Рабочая программа по дисциплине «манасоведение» для студентов всех специальностей заочной формы обучения icon

Рабочая программа по дисциплине «манасоведение» для студентов всех специальностей заочной формы обучения


11 чел. помогло.
Смотрите также:
Министерство образования и науки

Кыргызской Республики


Кыргызский государственный технический университет им. И. Раззакова


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по дисциплине «МАНАСОВЕДЕНИЕ»


для студентов всех специальностей

заочной формы обучения


Факультет Энергетический

Кафедра «Философия и социальные науки»

Курс II

Семестр III, IV

Зачет (семестр) III, IV

Экзамен (семестр)


Всего часов по учебному плану: 21

из них:

- лекции ^ 4

- лабораторные -

- практические -

- курсовой проект (РГЗ) -

- индивидуальные занятия -2

- самостоятельная работа 15

- экзамен -


Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта Кыргызской Республики

Разработана: к.ф.н., и.о.доц. Бакчиевым Т.А.

Рассмотрена и утверждена на заседании кафедры «Ф и СН»

Протокол № ^ 1 от « 10 » сентября 2007 г. _________________________

(подпись зав. каф.)


Одобрено учебно-методической комиссией факультета ЭФ

Протокол №____ от «___»_______ 2007 г. _________________________

(подпись зав. каф.)


Предисловие


Краткое описание курса: С 2006 года курс манасоведение в вузах приобретает вторую жизнь. И данный курс, предлагаемый нами одна из попыток, дать студентам возможность в ознакомлении с этим феноменом. Современное расширение предмета теории познания уже привёл к вовлечению в сферу исследования таких феноменов, как: миф, магия, религиозный и эстетический опыт, обыденное и практическое сознание. Исследования «Манаса» представляет особый интерес, прежде всего, именно в этом аспекте, поскольку в нём наблюдается весь спектр вышеуказанных феноменов.


^ Целью курса: 1.Представить устойчивое понимание существующих представлений в области манасоведения, включая знание того, как эти концепции развивались на протяжении длительного времени; 2. Подготовить студентов в осуществлении критического мышления, анализа и изложения своих идей, мыслей в устной форме и возможно в письменной форме.

^ Задача курса: как известно, научный опыт в рамках узко-традиционного образа науки оказывается весьма необычным видом опыта. Ни о какой единичности здесь не может быть и речи, факты должны быть поняты как частные проявления общих законов, повторяемость фактов – как свидетельство в пользу их истинности. Это убеждение часто противоречит реальной научной практике астрономии, биологии, географии, археологии, истории культуры, истории философии, оно все же доминирует в сознании ученых. При этом, оно же придает науке, поскольку она стремится к теоретической обобщенности, вид предельной практики, т.е. деятельности, почти не встречающейся в повседневной жизни. Наука, понятая таким образом, имеет дело с абстрактными фактами, повторяемость и воспроизводимость, которые чрезвычайно условны и, в сущности, не содержат в себе ничего, кроме соответствующих теоретических допущений или принятых по соглашению постоянных величин.

В отличие от такой научно-виртуальной картины мира в феномене «Манас», точнее в творчестве манасчи воссоздаются условия разнородной онтологии. Для особо одаренных манасчи, процессы посвящения и устного воспроизведения «Манас», всегда являются своего рода подлинным путешествием из одного мира в другую. Путешествие внутренне связано с миром духов.

Эти два свойства творчества манасчи делают его духовный опыт способом радикального расширения горизонта сознания, источником многообразия жизненной реальности, превращают его в своеобразный инкубатор антологий, полигон человеческих возможностей.

Таким образом имея дело с абстрактными явлениями нам тяжело донести аудитории их истинную значимость. И всё же, опираясь научным материалам современных западных ученых мы всячески будем стараться преподносить студентам интересную, всестороннюю информацию.


^ Структура дисциплины


темы, раздел

Наименование раздела

Содержание

Всего часов

^ В том числе

Лб. Работы (№)

Пр. сем

Матер. на СРС

лк

лб

Пр.сем

инд

СРС










1.

Введение. Из история возникновения эпосов мира. Из истории возникновения манасоведения – как науки.





10

2







1

7










2.

Общечеловеческие ценности имеющиеся в эпосе «Манас» через призму антропологии и философии. Сказительское искусство.





11

2







1

8













Итого:




21

4







2

15











^ ПЕРЕЧЕНЬ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ




Наименование работ

(тем)

^ Краткое содержание

Кол. час.

1.

Из история возникновения эпоса народов мира. Из истории возникновения манасоведения – как науки.

1.Определение термина - «эпос»;

2. Эпосы народов мира;

3. Происхождение эпоса «Манас»;

4. Эпос «Манас» в истории кыргызов.

2

2.

Общечеловеческие ценности имеющиеся в эпосе «Манас» через призму антропологии и философии.

Сказительское искусство-манасчи.


1. Отец-сын; 9. Сводные братья.

2. Смерть, завещание, поминки;

3. Благословение-кара;

4. Рождение, наречение имен, смена имен;

5. Родословие;

6. Идиосинкразия;

7. Бог-царь;

8. Понятие – «кайып».

9. Типы духов;

10. Мнемоническое творчество.

11. Магические функции манасчи;

12. Типы манасчи;

13. Место и роль манасчи в жизни кыргызов

2



^ ПЕРЕЧЕНЬ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПОД РУКОВОДСТВОМ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ




^ Перечень тем

Количество часов

Форма отчетности

Примечание

1.

Из история возникновения эпосов мира. Из истории возникновения манасоведения – как науки.



1

Реферат




2.

Общечеловеческие ценности имеющиеся в эпосе «Манас» через призму антропологии и философии. Сказительское искусство-манасчи.



1

Реферат





^ ПЕРЕЧЕНЬ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ (СРС)




^ Наименование разделов

Перечень тем

Кол. часов

Форма отчет.

1.

Из история возникновения эпосов мира. Из истории возникновения манасоведения – как науки.

Определение термина - «эпос»;

2. Эпосы народов мира;

3.Происхождение эпоса «Манас»;

4. Эпос «Манас» в истории кыргызов.

7

Конспект и устные опросы

2.

Общечеловеческие ценности имеющиеся в эпосе «Манас» через призму антропологии и философии.

Сказительское искусство-манасчи

1. Отец-сын;

2.Сводные братья.

3.Смерть, завещание, поминки;

4.Благословение-кара;

5.Рождение, наречение имен, смена имен;

6. Родословие;

7. Идиосинкразия;

8. Бог-царь;

9.Понятие -«кайып».

10. Типы духов; 5. Мнемоническое творчество.

11.Магические функции манасчи;

12. Типы манасчи;

13. Место и роль манасчи в жизни кыргызов

8

Конспект и устные опросы



^ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ БАЛЛОВ:


ВСЕГО БАЛЛОВ: 100

из них:

индивидуальные занятия: 50

реферативная работа: 25

СРС 25




^ Виды занятий

зачет

1.

Реферативная работа

20-25

2.

Индивидуальные занятия

45-50

3.

СРС

20-25



^ ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО КУРСА:


1. Определение термина - «эпос»;

2. Эпосы народов мира;

3. Происхождение эпоса «Манас»;

4. Эпос «Манас» в истории кыргызов.

5. Эпос «Манас» в исторических летописях;

6. Записи вариантов эпоса «Манас» в XIX веке;

7. Записи вариантов эпоса «Манас» в Советскую эпоху;

8. Записи вариантов эпоса «Манас» в эпоху суверенитета Кыргызстана;

9. Основные методы записи вариантов эпоса «Манас».

10. Регулярная запись вариантов эпоса «Манас»;

11. Текстологические исследования эпоса «Манас»;

12. Основные области научных исследований эпоса «Манас»: в области филологических и исторических наук;

13. Издание текстов эпоса «Манас»;

14. Влияние государственной идеологии в развитии манасоведения.

15. Традиционный сюжет эпоса «Манас»;

16. Некоторые искажения традиционного сюжета эпоса «Манас»;

17. Проблемы между отцом и сыном;

18. Смерть, завещание, поминки;

19. Благословение и кара;

20. Рождение, наречение имен, смена имен;

21. Значение родословия для кыргызов;

22. Значение рождения героя при идиосинкразии;

23. Значение Бога в эпосе «Манас» или царь, как посланник Бога;

24. Понятие – «кайып».

25. Типы духов у кыргызов;

26. Магические функции манасчи;

27. Типы манасчи;

28. Место и роль манасчи в жизни кыргызов.

29. Эпос «Манас» - как история и дух народа;

30. Эпос «Манас» - как культура (театр, литература, ИЗО, музыка, кино и т.д.);

31. Эпос «Манас» - как энциклопедия народа.

32. Исследования эпоса «Манас» в области литературоведения, фольклора и языкознания;

33. Исследования эпоса «Манас» в области истории, антропологии (этнографии), археологии;

34. Исследования эпоса «Манас» в области культурологии, религиоведения, философии;

35. Проблемы вокруг термина - «устное творчество» и мнемоническое творчество;

36. Современные проблемы сказительского искусства;

37. Проблемы между сводных братьев в эпосе «Манас».


^ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ:

1. Эпосы народов Востока;

2. Ч.Валиханов и его наследие.

3. Эпосы народов Запада;

4. Культура кыргызов в эпосе «Манас»;

5. Эпос «Манас» в исторических летописях;

6. В.Радлов – как исследователь эпоса «Манас»;

7. Записи вариантов эпоса «Манас» в Советскую эпоху;

8. Записи вариантов эпоса «Манас» в эпоху суверенитета Кыргызстана;

9. Основные методы записи вариантов эпоса «Манас».

10. Регулярная запись вариантов эпоса «Манас»;

11.Текстологические исследования эпоса «Манас»;

12.Основные области научных исследований эпоса «Манас»: в области филологических и исторических наук;

13. Издание текстов эпоса «Манас»;

14. Влияние государственной идеологии в развитии манасоведения.

15. Традиционный сюжет эпоса «Манас»;

16. Некоторые искажения традиционного сюжета эпоса «Манас»;

17. Проблемы между отцом и сыном;

18. Смерть – в эпосе «Манас»;

19. Кара – в эпосе «Манас»;

20. Наречение имен в эпосе «Манас»;

21. Смена имен в эпосе «Манас»;

22. Значение рождения героя при идиосинкразии;

23. Значение Бога в эпосе «Манас» или царь, как посланник Бога;

24. Понятие – «кайып».

25. Типы духов у кыргызов;

26. Магические функции манасчи;

27. Типы манасчи;

28. Место и роль манасчи в жизни кыргызов.

29. Эпос «Манас» - как история и дух народа;

30. Эпос «Манас» - как культура (театр, литература, ИЗО, музыка, кино и т.д.);

31. Эпос «Манас» - как энциклопедия народа.

32. Исследования эпоса «Манас» в области литературоведения, фольклора и языкознания;

33. Исследования эпоса «Манас» в области истории, антропологии (этнографии), археологии;

34. Исследования эпоса «Манас» в области культурологии, религиоведения, философии;

35. Проблемы вокруг термина - «устное творчество» и мнемоническое творчество;

36. Современные проблемы сказительского искусства;

37. Творческие школы манасчи.


Основная литература:

  1. Энциклопедический феномен эпоса «Манас»: Сб.ст.об эпосе «Манас». – Б.: 1995.

  2. «Манас» эциклопедиясы. – Б.: 1-2-т.: 1995.

  3. Талант Аалыбек. Манастааным. Жомокчунун жолу. – Б.: 2003.

  4. Мифы народов мира. Энциклопедия: Т.1-2. 1998.

  5. Сыдыкбеков Т. Бел-белес: Роман-эссе. – Б.:Адабият. 1991.

  6. Бакчиев Т. Священный зов. 2005.

  7. Ибраимов К. Ыбрайым Абдрахманов. Ф.:1987.

  8. Кыдырбаева Р. Сказительное мастерство манасчи. Ф. 1984.

  9. Гроф С. За пределами мозга. М.: 2004.

  10. Гроф С. Холотпропное сознание. М.: 2003.

  11. Бекмухамедова Н. Эволюция женских образов эпоса «Манас». – Б.: «Эркин-тоо», 1997.

  12. Кыргыз адабиятынын тарыхы 2-т. Манас жана манасчылар. А.Акматалиевдин жалпы редакциясы астында. – Бишкек: 2002.

  13. Турсунов Е. Возникновение баксы, акынов, сэри и жырау. – Астана: ИКФ «Фолиант». 1999.

  14. Абрамзон С.М. Киргизы и их этногенетические и историко-культурные связи. –Ф.: Кыргызстан, 1990.

  15. Бакиева Г. Социальная память и современность. – Бишкек: Илим., 2000.

  16. Валиханов Ч. Собр.соч., в пяти томах, Алма-Ата, 1961.

  17. Лорд А.Б. Сказитель. М., 1994.

  18. Путилов Б. Эпическое сказительство: Типология и этническая специфика. – М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1997.


Дополнительная литература:

  1. Турсунов Е. Истоки тюркского фольклора. Коркыт. - Алматы: Дайк-Пресс, 2001.

  2. Мусаев С. Манас: Научно-популярный очерк. 3-ее изд. – Б.: Шам, 1994.

  3. Ауэзов Н. Сказители Манас и слушительская среда. Отан тарыхы. 202.№2.

  4. Бектенов З. Замандаштар. Б.: 1994.

  5. Валиханов Ч.Ч. Собр.соч., т.1.Алма-ата, 1961.

  6. Ефремов П.Е. Долганская олонхо. Якутск., 1984.

  7. Кальвайт. Х. Шаманы, целители, знахари,. Древнейшие учения, дарованные самой жизнью. М.Изд-во «Совершенство», 1998.

  8. Молдобаев К.К. К исследованию национальной идентичности и этносоциальной памяти. Б.: БГУЭП. 2004.

  9. Неклюдов С.Ю. Героический эпос монгольских народов. Устные и литературные традиции. М., 1984.

  10. Никонов А.Ю. Алтун Битиг. Тенгрианство. Алматы 2000.

  11. Уолш Р. Дух шаманизма. М.Изд-во Трансперсонального Института, 1996.

  12. Цуркан А. Энциклопедический словарь по культурологии. М., 1997.

  13. Юдахин К.К. Кыргызско-русский словарь. –Б., 1999.



Скачать 123,92 Kb.
оставить комментарий
Дата24.09.2011
Размер123,92 Kb.
ТипРабочая программа, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт
плохо
  10
не очень плохо
  1
средне
  3
хорошо
  1
отлично
  11
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com


База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх