Казахи Северного Приаралья в XIX начале XX вв. (историко-этнографическое исследование) 07. 00. 07 Этнография, этнология и антропология icon

Казахи Северного Приаралья в XIX начале XX вв. (историко-этнографическое исследование) 07. 00. 07 Этнография, этнология и антропология



Смотрите также:
Казахи Северного Приаралья в XIX начале XX вв. (историко-этнографическое исследование) 07. 00...
Программа вступительного экзамена в аспирантуру исторического факультета по специальности 07. 00...
Программа для сдачи вступительных экзаменов в аспирантуру по специальности 07 00 07 «этнография...
Выдающиеся личности и события в массовом сознании русских крестьян XIX- начала XX вв...
Материальная культура айнов ( XIII xix вв.): Историко-этнографическое исследование...
Программа Вступительных испытаний Врамках экзамена антропология и этнология по направлению...
Игровые традиции в духовной культуре Японии 07. 00. 07 − этнография, этнология и антропология...
Межнациональные и межконфессиональные отношения в республике марий эл на рубеже XX-XXI вв. 07...
Этнокультурное взаимодействие карачаевцев...
Традиционная календарная обрядность русских Прикамья в конце XIX середине XX вВ...
Программа минимум кандидатского экзамена по специальности 07. 00. 07 «Этнография...
Историко-этнографическое исследование...



страницы:   1   2   3   4   5
скачать
УДК 39 (574) На правах рукописи


БЕКНАЗАРОВ РАХЫМ АГИБАЕВИЧ


Казахи Северного Приаралья в XIX – начале XX вв.

(историко-этнографическое исследование)


07.00.07 – Этнография, этнология и антропология


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора исторических наук


Республика Казахстан

Алматы, 2010


Работа выполнена в Институте истории и этнологии им. Ч.Ч. Валиханова Комитета науки Министерства образования и науки Республики Казахстан.


Научный консультант:

Доктор исторических наук, профессор ^ С.Е. Ажигали


Официальные оппоненты:

Член-корреспондент НАН Республики Кыргызстан, доктор исторических наук, профессор ^ А.А. Асанканов





Доктор исторических наук, профессор У.С. Кыдыралин





Доктор исторических наук, профессор ^ А.Т. Толеубаев


Ведущая организация:

Институт востоковедения

им. Р.Б. Сулейменова КН МОН РК


Защита состоится «29» декабря 2010 г. в 14-00 часов на заседании Диссертационного совета ОД 53.33.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора (кандидата) исторических наук при Институте истории и этнологии им. Ч.Ч. Валиханова Комитета науки Министерства образования и науки Республики Казахстан по адресу: 050100, г. Алматы, ул. Шевченко, 28.


С диссертацией можно ознакомиться в рукописном фонде Института истории и этнологии им. Ч.Ч. Валиханова Комитета науки Министерства образования и науки Республики Казахстан.


Автореферат разослан «27» ноября 2010 г.


Ученый секретарь

Диссертационного совета,

доктор исторических наук А.Т. Капаева


ВВЕДЕНИЕ


Общая характеристика работы. Диссертационная работа является обобщающим историко-этнографическим исследованием, в котором рассматривается история и культура казахов Северного Приаралья в XIX – начале XХ вв., с акцентированием внимания на периоде, начиная с середины XIX века – то есть на стадии перехода от кочевого хозяйства к полукочевничеству и полуоседлости. Работа построена в значительной степени на междисциплинарном изучении этнографических и исторических источников, во взаимосвязи с данными культурологии, памятниковедения и др. дисциплин; основана, прежде всего, на солидной базе полевых этнографических исследований, а также архивно-библиографических, историографических изысканий. Впервые в казахстанской исторической науке вводится в оборот целый комплекс новых этнографических источников и других сопутствующих источников по истории и культуре казахов весьма обширного Североприаральского субрегиона, включающего в себя территории к северу от Аральского моря, низовьев Сырдарьи и Северо-Восточного Устюрта до Южного Урала (восток Оренбургской области), Тургайского плато и ложбины.

^ Актуальность темы. Казахстан – молодое, активно развивающееся суверенное государство, завоевывающее устойчивый авторитет в мире. Большое значение в полнокровном развитии современного государства и общества имеет наука, достижения которой, в особенности технические, носят универсальный характер. Вместе с тем, важнейшую роль в социальном прогрессе играют науки общественного, гуманитарного характера, которые учитывают для будущего развития самобытные особенности стран и регионов, их социокультурные традиции, позволяют сохранить «свое» лицо в современном многосложном мире. В этом плане Казахстан – как древняя в своей основе страна-наследник Великой степной цивилизации – имеет свои яркие особенности: огромную, освоенную казахами и их предками территорию, богатейшую историю и культурное наследие, а также многонациональный состав населения. Все эти основополагающие факторы исторического, социального, культурного характера необходимо исследовать и учитывать для выработки новых направлений в историческо-этнографической науке, в этнологии, что достаточно важно для определения верной стратегии дальнейшего общекультурного развития страны в современную эпоху глобализации.

Особо значимой задачей этнологии Казахстана в настоящее время является всестороннее исследование быстро развивающегося казахского этноса – его происхождения, исторического развития, богатейшей традиционной культуры, его современного состояния как этносоциальной общности со значительными перспективами развития. Заметим, что этнография/этнология играет особую роль в реализации комплексных общегосударственных и региональных программ общественно-гуманитарного профиля, в восстановлении историко-культурной среды, в развитии туризма и т.д. В частности, в Государственной программе «Культурное наследие» этнографическое направление, отражающее крупный блок народной культуры, могло бы стать (при соответствующих условиях) стержневым и наиболее ценным, основополагающим, с огромным возможностями исследования и презентации культуры казахов и других этносов республики.

Становление молодого суверенного государства – Республики Казахстан своим необходимым условием имеет историческое обоснование территориальной целостности, новых данных по изучению истории и культуры казахов, как одного из самобытных этносов многообразного мирового сообщества, ознакомления других народов с казахской культурой, его богатейшим наследием. Помимо разработанных до настоящего времени исторических данных, методологических историко-культурных подходов на общеэтническом, общенациональном уровне, на современном этапе развития весьма важной становится актуализация именно региональной истории, поскольку «регионалистика» (направление, активно развивающееся с конца 80-х годов ХХ в.) связана с процессом наполнения суверенитета, независимости Республики Казахстан, с осмыслением Казахстана как большой страны, включающей в себя различные регионы, совокупность историй и культурных особенностей которых позволяет более обоснованно и целостно изучать историю всего Казахстана, этнографию казахского народа. Сама обширная территория Республики Казахстан, разнообразные природно-климатические условия явились основой развития с древности различных видов деятельности человека, традиционным преобладанием кочевого скотоводства. В маргинальных зонах отчасти развивалось комплексное ведение хозяйства с элементами, как скотоводства, так и земледелия.

Целью диссертационного исследования является анализ широкого круга источников для выявления, на примере Североприаральского субрегиона, исторических изменений в культуре казахов на стадии разрушения, трансформации архаичной кочевнической культуры, становления новых ориентиров жизнедеятельности бывшего кочевника, приспособления социума к полукочевой, полуоседлой и отчасти оседлой культуре. Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

– всесторонне изучить этническую историю субрегиона в ее ретроспективе, во взаимосвязи с данными исторической географии и народной истории – шежире;

– выявить причины и следствия изменений в хозяйстве казахов Северного Приаралья – прежде всего в скотоводстве, а также и в земледелии – в связи с переходом к полукочевому и полуоседлому образу жизни в середине XIX – начале XХ вв.;

– исследовать существенные изменения, произошедшие в системе поселения казахов Приаралья (Северного Приаралья) в указанный период, выразившийся в сокращении путей кочевания, во всеобъемлющем освоении территорий Северного Приаралья, в обустройстве временных и круглогодичных стационарных поселений (кыстау), в развитии домостроения ; показать влияние на эти процессы культуры оседлых народов Средней Азии, русских переселенцев и т.д.;

– показать особенности материальной культуры скотоводов на стадии перехода к полуоседлости, изменения в организации и технологии традиционных ремесел и промыслов казахов;

– раскрыть содержание новшеств в традиционной культуре казахов Северного Приаралья, изменений в повседневном быту, новых видов жизнедеятельности населения степного субрегиона;

– показать распространение мемориально-культовых памятников в Северном Приаралье, в особенности в середине – 2-й половине ХІХ в., как следствие изменений в системе поселения казахов и охарактеризовать народное зодчество рассматриваемой территории как часть традиционной культуры кочевников и полукочевников.

^ Объектом исследования являются казахи Младшего жуза, в большей степени такого крупного племенного объединения, как алимулы, этнической территорией расселения которого в основном является Северное Приаралье.

^ Предмет исследования целостные изменения в культуре казахов Североприаральского района (СПР) в условиях перехода от чисто кочевого скотоводства к полукочевничеству и полуоседлости.

^ Хронологические рамки исследования охватывают период XIX – начала XХ вв., когда в Казахстане наметились и получили широкое развитие процессы серьезных трансформаций в хозяйственно-культурной деятельности кочевого скотоводческого населения в связи с переходом на полукочевой-полуоседлый образ жизни. Особое внимание обращается на период середины, 2-й половины XIX в., когда произошел кардинальный перелом в хозяйстве и быту значительной части казахов степной зоны.

^ Методологической основой исследования, наряду с такими традиционными методами, как сравнительный и теоретический анализ, полевые этнографические исследования, выступает комплексный подход, который объединяет в себе различные методы исторического исследования в совокупности с методиками междисциплинарного изучения исторических фактов и явлений. Помимо перечисленных методов исторического анализа, сравнительных исследований в диссертационной работе использовались приемы таких новых дисциплин и направлений этнокультуры, как этноархеология, историческое памятниковедение, этнолингвистика и др. Естественно в диссертации этнографические факты изучались как путем анализа письменных, архивных источников, так и рассмотрения вербальных и письменных материалов народной истории (шежире), фольклора, сведений информаторов и т.д.

^ Степень изученности проблемы. По истории культуры казахов Западного Казахстана и близлежащих территорий, с точки зрения исследования региональной истории и этнографии на переломном этапе перехода к полуоседлости в середине XIX – начале XX вв., имеются несколько обобщающих исследований – в частности, монографии У.Х. Шалекенова «Казахи низовьев Амударьи» [1] и У.C. Кыдыралина «Қазан төңкерісіне дейінгі Маңғыстау қазақтары» [2].

Исследование У.Х. Шалекенова особо ценно тем, что в нем впервые была рассмотрена в целом историческая этнография казахов южной части Приаральского региона. Относительно Северного Приаралья автор приводит богатый материал казахского шежире и убедительно на полевых и архивных материалах показывает, что казахи объединения алимулы, до переселения их на территорию Каракалпакстана, проживали на северо-западном и восточном побережье Арала, в Сырдарьинском и Жанадарьинском бассейнах [1, с. 75]. При этом он отмечает, что казахи-скотоводы северного побережья Арала в XIX – начале XX вв. выпасали скот и зимовали, в частности, на полуострове Куланды и острове Барсакельмес, а некоторая часть населения оставалась там на все лето и даже сеяли просо, пшеницу (с. 85). У.Х. Шалекенов выдвигает мысль, что еще до переселения в бассейн Амударьи казахи уже владели навыками земледелия и рыболовства (с. 76, 120). В последующем этот материал был расширен за счет данных казахов Сырдарьи и вышел отдельной монографией в соавторстве с М.У. Шалекеновым.

Монография У. Кыдыралина также является регионоведческим этнографическим исследованием казахов XIX – начала XX вв. на материалах Манкыстау, в котором традиционно рассматривается хозяйство, материальная и духовная культура, казахская семья такого крупного племенного объединения как байулы. Автор в качестве сравнительного материала приводит данные по другим регионам Казахстана, в частности, по казахам алимулы Североприаральского района. У. Кыдыралин отмечает доминирование, на исследуемой им территории Западного Казахстана, кочевого скотоводства вплоть до 30-х г. ХХ в., малое распространение полустационарных зимовок, использование юрты в качестве основного жилья зимой. Отсутствие у казахов Манкыстау и Устюрта крупного рогатого скота, слабое распространение сенокошения и многое др. [2, с. 136]. Выводы автора имеют определенное значение для изучения синхронной этнографии казахов Североприаральского района.

Отметим, что аналогичные исследования (но по другим регионам Казахстана) проводились и ранее. Прежде всего, необходимо отметить кандидатскую диссертацию ведущего казахского этнографа Х.А. Аргынбаева «Историко-культурные связи русского и казахского народов и их влияние на материальную культуру казахов во второй половине XIX – начале XX вв.», которая в целом была опубликована в Трудах ИИЭ [3]. В работе впервые, на материалах восточной части Казахстана, показаны исторические изменения в культуре и быту казахов во 2-й половине ХІХ – начале ХХ вв., касающихся стационарного обустройства поселений, развития сенокошения, изменений в быту, в одежде, пище. Данная работа является первым исследованием процесса изменения в культуре казахов на этапе перехода к полуоседлости.

Комплексная проблема хозяйственно-культурных особенностей казахов в рассматриваемый период нашла отражение в ряде обобщающих трудов, имеющих непосредственное отношение к нашей теме. Особо следует отметить фундаментальное исследование С.Е. Толыбекова «Кочевое общество казахов в XVII – начале XX вв.» [4], в котором основное внимание уделяется социально-экономическим основам хозяйствования кочевых скотоводов Казахстана. Причем при анализе кочевого хозяйства и его особенностей автор базируется в основном на этнографический и исторический материал по Восточному и Северному Приаралью. Наряду с этим рассматривается также вопрос развития полукочевого хозяйства в регионе с середины ХІХ в., его предпосылки и последствия. Важное значение имеет также обобщающая коллективная монография «Хозяйство казахов на рубеже XIX–XX вв.» [5], в которой всесторонне, на основе этнографических, исторических, статистических, картографических данных, исследованы основные формы традиционного хозяйства населения Казахстана: животноводство, земледелие и ирригация; а также сопутствующие вопросы: ремесла и промыслы, обрядность. Отдельно рассмотрен вопрос состояния скотоводства в период перехода от кочевого хозяйства к полукочевому и полуоседлому, взаимосвязь этого процесса с распространением поливного и неполивного земледелия и т.д.

Большой вклад в изучение культурных изменений в казахском обществе XIX – начале XX вв. внес этнограф В.П. Курылев, который отмечает наличие в Казахстане трех типов скотоводства: кочевого, полукочевого и оседлого [6]. При этом он пишет, что полукочевое хозяйство было наиболее широко распространенным в изучаемый период [7, с. 249]; важным признаком его ученый считает наличие помимо скотоводства таких видов деятельности, как сенокошение, земледелие, присутствие в стаде крупного рогатого скота, строительство стационарных зимовок и, как следствие всех этих изменений, – сокращение маршруток кочевок. Оседлых хозяйств по данным Курылева было сравнительно немного: в пределах 1,5–10 % (с. 250).

Для разработки нашей темы немаловажное значение имеет вышедший в середине 1990-х гг. коллективный труд «Казахи. Историко-этнографическое исследование» [8], который является обобщающим исследованием по исторической этнографии этноса. Всесторонне освещены традиционное хозяйство и культура казахского народа; но проблема изменений в культуре в переходный период была лишь обозначена. Вместе с тем данная комплексная проблема рассматривалась в материалах международной конференции «Культура кочевников на рубеже веков (XIX – XX, XX – XXI): проблемы генезиса и трансформации» (Алматы, 1995). В частности важный вопрос об изменениях в традиционной системе поселения казахов нового времени был рассмотрен в статье С. Ажигали (Аджигалиева) [9]. Впоследствии эта комплексная проблема была детально рассмотрена исследователем в его развернутой статье «Традиционная система скотоводческого поселения казахов (в историческом развитии)» [10]. В ней дается классификация казахских поселений по типам и по зонам, при этом активно используется исторический, этнографический, памятниковедческий материал по Северному Приаралью.

Изменения в хозяйстве и культуре казахов Северного Приаралья в условиях перехода к полукочевничеству и полуоседлости, безусловно, не могли не учитываться царской администрацией при разработке вопросов переселенческой политики, проведения административных реформ, прокладки железной дороги Оренбург–Ташкент и т.п., что нашло отражение в многочисленных исследованиях и материалах конца XIX – начала XX вв. В частности, важное значение в изучении культуры казахов Североприаральского субрегиона имеют «Материалы по киргизскому землепользованию», собранные по Иргизскому, Тургайскому, Кустанайскому, Актюбинскому уездам Тургайской обл., Темирскому уезду Уральской обл., Казалинскому и Перовским уездам Сырдарьинской обл. [11–15]. Исследователи отмечают (П. Хворостанский), что по некоторым уездам обследование проводилось дважды, что естественно повышает ценность материалов, достоверность данных по аульным таблицам, количеству скота, занятиям казахского населения степи. Эти сведения находили неоднократное подтверждение в наших полевых этнографических материалах – названиях местностей, зимовок, колодцев, эпитафиях кулпытасов, в номенклатуре родословных – шежире и т.д. Важность «Материалов по киргизскому землепользованию» для изучения культуры казахов Северного Приаралья середины XIX – начала XX вв., заключается также в том, что в них отражены сведения по местной казахской этнонимии, родорасселению; границам зимовок, пастбищ; количеству и видам скота; количеству населения по полу, возрасту; занятиям населения – скотоводство, земледелие, сенокошение, ремесла и промыслы.

Особую ценность представляют, конечно, работы российских исследователей (военных, путешественников), чиновников приграничной и местной администрации. В этом ряду, конечно, важное значение приобретают работы, написанные непосредственно на материалах Северного Приаралья, например, А.И. Добросмыслова [16], Я.П. Гавердовского [17], Я.В. Ханыкова [18], М. Леваневского [19], Сейдалина-2 [20] и многих др. Так, в «Очерках киргизских степей (Эмбенского уезда)» М. Леваневский представителей алимулы причисляет уже к полукочевникам. Об изменениях в хозяйстве казахов Североприаральского района отмечает также султан Тлеумухаммед Сейдалин (Сейдалин-2), член Оренбургского отдела ИРГО, который описывает положительный опыт тургайского земледельца Сейткула из рода кипчак, получивший распространение и среди казахов Северного Приаралья [20, с. 234–257] и т.д.

Важную роль в освещении и осмыслении истории и культуры казахов Северного Приаралья в ХІХ – начале ХХ вв. имеют материалы и исследования по народной истории – шежире, которые нашли отражение уже в трудах ранних восточных авторов (Захиреддина Бабура, Мухаммед Хайдар Дулати, Абулгази). Данные шежире казахов Младшего жуза обнародовались российскими исследователями, авторами XVIII – 1-й половины XIX вв. (М.Тевкелев, А.И. Левшин и др.), более детально использовались и трактовались затем в работах Ч.Ч. Валиханова, В.В. Вельяминова-Зернова, Н.И. Гродекова, В.В. Радлова, Ш. Кудайбердыулы и др. авторов. Необходимо отметить, что в деле систематизации и фиксации устных сведений шежире казахов Устюрта и Приаралья важную роль во 2-й половине ХІХ в. сыграли религиозные просветители-теологи, в особенности Досжан-ишан, Нурпеке-хазрет, Атыолла-хазрет и др. Данные шежире при изучении истории и культуры казахов Младшего жуза (в том числе Североприаральского района)активно привлекались казахскими учеными 1-й трети ХХ в. – А. Букейхановым, Х. Досмухамедовым, С. Асфендияровым. Это направление всестороннего, объективного, критического изучения и использования шежире как совокупной народной истории получило впоследствии целенаправленное развитие в работах этнографов Института истории, археологии и этнографии им. Ч.Ч. Валиханова: Х.А. Аргынбаева, М.С. Муканова, В.В. Вострова и др. В целом ряде трудов [21–23] рассматривается родоплеменной состав и расселение казахов в конце XIX – начале XX вв., в том числе в Северном Приаралье (объединение алимулы, отчасти жетыру и байулы). Имеют значение также и многочисленные публикации шежире последних 2-х десятилетий, касающиеся изучаемой территории и родовых групп, но требующие критического подхода, сопоставления с данными исторических письменных источников.

Помимо вышеуказанных обобщающих трудов по исторической этнографии Западного Казахстана, необходимо отметить отдельные работы специалистов, касающихся культуры казахов Североприаральского субрегиона – в частности исследования этнологической экспедиции АН СССР 1926 г. под руководством С.И. Руденко [24]. Статьи членов отряда (А.Н. Букейхана, С.Ф. Баронова, А.Н. Глухова, Ф.А. Фиельструпа и др.) имеют непосредственное отношение к разрабатываемой теме. Следует отметить также важные изыскания почвенно-ботанического отряда экспедиции АН СССР 1926 г. в составе М.М. Ищенко, И.С. Казбекова, И.В. Ларина и Б.К. Щелокова по состоянию кочевого и полукочевого хозяйства казахов начала ХХ в., которые касаются и скотоводства и Североприаральского района [25].

Со 2-й половины ХVIII в. многие авторы, посещавшие Северное Приаралье, низовья Сырдарьи, отмечали отдельные мемориально-культовые и др. памятники (П.И. и Н.П. Рычковы, И.Ф. Бларамберг, А.И. Левшин и др.). Целенаправленно надмогильные и культовые сооружения казахов Североприаральского начали изучаться членами Оренбургской ученой архивной комиссии и в особенности И.А. Кастанье: «Древности Киргизской степи и Оренбургского края» [26] «Надгробные сооружения киргизских степей» [27]. Изучение этих памятников, в частности, выявило типы традиционных мемориальных памятников, целый ряд родовых знаков (тамг) казахов региона. В послевоенный период, как известно изучением памятников Западного Казахстана занимались архитекторы Т.К. Басенов, М.М. Мендикулов, которые лишь отчасти касались территории Северного Приаралья. Целенаправленное исследование здесь памятников народного зодчества было осуществлено экспедициями под руководством С.Е. Ажигали конца 1970-х – начала 1990-х гг., результаты которых опубликованы в монографиях «Генезис традиционной погребально-культовой архитектуры Западного Казахстана» [28] и «Архитектура кочевников: феномен истории и культуры Евразии» [29]. Обследование выявило наличие памятников на всей территории Северного Приаралья, что соответствует этнотерриториальному расселению казахов в новое время.

Исследования памятников в этом районе, при участии автора диссертации, были продолжены с середины 90-х гг. В частности под руководством Р.А. Бекназарова проведены изыскания (по годам): 1995–1997 – бассейны рр. Илек, Хобда; 1998 – фронтальное исследование Ыргыз–Торгайского междуречья; 1999–2001 – Мугоджары, бассейн р. Темир; 2002–2004 – бассейн р. Эмба, плато Устюрт; 2005 – п-ов Куланды, пески Борсыккум и Приаральские Каракумы; 2006 – бассейн р. Орь; 2007 – приграничные районы с Костанайской и Оренбургской областями; 2008 – бассейны рр. Карабутак, Ыргыз, плато Нуратау; 2009 – плато Устюрт.

Таким образом, все вышеперечисленные работы, публикации и экспедиционные материалы, безусловно, были использованы в диссертации как основополагающий и сравнительный материал комплексного, многопланового исследования.

^ Научная новизна работы. В диссертационном исследовании впервые в отечественной этнологии и историографии на основе комплексных полевых этнографических, архивно-библиографических, научно-теоретических изысканий получены следующие новые результаты:

– комплексно обоснован вопрос о выделении СПР в особый историко-культурный район (субрегион), в котором, в частности, в эпоху нового времени, достаточно своеобразно протекали социально-экономические, историко-культурные процессы;

– целостно рассмотрена история изучения СПР как в физико-географическом отношении, так и, прежде всего, в историко-культурном плане;

– изучена народная история (шежире) казахов Приаралья (объединение алимулы) в эпоху нового времени, показаны динамика и существенные изменения родорасселения этой крупной родоплеменной группы;

– впервые в отечественной этнографии масштабно исследовано состояние хозяйства и культуры кочевников казахов на стадии перехода к полуоседлости. На материалах СПР определены особенности хозяйственно-культурных изменений середины XIX – начала XX вв.;

– комплексно рассмотрен вопрос формирования в Северном Приаралье системы временных и стационарных поселений казахов во 2-й половине XIX – начале XX вв.; осуществлена классификация поселений и жилищ, выявлены особенности сложения стационарных зимовок–поселений в степи, влияние на этот процесс колониальной политики России;

– раскрыты сложные вопросы изменений в ремеслах и промыслах казахов, в их организации в связи с включением большинства скотоводов в рыночные отношения конца XIX – начала XХ вв.;

– впервые исследованы перемены в повседневном быту казахов исследуемого региона, развитие новых жизнеобеспечивающих видов деятельности (сенокошение, извоз, торговля), новации в повседневном быту казахов (распространение хлеба, чая и т.д.);

– дана характеристика широкого круга памятников народной архитектуры СПР, который сформировался, в основном, в середине XIX – начале XХ вв. как следствие масштабного хозяйственно-культурного освоения казахами территории региона;

– впервые рассмотрен вопрос распространения ислама в СПР в связи с изучением культовых памятников – мечетей середины XIX – начала XХ вв.; показано влияние этого процесса на духовную культуру казахов скотоводов того времени.

^ Положения, выносимые на защиту:

– основные историко-культурные особенности СПР (на фоне выраженных физико-географических особенностей) определили то, что в отдельные периоды субрегион играл важную роль в этнополитической истории степного региона, в истории и культуре казахов Приаралья в целом;

– на основе архивно-библиографических, полевых этнографических изысканий выявлены существенные региональные особенности формирования культуры казахов Северного Приаралья на стадии перехода к полуоседлости в середине XIX – начале XХ вв.

– определены ареальные особенности и изменения в традиционном кочевом хозяйстве казахов СПР в связи с переходом к полукочевому-полуоседлому образу жизни, сокращением в целом поголовья скота, переходом (совмещением) части населения к другим видам хозяйства: земледелие, сенокошение.

– показан широкий спектр предпосылок, причин формирования устойчивой системы временных и стационарных поселений казахов в СПР; их вариативность в связи с новыми хозяйственно-экономическими условиями, экологией, строительными материалами, инновациями.

– переход к рыночным отношениям, изменения в связи с переходом от «чистого» кочевничества к полукочевничеству, а затем и полуоседлости, выдвинули на передний план другие и новые виды хозяйственно-культурной деятельности населения: охота, рыболовство, извоз, обработка дерева, камня, кости и рога.

– развитие новых видов промыслов (сенокошение, домостроительство, извоз, посредническая торговля) было определено существенными изменениями в хозяйственно-культурной деятельности казахских скотоводов региона;

– анализ традиционно-бытовой культуры казахов СПР показывает выраженные изменения в их повседневном быту – внедрение новых элементов в пище, одежде;

– памятниковедческое исследование показывает, что мемориально-культовые сооружения широко распространяются в СПР в XIX – начале XХ вв. и их ареал в целом соответствует новой системе поселения скотоводов и родорасселения в регионе;

– выявленные во множестве культовые памятники Северного Приаралья свидетельствуют о внедрении идеологии ислама в среду степняков, а также о распространении тех или иных религиозных течений XIX – начала XХ вв.

^ Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в обобщении и анализе большого историографического, полевого этнографического, специального литературного материала, в получении новых знаний о периоде кардинальных изменений в культуре кочевников степного региона на стадии перехода к полуоседлости на примере СПР, о развитии нетрадиционных видов деятельности в новых условиях, в определении значения памятников как ареальных маркеров этнокультуры.

^ Практическая значимость диссертации заключается в целостном рассмотрении известного, вновь выявленного и изученного автором материала по этнографии казахов Северного Приаралья на протяжении значительного и важного периода перехода казахского социума к полукочевничеству и полуоседлости, что является важной основой для обобщающей монографии, дальнейшей разработки многоплановой проблемы. Выявление механизма внедрения новых видов деятельности в кочевую среду имеет немаловажное значение для аналогичных исследований по степной Евразии. Изученные процессы трансформации хозяйства и культуры аула XIX – начала XХ вв., их общие особенности имеют определенное значение для анализа ситуации на современном переходном этапе развития казахстанского села. Положения и выводы диссертации являют собой важный шаг к обобщению разрозненных материалов этнографических, этноархеологических, искусствоведческих и др. исследований и могут быть использованы в качестве основы для учебных курсов по исторической этнографии казахов, в трудах обобщающего характера по истории и культуре Казахстана. Материалы некоторых разделов могут быть использованы в качестве учебно-методических пособи в ВУЗах РК. Данные памятниковедческих изысканий значимы для использования в «Своде памятников Казахстана», а также для проведения реставрационных работ по программе «Культурное наследие», развития туризма в регионе.

^ Апробация результатов исследования. Основное содержание диссертационной работы, а также ее ключевые положения были изложены автором на различных международных, республиканских конференциях: «Проблемы межрегионального сотрудничества в условиях формирования единого экономического пространства: стратегия и механизм реализации» (Оренбург, 2003); «Народы Урало-Поволжья: история, культура, этничность» (Уфа, 2003); «Взаимодействие Казахстана с сопредельными странами в ХVІІІ – начале ХХ веков: современный взгляд на проблему» (Актобе, 2004); «Казахи Оренбуржья: история и современность» (Оренбург, 2005); «Арало-Каспийский регион в истории и культуре Евразии» (Актобе, 2006); «История Казахстана в документах зарубежных архивов» (Алматы, 2007); «Лавровские чтения по Среднеазиатско-Кавказским исследованиям 2006–2007 гг.» (Санкт-Петербург, 2007); «Интеграция археологических и этнографических исследований» (Одесса–Омск, 2007); «Казахстан – перекресток взаимодействия цивилизации» (Алматы, 2007); «Вклад кочевников в развитие мировой цивилизации» (Алматы, 2008); «Рухани-ғылыми мұра» (Алматы, 2008); VIII Конгресс этнографов и антропологов России (Оренбург, 2009); «Роль номадов в формировании культурного наследия Казахстана» (Алматы, 2010).

Результаты работы были внедрены и использованы при подготовке учебных пособий, буклетов, монографий и коллективных работ:

– учебной программы курса «Этнология Казахстана» для студентов университетов (или других вузов) по специальности 0204 «История Казахстана» (Ақтөбе, 2001), методической рекомендации «Этнографиялық практика: әдістемелік нұсқау» (Ақтөбе, 2002);

– в отчетах экспедиций: ЗККЭАЭ–2004, 2005 по Атырауской обл. (Алматы–Атырау, 2004, 2005), отчет по АктЭ–2005, 2006, 2007, 2008 по Актюбинской обл. (Актобе, 2005, 2006, 2007, 2008);

– при подготовке буклета «Наследие древнего мира. Историко-культурное наследие в Атырауской окрестности» (Атырау, 2005; в соавторстве с С.Е. Ажигали);

– при написании монографий: «Қазақтың дәстүрлі тас қашау өнері» (Алматы, 2005); «Батыс Қазақстан облысының тарихи-мәдени және табиғат мұралары ескерткіштері. Т. 1. Шыңғырлау ауданы/Чингирлауский район» (Орал, 2005; в соавторстве); «Батыс Қазақстан тарихы. Екі томдық. I-том» (Ақтөбе, 2006; в соавторстве); «Қазақ халқының дәстүрлері мен әдет-ғұрыптары. 2-том: дүниеге келгеннен өмірден озғанға дейін (отбасылық әдет-ғұрыптар ертеректегі авторлардың еңбектері бойынша)» (Алматы, 2007; в авторском колл.); «Топонимия Актюбинской области: историко-этимологическое описание, классификация и стратегия переименований. Т. 1. Научная монография в 3-х томах» (Актобе, 2008; в соавторстве); «Большой Атлас истории и культуры Казахстана» (Алматы, 2008; в авторском колл.);

– при разработке туристического маршрута на комплексы Абат-Байтак и некрополя Хан моласы на территории Актюбинской обл.

^ Структура диссертации. Работа состоит из двух основных частей. Первая часть (том) с текстовым материалом введения, 5 разделов, заключения, списка использованных источников и приложений. Вторая часть диссертации представляет собой альбом, в который включены карты, сводные таблицы, схемы, фотоиллюстрации и рисунки.





оставить комментарий
страница1/5
БЕКНАЗАРОВ РАХЫМ АГИБАЕВИЧ
Дата24.09.2011
Размер0,89 Mb.
ТипИсследование, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3   4   5
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

наверх