Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов 1 курса очной и заочной форм обучения Института психологии, педагогики, социального управления Тюменский государственный университет icon

Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов 1 курса очной и заочной форм обучения Института психологии, педагогики, социального управления Тюменский государственный университет


1 чел. помогло.
Смотрите также:
Учебно-методический комплекс...
Учебно-методический комплекс...
Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов 3...
Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов 3...
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов очной и заочной форм...
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа Методические указания и индивидуальные...
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа Методические указания и индивидуальные...
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов очной и заочной форм...
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 030501 «Юриспруденция» очной и заочной...
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 030501“Юриспруденция” очной и заочной...
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов очно-заочной формы обучения...
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов очно-заочной формы обучения...



Загрузка...
скачать


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ, ПЕДАГОГИКИ, СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

КАФЕДРА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА




Е.А. Колчанова

ИСТОРИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА


Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа

для студентов 1 курса очной и заочной форм обучения

Института психологии, педагогики, социального управления



Тюменский государственный университет

2009


УДК: 73/76(075)

ББК: 85.15я73

^ К.619

Е.А. Колчанова. История изобразительного искусства: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов 1 курса очной и заочной формы обучения специальности 050602.65 «Изобразительное искусство». Тюмень: 2009, 39 стр.

Учебно-методический комплекс содержит рабочую учебную программу дисциплины, методические указания к семинарским занятиям, темы рефератов и контрольных работ, экзаменационные вопросы, методические указания для студентов при выполнении самостоятельной работы, методические рекомендации для преподавателей.

Рабочая учебная программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ/: История изобразительного искусства (электронный ресурс). Режим доступа: http:// www.umk.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой изобразительного искусства. Утверждено проректором по учебной работе ТюмГУ.



^ ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР:


Л.П. Постоногова, к.п.н., доцент





© ГОУ ВПО Тюменский государственный университет, 2009.

© Колчанова Е.А., 2009

^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Теоретическая подготовка – один из самых важных моментов в профессиональном обучении студентов специальности «Учитель изобразительного искусства». Дисциплина «История изобразительного искусства» должна заложить прочный фундамент для практической деятельности будущих специалистов.

Учебно-методический комплекс дисциплины "История изобразительного искусства" федерального компонента цикла ДПП составлен в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 050602.65.

Курс «История изобразительного искусства» предполагает изучение студентами основных этапов развития искусства, теоретических основ пластических искусств (живописи, ваяния, зодчества), рассмотрение основных стилей, направлений, школ мирового искусства, ознакомление с основными понятиями искусствознания.

^ Цель курса   подвести студентов к пониманию логики развития изобразительного искусства, опираясь на достижения мирового искусства.

Задачи курса:

  • освоение студентами искусствоведческой терминологии, а также основных методов искусствоведческого исследования;

  • введение студентов в круг проблем современного искусствознания;

  • изучение основных исторических этапов развития искусства, их сравнительный анализ;

  • ознакомление с историей искусствоведческой мысли, а также освоение пространства ее идей;

  • изучение основных стилей и направлений в искусстве;

  • обучение умению первичного анализа произведения искусства с учетом его исторических, культурологических, художественных и технических характеристик;

  • формирование навыка работы с учебно-методической и научной литературой по проблематике курса.

Круг основных проблем всего курса истории изобразительного искусства определяется основными этапами в ее развитии: Древние культуры Классического и Традиционного Востока (Египет, Месопотамия, Индия, Китай, Япония), Античность, Византийский период, искусство арабского мира, средние века, Возрождение, Новое и Новейшее время. На первом курсе студенты изучают Историю искусства первобытной культуры, древневосточных культур Индии, Китая и Японии, историю искусства Античности и средневековых Индии, Китая и Японии.

При построении курса истории изобразительного искусства особое внимание обращено на специфику образного мышления некоторых выдающихся деятелей искусства и культуры, историческую обусловленность возникновения того или иного явления в культурном процессе, на преемственность родов и жанров искусства.

Изучение истории изобразительного искусства имеет свои трудности.

  1. студенты, ориентированные на изучение, прежде всего, дисциплин, напрямую связанных со специальностью, не всегда обладают умением анализировать произведение искусства, поэтому их недостаточный терминологический тезаурус, отсутствие специальной подготовки затрудняют работу педагога.

Для достижения эффективных результатов обучения следует использовать различные формы работы в зависимости от конкретных условий.

  1. систематический контроль за работой студентов;

  2. выборочная проверка конспектов лекций для выяснения вопросов, наиболее трудно усваиваемых студентами;

  3. чередование лекций с практическими занятиями по разделам, завершаемым в лекционном курсе;

  4. выделение теоретических понятий, запись их определений в словарь терминов, рассчитанная на углубление содержания этих понятий в процессе дальнейшего освоения предмета.

  5. работа с мультимедийным пособием, позволяющая изучать и анализировать мировые шедевры искусства.

Для расширения кругозора студентов отводятся часы на самостоятельную работу: написание рефератов, работу со словарями, учебными пособиями, справочниками, монографиями по проблемам мирового искусства.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины:

  • Знать основные направления, стили в изобразительном искусстве от первобытной культуры до современности;

  • Уметь анализировать произведения искусства в единстве формы и содержания;

  • Овладеть навыками ведения дискуссии по проблемам курса, затрагивающимися на практических занятиях;

  • Владеть основными сведениями о биографии крупнейших мастеров изобразительного искусства, представлять специфику жанров;

  • Уметь пользоваться справочной и критической литературой (энциклопедиями, словарями, библиографическими справочниками);

  • Приобрести навыки реферирования и конспектирования критической литературы;

  • Приобрести навыки создания мультимедийных презентаций в формате Power Point;

  • Уметь в письменной форме ответить на контрольные вопросы по курсу;

  • Уметь самостоятельно подготовить к экзамену некоторые вопросы, не; освещенные в лекционном курсе.

Знание теории и истории изобразительных искусств, взаимодействия мировоззренческих установок различных эпох и различных видов искусств, таких как архитектура, скульптура, живопись, театр, кино, дизайн, является важнейшим условием реализации творческого и профессионального потенциала будущего педагога.


^ Трудоёмкость дисциплины: всего часов –140, из них:

для ОДО: лекционных 17; семинарских 17; самостоятельной работы 36 во 2 семестре;

для ОЗО: лекционных 4; семинарских 4; самостоятельной работы 62 во 2 семестре.

^ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


п./н.

Наименование темы

Лекции

(кол-во

часов)

Практические и семинарские занятия

(кол-во

часов)

Самост. работа

(кол-во

часов)

Форма отчетности







ОДО

ОЗО

ОДО

ОЗО

ОДО

ОЗО

ОДО, ОЗО



Введение в искусствознание

1

2

1

2

4

2






История изобразительного искусства первобытной культуры

2

2

4

6






История изобразительного искусства Древнего Египта

2

2

4

8






История изобразительного искусства Древней Месопотамии

2

2

4

6






История изобразительного искусства Древней Греции

2

2

4

8






История изобразительного искусства Древнего Рима

2

2

4

8






История изобразительного искусства Древней и Средневековой Индии

2

2

2

2

4

8






История изобразительного искусства Древнего и Средневекового Китая

2

2

4

8






История изобразительного искусства Древней и Средневековой Японии

2

2

4

8







ИТОГО

ОДО и ОЗО

(2 семестр)

17

4

17

4

36

62

экзамен




ИТОГО

ОДО и ОЗО

(1 курс)

17

4

17

4

36

62

экзамен


^ РАСЧЕТ ЧАСОВ ПО РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЕ ОЦЕНКИ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ


Таблица 1. Расчет часов по темам





Наименование темы

Лекции

(кол-во часов)

Семин-е (лабор-ые) занятия

(кол-во часов)

Индивид-ая и самост-ая работа студента

(кол-во часов)

Итого

часов по теме

Итого количество баллов

1

2

3

4


5

6

7

Модуль 1

1

Теория искусства

1

1

1




3

2

История изобр. искусства первобытной культуры

2

2

5




9

3

История изобр. искусства Древнего Египта

2

2

5




9

4

История изобр. Искусства Месопотамии

2

2

5




9




Всего

7

7

16




30

Модуль 2

1

История изобр. искусства Древней Греции

2

2

11




15

2

История изобр. искусства Древнего Рима

2

2

11




15




Всего

4

4

22




30

Модуль 3

1

История изобр. искусства Древней и Среднев-ой Индии

2

2

10




14

2

История изобр. искусства Древнего и Среднев-ого Китая

2

2

10




14

3

История изобр. искусства Древней и Среднев-ой Японии

2

2

8




12




Всего

6

6

28




40




^ Итого (часов, баллов)

17

17

66




0-100



Таблица 2. Формы текущего контроля


п. № темы

Формы текущего контроля

Итого

кол-во

баллов

прослу-шивание и конспек-тирование

лекции

ответ на

семинаре

контр.

работа

доклад

презен-тация

Power

Point

другие

формы

Модуль 1

1. Теория искусства

1

1










1

3

2. История изобр. искусства первобытной культуры

2

2

5










9

3. История изобр. искусства Древнего Египта

2

2







5




9

4. История изобр. искусства Древней Месопотамии

2

2

5










9

Всего

7

7

10




5

1

30

Модуль 2

1. История изобр. искусства Древней Греции

2

2

5




5

1

15

2. История изобр. искусства Древнего Рима

2

2

5




5

1

15

Всего

4

4

10




10

2

30

Модуль 3

1. История изобр. искусства Древней и Среднев-ой Индии

2

2

5

5







14

2. История изобр. искусства Древнего и Среднев-ого Китая

2

2

5

5







14

3. История изобр. искусства Древней и Среднев-ой Японии

2

2

5







3

12

Всего

6

6

15

10




3

40

Итого

17

17

25

10

15

6

0-100



^ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

РАЗДЕЛ I. ТЕОРИЯ ИСКУССТВА


ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В ИСКУССТВОЗНАНИЕ.

Теории происхождения искусства. Методы изучения искусства. Функции искусства. Система мира искусств. Художественный образ. Формы художественного творчества. Понятия «стиль» и «направление» в искусстве. Современная классификация искусства. Стили в искусстве.

Специфические особенности основных видов пластических ис­кусств.

Архитектура. Технически утилитарные и эстетические эле­менты в архитектуре. Абстрактно-символическая природа образа в архитектуре. Основные группы конструктивных элементов и проблема их художественного выражения. Свет и цвет в архитектуре. Архитектура и стиль эпохи.

Скульптура. Специфика скульптуры как особого вида искусства. Скульптура и архитектура, сходство и различие. Глав­ная тема скульптуры — человек. Материал и техника изготовления скульптуры, их связь с художественной идеей произведения. Цвет в скульптуре. Основные "функции постамента статуи. Скульптура в ансамбле. Классификация мотивов движения в скульптуре. Многоаспектность круглой скульптуры. Скульптурный портрет. Проблема драпировки в скульптуре. Выразительные возможности статуарной группы. Свет как средство активизации образа. Основные виды скульптурного рельефа.

Живопись и ее художественная специфика. Широкие возможности живописи в передаче реальной действительности. Особенности передачи пространства и объема на плоскости. Материал и техника монументальной и станковой живописи. Значение формата и рамы в станковой живописи. Роль композиции, рисунка и цвета, а также линейно-плоскостного и пространственного ритма в создании содержательного образа. Колорит и тон в живописи. Основные средства пространственного построения живописного полотна. Выбор точки зрения. Проблема времени в живописи. Жанровая структура станковой живописи.

Графика как особая отрасль изобразительного искусства. Основные разновидности графики. Подготовительный и станковый рисунок. Материалы и техника рисунка. Особенности эстампной графики. Выпуклая, углубленная и плоская печать. Художественно-образные возможности каждой из них. Сопроводительная графика. Книжная иллюстрация. Карикатура. Плакат, его социальные функции и специфические изобразительные средства.

Декоративно-прикладное искусство. Связь архитектуры и декоративно-прикладного искусства. Функциональное и эстетическое в произведениях декоративно-прикладного искусства. Значение материала, его роль в художественном образе предмета. Человек и вещь в аспекте художественных идеалов эпохи. Костюм как ансамбль. Специфика народного декоративно-прикладного искусства.


^ РАЗДЕЛ II. ИСТОРИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА


ТЕМА 2. ИСТОРИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ПЕРВОБЫТНОЙ КУЛЬТУРЫ.

Периодизация первобытной культуры. Страницы истории открытий палеолитической пещерной живописи и монументальной скульптуры. Формы предыскусства. Образ зверя и человека в монументальном и мобильном искусстве палеолита. Петроглифы и наскальные росписи мезолита и неолита. Искусство и первобытная магия. Изобразительное творчество в эпоху верхнего палеолита. Наскальная живопись периода «Мадлен» (пещеры Альтамира и Фон-де-Гом).

Искусство эпохи мезолита — новый этап в развитии первобытного изобразительного творчества. Более глубокое восприятие действительности в ее взаимосвязях и разнообразии.

Искусство в эпоху неолита и энеолита (медного века). Наскальные изображения неолитических охотников, неолитические петроглифы (памятники Сахары, Экваториальной Африки, Заонежья и Беломорья в России). Зарождение повествовательной композиции. Нарастание элементов схематической изобразительности. Искусство и зарождение письменности. Орнамент в прикладном искусстве. Неолитическая керамика Основные типы мегалитической архитектуры (менгиры, дольмены, кромлехи).


^ ТЕМА 3. ИСТОРИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА.

Культура Древнего Египта. Традиционная хронология Древнего Египта. Общая характеристика Додинастического периода, Раннего царства, Древнего царства, Среднего царства, первого и второго переходного периода, Позднего периода, македонской эпохи, эпохи Птолемеев, римской эпохи. Возникновение египтологии. Розеттский камень. Деятельность первых египтологов. Открытия Шампольона. Позднейшее развитие науки о египетском языке. Общие сведения о египетском языке. Мифология Древнего Египта. Иконография египетских богов. Структура человеческой души в представлении египтян.

Раннее и Древнее царство. Пиктография и иероглифика (палетка Нармера). Архитектура Древнего царства (пирамида Джосера в Саккаре, пирамида Снофру в Медуме, гизетский комплекс пирамид). Особенности скульптуры Древнего царства. Канон в круглой и плоской скульптуре.

Архитектура Среднего царства: храмовый комплекс Ментухотепов. Новое царство. Деятельность фараонов XVIII династии (Яхмос, Аменхотепы, Тутмосы, Хатшепсут, Эхнатон).

Реформы Эхнатона, амарнский период в истории египетского искусства. Своеобразие стилистики искусства Амарны. Поиски правдоподобия и жизненности изображений и проблема канона (росписи дворца в Ахетатоне, скульптурные портреты Эхнатона и Нефертити). Ма­стерская Тутмеса, творческий метод египетских скульпторов-порт­ретистов. Египетское искусство при преемниках Эхнатона (гробница Тутанхамона). Принципы синтеза искусств в Древнем Египте. Относительная свобода в передаче наблюдений реальной жизни в мелкой пластике и при изображении второстепенных персонажей в скульптурном рельефе и росписях. Храсмовые комплексы и скальные гробницы.

Монументальное строительство в Карнаке, Луксоре. Храм Хатшепсут. Типология храмов эпохи Нового царства (храмовые ансамбли в Карнаке и Луксоре, пещерный храм в Абу-Симбеле). История открытия гробницы Тутанхамона. Устройство скальной гробницы. Деятельность Рамзеса II, Абу-Симбел.

Общая характеристика позднего периода. Египетское искусство в период эллинизма. Фаюмский портрет. Черты упадка египетского искусства в Поздний период, в условиях ослабления египетского государства. Временный подъем в египетском искусстве в эпоху Эфиопской и Саисской династий.


^ ТЕМА 4. ИСТОРИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ДРЕВНЕЙ МЕСОПОТАМИИ.

Генезис и основные вехи в истории цивилизаций Древней Месопотамии и Ирана. Антропоморфизация сил природы и выделение божеств плодородия. Магия, колдовство и суеверия и их связь с глиптикой (цилиндрические печати – амулеты с круговой резьбой). Культовые глиняные статуэтки. Зодчество, строительство храмов, создание монументальных храмов на высоких платформах. Тип и принципы культовых строений Двуречья. Храм в Абу-Шахрайне, самое древнее из известных культовых помещений. Распространение искусства глиптики.

Шумеро-аккадская культура XXVII-XX вв. до н. э. Зиккурат в Уре. Золотая скульптурная голова быка — навершие резонатора арфы из «царской гробницы». Медная скульптурная голова царя Саргона Древнего. Скульптурные портреты правителя Лагаша Гудеа. Стела царя Нарамсина. XXIII в. до н. э.Рисунчатая письменность древнейших народов Двуречья. Литературные тексты, собрания пословиц и поговорок. Строительство «царских гробниц», храмов украшенных произведениями скульптуры и живописи. Шедевры ювелирного искусства.

Ассиро-вавилонская культура XIX-VII вв. до н. э. Эпические сказания о герое Гильгамеше. Архитектурный комплекс дворца-крепости Саргона II в Дур-Шаррукине. Создание рельефов и статуэток, играющих роль икон, с изображениями житий святых и личных божеств. Стела царя Хаммурапи с рельефным изображением царя и бога Шамаша (бога солнца и правосудия). Строительство дворцово- храмовых комплексов. Нововавилонская культура VII-VIв.в. до н. э.. Архитектурны ансамбль города Вавилона. «Ворота Иштар» Изготовление изразцов. Первый музей. Орнаментальный стиль в искусстве.


^ ТЕМА 5. ИСТОРИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ.

Роль мифологии в развитии греческого искусства. Антропоцентризм искусства Древ ней Греции.

Истоки греческого искусства. Эгейская художественная культу­ра и ее связь с традициями Египта и Месопотамии. Архитектура, изобразительное и прикладное искусство Крита. Особенности Ми­кенского искусства.

«Геометрический стиль» гомеровского периода. Греческая архаика и Восток. Особенности древнегреческой архитектуры. Понятие ордера. Основные типы древнегреческих храмов. Эволюция архаической скульптуры. Древнегреческая живопись. Вазы геометрического, коврового, краснофигурного и чернофигурного стиля.

Период классики — высший расцвет греческого искусства. Архитектура и скульптура «строгого стиля» (ранней классики). Роль греческой скульптуры в период высокой классики. Типический образ человека как норма и образец. Проблема передачи движения и действия в скульптуре (Мирон). Поликлет и его «канон». Прием «хиазма» как средство гармонического сочетания покоя и движения в скульптуре («Дорифор» Поликлета). Воплощение в скульптуре древнегреческого идеала физического и духовного совершенства человека.

Ансамбль Акрополя в Афинах. Взаимодействие ансамбля с окружающей средой, принцип планировки, структура. Социальные функции Акрополя. Связь композиции ансамбля с особенностями ритуала Больших Панафиней — одного из крупнейших общественных праздников греков. Парфенон — классический образец древнегреческого храма. Синтез архитектуры и скульптуры на Акро­поле. Фидий и его круг. Фронтонные композиции, метопы и фриз Парфенона, статуя Афины Парфенос — тематика, символика и стилистика. Аттическое надгробие и греческий идеал умеренного проявления чувств. Принципы искусства периода классики в краснофигурной и белофонной вазописи.

Искусство поздней классики. Галикарнасский Мавзолей— памятник IV в. до н.э. Великие мастера греческой скульптуры позднеклассического периода. Разработка мотива движения у Скопаса. Утонченность стилистики Праксителя. Неклассические тенденции в творчестве Лисиппа.

Эпоха эллинизма — новый этап в развитии греческой художе­ственной культуры. Градостроительство. Александрия — один из крупнейших художественных центров эллинистического мира. Культ колоссального и остро-динамического искусства (Колосс Родосский, Ника Самофракийская) в сочетании с сугубо камерными тенденциями и интересом к быту (терракотовые статуэтки)— отражение контрастных устремлений эпохи. Новые черты эллинистической скульптуры в рельефах Пергамского алтаря. Развитие классических традиции в статуе Афродиты Милосской. Проблема передачи переживаний человека и эллинистический портрет («Демосфен»). Эллинистические камеи.


^ ТЕМА 6. ИСТОРИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ДРЕВНЕГО РИМА.

Искусство доримской Италии. Особенности этрусского художе­ственного творчества.

Искусство Римской республики, его трезво-практический характер. Ведущая роль гражданской, утилитарной архитектуры (мосты, акведуки, общественные здания). Специфика архитектуры культовых зданий. Отличие римского храма от греческого. Значение этрусских традиций в римской архитектуре. Развитие повой строительной техники. Изобретение бетона, широкое приме­нение арочных, сводчатых и купольных конструкций. Использование, интерпретация и развитие ордерной системы. Римский фо­рум. Основные типы римского жилища: вилла, городской дом, инсула. Расцвет скульптурного портрета в Древнем Риме и культ предков. Проблема периодизации древнеримской монументальной живописи. Основные стили росписей в Помпеях и Геркулануме.

Искусство Римской империи. Решение задач архитектурного убранства Рима как главного города государства. Широкая постановка градостроительных проблем: идеология, эстетика, комфорт. Колизей и Пантеон — вершины римского строительного искусства. Решение темы триумфа в римской архитектуре (форумы и триумфальные арки). Основные черты исторического повествовательного скульптурного рельефа. Проблема сходства в римском портрете эпохи империи и тенденции к идеальной абстракции. Эволюция римского портрета. Конный памятник Марку Аврелию. Римская мозаика. Искусство римских провинций. Ансамбли Баальбека и Пальмиры. Взаимодействие римских, эллинистических и местных традиций в памятниках римских восточных провинций. Фаюмский портрет и его эволюция. Историческое значение искусства античного мира.


^ ТЕМА 7. ИСТОРИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ДРЕВНЕЙ И СРЕДНЕВЕКОВОЙ ИНДИИ.

Географические, климатические, исторические, социальные, культурные предпосылки формирования древнеиндийской цивилизации как одного из древнейших центров мировой культуры. Особенности искусства протоиндийской культуры. Города Хараппа и Мохенджо-Дара. Особенности искусства градостроения. Печати, статуэтки. Индийская культура и религия. Ведическая культура и искусство. Идеи и принципы искусства Индии, архитектура, живопись.

Ступа земляной холм на квадратном фундаменте, декорированный кирпичом или камнем, с обходной галереей и небольшим прямоугольным каменным «сундучком» наверху для хранения праха Будды. Чайтьи - буддистские скальные монастыри. Памятные столбы в честь деяний Будды. Стамбхи с различными капителями.

Пещерные комплексы Школы скульптуры (гандхарская, матхурская, школа Амаравати). Памятники живописи - стенные и потолочные росписи в 29 пещерах Аджанты). Литература. Эпические поэмы Махабхарата и Рамаяна как подлинные энциклопедии индийской жизни. Панчатантра – сборник рассказов и притч, в значительной степени основанных на фольклорном материале. Буддийская литература (поэма Буддхачарита – жизнеописание Будды). Храмы Индии (культовая архитектура, скальные комплексы, реликварии,).Гопуры. Взаимовлияние двух культур – мусульманской и индусской. Мавзолеи. Могольская школа миниатюры и стенной живописи.



^ ТЕМА 8. ИСТОРИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ДРЕВНЕГО И СРЕДНЕВЕКОВОГО КИТАЯ.

Характеристики древнекитайской культуры. Формирование своеобразия китайской культуры. Искусство династии Шан-Инь (2-е тыс. до н.э.): Шанские архитектурные постройки. Искусство эпохи Чжоу. Монументальное строительство в эпоху Цинь. Великая китайская стена. Пластическое искусство («глиняная армия» усыпальницы императора Цинь Ши-хуанди). Ханьская культура, живопись, росписи гробниц, погребальные стяги. Письменность как основа развития литературы. Оды (фу), песни (юэфу), стихи (ши), различные жанры прозы. Своеобразие китайского стихосложения. Первый поэтический свод «Канон поэзии» («Ши цзин»). Театральное искусство. Фресковая живопись, отвечавшая потребностям погребального культа. Искусство раннего средневековья. Архитектура пагоды. Скальные монастыри Лунмэнь. Скульптура буддизма в Китае. Живопись (повествовательная живопись, портрет, пейзаж). Гу Кайчжии и его мягкий линейный ритм силуэтов в рисунке. Различные способы линейного рисунка – «дрова», «железные линии», «платье Цао» и др. Светская живопись на проклеенном шелке. Творчество Ли Чжаодао. Ван Вэй и его теория пейзажа. Особенности перспективы в живописи Китая. Художественное творчество Ван Вея. Творчество Го Си. История фарфора. Садово-парковое искусство. Архитектура Пекина. Запретный город, Храм Неба в Пекине.


^ ТЕМА 9. ИСТОРИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ДРЕВНЕЙ И СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЯПОНИИ.

Природа и человек в искусстве Японии. Религиозные представления и их связь с искусством. Храмовая архитектура, особенность храмовой и культовой архитектуры (Дайдэйри). Японский традиционный дом. Роспись алтаря Тамамуси в монастыре Хорюдзи (VII в.). Живописные изображения эпохи Нара (710-794). Свитки с текстами священных текстов буддизма монастырей «нарских школ». С начала IX в. распространение живописи мандала как важнейшего элемента обрядовой и культовой практики буддийских сект Сингон и Тэндай. Изображение божеств - защитников веры (божество Фудо Мё). X в. популярность амидаизма в буддийском изобразительном искусстве. «Сошествие Амиды и сопровождающих его бодхисатв» - цветная роспись на шелке середины XII в. Росписи на ширмах и раздвижных перегородках. Раскрашенные горизонтальные свитки живописи (эмакимоно), (раскрашенный свиток «Повести о Гэндзи») начала XII в. Изящный и уравновешенный стиль изображения получил название «онна-э», т.е. «живопись в женской манере». «Живопись в мужской манере» («отоко-э») процветала в конце XII в., отражая более популярный вид иллюстрированных ручных свитков. Портретное искусство Фудзивара Таканобу XII в. Минтё (1352-1431) и Дзёсэцу (начало XV в.) выработали основные формы пейзажного жанра. В XV в. Тэнсё Сюбун (?-ок. 1460) и Сэссю Тоё (1420-1506) довели китайский монохромный пейзаж до адекватного «японского формата». Новый вид изобразительного искусства - живопись тушью (суми-э, или суйбокуга). Объединения живописцев - школы Ами и Кано. Жанровая живопись, фудзокуга, к концу XVI в. обрела значительную популярность, вызвав к жизни стиль укие-э, т.е. «картины бренного мира». Конец эпохи Эдо отмечен эклектикой живописных стилей. Другой значительной тенденцией в поздний период Эдо стала «живопись литераторов» - бундзинга. Садово-парковое искусство. Икебана. Виды и жанры японского традиционного искусства. Искусство чайной церемонии. Карнавалы, театральное искусство. Техника ксилографии в Японии. Книжная графика Хокусая. Живопись Огата Корина.


Темы семинарских занятий


^ РАЗДЕЛ I. ТЕОРИЯ ИСКУССТВА


1.ВВЕДЕНИЕ В ИСКУССТВОЗНАНИЕ

Вопросы для обсуждения:

  1. Структура искусства как части культуры.

  2. Функции культуры.

  3. Методы изучения искусства.

  4. Виды искусства.

  5. Стили, направления. Проблемы современного искусства

  6. Основные теории происхождения искусства?

  7. В чем цель изучения истории искусств?

  8. Назовите основные этапы становления науки об искусстве.

  9. Какие виды искусства относятся к бифункциональным?

  10. Какие виды искусства относятся к монофункциональным?

  11. Каковы основные средства художественно выразительности:

а) живописи; б) графики; в) скульптуры?


Литература

Основная

  1. Борев Ю. Б. Эстетика: В 2 т. Т. I. — Смоленск: Русич, 1997.

  2. Выготский Л. С. Психология искусства. — Минск: Современное слово, 1998.

  3. Алексеева В.В. Что такое искусство? В 2 т. Т.1. – М., Просвещение, 1973; Т. 2. М., 1979.

  4. Алленов М.М., Евангулова О.С., Плугин В.А. и др. История русского и советского искусства.- М., Высшая школа, 1989.

  5. Власов В.Г. Стили в искусстве. Словарь. В 3 т. – СПб., Слово,1996 – 1997.

  6. Виппер Б.Р. Введение в искусствознание.- М., Высшая школа, 1987

Дополнительная

  1. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. – М., Просвещение, 1985.

  2. Всеобщая история искусства. В 6 т. – М., Просвещение, 1962 – 1965.

  3. Гомбрих Э История искусства М., АСТ, 1998.

  4. Тэн И. Философия искусства. — М.: Республика, 1996.

  5. Шопенгауэр А. Избранные произведения — М.: Просвещение 1993.


^ РАЗДЕЛ II. ИСТОРИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА


2. ИСКУССТВО ПЕРВОБЫТНОЙ ЭПОХИ

Вопросы для обсуждения:

  1. Культурно-художественный синкретизм первобытного общества.

  2. Искусство и религиозные верования.

  3. Искусство палеолита. Искусство мезолита. Искусство неолита.

  4. В какой период начинается художественная деятельность человека?

  5. Каковы хронологические рамки эпохи палеолита? Мезолита? Неолита?

  6. Какого типа изображения характерны для палеолита?

  7. Какие виды искусства начинают оформляться в эпоху первобытного общества?

  8. Назовите основные способы нанесения изображения.

  9. назовите основные сюжеты палеолитического искусства.

  10. Назовите основные сюжеты неолитического искусства.

  11. Назовите время появления изображений животного? Человека? «Сюжетной» композиции?

  12. Назовите основные элементы первобытного орнамента и его типы

Работа с мультимедийным пособием

Литература

  1. Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. — М.: Искусство, 2000.

  2. Тайлор Э. Б. Первобытная культура. — М.: Просвещение,1989.

  3. Токарев С. А. Ранние формы религии. — М.: ВЕЧЕ, 1990.

  4. Фрезер Дж. Золотая ветвь. — М.: Диалектика, 1983.

  5. Элиаде М. Космос и история. — М.: Юрайт,1994.

  6. Элиаде М. Священное и мирское. — М.: Юрайт, 1994.


^ 3. ИСТОРИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

Вопросы для обсуждения:

  1. Искусство и религия Древнего Египта.

  2. Искусство – путь к вечности.

  3. Архитектура, живопись, скульптура, Древнего Египта.

  4. Канон в искусстве.

  5. Какие строительные материалы использовали зодчие Древнего Египта?

  6. Что такое «перистиль» и «гипостиль»?

  7. В чем особенности древнеегипетских ордеров?

  8. Какой тип рельефа был распространен в Древнем Египте?

  9. Из каких материалов изготавливалась скульптура в Древнем Египте?

  10. Объясните термин «ушебти».

  11. Когда были построены классические пирамиды?

  12. Какие изменения произошли в искусстве Египта в эпоху Амарна?

Работа с мультимедийным пособием.


Литература

  1. Всеобщая история искусств. В 6 т. — М.: Искусство, 1970.

  2. Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. Очерки. Вып. I. — М.: Искусство, 1969.

  3. Любимов Л. Искусство Древнего мира. — М.: Просвещение, 1980.

  4. Немировский А. И. Мифы и легенды Древнего Востока. — М.: Просвещение, 1994.

  5. Померанцева Н. А. Искусство Древнего Египта // Малая история искусств. — М.: Просвещение,1976.


^ 4. ИСТОРИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ДРЕВНЕЙ МЕСОПОТАМИИ

Вопросы для обсуждения:

  1. Характерные черты искусства Месопотамии (культовые сооружения, архитектурные ансамбли Вавилона и Ниневии, своеобразие пластики).

  2. «Эпос о Гильгамеше», его иллюстрация на рельефах

  3. Что такое пандус? В каком храмовом комплексе он встречается?

  4. Как изображались люди и животные в искусстве Шумер?

  5. Основной строительный материал и характерные черты архитектуры Месопотамии.

  6. Что такое зиккурат?

Работа с мультимедийным пособием.


Литература

  1. Алпатов М.В. Всеобщая история искусств. Т. 1. — М.: Просвещение, 1948-1949.

  2. Белицкий М. Забытый мир шумеров. — М.: Просвещение, 1980.

  3. Всеобщая история искусств. Т. 1. — М.: Л., 1948-1949.

  4. Гнедич Г.Я. История искусств. Т. 1. — СПб.: Азбука классики, 1997.

  5. Лосева Н.М. Искусство Древней Месопотамии. — М.: Просвещение,1946.

  6. Любимов Л.Д. Искусство Древнего мира. — М.: Просвещение, 1996.



^ 5. ИСТОРИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Вопросы для обсуждения:

  1. Основные периоды развития искусства, характерные черты.

  2. Какое архитектурное сооружение Крита стало прообразом Лабиринта в мифах о Минотавре?

  3. Какие основные темы росписей критских сосудов?

  4. Назовите главный центр развития скульптуры в крито-микенскую эпоху.

  5. Из какого материала выполнены колонны Большого Кносского дворца?

  6. Что такое ордер?

  7. В чем отличие дорического и ионического ордеров?

  8. Что собой представляет храм-периптер? Амфипростиль? Диптер?

  9. Каковы основные принципы древнегреческого ансамбля?

  10. Назовите автора скульптурной композиции «Афина и Марсий».

  11. Назовите автора статуи «Дорифор».

  12. Назовите автора рельефов Парфенона.

  13. Кто создал статую «Танцующая менада»?

  14. К какому периоду относятся ныне сохранившиеся сооружения Афинского Акрополя? Назовите имена архитекторов построивших основные его здания.

  15. Что такое хризо-элефантинная техника? С именем какого скульптора связан ее расцвет?

  16. Какой сюжет избран для скульптурного убранства восточного фронтона Парфенона?

  17. Назовите основные формы древнегреческих сосудов.

  18. В чем отличие чернофигурного и краснофигурного стилей вазописи?

  19. Как можно классифицировать сюжеты росписей сосудов?

Работа с мультимедийным пособием


^ 6. ИСТОРИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ДРЕВНЕГО РИМА

Вопросы для обсуждения:

  1. Искусство – традиции и своеобразие.

  2. Римское градостроение.

  3. Скульптурный портрет.

  4. Театр и зрелищная культура.

  5. Искусство первых христиан.

  6. Что такое римская ордерная аркада?

  7. Какие строительные материалы использовали римские мастера?

  8. Что такое «акведук»? «терма»? «инсула»? «цистерна»? «триумфальная арка»?

  9. Какие техники монументальной живописи были известны в Риме?

  10. Расшифруйте понятие «веристский портрет».

  11. Назовите императорские форумы.

  12. В чем отличие императорских форумов от Forum Romanum?

  13. Дайте интерпретацию сюжета «добрый пастырь».

  14. Что такое «фаюмский портрет»? Смысл? Техника? Значение?

  15. Кто и когда построил храм Пантеон?

  16. Что такое аттик? портик? фронтон?

  17. Что такое Колизей? Как переводится это слово?

  18. Где и почему сохранилась настенная живопись эпохи античности?

  19. Какой конный монумент римского времени сохранился до наших дней?

  20. Какая из римских триумфальных колонн сохранилась до нашего времени?

Работа с мультимедийным пособием


Литература к темам 5 и 6

  1. Алпатов М.В. Всеобщая история искусств. Т. 1-3. — М.: Просвещение, 1948-1955.

  2. Бритова Н.Н. Римский скульптурный портрет: Очерки. — М.: Просвещение, 1975.

  3. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. — М.: Искусство, 1985.

  4. Виппер Б.Р. Искусство Древней Греции. — М.: Просвещение,1972.

  5. Власов В.Г. Стили в искусстве. Т. 1-3. — СПб.: Владос, 1995-1997.

  6. Грибунина Н.Г. История мировой художественной культуры. В 4-х частях. Ч. 1-2. — Тверь: Окно в мир, 1993.

  7. Дмитриева Н.А. Краткая история искусства. Вып. 1. От древнейших времен до XVI в. Очерки. — М.: Просвещение, 1969.

  8. Соколов Г.И. Искусство Древнего Рима: Архитектура. Скульптура. Живопись. Прикладное искусство. — М.: учебная литература, 1996,

  9. Соколов Г.И. Искусство Древней Эллады: Архитектура. Скульптура. Прикладное искусство. — М.: Просвещение,1996.

  10. Чубова А.П. Античные мастера: Скульпторы и живописцы. — Л.: Слово, 1986.


^ 7. ИСТОРИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ИНДИИ

Вопросы для обсуждения:


  1. Изобразительное искусство Хараппы и Мохенджо Даро

  2. Верования и храмы (ведизм, буддизм, индуизм, ислам – связь религии с искусством).

  3. Скульптура буддизма.

  4. Основные школы скульптуры буддизма (Гандхара, Матхура и Амаравати), характерные черты школ.

  5. Архитектура буддизма – реликварии, ступы, чайтьи, стамбхи, витхары –характерные черты этих сооружений.

  6. Живопись Аджанты. Анализ росписей.

  7. Великие поэмы («Рамаяна», «Махабхарата» и их отражение в изобразительном искусстве Индии.

  8. Храмы индуизма (храмы Махабалипурама, Кандарья Махадева в Кхаджурахо, храм Барабодур) характерные черты этих сооружений.

  9. Индийский народный костюм.

  10. Искусство татуажа в средневековой Индии.

Работа с мультимедийным пособием


Литература

  1. Бонгардт-Левин Г.М. Древняя индийская цивилизация. — М.: Просвещение, 2003.

  2. Вертоградова В.В. Изобразительное искусство и архитектура Древней Индии // Культура Древней Индии. — М.: Искусство, 1975.

  3. Каптерева Т.Г., Виноградова Н.А. Искусство средневекового Востока. — М.: Искусство, 1989.

  4. Короцкая А.А. Архитектура Индии раннего Средневековья. — М.: Просвещение, 1964.

  5. Короцкая А.А. Сокровища индийского искусства. — М.: Просвещение, 1966.

  6. Прокофьев О.С. Искусство Индии //Всеобщая история искусств. Т. 2, кн. вторая. — М.: Просвещение, 1961.


^ 8. ИСТОРИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА КИТАЯ

Вопросы для обсуждения:

  1. Связь религии и искусства.

  2. Основные черты керамики Хуншань и Яншао.

  3. Орнаменталистика сусудов шан-иньского периода.

  4. Великая китайская стена история строительства.

  5. Керамическая армия Цинь Шихуана.

  6. Эстетика конфуцианского мира.

  7. Реальность и символика.

  8. Архитектура Китая культовая и светская.

  9. Живопись как самостоятельный вид искусства Китая.

  10. Жанры, форматы, стили, различные техники в живописи.

  11. Особенности композиции, пространственной проекции китайской живописи.

  12. Анализ живописных произведений.

  13. История создания посуды из фарфора, стили, формы.

  14. Китайский народный костюм.

Работа с мультимедийным пособием.

Литература

  1. Виноградова Н.А. Китайская пейзажная живопись. — М.: Просвещение, 1972.

  2. Всеобщая история искусств. Т. 2, кн. 2. — М.: Просвещение,1961.

  3. Гоголев Н. Мировая художественная культура. Индия, Китай, Япония. — М.: Просвещение, 1997.

  4. Гуревич А.Я. Проблема средневековой народной культуры. — М.: Искусство, 1984.

  5. Искусство стран и народов мира в 5 томах. Т.5 — М.: Просвещение, 1962- 1981.

  6. Каптерева Т.Н., Виноградова Н.А. Искусство средневекового Востока. — М.: Просвещение,1989.


^ 9. ИСТОРИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ЯПОНИИ

Вопросы для обсуждения:

  1. Синтоизм. Природа в искусстве Японии.

  2. Храмовые комплексы.

  3. Поэзия Японии (танка, хокку) их связь с изобразительным искусством.

  4. Архитектура традиционного японского дома.

  5. Многообразие видов изобразительного искусства Японии.

  6. Скульптура буддизма, характерные черты японской скульптуры.

  7. Живопись «ямато-э», основный стили, жанры, характеристика разных техник живописи.

  8. Анализ произведений живописи.

  9. Садово-парковое искусство, связь с живописью.

  10. Искусство чайной церемонии, декоративно-прикладное искусство.

  11. Традиционные виды искусства. Театр кабуки и ноо, их отражение в живописи.

  12. Искусство гравюры – история создания, техники, жанры, стили.

  13. Народный японский костюм.

Работа с мультимедийным пособием.

Литература

  1. Воронова Б.Г. Японская гравюра. — М.: Просвещение,1963.

  2. Древние цивилизации. — М.: Искусство, 1989.

  3. Иофан Н.А. Культура Древней Японии. — М.: Просвещение, 1974.

  4. Каптерева Т.Я., Виноградова Я.А. Искусство средневекового Востока. — М.: Магистр, 1989.

  5. Николаева Я.С. Декоративное искусство Японии. — М.: Сфера, 1972.

  6. Николаева Н.С. Японские сады. — М.: Просвещение,1975.

Виды самостоятельной работы студентов и

методические указания по их подготовке


  1. Изучение научно-исследовательской литературы;

  2. Подготовка устных сообщений;

  3. Создание мультимедийных презентаций;

  4. Создание творческих работ (копирование старых мастеров);

  5. Подготовка рефератов, контрольных работ.

К учебным и научно-исследовательским работам, как форме промежуточной отчётности, предъявляются определенные требования по содержанию и оформлению. Виды исследовательской деятельности студентов по дисциплине «История изобразительного искусства»:

  • подготовка исследовательского реферата;

  • разработка мультимедийного продукта;

  • подготовка доклада;

  • выполнение творческого задания и др.

Этапы выполнения доклада, реферата, творческого задания:

  1. выбор, утверждение и согласование темы с преподавателем (тема должна быть не только актуальной по своему значению, но и оригинальной, интересной по содержанию);

  2. составление плана исследования;

  3. анализ литературы по изучаемой проблеме (не менее 4-5 источников), составление библиографии;

  4. изучение теории и истории рассматриваемой проблемы в опубликованных изданиях, обработка и систематизация информации;

  5. выдвижение рабочей гипотезы;

  6. организация опытно-экспериментальной работы и отбор методов для ее проведения (анкетирование, моделирование, создание мультимедийного продукта и др.);

  7. анализ и обобщение полученных результатов эксперимента;

  8. текстовое оформление работы;

  9. подготовка наглядных иллюстраций и приложений;

  10. публичное выступление с результатами исследования или защита работы


Примерные темы рефератов и контрольных работ


  1. Изобразительное искусство первобытного человека.

  2. Возникновение архитектуры.

  3. Архитектура Месопотамии.

  4. Искусство греческой цивилизации.

  5. Рождение греческого театра.

  6. Ордерная система Древней Греции.

  7. Крупнейшие достижения римской архитектуры.

  8. Мозаики и фрески Древнего Рима.


Примерный перечень вопросов к экзамену


    1. Понятие художественной культуры. Точки зрения на мировой культурный процесс. Законы развития культуры.

    2. Искусство первобытной культуры. Искусство палеолита, мезолита, неолита. Характерные черты, особенности развития искусства. Синкретизм.

    3. Особенности живописи первобытной культуры.

    4. Архитектура первобытной культуры. Дольмены, кромлехи, менгиры. Связь искусства первобытной культуры с религиозными культами.

    5. Культура Древнего Египта неолита, Раннего и Древнего царства. Мифология. Язык. Культовая архитектура, скульптура, живопись.

    6. Культура Древнего Египта Среднего, Нового царства, Амарнский период. Храмовый комплекс Ментухотепов, заупокойный храм Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри, Карнакский храм, гробницы Долины Царей.

    7. Культура Древнего Египта Позднего периода. Птолемеи, Саисская династия. Эллинизированный Египет и Египет при римском владычестве. Фаюмский портрет.

    8. Общие сведения о культуре передней Азии. Искусство Месопотамии.

    9. Особенности и характерные черты архитектурного комплекса зиккурат.

    10. Крито-Микенская цивилизация. Архитектура (дворцы Кносса и Феста). Скульптура Микенского акрополя и Киклад. Фресковая живопись. Вазопись стиля "камарес".

    11. Греческая архаика. Архаическая скульптура (куросы и коры). Вазопись геометрического, коврового, чернофигурного и краснофигурного стиля. Три типа ордера.

  1. Афинский акрополь. Становление скульптурного канона Строгого стиля и Высокой классики. Фидий, Поликлет, Мирон. Подражание природе в древнегреческой живописи. Апеллес, Полигнот, Зевксид, Паррасий.

  2. Эллинизм как понятие. Скульптура эллинизма. Пракситель, Леохар, Скопас. Метопы галикарнасского мавзолея. Пергамский алтарь.

  3. Культура Этрусков. Мемориальная скульптура и живопись из захоронений в Вольтерре, Цере, Тарквинии.

  4. Искусство Древнего Рима. Заимствования и новации. Монументальное строительство (Колизей, Форум Романум, форум Траяна). Римская портретная скульптура, ее эволюция.

  5. Греко-римская фресковая живопись. Четыре стиля Витрувия ("Об архитектуре"). Помпеи.

  6. Искусство христианского Рима. Катакомбы. Фресковая живопись. Плоская мемориальная скульптура.

  7. Особенности искусства протоиндийской культуры Хараппа и Мохенджо-Дара.

  8. Идеи и принципы буддийского искусства.

  9. Характерные черты и особенности буддийской скульптуры. Гандхарская, матхурская школы и школа Амаравати.

  10. Характерные черты и особенности архитектуры буддизма. Чайтьи, ступы, стамбхи.

  11. Памятники живописи - стенные и потолочные росписи в пещерах Аджанты

  12. Храмы Индии. Культовая архитектура индуизма, скальные комплексы, реликварии,.Гопуры.

  13. Взаимовлияние двух культур – мусульманской и индусской. Мавзолеи. Могольская школа миниатюры и стенной живописи.

  14. Характерные черты и своеобразие китайского искусства.

  15. Монументальное строительство в эпоху Цинь. Великая китайская стена. Пластическое искусство («глиняная армия» усыпальницы императора Цинь Ши-хуанди).

  16. Архитектура пагоды.

  17. Скульптура буддизма в Китае.

  18. Различные способы линейного рисунка – «дрова», «железные линии», «платье Цао» и др.

  19. Особенности перспективы в живописи Китая.

  20. Традиционная живопись Китая, жанры, стили (повествовательная живопись, портрет, пейзаж).

  21. Архитектура Пекина. Запретный город, Храм Неба в Пекине.

  22. Японское искусство – характерные черты и особенности.

  23. Архитектура традиционного японского дома.

  24. Скульптура буддизма, характерные черты японской скульптуры.

  25. Живопись «ямато-э», основный стили, жанры, характеристика разных техник живописи.

  26. Садово-парковое искусство Японии, связь с живописью

  27. Традиционные виды искусства. Театр кабуки и ноо, их отражение в живописи.

  28. Искусство чайной церемонии, декоративно-прикладное искусство.

  29. Искусство гравюры – история создания, техники, жанры, стили.

  30. Многообразие видов изобразительного искусства Японии.

  31. Живопись Японии. Стили, техника, колорит, Влияние китайской живописи. Общее, различие.

  32. Декоративно-прикладное искусство Японии.



Кроме теоретического вопроса на экзамене студенту будет предложено практическое задание, которое будет состоять из следующих разделов:

1.Охарактеризовать указанное направление или эпоху в истории искусства (время, характерные черты, основные представители, происхождение термина).

2. Опознание памятника. Студенту предлагается назвать автора, название произведения, примерное время создания - 5 произведений из списка обязательных к запоминанию шедевров мирового искусства.

3. Атрибуция памятника. Студенту предлагается на основе анализа определить принадлежность указанных памятников (5 единиц) направлению или эпохе в истории мировой культуры.


Анализ произведения живописи производится студентом по следующему плану:

Методика описания картин


Стратегия

Критерии


Жизненная

Слова и суждения, представляющие изображение как кусочек жизненной реальности, как ситуацию, разворачивающуюся во времени.


Изобразительная


Слова и суждения, представляющие картину как изображение в рамке, констатация и изложение изображенного, анализ техники живописного произведения:

  • анализ четырех основных разделов изменения натурального цвета предмета: «свет», «натуральный» (полутень), «тень», «рефлекс»;

  • анализ освещения в живописном произведении;

  • анализ воздушной перспективы живописного произведения;

  • анализ цветовой гармонии живописного произведения;

  • анализ рисунка живописного произведения;

  • анализ выразительных средств живописного произведения;

  • анализ фактуры красочного слоя в живописном произведении;

  • анализ композиции живописного произведения.

Авторская

Слова и суждения, указывающие на замысел автора, на душевное состояние и жизнь автора.

Культурная


Слова и суждения, характеризующие картину в культурном контексте, упоминание других произведений того же или других авторов.

Импрессивная


Слова и суждения, описывающие конкретное воздействие, которое оказывает картина или ее отдельные части.

Ассоциативное


Наличие ассоциаций на разные темы, вызванные картиной, рассуждения по более общим вопросам.

Эмоциональное


Слова и суждения, передающие ощущения и чувства, вызванные картиной, содержащие прямую эмоциональную оценку изображаемого.

Стилистическая

Слова и суждения, отмечающие художественные средства и приемы, раскрывающие их назначение и указывающие особенности стиля.

Резюмирующая

Трактовка содержания картины и ее смысла, интерпретация мыслей и чувств персонажей.

Метафорическая

Использование метафор, символов, сравнений.


Учебно-методическое обеспечение дисциплины

^ 1. Рекомендуемая литература

Основная

  1. Афанасьев В., Луконин В., Померанцева Н. Искусство Древнего и Ближнего Востока. Малая история искусства. - М.,Просвещение, 1976.

  2. Гомбрих Э. История искусства. - М., Высшая школа,1998

  3. Дмитриева Н.А. Краткая история искусства. - Вып. 1. - М., 1986; Вып. 2. - М., Просвещение,1990.

  4. Зарецкая Д.М., Смирнов В.В. Мировая художественная культура (Западная Европа и Ближний Восток)- М., ООО "Издательство МХК", 2002

  5. Ильина Т.В. История искусства. Западноевропейское искусство - М., Высшая школа, 2002

  6. История мировой культуры (под ред. Г.В.Драча) - Ростов-на-Дону, Феникс, 2000

  7. Мировая художественная культура (Кабкова Е.П., Львова Е.П., Сарабьянов Д.В. и др.) – в 5-х книгах СПб. : Питер. 2007

  8. Мировая художественная культура (под ред. Б.А.Эренгросс) - М., Высшая школа, 2001

  9. Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Мировая художественная культура - М., ЮНИТИ, 2001

  10. Хрестоматия по мировой художественной культуре (сост.: Зарецкая Д.М., Смирнов В.В.) - М., Книголюб, 2000

  11. Чегодаев А.Д. Искусство Соединенных Штатов Америки 1675-1975: Живопись, архитектура, скульптура, графика. - М., "Искусство", 1976.

  12. Шпенглер. Закат Европы История искусства зарубежных стран под ред. М.В. Доброклонского: в 3-х т. - Т. 2-3 - М., 1994

  13. Янсон Х.В., Энтони Ф. Янсон. Основы истории искусств. - СПб., Слово, 1996.

Перечень дополнительной литературы прилагается к семинарским занятиям.


Средства и материально-техническое обеспечение дисциплины

Рабочая программа «История изобразительного искусства» сопровождается мультимедийным пособием для преподавателя и студентов.

Перечень презентаций в формате Power Point в мультимедийном пособии:

    1. Первобытное искусство.

    2. Искусство Древнего Египта.

    3. Искусство Древней Месопотамии и Ирана.

    4. Искусство Индии, Китая.

    5. Искусство Древней Греции.

    6. Искусство Древнего Рима.

    7. Искусство Средневековых Индии, Китая и Японии.


Мультимедийное пособие находится на кафедре изобразительного образования.


Елена Августовна Колчанова


ИСТОРИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Учебно-методический комплекс

Методические указания

для студентов 1 курса очной и заочной форм обучения

Института психологии, педагогики, социального управления


Подписано в печать __________ г. Тираж _______экз.

Объем _______ п.л. Формат 60х84/16 Заказ № ________

Издательство Тюменского государственного университета

625003, Тюмень, Семакова, 10






Скачать 495.54 Kb.
оставить комментарий
Дата24.09.2011
Размер495.54 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

плохо
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх