии.

^ Место курса в учебном процессе

Чтение курса опирается на знания студентов, полученные в процессе изучения курса истории русской философии, социальной философии, а также курсов, читаемых на кафедре социальной философии факультета философии и культурологии ЮФУ.

^ Структура курса:

Курс состоит из 2 модулей - обязательного и вариативного. Первый модуль (обязательный) включает в себя лекции, семинары и проведение коллоквиумов. В разработанном курсе сделан акцент на использовании первоисточников. В ходе изучения курса студенты могут выступать с докладами на семинарских занятиях соответственно планам этих занятий, готовить рефераты по проблемам, которые рассматриваются в курсе. В конце курса предполагается проведение письменной контрольной работы.

Вариативный модуль предлагает несколько вариантов заданий для самостоятельной работы студента, выполнив которые, он сможет добрать необходимые баллы для получения зачета (сдачи экзамена на положительную оценку)

Общее количество часов – 36 ч.

Для получения зачета (сдачи экзамена на положительную оценку) студенту необходимо набрать 100 баллов.

Обязательный модуль:

Посещение лекций – 20 баллов

Посещение семинаров – 15 баллов

Ответ на 1 вопрос семинара – 5 баллов

Участие в работе семинара (вопросы, дополнения) – 2 балла

Доклады – 8 баллов

Контрольная работа по вопросам (письменно) –30 баллов


Вариативный модуль:

Творческое эссе на заданную тему – 25

Подготовка реферата - 25


^ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА


№ п/п

Темы курса

лекции

семинары

самост. работа

^ I БЛОК (ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ)

1

Тема 1. Типология культурно-исторического процесса в воззрениях Данилевского Н.Я.

2







2

^ Тема 2. Проблема национального и «общечеловеческого» в культурно-исторической концепции Данилевского Н.Я

2







3

^ Тема 3. Особенности развития России и ее взаимоотношения с Европой во взглядах Данилевского Н.Я.

2







4

^ Тема 4. Культурно-историческая концепция Соловьева В.С.

2










^ Тема 5. Место России в культурно-исторической концепции Соловьева В.С.










5

Культурная самобытность России и ее всемирно-историческая миссия в воззрениях Вл.Соловьева

2







6

Критика Вл.Соловьевым взглядов славянофилов и Данилевского Н.Я.

2






7

^ Тема 6. Специфика национального вопроса в России по Вл.Соловьеву




2




8

^ Коллоквиум. Тема: Место воззрений Н.Данилевского и Вл.Соловьева в русской историко-философской традиции





2


2

^ II БЛОК (ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ)

9

Тема 7. Двойственность исторической судьбы русского народа в социальной философии Н.Бердяева

2







10

^ Тема 8. Анализ русского марксизма и развития Советской России в культурно-исторической концепции Н. Бердяева

2







11

^ Тема 9. Интеллигенция. Духовные истоки и этапы становления революционного движения в России в воззрениях Н.Бердяева




2




12

^ Тема 10. Евразийская концепция о путях развититя России

2







13

^ Тема 11. История России и истоки русской ментальности в воззрениях евразийцев




2




14

^ Тема 12. Анализ общества в социальной философии П.Сорокина

2







15

^ Тема 13. П.Сорокин о России и ее месте в мировом культурно-историческом процессе

2







16

^ Коллоквиум. Тема: К вопросу социокультурной идентичности России




2

2




Итого: 36 ч.

22

10

4

^ ВАРИАТИВНЫЙ МОДУЛЬ

Вариант 1. Творческое эссе на заданную тему (по выбору)

Вариант 2. Реферат на заданную тему (по выбору)



^ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА

Освоение основного материала курса – это овладение сложными знаниями по истории русской философии и социальной философии, осмысление и усвоение которых невозможно без самостоятельной работы студента. Курс «Тема России в русской социальной философии конца XIX-XX веке» читается на четвертом курсе факультета философии и культурологии: направление философия, что предполагает использование студентами уже полученных знаний в процессе обучения, особенно по курсам истории философии и социальной философии. При конспектировании лекции студенту необходимо записывать план лекции, а также фиксировать все основные положения, на которых акцентирует внимание преподаватель.

Курс начинается с рассмотрения взглядов Н.Я. Данилевского на цивилизацию и культуру, мировую историю и место в ней России. В этой части курса студентам необходимо уделить особое внимание специфике понимания Данилевским всемирной истории как смены культурно-исторических типов, содержанию и природе функционирования последних, а также месту России и славянского культурно-исторического типа в мировом историческом процессе. Далее изучаются воззрения В.С. Соловьева. Здесь, в первую очередь необходимо акцентировать внимание на исходных принципах анализа исторического процесса в философии Вл. Соловьева, его понимании национального вопроса в России и его критике взглядов Данилевского и славянофилов. При рассмотрении темы России в творчестве Н.А. Бердяева особое внимание стоит уделить изучению особенностей истории русского народа, роли петровских реформ и Октябрьской революции в судьбе России. Необходимо также акцентировать внимание студентов на эволюции воззрений Н. Бердяева по отношению к русской революции и Советской власти, а также его видении возможных путей или перспектив развития России в будущем. В процессе изучения социально-философских взглядов евразийцев особое внимание нужно уделить их пониманию России как евразийского государства, своеобразию видения евразийцами истории России, пониманию ими субъекта культуры в качестве симфонической личности. Завершается курс рассмотрением основных черт русской нации во взглядах П. Сорокина. Основное внимание здесь акцентируется на понимании П. Сорокиным специфики национального самосознания русского народа, выделении им в качестве одной из основных черт российской культуры приоритета в длительной перспективе содержания (целостность и единство государства) над формой (название государства, его различные идеологические обоснования).

Для углубленного изучения каждой темы, а также в процессе подготовки к экзамену или зачету, студенту необходимо освоить определенный массив литературы, список которой указан по каждой теме в данном учебно-методическом комплексе. Выполнение указанных выше рекомендаций является основой для усвоения в целом курса и успешной сдачи экзамена или зачета.


^ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ КУРСА


I БЛОК

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЛЕКЦИЙ


Тема 1. Типология культурно-исторического процесса в воззрениях Данилевского Н.Я.


Взгляды Данилевского Н.Я. на общество и его историю. Соотношение общеевропейской и «общечеловеческой» цивилизаций в воззрениях Данилевского. Неправомерность отождествления географического и культурно-исторического деления мира на части света. Социальные причины ускоренного развития западно-европейских народов после сокрушения Римской империи. Необоснованность членения Всемирной (по аналогии с европейской) истории на: Древнюю, Средневековую и Новую.

Понятие и основные признаки культурно-исторического типа. Классификация культурно-исторических типов: 1) египетский; 2) китайский; 3) ассирийско-вавилоно-финикийский; 4) индийский; 5) иранский; 6) еврейский; 7) греческий; 8) римский; 9) ново-семитический или аравийский; 10) германо-романский или европейский. А также становящийся славянский и два не прошедших все стадии развития американских культурно-исторических типа.


Тема 2. Проблема национального и «общечеловеческого» в культурно-исторической концепции Данилевского Н.Я.


Постановка проблемы национального и общечеловеческого в русской социально-политической и философской мысли начала и середины 19 века. Оценка Данилевским Н.Я. решения данной проблемы западниками (Белинский, Грановский и др.) и славянофилами. Недопустимость отождествления европейской и «общечеловеческой» культуры. Самобытность культуры каждого народа. Рассмотрение Данилевским «общечеловеческого» как результата развития многообразия национальных культур. Понятие социального прогресса. Отрицание однонаправленности прогресса во времени и пространстве.

Понятие государства. Данилевский о соотношении политического и национального в государстве. Один народ – одно государство. Основные формы государственного устройства общества.


Тема 3. Особенности развития России и ее взаимоотношения с Европой во взглядах Данилевского Н.Я.


Этапы становления государственности в древнерусском обществе. Ассимиляция варягов со славянским населением в процессе формирования Киевской Руси. Образование системы удельных княжеств как основы государственности Древней Руси, ее принципиальное отличие от системы феодализма на Западе. Негативные последствия монголотатарского нашествия в развитии культуры Древней Руси. Становление объективных предпосылок формирования централизованного государства в условиях монголотатарского ига. Освобождение от власти монголотатар, становление Московского царства. Введение крепостного права.

Объективная необходимость реформ Петра 1. Сохранение общинного землепользования в условиях феодальной России. Негативные последствия попыток Петра 1 перенести на русскую почву европейскую культуру и образ жизни. Раскол общества как следствие петровских преобразований. Три основных формы «европейничанья» в России. Четыре разряда культурно-исторической деятельности. Перспективы будущего развития России.


Тема 4. Культурно-историческая концепция Соловьева В.С.


Исходные принципы исследования Вл.Соловьевым общества. Начало и конец человеческой истории, человечество как субъект ее развития. Составные части и формы человеческого существования. Экономическая, политическая и духовная формы человеческого бытия. Первый период человеческой истории: роль христианства в разделении духовной и земной сфер общественной жизни. Французская революция: начало второго периода в истории человечества, разделение экономической и политической форм бытия. Эволюция сословий в классы. Созидательный труд как основа существования общества: отрицание самоценности демократии и свободы.

Перерождение демократии в плутократию в условиях власти капитала. Причины появления и распространения в западном обществе социалистических идей. Социализм как выражение господства экономических принципов в политической и духовной сферах общества. Неизбежность прохождения социализма для стран, пошедших по капиталистическому пути развития.

Особая судьба России как посредника между земным и божественным миром.


Тема 5. Место России в культурно-исторической концепции Соловьева В.С.


Роль и значение национального и общечеловеческого во всемирной истории. Служение человечеству – нравственный долг каждого народа. История России – пример исполнения русским народом его нравственного долга (приглашение варягов и реформы Петра 1 - пример отказа от национального в пользу общенациональных ценностей). Самоутверждение России посредством усвоения общечеловеческого опыта. Природа подлинного патриотизма. Борьба с национализмом как поощрение подлинной народности и национальности.

Воссоединение Московского царства с Киевом и Малороссией : образование Всероссийского государства – России. Необходимость решения для России трех вопросов: 1) польского; 2) славянского; 3) еврейского. Критика Вл.Соловьевым взглядов славянофилов и Данилевского Н.Я.

^

ЛИТЕРАТУРА К ТЕМАМ ЛЕКЦИЙ I БЛОКА

К темам 1 – 3



1. Данилевский Н.Я. Россия и Европа [Текст]: монография. - М.: Книга. 1991.

2. Стахов Н.Н. Последний ответ г.Вл.Соловьеву [Текст] / Н.Н. Стахов // Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.: Книга. 1991.

3. Балуев Б.П. Споры о судьбах России. Н.Я.Данилевский и его книга «Россия и Европа» [Текст]: монография. - Тверь. 2003.

4. Бажов С.И. Философия истории Н.Я.Данилевского [Текст]: монография. - М.: 1997.

5. Маякунов А.Э. Национально-государственные проблемы России в творчестве Н.Я.Данилевского [Текст]: монография. - СПб..: 1994.

6. Розанов В.В. Поздние фазы славянофильства [Текст]: / В.В. Розанов. Несовместимые контрасты жизни. М.:. 1990.

7. Хачатурян В.М. Н.Я.Данилевский: европейская цивилизация и Россия [Текст] / В.М. Хачатурян // Европейский альманах. История. Традиция. Культура. М.: 1992.
^

К темам 4 – 5



1. Соловьев В.С. Философские начала цельного знания / В.С Соловьев. // Собр.соч.: в 2 т.- М., 1990. Т.2.

2. Соловьев В.С. Тайна прогресса / В.С Соловьев. // Собр.соч.: в 2 т.- М., 1990. Т.2.

3. Соловьев В.С. Национальный вопрос в России (выпуск первый) / В.С Соловьев. // Собр.соч.: в 2 т.- М., 1988. Т.1.

4. Соловьев В.С. Национальный вопрос в России (выпуск второй) / В.С Соловьев. // Собр.соч.: в 2 т.- М., 1988. Т.1.

5. Бердяев Н.А. Проблема Востока и Запада в религиозном сознании Вл. Соловьева [Текст] / Н.А. Бердяев // Библиотека «Вехи».- М. 2000.

6. Шестов Л.И. Умозрение и апокалипсис. Религиозная философия Вл.Соловьева./ Л.И. Шестов // Сочинения. М. 1995.

7. Сербиненко В.В. Владимир Соловьев. Запад. Восток и Россия [Текст]: монография. - М. 1994.

8. Столярова Т.Ф. Воспламененная душа: вольные размышления о В.Соловьеве. [Текст]: монография. - М. 2000.

8. Гайденко П.П. Человек и человечество в учении В.С. Соловьева / П.П. Гайденко // Вопросы философии. -1994. -№ 6.

9. Асмус В.Ф. В.С.Соловьев: Опыт философской биографии / В.Ф. Асмус // Вопросы философии. -1988. -№ 6.


^ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ


Тема 6. Специфика национального вопроса в России по Вл.Соловьеву.

Вопросы:

1. Вл.Соловьев о природе национального вопроса и возможных вариантах его решения в многонациональных государствах Европы.

2. Проблема взаимоотношений различных национальностей в истории России.

3. Анализ Вл.Соловьевым своеобразия национального вопроса в России в сравнении с другими государствами Европы.

4. Вл.Соловьев о возможных путях решения национального вопроса в России.

Основная литература:

1. Соловьев В.С. Национальный вопрос в России (выпуск первый) ) / В.С Соловьев. // Собр.соч.: в 2 т.- М., 1988. Т.1.

2. Соловьев В.С. Национальный вопрос в России (выпуск второй) ) / В.С Соловьев. // Собр.соч.: в 2 т.- М., 1988. Т.1.

3. Соловьев В.С. Тайна прогресса / В.С Соловьев. // Собр.соч.: в 2 т.- М., 1990. Т.2.

Дополнительная литература

1. Сербиненко В.В. Владимир Соловьев. Запад. Восток и Россия [Текст]: монография. - М. 1994.

2. Гайденко П.П. Человек и человечество в учении В.С. Соловьева / П.П. Гайденко // Вопросы философии. -1994. -№ 6.

3. Асмус В.Ф. В.С.Соловьев: Опыт философской биографии / В.Ф. Асмус // Вопросы философии. -1988. -№ 6.

4. Столярова Т.Ф. Воспламененная душа: вольные размышления о В.Соловьеве. [Текст]: монография. - М. 2000.


КОЛЛОКВИУМ


Тема: Место воззрений Н.Данилевского и Вл.Соловьева в русской историко-философской традиции


^ ЛИТЕРАТУРА К КОЛЛОКВИУМУ

1. Абрамов А.И. К вопросу о преемственности философских идей Вл.Соловьева в русском религиозном ренессансе начала XX века [Текст] / А.И. Абрамов // Религиозно-идеалистическая философия в России XIX – начала XX в. -М. 1989.

2. Хачатурян В.М. Н.Я.Данилевский и В.С.Соловьев о всемирно-историческом процессе и локальной цивилизации [Текст] / В.М. Хачатурян // Цивилизация. -М. 1993. Вып. 2.

3. Балуев Б.П. Споры о судьбах России. Н.Я.Данилевский и его книга «Россия и Европа». [Текст]: монография. - Тверь. 2003.

4. Бажов С.И. Философия истории Н.Я.Данилевского. [Текст]: монография. - М. 1997.

5. Маякунов А.Э. Национально-государственные проблемы России в творчестве Н.Я.Данилевского. [Текст]: монография. - СПб. 1994.

6. Пивоваров Ю.С. Н.Я.Данилевский в русской культуре и мировой науке / Ю.С. Пивоваров // Мир России. -1992. -№ 1.

7. Розанов В.В. Поздние фазы славянофильства [Текст]: / В.В. Розанов. Несовместимые контрасты жизни. М.:. 1990.

8. Сербиненко В.В. Владимир Соловьев. Запад. Восток и Россия. [Текст]: монография. - М. 1994.

9. Столярова Т.Ф. Воспламененная душа: вольные размышления о В.Соловьеве. [Текст]: монография. - М. 2000.

10. Лосев А.Ф. Владимир Соловьев и его время. [Текст]: монография. -М., 1990.

11. Асмус В.Ф. В.С.Соловьев: Опыт философской биографии / В.Ф. Асмус // Вопросы философии. -1988. -№ 6.

12. История философии. Запад-Россия-Восток: [Текст]: в 3-х кн. Книга третья: Философия XIX - XX вв. / Под ред. Н.В. Мотрошиловой и А.М. Руткевича. -М. 1998.

13. Гайденко П.П. Владимир Соловьев и философия серебряного века. [Текст]: монография. -М. 2001.

II БЛОК

^ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЛЕКЦИЙ

Тема 6. Двойственность исторической судьбы русского народа в социальной философии Н.Бердяева.

Выделение Н.Бердяевым пяти периодов в истории России: 1) Россия Киевская; 2) Россия татарского периода; 3) Россия Московская; 4) Россия петровская; 5) Россия Советская.

Учение о Москве как третьем Риме – становление русской идеи как духовной основы единства народа. Реформы Петра 1, их жизненная необходимость для России. Отношение западников и славянофилов к петровским реформам. Негативные последствия реформ: навязывание народу сверху жизненных принципов, прерывность развития, гипертрофия государства, жесткий централизм, создание мощного привилегированного слоя чиновничества, стремление путем жестокого насилия, в том числе и над народом, радикально изменить тип цивилизации. Раскол общества в результате реформ Петра на правящий, прозападный слой, и народ, сохранивший самобытную национальную культуру. Интеллигенция как тонкий слой между государственной властью и народом. Кризис русского общества к концу 19 начала 20 века.


Тема 7. Анализ русского марксизма и развития Советской России в культурно-исторической концепции Н.Бердяева.


Непринятие западного понятия частной собственности на землю в среде русского крестьянства и казачества. Наличие идей стихийного аграрного социализма в сознании русского народа как результат традиционного общинного землепользования. Крах народничества и зарождение марксистских кружков в России. Марксизм в лице Плеханова как крайняя форма западничества. Ленинизм как русский вариант марксизма. Отход от прозападной ориентации и попытка вернуться к истокам русской идеи в практике большевизма. Понимание Н.Бердяевым большевизма как «вывернутым наизнанку, осуществлением русской идеи».

Эволюция взглядов Н.Бердяева по вопросу роли и места Октябрьской революции и Советской власти в истории России. Приостановление хаотического распада государства в результате Октябрьской (большевистской) революции. Эволюция большевизма в конце 20-х - 30–е годы. Формирование новой партийно-советской бюрократии; превращение Советской России в страну государственного социализма. Обуржуазивание новой советской бюрократии. Угроза обуржуазивания Советской России не только для коммунизма но и для русской идеи в целом. Опасность для национальных интересов и бесперспективность в конечном итоге попыток уничтожения коммунизма в России путем возрождения буржуазных отношений. Возможные пути дальнейшего развития Советской России.


Тема 8. Евразийская концепция о путях развития России.


История России и истоки русской ментальности в воззрениях евразийцев. Историческая и географическая индивидуальность территории России, не сводимая ни к Европе ни к Азии. Национальный субстрат Евразии как вся совокупность народов ее населяющих, особая многонародная нация.

Раскол евразийского движения на правых, центр в Праге, и левых – в Кламаре. Единство территории России обуславливаемое единой евразийской культурой, основу которой, составляет специфика географической общности народов Евразии.

Русская идея как идея православия в концепции евразийцев. Выдвижение на первый план в русской идеи, идеи сильного государства и империи, после реформ Петра 1. Рассмотрение в условиях СССР князем Н.С.Трубецким в качестве «объединяющего фактора» Евразии стремление народов к определенному справедливому социальному идеалу, т.е. социализму.

Уникальность и своеобразие социально-экономического и политического пути развития России в концепции евразийцев.


Тема 9. Анализ общества в социальной философии П.Сорокина.


Формирование социологических воззрений П.Сорокина в дореволюционной России. Влияние М.М. Ковалевского на взгляды П.Сорокина. Основные тенденции развития социального прогресса в концепции П.Сорокина. Эволюция взглядов П.Сорокина после эмиграции из Советской России. П.Сорокин о трех выравнивающих тенденциях в развитии западного общества: 1) революция в доходах; 2) революция в образовании; 3) революция в политике.

Понятие социальной стратификации и социальной мобильности. Открытое и закрытое общество. Социальная революция как скачок от закрытого к открытому обществу. Две фазы революции: 1) половодье; 2) смирительная рубашка. Послереволюционный возврат к старым стратам, но с новыми людьми.


Тема 10. П.Сорокин о России и ее месте в мировом культурно-историческом процессе.


Взгляды П.Сорокина на роль православия в развитии духовной культуры и национального самосознания русского народа. Вклад русской нации в развитие мировой культуры. Признание П.Сорокиным неизбежности крушения старого строя в России. Прошлое России как процесс прерывания и возрождения формирования русской нации. Приоритет содержания (единство территории и народа) над формой (в том числе название государства) в истории развития российского народа. Критика П.Сорокиным распространенных на Западе мифов об «агрессивности» русских и общей «отсталости» их культуры. Основные черты русской нации в воззрениях П.Сорокина.

^

ЛИТЕРАТУРА К ТЕМАМ ЛЕКЦИЙ II БЛОКА




К темам 6 – 7



1. Бердяев Н.А. Философия неравенства. [Текст]: монография. -М. ИМА – ПРЕСС. 1990.

2. Бердяев Н.А. Судьба России. [Текст]: монография. -М. Советский писатель. 1990.

3. Бердяев Н.А. Новое средневековье. Размышление о судьбе России и Европы. [Текст]: монография. -М. Феникс – ХДС – пресс. 1991.

4. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. [Текст]: монография. - М. Наука. 1990.

5. Бердяев Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли 19 века и начала 20 века [Текст] / Н.А.Бердяев // О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. -М. Наука. 1990.

6. Бердяев Н.А. Духовные основы русской революции (статьи 1917-1918г.) / Н.А. Бердяев // Собр. соч.-PARIS: YMCA-PRESS, 1990. Т.4.

7. Буйло Б.И. Судьба России в культурно-исторической концепции Н.А. Бердяева. [Текст]: монография. -Ростов-на-Дону: Изд-во СКНЦ ВШ. 2003.

8. Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Антиномия личности и общества (Антропософский опыт Н.Бердяева) / Л.И. Новикова, И.Н. Сиземская // Общественные науки и современность. -1997. -№ 1.

9. Полторацкий Н. Бердяев и Россия (Философия истории России у Н.А.Бердяева). [Текст]: монография. -Нью-Йорк: Общество Друзей Русской Культуры. 1967.

10. Русская философия [Текст]:/ Под общей ред. М.А.Маслина. М.: 1995.

К теме 8



1. Пути Евразии. Русская интеллигенция и судьбы России. [Текст] -М.: Русская книга. 1992.

2. Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. [Текст] -М. Наука. 1993.

3. Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии. [Текст]: монография. -М.: Экопрос.1993.

4. Кожинов В.В. О евразийской концепции русского пути / В.В. Кожинов // Евразия. Народы. Культуры. Религии.-1997.-№ 1/2.

5. Маслин М.А. «Евразийские временники» как источник классического евразийства / М.А. Маслин // Вестник Рос. ун-та дружбы народов. Сер.: Философия.-1999.-№ 1. – С.94-100.

^

К темам 9 – 10



1. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. [Текст]: монография. -М. Политиздат. 1992.

2. Сорокин П.А. Человек и общество в условиях бедности / П.А. Сорокин // Вопросы социологии. -1993. -№ 3.

3. Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени. [Текст]: монография. -М. 1993.

4. Сорокин П.А. Социокультурная динамика и эволюционизм [Текст] / П.А.. Сорокин // Американская социологическая мысль. -М. 1994.

5. Сорокин П.А. Основные черты русской нации [Текст] / П.А.. Сорокин // О России и русской философской культуре . Философы русского послеоктябрьского зарубежья. -М.: Наука. 1990.

^ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ


Тема 9. Интеллигенция. Духовные истоки и этапы становления революционного движения в России в воззрениях Н.Бердяева

Вопросы:

1. Н.Берляев о понятии интеллигенции в России.

2. Возникновение и становление интеллигенции в XIX веке в России.

3. Основные этапы становления и развития революционного движения в России в воззрениях Н.Бердяева

Основная литература:

1. Бердяев Н.А. Философская истина и интеллигентская правда [Текст] / Н.А. Бердяев // Вехи. Из глубины. -М. Правда. 1991.

2. Бердяев Н.А. Духи русской революции [Текст] / Н.А. Бердяев // Из глубины. Сборник статей о русской революции. – Нью-Йорк: Телекс. 1991 – С.67-106.

3. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. [Текст]: монография. -М. Наука. 1990.

4. Бердяев Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли 19 века и начала 20 века [Текст] / Н.А. Бердяев // О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. -М. Наука. 1990.

5. Бердяев Н. Духовные основы русской революции (статьи 1917-1918г.) [Текст] / Н.А. Бердяев // Собр. соч..- PARIS: YMCA-PRESS, 1990. Т.4.


Дополнительная литература

1. Буйло Б.И. История России в социальной философии Н.А. Бердяева / Б.И. Буйло // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки.-1999.-№ 3.

2. Полторацкий Н. Бердяев и Россия (Философия истории России у Н.А.Бердяева). [Текст]: монография. –Нью-Йорк: Общество Друзей Русской Культуры. 1967.

3. Свинцов В.И. Философия, равная жизни: К 120-летию Н.А. Бердяева (1874-1948) / В.И. Свинцов // Свободная мысль.-1994.-№ 5.

4. Сорокин П.А. Николай Бердяев [Текст] / П.А. Сорокин // Бердяев Н.А.: pro et contra. -СПб.: РХГИ. 1994. [Русский путь, т.1]. Кн.1.

5. Шестов Л. Николай Бердяев. Гнозис и экзистенциальная философия [Текст] / Л. Шестов // Бердяев Н.А.: pro et contra. -СПб.: РХГИ. 1994. [Русский путь, т.1]. Кн.1.


Тема 11. История России и истоки русской ментальности в воззрениях евразийцев

Вопросы:

1. Критика евразийцами норманнской теории возникновения древнерусского государства.

2. Евразийцы о роли и значении монголо-татарского периода в истории России.

3. Оценка евразийцами реформ Петра I.

4. Отношение евразийцев к Октябрьской революции и последующему развитию Советской России.

Основная литература:

1. Евразийство. Опыт систематического изложения. [Текст] // Пути Евразии. Русская интеллигенция и судьбы России. -М. Русская книга. 1992.

1. Евразийство (Формулировка 1927 г.). [Текст] // Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. Антология. -М. Наука. 1993.

2. Трубецкой Н.С. Взгляд на русскую историю не с Запада, а с Востока - Наследие Чингисхана. [Текст] / Н.С. Трубецкой // Наследие Чингисхана. -М. Аграф. 1999.

3. Трубецкой Н.С. Вступление-Исход к Востоку. [Текст] / Н.С. Трубецкой // Пути Евразии. Русская интеллигенция и судьбы России. -М. Русская книга. 1992.

4. Трубецкой Н.С. Русская проблема. [Текст] / Н.С. Трубецкой // Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. Антология. -М. Наука. 1993.

5. Трубецкой Н.С. Общеевразийский национализм. [Текст] / Н.С. Трубецкой // Трубецкой Н.С. Наследие Чингисхана. -М. Аграф. 1999. – С.493-505.

6. Трубецкой Н.С. Предисловие к книге Г.Уэльса «Россия во мгле». [Текст] / Н.С. Трубецкой // Наследие Чингисхана. М.: Аграф. 1999. – С.543-552.


Дополнительная литература

1. Волкогонова О.Д. Образ России в философии русского зарубежья. [Текст]: монография. –М.: РОССПЭН. 1998. – 325с.

2. Гиренок Ф. Евразийские тропы [Из истории философской мысли] / Ф. Гиренок // Вестник высшей школы.-1992.-№ 7/8/9.

3. Кожинов В.В. О евразийской концепции русского пути / В.В. Кожинов // Евразия. Народы. Культуры. Религии.-1997.-№ 1/2.

4. Маслин М.А. «Евразийские временники» как источник классического евразийства / М.А. Маслин // Вестник Рос. ун-та дружбы народов. Сер.: Философия.-1999.-№ 1. – С.94-100.

5. Троицкая Н.В. Русская цивилизация между Востоком, Западом и Югом (фрагменты). Отклики на книгу и трагическую гибель автора . [Текст] / Н.В. Троицкая // Патриотизм: общероссийский и национальный. - М.: 1996.


КОЛЛОКВИУМ

Тема: К вопросу социокультурной идентичности России


^ ЛИТЕРАТУРА К КОЛЛОКВИУМУ


1. Ахиезер А.С. Общее и особенное в динамике российского общества [Текст] / А.С. Ахиезер // Куда идет Россия? Общее и особенное в современном развитии: Международный симпозиум 17-19 января 1997 г. М. 1997.
^
2. Буйло Б.И. К вопросу о социокультурной идентичности России / Б.И. Буйло // Гуманитарные и социально-экономические науки. -2006. - №2.

3. Кантор В.К. Русский европеец как явление культуры (философско-исторический анализ). [Текст]: монография. –М. РОССПЭН, 2001.

4. Панарин А.С. «Вторая Европа» или «Третий Рим» / А.С. Панарин // Вопросы философии. -1996. -№10.

5. Селиванов Н. Россия: катастрофичность бытия / Н. Селиванов // Диалог. -1993. -№ 7.

6. Ахиезер А.С. Между циклами мышления и циклами истории / А.С. Ахиезер // Общественные науки и современность. -2002. -№ 3.

7. Ахиезер А.С. Россия как большое общество / А.С. Ахиезер // Вопросы философии. -1993. -№ 1.

8. Капустин Б.Г. Либеральная идея и Россия [пролегомены к концепции современного российского либерализма] [Текст] / Б.Г. Капустин // Куда идет Россия? Альтернативы общественного развития. М.1995.

9. Выжлецов Г.П. Ценности российской духовности: кризис и возрождение [Текст] / Г.П. Выжлецов // Человек и духовно-культурные основы возрождения России. СПб. 1996.

10. Кантор К.М. Четвертый виток истории / К.М. Кантор // Вопросы философии. 1996. № 8.

11. Кара-Мурза С.Г. Россия как традиционное общество [Текст] / С.Г. Кара-Мурза // Куда идет Россия? Общее и особенное в современном развитии: Международный симпозиум 17-19 января 1997 г. -М. 1997.

12. Согрин В.В. Идеология и историография в России: нерасторжимый брак? / В.В. Согрин // Вопросы философии. 1996. № 8.


^ ВАРИАТИВНЫЙ МОДУЛЬ


Вариант 1. Творческое эссе на заданную тему (одно по выбору):

Тема: Органистический подход в понимании общества в философии Н. Данилевского и Вл. Соловьева

Литература:

1. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. [Текст]: монография. – М.: Книга. 1991.

2. Стахов Н.Н. Последний ответ г.Вл.Соловьеву [Текст] / Н.Н. Стахов // Данилевский Н.Я. Россия и Европа. -М.: Книга. 1991.

3. Соловьев В.С. Философские начала цельного знания / В.С Соловьев. // Собр.соч.: в 2 т.- М., 1990. Т.2.

4. Соловьев В.С. Тайна прогресса / В.С Соловьев. // Собр.соч.: в 2 т.- М., 1990. Т.2.

5. Соловьев В.С. Национальный вопрос в России (выпуск первый) / В.С Соловьев. // Собр.соч.: в 2 т.- М., 1988. Т.1.

6. Бажов С.И. Философия истории Н.Я.Данилевского. [Текст]: монография. – М. 1997.

7. Балуев Б.П. Споры о судьбах России. Н.Я.Данилевский и его книга «Россия и Европа». [Текст]: монография. – Тверь. 2003.

8. Гайденко П.П. Человек и человечество в учении В.С. Соловьева / П.П. Гайденко // Вопросы философии. -1994. -№ 6.

9. Гайденко П.П. Владимир Соловьев и философия серебряного века. [Текст]: монография. – М. 2001.

10. История философии. Запад-Россия-Восток: в 3 кн.: Философия XIX - XX вв. / Под ред. Н.В. Мотрошиловой и А.М. Руткевича. -М. 1998. Книга третья.


Вариант 1I. Творческое эссе на заданную тему (одно по выбору):

Тема: Русская идея в творчестве Н.Бердяева и евразийцев

Литература:

1. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. [Текст]: монография. – М. Наука. 1990.

2. Бердяев Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли 19 века и начала 20 века [Текст] / Н.А. Бердяев // О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. -М. Наука. 1990.

3. Бердяев Н.А. Русская религиозная идея [Текст] / Н.А. Бердяев // Проблемы русского религиозного сознания. - Берлин: ИМКА-Пресс.-1924.

4. Бердяев Н.А. Евразийцы. [Текст] / Н.А. Бердяев // Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. Антология. -М. Наука. 1993.

5. Бердяев Н.А. Утопический этатизм евразийцев. [Текст] / Н.А. Бердяев // Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. Антология. -М. Наука. 1993.

6. Трубецкой Н.С. Мы и другие - Наследие Чингисхана. [Текст] // Трубецкой Н.С. Наследие Чингисхана. -М. Аграф. 1999.

7. Трубецкой Н.С. Русская проблема. [Текст] / Н.С. Трубецкой // Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. Антология. -М. Наука. 1993.

8. Трубецкой Н.С. Об идее-правительнице идеократического государства. [Текст] // Трубецкой Н.С. Наследие Чингисхана. -М. Аграф. 1999.

10. Уледов А. Русская идея как феномен национального самосознания / А. Уледов // Вестник высшей школы. 1992. № 7/8/9.

11. Яновский Р.Г. Поиск народной идеи / Р.Г. Яновский // Социологические исследования.1997.-№ 5.

^
Тематика рефератов по курсу:

Блок 1.

1. Постановка проблемы национального и общечеловеческого в русской социально-политической и философской мысли начала и середины 19 века.

2. Взгляды Данилевского Н.Я. на общество и его историю.

3. Понятие социального прогресса у Н. Данилевского. Отрицание одно направленности прогресса во времени и пространстве.

4. Возникновение древнерусского государства и становление российской государственности в воззрениях Данилевского Н.Я.

5. Особая судьба России как посредника между земным и божественным миром в воззрениях Вл. Соловьева.


Литература к темам рефератов блока 1:


1. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. [Текст]: монография. – М. Книга. 1991.

2. Стахов Н.Н. Последний ответ г.Вл.Соловьеву [Текст] / Н.Н. Стахов // Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.: Книга. 1991.

3. Соловьев В.С. Философские начала цельного знания / В.С Соловьев. // Собр.соч.: в 2 т.- М., 1990. Т.2.

4. Соловьев В.С. Тайна прогресса / В.С Соловьев. // Собр.соч.: в 2 т.- М., 1990. Т.2.

5. Соловьев В.С. Национальный вопрос в России (выпуск первый) / В.С Соловьев. // Собр.соч.: в 2 т.- М., 1988. Т.1.

6. Соловьев В.С. Национальный вопрос в России (выпуск второй) / В.С Соловьев. // Собр.соч.: в 2 т.- М., 1988. Т.1.


7. Балуев Б.П. Споры о судьбах России. Н.Я.Данилевский и его книга «Россия и Европа». [Текст]: монография. – Тверь. 2003.

8. Бажов С.И. Философия истории Н.Я.Данилевского. [Текст]: монография. – М. 1997.

9. Маякунов А.Э. Национально-государственные проблемы России в творчестве Н.Я.Данилевского. [Текст]: монография. – СПб. 1994.

10. Розанов В.В. Поздние фазы славянофильства [Текст] // Розанов В.В. Несовместимые контрасты жизни. -М. 1990.

11. Хачатурян В.М. Н.Я.Данилевский: европейская цивилизация и Россия [Текст] / В.М. Хачатурян // Европейский альманах. История. Традиция. Культура. М., 1992.

12. Бердяев Н.А. Проблема Востока и Запада в религиозном сознании Вл. Соловьева [Текст] / Н.А. Бердяев // Библиотека «Вехи». М., 2000.

13. Шестов Л.И. Сочинения. Умозрение и апокалипсис. Религиозная философия Вл.Соловьева. [Текст]. – М. 1995.

14. Сербиненко В.В. Владимир Соловьев. Запад. Восток и Россия. [Текст]: монография. – М. 1994.

15. Столярова Т.Ф. Воспламененная душа: вольные размышления о В.Соловьеве. [Текст]: монография. – М. 2000.

16. Гайденко П.П. Человек и человечество в учении В.С. Соловьева / П.П. Гайденко // Вопросы философии. -1994. -№ 6.

17. Асмус В.Ф. В.С.Соловьев: Опыт философской биографии / В.Ф. Асмус // Вопросы философии. –1988..-№ 6.

18. Книга о Владимире Соловьеве. [Текст] – М. 1991.

Блок 2.

1. Тема России в творчестве Н.А. Бердяева.

2. Большевизм «как третье явление великодержавности России» в социальной философии Н.А. Бердяева.

3. Судьба России и истоки русской ментальности в воззрениях евразийцев.

4.Евразийская концепция культуры.

5.Русская революция и ее роль в судьбе России в воззрениях П. Сорокина.


Литература к темам рефератов блока 2:


1. Бердяев Н.А. Философия неравенства. [Текст]: монография. –М. ИМА – ПРЕСС. 1990.

2. Бердяев Н.А. Судьба России. [Текст]: монография. –М. Советский писатель. 1990.

3. Бердяев Н.А. Новое средневековье. Размышление о судьбе России и Европы. [Текст]: монография. –М. Феникс – ХДС – пресс. 1991.

4. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. [Текст]: монография. – М. Наука. 1990.

5. Бердяев Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли 19 века и начала 20 века [Текст] / Н.А. Бердяев // О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. -М. Наука. 1990.

6. Бердяев Н. Духовные основы русской революции (статьи 1917-1918г.) / Н. Бердяев. // Собр. соч..- PARIS: YMCA-PRESS, 1990. Т.4

7. Пути Евразии. Русская интеллигенция и судьбы России. [Текст]: -М. Русская книга. 1992.

8. Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. [Текст]:М. Наука. 1993.

9. Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии. [Текст]: монография. –М. Экопрос.1993.

10. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. [Текст]: монография. – М. Политиздат. 1992.

11. Сорокин П.А. Человек и общество в условиях бедности / П.А. Сорокин // Вопросы социологии. -1993. -№ 3.

12. Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени. [Текст]: монография. – М. 1993.

13. Сорокин П.А. Социокультурная динамика и эволюционизм [Текст] / П.А. Сорокин // Американская социологическая мысль. -М. 1994.

14. Сорокин П.А. Основные черты русской нации [Текст] / П.А. Сорокин // О России и русской философской культуре . Философы русского послеоктябрьского зарубежья. -М. Наука. 1990.

15. Буйло Б.И. Судьба России в культурно-исторической концепции Н.А. Бердяева. [Текст]: монография. –Ростов-на-Дону: Изд-во СКНЦ ВШ.-2003.

16. Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Антиномия личности и общества (Антропософский опыт Н.Бердяева) / Л.И. Новикова, И.Н. Сиземская // Общественные науки и современность. -1997. -№ 1.

17. Полторацкий Н. Бердяев и Россия (Философия истории России у Н.А.Бердяева). [Текст]: монография. –Нью-Йорк: Общество Друзей Русской Культуры. 1967.

18. Русская философия [Текст]: / Под общей ред. М.А.Маслина. -М. 1995.

19. Кожинов В.В. О евразийской концепции русского пути / В.В. Кожинов // Евразия. Народы. Культуры. Религии.-1997.-№ 1/2.

20. Маслин М.А. «Евразийские временники» как источник классического евразийства / М.А Маслин // Вестник Рос. ун-та дружбы народов. Сер.: Философия.-1999.-№1.
Глоссарий


Общечеловеческие ценности – это такие ценности, которые выходят за рамки национальных культур и являются достоянием различных народов мира.

Славянофилы – представители направления социально-политической и философской мысли России XIX в., обосновывающего самобытный и отличный от Запада путь развития России.

Западники – представители направления социально-политической и философской мысли России XIX в., противостоящего славянофилам и обосновывающего общность пути развития Запада и России.

^ Русская идея – «умопостигаемый образ России». Русифицированный вариант православия и идея Москвы как Третьего Рима составляли ее смысловую основу и определяли характер развития. Историческое призвание России раскрывалось в русской идее в виде движения к цели по собиранию, объединению себя как единого целого и через это – достижение вселенского единства.

Культура – это специфический способ человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах и в самой деятельности человека, в духовных ценностях, в системе социальных норм и учреждений, в совокупности складывающихся между людьми отношений. Сам термин культура очень многозначен, существует более 250 определений культуры.

Цивилизация – это ступень общественного развития, следующая за варварством и характеризующаяся наличием письменности и городов. О. Шпенглер рассматривал цивилизацию как материальное основание культуры, заключительную стадию ее развития. Иногда термин цивилизация употребляется в значении культуры.

^ Социальный прогресс – это направление общественного развития, характеризующееся движением вперед, развитием от более низших к более высшим, совершенным стадиям общества.

Этнос – это исторически сложившаяся группа людей, в основе которой лежит кровно-родственное начало (генотип), а также общность социально-психологического склада и культуры. По мнению проф. К.С. Пигрова, «этносы… суть социальные общности, которые идентифицируются с определенным ландшафтом и с определенным генотипом, выражающимся в характерных особенностях строения тела».

Нация – это этническая общность людей, характеризующаяся совместной территорией проживания, общим языком и культурой, социально-психологическим характером, а также достаточно развитыми экономическими связями.

Национализм – это абсолютизация и возвеличивание национальных черт и особенностей развития народа или нации.

Народничество – движение и идеология русской разночинной интеллигенции XIX в., выступавшей против капитализации России, за развитие в ней аграрного социализма.

Марксизм – социальное учение, созданное К. Марксом и Ф. Энгельсом, его основу составляет материалистическое понимание истории и теория классовой борьбы.

Большевизм – идеология и практика революционного движения России начала XX в., во главе которого стояла коммунистическая (большевистская) партия России.

Евразийство - идейное движение части эмигрировавшей из России духовной элиты, возникшее в начале 20 годов XX в.. Его сторонники изложили свое, весьма своеобразное, но обоснованное, понимание специфики России в качестве евразийского государства и ее роли во всемирной истории.
^

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ (письменная контрольная работа)



1. Культурно-историческая концепция Н.Я.Данилевского.

2. Соотношение «общечеловеческой» и европейской цивилизаций в воззрениях Н.Я.Данилевского.

3.Типология культурно-исторического процесса в концепции Н.Я.Данилевского.

4. Место национального и «общечеловеческого» в культурно-исторической концепции Н.Я.Данилевского.

5. Н.Я.Данилевский о становлении государственности как основы реализации народного духа.

6. Особенности допетровского периода развития России во взглядах Н.Я.Данилевского.

7. Представления Н.Я.Данилевского об особенностях европеизации России.

8. Место славянского культурно-исторического типа в типологии социального процесса Н.Я.Данилевского.

9. Исследование общества в философии Вл.Соловьева.

10.Исходные принципы анализа исторического процесса Вл.Соловьевым.

11.Периодизация истории в культурно-исторической концепции Вл.Соловьева.

12.Национальный вопрос в России в воззрениях Вл.Соловьева.

13.Россия – Запад в концепции Вл.Соловьева.

14.Критика Вл.Соловьевым взглядов Н.Я.Данилевского.

15.Двойственность исторической судьбы русского народа в концепции Н.Бердяева.

16.Пять Россий в воззрениях Н.Бердяева.

17.Н.Бердяев о роли петровских реформ в истории России.

18.Анализ русского марксизма в социальной философии Н.Бердяева.

19.Эволюция взглядов Н.Бердяева по отношению к революции и Советской власти в России.

20.Возможные пути или перспективы развития Советской России в воззрениях Н.Бердяева.

21.Евразийская концепция развития России.

22.Основные тенденции развития социального прогресса в концепции П.Сорокина.

23.Социальная стратификация и мобильность в социологии П.Сорокина.

24.Открытое и закрытое общество в воззрениях П.Сорокина.

25.П.Сорокин о роли православия в развитии духовной культуры и национального самосознания русского народа.

26.Основные черты русской нации в воззрениях П.Сорокина.





оставить комментарий
Дата24.09.2011
Размер326 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх