Автореферат разослан ноября 2010 г icon

Автореферат разослан ноября 2010 г


1 чел. помогло.
Загрузка...
скачать



На правах рукописи


Успенская Яна Александровна


ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ

ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА


13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования


А В Т О Р Е Ф Е Р А Т

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук


Нижний Новгород - 2010 г.


РАБОТА ВЫПОЛНЕНА В ГОУ ВПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

___________________________________________________________________________________________________


^ Научный руководитель

доктор педагогических наук, доцент

Фирсова Анна Михайловна


Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, доцент

^ Шестакова Лариса Анатольевна,

кандидат педагогических наук, доцент

Перфильева Евгения Ивановна


Ведущая организация

ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет

им. И.Я. Яковлева»


Защита состоится 20 декабря 2010 г. в 12.00 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.162.05 при ГОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет» по адресу: 603022, Нижний Новгород, ул. Тимирязева, 31, ауд. 215.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет».


Автореферат разослан «____» ноября 2010 г.


Ученый секретарь диссертационного совета,

кандидат педагогических наук, доцент Н.Ф. Комарова

^ Общая характеристика работы


Актуальность исследования. Современная социокультурная ситуация характеризующаяся бурным ростом инновационных технологий, глобальной информатизацией всех сфер жизни общества, взаимопроникновением культур, трансляцией межпоколенных связей, нестабильными социально-экономическими условиями и другими явлениями с необходимостью требует от человека быть максимально работоспособным, гибким, мобильным, самостоятельным, инициативным; проявлять во всех аспектах жизнедеятельности творческий подход, готовнсть к риску, способность отстаивать свою точку зрения (даже, если она не совпадает с мнением большинства). Без этих личностных качеств в настоящее время невозможно добиться социального успеха, состояться как неповторимая индивидуальность, реализовать себя на профессиональном поприще.

Максимально благоприятные возможности для развертывания всего спектра индивидуально-личностных свойств, в том числе, для формирования качеств творческой личности, создаются в юношеском возрасте. Именно в этот период онтогенеза достигает своего пика развитие самосознания и формирование стабильного образа «Я»; значительно возрастают интеллектуальные ресурсы; приоритетную роль играют потребности в самоопределении, самоактуализации (самоосуществлении), самопрезентации (самовыражении).(Г.С. Абрамова, Б.Г. Ананьев, А.С. Белкин, Л.С. Выготский, И.С. Кон, В.С. Мухина, А.В. Петровский, Д.И. Фельдштейн, П.М. Якобсон и др.) Все эти благоприятные изменения в индивидуально-личностном развитии происходят на фоне присущим молодым людям от природы крепкого здоровья и высокой работоспособности.

Возможности развития качеств творческой личности, реализации творческого потенциала значительно возрастают в условиях обучения в ВУЗе: одной из функций высшего образования является креативная (Л.Г. Викторова); проективная сущность личности (Э. Гуссерль, Ж.П. Сартр) и ценности творчества (Ф. Франкл) рассматриваются в качестве важнейших теоретико-методологических оснований организации процесса воспитания и образования.

Анализ практики современного образования обнаруживает явно выраженное противоречие между признанием необходимости создания благоприятных условий для реализации творческого потенциала личности и недостаточной разработанностью средств педагогического обеспечения этого процесса в системе высшего образования.

Все сказанное позволило нам сформулировать проблему исследования: каковы теоретические основы и практические пути педагогического обеспечения реализации творческого потенциала личности студентов вуза?

^ Цель исследования - разработать систему педагогического обеспечения реализации творческого потенциала личности студентов вуза.

Объект исследования – творческий потенциал личности студентов.

Предмет исследования - педагогическое обеспечение реализации творческого потенциала личности студентов вуза.

^ Гипотеза исследования основана на предположении о том, что реализация творческого потенциала личности студентов будет осуществляться эффективно при условии внедрения специально разработанной системы педагогического обеспечения, включающей в себя следующие основные составные компоненты, которые проектируются максимально вариативно, в зависимости от специфики организации образовательно-воспитательного процесса в вузе:

1) организационный компонент:

- формы организации педагогической работы по обеспечению реализации творческого потенциала личности студентов;

- структура управления педагогическим обеспечением реализации творческого потенциала личности студентов;

2) содержательный компонент: творческая деятельность разного содержательного наполнения (художественно-творческая, музыкальная, театрализованная, культурно-досуговая и др.);

3) методический компонент:

- средства педагогического обеспечения реализации творческого потенциала личности студентов;

- способы организации творческой деятельности студентов;

4) психологический компонент: психолого-педагогическое обеспечение реализации индивидуально-личностных возможностей развития студентов.

В соответствие с целью, определением объекта, предмета и исследовательской гипотезы в работе поставлены и реализуются следующие задачи:

  1. Научно обосновать возможность реализации творческого потенциала личности студентов при организации образовательно-воспитательного процесса в вузе.

  2. Представить сущностно-содержательную характеристику феномена «творческий потенциал личности»: определить структуру этого явления, раскрыть содержание каждого компонента, выявить специфику развития в юношеском возрасте.

  3. Выявить теоретико-методологические предпосылки реализации творческого потенциала личности студентов при организации образовательно-воспитательного процесса в вузе.

  4. Обобщить теоретические положения, лежащие в основе проектирования системы педагогического обеспечения реализации творческого потенциала личности студентов при организации образовательно-воспитательного процесса в вузе; определить ведущие теоретико-методологические основания проектирования этой системы.

5. Разработать конкретные методические рекомендации и практические материалы по педагогическому обеспечению реализации творческого потенциала личности студентов при организации образовательно-воспитательного процесса в вузе.

^ Методологической основой исследования являются: культурно-историческая теория развития психики (Л.С. Выготский); структурно-функциональная теория развития психики (Б.Г. Ананьев, П.К. Анохин, Н.А. Бернштейн, А.Р. Лурия); философская концепция интегрально-социальной природы (сущности) человека и его социализации (В.В. Орлов, Л.В. Филиппова); концепция человеческого потенциала (Б.Г. Ананьев, Л.А. Зеленов, В. Келле, О.Л. Краева, В.Н. Маркова, Ю.В. Синягин и др.); субъектный подход (А.Г. Асмолов, К.А. Абульханова-Славская); акмелогический подход (А.А. Деркач, В. Зазыкин, Н.В. Кузьмина, В.Н. Максимов, А.А. Реан); философско-педагогические воззрения античных и средневековых философов (Августин, Фома Аквинский, Ксенофан, Платон, Сократ и др.), а также мыслителей прошлого – зарубежных (А. Бергсон, Мен де Бриан, Ф. Ницше, Ф. Шеллинг, Ф. Шиллер, А Шопенгауэр и др.) и отечественных (Н.А. Бердяев, А.Н. Веселовский, Д.Б. Лезин, Н.О. Лосский, Д.Н. Овсянников-Куликовский, А.А. Потебня, В.С. Соловьев и др.); теория интериоризации (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев).

^ Теоретическую основу исследования составляют психолого-педагогические теории и концепции: социально-психологическая концепция деятельностно-опосредованного развития личности (А.В. Петровский), концепция интегральной структуры индивидуальности (Б.Г. Ананьев, Л. М. Веккер, Б. В.Ломов, В.С. Мерлин, В.Д. Небылицын, И.М. Палей, Б. М.Теплов); психологическая антропология (Е.И. Исаев, В.И. Слободчиков); педагогическая антропология (Б.М. Бим-Бад, А.К. Москатова, В.А. Сластенин, Т.А. Стефановская и др.); индивидуально-личностный и личностно-ориентированный подходы к образованию (Н.А. Алексеев, В.П. Беспалько, Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, Ю.В. Замятина, А.А. Кирсанова, Н.Б. Крылова, Е.В. Леонова, В.А. Петровский, Н.В. Родичева, В.В. Сериков, А.В. Хуторской, И.С. Якиманская и др.); теория формирования и развития личности в деятельности и общении; принцип единства образования, воспитания и развития личности; теория воспитания (Е.В. Бондаревская, О.С. Газман и др.); теория развивающего образования (В.В. Давыдов, В.П. Иванов, В.Т. Кудрявцев, В.В. Сериков и др.); концепция социализации подрастающего поколения (А.В. Мудрик, Л.В. Филиппова); гуманистическая психология (А. Адлер, А. Горальски, Г. Кантрил, Г. Келли, А.Г. Маслоу, Г. Мерфи, Г. Мюррей, Г. Олпорт, К. Роджерс, Э. Фромм и др.); экспериментальная психология творчества (Вильямс, Ф. Гальтон, Дж. Гилфорд, Л. Термен, Е.П. Торранс и др.); педагогика творчества (С.А. Гильманов, М.В. Ермолаева, С.П. Козырева, А.А. Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский, И.Н. Семенов, С.Д. Смирнов, А.Я. Пономарев, Е.Л. Яковлева и др.); проективное образование (Д.Б. Богоявленская, В.Т. Кудрявцев, М.И. Махмутов и др.); возрастная психология и педагогика (Г.С. Абрамова, Б.Г. Ананьев, А.С. Белкин, Л.С. Выготский, М.В. Гамезо, В.С. Герасимова, Г.Г. Горелова, И.С. Кон, В.С. Мухина, А.М. Орлова, А.В. Петровский, Д.И. Фельдштейн, П.М. Якобсон и др.); психолого-педагогические исследования проблем студенческой молодежи (А.А. Андреев, Г.В. Безюлова, А.И. Артюхина, А.И. Бондаревская, А.А. Вербицкий, Л.Г. Викторова, Л.И. Шумская и др.).

^ Методы исследования. Для решения поставленных задач использовались общенаучные методы теоретического исследования: научно-теоретический анализ литературы по теме исследоваия (философской, культурологической, психологической, педагогической и др.) – в изданиях фундаментального, прикладного и методического характера; методы эмпирического исследования (объективные валидизированные психодиагностические методики); педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный), количественный и качественный анализ его результатов (сравнительный, факторный, корреляционный); методы математической статистики, графическая интерпретация экспериментальных данных.

^ Опытно-экспериментальная база исследования. Исследование осуществлялось в Гуманитарно-художественном институте Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета (ГХИ ННГАСУ).
^

Научная новизна исследования состоит в следующем:


  1. Научно обоснована возможность реализации творческого потенциала личности студентов при организации образовательно-воспитательного процесса в вузе.

  2. Определена структура творческого потенциала личности в единстве трех компонентов (когнитивного, эмоционального и активационно-энергетического).

  3. Разработана система педагогического обеспечения реализации творческого потенциала личности студентов при организации образовательно-воспитательного процесса в вузе; определены составные ее компоненты, представлено содержание каждого компонента.

^ Теоретическая значимость исследования определяется тем, что:

  1. Выявлены теоретико-методологические предпосылки реализации творческого потенциала личности студентов при организации образовательно-воспитательного процесса в вузе.

  2. Раскрыты особенности реализации творческого потенциала личности в юношеском возрасте; конкретизирована специфика осуществления этого процесса в условиях обучения в вузе.

  3. Обобщены теоретические положения, лежащие в основе проектирования системы педагогического обеспечения реализации творческого потенциала личности студентов при организации образовательно-воспитательного процесса в вузе.

4. Научно обоснована интегрирующая роль принципов креативной педагогики как ведущего теоретико-методологического основания проектирования системы педагогического обеспечения реализации творческого потенциала личности студентов при организации образовательно-воспитательного процесса в вузе.

^ Практическая значимость исследования заключается в следующем:

1. Экспериментально апробирована и внедрена в практику система педагогического обеспечения реализации творческого потенциала личности студентов при организации образовательно-воспитательного процесса в вузе.

2. Экспериментально определено содержание каждого компонента системы педагогического обеспечения реализации творческого потенциала личности студентов; описаны педагогические пути обеспечения эффективного их развития применительно к условиям конкретного вуза.

3. Разработан научно-практический инструментарий изучения и оценки эффективности реализации творческого потенциала личности студентов (диагностический комплекс).

4. Разработано общедоступное методическое сопровождение, направленное на педагогическое обеспечение реализации творческого потенциала личности студентов при организации образовательно-воспитательного процесса в вузе (методические рекомендации, перспективные планы, учебные программы, практические материалы).

^ Основные этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа в период с 2007 по 2010 гг.

На первом этапе (2007-2008 гг.) осуществлялся анализ научно-педагогической, философской, психологической, культурологической, социологической и методической литературы; определялись основные подходы к разработке системы педагогического обеспечения реализации творческого потенциала личности студентов вуза; обосновывалась актуальность проблемы исследования; разрабатывался понятийный аппарат; определялись задачи и формулировалась рабочая гипотеза. Была разработана и апробирована в практике экспериментального образовательного учреждения методика констатирующего этапа эксперимента, разработана программа опытно-экспериментальной работы по педагогическому обеспечению реализации творческого потенциала личности студентов вуза.

На втором этапе (2008-2010 гг.) с целью проверки выдвинутой гипотезы были определены педагогические условия, необходимые для полноценной реализации творческого потенциала личности студентов вуза. В течение 2008-2010 уч. г.г. проведена опытно-экспериментальная часть исследования.

На третьем этапе (2010 г.) проводился контрольный этап эксперимента (май 2010 г.); завершалась статистическая обработка и интерпретация результатов опытно-экспериментальной работы, обеспечивалась графическая подача материалов (июнь-сентябрь 2010 г.); уточнялись теоретические выводы, оформлялись материалы опытно-экспериментальной части и осуществлялось литературное оформление всего исследования (сентябрь-октябрь 2010 г.).

^ Достоверность и обоснованность результатов исследования достигались за счет обеспечения комплекса условий, адекватных цели, задачам, предмету исследования: определение и разработка понятийно-терминологического аппарата проблемы исследования; опора на фундаментальные психолого-педагогические концепции и теории; репрезентативность базы исследования; воспроизводимость экспериментальных данных, использование методик математической статистики в процессе обработки экспериментальных данных, количественный и качественный их анализ (сравнительный, факторный, корреляционный). Данный комплекс условий позволил обеспечить исследовательский процесс на общенаучном, технологическом и методическом уровнях.

^ Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования обсуждались и проверялись на научно-практических конференциях (в прениях и стендовых докладах); заседаниях кафедры педагогики и психологии, педагогического дизайна, культурологии ННГАСУ и научно-методического совета ГХИ ННГАСУ; заседаниях Совета по воспитательной работе ННГАСУ. Материалы исследования используются при организации образовательно-воспитательного процесса в ГХИ ННГАСУ. Основные положения диссертации нашли отражение в 11публикациях автора.

^ Положения, выносимые на защиту:

1. Творческий потенциал личности представляет собой сложное комплексное образование индивидуально-личностных свойств; основными структурными компонентами его являются: когнитивный, эмоциональный, активационно-энергетический.

2. Юношеский возраст является периодом, благоприятным для реализации творческого потенциала личности; значительное влияние на этот процесс оказывает социальная среда ( в частности, студенческий социум).

3. Полноценная реализация творческого потенциала личности студентов возможна за счет внедрения в образовательно-воспитательный процесс вуза специально разработанной системы педагогического обеспечения, которая включает в себя следующие основные составные компоненты:

а) организационный компонент:

- формы организации педагогической работы по обеспечению реализации творческого потенциала личности студентов;

- структура управления педагогическим обеспечением реализации творческого потенциала личности студентов;

б) содержательный компонент: творческая деятельность разного содержательного наполнения (художественно-творческая, музыкальная, театрализованная, культурно-досуговая и др.);

в) методический компонент:

- средства педагогического обеспечения реализации творческого потенциала личности студентов;

- способы организации творческой деятельности студентов;

г) психологический компонент: психолого-педагогическое обеспечение реализации индивидуально-личностных возможностей развития студентов.

4. Все компоненты системы педагогического обеспечения реализации творческого потенциала личности студентов проектируются максимально вариативно, в зависимости от специфики организации образовательно-воспитательного процесса в конкретном вузе.

^ Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав (включающих 7 разделов), заключения, списка литературы, приложений. Работа иллюстрирована рисунками, таблицами, графиками, диаграммами. В приложении нашли отражение материалы, применяемые в процессе исследования.
^

Основное содержание работы



Во введении обосновывается актуальность темы исследования; оценивается степень изученности проблемы; определяется цель, объект и предмет исследования; формулируется рабочая гипотеза; ставятся задачи; определяются этапы и методы; выделяются основные положения, выносимые на защиту; раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы; содержатся сведения об апробации результатов исследования; представлена структура диссертации.

В первой главе - «Теоретико-методологические основы проблемы творческого развития личности» - анализируются основные научно-теоретические подходы к проблеме творческого развития личности; раскрывается сущностно-содержательная характеристика творческого потенциала личности.

Проблема творчества имеет междисциплинарный характер. С давних времен она привлекала внимание мыслителей разных эпох и разных направлений научного знания. Прежде всего, ею интересовались философы (А. Бергсон, Н.А. Бердяев, Мен де Бриан, Н.О. Лосский, Платон, А. Шопенгауэр и др.); в том числе, многие авторы рассматривали метафизическую сущность процесса творчества (Августин, Фома Аквинский, Ксенофан, Платон, Сократ, В.С. Соловьев, Ф. Шеллинг и др.). Проблему творчества изучали представители эстетики (А. Бергсон, Ф. Ницше, Платон, А. Шопенгауэр и др.), истории и литературы (А.Н. Веселовский, Д.Н. Овсянников-Куликовский, А.А. Потебня и др.); а также психологии (Д.Б. Лизин, Д.Н. Овсянников-Куликовский, А.А. Потебня и др.), педагогики, социологии, культурологии, психопатологии (В. Гарин, В. М. Бехтерев, Ч. Ломброзо, А. Нордау, А. Перти, Ф. Перэ, М. Тулуз, В.Ф. Чиж и др.).

Самостоятельная отрасль – психология творчества – выделилась в середине XX века (Ф. Гальтон, Дж. Гилфорд, Л. Термен, Е.П. Торранс и др. – в экспериментальной психологии; Г. Кантрил, Г. Келли, А.-Г. Маслоу, Г. Мюррей, Г. Олпорт, К. Роджерс, В. Сатир, Э. Фромм и др. – в гуманистической психологии). Следствием этого стало появление новых отраслей педагогики – педагогика творчества (Д.Б. Богоявленская, О.М. Дьяченко, С.П. Козырева, А.А. Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский, Н.Н. Поддъяков, Я.А. Пономарев, Е.Л. Яковлева и др.), креативная педагогика (А.Г. Алейников, А.И.Башмаков, Ю.Г. Круглов, А.В. Морозов, А.В. Хуторской и др.), проектная педагогика, проективное образование (А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов и др.) и др.

Творчество как предмет научного исследования обладает своеобразной спецификой. В истории гуманитарной науки сложились определнные научно-теоретические подходы к изучению различных аспектов проблемы творчества (источники возникновения творчества, закономерности творческого процесса, роль эмоционально-волевой регуляции в творческой деятельности, творчество и бессознательное, творчество как патология и др.).

Будучи по своей природе системным объектом, творчество может быть адекватно постижимо лишь в комплексном междисциплинарном системном исследовании (Б.С. Мейлах, Я. А. Пономарев, Е. Л. Яковлева и др.).

Важнейшими аспектами научного поиска в настоящее время должно стать исследование влияния на успешность творческой деятельности, на осуществление творческого процесса, на развитие креативной личности таких важнейших социокультурных факторов, как: СМИ, масс-культура, ценностные ориентации представителей разных социальных групп, мотивационные отношения внутри референтных групп и др. С позиции междисциплинарного подхода, большое значение должно принадлежать также изучению возрастных психофизиологических возможностей и индивидуальных психологических особенностей субъекта при осуществлении творческой деятельности.

Терминологический аппарат проблемы творчества может быть представлен четырьмя узловыми понятиями, суть которых совершенно по-разному трактуется в психолого-педагогической науке: 1) «творчество» (Ф. Баррон, Э. де Боно, Р.С. Крачфилд, Д.Н. Морган, Р. Муни, А.Ф. Осборн, К Патрик, Я.А. Пономарев, С. Дж. Пэрнс, Т. Рибо, Е.К. Старвезер, Е.П. Торранс, К.Б. Тейлор, Р.К. Уилсон, Э. Фромм, и др.); 2) «креативность» (Ф. Барро, Дж. Гилфорд, В.Н. Дружинин, Г. Досман, Л.Б. Ермолаева-Томина, Г. Крайг, Б. Крафф, А. Кроппей, А.Н. Лук, А.М. Матюшкин, Е. П. Торранс, М. Уаллах, Г. Фостер, М.А. Холодная, Й. Шумпетер, В.С. Юркевич и др. 3) «творческость» (Т.М. Амабиле, Д.Б. Богоявленская, А. Ребер, В.А. Хенеси, Е.Л. Яковлева и др.); 4) «творческий (креативный) потенциал» (С.Д. Смирнов, Е.Л. Яковлева).

Понятие «творческий потенциал» в гуманитарно ориентированной науке раскрывается через содержание других более общих понятий, а именно: «потенциал», «человеческий потенциал», «жизненный потенциал человека».

Обобщая результаты междисциплинарных исследований (Б.Г. Ананьев, Д.Е. Бернлайн, О.Л. Краева, К. Левин, В.Н. Марков, Е. В. Прима, Д. Роттер, Ю.В. Синягин и др.), правомерно выделить две основополагающие характеристики понятия «потенциал»: 1) целостность природы объекта («полнота единичного и всеобщего») и 2) возможность актуализации (перехода возможного в реальность).

О необходимости целостного развития человека, исходя из признания его целостной биосоциальной природы, неоднократно высказывались мыслители прошлого (И.-Б. Базедов, В.П. Вахтеров, Я.А. Коменский, Дж. Локк, И.-Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, Р. Штайнер и др.), признавая тем самым интегральный характер человеческого потенциала.

В качестве теоретико-методологической основы глубокого всестороннего изучения современной гуманитарной наукой проблемы потенциала человека, вообще, и проблемы творческого потенциала личности, в частности, целесообразно принять интегральную концепцию развития, автором которой является руководитель пермской философской школы В.В. Орлов, а наиболее яркими представителями – В.А. Кайдалов, Ю.А. Лебедев, Л.В. Филиппова. В соответствие с концепцией интегральной сущности человека, под «творческим потенциалом личности» целесообразно понимать разворачивание вовне изначально присутствующих в структуре человеческого существа как субъекта деятельности индивидуально-личностных свойств.

Творческий потенциал личности в настоящем диссертационном исследовании рассматривается как интегральное личностное образование, состоящее из трех взаимосвязанных между собой компонентов: когнитивного, эмоционального, активационно-энергетического:

1) в когнитивном компоненте представляется возможным выделить две главных составляющих: творческое мышление (по Вильямсу) и интеллектуальные ресурсы (по Гилфорду и Салливену);

2) в структуре эмоционального компонента можно выделить две важнейшие характеристики эмоционально-аффективной сферы человека: уверенность/неуверенность в себе; экстраверсия-интроверсия-амброверсия (индивидуально-типологические особенности личности);

3) активационно-энергетический компонент: эмоционально-положительные психические состояния личности, которые способствуют актуализации потребности субъекта в творческой деятельности и обуславливают интенсивность ее протекания.

В соответствие с комплексной интегральной природой феномена «творческий потенциал личности» в настоящее время необходимо объединение ресурсов разных областей научного знания (педагогика творчества, психология творчества, социология, культурология, психофизиология и др.) в целях разработки самых разнообразных прикладных проблем психолого-педагогического обеспечения творческого развития личности на разных этапах онтогенеза.

Во второй главе«Теоретические и прикладные аспекты проблемы реализации творческого потенциала личности в юношеском возрасте» - анализируются психолого-педагогические предпосылки реализации творческого потенциала личности в юношеском возрасте; выявляются средства педагогического обеспечения реализации творческого потенциала личности на данном этапе онтогенеза.

Одной из самых обсуждаемых проблем как в истории психологии и педагогики, так и в современной психолого-педагогической литературе, является вопрос о соотношении понятий «обучение» и «творчество».

Несмотря на все существующие различия в понимании природы и механизмов творчества, большинство исследователей стремятся найти эффективные подходы к активизации креативности, к обеспечению полноценного творческого развития личности посредством использования доступных психолого-педагогических средств (педагогика творчества, креативная педагогика, креативная дидактика, проектная педагогика, проективное образование и др.).

В качестве психологических предпосылок творческого развития личности психолого-педагогической наукой рассматриваются такие личностные характеристики, как «самоактуализация» (Ш. Бюлер, А. Маслоу, К. Роджерс и др.), «самореализация» или «самоосуществление» (Н.В. Борисова, А. Маслоу, М.Л. Недашковская, Ф. Перлз, К. Роджерс и др.). Все эти феномены характеризуют индивидуальность человека, его неповторимое своеобразие и уникальность.

Педагогические пути реализации творческого потенциала личности во многом определяются возрастными особенностями субъектов образования и воспитания (дети, подростки, юношество, взрослые люди) и их социальной принадлежностью.

Юношеский возраст является периодом онтогенеза, сензитивным для творческого развития личности, в силу следующих особенностей возрастного развития (Г.С. Абрамова, Б.Г. Ананьев, А.С. Белкин, Л.С. Выготский, М.В. Гомезо, И.С. Кон, В.С. Мухина, А.В. Петровский, Д.И. Фельдштейн, П.М. Якобсон и др.): 1) развитие самосознания, совершенствование личностных качеств, формирование стабильного образа «Я»; 2) возрастающие возможности интеллектуального развития; 3) обогащение мотивационно-потребностной сферы личности (приоритетное значение базовых человеческих потребностей – в самоопределении; самоактуализации, или самореализации; самовыражении, или самопрезентации).

Получение высшего образования открывает большие возможности для развития индивидуально-личностных особенностей субъекта (А.А. Андреев, А.И. Артюхина, Г.В. Безполова, А.А. Вербицкий и др.), в целом, и для реализации творческого потенциала личности, в частности (А.Г. Алейников, А.И. Башмаков, С.А. Гильманов, Л.Ф. Кравчук, Ю.Г. Круглов, А.В. Морозов, М.Н. Семенов, С.Д. Смирнов, А.В. Хуторской и др.). Одним из наиболее эффективных педагогических средств развертывания индивидуально-личностных возможностей студентов, становления их неповторимой индивидуальности, их личностного самоопределения, самоактуализации и самореализации является творчество, творческая деятельность.

Причинными детерминантами этого являются следующие обстоятельства:

1. Креативная функция присуща высшему образованию изначально, наряду с гностической и аксиологической (по Л.Г. Викторовой).

2. Теоретико-методологическими основаниями организации воспитания как развития личности являются: а) системная целостность личности (Т.П. Малькова, М.А. Фролова, Э. Фромм) (Интегральная сущность личности характеризуется понятием «потенциал».); б) проективная сущность личности (Э. Гуссерль, Ж.П. Сартр); в) жизненные ценности (три группы, по Ф. Франклу: ценности творчества, ценности переживания, ценности отношения). (Проективная сущность личности, ценности творчества напрямую взаимосвязаны с творческим потенциалом личности.)

Условия реализации творческого потенциала личности в юношеском возрасте могут быть сгруппированы в соответствие с определенной в настоящем диссертационном исследовании структурой этого феномена:

1. Когнитивный компонент: а) проблемное обучение (Д.Б. Богоявленская, В.Т. Кудрявцев, А.М. Матюшкин М.И. Махмутов, К. Сатыбалдина, Р. Тарасенко и др.); б) креативная дидактика (А.Г. Алейников, А.И. Башмаков, Ю.Г. Круглов, А.В. Морозов, А.В. Хуторской и др.); в) активные методы обучения (О.С. Анисимов, А.А. Балаев, Ю.Н. Емельянов, В.Н. Кругликов, М. Новик, Е.Н. Погребная и др.); г) проблемно-диалогическое обучение (А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов.); д) развитие воображения (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, О.М. Дьяченко, Е.И. Игнатьев, В.А. Крутецкий, Н.С. Лейтес, Я.А. Пономарев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.); е) развитие дивергентного (творческого) мышления (Д.Б. Богоявленская, А.М. Матюшкин, Н.Н. Поддъяков, А.Э. Симановский, И.С. Якиманская и др.). (Вопрос достаточно хорошо проработанный и широко освещенный психолого-педагогической наукой.)

2. Эмоциональный и активационно-энергетический компоненты: а) реализация принципов гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм и др.); б) обучение способам использования средств эмоционального самовыражения; в) создание «ситуации успеха»; г) трансформация интеллектуальной проблемы в эмоциональную; д) «право на ошибку». (Прежде всего, исследования Е.Л. Яковлевой.)

В настоящее время возникает настоятельная необходимость конкретизации и систематизации называемых разными авторами условий реализации творческого потенциала личности в юношеском возрасте, а также потребность в разработке этих условий на прикладном уровне с учетом конкретной социальной среды.

Другие возможные пути педагогического обеспечения и реализации эмоционального и активационно-энергетического компонентов творческого потенциала личности могут быть обозначены следующим образом (в конкретизации их применительно к юношескому возрасту, и еще точнее – к условиям обучения молодых людей в вузе): 1) учет психологических особенностей адаптационного периода пребывания студента в вузе; 2) формирование психологической культуры личности студентов; 3) формирование у студентов стрессоустойчивости, профилактика стресса в студенческой среде; 4) учет всего комплекса индивидуально-личностных особенностей студентов при организации учебной и разноплановой внеучебной деятельности в вузе.

В связи со всем сказанным выше, педагогическое обеспечение реализации творческого потенциала личности студентов должно осуществляться комплексно – в учебной и внеучебной деятельности. При этом психолго-педагогическая работа может быть организована в следующих основных направлениях, которые оказывают самое непосредственное воздействие на развитие каждого из трех выделенных в настоящем диссертационном исследовании компонентов творческого потенциала личности:

1. Когнитивный компонент:

- повышение уровня развития креативности, характеристик творческого мышления (оригинальность, уникальность, гибкость, беглость, разработанность, самостоятельность);

- формирование приемов творческого воображения («визуальные аналогии», или схематизация; «гиперболизация» – преувеличение или преуменьшение; «агглютинация» – «склеивание», или соединение несоединимого; «акцентирование», или заострение; «типизация» как создание типичного образа);

- развитие «социального интеллекта» (по Гилфорду и Салливену).

2. Эмоциональный компонент:

- повышение уровня проявления у студентов индивидуально-личностных качеств, позитивно влияющих на развитие креативности (уверенность в себе, самооценка, уровень притязаний, стремление к лидерству и т.д.);

- поддержание позитивных тенденций в развитии мотивационно-потребностной сферы личности (создание благоприятных условий для актуализации потребности в достижении и развития мотивации достижения успеха);

- повышение показателей психологического благополучия (самочувствие, активность, настроение).

3. Активационно-энергетический компонент:

- снижение уровня проявления психических состояний, негативно влияющих на развитие креативности (агрессивность, тревожность, ригидность, фрустрация и др.);

- стимулирование развития эмоционально позитивных психических состояний (спокойствие, доброжелательность, инициативность, удовлетворенность и др.).

В третьей главе«Педагогическое обеспечение реализации творческого потенциала личности студентов I-II курсов» - представлено описание опытно-экспериментальной части исследования.

Для участия в опытно-экспериментальной работе были выбраны специальности, освоение которых в учебном процессе предполагает осуществление студентами творческой деятельности и максимальную возможность реализации их творческого потенциала.

Экспериментальная группа (гр. Э) состояла из 75 человек - студентов I-II курсов ГХИ ННГАСУ, обучающихся по следующим специальностям: «Культурология» - 25 чел., «Педагогика и психология» - 27 чел., «Профессиональное обучение (дизайн)» - 23 чел. Средний возраст на сентябрь 2008 г.: 17,68+0.09 лет, . Половая дифференциация: 58,67% девушек (44 чел) и 41,33 % юношей (31 чел.).

Контрольная группа (гр. К) состояла из 60 человек - студентов I-II курсов, которые обучались и Институте архитектуры и градостроительства (ИАГ) ННГАСУ и не принимали участия в реализации программы формирующего этапа эксперимента: специальность «Архитектура» - 41 чел; специальность «Социокультурный сервис и туризм» - 19 чел. Всего 60 чел. Средний возраст на сентябрь 2008 г.:17,35+0,12 лет, . Половой состав: 66,66% девушек (40 чел.), 33,33% юношей (20 чел.).

В опытно-экспериментальной работе также принимали участие: члены профессорско-преподавательского состава ГХИ ННГАСУ; заместитель директора ГХИ ННГАСУ по воспитательной работе, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии Г.Б. Горшкова.

Отбор диагностических методик на констатирующем этапе эксперимента (сентябрь 2008 г., I курс) осуществлялся с учетом поставленных задач:

  1. Выявить исходный уровень развития когнитивного компонента творческого потенциала личности студентов гр. Э и гр. К. (Тест Вильямса по параметрам равзития творческого мышления; тест социального интеллекта Гилфорда и Салливена.)

  2. Выявить исходный уровень развития эмоционального компонента творческого потенциала личности студентов гр. Э и гр. К. (Тест Райдаса на определение уверенности в себе; опросник Юнга на изучение индивидуально-типологических особенностей личности.)

  3. Изучить специфику проявления психических состояний личности, оказывающих влияние на развитие креативности и успешность творческой деятельности (активационно-энергетический компонент творческого потенциала). (Тест «Самооценка психических состояний» по Айзенку.)

  4. Установить корреляционные связи между диагностическими показателями (изучаемыми психическими явлениями), дать им педагогическую интерпретацию, сделать необходимые педагогические выводы, определить стратегию и основные направления педагогической работы на формирующем этапе эксперимента. (Факторный анализ, корреляционный анализ.)

На констатирующем этапе эксперимента были получены следующие результаты:

1. По всем показателям развития творческого потенциала личности, по каждому из трех выделенных компонентов (когнитивный, эмоциональный, активационно-энергетический), гр. Э и гр. К. являются статистически неразличимыми (гомогенными, однородными).

2. В наибольшей степени в педагогическом обеспечении своего развития нуждаются следующие параметры творческого потенциала личности студентов гр. Э:

- когнитивный компонент: беглость и гибкость творческого мышления (по тесту Вильямса), фактор познания систем поведения (субтест 4 теста Гилфорда и Салливена);

- эмоциональный компонент: уверенность в себе (по тесту Райдаса), эмоциональная открытость миру (показатель «экстраверсия-интроверсия», по тесту Юнга);

- активационно-энергетический компонент: агрессивность и ригидность (по тесту Айзенка).

3. Все структурные составляющие творческого потенциала личности находятся друг с другом в тесной взаимосвязи, что обуславливает необходимость комплексного психолого-педагогического обеспечения их развития. (Данный вывод был сделан за счет применение методов факторного и корреляционного анализа.

Применение метода факторного анализа носило поисковый характер: он позволил определить основные направления педагогической работы на формирующем этапе эксперимента. Корреляционный анализ, который позволил выявить значимые корреляционные (взаимообусловленные) связи между исследуемыми показателями развития студентов в гр. Э и гр. К на констатирующем этапе эксперимента (рисунки 1,2).


-0,40

Композитная оценка по субтестам

(Гилфорд и Салливен)


0,25


Гибкость

-0,29

0,33


Интроверсия - экстраверсия

0,24


Оригинальность

0,35

Субстест 4

(Гилфорд и Салливен)




0,58

0,27


Уверенность в себе



0,397

-0,48

-0,44


Тревожность

Фрустрация

Ригидность

Рисунок 1 - Значимые корреляционные связи показателей психолого-педагогического обследования студентов гр. Э (исходный уровень)

Гибкость

0,30


Субстест 1

(Гилфорд и Салливен)


Название

-0,31


Субстест 3

(Гилфорд и Салливен)


-0,28

Разработанность Оригинальность


-0,26

Сумма баллов по тесту Вильямса


Рисунок 2 - Значимые корреляционные связи показателей психолого-педагогического обследования студентов гр. К (исходный уровень)


Цель формирующего этапа эксперимента (октябрь 2008 - апрель 2010 г., I-II курсы): педагогическое обеспечение реализации творческого потенциала личности студентов.

Задачи:

  1. Обеспечить реализацию каждого из трех компонентов творческого потенциала личности студентов экспериментальной группы (когнитивный, эмоциональный, активационно-энергетический) в их тесной взаимосвязи и взаимообусловленности.

  2. Максимально использовать потенциал учебной и внеучебной деятельности.

  3. Создать необходимые педагогические условия, способствующие развитию индивидуально-личностных особенностей каждого студента экспериментальной группы.

Содержание педагогической работы на формирующем этапе эксперимента представлено в таблице 1.

По результатам контрольного этапа эксперимента (май 2010 г., II курс) были сформулированы следующие итоговые заключения (общие выводы):

1. По всем показателям развития творческого потенциала личности, по каждому из трех компонентов (когнитивный, эмоциональный, активационно-энергетический), гр. Э и гр. К стали статистически различимыми (гетерогенными, разнородными).

2. В обеих группах наблюдается положительная динамика развития всех параметров творческого потенциала личности по каждому из трех компонентов. Однако в гр. Э эта динамика выражена в гораздо большей степени, чем в гр. К.

Более высокие значения итоговых показателей по большинству параметров развития творческого потенциала личности в гр. Э. (Рис 3-7.)

4. Наиболее явно выраженная положительная динамика показателей и соответственно, более высокие значения итогового уровня развития творческого потенциала личности студентов гр. Э отмечается по следующим параметрам:

- когнитивный компонент: беглость и гибкость творческого мышления (по тесту Вильямса) (рисунок 3), фактор познания систем поведения (субтест 4 теста Гилфорда и Салливена) (рисунок 4);




Рисунок 3 - Показатели итогового уровня развития творческого мышления студентов гр. Э и гр. К (по тесту Вильямса)


Таблица 1 - Система педагогического обеспечения реализации творческого потенциала личности студентов

(программа формирующего этапа эксперимента, 2008-2010 уч.г.г.)

Компонент

Структурный компонент/Содержательное наполнение

Организационый компонент


  1. Формы организации педагогической работы

1.1.Учебная деятельность (активные методы обучения, дополнительные занятия – факультативные курсы, проблемные семинары и др.).

Факультативный курс «Знакомьтесь, это Я!» (2 занятия в мес.)

Проблемный семинар «Мой творческий потенциал» (2 занятия в мес.)

Факультативный курс «Арт-психология» (34 ауд.ч.: 17 лекц. + 17 практ.)

Факультативный курс «Творческо-развивающий потенциал арт-психологии» (20 ауд.ч.: 10 лекц. + 10 практ.)

1.2 Внеаудиторная (воспитательная) работа.

Две группы мероприятий (в соответствие с Планом воспитательной работы ГХИ ННГАСУ):

1) профессионально-ориентированные (научно-практические конференции, конкурсы и олимпиады по специальностям и др.);

2) творческие (Дни специальностей, посещение выставок и участие в них, самостоятельная организация выставок, работа литературно-музыкальной гостиной «Лира» и др.)

1.3 Дополнительное образование (кружки, секции, студии, творческие объединения и т.д.).

Деятельнось кружков, студий, творческих объединений (в соответствие с Планом воспитательной работы ННГАСУ), под руководством Отдела по воспитательной и социальной работе университета: танцевальный коллектив; вокальный коллектив; КВН; творческий коллектив «Исторические танцы»

Система дополнительного образования, определяемая Планом воспитательной работы ГХИ ННГАСУ: кино-фото-видеостудия «Кадр»; литературно-музыкальная гостинная «Лира»; кружок восточного танца; фольклорный коллектив.

  1. ^ Структура управления

2.1 Информационная поддержка всех организационных форм педагогической работы по реализации творческого потенциала личности студентов.

Информационный стенд «Студенческая жизнь».

Фоторепортажи и видеоотчеты о творческих мероприятиях.

2.2 Взаимодействие вуза с социумом (широкое использование возможностей социума в целях творческого развития личности студентов).

Сотрудничество с культурно-досуговыми и общественными организациями: культурно-просветительский центр «Рекорд», социально-психологический центр «Молодая семья», Межвузовский выставочный центр, Центр социальной реабилитации участников военных действий и др.

2.3 Мониторинг содержания и качества педагогического обеспечения реализации творческого потенциала личности студентов - согласованная деятельность структурных подразделений вуза (ГХИ ННГАСУ): НМС, Совет по воспитательной и социальной работе, Совет кураторов, Психологическая служба, студенческий совет, профком студентов и др.


^ Продолжение таблицы 1




2.4 Создание традиций и проектирование единого креативного пространства вуза:

Проведение «Дней первокурсника», «Дней Специальности», «Экватора» и других праздников; посещение студентами выставок и городских культурно-досуговых мероприятий; конкурсы стенгазет, фоторепортажи, выставки студенческих работ и т.д.

^ Содержательный компонент

Творческая деятельность разного содержания

Художественное творчество: кино-видео-студия «Кадр»; конкурсы стенгазет, фоторепортажи, выставки студенческих работ; конкурс костюмов; оформление помещений ГХИ к студенческим и общенациональным праздникам; декоративное оформление имущества ГХИ; сменная фотовыставка студенческих работ.

Литературное творчество: литературно-музыкальная гостиная «Лира»; выпуск сборников студенческих стихов

Музыкальное творчество: литературно-музыкальная гостиная «Лира»; вокальный коллектив; танцевальный коллектив; кружок восточного танца.

Театрализованная деятельность: КВН; фольклорный коллектив «Исторические танцы»; постановка учебных спектаклей

^ Методический компонент

  1. Средства педагогического обеспечения

1.1 Профессионально-творческое воспитание.

Конференции. Олимпиады по специальности. Неделя специальности. Посещение выставок . Участие в выставках.

Посещение театральных представлений (с анализом творческой манеры артистов). Участие в городских мероприятиях. Гуманитарный семинар на базе библиотеки ГХИ. Читательские конференции. Взаимодействие с культурно-досуговыми учреждениями

1.2 Исследовательская деятельность.

Направления: 1) УИРС – учебно-исследовательская работа студентов (составление обзоров, подготовка и защита рефератов, выполнение курсовых и дипломных проектов, содержащих элементы НИР); 2) НИРС – научно исследовательская работа студентов: участие студентов в межвузовской научных студенческих конференциях (внутривузовских, межвузовских, региональных и др.).

Организационные формы: научные студенческие кружки, дискуссии, интеллектуальные игры, круглые столы, конкурсы и выставки научных студенческих работ, олимпиады, публикации, конференции, дебаты и т.д.

1.3 Культурно-массовая работа.

Проведение студенческих праздников («День Знаний», «День первокурсника», «День специальности», «Международный день студента», «Татьянин день», «Экватор» и др.).

Участие в подготовке к общенациональным праздникам («День учителя», «День народного единства», «День матери», «Новый год», «День защитника Отечества», «Масленица», «8 Марта», «День космонавтики», «День Весны и Труда», «День Победы», «День России», «День семьи, любви и верности» и др.).

Проведение в студенческих группах «Дней именинника».

Литературно-музыкальная гостиная «Лира».

Окончание таблицы 1




Постановка учебных спектаклей.

Творческие конкурсы («Осенние дебюты», конкурс стенгазет, конкурс костюмов и т.д.)

1.4 Студенческое самоуправление.

Организация и проведение конкурса «Лучшая академическая группа»; создание студенческого социального паспорта ГХИ. Разработка предложений по проведению единых мероприятий в институте (с целью создания традиций и единого корпоративного креативного воспитательного пространства). Разработка перечня тем, по которым можно представлять институт в газете «Строитель». Организация работы по бережному отношению студентов к имуществу института и творческому участию в его декоративном оформлении; разработка социальных проектов

  1. ^ Способы организации творческой деятельности

2.1 Коллективные творческие дела:

оформление стенгазет, информационных стендов; подготовка номеров художественной самодеятельности к праздничным мероприятиям; составление и разгадывание тематических кроссвордов; выпуск сборника студенческих стихов.

Индивидуальная творческая деятельность:

а) как элемент КТД: подготовка сборника студенческих стихов: одни студенты сочиняли сами стихи (прежде всего, это были участники литературно-музыкальной студии «Лира»); «рисующие» студенты (культурологи и педагоги-дизайнеры) готовили индивидуальные эскизы, которые впоследствии составили основу художественного оформления сборника;

б) как самостоятельный вид творчества: сменная фотовыставка студенческих работ («Цветы», «Болдинские аллеи», «Портрет» и др.)

^ Психологический компонент

1.1 Психолого-педагогическое обеспечение реализации индивидуально-личностных возможностей развития студентов:

Факультативные курсs, проблемыне семинары и т.д. психолого-педагогичпеской направленнтсти.

Учет индивидуально-личностных возможностей каждого студента (типологические особенности личности: интроверсия-экстраверсия-амброверсия, лидерские качества и т.д.).

Адресное использование методов и приемов, средств педагогического воздействия (в соответствие с данными педагогической диагностики).

Педагогическая поддержка студентов, испытывающих трудности в развитии эмоционально-волевой сферы и имеющих личностные качества, которые препятствуют полноценному осуществлению человеком творческой деятельности (низкий уровень самооценки, уверенности в себе, высокий уровень тревожности и т.д.).

Учет специфических особенностей адаптационного периода пребывания студентов в вузе (1-2 курс)

Поощрение проявления студентами самостоятельности, инициативности, оригинальности в творческой деятельности; побуждение их к самостоятельному планированию, распределению обязанностей, осуществлению само- и взаимоконтроля деятельности творческой направленности.

Стимулирование мотивации достижения успеха за счет обеспечения возможности выхода выполняемых студентами творческих заданий на их будущую профессиональную деятельность.




Рисунок 4 - Показатели итогового уровня развития социального интеллекта студентов гр. Э и гр. К (по тесту Гилфорда и Салливена)


б) эмоциональный компонент: уверенность в себе (по тесту Райдаса (рисунок 5)), эмоциональная открытость внешнему миру (показатель «экстраверсия - интроверсия», по опроснику Юнга) (рисунок 6);




Рисунок 5 - Показатели итогового уровня развития эмоционального компонента творческого потенциала личности студентов гр. Э и гр. К (по тесту Райдаса)




Рисунок 6 - Показатели итогового уровня развития эмоционального компонента творческого потенциала личности студентов гр. Э и гр. К (по опроснику Юнга)


в) активационно-энергетический компонент: агрессивность и ригидность (по тесту Айзенка) (рисунок 7).




Рисунок 7 - Показатели итогового уровня самооценки психических состояний (по Айзенку) студентов гр. Э и гр. К


Результаты корреляционного анализа в гр. Э на контрольном этапе эксперимента графически отражены на рисунке 8.


Гибкость

Субстест 1

0,32

-0,34


0,39

Композитная оценка по субтестам


-0,40

Сумма баллов по тесту Вильямса


-0,29

0,30


Разработанность Оригинальность

0,32

Субстест 3

-0,28


-0,40


Оригинальность

0,28

Субстест 4





0,36

Уверенность в себе

0,30

Название



Интроверсия - экстраверсия

0,60


-0,40

-0,50


Тревожность

Фрустрация

Рисунок – 8 Значимые корреляционные связи показателей развития творческого потенциала личности студентов гр. Э (итоговый уровень)


Таким образом, результаты контрольного этапа эксперимента, в целом, свидетельствуют об эффективности программы педагогического обеспечения реализации творческого потенциала личности студентов I-II курсов, которая была разработана и апробирована на формирующем этапе эксперимента.


В заключении сформулированы основные теоретические выводы; на основе обобщения результатов опытно-экспериментальной работы разработаны научно-практические рекомендации.

Подтвердилась гипотеза о том, что реализация творческого потенциала личности студентов будет осуществляться эффективно при условии внедрения специально разработанной системы педагогического обеспечения, включающей в себя следующие основные составные компоненты, которые проектируются максимально вариативно, в зависимости от специфики организации образовательно-воспитательного процесса в вузе:

1) организационный компонент:

- формы организации педагогической работы по обеспечению реализации творческого потенциала личности студентов;

- структура управления педагогическим обеспечением реализации творческого потенциала личности студентов;

2) содержательный компонент: творческая деятельность разного содержательного наполнения (художественно-творческая, музыкальная, театрализованная, культурно-досуговая и др.);

3) методический компонент:

- средства педагогического обеспечения реализации творческого потенциала личности студентов;

- способы организации творческой деятельности студентов;

4) психологический компонент: психолого-педагогическое обеспечение реализации индивидуально-личностных возможностей развития студентов.



Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях автора:


Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки России:

    1. Успенская, Я.А. Условия реализации творческого потенциала студентов. // Вестник Нижегородского государственного университета им. Н.И.Лобачевского, Н. Новгород, 2010. - № 5. – С 34-42


Публикации в других изданиях:

    1. Успенская, Я.А.  Полномочия органов государственной власти. Взаимодействие государства с образовательными учреждениями и организациями/ А.Я. Успенская // Журнал научно-педагогической информации. Т. 5 (2009); № 4. – С 46-53

    2. Успенская, Я.А.  Педагогические возможности реализации творческого потенциала студентов вуза/ А.Я. Успенская // Журнал научно-педагогической информации. Т. 6. 2010. - № 2. – С 47-54

    3. Успенская, Я.А.  Основные научно-теоретические подходы к проблеме творчества/ А.Я. Успенская // Журнал научно-педагогической информации. Т. 5. 2009. - № 4. - С 27-34

    4. Успенская, Я.А.  Педагогическое обеспечение реализации творческого потенциала личности в контексте проблемы индивидуализации образования/ А.Я. Успенская // Журнал научно-педагогической информации. Т. 6. – 2010. - № 10. – С 23-31

    5. Успенская, Я.А.  Психологические предпосылки творческого развития личности/ А.Я. Успенская // Журнал научно-педагогической информации. Т. 6. 2010. - № 11. – С 36-43

    6. Успенская, Я.А.  Юношеский возраст как период онтогенеза, сензитивный для творческого развития личности/ А.Я. Успенская // Журнал научно-педагогической информации. Т. 6. – 2010. - № 12. - С . 47-54


Учебно-методические работы


    1. . Успенская, Я.А Арт-психология: Программа факультативного курса и методические материалы/ Я.А. Успенская; Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. - Н. Новгород: ННГАСУ, 2008 г. - 55 с.

    2. Успенская, Я.А. Творческо-развивающий потенциал арт-психологии: Программа факультативного курса и методические материалы/ Я.А. Успенская; Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. - Н. Новгород: ННГАСУ, 2008. - 60 с.

    3. Успенская, Я.А. Психолого-педагогическая диагностика творческого потенциала личности студентов/ Я.А. Успенская; Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. - Н. Новгород: ННГАСУ, 2008. - 50 с.

    4. Успенская, Я.А Психолого-педагогическое сопровождение развития молодежи в современных социокультурных условиях: учебное пособие / Я.А. Успенская, Д.М. Гукетлова, Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. – Н.Новгород: ННГАСУ, 2009. – 89 с.



Успенская Яна Александровна


Педагогическое обеспечение реализации творческого потенциала личности студентов вуза


Сдано в набор 10.11.2010. Подписано в печать 15.11. 2010.

Формат 60x90 1/16. Бумага писчая. Печать трафаретная. Усл.печ.л. 1,6

Тираж 100 экз. Заказ №

Нижегородский государственный

архитектурно-строительный университет,

603600, Н.Новгород, Ильинская, 65.

Полиграфический центр Гуманитарно-художественного института

Нижегородского государственного

архитектурно-строительного университета,

603022 , Г.Н.Новгород, Тимирязева, 31.




Скачать 386.5 Kb.
оставить комментарий
Н.Ф. Комарова
Дата24.09.2011
Размер386.5 Kb.
ТипАвтореферат, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

хорошо
  1
отлично
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх