На перенесение святых мощей княжны Евфросинии icon

На перенесение святых мощей княжны Евфросинии


Смотрите также:
Велий сонм святых прослави...
100-летие перенесения мощей прп. Евфросинии Полоцкой Общественно-церковная выставка-форум...
Конкурс научно-исследовательских работ учащихся образовательных учреждений «Отечество»...
845 лет Кресту Евфросинии Полоцкой Лазарь Богша. Крест Евфросинии Полоцкой. 1161 г...
Слово о соловецкой голгофе в день перенесения мощей преподобных Зосимы и Савватия Соловецких...
1 в кемеровскую и Новокузнецкую епархию 18 октября прибудет ковчег с частицей мощей святого...
1 в кемеровскую и Новокузнецкую епархию 18 октября прибудет ковчег с частицей мощей святого...
План урока: Общая информация о святых бессребрениках Косьме и Дамиане Информация о святых...
Святые благоверные князья...
Жития святых
Жития святых
Жития святых. Том 11. Ноябрь...



Загрузка...
скачать

К 100-летию перенесения мощей

святой Евфросинии Полоцкой.





В этом году Полоцк отмечает 100-летие перенесения мощей Евфросинии Полоцкой, небесной заступницы Беларуси, из Киево-Печерской лавры в Спасо-Евфросиниевский монастырь.


В сентябре 2009 года, во время первого патриаршего визита в Беларусь, в монастыре побывал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

«Радуюсь возможности помолиться вместе с вами у гробницы святой преподобной Евфросинии Полоцкой. Полоцк не только один из самых древних городов Святой Руси, но и один из ее духовных центров», - отметил Патриарх.


^ На перенесение

святых мощей княжны Евфросинии.

Что за радость, ликованье,

Всюду Флаги и цветы,

И хоругвей колебанье

В блеске вешней красоты?

Почему знамена, пенье, свечи,

Звон несется с высоты?...

Белорус, кому навстречу

С дальних мест стремишься ты?

В умиленье встрепенулась

Наша бедная страна.

И Русь Белая проснулась

От томительного сна;

Люд убогий, слабый, серый,

Направляется к Двине

С кротким сердцем, чистой верой

И мольбой к святой Княжне.

И слышна мольба простая:

Помощь нам твоя нужна,

Евфросиния святая,

Полоцкой земли Княжна!


Одолели нас невзгоды:

Голод, буйство, недород,

И страдает долги годы

Бедный, темный наш народ.

С нами ты была в разлуке

Более семи веков.

Мы терпели скорби муки, -

Уж удел судьбы таков!

Тем сильнее, тем сердечней

Мы приветствуем возврат,

К нашей части вековечной,

Во старинный Полоцк-град.

Ты у нас живой свидетель

Отдаленной старины,


Покровитель, благодетель

Нашей доблестной страны.

Пусть же дух Твой здесь витает

Среди нас из рода в род.

Пусть хранит он, наставляет

Добродушный наш народ!

^ Я. Батурин



Житие преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой. – Мн., 1998.

***





В ЧЕСТЬ ИНОКИНИ И ПРОСВЕТИТЕЛЬНИЦЫ. МИТРОПОЛИТ ФИЛАРЕТ ВОЗГЛАВИТ ТОРЖЕСТВА, ПОСВЯЩЁННЫЕ 100-ЛЕТИЮ ПЕРЕНЕСЕНИЯ МОЩЕЙ ПРЕПОДОБНОЙ ЕВФРОСИНИИ ПОЛОЦКОЙ ИЗ КИЕВА В ПОЛОЦК




В Белоруссии пройдут юбилейные торжества, посвящённые 100-летию перенесения святых мощей преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой, из Киева в Полоцк


Вечером 4 июня 2010 года в Кресто-Воздвиженском соборе Спасо-Евфросиниевского монастыря в Полоцке будет совершено всенощное бдение.

На следующий день позднюю Божественную литургию в соборе возглавит митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший экзарх всея Беларуси.

По окончании Литургии пройдет крестный ход из Софийского собора в Спасо-Евфросиниевский монастырь. У входа в Спасо-Преображенскую церковь обители прозвучат приветственные речи.

Затем в духовно-просветительском центре монастыря состоится праздничная трапеза.

Евфросиния Полоцкая (1110—1173) — дочь полоцкого князя Георгия Всеславовича, внучка Всеслава Брячиславича, инокиня и просветительница. Прославлена в мае 1910 года в лике преподобных. Память 23 мая / 5 июня и в неделю 3-ю по Пятидесятнице (Собор Белорусских святых).

При рождении ей было дано имя Предслава; в постриге приняла имя Евфросиния. Основательница Полоцкого Спасо-Евфросиниева монастыря, где под ее влиянием постриг приняли также ее сестра Гордислава (в иночестве — Евдокия) и двоюродная сестра Звенислава Борисовна (в иночестве — Евпраксия). В конце жизни совершила паломничество в Иерусалим, где и скончалась. Ее тело было доставлено в Киево-Печерский монастырь, где мощи преподобной находились до 1910 года, когда были перенесены в Полоцк, в основанный ею монастырь, где и пребывают по настоящее время.

Патриархия.ру


***


Хроника перенесения мощей преподобной Евфросинии Полоцкой в 1910 году из Киева в Полоцк.

История перенесения мощей преподобной Евфросинии из Киева в Полоцк берет свое начало в марте 1833 года, когда епископ Витебский и Могилевский Гавриил обратился с соответствующим ходатайством во Св.Синод. В 1840 и 1852гг. архиепископ Василий (Лужинский) также обращался с такой просьбой. В 1864 году полочане просили начальника Северо-Западного края графа Михаила Николаевича Муравьева в ходатайстве перед государем о перенесении святых мощей. В 1867 году при поддержке святителя Филарета Московского епископ Полоцкий и Витебский Савва добился разрешения о перенесении в Полоцк частицы мощей святой Евфросинии, что и произошло 13 мая 1871 года. В 1892 году перед императором Александром III о перенесении мощей ходатайствовали Полоцкое церковное братство святителя Николая и преподобной Евфросинии, Витебское Свято-Владимирское братство, преосвященный Полоцкий и Витебский Антонин, но просьба была не просто отклонена – был наложен запрет обращаться с подобными ходатайствами.

Только в июле 1908 года на всероссийском миссионерском съезде в Киеве Витебский кафедральный протоиерей Алексий Матюшенский возобновил ходатайство с благословения своего преосвященного епископа Серафима (Мещерякова). 21 июля 1908 года Киевский миссионерский съезд одобрил ходатайство, и в Св. Синоде была создана особая комиссия по этому вопросу. 3 июля 1909 года по представлению Св. Синода император Николай II разрешил перенести мощи святой Евфросинии в Полоцк, а 29 января 1910 года был утвержден подробный чин перенесения святыни.

19 апреля 1910 года начались торжества по перенесению мощей преподобной Евфросинии княжны Полоцкой из Киева в Полоцк. В этот день в Благовещенской церкви, что в дальних пещерах, где более 700 лет покоились мощи преподобной, была отслужена Божественная Литургия, которую возглавил викарий Киевской епархии епископ Каневский Иннокентий (Ястребов). После торжественного молебна преподобной Евфросинии ее святые мощи были перенесены в надпещерную церковь и помещены в переносную раку, украшенную балдахином.

На следующий день, 20 апреля 1910 года, после Литургии, отслуженной Киевским митрополитом Флавианом в сослужени четырех викарных епископов, у святых мощей был совершен торжественный молебен, в котором принял участие епископ Полоцкий и Витебский Серафим (Мещеряков). После молебна весь сонм духовенства принял участие в перенесении мощей преподобной из надпещерной церкви в собор Киевской Успенской Лавры. По пути следования процессии были расставлены шпалерами войска, а чудное пение лаврских певчих сливалось со звуками военных оркестров, игравших «Коль славен».

Вечером 20 апреля перед ракой с мощами преподобной Евфросинии было совершено всенощное бдение, которое возглавил преосвященный Серафим (Мещеряков), епископ Полоцкий и Витебский, а ему сослужили епископ Каневский Иннокентий (Ястребов), архимандрит Витебского Свято-Троицкого Маркова монастыря Пантелеимон (Рожновский), настоятель Витебского Николаевского собора о. Алексий Матюшенский, настоятель Витебской Воскресенской (в Заручевье) церкви о. Павел Гальковский и многие другие. 21 апреля теми же лицами была отслужена Божественная Литургия, на которой также молился и представитель высшей государственной власти – специально прибывший на торжества по поручению императора великий князь Константин Константинович.

22 апреля 1910 года из Успенского собора Киевской Лавры на пристань к Днепру начался крестный ход с мощами преподобной Евфросинии, который возглавил Полоцкий епископ Серафим (Мещеряков). Неисчислимое множество людей приняло участие в этом торжестве, народ занял все возвышенности на пути следования, чтобы видеть священную процессию. Впереди крестного хода, длившегося более двух часов, монахини во главе с настоятельницей Полоцкого женского монастыря Илларионой несли крышку раки с мощами преподобной, причем монахиня Нина – начальница Полоцкого Евфросиниевского училища – все это время бессменно несла ее возглавие. На пристани крестный ход ожидал специально подготовленный пароход «Головачев»: он был украшен цветами, а над рубкой парохода, где было подготовлено место для раки, был сооружен купол с крестом, украшенным электрическими огнями. Во время пения величания преподобной Евфросинии пароход тихо отплыл, неся ее святые мощи вверх по Днепру.

Так торжественно Киев проводил свою веками хранимую дорогую святыню, с любовью уступив ее по принадлежности древнему также некогда престольному граду Полоцку во спасение его жителей.

Для сопровождения мощей святой Евфросинии на пароходе «Головачев» находились архимандрит Свято-Троицкого Витебского Маркова монастыря Пантелеимон (Рожновский) и священник Полоцкого женского монастыря Николай Черепнин с 12 монахинями, ими служились молебны, акафисты, всенощные бдения.

Все время следования парохода по Днепру на берегах реки стояли массы народа, встречая святые мощи. Ночь и дождь не считались препятствием к оказанию почтения и благоговения мощам преподобной Евфросинии. Народ не обращал внимания ни, на какие стихийные препятствия. При подходе крестных ходов от монастырей и сельских церквей, пароход останавливался для совершения молитвословий. После продолжения плавания стар и млад, бежали по берегу за пароходом, перепрыгивая огороды, ручьи и канавы, набирая воду от волн парохода в бутылки, промывали себе глаза и т.п. Можно было подумать, что к берегам Днепра собралась вся Православная Русь.

При остановках в назначенных по маршруту местах мощи преподобной Евфросинии встречались собором местного духовенства во главе с епископом и многими тысячами людей, находившимися на откосах берегов Днепра, крышах домов, на заборах и деревьях. Нередко путь следования святых мощей от пристани к местному храму устилался полотном, принесенным людьми, а самом храме к мощам спешили приложиться не только православные, но старообрядцы и католики.

Во время такой остановки в Могилеве проявился и отклик на веру людей в молитвенное представительство преподобной Евфросинии, когда чудесным образом исцелилась жена крестьянина д. Подгорье Вейнянской волости Могилевского уезда. Жена Лаврентия Гавриленка, страдала рожистым воспалением, перешедшим в раны на левом боку и ноге. Еще в феврале 1910 года, когда никто не знал, что мощи будут перенесены по Днепру, этой страдающей от тяжкого недуга женщине в сонном видении явилась сама преподобная Евфросиния в следующем образе: будто едет какой-то источник на пароходе, давший облегчение ее болезни. Но само чудесное исцеление наступило только 1 мая 1910 года, когда женщина приложилась к святым мощам и почувствовала себя здоровой.

В Могилеве мощи преподобной Евфросинии пребывали в течение трех дней, и 2 мая пароход направился к Орше. В 10 часов утра 3 мая 1910 года пароход со святыми мощами прибыл в Оршу – конечный пункт своего плавания. К этому времени в Орше для встречи святыни собрались десятки тысяч людей со всех окрестностей во главе с Могилевским преосвященным Стефаном и сонмом духовенства. Ничего подобного Орша никогда не видела. Мощи были перенесены для поклонения в городской собор, и целые сутки не иссякал поток паломников.

На следующий день, 4 мая, начался многотысячный пеший крестный ход с мощами преподобной из Орши в Витебск. Возглавил его архимандрит Свято-Троицкого Витебского Маркова монастыря Пантелеимон (Рожновский).

6 мая на границе Витебской губернии крестный ход встречали губернатор и представители гражданских властей и крестные ходы из близлежащих приходов Селюты, Любашково, Кобыльники и др. Над дорогой была устроена высокая, украшенная цветами и зеленью арка с надписью: «Радуйся, Евфросиние, невесто Христова всечестная». Здесь, на границе Витебской земли, архимандрит Пантелеимон (Рожновский) отслужил молебен преподобной и обратился к присутствующим со словами радости по поводу благополучного прибытия мощей св. Евфросинии на родину.

Дальнейший путь крестного хода к Витебску был устлан зеленью и цветами. После остановки в церкви с. Любашково для совершения богослужения, 7 мая крестный ход продолжил движение, на 7-й версте от города возле колонии для малолетних преступников было совершено краткое молебствие, после чего шествие приблизилось к пригородам Витебска.

Витебск в этот день и накануне усердно готовился к встрече. На Соборной площади сотни лиц были заняты сооружением богато убранного зеленью и цветами широкого возвышения для переносной раки с мощами. На углу Соборной площади и Гоголевской улицы высилась арка, убранная зеленью, столбы с обеих сторон центральной Гоголевской улицы были украшены зеленью и цветами. При повороте с Гоголевской улицы на Могилевский базар и в конце его были устроены красивые арки. Балконы домов по пути следования процессии и весь город были украшены флагами.

К середине дня 7 мая у Николаевского кафедрального собора собрались крестные ходы из приходских храмов и из Свято-Троицкого Маркова монастыря с чудотворной Казанской иконой Божией Матери. Здесь же находились воспитанники и воспитанницы духовных и светских учебных заведений Витебска. В два часа дня многотысячный крестный ход с местными чтимыми иконами, в том числе Иверской иконой Божией Матери из кафедрального собора, во главе с епископом Полоцким и Витебским Серафимом (Мещеряковым) и епископом Смоленским Феодосием из Николаевского кафедрального собора при пении пасхального канона приблизился к месту встречи мощей св.Евфросинии на 3-ей версте Оршанского тракта. Здесь было заранее подготовлено украшенное зеленью и цветами почетное место для поставления переносной раки с мощами преподобной для совершения молебна. После окончания молебствия мощи под пение ирмосов преподобной были торжественно внесены духовенством в Витебск. По пути следования воспитанницы учебных заведений бросали цветы, военные оркестры играли «Коль славен», а сама процессия растянулась на несколько верст. В самом городе люди были видны в окнах и на балконах, выходящих на Соборную площадь, Замковую, Гоголевскую и Смоленскую улицы; люди находились даже на крышах домов и телеграфных столбах; какие-то неустрашимые женщины стояли на кровле Николаевского собора и на его колокольне. К пяти часам вечера мощи прибыли на Соборную площадь и поставлены на почетное возвышение, после чего сразу начался благодарственный молебен по поводу благополучного прибытия драгоценной святыни в родной край. Затем мощи под пасхальные песнопения и колокольный звон были перенесены священнослужителями в Николаевский собор, и началось всенощное бдение, после которого в течение всей ночи люди шли нескончаемым потоком приложиться к мощам святой Евфросинии.

Время с 7 по 16 мая для жителей и гостей города стало нескончаемым духовным праздником - каждый день начинался торжественным всенощным бдением и заканчивался двумя Литургиями в Николаевском соборе: ранней, в 4.30 и поздней в 9.00 утра. По окончании поздней Литургии совершался молебен преподобной Евфросинии с чтением акафиста. Проповеди произносились также каждый день после поздней Литургии и всенощного бдения. За это время трудами Свято-Владимирского братства народу было роздано более 50 000 листков и брошюр житийного и нравоучительного содержания.

Торжество было исключительное, историческое, какого еще не было в истории Витебска. Оно засвидетельствовало, как сильна и глубока вера в народе. Все, приходившие на поклонение мощам преподобной Евфросинии, получали духовную помощь и подкрепление. В Витебске был засвидетельствован случай исцеления нервнобольной женщины, страдающей и духовным недугом: с большим трудом люди подвели ее к раке с мощами, после чего больная успокоилась, перекрестилась, сама подошла к мощам и благоговейно облобызала их, после того, как священник покрыл ее лицо воздухом с головы преподобной.

16 мая закончилось время пребывания мощей святой Евфросинии в Витебске. В этот день в Николаевском кафедральном соборе была отслужена Божественная Литургия, которую возглавил епископ Серафим (Мещеряков), после чего рака с мощами была перенесена духовенством на почетное возвышение на Соборной площади, и начался молебен. После окончания молебна крестный ход, насчитывавший несколько десятков тысяч человек, во главе с епископом Полоцким и Витебским Серафимом направился на Городокское шоссе. По пути следования возле Витебской Николаевской (батальонной) церкви был отслужен молебен, а возле Николаевского кладбища – лития.

На 3-ей версте от города, на вершине т.н. Волковой горы мощи святой Евфросинии встретил крестный ход из Лужеснянского Крестовоздвиженского прихода и здесь был отслужен напутственный молебен, сама Волкова гора была буквально усеяна людьми: со всех сторон стекались жители проводить драгоценную святыню, покидавшую Витебск.

Весь дальнейший путь до с. Зароново был устлан зеленью. Во многих местах крестьяне устроили арки, под которыми на столах устанавливали иконы и хлеб-соль. Вечером 16 мая не менее двух тысяч паломников остановились на ночлег у Зароновского храма св. преп. Онуфрия.

Утром 17 мая в церкви с. Зароново была отслужена Литургия, после чего крестный ход направился в м. Сиротино. В селах, встречавшихся на пути, крестьяне устилали дорогу зеленью и полотном, устраивали арки из зелени, украшали избы флагами, с торжеством встречая родную святыню.

В м. Сиротино святые мощи встретили крестные ходы из Лепельского и Городокского уездов. Всего насчитывалось не менее 10 тысяч паломников из трех уездов, так что не все даже успели за одну ночь приложиться к мощам, помещенным в сравнительно небольшой Сиротинской церкви во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Конные стражники и чины полиции буквально изнемогали, водворяя порядок в толпе народа, желающего поклониться святыне. Священники, которых здесь насчитывалось более двадцати, в течение всей ночи беспрерывно служили молебны.

18 мая в Сиротинской церкви была отслужена Божественная Литургия и процессия направилась через Ловшу в д. Зуи, находящуюся на противоположном берегу реки от Оболь-Онуфриевской церкви. Здесь вечером был отслужен молебен и ближе к ночи крестный ход достиг с.Игумено-Оболь.

На следующий день, 19 мая в Свято-Духовской Игумено-Обольской церкви была отслужена Божественная Литургия и крестный ход проследовал в с.Шатилово, где в местном Николаевском храме был отслужен молебен и акафист, а к вечеру 19 мая процессия достигла с.Сосница. Здесь в новом и обширном Сосницком Покровском храме были отслужены всенощное бдение, которое возглавил настоятель Невельского мужского монастыря игумен Герасим и, утром 20 мая - Божественная Литургия.

20 мая крестный ход достиг с.Струнь, где святые мощи были поставлены для поклонения в местном Крестовоздвиженском храме. Село Струнь стало последней остановкой процессии перед Полоцком, и здесь во главе крестного хода стал архимандрит Пантелеимон (Рожновский), настоятель Свято-Троицкого Витебского Маркова монастыря.

Надо сказать, что еще 16 мая епископ Серафим (Мещеряков) на поезде прибыл в Полоцк для организации встречи мощей преподобной и подготовки пребывания многочисленных паломников, для размещения которых были использованы церковные и казенные здания города, выстроены временные бараки и выделено 50 железнодорожных вагонов. Был также срочно сделан внешний ремонт Полоцкого Николаевского собора и построен высокий помост с балдахином на месте встречи святых мощей у виадука Николаевской железной дороги. 18 мая в Полоцк прибыли представители высшей светской и церковной власти: великий князь Константин Константинович и Киевский митрополит Флавиан. К утру 20 мая древний Полоцк был подготовлен к торжественной встрече своей небесной покровительницы. Главная Рижская улица на всем своем протяжении была украшена зеленью и флагами, перед плацем кадетского корпуса была устроена арка с изображением герба Полоцка и надписью «Благословен грядый во имя Господне». У врат Николаевского собора на корпусном плацу был сооружен изящный балдахин в виде часовни, увитой зеленью и увенчанной крестом. В этот день в Полоцк прибыли и высокие гости – члены императорской фамилии, среди которых назовем великую княгиню Елизавету Феодоровну и архиепископ Волынский Антоний (Храповицкий).

20 мая из Полоцка навстречу процессии с мощами преподобной вышел крестный ход, который возглавили архиепископ Антоний (Храповицкий) и епископ Серафим (Мещеряков). Во второй половине дня под пение тропаря преподобной Евфросинии ее мощи были торжественно внесены в город, исполнились пророческие слова святой княжны, что она вернется в Полоцк.

Переносная рака со святыми мощами была помещена в Николаевский собор, и немедленно началось всенощное бдение. На следующий день – 21 мая в соборе, при большом стечении народа архиепископом Антонием (Храповицким) с многочисленным духовенством была отслужена Божественная Литургия, на которой владыка Антоний проповедовал о современных ему общественных настроениях и о значении для православных переживаемых торжеств. В древнем Софийском соборе вечером того же дня митрополитом Киевским Флавианом в сослужении архиепископа Антония (Храповицкого) и епископа Серафима (Мещерякова) было совершено всенощное бдение, а утром 22 мая - Литургия. Во время Литургии вход в Софийский собор был по пригласительным билетам, и многотысячная масса паломников только издалека с тоской наблюдала за торжественной службой. Но Полоцкий архиерей Серафим (Мещеряков) оказался чутким к простым богомольцам и распорядился открыть им доступ в храм.

Вечером 22 мая началось торжественное перенесение мощей преподобной в Спасо-Евфросиниевский монастырь. Во главе крестного хода находились архиепископ Волынский Антоний (Храповицкий) и епископы: Полоцкий и Витебский Серафим (Мещеряков), Могилевский Стефан и Холмский Евлогий. Раку со святыми мощами несли архиереи и архимандриты, Крест преподобной Евфросинии нес ректор Воронежской Духовной семинарии священник Николай Околович. За святыми мощами следовали представители высшей светской власти, среди которых была и великая княгиня Елизавета Феодоровна, военные и гражданские чины, а также многотысячная масса паломников.

У границы монастыря торжественную процессию ожидал митрополит Киевский Флавиан в окружении крестных ходов Дриссенского уезда. Мощи преподобной были помещены в специально сооруженную красивую раку, и поставлены в монастырском Крестовоздвиженском соборе и началось всенощное бдение, причем архипастырям сослужили 6 архимандритов, 8 протоиереев и 80 священников, поэтому выход на литию и полиелей пришлось делать за пределы собора – на площадь перед храмом.

Утром 23 мая 1910 года, в день памяти преподобной Евфросинии, была отслужена ранняя Литургия в Софийском соборе, на которой причастились многие их паломников, после чего более чем трехтысячный крестный ход начал движение от Софии к Спасо-Евфросиниевской обители. В монастырском Крестовоздвиженском соборе Божественную Литургию возглавил митрополит Киевский Флавиан, а ему сослужили все приехавшие архиереи, 4 архимандрита и 8 протоиереев. После окончания Литургии архиереи подняли мощи святой Евфросинии, обнесли их вокруг Крестовоздвиженского и Спасо-Преображенского храмов и поместили в раку, установленную в древнем Преображенском храме, сооруженном самой преподобной.

Вечером 23 мая в актовом зале Спасо-Евфросиниевского епархиального женского училища состоялось братское собрание, на котором кафедральным протоиереем Алексием Матюшенским были зачитаны телеграфные и письменные приветствия от разных учреждений и лиц, а также выслушано слово ректора Воронежской семинарии священника Николая Околовича. После этого были заслушаны сообщение преосвященнейшего Полоцкого и Витебского Серафима (Мещерякова) «Состояние Полоцко-Витебской епархии в 1909 году» и доклад местного историка, члена Государственной Думы А.П.Сапунова «О судьбах православия в Белоруссии».

К утру 24 мая 1910 года почетные гости покинули гостеприимный Полоцк, но чрезвычайный подъем религиозного чувства еще долго сохранялся в сердцах многочисленных паломников, которых собралось более 55 тысяч за четыре дня торжеств в Полоцке.

Приток паломников к святыне продолжается, и по сей день: люди постоянно приходят в святую обитель, где почивают нетленные останки небесной покровительницы Белоруссии.

^ Священник Владимир Горидовец Витебская епархия.

Интернет.

Путь святых мощей из Киева до Полоцка




***




^ Преподобная Евфросиния Полоцкая

В. Перхавко.


В мае 1910 года население древнего Полоцка торжественно встречало святые останки преподобной Евфросинии Полоцкой. Через семь с лишним столетий после кончины на чужбине ее нетленные мощи возвращались в родной город.

В мае 1910 года население древнего Полоцка торжественно встречало доставленные из Киево-Печерской лавры мощи своей землячки преподобной Евфросинии Полоцкой. Через семь с лишним столетий после кончины на чужбине ее нетленные останки возвращались в родной город. Вопрос о перенесении мощей не раз ставился духовенством Полоцка, и вот, наконец, благополучно разрешился...

До сих пор остаются, по меньшей мере, спорными некоторые весьма существенные моменты ее жизненного пути, начиная, с даты рождения, и кончая годом смерти. Поскольку Полоцкая летопись не сохранилась, а в других древнерусских летописных сводах нет ни одного упоминания о преподобной, главным источником для историков остаются четыре редакции ее Жития, дошедшего в 130 с лишним списках XV-XVIII веков. Хотя древнейший из них датируется концом XV века, ученые не сомневаются в прочности исторической канвы Жития, созданного на основе преданий, восходящих к XII столетию. Четвертая, расширенная редакция включает родословие Евфросинии Полоцкой. Недавно удалось обнаружить певческий цикл о ней. Одна из стихир цикла песнопений выявлена даже в рукописи конца XII века. Тем не менее, биография этой незаурядной женщины по-прежнему таит немало загадок: ведь Житие святой Евфросинии не содержит никаких дат, за исключением месяца и дня кончины.

Евфросиния (в миру Предслава), дочь Георгия (Святослава) Всеславича и внучка легендарного полоцкого князя Всеслава Брячиславича, получившего прозвище Чародей, родилась, по разным предположениям, в 1101, 1104, 1106-1108, 1112 или 1120 году (последняя дата, впрочем, представляется слишком завышенной). Происхождение ее матери, носившей христианское (крестильное) имя София, неизвестно. Существует гипотеза, что София будто бы, являлась дочерью Владимира Мономаха, но неопровержимо доказать это на основе имеющихся скудных сведений невозможно, как и версию о родстве Предславы со знаменитым церковным деятелем и проповедником XII века Кириллом Туровским.

Полоцк возник у впадения реки Полоты в Западную Двину, где издавна обитало племя полочан, входившее в большой восточнославянский племенной союз кривичей. Через эти земли пролегал путь "из Варяг в Греки". До захвата города Владимиром Святославичем (около 978 года) в нем княжил варяг Рогволод. Его внук Изяслав - сын Владимира и Рогнеды, дочери Рогволода - стал родоначальником полоцкой ветви Рюриковичей, выделившейся очень рано, уже в конце Х века. В следующем столетии при Брячиславе Изяславиче (1001-1044) и Всеславе Брячиславиче Чародее (1044-1101), воспетом в "Слове о полку Игореве", Полоцкая земля начинает проявлять все большую самостоятельность по отношению к Киеву, не раз вступая с ним в военные конфликты, что впоследствии отразилось на судьбе родных и близких Предславы.

Рано постигнув грамоту, Предслава полюбила читать Священное Писание, уединяясь в своей девичьей светелке. В возрасте 12 лет родители собирались выдать ее замуж (намечавшийся брак явно носил династический характер), но дочь решительно отказалась, уже тогда задумав посвятить себя служению Богу, и вскоре тайно ушла в монастырь, настоятельницей которого была вдова ее дяди Романа Всеславича. Приняв постриг с именем Евфросинии (как полагают различные исследователи, около 1116-го, 1120-го или даже в середине 20-х годов XII века), молодая инокиня стала жить в небольшом помещении - "голубце" - при Софийском соборе, возведенном Всеславом Брячиславичем. Дни проходили в молитвах, постах, ночных бдениях, чтении богослужебных книг. Навещавший ее отец горестно восклицал: "Горе мне, чадо мое! Почьто ми, чадо мое, сице сотворила еси, печаль души моей принесе?"

Между тем Евфросиния продолжала много читать, изучила, очевидно, греческий язык, став со временем одной из образованнейших женщин Древней Руси. Считается, что она участвовала в составлении Полоцкой летописи. При библиотеке Софийского собора Евфросиния организовала мастерскую по переписыванию книг. Вырученные от их продажи деньги раздавались нищим.

В 1127 или 1128 году, получив благословение полоцкого епископа Илии и заручившись, видимо, финансовой поддержкой родных, Евфросиния основала новый женский монастырь в Сельце, в двух километрах к северу от тогдашнего Полоцка, - Спасскую обитель, игуменьей которой сама и стала. Под ее влиянием приняли монашеский постриг родная сестра Гордислава (в иночестве - Евдокия) и двоюродная сестра Звенислава (Евпраксия) Борисовна.

В 1129 году Георгия (Святослава) Всеславича в числе прочих полоцких князей изгнал в далекую Византию Мстислав Владимирович Киевский, мстя за отказ участвовать в общерусском походе против половцев, состоявшемся двумя годами ранее. Еще в 1127 году Мстислав направлял дружины своих братьев и союзников против непокорной Полоцкой земли, упорно не желавшей подчиняться Киеву. Чтобы пресечь непокорство, великий князь Киевский, как сказано в Ипатьевской летописи под 1130 годом, переселил "полотьскии князе с женами и с детми в Грекы, еже преступиша хрестьное челование". Сообщение Лаврентьевской летописи под 1129 годом столь же кратко ("в то же лето поточи Мстислав князь Полотьскые Царюгороду с женами и с детми"). Ему предшествует родословие полоцкой княжеской династии, начиная с варяга Рогволода и Изяслава Владимировича. Поясняя истоки строптивости полоцких князей, родословие должно было бы, по идее, завершиться изложением сути их прегрешений перед Мстиславом Великим, но почему-то осталось без этой вполне логичной концовки.

Зато Ипатьевская летопись такое изложение дает - правда, под 1140 годом: "Взидоста княжича два ис Царягорода заточени били Мьстиславом великым князем Киевьским зане не бяхуть его воли и не слышахуть его коли е зовяшеть в Рускую землю в помощь". Отогнав половцев за Дон, Волгу и Яик, Мстислав Владимирович "посла по Кривитьстеи князе по Давыда по Ростислава и Святослава и Рогволодича два и усажа у три лодьи и поточи и Царюграду за неслушание их, а мужи свои посажа по городом их". Имена изгнанных сыновей Рогволода (Бориса) Всеславича, отсутствующие здесь, можно узнать из более поздней Ермолинской летописи - их перечисляет составитель вошедшего в нее независимого свода 70-х годов XV века: "Давыда, и Ростислава, и Святослава, Ивана и Василия". Третьим, как видим, стоит языческое имя отца Евфросинии, которому, в отличие от Ивана и Василия Рогволодичей, не суждено было через десять с лишним лет вернуться на родину.

Странно, что ни в одной из редакций Жития преподобной Евфросинии не содержится даже косвенной информации об изгнании ее родителей на чужбину. Остается неясной судьба ее матери Софии. Хотя, по летописным свидетельствам, князей высылали с семьями, кое-кому удалось избежать этой участи. Если Евфросинию спас уход в монастырь, то один из братьев, Василько Святославич, возможно, попросту сумел где-то укрыться. В 1132 году после смерти Мстислава Великого вместо неугодного им князя Святополка Мстиславича полочане "Василка посадиша Святославича". В последний раз он упоминается в Лаврентьевской летописи под 1143 годом, когда его дочь выходила замуж за сына великого Киевского князя Всеволода Ольговича. Но Святославу Всеславичу, младшему из сыновей Всеслава Брячиславича, до высылки его в Византию Полоцк вряд ли принадлежал - в 1128 году там сидел Борис Всеславич. Очевидно, отец Евфросинии княжил в одном из уделов Полоцкой земли, как предполагают, в Витебской волости. Следовательно, детские годы Предславы прошли в Витебске.

Однако вернемся во времена игуменства Евфросинии. Ею была учреждена небольшая школа, где "на всяк день учаше терпению, воздержанию... душевней чистоте и бестрастию телесному, говению благообразну, ступанию кротку, гласу смиренну, слову благочинну, ядению и питию безмолвну; при старейших - молчати, мудрейших - послушати, ко старейшим - покорение, к точьным и меньшим - любовь без лицемерия; мало вещати я множайшее разумети". Полоцкий зодчий Иван возвел в середине XII века в обители каменный Спасо-Преображенский собор, называемый также Спасо-Евфросиниевским. Там в маленькой келье она и проживала. Слуга Михаил, направленный Евфросинией с богатыми дарами в Царьград, привез в основанный ею же в Полоцке Богородицкий мужской монастырь копию иконы Богоматери Эфесской, присланную византийским императором Мануилом Комнином и патриархом Лукой Хризовергом. Одной из вершин древнерусского прикладного искусства по праву можно назвать напрестольный крест, изготовленный по поручению Евфросинии ювелиром Лазарем Богшей в 1161 году.

На стенах Спасо-Преображенского (Спасо-Евфросиниевского) храма сохранились фрески XII века, на одной из которых, возможно, изображена сама преподобная. Стены монашеской кельи не отгородили ее полностью от внешнего мира. Не раз ее вмешательство способствовало прекращению княжеских междоусобиц, о чем, в частности, свидетельствуют слова канона из певческого цикла о Евфросинии Полоцкой: "Князем сродником друг на друга дерзающе подъяти мечь возбраняла еси, яко оружие обоюдоостро словесем Божим устрашающем". Грамоты-послания знаменитой полочанки были скреплены свинцовыми вислыми печатями (найдены в Рюриковом Городище под Новгородом Великим): на лицевой стороне - погрудное изображение ее небесной покровительницы св. Евфросинии и надпись по кругу: "Господи, помози рабе своей Евфросини нарицаемои", на оборотной - сцена Преображения либо фигура Христа. В Новгороде же и в Кокнесе-Кукейносе (центре небольшого вассального Полоцку княжества на территории Латвии) обнаружены печати матери преподобной - княгини Софии. Эти находки дали основание В.Л.Янину говорить о существовании в Полоцке около середины XII века своеобразного "матриархата" - наличии значительных властных прерогатив у княгинь, что, быть может, объясняется кончиной в изгнании многих мужчин полоцкой ветви Рюриковичей. Как бы то ни было, игуменья Евфросиния явно пользовалась большим влиянием в политической сфере, хотя первостепенным для нее оставалось духовное подвижничество.

Шли годы. Уже на склоне лет Евфросиния пожелала поклониться святыням Царьграда и Палестины. Тогда широкой популярностью на Руси пользовались "Хождения игумена Даниила в Святую землю". Находясь под впечатлением не раз, видимо, перечитанного "Хождения", Евфросиния стала готовиться к паломничеству. Перед отъездом, несмотря на протесты брата Вячеслава, она уговорила принять монашеский постриг своих племянниц Киринию-Кирианну (в иночестве Агафию) и Ольгу (Евфимию). И вот, наконец, отданы последние распоряжения сестре Евдокии, на которую оставлялись оба основанных Евфросинией монастыря. В сопровождении брата Давида и двоюродной сестры Евпраксии она двинулась в путь.

Ряд историков склонны датировать путешествие 1173 годом, хотя более реально отнести его к 1167 году, когда состоялся поход в Венгрию византийского императора Мануила I Комнина, встреченного Евфросинией в пути. В Житии об этой встрече говорится лаконично: "И тако и срете ю царь, идый на Угры, и послав ю в Царьград с великою честию". В Константинополе "она же пришедши поклонилася святым церквам и ту сущей великой церкви Святой Софии и поклонившися и благословившуся от патриарха и покупивши различьныя потребы". Возможно, в Царьграде полоцкие паломники провели всю зиму, лишь весной следующего 1168 года двинувшись морем в Палестину. Там Евфросиния испросила у иерусалимского патриарха позволения осмотреть все святые места, и, прежде всего Гроб Господень, на который возложила купленную в Царьграде золотую кадильницу. Проживая "в святой Богородицы в Руском монастыри" в Иерусалиме, она, чувствуя приближение кончины, выразила желание быть похороненной в обители св. Савы. Однако женщин там не хоронили, так что место для погребения приобрели в церкви Теотокоса при Феодосиевой лавре. Скончалась преподобная Евфросиния 24 (по другим данным - 23 или 25) мая на руках брата и двоюродной сестры, привезших в Полоцк печальную весть. По записанному позже в Феодосиевой лавре преданию, она умерла в 1173 году. Если так, полоцкая паломница провела в Святой земле пять-шесть лет. Согласно тому же преданию, прах ее впоследствии перевезли на Русь, посему гробница оказалась пустой.

Каким же образом и когда мощи преподобной очутились в Киево-Печерском монастыре? Считается, что их перемещение связано с осадой Иерусалима в 1187 году египетским султаном Салах-ад-Дином, разрешившим христианам перед штурмом города за определенную плату покинуть его и унести свои святыни.

Экспертиза в 1922 году мощей преподобной Евфросинии Полоцкой показала, что они мумифицировались в естественных условиях. К таковым вполне можно отнести микроклимат Дальних (Феодосиевых) пещер Киево-Печерской лавры, где останки Евфросинии Полоцкой покоились столетия. Данное обстоятельство, видимо, заставило историка В.Е.Данилевича усомниться в факте ее паломничества в Палестину и предположить, что полоцкая праведница скончалась между 1161 и 1173 годами во время поездки в Киев. И здесь, конечно, напрашиваются определенные параллели между иерусалимской лаврой св. Феодосия Великого и Феодосиевыми пещерами Киево-Печерского монастыря. Для окончательного прояснения вопроса необходимо провести особое исследование с учетом всех имеющихся источников.

Молитвенное поклонение преподобной Евфросинии началось в Полоцке уже с конца XII века. Русской Православной Церковью она канонизирована в 1547 году. Как святая Евфросиния Полоцкая почитается и католической церковью.

В заключение скажем еще раз об упоминавшемся выше напрестольном кресте преподобной Евфросинии. В XIII веке во время одной из войн между смоленскими и полоцкими князьями его в качестве трофея доставили из Полоцка в Смоленск. После присоединения Смоленска в 1514 году к Московскому царству реликвия оказалась в столице. Отправляясь в 1563 году в полоцкий поход, Иван Грозный взял крест с собой и торжественно ввез в захваченный после осады Полоцк, в Спасский монастырь. После завоевания Полоцка польским королем Стефаном Баторием (1579) монастырь сделали католическим и передали иезуитам. Крест перенесли в Софийский собор, захваченный вскоре униатской церковью. После Октябрьской революции крест попал в Могилевский музей, откуда исчез в первые месяцы Великой Отечественной войны, когда Могилев захватили немцы. Нынешнее местонахождение его неизвестно.

Недавно одним из современных белорусских мастеров по сохранившимся фотографиям и зарисовкам была изготовлена копия креста преподобной Евфросинии Полоцкой.

Московский журнал. – 2001. - 01.07.




***

Перенесении святых мощей преподобной Евфросинии из Киева в Полоцк


В царствование Императора Николая I Павловича началась 77-летняя история ходатайств о перенесении святых мощей преподобной Евфросинии из Киева в Полоцк.

В марте 1833 года Преосвященный Гавриил, епископ Витебский и Могилевский впервые обратил внимание Святейшего Синода на необходимость перенесения святыни в основанный преподобной Евфросинией монастырь. В 1840 году епископ Василий (Лужинский) возобновил это ходатайство, а спустя 12 лет повторил его. В царствование Императора Александра II также было три ходатайства о перенесении мощей: в 1858 году - православных жителей Полоцка, в 1864 - графа Михаила Николаевича Муравьева от имени жителей тринадцати волостей Полоцкого уезда, в 1867 - Полоцкого Владыки Саввы, которого авторитетно поддержали великий Московский святитель митрополит Филарет и губернатор града Витебска.

Вследствие особого ходатайства перед Киевским митрополитом Арсением, по благословению Святейшего Синода, 13 мая 1871 года в Полоцк была перевезена часть мощей преподобной Евфросинии. Мысль же о перенесении мощей преподобной пока не встречала сочувствия.

В царствование Александра III дело приняло весьма неблагоприятный оборот: в 1893 году очередное ходатайство было отклонено, и последовало запрещение возбуждать этот вопрос впредь.

Однако в годы правления Государя Императора Николая II, а точнее - в 1908 году на Всероссийском миссионерском съезде, проходившем в Киеве с 12 по 26 июля, общим собранием была принята резолюция, последовавшая после прочтения двух докладов о необходимости перенесения святых мощей преподобной Евфросинии из Киева в Полоцк: «Ходатайствовать о разрешении, перенести из Киево-Печерского монастыря в Полоцк мощи преподобной Евфросинии». Движимые духовной ревностью пастыри и миряне возбудили со своей стороны горячее самое ходатайство по означенному поводу.

Образованная при Святейшем Синоде особая комиссия, рассматривавшая этот вопрос, на своем заседании 29 мая 1909 года решила дело в положительном смысле. Директор канцелярии обер-прокурора Святейшего Синода, уроженец и верный сын Полоцкой епархии Виктор Иванович Яцкевич, специально изучавший жизнь и подвиги блаженной Евфросинии, всесторонне и живо интересовавшийся судьбами родного края, был докладчиком дела перед Святейшим Синодом 8 июня.

Давнишнее ходатайство земли Полоцкой было удовлетворено. Державная воля Николая II выразилась в его резолюции 3 июля 1909 года на определениях Святейшего Синода по этому вопросу: «Сочувствую удовлетворению ходатайства о перенесении Святых мощей преп. Евфросинии в Полоцк. Предлагаю Св. Синоду обсудить подробности перенесения в ближайшую зимнюю сессию и затем снова доложить Мне». Таким образом, заветные мечты белорусского народа стали делом решенным.

Свято-Евфросиниевские торжества в Киеве начались на второй день Святой Пасхи 19 апреля 1910 года. В этот день в пещерном храме Благовещения Пресвятой Богородицы было совершено пасхальное Всенощное бдение. Утром 20 апреля после Божественной литургии во время молебна Святые мощи были переложены из старого гроба в обновленную кипарисовую раку, вынесены из пещеры и установлены в храме на особом возвышении. Скопление богомольцев было столь велико, что в Лавре их насчитали более 20 тысяч.

День 22 апреля стал центром киевских торжеств. Святая Лавра прощалась с великой Полоцкой игуменией, почивавшей здесь более восьми веков. По словам очевидцев, склоны городских холмов, балконы и кровли домов, улицы и сады были заполнены народом.

В носовой части убранного зеленью и цветами, украшенного флагами парохода «Головачев» была сооружена часовня с большими зеркальными окнами, по сторонам которой располагались две золотые хоругви. Рака со святыми мощами была установлена под специальным балдахином в кормовой части ослепительно белого парохода. Под пение тропаря преподобной, пароход со святыней на борту в сопровождении судов «Александровск» и «Киев» медленно удалялся от пристани, осененный молитвами и крестными знамениями духовенства, монашествующей братии и мирян...

Темными украинскими ночами во время следования паломнической эскадры по Днепру от Киева до Орши пароходы мерцали огнями сотен свечей. На берегах у самой кромки воды молящиеся разжигали костры. Сливающиеся огни наполняли ночь особым неизъяснимым торжеством, а на вершине фок-мачты главного парохода сиял над часовней символом христианской любви и милосердия - Святой Крест.

Во всех местах остановки эскадры - в Любече, Речице, Рогачеве, Старом Быхове, Могилеве и Орше - совершались торжественные богослужения при стечении огромного числа паломников и богомольцев всех сословий и возрастов. Для всего Приднепровья, откуда началась Великая Православная Русь, для белорусского, украинского и русского народов эти дни великое шествие великой святыни по водам священного Днепра стало воистину торжеством православного славянского единства.

Во время празднований в Речице Минский епископ Михаил произнес речь, потрясшую всех своим вдохновением: «Почила преподобная, не без особого промышления Божия, вдали от родины и оставалась не у себя семь с лишком веков, - говорил архипастырь. - За эти долгие годы наша Белая Русь чего не пережила, чего не испытала! Осилили ее потом враги, отторгли от единства с Великой Россией. И начались со стороны врагов притеснения, издевательства над всем для нас дорогим и святым; издевательства не только над живыми, но и над умершими православными предками нашими, тела и кости коих вырывались из земли и предавались поруганию. И многие тогда малодушные из наших соотечественников, особенно бояре и дворяне, не устояли в Православной вере своих отцов. И было время, что, казалось, край этот погиб... Спасла тогда Белоруссию только вера Православная, о насаждении и укреплении коей пеклась преподобная Евфросиния.

Теперь помыслы врагов наших, врагов России направлены на эту силу, на Церковь Православную. Ведутся против нее подкопы тайные и явные, не щадят для того ни ума, ни средств. А сбитая с толку, оторванная от народа передовая часть общества иногда несознательно способствует разрушению этой крепости, этой несокрушимой до сих пор силе. Вот предстательница наша перед Богом преподобная Евфросиния и возвращается к нам, чтобы стать на страже Православия в своем родном крае и своими молитвами и благодатною помощью защищать и охранить веру нашу, внушать родному своему народу стоять всеми силами за святое Православие».

Проследовав по Днепру до Орши, святыня далее была перенесена 65 верст до Витебска на руках. Согласно Высочайше утвержденному церемониалу следования Святых мощей преподобной Евфросинии в Полоцк, святыня должна была пробыть в Витебске с 7 по 16 мая. Исторические свидетельства подчеркивают образцовый порядок, поддерживаемый в городе и у самой святыни во все дни ее пребывания в Витебске. Девять дней присутствия великой Полоцкой святой в этом древнем граде были отмечены необычайным подъемом религиозного духа, свидетельствовавшем о силе, глубине и искренности веры в белорусском народе. Не потому ли именно этот регион Белорусского края, благословленный во время Евфросиниевских торжеств на всем пути святыни, подвергся наиболее сильному испытанию и чрезвычайному разрушению во время кровавой гражданской и двух мировых войн, став жертвой эксперимента по созданию «зоны, свободной от религиозных предрассудков и заблуждений»?

В древнейшем каменном храме Всемилостивого Спаса, сооруженном преподобной Евфросинией в основанном ею монастыре, святые мощи были положены в изготовленной в византийском стиле XII века кипарисовой раке, облицованной серебром, украшенной золочеными чеканными барельефами, эмалированными изображениями византийских крестов и орнаментами, покрытыми разноцветной греческой эмалью.

Рака была сооружена на добровольные пожертвования всего белорусского края и стоила 12 000 рублей - сумма по тем временам огромная. Во время крестного хода по перенесению раки в храм в процессии следовали Ее Королевское Величество Королева эллинов Ольга Константиновна с князем Игорем Константиновичем и Великим Князем Константином Константиновичем с Великою Княгиней Елисаветой Федоровной.

Дивен Бог во святых Своих! Солнечное утро 23 мая 1910 года положило начало новому дню в жизни Спасо-Евфросиниевского монастыря и всей Белой Руси! Преподобная мати вернулась из своего великого паломничества!

Однако по прошествии немногого времени тучи скорби и невзгод вновь затянули небосвод духовной жизни многострадального Белорусского края.

После смуты и многолетнего кровопролития новая власть принялась за безбожное дело. Трагическое испытание переживала Полоцкая княжна-игумения, когда её святые мощи были перевезены в Витебск для демонстрирования сначала в местном историческом музее, а затем в музее атеизма, где и пребывали до начала Великой Отечественной войны.

Оставленная при эвакуации святыня была перенесена верующими в Витебскую Свято-Покровскую церковь в августе 1941 года. А два с небольшим года спустя, 23 октября 1943 года мощи блаженной Евфросинии благодаря огромным усилиям Полоцкой монастырской общины были перевезены по железной дороге из Витебска в Полоцк в специально сооруженном ящике, заключавшем в себе гробницу со святыней. Поезд значительно опаздывал, и лишь в одиннадцать часов вечера бесценный груз был встречен на Полоцком железнодорожном вокзале местным духовенством и монахинями Спасо-Евфросиниевского монастыря. Мощи преподобной княжны-игумении поместили в в центре Свято-Софийского собора.

На другой день после совершения Божественной литургии и молебна перед мощами преподобной Евфросинии, крестным ходом рака Преподобной была перенесена в Спасо-Евфросиниевский монастырь и водворена на прежнее место в храме Спасителя. 25 октября - впервые за время 25-летнего перерыва - у тела преподобной была совершена Божественная литургия.

С тех пор преподобная мати наша Евфросиния уже не покидала этого дома Божия, построенного по ее благословению зодчим Иоанном незадолго до паломничества Полоцкой игумении в Святую Землю.

Однако не всё ещё было устроено так, как завещала святая покровительница Белой Руси. В паломничество в Святую Землю Преподобная отправилась только после того, как было завершено создание шестиконечного воздвизального креста, который с 1161 года и доныне был и остается духовным символом Белоруссии.

Настоящий материал (полная версия) предоставлен журналу «Православный паломник» пресс-службой Белорусской Православной Церкви.  Описание исторических и современных событий сделано по материалам нескольких томов альманаха «Вестник Белорусского Экзархата». Авторы текстов — доктор исторических наук Л.В.Алексеев, пресс-секретарь Патриаршего Экзарха всея Беларуси А.А.Петрашкевич
© «Вестник Белорусского Экзархата», 2006

http://minds.by/article/17.html

Литература:


    • Арлоў,У. Гісторыя Беларусі: ….красавік-травень 1910 вяртанне ў Полацк мошчаў святой Еўфрасінні / У.Арлоў // Бел. мінуўшчына. – 1996. - №5. – с.21-22.

    • Аб так званых “нятленных мощах” Ефрасінні Полацкай // Сцяг камунізма. – 1960. – 4 чэрвеня.

    • Дышиневич,В. Возвращение святыни // 63.3(4Беи)4 Преподобная Евфросиния Полоцкая – Мн., 1997. - С.77-81. Сб Чз

    • 63.3(4Беи)4 Житие преподобной Евфросинии, Игумении Полоцкой: [перенесение мощей; Современные чудеса]. – Мн.: Издательство Белорусского Экзархата, 1998. – 130с. Сб

    • Зорин,Н. Минувшее и настоящее г. Полоцка: к торжеству перенесения мощей преподобной Ефросинии из Киева в Полоцк // Полоцкий летописец. – 1992. - №1. – с.20-30.

  • Куприянов,В.А. К вопросу о перенесении мощей Евфросинии Полоцкой / В.А.Куприянов // Тэзісы дакладаў супрацоўнікаў запаведніка па выніках працы (навукова-практычныя канферэнцыі 1989, 1990 гадоў). – Полоцк, 1991. – С.7-8. Ч

  • Перанясенне святых мошчаў Ефрасінні Полацкай з Кіева ў Полацк // 63.3(4Беі) Памяць: гіст. і дакумент. хроніка Полацка. – Мн.,2002. – С.112-118. Ч

Составитель и компьютерный набор: Дедюлина Л.Б.

Редактор: Нелина Г.Н.



1

36

2

35

3

34


4

33


5

32

6

31

7

30

8

29

9

28

10

27

11

26

12

25

13

24

14

23

15

22

16

21

17

20

18

19




Скачать 340,11 Kb.
оставить комментарий
Дата23.09.2011
Размер340,11 Kb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх