Конкурса научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке» icon

Конкурса научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке»


Смотрите также:
Конкурса научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке»...
А. С. Обручников Федеральная научно-образовательная программа...
Конкурс проводится при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации...
Итоги конкурса научно-исследовательских работ «Мои первые шаги в науку» 1 2 классы фио участника...
Задачи конкурса: Систематизировать внеклассную работу по предметам с учащимися по развитию...
Конкурсе проектных...
Положение о районной конференции младших школьников «Первые шаги в науке»...
Конкурс является региональным этапом Всероссийского конкурса исследовательских работ и...
Конкурс является региональным этапом Всероссийского конкурса исследовательских работ и...
Положение о региональном туре Российского конкурса исследовательских работ и творческих проектов...
Областной этап Всероссийского заочного конкурса научно-исследовательских...
Конкурс научно-исследовательских работ «Великие сыны России Михаил Кутузов» проводится с 1...



Загрузка...
скачать


Областной этап Всероссийского детского конкурса научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке»


Исследовательская работа по физике

«Физика Леонардо да Винчи»


Автор: Григорьева О.

ученица 8 класса

Комсомольской СОШ


Руководитель: Хомякова Г.С.

учитель физики

Комсомольской СОШ


Комсомольск 2010

Оглавление.


1. Ведение …………………………………………………………………………2 стр.

2. труды Леонардо да Винчи …………………………………………………….3 стр.

3. Анализ рисунков изобретений Леонардо да Винчи………………………….4 стр.

4. Вывод …………………………………………………………………………... 9 стр.

5. Литература ………………………………………………………………………20 стр.


^ I. Введение.

Физика, основам которой мы обучаемся в школе, создавалась не только учеными, инженерами и философами. В ее разработке участвовали и деятели искусства. Среди них особое место занимает гениальный художник эпохи Возрождения Леонардо да Винчи. При жизни Леонардо знали как художника и военного инженера. Тот факт, что всю жизнь он размышлял над законами природы и их применением на практике, стало известно лишь через 350 лет после его смерти. Из естественнонаучного наследия стало ясно, что Леонардо внес определенный вклад в осмысление и понимание математики, оптики, астрономии и теоретической механики. Некоторые историки, исследования которых относятся к эпохе Возрождения, высказывали мнение, что, хотя Леонардо да Винчи был талантливым во многих областях, он, тем не менее, не внес значительного вклада в такую точную науку, как теоретическая механика. Однако тщательный анализ его недавно обнаруженных рукописей и в особенности имеющихся в них рисунков убеждает в обратном. Работы Леонардо да Винчи по изучению действия различных видов оружия, в частности арбалета, по-видимому, были одной из причин его интереса к механике. Предметами его интереса в этой области были законы сложения скоростей и сложения сил, понятие нейтральной плоскости и положение центра тяжести при движении тела. Спор о том, какой вклад внес Леонардо да Винчи в точные науки, частично связан с историей его записных книжек. После его смерти они попали в руки частных коллекционеров, и в течение длительного времени доступ к ним был ограничен. Публиковать эти записные книжки начали лишь в конце 19 в. и вскоре стали считать, что Леонардо да Винчи на столетия опередил многие открытия. Мы решили, что вклад Леонардо да Винчи в теоретическую механику может быть оценен путем более внимательного изучения его рисунков, а не текстов рукописей и имеющихся в них математических выкладок.

^ Цель исследования: провести анализ рисунков Леонардо да Винчи, посвященных законам механики.

Задачи исследования:

  1. Изучить труды Леонардо да Винчи.

  2. Найти рисунки изобретений Леонардо да Винчи связанных с законами механики.

  3. Провести анализ рисунков.

Объект исследования: труды Леонардо да Винчи.

Предмет исследования: рисунки изобретений Леонардо да Винчи.

^ Методы исследования: поиск и анализ информации.

Гипотеза: я попытаюсь с помощью тщательного изучения рисунков изобретений Леонардо да Винчи доказать, что он внес бы большой вклад в развитие механики, если бы его труды были опубликованы раньше.


^ II. Труды Леонардо да Винчи.

Леонардо вел дневник, в котором приведено множество чертежейИзображение сооружения, предмета, устройства в избранном масштабе и в основных проекциях (фасады, разрезы, планы, аксонометрия) на плоскости (бумага, калька, пленка). Чертеж используются как документы для строительства и производства, как иллюстрации к специальному в т.ч. архитектурному тексту. Когда изображают предметы приёмами черчения, не полагаются на один глазомер и верность руки...
Подробнее >>
Словарь >> и рисунковИзображение на плоскости, созданное средствами графики. В роли графической основы присутствует в любом изображении на плоскости, в этом значении оценивается с точки зрения качества (понятие рисунка в живописи и т.п.). Рисунок может выполняться как самостоятельное по значению произведение графики либо служить вспомогательным этапом для создания...
Подробнее >>
Словарь >> придуманных им механизмов и аппаратов. Хотя изображенияОбъект, образ, в той или иной степени подобный (но не идентичный) изображаемому объекту. Подобие достигается вследствие физических законов получения изображения (например, оптическое изображение) либо результатом труда создателя изображения (например, рисунок, живопись, скульптура, сценический...
Подробнее >>
Словарь >> механизмов Леонардо имеются практически в каждом учебнике по истории и физике, далеко не все помнят, что учёный придумал летательные и военные машины, гидравлические механизмы, машины для обслуживания сцены, музыкальные инструменты и многое другое. Сегодня известны более 5000 страниц творчества1) В общем смысле — процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового. Это деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее; любая деятельность по созданию новых комбинаций из элементов опыта. Включенность в эту деятельность…
Подробнее >>
Словарь >> Леонардо да Винчи. Это огромное количество рукописей сейчас организованны совсем по другому, нежели первоначально были собраны после смерти Леонардо, даже название "codex" ("старинная рукопись") имеет более позднюю дату. Рукописи A,B,C,D,E,G,F,H,K,L,M - французские манускрипты. Хранятся в Institut de France в Париже(по-французски — Paris)
История имени Парижа восходит к названию племени галлов (паризиев), обитавших в этом районе во времена римского завоевания. Исторический центр Парижа – остров Ситэ, территория которого в настоящее время практически полностью...
Подробнее >>
Словарь >>. Эти кодексы были перевезены из Библиотеке Амброзиана в Париж(по-французски — Paris)
История имени Парижа восходит к названию племени галлов (паризиев), обитавших в этом районе во времена римского завоевания. Исторический центр Парижа – остров Ситэ, территория которого в настоящее время практически полностью...
Подробнее >>
Словарь >> Наполеоном Бонапартом в 1795 году. Большинство страниц может быть датировано 1490-1516 годами.
^ А - 63 листа. Рукопись объединяет листы различного содержания. Можно выделить исследования о пропорциях и по движению, в особенности воды. Теория о живописиВид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на твёрдую или гибкую основу; созданием изображения с помощью цифровых технологий; а также произведения искусства, выполненные такими способами. Наиболее распространены произведения живописи, выполненные на плоских или почти…
Подробнее >>
Словарь >>, излагаемая здесь, служит основойМатериал, на который наносят грунт и красочный слой живописи. В качестве основы для живописи могут быть использованы: дерево, холст, фанера, картон, бумага, папье-маше, пергамент, слоновая кость, перламутр, камень, стекло, известковая штукатурка, линолеум и другие…
Подробнее >>
Словарь >> для значительной части "Трактата о живописиВид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на твёрдую или гибкую основу; созданием изображения с помощью цифровых технологий; а также произведения искусства, выполненные такими способами. Наиболее распространены произведения живописи, выполненные на плоских или почти…
Подробнее >>
Словарь >>".
B - 84 листа. Размер 23х16см. Является самой ранней из Парижских рукописей. Содержит исследования военной техники(от греческого technike, буквально — искусство, мастерство, умение)
1) Совокупность приемов и приспособлений, применяемых для получения наибольших результатов при наименьшей затрате человеческого труда.
2) Совокупность приемов, применяемых в каком-нибудь деле, мастерстве, владение этими приемами, мастерство...
Подробнее >>
Словарь >>, архитектуры (проекты "идеального города"). Содержит чертежиИзображение сооружения, предмета, устройства в избранном масштабе и в основных проекциях (фасады, разрезы, планы, аксонометрия) на плоскости (бумага, калька, пленка). Чертеж используются как документы для строительства и производства, как иллюстрации к специальному в т.ч. архитектурному тексту. Когда изображают предметы приёмами черчения, не полагаются на один глазомер и верность руки...
Подробнее >>
Словарь >> и записки, относящиеся к  механическим изобретениям для полета, как, например, так называемые "вертолет", "подводная лодка"; архитектурным исследованиям (проекты "идеального города") и военной технике(от греческого technike, буквально — искусство, мастерство, умение)
1) Совокупность приемов и приспособлений, применяемых для получения наибольших результатов при наименьшей затрате человеческого труда.
2) Совокупность приемов, применяемых в каком-нибудь деле, мастерстве, владение этими приемами, мастерство...
Подробнее >>
Словарь >>.
С - 28 листов. Размер 30,7х22см. Содержит "Трактат о свете и тени", ранее содержала и другой, ныне утерянный, трактат "Свет и полутени", т.е. изменения в видимости объектов в зависимости от того, находятся они в полутени или на свету. Леонардо изучал оптические основыМатериал, на который наносят грунт и красочный слой живописи. В качестве основы для живописи могут быть использованы: дерево, холст, фанера, картон, бумага, папье-маше, пергамент, слоновая кость, перламутр, камень, стекло, известковая штукатурка, линолеум и другие…
Подробнее >>
Словарь >> этих явлений1) В общем смысле — всякое обнаруживаемое проявление чего-нибудь. Например: Явление Христа ученикам. Явление мощей (обнаружение).
2) С точки зрения теории познания явление — это выражение, свидетельство наличия чего-то другого; так, высокая температура — это явление болезни, то есть болезнь извещает о себе посредством высокой температуры, она проявляется через эту...
Подробнее >>
Словарь >> с тем, чтобы как художник1) Человек, занимающийся изобразительным искусством — прежде всего живописью (живописец), но также графикой (художник-график), фотоискусством (фотохудожник) и т.д.
2) Деятель искусств (художник в широком смысле слова).
3) Тот, кто создает произведения искусства (художник в узком смысле слова)...
Подробнее >>
Словарь >> иметь возможность воспроизвести их с точностью. Рассматриваются и другие темы.
^ D - 10 листов. Размер 22,5х16см. "Трактат о глазе и видении". Содержит важные исследования оптики глаза, перспективы(от латинского perspicio - ясно вижу)
Система изображения объёмных тел на плоскости или какой-либо иной поверхности, учитывающая их пространственную структуру и удалённость отдельных их частей от наблюдателя. Возникновение понятия перспектива связано с развитием...
Подробнее >>
Словарь >>. Леонардо предлагает строительство стеклянной модели(по-французски modele или от латинского modulus — мера, образец)
1) В широком смысле это некоторый материальный или мысленно представляемый объект или явление, замещающий оригинальный объект или явление, сохраняя только некоторые важные его свойства, например, в процессе...
Подробнее >>
Словарь >> глаза.
BRE - 80 листов (первоначально 96л). Размер 15х9,5см. Записная книжка. Рукопись содержит исследование весов, а также чертежиИзображение сооружения, предмета, устройства в избранном масштабе и в основных проекциях (фасады, разрезы, планы, аксонометрия) на плоскости (бумага, калька, пленка). Чертеж используются как документы для строительства и производства, как иллюстрации к специальному в т.ч. архитектурному тексту. Когда изображают предметы приёмами черчения, не полагаются на один глазомер и верность руки...
Подробнее >>
Словарь >> изобретений, предназначены для оказания помощи в осушение болот Pontine к югу от Рима, записки по геометрии, живописиВид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на твёрдую или гибкую основу; созданием изображения с помощью цифровых технологий; а также произведения искусства, выполненные такими способами. Наиболее распространены произведения живописи, выполненные на плоских или почти…
Подробнее >>
Словарь >> и полету птиц.
F - 96 листов. Размер 14,5х10см. Записная книжка. Основные исследуемыми предметами являются вода, геология, астрономия и оптика. Есть эскизы(по-французски esquisse)
Набросок, фиксирующий замысел литературного или художественного произведения, сооружения, механизма или отдельной его части.
В литературе эскиз может рассматриваться как подготовительная работа в создании художественного...
Подробнее >>
Словарь >> вихрей и волн. Леонардо изучает отражение Солнца и Луны на поверхности моря, в рамках серии исследований в оптике и света.

^ G - 93 листа (первоначально 96л). Размер 14х10 см. Содержит трактат о ботанике, записки и рисункиИзображение на плоскости, созданное средствами графики. В роли графической основы присутствует в любом изображении на плоскости, в этом значении оценивается с точки зрения качества (понятие рисунка в живописи и т.п.). Рисунок может выполняться как самостоятельное по значению произведение графики либо служить вспомогательным этапом для создания...
Подробнее >>
Словарь >> косаемые механики (например, чертежиИзображение сооружения, предмета, устройства в избранном масштабе и в основных проекциях (фасады, разрезы, планы, аксонометрия) на плоскости (бумага, калька, пленка). Чертеж используются как документы для строительства и производства, как иллюстрации к специальному в т.ч. архитектурному тексту. Когда изображают предметы приёмами черчения, не полагаются на один глазомер и верность руки...
Подробнее >>
Словарь >> механизмов для чеканки1) Получение рельефных изображений на листовом металле; выполняется ударами особым молотком по чеканам. Такая чеканка, являющаяся одним из древнейших видов художественной обработки металла, ведется по поверхности металлического листа, положенного на эластичную подложку из особой смолы, в основном по лицевой стороне. Чеканка известна с древнейших времен...
Подробнее >>
Словарь >> монет). Документы относятся к деятельности Леонардо в римский период (1513-1516гг).
^ H - 142 листа. Размер 10,5х8см. Записная книжка в трех частях. Начало изучения Леонардо геометрии Евклида, понимание которой является необходимым условием для рисования геометрических форм многогранников. Есть записки по гидравлике и прочее.
^ I - 148 листов. Размер 10х7,5см. Записная книжка из двух частей. Доминирующей темой являются серия теорем геометрии Евклида, исследование движения твердых тел и воды, записки по латинской грамматике, а также целый ряд пророчеств и аллегорий.
^ K - 128 листов. Размер 9,6х6,5см. Состоит из трех частей. Первые две тетради содержат записи, касаемые геометрии Евклида. Третья тетрадь включает в себя разные рисункиИзображение на плоскости, созданное средствами графики. В роли графической основы присутствует в любом изображении на плоскости, в этом значении оценивается с точки зрения качества (понятие рисунка в живописи и т.п.). Рисунок может выполняться как самостоятельное по значению произведение графики либо служить вспомогательным этапом для создания...
Подробнее >>
Словарь >> и комментарии по анатомии, архитектурные проекты (вероятно их поручил Леонардо Чарльз D'Amboise, губернатор Милана)
^ L - 94 листа (первоначально 96). Датирован периодом конца 1490х - начала 1500гг. Содержит записки и расчеты, касающиеся военной техники(от греческого technike, буквально — искусство, мастерство, умение)
1) Совокупность приемов и приспособлений, применяемых для получения наибольших результатов при наименьшей затрате человеческого труда.
2) Совокупность приемов, применяемых в каком-нибудь деле, мастерстве, владение этими приемами, мастерство...
Подробнее >>
Словарь >> и архитектуры начиная с 1502 года, когда Леонардо был на службе у Чезаре Борджиа, герцога Valentinois. А также изучение полета птиц. 
М - 48 листов
в первоначальном виде. Размер 10х7см.. Включает документы периода, когда Леонардо всё свое внимание посвящал изучению классических произведений, таких как геометрия Евклида, механика Архимеда, физика Аристотеля. Рукопись содержит исследования в области ботаники и многочисленные аллегорические рисункиИзображение на плоскости, созданное средствами графики. В роли графической основы присутствует в любом изображении на плоскости, в этом значении оценивается с точки зрения качества (понятие рисунка в живописи и т.п.). Рисунок может выполняться как самостоятельное по значению произведение графики либо служить вспомогательным этапом для создания...
Подробнее >>
Словарь >>. Представлены доказательства контактов Леонардо с Донато Браманте, известным архитектором Возрождения. Codex Atlanticus (Атлантический кодекс) С. А. Находится в Библиотеке Амброзиана, Милан . Размер 65х44см. Наиболее обширный из всех кодексов, листы которого датированы периодом 1478-1518гг. Название связано с большим форматом листов, а также объемом собранных рукописей в один том: в греческой мифология титан Атлант(от латинского atlas - несущий)
1) В греческой мифологии, могучий титан, сын титана Иапета и Климены (варианты: Фемиды, Асии), брат Прометея, Эпиметея и Менетия. Отец семи плеяд: Алкионы, Келено, Майи, Меропы, Стеропы, Тайгеты и Электры (мать — Плейона…
Подробнее >>
Словарь >> держал на своих плечах весь мир (по другой версии - от слова "атлас"). Отражает все аспекты интересов Леонардо: механика (в том числе ранние чертежиИзображение сооружения, предмета, устройства в избранном масштабе и в основных проекциях (фасады, разрезы, планы, аксонометрия) на плоскости (бумага, калька, пленка). Чертеж используются как документы для строительства и производства, как иллюстрации к специальному в т.ч. архитектурному тексту. Когда изображают предметы приёмами черчения, не полагаются на один глазомер и верность руки...
Подробнее >>
Словарь >> летательных аппаратов), математика, география, астрономия, ботаника, химия и анатомия, военная инженерия. Также есть записки, касаемые архитектурных проектов, такого, как, например, купол(от латинского cupula, уменьшительное от cupa - бочка)
Пространственное покрытие зданий и сооружений, имеющее форму сегмента шара, параболоида или другой поверхности вращения. Купольные конструкции перекрывают преимущественно круглые, многоугольные, эллиптические в плане помещения...
Подробнее >>
Словарь >> собора в Милане. Codex Atlanticus был созданСделать существующим, произвести, основать, вызвать к жизни; построить, основать, организовать.
Например: Создать шедевр. Создать теорию. Создать государство. Создать благоприятные условия для работы. Эти люди созданы друг для друга (близки во всем, вполне подходятдруг другу). Создать иллюзию чего-нибудь. Создать впечатление чего-нибудь. Создать...
Подробнее >>
Словарь >> около конца шестнадцатого столетия скульптором Помпео Леони, - он разъединял оригиналы(от латинского originalis - первоначальный)
В области изобразительного искусства - подлинное художественное произведение в отличие от подделки, копии или репродукции. Термин оригинал употребляется и как обозначение художественного произведения, служащего образцом для...
Подробнее >>
Словарь >> рукописей Леонардо, которые имел. Леони отделил все научно-технические рисункиИзображение на плоскости, созданное средствами графики. В роли графической основы присутствует в любом изображении на плоскости, в этом значении оценивается с точки зрения качества (понятие рисунка в живописи и т.п.). Рисунок может выполняться как самостоятельное по значению произведение графики либо служить вспомогательным этапом для создания...
Подробнее >>
Словарь >> от натуралистическихСоотносящийся по значению с существительными: натурализм, натуралист, связанный с ними, а так же свойственный натурализму, натуралисту, характерный для них.
В философии - это такой взгляд на мир, согласно которому природа выступает как единый, исключающий...
Подробнее >>
Словарь >> и анатомических, многие из которых являются сегодня частью Виндзорской библиотеки. В настоящий момент (после реставрационных работ в 1960-х гг.) рукопись состоит из 12 томов, включающих 1119 различных рисунковИзображение на плоскости, созданное средствами графики. В роли графической основы присутствует в любом изображении на плоскости, в этом значении оценивается с точки зрения качества (понятие рисунка в живописи и т.п.). Рисунок может выполняться как самостоятельное по значению произведение графики либо служить вспомогательным этапом для создания...
Подробнее >>
Словарь >> и пояснений.
Codex Arundel (Кодекс Арунделла) Br. M. ^ Хранится в Британском музее(по-латински museum, от греческого museion — храм муз)
Научно-исследовательское и научно-просветительное учреждение, осуществляющее собирание, комплектование, хранение, изучение, экспонирование и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры...
Подробнее >>
Словарь >>, Лондон. Рукопись принадлежала графу Arundel. Размер 21х15см. Большинство страниц датировано 1480-1518 годами. Содержит 119 листов различных размеров, которые были вырезаны и удалены из других рукописей. Сам Леонардо описал часть этих рукописей, как "сборник без порядка, состоящий из множества страниц, которые я уже скопировали, надеясь, затем положить их в надлежащем месте, в соответствии с тем, к чему они относятся". Здесь преобладают исследования в области механики и математики (оптика, геометрия Евклида), а также архитектурные исследования, связанные, например, с проектом королевской резиденции Франциска I в Romarantin, Франция. Рукопись также содержит рисунокИзображение на плоскости, созданное средствами графики. В роли графической основы присутствует в любом изображении на плоскости, в этом значении оценивается с точки зрения качества (понятие рисунка в живописи и т.п.). Рисунок может выполняться как самостоятельное по значению произведение графики либо служить вспомогательным этапом для создания...
Подробнее >>
Словарь >> устройства для дыхания под водой.
Windors Folios (Виндзорские рукописи)
W. An. A.,  W. An. В.,  W. An. I.,  W. An. II,  W. An. III,  W. An. IV,  W. An. V,  W. An. VI, W. Н. (80 с. об анатомии лошади), W. M. (12 с. с географическими картами), W. (Отдельные разрозненные листы). Хранится в Королевской библиотеке в Виндзоре (Royal Library,Windsor). Во владении королевской семьей находится с 1690г. РисункиИзображение на плоскости, созданное средствами графики. В роли графической основы присутствует в любом изображении на плоскости, в этом значении оценивается с точки зрения качества (понятие рисунка в живописи и т.п.). Рисунок может выполняться как самостоятельное по значению произведение графики либо служить вспомогательным этапом для создания...
Подробнее >>
Словарь >> датируются периодом 1478-1518 годами. Размер 48х35см, 234 листа. Коллекция(от латинского collectio - собирание, собрание)
Совокупность предметов, объединенных общей социальной, культурной, эстетической или иной целью, а также по конкретному признаку и составляющих единое целое (коллекция произведений живописи, монет, марок и др.). Коллекция принадлежит...
Подробнее >>
Словарь >> была собрана Помпео Леони в конце 16-го века. Включает приблизительно 600 несвязанных рисунковИзображение на плоскости, созданное средствами графики. В роли графической основы присутствует в любом изображении на плоскости, в этом значении оценивается с точки зрения качества (понятие рисунка в живописи и т.п.). Рисунок может выполняться как самостоятельное по значению произведение графики либо служить вспомогательным этапом для создания...
Подробнее >>
Словарь >> различных размеров. Они касаются анатомии, рисунковИзображение на плоскости, созданное средствами графики. В роли графической основы присутствует в любом изображении на плоскости, в этом значении оценивается с точки зрения качества (понятие рисунка в живописи и т.п.). Рисунок может выполняться как самостоятельное по значению произведение графики либо служить вспомогательным этапом для создания...
Подробнее >>
Словарь >> лошади, карикатур и ряда географических карт.
^ Forster Codices (Кодекс Фостера). Хранится в музее(по-латински museum, от греческого museion — храм муз)
Научно-исследовательское и научно-просветительное учреждение, осуществляющее собирание, комплектование, хранение, изучение, экспонирование и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры...
Подробнее >>
Словарь >> Виктории и Альберта, Лондон "Forster I" (S. К. M. I ). Датируется 1487-1490 и 1505 годами. Размер 14,5х10см. Рукопись состоит из двух тетрадей, всего 101 страница. В первой рукописи (1487-1490гг) есть исследования по стереометрии (преобразование тел в различные формы равного объема). Эти исследования показывают интенсивное изучение Леонардо Евклидовой геометрии (под руководством Luca Pacioli). Во второй рукописи (1505года) преобладают гидравлические исследования.
"Forster II" (S. К. М. II). Размер 9,5х7см. Датируется 1495-1497 годами. Состоит из двух частей, всего 159 листов. В первой (1497г) представлены записки по механике и архитектуреНаука и искусство проектировать и созидать здания, строить; архитектура. Архитектура (от латинского architectura — строительство, зодчество) — одна из наиболее всеобъемлющих областей человеческой деятельности, занимающаяся организацией пространства и решающая любые пространственные задачи, от разработки стратегий развития…
Подробнее >>
Словарь >>. Во второй (1495г) – записи Леонардо в области физики и механики (силы тяжести, веса).
"Forster III" (S. К. М. III). Размер 9х6см. Состоит из 94 листов, имеет вид блокнота с эскизами(по-французски esquisse)
Набросок, фиксирующий замысел литературного или художественного произведения, сооружения, механизма или отдельной его части.
В литературе эскиз может рассматриваться как подготовительная работа в создании художественного...
Подробнее >>
Словарь >> карандашом(от тюркских слов "кара" - черный и "даш" - камень)
Инструмент и материал для рисования, письма, черчения. Имеет вид стержня из прессованного угля, свинца, графита, сухой краски и т.д. Часто, в целях удобства, пишущий стержень карандаша вставляется в специальную деревянную или металлическую...
Подробнее >>
Словарь >> и записями. Содержит сказки, притчи, исследования городов, технические идеи(древне–греческий — видность, вид, форма)
Понятие (мысленный образ) какой-либо реальности, (мысль или представление о ней). В этом смысле термин употребляется в философии, психологии, социальных и гуманитарных науках. Помимо этого значения термина…
Подробнее >>
Словарь >>. Очень часто здесь Леонардо использует красный карандаш(от тюркских слов "кара" - черный и "даш" - камень)
Инструмент и материал для рисования, письма, черчения. Имеет вид стержня из прессованного угля, свинца, графита, сухой краски и т.д. Часто, в целях удобства, пишущий стержень карандаша вставляется в специальную деревянную или металлическую...
Подробнее >>
Словарь >>.
Codex Leicester (Кодекс Лестера) Leic. Датируется ориентировочно 1504-1510 годами. Размер 29х22см.  Кодекс, состоящий из 18 сфальцованных листов бумаги(предположительно, от итальянского bambagia или от татарского бумуг - хлопок)
Бумага - это листовой материал из натуральных растительных либо искусственных волокон, и предназначение ее совершенно различное. В Большой Советской Энциклопедии сказано: бумага - это материал из растительных…
Подробнее >>
Словарь >> с записями, с более чем 300 небольшими иллюстрациями по краям, первоначально служил Леонардо в качестве записной книжки. На ее страницах содержатся заметки по теории света, механике, геологии, палеонтологии, физической географии, астрономии и гидродинамике. Наибольший интерес вызывают записи, посвященные описанию атмосферных явлений1) В общем смысле — всякое обнаруживаемое проявление чего-нибудь. Например: Явление Христа ученикам. Явление мощей (обнаружение).
2) С точки зрения теории познания явление — это выражение, свидетельство наличия чего-то другого; так, высокая температура — это явление болезни, то есть болезнь извещает о себе посредством высокой температуры, она проявляется через эту...
Подробнее >>
Словарь >>, позволяющие понять, каким образом1) В психологии - субъективная картина мира, включающая самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий. Это одна из форм отображения объективной реальности. В психологии понятие «Образ» используется в нескольких значениях. Существует традиция, связывающая с образом преимущественно...
Подробнее >>
Словарь >> художник1) Человек, занимающийся изобразительным искусством — прежде всего живописью (живописец), но также графикой (художник-график), фотоискусством (фотохудожник) и т.д.
2) Деятель искусств (художник в широком смысле слова).
3) Тот, кто создает произведения искусства (художник в узком смысле слова)...
Подробнее >>
Словарь >> добивался уникальных(от латинского unicus – единственный, из unus – один)
1) Соотносящийся по значению с существительными: уник, уникум, связанный с ними. 2) Единственный в своем роде, неповторимый, редкий, исключительный, существующий в одном экземпляре (уникальная профессия, уникальный уголок природы, уникальная картина, уникальная книга)...
Подробнее >>
Словарь >> светоцветовых эффектов в разработке фонов своих картин1) Станковое произведение живописи, имеющее самостоятельное значение. В отличие от этюда и эскиза картина является завершенным произведением, итогом длительной работы художника, обобщением наблюдений и размышлений над жизнью. Картины бывают различных жанров. Картина воплощает глубину замысла и образного содержания. В отличие от фрески...
Подробнее >>
Словарь >>.
В 1690 году Джузеппе Гецци обнаружил рукопись в Риме среди бумаг(предположительно, от итальянского bambagia или от татарского бумуг - хлопок)
Бумага - это листовой материал из натуральных растительных либо искусственных волокон, и предназначение ее совершенно различное. В Большой Советской Энциклопедии сказано: бумага - это материал из растительных…
Подробнее >>
Словарь >> миланского скульптора Гульельмо делла Порта, который сделал для нее оригинальную обложку. В 1717 году Гецци продал манускрипт, названный "О природе, давлении и движении воды" Томасу Коку, первому графу Лейчестерскому. Вплоть до 1980 года кодекс находился в наследственном владении графской семьи и выставлялся всего один раз — в 1952 году в Королевской академии в Лондоне. После его приобретения на аукционе(от латинского auctio, буквально - увеличение, продажа с публичного торга)
Способ продажи с публичного торга в заранее установленное время и в назначенном месте предварительно осмотренных или дегустированных покупателями индивидуально-определенных товаров (ценных бумаг, имущества предприятий, произведений...
Подробнее >>
Словарь >> Christies в 1980 году доктором Хаммером и с трудом полученного разрешения на вывоз из Великобритании кодекс экспонировался во Флоренции(от латинского "цветущая")
Город в итальянском регионе Тоскана, на реке Арно. Население — 366 тысяч человек (2008 г.). Город-музей, один из самых знаменитых и древних культурных центров в Европе, часто называемый родиной итальянского Ренессанса или…
Подробнее >>
Словарь >>, Париже(по-французски — Paris)
История имени Парижа восходит к названию племени галлов (паризиев), обитавших в этом районе во времена римского завоевания. Исторический центр Парижа – остров Ситэ, территория которого в настоящее время практически полностью...
Подробнее >>
Словарь >>, Лос-Анджелесе и Стокгольме. Весной 1984 года его могли видеть москвичи на выставкеПубличный, большей частью временный, показ произведений искусства.
Художественные выставки — основной метод ознакомления зрителей с изобразительным искусством (с современным искусством, с художественным…
Подробнее >>
Словарь >> частного собрания Арманда Хаммера, проходившей в ГМИИ им. А. С. Пушкина. В 1994 Кодекс был куплен Билом Гейтсом. Codex «On the Flight of Bird» (Трактат о полете птиц) V.U. Хранится в Турине, Biblioteca Reale. Размер 21х15см. 17 страниц (первоначально 18 страниц). Датирован приблизительно 1505г. В рукописях произведен широкий анализ полета птиц, уделено внимание механике полета, воздушному сопротивлению и воздушным потокам.
^ Codex Trivulzianus (Кодекс Тривульцио) Tr. Хранится в библиотеке Кастелло Сфорцеско, Милан. Поступил в библиотеку в 1935 году вместе с фондом князя Тривульцио. Размеры 20,5х14см. Большинство страниц датированы 1487-1490гг. Содержит 55 листов (в оригинале было 62 листа). Одно из старейших собраний рукописей. Кодекс содержит размышления об архитектуреНаука и искусство проектировать и созидать здания, строить; архитектура. Архитектура (от латинского architectura — строительство, зодчество) — одна из наиболее всеобъемлющих областей человеческой деятельности, занимающаяся организацией пространства и решающая любые пространственные задачи, от разработки стратегий развития…
Подробнее >>
Словарь >>, религии, содержит многочисленные страницы, свидетельствующие о невероятных усилиях по литературному самообразованию Леонардо, о его интересе к итальянскому языку и к латыни. 
^ Trn. 5 отдельных листков. Турин, Biblioteca Reale.
V. 5 отдельных листков. Венеция(по-итальянски Venezia)
Венеция была заложена в середине V века жителями твёрдой земли, спасавшимися от варварских набегов. Население нашло на островах убежище и таким образом сумело сохранить собственную культуру. Эмигрировали целыми общинами…
Подробнее >>
Словарь >>, Академия. F.U. 2 отдельных листка. Флоренция(от латинского "цветущая")
Город в итальянском регионе Тоскана, на реке Арно. Население — 366 тысяч человек (2008 г.). Город-музей, один из самых знаменитых и древних культурных центров в Европе, часто называемый родиной итальянского Ренессанса или…
Подробнее >>
Словарь >>, Уффици.Государственный музей живописи, скульптуры и графики, входит в комплекс Флорентийских общественных музеев и галерей. Вдоль двух основных коридоров, богато украшенных гобеленами фламандских и флорентийских мастеров 16 в., а также древнеримскими статуями и саркофагами, проходят 45 залов, в которых памятники располагаются в…
Подробнее >>
Словарь >>
Codex Ashburnham 1 и 2 Ash. Хранится в Institute de France, Париж(по-французски — Paris)
История имени Парижа восходит к названию племени галлов (паризиев), обитавших в этом районе во времена римского завоевания. Исторический центр Парижа – остров Ситэ, территория которого в настоящее время практически полностью...
Подробнее >>
Словарь >>. Датировано 1489-1492гг. Размеры 22х15см и 23х16см. Первоначально эти листы были частью Парижских рукописей A и B, но были похищены и в конечном итоге проданы лорду Ashburnham. В 1891 году он вернул рукописи Национальной библиотеке Парижа(по-французски — Paris)
История имени Парижа восходит к названию племени галлов (паризиев), обитавших в этом районе во времена римского завоевания. Исторический центр Парижа – остров Ситэ, территория которого в настоящее время практически полностью...
Подробнее >>
Словарь >>. Часть 2 относится только к живописиВид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на твёрдую или гибкую основу; созданием изображения с помощью цифровых технологий; а также произведения искусства, выполненные такими способами. Наиболее распространены произведения живописи, выполненные на плоских или почти…
Подробнее >>
Словарь >>.
Madrid Codex (Мадридский кодекс) Madrid I, Madrid II. ^ Хранятся в Национальной библиотеке Мадрида, Испания (National Library of Madrid). Датировано 1490-1496 гг (Madrid I) и 1503-1505гг (Madrid II). Рукопись была восстановлена в 1966г. Она состоит из 192 листов и делится на две части. Вторая содержит чертежиИзображение сооружения, предмета, устройства в избранном масштабе и в основных проекциях (фасады, разрезы, планы, аксонометрия) на плоскости (бумага, калька, пленка). Чертеж используются как документы для строительства и производства, как иллюстрации к специальному в т.ч. архитектурному тексту. Когда изображают предметы приёмами черчения, не полагаются на один глазомер и верность руки...
Подробнее >>
Словарь >> и записки механизмов, карты Арно, рисункиИзображение на плоскости, созданное средствами графики. В роли графической основы присутствует в любом изображении на плоскости, в этом значении оценивается с точки зрения качества (понятие рисунка в живописи и т.п.). Рисунок может выполняться как самостоятельное по значению произведение графики либо служить вспомогательным этапом для создания...
Подробнее >>
Словарь >>, связанные с литьемТехнологический процесс изготовления отливок, заключающийся в заполнении литейной формы расплавленным материалом (литейным сплавом, пластмассой, некоторыми горными породами) и дальнейшей обработке полученных после затвердевания изделий.
Известно множество разновидностей...
Подробнее >>
Словарь >> коня Сфорцо. В первой  содержатся исследования по теоретической механике.
^ Кодекс Urbinas . Хранится в библиотеке Ватикана. Кодекс Urbinas состоит из выбранных листов из различных рукописей, собранных Франческо Мельци примерно в 1530 году. Сокращенное издание этой работы была опубликована в Париже(по-французски — Paris)
История имени Парижа восходит к названию племени галлов (паризиев), обитавших в этом районе во времена римского завоевания. Исторический центр Парижа – остров Ситэ, территория которого в настоящее время практически полностью...
Подробнее >>
Словарь >> в 1651 году, как Trattato делла Pittura, или "Трактат о живописиВид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на твёрдую или гибкую основу; созданием изображения с помощью цифровых технологий; а также произведения искусства, выполненные такими способами. Наиболее распространены произведения живописи, выполненные на плоских или почти…
Подробнее >>
Словарь >>" (T.P). "Трактат о движении и измерении воды" T.A.


III. Анализ изобретений Леонардо да Винчи.

Тщательное изучение рисунков Леонардо да Винчи, в частности тех, на которых изображен арбалет, показывает, что его идеи имели отношение к эволюции четырех представлений в механике. Предметами его интереса в этой области были законы сложения скоростей и сложения сил, понятие нейтральной плоскости и положение центра тяжести при движении тела.

^ Начнем с примера, отражающего настойчивые попытки Леонардо да Винчи решить задачи, связанные с усовершенствованием конструкции оружия (никогда полностью не решенные), вызвавшие у него интерес к законам сложения скоростей и сложения сил. Несмотря на быстрое развитие порохового оружия в период жизни Леонардо да Винчи, лук, арбалет и копье еще продолжали оставаться распространенными видами оружия. Особенно много внимания Леонардо да Винчи уделял такому старинному оружию, как арбалет.



Плодотворные экспериментальные работы по совершенствованию арбалетов проводились и раньше, до Леонардо да Винчи. Кроме того, было положено начало изучению основных принципов, лежащих в основе стрельбы из арбалета, о чем свидетельствует рисунок неизвестного художника, который обнаружен в рукописи, известной под названием "Гуситские войны". Этот рисунок отражает попытку представить арбалет на основе понятия круга: станок, или ложа, арбалета образует диаметр круга, его спусковой механизм находится в центре круга, дуга арбалета составляет треть дуги окружности, а тетива в ненатянутом положении делит радиус пополам.



В определенном смысле этот рисунок отражает раннюю стадию инженерной теории, когда предпринимались попытки подчинить конструкцию устройства идеальной геометрической форме. Иногда такой подход оказывался плодотворным. В отношении арбалета целесообразность этого подхода состояла хотя бы в том, что дуга, имеющая постоянную кривизну, служит дольше. Если этого достичь невозможно, то изменение радиуса дуги должно быть как можно более плавным.

Стремясь не ограничиваться традиционными конструктивными решениями, Леонардо да Винчи обдумывал такую конструкцию арбалета, которая позволяла бы стрелять только наконечником стрелы, оставляя ее древко неподвижным. По-видимому, он понимал, что за счет уменьшения массы снаряда можно увеличить его начальную скорость.

^ В некоторых из своих конструкций арбалетов он предлагал использовать несколько дуг, действующих либо одновременно, либо последовательно.



В последнем случае самая большая и массивная дуга приводила бы в действие меньшую по размерам и более легкую дугу, а та, в свою очередь, еще меньшую и т.д. Выстрел стрелой производился бы на последней дуге. Очевидно, что Леонардо да Винчи рассматривал этот процесс с точки зрения сложения скоростей. Например, он отмечает, что дальность стрельбы из арбалета будет максимальной, если произвести выстрел на скаку с лошади, мчащейся галопом, и в момент выстрела податься вперед. В действительности это не привело бы к значительному увеличению скорости стрелы. Тем не менее, идеи Леонардо да Винчи имели прямое отношение к разгоравшемуся спору относительно того, возможно ли бесконечное увеличение скорости. Позже ученые начали склоняться к выводу, что этот процесс не имеет предела. Такая точка зрения существовала до тех пор, пока Эйнштейн не выдвинул свой постулат, из которого следовало, что ни одно тело не может двигаться со скоростью, превышающей скорость света. Однако при скоростях, много меньших скорости света, закон сложения скоростей (на основе принципа относительности Галилея) остается справедливым.

^ Закон сложения сил, или параллелограмм сил, был открыт уже после Леонардо да Винчи. Этот закон рассматривается в том разделе механики, который позволяет ответить на вопрос, что происходит, когда две или более сил взаимодействуют под различными углами. Сегодня эта задача решается просто: чертят параллелограмм (или параллелограммы) сил и находят результирующую силу, направленную по диагонали. Возможно, что Леонардо да Винчи занимался, хотя и неосознанно, решением такой задачи, когда он анализировал действие арбалета, стремясь найти то или иное конструктивное решение. Силы, направленные под углом друг к другу, возникают, например, при натяжении тетивы.

^ При изготовлении арбалета важно добиться симметричности усилий, возникающих в каждом крыле. В противном случае стрела может сместиться при выстреле в сторону из своей канавки, и точность стрельбы тем самым будет нарушена. Обычно арбалетчики, подготавливая свое оружие к стрельбе, проверяли, одинаков ли изгиб крыльев его дуги. Сегодня, таким образом, проверяются все луки и арбалеты. Оружие подвешивается на стене так, чтобы его тетива была горизонтальна, а дуга выпуклой частью обращена вверх. К середине тетивы подвешиваются различные грузы. Каждый груз вызывает определенный изгиб дуги, что позволяет проверить симметричность действия крыльев. Легче всего это сделать, наблюдая, опускается ли при увеличении груза центр тетивы по вертикали или отходит от нее.



Этот способ, возможно, навел Леонардо да Винчи на мысль использовать диаграммы (обнаружены в "Мадридских рукописях"), в которых смешение концов дуги (с учетом положения центра тетивы) представлено в зависимости от величины подвешенного груза. Он понимал, что сила, необходимая для того, чтобы дуга начала сгибаться, поначалу невелика и возрастает с увеличением смешения концов дуги. (В основе этого явления лежит закон, сформулированный гораздо позже Робертом Гуком: абсолютная величина смешения в результате деформации тела пропорциональна приложенной силе.)

Зависимость между смещением концов дуги арбалета и величиной подвешенного к тетиве груза, Леонардо да Винчи называл "пирамидальной", поскольку, как в пирамиде противоположные грани расходятся по мере удаления от точки пересечения, так и эта зависимость становится все более заметной по мере смещения концов дуги. Отмечая изменение положения тетивы в зависимости от величины груза, он, однако, заметил нелинейности. Одна из них состояла в том, что, хотя смещение концов дуги линейно зависело от величины груза, между смешением тетивы и величиной груза линейная зависимость отсутствовала. На основании этого наблюдения Леонардо да Винчи, по-видимому, пытался найти объяснение тому факту, что в некоторых арбалетах тетива, отпущенная после приложения к ней силы определенной величины, движется сначала быстрее, чем в момент приближения к своему исходному положению.

^ Такая нелинейность, возможно, и наблюдалась при пользовании арбалетами с плохо изготовленными дугами. Вероятно, что выводы Леонардо да Винчи основаны на ошибочном рассуждении, а не на расчетах, хотя иногда он все же прибегал к вычислениям. Тем не менее, эта задача вызвала у него глубокий интерес к анализу конструкции арбалета. Действительно ли стрела, быстро набравшая скорость в начале выстрела, начинает двигаться быстрее тетивы и оторвется от нее до того, как тетива возвратится в исходное положение?

Не имея четкого представления о таких понятиях, как инерция, сила и ускорение, Леонардо да Винчи, естественно, не мог найти окончательного ответа на этот вопрос. На страницах его рукописи встречаются рассуждения противоположного характера: в некоторых из них он склонен ответить на этот вопрос положительно, в других – отрицательно. Интерес Леонардо да Винчи к этой проблеме привел его к дальнейшим попыткам усовершенствовать конструкцию арбалета. Это говорит о том, что интуитивно он догадывался о существовании закона, впоследствии получившего название «закон сложения сил».



^ Леонардо да Винчи не ограничился только проблемой скорости движения стрелы и действия сил натяжения в арбалете. Например, его интересовало также, увеличится ли дальность полета стрелы в два раза, если в два раза увеличить вес дуги арбалета. Если измерить суммарный вес всех стрел, расположенных одна за другой впритык и составляющих непрерывную линию, длина которой равна максимальной дальности полета, то будет ли этот вес равен силе, с которой тетива действует на стрелу? Иногда Леонардо да Винчи действительно смотрел глубоко, например, в поисках ответа на вопрос, свидетельствует ли вибрация тетивы сразу после выстрела о потере энергии дугой?

В итоге в "Мадридской рукописи" I, касаясь соотношения между усилием на дуге и смещением тетивы, Леонардо да Винчи утверждает: "^ Сила, вынуждающая тетиву арбалета двигаться, увеличивается по мере уменьшения угла в центре тетивы". Тот факт, что это утверждение больше не встречается нигде в его записях, может означать, что такой вывод был сделан им окончательно. Несомненно, он применял его в многократных попытках усовершенствовать конструкцию арбалета с так называемыми блочными дугами.

Блочные дуги, в которых тетива пропущена через блоки, известны современным стрелкам из лука. Эти дуги позволяют достичь высокой скорости полета стрелы. Законы, лежащие в основе их действия, сейчас хорошо известны. Леонардо да Винчи не имел столь же полного представления о действии блочных дуг, однако он изобрел арбалеты, в которых тетива пропускалась через блоки. В его арбалетах блоки обычно имели жесткое крепление: они не перемещались вместе с концами дуги, как в современных арбалетах и луках. Поэтому дуга в конструкции арбалета Леонардо да Винчи не оказывала такого же действия, как в современных блочных дугах. Так или иначе, Леонардо да Винчи, очевидно, намеревался изготовить дугу, конструкция которой позволяла бы решить проблему "тетива – угол", т.е. увеличение силы, действующей на стрелу, достигалось бы за счет уменьшения угла в центре тетивы. Кроме того, он пытался уменьшить потери энергии при стрельбе из арбалета.



^ В основной конструкции арбалета Леонардо да Винчи очень гибкая дуга укреплялась на станине. На некоторых рисунках видно, что при максимальном натяжении тетивы дуга изгибалась почти в окружность. От концов дуги тетива с каждой стороны пропускалась через пару блоков, укрепленных впереди станины рядом с направляющей канавкой для стрелы, а затем шла к спусковому устройству.

Леонардо да Винчи, по-видимому, нигде не дал объяснения своей конструкции, однако ее схема неоднократно встречается в его рисунках вместе с изображением арбалета (также с сильно изогнутой дугой), в котором натянутая тетива, идущая от концов дуги к спусковому устройству, имеет V-образную форму.

Составные дуги использовались при жизни Леонардо да Винчи и, возможно, именно они вызвали у него интерес к той проблеме, попытки, решить которую привели его к представлению о том, что именуется нейтральной плоскостью. Исследование этой проблемы было связано и с более глубоким изучением поведения материалов под действием механического напряжения.

В типичной составной дуге, применявшейся в эпоху Леонардо да Винчи, внешняя и внутренняя стороны крыльев арбалета изготавливались из различных материалов. Внутренняя сторона, испытывавшая сжатие, обычно изготавливалась из рога, а внешняя, работавшая на растяжение, – из сухожилий. Каждый из этих материалов прочнее дерева. Между внешней и внутренней сторонами дуги использовался деревянный слой, достаточно прочный, чтобы придать крыльям жесткость. Крылья такой дуги можно было сгибать более чем на 180°. Леонардо да Винчи имел некоторое представление о том, как изготавливали такую дугу, а проблема выбора материалов, которые могли бы выдерживать сильное натяжение и сжатие, возможно, привела его к глубокому пониманию того, как возникают напряжения в той или иной конструкции.

На двух небольших рисунках (обнаруженных в "Мадридской рукописи" I) он изобразил плоскую пружину в двух состояниях – деформированном и недеформированном. В центре деформированной пружины он начертил две параллельные линии, симметричные относительно центральной точки. При сгибании пружины эти линии расходятся с выпуклой стороны и сходятся – с вогнутой.

Эти рисунки сопровождает подпись, в которой Леонардо да Винчи отмечает, что при сгибании пружины выпуклая часть становится толще, а вогнутая – тоньше. "Такая модификация является пирамидальной и, следовательно, никогда не будет изменяться в центре пружины". Иными словами, расстояние между первоначально параллельными линиями будет возрастать в верхней части по мере его уменьшения в нижней. Центральная часть пружины служит своего рода балансом между двумя сторонами и представляет собой зону, где напряжение равно нулю, т.е. нейтральную плоскость. Леонардо да Винчи понимал также, что как натяжение, так и сжатие увеличиваются пропорционально расстоянию до нейтральной зоны.

Если определить точки, где напряжения равны нулю, т.е. найти таким образом нейтральную плоскость, то можно проанализировать, как происходит возрастание нагрузок; нейтральная плоскость при этом будет служить плоскостью отсчета.

Итак, упомянутый выше рисунок показывает, что Леонардо да Винчи имел дело с одним из основных понятий механики.

Из рисунков Леонардо да Винчи видно, что представление о нейтральной плоскости возникло у него и при изучении действия арбалета. Примером является его рисунок гигантской катапульты для стрельбы камнями.



Сгибание дуги этого оружия производилось с помощью винтового ворота; камень вылетал из кармана, расположенного в центре сдвоенной тетивы. Как ворот, так и карман для камня нарисованы (в увеличенном масштабе) такими же, как и на рисунках арбалета. Однако Леонардо да Винчи, по-видимому, понимал, что увеличение размера дуги приведет к сложным проблемам.

Судя по рисункам Леонардо да Винчи, на которых изображена нейтральная зона, ему было известно, что (для данного угла сгибания) напряжения в дуге увеличиваются пропорционально ее толщине. Чтобы напряжения не достигали критической величины, он изменил конструкцию гигантской дуги. Передняя (фронтальная) ее часть, испытывавшая растяжение, по его представлениям, должна изготавливаться из цельного бревна, а задняя ее часть (тыльная), работающая на сжатие, – из отдельных блоков, закрепленных позади передней части. Форма этих блоков была такова, что они могли соприкасаться друг с другом только при максимальном изгибе дуги. Эта конструкция, так же как и другие, показывает, что Леонардо да Винчи считал, что силы растяжения и сжатия следует рассматривать отдельно друг от друга.

Последний пример, который мы рассмотрим, также служит подтверждением тому, что серьезный анализ даже простых проблем механики показывает, что в их основе лежат фундаментальные законы. Этот пример связан с вопросом о положении центра тяжести тела. Другой небольшой, но очень важный рисунок (также обнаруженный в "Мадридской рукописи" I) позволяет установить связь между размышлениями Леонардо да Винчи относительно действия арбалета и его более поздними работами по теории полета.



На этом рисунке изображен арбалет, выстрел из которого производится вертикально вверх. В начале полета стрела направлена острием вниз (Леонардо да Винчи, возможно, видел, как иногда шутки ради арбалетчики заряжали так свое оружие). По мере движения вверх, стрела разворачивается острием вперед. При движении вниз процесс повторяется в обратном порядке. Леонардо да Винчи отмечает, что при движении как вверх, так и вниз стрела имеет одинаковую траекторию. "Центр естественного движения (под действием силы тяжести) и центр насильственного движения (вызванного другими силами) один и тот же… Центр тяжести стрелы находится в одной и той же ее точке на протяжении всего ее движения, будь оно насильственным или естественным". Таким образом, на рисунке стрела изображена вращающейся вокруг своего центра тяжести, который движется вдоль траектории полета.

Иными словами, Леонардо да Винчи начинал понимать, что движение стрелы можно рассматривать как движение ее центра тяжести с определенной скоростью вдоль данной траектории. Поэтому его рисунок имеет значение и для истории развития теории вращения твердого тела, поскольку такой подход позволял упростить задачу настолько, что движение тела можно было анализировать математически. Более важным, однако, является то, что рисунок, на наш взгляд, представляет собой первую попытку применить понятие центра тяжести в динамике.

Применение законов сложения скоростей и сил и понятие положения центра тяжести при движении были применены и в обширных трудах по изучению полета птиц и создании летательных аппаратов.

В рукописи "^ Sul Volo" и других своих записях Леонардо да Винчи отмечает, что устойчивость полета птицы достигается только тогда, когда ее центр тяжести находится впереди центра сопротивления (точки, в которой давление спереди и сзади одинаково). Этот функциональный принцип, использовавшийся Леонардо да Винчи в теории полета птиц, и сейчас имеет важное значение в теории полета самолетов и ракет.


^ IV. ВЫВОД.

При изучении трудов Леонардо да Винчи мы убедились в том, что большой вклад был сделан в развитие теоретической механики. Предметами его интереса в этой области были законы сложения скоростей и сложения сил, понятие нейтральной плоскости и положение центра тяжести при движении тела. Я считаю, что вклад Леонардо да Винчи в теоретическую механику может быть оценен в большей степени путем более внимательного изучения его рисунков, а не текстов рукописей и имеющихся в них математических выкладок.

К началу 21 века реализовано множество проектов, которые во времена Леонардо казались полной утопией. Изобретенный им винт лег в основу конструкции вертолета, деревянный двухколесный движущийся механизм стал прототипом велосипеда. Предтечей прожекторов и софитов послужил перспектограф Леонардо. Таким образом, исследования Леонардо да Винчи во многом опередили свое время. Во многих случаях ученым приходилось заново открывать то, что было уже открыто Леонардо.


V. Литература.

1. Анцелиович Е.С. Леонардо да Винчи: Элементы физики.. – М.: Учпедгиз, 1955. – с.87.

2. Волынский А.Л. Жезнь Леонардо да Винчи. – М.: Алгоритм, 1997. – 525 с.

3. Могилевский М.А. Оптика от Леонардо // Наука из первых рук. – 2006. - №5. – с. 30-37.

4. Никол Ч. Леонардо да Винчи. Полет разума / Пер. с англ. Т. Новиковой. – М.: Эксмо, 2006. – 768

5. Филиппов М.М. Леонардо да Винчи как художник, ученый и философ: Биографический очерк. –

СПб., 1892. – 88 с.

6. http://www.smr.ru/centre/win/artists/leonardo/biogr_leon.htm

7. http://library.thinkquest.org/13681/data/link3.htm

8. http://lenta.ru/news/2009/03/26/davinci/





Скачать 372,16 Kb.
оставить комментарий
Хомякова Г.С
Дата24.09.2011
Размер372,16 Kb.
ТипКонкурс, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

отлично
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх