Учебно-методический комплекс по Истории мировой культуры (название дисциплины) icon

Учебно-методический комплекс по Истории мировой культуры (название дисциплины)


Смотрите также:
Учебно-методический комплекс по История мировой культуры (название дисциплины)...
Учебно-методический комплекс по дисциплине история мировой и отечественной культуры (русское...
Учебно-методический комплекс для всех специальностей и направлений подготовки Москва 2010 г...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «История античной литературы» Ростов-на-Дону...
Учебно-методический комплекс по дисциплине “История мировой и отечественной культуры” для...
Учебно-методический комплекс по дисциплине “История мировой и отечественной культуры" для...
Учебно-методический комплекс дисциплины ен. Р...
Учебно-методический комплекс дисциплины ен. В...
Учебно-методический комплекс по дисциплине история мировой и отечественной культуры (россия...
Учебно-методический комплекс по История мировой и Отечественной культуры. Запад, новейшее время...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Археология» Костанай...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Этнология» Костанай...



Загрузка...
скачать
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУВПО "ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра ________________Новой и Новейшей истории______________________

(название кафедры)


Ф.и.о. автора ______________Дементьева Светлана Николаевна _____________


Учебно-методический комплекс по


Истории мировой культуры

(название дисциплины)


Специальность: ______________080504.65__ ГМУ_______________________

(код по ОКСО) (наименование специальности)


____________________989594.65____________________________________

(код по ОКСО) (наименование специальности)


Согласовано: Рекомендовано кафедрой:

Учебно-метод. управление Протокол №____

«____» _____________ 200__ г. «___» ___________ 200__ г.

________________________ Зав. кафедрой _________


Пермь 2007

Автор-составитель:

^ Дементьева Светлана Николаевна,

к.и.н., доцент, доцент.

Учебно-методический комплекс по «Истории мировой культуры» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Политология».

Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин специализации и является обязательной для изучения.

^ Согласования со смежными кафедрами:


Декан И.О. Фамилия

Зав. библиотекой

(подпись) (ф. и. о.)

СОДЕРЖАНИЕ



I. Рабочая программа дисциплины 5

1.Цели и задачи изучения дисциплины 5

2.Требования к уровню освоения дисциплины 5

3.Объем дисциплины 5

3.1.Объем дисциплины и виды учебной работы 5

3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы 6

4. Содержание курса 7

4.1. Разделы курса. 7

4.2. Темы и краткое содержание. 8

5. Тематика рефератов и методические указания по их выполнению. 14

1.Гомер и его творчество 14

2.Драматургия Древней Греции (Эсхил, Софокл, Аристофан) 14

5.Вергилий и его творчество 14

6.Творчество Горация 14

7.Творчество Овидия 14

8.Творчество Данте 14

9.Творчество Ф.Петрарки 14

10.Дж.Бокаччо и его творчество 14

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины 16

6.1. Литература 16

6.2.Материально-техническое и/или информационное обеспечение дисциплин 18

6.3. Методические указания студентам 18

6.4. Методические рекомендации преподавателю 21

II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения текущего контроля и промежуточной аттестации 21



^

I. Рабочая программа дисциплины




1.Цели и задачи изучения дисциплины



Курс «История мировой культуры» (XVII – XIX вв.) является частью общего курса по «Истории мировой культуры». Цель данного курса – ознакомления студентов – историков с общими процессами, происходившими в культурной жизни стран Западной Европы и Америки и специфическими национальными формами развития, культурных процессов в указанное время.

Задачи курса определяются:

  1. выработкой определенных стереотипов мышления в формировании знаний по материальной и духовной культуре человеческого общества;

  2. умением дать сравнительный анализ культур различных эпох и разнообразных направлений;

  3. познанием классификаций видов искусства.



^

2.Требования к уровню освоения дисциплины



В ходе изучения курса «История мировой культуры» студенты должны укрепить знания в указанных областях, а также научиться хорошо ориентироваться во временном поле мировой культуры, уметь определить основные направления развития культуры, стили и жанры, дать характеристику творчества отдельных представителей различных областей культуры в масштабах отдельных национальных культур.

^

3.Объем дисциплины




3.1.Объем дисциплины и виды учебной работы




Вид учебной работы

^ Количество часов по формам обучения



Очная

Заочная

№№ семестров







Аудиторные занятия:

46

16

лекции

46

16

практические и семинарские занятия







лабораторные работы (лабораторный практикум)







^ Самостоятельная работа

26

56

^ ВСЕГО ЧАСОВ НА ДИСЦИПЛИНУ

72

72

^ Текущий контроль

(количество и вид текущего контроля, №№ семестров)







^ Курсовая работа

(№ семестра)







^ Виды промежуточного контроля

(экзамен, зачет) - №№ семестров

Экзамен

Экзамен



^

3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы



Форма обучения _____очная



№/№

Наименование тем и разделов

Всего часов

Аудиторные часы


Самостоятельная работа

лекции

семинар

I.

Предмет и задачи курса

4

2




2

II.

Культура первобытного общества

4

2




2

III.

Культура античного мира.

12










1.

Культура Древней Греции




4




2

2.

Культура Древнего Рима




4




2

IV.

Культура эпохи феодализма.

12










1.

Общие черты средневековой культуры.




4




2

2.

Региональные черты западноевропейской культуры эпохи феодализма.




4




2

V.

Возрождение

6










1.

Культура эпохи Возрождения




4




2

VI.

Культура нового времени.

24










1.

Культура эпохи барокко




2




2

2.

Эпоха Просвещения (XVIII в.)




4




2

3.

Общие черты европейского романтизма.




4




2

4.

Художественная культура второй половины XIX в.






6






2

VII.

Культура новейшего времени.

10










1.

Современная мировая художественная культура.




6




4




Итого

72

46




26


Форма обучения _____заочная


№/№

Наименование тем и разделов

Всего часов

Аудиторные часы


Самостоятельная работа

лекции

семинар

I.

Предмет и задачи курса

4

2




2

II.

Культура первобытного общества

6

2




4

III.

Культура античного мира.

12










1.

Культура Древней Греции




2




4

2.

Культура Древнего Рима










6

IV.

Культура эпохи феодализма.

12










1.

Общие черты средневековой культуры.




2




4

2.

Региональные черты западноевропейской культуры эпохи феодализма.










6

V.

Возрождение

6










1.

Культура эпохи Возрождения










6

VI.

Культура нового времени.

20










1.

Культура эпохи барокко










4

2.

Эпоха Просвещения (XVIII в.)




2




4

3.

Общие черты европейского романтизма.










4

4.

Художественная культура второй половины XIX в.






2






4

VII.

Культура новейшего времени.

10










1.

Современная мировая художественная культура.




4




6




Итого

72

16




56



^

4. Содержание курса




4.1. Разделы курса.




1. Предмет и задачи курса

2. Культура первобытного общества

3. Культура античного мира

4. Культура эпохи феодализма

5. Возрождение

6. Культура нового времени

7. Культура новейшего времени
^

4.2. Темы и краткое содержание.



1. Предмет и задачи курса

    1. Определение понятия «культура». Место культуры в общественной жизни человека. Культура и цивилизация. Структурные элементы культуры. Классификация видов искусства. Определение понятия «стиль», «жанр», «мода». Основные закономерности мирового художественного прогресса, принцип единства и многообразия. Периодизация истории мировой культуры. Дискуссионные проблемы теории культуры в современной культурологии.



^ 2. Культура первобытного общества

    1. Первобытная культура как исторически первый традиционный тип культуры. Практически-духовный характер жизнедеятельности первобытного общества. Формирование культуры как универсального механизма самоорганизации общественной жизни. Синкретическая целостность первобытной культуры. Основные этапы ее формирования и развития (палеолит, мезолит, неолит, бронзовый век). «Культурная вселенная» древнейшего мира. Генезис художественной культуры. Роль обряда, обычая, ритуала в этом процессе. Виды искусства в первобытной культуре. Своеобразие первобытных верований (анимизм, тотемизм и др.) и их влияние на искусство. Особенности «первобытного реализма» и «схематизма». Изобразительно-выразительные средства. Эволюция художественных стилей от палеолита к неолиту.



^ 3. Культура античного мира

  1. Древняя Греция. Генезис античного общества. Основные этапы его развития. Полисная собственность и институт классического рабства. Связь искусства с религиозным культом. Мифология как основа объяснения возникновения мира. Развитие основ философско-материалистического объяснения мира. Зарождение точных наук. Система этических и эстетических взглядов древних греков. Антропоморфизм как основа греческого искусства. Прогрессивная роль греческого реализма в развитии всех видов искусства. Источники для изучения культуры Древней Греции (археологические находки, труды Павсания, Плиния, Филострата, Каллистрата, Витрувия).

Периодизация истории древнегреческой культуры: крито-микенский этап, архаика, классика, эллинистический этап.

    1. Древний Рим. Три периода развития римской культуры: культура доримской Италии (3 тыс. до н.э. – 3 в. до н.э.); культура Римской республики (3-1 вв до н.э.); культура Римской империи (кон. 1 в. до н.э. – 5 в н.э.).

Этрусское государство – центр культуры 7 – 3 вв. до н.э. Влияние греческой культуры на формирование культуры этрусков. Городская архитектура (Сеньи, Орвьето, Старые Фалерии). Храм и жилище этрусков. Ритуальные обряды. Настенная живопись и ее развитие в Этрурии. Акроберии как разновидность скульптуры. Скульптурный портрет. Ювелирное мастерство. Прикладное искусство буккеромеро («черная земля»).

Культура Римской республики. Роль религии в формировании мировоззрения граждан республики. Заимствование культов и мифов у других народов. Ведущая роль гражданской архитектуры. Развитие скульптуры индивидуального портрета. Протокольно-повествовательный рельеф. Исключительное развитие различных областей римского права. Театр Древнего Рима. Гробницы римской элиты. Архитектура жилых домов. Четыре стиля римской живописи.

Культура Римской империи. Архитектура – ведущий вид искусства. Триумфальные сооружения – арки, ростры, колонны. Скульптурный официальный портрет. Помпеи как памятник культуры периода империи. Гражданская зрелищная архитектура (Колизей). Пантеон – храм всех богов. Стоическая философия Марка Аврелия. Термы Каракаллы – новый вид гражданской архитектуры. Период правления солдатских императоров – время распада реалистического метода в искусстве. Возникновение христианства и его роль в общественной и культурной жизни Древнего Рима. Катакомбная культура. Раннехристианская архитектура и скульптура.


^ 4. Культура эпохи феодализма

  1. Культура эпохи феодализма. Общие черты. Художественная культура феодализма как канонический (средневековый) тип культуры. Хронология и периодизация средневекового общества. Проблемы многообразия и неравномерности развития культур феодального мира. Социальная структура феодального общества и дифференциация художественной культуры (церковная, феодально-светская, народная, ремесленно-городская). Господство религиозного мировоззрения в духовной жизни. Становление и развитие мировых религий (буддизм, христианство, ислам).

Своеобразие средневековой художественной картины мира, ее теоцентрический, символико-догматический характер. Дуалистическое сосуществование церковного и светского начал в художественной культуре, их взаимодействие.

Универсальность социального адреса художественного творчества (от храмового действа до выступления средневековых певцов и актеров). Коллективная форма существования художественной культуры (фольклорно-обрядовые и культовые ритуальные действия, «замковые» пиры и турниры, массовые празднества и карнавалы). Миграция художественных идей.

Роль средневековой культуры в развитии мировой культуры.

  1. Региональные черты средневековой культуры. Западная Европа.

Великое переселение народов и образование первых варварских государств (VI – IX вв.). Процесс феодализации. Распространение христианства. Отделение ремесла от сельского хозяйства, возникновение городов как центров ремесла, торговли и культуры.

Расцвет городов в XIII – XIV вв., их статус. Профессиональные корпорации – цехи. Зарождение интеллигенции.

Сложение духовной культуры западноевропейского средневековья в результате столкновения и взаимодействия культур варварских народов (готов, лангобардов, кельтов, франков, скандинавов и др.), античного наследия и Востока. Роль католической религиозной идеологии в этом процессе.

Хронология и периодизация развития культуры: дороманский («меровингский» - VI – VII вв., «каролингский» - VIII – IX вв.), романский – XI – XII вв. и готический – XIII – XIV вв. периоды. Подвижность хронологических рамок в пределах региона и по отношению к разным видам искусства.

Господствующее положение религиозного искусства. Воздействие церкви на сферу художественного производства: строительство соборов, монастырей, организация скрипториев и монастырских ремесленных мастерских, церковных музыкальных школ, постановка литургических и полулитургических драм. Определение «дозволенного» и «недозволенного» в художественной жизни.

Образный строй и конструктивное решение романских и готических соборов. Скульптура и живопись в храмовом зодчестве. Основные литературные жанры: проповеди, агиографии, эпистолы, апологии, бестиарии и бревиарии. Рукописная книга, характер ее оформления. Миниатюры как памятники истории культуры, быта, научных знаний. Преобладание монументальных форм искусства. Рыцарская культура. «Куртуазный универсум». Искусство как компонент феодальной «роскоши», досуга и развлечений. Замок, его структура, изменение во времени. Переосмысление народно-эпических преданий в феодально-рыцарской среде. Утверждение жанра галантно-аристократического романа. Песенно-поэтический характер творчества трубадуров, труверов, минизингреов (поэзия на народных языках). Появление музыкального концентирования. Танец в «замковой» культуре. Художественно-эстетическое оформление предметной среды и быта господствующих классов. Художественное ремесло (одежда, утварь, оружие); ювелирное искусство.

Познавательная ориентация городской художественной культуры. Повествовательный принцип, элементы реализма в словесных, зрелищных и пластических искусствах. Активизация литературного творчества в результате перехода к «чтению» (вместо «слушания»). Изобретение книгопечатания и его роль в этом процессе.

Площадный театр, его жанры: миракли, мистерии, моралите, фарсы. Карнавал как синтез обрядно-зрелищных форм. Гражданская архитектура, ее функционально-конструктивный характер. Развитие жанров светской музыки: мадригал, полифонические песни, танцевальные песни. Преобладание «малых форм» в городской культуре (фаблио и шванки, книжная графика и гравюры), малые формы духовной и светской музыки (мадригалы, песни).


5. Возрождение

  1. Возрождение как «величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством». Бюргерский город, его экономическая и социально-политическая структура. Возникновение мануфактурного производства. «Аграрная революция». Антифеодальное движение, борьба против духовной диктатуры церкви. Ренессансное свободомыслие и идеология Реформации. Великие географические открытия.

Естественно-научные знания и изменение представлений о пространстве и времени. Предметный мир культуры. Формирование новой психологии и автоматизации личности.

Антропоцентризм художественной картины мира; обращение к античному наследию. Гуманизм и универсализм художественной культуры Возрождения. Становление профессиональной художественной культуры; роль меценатства и патронирования в этом процессе. Фольклорный пласт художественной культуры. Процессы демократизации художественной жизни в эпоху Возрождения.


^ 6. Культура нового времени

  1. Культура эпохи барокко. Углубление противоречий феодальной и раннебуржуазной культуры. Обострение классовых противоречий и нарастание антифеодального народного движения. Неустойчивость политического состояния европейских государств. Переворот в области естественных наук (от Коперника до Ньютона). Становление метафизических философских систем (Декарт, Паскаль, Спиноза). Антиномизм картины мира эпохи барокко, разрушающей ренессансный антропоцентризм. Драматизм мироощущения человека эпохи, представление о бесконечности пространства и времени, о «малости» и «величии» человека перед лицом мироздания.

Дискуссионность содержания барокко: стиль, художественное направление, поэтическая система, эпоха.

Самоопределение художественной культуры в системе культур XVII – первой половине XVIII вв. Завершение процессов профессионализации художественной деятельности, формирование творческой интеллигенции. Возникновение Академий и концепция «свободного» художника. Дифференциация народного и профессионального искусства.



  1. Эпоха Просвещения. Общая характеристика идеологии и культуры эпохи Просвещения. Просветительский идеал гармонически развитого общества. Вопрос о «природе человека». Влияние просветительской идеологии на развитие различных отраслей знаний и видов искусства XVIII в. Особенности развития философской мысли. Основные направления литературы эпохи Просвещения. Просветительский реализм. Особенности развития гуманитарных наук (история, социология). Развитие европейского театра и его жанровый спектр (героическая трагедия, мещанская драма, «слезная комедия», водевиль). Отражение просветительской «картины мира» в разных видах искусства: гражданская архитектура, градостроительство; главенство портрета в живописи и скульптуре, дидактическая ориентированность литературы и театра. Новые формы музыкальной жизни (концертные залы, оперные театры); ведущая роль песенных жанров; развитие симфонической музыки.

Основные направления в искусстве эпохи Просвещения: классицизм, сентиментализм, предромантизм. Общность принципов творческого метода и различие в направленности и результатах поиска «совершенного человека». Углубление процессов профессионализации художественного труда. Роль искусства и личности художника в обществе Государственного управления искусством; Академии. Профессионализация художественной критики. Демократизация «официального» искусства и проникновение академических образцов в творчество провинциальных и самодеятельных художников. Своеобразие национальных черт в Просвещении европейских стран (Франция, Англия, Германия). Всемирное и культурное значение европейского Просвещения.

  1. Общие черты европейского романтизма и своеобразие развития его национальных путей. Романтизм – мировое идейно-художественное движение. Романтизм как умонастроение: неприятие действительности, ощущение конфликтности бытия, устремленность к идеалу. Художественная жизнь романтической эпохи, ее демократизм и политический пафос; революционный потенциал общественного воздействия искусства. Развитие художественной критики.

Романтическое понимание природы как «космического организма» и культуры как единого всемирного процесса. Романтический историзм и утопия.

Подвижность художественной системы, неравномерность и разнообразие проявлений романтических идей и принципов поэтики в различных видах искусства. Стремление к «глобальному» синтезу и развитие «исповедальных» жанровых форм, размывание жанровых границ и возникновение «промежуточных» жанров. Доминантная роль в системе искусств музыки, в литературе – драматической поэмы. Обращение к народному эпосу и легендам – основные особенности романтической музыки. Романтические тенденции в архитектуре и прикладном искусстве. Основные теоретические оппозиции в художественной критике: место искусства в общественной жизни; отношение к истории и современности; нормативность и свобода художественного творчества; гений и толпа. Своеобразие развития романтического идеала и теории романтизма в европейских странах (Англия, Германия, Франция)

  1. Художественная культура второй половины XIX века. Реализм – тип творчества, творческий метод и ведущее художественное направление в культуре второй половины XIX в.

Два этапа процесса художественного развития во второй половине XIX в. Первый этап (50-70-е гг.): активность социальной критики, универсальность, энциклопедичность картины общественной жизни. Второй этап (последняя треть века): напряженный поиск и многообразие вариантов художественных ответов на «проклятые вопросы» эпохи.

Социально-политические, культурно-исторические, гносеологические корни реализма. Предмет реалистического отражения – жизнь в ее непрерывном и закономерном развитии. Ориентация на исследование социальных законов, осознание их воздействия на движение истории и судьбы людей. Углубленное психологическое исследование «диалектики души». Оценка жизненных явлений с позиций гуманистических идеалов добра и справедливости. Соответствие художественных структур облику реальности. Понятие «типический характер» и «типические обстоятельства».

Критический реализм – историческая форма реалистического типа творчества. Острота социальной критики; открытость обличительной тенденции; демократизм авторской позиции и «сострадательность» отношения к униженным и оскорбленным: «маленький» человек в противостоянии враждебному обществу. Зарождение в недрах критического реализма художественной концепции, отражающей общественный идеал пролетариата; жизнь в ее революционном развитии; открытая революционность позиции художника.

Локальность художественной среды реализма: его преимущественное развитие в литературе (роман), драматургии, театре, графике, скульптуре. Дискуссионность присутствия реализма в архитектуре, музыке, прикладных искусствах.

Эклектика и стилизаторство в архитектуре и прикладных видах искусства; «умный выбор» и смешение стилей; разобщенность функций и декора; определяющая роль вкуса заказчика; наступление машинного производства и снижение художественного качества вещей. Новые материалы (железо, железобетон) и устремленность к новому стилю. Зарождение дизайна.

Основные тенденции художественной жизни: борьба творческой интеллигенции против Академии и академизма, с одной стороны, против техницизма, «салона», пошлости вкусов – с другой. Объединения «Свободных» художников, разнообразие их эстетических программ и идей (братства, артели, мастерские, групповые выставки и т.п.). Система общественного меценатства (общества поощрения художников, филармонические, хоровые и т.п.) и внеакадемическая деятельность художественных школ-мастерских. Новые формы пропаганды искусства (всемирные и национальные промышленные и художественные выставки, выставочная деятельность творческих объединений и музеев и др.). Размывание региональных и национальных границ искусства. Общеевропейские центры художественной жизни: Париж, Лондон, Рим. Относительная синхронность художественного развития ведущих стран мира.

^ 7. Культура новейшего времени

    1. Современная мировая художественная культура – новый этап качественного преобразования, многообразного и противоречивого развития художественной культуры личностно-творческого типа.

Три периода истории культуры XX в.:

- 1900 – 1945 гг.

      • 1950 - 1970 гг.

      • 1980 – 2000 гг.



Основное содержание современной эпохи. Крупнейшие исторические события и социальные процессы XX – нач. XXI вв.

Общие тенденции в развитии мировой экономики; интернациональные и интеграционные процессы в социально-экономической сфере. Возрастание роли государства и бюрократии; развитие взаимных связей государства и программы их мирного сосуществования. Радикальные перемены в условиях жизни человечества в эпоху НТР. Изменение субъекта истории; рост общественных сил в историческом процессе. Нации в XX – нач. XXI в. Ведущие философские концепции современного мира. Роль религии в XX – нач. XXI в.

Воздействие НТР на духовную жизнь общества. Элитарная и массовая культура в духовной жизни общества. Развитие технократизма, сциентизма и их антитезы. Техницизм и гуманизм как «две культуры» (Ч. Сноу), их противоборство – главный нерв современной духовной культуры.

Возрастание темпов художественного развития. Углубление противоречий между интенсивными и экстенсивными тенденциями мирового художественного процесса.

Панорама борьбы художественной интеллигенции за мир, демократию и прогресс на разных этапах XX в.: Деятельность международных бригад художников в разных регионах мира в 1920-1940-ые гг.; антиимпериалистические выступления крупнейших мастеров искусства в 1950-1960–ые гг.; нарастание демократических, антимилитаристских, экологических и гуманитарных движений; участие в них художников в 1970-ые гг.; современные форумы деятелей культуры и осознание приоритетов значения общечеловеческих ценностей к концу XX в.; начало форсирования планетарного миропонимания.

Глобальные катаклизмы эпохи и «предвидение» грядущих социальных потрясений великими художниками XX в. (П.Пикассо, И.Стравинский, М.Горький, Р.Тагор, Т.Манн, Б.Брехт, А.Шенберг, П.Хинделит, Б.Барток, А.Скрябин, С.Эйзенштейн, Ч.Чаплин, А.Платонов, М.Булгаков, О.Хаксли, Ф.Кафка, Ф.Феллини, Т.Маркес, Дж.Оруэл).

Противоречивость художественного познания: взаимодействие в нем классового и общечеловеческого, идеального и реального, рационального и иррационального, реакционного и революционного, личностного и коллективистского, гуманистического и антигуманного; крайняя форма выражения этих противоречий. Социальная апатия середины века, развитие новых идейно-эстетических тенденций к концу века, новое понимание времени, пространства, вещи. Создание многообразных художественных моделей современного мира.

Эволюция темы урбанизации. Проблема человека в индустриальном обществе. Развитие экологической проблематики в художественном творчестве 1960-1980-х гг. Дифференцированность и взаимодействие художественных картин мира разных регионов Востока и Запада в истории XX в.

Подъем национального самосознания и особенности отражения этого явления в мировой художественной культуре. Развитие диалогического способа художественного общения между культурами.

Сосуществование различных художественных направлений, течений, методов. Постмодернизм как типологическая категория, объединяющая творческие установки, методы, его ключевые принципы и разновидности. Особенности развития реалистического искусства, его яркие представители.

Расширение границ художественной деятельности и изменение структуры искусства. Появление новых видов и жанров искусства. Преобладающее значение зрелищных форм художественной культуры и многообразие их жанров. Ведущая роль литературы в духовной культуре общества. Неустойчивость,2аритмичность2, мозаичность, динамичность общей карты современного искусства.

Развитие средств массовой информации, коммуникации, рождение новых форм художественного общения, хранения и трансляции художественных ценностей; визуализация восприятия. Формирование новой аудитории; дифференциация публики и возникновение субкультур: официальной, элитарной, молодежной, массовой. Изменение системы художественного образования и воспитания.

Место художника в различных общественных системах. Механизмы управления и регуляции художественной деятельность. Возрастание независимости художественных институций в государстве.

^

5. Тематика рефератов и методические указания по их выполнению.




  1. Гомер и его творчество

  2. Драматургия Древней Греции (Эсхил, Софокл, Аристофан)


  3. Театр Древней Греции

  4. Театр Древнего Рима
  5. ^

    Вергилий и его творчество

  6. Творчество Горация

  7. Творчество Овидия

  8. Творчество Данте

  9. Творчество Ф.Петрарки

  10. Дж.Бокаччо и его творчество


  11. Социально-этические представления К. Салютати.

  12. Творчество Леонардо Бруни

  13. Лоренцо Валла и его творчество

  14. Гуманистическое творчество Л.Б. Альберти

  15. Воззрение Марселио Фичино

  16. Пико делла Мирандола и его философские взгляды

  17. Переоценка гуманистических ценностей у Макиавелли

  18. Эразм Роттердамский

  19. Театр эпохи Возрождения

  20. Творчество У. Шекспира

  21. Деятельность Дж. Бруно

  22. Деятельность Г. Галилея

  23. Деятельность Кеплера

  24. Френсис Бэкон и его творчество

  25. Итальянская живопись эпохи Возрождения (Донателло, Мазаччо)

  26. Итальянская живопись эпохи Возрождения (Пьеро делла Франческо, Монтенья )

  27. Итальянская архитектура эпохи Возрождения (Брунелески, Альберти )

  28. Леонардо да Винчи

  29. Рафаэль

  30. Микельанжело

  31. Тициан

  32. Веронезе и Титоренто

  33. Живопись Нидерландов эпохи Возрождения (Ян ван Эйк, Рогир)

  34. Живопись Нидерландов эпохи Возрождения (Ван дер Вейден, Брейгель)

  35. Немецкая живопись эпохи Возрождения (Дюрер, Нибхардт, Хольбейн)

  36. Творчество Сервантеса

  37. Английские просветители Д. Дефо и Дж. Свифт

  38. Творчество Роберта Бернса

  39. У. Хогарт и начало реалистической живописи в Англии

  40. Академическая школа живописи в Англии (Д. Рейнольдс, Т. Гейнсборо)

  41. Французский театр эпохи буржуазной революции XVIII в. (Франсуа Жозеф Тальма )

  42. Творчество Бомарше

  43. Стиль рококо в изобразительном искусстве Франции XVIII в.

  44. Реалистическая школа живописи во Франции эпохи Просвещения (Шарден, М. де Латур)

  45. «Буря и натиск»в Германии XVIII в. (Гердер, Шуберт, Клингер, Бюргер)

  46. Вольфганг Амадей Моцарт

  47. Творчество И.В Гете

  48. Иоган Себастьян Бах

  49. Развитие архитектуры позднего барокко в Германии (Б. Нейман, Поппельман, Г. Кнобельсдорф)

  50. Развитие реалистических тенденций в творчестве Д. Ходовецкого

  51. Французский театр I половины XIX в

  52. Творчество А. Дюма-отца и А. Дюма-сына

  53. Развитие реалистических тенденций в творчестве О. де Бальзака

  54. Французские импрессионисты. Э. Мане

  55. Французские импрессионисты. О. Ренуар.

  56. Творчество Э. Дега

  57. Импрессионизм во французской музыке (К. Дебюсси, М. Равель, П. Дюка)

  58. Деятельность У. Морриса И Рескина (Англия, II половина XIX в.)

  59. Творчество Гарсиа Лорки

  60. Сюрреализм в творчестве С . Дали

  61. Итальянские футуристы (У. Боччони, Дж. Северини)

  62. Современная поп - и рок- музыка стран Запада

  63. Живописцы венецианской Террафермы (Александр Морретто)

  64. Диего Веласкес

  65. Эль Греко

  66. Бетховен

  67. Творчество М. Караваджо

  68. Творчество Винсент Ван Гога

  69. Творчество Пабло Пикассо

  70. Ботичелли

  71. Искусство США конца XVIII –XIX вв.

  72. Историки античности.

  73. Ж. А Гудон; жизнь и творчество

  74. Питер Пауль Рубенс: жизнь и творчество



^

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины




6.1. Литература


6.1.1. Рекомендуемая литература (обязательная).

История мировой культуры. Под.ред. Драча, - Ростов на Дону, 2003.


^ 6.1.2. Дополнительная литература

Алпатов М.В. Всеобщая история искусств. М.-Л., 1948-1949.

Арнольдов А.И. Человек и мир культуры. М., 1992.

Бродский В.Я, Художники Парижской Коммуны. М., 1970.

Ванслов В.В, Эстетика романтизма. М., 1968.

Вольтер История эстетики //Памятники мировой эстетической мысли. М., 1964. Т. 2.

Вольтер Метафизический трактат //Философские сочинения. Назидательные проповеди. М., 1988.

Всемирная история литературы. М., 1989, Т. 1-5.

Всеобщая история архитектуры. М., 1963. Т. 1-2.

Всеобщая история искусств. М., 1966. Т. 1-2.

Герман М.Ю. Уильям Хогарт и его время. М., 1977.

Дидро Д. Философия эпохи Просвещения //Антология мировой философии. М., 1972. Т. 2.

Европейское Просвещение и французская революция XVIII в. М., 1988.

Искусство стран и народов мира: Энциклопедия. М., 1981. Т. I-V.

История зарубежного театра. М., 1977. Т. 1-3.

Кертман Л.Е. История культуры стран Европы и Америки. М., 1988.

Культурология. Основы теории и истории культуры. СПб., 1996.

Культура эпохи Просвещения. М., 1993.

Литературный энциклопедический словарь. М., 1987.

Лотман Ю.М Статьи по типологии культуры. Тарту, 1973.

Межуев В.М. Культура и история. М., 1977.

Мортон А.Л. Английская утопия. М., 1956.

Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки // Ницше Ф. Соч.: в 2 т. М., 1996. Т. 1.

Ронн А. Гудон. М.-Л., 1945.

Руссо Ж.-Ж. Рассуждения о науках и искусствах //Избр. соч.: в 3 т. М., 1961. Т.1.


Рекомендованная литература:

Алпатов М.В., Анри Матисс. М., 1969.

Бальзак об искусстве. М., 1941.

Бердяев Н.А. И мир объектов. Опыт философского одиночества и общения //Мир философии: в 2 т. М., 1991. Т. 2.

Бердяев Н.А. Свобода и рабство человека //Мир философии: в 2 т. М., 1991. Т. 2.

Бурсов Б.И. Реализм всегда и сегодня. Л., 1967.

Вентури Л. Художники нового времени. М., 1956.

Верещагина А.Т. Художники, время, история. М., 1974.

Взаимодействие м синтез искусств. М., 1978.

Виппер Б.Р. Английское искусство. М., 1945.

Волкова Е.В. Произведение искусства в мире художественной культуры. М., 1988.

Гегель Г.В.Ф. Наука логики //Мир философии: в 2 т. М., 1991. Т. 2.

Давыдова М.В. Очерки истории театрально-декорационного искусства XVIII – начала XX вв. М., 1974.

Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М., 1991. Вып. 2: XVII – XVIII вв.

Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М., 1993. Вып. 3: XIX в.

Дьяконова Н.Я, Английский романтизм. Проблемы эстетики. М., 1978.

Завадский С.А., Новикова Л.И. Искусство и цивилизация. М., 1986.

Злобин Н.Е. Культура и общественный прогресс. М., 1980.

Золотов Ю.Н. Французский портрет XVIII в. М., 1968.

Ильина Т.В. История искусств. Западно-европейское искусство. М., 1993.

История и теория мировой и русской культуры. М., 1992.

Искусство и социокультурный контекст / Под ред. Иоскевича Я.Б. Л., 1986.

Калитина Н.Н. Французская пейзажская живопись. Л., 1972.

Калитина Н.Н. Французский портрет XIX в. Л., 1985.

Калитина Н.Н. Французское изобразительное искусство конец XVIII –XX в. М., 1990.

Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане //Мир философии. М., 1991. Т.2.

Кожина Е.Ф. Искусство Франции XVIII в. Л., 1971.

Коисина Н.А. Романтическая битва. Л., 1973.

Культура, человек и картина мира. М., 1987.

Литературные манифесты западноевропейских романтиков. М., 1980.

Музыкальная энциклопедия. М., 1982. Т. 1-2.

Некрасова Е.А. Романтизм в английской искусстве. М., 1975.

Ницше Ф. Так говорил Заратустра //Там же. Т. 2.

Ортега-и-Гассет Х. Эстетика Философия культуры. М., 1991.

Петров С.М. Критический реализм. М., 1974.

Популярная художественная энциклопедия. Архитектура, живопись, скульптура, декоративное искусство. 2 кн. М., 1986.

Проблемы реализма. М., 1959.

Раздольская В.И. Искусство Франции второй половины XIX в. Л., 1981.

Ревалд Дис. История импрессионизма. М.-Л., 1959.

Ревалд Дис. Постимпрессионизм. М.-Л., 1962.

Реидов Б.Г. Из истории европейской литературы. Л., 1970.

Ренессанс. Барокко. Классицизм. М., 1966.

Соколов Э.В. Культура и личность. Л., 1972.

Структура культуры и человек в современном обществе / Отв. Ред. А.И. Арнольдов, Э.А. Орлова. М., 1987.

Сучков Б.Л. Исторические судьбы реализма. М., 1973.

Турин В.В. Эпоха романтизма. М., 1978.

Философия эпохи ранних буржуазных революция. М., 1983.

Фрейд З. Неудовлетворенность культурой //Мир философии: в 2 т. М., 1991. т. 2.

Фрейд З. Тотем и тату. М., 1923.

Художественная культура XVIII в. М., 1974.

Чегодаев А.Д. Джон Констебл. М., 1968.

Чегодаев А.Д. Наследники латинской вольности XVIII – XIX вв. М., 1989.

Чегодаев А.Д. Ш.-А. Ватто. М., 1963.

Шпенглер О. Закат Европы: в 2 т. М., 1993. Т. 1. М., 1998. Т. 2.

Экспрессионизм. М., 1966.

Эстетика: Словарь. М., 1989.

Яворская А.В. Западноевропейское искусство XIX в. М., 1974.

Яворская А.В. Пейзаж барбизонской школы. М., 1962.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994.

^

6.2.Материально-техническое и/или информационное обеспечение дисциплин


  • видео- аудиовизуальные средства обучения.



6.3. Методические указания студентам



Студенты должны ознакомиться с учебной литературой по курсу. Наиболее приемлемым учебником может быть «История мировой культуры» под ред. Драча, Ростов-на-Дону, 2003 г.

Самостоятельная работа должна соответствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формировать навыки исследовательской работы и ориентировать студентов на умение применять теоретические знания на практике. Самостоятельная работа подразумевает использование различных методов и видов обучения. (см. таблицу).

^ Для студентов дневного обучения.




Разделы и темы для самостоятельного изучения

Виды и содержание самостоятельной работы

I

Предмет и задачи курса

(2 ч.) Проработка учебного материала по конспектам лекций и учебнику «история мировой культуры» под ред. Драча.

II

Культура первобытного общества

(2 ч.) Поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации. Определение дискуссионных вопросов. Подготовка заключения по обзору.

III

Культура античного мира




1

Культура древней Греции

(2 ч.) Выполнение контрольных работ по тематике, предложенной на стр. 13 программы (первые 3 вопроса). Особое внимание обратить на разделы учебника по театру и литературе.

2

Культура древнего Рима

(2 ч.) Выполнение контрольных работ по тематике, предложенной на стр. 13 программы (4-7). Особое внимание обратить на разделы учебника по изобразительному искусству.

IV

Культура эпохи феодализма




1

Общие черты средневековой культуры

(2 ч.) Проработка учебного материала по конспектам лекций и соответствующих глав учебника «история мировой культуры» под ред. Драча. Особое внимание обратить на взаимодействие и сосуществование церковного и светского начал в художественной культуре.

2

Региональные черты западноевропейской культуры эпохи феодализма

Подбор литературы и написание рефератов по тематике, предложенной в программе.

V

Возрождение




1

Культура эпохи возрождения

Проработка учебного материала по соответствующим главам учебника. Поиск и обзор научной литературы и написание рефератов по предложенной тематике.

VI

Культура нового времени




1

Культура эпохи барокко

Поиск и обзор дискуссионных статей и электронных источников информации по проблемам содержания барокко. Подготовка заключения по обзору.

2

Эпоха Просвещения (XVIII в.)

(2 ч.) подготовка рефератов по тематике предложенной в программе. Ознакомление с источниками – работами Вольтера, Дидро, Руссо, Монтескье, энциклопедистов.

3

Общие черты европейского романтизма


Выявление национального своеобразия романтизма в странах Европы (Англия, Германия, Франция) по работам Дьяконова, Кожина, Турина в списке рекомендованной литературы. Написание рефератов.

4

Художественная культура XIX в.


Ознакомление с монографиями Петрова С. Н., Раздольской В. И., Ревалда, Гегозаева А. Д. из списка рекомендованной литературы. Подготовка рефератов по предложенной тематике.

VII

Культура новейшего времени




1

Современная мировая художественная культура

Поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации. Подготовка рефератов. Особое внимание обратить на стилевые различия в современной культуре, их национальные особенности.


^ Для студентов заочного отделения.




Разделы и темы для самостоятельного изучения

Виды и содержание самостоятельной работы

I

Предмет и задачи курса

Проработка учебного материала по конспектам лекций и учебнику «история мировой культуры» под ред. Драча

II

Культура первобытного общества

Поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации. Определение дискуссионных вопросов. Подготовка заключения по обзору.

III

Культура античного мира




1

Культура древней Греции

Подбор литературы из списков дополнительной и рекомендованной литературы и выполнение контрольных работ из списка предложенной на стр. 13 тематике.

2

Культура древнего Рима

Выполнение контрольных работ по предложенной тематике. Особое внимание уделить на разделы учебника по изобразительному искусству.

IV

Культура эпохи феодализма





1

Общие черты средневековой культуры

Проработка учебного материала по конспектам лекций и соответствующим глав учебника «История мировой культуры». Особое внимание обратить на взаимодействие и сосуществование церковного и светского начал в художественной культуре.

2

Региональные черты западноевропейской культуры эпохи феодализма

Подбор литературы и написание рефератов по тематике предложенной в программе.

V

Возрождение




1

Культура эпохи Возрождения

Проработка учебного материала по соответствующим главам учебника. Поиск и обзор научной литературы и написание рефератов по предложенным темам.

VI

Культура нового времени




1

Культура эпохи барокко

Поиск и обзор дискуссионных статей и электронных источников информации по проблемам содержания барокко. Подготовка заключения по обзору в виде контрольной работы.

2

Эпоха Просвещения

Подготовка рефератов по тематике предложенной в программе. Ознакомление с источниками – работами Вольтера, Дидро, Руссо, Монтескье, энциклопедистов, Гете, Шиллера, Лессинга, Свифта по выбору.

3

Общие черты европейского романтизма.

Выявление национального своеобразия романтизма в странах Европы (Англия, Германия, Франция) по работам Дьяконова, Кожина, Турина, рекомендуемых в списке литературы. Написание рефератов.

4

Художественная культура второй половины XIX века

Ознакомление с монографиями Петрова С. М., Раздольской В. И., Ревалда, Гегодаева А. Д. из списка рекомендованной литературы. Подготовка рефератов по предложенной тематике.

VII

Культура новейшего времени




1

Современная мировая художественная культура.

Поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации. Подготовка рефератов. Особое внимание обратить на стилевые различия в современной культуре, их национальные особенности



^

6.4. Методические рекомендации преподавателю



Курс «История мировой культуры» на всех видах обучения в основном лекционный, а потому особое место уделяется классическим монологическим лекциям и лекциям-визуализациям, в которых используется наглядный материал в виде видео-фильмов, художественных репродукций, чтения отрывков из художественной литературы. Это позволяет внести разнообразие в процесс обучения студентов, поддержать их высокую активность на лекционных занятиях. Вузовская лекция – главное звено дидактического цикла обучения. Ее цель – формирование у студентов ориентировочной основы для последующего усвоения и материала методом самостоятельной работы. Содержание лекции должно отвечать следующим дидактическим требованиям: - изложение материала от простого к сложному, от известного к неизвестному; логичность, четкость и ясность в изложении материала. На лекциях различного вида используется возможность проблемного изложения, дискуссии, диалога с целью активизации деятельности студентов.

Пакет заданий для самостоятельной работы студентов выделяется в начале семестра, при этом определяются сроки их выполнения и сдачи. Задания для самостоятельной работы составляются из обязательной и факультативной частей. Этот лекционный курс читается на первом году обучения, поэтому следует учитывать общую подготовку начинающих студентов по предмету и провести предварительно входной контроль в ходе первых лекций. Лучше всего вопросы задавать на 15-20 минутах (первый кризис внимания) или на 30-35 минутах (второй кризис внимания). Это обеспечит разрядку напряженности и привлечет внимание студентов к читаемому курсу.

^

II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения текущего контроля и промежуточной аттестации




1. Гомер и его творчество

2. Драматургия Древней Греции (Эсхил, Софокл, Аристофан)

3. Театр Древней Греции

4. Театр Древнего Рима

5. Вергилий и его творчество

6. Творчество Горация

7. Творчество Овидия

8. Творчество Данте

9. Творчество Ф.Петрарки

10. Дж.Бокаччо и его творчество

11. Социально-этические представления К. Салютати.

12. Творчество Леонардо Бруни

13. Лоренцо отт и его творчество

14. Гуманистическое творчество Л.Б. Альберти

15. Воззрение Марселио Фичино

16. Пико отт Мирандола и его философские взгляды

17. Переоценка гуманистических ценностей у Макиавелли

18. Эразм Роттердамский

19. Театр эпохи Возрождения

20. Творчество У. Шекспира

21. Деятельность Дж. Бруно

22. Деятельность Г. Галилея

23. Деятельность Кеплера

24. Френсис Бэкон и его творчество

25. Итальянская живопись эпохи Возрождения (Донателло, Мазаччо)

26. Итальянская живопись эпохи Возрождения (Пьеро отт Франческо, Монтенья )

27. Итальянская архитектура эпохи Возрождения (оттичелли, Альберти )

28. Леонардо да Винчи

29. Рафаэль

30. Микельанжело

31. Тициан

32. Веронезе и Титоренто

33. Живопись Нидерландов эпохи Возрождения (Ян отт Эйк, Рогир)

34. Живопись Нидерландов эпохи Возрождения (Ван дер Вейден, Брейгель)

35. Немецкая живопись эпохи Возрождения (Дюрер, Нибхардт, Хольбейн)

36. Творчество Сервантеса

37. Английские просветители Д. Дефо и Дж. Свифт

38. Творчество Роберта Бернса

39. У. Хогарт и начало реалистической живописи в Англии

40. Академическая школа живописи в Англии (Д. Рейнольдс, Т. Гейнсборо)

41. Французский театр эпохи буржуазной революции XVIII в. (Франсуа Жозеф Тальма )

42. Творчество Бомарше

43. Стиль рококо в изобразительном искусстве Франции XVIII в.

44. Реалистическая школа живописи во Франции эпохи Просвещения (Шарден, М. де Латур)

45. «Буря и натиск»в Германии XVIII в. (Гердер, Шуберт, Клингер, Бюргер)

46. Вольфганг Амадей Моцарт

47. Творчество И.В Гете

48. оттич Себастьян Бах

49. Развитие архитектуры позднего барокко в Германии (Б. Нейман, Поппельман, Г. Кнобельсдорф)

50. Развитие реалистических тенденций в творчестве Д. Ходовецкого

51. Французский театр I половины XIX в

52. Творчество А. Дюма-отца и А. Дюма-сына

53. Развитие реалистических тенденций в творчестве О. де Бальзака

54. Французские импрессионисты. Э. Мане

55. Французские импрессионисты. О. Ренуар.

56. Творчество Э. Дега

57. Импрессионизм во французской музыке (К. Дебюсси, М. Равель, П. Дюка)

58. Деятельность У. Морриса И Рескина (Англия, II половина XIX в.)

59. Творчество Гарсиа Лорки

60. Сюрреализм в творчестве С . Дали

61. Итальянские футуристы (У. Боччони, Дж. Северини)

62. Современная поп – и рок- музыка стран Запада

63. Живописцы венецианской Террафермы (Александр Морретто)

64. Диего Веласкес

65. Эль Греко

66. Бетховен

67. Творчество М. Караваджо

68. Творчество Винсент Ван Гога

69. Творчество Пабло Пикассо

70. оттичелли

71. Искусство США конца XVIII –XIX вв.

72. Историки античности.

73. Ж. А Гудон; жизнь и творчество

74. Питер Пауль Рубенс: жизнь и творчество


Вопросы для экзамена

По истории мировой культуры

(I к. политологи)

  1. Определение понятия культура.

  2. Структура культуры.

  3. Классификация видов искусства.

  4. Определение понятия стиль. Разновидности стиля.

  5. Определение понятия жанр. Разновидности жанров по видам искусства.

  6. Периодизация мировой культуры.

  7. Основные этапы первобытной культуры и их характеристика.

  8. Периодизация культуры Древней Греции. Основная характеристика периодов.

  9. Основные периоды культуры Древнего Рима и их характеристика.

  10. Средневековая культура (периоды, основная характеристика).

  11. Романский стиль в средневековой культуре Европы.

  12. Готический стиль в средневековой культуре Европы.

  13. Эпоха Возрождения (основные этапы, особенности развития по странам).

  14. Культура Англии XVII в.

  15. Культура Франции XVII в.

  16. Эпоха Просвещения в Европе (общие и специфические черты АО странам).

  17. Европейский театр XVIII века.

  18. Европейская живопись XVIII века.

  19. Основные направления в литературе Франции эпохи Просвещения.

  20. Английский роман XVIII века (Дефо, Свифт, Ричардсон, Филдинг, Смоллет).

  21. Романтизм и его разновидности в Европейских странах.

  22. Европейский романтический театр.

  23. Европейская литература эпохи романтизма.

  24. Критический реализм в литературе Европы в п. XIX в.

  25. Импрессионизм в живописи Франции.

  26. Разновидности модернизма и их развитие в странах Европы.

  27. Массовая культура XX в.

  28. Модернизм и постмодернизм в 70 – 2000 годы.


Вопросы для входного контроля по истории мировой культуры.

  1. Что известно о первобытных поселениях на территории нашего края?

  2. Какие памятники античного фольклора знаете?

  3. Какие известны памятники античной архитектуры и скульптуры?

  4. Где развивалась античная культура?

  5. Вспомните самые известные средневековые города?

  6. Назовите известных художников эпохи Возрождения (любой европейской страны)?

  7. Кого знаете из представителей французского Просвещения?

  8. Какое драматическое произведение Вольтера поставлено на сцене Пермского ТЮЗа?

  9. Музыка каких современных западных групп Вам знакома?

  10. произведения какого зарубежного современного писателя читали?







Скачать 448,03 Kb.
оставить комментарий
Дементьева Светлана Николаевна
Дата24.09.2011
Размер448,03 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх