Программа междисциплинарного государственного экзамена специальность №020700 История icon

Программа междисциплинарного государственного экзамена специальность №020700 История


Смотрите также:
Рабочая программа направление 020700 «История» Специальность 020700 «История» Статус дисциплины...
Рабочая программа направление 020701 «История» Специальность 020700 «История» Статус дисциплины...
Рабочая программа направление 020701 «История» Специальность 020700 «История» Статус дисциплины...
Рабочая программа направление 020701 «История» Специальность 020700 «История» Статус дисциплины...
Рабочая программа направление 020701 «История» Специальность 020700 «История» Статус дисциплины...
Рабочая программа направление 020701 «История» Специальность 020700 «История» Статус дисциплины...
Программа междисциплинарного государственного экзамена Специальность...
Рабочая программа направление 020701 «История» Специальность 020700 «История» Статус дисциплины...
Рабочая программа Специальность 020700 «История» Статус дисциплины...
Рабочая программа спецкурса направление 020701 «Отечественная история» Специальность 020700...
Рабочая программа спецкурса направление 020701 «Отечественная история» Специальность 020700...
Рабочая программа Направление 020701 Всеобщая история Специальность 020700 История Статус...



Загрузка...
страницы:   1   2   3   4
скачать
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ


РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


ИСТОРИКО-АРХИВНЫЙ ИНСТИТУТ


ФАКУЛЬТЕТ ИСТОРИИ, ПОЛИТОЛОГИИ И ПРАВА

ФАКУЛЬТЕТ ТЕХНОТРОННЫХ АРХИВОВ И ДОКУМЕНТОВ


ПРОГРАММА МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА



Специальность № 020700 – История

Специализация № 020712 – Историческая информатика


Москва 2008

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа междисциплинарного государственного экзамена по специальности № 020700 – История, специализация № 020712 – Историческая информатика предназначена для студентов пятого курса факультета технотронных архивов и документов, обучающихся по специализации Историческая информатика.

Государственный экзамен по специальности является обязательным элементом образовательного процесса подготовки специалистов в области истории. Государственный экзамен проводится в виде итогового междисциплинарного экзамена по окончании теоретической и методической подготовки, полученной студентами в процессе обучения.


Программой предусматриваются следующие требования к профессионально подготовленному специалисту:

  1. знание сущности исторических процессов, происходящих в современном мире;

  2. знание теоретических и методологических оснований исторической науки;

  3. владение современными методами и технологиями исторического исследования;

  4. умение применять полученные знания в конкретно-исторических исследованиях;

  5. понимание сущности, общественной и социальной значимости своей будущей профессии, основных проблем, определяющих конкретную область деятельности, видение их во взаимосвязях в целостной системе знания;

  6. понимание специфики процессов, происходящих в современном информационном обществе, и их влияния на историческую науку и образование.


Цель программы – помочь студентам подготовиться к междисциплинарному государственному экзамену.

К сдаче государственного экзамена допускаются студенты, полностью выполнившие учебный план подготовки специалистов. Результаты сдачи студентами государственного экзамена определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

Оценка ОТЛИЧНО выставляется студенту, если он показывает глубокие и всесторонние знания по содержанию отдельных дисциплин в соответствии с программой государственного экзамена; отлично ориентируется в обязательной и дополнительной литературе; самостоятельно, логически стройно и последовательно излагает материал; демонстрирует умение анализировать различные научные взгляды, аргументировано отстаивать собственную научную позицию; обладает высокой культурой речи.

Оценка ХОРОШО выставляется студенту, если он показывает твердые знания отдельных дисциплин в соответствии с программой государственного экзамена; хорошо ориентируется в обязательной литературе; самостоятельно и последовательно излагает материал, предпринимает попытки анализировать различные научные взгляды и обосновать собственную теоретическую позицию; отличается развитой речью.

Оценка УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО выставляется студенту, если он в основном показывает знания отдельных дисциплин в соответствии с программой государственного экзамена; ориентируется лишь в некоторых источниках и литературе; допускает некоторые ошибки в изложении материала; предпринимает попытки анализировать различные научные взгляды и обосновывать собственную научную позицию по требованию комиссии; с трудом умеет установить связь теоретических положений с практикой; речь не всегда логична и последовательна.

Оценка НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО выставляется студенту, если он демонстрирует незнание основных положений отдельных дисциплин, включенных в состав государственного экзамена; не ориентируется в источниках и обязательной литературе; не в состоянии ответить на вопросы комиссии, обосновать собственную научную позицию; не умеет устанавливать связь теоретических положений с практикой; речь слаборазвита и маловыразительна.


Программа экзамена разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и состоит из двух частей.

Первая часть включает вопросы по истории и теории исторической науки. Она разработана факультетом истории, политологии и права ИАИ РГГУ.

Вторая часть включает вопросы по истории и теории исторической информатики, а также по методологии и технологии междисциплинарных исследований "на стыке" исторической и информационной науки. Она разработана кафедрой Электронных документов, архивов и технологий факультета технотронных архивов и документов ИАИ РГГУ.


ЧАСТЬ I


^ ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ № 020700 – ИСТОРИЯ


Программа включает вопросы по истории и теории исторической науки.

Программа включает 10 разделов, отражающих содержание основных специальных курсов и дисциплин специализации.

Общий характер программы обусловил специфику составления экзаменационных вопросов по различным темам.


Составитель:

Н.В. Иллерицкая, д-р ист. наук, проф.


Программа государственного экзамена утверждена на заседании кафедры истории и теории исторической науки.

Протокол № 3 от 19 ноября 2008 г.

^ Раздел I. Античная историография: рождение исторического знания (1000 г. до н. э. – 500 г. н. э.)


1.1. Определение понятия «античная историография»

Милет – центр греческой культуры архаической эпохи. Мир природы в представлениях великих ионийских философов.

VI в. до н.э. – появление прозаического описания. Критика прозаического описания. Содержание понятия «история». Лотографы и специфика рассказа-логаса. Устные и письменные источники лотографов. Фактографичность как писательский метод лотографов (описание Персии Харона, описание Лидии Ксанфа).

^ 1.2. Геродот – первый универсальный историк, отец европейской исторической версии

Человек как центр исследований: связь понятий «история», «исследование», «узнавание» с целью составления повествования как «История» Геродота – решительный переход от «описания земли» к истории в собственном смысле слова как составления повествования о течении дел человеческих. Исторический сюжет как познавательная проблема.

^ 1.3.Фукидид: история как свидетельство очевидца

Прагматическая историография и ее особенности. Превращение политической и военной истории в единственный предмет изучения. Метод реконструкции прошлого путем ретроспективных заключений.

^ 1.4.Греческая историография эпохи эллинизма

Труд Полибия «Всеобщая история». Понимание истории Полибием как формы мысли, имеющей универсальную ценность для человеческого духа. Идея круговорота в истории. Развитие понятия прагматической истории (причинно-следственные связи).

1.5. ^ Жанр всемирной истории

Тит Ливий. «История Рима от основания города» – художественная правда истории. Труд Ливия как модель национальной истории. Публий Корнелий Тацит. Труды Тацита «История» и «Анналы». История Тацита – драма. Аммиан Марцеллин – последний из плеяды великих римских историков. Империя – герой текста Марцеллина.


^ Раздел II. Средневековая историография

2.1. Христианская концепция истории

Тематика и жанры средневековых исторических сочинений. Специфическая форма сохранения социальной памяти в Средние века (литургическая практика).

Принципиальный анахронизм исторического сознания средневекового общества. Особенности средневекового исторического сознания (провиденциализм).

Понимание истории в версии ученой историографии латинского средневековья: основы христианской хронологии (сочинения св. Иеронима); модель политической истории христианского Запада (труды Павла Орозия); концепция борьбы двух миров – Града Небесного и Града Земного. Человеческая история – эпос, отражающий неизменную борьбу универсальных сверхъестественных сил.

Труд Аврелия Августина «О граде Божием» – понимание истории как глобального религиозного процесса.

^ 2.2. Гуманистическая историография эпохи Ренессанса

Определение понятия гуманизма. Характерные черты итальянской гуманистической историографии. Особенности германской историографии Реформации и Контрреформации.

Специфика ренессансной историографии. История – сфера деятельности людей, общая секуляризация исторического сознания. Возвышение проблематики политической истории. Деление истории на три периода: античную, средневековую и современную – в культуре Ренессанса.

Становление традиции отбора, оценки и критики исторических литературных источников. Значение труда Лоренцо Валла «Трактат о подложности Константинова дара» как первого примера аргументированной критики достоверности исторического источника. Роль гуманистического знания в процессе превращения эмпирической и религиозной историографии средневековья в критическую и научную.

^ 2.4. Древнерусские исторические сочинения (XIXVII вв.)

Основные типы древнерусских исторических произведений – летописи и хронографы. Особенности русского летописания. Дискуссия о происхождении, природе и социальных функциях русского летописания.

Периодизация истории летописания. Первый период – период киевского летописания. Второй период – становление местного летописания. Третий период – превращение московского летописания в официальное повествование о русской истории. Значение «Лицевого свода» как последнего монументального произведения московской и общерусской летописной традиции.


^ Раздел III. Историческое знание раннего нового времени

3.1. Научная революция и историческое знание XVII в.

Определение понятия научной революции в европейской культуре XVI – XVII вв. Хронологические рамки и новаторские принципы конструирования познания в интеллектуальном пространстве научной революции. Новый образ европейской науки раннего нового времени: исключение истории как знания из контекста дисциплинарных переопределений. Значение труда Фрэнсиса Бэкона «Новый органон, или Великое восстановление наук». Единство истории и опытного естественнонаучного знания.

Труды Рене Декарта «Рассуждения о методе» и «Начала философии» – вклад в формирование рациональной механистической картины мира конца XVIII – XIX вв. Теория естественного права и общественного договора. История совершенная (политическая историография) и несовершенная (антикварианизм).

^ 3.2. «Философская история» эпохи Просвещения:
практика историописания


Новый импульс историографии в последней трети XVII – XVIII вв.: в век Просвещения. Переосмысление понятия «человек и общество» на основании рациональной философии и экспериментальных наук в интеллектуальной культуре Просвещения. Критическое отношение к власти и традиции. Влияние философии на историю. Концепции прогресса и исторических циклов. Значение труда Шарля Луи Монтескье «О духе законов». Оформление европоцентричного взгляда на культуру и цивилизацию с точки зрения общности человеческой природы.

Сочинение Иоганна Готфрида Гердера «Идеи к философии истории человечества»: понимание культуры как способа жизни общества. Теория органического движения культур.

Труд Вольтера «Опыт о нравах и духе народов и о главных исторических событиях»: попытка представить историю всего человечества.

Сочинение Джамбаттиста Вико «Основания новой науки об обшей природе наций»: целостная оригинальная теория исторического процесса и методов познания истории.

Идеи Просвещения в британской интеллектуальной культуре. Значение труда лорда Болингброка «Письма об изучении и пользе истории»: различение двух типов исторического письма – поэтического и рационалистического.


^ Раздел IV. Становление исторической науки в России
(XVIII – начало XIX вв.)


4.1. Выделение истории в самостоятельную научную дисциплину

Теоретические основания научного исторического знания в России. Опора на идеи западноевропейской философии и историографии XVI – начала XVIII вв. Утверждение в исторической мысли России основных идей рационализма в понимании исторического процесса. Появление научного исторического знания благодаря объяснению истории с точки зрения «здравого смысла».

^ Василий Никитич Татищев (1686–1750) – первый русский историк. Главный труд В.Н. Татищева «История России с самых древнейших времен»: рассмотрение русской истории как части общего мирового процесса. Идея общественного договора и теория климата как основания государственной концепции Татищева.

Основы новых подходов к изучению прошлого в российском знании в интеллектуальном пространстве «философской истории». Место истории в системе естественных наук в Петербургской академии наук. Древнейшее прошлое России как предмет изучение немецкими учеными Академии наук (Г.–З. Байер, Г.–Ф. Миллер, А.–Л. Шлецер). Полемика вокруг норманнской теории.


^ 4.2. Рационально-прагматическая концепция истории России

Рационально-прагматическая концепция как продолжение традиционного взгляда на историю России (М.М. Щербатов, И.Н. Болтин, Н.М. Карамзин).

^ Михаил Михайлович Щербатов (1733–1790). Трактовка просвещения и разума как основных факторов процветания государство. Значение главного семитомного труда Щербатова «Истории России с древнейших времен»: попытка объяснить исторические события, ход истории нравами и обычаями, показать внутреннюю жизнь общества. Щербатов – автор русской консервативной утопии.

^ Иван Никитич Болтин (1735–1792). Труды Болтина «Примечания на историю древняя и нынешния Россия г. Леклерка…» (тт. I–II) и «Критические примечания генерал-майора Болтина на первый и второй тома Истории России князя Щербатова». Идея Болтина о единстве исторического процесса, в основе которого лежат общие закономерности. Историческая концепция истории России Болтина, ее традиционные и новационные идеи.

^ Николай Михайлович Карамзин (1766–1826). Главный труд Карамзина «История государства Российского» (тт. I–XII) – высшее достижение рационалистическо-прагматической концепции истории России. Общность путей исторического процесса движения человечества в понимании Карамзина. Цель истории – нравственный урок. Художественный метод Карамзина в историописании.


^ Раздел V. Историки XIX века:
представления об историческом прошлом


5.1. Историческая культура романтизма

Пересмотр механистической картины мира, способности разума к сознательному преобразованию мира. Определение понятия романтизма. Оформление истории как самостоятельной специализированной дисциплины.

Общие принципы романтизма. Ключевой принцип романтизма: принцип историзма – движение истории понимается как органический процесс. Культивирование интереса к европейскому средневековью. Интерпретация явлений прошлого как уникальных и неповторимых.

Представление об основе всемирной истории как о процессе беспрерывного, прогрессивного движения от несовершенного к совершенному. История есть последовательное самораскрытие через историческую конкретику замысла духа (для Гегеля – это идея, для Шеллинга – мировой дух, для Фихте – эго-принцип). Концепция Г.-В. Гегеля – первая собственно историческая концепция, охватывающая весь исторический процесс как целое.

Актуальность понятий нация, национальное государство, патриотизм для историков-романтиков. Национальная идентичность как проявление духа народа.

Появление нового литературного жанра – исторического романа, его влияние на способы написания национальных историй. Книга Томаса Карлейля «Герои, почитание героев и героическое в истории» – восприятие истории «глазами души».

^ 5.2. Направления европейской романтической историографии.

Формирование двух интеллектуальных полюсов в историческом знании начала XIX в.

Позиция «исторической школы» права (Фридрих Карл Савиньи, Карл Фридрих Эйхгорн): длительное, естественное развитие законов, их соответствие национальной культуре и «народному духу». Сочинение Савиньи «О призвании нашего времени к законодательству и науке о праве» как манифест «исторической школы» права. Оформление новых функций исторического знания: 1) служить основой законотворчества и принятия политических решений; 2) формирование социальной идентичности.

Французская либеральная историческая школа (О. Тьерри, Ф. Гизо, Ф. Минье, А. Тьер) – плодотворное соединение идей просветителей и романтиков. Концентрация исследовательского внимания на политической истории средневековья и нового времени.

Сочинения Огюстена Тьерри «История завоевания Англии норманнами» и «Письмо об истории Франции». Идентификация понятий «народ» и «третье сословие». Акцентировка внимания на моменте завоевания в английском и французском прошлом. Идея борьбы как принцип, заложенный в основание западного мира.

Труды Франсуа Гизо «Опыты по истории Франции» и «История цивилизации в Европе». Центральная идея автора – французская история есть поле перманентной битвы побежденных с победителями, суть которой – борьба между сословиями. Классическая теория феодализма.

Демократическое романтическое течение во французской историографии. Произведения Жюля Мишле «История Франции» (в 17 томах) и «История Французской революции» (в 7 томах). Обращение к работе с архивными документами. История как эпическая поэма. Сближение в ранней профессиональной историографии принципов эрудитского знания, литературной политической истории и идеи научности.

^ 5.3. Российская романтическая историография первой пол. XIX в.

Критическое направление в российской исторической мысли: переосмысление концепции Карамзина и противопоставление ей новое понимание исторического процесса и принципы его изучения. Проявление критического направления в творчестве И.-Ф.-Г. Эверса (осмысление истории Российского государства с новых позиций); Н.А. Полевого (объединение в систему основные идеи нового подхода к изучению прошлого); М.Т. Каченовского (указание на необходимость углубленного изучения эмпирического материала).

^ Михаил Трофимович Каченовский (1775–1842). Круг научных интересов: древнейший период русской истории и источники того времени. Работы Каченовского – «Два рассуждения: о кожаных деньгах и о Русской правде», «Мой взгляд на Русскую правду», «О баснословном времени в русской истории» – формулировка требования критики древнейших русских памятников. Критический метод Каченовского – сравнительно-исторический метод источниковедческого направления. Скептическая школа М.Т. Каченовского в русской историографии. Заслуга скептиков.


^ Раздел VI. Формирование органической концепции
истории России


6.1. Славянофильская концепция истории России

Ослабление «внутреннего духовного разума России» под влиянием западноевропейского рационализма. Основная идея славянофилов – восстановить разрушенное основание, обратившись к присущему только русским душевному складу. А.С. Хомяков и И.В. Киреевский – теоретики славянофильства. Первые славянофилы (К.С. Аксаков, П.В. Киреевский, А.И. Кошелев, Ю.Ф. Самарин). Славянофилы – первые русские «европейцы», создавшие основы самостоятельной философии истории.

^ Константин Сергеевич Аксаков (1817–1860) – историк-филолог. Понимание прошлого через религиозное мышление. Значение статей Аксакова «Об основных началах русской истории», «О русской истории»: антитеза народа государству. Славянофильская теория русской общины.

Историческая схема К.С.Аксакова. Деление русской истории по столицам как по эпохам. Пассивность народа в русской истории. Петровские реформы – нарушение традиционного разделения функций и прав между народом и государством. Политика Петра – политика насильственной европеизации. Историческая модель славянофилов – упрошенная традиционная государственная схема.

^ 6.2. Историко-юридическая школа в русской историографии

Определение понятия «школа в науке». Оформление научной школы-направления авангардного типа в российской историографии – историко-юридической школы. Общая система взглядов представителей школы на отечественную историю. Своеобразие научной проблематики каждого из членов школы.

^ Константин Дмитриевич Кавелин (1818–1885). Задача исторической науки – выработка «теории русской истории». Значение работ Кавелина «Взгляд на юридический быт Древней России», «Краткий взгляд на русскую историю», «Мысли и заметки о русской истории». Теория русской истории по Кавелину: смена родовых отношение вотчинными и последних – государственными. Образование государства – важнейший момент русской истории. Установление с XVII века всеобщего крепостного права. Крепостное право – основание всей общественной жизни. Теория закрепощения и раскрепощения сословий. Колонизация как форма существования русского государства. Представление о единстве исторического процесса.

^ Борис Николаевич Чичерин (1828–1904) – историк-юрист, теоретик историко-юридической школы. Труды Чичерина «О народном представительстве», «Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей»: вопросы происхождения и развития государства, история правовых и общественных институтов, взаимоотношения государства и общества, власти и закона. Три стадии развития общества: патриархальное общество, гражданское общество, государство. Особенности российской истории: 1) специфика природно-географических условий; 2) отсутствие цивилизационных источников правовых и гражданских институтов. Теория образования государства сверху. Государственная власть – создатель сословий, корпоративных организаций и сельской общины. Появление земского представительства – потребность государства. Два этапа в развитии государства: централизация общественной жизни и сосредоточение всей власти в руках правительства. Крепостное право – величайшее историческое зло. Принципиальное единство русской и западноевропейской истории.

^ Сергей Михайлович Соловьев (1820–1879). Труды Соловьева: «Философские взгляды на историю России», две диссертации – магистерская и докторская, «Исторические письма», «Наблюдения над исторической жизнью народов», «Публичные чтения о Петре Великом», «История России с древнейших времен»: определение основных положений органической концепции истории России. Философия истории Гегеля – теоретическое основание исторической концепции Соловьева.

Два возраста народов. Борьба родовых и государственных начал, «старых» и «новых» городов, леса со степью.

Факторы, определяющие темпы развития народов: природно-географические условия жизни народа (природа страны), характер племени (народа) и внешние события, отношения с другими народами. Русский народ – народ исторический.

Взаимоотношения народа, государства и личности. Органическая связь народа и государства. Этапы становления и развития Российского государства.

«История России с древнейших времен» (1851–1879) С.М. Соловьева – самый большой 29-томный обобщающий труд в отечественной историографии – первое в историографии изложение истории России с древнейших времен до XVIII в. Проблематика работы: государственный строй, социальный состав населения, законодательство, состояние торговли, промышленности, религия, церковь, обычаи и нравы.

Органическая концепция истории России С.М. Соловьева: закономерный, внутренне обусловленный, единый процесс, направленный на достижение всеобщего благоденствия.






оставить комментарий
страница1/4
Дата24.09.2011
Размер0,49 Mb.
ТипПрограмма, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3   4
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх