Что такое хорошо и что такое плохо ? icon

Что такое хорошо и что такое плохо ?


Смотрите также:
«что такое хорошо и что такое плохо»...
Полина Турутина «Нелес то», «Встреча с селькупами»...
Появление компьютера стало революцией в исследовательском труде, и, как нам кажется...
Многие из вас плохо знают, что такое клиническая психология...
План работы Введение 3 Что такое биржа 4 Что такое биржа 4...
1. Язык как средство коммуникации в ряду культурно и социально значимых средств человеческого...
Дипломатическое право...
Тема урока Основные понятия...
Курсовая работа на тему: «Внутренняя сила что это такое и как ее обрести»...
Доклад на тему «Что такое логика и как её преподавать?»...
Что такое мондиализация...
Классный час на тему; «Что такое патриотизм?»...



страницы:   1   2   3   4   5   6   7   8
Евреи и Эволюция


Введение


Как устроен мир ?

Что такое хорошо и что такое плохо ?

Кто такие евреи ?

Уже в киевском , розовом детстве ,выпавшем на эпоху развитого застоя , я получил ответы на эти волнительные вопросы от бабушки , Маяковского и соседей-антисемитов. Однако любопытство мое не утихало и я все копал , и копал, и в глубь , и в ширь ,пока лопата не заскрежетала о камни . Оказалось что физика , этика и история , будучи «деконструированы» постмодернизмом , теряют видимость объективности ,находя опору только в вере. Испытывая сомнения и в религиях ,и в самом постмодернизме , я выбрал себе базу для «реконструкции». Этой базой является теория общей эволюции.

На основе общеэволюционной парадигмы выстраивается логичная и главное вполне нравственная модель , которой может воспользоваться любой пытливый читатель.


Часть Первая

^ Устройство мира


Для основательного понимания любого сложного предмета , вроде космоса или народа , необходимо договориться о базисных принципах. Следуя исторической логике развития событий , создавших современную Науку , начнем рассуждения с картезианской аксиомы «мыслю – существую». Не углубляясь в тонкости любомудрия , обратимся к достижениям науки о материальных основах человеческого сознания.


Психология


Модульный мозг





Связь мышления с головным мозгом доказывается примерами физических нарушений в его структуре. Исследования черепно-мозговых травм и их последствий позволили обнаружить различные скопления нервных клеток , нейронов , отвечающие за управление многочисленными функциями человеческого организма. Если выделение зрительного или слухового центров мозга не составило больших затруднений , то область локализации cамосознания оставалась загадкой.

В начале 1970-х для лечения эпилепсии была разработана хирургическая операция, предполагавшая перерезание пучка волокон, соединяющий правую и левую кору больших полушарий головного мозга. Если показать испытуемому , перенесшему подобную операцию , объект в правом поле зрения и попросить распознать его , то будет дан быстрый и правильный ответ. Когда тот же самый объект предъявляется в левом поле зрения и у испытуемого запрашивают информацию о том, что это за объект, то типичным ответом будет фраза «Я не знаю» или «Я ничего не вижу».

Для толкования этих наблюдений была выдвинута следующая гипотеза. Речевые цетры человека расположены в коре левого полушария. Поскольку левое полушарие контролирует только правый глаз , у перенесших операцию рассечения долей , самосознанием охватывается только правое поле зрения. Правое полушарие «все видит» левым глазом , но «сказать» об увиденном не может. Если больному молча предложить сесть , на стоящий перед его левым глазом стул , то он сядет , не осознавая или как говорят психологи не рефлексируя ,что он сел на «стул». Когда герой Мольера понял , что говорит «прозой» , он пережил акт рефлексии.

Все это я описал для подкрепления одного единственного тезиза – формы нашего сознания определяются строением нашего мозга.


Модульная психика

Гипотеза модульного мозга , теория подсознания Фрэйда , изучение поведения животных и развитие эволюционной психологии , способствовали появлению различных схем и моделей человеческой личности. По критериям научности они далеки от стандартов реальных дисциплин, вроде химии и биологии, однако позволяют пользоваться собой в качестве удобных иллюстраций сложнейших процессов. Одну такую гипотетическую структуру набросал остроумный Роберт Антон Уилсон. Модульную психику Уилсон представляет , как систему эволюционно - иерархических контуров , проявляющихся в стойких паттернах поведения.


^ Оральный контур биовыживания. Первоначально связан с безопасностью (в частности, с прижиманием к матери).Обеспечивает механическое избегание всего вредного или хищного -- или всего ассоциирующегося с вредным и хищным.


В традиционном обществе принадлежность к племени была биобезопасностью,а изгнание -- ужасом и смертельной угрозой. В современном обществе биобезопасностью является обладание бумажками (деньгами), а ужасом -- лишение их.


В доневрологических терминах, контур биовыживания является тем, что мы привыкли называть "сознанием" как таковым. Это ощущение пребывания здесь и сейчас в этом уязвимом теле, подвергающемся воздействию различных энергий и сил этого физического мира. Когда мы находимся "без сознания", контур биовыживания отключен, и врачи могут резать нас, не опасаясь, что мы убежим или хотя бы начнем кричать.


^ Анальный эмоционально-территориальный контур. Импринтируется на этапе, когда ребенок поднимается на ноги, начинает ходить и бороться за власть в пределах семейной структуры. Этот контур, свойственный в основном млекопитающим, отвечает за территориальные правила, эмоциональные игры, хитрость, иерархию в стае и ритуалы доминирования или подчинения. Статус в стае или племени определяется на основе превербальной сигнальной системы, в которой мышечные рефлексы играют главную роль. Все эмоциональные игры, или схемы, перечисленные в популярных книгах о психологических играх и трансакционном анализе, являются импринтами второго контура, или стандартными тактиками млекопитающих.


Приведу цитату из повести Уилсона "Кот Шредангера":

Большинство одомашненных приматов Терры не знало, что они приматы. Они думали, что являются чем-то особенным и "превосходящим" все остальное на планете.

Даже регулярная колонка Бенни Бенедикта "Еще один месяц" была основана на этой иллюзии . Бенни вообще-то прочел Дарвина один раз -- давным-давно , еще в колледже -- и слышал о существовании таких наук, как этология и экология, но факты эволюции никогда не затрагивали его по-настоящему. Он никогда не думал о себе как о примате и никогда не осознавал, что его друзья и коллеги тоже приматы. Наконец, он никогда не понимал, что альфа-самцы Единштата были типичными лидерами обезьяньих стай. В результате этой неспособности видеть очевидные вещи Бенни постоянно тревожило и пугало его поведение, поведение его друзей и коллег, а особенно -- поведение альфа-самцов стаи. Так как он не знал, что это поведение было обычным для приматов, оно казалось ему просто ужасным.

Так как поведение приматов в значительной мере расценивалось как ужасное, большинство одомашненных приматов проводили большую часть своего времени, пытаясь скрыть свои действия. Некоторых приматов изобличали другие приматы. Все приматы жили в страхе быть пойманными за руку. Тех, кого ловили, называли "дерьмом".

Один примат написал длинную книгу, где подробно описывалось, как должны быть наказаны его политические враги. Он представлял себе огромную дыру в земле, с огнем, дымом и реками дерьма . Этого примата звали Данте Алигьери.

Другой примат написал, что каждый младенец-примат проходит этап, на котором его основной заботой является биовыживание, т. е. пища, т. е. Мамина Грудь. Он назвал это оральной стадией . Он также сказал, что далее ребенок переходит к этапу изучения политики млекопитающих, т. е. признания Отца (альфа-самца) , его Авторитета и территориальных требований. С гениальностью , которую оценили весьма немногие приматы, он назвал эту стадию анальной . Этого примата звали Фрейд.

Среди анальных оскорблений, которыми обмениваются одомашненные приматы, сражаясь за территорию, присутствуют такие: "Пошел в задницу", "Срать я на тебя хотел". Когда приматы начинали воевать или прибегали к другим видам насилия , они всегда говорили, что собираются сделать из противника "кучу дерьма". По окончании войны считалось, что побежденный "обгадился".


Если не употреблять этологических терминов, то эмоционально-территориальный контур -- это то, что мы обычно называем "эго". Эго -- это просто осознание млекопитающим своего статуса в стае -- это, как сказали бы социологи, "роль", отдельный контур мозга, который ошибочно принимает себя за личность, механизм "мозг-- сознание" в целом. "Эгоист" ведет себя, по общепринятому выражению, "как будто ему всего два года" потому, что эго представляет собой импринт этапа, на котором ребенок обучается ходьбе и туалетным процедурам.

Функция мозга состоит в том, чтобы служить, по выражению Фрейда, "органом адаптации". В частности, самые древние, самые примитивные и самые механические центры служат только биовыживанию. Более "молодые" эмоционально-территориальные центры служат поддержанию чувства стаи , пространства обитания и иерархии . Эволюционная роль эмоций состоит в стимулировании полезных для размножения и выживания вида комплексов реакций. Смена условий в окружающей среде часто приводит к противоречию между древними инстинктами и реальной жизнью , превращая старые адаптации в источник смертельной угрозы. Для блокирования животных рефлексов эволюция создала новые нейронные комплексы.


"Моральный" социо-сексуальный контур отвечает за сексуальное наслаждение, локальные определения "морального" и "аморального", продолжение рода, взрослую родительскую личность (половую роль) и воспитание потомства. Развитие этих контуров по мере эволюции мозга делает возможным выживание генофонда и передачу культуры из поколения в поколение.

Достигший половой зрелости человек, как любое другое животное в брачный период, бродит в полубезумном состоянии, задыхаясь в поисках сексуального объекта. Такое поведение требует регуляции. В каждом племени существует одно многоцелевое табу. Это табу устанавливает, что сексуальность должна регулироваться племенем. Единственное универсальное табу -- это табу на жизнь без табу.

Каждое племя имеет свой собственный набор табу и запретов, но ни одно племя не позволяет индивиду в его составе самостоятельно формировать этот набор для себя. Американский президент не должен жениться на собственной сестре (если хочет быть избранным на следующий срок); египетсткий фараон был обязан жениться на собственной сестре. Почему же существует это табу, направленное против сексуального самоопределения и самоактуализации?

Самые древние идолы, которые удалось обнаружить археологам, -- это беременные богини и фаллические боги. Наиболее нетерпимыми, слепыми и упорными (при космополитизирующем контакте с племенами, имеющими другие ценности, они исчезают последними) являются табу, касающиеся правильного способа воспроизведения. Если одна нация настаивает на том, что глава государства должен жениться на своей сестре, а другая -- что не должен, обе действуют исходя из предположения, что правильный способ должен быть найден и должен строго соблюдаться. Среди загадок полового влечения, совокупления, деторождения, наследственности, генетического дрейфа, будущей эволюции -- шаманы каждого племени пытаются установить ориентиры, облегчающие, на их взгляд, выживание данного племени (генофонда). Так создается "мораль". Закрепление паттернов социального контура называют воспитанием.

Последователи доктора Спока нетерпеливо пытались привлечь наше внимание к грубости и тупости многих традиционных методов воспитания детей. Эти методы оказываются "грубыми" и "тупыми", только если видеть, подобно вышеуказанным еретикам, цель воспитания в формировании нормального, уравновешенного, творческого человека. В РЕАЛЬНОМ МИРЕ ЭТО НИКОГДА НЕ БЫЛО ЦЕЛЬЮ НИ ОДНОГО ОБЩЕСТВА.

Традиционные методы воспитания совершенно логичны, прагматичны и здоровы для достижения истинной цели общества, которая состоит не в том, чтобы создать идеальную личность, а в том, чтобы создать полуробота, который максимально близко подражает общественному идеалу -- как в рациональных, так и в иррациональных аспектах, перенимая как мудрость веков, так и всю накопленную человечеством жестокость и глупость. Причина очень проста: полностью сознательная, пробужденная (избежавшая промывания мозгов) личность не сможет точно вписаться ни в одну из ролей, предлагаемых обществом; изувеченные же, роботизированные продукты традиционного детского воспитания прекрасно вписываются в эти ниши. Не напоминают ли современные школы мини-тюрьмы ? Не душат ли они воображение, не давят ли они ребенка физически и ментально и не практикуют ли различные формы явного и скрытого терроризма ? Ответ, конечно же, однозначен: ДА; но подобные школы необходимы, чтобы обучить людей исполнению ролей в оффисах, на фабриках или в каких-нибудь других организациях, которые также очень напоминают мини-тюрьмы, душат воображение , давят физически и ментально и держатся на страхе ( угрозе лишения биовыживательных бумажек-денег).


^ Семантический контур имеет дело с артефактами и создает "карту",которую можно передавать другим, даже через поколения. Такими картами могут быть проекты, слова, концепции.

Контур биовыживания делит проявления окружающего мира только на два вида: то, что для меня хорошо (полезно), и то, что для меня плохо (опасно). Эмоционально-территориальный контур также делит мир на две половины: то, что сильнее меня (выше в иерархии стаи), и то, что слабее меня (ниже в иерархии стаи). На этой основе развиваются социобиологические системы.

Семантический контур позволяет нам по желанию подразделять и заново соединять вещи создавая «новые миры». Его беспокойному навешиванию ярлыков и сортировке опыта нет конца. На персональном уровне -- это "внутренний монолог". На обычном языке семантический контур называется "умом". Как заметил психолог Роберт Орнтстайн, когда мы говорим, что кто-то "очень умен", мы обычно имеем в виду, что у этого человека хорошо подвешен язык, т. е. он хорошо использует семантический контур.

Мы, как вид, существуем в мире, где существуют мириады точек данных. На эти матрицы точек мы накладываем семантическую структуру, и мир обретает для нас смысл. Характер этой структуры определяется нашими биологическими и социологическими свойствами . Излишняя для целей выживания информация просто не воспринимается человеческими органами чувств и семантический контур обречен иметь дело с изначально упрощенной картиной мира. Семантическая рефлексия отвечает за создание моделей - сети туннелей в толще реальности, которые мы обычно путаем с самой реальностью и, что еще хуже, со "всей" реальностью.

^ Думающий и Доказывающий

Уильям Джемс, отец американской психологии, рассказал о своей встрече с одной старой леди, которая утверждала, что Земля покоится на спине огромной черепахи.

"Но, уважаемая леди, -- как можно вежливее спросил профессор Джемс, -- на чем же покоится эта черепаха?"

"О, -- сказала она, -- это просто. Она стоит на спине другой черепахи".

"Понятно, -- все так же вежливо сказал профессор Джемс. -- Но не были бы вы так любезны сказать мне, что поддерживает вторую черепаху?"

"Не стоит, профессор, -- ответила старая леди, поняв, что профессор пытается завести ее в логическую ловушку. -- Там все время черепахи-черепахи-черепахи!"


Не спешите смеяться над старушкой. Мозги всех людей устроены одинаково. Ее вселенная была немного странной, но она строилась на тех же ментальных принципах, что и любая другая вселенная, в которую верили люди.

По замечанию д-ра Леонарда Орра, человеческий мозг ведет себя так, как если бы он состоял из двух частей: Думающего и Доказывающего. Думающий может думать практически обо всем. Как показала история, он может думать, что Земля покоится на спинахбесконечных черепах, или что она внутри пуста, или что она плывет в пространстве. В это верят миллионы людей . Сравнительная религия и философия показывают, что Думающий может считать себя смертным, бессмертным, одновременно смертным и бессмертным (реинкарнационная модель) или даже несуществующим (буддизм). Он может думать, что живет в христианском, марксистском, научно-релятивистском или нацистском мире -- и это еще далеко не все варианты.

Доказывающий -- это гораздо более простой механизм. Он работает по единственному закону: что бы ни думал Думающий, Доказывающий это доказывает.

Вот типичный пример , породивший невероятные ужасы в этом столетии : если Думающий думает, что все евреи богаты , Доказывающий это докажет. Он найдет свидетельства в пользу того, что самый бедный еврей в самом захудалом гетто где-то прячет деньги. Подобным образом, феминистки способны верить, что все мужчины (включая голодных бродяг, которые живут на улицах) эксплуатируют всех женщин (включая английскую королеву). Если Думающий думает, что Солнце вращается вокруг Земли, Доказывающий услужливо организует восприятие так, чтобы оно соответствовало этой идее; если Думающий передумает и решит, что Земля вращается вокруг Солнца, Доказывающий организует свидетельства по-новому.

Конечно, довольно легко понять, что мозг других людей устроен именно так; намного труднее осознать, что точно так же устроен наш собственный мозг. Считается, к примеру, что некоторые мужчины более "объективны", чем другие. (О женщинах такое можно услышать гораздо реже...) Бизнесмены обычно считаются волевыми, прагматичными и "объективными" людьми. Краткое изучение дурацкой политики, проводимой большинством бизнесменов, быстро исправит это заблуждение.

До сих пор "объективными" считаются ученые. Но биографии великих ученых этого никак не подтверждают. Они были настолько же страстными, и следовательно, предубежденными, как все великие художники или музыканты. Не Церковь, а именно коллеги-астрономы обвинили Галилея. В 1905 году большинство физиков отвергло специальную теорию относительности Эйнштейна. Сам Эйнштейн до 1920 года не принимал квантовую теорию, несмотря на подтверждавшие ее результаты многих экспериментов. Приверженность Эдисона идее электрических генераторов постоянного тока заставила его утверждать, что генераторы переменного тока небезопасны, еще долгое время после того, как всем, кроме него, стала очевидна их безопасность. Наука достигает объективности или приближается к ней не потому, что отдельные ученые неподвластны действию психологических законов, которые управляют всеми нами, но потому, что научный метод -- коллективное творчество -- рано или поздно превосходит индивидуальные предубеждения. "Истина" или относительная истина проявляется только после десятилетий экспериментов, проведенных тысячами исследовательских групп по всему миру. В дальней перспективе мы, как хочется надеяться, приближаемся все ближе и ближе к "объективной истине" век за веком. В близкой перспективе всегда действует закон Орра: Что бы ни думал Думающий, Доказывающий это докажет.


Одомашненного примата-философа однажды спросили: "Как мы мыслим?"

-- Ну, у нас имеется встроенный контур биовыживания, который отличает Полезные Объекты от Опасных Объектов...


-- И что -- этот контур отвечает за все наше мышление?

-- Почему же? Есть еще эмоционально-территориальный контур...

-- Ну хорошо, а...

-- Там все время контуры-контуры-контуры


Гносеология


Окружающий мир

Организм любого живого существа выделяет (селектирует, отфильтровывает) из реального мира определённую область, которая выступает для него в качестве "окружающего мира". У одноклеточной инфузории туфелька, например, имеется только одна реакция, с помощью которой она отвечает на все возможные стимулы (химические, термические, световые или тактильные раздражения), а именно, бегство. Пространство, время, предметы, животные совершенно не существуют для этого существа. Для морского огурца нет различий, закрывается ли солнце облаком, кораблём или действительным врагом. Он сжимается от любой темноты. Окружение морского огурца может быть многообразным; его собственный "окружающий мир" содержит только один признак: наступление темноты. Глаз лягушки сообщает только об изменениях освещения и движении, и одновременно об изогнутых границах объекта. Всё остальное не учитывается и никогда не поступает в мозг. Видимый мир лягушки ограничен поэтому движущимися объектами. Окружающий мир собаки есть прежде всего мир запахов, летучей мыши - мир звуков, человека - видимый мир и т.д.

Восприятие цвета является примером селективной и конструктивной функции человеческого аппарата восприятия. Физически, видимый свет для нас - только относительно небольшая часть широкого электромагнитного спектра, который простирается от коротких волн и гамма-излучений до длинных радиоволн.



Глаза восприимчивы только в диапазоне от 380 до 760 нм. (Для восприятия цвета значима только область между 400 -фиолетовый и 700 нм - красный) . Наше восприятие цвета, таким образом, очень "выборочно". Оно отфильтровывает из сигналов внешнего мира совершенно определённую информацию. Мы имеем , так сказать, только узкое "окно" в мир

Давно замечено, что цвета видимого человеком спектра, вместе с пурпурным, образуют, в соответствии с их воспринимаемой значимстью, замкнутую фигуру.




В природе не существует длины волны соответствующей смеси синего с красным, только наше сознание способно наблюдать этот психический конструкт цвета сирени. Линейность физического спектра волн и замкнутость спектра восприятия цветов служит отличным подтверждением тезиса ,что человеческий мозг дополняет и конструирует реальность на самых первичных уровнях познания.

Таким образом окружающий мир это результат очень субъективной деятельности нейронных сетей , отбрасывающих большую часть внешних потоков информации и конструирующих из оставшихся крох , так называемую Реальность . Эту «реальность» буддисты очень образно называют «Покрывалом Майи» , богини обмана.


Врождённые структуры

Является ли человеческий дух изначально действительно tabula rasa в смысле строгого эмпиризма ? Или уже с рождения он обладает определёнными структурами ? В столкновении между этими альтернативами, начиная с Демокрита и Платона до Юма и Канта, "врождённые идеи" играли ключевую роль. В разных философиях это могли быть представления или понятия , категори и, суждения и предрассудк и, истины , привычки , логические, моральные или естественные законы , инстинкты , формы созерцания, образцы переживаний (архетипы) или познавательные структуры или контуры.

В 19 и 20 столетии, вопрос о врождённых идеях рассматривался, как вопрос на который невозможно ответить или на который дан негативный ответ, или как псевдопроблема. Последствия споров о врожденных идеях имели довольно драматические последствия . Весь марксизм –ленинизм опирался на идею абсолютной внешней детерминированности сознания , а человеческие недостатки провозглашались «родимыми пятнами капитатализма» , нет капитализма не будет и пятен . Однако, в последние десятилетия ситуация принципиально изменилась. Благодаря биологии, прежде всего генетике и этологии, мы сегодня лучше знаем, что означает врождённый. Так, инстинкты признаются как наследственные координации, как врождённые, родоспецифические схемы поведения, образцы поведения, нормы реакции, которые доступны эмпирическим исследованиям. Эксперименты ясно показывают, что определённые способности, например, восприятие движения, цвета, глубины, образа в строгом смысле являются врождёнными.


Приспособительный характер структур восприятия

Вопрос о том почему «Окружающий мир» , врожденные идеи и психическая «реальность» вполне адекватны физическому миру получает довольно простой ответ в армках дарвиновской теории отбора. Наш познаваетельный аппарат был развит в эволюционом приспособлении к среде обитания и этот факт обнаруживается в определённых приспособлениях.

Распределение интенсивности солнечного света по различным длинам волн подчиняется планковскому закону



При температуре солнечной поверхности 5800 К, максимум распределения находится на уровне 510 нм. Для этого излучения атмосфера проницаема только относительно. Так, рентгеновское и ультрафиолетовое излучение абсорбируется уже в высших, а инфракрасное в более близких к земле слоях атмосферы. Только для излучения между 400 и 800 нм ( и для радиоволн) имеет атмосфера "окно". Это окно практически совпадает с "оптическим окном" нашего восприятия 380 - 760 нм. Наш глаз восприимчив именно в том диапазоне, в котором электромагнитный спектр имет максимум. То обстоятельство, что смешение всех цветов радуги кажется нам "белым" светом, точнее бесцветным, свидетельствует о приспособительном характере нашего цветовосприятия. Биологически осмысленно интерпретировать нормальное освещение земной поверхности как нейтральное и только отклонения от нормальной освещённости осознавать как цвет.

Приспособительный характер человеческого трёхмерного пространственного восприятия, проявляется прежде всего в том, что некоторые животные обладают худшим пространственным восприятием, чем люди. Жители деревьев являются теми животными, которые в повседневной жизни овладевают сложнейшими пространственными структурами, и именно те из них, которые используют не когти, а хватающёю лапу. У них уже до прыжка в центральной нервной системе совершенно точно должно быть представлено не только направление, но также удаление, положение и форма цели. Ибо хватающая лапа должна сработать в правильном пространственном направлении и в точно определённый момент времени. Люди обладают относительно хорошим пространственным восприятием благодаря своим предкам, которые, живя на деревьях и используя хватающую лапу, приобрели хорошую центральную репрезентацию своего трёхмерно-структурированного окружения.

^ Наш познавательный аппарат является результатом эволюции. Субъективные познавательные структуры соответствуют миру, так как они сформировались в ходе приспособления к этому реальному миру. Они согласуются (частично) с реальными структурами, потому что такое согласование делает возможным выживание. Обезъяна, которая не имела реалистического представления о ветви, на которую она прыгала, была бы вскоре мёртвой обезьяной - и не принадлежала бы поэтому к числу наших предков. Законы эволюции свидетельствуют, что выживает только тот, кто достаточно приспособлен. Просто из того, что мы ещё живём, мы можем, следовательно, заключить, что мы "достаточно приспособлены", т.е. наши познавательные структуры достаточно "реалистичны". С эволюционной точки зрения следует ожидать, что, связанные с нашим мозгом "познавательные способности", развитые в ходе эволюции, способны постигать структуры реального мира, по меньшей мере, "адекватно выживанию".


Онтология


Учитывая достижения психологии и гносеологии , об «устройстве мироздания» можно сказать только , что нет никакого «устройства» . Это как «еврейский вопрос» в «Золотом теленке» Ильфа и Петрова – евреи в СССР есть , а вопроса нет. Выражаясь туманным языком философии : «устройство» не является объективным свойством мира , а лишь субъктивным восприятием. Мысль не новая , но после Гегеля новых мыслей вообще было негусто , а после Витгенштейна совсем пропали. Поскольку я пишу этот текст в научно-популярном жанре , то на приоритеты не претендую .


Системы

Словами легко передается только малая доля информации о мире. Просто понять описание последовательной цепи событий , вроде «В первый день... Во второй день...» , или перечисление ряда предметов. В остальных случаях нужна схема , карта , иллюстрация .

Система это попытка заменить последовательную одноканальность речи или текста цельностью визуализированных абстракций . Однако , система не просто вспомогательный инструмент языка , систематизирование это самостоятельный способ мышления и передачи информации . Можно коротко определить Систему , как синтез . С точки зрения эволюционной теории , любой скачек развития это синтез уже имеющихся элементов , что аналогично возникновению новой системы .

Кибернетика

Сам термин «кибернетика» ввел Норберт Винер, определив его описательно как «учение о связях и управлении в живом организме и машине». Система это главный предмет кибернетики. Второе важнейшее понятие кибернетики — понятие состояния системы

^ Кибернетика изучает организацию систем в пространстве и времени, т. е. то, каким образом связаны подсистемы в систему и как влияет изменение состояния одних подсистем на состояние других подсистем. Основной упор делается, конечно, на организацию во времени, которая в случае, когда она целенаправленна, называется управлением.

Иерархия — это такое построение системы из подсистем, когда каждой подсистеме приписывается определенное целое число, называемое ее уровнем, причем взаимодействие подсистем существенно зависит от разности их уровней, подчиняясь некоторому общему принципу. Обычно этот принцип — передача информации в определенном направлении (сверху вниз или снизу вверх) от данного уровня к следующему.

^ Любая сложная система, возникшая в процессе эволюции должна иметь иерархическую организацию.


Порядок из хаоса.

Если кибернетику не очень волнуют процессы возникновения системных связей , то они занимают важное место в синергетике. В самом общем виде , синергетика занимается выяснением процессов возникновения порядка в системах с бесконечным числом возможных состояний.

Если система сильно неравновесна, то есть обладает значительным избытком свободной энергии , то в ней может возникать хаос особого рода, называемый динамическим. Динамический хаос замечателен тем, что за внешне совершенно непредсказуемым поведением системы кроется строгий детерминизм - все происходящие в ней процессы можно математически рассчитать с любой требуемой точностью. Еще одна особенность такого хаоса заключается в том, что он может служить источником самозарождения строго упорядоченных структур. Например, в турбулентном потоке могут возникать устойчивые вихри , в нагретой прерии закручиваются торнадо а над Карибским морем тайфуны . Самое главное достижение синергетики это строгое научное доказательство того , что в открытых , сильно неравновесных , хаотических системах возможно их самоупорядочивание.

Второе начало термодинамики и законы самоорганизации создают всю гамму возможных сценариев движения систем и вводят в познание методы , резко противоречащие однозначности классических или , как теперь говорят , «линейных» моделей.

При ближайшем рассмотрении все «чудеса» самоорганизации вызваны зависимостью системы от внешних воздействий и начальных условий . Возникновение такого самоорганизующегося явления как торнадо , квазистабильной области огромного градиента воздушного давления , возможно предсказать с точность до месяца и географической зоны , именно , из-за их обусловленности сезонными колебаниями состояния атмосферы и рельефом местности . Золотой самородок возникает только при определенной коцентрации металла , а химические циклы нуждаются в дозированной подпитке энергией и веществом . Можно сказать , что самоорганизация на нижних уровнях системной иерархии детерминирована состоянием верхних уровней. Одновременно эта самоорганизация «низов» вызывает перемены в «верхах» , что дает начало навому витку эволюции.


Кванты

Физической базой эволюционного потенциала макромира служит удивительное свойство микросистем - квантуемость состояний . Причины этой квантуемости не определены , но результаты квантовой теории настолько грандиозны , что затмевают ее абсурдность.

Между квантовой теорией и синергетикой существует тесная связь . Квантуемость есть противоположность равномерности , равновесности и любой равности . Квантовая неопределенность это онтологическая причина неравновесности , порождающей эволюцию.

Строение нашей (вполне возможны и другие) Вселенной есть следствие квантовых неопределенностей , существовавших еще в первичной сингулярности. Построенная недавно карта распределения галлактик , показвает ячеистую структуру космоса . Звезды это не более чем огромные скопления газа , возникшие в результате флуктуации концентраций вещества на начальных этапах расширения пространства . Около одной такой звезды и сложились условия для самоорганизации белковых молекул .



Становление уровней организации вещества в нашей Вселенной


Культура

Методом хаотичного перебора создаются только примитивные системы (ядра , атомы , звезды , вирусы ) , сложные так возникнуть не могут. Подкидывая кирпичи трудно построить дом . Для самосборки системы необходимы : наличие уже готовых блоков , неравновесность и открытость , а самое главное время , вещество и энергия . На Земле сосуществуют разные уровни самоорганизации материи , возникшие в ходе эволюции. Самым последним из них стала человеческая культура. Если элементами живых организмов являются биохимические комплексы (белки , углеводы , нуклеотиды) , элементами биосферы - биологические виды , то элементами культуры являются люди и все что этими людьми создается (инструменты, украшения, ритуалы , книги, песни и т.д.). Культура обладает способностью к саморазвитию и возможно следующим уровнем организации материи станет цивилизация машин , в которой человек займет роль управляющего блока .


Устройство Мира

Поскольку научный способ мышления предполагает системность, он очень этим ограничен. Дело в том , что ^ Мир не есть система. Признаком цельности природы является энергия , которая будучи физическим феноменом не соответствует системной парадигме. Энергия это не просто наполнитель систем или абстракция , энергия это проявление единства Мира. Только наше сознание втискивает Природу в сосуды мысли. То , что называют единством и гармонией есть первичное состояние материи . Анализ - лишь процедура познания. Таким образом , любое аналитическое описание Мира заведомо ограничено. Перечисляя феномены , факты , события и даже синтезируя их в некую системную модель , человек не имеет права утверждать ,что обладает абсолютным знанием. Абсолютные истины существуют только в мире логических абстракций (самая популярная это «дважды два четыре»).

При этом, совершенно очевидно, что одна научная гипотеза способна описывать реальность гораздо более адекватно чем другая. Обе они , являясь формально истинными в своих логических рамках , могут противоречить друг другу. Такой переход ,от менее практичных к более адекватным моделям устройства мира и от менее полного к более полному описанию событийных цепочек , и называется эволюцией науки .

Даже религия , при всех своих притязаниях на абсолютное знание , вынуждена считаться с переменами в реальности и эволюционирует в сторону сглаживания противоречий с жизнью. Поскольку человек способен менять состояние собственной среды обитания , эволюция культуры - это и есть устройство мира для нужд человечества.


Палеонтология


Пролог биоэволюции

С точки зрения синергетики Солнечная система это очнь неравновесный , временно стабильный комплекс с огромным градиентом полей между ценральной звездой и внешним пространством. Благодаря этим градиентам от Солнца непрерывно исходят потоки электромагнитного излучения разной частоты и поддерживается стабильность гравитациии в планетарной системе. Уникальность Земли заключалась в существовании на ее поверхности воды в жидкой фазе. Азот, углеводороды и железо широко распространены по всей галлактике и возникновение белковых соединений на водной основе было неизбежно.


Конспект истории жизни.

Свободный кислород атмосферы необходим подавляющему большинству современных организмов как окислитель в процессах дыхания. Однако кислородная атмосфера, столь богатая этим элементом, среди всех планет Солнечной системы присуща только Земле и является продуктом биоэволюции . Зарождение жизни произошло в бескислородной среде, и кислород первоначально был даже ядовит для протоорганизмов. Для освобождения энергии , необходимой в жизненных процессах, первоначально использовалось только брожение. После возникновения фотосинтеза в течение 2 млрд лет медленно, но неуклонно повышалось содержание свободного кислорода в атмосфере планеты. Когда его концентрация достигла 0,01 от современной (так называемая точка Пастера), у организмов впервые появилась возможность использовать для удовлетворения своих энергетических потребностей дыхание, которое почти в 14 раз энергетически эффективнее, чем брожение. В связи с этим, становится "экономически оправданным" обзаводиться такой дорогостоящей "высокой технологией", как минеральный скелет. Эта возможность немедленно и одновременно реализуется самыми разными группами животных , начинается "скелетная революция" оставившая многослойные источники геологической информации. До этого следы мягкотелой жизни исчезали как рисунки на песке.

К середине кембрия продуктивность и биологическое разнообразие достигают такого уровня, что у экосистем возникает нужда в верхних трофических уровнях, представленных специализированными хищниками. Такие хищники прореживают едоков на нижних уровнях пищевой пирамиды , избавляя их от массовых голодных вымираний. И вот начинается интереснейший процесс - борьба за этот "государственный военный заказ" между несколькими, самыми мощными, "корпорациями" - наиболее эволюционно продвинутыми группами животных. Первыми успеха добились членистоногие предки современных насекомых пауков и раков. Однако вскоре вперед вырвались головоногие моллюски которые в конце кембрия безраздельно господствовали в придонных слоях океана. Положение меняется в силуре, когда среди членистоногих появились крупноразмерные ракоскорпионы , которые достигают длины свыше 2 м (а если с клешнями - то почти 3) и становятся властелинами силурийских морей - по крайней мере, их прибрежных участков.



Однако торжество ракоскорпионов оказалось недолгим, и виною тому была третья "конкурирующая корпорация" - позвоночные. До сих пор те держались в тени, и использовали лишь стратегию пассивной защиты - создание мощной наружной "брони". И вот в девоне проторыбы артродиры отказались от "бронирования корпуса" в обмен на скорость и перешли к активному хищничеству. Проявились все те - до поры скрытые - преимущества, что возникли ранее в результате превращения первой пары жаберных дуг в подвижные челюсти - великолепное средство нападения и защиты. Существа эти могли увеличивать размеры тела практически неограниченно: такие артродиры, как динихтис




достигали 10 м в длину - одни из самых крупных рыб за всю историю, тогда как ракоскорпионы уже "уперлись" в физиологический предел размеров для членистоногих. В итоге артродиры стали для того времени фактически "абсолютным оружием", превосходя любого противника и по вооружению, и по скорости. Членистоногие проиграли позвоночным эту схватку за крупный размерный класс вчистую: ничего подобного двухметровым силурийско-раннедевонским ракоскорпионам среди них не появится уже никогда.

Необходимость одеть икринку особой оболочкой - амнионом, как бы создающей для зародыша маленький искусственный водоем и делающим его развитие независимым от водной среды; создает фундаментальное разделение позвоночных на "прикованных к воде" анамний (рыб и амфибий), и "истинно сухопутных" амниот - рептилий, птиц и млекопитающих. Существование двух независимых эволюционных ветвей амниот - тероморфной (от греческого "терион" - зверь) и завроморфной (от "заурос" - ящер), разошедшихся еще на уровне амфибий и венчаемых: первая - млекопитающими, а вторая - птицами и динозаврами, сейчас практически общепризнано. Вся трехсотмиллионолетняя история наземных четвероногих - это история состязания тероморфов с завроморфами, где эволюционный успех сопутствовал то одним, то другим.

Первыми такого успеха добились тероморфы. Рептилии из отряда терапсид, появившиеся в поздней перми, гораздо более походили на млекопитающих:


доказано, что они, в отличие от прочих рептилий, имели развитое обоняние, слюнные железы и жесткие "усы"-вибрисы - осязательные волоски на морде, а также "маммальное" строение поясов конечностей .Это были довольно "башковитые" создания - их коэффициент цефализации (отношение веса мозга к весу тела) заметно выше, чем у современных им завроморфов. Предполагают, что по уровню метаболизма эти животные не уступали наиболее примитивным млекопитающим - однопроходным (утконос и ехидна); судя по всему, высшие терапсиды откладывали яйца, а детенышей выкармливали выделениями специальных желез - в точности, как однопроходные. Именно в одной из групп высших терапсид - цинодонтов - начался в следующем, триасовом, периоде процесс, приведший в конечном счете к возникновению настоящих млекопитающих.

Архозавры появивлись в поздней перми, почти одновременно с терапсидами, и вместо того, чтобы возиться с преобразованием пояса передних конечностей, вообще отказались от их использования для движения, выработав принципиально новый тип локомоции - бипедальный (двуногое хождение); о потенциальных скоростных возможностях такого двуногого диапсида дают некоторое представление современные страусы. Бипедальность тоже требует ряда серьезных анатомических перестроек, однако это, как ни странно, оказалось легче, чем решить простенькую на первый взгляд задачу снятия ограничений в подвижности плечевого сустава - на что волосатым и мелким тероморфам пришлось потратить почти 100 миллионов лет. Так в триасе возникла жизненная форма высокоскоростного бипедального существа; именно "двуногость" открыла динозаврам путь к 130-миллионолетнему владычеству над сушей (есть много четвероногих растительноядных динозавров, но все они произошли от двуногих предков, "опустившихся на четвереньки"). Среди наземных хищников в крупном размерном классе эта жизненная форма стала вообще единственной и, единожды сформировавшись, практически не менялась на протяжении всего мезозоя

Часто пишут, что “мезозой был веком динозавров, а кайнозой – век пришедших им на смену млекопитающих На самом деле динозавры и млекопитающие появились на Земле одновременно – в конце триаса. Более того, число известных на сегодня видов мезозойских млекопитающих просто-напросто превышает число видов динозавров; правда, все они были небольшими по размеру существами.

Господство драконов продолжалось до тех пор пока на эволюционную арену не вышли териевые млекопитающие, имевшие заметно более высокий уровень метаболизма, нежели триасовые и юрские прототерии. И вот тут-то – совершенно неожиданно! – начинаются крупные неприятности у динозавров – ибо детеныши-то их – это просто ящерки, лакомая добыча для круглосуточно активного теплокровного зверька. Размер динозаврика был ограничен максимальными размерами яйца: если сделать его слишком большим, скорлупа не выдержит давления жидкости, а если увеличить толщину скорлупы, зародыш задохнется. Последнюю точку в истории гигантских рептилий действительно могли поставить метеорит , похолодание или континентализация климата, однако это была именно “последняя соломинка, сломавшая спину верблюда”.

В начале плиоцена (7-8 млн лет назад) самой природой был поставлен грандиозный эволюционный эксперимент: установилась сухопутная связь между Северной и Южной Америками через Панамский перешеек. Произошло перемешивание фаун. Окончательные результаты Великого американского обмена оказались, однако, для Севера и Юга весьма различными. Североамериканская фауна просто-напросто обогатилась тремя экзотическими "иммигрантами" - опоссумом, девятипоясным броненосцем и древесным дикообразом, - тогда как на Юге произошла настоящая катастрофа, почище любых астероидных импактов: здесь полностью вымер весь пастбищный комплекс из "южноамериканских копытных", гигантских кавиморфных грызунов, хищных сумчатых и фороракосов, не выдержавших конкуренции с высшими копытными и хищниками. Надо полагать, что судьба австралийских сумчатых и однопроходных - возникни у этого континента прямой сухопутный контакт с Азией - была бы столь же незавидной.

Эволюционный прогресс

Эволюционный прогресс является одной из центральных проблем теории эволюции, которая имеет принципиальное значение, будучи тесно связана с пониманием направленности эволюции жизни и места человека в природе. В то же время проблема эволюционного прогресса является и одной из наиболее запутанных. Даже в само понятие «эволюционный прогресс» разные ученые нередко вкладывают различное содержание. В связи с этим некоторые исследователи полагают даже, что концепция прогресса субъективна и антропоцентрична, т. е. искусственно ставит человека на вершину эволюции организмов. Такая концепция сильно отдает политикой , намекая на отсутствие смысла в терминах «передовой» и «отсталый». Однако непредвзятый обзор общей картины развития жизни на Земле убедительно доказывает реальность происходившего в истории множества групп организмов постепенного усложнения и усовершенствования организации. Эволюция «от простого к сложному» и обозначается большинством ученых как эволюционный прогресс.


Часть Вторая

^ Эволюционная этика


Если пользоваться образами восточной мудрости то эволюцию можно сравнить с понятием дао. Пока западная мысль билась над вопросом смысла , на востоке уже давно предпочли обсуждать форму. Дело в том , что проблему смысла Азия уже давно решила. Гармония и равновесие , противостояние разрушительным атакам стихий и человеческих страстей - вот категорический императив конфуциан и буддистов. Дао это изначально заданный природой путь по которому надо пройти стараясь не оступиться. Счастлив будет только тот , кто следует своему дао или карме.

Жестокая карма Запада , «бремя белых» и их экзистенция это путь создания все более сложных систем или другими словами Прогрессивная эволюция.


Сложность

Наглядной моделью эволюции биосферы служит филогентическое древо. Как и любое древо , древо эволюции это набор фракталов , с первичным элементом в виде развилки. От линии вида предка уходит линия вида потомка.




Фрактальная структура (вроде снежинки или живого дерева) ,выглядит подобно в любом приближении и в биологии разные фрактальные масштабы принято называть таксонами. Эволюция типов похожа на эволюцию классов , а эволюция классов на эволюцию отрядов и так далее. Все потомки одного предка составляют таксон. Под предком понимается не организм или особь , а место развилки. В известной проблеме о первичности курей или яиц приоритет за яйцами. Тот организм который снес первое куриное яйцо принадлежал к другому биологическому виду протокурей.

Таксономия отражает реальные события эволюции биосферы и позволяет формулировать критерии сравнения. Она применима не только в биологии , новую модель самолета не сравнивают с пароходом , но воздушный транспорт можно сравнивать с водным , по критериям характерным для транспортных систем. Млекопитающих делят на имеющих матку и сумчатых , сравнивая их по эфективности вынашивания потомства , но не сравнивают кенгуру с мухой по приспособленности к жизни в Антарктиде.

Прогресс в видообразовании определяют , как усложнение в пределах одного таксона. Механизм усложнения ,как впрочем и упрощения , основан на возможности мутаций. Поскольку среди потомства всегда находятся «уроды» , не похожие на родственников , у природы появляется возможность выбора. Чем выше давление среды , тем больше возникает мутаций.


Разум

Прогрессивные таксоны, повышающие устойчивость , возникают крайне редко , однако , именно они занимают высшие этажи в пищевых пирамидах. Главным противником таких сложных и устойчивых таксонов становятся еще более прогрессивные и устойчивые. Борьба высших таксонов это всегда борьба за ресурс.

Отбор по сложности (прогрессу) поведения был магистральным путем эволюции класса млекопитающих , выстоявших в борьбе с динозаврами , нижний отдел спинного мозга которых превышал размеры головного. Современные динозаврам зверьки были явно слабее их физически ,но компенсировали эту слабость когнитивным прогрессом. Гибель динозавров открыла дорогу нашему классу к вершине трофической пирамиды и ускорила эволюцию разума , ведь млекопитающим гораздо проще было красть яйца туповатых бронтозавров , чем конкурировать с собратьями.

Прогресс поведения прямо пропорционален росту сложности нейронных сетей , который аналогичен морфофизиологическому прогрессу всего организма. Новый орган и новые когнитивные способности требуют перемены в структуре клеток . В то же время , не всякий видовой прогресс связан с развитием мыслительных способностей, акула представляет собой совершенную машину убийства и вершину эволюции рыб, но не блещет умом . Из миллионов живших ранее и существующих ныне таксонов , только десятки выбрали путь нейро-прогресса и среди них род людей.

Евреи биосферы

Хотя социальность присуща всем двуполым существам , у некоторых видов она достигает уровня адаптации . Самыми яркими примерами служат пчелы и муравьи. Адаптивное значение социума направлено на защиту потомства , в соответствии с первичным принципом размножения. Поскольку стадо или муравейник потребляют много ресурсов с ограниченной площади и спрятаться им особо некуда, социальность, в момент зарождения , должна подвергаться сильному эволюционному прессингу , усиливающему мутации и отбор.

Сам по себе социум не играет роль революционной адаптации в эволюции человека. Все приматы социальны ( из-за большой головы детеныши приматов долго растут и у самки нет шансов выкормить его одной). Ключевой адаптацией Человека разумного является культура. Культура, как система противостоящая Природе.

Рука живущих в кронах приматов , оказалась очень удобной для хватания камня и палки. То, что из всех обезьян , только люди ходят на двух ногах , доказывает эволюционную важность свободы рук . Однако , сам факт умелого обращения с инструментом не мог создать культуру. Революция произошла , когда прогресс умелости наложился на прогресс социальной коммуникативности. Социальность требовала общения, общение требовало языка, усложнение языка породило мышление.

Возникновение положительной обратной связи между мышлением и технологией привело к взрывообразному прогрессу культуры.

Фантазия , работавшая в основном на коммуникацию , теперь стала планировать и процессы производства , а усложнение этих процессов требовало усиления способностей к абстракции , укреплявших коммуникацию.





Теплолюбивый , голый и слабосильный примат перевернул все законы биологии и, вместо долгого подстраивания организма под внешнюю среду ,человек стал менять эту среду под себя. Грех , который приписывают антисемиты евреям , меняющим , якобы только для своей выгоды , окружающие культуры , лежит на всем человечестве.


История как поток

Самоорганизация возникает только при наличии потоков вещества , энергии , информации. В самом общем смысле , ^ Мир - это система Потоков. Всегда имеется ненулевая вероятность возникновения в системе нового потока , который может повести себя любым , не запрещенным физикой , образом. Классическим примером являются тропические ураганы, шальные дети потоков атмосферной циркуляции. Вместо равномерно обдувающего планету ветерка мы обычно наблюдаем множество разрушительных циклонов и зон абсолютного штиля . Кроме атмосферных потоков существуют электро-магнитные ,миграционные, популяционные (генетический дрейф), химические , технологические , товарные , денежные и так далее. Вступая во взаимодействие с системой , поток способен изменить всю ее структуру: пустыня становится садом при взаимодействии с водными потоками оросительных каналов, меняла становится банкиром при росте денежного потока проходящего через его руки , Византия превращается в Турцию под влиянием потока мигрантов-завоевателей, кусок железа становится магнитом в потоке вектора индукции.

Поток команд управления в кибернетических системах называют программой. То , что мы называем законами природы , можно назвать командами программы «Эволюция» , написанными в ходе выполнения самой программы. Ведь пока не образовалось вещество не могло быть Закона всемирного тяготения , пока не возникла Земля не было геологии , законы Менделя не существовали до полового размножения , законы социума не могли существовать без человечества. Кто дал первую команду на запуск всей программы сказать трудно , но раз запустившись , эта супер-программа Вселенной делает явные успехи.

Культура представляет собой зону рассеяния потока , наиболее адекватное имя которому - ^ История . Источником этой могучей реки служит человеческое сознание и воля. Любой акт , имеющий целью изменить Мир , будет частью Истории. Всемирную историю можно разбить на таксоны цивилизаций , суперэтносов , государств , народов , родов , биографий. Когда поток конкретной истории высыхает , нам , в качестве надгробья, достаются черепки артефактов .

Дарвиновская эволюция есть поток , организующий биосферу. Расширение нашей Вселенной является , изливающимся из первичной сингулярности , потоком пространства-времени , который создает концентрации вещества разбросанные на сотни световых лет и сияющие нам с неба в безоблачные ночи . Свет этих звезд и галлактик есть главное обетование продолжения человеческой Истории и эволюции культур.


Цель Истории

Сразу скажу ,что одной объективной цели у истории нет (так же как нет конечной цели у биоэволюции или у летящей в пространстве галлактики , летит себе и летит), однако у нее есть огромное число субъективных целей. Подобно пухнущему пространству Вселенной или ветвящейся кроне филогенетического древа организмов , исторический поток надувает шарик Ноосферы , культурной оболочки Земли. Этот шарик наполняется дыханием огромного числа живущих сегодня и живших вчера людей.

Есть культуры погибшие , от которых остался только археологический скелет и есть культуры живые. Есть культуры сложные и есть культуры примитивные. Есть культуры мирные и есть культуры агрессивные. Есть культуры формирующиеся и есть культуры загнивающие. Все это вполне объктивные характеристики , хотя и несущие явный оценочный заряд.

Метод оценки сложных систем в антропоморфных терминах подтверждает старую истину , что человек является мерилом всех вещей. Этот метод можно применить и к поиску Цели Истории. В пределе Человек стремится к абсолютной власти над природой. Причем власти и над своей природой в том числе. Но такая власть является одним из атрибутов Абсолютного Духа. Пользуясь методом схоластов можно заключить ,что человек чает Бога ( желает приобрести абсолютную любовь или силу) . Однако, я вынужден испортить обедню добавив - своего бога. У каждой локальной истории есть свой « бог», а следовательно и сугубо частная цель.


Законы Истории

Системные алгоритмы Истории удивительным образом повторяли биосферные коллизии. Появлялись хищники и жертвы , совершенствовались орудия нападения и защиты , велся поиск оптимальных стратегий и эффективных структур. За всеми этими сухими определениями скрыты реки крови, горы трупов и моря слез.

Каков механизм исторического прогресса. Наиболее простую модель «вызов-ответ» описал Тойнби. Хотя его описания «вызовов» выглядят вполне красочно, механизмы поиска «ответов» часто очень сомнительны. Можно предположить , что сам факт существования культуры это «ответ» на «вызов», следовательно сколько культур столько и вариантов ответа.

В отличии от организмов, культуры не размножаются половым путем ,однако , по сложности они не уступают живому телу. Культуры имеют генетический код ,способны к росту, мутациям и экспансии. Носителями кода являются люди , их память и навыки. Рост обнаруживается в демографических и экономических показателях. Мутации соответствуют возникновению новых идей и технологий.

^ Законы , определяющие динамику состояния культур в борьбе за существование , и есть законы истории.

Однако , низводя борьбу культур к законам биосферы, можно легко впасть в редукционизм. Люди отличаются от кабанов и бабуинов способностью оценивать собственные поступки не только на уровне эмоций . Биологизация этики , понимаемая превратно, несет страшный, разрушительный для человеческой культуры , заряд.


Норма

Поведение абсолютного большинства природных систем описывается теорией вероятности. Хотя сама теория возникла в рамках математики , она содержит класс объектов отличный от привычного стандарта. Этот класс называют события. Поскольку история есть ,в конечном счете , цепь событий , ее и следует описывать вероятностными отношениями.

Принципиальная трудность в описании сложных систем состоит в том ,что вероятность последующего события зависит от того , какое событие уже произошло. Вероятность победы команды в кубке чемпионов очень зависит от того , станет ли она чемпионом местной лиги. Но события не детерминируются даже высокой вероятностью. Сильная команда может проиграть слабой. Событие с ничтожной ненулевой вероятностью может произойти вопреки всем прогнозам. Такая ситуация называется отклонением от нормы или в просторечии чудом.

Способность человека оценивать цели по критерию нормальности, есть развитие способности оценивать возможность прыжка с ветки на ветку. Любое научение и любой жизненый опыт заключаются в усвоении норм. Мудрость выражается в умении судить о вероятности (нормальности) последовательной цепи событий. Игра старого гроссмейстера отличается от игры молодого кандидата в мастера всей массой опыта , сконцентрированной в искусстве отбрасывать или использовать уже проверенные в реальных турнирах варианты. Инстинкт , интуиция , стаж – это, в основе своей, знание норм.

Человеческое поведение , при всех его понятных и малопонятных причинах, делится на нормальное и отклоняющееся. Разумеется , вывод о нормальности единичного акта можно сделать только в рамках знания о множестве других актов. Человек получает информацию о нормах каждую минуту. И это не относится только с социальному поведению. В производстве действуют технологические нормы, в рыночной экономике царят нормы прибыли и цены , в нерыночной - нормы распределения продукта. Все они организуют человеческое поведение по отношению к культуре , а следовательно и по отношению к самому поведению - этосу. Комплекс этических норм называют моралью.


Системное противоречие культуры

Усложняясь и расширяясь , Культура все более отчуждается от отдельной личности , усиливая свои особые системные свойства. Одним из таких свойств служит связь между отклоняющимся поведением индивидуума и реакцией социума на это отклонение. В обществе за отклонения наказывают. Однако , прогресс это всегда отклонение.

Причиной этого очевидного пртиворечия между прогрессом и традицией служит совсем нетривиальный факт задержанного результата . Между конкретным актом отклонения и его полезными для культуры последствиями может пройти много времени . Большинство таких «ненормальных» актов в стабильной ситуации можно сравнить с мутациями и наиболее мудро , в целях стабильности , придушить новшество в зародыше , а новатора отправить на костер. В истории противоречие обычно разрешалось внешним вмешательством по принципу Тойнби , «вызов-ответ». Экология, соседи, катастрофы , либо разрушали культуру ,либо заставляли людей вводить новые нормы . Чем древнее была культура и чем больше в ней было опыта реагирования на разные типы «вызовов» , тем легче она находила «ответ» после катаклизмов. Только утрата собственного «кода» или памяти сигнализирует о подлинной смерти культуры. Слабые коды обречены, сильные будут сражаться до последнего носителя.


Модерн


Модернизм во французской политической мысли

Так уж сложилось , что после падения Римской империи главным европейским продолжателем ее традиций прогресса стала романизированная Галлия . Недовольство средневековым догматизмом выразилось у французской элиты не пересмотром догм , а их ликвидацией . Свет из Парижа буквально перевернул все европейское сознание . Модернистский проект, унаследовавший основополагающие моменты Просвещения, провозгласил в качестве аксиомы положение о том, что мир устроен рационально, то есть что в нем действуют законы, которые могут быть не только познаны человеком благодаря накопленному опыту и знаниям, но и использованы для освобождения человечества от природного и социального гнета.

Просветители эпохи Вольтера придерживались , в основном , либеральных тенденций, хотя либерализм вовсе не есть обязательная составляющая Модерна. Основная идея либералов— реорганизация общества на началах разума и морали. Разум для них — это программа: программа моральной дисциплины, своеобразной политической педагогики, открывающейся субъекту; это программа специфической организации сообщества, имеющая своей целью установления согласия между людьми; это особый “договор”, заключаемый между человеком и миром, и целью его является познание и овладение миром. Свободный индивид, равный по своим естественным правам всем прочим индивидам, — вот основа либерального проекта. Такой индивид, полагали либералы, способен при помощи мощнейшего орудия, которым наделила его природа, — разума — создать справедливое общество на началах равенства всех перед законом и уважения прав себе подобных.

Первые попытки практического воплощения этой доктрины показали, что общество не во всем “прозрачно” и податливо для разума, что в нем действуют скрытые механизмы, способные извратить принципы равенства и справедливости, что свобода подчас оборачивается жестокой тиранией большинства и гильотиной. Уже пример якобинской диктатуры и наполеоновской империи показали , что либерализм имеет мало шансов в эпоху кризисного развития . Однако начиная с 1830 года , благодаря Гизо и Луи Филиппу , идеи свободы личности прочно утвердились в среде парижской буржуазной элиты.

Царство буржуазии не было только царством свободы, науки и промышленности в самом благородном смысле , но было царством денег и личного интереса. Разрыв между старыми либералами постякобинской эпохи и молодежью, которая отказывалась идти за ними , укрепил новомодный социализм. Термин либерал преобретал , как в консервативных так и в социалистских кругах , уничижительное значение. Революции 1848 и 1871 годов поставили либералов и социалистов в открытую конфронтацию. Хотя социализм более соответствовал динамике Модерна и либерализм был просто обречен погибнуть под напором адекватных эпохе тоталитарных образований , прививка якобинским террором выработала у французов иммунитет на идеологическое насилие . Даже ужасы Первой мировой бойни не смогли полностью уничтожить свободный дух Парижского модерна .


Трагедия модерна

Океанский флот , огнестрельное оружие и печатный станок вот те три кита на которых 500 лет держалось европейское могущество. Несколько промышленных революций , демографический взрыв и успехи науки породили в западной Европе чувство человеческого всемогущества и страх перед вырвавшимися на свободу опасными силами.

Франко-прусская война 1870 года развязала всеевропейскую гонку вооружений и поставило государство на вершину лестницы целей . Модерн подмял под себя религию , аристократию и ремесло , развалив базу средневековой этики . Империализм давал легитимацию алчности , брутальности и примитивной стандартизации . Казармы , конторы , заводы , школы походили друг на друга по формам и методам системной организации . Любое состояние межгосударственного мира превращалось в подготовку к будущей большой войне .

Идея имперской мощи настолько давлела над сознанием людей , что оказалась способной выхолостить даже идеи равенства и социальной справедливости , не говоря уже о гуманизме и свободе . В ситуации доминирования тяжелой промышленности кошмар мировых войн и тоталитаризма был неизбежен . Только страны лишенные имперских амбиций смогли избежать крайностей модерна.

Термин «империалистический хищник» очень правильно отражает системную сущность той эпохи . Брутальная борьба за сырье , рынки , геополитеческое господство слишком явно походила на борьбу за вершину трофической пирамиды в биоценозе . Победив природу человек превратился в одержимый самоуничтожением вид , ведомый самыми гнусными инстинктами . Прогресс грозил перманентным средневековым кошмаром усиленным авиацией.


Постмодерн


Родиной всех начинаний новейшей эпохи в жизни человечества являются Американские Соединенные Штаты. Если триумф Гитлера в Париже и триумф Сталина в Берлине можно считать апофеозами Нового времени (с их обратной стороной в виде сотен миллионов жертв войн и тоталитарного террора), то высадку союзников в Нормандии (вовсе не образец гуманизма) можно считать началом Постмодерна . Пытаясь избежать потерь , которые могли намного превзойти потери американцев в Европе , и желая осадить Сталина , президент отдал ВВС США приказ уничтожить японские города Хиросиму и Нагасаки. Достижения разума обернулись ядерным адом. Все великие проекты и традиции скукожились под влиянием опасности быть стертыми с лица земли. Доведенный до высшей точки Модерн начал переходить в свою завершающую стадию . Философия деконструировала личность , вытащив на свет божий все вонючие потроха и растоптав ее модернистские ценности . Поколение 1968 года учинило бойню священных коров и к началу нового тысячелетия похоронило наследие эпохи Просвещения.


Минимум этики Бенно Хюбнера

По мнению немецко-испанского философа Хюбнера скука есть врожденная и неустранимая черта че­ловеческого существования . Это некий экзистенциал, при­сущий homo sapiens и характеризующий его не в меньшей степени, чем голод, сексуальный голод, обладание речью или орудиями труда. Ведь подлинно человеческая беда начинается не тогда, когда нам чего-то не хватает (пищи, комфорта, здоровья, справедливости, любви, зарплаты, «мирного неба над головой»), но когда утрачены цели — ради чего все это? Проблема движения в никуда , ста­новится необычайно актульной. Благода­ря машине культуры потреб­ления , можно обрести желанное «свободное время» гораз­до в больших объемах, чем когда-либо прежде. Но па­радокс заключается в том, что распорядиться свободным временем гораздо сложнее, чем рабочим. Свободное время требует свободного выбора и свободной ответ­ственности.

Есть два способа бегства от скуки — эстетический и этический. Разница между эстетическим и этическим существованием в самом первом приближении может быть представлена следую­щим образом: человек эстетический живет ради собствен­ных переживаний, ради собственного Я, а человек этичес­кий нуждается в чем-то внеположенном Я, устремляясь к Другому. Причем само это Другое превращается для него во властное ДРУГОЕ. Человек эс­тетический имеет дело с тем, от чего ожидает впечатле­ний и расценивает действенность и значи­мость Другого по степени оправдания своих ожиданий. Человек этический имеет дело с ДРУГИМ , с тем, что само предъявляет свои ожидания к человеку и уже не Другое избирается, моделируется человеком, но человек властно «приватизируется» ДРУГИМ. Соответственно, изжить скуку можно двумя путями: эстетическим (наслаждаясь Другим) и этическим (служа ДРУГОМУ). Какой способ существования выбрать — дело вкуса. Важно, что, сделав выбор однажды, избирают этос своей жизни . Примечательно, что как раз в эпоху «больших возможностей» члены суперсекуляризированного западного общества отдают предпоч­тение эстетическому этосу, когда «служение» искусст­ву, спорту и другим массовым зрелищам замещает долженствование во всех формах его про­явления .

С лик­видацией ЭТОСА и по­явлением у человека автономии все стало допустимым, осуществимым, изменяемым. Это вызвало выдвижение и реализацию все новых и новых целей, появление все новых и новых потребностей, при­вело к многообразию целей и потребностей. Автономия современного человека и отказ от долж­ного в пользу человеческих желаний очистили тради­ционное общество от коллективно исповедуе­мых ценностей, передававшихся по наследству, и пре­вратили его в современное целевое общество, общая цель которого утверждена путем со­гласительных процедур и есть не что иное, как мирное сосуществование автономных членов этого общества. Однако, с точки зрения автономного Я, такое целевое общество является не самоцелью, но лишь средством для жизни, которое оставляет на его усмотрение решать, сто­ит ли ему отказываться от своей автономии в пользу какого-нибудь этоса. Чем больше может быть игровое пространство прихоти и многообразия, тем меньше пра­вил игры, т. е. законы и нормы совместной жизни реду­цируются к необходимой норме, минимизируются до общего знаменателя, минимума этики. Если в закрытых религиозных и идеологических системах тотальная и тоталитарно обязывающая гетерономия вела к гомоге­низации людей, то автономия современного человека способствует гетерогенизации. Итак, минимальная эти­ка представляет собой минимально равные ожидания по отношению ко всем членам современного общества и является предпосылкой приемлемости их различий, их инаковости.

Современное общество все более оказывается обществом разделения труда которое как система с ее субсистемами и частями нуж­дается для своего функционирования в частичных, фрагментарных и мобильных людях. Пользуется спросом индивидуум, который в качестве налогоплательщика компенсирует отсутствие тех бла­готворных коллективных действий, которые персональ­но исполнялись им в традиционных обществах.


Итак : «Граждане! Платите налоги и наслаждайтесь!». Однако, постмодерному либерализму с минимумом этики противостоит постмодерный традиционализм , готовый ради своих догм отправить в преисподню всю человеческую цивилизацию. Типичным представителем мистического антиглобализма является господин Дугин , конструирующий загончик для всех убогих и сирых мира сего.


Арктогея Дугина

«Традиция понимает под "человеком" три различные категории.

Световой человек  

Это то существо, сквозь которое, посредством которого, обнаруживает себя полюс мира. Можно сказать, что он - это трансцендентный двойник, исток и цель всякого пути. Высшим традиционным аспектом в определении человека является именно "световой человек", иногда называемый "носителем света Севера". Это выражение характерно не только для немецкого романтика и поэта Теодора Дойблера, писавшего о Nordlicht, "северном свете", но и для традиционного исламского эзотеризма, согласно которому "свет Севера" - это "свет полюса".




оставить комментарий
страница1/8
Дата23.09.2011
Размер2.22 Mb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3   4   5   6   7   8
отлично
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх