Курс лекций по социальной экологии Иваново 2009 icon

Курс лекций по социальной экологии Иваново 2009


6 чел. помогло.

Смотрите также:
Курс лекций по социальной работе и благотворительности Часть II...
Курс лекций Омск 2009 Рецензенты...
Курс лекций по «экологии» нгпи. 40 часов лекций + зачет и экзамен...
Курс лекций подготовлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего...
Краткий курс лекций краснодар 2009 удк 591. 5: 595. 7(078) ббк 28. 681...
Ученые записки факультета экономики и управления. Вып. 20. Иваново : игасу, 2009. 215. 70 экз...
Курс лекций по информатике...
Рабочая программа учебной дисциплины Специальность: 030501. 65- юриспруденция Иваново 2009...
Курс лекций «Основы экологии и охрана воздушного бассейна» Содержание...
А. Э. Шпаков // Проблемы региональной экологии. 2009. № С. 162-170...
«подготовка научно-педагогических кадров в области теоретической и социальной экологии»...
«подготовка научно-педагогических кадров в области теоретической и социальной экологии»...



страницы:   1   2   3   4   5   6   7   8
скачать


Федеральное агентство по образованию


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

“Ивановский государственный энергетический университет

имени В.И. Ленина”


Кафедра "Безопасность жизнедеятельности"


Социоэкосистемы:

история, проблемы и перспективы развития


Курс лекций по социальной экологии


Иваново 2009

УДК 504.03

П94



Пышненко Е.А. Социоэкосистемы: история, проблемы и перспективы развития: курс лекций / ГОУВПО “Ивановский государственный энергетический университет имени В.И. Ленина”.  Иваново, 2009.  160 с.




В курсе лекций рассмотрены концептуальные основы социальной экологии как фундаментальной науки о социоэкосистемах; проблемы совместимости человеческого общества с особен­ностями природной среды; эволюция и формирование систем взглядов на взаимодействие человеческого общества и природы; основные законы социальной экологии; вопросы экологической токсикологии и эпидемиологии; понятия "экологическая культура", “экологическое сознание”, “потребительский подход к природе”; направления международного сотрудничества в области охраны окружающей среды; роль научных и общественных организаций в защите окружающей среды.

Пособие предназначено для лекционных занятий, самостоятельной работы и подготовки к промежуточным контрольным работам и зачету по дисциплине “Социальная экология” для студентов специальности 040201 “Социология”.


Печатается по решению редакционно-издательского совета ГОУВПО “Ивановский государственный энергетический университет имени В.И. Ленина”.


Рецензент

кафедра “Безопасность жизнедеятельности” ГОУ ВПО “Ивановский государственный энергетический университет имени В.И. Ленина”


Научный редактор А.К. Соколов, д-р техн. наук, профессор (ГОУВПО “Ивановский государственный энергетический университет имени В.И. Ленина”)


Лекция 1

Предмет, содержание социальной экологии. Понятия “экология”, “социальная экология”, “экологический

кризис”. Основные этапы экологизации научного

знания, производственной деятельности

и общественного сознания


Понятие “экология” впервые было предложено в 1866 г. немецким нату­ралистом Э.Геккелем для характеристики совокупности процессов саморе­гуляции, которые возникают в сообществах организмов при их взаимодействии друг с другом и с окружающей абиотической средой. Таким образом, сразу делался акцент на системном подходе к изучению биологи­ческих явлений и на способности к целесообразной деятельности не только на уровне отдельных организмов, но и довольно сложных надорганизменных объединений — биоценозов вплоть до биосферы в целом как глобальной системы.

Соответственно к основным понятиям экологической науки относят­ся такие, которые характеризуют системно организованные взаимодействия особей и их совокупностей на основе обмена веществом, энергией и инфор­мацией.

Таково прежде всего понятие “экосистема”, введенное в научное об­ращение английским ботаником А.Тенсли (1935 г.) для характеристики ус­тойчивой системной целостности любых организмов со средой их обитания (биотической и абиотической). Это очень удобное понятие, хотя оно и не отличается большой определенностью в отношении своих границ. Экосисте­мой может быть как любой сколь угодно элементарный фрагмент биосферы, где есть формы жизни во взаимодействии с окружающей их средой, так и биосфера в целом как глобальное явление.

Понятие “социальная экология” не сразу было принято научным сообществом по целому ряду причин. Во-первых, давала о себе знать настороженность против биологизации социальных явлений, о недопустимости которой долгое время предупреждалось якобы с позиций марксистской философии. Во-вторых, изначально понятие “социальная экология” было применено несколько в ином смысле в 20-х годах нашего столетия социологами чикагской школы Р. Парком и Э. Берджесом в целях изучения особенностей воздействия урбанизированной среды на человека и человеческие коллективы.

В социальной экологии используется принятый в общей экологии поня­тийный материал и учитываются основные закономерности взаимодействия сообществ организмов с окружающей их средой, поскольку человек и обще­ство в целом являются хотя и своеобразным, но тоже организмом и, следова­тельно, для них остаются в силе наиболее фундаментальные законы поддержа­ния жизни, изучаемые общей экологией. Конечно, люди в процессе своей деятельности должны реализовать требования этих законов специфическим об­разом, поскольку главную роль в обеспечении ими обменных процессов с ок­ружающей средой играют различные технические приспособления, но соблю­дение людьми законов сохранения и поддержания жизни столь же обязательно, как и любым даже самым малым организмом на планете. До недавнего времени развитие общества происходило при полном неведении о таких законах как обязательных для него, и это было возможно только потому, что воздействие людей на биосферу было не столь значительно, чтобы сказываться на ее состо­янии в целом. Локальные разрушения довольно больших участков биосферы происходили давно. Достаточно сказать, что около половины современных пус­тынь на планете вызваны разрушительной для природы деятельностью человека. Не случайно почти все антропогенные пустыни находятся в тех местах планеты, где существовали самые древние цивилизации. Полагают, что и почти одновре­менное исчезновение сухопутных гигантов животного мира суши около 10 тыс. лет назад скорее всего связано с неумеренной охотничьей деятельностью древ­них людей, а также с широко применявшейся практикой выжигания лесов в целях освобождения земли для сельскохозяйственной деятельности. Однако при всех этих опустошениях биосфера в целом не утрачивала способности к саморе­гуляции и поддержанию своего пригодного для жизни состояния.

Положение резко изменилось со времени перехода людей от исполь­зования древесного топлива для получения энергии к использованию мине­рального топлива, т.е. со времени такого события в истории общества, кото­рое получило название промышленной революции XVII—XVIII вв. Этим феноменом были вызваны сразу два следствия, существенно повлиявшие на состояние биосферы:

• во-первых, на смену ручному пришло машинное производство, на­чалось стремительное развитие предприятий, ускорился рост городов и воз­никли новые общественные классы с иным образом жизни и иным отноше­нием к природе;

• во-вторых, энергетика, основанная на минеральном топливе, выз­вала заметный дисбаланс в химическом и тепловом состоянии биосферы, поскольку в считанные десятилетия оказались высвобождены и выброшены в окружающую среду огромные массы вещества и энергии, накопленные в биосфере на протяжении многих сотен миллионов лет.

Дело, начатое промышленной революцией, было еще более масш­табно продолжено в середине XX в. научно-технической революцией, когда вслед за машинной энергетикой возникла машинная информатика. Развитие общества с этого времени пошло вперед такими темпами, что это сразу сказалось самым ощутимым образом на состоянии биосферы, которая обна­ружила конечный характер практически всех своих жизненно важных пара­метров и прежде всего запасов пресной воды, воздуха, почвы и биоресурсов. Население планеты возросло многократно и достигло почти 6 млрд человек. Стало ясно, что время стихийного использования биосферы человеком ис­черпало себя.

Современное поколение должно совершить переход к законоупорядоченному и нормативно организованному использованию биосферы. Каковы дол­жны быть эти законы и нормативы? Как их познать и грамотно использо­вать? Всему этому и должна научить людей социальная экология, предмет которой составляют законы соответствия (совместимости) общества и при­роды.

Являясь частью биосферы, люди в первую очередь должны позабо­титься о том, чтобы вписаться своей деятельностью в сложившиеся в ее структуре круговороты обмена веществом, энергией и информацией и стать необходимым звеном передачи этих процессов между компонентами биосфе­ры.

Разумеется, биосфера не существует в отрыве от Космоса и внутрипланетных процессов. Поэтому одновременно со стратегией биосфероподобия возникает задача обеспечения в целом средосовместимости общества как с окружающим Космосом, так и с геологопланетарными процессами. В плане научного осмысления проблематики необходимо привлечение сис­темного подхода, который в свое время дал неплохие результаты в общей экологии.

Социальные науки должны научиться оперировать такими понятиями, которые комплексно включают в себя социальные и природные феномены в их системном единстве. При таком подходе многие явления, изучаемые обществен­ными науками, предстают в совершенно ином свете.

Центральным понятием в социальной экологии является система “общество  природа”, или “социоэкосистема”. Это понятие предполагает пере­несение на общество законов соотношения части и целого. Разумеется, что целым по отношению к обществу будет биосфера и, следовательно, обще­ство должно обрести функциональную значимость в отношении к той систе­ме, частью которой оно является, т.е. к биосфере. Подчиниться законам био­сферы означает для людей в то же время задачу такой организации своей деятельности, чтобы общество стало необходимой для биосферы частью. Именно эта идея вошла как основная в концепцию устойчивого развития, принятую на международном форуме “Окружающая среда и развитие” (“Рио-92”) как общеобязательную для всех стран и народов планеты.

От одностороннего пользования ресурсами среды люди должны пе­рейти к стратегии одновременного ее поддержания и сохранения, выдвинув эти задачи как приоритетные в своей деятельности.

В соответствии с этими задачами важную роль в современной социаль­ной теории начинают играть такие понятия, как экоразвитие, экотехнология и экотехника, экологическая культура, экологическое сознание, экообразование и эковоспитание и т.д. Поскольку в рамках социоэкосистемы идет формирование социоприродного единства во взаимодействии общества и природы, то боль­шое значение в обеспечении стратегии социального развития приобретает эко­логически обоснованное управление социальными процессами и их прогно­зирование.

Еще в большей степени эта особенность экологического знания про­является в социальной экологии. По сути, начало этой науки в совре­менном смысле было положено публикациями первых докладов “Римскому клубу” в 1972 и 1974 гг., в которых были успешно применены к изучению тенденции развития социоприродных глобальных процессов имитационные математические методы, разработанные незадолго до этого профессором Массачусетского технологического института Джеем Форрестером. В его книге “Мировая динамика” дана первая попытка прогноза многокомпонентных глобальных процессов с помощью системно-динамических имитационных моделей. Если прежние прогнозы, учитывавшие лишь традиционные тенден­ции (рост производства, рост потребления и рост населения), имели опти­мистический характер, то учет экологических параметров сразу перевел гло­бальный прогноз в пессимистический вариант, показав неизбежность нисходящей линии развития общества к концу первой трети XXI столетия в связи с возможностью исчерпания минеральных ресурсов и чрезмерным заг­рязнением природной среды.

Тем самым впервые в социальном прогнозе были учтены составляю­щие, которые можно назвать экологическими: конечный характер минераль­ных ресурсов, а также ограниченные возможности природных комплексов поглощать и нейтрализовать отходы человеческой производственной деятель­ности.

Работы, выполненные по заказу “Римского клуба” под руководством Д. Медоуза (“Пределы роста”, 1972 г.), а также М. Месаровича и Э. Пестеля (“Человечество у поворотного пункта”, 1974 г.), в основном подтвердили справедливость прогнозов, составленных Дж. Форрестером.

Так впервые в науке была поставлена проблема возможного конца цивилизации не в отдаленном будущем, о чем неоднократно предупреждали различные пророки, а в течение весьма конкретного отрезка времени и по вполне конкретным причинам. Возникла потребность в такой области знания, которая бы обстоятельно исследовала обнаруженную проблему и выяснила путь предотвращения грядущей катастрофы.

Этой областью знания стала социальная экология, задачей которой яв­ляется изучение человеческого общества в аспекте его совместимости с особен­ностями природной среды. Главная задача современной экологии – рассмотрение проблем оптимального взаимодействия человека с ОС, обеспечения развития цивилизации и сохранения земной природы, сведения в систему теоретического и фактического материала, который отражает все стороны реальных взаимоотношений природы и человеческого общества. Это необходимо для понимания современных экологических проблем человечества.

Поскольку направления человеческой деятельности чрезвычайно многообразны, то социальная экология вскоре после своего воз­никновения стала подразделяться на множество аспектов или прикладных ва­риантов социально-экологического знания.

Теперь, помимо общетеоретического раздела знания, которым зани­мается социальная экология, существуют ее прикладные области, экология человека, изучающая в основном медицинские аспекты, инженерная эколо­гия, изучающая технические аспекты отношения людей к окружающей сре­де. Возникли такие виды социально-экологического знания, как урбоэкология, экология промышленной деятельности, экология сельского хозяйства, экология транспорта, геоэкология, химическая экология, экология культуры, проблемы экологического образования и экологического воспитания, рекреацион­ная экология и т.д. (рис. 1.1).



Социальная экология


Рис.1.1. Составляющие социальной экологии


По-видимому, и дальше экологическое знание будет множиться соот­ветственно многообразию видов человеческой деятельности, вся совокупность которой должна быть охвачена эко логизацией, поскольку и сам человек с его сознанием, мировоззрением, культурой и привычками должен претерпеть столь радикальные изменения, что речь может идти о формировании нового челове­ка, который в отличие от нынешнего, относящегося к виду Homo sapiens, мо­жет быть причислен к виду Homo ecologus.

Человек, который до сих пор заселяет Землю, при всей его разумно­сти тем не менее не обладает главным свойством, обязательным для любого живого организма, — свойством экологического самообеспечения. Без этого свойства человек не имеет будущего, а обретя это свойство, он настолько изменится по своим взглядам, системе ценностей, по своему отношению к природе и к себе подобным, что это уже будет другое существо, лишь внеш­не напоминающее прежнее.

Таким образом, можно выделить следующие наиболее важные направления в процессе экологизации научного знания, производственной деятельности и общественного сознания.

1. Эмпирическое – появление целостных и точных данных наблюдений за состоянием природной среды, возможность оценки глобальных изменений в природной среде, оценки результатов промышленной и “зеленой” революций.

2. Проблемно-прогнозное:

a) глобальное моделирование (работы Форрестера, Медоуза);

б) региональное моделирование (работа Месаровича, Пестеля);

в) отраслевое (экономические  Леонтьев (модель “затраты-выпуск”), энергетические, климатические модели (модели Н.Н. Моисеева, К. Сагана)).

Недостаток как глобального моделирования, так и более ранних попыток прогнозов развития человеческого общества (Томас Мальтус) в том, что не были сформулированы цели общественного развития, не учтена направленность общественного развития и возможность ее регулирования в рамках сообщества людей.

3. Нормативное – ограничение воздействия негативных факторов (загрязнений) на здоровье человека в производственной, селитебной, средах, среде жилища).

Наиболее важные события в процессе экологизации следующие.

1962 г. – в США выходит книга биолога Рейчел Карсон “Молчаливая весна”, где показано, к каким катастрофическим последствиям для живых организмов и природной среды планеты может привести применение ядохимикатов (в частности, ДДТ) в сельском хозяйстве. Книга нашла широкий отклик в обществе США и под давлением общества в стране создается Агентство по охране ОС (EPA), Конгресс США принимает в 1970 г. акт о чистом воздухе, в 1972 г.  акт о чистой воде с жесткими требованиями к загрязнению воздуха и воды, в 1976 г.  акт об охране и восстановлении ресурсов.

1968 г. – экономический директор компании “Фиат” Аурелио Печчеи выступил с идеей создания “Римского клуба” – международной некоммерческой неправительственной организации для оценки экологических проблем на основе системного анализа, глобальной динамики.

1971 г. – Дж. Форрестер издает книгу “Мировая динамика”. В ней опубликованы результаты расчетов вариантов мирового развития на основе разработанной им системной динамики и созданной формальной математической модели “World 1” и ее следующей версии “World 2”, построенной с использованием системы нелинейных уравнений. Прогноз Форрестера: к 2030 г. численность населения достигает 6,5 млрд чел. и за последующие 20 лет идет снижение до 1,5 – 2 млрд чел. в результате резкого истощения ресурсов.

1972 г. – первый доклад “Римского клуба” “Пределы роста” Дениса и Донеллы Медоуз, в котором изложены результаты применения модифицированной модели Форрестера “World 3” в целях глобального моделирования. Рассмотрена динамика до 2000 г. численности населения, производства продуктов питания, промышленных товаров, потребления ресурсов и загрязнения среды с 4 сценариями: продолжение истощения ресурсов, неограниченность ресурсов, ограничение роста населения и техногенеза, стабилизация экономического развития.

1974 г. – подготовлен проект “Римского клуба” и второй доклад “Человечество у поворотного пункта” М. Месаровича (США) и Э. Пестеля (ФРГ), в котором мир представлен в виде 10 регионов, применена теория многоуровневых систем, сделан вывод: миру угрожает не глобальная катастрофа, а серия региональных кризисов. В докладе обоснована необходимость ограниченного роста экономики и численности населения.

В третьем докладе голландского экономиста Я. Тинбергена “Перестройка международного порядка” и четвертом докладе философа Э. Ласло “Цели для глобального общества” сделан вывод о том, что возможно и необходимо сочетание локальных и глобальных целей для устойчивого развития мирового сообщества людей.

1974 – 1979 гг. Созданы глобальные модели второго и последующих поколений, являвшиеся в большей степени проектными, чем прогностическими и носившие отраслевой характер (в частности, модель В. Леонтьева “Будущее мировой экономики” (1979 г.), построенная на оcнове метода “затраты-выпуск”),. Ряд моделей посвящен природным процессам (модель глобального климата Н.Н. Моисеева).

1972 г. – состоялась Первая Всемирная конференция по ОС и развитию в Стокгольме (КОСР–72), в которой участвовали представители 113 государств, была выдвинута идея экоразвития, создана Программа ООН по ОС (ЮНЕП), директором которой назначен Морис Стронг. Ранее имелась программа ЮНЕСКО “Человек и биосфера”, и при создании ЮНЕП был использован опыт ее реализации.

1983 г. – по инициативе Генерального секретаря ООН создана Международная комиссия по окружающей среде и развитию (МКОСР). Председателем МКОСР назначена премьер-министр Норвегии Гру Харлем Брунтланд. Определены основные задачи МКОСР  изучение проблем регионов мира, прежде всего развивающихся стран. В подготовленном МКОСР в 1987 г. докладе “Наше общее будущее” прозвучали необходимость устойчивого развития, вопрос о поиске новой модели цивилизации, в докладе впервые появился термин “устойчивое развитие” (sustainable development), близкий к понятию экоразвития.

1992 г., июнь – состоялась Конференция ООН по ОС и развитию в Рио-де-Жанейро (КОСР–92), в которой участвовали представители 179 государств, неправительственных организаций, деловых кругов). На КОСР92 принята “Декларация по окружающей среде и развитию”, “Повестка дня на XXI век”, подготовлена “Конвенция о биоразнообразии”, “Рамочная конвенция об изменении климата”. Обсуждено применение квот на загрязнение ОС.

Параллельно с конференцией КОСР–92 в Рио-де-Жанейро проходил Глобальный форум представителей неправительственных организаций (17 тыс. участников из 165 стран и 7650 представителей национальных и международных организаций).

Июнь 1997 г. – проведена специальная сессия Генеральной ассамблеи ООН, на которой принято “Заявление глав государств и правительств” о дальнейших действиях по реализации стратегии глобального устойчивого развития.

Декабрь 1997 г. – состоялась конференция по парниковым газам, на которой подготовлен Киотский протокол, в котором определены квоты на выбросы CO2 для государств мира.

Август 2002 г. – прошел Всемирный саммит ООН по устойчивому развитию (Саммит Земли) в г. Йоханнесбурге (ЮАР), на котором рассмотрены проблемы голода, списания долгов развивающимся странам, использования возобновляемых энергетических источников, сохранения лесов. В саммите приняли участие 50 тыс. представителей разных государств.


Вопросы для самоконтроля


1. Какое понятие является центральным в социальной экологии ?

2. Какова основная задача социальной экологии ?

3. В чем сходство между словами “экология” и “экономика” ?

4. Как понимать утверждение, что человечество пользуется в своей деятельности в основном единственным методом – “проб и ошибок”. Как это связано с результатами глобального компьютерного моделирования группой Д. Медоуза, изложенными в докладе “Пределы роста” Римскому клубу и какие изменения в мировом сообществе и на уровне государств за этим последовали ?

5. Как Вы понимаете название книги о глобальных экологических проблемах, изданной группой Д. Медоуза “Пределы роста” ?


Лекция 2

Эволюция отношений Человека и Природы.

^ Сравнительный анализ

антропоцентризма и биоцентризма.

Глобальные экологические проблемы. Особенности экологических проблем России. Основные причины глобального экологического кризиса


2.1. Эволюция взаимоотношений человека и природы


В пору своего “детства” человечество неразрывно связывало себя с природой. Оно видело в природе проявление целесообразности, а потому наделяло ее качествами живого организма. Были распространены как анимизм – вера в наличие души у людей, животных, растений, одушевленность всех предметов, так и тотемизм  поклонение животному, растению, явлению природы. На этой почве расцветало язычество, обожествлявшее отдельные стороны окружающей действительности, т.е. взаимоотношения Человека и Природы можно охарактеризовать в то время как единение с Природой.

Назревание конфликта между человеком и природой предсказывалось с незапамятных времен, и в большинстве этих предсказаний конфликт должен был разрешиться в пользу природы, об этом же упоминают и пророчества в религии древних персов, индийских ведах, Библии.

Иероглифический петроглиф на пирамиде Хеопса гласит: “Люди погибнут от неумения пользоваться силами природы и от незнания истинного мира”.

О конфликте говорили многие известные ученые, писатели.

Ж.Б. Ламарк (1809): “Можно, пожалуй, сказать, что назначение человека как бы заключается в том, чтобы уничтожить свой род, предварительно сделав земной шар непригодным для обитания”.

Жан Ростан: “Наука сделала нас богами раньше, чем мы научились быть людьми”.

^ Примеры первых экологических катастроф человеческой цивилизации

  1. Месопотамия – смыв почв в результате интенсивной хозяйственной деятельности, засоление почв) – государство Вавилон – основано в XIX в. до н.э. – центр культурной и экономической жизни, столица Ближнего Востока в течение 1,5 тыс. лет. Гибель Вавилонского государства – результат неумелого хозяйствования.

Хозяйство Вавилона базировалось на системе орошения междуречья Тигра и Евфрата, причем избыточные воды сбрасывались в море через Тигр. В 582 г. до н.э. Навуходоносор скрепил мир с Египтом женитьбой на египетской царевне. Вместе с царевной в Вавилон прибыла свита из образованных египтян. Египтяне, имевшие богатый опыт орошения земель в долине Нила, предложили построить новый канал и увеличить площадь орошаемых земель в междуречье Тигра и Евфрата. Вода была направлена на поля, подстилаемые засоленными грунтами. Началось вторичное засоление почв. Евфрат, откуда брали воду, стал течь медленно, что вызвало отложение осадков в старой оросительной системе. Она стала “выходить из строя”. “Так последствия очередной “победы над природой” погубили великий город. К началу новой эры от него остались лишь руины” (Л.Н. Гумилев).

  1. ^ Античные цивилизации Средиземноморья. На рубеже IV – III тысячелетий до н.э. – финикийские, греческие цивилизации – “морские”, II тысячелетие до н.э. – освоение Средиземноморья.

Согласно учениям Платона Аттика некогда обладала очень плодородными почвами, обеспечивающими безбедное существование ее жителей. Горы были покрыты лесами, которые не только кормили обитавших там зверей, но и способствовали задержанию дождевых вод. “Вода не исчезала, как теперь, скатываясь в море по оголенной земле – то, что сохранилось, если сравнивать это с тем, что было раньше, похоже на истощенное тело больного человека, все плодородные мягкие земли растратились и исчезли, оставив лишь остов суши”. К 400300 г. до н.э. сведение лесов привело к эрозии почв, особенно на склонах. Козы, поедая побеги молодых деревьев, не давали возможности естественно восстановиться древесной растительности, смыв почв с горных склонов коренным образом изменил облик ландшафтов Средиземноморья.

В настоящее время практически во всех сферах экономической и культурной деятельности человека прочно утвердилось представление о человеческой исключительности и освобожденности его от подчинения экологическим закономерностям.

Такого рода тип экологического сознания, система взглядов, подход к проблеме взаимоотношений Человека и Природы получил название антропоцентрического (антропоцентризм), согласно которому взаимоотношения между Природой и Человеком строятся по правилам, устанавливаемым человеком, а возникшие проблемы в окружающей среде – следствие неправильного ведения хозяйства и могут быть устранены путем технологической реорганизации и модернизации, законы природы не могут и не должны мешать научно-техническому прогрессу. И эта система взглядов сталкивается в современной экологии с биоцентрическим (биоцентризм) подходом, суть которого заключается в следующем. Человек как биологический вид в значительной мере остается под контролем главных экологических законов и в своих взаимоотношениях с Природой вынужден и должен принимать ее условия. В табл. 2.1 приведено более детальное сравнение антропоцентризма и биоцентризма.

Антропоцентризм получил широкое распространение в эпоху бурного роста промышленности (представители – Г. Гегель, Б. Спиноза, Ф. Ницше, Р. Декарт).

Биоцентрических взглядов придерживались русские космисты (А.Л. Чижевский, В.И. Вернадский, Н.Ф. Федоров, В.С. Соловьев, К.Э. Циолковский), создатели универсальной этики (А. Швейцер, М. Ганди).




оставить комментарий
страница1/8
Дата23.09.2011
Размер2,11 Mb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3   4   5   6   7   8
плохо
  2
хорошо
  2
отлично
  8
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

наверх