Программа дисциплины История политических и правовых учений для специальности 030501. 65 -«Юриспруденция» подготовки специалиста Автор кандидат юридических наук, доцент Карпец В. И icon

Программа дисциплины История политических и правовых учений для специальности 030501. 65 -«Юриспруденция» подготовки специалиста Автор кандидат юридических наук, доцент Карпец В. И


Смотрите также:
Программа дисциплины История политических и правовых учений (для специальности 030501...
Программа дисциплины История политических и правовых учений для специальности 030501...
Программа по дисциплине для студентов Факультета Права гу-вшэ...
Программа дисциплины «История политических и правовых учений» для специальности 030501. 65...
Программа дисциплины Административная ответственность (Особенная часть) для специальности 030501...
Программа дисциплины «История отечественного государства и права» для специальности 030501...
Программа дисциплины «Банковское право» Для специальности 030501...
Программа дисциплины «гражданское право» (особенная часть) для направления 030500...
Программа дисциплины «гражданское право» (особенная часть) для направления 030500...
Программа дисциплины «Защита прав предпринимателей» Для специальности 030501...
Рабочая программа дисциплины гсэ. Ф. 09...
Рабочая учебная программа Дисциплина: История политических и правовых учений Специальность...



Загрузка...
страницы:   1   2   3   4
скачать
Министерство экономического развития и торговли

Российской Федерации


Государственный Университет

Высшая школа экономики


Факультет Права


Программа дисциплины


История политических и правовых учений


для специальности – 030501.65 –«Юриспруденция»

подготовки специалиста


Автор кандидат юридических наук, доцент Карпец В.И.


Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры

«Право» теории права и сравнительного

Председатель правоведения

_________________________ Зав. кафедрой

«____» ____________ 200 г. ____________________________

«___» __________________ 200 г.


Утверждена УС факультета права

Ученый секретарь

_________________________

«___» _______________ 200 г.


Москва 2006


Пояснительная записка


История политических и правовых учений – базовый правоведческий курс с элементами теории и истории государства и права, сравнительного правоведения, философии, политологии, общегражданской истории, культурологии, религиоведения, геополитики и т.д. Курс призван обогатить знания, полученные студентами в ходе изучения теории государства и права, истории отечественного и зарубежного государства и права, отраслевых юридических дисциплин у будущих специалистов в различных отраслях права, показать им основные закономерности развития взглядов на государственно-правовую реальность на протяжении истории и при необходимости научить их применять свои знания в научной и практической деятельности.

По итогам изучения курса истории правовых и политических учений студент должен

ЗНАТЬ основные этапы развития политико-правовых идей на Востоке и Западе и с древнейших времен до наших дней, особенности эволюции концепций основных отраслей права, основные подходы отечественных и зарубежных специалистов, их сходство и различия.

ИМЕТЬ основные представления о цивилизационных и культурных государственно-правовых парадигмах и их проявления во времени, о связи историко-правового развития и развития политико-правовых идеологий.

УМЕТЬ работать с памятниками историко-правовой мысли и смежными с ними (религиозными, философскими и т.д.), анализировать их, сопоставлять типологические модели политико-правовых идеологий и взглядов на отраслевые вопросы в прошлом и настоящем, выявлять политико-правовые традиции, их жизнеспособные и нежизнеспособные стороны.

ОБЛАДАТЬ навыками сравнительного исследования памятников, навыками реферативного их изложения, реферативного изложения различных точек зрения историков, юристов, философов и политиков на изучаемые вопросы, навыками написания рефератов и курсовых работ по проблематике курса.

^ БЫТЬ СПОСОБНЫМ формулировать и отстаивать свою собственную точку зрения вне зависимости от позиции преподавателя, вести дискуссию.

Несмотря на то, что данный курс является обязательным для юристов всех специальностей, особенную значимость он имеет для тех, кто собирается специализироваться в области теории и истории государства и права (специальность 030501.65), в особенности заниматься научной работой, а также работать в высших органах государственной власти (администрации Президента, Государственной Думе, Совете Федерации), специальных службах или посвятить себя публичной политической деятельности.

В ходе чтения курса учтены особенности ГУ-ВШЭ, поэтому особое внимание уделяется связи тех или иных политико-правовых учений с близкими им экономическими доктринами тех же самых или иных современных (или не современных) им авторов, влиянию политико-правовых концепций на экономику.


Некоторые методологические указания.


История политических и правовых учений как наука и как учебный курс сложились в нашей стране к середине ХХ века. В университетах Европы и Америки история политических и правовых доктрин, как правило, – отдельные научные и учебные дисциплины, причем первую преподают на политических факультетах, вторую – на юридических. На наш взгляд, отказываться от сложившейся отечественной образовательной практики нет необходимости, поскольку в любой цивилизации право и политика тесно связаны, более того, взаимно определяют друг друга. Иной вопрос, что ставить на первое место – «правовое» или «политическое». Здесь ответ зависит от того, придерживаются ли авторы курсов естественно-правовой концепции или юридического позитивизма, иными словами, как они отвечают на вопрос о первичности государства или права в данной диаде. Это следует оговаривать на вступительной лекции; при составлении программы мы следуем официально принятой в большинстве вузов терминологии.

В то же время сам по себе данный курс можно строить как по чисто хронологическому – как это делалось прежде – так и по парадигмальному принципу (от греч. παραδειγμα – παρα – сверх, над, и δειγμα – проявление). В философии Платона и неоплатоников это слово использовалось для описания трансцендентного образца, предопределяющего форму вещей, «непроявленное в проявленном». Парадигмальный подход позволяет проводить сходства и различия между явлениями совершенно разных понятийных, идеологических и временных рядов и не только дополнить, но и совершенно заменить хронологический, связанный только с одной из парадигм – парадигмой линейного исторического времени – хотя возможны и иные. На полную замену хронологического подхода парадигмальным мы, однако, сегодня не решаемся и предполагаем построить курс на сочетании того и другого.

Предметом науки истории политико-правовых учений является, прежде всего, историко-сравнительное изучение взглядов на проблематику власти и закона в их взаимоотношениях. Здесь можно выделить несколько основных парадигм, объединяющих и разъединяющих политико-правовые идеологии.

1. Циклическое время (сакральная парадигма) и линейное время (историческая парадигма).

2. Первичность власти по отношению к собственности (восточная парадигма) и первичность собственности по отношению к власти (западная парадигма).

3. Первичность власти по отношению к закону (парадигма традиции) и первичность закона по отношению к власти (парадигма модерна).

4. Власть и закон как проявление (откровение) и власть и закон как договор («завет»).

Эти и некоторые другие парадигмы мы можем выявлять на протяжении всей истории политико-правовых учений с древнейших времен до наших дней.

С точки зрения хронологии мы следует за принятым в литературе делением на древний мир (древневосточный, античный и библейский), средние века (прибл. c IV в. по Р.Х. до XV-XVI вв.), эпоху модерна (от XVII в.), добавляя к этому делению также начавшийся в конце ХХ столетия промежуточный период «постмодерна», который, по мнению «модернистов», означает начало «конца истории», а по мнению традиционалистов – начало «великого возвращения» через преодоление постмодернизма.

Содержание курса претерпело некоторые изменения по сравнению с основными учебными пособиями и тем, что обычно в нем содержится. Дело в том, что на протяжении долгого времени многие крупные имена и целые течения замалчивалась, другим же, напротив, уделялось слишком много внимания, несоразмерно с их подлинным значением, что было вызвано конъюнктурными и иными привходящими обстоятельствами. Мы попытались этот пробел восполнить. Мы также обращаем внимание студентов на то, что большинство политико-правовых идей на протяжении истории были в большей степени связаны с породившей их культурно-религиозной средой, чем о том порой было принято говорить. И здесь мы пытаемся сделать, пусть первый, но все-таки шаг вперед.

На протяжении всего курса лекций мы стремимся показать пронизанность каждого исторического периода одними и теми же политико-правовыми парадигмами. Такой подход может превратиться для студентов в увлекательное путешествие по карте политико-правовых идеологий. Например, перед ними могут оказаться поставлены такие вопросы, как «Что общего между теориями средневековых герметиков, анархизмом М.Бакунина и концепцией «советского социалистического права?», «Почему смертная казнь рассматривалась в древности как проявление милосердия?» или «Как связана концепция «отчуждения» Карла Маркса с «творением из ничего»?» Таких «вопросоответов» множество.

В ряде случаев автор курса применяет сравнительно-исторический метод. Он проявляется не только в сопоставлении школ и учений одной (или разных) стран и эпох, но и в изложении оценок тех или иных мыслителей более поздними, в том числе позднейшими, авторами. Это помогает ретроспективному взгляду на историю политико-правовых учений, пониманию ее целостности.

Ввиду общего парадигмального подхода к нашему предмету, в перечне литературы мы отказались от ее группировки по темам, разделив только на: 1)ведущие учебники и хрестоматии, 2)основную литературу, необходимую для сдачи экзаменов и зачетов, 3) (условно) дополнительную литературу, необходимую, однако, для тех, кто действительно хотел бы нас понять.

Совершенно очевидно, что по некоторым проблемам у лектора и студентов могут существовать разные точки зрения. Мы не стремимся навязывать собственную. Это, однако, не означает, что наличие альтернативных суждений может выражаться в непосещении лекций или нарушении учебной дисциплины. Студент может высказывать свою позицию в письменных (курсовых) работах, эссе и рефератах, на семинарах и в личных беседах с преподавателем на консультациях (что только поощряется и может быть учтено на экзамене). Единственное условие: точка зрения студента должна быть аргументирована, а не основана на «общих местах» публицистического плана.

В порядке разъяснения данных указаний мы рекомендуем обратиться к «некоторым методологическим указаниям» по истории отечественного государства и права, а также истории русской политической и правовой мысли, составленных автором.


Указания по учебному плану, контролю и отчетности.


Учебным планом предусмотрено 44 часа учебных занятий (28 лекционных часов и 16 часов семинарских занятий). Занятия проходят в 3-м и 4-м модулях.

Учебным планом предусматривается написание каждым студентом 1 реферата (в 4-м модуле) и курсовой работы (по выбору студента, в 4-м модуле), итоговый контроль – экзамен в устной форме (в 4 модуле).

Точка зрения автора курсовой работы не обязательно должна совпадать с позицией преподавателя, однако не может быть голословной; автор должен уметь аргументировать и отстаивать свою позицию.


Критерии оценки.


Признаки

Оценка


Незнание курса на уровне лекционного материала, базового учебника и основных законодательных памятников.

Неудовлетворительно:

2 балла по 5-балльной шкале,

1-3 балла по 10-балльной шкале


Знание курса на уровне лекционного материала, базового учебника и основных законодательных памятников


Удовлетворительно:

3 балла по 5-балльной шкале, 4-5 баллов по 10-балльной шкале

Знание курса на уровне лекционного материала, базового учебника и основных законодательных памятников, а дополнительной учебной и методологической литературы


Хорошо:

4 балла по 5-балльной шкале,

5-7 баллов по 10-балльной шкале


Знание курса на уровне лекционного материала, базового учебника, основных законодательных памятников, дополнительной учебной и методологической

литературы, а также научной литературы, знание разных точек зрения по вопросу.

Отлично:

5 баллов по 5-балльной шкале,

8-10 баллов по 10-балльной шкале



Тематический план учебной дисциплины.




Название темы

Всего часов по дисциплине

Аудиторные часы

Самост. работа

лекции

семинары

1.

Предмет и метод истории государства и права. Метафизические корни

политико-правовых идеологий и их

основные парадигмы.


12

2

2

8

2.

Политико-правовые идеи Древнего Востока: Китай, Индия, Междуречье, Иран, Израиль.


14

4

2

8

3

Политико-правовая мысль античности: Древняя Греция, Древний Рим. Славяно-кельтский и германский мир.


14

4

2

8

4.

Политико-правовые идеи эпохи становления и расцвета христианства (Восточная и Западная Церковь, Византия, Русь, Римокатолическая Европа).


14

4

2

8

5.

Политико-правовая мысль в средние века в иных мировых религиях (ислам, иудаизм) и на Востоке (тюрко-монгольская ойкумена).


12

2

2

8

6.

Политико-правовые учения нового времени: от Реформации и Ренессанса до начала ХХ в. Либерализм. Юридический позитивизм

и естественное право.


16

6

2

8

7.

Социализм, коммунизм и иные

революционные идеологии:

политико-правовые аспекты.


12

2

2

8

8.

Политико-правовая мысль конца модерна и постмодерна. Судьбы государства и права и глобализация.


14

4

2

8

ИТОГО

108

28

16

64


Тема 1.


Идеи о власти и законе в их историческом развитии как предмет науки истории политических и правовых учений. Понятие истории. История – деградация, прогресс или «вечное возвращение»? Понятие парадигмы. Время как парадигма. Основы метафизического подхода к истории. Метафизика и онтология. Манифестационизм и креационизм – основные метафизические парадигмы. Власть и закон в манифестационизме как «онтофания». Деградация онтофании от сакральной монархии к тоталитарным идеям ХХ в. Власть и закон в креационизме как «договор», «завет». Деградация договорных принципов от авраамических религий к современному либерализму. Существует ли «третий путь»? Троическая метафизика и преодоление дуализма. Метафизика Воскресения. «Трагическое понимание» власти и закона. Восток и Запад, «правое» и «левое» в политике и праве.


^ Основная литература: 8, 9, 10, 11, 24, 25, 42, 59, 80-84, 90, 107, 132, 148, 149, 169, 174, 179, 184, 185, 205, 209, 216, 221, 244-49, 252, 258, 159, 271, 280, 291, 292, 295, 308-309, 311, 327, 328, 385, 422, 430, 450, 454, 469, 472-480, 481, 487.


Дополнительная литература: 11, 16, 27, 36, 37, 40, 41, 56, 58, 64, 74, 77, 78, 82, 92, 93, 99, 103, 105, 111, 114, 127, 140, 142, 149-53, 154, 155, 156, 160, 161, 170, 176, 177, 211, 216, 217, 231, 232, 233, 237, 240, 244, 249, 250-252.


Тема 2.


Основная парадигма политической и правовой мысли и государственности Востока – манифестационизм: сакральность власти, первичность власти по отношению к собственности. Второстепенные элементы договорного начала в праве.

Китай – «иное человечество»? «Желтый Предок» и «Книга перемен». «Всеобщие превращения» и «путь дракона». Император как «дракон». Даосизм. Учение о недеянии как форме власти. Что такое «Дао» и «дэ»? Лаоцзы. Неподвижность царской власти. Аномизм как основа правопонимания. Чжуанцзы: «путь бабочки» – взаимопревращения аномии. Конфуций и конфуцианство как противоположность даосизма. Учение об иерархии. Признание ценности закона и законодательства у Конфуция. Категории «жэнь» и «ли». Ритуал как основа права. Почитание предков и старших. Социально-политические и правовые идеи Моцзы. Школа фацзя (легистов). Император Шан Ян. Учение о преступлении и наказании. Карательная природа права у легистов. Соотношение право и закона. Элементы конфуцианства и даосизма у фацзя. Становление дуальности политико-правовой идеологии Китая: экзотеризм (конфуцианство) и эзотеризм (даосизм).

Политико-правовая мысль Индии. Арии и дравиды. Теории происхождения ариев: северно-причерноморская, гиперборейская. Мировоззрение ариев – классический и законченный манифестационизм. Учение о кальпах, манвантарах и югах. Адвайта (недвойственность). Происхождение мира из жертвоприношения. Атман и брахман. Ведизм. Учение о варнах. «Дваждырожденные». «Ригведа». «Рита» и «дхарма» как закон и правовая норма. Широта понятия «дхарма». Отсутствие императивности права. «Законы Ману» как основа арийского миропонимания. «Артхашастра». Буддизм и его разновидности (ламаизм, буддизм чань, тантрический буддизм).

Политико-правовая мысль Древнего Ирана (Арьяварты). Иранские арии и индийские арии. «Авеста» – «Веды» наоборот. Зороастризм. Дуалистичность мира в зороастризме: добро и зло, правое и левое. Право как высшая добродетель. «Неюридическое право». Учение о царской власти. Понятие «хварно» – царское избранничество. Последовательный сакральный монархизм в Арьяварте. Доисламские корни суфизма.

Древний Израиль и его особое место на Востоке. Израиль – «колыбель Запада на Востоке». Кто такие древние евреи? Происхождение креационизма. Понятие «брит» (договор) как основа будущего западного правопонимания. «Обрезание» и «избранность». Моисеев закон. Второзаконие. Теократия – высшая форма креационизма в праве. Теократия Судей. Негативное отношение авраамизма к монархии. «Царство» в Израиле – падение теократии. Давид и Соломон: самоотрицание креационистской теократии. Пророки и пророческая традиция. Пророческие школы. Понимание истории Израиля в христианстве и исламе.


Основная литература: 1, 3, 4, 18, 21, 29, 33, 56, 66, 85, 109, 124, 125, 135, 145, 196, 200, 238, 243, 281, 282, 310, 316-317, 326, 341, 353, 377, 391, 398, 408, 449, 464, 486.


Дополнительная литература: 11, 12, 31, 52, 75, 85, 163, 179, 194, 209, 215, 225, 230.


Тема 3.


Древняя Греция. Арийские корни древних эллинов. Почему античный мир стал основой правопонимания Запада: географические и геокультурные особенности Средиземноморья. Мировоззрение досократиков и его родственность ведизму и зороастризму. Философия огня у Гераклита и апология войны. Демокрит: «атеистический креационизм». Уникальность Демокрита в античном мире. Понятие справедливости у досократиков. Бытование идей о договорном происхождении государства, о естественных и человеческих законах у софистов и киников. Протагор. Антифонт. Пифагор и пифагорейство. Сократ как оппонент софистов. Сократ, «расколдовавший мир», – создатель европейской цивилизации. Идеи индивидуальной свободы у Сократа. Сократ и самоубийство. Ницше о Сократе. Сократ и Христос – аналогия или противоположность? Платон – ученик Сократа или Пифагора? Учение Платона об эйдосах. «Пещера». Теория эроса. Государство как основной тип общественного бытия. Происхождение государства у Платона. Государство философов. Воины в государстве. Воинский строй и эрос. Изгнание поэтов. Государство Платона как республика. Антимонархизм Платона. Всеобщая регламентация. Отношение Платона к браку и деторождению. Государственная роль музыки. Круговорот государственных форм. Платон и идеи коммунизма. Почему В.И.Ленин почитал Демокрита и отрицал Платона? А.Ф.Лосев о Платоне. Аристотель: имманентная проекция платоновской философии. Метафизика Аристотеля и «неподвижный двигатель». Аристотель – создатель современной политико-правовой науки. «Афинская полития». Государство как «семья». Учение о формах государства: монархии, аристократии и политии (демократии). Правильные и неправильные формы государства. Предпочтительность формы государства в зависимости от его размеров и географического положения. Почему Аристотель был взят за основу аппарата католической схоластики? Политические и правовые идеи Полибия. Круговорот государственных форм. Учение о смешанной форме правления. Теория Полибия как продолжение аристотелизма. Л.А.Тихомиров об Аристотеле и Полибии. Неоплатоники (Плотин).

Рим как изначальный архетип мирового государства (ROMA-AMOR). «Римская идея» сквозь века. Первые цари Италийского полуострова («Царь Нимейского леса»). Рим и Троя. Этруски. Политико-правовое мировоззрение эпохи царей. «Законы XII таблиц» и их основные идеи. Нума Помпилий. Аристократическая республика. Политическое мировоззрение патрициев и плебса. Основные идеи братьев Гракхов. Учение Цицерона о праве и государстве. Политическая мысль Вергилия. Мировоззрение императоров эпохи принципата и домината. Римская курия и религиозный плюрализм. Политико-правовые идеи стоиков. Космополитизм стоиков. Сенека о двух видах государства. Учение римских юристов о праве. Римские юристы о природы и системе права. Право и справедливость. «Право народов». Имперский плюрализм римского права. Право публичное и частное. Римское частное право как основа всех правовых систем Запада. Универсальность института частной собственности в римском праве.

Славяно-кельтский и германский миры. Условность деления на славян, кельтов и германцев в начале I тыс. по Р.Х. «Варвары», «вандалы», «венеды». Готы. Сведения Геродота, арабских историков, Прокопия Кесарийского, Хинкмара, Фредегара. Легендарные сведения и археологические находки. Друидизм. «Волшебное королевство» Меровингов. Архаическое право славян. «Голубиная книга» как древнейший памятник славянской мысли.


^ Основная литература: 22, 27, 30, 31, 34, 41, 47, 77, 78, 87, 93, 108, 119, 126, 135, 142, 177, 187, 240, 254, 256, 262, 263, 279, 282, 293, 294, 321, 323, 339, 342, 380, 389, 418, 443, 445-46, 452, 459-60.


Дополнительная литература: 35, 39, 44, 55, 69, 100, 108, 124, 130, 141, 167, 183, 196, 197, 198, 228.






оставить комментарий
страница1/4
Карпец В.И
Дата24.09.2011
Размер0,67 Mb.
ТипПрограмма дисциплины, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3   4
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх