1. Общая характеристика культуры Средневековья. Периодизация литературы Средних веков и эпохи Возрождения icon

1. Общая характеристика культуры Средневековья. Периодизация литературы Средних веков и эпохи Возрождения


1 чел. помогло.
Смотрите также:
Итоги развития античной культуры. Место культуры Средневековья в истории мировой культуры...
Билеты к экзамену по курсу «История английской литературы»...
Источники по истории средних веков v-хv вв...
Среды октября – ноября 2008 года Искусство европейского Средневековья и эпохи Возрождения...
Программа обучения студентов (Syllabus) по дисциплине Зарубежная литература Средних веков и...
Рабочая программа по дисциплине Зарубежная литература средних веков и эпохи Возрождения...
Экзамен: зачет: 2 сем самостоятельная работа: 40 ч. Всего часов: 92 ч. Елец...
Темы, вопросы Литература Количество часов 1-2...
Литература эпохи Средневековья Введение...
Рабочая программа по дисциплине «Зарубежная литература средних веков и эпохи Возрождения»...
Популярное богословие и народная религиозность средних веков...
Учебная программа дисциплины дисциплина история зарубежной литературы средних веков и эпохи...



Загрузка...
страницы:   1   2   3   4   5
скачать
1. Общая характеристика культуры Средневековья. Периодизация литературы Средних веков и эпохи Возрождения.

Термин Средние века появился в 15 веке среди итальянских гуманистов. Так они называли Эпоху, отделяющую от них времена классической древности (античности). Термин закрепился. Сейчас существует целая наука, которая занимается комплексным изучением средневековой эпохи: культура, политика, экономика, быт, литература. Эта наука – медиевистика, от медиус – средний. Не существует четких хронологических границ этой эпохи – разные мнения у разных ученых. Самая распространенная версия: нижняя граница – 5 век (гибель Римской империи), верхняя граница порождает больше всего споров, но чаще – 15 век, начало возрождения. Споры о верхней границе идут, так как эпоха возрождения в разных странах началась в разное время. Раньше всего в Италии – 13 век уже Эпоха предвозрождения, дученто. Англия – 16 век, Германия – 17 век. У нас самая средняя и условная классификация.

Каждая эпоха имеет свое лицо, особое мировоззрение. Основные особенности мировоззрения человека Средневековья определяют тексты.

1. Теоцентризм. Тео – Бог, устремленность к богу. В основе всей системы ценностей лежит религиозная идея. Вся Эпоха Средних Веков была сформирована христианством. Христианство возникает в 1 веке и скоро вытесняет язычество. Тотальное влияние на всю духовную жизнь людей. Христианство занимает монопольное положение, вся ценностная шкала человека определяется религией – все стороны жизни. Христианство приносит новые представления о времени – линейное время, движение от сотворения мира к его гибели, Страшному Суду. В античности было циклическое представление о времени, мир представлялся вечным. Появляются эсхатологические мотивы. Эсхатология – учение о конце света.

Христианство принесло новое представление о человеке. В античную эпоху человек стоял в центре мироздания, а его познавательные и преобразующие возможности считались безграничными. Сам человек был как бы наделен совершенной природой, даже боги были антропоморфны. Представление о каллокагате – соединение этического и эстетического, телесного и духовного, внешнего и внутреннего, человек прекрасен во всех своих проявлениях. В христианстве двойственное представление: человек венец творения бога (по образу и подобию), но с другой стороны он греховен (первородный грех). Идея: с приходом в мир Христа от самого человека стала зависеть его загробная участь. Человек должен подавлять в себе все греховные мысли и желания, стремиться освободиться от уз телесности.

Искусство тоже было подчинено теоцентрической идее. Оно стремилось укрепить религиозное мировоззрение. Много сцен Страшного суда: воспитывается страх перед неизбежным наказанием за грехи. Особая напряженная психологическая атмосфера. Но также существует мощная народная смеховая культура, где все эти ценности подвергались комическому переосмыслению.

2. Для средневекового человека было характерно представление о дуализме мира: земная (имманентная) и духовная (трансцендентная) части. Земной мир – видимый. Духовный – небесный, горний. Любая религиозная система строится на определенной философской базе. Христианство основано на идеализме, где утверждается, что первичен дух. Небесный мир – главный, вечный, неизменный. Платон.

3. Изменение нравственных приоритетов. В античности главное гражданская доблесть. Пример: эпитафия Эсхила. В Эпоху Средневековья – вера и верность (сословная верность). Верность феодалу. Вассальная верность своему сюзерену.

4. Символизм и аллегоризм. Вытекает из дуализма. В реальных проявлениях земного мира видится откровение, божественные знаки. Искусство тоже символично и аллегорично.

5. Искусство почти не выражало радости бытия, не красота формы, а красота идеи. В искусстве отсутствует жанр портрета. Средневековое искусство в большинстве своем анонимно.

Соотношение средних веков и античности, есть моменты культурной преемственности. Грамотны были церковнослужители. Духовенство к античному наследию относилось очень избирательно. Совсем забыли мифологию, античную драму. Некоторых авторов почитали: Платон, Аристотель и Вергилий. Буколики – 4 эклога, рождение младенца.

Латынь в эпоху средневековья долгое время оставалась единственным языком – образование, церковь, политика. В первых университетах преподавали только на латыни – это язык интернационального общения. Огромное количество литературы на латыни.


2. Жанры клерикальной литературы. Средневековая литература.

Соотношение средних веков и античности, есть моменты культурной преемственности. Грамотны были церковнослужители. Духовенство к античному наследию относилось очень избирательно. Совсем забыли мифологию, античную драму. Некоторых авторов почитали: Платон, Аристотель и Вергилий. Буколики – 4 эклога, рождение младенца.

Латынь в эпоху средневековья долгое время оставалась единственным языком – образование, церковь, политика. В первых университетах преподавали только на латыни – это язык интернационального общения. Огромное количество литературы на латыни.

- Клерикальная литература.

Она создавалась для нужд церкви. Писалась на латыни. Основные жанры:

1) Богослужебный жанр – песнопения, молитвы, гимны и литургическая поэзия. Здесь впервые появляется рифма. Бурное творчество связано с тем, что не существует церковных канонов (до 16 века). Каждая церковь могла украшать свою службу собственными вставками. Наподобие этих стихов возникает множество поучительных, назидательных произведений. «Плач богоматери у креста», «Плач Рахили о чадах».

2) Агиография – жития святых. Образец назидательного чтения для верующих. До нас дошло много, две разновидности: а) житие грешника-язычника, который узнавал истину и преображался «Житие Марии Египетской». К нему восходят корни авантюрного романа. б) житие христианина с самого рождения. Четкая схема: описывалась недетская серьезность, первые подвиги смирения, дар предвидения, отречение от мира, мученическая смерть, чудеса после смерти. С 12 века широкое распространение приобретает развлекательная тенденция – рассказы о чудесах. Образовались целые сборники вроде «Чудеса девы Марии». Жанру чудес близок жанр видений – провидение. Аллегорическая поэзия.

3) Проповедь. Сборник «Римские деяния».

4) Летописный жанр, жанр хроники. «Хроника Саксона Грамматика».

Параллельно с этим существовала смеховая, несерьезная литература (пародиа сакра) – ее создавали школяры и низшие клирики. Необыкновенная ученость авторов. «Вечеря Кипряны» (Каэна Киприана». Пародийная форма: не вечер собираются все герои библии, у всех есть пародийная черта. Очень часто такую литературу санкционировала сама церковь. Создавались особые «праздники дураков», где снимались оковы церкви.

5) Литургическая драма. Связана с литургией, на смену античной драме. Сценки из Библии, постепенное развитие из чтения по ролям.


3. Ирландские саги. Общая характеристика основных циклов. Саги о Кухулине.

Кельты, вытесненные потом на Британские острова, играли большую роль в создании мировой литературы. Кельты – одна из ветвей племени галлов, потом они основали Ирландию. Это не менее воинственные, чем германцы, племена. Но при этом у них развитая литературная традиция, она сохранилась из-за периферийного положения. Кельтский эпос дошел до нас в изобилии. Он представлен так называемыми сагами.

Сага – всякое прозаическое повествовательное произведение, устное или письменное, реалистическое или фантастическое, историческое или неисторическое.

Своеобразие: архаический эпос древних ирландцев складывается в прозе, это единичный случай.

С 5 века (примерно тогда ирландцы были крещены) по 10 они были относительно самостоятельными. В 12 веке произошло завоевание Ирландии англо-норманами. Но и им там жить не хотелось, поэтому до 16 века Ирландией фактически никто не управлял. Государство и государственность развиваются медленно, задержались черты родового строя древнейших времен: матриархат, народное собрание, кровная месть, культ племенных богов и кровное родство. Семьи-кланы-племена. Все время воевали, кочевали. Скотоводство накладывает свой отпечаток на эпос.

Почти все саги повествуют об угоне скотины. Главный эпос: «Угон быка из Куалнге». Это огромная эпопея – компиляция из многих саг.

Нравы были дикими. До 697 года женщины наравне с мужчинами участвовали в битвах. Потом появился указ об отлучении их от церкви в случае битвы. Тогда стали использовать свирепых псов, приученных выгрызать человеку горло.

Существовало три группы лиц, которые создавали литературу. Друиды – сначала были судьями, создателями, хранителями мифических и героических преданий. Потом они поделились своими функциями с филидами. Изначально это были историки – хранители историй семей, родов, занимались топографией, законоведством и предсказаниями. Барды – лирические поэты. Значение слова не изменилось. Легендарный бард Оссейн, сын одного из военных вождей, более известен нам как Оссиан. И воин, и поэт. Его творчество до нас не дошло, но в 18 веке некий Джеймс Макферсон якобы нашел пергамент с песнями Оссиана, перевел. Оказалось, что это была его подделка.

Реально до нас дошли две огромные рукописи. Древнейшая – «Книга бурой коровы» конец 11 – начало 12 века. Вторая – Лейнстерская книга, середина 12 века. Более 100 саг.

Сочетание красочной, сказочной фантастики с реалистическими деталями. Наряду с людьми действуют сиды – в западноевропейском варианте – феи.

Циклы: два больших раздела – героические и фантастические саги. Героические делятся на Уладский цикл (современный Ольстер). Связующая фигура – король Конхобар. Вероятно, он создал государство Уладов. Он превращается в эпического короля. Это эталон, который не развивается и не изменяется. Это этический, нравственный, героический образец. Его племянник – Кухулин, один из любимейших героев, так как он боролся за независимость родины. Кухулин – полумифический персонаж, потому что его отец – бог света. У него есть качества и человека, и сказочного существа. В битве его тело вырастает в три раза, один глаз уходит в череп, второй в центр лба, волосы называются кровью, почти может летать. Имя свое он получает не сразу. Имя тогда надо было заслужить. При рождении давали прозвище, у Кухулина – Сентанта. В 7 лет совершил подвиг. Дядя Конхобар поехал к кузнецу Кулану, у которого был пес-убийца. Мальчику стало скучно, пошел к кузнецу, убил этого пса. Кулан заставил Кухулина служить ему три года.

С Уладом постоянно воюет королева Медб. Однажды она с мужем стала считать богатства. У нее на одного быка меньше, хочет купить у уладов, иначе – силой. Бык необыкновенный. Гонцы неосторожные, проболтались, хотя быка продали. Война. Магическая болезнь – мужчины Улады лежат в кровати и не могут встать. Не болен только Кухулин. Но он не может всех победить. Придумывает хитрость с мостом. У Кухулина есть побратим – Фердиад. Медб требует биться его. Погибает Кухулин тоже из-за позорящей род песни.

Второй цикл: фении. Фения – военно-религиозная организация, дошла до нас. Сейчас это террористы. Король Фин, сын Осейн. В рамках этого эпоса появляются саги о любви. Фин – прототип короля Марка. Саги о чудесных плаваниях и о любви. Начало любовному рыцарскому роману. Ирландцы – прекрасные мореходы, говорят, что первые достигли Америки. В современную литературу приходят два мотива. Мотив благословенных островов, где время летит намного быстрее.

4. Мифологические песни «Старшей Эдды».

Скандинавские племена – германцы и эмигранты. История исландской литературы начинается с иммигрантов. Викингам не нравилась королевская власть, поэтому они уплыли. Самая воинственная часть – викинги – осуществили абсолютно мирное переселение. Всегда брали с собой бревно из домашнего очага. Это символ Тора (Донара). Плыли за бревном. Куда приставало – там высаживались. Исландия никем не управлялась – эпоха народовластия. Страну населяли единоличные бонды. Жизнь заставила ценить людей по их личным качествам. Раз в году все они собирались, выбирали главного (самого умного), который решал все вопросы. Нет войн, нападений. Жили изолированными хуторами, человек всегда готов к смерти. Идея трагической обреченности, судьбы. У древних греков такой обреченности не было. Пример: Ахилл. Древний скандинав не знает, когда умрет, может не успеть того, что хотел сделать в этой жизни.

Три рода памятников: саги (родовые саги), в них нет вымысла. Они повествуют об исключительных людях. Любопытные психологические этюды. Королевские саги. Самая известная – «Круг земной» Снорре Стурлсона. Есть еще саги развлекательного характера – так называемые, лживые саги.

Второй вид – поэзия скальдов. Скальды – воины-поэты. Она написана особым языком. Такие метафоры, которые не сразу можно было понять. Эти фигуры назывались кенингами. Чем больше их знал скальд, тем он считался талантливее. Корабль – наездник бури, воин – копье битвы, древко битвы. Лучшие кенинги основывались на мифологии.

Третий род – песни Эдды. Старшая (стихотворная) Эдда – 36 канонических песен о богах и героях. Основная часть сложена в древности. Песни складывались еще у континентальных германцев. Упоминание о Рейне, немецких пейзажах, Сигурде (Зигфриде).

Песни Старшей Эдды сохраняют представления древних германцев. Эта рукопись создавалась примерно в 10 веке. Записана Эдда в 12 веке, а потом утеряна. Найдена только 1643 году в Копенгагене, названия нет. До того, как она была найдена, существовала «Эдда» Снорре Стурлсона. Проза, создана в помощь скальдам. В этой «Эдде» были расшифрованы главные кенинги. Основная часть: прозаический рассказ о древнеисландской мифологии. Проза этой книги переложена со «Старшей Эдды». Отсюда и название. Просто Эдду стали называть младшей. Одни считают, что Эдда происходит от слова, означающего поэтика. Второе толкование – хутор, где Снорре писал Эдду. Третий – в одном из диалектов Эдда означает прабабушка. Песни Эдды очень небольшие, сосредоточены на дном эпизоде. Ассоциации с остальными песнями. Много перечислений. Коспективное содержание. В этих песнях закодировано куда большее содержание.

Песни о богах и о героях – 2 части. Песни содержат большой материал по мифологии. У древних греков мифы жизнеутверждающие. У скандинавов все грустно. Боги небессмертны. Боги погибнут, защищая этот мир. Боги не снисходительны, как у греков. У древних германцев они только ЧУТЬ лучше людей, существуют в союзе с ними, потому что только так можно отсрочить Рагнарёк. Это вечная зима перед концом мира.

Главные боги делятся на два лагеря: асы, которые верховные, и ванны, более древние, боги природы. Они в постоянной борьбе, но идея Рагнарека объединила их. Великаны ётуны (турсы) более древние, чем боги, но они носители зла. Возможно, именно они создали мир. Еще есть цверги и Альбы/альвы – карлики. Цверги – искусные мастера, хранят сокровища, а альвы – более темные, нейтральные. Асы и ванны дали друг дуруг заложников.

О создании мира мы узнаем из первой песни «Прорицания пророчицы». Именно здесь картина сотворения мира, золотого века и гибели. Здесь же и надежда на новый, обновленный мир, где все примирятся.

Верховный бог – Один (Вотан). Происходит из диалектов. Первая версия происхождения имени – отец, прародитель, вторая – бешеный. Берсерк, ритуальное бешенство. Ему поклонялись воины, бог войны. У него есть дочери – валькирии, крылатые девы, которые носятся над воинами во время битвы и подбадривают их.

Песнь о валькирии, которую Вотан послал на битву двух конунгов – немолодого, заслуженного, которому Вотан симпатизировал и молодого. Она отдала победу молодому, за это Вотан наказал ее – потеря памяти, потом ее будят, теряет свой дар валькирии. Песнь о Нибелунгах.

Вотан еще и бог-мудрец. За знания и мудрость он отдает глаз, висит 9 дней на ясене – древе знаний. Постоянно ходит по миру как странник. Черный плащ, два волка и ворона. Поддерживает баланс добра и зла. Есть в песнях «Старшей Эдды» собрание житейской мудрости. «Речи высокого».

Тор – бог крестьян, рыжий. В руках молот Мьёлльнир. Бог грозы. Этот молот – залог существования мира. Его наделили человеческими чертами. Великий воин, но может быть напуган. Пытался выловить из океана Мирового Змея.

Локки – бог зла, коварства, огня. Живет среди асов. Прародитель мирового зла. Три ребенка: Мировой Змей, великанша Хель, мировой волк – Фенрир. Сначал он был чудесным щенком, потом вырос и рвал все цепи. Его поймали хитростью, но с жертвами.

Богини: ФРигг и Фрейя. Фрейя – заложница из ванов, богиня красоты. Появляется в виде гигантской кошки или на карете, запряженной кошками или пантерами.

Строение мира – мир как система усадеб. Ясень мировое древо.

Асгард – обиталище асов. Там есть Вальхалла, чертог Одина, где он пирует вместе с воинами, которые выступят в ним в последней битве. Мидгард – срединный мир, мир людей. Вокруг него Утгард, где собрано все зло. Вокруг Утгарда – мировой змей. Мидгард и Асгард соединяет радуга-мост, по которому может передвигаться только Один. Мифльхайм – царство великанши Хель. Урдр – источник мудрости. Рядом с ним обитают вещие старухи норны. Сообщение между всеми этими мирами происходит при помощи белки Рататокс.


5. Героические песни «Старшей Эдды».

Скандинавские племена – германцы и эмигранты. История исландской литературы начинается с иммигрантов. Викингам не нравилась королевская власть, поэтому они уплыли. Самая воинственная часть – викинги – осуществили абсолютно мирное переселение. Всегда брали с собой бревно из домашнего очага. Это символ Тора (Донара). Плыли за бревном. Куда приставало – там высаживались. Исландия никем не управлялась – эпоха народовластия. Страну населяли единоличные бонды. Жизнь заставила ценить людей по их личным качествам. Раз в году все они собирались, выбирали главного (самого умного), который решал все вопросы. Нет войн, нападений. Жили изолированными хуторами, человек всегда готов к смерти. Идея трагической обреченности, судьбы. У древних греков такой обреченности не было. Пример: Ахилл. Древний скандинав не знает, когда умрет, может не успеть того, что хотел сделать в этой жизни.

Три рода памятников: саги (родовые саги), в них нет вымысла. Они повествуют об исключительных людях. Любопытные психологические этюды. Королевские саги. Самая известная – «Круг земной» Снорре Стурлсона. Есть еще саги развлекательного характера – так называемые, лживые саги.

Второй вид – поэзия скальдов. Скальды – воины-поэты. Она написана особым языком. Такие метафоры, которые не сразу можно было понять. Эти фигуры назывались кенингами. Чем больше их знал скальд, тем он считался талантливее. Корабль – наездник бури, воин – копье битвы, древко битвы. Лучшие кенинги основывались на мифологии.

Третий род – песни Эдды. Старшая (стихотворная) Эдда – 36 канонических песен о богах и героях. Основная часть сложена в древности. Песни складывались еще у континентальных германцев. Упоминание о Рейне, немецких пейзажах, Сигурде (Зигфриде).

Песни Старшей Эдды сохраняют представления древних германцев. Эта рукопись создавалась примерно в 10 веке. Записана Эдда в 12 веке, а потом утеряна. Найдена только 1643 году в Копенгагене, названия нет. До того, как она была найдена, существовала «Эдда» Снорре Стурлсона. Проза, создана в помощь скальдам. В этой «Эдде» были расшифрованы главные кенинги. Основная часть: прозаический рассказ о древнеисландской мифологии. Проза этой книги переложена со «Старшей Эдды». Отсюда и название. Просто Эдду стали называть младшей. Одни считают, что Эдда происходит от слова, означающего поэтика. Второе толкование – хутор, где Снорре писал Эдду. Третий – в одном из диалектов Эдда означает прабабушка. Песни Эдды очень небольшие, сосредоточены на дном эпизоде. Ассоциации с остальными песнями. Много перечислений. Коспективное содержание. В этих песнях закодировано куда большее содержание.

Песни о богах и о героях – 2 части. Асгард – обиталище асов. Там есть Вальхалла, чертог Одина, где он пирует вместе с воинами, которые выступят в ним в последней битве. Мидгард – срединный мир, мир людей. Вокруг него Утгард, где собрано все зло. Вокруг Утгарда – мировой змей. Мидгард и Асгард соединяет радуга-мост, по которому может передвигаться только Один. Мифльхайм – царство великанши Хель. Урдр – источник мудрости. Рядом с ним обитают вещие старухи норны. Сообщение между всеми этими мирами происходит при помощи белки Рататокс.

Герой перед лицом судьбы – центральная тема Старшей Эдды. Главным героем является Сигурд (Зигфрид). История клада Нибелунгов. Нибелунги-Нифлунги. Подземный мир. В германской традиции много сказочных черт. В Исландии люди жили родом. Сигурда они награждают множеством родни – из рода Вёльсунги. Дальний потомк Одина. В скандинавской традиции у него есть старший брат Хельги. Сигурда воспитывает кузнец.

Однажды Один, Локки и Хёнир убивают выдру. Это сын великана. Великан требует выкуп золотом, но золота не хватает. Локки ловит щуку Андвари – хранителя клада. Властелин клада тот, у кого кольцо Нибелунгов. Хранитель проклинает кольцо. Клад отдали великану и пошло, поехало…


6. Исландские саги. Основные разновидности и художественная специфика.

Исландские саги восходят к устным рассказам о первых поселенцах, к родовым преданиям. Существовали рассказчики саг, почти певцы. С течением времени саги слагались в биографию героя, объединенную генеалогически с другими циклами. Письменно появились в исторических работах исландских клириков, которые любили свой язык. «Книга об исландцах» (1130) Арии Торгильссона, краткая история и «Книга о занятии земли» - список первых поселенцев и их родов. Обычно родовые саги охватывают историю нескольких поколений. Герои в таких сагах не идеализированы. Человек верит только в себя, чудес нет. В противоположность ирландским сагам, они имеют исторический и бытовой характер. Фантастика проникает только в упадок. «Сага об Эгиле» - классическая биография викинга. «Сага о Ньяде» - лучший законник Исландии, его семью сжигают, зять всем мстит. Романтические мотивы в поздних сагах, иногда уже без исторической достоверности. «Сага о Фритьофе» - послужила материалом для поэмы. Многие саги действуют за пределами Исландии. «Сага об Эйрике Красном» открытие Гренландии и Сев Америки. Исторические саги о норвежских королях. Ими пользовался Снорри Стурлуссон в «Книге норвежских королей». Существуют еще саги легендарного и фантастич содержания. Прикреплены к именам легендарных героев. Их называли лживыми сагами. «Сага об Орвад-Одде», 300 лет живет, сражается с великанами, умирает как вещий Олег. Письменные такие саги появляются с середины 13 века и вытесняют другие типы саг. В форме саг обрабатываются песни героич эпоса «Сага о Волсунгах», совпадает с Эддой про сигурда. Середина 13 «Сага о Тидреке – Дитрихе Бернском». Биографическое собрание всех саг о нем. Во второй половине 13 века усваивается новая рыц культура – появляются рыцарские саги, переводы эпич поэм «Саги о Карле Великом», о Тристане, об Артуре. К началу 14 века исчерпались возможности. Порабощение чужими.


7. Древнегерманский героический эпос. «Песнь о Хильдебранте». Своеобразие конфликта и стиль.

Второй группой литературных памятников является устное народное творчество на языках местных народностей. Особенности их возникновения: по большинству развивается на самой периферии Европы, в местах почти не тронутых римскими легионерами. Те отдаленные уголки, куда не стремилась христианская церковь – плохой климат, плохие условия. Великобритания, Исландия, Норвегия. В таких областях католическая церковь назначала священников из местных жителей, которые не стали уничтожать культуру своего народа. О мифологии континентальных германцев мы узнаем опосредованно – через культурные памятники периферии. Жирмунский умалчивает о северных германцах как о прародителях культуры Европы из-за политической ситуации. Памятников культуры древних германцев в центре Европы не сохранилось.

Памятники раннего Средневековья возникают в основном в эпоху переселения народов (5-7вв.) – трагическое переломное время. Устно, письменно их создали только в 9-11 вв. Пять-семь веков они существовали в устной традиции. При пересказе такой памятник изменялся. И хотя творчество было анонимно, все равно авторы-пересказчики привносили что-то свое. Оригиналы и запись имеют отличия. Оригиналы создаются в языческую пору, а запись – в пору христианства, иногда запись меняется насильно в соответствии с католической идеологией. Религиозная разница.

Западная цивилизация строилась на культуре древних германцев. Древнеримский ученый Тацит пишет о большой эпической традиции. В эпосе хранится все: исторические, религиозные, мировоззренческие сведения. Тацит сравнивает Геркулеса и скандинавского бога Тора-Донара.

Единственный памятник. Дошедший до нас, - «Песнь о Хильдебранте». Написан на древневерхненемецком языке, южном диалекте, а не на латыни. Нашли его случайно в монастыре. Там существовала огромная пергаментная книга для записи молитв. На обороте этого пергамента из-за экономии места два клирика, по-видимому, соревновались в чистописании, переписывая по странице из этого произведения. К сожалению, им это надоело, и конец песни до нас не дошел. Наши ученые датируют запись этой песни 800 годом, место – монастырь около города Фульда. Немецкие пособия утверждают, что она была записана в 730 году, из чего следует, что письменность в древней Германии появилась уже в 8 веке.

Песнь небольшая, казалось бы, незначительная по содержанию. Но в ней отражаются огромные социальные перемены – переход от родовых взаимоотношений к феодальным. Этот процесс шел болезненно. Эта песнь заканчивает собой огромный пласт мифов древних германцев – о нибелунгах. До нас дошло окончание. Германцы – воинственное племя, на территорию будущей Италии пришли как захватчики. Но они хотели оправдать это, поэтому сказано, что Теодориха (в поэме – Дитриха Бернского) изгнали, а потом он вернулся мстить.

Сюжет: король Теодорих-Дитрих Бернский возвращается в свою вотчину, откуда его в юности изгнал более могущественный тогда Одоакр. 30 лет Дитрих жил у Атиллы, предводителя гуннов. В эпоху переселения народов гунны пронеслись по Европе. В 437 они решили пойти на Рим, по пути сметают с лица земли город Вормс (Бургундско-Германское королевство). Сами они с Приуралья. Дошли до Рима, но получили отпор. 453 – Атилла умирает. Его очень боялись. Король остготов Эрманарих умирает даже от того, что узнает, будто есть малая вероятность, что гунны могут пройти сквозь его страну.

Дитрих возвращается домой. В изгнании с ним был его наставник – Хильдебрант. Он напоминает Илью Муромца: вспыльчивый, открытый, доверчивый. Эпизод поединка с собственным сыном также есть в русских былинах. Финал тоже должен бы был быть одинаков.

Подходят к границе, Хадубрант не пускает их. Должен быть поединок, каждый должен рассказать о своем роде. Хильдебрант понимает, что это его собственный сын, это показывают еще и волосяные браслеты на его руках. Хадубрант не верит ему, думает, что это хитрость, начинает оскорблять его. Обычно средневековая песнь кончается тем, что побеждает отец. Но тут рукопись прерывается. В варианте записи 15 века все заканчивается мирно.

Таким образом, показано, что феодальная мораль превалирует над родовой.

Жанр краткой, героической, эпической песни, самый распространенный в раннем Средневековье. Возникает сразу после исторического события. Создатели – дружинная среда, в которой выделялся особый исполнитель. Песни отличает эпизодичность. Они повествуют только об одном эпизоде из жизни героя. Здесь Хильдебрант выступает только как воин. Но образ героя не стал менее привлекательным, так как остальные песни просто не дошли до нас.

Небольшой объем, состоят из достаточно длинных строк – стихов. Эти строки разделяются паузой на два полустишья. Здесь нет привычной рифмы, все связано аллитерацией, очень мало изобразительно-выразительных средств. Авторы отбирают только самые яркие детали и моменты. Изобилие глаголов, большой динамизм.






оставить комментарий
страница1/5
Дата23.09.2011
Размер0,76 Mb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3   4   5
плохо
  3
не очень плохо
  1
средне
  1
отлично
  5
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх