История распространения мировых религий в Северном Казахстане во второй половине XIX начале XX вв. 07. 00. 02 Отечественная история (История Республики Казахстан) icon

История распространения мировых религий в Северном Казахстане во второй половине XIX начале XX вв. 07. 00. 02 Отечественная история (История Республики Казахстан)


Смотрите также:
Русское православие в Восточном Казахстане в XVIII xx вв. 07. 00...
Индустриальное развитие Казахстана во второй половине ХХ начале ХХ iвеков...
История краеведческого движения в Восточном Казахстане в ХХ веке 07. 00...
История становления и развития информационных процессов в современном Казахстане 07. 00...
Городские сословия и формирование социокультурной среды уездных городов среднего поволжья во...
И c торическое образование и наука в Казахстане (1920-1970 г г.) 07. 00...
Становление государственно-политической идеологии в Казахстане (1921-1925 гг.) 07. 00...
Хлыстовское движение в росссии во второй половине XIX начале XX века. 07. 00...
Эволюция мещанского сословия в системе социально экономических отношений нижнего поволжья во...
История немецкой диаспоры Центрального Казахстана в ХХ в. 07. 00...
Рабочая программа дисциплины история мировых религий наименование дисциплины...
Становление и судьбы идей по национальному вопросу в казахстане (1917-1991 гг...



Загрузка...
страницы:   1   2
скачать
УДК 94 (574.2).08/.084:2 На правах рукописи




НУРБАЕВ ЖАСЛАН ЕСЕЕВИЧ


История распространения мировых религий в Северном Казахстане

во второй половине XIX – начале XX вв.


07.00.02 – Отечественная история

(История Республики Казахстан)


Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата исторических наук


Республика Казахстан

Караганда, 2010


Работа выполнена на кафедре Отан тарихы Гуманитарно-социального факультета Костанайского государственного университета им. А. Байтурсынова


Научный руководитель: доктор исторических наук

Алтаев А.Ш.


Официальные оппоненты: доктор исторических наук

Козина В.В.

кандидат исторических наук

Сейпиева К.Р.


Ведущая организация: Казахский национальный

педагогический университет

им. Абая


Защита состоится: « 31 » марта 2010 г. в 14.00 часов на заседании диссертационного совета ОД 14.50.12 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора исторических наук при Карагандинском государственном университете им. Е.А. Букетова по адресу: 100028, г. Караганда, ул. Университетская, 28 (аудитория № 204 Главного корпуса КарГУ им. Е.А. Букетова).


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Карагандинского государственного университета им. Е.А. Букетова.


Автореферат разослан «____» __________ 2010 г.


Ученый секретарь

доктор исторических наук Т.А.Алимбаев

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Перед человечеством в качестве одной из основных задач на современном этапе встает вопрос формирования толерантных отношений между представителями многочисленных религий. Его решение предполагает объективное изучение истории и своеобразия каждой из конфессий. Необходимость научного рассмотрения проблемы межконфессиональных отношений диктуется современными процессами глобализации и одновременным стремлением этносов к сохранению своей культурно-исторической и религиозной самобытности.

На территории современного Казахстана в разные периоды его истории встречались и исповедовались самые разнообразные религиозные верования. Евразийская степь на протяжении многих веков являлась подлинной столбовой дорогой историко-культурных взаимодействий и контактов населяющих ее народов с различными вероисповеданиями.

Межконфессиональное согласие в Казахстане опирается, прежде всего, на христианство и ислам, так как именно ислам суннитского толка и христианство, в его трех направлениях – православие, католицизм, протестантизм (в основном лютеранство, баптизм, меннонизм и адвентизм) имеют давние традиции и богатый опыт участия в общественно-политической жизни государства, а также занимают лидирующее место по численности верующих в Казахстане. Их мирное сосуществование выступает гарантом стабильности нашей социальной и духовной жизни. Таким образом, Казахстан показывает миру свой опыт конструктивного межконфессионального диалога и религиозной терпимости между последователями мусульманства и христианства – самых крупных религий мира. Это приобретает еще большую актуальность на фоне мирового обострения конфликтов, основанных на религиозных противоречиях.

На базе этих традиций, благодаря инициативе Главы государства, Казахстан закономерно стал центром воплощения идей толерантности. На формирование межконфессионального согласия направлены как шаги в сфере внутренней политики, так и международные инициативы руководства страны. Особое место в ряду значимых общественно-политических и религиозных мероприятий занимают съезды лидеров мировых и традиционных религий 2003, 2006 и 2009 гг., необходимость проведения которых выражены в убеждении Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева: «…новое мироустройство немыслимо без высокой нравственности и духовности… Сегодня как никогда востребован нравственно-гуманистический императив религии» [1].

Сложность современной религиозной ситуации, разнообразные проблемы, возникающие в сфере взаимоотношений государства и религиозных объединений, требуют повышенного внимания государственных и местных органов власти к новым реалиям в религиозной сфере, дополнительных усилий и инициатив для достижения взаимного согласия и взаимопонимания. Поэтому актуальность приобретают региональные исследования, так как подобные работы способны шире и более детально раскрыть факторы и особенности возникновения, распространения и взаимоотношения конфессий друг с другом и государственными структурами.

Тема научного исследования актуальна также и потому, что еще какое-то время будут сказываться последствия колонизаторской политики царизма в духовной сфере казахского народа. Вследствие чего, в региональном аспекте необходим дифференцированный подход не только в языковой политике, но и в конфессиональной. Поэтому для современного этапа развития нашего государства значимыми становятся исследования государственно-конфессиональных и межконфессиональных процессов в регионах в прошлом, которые являются основополагающими в культурном и духовном развитии казахстанского общества.

^ Степень изученности проблемы. Рассматривая историографический корпус по изучаемой проблеме, исследования хронологически можно разделить на три основные группы – дореволюционную, советскую и современную.

Из дореволюционных авторов стоит подчеркнуть работы А.И. Левшина, Г. Кастанье, М.И. Красовского, Герн фон В.К., П.П. Румянцева и др.[2], в которых описывается двойственная особенность казахов в вероисповедании, представлявшая синкретизм элементов ислама и доисламских традиций.

Творчество двух выдающихся деятелей разных, сменяющих одну другой эпох - Ч.Ч. Валиханова и А.Н. Букейханова неоднозначно характеризует проблему религиозности казахов. Так, Ч. Валиханов полагал, что развитие ислама в казахских степях грозит разъединением народа в будущем. А. Букейханов же считал ислам одним из факторов национального самосознания казахского народа [3].

Исследователь Н. Чернавский оценивает государственную политику России в отношении ислама в Казахстане как заведомо невыгодную для государства и не отличающуюся продуманными действиями. Он считает, что, навязав казахам ислам (который, по его мнению, был фактически не развит в их среде), правительство еще более отдалило их от себя [4]. Чиновник Тургайского областного правления А.И. Добросмыслов обосновывает иную точку зрения. Он признавал у казахов развитие ислама и подчеркивал его особое влияние на этническое самосознание народа [5].

Большое историко-этнографическое и статистическое значение для нашей работы имеет фундаментальное исследование «Россия. Полное географическое описание нашего Отечества» под редакцией В.П. Семенова, где содержится характеристика конфессионального, этнического, сословного состава населения северных регионов страны и приграничных территорий в середине XIX – начале XX вв. [6].

Работы дореволюционных исследователей появились, во многом, в связи с необходимостью хозяйственного изучения окраин Российской империи. Они содержат материал о сырьевых ресурсах, природно-климатических условиях, хозяйстве и быте населения, в том числе и Северного Казахстана. Со второй половины XIX в. возникают исследования, в частности православных духовных служителей, миссионеров, которые базировались на новом векторе конфессиональной политики царизма, связанные с осуществлением духовной экспансии в Казахстане.

Советская историография в той или иной степени конфессиональные тенденции оценивала через призму атеистического мировоззрения. Среди работ советского периода выделяем труды С.Д. Асфендиярова, К.Б. Бейсембиева о миссионерско-колонизаторской деятельности России в национальных окраинах империи и об идейно-политических течениях конца XIX – начала XX вв., Н. Сабитова, Т. Тажибаева о развитии просвещения и педагогической мысли в Казахстане, Н.В. Алексеенко, Н.Б. Бекмахановой об особенностях формирования многонациональной структуры населения Северного Казахстана.

Таким образом, историография советского времени практически не разрабатывала вопросы конфессиональных взаимоотношений в региональном аспекте и не отводила мировым религиям сколько-нибудь положительного воздействия на быт и культуру народа Казахстана. В области межнациональных отношений упор был сделан на подчеркивание взаимовыгодного культурного и экономического сотрудничества.

За годы независимости отдельные аспекты конфессиональной политики Российского государства по отношению к Казахстану были затронуты в различных диссертационных, монографических, статейных и других публикациях отечественных авторов. Из работ, посвященных конфессиональной тематике, выделяется труд коллектива авторов под редакцией М.К. Козыбаева «Казахи: историко-этнографическое исследование», справочник «Религии Казахстана», написанный В.А. Ивановым в соавторстве с Я.Ф. Трофимовым, и хрестоматия «Религии в Казахстане» под редакцией А.И. Артемьева, С.Ю. Колчигина и И.Б. Цепковой [7].

Проблемы распространения ислама в Казахстане исследуют М.С. Орынбеков (генезис религиозности в Казахстане от тенгрианства до триумфа суннизма), Р.М. Мустафина (бытовой ислам в Южном Казахстане в конце XIX – XX вв.), Г.М. Раздыкова (религиозный синкретизм казахов). Вместе с этим наибольшей оценки, на наш взгляд, заслуживают труды Г.С. Султангалиевой и А.М. Нургалиевой [8]. Они характеризуются разнообразием использованного источникового материала и высокой научно-аргументационной обоснованностью. Идейным многообразием и применением различных методологических подходов отличаются работы И.В. Ерофеевой и З.Т. Садвокасовой [9]. И.В. Ерофеева в книге «Родословные казахских ханов и кожа XVIII-XIX вв.» выявляет роль привилегированного сословия кожа в распространении ислама среди казахов-кочевников. В монографии З.Т. Садвокасовой, посвященной духовной экспансии царизма в Казахстане в области образования и религии, проведена характеристика масштабов и результатов колонизаторской политики в духовной сфере казахского народа.

Распространение русской православной церкви (далее – РПЦ) в Казахстане и политика царского правительства по насаждению православия среди казахского народа является объектом изучения отечественных исследователей А.И. Артемьева и З.Е. Кабульдинова [10]. В ряду специальных исследований практический интерес представляют труды краеведов. Р. Тынчаров рассматривает историю строительства культовых исламских сооружений в г. Петропавловске, Я.К. Духин в проблеме конфессиональной истории Костанайской области большое внимание уделяет вопросам изучения православного храмового строительства.

История католицизма и протестантизма в Казахстане весьма слабо освещена в историческом аспекте. Отечественный исследователь католицизма Е.Г. Верижникова раскрывает историю возникновения католиков на территории Казахстана. В числе специальных научных работ по истории протестантизма в Казахстане следует выделить диссертационную работу А. Андрецова «История протестантских конфессий в Казахстане». Автор исследует вопросы возникновения общин, численность и территориальное размещения некоторых деноминаций протестантизма в период со второй половины XVIII - до 1917 г. Большой интерес представляют работы историков самих религиозных общин, так как их исследования основываются на свидетельствах верующих, бывших у истоков протестантизма в Казахстане. Особого внимания заслуживают работы некогда казахстанского, а ныне германского исследователя В. Дика по истории распространения общин баптистов и меннонитов в Казахстане.

Приоритеты в разработке государственно-конфессиональных и институциональных проблем христианства принадлежат российской исторической науке. Работы З.Н. Берковской, Л.Ю. Зайцевой, Б.К. Айтеновой анализируют в основном общие аспекты становления институтов РПЦ. Большое научно-теоретическое значение при изучении вопросов епархиального и церковного строительства в XIX – начале XX вв. имеют труды В.С. Боже, Л.И. Огородниковой, Н.И. Лебедевой, Е.Д. Королевой.

Вопросы истории католиков Казахстана и Западной Сибири поднимаются в научных публикациях российских исследователей - Я. Зюлека и Р.В. Опланской. В работах Вибе П.П. значительное место уделяется вопросам истории возникновения немецких протестантских групп в Западной Сибири и Казахстане (Степное генерал-губернаторство), анализу формирования государственной политики по отношению к немецким протестантским группам. В этой связи особую ценность представляет исследовательская деятельность Черказьяновой И.В., автора труда по истории становления менонитских, баптистских и лютеранских поселений в Западной Сибири и Казахстане, развития педагогики в немецкой дореволюционной школе [11].

Итак, исследователями проделана огромная работа, направленная на выявление общего инварианта истории религий в Казахстане и на изучение отдельных сторон государственно-конфессиональных и межконфессиональных отношений (в основном, между исламом и РПЦ). Несмотря на положительные результаты, проблемы конфессиональной политики, контактов христианства и ислама, только начинают приобретать значительный научный интерес. Проблема распространения мировых религий, история каждой из конфессий все еще остаются актуальными для Казахстана. Предстоит большая работа по проведению исследований на региональном уровне, которые позволят раскрыть новые своеобразные черты конфессиональной и имперской взаимосвязи в регионе.

Целью работы является комплексное исследование истории распространения мировых религий в Северном Казахстане во второй половине ХIХ – начале ХХ вв.

Поставленная цель определила задачи диссертационного исследования:

- предоставить общую историко-теоретическую характеристику мировых религий, их возникновение и распространение на территории Казахстана;

- охарактеризовать особенности формирования этно-конфессиональной структуры населения Северного Казахстана;

- выявить факторы и особенности распространения ислама на территории Северного Казахстана;

- исследовать процесс институционализации и усиление влияния РПЦ;

- рассмотреть особенности возникновения и распространения католической и протестантской конфессий;

- раскрыть генезис государственной политики в отношении ислама в изучаемый период;

- дать анализ миссионерской деятельности РПЦ;

- изучить политику, меры административного и методы правового регулирования местных органов власти по отношению к католическим и протестантским общинам Северного Казахстана.

^ Объектом исследования выступают мировые религии и их конфессии: ислам суннитского толка, РПЦ, католицизм, баптизм, лютеранство, меннонизм и адвентизм.

Предметом исследования являются особенности распространения мировых религий и их конфессий в Северном Казахстане, конфессиональная политика Российской империи (региональный аспект) по отношению к исламу, католицизму и протестантским группам, миссионерская деятельность РПЦ.

^ Хронологические рамки исследования охватывают период со второй половины XIX - начало XX вв. Выбор нижней границы обусловлен тем, что во второй половине XIX в. во-первых, ислам прочно утвердился в северных регионах Казахстана, проникнув во все сферы общественной и семейной жизни казахов, во-вторых, в результате массовых переселенческих волн на территории Северного Казахстана возникают и развиваются христианские конфессии. Верхняя граница исследования определена 1917 г., когда отношение к мировым религиям и их конфессиям строилось в совершенно иной политической и идеологической плоскости.

^ Географические рамки исследования охватывают регион Северного Казахстана, который на современном этапе составляют четыре области - Костанайская, Северо-Казахстанская, Павлодарская, Акмолинская. Однако современные границы этих областей не совпадают с административно-территориальным делением XIX - начала XX вв. В изучаемый период примерные границы проходили по Кустанайскому и Тургайскому уездам Тургайской области, Акмолинской области и Павлодарскому уезду Семипалатинской области, а также частично затрагивали смежные с Российской Федерацией территории, входившие в состав Степного генерал-губернаторства: Омский уезд Степного генерал-губернаторства, Оренбургский уезд Тургайской области.

^ Источниковую базу диссертационного исследования составили документы, представленные в казахстанских и российских архивах: Центрального государственного архива Республики Казахстан (ЦГА РК), Государственных архивов Омской (ГАОО РФ) и Оренбургской областей Российской Федерации (ГАОрО РФ), Государственных архивов Костанайской (ГАКО), Северо-Казахстанской (ГАСКО) и Павлодарской областей (ГАПО).

В целом, было выделено пять групп используемых источников: законодательные акты, делопроизводственные документы, статистические материалы, периодическая печать, источники личного происхождения.

К 1 группе относятся все нормативно-правовые документы, касающиеся конфессиональной политики Российской империи второй половины XIX – начала XX вв. Данную группу источников составляют законы, временные положения, постановления, указы и другие документы законодательного характера. Нормативно-правовые акты издавались в Полном собрании законов Российской империи, либо в отдельных сборниках, таких как «Сборник узаконений о киргизах степных областей» И.И. Крафта, «Сборник документов и статей по вопросу об образовании инородцев» и др. В архивных фондах нами были изучены выдержки из нормативно-правовых актов - «Временного положения об управлении в Уральской, Тургайской, Акмолинской и Семипалатинской областях» 1868 г., именного царского указа «Об укреплении начал веротерпимости» от 17 апреля 1905 г. и др., а также комментарии к ним, разъясняющие порядок их реализации на национальных окраинах империи.

Большой интерес представляют документы 2 группы. Архивные фонды епархиальных комитетов и областные фонды содержат значительное количество документов делопроизводственного характера государственных и общественных организаций:

1) Циркуляры и распоряжения департамента общих и духовных дел по вопросам учета и регистрации мусульман, католиков, протестантов и староверов, а также регламентации их деятельности, имеются отдельные дела об образовании общин.

2) Текущая, отчетная документация генерал-губернаторов, уездных начальников, крестьянских начальников, инспекторов народных училищ, представителей духовенства и др. Особую ценность представляют отчеты о деятельности Оренбургского епархиального комитета православного миссионерского общества за разные годы, противоисламской, противосектантской и противораскольнической миссии. Отдельного внимания заслуживают отчеты и рапорты по вопросам строительства мечетей, церквей и молитвенных домов.

3) Переписка, записки, дневники фиксировали личные впечатления современников, очевидцев и участников общественно и культурно значимых событий. Интерес вызывают переписки уездных начальников с губернаторами о постройках культовых сооружений, о количестве мечетей, молитвенных домов, мусульманских школ и мулл, о паломничестве мусульман, ведении метрических книг раскольников, а также «о вредной деятельности сектантов». Дневники - регулярные записи впечатлений, наблюдений и мыслей по поводу наиболее значимых событий жизни. Их особенность в точной передаче настроений и деталей эпохи. Большой интерес представляет дневник священника Георгиевской церкви г. Тургая за 1906 г. [12].

4) Одним из видов делопроизводственных документов мы выделили уставы общественных объединений. При анализе подобных учредительных документов выявляются цели, задачи и основные направления деятельности религиозных объединений, представленных в северном регионе в изучаемый период. Нами были изучены Уставы Мусульманского благотворительного общества г. Кустаная, Православного миссионерского и Римско-католического обществ [13].

3-я группа источников включает в себя статистический материал, которые были изучены в архивных фондах статистических комитетов северных областей Казахстана и отмечены рядом ценных документов, предоставляющих сведения о численности и территории размещения исламских и христианских конфессий, о сословном и вероисповедном составе населения. Важные статистические сведения по затронутой тематике заключены в обзорах Тургайской, Акмолинской и Семипалатинской областей за различные годы. Важнейшим источником явились материалы Всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года. Служители церкви также занимались статистико-описательной работой в епархиях. Справочные книги Омской епархии священников И. Голошубина и К. Скальского дают информацию об истории создания Омской епархии, о количестве станов, о численности православной паствы и т.д.

В диссертационном исследовании широко использована дореволюционная периодическая печать - это газеты: «Тургайские областные ведомости», «Оренбургские епархиальные ведомости», «Омские епархиальные ведомости», журналы «Сибирские вопросы» и «Православное обозрение».

Документы личного происхождения включают материалы личных фондов. В Северо-Казахстанском областном архиве был рассмотрен личный фонд М.И. Бенюха, представляющий собой весьма обширный материал по межконфессиональным взаимоотношениям в Петропавловском уезде [14].

Основной массив документов при написании диссертации был собран в ЦГА РК, который охватил следующие фонды: 25 - Тургайское областное правление, 369 - Акмолинское областное правление, 15 - Семипалатинское областное правление, 64 - Канцелярия Степного генерал-губернатора, 583 - Петропавловское уездное управление, 393 - Акмолинский областной статистический комитет (1869-1918 гг.), 318 - Тургайский областной статистический комитет (1899-1910 гг.), 460 - Семипалатинский областной статистический комитет (1897-1911 гг.).

Из российских архивов в данном исследовании использованы документы ГАОО из фонда 16 - Омская духовная консистория, 3 – Главное управление Западной Сибири и ГАОрО из фондов - 3 Оренбургская губернская канцелярия, 4 Областное правление оренбургскими киргизами МВД, 6 Канцелярия Оренбургского генерал-губернатора, 175 Оренбургский епархиальный комитет православного миссионерского общества.

В ЦГА РК были изучены документы фондов, включающие в единицы хранения материалы по одной церкви или собору. Одним из таких фондов является 588 – Петропавловская вознесенская церковь Омской епархии г. Петропавловска Акмолинской области. В местных архивах северных областей республики отсутствуют фонды дореволюционного времени. Однако нам удалось найти материалы храмового строительства городов Костаная, Петропавловска и Павлодара в документах более позднего времени. Это фонды государственных архивов: 237 – Костанайской, 16 – Северо-Казахстанской и 12, 17, 844, 869 – Павлодарской областей.

Характеризуя комплекс источников, использованных в исследовании, хотелось бы отметить его разноплановость. Основной массив используемых нами источников вводится в научный оборот впервые. Совокупность выявленных и уже введенных ранее в научный оборот исторических источников, на наш взгляд позволяет создать основу для концептуально и тематически цельного научного анализа истории распространения мировых религий в Северном Казахстане во второй половине XIX – начале XX вв.

^ Методологической основой исследования является принцип историзма, базирующийся на осознании непрерывной связи, существующий между прошлым, настоящим и будущим, требующий выявления и анализа максимально полного набора фактов, необходимых для решения конкретной исторической задачи в его конкретно-исторической обусловленности и развитии. Поэтому в исследовании использовался системный подход к изучению архивных и статистических источников, отражающих многозначность различных аспектов истории распространения мировых религий и их конфессий в Северном Казахстане. В диссертации применяется метод анализа диалектической взаимосвязи межэтнических и межконфессиональных отношений. Помимо общенаучных методов исследования в работе были использованы частнонаучные методы: историко-генетический, историко-сравнительный и метод периодизации.

^ Научная новизна работы состоит в следующем:

1. Впервые исследуются проблемы распространения мировых религий и их конфессий в региональном аспекте. Вводятся в научный оборот новые архивные документы, характеризующие особенности возникновения и распространения христианства и ислама в Северном Казахстане. Выявляются особенности формирования во второй половине XIX - начале XX вв. поликонфессионального состава населения, проявляющиеся в отождествлении населением этнического и религиозного компонента, активном переселенческом движении и миссионерской деятельности.

2. Выявлены и представлены факторы и особенности распространения ислама в Северном Казахстане. Сделан вывод, что ислам в северном регионе имеет давние традиции и казахское население полностью находилось в сфере его влияния, а в XIX - начале XX вв. шел процесс становления институтов ислама.

3. В работе впервые представлен анализ причин и факторов институционального структурирования РПЦ, ее распространения и усиления влияния на общественную жизнь Северного Казахстана.

4. На основании указанных источников представляются новыми сведения о возникновении первых католических и протестантских общин, их численности и географическом расселении на территории Северного Казахстана.

5. На конкретном архивном материале обоснован факт религиозного притеснения ислама, ограничения его конфессиональных институтов, как со стороны метрополии, так и РПЦ. Показана религиозно-просветительская работа служителей ислама, объективно противостоявшая проводимой Россией имперской политике и способствовавшая сохранению национальной культуры казахов.

6. Использованные источники позволили рассмотреть и такой незатронутый ранее вопрос, как построение взаимоотношений доминирующей, государственной православной церкви с исламом, католицизмом и протестантизмом. Дана всесторонняя характеристика деятельности РПЦ в Северном Казахстане, показана ее роль в осуществлении политики христианизации.

7. Впервые в предметной области исследования выступают взаимоотношения местной административной власти с католическими и протестантскими конфессиями, которые в своем развитии прошли четыре этапа, обусловленные их появлением, легализацией общин, быстрым ростом, следствием чего стало применение государственных мер, направленных на притеснение данных конфессий в северных регионах Казахстана.

^ Положения, выносимые на защиту:

1. Интенсивность миграционных процессов в конце XIX - начале XX вв. привело к формированию крупных этнических диаспор на территории Северного Казахстана. На базе различного источникового материала (статистического, архивного) выявлена общность этнического и религиозного факторов. Мусульманские общины по этническому составу были представлены как казахами, так и другими тюркскими народами края. Различные течения христианства были представлены главным образом иммигрантами: русские, украинцы и белорусы в основном являлись православными (в том числе, единоверцами и старообрядцами), поляки, часть немцев - последователями римско-католического вероисповедания, немцы, небольшие группы латышей, литовцев, эстонцев, а также славянских групп - протестантами.

2. На основе сравнительного анализа представлена реальная картина религиозной идентичности казахского народа. Тезис о том, что казахи были индифферентны к вопросам религии подвергается сомнению, т.к. миссионерам и чиновникам колониальной администрации были доступ­ны внешние проявления религиозной жизни казахов, и их рассуждения о якобы невежестве казахов в отноше­нии основ ислама не опирались на серьезное знание действительности. Некоторые из них использовали данное положение для реализации миссионерских целей. Однако положение дел быстро изменялось. Пози­ции ислама из года в год становились более прочными благодаря просветительской деятельности мулл (среднеазиатских, татарских и из своей среды), распространению широкой сети мусульманских школ и активной общественно-политической деятельности исламского духовенства.

3. Всесторонне рассмотрены и проанализированы ряд социально-экономических и религиозных факторов и причин, которые повлияли на переселение христианских групп и общин. Возникновение христианских религиозных групп в Северном Казахстане начинается практически сразу после присоединения к Российской империи. Но основная часть христиан на территории края появляется с началом массовой крестьянской колонизации во второй половине ХIХ - начале ХХ вв. Данное обстоятельство обусловило процесс институционализации РПЦ и предопределило миссионерскую деятельность в крае.

4. Процесс оформления католических и протестантских общин в Северном Казахстане начинается с конца XVIII - начала ХIХ вв., для которого характерен приток на русскую службу большого числа иностранцев. Помимо этого выделяются три категории: политические ссыльные (участники польских восстаний 1830-1831 и 1863-1864 гг.), добровольные переселенцы (крестьянская колонизация восточных окраин империи) и беженцы (католики и протестанты, которые стали жертвами Первой мировой войны). Освещается тайная миссионерская и педагогическая деятельность католических и протестантских духовных наставников, строительство первых культовых сооружений и учреждений начального обучения.

5. Показана позиция ислама в общественной жизни казахского народа на территории Северного Казахстана. В условиях активизации колонизации края, особенно в духовной сфере, ислам выступает как сдерживающий и противодействующий фактор политики христианизации и русификации. На основе анализа фактических материалов раскрывается негативное отношение колониальной администрации к мусульманскому духовенству, учебным заведениям, совершению хаджа и другим институтам ислама, рассматривающих их как определенное препятствие в проведении колонизаторской политики в Казахстане.

6. Наиболее важным в построении государственной политики, как на общеимперском, так и на местном уровне было влияние и позиция православной церкви. Всесторонне освещается роль РПЦ в осуществлении колониальной политики царизма в Северном Казахстане. Показаны различные направления миссионерской политики - крещение казахов, привлечение их на свою сторону посредством раздачи чинов, наград и земельных наделов, всяческое притеснение исламских, католических и протестантских общин, пропаганда и насаждение православия, разъезды миссионеров с проповедью по заимкам и казахским аулам, повсеместное распространение христианских книг. На основе анализа документальных материалов продемонстрированы как процесс практического воплощения указанной системы мер по привлечению населения Казахстана в лоно православия, так и сопротивление казахов действиям колониальной администрации.

7. На основе документальных материалов охарактеризована государственная политика в отношении католических и протестантских религиозных групп, которая варьировалась от крайнего неприятия и политики сдерживания и запретов до полного безразличия, а иногда и поддержки в рамках действующего законодательства. Помимо этого, политика государственного аппарата была не однозначна в отношении отдельных групп, когда зачастую в качестве важного момента выступал этнический фактор.

^ Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы диссертации могут послужить основой для общих и специальных работ, посвященных истории распространения мировых религий и их конфессий, представленных в Казахстане. Выводы диссертации могут использоваться государственными организациями при решении межконфессиональных и межэтнических проблем в административно-территориальном образовании, либо в регионе в целом. Работа представляет определенный интерес для религиозных деятелей ислама, христианства и других вероисповеданий.

^ Апробация работы. Основные положения и результаты диссертационного исследования нашли свое отражение в 14 публикациях, среди которых 4 - в журналах, рекомендованных ККСОН МОН РК, а также 10 статей - в материалах научных и научно-практических конференций международного и республиканского уровней.

^ Структура работы. Диссертация состоит из словаря определений, обозначений и сокращений, введения, 3 разделов, выводов, списка использованных источников и приложений.

^ ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Во введении диссертационной работы отражены актуальность, степень изученности проблемы, обозначены цель и задачи, объект, предмет, хронологические и территориальные рамки исследования, проанализирована источниковая база, определены методология работы, научная новизна и положения, выносимые на защиту, практическая значимость и апробация работы.

Раздел первый – «^ Историко-теоретический аспект проблемы» объединяет два подраздела. В первом подразделе «Понятия и категории исследования. Проблема распространения христианства и ислама в Казахстане» дается общая характеристика понятийно-категориального аппарата, который основывается на анализе истории возникновения и распространения мировых религий, характеристики их основных направлений, групп и деноминаций, представленных в Казахстане.

Территория современного Казахстана на протяжении многих веков являлась центром историко-культурных взаимодействий и контактов населяющих ее народов с различными вероисповеданиями, предопределивших появление и активное распространение здесь мировых религий. В древний и средневековый периоды истории Казахстана распространение получают буддизм, христианство несторианского толка, а затем ислам. С централизацией государственной власти и с проникновением ислама наблюдается постепенное формирование этнического и религиозного единства, происходит вытеснение буддизма и христианства.

В ХVI-ХIХ вв. казахи официально считались мусульманами-суннитами ханафитского мазхаба, характеризующиеся терпимостью к инакомыслящим и использованием местного обычного права. Как в домонгольскую, так и в последующие эпохи тюрки-кочевники легче принимали исламское вероучение не в его «официальной» интерпретации, а в суфийской форме, сочетавшей в себе нормы ислама с доисламскими религиозными традициями, проявлявшихся во всех сферах народной жизни. Ислам оказал непосредственное влияние на родоплеменное деление. Оно сказалось в том, что образовалось особое внутриэтническое подразделение «кожа», выполнявшее социальную функцию хранителей высших морально-этических ценностей и духовной культуры.

Православие объединяет 15 автокефальных церквей. Русская православная церковь была образована в конце X в. Распространение РПЦ в Казахстане шло постепенно, по мере административного и хозяйственно-экономического освоения Степного края, где наряду с военными форпостами постепенно образовывались казачьи станицы и крестьянские поселения. В приграничных крепостях и новообразованных поселениях стали учреждаться и новые приходы, составляться приходские причты, возводиться храмы. Старообрядчество было распространено в основном на Урале и Рудном Алтае; в Северном Казахстане большая их часть проживала в Петропавловском и Кустанайском уездах.

Первые проявления самой централизованной разновидности христианства - католицизма на территории Казахстана датируются ХIII веком, а появление католических общин объясняется миграцией поляков в Казахстан и массовым переселением католиков-немцев и латышей из европейской части России в XIX – начале XX в.

Протестантизм представляет собой весьма разветвленное религиозное направление, состоящее из десятков конфессий и течений. В дореволюционном Казахстане протестантизм был представлен четырьмя конфессиями - лютеранством, баптизмом, меннонитством и адвентизмом.

Во втором подразделе «Особенности формирования этно-конфессиональной структуры населения Северного Казахстана» рассматриваются проблемы отождествления населением своей конфессиональной принадлежности с этнической. И христианство, и ислам являются религиями мировыми, всеобщими, адресованными каждому человеку вне зависимости от его национальной принадлежности. Но исторически и геополитически сложилось так, что эти религии имеют свой ареал распространения.

Каждому отдельному государству и конкретному региону присущи пространственные особенности формирования и развития современного состава населения и населенных мест. Они определяются социальными, экономическими, политическими и природными условиями, оказывающими совокупное воздействие на характер расселения населения. Расселение населения включает его размещение, функциональные территориальные связи населенных мест и миграции населения. Интенсивность миграционных процессов в наибольшей мере зависит от двух факторов – экономического, обусловленного различиями в условиях жизни людей, и политического, связанного с реформистским курсом государства. Эти два фактора являются ведущими и в отношении миграционных изменений в Казахстане – отмена крепостного права в России привело к обезземеливанию крестьян, следствием чего стала переселенческая политика. Во второй половине XIX – начале XX вв. царское правительство попыталось разрешить сложившиеся аграрные противоречия за счет государственного стимулирования переселений крестьян из заселенных юго-западных и центральных губерний на юго-восточные окраины империи. Отметим одну особенность:

- потоки переселенцев были неравномерны и большей частью были направлены в северные регионы Казахстана, климатические условия в которых были сходны с пограничными территориями России и были наиболее пригодны для земледелия. Увеличение численности населения было достигнуто в большей степени в результате механического прироста за счет переселенцев;

- в период со второй половины XIX – начала XX вв. на территории Казахстана сформировалась полиэтническая структура населения, сложились крупные диаспоры европейских и азиатских народов, имевших достаточно четкую локализацию, тенденцию высокого прироста и отличавшихся значительной миграционной мобильностью.

Таким образом, демографические изменения и сложение полиэтнического состава населения предопределили формирование на территории Северного Казахстана многоконфессиональной общественной структуры.

Раздел второй – «Особенности распространения мировых религий в Северном Казахстане во второй половине XIX – начале XX вв.» объединяет три подраздела.

В первом подразделе «Факторы и особенности распространения ислама в Северном Казахстане» анализируется и выявляется специфика распространения ислама в Северном Казахстане во второй половине XIX – начале XX вв.

Главной особенностью, на наш взгляд, будет являться то, что ислам распространялся в Казахстане неравномерно, и сила его влияния на традиционный образ жизни казахов была далеко не одинаковой в разных районах Казахстана. В формировании и воспроизводстве религиозной идентичности казахов значимыми являются региональные отличия. Речь идет о более сильных корнях и о более «густом» функционировании ислама в южной части Казахстана, где помимо концентрации казахского населения локализовались узбеки, уйгуры, дунгане, являющиеся более исламизированными народами. В то время как в северной части республики ислам не носил столь «организованный» характер. Именно в период со второй половины XIX – начала XX вв. в Северном Казахстане происходит бурный процесс становления институтов ислама: увеличивается количество мулл, особенно из своей среды, строятся мечети, открываются мектебы и медресе, растет количество обращений совершить хадж. Все это было связано с процессом развития казахской этнической, религиозной идентичности.

Данному процессу содействовали различные факторы и одна из них - изменчивая политика царского правительства по отношению к исламу в Казахстане. До середины XIX в. производилось насаждение ислама через российские государственные институты, после чего ее сменила доктрина «сдерживания» ислама.

Через анализ различных мнений, оценок и суждений как современных казахстанских (Р.М. Мустафина, Г.М. Раздыкова), так и дореволюционных российских (Л. Мейер, Г. Кастанье, А.Е. Алекторов), европейских (Ф.-А. Геллер фон Хелльвальд) и американских (Скайлер) исследователей выявлена степень религиозной идентификации коренного населения региона. Ряд исследователей (А. Левшин, М.И. Красовский, Ф.-А. Геллер фон Хелльвальд) считали, что ислам у казахов укоренился не так крепко как у других мусульманских народов. А.И. Добросмыслов доказывал, что казахов вправе признать строгими магометанами [5, с.171]. Но все они отмечали двойственную особенность казахов в вероисповедании, представлявшая по существу синкретизм элемента ислама и доисламских традиций.

Следующей особенностью и фактором распространения ислама является активная деятельность мулл, которых царская администрация считала главными проводниками этой религии в степи. Происхождение мулл имеют следующие три историко-хронологических характеристик: прежде духовное сословие составляли хаджи и муллы из Средней Азии. Позже духовными руководителями (муллами) были татары. В конце XIX – начале XX вв. мулл в основном назначали из своей среды [6, с.220]. Особо выделяем деятельность татарских мулл, в основном казанских, с которыми связано и развитие мусульманского образования, и строительство мечетей и молитвенных домов, и соответственно, более основательное приобщение казахов к исламу.

Особенностью духовной жизни казахского общества конца XIX – начала XX вв. стал небывалый рост популярности мусульманской религии, игравшей существенную роль в общественной жизни края, и перед надвигающейся угрозой потери последних составляющих национальной идентичности (языка, культуры, религии). Недаром Л. Мейер подчеркивал, что казахи становились более требовательными относительно религиозных обрядов и вопросов, пока они не приходили в соприкосновение с другой культурой, цивилизацией, т.е. пока на него не действовали внешние обстоятельства [15]. Под внешними обстоятельствами мы понимаем колонизаторскую политику Российской империи в Казахстане.

Во втором подразделе «Процесс институционализации и усиление влияния русской православной церкви» исследуется переселенческая политика Российской империи на территории Северного Казахстана, которая способствовала тому, что в конце XIX - начале XX вв. православие в Казахстане получило широкое распространение.

Особенностью институционального развития можно считать то, что православное население на территории Северного Казахстана управлялось двумя епархиями – Оренбургской и Омской. По мере увеличения притока переселенцев славянской национальности сеть епархиальных структур, приходов и церквей увеличивалась, разветвлялась, что приводило к дроблению епархий.

Ближайшими поводами к учреждению епархий послужили следующие причины: край этот заключал в своих пределах многочисленный инородческий и иноверный элемент, превосходивший в то время численность православного населения, что могло плохо сказаться на их религиозных чувствах. В то же время, именно наличие такого окружения, предопределило развитие в крае миссионерского дела [4, с.211].

Миграция населения постоянно актуализировала церковное строительство. Переселенцы, будучи носителями социокультурного опыта прежней родины, усваивали особенности новых мест жизни. В подавляющем большинстве церкви строились на средства, собранные прихожанами, а также устраивали сбор добровольных пожертвований по всей империи. Большую помощь в возведении храмов оказывали предприниматели, общественные деятели, городское управление [16]. Строительство храмов шло также и на средства фонда имени Императора Александра III [17]. Наблюдается достаточное государственное финансирование РПЦ. Церковному и монастырскому строительству придавалось, большей частью, миссионерское значение.

В третьем подразделе «Возникновение и распространение католической и протестантской конфессий» рассматривается значительная группа населения Северного Казахстана дореволюционного периода - католики и протестанты, принадлежащие к представителям европейских народов, в основном к немцам, полякам и славянам, были также небольшие группы финнов, чехов, эстонцев, литовцев, латышей.

Для XVIII – начала XIX вв. характерен приток на русскую службу большого числа иностранцев (в том числе католиков и протестантов), которые размещались в укреплениях Сибирских линий. История католической и протестантской церквей в Северном Казахстане продолжилась процессом формирования польского и немецкого населения Северного Казахстана в конце ХIХ - начале ХХ вв., который во многом был связан с крестьянской колонизацией восточных окраин империи. Сначала потоки переселенцев католического и протестантского вероисповедания направились в города, но в начале ХХ в. происходит заселение и сельской местности. Их присутствие на территории Северного Казахстана характеризуется неравномерностью, дисперсностью расселения, проживали они компактно, создавая несколько селений, которые находились недалеко друг от друга, чаще всего в одной волости. Значительное число изучаемых конфессиональных групп проживало в Кустанайском уезде Тургайской области, Петропавловском уезде Акмолинской области и Павлодарском уезде Семипалатинской области.

Строительство церквей, молитвенных домов наблюдается в начале ХХ века, однако известно о существовании католического храма в г. Кустанае в конце ХIХ в. Открытие немецких конфессиональных школ на территории Северного Казахстана происходило в 1909 – 1911 гг. [11, с.130]. У католиков и протестантов, проживавших в Степном генерал-губернаторстве, были самые высокие показатели удельного веса грамотных в составе дореволюционного населения Казахстана - 50 % (57% у мужчин и 43% у женщин) и 58,2 % (61,1% у мужчин и 55,4% у женщин) соответственно [18, с.49]. Евангелизация среди славян католиками, лютеранами и меннонитами почти не велась, активно прозелитизм осуществлялся баптистами [19].

Как и в других регионах, инославные религиозные группы подвергались гонениям и давлению со стороны православного населения и местной власти. Это наблюдалось в момент их распространения, а особенно в период начала Первой мировой войны – происходили резкие колебания количества католического и протестантского населения. Возможно, это связано с миграционными процессами, их выездом за пределы Казахстана, но смеем предположить, что антинемецкие настроения могли вызвать и то, что они скрывали свое происхождение и религиозную принадлежность.

Третий раздел «Государственная политика и миссионерская деятельность в Северном Казахстане во второй половине XIX - начале XX вв.» объединяет три подраздела.

В первом подразделе «Система политико-правового регулирования состояния ислама в Северном Казахстане», пытаясь рассмотреть комплексное влияние российской конфессиональной политики, мы пришли к выводу, что она не имела однородного проявления, как в региональном, так и во временном измерениях. Ее особенности в Северном Казахстане можно разделить на несколько этапов:

  1. До 1867 г. Этот этап характеризуется попыткой правительства через ислам контролировать общественную и политическую жизнь населения Северного Казахстана. Мусульманство получает официальный статус в Казахстане, принимаются законы, направленные на распространение ислама в степи, создается Оренбургское магометанское духовное собрание (далее - ОМДС). С 1824 г. усиливается контроль государства за состоянием ислама в Северном Казахстане. Необходимость развития российского капитализма вширь приводит к наплыву в Казахстан татарских, башкирских этносов, занимающихся торговой, ремесленной и земледельческой деятельностью. В этот период сохраняются многие традиционные общественные институты в области права, религии, образования.

  2. 1867-1868 гг. - 1900 гг. Происходит административная и нормативно-
    правовая унификация края. Поэтому складываются условия для
    культурно-языковой русификации региона, проводится активная
    миссионерская деятельность. Расширяется система государственного
    вмешательства в общественную и духовную жизнь мусульман Северного Казахстана. Они выводятся из-под юрисдикции ОМДС, большие полномочия получает генерал-губернатор. Он приобретает право самолично контролировать назначение мулл в казахскую степь, открытие мечетей и др.

В сфере народного образования правительство пыталось противопоставить мектебам и медресе русско-казахские школы и подготовить из местного населения чиновников – проводников колониальной политики. Численно эти школы значительно уступали мусульманским, не могли конкурировать с традиционными школами. Попытки вмешательства во внутреннюю жизнь мусульманских школ через требование использования книг, прошедших цензуру, и допущение только русскоподданных преподавателей из местного населения были безрезультатными [3, с.32; 6, с.172]. Российская империя пыталась взять под контроль паломничество в святые места мусульман. Однако правительству удалось лишь относительно урегулировать вопрос с паспортным режимом и вести негласное наблюдение за деятельностью людей, совершивших хадж [20].

  1. 1900 – 1917 гг. На рубеже веков наступает кризис сложившейся системы управления духовными делами «иностранных» конфессий. Кризис нашел свое выражение в участившихся фактах волнений и беспорядков на религиозной почве, росте национально-освободительных движений на «окраинах» им­перии. Это заставило правительственные круги принять ряд нормативных актов о свободе вероисповедания. Подъем национально-религиозного и культурного движе­ния в «инородческих» регионах империи сделали обществен­ное мнение важным фактором политической жизни.

В результате усиления колониального господства царской России в Казахстане нарастали и усиливались недовольства местного населения, особенно духовных служителей (мулл, ишанов, казы), как наиболее грамотной, сознательной его части. Они открыто, смело выступали против российского колониализма, призывали народ освободиться от колонизаторов, чтобы сохранить и развивать ислам, национальную культуру, язык. Они создавали подпольные организации, сочиняли письма (прокламации), стремились связаться с влиятельными людьми, активное участие принимали в мусульманском политическом движении [21]. В этом движении активно проявляла себя и казахская национальная интеллигенция, возглавившая национально-освободительную борьбу казахского народа за свободу и независимость.

Во втором подразделе «Миссионерская деятельность русской православной церкви» анализируется политика христианизации казахского населения и противоисламская, противораскольническая и противосектантская деятельность РПЦ на территории Северного Казахстана, которая прошла в своем развитии несколько этапов:

1. Конец XVIII – середина 70-х гг. ХIX вв. - период становления и апробации методов борьбы с инославными конфессиями. Специально организованной миссии и подготовленных миссионерских кадров в регионе не существовало.

2. 1875–1904 гг. - в условиях возросшей активности миссионерской деятельности отмечалось преобладание идейных форм воздействия на религиозное сознание населения Северного Казахстана: учреждение станов, церковно-приходских школ, строительство православных храмов и церквей, проведение богослужебных собеседований. При этом не исключалось использование репрессивно-ограничительных мер.

3. 1905–1917 гг. - после принятия нормативных актов об укреплении начал веротерпимости происходит формирование государственной политики в отношении христианства и ислама, декларирующих религиозную свободу. Однако при теоретическом даровании свободы, продолжал действовать строгий запрет на распространение своих убеждений; только православная церковь имела право содействовать переходу последователей других религий в православие. Революция заставила сменить политический курс во многих областях государственной жизни, в том числе и в сфере государственно-церковных отношений.

В Российской империи миссионерская деятельность была исключительной прерогативой РПЦ. Данная деятельность направлялась государством, которое ставило перед церковью определенные задачи в рамках своей внутренней политики. Православный прозелитизм в Северном Казахстане основывался на деятельности миссионеров, миссионерских школ, мужских и женских монастырей, которые принимали новокрещенных послушников и послушниц и приучали их к христианской вере. Приемы и методы воздействия на сознание казахов, с целью отказа их от мусульманской веры и перехода в православие, были различны. На начальном этапе прибегали к материальным поощрениям (пособие из казны, некоторые налоговые льготы), выделялись специальные земли (20 десятин на душу) [22]. Для того чтобы активизировать процесс перехода кочевников-казахов в православие и к оседлому образу жизни, селения делали смешанными из русских православных христиан переселенцев и новокрещенных казахов [23]. Но результаты миссионерской деятельности не соответствовали поставленным целям. Отдельные миссионерские учреждения к концу отчетного года приходили ни с чем. Пытаясь как-то спасти положение, православные проповедники привлекали к обряду крещения больных, заключенных или людей, склонных к алкоголизму. Но увеличение числа новокрещенных таким путем свидетельствует о неэффективности других методов и направлений миссионерской деятельности.

В третьем подразделе «Государственная политика в отношении католических и протестантских церквей» освещаются вопросы взаимоотношения центральной, местной административной власти с католическими и протестантскими конфессиями, которые делятся на следующие периоды:

1. Середина XIX в. – до 1905 г. - характеризуется появлением первых католических и протестантских переселенцев в Северном Казахстане, особенностями и трудностями основания ими поселений, неоднозначным отношением к ним местной власти.

2. 1905 – 1910 гг. Данный этап является качественно новым периодом, характеризовавшимся резким ростом протестантских общин и кардинально изменившимися законодательными положениями при сохранении сложившихся практических устоев построения государственной политики в отношении католических и протестантских церквей. При всей закостенелости государственного бюрократического аппарата, новые законы не могли не изменить государственной политики и привели к легализации общин, находившихся под запретом и ограничивающиеся циркулярами.

3. 1910 – 1914 гг. На данном этапе наблюдается рост протестантских церквей, беспокоившее православное духовенство, которое в свою очередь по данным ему полномочиям, требовало от государственных органов решительных действий по ограждению его интересов. В государственном аппарате по ряду причин и факторов формируется новая (после принятия законов о веротерпимости) система взглядов на «сектантские» общины, которые подразумевали принятие ограничивающих мер против протестантских церквей на территории всей империи.

4. 1914 – 1917 гг. Этот период является самым сложным для католиков-немцев и протестантов-немцев (также групп католиков и протестантов славянского и неславянского происхождения). Первая мировая война дала толчок началу активной борьбы с «немецким засильем» [24] - теория, усиленно насаждавшаяся и ранее шовинистическими кругами, в годы войны была подкреплена государственными мерами, направленными на притеснение данной диаспоры, что отрицательно повлияло на экономическое состояние и политические настроения немецких переселенцев в Казахстане.

Во взаимоотношениях местной царской администрации и католических, протестантских групп преобладали тенденции, противоречащие общеимперской политике - зачастую происходили случаи откровенного неподчинения сотрудниками исполнительных органов общепринятым в империи законам, вследствие отдаленности от центральных органов власти и их относительно слабого контроля. Важно отметить также, что, несмотря на запреты и циркуляры, на территорию Северного Казахстана вплоть до 1917 г. продолжали прибывать новые группы католиков и протестантов, продолжался их бурный численный рост, особенно баптизма, благодаря привлечению адептов из числа православных и высокой миссионерской активности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании представленного в диссертационной работе материала необходимо сделать следующие выводы:

  1. Распространение мировых религий в Казахстане является следствием глубоких интеграционных процессов. Христианство и ислам весьма быстро внедрились на религиозное пространство дореволюционного Казахстана, заложив основы существования современных конфессий, представленных в республике.

  2. В период со второй половины XIX – начала XX вв. происходит бурный миграционный процесс и формирование поликультурной этнической мозаики, которые обусловили развитие в Северном Казахстане поликонфессионального состава населения, где основные религиозные группы были представлены мусульманами (в основном казахи, татары), православными христианами (русские, украинцы), лютеранами (немцы-дворяне и основная часть немецких крестьян), католиками (поляки и часть немцев), баптистами (переселенцы, вследствие активного распространения своего вероучения), меннонитами и адвентистами (состоящих исключительно из немцев).

  3. Ислам на территории Северного Казахстана характеризовался значительным своеобразием, связанным с длительным его распространением, в результате чего он вобрал в себя доисламские обряды, канонизировал их, закрепил в сознании народа. Вследствие дальнейшего духовного закабаления с особой силой проявились интегрирующие и защитные функции ислама, как одного из важнейших компонентов национально-культурной жизни казахского социума, несмотря на то, что унаследованный казахами синкретизм исламской веры так и не был преодолен. Таким образом, ислам стал ключевым фактором в сохранении этноконфессиональной идентичности, развитии культуры и национального возрождения казахов.

  4. Институциональное структурирование и усиление влияния РПЦ на территории Северного Казахстана было следствием следующих причин: увеличением численности православного населения края и, соответственно, необходимостью поддержания их нравственно-религиозного состояния, а также активной миссионерской политикой в отношении коренного населения.

  5. Процесс оформления католических и протестантских общин на территории Северного Казахстана начинается с XVIII в., а их активное переселение на территорию края приходится на конец ХIХ – начало ХХ вв. Приходы и общины католиков, протестантских групп и деноминаций оформляются в начале ХХ в., а во втором десятилетии ХХ в. появляются первые духовные наставники. С началом формирования католического и протестантского населения стали появляться и первые формы начального обучения детей.

  6. Российское правительство не имело четко разработанной политики по отношению к исламу и характеризовалось изменчивостью - от стремления искоренения ислама к приданию статуса официально терпимой религии и использования его в осуществлении своей политики. Во второй половине XIX в. были приняты меры, препятствующие деятельности институтов ислама: мулла должен быть из казахов, владеть русским разговорным языком; при медресе должен быть открыт русский класс или преподавание русского языка; литература должна использоваться только прошедшая цензуру. Запретительные и ограничительные меры правительства имели обратный желаемому результат. К концу XIX в. заметно возросло религиозное сознание казахов, выразившееся в желании глубже знать свою веру, иметь свой муфтиат, иметь муллу в каждом ауле, проявилось оно и в росте числа совершающих паломничество. Эти желания стали оформляться в требования, которые уже в начале XX в. вылились в петиционную кампанию, получили обсуждение на мусульманских съездах, на заседаниях Госдумы. В начале XX в. вследствие принятия законодательных актов, заложивших основы веротерпимости, прослеживается обратная тенденция перехода крещеных казахов из православия в ислам.

  7. Миссионерскую деятельность в Северном Казахстане можно охарактеризовать как малоуспешную, так как число крещеных казахов и возвратившихся в лоно церкви не увеличилось по сравнению с тем периодом, когда миссионерская работа вообще не велась. Это объясняется следующими причинами: в начале ХХ в. сокращается финансирование на миссионерскую деятельность, государство прекращает оказывать материальную помощь новокрещенным; противодействие родственников, либо соплеменников переходу казахов в христианскую веру; нехватка высококвалифицированных кадров, отсюда, плохая постановка миссионерской деятельности; некоторое высокомерное обращение русского населения к новокрещенным степнякам; особенную враждебность к русским, православным возбуждали правонарушения, совершение посягательств на жизнь и собственность казахского населения. В конце ХIХ в. в Казахстане заметно усиливается влияние ислама, что в значительной степени затрудняет пропаганду христианства.

  8. По вопросам формирования государственной политики в отношении католических и протестантских церквей необходимо выделить, что становление и развитие католических и протестантских общин зависело от формирования государственной политики как в целом по империи, на территории Казахстана, так и в регионах. Политика Российской империи по отношению к католикам и протестантам на местах не редко формировалась от позиции того или иного чиновника. Это приводило к тому, что со сменой руководства в той или иной административной единице происходила также смена политического курса в отношении католических и протестантских групп. Особо сложным положением католических и протестантских церквей как немецкого, так и славянского происхождения было в период Первой мировой войны.

На основании всего выше изложенного, резюмируем: историческая ретроспектива показывает, что не просто и неоднозначно складывались отношения между приверженцами ислама и христианства, но с полной уверенностью можно констатировать – их взаимоотношения основывались на принципах мирного сосуществования, терпимости и согласия. Сейчас важно сделать анализ ошибок и перегибов, а также выявить положительные моменты конфессиональных взаимоотношений прошлого. Вследствие чего, заключаем, что исторический опыт неприятия мировыми религиями экстремизма и выступления за сохранение конфессионального согласия в обществе в изучаемый период, могут в максимальной степени содействовать созданию климата толерантности во взаимоотношениях между представителями различных конфессий на современном этапе, следовательно, формированию гражданского мира и межнационального согласия в Республике.





оставить комментарий
страница1/2
НУРБАЕВ ЖАСЛАН ЕСЕЕВИЧ
Дата24.09.2011
Размер0,49 Mb.
ТипАвтореферат, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх