И. Е. Прохорова История русской литературы первой четверти Х1Х века (1801-1825 гг.) icon

И. Е. Прохорова История русской литературы первой четверти Х1Х века (1801-1825 гг.)


1 чел. помогло.
Смотрите также:
Программа курса «история русской литературы» (Х х1Х вв...
Литература по курсу «история русской литературы первой трети XIX века»...
Литература по курсу «история русской литературы первой трети XIX века»...
Н. М. Карамзин «Бедная Лиза», В. В. Капнист, Н. А. Львов, молодой В. А. Жуковский...
«золотым веком»...
Рабочая учебная программа по дисциплине История русской литературы 2-й половины 20 века для...
Программа дисциплины ддс. 05. Литература страны изучаемого языка 1...
Программа дисциплины ддс. 05. Литература страны изучаемого языка 1...
Рабочая программа по дисциплине История русской литературы ХХ века...
Лекция учителя...
Программа дисциплины дпп. Ддс. 05. Литература страны изучаемого языка...
Программа дисциплины дпп. Ддс. 05. Литература страны изучаемого языка 1...



Загрузка...
скачать





И.Е.Прохорова


История русской литературы первой четверти Х1Х века (1801-1825 гг.)

Программа курса


Введение


Эпоха Александра 1 и литературно - общественное движение. Соотношение различных литературных течений и направлений: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм. Господство поэзии над прозой. Периодизация литературного процесса первой четверти Х1Х в.: 1) 1801 - 1812 / 1815 гг. - сосуществование и борьба классицизма и сентиментализма и становление романтизма; 2) 1815 - 1825 гг. - расцвет романтизма и вызревание в недрах его реализма. Начало “пушкинского” периода русской литературы (продолжавшегося до конца 1830-х - начала 1840-х гг.).

“Дней Александровых прекрасное начало”: общественный подъем и оживление литературной жизни в первые годы Х1Х в. Деятельность «Негласного комитета», М.М.Сперанского, проекты реформ в России. Либерализация цензурной политики (Устав 1804 г.). Просветительские идеи и наследие А.Н.Радищева. Творчество Г.Р.Державина, Н.М.Карамзина, И.А.Крылова в Х1Х в.: традиции и поиски новых идей и жанров.

Споры о «новом слоге» Карамзина и отношение к проблеме европеизации России. Место А.С.Шишкова и его сторонников в литературно-общественной борьбе начала века. Кризис классицизма, эволюция сентиментализма и зарождение романтизма в литературной теории и практике.

Отечественная война 1812 г. и национально-патриотический подъем.

Общественная ситуация в России после окончания антинаполеоновских войн и начала Реставрации в Европе. Колебания власти в отношении возможности и необходимости реформ. Распространение либеральных идей среди просвещенного дворянства. Усиление консервативных тенденций во внешней и внутренней политике правительства (Священный союз, аракчеевщина). Организация тайных обществ. Задачи подготовки «общего мнения» к необходимости социально-политических преобразований через деятельность литературных объединений, легальные и нелегальные издания.

Смерть Александра 1 и восстание 14 декабря 1825 г. Окончание Александровской эпохи и начало эпохи Николая 1.

Романтизм – ведущее литературное направление второй половины 1810 - первой половины 1820-х гг. В.А.Жуковский - родоначальник романтизма в России. Литературные манифесты. Течения в романтизме и их воплощение в лирике, драме и эпосе. Романтические искания А.С.Пушкина.

Формирование реализма. Реалистические тенденции в творчестве И.А.Крылова, А.С.Грибоедова и А.С.Пушкина. “Пушкинская плеяда”. Начало «золотого века» русской литературы.


Часть 1. Общая характеристика литературного процесса


1. 1801 - 1812 / 1815 гг.


Н.М.Карамзин, языковая реформа и литературно-общественная борьба начала Х1Х в. Книга А.С.Шишкова «Рассуждение о старом и новом слоге российского языка» (1803) и полемика вокруг нее. «Архаисты» и «новаторы».

Кружки и общества как характерное для эпохи форма организации литературной жизни, самоопределения писателей. Вольное общество любителей словесности, наук и художеств (1801-1825). И.П.Пнин, И.М.Борн, В.В.Попугаев и влияние на них А.Н.Радищева. Деятельность А.Х.Востокова. «Дружеское литературное общество» (1801) и эволюция карамзинизма. Кризис классицизма и неоклассицизм. Кружок А.Н.Оленина (Н.И.Гнедич, К.Н.Батюшков и др.). Анакреонтика Г.Р.Державина. Черты классицизма и сентиментализма в драматургии В.А.Озерова («Димитрий Донской»).

Тенденции развития прозы в эпоху господства поэзии. Традиции Карамзина и популярность жанров путешествия и повести. Становление сатирического нравоописательного романа («Евгений, или Пагубные следствия дурного воспитания и сообщества» А.Е.Измайлова; «Российский Жилблаз, или Похождения князя Гаврилы Симоновича Чистякова» В.Т.Нарежного).

Зарождение романтизма в раннем творчестве В.А.Жуковского и К.Н.Батюшкова. Влияние на них западноевропейской литературы. Своеобразие проблематики и поэтики. Основные жанры.

Война 1812 г. и развитие русского национального самосознания и русской литературы. Тема войны в творчестве В.А.Жуковского, К.Н.Батюшкова, Д.В.Давыдова, И.А.Крылова. Ростопчинские «афишки». Осмысление войны в литературе последующих лет (декабристы, А.С.Пушкин).


2. 1816 – 1825 гг.


Восстановление мирной жизни и обострение литературно-общественной борьбы. «Страшная война на Парнасе». «Беседа любителей русского слова» (1811-1816) и «Арзамас» (1815-1817). Начало творческого пути А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, А.А.Дельвига, В.К. Кюхельбекера и борьба «архаистов» и «новаторов», классицистов и романтиков.

Литературные общества и декабристское движение (Вольное общество любителей российской словесности; «Зеленая лампа»). Представления декабристов (К.Ф.Рылеев, А.А.Бестужев, Ф.Н.Глинка, В.К.Кюхельбекер) о роли писателя в обществе.

Начало расцвета романтизма в 1815-1825 гг. Элегический и гражданский романтизм: общее и различное в проблематике и поэтике. Психологизм, философские размышления как программные установки элегического романтизма. В.А.Жуковский и К.Н.Батюшков во главе «школы гармонической точности». Служение обществу, самобытность и народность – ключевые требования гражданского романтизма. Ведущие жанры элегического и гражданского романтизма. Судьбы поэтов – декабристов после 1825 г.

Сосуществование и взаимопроникновение элементов элегического и гражданского романтизма в раннем творчестве А.С.Пушкина. Основные мотивы лирики. “Южные поэмы”.

Новаторство И.А.Крылова - баснописца, А.С.Грибоедова - автора комедии «Горе от ума» и становление реализма. Роль А.С.Пушкина в развитии реалистического искусства. «Евгений Онегин» и «Борис Годунов» - первые крупные реалистические произведения. А.С.Пушкин и литературно-общественное движение после 1825 г

Поэты «пушкинской плеяды». Творчество А.А.Дельвига, Е.А.Боратынского, П.А.Вяземского, Н.М.Языкова, Д.В.Веневитинова и традиции романтизма.


Часть 2. Творчество крупнейших писателей первой четверти Х1Х в.

^

И.А.Крылов (1769?– 1844)



Творческий путь И.А.Крылова, его опыт писателя-сатирика второй половины ХУШ – начала Х1Х вв. Традиции жанра басни (Эзоп, Панчатантра, Лафонтен, Сумароков, И.И.Дмитриев) и место в ней И.А.Крылова. Своеобразие авторской позиции. Отражение событий и явлений общественно-литературной жизни России. Тема войны 1812 г. Особенности жанра, композиции, слога. Реализм и народность басен. Значение их для развития русского литературного языка. Жуковский, Пушкин, Гоголь, Белинский о баснях Крылова.


В.А.Жуковский (1783-1852)


Этапы творческого пути: 1) 1797 – 1801; 2) 1802-1807; 3) 1808-1814; 4) 1815-1825; 5) 1826-1841; 6)1841-1852. Белинский о Жуковском как первом русском поэте-романтике.

Жуковский – «гений перевода» и его теория романтического перевода.

Элегичность и этико-психологическая сущность романтизма Жуковского. Особенности поэтического мышления и образного строя его поэзии. Жанр элегии («Сельское кладбище», «Вечер», «Море»). Баллады Жуковского («Людмила», «Светлана»). Стремление к национальному колориту. Поэтика мистического, таинственного и чудесного. Тема судьбы и нравственного выбора человека (баллады, «Теон и Эсхин»). Своеобразие патриотической лирики времени войны 1812 г. («Певец во стане русских воинов»). Проблемы «философии искусства», идеи романтического «двоемирия» в лирике Жуковского («Невыразимое», «Лалла Рук»). Музыкальность поэзии Жуковского.

Значение Жуковского как «учителя» Пушкина. Место и роль творчества Жуковского во второй четверти Х1Х в.


К.Н.Батюшков (1787-1855)


Периодизация творчества. 1)1804-1809; 2) 1810-1813; 3) 1813 – нач.1820-х. Белинский о Батюшкове и совершенстве формы его поэзии.
Эпикурейско-гедонистические мотивы в ранней лирике Батюшкова. Жанры элегии и дружеского послания («Как счастье медленно приходит…», «Мои пенаты»). Батюшков и традиции западноевропейской литературы. Неоклассицистические , сентименталистские и романтические тенденции в его поэзии. Сатира на эпигонов классицизма и сентиментализма («Видение на берегах Леты»). Тема войны 1812 г. и крушение просветительско- оптимистических настроений («К Дашкову»). Усиление религиозно-философских мотивов («Воспоминание», «Надежда», из цикла «Подражания древним»). Батюшков – прозаик и теоретик литературы («Нечто о поэте и поэзии», «Речь о влиянии легкой поэзии на язык»). Батюшков как предшественник Пушкина.


К.Ф.Рылеев (1795-1826)


Творческое и жизненное кредо поэта-декабриста (<Посвящение> к поэме «Войнаровский», «Гражданин»). Жанр сатиры у Рылеева («К временщику»). Цикл «Думы»: выбор исторических персонажей и событий, их трактовка; композиция. Поэма «Войнаровский», неоконченная поэма «Наливайко» и традиция романтической поэмы. Оценка рылеевских дум и поэмы «Войнаровский» Пушкиным. Агитационно-сатирические песни (совместно с Бестужевым): тематика, своеобразие жанра и слога. Рылеев-критик («Несколько слов о поэзии»). Место и роль творчества Рылеева в развитии литературно-общественного процесса в России.


^

А.С.Грибоедов (1795?-1829)



Этапы творческого пути 1) 1814-1822; 2)1822-1824; 3)1825-1829.

Ранние литературные выступления Грибоедова и споры о романтизме во второй половине 1810-х гг. «Горе от ума» и традиция русской комедии ХУШ – начала Х1Х вв. Черты классицизма, романтизма и реализма. Новаторство Грибоедова. Своеобразие сюжета и композиции. Система персонажей. Чацкий как «герой времени». «Век нынешний» и «век минувший» в комедии. Язык и стих. Пушкин и Гончаров о «Горе от ума».

Незавершенные драматические замыслы ( «1812 год»).

Значение «Горя от ума» в истории русской литературы и театра.

А.С.Пушкин (1799-1837)


Периодизация творчества 1) 1813-1817; 2) 1817-1820; 1820-1824; 4)1824-1826. 5) 1826-1830; 6) Болдинская осень 1830 г.; 7) 1830-е гг. Уникальность места Пушкина в истории русской культуры. Белинский о Пушкине как основоположнике реализма в России.

Лирика. Лицейский период. Влияние идей французского и русского Просвещения на мировоззрение молодого Пушкина. Рецепция литературных традиций ХУШ в. Державин и Карамзин, Жуковский и Батюшков как литературные «учителя». Пушкин и литературная борьба 1810-х гг. Основные мотивы поэзии («К другу-стихотворцу», «Воспоминание в Царском селе», «Лицинию»).

Первый петербургский период. Участие в «Арзамасе», «Зеленой лампе». Пушкин и деятели тайных обществ. Гражданская поэзия: тематика и жанрово-стилистические особенности («Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня»). Сатирические жанры («Сказки », эпиграмма «На Аракчеева»).

Южная ссылка. Соединение элегических и гражданских мотивов в романтической поэзии. Пушкин и Байрон. Мотивы “бегства” и “узничества” («Погасло дневное светило…», «Узник»). Эволюция темы Наполеона на различных этапах творчества («Воспоминания в Царском селе», «Наполеон», «К морю», «Герой»). Отражение моментов духовного кризиса в лирике 1823 г. («Свободы сеятель пустынный…», «Демон»). Баллада «Песнь о Вещем Олеге»: тема судьбы.

Ссылка в Михайловское. Изменения в мироощущении поэта, стремление к широкому реалистическому взгляду на окружающий мир. Новые мотивы и эволюция традиционных тем и образов в лирике («Чаадаеву», «Зимний вечер», «Вакхическая песня», «Сцена из «Фауста», «19 октября», «Дружба»). Тема поэта и различные ее аспекты ( «Послание к цензору», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Андрей Шенье», «Я помню чудное мгновенье...», «Пророк»).

Вторая половина 1820-х – 30-е гг. Литературно-общественная позиция Пушкина в постдекабристкую эпоху. Пушкин и русские самодержцы Александр 1, Николай 1. Тема декабристов и образ Петра 1 в лирике этого времени («Во глубине сибирских руд…», «Стансы», «Друзьям»). Пушкин о назначении искусства, о психологии творческой личности, о взаимоотношениях поэта и власти, поэта и «толпы» («Три ключа», «Поэт», «Поэт и толпа», «Поэту», «На перевод «Илиады», «Осень», «Я памятник себе воздвиг…»). Пушкин и литературно-журнальная борьба. Сатирическая и полемическая направленность стихотворений против «новой знати» и обслуживающей ее журналистики («Моя родословная»). Политические и патриотические мотивы лирики начала 30-х гг.(«Клеветникам России», «Он между нами жил…», «Полководец»). Тема любви и дружбы («Я вас любил…», «Мадонна», «Была пора…»). Усиление философских мотивов. Проблема нравственного выбора, вопрос о смысле жизни («Дар напрасный, дар случайный…», «Анчар», «Элегия», «Пора, мой друг, пора…», «Из Пиндемонти»). Размышления о вечных ценностях и непрерывном обновлении как законе жизни («На холмах Грузии…», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Вновь я посетил…», «Бесы», «Отцы-пустынники и жены непорочны…»).

Поэмы. «Руслан и Людмила» - начало славы поэта. История создания. Традиции ирои-комической поэмы и “эксперимент” молодого Пушкина. «Южные поэмы»: “Кавказский пленник”, “Бахчисарайский фонтан”, “Цыганы”. Байронический тип поэмы и новаторство Пушкина в изображении романтического героя и романтической ситуации. Стремление создать идеальный женский характер (Черкешенка, Мария). Вариации на тему столкновения человека «цивилизации» и человека «природы». Развенчание романтического индивидуализма. Споры «классиков» и «романтиков» о «южных поэмах». Статья Вяземского «Вместо предисловия к «Бахчисарайскому фонтану» как манифест романтизма. Поэмы второй половины 1820-30-х гг. “ Полтава” и “Медный всадник” в контексте социально-исторических и философских размышлений поэта этих лет. Образ Петра и традиция его изображения. Проблема исторического прогресса. Особенности жанра, сюжета и композиции поэм.

Драматургия. Кредо Пушкина - драматурга ( “Наброски предисловия к “Борису Годунову”, “О народной драме и драме “Марфа - Посадница”) . Историческая трагедия «Борис Годунов» и традиция этого жанра в России и Европе. Исторические источники. «Борис Годунов» как «трагедия власти» и «трагедия народа». Тема самозванства в творчестве Пушкина. Новаторство Пушкина в построении пьесы и изображении характеров. Место любовной интриги. Образ летописца. Язык и стих трагедии. Значение «Бориса Годунова» в истории русской литературы. «Маленькие трагедии»: 4 «драматические сцены» с углубленным исследованием человеческих характеров как носителей какой-либо «страсти». Творческая переработка поэтом известных сюжетов (о Дон Жуане, о «чумном городе»). Подзаголовки-мистификации («Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери»). Сквозной мотив («наслаждения жизнью») и разнообразие исторически обусловленных нравственно-психологических конфликтов. Философия жизни и смерти. Классицистическое и реалистическое в поэтике пьес. Проблема сценичности и театральная судьба «Маленьких трагедий».

«Евгений Онегин» - центральное произведение Пушкина. Первый русский реалистический роман в стихах. История создания, соотношение с «южными поэмами» и другими произведениями Пушкина. Своеобразие жанра. Сюжет и композиция. «Евгений Онегин» как «роман судьбы» и «роман о поэте». Система персонажей. Онегин - “герой времени” и тип “лишнего человека” в русской литературе. Образ автора-повествователя. Размышления об искусстве. “Низкая природа” и “поэзия действительности”. Особенности стиля. Версификаторское мастерство Пушкина, «онегинская строфа». Значение «Отрывков из путешествия Онегина» и «десятой главы». «Евгений Онегин» в оценке Белинского и Достоевского.

^ Сказки. Соотношение фольклорного и авторского начал. Тематика. Проблема народности.

Проза. Размышления Пушкина о прозе и необходимости ее преобразования («О прозе»). Неоконченный исторический роман «Арап Петра Великого». Сюжет и система персонажей. Образ России как «огромной мастерской». Вопрос об исторической достоверности и границах вымысла в описании реальных лиц и событий. «Повести Белкина» - первый опубликованный прозаический цикл. Реализм повестей в перспективе поэтики «натуральной школы». Социальная проблематика, психологически правдивое изображение «маленького человека», сочетание гуманистического пафоса и иронии («Станционный смотритель», «Гробовщик»). Философская и нравственная проблематика болдинских «побасенок» («Метель», «Выстрел»). Литературно-полемическая направленность повестей, пародирование сюжетных шаблонов сентиментализма и романтизма, русской и европейской литературы («Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка»). «Пиковая дама» как «петербургская повесть». Новый «герой времени». Особенности фантастики у Пушкина («Гробовщик», «Пиковая дама»). Романы «Дубровский» (неоконченный) и «Капитанская дочка». Размышления о дворянстве и народе в экстремальной ситуации крестьянского восстания. Пушкин и Вальтер Скотт. Принципы изображения характеров, герой и повествователь. Социальная и нравственная проблематика. Образ «честного дворянина». Своеобразие изображения Пугачева и его сподвижников в романе «Капитанская дочка» и «Истории Пугачевского бунта». «Капитанская дочка» как «роман-предостережение». Своеобразие композиции и стиля «Капитанской дочки».

Пушкин-критик. Литературно-эстетическое самосознание писателя в разные периоды творчества. Полемическая критика в набросках «Опровержения на критики». «Современник» Пушкина.

Значение творчества Пушкина как величайшего писателя России-родоначальника новой русской литературы. Пушкин и мифы о Пушкине в русском национальном сознании.

Поэты пушкинской поры

Пушкинская эпоха как “золотой век” русской поэзии. Условность определения ее хронологических границ - 1820-1830-е гг. “Пушкинская плеяда”: Е.А.Боратынский, Д.В.Давыдов, П.А.Вяземский, А.А.Дельвиг, Н.М.Языков, Д.В.Веневитинов. Близость тематики, жанровых предпочтений, стиля. Своеобразие таланта каждого из поэтов.

Е.А.Боратынский (1800-1844) как «поэт мысли». Творческий путь: от традиции гедонистической поэзии к глубокой новаторской разработке философской проблематики. Психологизм его элегий. Осмысление противоречий в жизни человека и человечества («Последняя смерть», стансы «Дало две доли провиденье…», «Разуверение»). Тема поэта и поэзии («Последний поэт», «Мой дар убог…», «Муза», «Болящий дух врачует песнопенье…», «Все мысль да мысль!..»). Формирование языка философской лирики. Значение жанра поэмы в его творчестве («Пиры», «Бал»). Поэзия Боратынского как связующее звено между философской поэзией ХУШ в. и последующими этапами ее развития.

Д.В.Давыдов (1784-1839). Поэт-партизан, участник войны 1812 г. Дружеские послания, гусарские песни и традиция батальной поэзии в России («Гусарский пир», «Песня старого гусара», «Ответ»). Особенности тематики и стиля «гусарской поэзии». Ранние сатирико-политические басни («Голова и ноги») и сатира зрелых лет(«Современная песня»). «Тон правды» в лирике и исторической прозе.

П.А.Вяземский (1792-1878). Гражданская лирика «декабриста без декабря» («Негодование», «Русский бог»). Проблема взаимоотношений художника и общества («Три века поэта»). Элегические мотивы («Первый снег»). «Тройка» Вяземского и жанр «русской песни». Художественное значение его «поэзии старости» («Я пережил и многое, и многих…», «Поминки»). Вяземский как хранитель традиций «арзамасского братства». Сложные взаимоотношения с поколениями 40-х и 60-х годов. Роль литературной критики Вяземского. «Записные книжки» и их литературно-историческое значение.

А.А.Дельвиг (1798-1831) и традиции «легкой поэзии». Жанр идиллии: мечта о гармонии «золотого века» («Некогда Титир и Зоя…»). Опыты в жанре «русской песни» и романса («Соловей»). Сонет «Вдохновение» в контексте раздумий о творчестве в русской поэзии этого времени. Дельвиг как издатель произведений писателей пушкинского круга («Северные цветы», «Литературная газета»).

Н.М.Языков (1803-1846). Раннее творчество (1820-е годы): образ поэта-студента, патриота, вольнодумца. «Политические элегии» и «студенческие песни» (элегии «Свободы гордой вдохновенье!..», «Не вы ль убранство наших дней…», песня «Из страны, страны далекой»). Тема мужества «в бурях жизни» («Нелюдимо наше море…»). Языков и Пушкин ( «О ты, чья дружба мне дороже…»). Своеобразие стиля, ритма, интонации («Водопад»). Перелом в творческой биографии Языкова. Усиление религиозных, славянофильских мотивов в 1830-40-е гг. («К ненашим»).

Д.В.Веневитинов (1805-1827). Поэт-философ, литературный критик. Участие в «Обществе любомудрия» и увлечение шеллингианством. Элегическая медитативная лирика («К тебе, о чистый дух…», «Моя молитва», «Жизнь», «К моему перстню») . Тема поэта («Поэт», «Три участи»). Веневитинов - критик.


Литература ко всему курсу*


Учебники и сводные работы

История всемирной литературы: В 9 т. Т.6. (Раздел 2, гл. 1). М., 1989.

История русской литературы: В 4 т. Т.2. Л., 1981. Манн Ю.В. Русская литература Х1Х в.: Эпоха романтизма. М.,2001.

Соколов А.Н. История русской литературы Х1Х века. Первая половина. М.,1985.


Монографии и сборники статей

Аронсон М.И., Рейсер С.А. Литературные кружки и салоны. СПб.,2001.

Базанов В.Г. Вольное общество любителей российской словесности. Петрозаводск, 1949.

Базанов В.Г. Ученая республика. Л.,1964.

Бочаров С.Г. О художественных мирах. М.,1985.

Вацуро В.Э. Лирика пушкинской поры. Элегическая школа. СПб.,1994.

Вацуро В.Э., Гиллельсон М.И. Сквозь “умственные плотины”: Очерки о книге и прессе пушкинской поры. М.,1986.

Гинзбург Л.Я. О лирике. М.-Л., 1964.

Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. М.,1999.

Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. М.,1995.

Гуковский Г.А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. М.,1957.

История романтизма в русской литературе. Вып.1, 2. М.,1979.

Кулешов В.И. Литературные связи России и Западной Европы в Х1Х в.(первая половина). М.,1977.

Манн Ю.В. Русская философская эстетика. М.,1998..

Очерки истории русской литературной критики: В 4 т. Т.1. ХУШ - первая

четверть Х1Х в. СПб.,1999.

Развитие реализма в русской литературе: В 3 т. Т.1. М.,1972; Т.2. М.,1973.

Семенко И.М. Поэты пушкинской поры. М., 1970.

_________________________________

*Списки обязательных для чтения художественных произведений и литературно-критических статей о них предлагаются читающим курс лектором. При знакомстве с учебной и научной литературой по курсу надо иметь в виду, что многие работы в определенных своих аспектах устарели. Некоторые новые подходы и идеи в монографической литературе, к сожалению, не представлены, а содержатся лишь в различных журнальных публикациях, включить которые в данную библиографию невозможно из-за ограниченности объема.

Тынянов Ю.Н. Пушкин и его современники. М.,1968.

Эйхенбаум Б.М. О прозе; О поэзии. Л.,1986.


Вступительные статьи, предисловия и послесловия к сборникам

“Арзамас”: В 2 кн. М.,1994.

Декабристы. Антология: В 2 т. Л.,1975.

Переписка Пушкина: В 2 т. М.,1982.

Поэты 1790-1810-х годов. Л.,1971.

Поэты 1820-1830-х годов: В 2 т. Л.,1972.

Поэты пушкинской поры: Антология. М.,1972.

Русская критика от Карамзина до Белинского. М.,1981.

Справочная литература, хрестоматии

Пушкинская энциклопедия. 1799 - 1999. М.,1999.

Русские писатели: Биобиблиогр. словарь: В 2 книгах. М.,1990.

Русские писатели. 1800-1917: Биограф. словарь. Т. 1 - 4 (издание

продолжается). М.,1989-1999.

Черейский Л.А. Пушкин и его окружение. Л.,1988.


Литература об отдельных писателях

К.Н.Батюшков

Кошелев В.А. Творческий путь Батюшкова. Л.,1986.

Семенко И.М. Батюшков и его “Опыты”// Батюшков К.Н. Опыты в стихах и прозе. М.,1977. С.433-492.

Е.А.Боратынский

Фризман Л.Г. Творческий путь Баратынского. М.,1966.

Хетсо Г. Е.Баратынский. Жизнь и творчество. Осло, 1973.

Д.В.Веневитинов

Маймин Е.А. Поэт-философ.// Веневитинов Д.В. Стихотворения. Проза. М.,1980. С. 5-51.

П.А.Вяземский

Гиллельсон М.И. П.А.Вяземский. Жизнь и творчество. Л.,1969.


Ф.Н.Глинка

Карпец В.И. И мне равны и миг, и век...// Глинка Ф.Н. Соч. М.,1986. С. 309-328.

А.С.Грибоедов

Грибоедов в русской критике. М.,1959.

Гришунин А.Л. “Горе от ума” в литературно-общественном сознании Х1Х -

ХХ вв. // Русская литература в историко-функциональном освещении. М.,1979. С.182-238.

Мещеряков В.П. А.С.Грибоедов. Литературное окружение и восприятие (Х1Х - нач. ХХ в.). Л.,1983.

Пиксанов Н.К. Творческая история “Горя от ума”. М.,1971.

Фомичев С.А. Комедия Грибоедова “Горе от ума”. Комментарий. М.,1982.


Д.В.Давыдов

Вацуро В.Э. Денис Давыдов - поэт.// Давыдов Денис. Стихотворения. Л.,1984. С. 5-48.

А.А.Дельвиг

Вацуро В.Э. Поэзия Дельвига. // Дельвиг А.А. Соч. Л.,1986. С. 5-49.


В.А.Жуковский

Веселовский А.Н. В.А.Жуковский. Поэзия чувства и “сердечного воображения”. М.,1999.

Иезуитов Р.В. Жуковский и его время. Л.,1989.

Канунова Ф.З. Вопросы мировоззрения и эстетики Жуковского. Томск,1990.

Янушкевич А.С. Этапы и проблемы творческой эволюции Жуковского. Томск, 1985.

И.А.Крылов

Выготский Л.С. Анализ басни. Тонкий яд. // Выготский Л.С. Психология искусства. М.,1998. С. 105- 175.

Коровин В.И. Поэт и мудрец. Книга о Крылове. М.,1996.


В.К.Кюхельбекер

Королева Н.В. В.К.Кюхельбекер. // Кюхельбекер В.К. Избранные произведения: В 2 т. М.-Л.,1967. Т. 1. С. 5-61.


А.С.Пушкин

Алексеев М.П. Пушкин: Сравнительно-исторические исследования. Л.,1984.

Благой Д.Д. Душа в заветной лире. М.,1979.

Бочаров С.Г. Поэтика Пушкина. М.,1974.

Гаспаров Б.М. Поэтический язык Пушкина. М.,1999.

Гуревич А.М. Романтизм Пушкина. М.,1993.

Кибальник С.А. Художественная философия Пушкина. М.,1999.

Лотман Ю.М. Пушкин. СПб.,2000.

Модзалевский Б.Л. Пушкин и его современники.

Проскурин О.А. Поэзия Пушкина, или Подвижный палимпсест. М.,1999.

Пушкин в русской философской критике: Конец Х1Х - первая половина ХХ вв. М.,1990.

Русская критика о Пушкине. М.,1998.

Турбин В.Н. Поэтика романа А.С.Пушкина “Евгений Онегин”. М.,1996.


К.Ф.Рылеев

Базанов В., Архипова А. Творческий путь Рылеева.// Рылеев К.Ф. Полн.собр.стих. Л.,1971. С. 5-52.


Н.М.Языков

Карпов А.А. Судьба Н.Языкова.// Языков Н.М. Соч. Л.,1982.


Приложение

Список литературы для желающих расширить свои знания в области истории русской литературы первой четверти Х1Х века


История русской литературы Х1Х века: 1800-1830-е гг. М., 1989.

Ревякин А.И. История русской литературыХ1Х века: Первая половина. М.,1981.

* * *

Кулешов В.И. Русская критика ХУШ - Х1Х веков. Хрестоматия. М.,1978.

Литературная критика 1800 - 1820-х годов. М., 1980.

Онегинская энциклопедия: В 2 тт. М.,1999.

Русская литература Х1Х века. 1800-1830-е годы: Хрестоматия мемуаров, эпистолярных материалов и литературно-критических статей. Ч.1. М.,1998. Изд.3, доп. М., 2000.

Русская литература Х1Х века: Хрестоматия литературоведческих материалов. М.,1984.

Словарь языка А.С.Пушкина: В 4 т. М.,1959.

* * *

История русской литературы Х1Х века: Библиограф. указ. М.-Л.,1962.

История русской литературы Х1Х - начала ХХ в.: Библиогр. указ. М.,1993.

* * *

Абрамович С.Л. Пушкин: Последний год. Л.,1984.

Айхенвальд Ю.И. Силуэты русских писателей. М.,1998.

Анненков П.В. Материалы для биографии А.С.Пушкина. М.,1984.

Анненков П.В. Пушкин в Александровскую эпоху. Минск,1998.

Архангельский А.Н. Стихотворная повесь Пушкина “Медный всадник”. М.,1990.

Асмус В.Ф. “Горе от ума” как эстетическая проблема// Асмус В.Ф. Вопросы теории и истории эстетики. М.,1968. С. 412-434.

Архипова А.В. Литературное дело декабристов. Л.,1987.

Ахматова А.А. О Пушкине. Статьи и заметки. Л.,1977.

Бабаев Э.Г. Из истории русского романа Х1Х в.: Пушкин, Герцен, Толстой. М.,1984.

Бабаев Э.Г. Творчество А.С.Пушкина. М.,1988.

Базанов В.Г. Очерки декабристской литературы. Поэзия. М.- Л.,1961.

Базанов В.Г. Очерки декабристской литературы: Публицистика. Проза. Критика. М., 1953.

Бицилли П.М. Поэзия Пушкина.// Бицилли П.М. Избранные труды по филологии. М.,1996.

Благой Д.Д. Творческий путь Пушкина (1813-1826). М.;Л.,1950; Творческий путь Пушкина (1826-1830). М.,1967.

Бонди С.М. О Пушкине. М.,1983.

Бухмейер К.К. Н.М.Языков.// Языков Н.М. Полн. собр. стих. М.-Л.,1964. С. 5-52.

Вацуро В.Э. Пушкин в воспоминаниях современников. СПб.,1998.

Вацуро В.Э. Пушкинская пора. СПб.,2000.

Вересаев В.В. Пушкин в жизни. М.,1987.

Виноградов В.В. Стиль Пушкина. М.,1999.

Виноградов В.В. Язык Пушкина. М.,2000.

Гиллельсон М.И. Молодой Пушкин и арзамасское братство. Л.,1974.

Гиллельсон М.И. От арзамасского братства к пушкинскому кругу писателей. Л.,1977.

Грехнев В.А. Мир пушкинской лирики. Н.-Новгород,1994.

А.С.Грибоедов в воспоминаниях современников. М.,1980.

А.С.Грибоедов. Творчество. Биография. Традиции: Сб. ст. Л.,1977.

Дерюгина Л.В. Эстетические взгляды П.А.Вяземского.// П.А.Вяземский. Эстетика и литературная критика. М.,1984.

Друзья Пушкина: Переписка. Воспоминания. Дневники. В 2-х тт. М.,1985.

Десницкий А.В. И.А.Крылов. М.,1983.

Дневник А.С.Пушкина. 1833-1835. М.,1997.

Жирмунский В.М. Байрон и Пушкин. М.,1978.

Жуковский в воспоминаниях современников. М.,1999.

Жуковский и литература конца ХУШ-Х1Х в. М.,1988.

Зорин А.Л. Кормя двуглавого орла... Литература и государственная идеология в России в последней трети ХУШ - первой трети Х1Х века.М.,2001

Караулов Ю.Н. Словарь Пушкина и эволюция русской языковой способности. М.,1992.

Карпец В.И. Федор Глинка. М.,1983.

Коровин В.И. Поэты пушкинской поры. М., 1980.

И.А.Крылов. Проблемы творчества. Л.,1975. ( гл.У1 и У11).

История русского романа: В 2 т. Т.1. Л.,1962.

История русской драматургии: ХУ11- первая половина Х1Х в. Л.,1982.

История русской поэзии: В 2 т. Т.1.М.,1968.

Кибальник С.А. Русская антологическая поэзия первой трети Х1Х в. М.,1990.

И.А.Крылов в воспоминаниях современников.М.,1982.

Легенды и мифы о Пушкине. СПб.,1994.

Летопись жизни и творчества Е.А.Боратынского. 1800-1844. М.,1998.

Летопись жизни и творчества А.С.Пушкина: 1799 - 1826. Л.,1991.

Литература и история. Вып.2. СПб., 1997.

Лотман Ю.М. Люди 1812 года; Декабрист в повседневной жизни // Лотман Ю.М Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (ХУШ - начало Х1Х в.). СПб,1994.С.314-385; СПб.,1998.

Лотман Ю.М. Русская поэзия начала Х1Х века. // Поэты начала Х1Х века. Л.,1961.

Макогоненко Г. От Фонвизина до Пушкина: Из истории русского реализма. М.,1969.

Макогоненко Г.П. Творчество А.С.Пушкина в 1830-е годы. (1830-1833). Л.,1974; Творчество А.С.Пушкина в 1830-е годы. (1833-1836). Л.,1982.

Мордовченко Н.И. Русская критика первой четверти Х1Х века. М.-Л.,1959

“Моцарт и Сальери”, трагедия Пушкина: Движение во времени ( Антология трактовок и концепций от Белинского до наших дней). М.,1997.

Набоков В. Комментарий к “Евгению Онегину” А. Пушкина. М.,1999.

Непомнящий Вл. Пушкин: Русская картина мира. М.,1999.

Непомнящий Вл. Поэзия и судьба. М.,1987.

Новые безделки. М.,1995-1996.

Орлов Вл. Русские просветители 1790-1800-х годов. М.,1953.

Орлов П.С. Поэты - радищевцы. // Поэты - радищевцы. Л.,1979.

О’Мара П. К.Ф.Рылеев: Политическая биография поэта - декабриста. М.,1989.

Остафьевский архив кн.Вяземских. Т. 1-3. / Факсим. изд. М.,1994.

Песков А.М. Поэт Рылеев. // Рылеев К.Ф. Соч. М.,1988. С.3-20.

Петрунина Н.Н. Проза Пушкина: Пути эволюции. Л.,1987.
А.С.Пушкин в воспоминаниях современников: В 2-х тт. М.,1985.

А.С.Пушкин и мировая культура. М.,1999.

А.С.Пушкин: pro et contra. Личность и творчество в оценках русских мыслителей и исследователей: Антология. СПб.,2000.

Пушкин в прижизненной критике. 1820-1827. СПб.,1996.

Пушкин: Итоги и проблемы изучения. М.;Л., 1966.

Пушкин и русская драматургия. М.,2000.

А.С.Пушкин - критик. М.,1978.

Рассадин С.Б. Спутники. М.,1983.

Рейтблат А.И. Как Пушкин вышел в гении ( литературной репутации Пушкина).// Рейтблат А.И. Как Пушкин вышел в гении: Историко-социологические очерки о книжной культуре Пушкинской эпохи. М.,2001. С. 51- 69.

Русская литература Х1Х века и христианство. М.,1997.

Свой подвиг совершив...М.,1987.

Скатов Н.Н. Пушкин: Русский гений. М.,1999.

Смирнов А.А. Лирика Пушкина: Принципы анализа поэтического идеала. М.,1988.

Степанов Н.Л. И.А.Крылов. Жизнь и творчество. М.,1958.

“Столетья не сотрут...”: Русские классики и их читатели. М.,1989.

Тодд У.М. Литература и общество в эпоху Пушкина. СПб., 1996.

Тойбин И.М. Пушкин: Творчество 1830-х годов и проблемы историзма. Воронеж, 1976.

Томашевский Б.В. Пушкин и Франция. Л.,1960.

Томашевский Б.В. Пушкин: Кн.1. М.;Л.,1956; Пушкин: Кн.2. М.;Л.,1961; Пушкин: Работы разных лет. М.,1990.

Троицкий В.Ю. Художественные открытия русской романтической прозы 20-30-х гг. Х1Х в. М.,1985.

Турбин В.Н. Пушкин. Гоголь. Лермонтов: Об изучении литературных жанров. М.,1978.- или: Турбин В.Н. Пушкин. Гоголь. Лермонтов: Опыт жанрового анализа. М.,1998.

Тынянов Ю.Н. Кюхля. Роман и статьи. М.,1975.

Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.,1977.

Тыркова - Вильямс А.В. Жизнь Пушкина: В 2 тт. М.,1999.

Фельдман О.М. Судьба драматургии Пушкина. М.,1975.

Фридман Н.В. Поэзия Батюшкова. М.,1971.

Фризман Л.Г. Декабристы и русская литература. М.,1988.

Ходасевич В. Грибоедов.// Ходасевич В. Колеблемый треножник. М.,1991.

Щеголев П.Е. Первенцы свободы. М.,1987.

Эйдельман Н.Я. Пушкин: История и современность в художественном сознании поэта. М.,1984.

Эйдельман Н.Я. Статьи о Пушкине. М.,2000.

Эткинд Е.Г. Божественный глагол: Пушкин, прочитанный в России и во Франции. М.,1999.

Юрьева И.Ю. Пушкин и христианство. М.,1999.




Скачать 222,65 Kb.
оставить комментарий
Дата24.09.2011
Размер222,65 Kb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

плохо
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх