Примерная программа дисциплины «Современные направления танцевального искусства» icon

Примерная программа дисциплины «Современные направления танцевального искусства»


2 чел. помогло.
Смотрите также:
Примерная программа дисциплины «История изобразительного искусства»...
Примерная программа дисциплины «Современные проблемы инноватики» Рекомендуется Министерством...
Примерная программа дисциплины «История хореографического искусства»...
Примерная программа дисциплины «Музыкальная драматургия балета»...
Примерная программа дисциплины «Музыкальная драматургия балета»...
Примерная программа рекомендуется для направления подготовки (специальности) 111801...
Программа дисциплины сд. 08 Образцы танцевального репертуара...
Программа дисциплины сд. 11 Теория и история музыки...
Примерная программа дисциплины   «теория искусства»...
Примерная программа современные проблемы зоотехнии Рекомендуется для направления подготовки...
Примерная программа курса дисциплины «Современные конфликты и проблемы их урегулирования»...
Примерная программа дисциплины «История изобразительного искусства»...



Загрузка...
страницы:   1   2   3   4
скачать
Примерная программа дисциплины «Современные направления танцевального искусства» федерального компонента цикла специальных дисциплин составлена в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования второго поколения по специальности 070304 (050700) «Педагогика балета» квалификация«Педагог бального танца»


I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ


1. Цель курса


Освоение будущими специалистами-педагогами бального танца разнообразных форм, стилей и техник современных направлений танцевального искусства. Расширение лексического арсенала, творческого диапазона и фантазии будущих педагогов-хореографов для создания современных хореографических произведений.


2. Задачи курса


  • вооружить будущего специалиста теоретическими и практическими знаниями развития современных направлений танцевального искусства:

  • сформировать профессиональные навыки и умения в освоении стилистических особенностей, лексического материала и исполнительского мастерства современной хореографии:

  • развить творческое мышление и творческий потенциал будущих педагогов-хореографов через познание лучших образцов, методик и техник ведущих современных направлений танца:

  • освоить пластическую манеру, стиль и технику различных танцевальных систем, методику их преподавания и создания современных хореографических произведений.


^ 3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника


Курс «Современные направления танцевального искусства» обеспечивает интеграцию изучения блока специальных дисциплин: «История хореографического искусства», «Композиция историко-бытовых и бальных танцев», «Основы методики преподавания классического танца» и других.


^ 4. Требования к уровню освоения курса


В результате изучения курса «Современные направления танцевального искусства» студенты должны

знать:

  • основы техники исполнения движений джаз-танца, танца модерн, современных молодежных направлений танца;

  • современные формы, стили и техники танца;

  • применение законов драматургии построения танцевальных комбинаций в современной хореографии;

  • музыкально-ритмическую основу и структуру музыкальных произведений;

  • систему творческого процесса создания хореографического произведения различной формы и стиля;

  • проблемы, возникающие при освоении современных направлений в хореографии и способы их разрешения.

Уметь:

  • использовать знания современного лексического материала для создания собственных оригинальных хореографических произведений;

  • анализировать теоретические знания и практические умения, используемые в процессе создания современных форм танца;

  • самостоятельно решать проблемы, связанные с изучением и познанием особенностей современных направлений в хореографии;

  • пользоваться специальной и методической литературой, кино и видеоматериалами для изучения особенностей современных направлений танцевального искусства.


^ II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


1. Разделы курса


Раздел 1. Современный танец как особый вид пластического хореографического языка

Раздел 2. Основные принципы техники и методика изучения базовых движений современного танца

Раздел 3. Особенности стилей, школ и техник современного танца

Раздел 4. Композиция в современном танце – приемы и принципы


^ 2. Темы и краткое содержание


Раздел 1. Современный танец как особый вид пластического хореографического языка


Тема 1. Введение. Цели и задачи изучения курса «Современные направления танцевального искусства»

Предмет, цели и задачи изучения курса «Современные направления танцевального искусства». Структура курса. Краткая характеристика разделов курса. Особенности изучения предмета. Требования к уровню освоения курса. Формы отчетности и контроля выполнения практической и самостоятельной работы. Методика самостоятельной работы студентов в освоении выразительных средств современной хореографии и осуществления на их основе собственных танцевальных композиций.

Краткий аннотированный список литературы, кино и видеоматериалов к изучению курса.


Тема 2. Истоки, становление и развитие джазового танца

Истоки джаза в музыке и танцевальном фольклоре. Европейские колонии на территории Северной Америки (1607 - 1775 гг.). Традиционное народное искусство Африки и его влияние на музыкально-танцевальную культуру США в XVII - XVIII вв. Искусство американских негров – характерный и органичный элемент культуры США. Гибридная природа джаза, влияние на формирование его стилистики народной (ирландской, шотландской, английской) танцевальной культуры и бальной европейской XVIII - ХIХ вв. (менуэт, кадриль, гавот). Типичные особенности африканского танца.

Рождение сценической формы джаз-танца. Жозефина Беккер, Катарина Данхэм, Перль Праймес, Дональд Мак-Кейла, Метт Меттокс, Луиджи (Евгений Луи). Новые формы сценических представлений: ревю, обозрения, мюзиклы, шоу. Влияние джаз-танца на танцевальную культуру начала XX столетия. Популярность и широкое распространение танцев «Чарльстон», «Блэк Боттон», «Тустэп «, «Биг Аппл», «Шимми», «Конго» и других.

Мировое распространение джаз-танца. Уолтер Нике, Алан Бернард, Франк Вагнер. Гус Джордано – автор первого учебника по джаз-танцу. Джером Роббинс, Алвин Эйли, Альберто Алонсо – хореографы, синтезировавшие в балетах технику джаз-танца с этническим, народным и классическим танцем. Влияние джаза на современный академический балет, танец модерн и клубный танец. Тенденции развития джаз-танца. Ведущие центры, школы и труппы джазового танца.


Тема 3. Танец модерн: история возникновения и этапы развития

Зарождение в конце XIX - начале XX века в США и Германии современного направления хореографии – танца модерн. Истоки направления в идеях теоретика и педагога Ф. Дель-сарта, в системе Э. Жака-Далькроза и искусстве А Дункан. Танец модерн как стремление создать новую хореографию, отвечающую потребностям человека XX столетия. Основополагающие принципы данного направления: отказ от канонов, воплощение новых тем и сюжетов оригинальными танцевально-пластическими средствами. Общее с джаз танцем и различие между системами. Айседора Дункан – основоположница нового направления.

Основные направления в танце модерн. Стилистические особенности американской школы и ее мастера: Руфи Сен-Денис, Тен Шоун, Марта Грэхэм, Дорис Хамфри, Чарльз Вейдман, X Тамирис. Особенности развития танца модерн в Европе: Мари Вигман, Рудольф фон Лабан, Курт Йосс и др.

Взаимовлияние танца модерн, джаз-танца, фольклорного и классического танца. Новое явление в танцевальной практике и педагогике – модерн джаз-танец. Современные тенденции развития модерн джаз-танца и его разнообразных направлений. Авангардистский танец, «contemporary», «new dance» – Мерс Каннингем, Триша Браун, Марк Моррис, Майкл Кларк, Розмари Бучер, Пина Бауш.


Тема 4. Современный танец в системе пластических искусств

Современный танец на эстраде, в цирке, кино, шоу программах. Истоки танцевальной эстрады. Специфические черты эстрадного танца и основные средства его выразительности. Виды и жанры хореографических произведений на эстраде. Эстрадный хореографический номер как миниатюрный самостоятельный спектакль.

Этапы развития современной танцевальной эстрады. Взаимосвязь и взаимовлияние балета и эстрады. Особенности «русского модерна» в области танца нач. XX столетия. Отражение данного направления в творчестве М. Фокина, Ф. Лопухова, К. Голейзовского. Творческий поиск танцевальных школ, студий, мастерских 20 - 30-х г. Влияние на развитие русского академического балета. Элементы танцевальной эстрады, спорта, современной пластики в балетах «Красный мак», «Золотой век», «Футболист», «Стальной скок». Эстрадный опыт К. Голейзовского, И. Моисеева, Л. Якобсона, Г. Майорова, Б. Эйфмана и др. хореографов балета. Мастера танцевальной эстрады: М. Эсамбаев, Л. Сабитова, В. Шубарин, Л. и А. Гайдаровы, В. Манохин, Т. Лейбель и В. Никольский.

Современные формы, стили и выразительные средства танцевальной эстрады.


Тема 5. Развитие современных направлений танца в хореографическом искусстве России первой половины XX века

Роль зарубежных мастеров танца в развитии новых направлений хореографии в России. Система и методика Э. Жак-Далькроза и ее распространение в России. С. М. Волконский и курсы ритмической гимнастики (Петербург, 1910 г.). Открытие в 1919 году Института ритма в Москве (рук. Н. Г. Александрова) и школы ритма в Петрограде (рук. Н. В. Романова). Идеи Айседоры Дункан о «танце будущего». Школа А. Дункан и деятельность ее последователей. Поиски новых выразительных возможностей, технических приемов и методик преподавания современного танца в экспериментальных студиях Л. Алексеевой, И. Чернецкой, В. Май, Л. Лукина и др.

Взаимосвязь и взаимовлияние творческого поиска студийного движения, академического балета и танцевальной эстрады. Балетмейстеры-новаторы: Н. М. Форегтер, К. Я. Голейзовский, М. М. Фокин, А. А. Горский, Г. Баланчивадзе. Синтезирование классического танца с элементами пластики, пантомимы, спорта, ритмической гимнастики, народного и джазового танцев. Современный танец в театре, мюзик-холле, цирке, на эстраде.


Тема 6. Современные направления в хореографическом искусстве России второй половины XX века

Поиски и эксперименты обновления академического танца под влиянием открытий джаз-танца, танца модерн и свободной пластики. Особенности хореографического языка в произведениях Л. Якобсона, Ю. Григоровича, О. Виноградова, В. Васильева, Г. Таранды, Б. Эйфмана, Е. Панфилова, В. Лебедева, А. Ротманского и др.

Русский модерн конца XX века. Творческая деятельность центров современной хореографии и творческих коллективов по развитию modern jazz-dance. Театр современного танца Н. Фиксель, «Кинетический театр» А. Пепеляева, «Класс экспрессивной пластики» Г. Абрамова, «Провинциальные танцы» Т. Вагановой, «Театр камерного танца» О. Бавдилович, «Театр современного танца» О. Пона, «Эксцентрик-балет» С. Смирнова и др.

Деятельность ADF в России. Роль в развитии и популяризации современных танцевальных направлений, подготовке хореографов и исполнителей фестивалей, конкурсов, семинаров, совместных международных программ. Тенденции развития современной отечественной хореографии.


^ Раздел 2. Основные принципы техники и методика изучения базовых движений современного танца


Тема 7. Основные принципы изучения техники движения и исполнения в джаз-танце

Характерные признаки джаз-танца: ритмичность, динамика, колоритность, совершенная свобода и координация вех частей тела, импульсная техника, возможность импровизации.

Понятие «изоляция» (технический прием, с помощью которого реализуется принцип по-лицентрики и полиритмии в джаз танце). Изолированными центрами являются: голова, шея, плечевой пояс, бедра (pelvis), руки и ноги. Изоляция частей центров – «ареалы» (голень, стопа, предплечье, кисти, пальцы). Изоляция как способность двигаться независимо друг от друга отдельных звеньев тела.

Понятие «полицентрика» (движение различных частей тела независимо друг от друга, с различной скоростью, с разной амплитудой и направлением).

Понятие «релаксация» (регуляция напряжения и расслабления отдельных центров тела).

Понятие «полиритмия» (движения центров в различных ритмических рисунках, метрически независимо друг от друга). Роль ритма в джазе. Beat и offbeat. Свинг как моторно-ритмическая основа движений в танце (раскачивание тела и его частей в различных положениях).

Понятие «мультипликация» (разложение одного простого движения внутри ритмической единицы). Различные виды джазовой ходьбы, при которой вес тела переносится постепенно, с акцентом, на неударную долю такта. Брейк-данс как пример мультипликации в современном танце.

Понятие «координация». Способы координации движений нескольких центров тела и ареалов. Принципы координации: одномоментный импульс, импульс и управление, оппозиция и параллелизм.


Тема 8. основные принципы изучения техники движения танца модерн

Развитие системы различных школ танца модерн, ее связь с именами крупных педагогов, хореографов и исполнителей. Философские концепции движения танца модерн. Позвоночник – основа движения. Понятия «contraction» – сжатие и «release» – расширение как основы движения техники М. Грэхем. Движение за счет падения и подъема тяжести корпуса, его построение по синусоиде: движение-задержка в кульминационной точке (suspend) и обратный возврат (recovery) – техника Д. Хамфри и X. Лимона.

Базисные понятия «contraction и release» заложенные в технике танца модерн, определяющие положение тела в пространстве. Визуальное «уменьшение» объема тела относительно его нормального состояния и «расширение» тела, его частей. Взаимосвязь движения и дыхания.

Особенность более полного использования пространства в танце модерн за счет передвижения исполнителя по горизонтали и вертикали. Понятие «уровни» (Levels). Виды levels.


Тема 9. Позиции и положения рук, ног и корпуса в модерн джаз-танце

Отличия модерн джаз-танца от классического танца. Особенности пластики, стиля и манеры исполнения модерн джаз-танца. Влияние на формирование системы модерн джаз-танца различных видов искусств и спорта, связанных с движением (акробатика, гимнастика, пантомима), народного (этнического) и бытового танцев. Особенности терминологии современного танца.

Практические занятия.

  1. Изучение основного положения корпуса, необходимого для данного танцевального стиля: положение коллапс.

  2. Изучение основных позиций рук:

  • нейтральное или подготовительное,

  • press-position,

  • первая позиция,

  • вторая позиция,

  • третья позиция.

  1. Аналогия и различие этих позиций с классическим танцем аут-позиция.

  2. Jerk position.

  3. Изучение разновидностей положения рук: V-положения, А-, Б-, В-положения. Перевод рук в различные позиции и положения.

  4. Изучение позиций ног в положении «стоя» (по системе Г. Джордано):

  • Первая позиция. Три варианта: параллельное положение, аут-позиция, ин-позиция.

  • Вторая позиция. Три варианта: параллельное положение, аут-позиция, ин-позиция.

  • Третья позиция. Один вариант: аналогичен классической 3-ей позиции.

  • Четвертая позиция. Два варианта: аут-позиция и параллельное положение.

  • Пятая позиция. Два варианта: аут-позиция и параллельное положение.

  1. Изучение положений отдельных частей ног: положения point и flex в движениях catchstep, prance, kick.

  2. Изучение позиций ног в положении «сидя». Педагогические приемы изучения коор­динации движения рук, ног и головы.


Тема 10. Понятия isolation и level. Методика изучения isolation на различных levels

Техника isolation – основа модерн джаз-танца. Изолируемые центры: голова и шея, плечевой пояс, бедра (pelvis), руки, ноги. Постановка корпуса. Моноцентрика и полицентрика. Параллелизм и оппозиция.

Level. Виды levels: стоя, сидя, на корточках, сидя на ягодицах, стоя на ягодицах, стоя на коленях, лежа. Акробатические levels – шпагат, стойка на руках и т.д. Методика изучения isolation на различных levels.

Первоначальные движения изолируемых центров изучаются в чистом виде. В простых сочетаниях даются всевозможные движения изолируемых центров.

Практические занятия.

Изучение isolation головы (стоя, сидя):

  1. Наклоны (вперед, назад, в сторону).

  2. Повороты (в сторону).

  3. «Маятник».

  4. Круг.

Плечи (стоя и сидя, параллелизм):

  1. Accents (вверх, вниз, вперед, назад).

  2. Полукруг.

  3. Круг.

Изучение isolation грудной клетки (сидя и стоя), accents (в сторону, вперед, назад).

Верх корпуса (стоя).

  1. Bend и bounce (вперед, в сторону, назад).

  2. Side stretch.

  3. Deep body bend.

  4. «Table top» (вперед, в сторону).

  5. Twist – «table top».

  6. Простой круг через «table top» и deep bend.

  7. Body bend demi-plié с последующим stretch.

  8. Relax.

Изучение isolation pelvis в (полуприседании):

  1. Медленные isolation (вперед, назад, в сторону).

  2. Accents (вперед, назад, в сторону).

  3. Hipcross (с возвращением в центр).

  4. Полукруг.

  5. Круг.

  6. Hip lift;

  7. Soul hiplift.

Изучение isolation ног (стоя):

  1. Knee raise.

  2. Battements tendus и point-flex.

  3. Isolation пальцев.

  4. Круги стопы.

  5. Knee taise с наклоном верха корпуса вперед.

  6. Kick ballchange.

Ноги (сидя):

  1. Point flex стопы.

  2. Изоляция пальцев.

  3. Круги стопы.

  4. Круги от колена.

  5. Сгибание колена и flex по I и II аут-позициям.

Изучение isolation рук (стоя, сидя):

  1. Flex кисти.

  2. Круги кистью.

  3. Круги предплечьем.

  4. Тряска кисти.


Тема 11. Методика изучения более сложных isolation на различных levels

Изучение более сложных isolations. Координация двух, трех и более центров. Специальные isolations. Повторение изученных isolations головы и плеч на всех levels

Практические занятия.

Изучение isolation головы (сидя и в полуприседании):

  1. «Маятник» в быстром темпе.

  2. Круг в быстром темпе.

  3. Закрепление ранее пройденных isolations головы в координации с isolations плеч и рук.

Isolation плечей (стоя и в полуприседании, сидя):

  1. Twist плеч.

  2. Полукруг и круг (поочередно каждым плечом).

  3. Полукруг и круг (одновременно оба плеча в оппозиции).

  4. «Восьмерка».

  5. Закрепление ранее пройденных isolation в координации с isolations головы и рук.

Isolation грудной клетки (стоя, в полуприседании, сидя):

  1. Accents (из стороны в сторону, дубль).

  2. Крест (с возвращением в центр).

  3. Contract-release.

Isolation верха корпуса (стоя):

  1. Side stretch с последующим twist и наклоном вперед.

  2. Twist с толчком бедра.

  3. «Table top» roll.

  4. «Table top» с толчком бедра.

  5. Twist с толчком бедра и кругом плеча и руки;

Isolation pelvis (в полуприседании):

  1. Yip cross – диагональ.

  2. Квадрат – диагональ.

  3. «Восьмерка».

  4. Закрепление ранее пройденных pelvis isolation в координации с isolations ног, головы, рук и плеч.

Isolation ног (стоя):

  1. Полукруг колена.

  2. Ribberlegs.

Isolation рук (стоя и в полуприседании):

  1. Удар рукой.

  2. Полукруг и круг одной или обеими руками мимо корпуса.

  3. «Восьмерка».

  4. Press.

  5. Ранее изученные позиции и положения рук исполнять на различных levels с изоляцией других центров.

Изучение специальных levels isolations:

Сидя:

  1. Stretch позвоночника в squat sit позиции.

  2. Наклоны корпуса вперед с последующими bounce по frog sit позиции.

  3. Наклоны корпуса вперед с последующими stretch диагональ вперед по frog sit позиции.

  4. Bounce корпуса вперед по I параллельной позиции.

  5. Side stretch no II позиции.

  6. Twist и наклон корпуса вперед по полукругу (по II позиции и frog sit позиции).

  7. Demi-rond – stretch ноги, поднятой вперед (рука поддерживает ногу за пятку) из tourkish позиции.

  8. «Cradle» по frog sit позиции.

Лежа на спине:

  1. Lift корпуса с одновременным подведением ног в squat sit позицию.

  2. Lift головы и шеи.

  3. Lift грудной клетки и живота.

Лежа на животе – обратная дуга (inverted backarch).


Тема 12. Упражнения у станка

Задачи и цели упражнения у станка. Методика построения упражнений у станка. Базовые движения составляющие комбинации упражнений у станка. Последовательность движений и логика построения комбинаций.

^ Практические занятия.

Изучение базовых движений:

  1. Stretch – в области ахила, бедер и позвоночника (лицом к станку).

  1. Contract-release pelvis позвоночника и наклон корпуса вперед (лицом к станку).

  2. Contract-release корпуса и наклон вперед.

  3. Plié:

      • demi-plié contract-release корпуса;

      • crand-plié contract-release (лицом к станку);

      • grand-plié с волнообразным перевиванием (лицом к станку);

      • demi-plié relevé с отклонением корпуса назад – диагональ;

  1. Battements tendus:

      • point-flex;

      • с последующим twist, верха корпуса и accent бедра опорной ноги (вперед, в сторону);

      • heeldrop-bounce (назад).

  1. Battement tendu jeté piqe.

  2. Swing balancoire (вперед-назад).

  3. Battement fondu в координации с движением рук.

  4. Battement développé point-flex.

  5. Battements développé через passé contract.

  6. Kick.

  7. Kick ballchange.

  8. Pelvis stretch (лицом к станку).






оставить комментарий
страница1/4
Дата23.09.2011
Размер0,52 Mb.
ТипПримерная программа, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3   4
отлично
  2
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх