Программа дисциплины Универсальные механизмы культуры для направления 080100. 62 «Экономика» подготовки бакалавра, для специальности 080105. 65 «Финансы и кредит» подготовки специалиста Автор Доброхотов Александр Львович icon

Программа дисциплины Универсальные механизмы культуры для направления 080100. 62 «Экономика» подготовки бакалавра, для специальности 080105. 65 «Финансы и кредит» подготовки специалиста Автор Доброхотов Александр Львович


Смотрите также:
Программа дисциплины Универсальные механизмы культуры для направления 080100...
Программа дисциплины «Налоги и налогообложение» Для направления 080100...
Программа дисциплины Физическое воспитание для направления 080100...
Программа дисциплины Бухгалтерский Учет для специальности 080105...
Программа дисциплины страхование жизни для направления: 080100...
Программа дисциплины «Правовая среда экономической деятельности» для направления 080100...
Программа дисциплины Экономика финансового посредничества для специальности 080105...
Программа дисциплины «Социальная политика» для направления 080100...
Программа дисциплины креативное письмо для направления 080100...
Программа дисциплины Великобритания: историко-литературный аспект для направления 080100...
Программа дисциплины Великобритания: историко-литературный аспект для направления 080100...
Программа дисциплины Налоговая система Российской Федерации для направления 080100...



Загрузка...
скачать
Министерство экономического развития и торговли

Российской Федерации

Государственный университет - Высшая школа экономики


ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ


Программа дисциплины

Универсальные механизмы культуры


для направления 080100.62 – «Экономика» подготовки бакалавра,

для специальности 080105.65 «Финансы и кредит» подготовки специалиста

Автор Доброхотов Александр Львович




Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры


_____________________________ ________________________________

Председатель Зав. кафедрой

_____________________________ ________________________________

«_____» __________________ 200 г. «____»_____________________ 200 г


Утверждена УС факультета

_________________________________

Ученый секретарь

_________________________________

« ____» ___________________200 г.


Москва


^ I. Аннотация

Требования к студентам:

Исходный уровень знаний и умений студента, приступающего к изучению данной дисциплины, должен соответствовать программе средней школы по всеобщей и отечественной истории и обществоведению.

Курс представляет собой опыт теоретического описания культуры как системной целостности. В курсе реконструируются наиболее общие закономерности существования и развития культуры как синхронической и диахронической системы. Дается критический анализ понятийного аппарата современной культурологии. Рассматриваются основные теоретические подходы к феномену культуры, вывявишиеся в истории гуманитарного знания.

Особое внимание уделяется механизмам порождения и взаимодействия культурных ценностей в «рыночном» пространстве европейской цивилизации. Специально рассматриваются некоторые показательные парадоксы и коллизии возникающие в процессе взаимодействия – ключевого для цивилизационного процесса – природы, культуры и человеческой субъективности.

Курс в основном соответствует требованиям ГОС по дисциплине «теория культуры». В рамках данной дисциплины определяются место и роль курса как составной части соответствующего высшего профессионального образования;

Курс расчитан на выработку навыков культурологического анализа конкретных ситуаций, порожденных связью экономической деятельности с механизмами и ценностями современной культуры. Как таковой, он может дополнительно оснастить практическую деятельность бакалавра, магистра или специалиста с экономическим образованием;

Программа предусматривает только лекционный курс.

Проведение курсовых работ не предусматривается.

В самостоятельную работу студента входит освоение теоретического материала по рекомендованной литературе.


В результате изучения дисциплины студент должен иметь общее представление о методике культурологических наук и их проблемном поле. Он должен быть осведомлен о прагматических аспектах культурологического анализа и его мировоззренческих импликациях.


  1. ^ Тематический план учебной дисциплины






Название темы

Всего часов по дисциплине

Аудиторные часы


Самостоятельная работа

Лекции

Семинары

1.

^

Основные понятия культурологии


11

4




7


2.

Предметная область наук о культуре

11

4




7

3.

Исторические формы культуры

11

4




7

4.

Основные механизмы культуры

11

4




7

5.

Модусы действия механизмов культуры.

10

3




7

6.

Культурная динамика

9

3




6

7.

Основные теоретические модели, описывающие механизмы культуры

9

3




6

8.

Смена культурных парадигм на исторических этапах мировой культуры

9

3




6




Итого:

81

28




53



^ III. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ


Контроль знаний студентов включает формы текущего, промежуточного и итогового контроля.

Текущий контроль осуществляется в течение семестра или модуля.

Промежуточный контроль организуется по окончании периода обучения (семестра или модуля), если учебная дисциплина преподается более одного периода.

Итоговый контроль выполняется по завершении дисциплины.

Текущий контроль реализуется преимущественно в письменном виде. Формы текущего контроля: реферат, эссе, кейс, контрольная работа, домашнее задание и др. Каждая форма текущего контроля оценивается 10-бальной оценкой, которая выставляется в рабочую ведомость преподавателя. По результатам текущего контроля кафедрами организуются индивидуальные консультации в рамках второй половины рабочего дня преподавателя.

Итоговый контроль осуществляется преимущественно в письменном виде.

Результирующая, оценка итогового контроля проставляется в зачетную ведомость в форме «зачет/незачет (в 10-бальной шкале)».

По дисциплине УМК учебным планом предусмотрено в качестве текущего контроля – написание эссе, а итогового контроля – устный зачет.


^ IV. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:


ТЕМЫ




  1. Основные понятия культурологии.

Место теории культуры в системе гуманитарных наук. Её соотношение с культурологией, этнографией, культурной антропологией, историей цивилизаций. "Культура" и ее основные способы существования во времени и пространстве. Витальный, социальный и ментальный уровни культуры. Артефакт и способы его существования в культуре. Морфология культуры. Семиотика культуры. Социология культуры. Прагматика культуры. Механизмы культуры.
^
2. Предметная область наук о культуре

Реальность «природы» (мира данностей, существующих без человеческого вмешательства) и реальность «свободы» (мира личностной активности, задающий ценности и цели). Область взаимодействия этих реальностей: мир очеловеченной природы или объективированной, опредмеченной человечности

Создание искусственной предметности (как вещественной, так и идеальной) и целенаправленная трансляция ее результатов. Смыслополагание как наделение артефакта не только функционально-прагматическим смыслом, но и дополнительной значимостью, предполагающей латентное представление о «целом» и его смысле.


3. Исторические формы культуры

Культура и цивилизация. Архаические формы культуры. Миф и ритуал. Европа и Восток. Понятие "осевого времени". Взаимовлияние и взаимопроникновение культур. Циклы и ритмы развития культуры.


  1. Основные механизмы культуры

Опыт классификации механизмов культуры: диахронические, синхронические, прагматические, семиотические, семантические, морфологические, синтаксические, герменевтические.


5. Модусы действия механизмов культуры.

Природа, творчество и культура в их соотношении и взаимообусловленности. Изоморфность разнородных артефактов как основная методологическая проблема философии культуры. Нормативная, аксиологическая, мнемоническая и педагогическая функции культуры. Культура как знаковая система. Артикуляция культуры: типы и объективированные результаты культурной деятельности. Субъекты культуры: индивидуум, группа, общество, институт, этнос. Культура и личность.


6. Культурная динамика

Механизмы порождения, восприятия, интерпретации, трансляции и сохранения артефактов. Проблема плюрализма культур. Хронологическая, локально-региональная и морфологическая типология культур. Культурные конфликты. Диалог культур.




  1. Основные теоретические модели, описывающие механизмы культуры.

Стадии развития философии культуры: историзм ХVIII века, "диалектика духа" немецкой классической философии, романтическая культурфилософия, прогрессизм и детерминизм XIX века, символизм рубежа XIX-XX веков, неокантианство, морфология Шпенглера, теория цивилизаций Тойнби, перспективизм Ортеги-и-Гасета, культурная антропология и этнография, социология культуры, историческая психология, психоанализ, семиотика, герменевтика, структурализм и постструктурализм, русская религиозная культурология, диалогизм.


  1. Смена культурных парадигм на исторических этапах мировой культуры.

Первобытная культура. Культура первых цивилизаций. Классическая античная греко-римская культура. Эпоха эллинизма. Раннехристианская культура. Культура средиземноморского средневековья: византийская, арабо-исламская, западнохристианская. Основные этапы культуры России. Традиционные культуры мира после «осевой эпохи». Европейская культура Нового и Новейшего времени.


^ V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


1. ЛИТЕРАТУРА

(курсивом выделена обязательная литература)

Антология исследований культуры. СПб., 1997.

Вебер А. Избранное: Кризис европейской культуры. СПб., 1998

Вико Дж. Основания Новой науки об общей природе наций. М., Киев, 1994.

Гадамер Х-Г. Истина и метод. М., 1988.

Гегель Г.В.Ф. Философия духа // Энциклопедия философских наук. Т.3. М.,1977.

Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1977.

Гуревич А.Я. Исторический синтез и школа "Анналов". М.,1993.

Дильтей В. Построение исторического мира в науках о духе // Собр. соч.: В шести томах. Т. 3. М., 2004.

Зиммель Г. Избранное. Том 1. Философия культуры. М., 1996.

Иконникова С.Н. Очерки по истории культурологии. СПб., 1998.

Кант И. Критика способности суждения // Кант И. Сочинения на немецком и русском языках. Т. 4. М., 2001.

Кассирер Э. Опыт о человеке // Проблема человека в западной философии. М. 1988.

Кнабе Г.С. Древо познания и древо жизни. М., 2006.

Коллингвуд Р.Дж. Идея истории. М.,1980.

Крёбер А.Л. Избранное: Природа культуры. М., 2004.

Леви-Строс К. Структурная антропология. М.,1983,с.8-90,208-215,245-339

Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М.,1992.

Малиновский Б. Научная теория культуры. М., 1999.

Минц С.С. Рождение культурологии. СПб., 1999.

Моль А. Социодинамика культуры. М., 1973.

Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. Дегуманизация искусства // Эстетика. Философия культуры. М., 1991.

Почепцов Г.Г. История русской семиотики до и после 1917 г. М., 1998.

Рашковский Е.Б. Востоковедческая проблематика в культурно-исторической концепции А.Дж. Тойнби. М., 1976.

Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. СПб., 1911.

Соболева М.Е. Философия символических форм Э. Кассирера. СПб., 2001.

Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

Тойнби А.Дж. Постижение истории. М.,1991.

Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987.

Уайт Л. Избранное: Наука о культуре. М., 2004.

Уайт Л. Избранное: Эволюция культуры. М., 2004.

Философия культуры. Становление и развитие. СПб., 1998.

Фуко М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук. М., 1987.

Хейзинга Й. Homo Ludens // Homo Ludens. Статьи по истории культуры. М., 1997.

Хейзинга Й. Задачи истории культуры // Homo Ludens. Статьи по истории культуры. М., 1997.

Шпенглер О. Закат Европы. Т.I. М., 1993.

Шюц А. Избранное: Мир, светящийся смыслом. М., 2004.

Ясперс К. Истоки истории и ее цель // Смысл и назначение истории.М., 1991.

Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991.


^

2. ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО КУРСУ ИСТОРИИ И ТЕОРИИ КУЛЬТУРЫ





  1. Культурология и философия культуры как гуманитарные дисциплины.

  2. Теоретические модели философии культуры 18-19 вв.

  3. Теоретические модели философии культуры 20 в.

  4. Исторические этапы мировой культуры.

  5. Исторические этапы европейской культуры.

  6. Основные диахронические механизмы культуры.

  7. Основные синхронические механизмы культуры.

  8. Основные прагматические механизмы культуры.

  9. Основные семиотические механизмы культуры.

  10. Основные семантические механизмы культуры.

  11. Основные морфологические механизмы культуры.

  12. Основные синтаксические механизмы культуры.

  13. Основные герменевтические механизмы культуры.






Автор программы: Доброхотов Александр Львович




Скачать 104,67 Kb.
оставить комментарий
Доброхотов Александр Львович
Дата23.09.2011
Размер104,67 Kb.
ТипПрограмма дисциплины, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх