Методические указания тема культура месопотамии icon

Методические указания тема культура месопотамии


1 чел. помогло.
Смотрите также:
Планы семинарских занятий и методические указания для студентов дневных факультетов на 2009/10...
Методические указания для студентов экономических специальностей заочного отделения...
История отечества Планы семинарских занятий и методические указания для студентов дневных...
Методические указания для выполнения контрольной работы по дисциплине «культура речи и...
Методические указания и программа курса «история и культура народов арабского востока»...
Тема №2 «культура древнего востока» выполнила студентка 2-го курса...
Методические указания по выполнению контрольных работ для студентов...
Гео Виденгрен
Тема Государственность в Древней Месопотамии Тема История древнеегипетской государственности...
Методические указания по курсу культурологии 6 Тема Культура как феномен...
Методические указания и контрольные задания для студентов- заочников образовательных учреждений...
Физическая культура...



ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ




Тема 1. КУЛЬТУРА МЕСОПОТАМИИ

(2 часа)


  1. Шумеро-аккадская культура – древнейшая культура Месопотамии (Междуречья).

  2. Вавилония как наследница шумеро-аккадской цивилизации.

  3. Культура Иранской империи, преемницы Вавилона.

Литература


1. Культурология. История мировой культуры: Учеб. для студентов вузов / Под ред. А.Н. Марковой. М., 2003.

2. Культурология. История мировой культуры: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Т.Ф. Кузнецовой. М., 2003.

3. История мировой культуры. Ростов н/Дону, 2000.

4. Вейс Г. История цивилизации. М., 1999.

5. Карпушина С.В., Карпушин В.А. История мировой культуры: Учеб. для вузов. М., 1998.

6. Культурология: Учеб. для студ. техн. вузов / Под ред. Н.Г. Багдасарьян. М., 2006.

7. Соколова М.В. Мировая культура и искусство: Учеб. пособие для вузов. М., 2004.

8. Культурология. Теория и история культуры. М., 1998.

9. Пархоменко И.Т., Радугин А.А. История мировой и отечественной культуры: Курс лекций: Учеб. пособие для вузов. М., 2002.

10. Борзова Е.П. История мировой культуры. М.-СПб., 2004.

11. Уваров В. Цилиндры фараона или Закон гармонического резонанса. СПб., 1998.

12. История искусств от древности до средневековья / Гл. ред. С.Исмаилова. М., 1996.

13. Чизхолм Дж., Миллард Э. Ранние цивилизации. М., 1994.

14. Эпос о Гильгамеше: Древний Восток. СПб., 1994.

15. Олифант М. Древние цивилизации. М., 1994.

16. Струве В.В. Древний Восток. М., 1991.

17. Ламберг-Карловски К., Саблов Дж. Древние цивилизации. Ближний Восток и Мезоамерика. М., 1992.

18. Буркхардт Т. Сакральное искусство Востока и Запада. М., 1999.

Методические рекомендации

Вопрос 1. Месопотамия (Междуречье) – территория между р.Тигром и Евфратом. История Месопотамии представляет собой смену различных народов и царств, что наложило неизгладимый отпечаток на развитие культуры данного региона. Рассматривая тему “Культура Месопотамии”, следует учитывать это обстоятельство. Охарактеризуйте шумеро-аккадскую культуру, заложившую основы цивилизации на территории между Тигром и Евфратом. Перечислите ее достижения (шестидесятеричная система исчисления, лунно-солнечный календарь, карты звездного неба, клинопись и др.). Рассмотрите развитие монументального искусства (храмы, зиккураты и пр.).Определите влияние религиозных верований на монументальное искусство. Кратко изложите содержание “Сказания о Гильгамеше”, выдающегося памятника шумерской литературы. Сделайте выводы.

Вопрос 2. Расскажите о судьбе Вавилона, который воспринял культурное наследие шумеров и аккадцев. Этот знаменитый город древности стал столицей Вавилонии при царе Хаммурапи (1792 – 1750 гг. до н.э.), а своего расцвета достиг при Навуходоносоре II (604 – 562 гг. до н.э.). Выясните,

какое влияние на вавилонскую культуру оказали персы (Персия - современный Иран), покорившие данную территорию в 6 в. до н.э..

Вопрос 3. Раскрывая вопрос о культуре Иранской империи, приведите примеры, подтверждающие ее связь с культурой Вавилонии. Сравните искусство Ирана с предшествующим периодом. Обратите внимание на развитие науки в этой стране. Определите влияние арабской культуры, связанной с исламом, на иранскую культуру. В заключение подведите итоги, выяснив вклад, внесенный народами Востока в моровую культуру.

^

Тема 2. Культура древнего египта

(2 часа)


  1. Наука в Древнем Египте.

  2. Религиозные верования и культы древних египтян.

  3. Искусство Древнего Египта.

Литература

1. Культурология. История мировой культуры: Учеб. для студентов вузов / Под ред. А.Н. Марковой. М., 2003.

2. Культурология. История мировой культуры: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Т.Ф. Кузнецовой. М., 2003.

3. История мировой культуры. Ростов н/Дону, 2000.

4. Вейс Г. История цивилизации. М., 1999.

5. Карпушина С.В., Карпушин В.А. История мировой культуры: Учеб. для вузов. М., 1998.

6. Культурология: Учеб. для студ. техн. вузов / Под ред. Н.Г. Багдасарьян. М., 2006.

7. Соколова М.В. Мировая культура и искусство: Учеб. пособие для вузов. М., 2004.

8. Пархоменко И.Т., Радугин А.А. История мировой и отечественной культуры: Курс лекций: Учеб. пособие для вузов. М., 2002.

9. Полищук В.И. Культурология: Учеб. пособие. М., 1999.

10. Борзова Е.П. История мировой культуры. М.-СПб., 2004.

11. Уваров В. Цилиндры фараона или Закон гармонического резонанса. СПб., 1998.

12. История искусств от древности до средневековья / Гл. ред. С.Исмаилова. М., 1996.

13. Чизхолм Дж., Миллард Э. Ранние цивилизации. М., 1994.

14. Олифант М. Древние цивилизации. М., 1994.

15. Струве В.В. Древний Восток. М., 1991.

16. Шмелев И.П. Тайны Древнего Египта. СПб., 1992.

17. Ламберг-Карловски К., Саблов Дж. Древние цивилизации. Ближний Восток и Мезоамерика. М., 1992.

Методические рекомендации

Вопрос 1. Расцвет древнейших мировых цивилизаций, в том числе и древнеегипетской, относится примерно к концу IV – началу I тыс. до н.э.. Это время характеризуется возникновением рабовладельческих государств в форме восточных деспотий. Изучая данный вопрос, обратите внимание на развитие математики, астрономии, медицины в Древнем Египте, уровень грамотности населения и отношение государства к образованным людям. Отметьте основные достижения науки (десятеричная система исчисления, дробные числа, различные способы вычисления площадей, мумификация и др.).

Вопрос 2. В данном вопросе расскажите о религиозных верованиях древних египтян, заупокойном культе, культе фараонов, которых считали живым подобием бога Солнца. На конкретных примерах покажите, как повлияла религия на становление и развитие древнеегипетского искусства. Оцените реформаторскую деятельность Аменхотепа IV (Эхнатона) и его супруги Нефертити в сферах религии и искусства. Укажите последствия, к которым привели их преобразования.

Вопрос 3. Данный вопрос темы посвящен искусству этой страны. Охарактеризуйте уровень развития архитектуры, скульптуры и других направлений в искусстве. Особое внимание обратите на храмы, возведенные

в честь верховных божеств (храмы в Луксоре и Карнаке в честь Амона, ипостаси, т.е. сущности бога Солнца Ра, Мусейон, Серапийон в Александрии Египетской и др.). Расскажите о ступенчатой пирамиде Джосера, пирамидах Хеопса, Хефрена и Микерина в Гизе, которые являются единственным сохранившимся до наших дней чудом света из семи чудес древности. В заключение выясните, какое воздействие оказали политические события на культуру и судьбу Египта (завоевания Александра Македонского, воцарение династии Птолемеев в 4 в. до н.э., вхождение Египта в состав Римской империи в качестве провинции в 30 г. до н.э. и пр.).
^

Тема 3. КУЛЬтура древнего востока

(1 час)


1. Культура Древнего Китая.

2. Культура Древней Индии.

Литература

1. Культурология. История мировой культуры: Учеб. для студентов вузов / Под ред. А.Н. Марковой. М., 2003.

2. Культурология. История мировой культуры: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Т.Ф. Кузнецовой. М., 2003.

3. Малявин В.В. Китайская цивилизация. М., 2000.

4. История мировой культуры. Ростов н/Дону, 2000.

5. Вейс Г. История цивилизации. М., 1999.

6. Карпушина С.В., Карпушин В.А. История мировой культуры: Учеб. для вузов. М., 1998.

7. Культурология: Учеб. для студ. техн. вузов / Под ред. Н.Г. Багдасарьян. М., 2006.

8. Соколова М.В. Мировая культура и искусство: Учеб. пособие для вузов. М., 2004.

9. Пархоменко И.Т., Радугин А.А. История мировой и отечественной культуры: Курс лекций: Учеб. пособие для вузов. М., 2002.

10. История искусств от древности до средневековья / Гл. ред. С.Исмаилова. М., 1996.

11. Чизхолм Дж., Миллард Э. Ранние цивилизации. М., 1994.

12. Струве В.В. Древний Восток. М., 1991.

13. Ригведа / Отв. ред. П.Гринцер. М., 1989.

14. Махабхарата. Рамаяна. М., 1974.

15. Упанишады: В 3 кн. М., 1992.

16. Буркхардт Т. Сакральное искусство Востока и Запада. М., 1999.

17. Чебукина Е.Г. Китайские боги и герои. М.-Тверь, 1995.

18. Кравцова М.Е. История культуры Китая. СПб., 1999.

19. Шуцкий Ю.К. Китайская классическая “Книга Перемен”. М., 1992.

20. Лао-цзы. Дао дэ цзин / Учение о Пути и Благой Силе /. М., 1998.

21. Лао-цзы. Дао дэ цзин или писание о нравственности. Ростов н/Дону, 1994.

Методические рекомендации

Вопрос 1. Китайская цивилизация является одной из древнейших в мире. История Китая, зафиксированная в письменных источниках, насчитывает примерно 3600 лет и начинается в XVI в.до н.э.. Прежде, чем рассматривать культуру этой страны, следует уделить внимание вопросам государственного управления. Кроме того, необходимо выявить черты, отличающие китайское общество от остальных (четкая организация и порядок, стабильность, рациональность и др.). Не следует забывать и о том, что на территории Китая шла борьба за власть между различными царствами, завершившаяся в III в. до н.э. созданием государства Цинь, первой централизованной империи. На смену династии Цинь пришла династия Хань, просуществовавшая до III в.н.э. До VI в. н.э. продолжался период феодальной раздробленности, завершившийся объединением Севера и Юга под властью династии Суй (6-7 вв. н.э.). В конце XIII в. Китай был завоеван монголами, основавшими династию Юань (1280-1368 гг.). К концу XIV в. страна освободилась от монгольского владычества. В результате к власти пришла династия Мин (1368-1644 гг.). С 1644 по 1911 годы правила манъчжурская династия Цинн. Рассматривая данный вопрос, следует также обратить внимание на достижения китайской цивилизации: высокий уровень развития шелководства, шелкоткачества, новые технологии выплавки железа, изобретение бумаги, пороха, компаса, создание календаря, применение в медицине метода иглоукалывания с IV-III вв. до н.э., развитие диетологии (первое упоминание в нач. II в. до н.э.), лечебной гимнастики, использование местной анестезии при полостных операциях с III в. и т.д.. Также расскажите об иероглифической письменности китайцев, каллиграфии как одном из видов искусства, литературе Китая (“Описание искусств и словесности” Бань Гу, собрание песен и гимнов “Шицзин” и др.), музыке (“Консерватория грушевого сада” как первая школа музыки и танца и пр.), живописи (Академия живописи (10 в.)), архитектуре (храмы, Великая Китайская стена). Отметьте основные положения конфуцианства, даосизма и других религиозно-философских учений Китая. Определите, какой вклад внесли китайцы в развитие философии.

Вопрос 2. Период между концом IV и началом I тыс. до н.э. считается временем расцвета цивилизации Древней Индии. Обратите внимание на цивилизацию Мохенджо-Даро и Хараппы в долине Инда, пришедшую в упадок примерно в XVIII в. до н.э.. Затем необходимо отметить, что на смену ей пришла культура ариев, занявших долину Инда ориентировочно в XV в. до н.э.. На конкретных примерах покажите, какое влияние арии оказали на культуру Древней Индии.
^

Тема 4. Культура древней греции и древнего рима

(4 часа)


1. Особенности формирования и развития минойской и микенской культур.

2. Развитие философских и научных взглядов древних греков. Эволюция системы управления греческим полисом.

3. Особенности греческой архитектуры и скульптуры.

4. Греческий театр.

5. Олимпийские игры.

6. Римская культура.

Литература

  1. Грот Дж. История Греции. М., 1992.

  2. Культурология. История мировой культуры: Учебное пособие для вузов / Под ред. А.Н. Марковой. М., 1995.

  3. Древние цивилизации / Под ред. Г.М. Бонгард-Левина. М., 1989.

  4. История всемирной культуры. М., 1983. Т. 1-3.

  5. Петров М.К. Античная культура. М. 1997.

  6. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981.

  7. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. М., 1988.

  8. Асмус В.Ф. Античная философия. М. 1976.

  9. Кнабе Г.С. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима. М., 1993.

  10. Греки / Пер. с англ. Н.В. Белоусовой. М., 1995.

  11. Борзова Е.П. История мировой культуры. СПб., 2002.

  12. Гнедич П.П. Всемирная история искусств. М., 1999.

  13. Иллюстрированная энциклопедическая библиотека: Древняя Греция. Искусство. Философия. М.. 1995.

  14. Иллюстрированная энциклопедическая библиотека: Древний Рим. М.. 1997.

  15. Карпушина С.В., Карпушин В.А. История мировой культуры. М.. 1998.

  16. Пархоменко И.Т. История мировой и отечественной культуры. М., 2002.

  17. Пархоменко И.Т. Культурология в вопросах и ответах для зачетов экзаменов. М., 2001.

Методические рекомендации

Вопрос 1. Формирование культуры Древней Греции началось с древнейших цивилизаций острова Крита в VIII в. до н.э. Рассмотрите пути проникновения на эту территорию населения. Охарактеризуйте минойскую архитектуру, живопись. Особое внимание следует обратить на Кносский дворец царя Миноса, его архитектурные особенности, систему водоснабжения, тематику фресковой живописи. Укажите вероятные причины упадка данной культуры. При рассмотрении микенской культуры следует обратить внимание на изменение структуры архитектуры (появление серьезных укрепительных сооружений), изменение тематики фресковой живописи (с бытовых и культовых картин в минойской культуре на военную тематику микенской). Дайте определение теократии. Обратите особое внимание на погребальные культы (золотые погребальные маски). Укажите причины упадка данной культуры, выделив особо влияние завоевание греков-ахейцев.

Вопрос 2. Проанализировав мифы Древней Греции, покажите систему формирования представлений греков о власти и государстве. Охарактеризуйте взгляды крупнейших древнегреческих философов (Аристотеля, Платона, Ксенофонта и др.) на власть и общество. Дайте подробную характеристику форм политического устройства городов-полисов: демократия, аристократия, диктатура и др. Обратите особое внимание на гражданство в Греции. На основании каких факторов грек мог считать себя гражданином полиса, что могло привести к потере гражданских и политических прав, каковы были последствия этого. Охарактеризуйте религиозные преставления греков. Назовите крупнейших олимпийских богов. Обратите внимание на то, где и как проходили культовые мероприятия.

Вопрос 3. Базовым основанием для древнегреческой архитектуры является изобретенная ими ордерная система. В связи с этим рассмотрите особенности трех греческих ордеров: ионического, дорического, коринфского, оказавших влияние все последующие формы западного архитектурного искусства. В рассмотрении ордеров обратите внимание на различия в стилях колонн (база колонны, ствол колонны, антаблемент, архитрав, фриз, капитель и другие ее составные части). Объясните что такое периптер, кариатиды, атланты. Кратко охарактеризуйте такие известные древнегреческие сооружения как: Пропилеи, Парфенон, храм Афины Аптерос, Ники Самофракийской и др. Обратите внимание на скульптуры расположенные в этих храмах. Опишите скульптуры Фидия, Поликлета, Скопоса и др., укажите отличительные особенности их творчества. Какую роль выполняли храмы, в которых находились данные скульптуры в мировоззрении греков.

Вопрос 4. Опишите из каких ритуальных действий древних греков появились первые трагедии и комедии, обратите особое внимание на празднования посвященные богу Дионису. Почему первые театральные постановки назывались «песнь козлов». Охарактеризуйте архитектурные особенности древнегреческого театра. Опешите первых театральных актеров (особенности их костюмов, роль масок, особенности театральной обуви). Обратите внимание на пол актеров. Укажите какую политическую и социально-экономическую роль выполняли театральные постановки, что породило понятие «хлеба и зрелищ». Назовите известных театральных драматургов Греции и тематику их произведений.

Вопрос 5. Когда впервые были проведены олимпийские игры и какую политическую роль они сыграли для народов древней Греции. Кому были посвящены данные состязания, кто мог принимать в них участие, на каких условиях. Какие виды спорта были представлены на первых олимпиадах. В чем выступали атлеты, как проходила подготовка спортсменов, кто мог присутствовать на трибунах в виде зрителей и почему. Рассмотрите ход открытия олимпийских игр, обратите особое внимание на то, в честь кого назывались очередные олимпиады. Покажите динамику изменения соревнований и их участников на протяжении первых двадцати олимпиад. Чем и как награждались победители состязаний на играх и в родных городах-полисах. Какие наказания накладывались на нарушителей условий соревнований. Приведите примеры из древнегреческой мифологии, имеющие отношение к олимпиадам.

Вопрос 6. Рассмотрите причины упадка древней Греции. Укажите социально-экономические особенности развития и военные успехи македонцев и римлян. Обратите особое внимание на то, какие общие черты существуют между культурой Греции и Рима: культовые обряды, представление о богах, погребальные обряды, сходство скульптуры и живописи, философии. Обратите внимание на римскую архитектуру, построенную по греческой ордерной системе, но имеющую другие формы (форум, амфитеатр, арка, подиум, базилика). Какую функцию выполняли такие крупнейшие архитектурные сооружения как: Триумфальные арки, Колизей. Покажите социально-экономическую и политическую роль гладиаторских боев, пришедших на смену древнегреческому театру. Рассмотрите систему политического устройства римской империи. Обратите внимание на христианскую религию, сыгравшую важную роль в формировании европейского мировоззрения. Укажите причины упадка Римской империи.
^

Тема 5. культура западной европы эпохи средневековья (viii – xii вв.)

(2 часа)





  1. Развитие философских и научных знаний в средневековой Европе.

  2. Архитектура: характеристика романского и готического стилей.

  3. Живопись, литература, театр средневековой Европы.

  4. Стили жизни и нравы средневековых рыцарей (рыцарских орденов) и монашества.

Литература


  1. Культурология. История мировой культуры: Учебное пособие для вузов / Под ред. А.Н. Марковой. М., 1995.

  2. Культурология. История и теория культуры / Под ред. В.И. Добрыниной. М., 1993.

  3. Культурология. Основы теории и истории культуры / Под ред. И.Ф. Кефели. СПб., 1996.

  4. История всемирной культуры. М., 1983. Т. 1-3.

  5. Борзова Е.П. История мировой культуры. СПб., 2002.

  6. Гнедич П.П. Всемирная история искусств. М., 1999.

  7. Ильина Т.В. История искусств: Западно-Европейское искусство. М., 1993.

  8. Иллюстрированная энциклопедическая библиотека: Искусство Западной Европы: Англия, Франция. М., 1996.

  9. Иллюстрированная энциклопедическая библиотека: Искусство Западной Европы. Германия. Нидерланды. М.. 1996.

  10. Иллюстрированная энциклопедическая библиотека: Италия. Испания. М.. 1996.

  11. Карпушина С.В., Карпушин В.А. История мировой культуры. М.. 1998.

  12. Пархоменко И.Т. История мировой и отечественной культуры. М., 2002.
^

Методические рекомендации


Вопрос 1. После распада Римской империи и нашествия варваров на территории Европы в VI-VII вв. н.э. начинают складываться национальные государства франков, каролингов, германцев и др. Христианская церковная доктрина являлась единым связующим звеном, политической и экономической доминантой зарождающейся европейской культуры. Светская власть новых рыцарей и королей особенно нуждалась в материальной и политической поддержки церкви, поэтому неслучайно мировоззренческой доминантой европейцев стала католическое христианство. Католичество определяло развитие всех сторон жизнедеятельности населения средневековой Европы. Рассмотрите философские воззрения средневековых авторов. Особое внимание обратите на деятельность средневековых схоластов: Фомы Аквинского и Аврелия Августина. Дайте подробную характеристику первых европейских университетов. Охарактеризуйте уровень научных знаний средневековой Европы. Дайте определение схоластики. Наибольшее внимание уделите рассмотрению алхимии.

Вопрос 2. Дайте характеристику романскому стилю архитектуры. Покажите конструкторские особенности древних храмов и замков (толщину стен, перекрытий, размеров окон, укреплений и др.). Назовите крупнейшие архитектурные сооружения романского стиля на территории Европы. Рассмотрите этапы формирования готической архитектуры (ранняя готика, поздняя готика, пламенеющая готика). Покажите архитектурные особенности готического стиля: изменение пропорций балочных перекрытий, оконных проемов. Обратите внимание на украшение готических соборов: фрески, статуи, барельефы, мозаики, витражи. Какую функцию в средневековой Европе выполняла романская и готическая архитектура: покажите различия.

Вопрос 3. Исходя из доминирования католической идеологии, рассмотрите развитие в средневековой Европе живописи. Охарактеризуйте тематику фресок. Обратите особое внимание на гротескные изображения ужасов и страхов, преобладающих в рассматриваемый период. Зарождение средневекового театра берет свое начало из церковных литургий. Церковнослужители, заинтересованные в привлечении населения в храм и получении с него десятины были вынуждены устраивать своими силами первые театральные действа в храме. Какова была тематика первых литургических пьес. Покажите процессы обмирщения средневековой культуры на примере перерастания церковных литургических пьес в театральные постановки на площадях средневековых городов. Церковные установки долгое время определяли и жанры средневековой литературы: жития святых, миракле, поучения и др. Наряду с этим в Европе активно развивалась и мирская литература, бравшая начало в творчестве трубадуров, вагантов, странствующих рыцарей. Большую роль в средневековой литературе играли произведения, посвященные рыцарским победам, странствиям, завоеваниям. Охарактеризуйте первые литературные произведения средневековой литературы, в частности «Песнь о Нибелунгах».

Вопрос 4. Рыцари являлись основным господствующим социальным слоем средневековой Европы. Рассмотрите нравы и обычаи рыцарей, строгую иерархию вассальных отношений. Следует обратить особое внимание на Кодекс рыцарской чести: обязанности по отношению к сеньору, обеты бедности, послушания, храбрости до безрассудства. Обратите внимание на нормы семейно-брачных отношений и отношений к «прекрасной даме». Рассмотрите деятельность первых рыцарских орденов: Капуцинов, Тамплиеров, Тевтонов и др. Укажите цели и задачи их деятельности, нормы, определявшие действия членов орденов. Расскажите о обряде посвящения в рыцари. Какие из средневековых рыцарских орденов продолжают существовать (правда в видоизмененной форме) в настоящее время. Рассмотрите монашество. Дайте характеристику монахов-отшельников (столпники, сидельники и др.) и монахов, объединившихся в общины для совместного бытия. Покажите распорядок дня монастырей и обязанности монахов. Какие обеты накладывало монашество на послушников.

^

Тема 6. Русская культура в средние века (IX-XVI вв.)

(2 часа)

  1. Особенности формирования древнерусской культуры. Древнеславянское язычество


  2. Развитие письменности и образования. Научные знания. Летописи. Литература. Устное народное творчество

  3. Религиозная и общественно-политическая мысль. Публицистика в XVI в.
  4. ^

    Зодчество. Искусство. Музыка.

Литература


    1. Алпатов М.В. Древнерусская иконопись. М., 1984.

    2. Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры: Учебник. В 2-х частях. М., 2002.

    3. Борисов Н.С. Церковные деятели средневековой Руси. XIII-XV вв. М., 1988.

    4. Бужилова А. Аспидов яд. Болезни и обыденная жизнь в Древней Руси//Родина. 2002. №11-12.

    5. Буслаев Ф.И. Древнерусская литература и православное искусство. СПб., 2001.

    6. Бычков В.В. Русская средневековая эстетика XI-XVII вв. М., 1995.

    7. Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси. М., 1993.

    8. Великая Русь: История и художественная культура, Х-XVII века/Под ред. Д.С. Лихачева. М., 1995.

    9. Виргинский В.С., Хотенков В.Ф. Очерки истории науки и техники с древнейших времен до середины XV в. М., 1988.

    10. Демин А.С. Художественные миры древнерусской литературы. М., 1993.

    11. Дунаев М.М. Своеобразие древнерусской иконописи: Очерки по русской культуре XII-XVII вв. М., 1995.

    12. Естественнонаучные представления Древней Руси. М., 1988.

    13. Забелин И.Е. Домашний быт русского народа в XVI и XVII столетиях. М., 2000.

    14. Забияко А.П. История древнерусской культуры. М., 1995.

    15. Занков Д. «Блуд бывает всякий…». Сексуальность Московской Руси на церковной исповеди//Родина. 2004. №12.

    16. Зимин А.А. Пересветов и его современники. Очерки по истории общественно-политической мысли середины XVI в. М., 1958.

    17. Кондаков И.В. Культурология: история культуры России: Курс лекций. М., 2003.

    18. Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси. М., 1996.

    19. Куликовская битва в истории и культуре нашей Родины. М., 1983.

    20. Лихачев Д.С. Культура Руси времен Андрея Рублева и Епифания Премудрого. М.-Л., 1962.

    21. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. Л., 1967.

    22. Лосева О.В. Русские месяцесловы XI-XIV вв. М., 2001.

    23. Лурье Я.С. Русские современники Возрождения. Л., 1988.

    24. Мир русской культуры: Энциклопедический справочник. М., 2000.

    25. Очерки русской культуры XIII-XV вв. В 2-х частях. М., 1969-1970.

    26. Памятники Куликовского цикла/Под ред. Б.А. Рыбакова. СПб., 1998.

    27. Плюханова М.Б. Сюжеты и символы Московского царства. СПб., 1995.

    28. Рапацкая А.Л. Русская художественная культура: Учебное пособие. М., 1998.

    29. Раппопорт П.А. Древнерусская архитектура. СПб., 1993.

    30. Рыбина Е. Не лыком шиты. Быт и досуг древних новгородцев//Родина. 2002. №11-12.

    31. Сахаров А.М., Муравьев В.А. Очерки русской культуры IX-XVII вв. М., 1962.

    32. Скрынников Р.Г. Третий Рим. СПб., 1994.

    33. Тихомиров М.Н. Русская культура Х-XVIII вв. М., 1968.

    34. Черный В.Д. Искусство средневековой Руси. М., 1997.

    35. Шахматов А.А. История русского летописания. В 2-х томах. М., 2003.

    36. Юдин А.В. Русская народная духовная культура. М., 1999.

    37. Юрганов А.Л. Категории русской средневековой культуры. М., 1998.
Методические рекомендации

Вопрос 1. Рассмотрите специфику формирования русской культуры, обратившись к различным ее составляющим – славянским корням, западным и восточным контактам. Познакомьтесь с пантеоном славянских богов, охарактеризуйте древние обычаи, традиции и поверья. Попытайтесь выделить характерные черты русской культуры, обратившись к различным методологическим подходам (например, к географическому детерминизму, к пассионарной теории и т.д.). Также рекомендуется проследить динамику древнерусской культуры во взаимосвязи с наиболее значимыми историческими событиями: образованием государства, принятием христианства, наступлением периода феодальной раздробленности, установлением татаро-монгольского владычества, освобождением от него, образованием русского централизованного государства.

Вопрос 2. Проследите влияние принятия христианства на процесс развития русской культуры, обратите внимание на длительное существование при этом языческих славянских традиций. Отметьте ведущую роль в данном процессе образования единой древнерусской народности и складывания единого русского литературного языка. Проанализируйте роль летописей в формировании народного самосознания, рассмотрите наиболее выдающиеся творения русских летописцев. Обратите внимание на расцвет летописного творчества в период феодальной раздробленности. Подумайте, с чем это было связано. Почему в литературе преобладала героическая и биографическая тематика? При анализе литературы бытового жанра познакомьтесь с «Домостроем». Изучите русский фольклор, особенно былинное творчество, сказки, пословицы, поговорки. Отметьте влияние появления книгопечатания на просвещение и развитие научных знаний. Рассмотрите основные достижения науки того времени, обратите внимание на преимущественно прикладной ее характер.

Вопрос 3. Отметьте тот факт, что развитие и укрепление Российского государства сопровождалось усилением позиций церкви во всех сферах духовной жизни. Рассмотрите идейное противостояние двух противоборствующих церковных направлений – иосифлян и нестяжателей. Какова политическая подоплека этой борьбы? Обратите внимание на возникновение теории «Москва – третий Рим», обосновывающей вселенские претензии Московской митрополии. Проанализируйте русскую публицистику XVI в., представленную работами Федора Карпова, Ивана Пересветова, Андрея Курбского и других общественно-политических деятелей.

Вопрос 4. В зодчестве отметьте преобладание деревянных построек. Рассмотрите самые занимаемые культовые постройки, в которых органично сочетались византийские и славянские традиции. Проследите динамику стилей от крестово-купольного к шатровому. Проанализируйте русскую иконопись, обратите внимание на появление в XV в. помимо традиционных сюжетов из Библии, житий святых пейзажей, портретов, батальных сцен. Охарактеризуйте древнерусское искусство: фреску, мозаику, резьбу по дереву и камню, ювелирное дело.

Тема 7. Русская культура в XVII-XVIII вв. (2 часа)

  1. Культура России XVII в.:

а) Просвещение и наука

б) Литература

в) Искусство

г) Быт и нравы

  1. Культурный переворот Петра I. Культура России XVIII в.:

а) Просвещение и наука

б) Литература и журналистика. Общественно-политическая мысль. Театр

в) Искусство
^
г) Изменения в быту и образе жизни

Литература

  1. Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры: Учебник. В 2-х частях. М., 2002.

  2. Городская семья XVIII века: Семейно-правовые акты купцов и разночинцев Москвы/Сост. Н.В. Козлова. М., 2002.

  3. ^

    Гуковский Г.А. Русская литература XVIII века. М., 1998.


  4. Дуков Е. Славные садовые гульбища//Родина. 2003. №3. С. 104-106.

  5. Елисеева О. С петухами. Когда ложились спать российские правители и их подданные//Родина. 2005. №6. С. 96-99.

  6. Ефремова И. Стиль Адама. «Английский вкус» в убранстве московских дворянских усадеб//Родина. 2003. №5-6.

  7. Живов В.М. Язык и культура в России XVIII века. М., 1996.

  8. Забелин И.Е. Домашний быт русского народа в XVI и XVII столетиях. М., 2000.

  9. Илизаров С.С. Московская интеллигенция XVIII века. М., 1999.

  10. Карпов Г.М. Русская культура на пороге новой эпохи. XVII век. М., 1994.

  11. Кондаков И.В. Культурология: история культуры России: Курс лекций. М., 2003.

  12. Краснобаев Б.И. Русская культура второй половины XVII-начала XIX в. М., 1983.

  13. Кросс Э. Екатерина Великая и парки в английском стиле//Родина. 2003. №5-6.

  14. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII-XIХ вв.). СПб., 1999.

  15. Мир русской культуры: Энциклопедический справочник. М., 2000.

  16. Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII- начало ХХ вв.): Генезис личности, демократической семьи, гражданского общества и правового государства. В 2-х томах. СПб., 2000.

  17. Панченко А.М. Русская культура в канун петровских реформ. Л., 1984.

  18. Развитие барокко и зарождение классицизма в России XVII-начала XVIII века/Под ред. А.Н. Робинсона. М., 1989.

  19. Рапацкая А.Л. Русская художественная культура: Учебное пособие. М., 1998.

  20. Рапацкая А.Л. Русское искусство XVIII века. М., 1995.

  21. Сазонова Л.И. Поэзия русского барокко. М., 1991.

  22. Сариева Е. Потешные огни. Фейерверки Петровской эпохи//Родина. 2005. №3.

  23. Семенова Л.Н. Очерки истории быта и культурной жизни России первой половины XVIII века. Л., 1982.

  24. Смилявская Е.Б. Дворянское гнездо середины XVIII века: Тимофей Текутьев и его «Инструкция о домашних порядках». М., 1998.

  25. Театральная жизнь России в эпоху Анны Иоановны: Документальная хроника 1730-1740 гг./Сост. Старикова Л.М. М., 1995.

  26. Тучков И. Имперский классицизм//Родина. 2002. №8.

  27. Университет для России: взгляд на историю культуры XVIII столетия/Под ред В.В. Пономаревой и Л.Б. Хорошиловой. М., 1997.

  28. Человек эпохи Просвещения/Под ред. Г.С. Кучеренко. М., 1999.

  29. Черная Л.А. Русская культура переходного периода от средневековья к новому времени. М., 1999.
^

Методические рекомендации


Вопрос 1. Обозначьте основные итоги развития русской культуры к концу XVII века. Особое внимание уделите новым явлениям в русской культуре, особенно ее «обмирщанию». Также обратите внимание на появление новых жанров – бытовой повести, бытовой сатиры в русской литературе, светского портрета в живописи, московское барокко в архитектуре. Кроме того, в архитектуре наблюдается отказ от средневековой строгости и аскетизма в пользу внешней нарядности, живописности, декора. Проиллюстрируйте это положение на конкретных примерах. Какие обстоятельства тормозили процесс культурного развития?

Вопрос 2. С какими событиями была связана трансформация культуры в правление Петра I? Рассмотрите наиболее значимые его изменения. Какими методами проводились петровские преобразования и какое значение они имели для дальнейшего развития русской культуры? Проанализируйте политику правительства в области просвещения, рассмотрите ее основные итоги. Особое внимание уделите появлению в России университетскому образованию, а также открытию Академии наук. Обратите внимание на появление системы женского образования. Рассмотрите научные достижения того времени в математической, естественнонаучной, общественно-политической сферах, выделив особо заслуги М.В. Ломоносова. Обратите внимание на расширение круга чтения в петровскую эпоху. XVIII век – это эпоха Просвещения. В чем заключались особенности русского Просвещения, проследите эволюцию взглядов крупнейших представителей этого идейного направления – Н.И. Новикова, А.Н. Радищева. Какие еще существовали течения в данное время? В русской литературе отметьте появление во второй половине XVIII века классицизма как идейной основы борьбы за мощную государственность под эгидой самодержавной власти. Выделите специфику русского классицизма – сильные просветительские тенденции, пафос гражданственности, обличительные мотивы. Также особенностью данного периода была потеря литературой анонимного характера, появление профессиональных писателей. Подумайте, какое значение это имело для дальнейшего развития художественной и общественно-политической мысли, для формирования русского литературного языка. Проследите взаимосвязь литературного и театрального искусства. Обратите внимание на развертывание градостроительства со времен Петра I, на постепенное сворачивание деревянного зодчества в пользу каменных архитектурных сооружений, на активные контакты русских архитекторов с иностранными и на значительную роль последних в русской архитектуре того времени. Проследите эволюцию архитектурных стилей от барокко до классицизма, отметьте окончательное утверждение светской портретной живописи (в том числе и в виде скульптурного портрета) в изобразительном искусстве XVIII века. Обратите внимание на «европеизацию» русской аристократии. Назовите позитивные и негативные стороны изменений в области быта. Отметьте, что преобразования в быту коснулись в первую очередь дворянства. Подумайте, справедливо ли утверждение о том, что после петровских реформ между народом и верхушкой возник глубочайший ментальный разрыв.

Тема 8. Культура эпохи возрождения.

(1 час)

1. Итальянская живопись эпохи ренессанс. Особенности архитектуры и скульптуры эпохи Возрождения.

2. Религиозные течения католического христианства в эпоху реформации: протестантство, баптизм, кальвинизм, лютеранство и др.

Литература

  1. Культурология. История мировой культуры: учебное пособие для вузов / Под ред. А.Н. Марковой. М., 1995.

  2. Культурология. История и теория культуры / Под ред. В.И. Добрыниной. М., 1993.

  3. История всемирной культуры. М., 1983. Т. 1-3.

  4. Борзова Е.П. История мировой культуры. СПб., 2002.

  5. Гнедич П.П. Всемирная история искусств. М., 1999.

  6. Ильина Т.В. История искусств: Западно-Европейское искусство. М., 1993.

  7. Иллюстрированная энциклопедическая библиотека: Искусство Западной Европы: Англия, Франция. М., 1996.

  8. Иллюстрированная энциклопедическая библиотека: Искусство Западной Европы. Германия. Нидерланды. М., 1996.

  9. Иллюстрированная энциклопедическая библиотека: Италия. Испания. М., 1996.

  10. Карпушина С.В., Карпушин В.А. История мировой культуры. М. 1998.

  11. Культурология ХХ в. Словарь. СПб., 1997.

  12. Культурология ХХ век. Энциклопедия. Т. 1-2, СПб., 1998.

  13. Пархоменко И.Т. История мировой и отечественной культуры. М., 2002.

  14. Пархоменко И.Т. Культурология в вопросах и ответах для зачетов экзаменов. М., 2001.

  15. Мамонтов С.П. Основы культурологи: Учебное пособие. М., 2001.

Методические рекомендации

Вопрос 1. Дайте определение понятию ренессанс (возрождение). Элементы какой культуры возрождались в Европе в XV-XVI вв. Как повлияло наследие греческой культуры на развитие архитектуры, живописи, скульптуры эпохи Возрождения. Особое внимание следует обратить на итальянскую живопись. Дайте характеристику творчеству Леонардо До Винчи, Боттичелли, Рафаэль и др. Охарактеризуйте неповторимую технику сфумато. Обратите внимание на тематику живописных работ художников эпохи Возрождения. Рассмотрите скульптуру эпохи. Дайте характеристику творчеству Микеланджело. В чем отличительные особенности скульптур эпохи ренессанса от древнегреческих статуй. Выявите основные достижения техники строительства. Как изменилась архитектура соборов. Охарактеризуйте деятельность Брунеллески. Опишите крупнейшие соборы европейского возрождения.

Вопрос 2. В связи с началом эпохи Великих географических открытий, развитием рационального мировоззрения церковная идеология все меньше востребована, однако церковь не собиралась сдавать своих привилегий. По всей Европе разгорались пожары инквизиции, в которых сгорело немало выдающихся деятелей науки и передовых научных открытий. Рост влияния буржуазных отношений, а также бедность основной массы населения Европы, неспособного оплатить дорогостоящие церковные обряды привело к появлению реформации. Родоначальником реформации считается Мартин Лютер. Против чего выступал он в своих 95 тезисах? Охарактеризуйте протестантство, появившееся как дешевая альтернатива католичества. Рассмотрите нормы протестантских вероучений: лютеранство, кальвинизм, баптизм, англиканство, цвинглианство и др.

Тема 9. Культура России в XIX-начале ХХ вв.

(1 час)

  1. Образование, наука и техника. Русские путешественники

  2. Литература и журналистика. Общественно-политическая мысль

  3. Театр и музыка

  4. Живопись и архитектура

  5. Быт и нравы

Литература


  1. Белякова Е. Бабьи стоны. Как разводились в Российской империи//Родина. 2002. №7.

  2. Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры: Учебник. В 2-х частях. М., 2002.

  3. Бордюгов Г., Борисов К. Полет Жар-птицы. «Русские сезоны» Сергея Дягилева в Париже//Родина. 2003. №9.

  4. Кирсанова Р. Насильный брак//Родина. 2002. №3.

  5. Колганова Е. «На фу-фу я не пойду…». До чего же непросто было развестись сто лет тому назад//Родина. 2006. №5.

  6. Кондаков И.В. Культурология: история культуры России: Курс лекций. М., 2003.

  7. Лебина Н. ХХ век: словарь повседневности//Родина. 2005. №3-12; 2006. №1-5.

  8. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII-XIХ вв.). СПб., 1999.

  9. Мир русской культуры: Энциклопедический справочник. М., 2000.

  10. Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII- начало ХХ вв.): Генезис личности, демократической семьи, гражданского общества и правового государства. В 2-х томах. СПб., 2000.

  11. Очерки истории русской культуры второй половины XIX века/Под ред. Н.М. Волынкина. М., 1976.

  12. Очерки русской культуры начала XIX века. В 6-ти томах. М., 1998.

  13. Очерки русской культуры начала ХХ века. М., 1985.

  14. Пашина О. Зимние вечерки. Из хаты в хату – потанцевать, попеть, поворожить…//Родина. 2002. №1.

  15. Познанский В.В. Очерки формирования русской национальной культуры. Первая половина XIX века. М., 1975.

  16. Рапацкая А.Л. Искусство «серебряного века». М., 1996.

  17. Рапацкая А.Л. Русская художественная культура: Учебное пособие. М., 1998.

  18. Сарабьянов Д.В. История русского искусства второй половины XIX века. М., 1989.

  19. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России середины XIX века. М., 1991.

  20. Тучков И. Имперский классицизм//Родина. 2002. №8.

  21. Худушина И.Ф. Царь. Бог. Россия. Самосознание русского дворянства. Конец XVIII-начало XIX столетия. М., 1986.

  22. Щетинина Г.И. Идейная жизнь русской интеллигенции: конец XIX –начало ХХ вв. М., 1995.

  23. Юхнева Е. Дом для «старых русских». Барская квартира сто лет назад//Родина. 2003. №10.

  24. Юхнева Е. Дом для петербуржца//Родина. 2003. №1.

  25. Яковкина Н.И. История русской культуры. XIX век: Учебное пособие. М., 2002.

  26. Яковкина Н.И. Русское дворянство первой половины XIX века: быт и традиции. СПб., 2002.

  27. Яковкина Н.И. Очерки русской культуры первой половины XIX века. Л., 1989.
^

Методические рекомендации


Вопрос 1. Обратите внимание на оформление системы начального, среднего и высшего образования и проследите связь между этим фактом и подъемом науки. Рассмотрите наиболее выдающиеся достижения точных и естественных наук (особенно географии), попытайтесь также проследить взаимовлияние развития науки и экономики в указанный период. При анализе обществоведческого знания рекомендуется уделить основное внимание таким направлениям, как славянофильство, западничество, философия всеединства, а также русский космизм.

Вопрос 2. При рассмотрении данного вопроса обратитесь к особенностям исторического развития России в указанный период. Какое время в русской культуре называют «золотым» и «серебряным» веками? Отметьте культурный и духовный подъем общества, связанный с победой в Отечественной войне 1812 года, которому также способствовала политика «просвещенного абсолютизма», проводимая Екатериной II и Александром I. Проследите эволюцию в литературе от классицизма к сентиментализму и романтизму в первой трети XIX в. Обратите внимание на появление реалистических тенденций в 1830-е гг., отметьте наиболее ярких его представителей. С чем было связано возникновение такого течения? Начало ХХ в. характеризуется так называемым полифонизмом, многочисленностью группировок, течений и школ – символизм, акмеизм, футуризм и т.д. Рассмотрите наиболее значимых представителей этих течений.

Вопрос 3. Проиллюстрируйте сентиментальные, романтические и реалистические направления в музыке и театре. Обратите внимание на обращение музыкантов начала XIX века к народной мелодии и национальной тематике. Проследите взаимосвязь музыкального, театрального и литературного искусства.

Вопрос 4. При анализе живописного искусства подчеркните рост интереса художников к личности человека, к жизни обычных людей, который выразился в постепенном отходе от академизма. Обратитесь также к традиционным направлениям в искусстве – романтизму, реализму. Отметьте особенности развития архитектуры в указанный период. Обратите внимание на эклектичный подход с середины XIX в., а с начала ХХ в. – на плюрализм направлений, реализм, импрессионизм, модернизм, примитивизм, абстракционизм.

Вопрос 5. Данный вопрос имеет важное значение в связи с утратой большей части бытовых традиций в советский период отечественной истории. При его рассмотрении необходимо обратиться к образу жизни и ментальным характеристикам различных социальных групп – дворянства, духовенства, купечества, мещанства, казачества и особенно крестьянства как главного хранителя традиционных славянских ценностей и знаний. Рекомендуется обращение к этнографической и мемуарной литературе.

^

Тема 10. Культура Советского государства (1 час)


  1. Культура советского общества в 1920-30-е гг.

  2. Духовная жизнь страны в середине 1940-х-начале 50-х гг. Хрущевская «оттепель»

  3. Достижения науки и техники, противоречивый характер развития искусства и литературы в середине 1960-х-начале 80-х гг.

  4. Российская культура на современном этапе

Литература


  1. Аймермахер К. Политика и культура при Ленине и Сталине. 1917-1932. М., 1998.

  2. Бабиченко Д.Л. Писатели и цензоры: Советская литература 1940-х годов под политическим контролем ЦК. М., 1994.

  3. Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры: Учебник. В 2-х частях. М., 2002.

  4. Брусиловская Л.Б. Культура повседневности в эпоху «оттепели»: метаморфозы стиля. М., 2001.

  5. Вайль П., Генис А. 60-е: Мир советского человека. М., 1996.

  6. Геллер М. Концентрационный мир и советская литература. М., 1996.

  7. Глебкин В.В. Ритуал в советской культуре. М., 1998.

  8. Голомшток И.Н. Тоталитарное искусство. М., 1994.

  9. Громов Е.С. Сталин: власть и искусство. М., 1998.

  10. Грэхем Л.Р. Очерки российской и советской науки. М., 1998.

  11. Зезина М.Р. Советская художественная интеллигенция и власть в 1950-60-е годы. М., 1999.

  12. Зубкова Е.Ю. Послевоенное советское общество: политика и повседневность 1945-1953. М., 1999.

  13. Исаев В. И всюду страсти роковые… Любовь на фоне капиталистической стройки//Родина. 2004. №4.

  14. Исключить всякие упоминания… Очерки истории советской цензуры. Минск, М., 1995.

  15. Козлова Н.Н. Горизонты повседневности советской эпохи (голоса из хора). М., 1996.

  16. Кондаков И.В. Культурология: история культуры России: Курс лекций. М., 2003.

  17. Кречмар Д. Политика и культура при Брежневе, Андропове и Черненко: 1970-1985. М., 1997.

  18. Лебина Н. ХХ век: словарь повседневности//Родина. 2005. №3-12; 2006. №1-5.

  19. Лебина Н. Ленинградец в «гаванне»//Родина. 2003. №1.

  20. Максименков Л. Сумбур вместо музыки: Сталинская культурная революция. М., 1997.

  21. Максимова Т. На кой черт регистрировать брак Если…можно и так//Родина. 2004. №11.

  22. Манин В.С. Искусство в резервации: Художественная жизнь России 1917-1946 гг. М., 1999.

  23. Мир русской культуры: Энциклопедический справочник. М., 2000.

  24. Морозов А.И. Конец утопии: Из истории искусства СССР 1930-х годов. М., 1995.

  25. Наука и тоталитарная власть. М., 1993.

  26. Рожков А. «Лучше хулиганом быть, чем любовь разводить». Переход к совместному школьному обучению в 1920-е годы//Родина. 2004. №9.

  27. Синявский А. Основы советской цивилизации. М., 2001.

  28. Таранов Е. Хрущевки. Этажи «Великого десятилетия»//Родина. 2002. №1.

  29. Хрущевская «оттепель» и общественные настроения в СССР в 1953-1964 гг. М., 1999.

  30. Эггелинг В. Политика и культура при Хрущеве и Брежневе. 1953-1970 гг. М., 1999.

Методические рекомендации

Вопрос 1. Охарактеризуйте суть политики советского правительства в области культуры. Какие цели она преследовала и какими методами осуществлялась? Подумайте, с какими проблемами столкнулась советская власть, как они были решены и какие имели последствия? Рассмотрите взаимоотношения властей и церкви. Проследите переход от плюрализма в культуре к так называемому соцреализму. Рассмотрите конкретные проявления данной тенденции в литературе, музыке, кино.

Вопрос 2. Отметьте победу советского народа в Великой Отечественной войне как мощного стимула культурного развития. С другой стороны, подумайте, в чем заключалось негативное влияние идеологии и практики культа личности. Проанализируйте основные достижения науки, охарактеризуйте проблематику работ в литературе, театральном и киноискусстве. Обратите внимание на изменения в быту – жилищные условия, мода, телевидение. Рассмотрите противоречивый характер развития литературы и искусства в годы хрущевской «оттепели».

Вопрос 3. Обратите внимание на две тенденции в развитии советской культуры указанного периода – официально-догматической и демократической. Проследите их влияние в литературе, театральном и эстрадном искусстве. При рассмотрении научных достижений обратитесь к проблеме освоения космоса, отметьте в целом успехи СССР в области оборонных исследований. Подумайте, какое значение имела эта односторонность научного развития?

Вопрос 4. Характеризуя современную российскую культуру, в числе главных ее особенностей выделите такие, как плюрализм и вестернизация. Рассмотрите различные типы культур – элитарную, массовую, субкультуру, контркультуру. Подумайте, в чем заключаются особенности русского постмодерна.


Перечень контрольных вопросов для подготовки к зачету

  1. Кто является носителем культуры?

  2. Что является предметом культурологи?

  3. Какие элементы культурологии выделяют по уровням познания?

  4. Как называются приемы, направленные на постижение сущности культуры?

  5. Какая наука выступает методологической основой культурологи?

  6. Какие методы познания культурологии относятся к особенным?

  7. Что является субъектом культуры?

  8. Кто из ученых считал что «цивилизация» это только материальная сторона культуры?

  9. Кто из ученых считал что «цивилизация» это форма вырождения и деградации «культуры»?

  10. В современной науке с возникновением какой социальной общности «цивилизация» рассматривается как состояние «культурности»?

  11. Чем представлена структура морфологии культуры?

  12. Какие формы деятельности человека не относится к материальной культуре?

  13. Какие существуют функции культуры?

  14. Какие способы передачи информации являются языками культуры?

  15. Какие формы модернизации культуры существует?

  16. Что относится к духовной культуре?

  17. Чем отличается «мистика» от религии?

  18. Какие типы политических культур существуют?

  19. К какому типу культуры относятся следующие характеристики: отвержение мысли о переустройстве мира, пассивный характер человеческой деятельности?

  20. Где и когда берет свое начало западный тип культуры?

  21. Какая из современных мировоззренческих установок является основой для вестернизации культуры?

  22. Культурология – это рефлексия каких гуманитарных оснований бытия человека?

  23. Что относится к предмету культурологии?

  24. Каких методов познания культурологии не существует?

  25. Что не является предметной формой бытия культуры?

  26. Кто из представителей философии считал, что культура противостоит природе, развращает и разлагает человека?

  27. Кто из представителей философской мысли считал, что культура это только деятельность души (духовность) и разума?

  28. Кто из представителей философии впервые указал, что культура делится на материальную и духовную, при преобладании материальной культуры?

  29. Чем обуславливается материальная составляющая культуры?

  30. Чем отличается мифология от религии?

  31. Что является культурным регулятивом?

  32. Какие из религий являются национальными?

  33. Какие из религий являются мировыми?

  34. Что не включается в религиозную деятельность?

  35. В какой религии имя бога отца – Яхве?

  36. В какой религии обязательна благотворительность?

  37. Когда произошел раскол христианской церкви на православную и католическую?

  38. Какое из вероучений выступает за уничтожение церкви и служителей культа, как лишнее посредничество между богом и человеком?

  39. Что в узком культурологическом смысле обозначает слово техника?

  40. Социокультурная ценность техники как процесса – это …?

  41. Какой из подходов к объяснению появления техники рассматривает ее как сознательно проектируемое действие человека?

  42. Какая типологическая черта современного глобального социокультурного кризиса?

  43. Какая из современных глобальных проблем грозит человечеству подрывом ресурсной базы Земли и стремительно увеличивает максимально допустимые нагрузки на окружающую среду?

  44. Изобретение колеса, народные сказки, пирамиды – к какой культуре относятся данные результаты?

  45. К какой форме культуры относится движение андеграунда и хиппи?

  46. Какие типологии цивилизаций существуют?

  47. Для какой из цивилизаций характерно быстрое развитие НТП и быстрое совершенствование обычаев, традиций, морали?

  48. Что означает принцип – ахимса?

  49. Какая из типологий культур разделила культура на основе принципа восприятия мира на апполоническую и дионийскую?

  50. Какие культурные модусы существуют?

  51. Какая модель социокультурной природы человека рассматривает человека как продукт природы, и считает, что природные инстинкты движут человеком в его деятельности?

  52. Какая из моделей социокультурной природы человека рассматривает культуру как способ преодоления природной ограниченности человека?

  53. Каковы особенности современной мистики?

  54. Каких типов соотношения индивидуального мира культуры с окружающим миром в традициях народов не существует?

  55. Что означает в переводе на русский язык «Месопотамия»?

  56. Какие авторы Древности впервые упоминали о Месопотамии?

  57. Что изобрели жители Месопотамии?

  58. Каким народом была создана религия Месопотамии?

  59. Какой город основали шумеры в 3 тыс. до н.э. в северной части Месопотамии на берегу Евфрата, южнее современного Багдада – столицы Ирака?

  60. В годы правления какого политического лидера Вавилон стал столицей Вавилонии?

  61. Какое из чудес света находилось на территории Вавилона в древности?

  62. По какой причине утрачена такая культурная ценность как «сады Семирамиды»?

  63. Как переводится на русский язык – «Египет»?

  64. Кто управлял древним Египтом?

  65. От каких природных обстоятельств зависело благополучие жителей древнего Египта?

  66. Какие науки успешно развивались в древнем Египте?

  67. Какая из профессий была самой почетной в Египте?

  68. Как назывались гробницы египетских правителей?

  69. В каком городе первоначально возник культ Амон-Ра?

  70. Какая из египетских пирамид самая древнейшая?

  71. Какие школы в древнем Китае были самыми влиятельными?

  72. Что изобрели китайцы?

  73. Что считали главными добродетелями сторонники конфуцианства?

  74. Какое философское направление распространило по всему древнему Китаю «Идею всеобщей любви»?

  75. К каким философским проблемам обращались древнекитайские философы в отличии от древнеиндийских?

  76. Какое из видов искусств наиболее успешно развивалось в древнем Китае?

  77. Что можно отнести к достижениям древнекитайской медицины?

  78. Как называлась первая в Китае школа музыки и танца?

  79. Назовите крупные центры древнеиндийской цивилизации.

  80. Какая каста занимала самое высокое место в древнеиндийском обществе?

  81. Какие древние письменные источники оказали особое влияние на религиозно-философские школы древней Индии?

  82. Как назывались самые влиятельные религиозно-философские школы в древней Индии?

  83. С вторжением на Индостан какого народа связано становление на этой территории индуизма?

  84. Как называлась каста, находившаяся в услужении у всех остальных каст древней Индии?

  85. Каким богам принадлежит ведущая роль в современном индуизме?

  86. какое учение оказало определяющее влияние на древнеиндийскую философию?

  87. Чем отличаются греческие статуи от статуй других культур?

  88. Откуда берет свое начало греческий театр?

  89. В чем отличительная особенность греческой и римской архитектурой?

  90. Кто являлся покровителем греческой столицы?

  91. Кого чаще всего изображали в греческих скульптурах?

  92. Кто являлся автором следующих скульптур – Зевс, Афина Воительница, Ника?

  93. Какой храм являлся главным в Афинах?

  94. Кто являлся автором первых театральных постановок и пьес в древней Греции?

  95. Какие виды соревнований проводились на первых Олимпийских играх?

  96. Где проводились религиозные обряды, посвященные греческим богам?

  97. Письменность какой культуры до сих пор не расшифрована?

  98. Дворец какого мифологического героя представлял собой лабиринт?

  99. Какие священные изображения чаще всего встречаются в минойской живописи?

  100. Для какой культуры присущи шахтные захоронения с золотыми лицевыми масками?

  101. Какой была главная награда первых Олимпийских игр?

  102. В честь кого называли очередные Олимпийские игры в древности?

  103. Как определялось гражданство в древней Греции?

  104. Какие методы использовали распространители христианства в Европе?

  105. Какое средневековое эпическое произведение было гимном рыцарства?

  106. Какой рыцарский ордер существует в Европе до сих пор?

  107. Какие обеты должны были соблюдать рыцари?

  108. Как называлась наука о преобразовании металла в золото?

  109. Кого можно назвать выдающимися средневековыми схоластами?

  110. Против чего первоначально выступал Мартин Лютер?

  111. На чем настаивали представители протестантства?

  112. Чем отличалась скульптура средневековья от скульптур других исторических эпох?

  113. Как называли рыцарей слагающих стихи о прекрасной даме и любви?

  114. Как назывался Бог грозы в славянской мифологии, глава языческого пантеона богов?

  115. Кто является автором концепции «Москва – третий Рим»?

  116. Кто является автором иконы «Троица»?

  117. Кто являлся идейным вдохновителем религиозного направления нестяжателей, отстаивающего аскетизм, уход от мира, отказ церкви от земельной собственности?

  118. Как звали зодчего, руководившего строительством Успенского собора в Москве?

  119. Как называется самая древняя русская рукописная книга, дошедшая до нас?

  120. Как называлась первая печатная книга на Руси?

  121. Какие литературные произведения относятся к так называемому Куликовскому циклу?

  122. Кто являлся автором «Повести временных лет»?

  123. Когда (в каком веке) появился первый университет в России?

  124. Кого из литераторов можно отнести к представителям классицизма в русской литературе XVIII в.?

  125. Назовите самых известных ученых XVIII в. в области истории, математики, физики, географии?

  126. Какой самый знаменитый архитектурный памятник построен в стиле барокко в России?

  127. Каким известным архитекторам принадлежат следующие строения: Дом Пашкова, Зимний дворец, Московский университет, Таврический дворец?

  128. Кистям каких художников принадлежат следующие полотна: Портрет Екатерины II, Портрет М.И. Лопухиной, «Неизвестная в розовом платье»?

  129. Как называлась первая русская газета?

  130. Кто является скульптором, автором «Медного всадника» – памятника Петру I?

  131. Как называлось художественное направление в литературе и искусстве, обратившееся к античному наследию как к норме и идеальному образцу?

  132. Как называется процесс развития русской культуры в XVII в., характеризующийся распространением светских научных знаний, отходом от религиозных канонов?

  133. Кто из скульпторов эпохи Возрождения создал новый устойчивый вид рельефа?

  134. Кто из художников эпохи Возрождения сделал скульптуру отдельной от архитектуры?

  135. Кому принадлежит роспись потолка Сикстинской капеллы и достройка базилики Святого Петра?

  136. Кому принадлежат фрески Ватиканского собора и Дворца Римского Папы?

  137. Кто является выдающимся немецким графиком эпохи Возрождения?

  138. Кто являлся выдающимся немецким портретистом Возрождения?

  139. Кто являлся основателем Дунайской пейзажной школы в Германии?

  140. Кто считается основателем реформации в Европе?

  141. Сколько тезисов написал Мартин Лютер?

  142. Чем отличается техника живописи Леонардо да Винчи от других художников Возрождения?

  143. Какие художники входили в следующие творческие союзы: «Могучая кучка», «Мир искусств», «Товарищество передвижных художественных выставок»?

  144. Какому виду искусства были посвящены «Русские сезоны» С. Дягилева в Париже?

  145. Как называлось идейное и художественное направление, противопоставлявшее утилитаризму и нивелированию личности устремленность к безграничной свободе, жажду совершенства и обновления, пафос личной и гражданской независимости?

  146. Кто является авторами следующих произведений: «Поединок», «Бедная Лиза», «Воскресенье», «Светлана»?

  147. Какие художники написали следующие картины: «Анкор, еще анкор!», «Явление Христа народу», «Девочка с персиками», «Последний день Помпеи», «Утро стрелецкой казни», «Богатыри»?

  148. В каких отраслях научных знаний прославились следующие деятели науки: С. Ковалевская, П. Чебышев, И. Сеченов, И. Павлов, Н. Миклухо-Маклай, Н. Пржевальский, С. Соловьев, В. Ключевский, П. Яблочков, А. Попов, К. Тимирязев, И. Мечников?

  149. Кто являлся крупнейшим представителем сентиментального направления в русской литературе XIX века?

  150. Как фамилия архитектора, разработавшего над проектом Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге?

  151. Как фамилия композитора, создавшего оперы «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила»?

  152. Какими русскими путешественниками был открыт материк Антарктида?

  153. Какой советский ученый-физик, удостоенный в 1964 г. за создание первого квантового генератора – мазера получил Нобелевскую премию?

  154. Кого называли «Отцом» советской водородной бомбы?

  155. Кто из художников принадлежал к авангардному направлению?

  156. Кто является автором балетов «Ромео и Джульетта», «Золушка»?

  157. Как называется идеологическое течение русской эмиграции, призывавшее к прекращению борьбы с советской властью, к сотрудничеству с ней в деле хозяйственного и культурного возрождения России?

  158. Кому из ученых принадлежат следующие научные открытия: промышленный способ получения каучука, создание атомной бомбы, метод селекции плодово-ягодных растений?

  159. Что такое Кукрыниксы?

  160. Кто является автором следующих литературных произведений: «Архипелаг ГУЛАГ», «Котлован», «Иду на грозу», «Белые одежды», «Жизнь и судьба»?

  161. Каким известным кинорежиссерам принадлежат следующие произведения: «Веселые ребята», «Зеркало», «Броненосец Потемкин», «Арсенал»?

  162. Кто является скульптором, автором композиции «Рабочий и колхозница»?




Скачать 394.22 Kb.
оставить комментарий
Дата24.09.2011
Размер394.22 Kb.
ТипМетодические указания, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх