Становление государственно-политической идеологии в Казахстане (1921-1925 гг.) 07. 00. 02 Отечественная история (История Республики Казахстан) icon

Становление государственно-политической идеологии в Казахстане (1921-1925 гг.) 07. 00. 02 Отечественная история (История Республики Казахстан)



Смотрите также:
Русское православие в Восточном Казахстане в XVIII xx вв. 07. 00...
История краеведческого движения в Восточном Казахстане в ХХ веке 07. 00...
Становление и судьбы идей по национальному вопросу в казахстане (1917-1991 гг...
История распространения мировых религий в Северном Казахстане во второй половине XIX начале XX...
История становления и развития информационных процессов в современном Казахстане 07. 00...
И c торическое образование и наука в Казахстане (1920-1970 г г.) 07. 00...
Становление и развитие государственности древних тюрков. ( VI viii вв.) 07. 00. 02...
История немецкой диаспоры Центрального Казахстана в ХХ в. 07. 00...
История Карлага: охрана, режим и условия содержания заключенных (1930-1956 гг.) 07. 00...
История города Павлодара: социально-экономическое...
Сотрудничество Казахстана и Франции в современных условиях: историко-компаративный аспект...
Қызы Мусульманское движение в Западном Казахстане и Южном Урале: особенности и тенденции...



скачать
УДК 94 (574) 1921/1925 На правах рукописи


КАЛХАНОВА АЛЬФИЯ НУРКАСОВНА


Становление государственно-политической идеологии в Казахстане

(1921-1925 гг.)


07.00.02 – Отечественная история

(История Республики Казахстан)


Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата исторических наук


Республика Казахстан

Алматы, 2010


Работа выполнена на кафедре гуманитарных исследований Института магистратуры и докторантуры РГП Казахского национального педагогического университета им. Абая



Научный руководитель:

доктор исторических наук,

профессор М.К. Койгелдиев



Официальные оппоненты:

доктор исторических наук,

профессор Г.В. Кан


кандидат исторических наук,

доцент З. Майданали



Ведущая организация:

Университет «Кайнар»



Защита состоится «29» апреля 2010 г. в 14. 00 часов на заседании диссертационного совета Д 14.15.09 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора исторических наук при Казахском национальном педагогическом университете имени Абая по адресу: 050010, г. Алматы, улица Жамбыла, 25, конференцзал.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Казахского национального педагогического университета имени Абая по адресу: 050010, г. Алматы, пр. Достык, 13.


Автореферат разослан «29» марта 2010 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета,

доктор исторических наук, профессор М. К. Тулекова


Введение


Общая характеристика работы. В данном диссертационном исследовании анализируется деятельность большевистской партии и ее институтов в период становления государственно-политической идеологии в Казахстане в начале 20-х годов ХХ столетия.

^ Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью нового подхода к рассмотрению проблем идеологической легитимации политической системы Казахстана в начале 20-х годов ХХ века.

В «Концепции становления исторического сознания в Республике Казахстан» перед исторической наукой Казахстана была поставлена задача воссоздать объективную картину исторического прошлого, преодолевая, по возможности, фрагментарность и тенденциозность исторического знания, расширить исследование проблем новейшей истории страны [1].

Интерес к изучаемому периоду обусловлен глубоким практическим смыслом, поскольку в условиях официальной коммунистической идеологии воспитывались целые поколения Страны Советов, ее распространение в массах составило основу функциональной деятельности правящей партии, государственных институтов и общественных организаций. Являясь частью нашего исторического опыта, реалий прошлого, идеология партийно-государственной системы 1921-1925 годов с ее достижениями и просчетами требует в настоящее время глубокого анализа и объективного осмысления. Проблемы соотношения политики и идеологии имели и имеют большое теоретическое и практическое значение, как в годы советской власти, так и в настоящее время.

Актуальность изучения проблем формирования партийно-государственной идеологии, ее сущности и методов внедрения в общественное сознание обусловлена сегодня и возможностью доступа к широкому кругу новых источников, ранее недоступных исследователям, что дает возможность рассмотреть реальную картину функционирования однопартийной политической системы в первой половине 20-х годов. Кроме того, в условиях становления многопартийности в нашей стране особую актуальность приобретает исторический урок необходимости учета различных идейно-политических воззрений в процессе выработки курса развития страны, отказа в практической деятельности от силовых методов решения проблем, соблюдение прерогативы демократических принципов в реальной жизни.

Сегодня необходимо объективно переосмыслить и всесторонне оценить проблемы становления идеологии большевизма с позиции современных взглядов, научно проанализировать начальные этапы большевистской власти, революционных перемен. Также можно отметить острый недостаток в проблемных исследованиях, изучающих всю совокупность событий, их генезис и взаимодействие, обусловленность социально-экономических и политических реалий, а также противоречия и трудности тех лет с тем, чтобы извлечь уроки для современной практики.

^ Объектом исследования являются социально-политические отношения в Казахстане в начале 20-х годов ХХ столетия.

Предметом исследования является исторический анализ деятельности большевистской партии Казахстане в рассматриваемый период

^ Степень изученности проблемы. Исследования о проблемах формирования идейно-политических приоритетов правящей партии в Советской России партии РКП (б) в 1921-1925 годы обширны и многообразны. Однако формы и методы идеологического обоснования партийно-государственной власти до сих пор не стали предметом комплексного научного исследования.

В 20-е годы ХХ века большое внимание уделялось истокам идеологии партии большевиков. Такие авторы, как Р. Кантор, С. Мицкевич, М. Покровский и другие, видели их в российском якобинстве, бакунизме и «нечаевщине». Так, М.Н. Покровский в своей работе «Корни национал-большевизма в русской почве» характеризовал русский большевизм как «государственную идеологию».

Претворение в жизнь партийной сталинской концепции, отчетливо фальсифицированной истории большевизма и советского государства, стало главным и единственным делом целого поколения ученых историков. Ведущей тенденцией развития исторической науки изучаемого периода было превращение ее в придаток административно-командной системы и соответственно превалирование агитационно-пропагандистских функций.

Процесс превращения исторических знаний в арену классовой борьбы, начатый во второй половине 1920-х годов, завершился утверждением целого комплекса постулатов «Краткого курса истории ВКП(б)». Предполагалось, что сталинская характеристика диалектического материализма в соответствующей главе «Краткого курса истории ВКП(б)» дает универсальную интерпретацию не менее универсального диалектико-материалистического метода, который одинаково применим во всех областях наук.

В силу высокой политизации исторической науки перечень тех вопросов, с которыми советские историки обращались к прошлому, опять-таки строго определялся партийными документами и решениями. В итоге историческое творчество перестало быть творчеством, книги историков не таили в себе загадок и походили друг на друга как братья-близнецы, лишь изредка различаясь набором конкретных фактов и некоторых рассуждений.

Казахстанская историография была полностью подчинена воле политического центра, иногда с трагическими последствиями для авторов. Казахстанские исследователи справедливо замечают, что «система запретительной политики ограничивала источниковедческую базу исследований, особенно советского периода. Господствовала методология, в основу которой был положен классово-социальный подход ко всем явлениям жизни общества, базирующийся на марксистско-ленинской интерпретации классов и классовой борьбы. В массовое сознание настойчиво внедрялись идеи об особой роли России в истории народов СССР, в мировой истории, об ее особом мессианском предназначении. Имперские традиции ставили историков национальных регионов в зависимое положение, история малых народов разрабатывалась по запрограммированной идеологической схеме». Исторические доктрины, господствовавшие в тот период, перекрывали самобытную историю казахского народа в рамках великодержавной историографии.

Историческая мысль Казахстана по-своему отреагировала на очередное наступление политического режима: за период с 1949 по 1955 годы почти прекратилась публицистская работа. Этот красноречивый факт свидетельствовал о невозможности развития общественно-гуманитарной науки в условиях постоянного давления и навязывания жестких схем и доктрин. После смерти Сталина казахстанская историография получила возможность характеризовать свое прошлое с учетом специфических особенностей края. В этот период с санкции центра начинается фундаментальное исследование истории, но основным требованием остается отображение истории советских наций в синтетически общих картинах российской историографии. С изданием второго тома истории КазССР мы можем считать, что казахстанская историография вышла из дисфункциональной зависимости.

Середина 50-х годов ХХ века характеризуется в историографии Казахстана как начало нового этапа в развитии исторической науки. На исследование многих проблем оказало свое влияние решение ХХ съезда КПСС, Постановление ЦК КПСС от 30 июня 1956 года «О преодолении культа личности и его последствий». В период оттепели интеллигенция Казахстана в основном обратилась к изучению вопросов национального духовного наследия и возрождению национальной культуры. Однако партийное руководство, посредством ряда директивных документов, подтвердило свою приверженность прежним теоретическим, политическим и идеологическим основам системы.

В исторических трудах 1950-1960-х годов в основном показано наличие классового противостояния в казахском обществе, и их целью было доказать необходимость борьбы Компартии Казахстана в области идеологии с ее политическими противниками в лице алашской интеллигенции.

В 60-70-е годы ХХ века, несмотря на необходимое условие вести повествование в рамках господствующей идеологии, был создан обширный источниковый и предметно-методологический базис в утверждении научных позиций казахстанских историков. Они имеют несомненную ценность и в наше время. В полемической и новаторской для того времени форме получили фундаментальную разработку основы национально-государственного строительства в трудах Баишева С.Б. , Дахшлейгера Г.Ф., Нурпеисова К.Н., Нусупбекова А.Н, Покровского С.Н., Савосько В.К.

Большой интерес для нашего исследования представляют труды Осипова В.П., Сидорова В.К., Соболевой Л.П., Горохводатского И., Жумабекова Ж., Каримова Р.К., посвященные непосредственно деятельности партийных организаций в Казахстане. Мы должны отметить, что во всех этих работах деятельность партийных и общественных организаций освещалась в контексте общероссийской работы, так как все окраины были зависимы от центра, никто не считался с особенностями края, менталитетом казахского народа.

В 70-х-начале 80-х годов ХХ века вышел в свет ряд капитальных академических изданий обобщающего характера, как в форме многотомной национальной истории, так и по проблемным отраслям знаний, где период 20-х годов получил достаточно полное освещение с точки зрения фактажа, хронологии событий. Это монографии Баишева С., Зиманова С., исследовавших различные аспекты проблемы «Ленин и Казахстан», работы Голинкова Д.Л., Гусева Г.З., Иоффе Г.З., Дахшлейгера Г.Ф., Осипова В.П. и других по политической истории СССР в целом и Казахстана, в частности.

Теоретическая и методологическая скудность историографии стала причиной того, что в исторических исследованиях не допускались относительность, вариативность, вероятность. Такие естественные элементы любого научного процесса рассматривались как недостатки и, больше того, как следствие политических ошибок в результате отступления от марксизма-ленинизма. Советскую историографию можно выделить как особый научно-политический феномен, гармонично вписанный в систему тоталитарного государства и приспособленный к обслуживанию его идейно-политических потребностей.

Качественно новый этап в историческом знании был осуществлен в конце 80-х-начале 90-х годов, когда с общества были сняты определенные идеологические запреты, и началось возрождение национального самосознания. История изучения проблемы диссертационного исследования совпала в общеисторическом развитии с глубинными переменами в социально-экономической и политической жизни республики. В казахстанской науке появился ряд работ, которые смело можно интерпретировать как принципиально новый историографический пласт. В настоящее время ученые получили возможность исследовать сюжеты, ранее табуированные государством. За последнее десятилетие вышел целый историографический массив, по-новому трактующий экономические, социальные, политические аспекты развития нашего края в 1920-е годы.

Научные труды академика АН РК Козыбаева М.К. дали новый импульс процессу отхода от изживших себя идеологических догм. По актуальным проблемам истории Казахстана он разработал новые концептуальные подходы [2].

Новый рубеж в исторической науке Казахстана связан также с исследованиями известных ученых Казахстана Койгелдиева М.К. и Омарбекова Т.О. [3]. Их плодотворный труд привел к весомым объективным ответам на вопросы о политическом режиме в Казахстане, альтернативах развития Казахстана в начале ХХ века. В их работах рассматриваются дискуссии внутри партии по проблемам строительства основ социализма, о судьбах национальной интеллигенции, выступавшей против тоталитаризма. Также надо отметить работы Муталипова Ж. о деятельности партийной организации Казахстана, Прокопенко Л.А., Тасмагамбетова А.С., Жакишевой С.А.

В работе Сыдыкова Е.Б. «Российско-казахстанские отношения на этапе становления тоталитарной системы», большое внимание уделяется проблеме централизации власти большевиками в национальных окраинах, характеру перехода от колониальной администрации к институту партийно-классового контроля, взаимоотношений окраин с центром. Но, следует отметить, что автором не освещена проблема механизма становления единовластия большевистской партии, процесса сращивания партийного руководства с государственными структурами, с общественными организациями.

Политическое развитие не может быть индифферентно по отношению к развитию экономическому и социальному. Объектом внимания таких исследователей, как Абылхожин Ж.Б., Козыбаев М.К., Алдажуманов К.С. стало переплетение следующих знаковых моментов в истории Казахстана 20-30-х годов ХХ века – аграрная политика Советов и контрреволюционная борьба, НЭП и развал колониальной системы. Более того, эти моменты явились главными причинами проведения партийной идеологии, установившей господство тоталитаризма во всем Советском государстве [4].

В трудах Асылбекова М.Х., Галиева А.Б., Алдажуманова К.С., Алдажуманова Е.К. на основе ранее закрытых архивных материалов, дел репрессивных и секретных фондов партии, ВЧК-ОГПУ были раскрыты перипетии тех драматических времен

Вышли в свет работы по отдельным персоналиям, также вновь переизданы труды М. Чокая, Т. Рыскулова и др. Таким образом, стали доступными ранее запрещенные произведения виднейших представителей казахской интеллигенции.

Проводниками партийно-государственной идеологии были СМИ. Работа Козыбаевой Г.М. посвящена становлению первых партийных журналов Казахстана. В рамках диссертационного исследования по данному периоду надо отметить работы Абсеметовой Ж.А. [5] и Нурмаганбетовой Р.К. [6].

Когда на смену идеологического диктата пришла информационная открытость общества, стала доступна зарубежная литература. В 50-60-х гг. Казахстан стал представляться в качестве форпоста советской империи на мусульманском Востоке, а не как потенциальная зона стратегических интересов Запада. Существенный вклад в изучение проблемы внедрения и укрепления коммунистической идеологии и большевистского режима в Центральной Азии внесли вклад такие ученые как Бэкон Е., Конквест Р., Пайпс Р. и другие авторы. По ленинско-сталинской политике в 80-х годах вышли работы Грандстаффа Р., Сакса М.Р. Особый интерес для нашего исследования представляет работа Р. Пайпса «Русская революция. Книга 3. Россия под большевиками 1918-1924», которая посвящена попыткам большевиков удержать и расширить свою власть на территории России и дальше распространить ее на остальной мир [7].

Каррер Д. Анкосс, Бабировский Й, Булдаков А. в своих трудах с новой точки зрения характеризуют проблему большевистского террора.

Таким образом, историографический обзор литературы позволяет сделать вывод, что, несмотря на имеющиеся достижения, у нас нет специальных научных трудов, где проблема государственно-политической идеологии в 1921-1925 гг. в Казахстане получила бы всестороннее освещение с новых концептуальных позиций.

^ Источниковую базу исследования составили различные группы опубликованных и неопубликованных документов и материалов.

Первую группу источников составляют документы Коммунистической партии: постановления съездов, пленумов, протоколы конференций, и резолюции, которые не только возрождают эмоциональный дух того времени, но и при критическом рассмотрении обнаруживают ее не до конца обследованные пространства официальной стороны большевистской идеологии и режима.

Второй группой источников являются архивные документы и материалы, хранящиеся в фондах Центрального государственного архива Республики Казахстана, Архива Президента РК. Особое внимание обращалось на фонды № 139 «Киргизский областной комитет РКП(б)», № 140 «Областное бюро РКП(б), № 141 «Казахский краевой комитет ВКП(б)» АП РК, где нашло свое средоточие как общее, так и частное документальное отображение духа той эпохи. Документы фонда №. 44 ЦГА РК «Народноый комиссариат рабоче-крестьянской инспекции» характеризуют некоторые ранее неизвестные стороны проведения большевистким руководством кадровой политики в партийных органах Казахстана.

Также использованы уже изданные сборники документов и справочники: Коммунистической партии Казахстана в резолюциях и решениях съездов и конференций, КазАССР, «Казахстан в цифрах (1920-1935)», «Компартия Казахстана в документах и цифрах», «Сборник документов о социалистическом строительстве в Казахстане (1921-1925)», «КП Казахстана. Летопись событий», «Справочник по КП Казахстана», «Сборник материалов из истории партийного строительства Казахстана», «Документальные источники по истории КП Казахстана», «Устав Союза Кошчи», «Движение Алаш», которые составили третью группу источников.

К четвертому источниковому пласту относятся материалы периодической печати, оперативно освещавшие ход и реализацию советского строительства в Казахстане. На страницах газет и журналов в наиболее полемической и даже эмоциональной форме получили свое отражение взгляды руководителей партийных организаций. Это журналы «Большевик», «Вестник агитации и пропаганды», «Известия ЦК РКП(б)», газеты «Правда», «Енбекши казах», «Степная правда», «Советская степь» и другие.

Пятую группу источников составили труды основателя Советского государства и лидера большевистской партии В.И. Ленина и произведения деятелей партийно-государственного руководства, принимавших активное участие в выработке идеологии государства, такие как Бухарин Н.В., Сталин И.В., Троцкий Л.О. и другие.

Шестую группу источников составили документы и материалы, произведения оппонентов Коммунистической партии – меньшевиков и эсеров. Они учредили за границей свои печатные издания, такие как «Заря» и «Социалистический вестник» у меньшевиков, «Воля России» и «Современные записки» у эсеров. В этих изданиях публиковались статьи о политическом положении в Советской России, носившие характер неприятия идеологии большевизма и оторванности от реальных процессов.

В седьмую группу источников вошли произведения известных представителей общественно-политической мысли – Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, П.И. Новгородцева, П. Струве и других, в которых дан критический анализ идей марксизма, проблем построения социализма, изложены их взгляды на пути возрождения страны. В эту группу вошли также работы С. Садвакасова и С. Ходжанова.

Следующую, восьмую группу источников составили опубликованные документы и материалы рассекреченных архивных фондов. В них содержатся материалы, которые дают возможность проследить эволюцию идейно-политических взглядов большевиков, раскрыть структуру функционирования идеологических институтов. Большое значение для нашего исследования имеет сборник документов и материалов под редакцией Койгелдиева М.К. «Красный террор: политическая история Казахстана», где впервые публикуются данные архивного фонда КНБ РК по истории политических репрессий [8].

^ Методологическую основу исследования составили принципы историзма и объективности, системный подход, позволившие совместить различные способы анализа и синтеза.

Исторические особенности и острота социального выбора для развития на путях революционных изменений всех сторон жизни, быта ставили необходимость использования в диссертации всей совокупности методов исторического анализа и исследования. А именно: проблемно-хронологический, синхронный, сравнительно-исторический, ретроспективный, историко-системный.

Для изучения генезиса политической власти партии большевиков, раскрытия внутренних механизмов и способов функционирования партийных органов как основного звена осуществления государственной власти и идеологии, внедрения в сознания массы населения идей и мифов социального переустройства, были использованы структурно-функциональный и историко-системный методы.

^ Хронологические рамки исследования охватывают период 1921-1925гг. Нижняя граница связана с решениями Х съезда РКП(б) (март 1921 г.) о переходе к новой экономической политике и единстве партии, которые обозначили новый этап в развитии теории социализма. Именно в 20-е гг. ХХ века партия окончательно превратилась в особый социальный и политический организм, тогда же страна сделала последний шаг на путях превращения в однопартийную диктатуру, после того как в начале 20-х гг. запретила деятельность всех других партий.

Верхняя граница связана с направлением в Казахстан Ф. И. Голощекина, возглавлявшего республиканскую парторганизацию в 1925-1933 гг., в корне изменившего политику большевистской партии по отношению к местному населению. С 1926 года советская власть уже переходит к репрессиям по отношению к национальной интеллигенции и устанавливает на территории Казахстана тоталитарный большевистский режим.

^ Целью исследования является раскрытие процесса складывания государственно-политической идеологии в Казахстане в 1921-1925 годы Исходя из этой цели, в работе поставлены следующие задачи:

- раскрыть идейно-политические воззрения большевиков на создание экономических основ социализма в Казахстане;

- проанализировать взгляды на НЭП в среде партийно-государственного аппарата как на важный этап в формировании партийно-государственной идеологии и показать работу оппонентов НЭПа в Казахстане;

- показать особенности концепции руководящей роли партии в системе диктатуры пролетариата и ее деятельность в Казахстане;

- исследовать роль партийно-государственных организаций в распространении и утверждении идеологии большевизма;

- рассмотреть механизм становления идейной монополии партии большевиков в Казахстане;

- охарактеризовать роль национальной интеллигенции в становлении государственно-политической идеологии.

^ Научная новизна работы заключается в том, что в ней впервые в казахстанской историографии предпринимается попытка в рамках диссертационного исследования специально исследовать историю становления государственно-политической идеологии в Казахстане в 1921-1925 годах на основе анализа комплекса известных групп источников по истории Коммунистической партии Казахстана.

В диссертационном исследовании впервые:

- раскрывается сущность государственно-политической идеологии;

- анализируются ее методы, особенности, масштабы, последствия, приведшие к разорению, обнищанию и, в известной степени, даже к духовному вымиранию казахов;

- показаны сложные и противоречивые взаимоотношения большевистской власти и национальной интеллигенции;

- рассматривается взаимодействие местных и центральных учреждений в деле осуществления политики большевиков в Казахстане;

- характеризуется участие лидеров казахской национальной интеллигенции в осуществлении верховной власти.

^ Положения, выносимые на защиту

- Существовала неразделимая связь между тоталитарной системой управления и партийной идеологией, проводившейся большевиками в Казахстане. Исходя из этого, стоит констатировать, что складывание партийной идеологии – закономерный процесс политической модернизации государственных органов управления и власти партии большевиков.

- Принципы и методы проведения большевиками партийной идеологии в Казахстане и других национальных окраин не имели принципиального отличия от принципов и методов политики Советского государства.

- Решение национального вопроса в теоретических трудах В.И. Ленина в принципе не находило своего отражения в решении большевиками этого вопроса на практике.

- Установление большевиками властной монополии в Казахстане осуществлялось посредством создания искусственной взаимосвязи национального вопроса и вопроса классовой борьбы.

- Основополагающими методами проведения партийной идеологии большевиками в 1921-1925 годы были «чистки», «проверки партийных документов», «критика и самокритика», «функциональная коренизация», «выявление бюрократических извращений» и другие.

^ Практическая значимость работы. Материалы и выводы, сформулированные в диссертации, могут быть использованы при написании обобщающих и частных работ по государственно-политической идеологии, при разработке учебных пособий, а также лекционных курсов по новейшей истории Казахстана и сопредельных регионов.

Тема диссертационного исследования представляет практический интерес. Изучение процесса установления государственно-политической идеологии, роли партийно-государственных институтов в распространении идеологии может способствовать улучшению работы государственных служб. Это позволит избежать ошибок и просчетов, допущенных в предшествующие периоды, и даст возможность исследовать механизмы политического воздействия на народ, а значит, определить, что способствует выработке гражданской позиции и чувству ответственности за происходящие в обществе перемены. Особую практическую значимость приобретает исторический урок необходимости учета различных идейно-политических воззрений в процессе выработки курса развития страны, отказа в практической деятельности от силовых методов решения проблем, соблюдение прерогативы демократических принципов в реальной жизни.

^ Апробация работы. Основное содержание данного диссертационного исследования, его результаты и выводы нашли свое отражение в публикациях автора. и изложены в 10 научных статьях, в том числе 3, в изданиях, рекомендованных Комитетом по контролю в сфере образования и науки. Результаты и отдельные положения диссертации были апробированы на научно-теоретических конференциях, состоявшихся в ранге международных и республиканских.

Диссертация обсуждалась на заседании кафедры гуманитарных исследований Института магистратуры и докторантуры РГП Казахского национального педагогического университета им Абая.

^ Структура диссертации обусловлена целями и характером исследования, состоит из введения, двух разделов, включающих по три подраздела, заключения и списка использованных источников.


^ Основная часть


Во введении обосновываются актуальность темы диссертации, степень ее изученности, источниковая база диссертации, определены цель и задачи исследования, научная новизна, методологическая основа работы, ее практическая значимость и структура исследования, а также выделены основные положения диссертации, выносимые на защиту.

В первом разделе «^ Процесс становления партийной идеологии в Казахстане» рассматривается деятельность большевистской партии по созданию социально-экономических основ построения социализма, противоречия новой экономической политики, особенности концепции руководящей роли большевистской партии в системе диктатуры пролетариата.

В разделе 1.1 «^ Создание социально-экономических основ построения социализма» отмечается, что в 20-30 годы ХХ в. одним из главных дискуссионных вопросов являлся вопрос о дальнейшей судьбе жителей национальных окраин, возникший в связи со спорами о характере Октябрьской революции. В конце концов, утвердилась точка зрения о социалистическом характере Октября, с чем была не согласна определяющая часть членов партии. Далее, поскольку прогноз о «мировом революционном пожаре» оказался неверным, перед теоретиками партии возникла еще одна проблема. Развитые западные страны сохранили политические режимы. Россия же была вынуждена пережить период реформ, которые позже назвали социалистическими. Поскольку индустриальный Запад не последовал революционным путем, пришлось обращаться к «колониально отсталому Востоку». Тогда В. И. Ленин обратился к идее некапиталистического пути развития, которая довольно органично позволяла включать в сферу «революционного влияния» Казахстан и Среднюю Азию. Построение социализма было начато с экономических основ

При характеристике архивных материалов заметно, что внутри краевой партийной организации возникали разногласия по этому вопросу. Однако для партии большевиков был свойственен жесткий авторитаризм, который выражался в подавлении любого инакомыслия в своих рядах и категоричного неприятия любого критичного мнения. Что же касается переустройства экономики, то над этим пришлось серьезно поработать, пока не возобладал партийный принцип приоритета политики над экономикой.

Второй стороной этой проблемы является решение национального вопроса в ходе проведения реформ. Этому уделялось гораздо больше внимания. Партийными деятелями, начиная с В. И. Ленина, подчеркивалась настоятельная необходимость привлечения населения на сторону Советской власти. И если кулака русского в ходе реформ следовало «разбить, выселить и подчинить», то баев эти меры практически не затронули. Главным было решение колониальной проблемы, снятие межнационального потрясения из-за земельных вопросов. Одной из основных и главных задач аграрной политики Казахстана являлся перевод казахов-кочевников в оседлое состояние.

Важным в рассматриваемый нами период оставался вопрос о создании социальной базы для строительства основ социализма в крае. Эта проблема не раз поднималась на краевых партийных конференциях. Дискуссионным для делегатов этих конференций было то, кого из социальных слоев выбрать основной базой при строительстве основ социализма. Одни считали, что необходимо опереться на рабочий класс – «наше внимание должно быть обращено на предприятия, которые находятся в руках государства. …Нужно бросать наши силы в хозяйственные и советские органы, которые призваны подводить экономическую базу под нашу пролетарскую власть». Другие считали, что нужно обратить внимание на казахскую бедноту, что ей надо помогать, считаясь с казахской интеллигенцией. «Если вы не будете считаться, то и интеллигенция от вас уйдет, и рабочего вы не получите». «Индустриального пролетариата нет, но его надо создавать. …Поэтому основной базой нашей работы является крестьянство», – отмечается в материалах партийной конференции [9].

Вопрос о социальной базе для строительства основ социализма в крае не был завершен, и поэтому на третьей партийной конференции (17-22 марта 1923 г.) вновь возникла дискуссия по этому вопросу. На этой конференции со специальным докладом на тему «Методы подхода к овладению базы партийной советской работы в Киргизии» выступил Вайнштейн. В докладе было отмечено, что в крае положение очень сложное, «средний процент рабочих ячеек по КСР составляет всего 5%, а крестьянских ячеек 70%». Здесь докладчик также отметил, что овладение методами партийной и советской работы является основной задачей данного этапа и главным является установление крепкого союза рабочих и полупролетарий казахов. Основная идея в докладе - это переход в партийной и советской работе от защиты национальных интересов среди казахского населения к защите классовых. Вайнштейном было предложено использовать беднякам на арендной основе скот бая, объявить этот скот собственностью бедняков «пусть это будет первый момент несколько болезненно, но пусть эти взаимоотношения выявятся во всей ясности, не будем перекрывать их. …Для того чтобы противопоставить бедняка баю, это будет один из лучших методов».

С острой критикой по этому поводу выступил С. Садвакасов. «А казахская беднота сейчас больше всего страдает от того, что ей нечем заниматься, а не от того, что ее кто-то эксплуатирует, что это казахская беднота не имеет место предложения своему труду, и к казахской бедноте нужно было бы именно, с этой точки зрения и подходить».

Таким образом, мы видим два мнения, одно – официально выдвигаемое, изложенное в докладе Вайнштейна, второе – отрицающее эти методы по овладению социальной базы для строительства основ социализма в крае.

В основном казахские работники, хорошо знакомые с традиционным кочевым и полукочевым хозяйством, стремились доказать большевистским партийным и советским работникам пагубность тех методов работы для казахского общества, которые они стремились применить в крае. Однако не все большевики с проникновением относились к взглядам казахских работников, которые интересы казахского народа ставили выше классовых. Например, Поперный говорил, что до настоящего времени Октябрьская революция в казахские аулы не проникла. Казахская беднота ни в области политической, ни в области экономической жизни до сих пор не пользовалась завоеваниями Октября, и «не только беспартийное население, но и ответственные коммунисты владеют значительным количеством скота». По его мнению, наличие определенного количества скота у частных хозяйственников должно было порицаться и подлежало экспроприации. Именно такие «коммунисты» в 1928 году, при конфискации баев, гонялись за процентами, конфисковывали и середняков, и бедняков [10].

По этому поводу нельзя не отметить мнение и оценку М. Койгелдиева и Т. Омарбекова в отношении таких работников. Среди присланных из Центра большевистских кадров, было немало действительно преданных революционным идеям, способных быть во главе революционных изменений, готовых внести в дело свою лепту. Но в то же время, было среди них и немало тех, которые, не считаясь с особенностями края, были формальными исполнителями заданий центра. К такой категории работников можно отнести Харченко, который подтверждает правильность перевода Садвакасовым слово «база» на слово «азаб», но в то же время утверждает, что «мучение выйдет конечно же для баев» [3].

В разделе 1.2 «^ Новая экономическая политика и ее оппоненты» рассматривается вопрос о том, что НЭП был политикой диктатуры пролетариата, поэтому обязательным условием его проведения являлось использование политической власти в руках рабочего класса при руководящей роли партии. После Х съезда партии в апреле-мае 1921 года в Казахстане проходили собрания партийных ячеек, уездные, городские, губернские партийные конференции, которые обсудили и одобрили решение съезда о переходе к новой экономической политике.

Партийные организации Казахстана развернули широкую разъяснительную работу: использовалась пресса, губкомы направили в села и аулы сотни коммунистов, перед коммунистами и беспартийными выступали делегаты Х съезда партии. Повсеместно проходили уездные съезды Советов, собрания трудящихся, беспартийные крестьянские конференции, на которых одобрялся новый курс партии.

Однако осуществление политики НЭПа в Казахстане встретило немало препятствий. Это подтверждается многочисленными архивными материалами.

Например, на второй Киргизской партконференции дискуссионным был вопрос о руководстве проводимыми мерами в крае в период НЭПа. Часть партийцев предлагала дать местным организациям право «широкой инициативы, широкой автономии», т.е. больше самостоятельности местам в проведении тех или иных мер, «отказаться от лишней опеки». «Центры должны дать общую директиву на места, а места должны решать вопросы, применяясь к данной обстановке», - говорили они.

Другие, опасаясь проникновения «мелкобуржуазной стихии с внедрением НЭП», возражали по вопросу об ослаблении централизации, требуя «круто поставить вопрос о централизации руководства». Здесь говорилось о приближении советского аппарата к партийному, для совместного проведения новой экономической политики – «партия должна знать, что делает Совет народного хозяйства, кооперативы и т.д.».

Таким образом, большевики не вникали и не учитывали в своей работе особое положение края, которое было отмечено на первой конференции, но в то же время, признавая необходимость привлечения казахов к партийной и советской работе, стремились не упускать бразды правления из своих рук.

Отсутствие всякого разграничения функций органов власти в Казахстане, повсеместное дублирование партийными органами полномочий государственных органов, и наоборот, явились результатом чрезвычайного периода гражданской войны. Требовалось конкретизация функции партийного и государственного аппаратов Казахстана, и, вместе с тем, дальнейшее четкое распределение обязанностей работников аппаратов.

Унаследованные от гражданской войны и политики «военного коммунизма» работники уже не отвечали требованиям изменившихся экономических условий: рыночные отношения предполагали профессионализм, компетентность, деловой подход в администрировании, т.е. наличие целого ряда качеств, которыми большинство из работников партийно-государственных органов не обладали. Но советский государственный аппарат, созданный в 1918-1920 годах в условиях НЭПа должен был учитывать не только все особенности законов рынка, но и руководствоваться потребностями политической администрации.

Таким образом, к середине 20-х годов ХХ века в партийно-государственной идеологии в отношении новой экономической политики сложилось два основных направления: либо «победить НЭП», резко ограничив до предельного минимума позиции частного капитала в народном хозяйстве, либо придерживаться прежнего направления на постепенное вытеснение капиталистических элементов. Как отмечает Валентинов Н. (Вольский Н.), «сопротивление НЭП – в виде остро проявляющейся почти панической боязни ее – жило не где-то около партии, а в партии самой и в самых ее высших сферах» [11].

Раздел 1.3. «^ Развитие концепции руководящей роли коммунистической партии в системе диктатуры пролетариата» раскрывает процесс непосредственного укрепления главенства партии, ее монопольного права принимать политические решения, которые с точки зрения лидеров Коммунистической партии, отвечали интересам и задачам диктатуры пролетариата. В этот период шел активный процесс сращивания партийной и государственной структур как основы политической системы общества. Это положение нашло свое адекватное отражение в формировании государственно-политической идеологии: «интересы диктатуры пролетариата». Идеология была необходима как действенный механизм легитимации однопартийной системы. Для сохранения незыблемости основ власть была вынуждена пойти на экономическую модернизацию, введя НЭП. Параллельно с этим направлением шла эволюция и в идеологии с целью обоснования и поддержания, предпринимаемых элитой мер.

В Казахстане от большевистской организации требовались большие усилия, чтобы создать и укрепить партийные организации в крае, вовлечь в их ряды передовых представителей коренного населения, расширить связи с массами. В действительности массовых партийных организаций в Казахстане не существовало.

Революционные идеи пришли в Казахстан со штыками Красной Армии. Это подтверждает доклад члена Кирпартбюро Мурзагалиева на первой Краевой партконференции по национальному вопросу в 1921 году. Он отметил, что «киргизская беднота частично с самого начала была вовлечена в революционную деятельность. Но в дальнейшем революционная деятельность бедноты приостановилась. Революционные идеи, исходящие из Москвы, дальше территорий, захваченных Красной Армией, не распространились. Революционный дух и революционный энтузиазм киргизских масс не мог проявиться. Здесь лежит начало великой ошибки нашей организации. Революционная пропаганда, развившаяся в России, здесь становилась меньше. Большинство же киргизской бедноты, своей кровью отметившей победу революции, теперь скитается в степи, оторванная от революционного движения»[15]. То есть, большевики сами на своей конференции признали, что в Казахстане не было массовых организаций.

В советское время родоплеменная структура казахов рассматривалась коммунистическими властями как признак отсталости казахов и препятствие на пути их превращения в передовую социалистическую нацию. В попытке преодолеть эти препятствия советская власть предприняла ряд мер, направленных как на перевод казахов с кочевого на оседлый образ жизни, так и на ликвидацию их родоплеменной структуры. Эти меры были направлены против баев, мулл и других, которые рассматривались большевиками как эксплуататорский класс, как проводник старых, традиционных методов управления казахским аулом.

С этой целью в 20-х годах коммунистическим режимом были предприняты следующие организационные меры: введено государственное управление среди казахов, которое строилось не по родоплеменному, а по территориальному признаку; упразднены родоплеменные земли; при выборах в местные Советы родовая верхушка подвергалась изоляции; кочевые и полукочевые районы проживания казахов были переведены на оседлость.

Эти меры, а также осуществлявшиеся в ходе кампании по ликвидации кулачества и байства конфискации скота, другого имущества у казахской верхушки и другие репрессивные в отношении ее действия, привели к тому, что старая элита в значительной своей части была просто истреблена физически, изгнана из традиционных мест проживания [12].

Таким образом, в этот период были созданы социально-экономические основы построения социализма в Казахстане. Экономическая основа диктатуры пролетариата оставалась предметом особой заботы государства. Слабость государственных предприятий побуждала защищать их партийными и административными методами. Опыт показывал, что на основе НЭП можно успешно двигаться вперед, однако стремление верховного руководства партии и государства к авторитарным методам управления обществом не оставляло места апробированным нэповским подходам. Применительно к историческим условиям первых лет советской экономики, необходимость внедрения рыночных правил хозяйствования встала перед большевиками как выход из разрухи, как метод предотвращения угроз основам существования советской власти.

В целом политика Советской власти осуществлялась путем внедрения в массовое сознание установок коммунистической идеологии. К сожалению, советский режим стал первым, взявшим на себя миссию практической реализации данной идеи.

Во втором разделе «Установление идейной монополии партии большевиков в Казахстане» характеризуется деятельность партийно-государственных органов по распространению идеологии большевизма, анализируется процесс формирования и утверждения командно-административной системы в Казахстане, особое внимание уделяется борьбе национальной интеллигенции в период складывания командно-административной системы.

В разделе 2.1 «Деятельность партийно-государственных органов по распространению идеологии большевизма» рассматриваются вопросы утверждения идейной монополии партии большевиков, которая выражалась в деятельности идеологических институтов государственно-политической системы.

Распространение официальной идеологии, ее внедрение в сознание людей, усвоение массами, переходящее в убеждение, непосредственно было связано с деятельностью партийно-государственных органов. И поэтому большое значение в этом отношении придавалось их функционированию. Они организовывали и направляли агитационно-пропагандистскую и политико-воспитательную работу в массах, осуществляли идейную легитимацию однопартийной системы.

В соответствии с постановлением ЦК РКП(б) от 30 апреля 1920 года для усиления партийной работы на территории Киркрая было создано Областное бюро РКП(б) Киргизского края. В него вошли С.С. Пестковский, С.Д. Арганчеев, А.Т. Джангильдин, А.А. Айтиев, М.М. Мурзагалиев, А.М. Алибеков, А.Д. Авдеев. Председателем был назначен С.С. Пестковский.

Основными задачами Облбюро РКП(б) Киркрая были следующие:

1. В области партийного строительства – объединение всех партийных организаций Киргизского края и создание единого руководящего краевого партийного центра.

2. В области советского строительства – образование Киргизской Автономной Советской Социалистической республики и укрепление Советов на местах.

3. В области хозяйственного строительства – борьба с разрухой.

Руководствуясь указаниями ЦК РКП(б) и учитывая особенности Киркрая, Облбюро РКП(б) возглавило всю партийную работу в крае.

Далее в работе, на основе архивных данных и других источников, характеризуется деятельность казахстанских партийных институтов большевистской власти. Вся политика формирования партийных организаций и установления Советской власти в Казахстане была наполнена не только противоречиями, но и насилием, потому что традиционное казахское общество не было готово к восприятию большевистских новаций. К тому, же в результате проведения политики «диктатуры партии», двойственность политической системы исчезла. Партийный аппарат поглотил государство. Новая политическая система была жестко централизованной.

В данном подразделе подробно проанализирована деятельность агитпропотделов, которые организовывали и направляли агитационно-пропагандистскую и политико-воспитательную работу в массах, осуществляли идейную легитимацию однопартийной системы.

Существенное внимание Агитпропотдел ЦК РКП(б) уделял проведению идеологической работы с учетом местного опыта. В своем докладе «Очередные задачи и организация агитпропаганды в КАССР» на II Всекиргизской партконференции Марьин отмечал: «Агитпропагандистский отдел есть мозг, который должен управлять большим аппаратом, фабриковать общественное мнение, как всего населения, так и партии по всем тем вопросам, которые выплывают на поверхность нашей политической жизни».

Партийные и государственные органы России, беря на себя функции управления от имени всех республик, часто, следуя традициям прошлого, без должного внимания относились к интересам других народов.

Интересным на этот счет мы считаем мнение Седельникова, высказанное им в письме Ленину: «Вот именно этот кустарнический, обывательский «бонапартизм», как желание жить на доходы от своего славного прошлого, и представляет собой типичное бытовое явление современной России, особенно резко дающее о себе знать здесь, на окраинах» [13].

На Казахстан оказывали жесткое давление такие органы как ОГПУ, ЦК РКП(б), ЦКК. Не было самостоятельности местных властей, т. к. осуществлялся постоянный контроль над их деятельностью со стороны перечисленных органов. Центральные советские органы с недоверием относились к местным органам власти, поэтому центр постоянно направлял свои кадры в национальные окраины. Подобным образом Москва доказывала свою цивилизаторскую роль.

В разделе 2.2 «Формирование и утверждение командно-административной системы в Казахстане» говорится о том, что жесткое структурирование власти в 20-х годах, ее большевизация осуществлялась в суровых и конкретизированных формах.

В первые годы Советской власти В. И. Ленин выдвинул для ранее отсталых народов России альтернативу некапиталистического пути развития социализма. Теория предполагала гигантский прыжок от царства патриархального феодализма в царство социализма. Однако, прыжок, осуществленный путем диктатуры, насилия, принес народам неисчислимые страдания. Утверждение о том, что эти народы в довоенные годы смогли догнать и перегнать ушедшие далеко в своем развитии нации, ликвидировать фактическое экономическое и культурное неравенство не соответствовало действительности и на деле отражало установку «Краткого курса истории ВКП(б)». На самом деле это были годы постепенной замены власти народа властью личной диктатуры, насаждения командно-административного метода руководства, регионального вождизма.

В Казахстане, согласно приказу Оргбюро РКП(б) все правление было передано партаппарату уже в 1922 году. За подписью секретаря ЦК В. Куйбышева вышло инструктивное постановление: «Признать необходимым сохранение Кирбюро как представительства ЦК, ответственного непосредственно перед ЦК РКП(б) за общее организационно-политическое состояние Кирреспублики… Обязать Кирбюро ежемесячно предоставлять в ЦК доклады как по своей деятельности, так и об общем положении в Киргизии».

В своей деятельности Казахстанская партийная организация ощущала постоянное внимание и заботу со стороны ЦК РКП(б), который, учитывая условия работы коммунистов Казахстана, стремился углубить и расширить связи с партийной организацией республики, усилить руководство.

С этой целью ЦК РКП(б) находил и применял различные формы оказания ей всесторонней помощи. Одной из них являлось «Киргизское (Казахское) бюро ЦК», назначением которого было контролировать и помогать претворению в жизнь директив ЦК, направленных на укрепление Казахстанской парторганизации.

Коммунистическая партия проводила систематическую идеологическую работу, направленную против родовых связей и чувств местных народов. Центр периодически предпринимал мощные политические кампании по подавлению и подрыву влияния родовых и местнических связей в кадровой политике местных партийных и государственных органов. Центр стремился утвердить в этих республиках «ленинские» нормы кадровой политики, что фактически означало поощрение и выдвижение лиц коренной национальности, преданных Москве и готовых проводить на месте ее политику.

9 октября 1923 года в Оренбурге Кирбюро ЦК расмотрело вопрос о принципах подбора кандидатур в состав КазЦИКа и СНК республики. Выдвижение кандидатов, как указало Кирбюро ЦК, должно осуществляться на основе классового подхода к кадрам, с учетом их политических воззрений и деловых качеств. Нужно отобрать людей, говорилось в его решении, «по социальному положению – по преимуществу рабочих и беднейших крестьян». Кирбюро призвало делегатов съезда не допустить в руководящие органы республики «бывших алашордынцев и имеющих с ними связь».

Претендующие на власть институты, такие как советы, административный корпус старого типа, потенциал местных элит, не соответствовали требованиям дисциплинарного порядка, а первые перечисленные из них, не являлись традиционным продуктом местного общества. Они были пришлыми элементами. Необходим был мощный и всеобъемлющий инструмент. И этим инструментом выступила партия. А так как для Казахстана она была недавним включением, новичком, поэтому ее изменившееся содержание потребовало коренного изменения.

Власть на местах уже была сосредоточена в руках небольшого руководящего партийного центра. Изменилось ее стратегическое направление: от свержения самодержавия и буржуазного демократического правительства до создания монолита собственной руководящей административной машины. Наконец, в результате изнурительной, но кратковременной борьбы она заняла монопольное положение. Таким образом, в первой половине 20-х годов ХХ столетия в Казахстане сформировалась и утвердилась командно-административная система в лице большевистской партии.

В разделе 2.3 «^ Роль национальной интеллигенции Казахстана в период формирования командно-административной системы» прослеживается деятельность национальной интеллигенции в рассматриваемый период.

Представители казахской элиты выступали за эволюционный путь изменения форм хозяйственной деятельности. Однако, такой подход противоречил основным установкам Советской власти. М. Дулатов по этому поводу писал: «Большевики против мнения о том, что в один день нельзя изменить обычаи, нравы, быт народа». Определяющую роль климатических факторов по отношению к формам хозяйственного освоения земель отмечали С. Садуакасов, Т. Шонанов, Т. Рыскулов, Р. Тогжанов.

Знавшая специфику казахского традиционного аула, национальная интеллигенция совершенно справедливо отмечала, что нельзя рассматривать перевод казахов к оседлости и переход их к земледельческому хозяйству как одновременный процесс.

В своих теоретических подходах представители национальной интеллигенции опирались на практический опыт зарубежных стран. С. Садуакасов указывал, что и тогда, когда казахи будут вести оседлый образ жизни, Казахстан останется животноводческим регионом, ведь животноводство не отмирает, а активно развивается в таких странах как Америка и Австралия, где население оседлое. Цивилизация не исключает занятие животноводством, она способствует его подъему. Таким образом, в данном вопросе также наблюдалось несогласие национальной интеллигенции с установкой центра, пропагандировавшего развитие земледелия.

Казахская интеллигенция, не соглашавшаяся с принципом огосударствления земли, считала, что казахская земля должна являться национальной собственностью казахов. Этой точки зрения придерживались Ж. Мынбаев, Н. Нурмаков, К. Токтабаев, С. Садуакасов, С. Кожанов, А. Букейханов.

Некоторые представители казахской интеллигенции занимали государственные посты, принимали непосредственное участие в реализации аграрного законодательства Советской власти, однако их взгляды не всегда соответствовали официальным установкам. Национальная интеллигенция заняла непримиримую позицию по отношению к колонизационной политике Центра, с одной стороны, и была вынуждена вести борьбу со своими оппонентами на уровне казахстанской партийной организации, с другой, что оказало значительное влияние на исход дела не в пользу казахских лидеров.

Известно, что интеллигенция имела две тенденции: революционную и консервативную. Особенности этого социального слоя создавали большие трудности в его взаимоотношениях с партией. Понимая значение интеллигенции в обществе, коммунисты стремились удержать ее в русле политики, проводимой Советским государством. Это была политическая идеологическая борьба, борьба мировоззрений.

На III Казахстанской областной конференции РКП(б) (1923 г.) отмечалось: «Тонкий слой киргизской мелкобуржуазной интеллигенции, фактически отражая интересы социально крепких элементов и задерживая рост классового сознания бедноты и социальных противоречий в киргизском народе, проповедует единство народа и выдвигает на первый план свое националистическое понимание общественной жизни. На этой почве создалась в свое время партия Алаш, которая хотя организационно распалась, но сохранилась как идейное, враждебное коммунизму, течение и стремится воспитывать молодое поколение в духе национализма и шовинизма. Национализм, таким образом, является сильнейшим препятствием к росту коммунистического влияния на киргизскую бедноту» [14].

На этой конференции дискутировался вопрос об отношении к казахской интеллигенции. Вайнштейн отмечал, что в основе той интеллигенции, которая служит стержнем партии «Алаш», беспартийной интеллигенции, которая сейчас имеется, лежит «самый мелочный буржуазный национализм. Значительная часть казахской интеллигенции, мелкобуржуазная по своему существу, – отражая интересы социально-крепких элементов, используя настроение белым угнетением и эксплуатацией царских времен, проповедуя единство народа, и выдвигает на первый план свое националистическое понимание явлений общественной жизни, задерживает этим, рост классового сознания бедноты и социальных противоречий в казахском народе».

Свое мнение по этому поводу высказал Леонник. Он сказал «интеллигенция из казахской среды не виновата в том, что она вышла из этой среды. Об этой интеллигенции нам нужно иметь суждение, отметить те или иные положительные и отрицательные стороны».

Именно на этой конференции с новой силой вспыхнуло обвинение казахских работников в национализме. И поэтому группа казахских работников вынуждена была обратиться к представителю ЦК Ярославскому с заявлением, где были изложены их взгляды. Во-первых, казахская беднота и казахский пролетариат могут вести борьбу с байством Казахстана только при условии совместной работы с русским пролетариатом. Во-вторых, вести усиленную борьбу с казахскими националистами, поддерживающими связь с народнической интеллигенцией с одной стороны, и с другой, с русским колонизаторством и их великодержавностью. В-третьих, необходимо стать на путь классовой борьбы и расслоения казахского аула.

Это в действительности было признанием вынужденных мер, которые признавались партийным центром. По мнению М. Койгелдиева и Т. Омарбекова, этот компромисс со стороны казахских коммунистов возник во избежание обвинения казахских коммунистов в непризнании классовой борьбы, а также по поводу одностороннего мнения о том, что Казахстан «в красногвардейском наступлении» против остатков феодализма и буржуазных элементов отстает от центральных регионов. Надо отметить и то, что именно в этот период наступило размежевание между «националистами» с традиционным подходом и «националистами» с классовым подходом к данной обсуждаемой проблеме.

По целому ряду причин объективного и субъективного характера значительная часть дореволюционной интеллигенции (особенно в первые, наиболее трудные годы становления Советского государства) не приняла новой власти. К чести национальной интеллигенции нужно отметить, что она, последовательно проповедовавшая идею национальной автономии, не покинула свою страну и за это жестоко поплатилась [15].

Казахскую национальную интеллигенцию объявили враждебной Советской власти. В бывшем СССР делалось все, чтобы в новых поколениях людей, лишенных объективной информации и одурманенных официальной пропагандой, сформировать мнение о представителях интеллигенции как о реакционных политических и государственных деятелях, сыновьях баев и помещиков, наживавшихся якобы на эксплуатации трудового народа.

В 1921-1925 годах казахская интеллигенция возглавляла борьбу за возрождение казахской государственности и открыто выступала против зарождавшегося тоталитарного режима.


Заключение


В заключении сформулированы основные выводы и результаты диссертационного исследования. На основании изученного материала о становлении государственно-политической идеологии в Казахстане в 1921-1925 годах автор пришел к следующим выводам.

В 1921-1925 годах на основе сращивания партийных и государственных органов сложилась партийно-государственная система в Казахстане. Марксизм-ленинизм стал официальной идеологией государства диктатуры пролетариата. Центральное место в ней занимала проблема социалистического строительства.

Необходимым условием построения социализма являлось укрепление политической власти. Социально-экономические противоречия в обществе обострили весной 1921 года политическую ситуацию внутри страны. В этих условиях Х съезд РКП(б) принял решение о переходе к новой экономической политике. Она стала важным этапом в построении социализма. Основной целью НЭПа было укрепление союза рабочего класса и крестьянства как социальной основы советской политической системы. В целом новая экономическая политика была направлена на восстановление народного хозяйства, обеспечения условий для создания нового общества. Тем самым были созданы социально-экономические основы социализма и в Казахстане. Кроме того, НЭП в среде партийно-государственного аппарата рассматривался как важный этап в формировании партийно-государственной идеологии.

Особенности концепции руководящей роли партии в системе диктатуры пролетариата и ее деятельность в Казахстане осуществлялись в процессе агитационно-пропагандистской, политико-воспитательной работы партии, которая была направлена на распространение и утверждение коммунистического мировоззрения в обществе, обеспечение поддержки проводимой политики «в низах», среди различных слоев населения. Вместе с тем, вытеснение инакомыслия, применение административно-силовых методов в отношении идейных оппонентов в мирных условиях развития общества вряд ли может быть оправдано.

Особая роль в распространении и утверждении идеологии большевизма отводилась партийно-государственным организациям. Процесс формирования лояльности граждан к Советской власти был нацелен на установление и укрепление диктатуры коммунистической партии, на создание для нее широкой социальной базы.

Практика советской власти с опорой на этнический национализм могла реализоваться при условии утверждения тоталитарного режима, который беспощадно подавлял несанкционированные проявления инициативы и местный национализм. Однако одна из ключевых проблем состояла в противоречии, созданном  самим государством. По мере укрепления власти право на самоопределение «вплоть до отделения» было изъято из практики, а его сторонники объявлялись «буржуазными националистами». Идея и ее реальное воплощение, ожидания и практические итоги резко расходились.

Государственно-политическая идеология, сформировавшаяся к середине 20-х годов, представляла целостную систему политических, социально-экономических, морально-нравственных взглядов и представлений о социалистическом строе в соответствии с курсом на построение социализма в Советской стране, утверждением однопартийной структуры, определявшей и регулирующей все области функционирования государства. Составной частью ее формирования стали воспитание нового человека, внедрение в его сознание новой психологии и складывание новой политической культуры.


^ Список использованных источников


1 Концепция становления исторического сознания в Республике Казахстан. – Алматы: Казахстан, 1995 – 32c.

2 Қозыбаев М.К. Тарих зердесi. – Алматы, 1998. – 2 т. – 280 б.

3 Қойгелдиев М.К., Омарбеков Т.О. Тарих тағылымы не дейдi? – Алматы: Ана тілі, 1993. – 208 б.

4 Абылхожин Ж.Б. Традиционная структура Казахстана: социально-экономические аспекты функционирования и трансформации (1920-1930-е годы). – Алматы: Гылым, 1991. – 240 с.; Адажуманов К.С. Тоталитарный социализм: реальность и последствия. – Алматы: Фонд «ХХІ век», 1997. – 28 с.; Алдажуманов К.С., Алдажуманов Е.К. Депортация народов – преступление тоталитарного режима. Алматы: Фонд «ХХІ век», 1997. – 16 с.

5 Абсеметова Ж. Большевистский режим в Казахстане: становление и укрепление (1920-1933). – Алматы, 2007. – 203с.

6 Нурмагамбетова Р. К. Движение Алаш и Алаш-Орда. Историография проблемы 1920-1990-е годы ХХ века. – Алматы, 2003. – 180 с.

7 Пайпс Р. Русская революция. Книга 3. Россия под большевиками 1918-1924. Москва. – Издательство: Захаров, 2005. – 350 с.

8 Красный террор: Политическая история Казахстана (Сборник документов и материалов политических репрессий 20-50-х гг. ХХв.) под ред. Койгелдиева М. К. – Алматы, 2008.- 307 с.

9 АП РК, ф.139, оп. 1, д. 247. // Стенограмма второй партконференции.

10 АП РК, ф.139, оп. 1, д. 247. // Стенограмма третьей партконференции

11 Валентинов Н. (Вольский Н). Новая экономическая политика и кризис партии после смерти В. И. Ленина. Годы работы в ВСНХ во время НЭП. Воспоминания. – М., 1991. – 365 с.

12 Кадыржанов Р. К. Консолидация политической системы Казахстана: проблемы и перспективы.– Алматы: институт философии и политологии МН и ВО РК, – 1999. - 166 с.

13 Новейшая история Казахстана. Сборник документов и материалов. Т.1. – Алматы: «Санат», 1998. – 302 с.

14 Покровский С.Н. Ленин и победа Советской власти в Казахстане. – Алма-Ата, 1970. – 151 с.

15 Такенов А. С. Предисловие к изданию: М. Чокай «Туркестан под властью Советов». – Алма-Ата: Гылым, 1993. – 79 с.


Список опубликованных работ по теме диссертации


1 Идеология большевизма как политический феномен // Материалы конференции молодых ученых "Жансугуровские чтения". – Талдыкорган, 1997.– С. 47-51

2 Образование Казкрайкома – начало становления тоталитарного режима в Казахстане // Материалы научно-практической конференции молодых ученых, посвященной году "Единства и преемственности поколений". – Талдыкорган, 1999.- С. 111-114

3 Насильственная политика большевиков в Казахстане в 20-30- годы ХХ века // Материалы XXVIII конференции "Жансугуровские чтения", посвященных 10-летию Независимости Республики Казахстан. - Талдыкорган, 2000.- С. 56-59

4 Влияние тоталитаризма на традиционную деревню Казахстана // Материалы международной научно-теоретической конференции «Личность и общество». – Алматы: КазГЮУ, – 2002. – С. 82-86

5 Установление идейной монополии партии большевиков в Казахстане // Материалы международных Бекмахановских чтений «История Евразии: истоки, преемственность и перспективы». – Алматы, 2003.– С. 108-111

6 Новая экономическая политика и ее оппоненты // Материалы международной научно-практической конференции «Преподавание отечественной истории: проблемы и инновации». – Алматы, 2004.– С. 104–108

7 К вопросу о построении основ социализма в контексте становления политической идеологии в Казахстане (1920-1925 гг.) // Отан тарихы. 2004.– № 3-4 – С.– 146-151

8 Агитационно-пропагандистская и массово-политическая работа партийных организаций Казахстана // Вестник КазНУ. Серия историческая. 2005.- № 1– С. 84-86

9 Роль национальной интеллигенции Казахстана в период складывания командно-административной системы // Поиск. Серия гуманитарных наук.-2009.– № 1 – С. 190-195

10 Национальная интеллигенция и «красный террор» // Материалы международной научной конференции «Историческая наука Казахстана: актуальные проблемы, достижения и перспективы». Бекмахановские чтения. – Алматы, 2009.– С. 97-104


^ ТҮЙІНІ


Жұмыстың жалпы сипаттамасы. Диссертациялық зерттеуде ХХ ғасырдың 20-шы жылдарының басында Қазақстанда мемлекеттік-саяси идеологияның қалыптасу кезеңіндегі большевиктер партиясы мен оның институттарының қызметіне талдау жасалады.

^ Зерттеу тақырыбының өзектілігі. ХХ ғасырдың 20-шы жылдарындағы Қазақстанның саяси жүйесін идеологиялық легитимациялау проблемаларына жаңа көзқарас таныту қажеттілігімен анықталады.

Зерттеліп отырған кезеңге деген қызығушылық негізінде терең тәжірибелік мән жатыр, себебі Кеңестер Одағы халқының тұтас ұрпақтары ресми коммунистік идеология жағдайында тәрбиеленген, оның бұқара халық арасында тарауы басқарушы партияның, мемлекеттік институттар мен қоғамдық ұйымдардың функционалдық қызметінің негізін құраған. Біздің тарихи тәжірибеміздің, өткен өміріміздің тұтас бір бөлігін құрайтын 1921-1925 жж. партиялық-мемлекеттік жүйе идеологиясының жетістіктері мен кемшіліктері қазіргі кезеңде терең талдау мен объективті түрде ұғынуды талап етеді. Кеңес өкіметі заманында аса маңызды болған саясат пен идеология арақатынасы проблемаларының қазіргі кезде де теориялық және тәжірибелік мәні зор.

^ Зерттеу объектісі ХХ ғасырдың 20-шы жылдарының басындағы Қазақстандағы әлеуметтік-саяси қатынастар болып табылады.

Зерттеу нысаны большевистік партияның қарастырылып отырған кезеңдегі қызметін тарихи тұрғыдан талдау.

^ Зерттеу мақсаты 1921-1925 жж. Қазақстанда мемлекеттік-саяси идеологияның қалыптасу үрдісін ашып көрсету және ғылыми тұрғыдан зерттеу.

Зерттеудің хронологиялық шеңбері 1921-1925 жж. кезеңін қамтиды. Большевиктік идеологияның қалыптасуы осы кезең аралығын қамтиды.

^ Зерттеудің әдістемелік негізін нақтылы фактiлiк материалдарды және мұрағаттық деректердi зерделеу ғылыми зерттеудiң талдау және жинақтау, жүйелеу, салыстыру, саралау, қорытындылау сияқты жалпыға бiрдей белгiлi әдiстері негiзiнде жүргiзiлдi. Мәселе нақты тарихи қажеттiлiк, тарихи тағылым, тарихи үрдістiң объективтiлiгi тұрғысынан қарастырылды.

^ Жұмыстың ғылыми жаңалығы Отан тарихында алғаш рет диссертациялық зерттеу аясында Қазақстан Коммунистік партиясының тарихы бойынша дерек көздердің белгілі топтары кешенін талдау негізінде 1921-1925 жылдардағы Қазақстандағы мемлекеттік-саяси идеологияның қалыптасу тарихын арнайы зерттеуге талпыныс жасалғандығында.

Диссертациялық зерттеуде алғашқы рет:

- мемлекеттік-саяси идеологияның мәні ашып көрсетілген;

- оның қазақтардың ойсырауына, кедейленуіне, тіпті белгілі дәрежеде рухани құлдырауына әкеліп соққан әдістері, ерекшеліктері, көлемі, салдарлары талданған;

- большевистік өкімет пен ұлттық зиялы қоғамның күрделі де қайшылыққа толы өзара қатынастары көрсетілген;

- жергілікті және орталық мекемелердің Қазақстанда большевиктер саясатын жүзеге асыру ісіндегі өзара қатынастары қарастырылған;

- қазақ ұлттық зиялы қоғамның алдыңғы қатарлы өкілдерінің жоғарғы билікті жүзеге асыруға қатысуы сипатталған.

^ Жұмыстың практикалық маңызы. Диссертация материалдары мен қорытындыларын мемлекеттік-саяси идеология тақырыбындағы жалпы және жеке жұмыстарды жазуда, Қазақстан мен көршілес аймақтардың қазіргі заман тарихы бойынша оқу құралдарын және дәріс курстарын әзірлеуде пайдалануға болады.

Диссертациялық зерттеу тақырыбының практикалық қолданыс үшін маңызы елеулі. Мемлекеттік-саяси идеологияның орнау үрдісін, партия және мемлекет органдарының идеологияны таратудағы рөлін зерттеу мемлекеттік қызметтің жұмысын жақсартуға септігін тигізе алады. Елдің даму бағытын айқындау барысында әр түрлі идеялық-саяси көзқарастарды ескеру қажеттілігіне, іс жүзінде проблемаларды күштеп шешу әдістерінен бас тартуға, нақты өмірде демократиялық қағидаттар басымдылығын сақтауға қатысты тарихи сабақтың практикалық мәні ерекше.

^ Диссертацияның құрылымы зерттеудің мақсаттарымен және сипатымен шартталған. Жұмыс кіріспеден, үш бөлімшеден құралған екі бөлімнен, қорытындыдан, пайдаланылған дерек көздер мен әдебиеттер тізімінен тұрады.


SUMMARY

General characteristics of work. This thesis analyzes the activities of the Bolshevik Party and its institutions during the formation of public-political ideology in Kazakhstan in the early 20-ies of XX century.

Relevance of research topic due to the need of a new approach to the problems of ideological legitimation of the political system of Kazakhstan in the 20-ies of XX century.

Interest in the study period due to the profound practical sense, because in the official communist ideology brought up generations of the Soviet Union, its distribution among the masses was based on the functional activities of the ruling party, government institutions and public organizations. As part of our historical experience, the realities of the past, the ideology of the party-state system of 1921-1925 years with its achievements and failures currently requires in-depth analysis and objective interpretation. Problems of the relationship between politics and ideology had and have great theoretical and practical importance, as during the Soviet era and now.

^ The Object of research are the socio-political relations in Kazakhstan in the early 20-ies of XX century.

The subject of research is the formation of public-political ideology in Kazakhstan in the period.

The aim of the research is the disclosure process of the constitution of state-political ideology in Kazakhstan in 1921-1925 years.

^ The chronological framework of the research covered the period 1921-1925 years. In our opinion it was during this period the formation of the rule of the Bolshevik ideology in Kazakhstan.

The methodological basis of the research was the principles of historicism and objectivity, systematic approach, allowing to combine different methods of analysis and synthesis.

In the dissertation in their entirety were used methods of historical analysis and research. Namely: problem-chronological, simultaneous, comparative-historical, retrospective, historical and systemic.

^ Scientific novelty of the work lies in the fact that it was the first in the Kazakh historiography attempts in the dissertation research specifically study the history of statehood and political ideology in Kazakhstan in 1921-1925 years based on an analysis of the complex known groups of sources on the history of the Communist Party of Kazakhstan.

In this research is the first time:

  • Reveals the essence of state-political ideology;

  • Analysis of its methods, features, extent and effect that led to the ruin, poverty and to some extent even to spiritual extinction of Kazakhs;

  • Shows the complex and contradictory relationship of the Bolshevik government and the national intellectuals;

  • Consider the interaction of local and central agencies in implementing policies of the Bolsheviks in Kazakhstan;

  • Characterize the participation of the leaders of the Kazakh national intellectuals in the implementation of the supreme power.

A new set of archival documents introduced into science. And this research used a range of materials deposited in the funds of the Archives of the President of the Republic of Kazakhstan, Central State Archives of the Republic of Kazakhstan, which reflect the progress and implementation of Soviet construction and establishment of public-political ideology in Kazakhstan.

^ The practical significance of the work. Materials and conclusions in the thesis can be used when writing the summary and individual papers on public-political ideology in the development of textbooks and lectures on the modern history of Kazakhstan and adjacent regions.

Studying the process of establishing public-political ideology, the role of party-state institutions in the dissemination of ideology can contribute to improving public services. Of particular practical significance is the historical lesson of the need to integrate the various ideological and political views in the formulation of policy development, rejection of method of force to resolve problems in practice, compliance with the prerogatives of democratic principles in real life.

Structure of the dissertation is due to the objectives and nature of the study consists of an introduction, two chapters, comprising of three paragraphs, a conclusion, a list of sources and literature, applications.









Скачать 458,46 Kb.
оставить комментарий
КАЛХАНОВА АЛЬФИЯ НУРКАСОВНА
Дата24.09.2011
Размер458,46 Kb.
ТипАвтореферат, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

наверх