Программа промежуточной аттестации дисциплины История архаических и нехристианских религий Специальности icon

Программа промежуточной аттестации дисциплины История архаических и нехристианских религий Специальности


Смотрите также:
Учебная программа дисциплины История архаических и нехристианских религий Специальности...
Методические материалы по курсу «история архаических и нехристианских религий» Iсеместр...
Программа промежуточной аттестации дисциплины Коммерческая деятельность Специальности: 080507...
Программа промежуточной аттестации дисциплины Рекламная деятельность и маркетинг Специальности...
Программа промежуточной аттестации дисциплины реинжиниринг бизнес-процессов специальности...
Программа промежуточной аттестации дисциплины Рынок рабочей силы...
Программа промежуточной аттестации дисциплины Технологии оценки земли и регулирование земельных...
Рабочая программа дисциплины история мировых религий наименование дисциплины...
Положение о промежуточной аттестации обучающихся утверждается Педагогическим советом школы...
Положение о текущей и промежуточной аттестации учащихся 1-11-х классов...
Программа промежуточной аттестации дисциплины психология и педагогика специальности...
Программа промежуточной аттестации дисциплины Бухгалтерский и налоговый учет операций с ценными...



Загрузка...
скачать
ФЕДЕРАЛЬННОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


КАФЕДРА ТЕОЛОГИИ

ПРОГРАММА ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

дисциплины

История архаических и нехристианских религий


Специальности:

Специальность 031901.65 - Теология

Составитель: Чередниченко А.Г.

Белгород 2008

1. Пояснительная записка



Цели проведения промежуточной аттестации

Курс «История архаических и нехристианских религий» является составной частью более обширной дисциплины – «История религии». Его задача заключается в том, чтобы ознакомить студентов с основными концепциями религии как особой системы мировоззрения и духовного творчества, духовного освоения мира, донести до студентов понимание главной проблемы, решавшейся по разному каждой религиозной системой – поиск смысла жизни, поиск Бога и особенности этого процесса. В процессе изучения курса студенты должны получить также четкое представление о специфике древних, архаических форм религии, о закономерностях процесса развития религии в древних обществах, ее месте и роли в жизни древних обществ.

В число основных задач курса входят выявление особенности древних вероучений как в богословском, так и философско-религиоведческом аспектах, изучение основных священных текстов древних и архаических религий, показ процесса взаимовлияния и взаимопроникновения религиозных учений на разных этапах их развития, оказание помощи студентам в овладении понятийным и терминологическим аппаратом, необходимым в процесс изучения истории религии.

Поскольку данный курс фактически является базовым для дальнейшего углубленного изучения дисциплин, так или иначе связанных с историей религии и религиозных учений, то студент, изучивший данный курс, должен обладать определенными навыками и умениями. К их числу можно отнести следующие: 1) иметь представление относительно современных научных концепций происхождения религии; 2) иметь представление о древнейших религиозных культах и их эволюции от простейших форм к более сложным; 3) иметь представление об основных религиозных системах древности, а также о нехристианских религиях, соседствовавших с христианством на разных этапах его существования; 4) иметь четкое представление относительно содержания доктрин основных архаических и нехристианских религий и уметь дать их анализ; 5) иметь представление об особенностях их культа и обрядовой стороны вероучений; 6) уметь рассказать о наиболее репрезентативных представителях пантеона основных архаических и нехристианских религий.


^ Формы контроля, которые необходимо выполнить студенту по специальностям, для которых читается дисциплина

Самостоятельная работа по подготовке и защите реферата, зачёт, экзамен.


^ Ожидаемые результаты обучения

В результате изучения дисциплины студенты должны получить знания:

  • относительно происхождения, развития и исторической трансформации архаических и древнейших религий;

  • о богослужении изучаемых религий (специфика жертвоприношений, отличительные особенности религиозного ритуала, роль духовенства, комплекс религиозных праздников, календарь);

  • о содержании основных вероучительных текстов;

  • о религиозном изобразительном искусстве и архитектуре;

  • о роле той или иной религии в истории определенной страны или региона;

  • об исторических личностях, сыгравших определяющую роль в истории конкретной религии.

В результате изучения дисциплины студенты должны приобрести умения и навыки:

  • уметь рассказать о наиболее репрезентативных представителях пантеона основных архаических и нехристианских религий;

  • Навык уметь рассказать о содержании конкретных вероучений по вопросу о Боге и божествах, о духовном и материальном мире, о происхождении человека, о душе, жизни и смерти, о вечности и воздаянии, о свободе и предопределении;

  • уметь дать теологическую квалификацию тому или иному из изучаемых вероисповеданий;

  • уметь рассказать о специфических чертах и конкретных типологически репрезентативных представителях пантеона той или иной религии.



^

2. Содержание разделов дисциплины



Тема 1. Различные подходы к определению понятия «религия».


Богословская и научно-религиоведческая типология религии. Основные понятия: религия, сверхъестественное, религиозное сознание, культ.

Типология религий. Основной принцип типологии: родоплеменные религии; национальные религии; мировые религии; нетрадиционные или новые религии. Разделение религий по объекту верований: анимистические религии; теистические религии (политеистические и монотеистические).

Первобытное человеческое сообщество – ранние формы религии: фетишизм, тотемизм, анимизм.

Расцвет родового общества – культ родовых святынь и покровителей, культ предков.

Разложение родового общества – раннеплеменные культы: шаманизм, нагуализм, культ тайных союзов, культ вождя, аниматизм, культ племенного бога – покровителя инициации.

Предмет религиоведения. Понятие religio. Марк Туллий Цицерон, Лактанций, Э. Бенвенист, П.А Флоренский, И. Кант.

«Религия (рассматриваемая субъективно) есть познание всех наших обязанностей как божественных заповедей».


^ Тема 2. Архаические формы религии.


Древнейшие формы религий.

Классификация древнейших форм религий по С.А. Токареву.

К числу древнейших по своему происхождению форм религии относятся: тотемизм, ведовство, вредоносные обряды, знахарство, эротические обряды (половой тотемизм, половое табу), погребальный культ.

Формы религии эпохи разложения общинно-родового строя: раннеплеменной культ (инициации), промысловый культ, семейно-родовой культ святынь и покровителей, патриархальный семейно-родовой культ предков, шаманизм, нагуализм (культ личных духов-покровителей), культ тайных союзов, культ вождей, культ племенного бога, аграрные культы.

Формы религий по Джеймсу Джорджу Фрэзеру (1854 – 1941). Симпатическая магия. Принципы магического мышления (законом подобия, законом соприкосновения). Гомеопатическая, или имитативная, магия. Контагиозная (парциальная) магия. Практическая магия (магия как псевдоискусство): позитивная магия, или колдовство, негативная магия, или табу.

Формы религий по Эдуарду Барнету Тайлору (1832 – 1917). Религия как верование в духовных существ. Культура, или цивилизация, в широком этнографическом смысле.


^ Тема 3. Архаические формы религии. Исторический и географический принципы классификации религий.


Традиционные верования аборигенов Австралии и народов Океании. Некоторые особенности верований. Преобладающая форма тотемизм. Характерной особенностью религии австралийцев является вера в магическую зависимость между человеком и тотемом. Представление о сверхъестественных свойствах некоторых материальных предметов, имеющих значение тотемических эмблем (чуринги). В Австралии собраны чуть не все виды погребальных обрядов и обычаев, какие существуют у разных народов.

Магия, анимизм и представление о безличной силе мана.

Верования в Полинезии. Верования микронезийцев: шаманизм, родовой культ женских предков, пережитки тотемизма, культ вождей.

Религии народов – носителей традиционных культур в Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии (Кубу, Семанги, Андаманцы, Ведда (веддахи), Айнов (айну, эбису)). Тибетская религия бон: ареал распространения, основатель, тексты, происхождение названия, космогония, определение бонской веры.

Традиционные верования народов Сибири и Дальнего Востока. Палеоазиатские народы – ительмены, коряки, чукчи, юкагиры, гиляки (удэгэ); тунгусо-маньчжурские народы – эвенки, эвены, ламуты, нанайцы, ульчи и др.; самодийские народы – ненцы, тавгийцы, селькупы; угроязычные – ханты, манси; енисейские кеты, саамы; тюрко-монгольские народы – якуты, алтайцы, хакасы, тувинцы, буряты.

Шаманство - преобладающая форма религии почти у всех народов Сибири.

Культ медведя у гиляков, ульчей (нижний Амур, Сахалин), хантов, манси (нижняя Обь) связан с пережитками тотемизма. Промысловый культ.

Анимистические верования


^ Тема 4. Традиционные религии Африки.


Верования народов Африки, основные черты верований народов Африки.

Религия бушменов (койсанов) Некоторые следы тотемизма. Наиболее характерная черта в религии бушменов – промысловый культ. Загробные представления.

Религия центральноафриканских пигмеев (бамбути и др.). Религиозно-магические обряды бамбути связаны с охотой. Предмет их почитания – это некий лесной дух, хозяин лесной дичи. Тотемы бамбути исключительно родовые. Ритуал инициации.

Религии основного населения Африки. Наиболее характерная черта религии народов Африки – культ предков, культ священных вождей. Общинный культ аграрных божеств-покровителей. Развития культа фетишей. Жречество. Культ кузнецов. Одна из характернейших форм религий народов Африки Племенные боги

Синкретизм в Тропической Африке. Основные черты религиозных верований и представлений о мире народов тропической Африки. Связь народных верований с исламом.

Религия йоруба. Развитие и становление религии йоруба. Верования йоруба в общих чертах есть политеистическая система. ^ Иерархический порядок невидимого мира: живая этническая группа; объединенная масса умерших предков этой группы; различные порочные силы человеческого происхождения, включающие так называемые привидения и мстительных «двойников» людей, отравленных, убитых на войне, утонувших, сраженных молнией или погребенных без похоронных церемоний; полумифологические и полубожественные создания природы; маленькие «настоящие» божества; значительные боги; безличное, первородное, верховное, далекое божество.

Космогония догонов (горные земледельцы Мали)


^ Тема 5. Религии коренных народов Америки.


Архаические верования народов Северной и Южной Америки. Религии огнеземельцев, эскимосов; религии индейцев Северной Америки и народов Месоамерики и Южной Америки.

Религия огнеземельцев (óна, яганы, алакалуфы). Основа верований - шаманизм, система посвятительных обрядов.

Религия эскимосов. Шаманизм, который поглотил все другие элементы и формы религиозных верований. Шаманы (ангекок, ангакок) руководители культа. Развитость анимизма, существование представления о безличной силе (хила). Верования канадских эскимосов.

Религия калифорнийских индейцев (представителей языковых семей хока, пенуги, на-дене, алгонкинской, атабаскской, шошонской). У калифорнийских индейцев отмечен шаманизм. Главная функция шаманов состояла в лечении. Системы возрастных инициаций.

Религии основной массы индейского населения Северной Америки. Отсутствие культа предков у индейцев. С элементами родового культа тесно связаны пережитки тотемизма. Почитание животных, связанных с определенным родом. Пережитки тотемизма сказываются в мифах о культурных героях в образе животных (койот, ворон и др.). Господствующей формой культа был не родовой, а племенной культ. Почитание сил и стихий природы. Культ природы включал в себя почитание четырех стихий: земли, огня, воды, ветра. Аниматизм – вера в безликую силу, которая наполняет природу и при помощи которой действуют люди.

Промысловый культ. Военные обряды и обычаи. Скальпирование. ^ Инициации и нагуализм (культ личных духов-покровителей). Главная функция шаманов всюду состояла в лечении болезней. Тайные союзы (у некоторых племен это были попросту объединения шаманов). Катартическая (очистительная) магия.

Религии народов Месоамерики и Южной Америки. Ацтеки. В Мексике основу религии составлял, по-видимому, древний, доацтекский земледельческий культ. На этот архаичный слой верований накладывались более сложные формы, созданные завоевателями-ацтеками. социальный слой жрецов. Основные идеи религиозной системы ацтеков. Многочисленный пантеон богов. Майя. Письменные источники. Пантеон богов: Итцамна, Кукулкан, Хуракан и др. Чаки – многочисленные духи плодородия и дождя.

^ Религия чибча-муисков (Колумбия).

Инки.

Государственный культ. Центральное место в государственном культе инков занимало божество солнца – покровитель инков. Храм солнца в Куско был главным государственным святилищем. Сохранялись и народные культы с пережитками тотемизма, с почитанием духов предков (уака).


^ Тема 6. Религия древних кельтов


Религия древних кельтов. История кельтской цивилизации

Кельты – древние народы жившие на территории современных Германии, Франции, Испании, Ирландии, Англии, а также Швейцарии и Северной Италии.

Потомки бриттов, живущие в Уэльсе, Корнуолле, Бретани (древней Ареморике), сохраняют свои языки – валлийский, корнский, бретонский. Их ближайшими родственниками являются ирландцы и шотландские горцы гэлы (гаэлы) – потомки древних скоттов.

Когда заходит речь о мире древних кельтов, о кельтской цивилизации, невозможно обойти стороной хранителей кельтских традиций и духовности – друидов, филидов и бардов. Советник короля Артура Мерлин был друидом.

Друидами именовались языческие жрецы кельтов. Они до принятия христианства кельтскими народами образовывали в кельтском обществе замкнутое сословие, подобно брахманам Индии и магам Ирана. Друиды были знатоками девственного европейского леса. Недаром само слово druides означает «древоведы». Сословие друидов возникло в результате постепенного освоения предками кельтов некогда необъятных лесов Европы.

Завоеватель Галлии Гай Юлий Цезарь (102 – 44 г. до н.э.) писал в своих «Записках о галльской войне», что у галлов господствующее положение занимали друиды и знатные всадники. Всадниками Цезарь назвал сословие королей и воинов. В глубокой древности они вступали в бой не верхом, а на колесницах. Ирландская традиция называет дружины воинов Фианной. По словам Цезаря, друиды ведали делами богопочитания, следили за правильностью совершения жертвоприношений, истолковывали все вопросы, относящиеся к религии и этике. Галльская молодежь обучалась у них наукам. Друиды пользовались таким авторитетом, что занимались даже судопроизводством, хотя верховным судьей считался король (рикс, риг). Жрецы назначали награды и наказания. Причем, самым тяжелым наказанием было отлучение виновных от жертвоприношений. Друиды освобождались от военной службы и всех других повинностей. Были друиды-миряне, жившие среди соплеменников. И были друиды-отшельники, жившие под сенью лесов. Существовали и жрицы-друидессы. Раз в году по зову главного друида жрецы собирались для решения важнейших вопросов в священном центре (главном святилище, «омфале») страны. Например, Медиолан (Милан) возник вокруг «святилища центра» Цизальпинской Галлии. Священным центром Трансальпинской Галлии, по словам Цезаря, было главное святилище страны племени карнутов. Тара (Темра) была священным центром Ирландии. Главный друид появлялся на людях в сопровождении свиты из представителей жрецов со всех концов страны, а также их учеников. После смерти главному друиду наследовал самый достойный из друидов-отшельников. Если же претендентов было несколько, то дело решали голосованием на собрании всех друидов в священном центре Галлии или Ирландии.

По словам Цезаря, согласно учению галльских друидов, все галлы были потомками отца Дита или Диспатера. Диспатер почитался как бог подземного царства, как бог-громовержец, как владыка лесов, а также как бог плодородия и изобилия. Супругой отца Дита была Земля-мать. Под именами Таранис, Юпитер Таранис и Суцелл Диспатера галльские мастера изображали в виде бородатого мужчины, облаченного в галльские одежды, который держит в руках молот и чашу. Под именем Цернунн отец Дит изображался иногда трехголовым, рогатым, сидящим на корточках божеством с крученым металлическим ожерельем, бараноголовой змеей и мешком. Как Эзуса или Сильвана Диспатера изображали с топором или молотом и чашей. Римляне отождествляли Диспатера с Юпитером-Зевсом. Ирландцы, судя по всему, почитали отца Дита под именем Дагда. Дагда считался всемогущим богом потустороннего мира, древним повелителем богов, хозяином котла изобилия. Его священным предметом была палица. Дагду (Дагда) наделяли властью над природными явлениями. Он же считался подателем урожая. Обителью Дагды ирландцы называли сид Бруиг (курган Ньюгрэйндж) в долине реки Бойн в Ирландии. Бритты отождествляли Дагду с Браном, обладателем рога изобилия. В валлийских сказаниях Бран предстает как могучий герой огромного роста, а его отрубленная голова наделена даром пророчества. Культ отрубленной головы у кельтов, по-видимому, связан с культом отца Дита.

Кроме Диспатера, и островные, и континентальные кельты почитали Белена (Беля, Беленоса), Луга, Тевтата, Нуаду (Нудда, Ноденса), Балора, Бригит (Бригитту), Огму (Огмиоса), Мабона (Мапонса. Мак Ока), Мананнана (Манавидана, Манавитана).

Бог Белен был связан с солнцем, белым светом, огнем. Римляне увидели в нем своего Аполлона и Вулкана-Гефеста.

Луг, сын Этлена, считался покровителем королевской власти, учредителем ряда важнейших празднеств, мастером, искусным во многих ремеслах одновременно. Римляне отождествляли его со своим Меркурием-Гермесом.

Бога Тевтата почитали как покровителя мирной и военной деятельности кельтов. Римляне полагали, что он соответствует их Марсу-Аресу и Нептуну-Посейдону одновременно.

Ирландцы считали, что Нуаду – правитель Племен Богини Дану, воитель с непобедимым золотым мечом. В первой битве при Маг Туиред он потерял руку, которую ему потом заменил серебряной бог-врачеватель Диан Кехт, дед Луга. Сподвижником Нуаду является одноглазый Балор. В Британии культ Нуаду-Ноденса и Балора был связан с почитанием вод и источников.

Бригит, дочери бога Дагды, кельты поклонялись как богине знания, покровительствующей мудрости, искусству врачевания и кузнечному делу. Сын Бригит бог Огма (в ирландской традиции – сын Этайн) считался первоучителем поэзии и красноречия, изобретателем одной из разновидностей рунического письма, названного в его честь огамическим. Римляне идентифицировали его как Геркулеса-Геракла.

Мабон или Мак Ок, т.е. «юноша», – сын великого бога Дагды и Боанн, богини реки Бойн в Ирландии. В римское время отождествлялся с Аполлоном.

Мананнан, сын Лера, почитался как повелитель морей и король островного потустороннего мира – Островов Блаженных, Островов Радости, Чудесных Островов, т.е. кельтского рая. Его вотчиной считались остров Мэн и таинственная страна Эмайн Аблах, т.е. Эмайн Яблоневая.


^ Тема 7. Религия древних германцев


Религиозные представления и история древних германцев.

Для религии древних германцев были характерны:

следы тотемизма (херуски от *heruz «молодые олени»; эбуроны – от Eber «вепрь»; Меровинги происходят от морского чудовища; эддические мифы о происхождении мужчин от ясеня, женщин – от ольхи);

промысловый культ (вера в духов природы – духи земли эльфы, горные тролли, водяные никсы, подземные гномы; вера в оборотней, людей-волков – Werwolf);

лечебная и прочая магия, мантика (гадания по полету птиц, по поведению священных коней, по рунам);

погребальный культ, семейно-родовой культ предков (жрецами этого культа были главы родов и семей);

культ племенных богов и святынь;

жрецы, прорицательницы.

Римские писатели упоминают некоторых германских племенных богов:

Танфана – богиня марсов и родственных им племен (Тацит. Анналы, I, 51); Бадугенна – богиня фризов (Тацит. Анналы, IV, 73); Нертус – богиня-покровительница союза семи племен Ютландского полуострова, святилище которой находилось на одном из островов (Тацит. Германия, XL); боги-близнецы Алки – у племени наганарвалов (Тацит. Германия, XLIII). На нижнем Рейне почиталась богиня Негаления, имя которой известно из многочисленных (26) надписей и изображений; видимо, это было божество батавов.

^ Общегерманские боги:

асы и ваны (боги и титаны, ахуры и дэвы, дэвы и асуры);

Водан (Вуотан, Один),

Тор (Доннар),

Тиу (Циу),

Бальдер,

Фрейр,

Локи,

Фрейя,

Норны (мойры, парки).


^ Тема 8. Религия древних славян.


Религиозные верования древних славян.

Мифология древних славян. Праславянская мифологическая традиция сохраняла общеиндоевропейские мифологемы. Сходство с библейской традицией. Первый день Творения в славянской мифологии – День Святого Духа (Велик день). Второй день – День Дажьбога (понедельник). Третий день – День Стрибога (вторник Великой недели). Четвертый день творения – Велесов день (среда). Пятый день – День Мыслимира-Судии (четверг). Шестой день – День Мокоши (пятница). Творение было завершено в седьмой день – День Семаргла (неделя). Особенности религиозных верований древних славян и пантеон богов древних славян.

Основные этапы ранней истории славянских народов. Традиционная хронология правления первых великих князей (конунгов, каганов) Рюрикова рода:

Рюрик (862 – 879 гг.);

Олег (879 – 912/914 гг.) был регентом при Игоре Рюриковиче; однако анализ Текста Шехтера позволяет предположить, что либо было два Олега, либо «Олег, Хельгу» – это не имя, а титул («вещий, священный»), который мог принадлежать и Игорю;

Игорь Рюрикович (912/914 – 945 гг.);

Ольга (в крещении Елена; 945 – 957/964 гг.);

Святослав Игоревич (957/964 – 972 гг.);

Ярополк Святославич (972 – 979/980 гг.);

Владимир Святославич (Красное Солнышко, Святой; в крещении Василий; 980 – 1015 гг.);

Святополк Владимирович (Окаянный; 1015 – 1019 гг.);

Ярослав Владимирович (Мудрый; в крещении Юрий; 1019 – 1054 гг.) и Мстислав Владимирович (Храбрый; Тмутараканский и Черниговский; 1023 – 1036 гг.);

Изяслав Ярославич (1054 – 1068, 1069 – 1073, 1077 – 1078 гг.), Святослав Ярославич (1073 – 1076 гг.), Всеволод Ярославич (1078 – 1093 гг.);

Святополк Изяславич (1093 – 1113 гг.);

Владимир Всеволодович (Мономах; 1113 – 1125 гг.);

Мстислав Владимирович (1125 – 1132 гг.). Ряд сведений о славянской мифологии в древнерусских летописях.

Основание Киева. Сведения о событиях 852 – 862 гг..(6367 г.). События княжения язычника Святослава. 964 г. (6472). Сведения о событиях 980 г. (6488). Сведения о событиях /1114 г. (6622). Проблема «Велесовой книги».

Религиозные особенности верований древних славян. Характерные черты религии древних славян: семейно-родовой культ предков; погребальный культ, тризны; общинные земледельческие культы; культы племенных богов; знахарство и лечебная магия.


^ Тема 9. Религии ранних цивилизаций. Месопотамия.


Религий древних цивилизаций Ближнего Востока. Религиозные верования носителей древнейших неолитических и энеолитических культур Месопотамии, религию Шумера и Аккада, ознакомиться с шумерской космогонией и космологией.

Обряды и верования первобытных земледельцев Востока (Иерихон и Чатал-Хююк). Этнические религии как культурообразующие основания древних цивилизации. Древнейшие неолитические и энеолитические культуры Месопотамии. Хассунская культура (VI – V тыс. до н.э.) в Северной и Центральной Месопотамии; ступень Самарры – высший этап развития хассунской культуры, связанный с освоением Южного Двуречья; Халафская культура (V тыс. до н.э.) в Северной Месопотамии, Северной Сирии, на Армянском нагорье; Убайдская культура (последняя треть V – первая половина IV тыс. до н.э.) в Нижней Месопотамии.

Религия Шумера и Аккада. Образование первых ирригационных систем и номовых государств (городов-государств). Особенности номов. Номы протописьменного периода (конец IV – первая четверть III тыс. до н.э.). Города шумеро-восточносемитской культуры. Особенности религиозных представлений городов-номов. Помимо официальных культов, существовал культ предков. Магический ритуал.

Характерные черты месопотамской храмовой архитектуры.

Борьба за гегемонию между номами на территории древней Месопотамии.

Шумерская космогония и космология. «Эпос о Гильгамеше».


^ Тема 10. Религия Вавилонии и Ассирии.


Особенности религий древних цивилизаций Ближнего Востока.

Борьба за гегемонию в Месопотамии. Первый этап раннединастического периода (начинает возвышаться Урук). Второй этап раннединастического периода (XXVII – XXVI вв. до н.э.) начинается с ослабления Киша. Третий этап раннединастического периода, охватывающий XXV – XXIV вв. до н.э., характеризуется все более растущей тенденцией к объединению. История становления Ассирии на территории Месопотамии.

Культура шумеров и аккадцев (в т.ч. вавилонян и ассирийцев). Пантеон богов и особенности религиозных представлений. Вавилонская поэма о сотворении мира «Энума элиш» («Когда вверху…»).. Вавилонский эпос о Гильгамеше (поэма «О все видавшем» со слов Син-лике-уннинни, заклинателя).

Культура и религия Древнего Элама.

Эламитяне и Элам. Вавилоняне и Вавилон. История отношений, развития и упадка.

Религия древних хурритов. Царство Митанни. Субарту – страна хурритов к северо-востоку от Тигра, а также часть Северной Месопотамии, где воевал Саргон Древний. Религиозные представления хурритов. Пантеон богов.


^ Тема 11. Религия Древнего Египта.


Религиозные представления древних египтян.

История древнеегипетской цивилизации. V – IV тыс. до н.э. – додинастический период. Некоторые особенности культуры этого периода. Раннее царство (династии по Манефону). Древнее (Старое) царство. Греко-македонский период (332 г. до н.э. – завоевание Египта Александром Македонским). Правление династии Птолемеев вплоть до римского завоевания (до 30 г. до н.э.). Копты – потомки древних египтян.

Особенности древнеегипетской религии.

Наиболее распространённые культы. Культы Ра, Атума, Пта[ха], Монту, Амона, Тота (Гермеса Трисмегиста), Нейт и др. Культы Осириса, Исиды, Нефтиды, Сет[х]а, Гора (Хора).

Заупокойный культ. Представления египтян о человеке (семь оболочек человека).

Космогония. ^ Космогоническая доктрина Гелиополя (Илиополя). Финикийский пантеон богов. Города-государства (полисы) Угарит, Библ, Берит, Арвад, Сидон, Тир, Утика, Карфаген, Дамаск и др.

Хеттский пантеон богов.


^ Тема 12. Религия древних греков.


Историю древних греков. Религиозные представления древних греков. Мистерии древних орфиков.

О титанах и тейях. Эпоха господства титанов (асуров, ванов).

Главнейшими титаном и титанидой индоевропейской астромифологии являются Крон (Κρόνоς, возможно, Хρόνоς), Сатурн, др.-инд. Saura – «черный» Сатурн и Рея (‛Рέα, ‛Рείη) – «белый» Сатурн. Астрономические знания и религиозные представления.

Минойская религия. Фетишизм. Культ столбов и колонн. Культ деревьев. Культ владыки или владычицы зверей (Бритомартис, Ариадна > Артемида Диктина).

Религия греков микенской эпохи (XV – XIII вв. до н.э.). Особенности религии микенской эпохи. Тотемизм: бык, орел, коза Амалтея Зевса; Ахиллес – «дитя орла»; «волоокая» Гера; сова, паук, эгида Афины; «розовоперстая» Эос; кони Посейдона; мыши, волки Аполлона; козлоногие Пан и сатиры; мирмидонцы – «муравьиные»; пеларги / пеласги / киконы – «аисты» и т.д.

Троянская война («Илиада», «Одиссея» Гомера, Киклические поэмы). Особенности религии эллинов. ^ Мифология эллинов. Образ богов. Титаны, Олимпийские боги (тейи), даймоны, герои. Пантеизм.

Мистерии орфиков. Элевсинские мистерии. Самофракийские таинства кабейров (кабиров). Орфический гимн титанам. Орфический гимн Солнцу.

Пифагор (Πυθαγόρας, Πυθαγόρης). Жизнь и философия Пифагора.


^ Тема 13. Религия древних римлян.


Основы древнеримской религии. Особенности и характерные отличия.

Семейно-родовой культ. Души или тени умерших; личный дух-покровитель (муж., жен.), гении-покровители местностей; семейные духи-покровители; духи-покровители путей. Веста – богиня неугасимого огня, Фавн – бог-покровитель стад, Янус – бог-покровитель дверей дома. Следы тотемизма.

Погребальный культ. Подземное царство. Элизиум – поля блаженных.

Аграрные культы. Сатурналии, луперкалии, март – праздники в честь Марса, цереалии, апрельские и августовские виналии, консуалии, февральские терминалии.

Гадания (мантика): ауспиции; гаруспиции.

Жрецы. Сословия жрецов, оракулы.

Римский пантеон: Юпитер, Юнона, Минерва , Венера, Марс, Либер, Меркурий, Фортуна, Юстиция, Квирин, Янус, Нептун, Геркулес и т.д.

Восточные культы: культы Исиды, Сераписа, культ Митры, культ Кибелы и т.д. Культ императоров.


^ Тема 14. Зороастризм.


Религии в Древнем Иране.

Зороастризм в современном мире.

Особенности зороастрийской теологии и культа. Жрецы (маги). основные понятия: Ясна, хаом, мантран, заотар, дастур.

Заратуштра / Заратустра / Зороастр (Спитама Заратуштра, Гаумата) – пророк, выдвинувший монотеистическую доктрину. Учение Заратуштры и распространение в Иране.

Пантеон богов: Ахура-Мазда (Ахурамазда, Ормазд), Спэнта-Манью (авест. «Святой Дух»), Амэша-Спэнта (авест. «Бессмертные Святые), Атар (авест. «Огонь», Адур), Анхра-Манью (авест. «Злой Дух», Ахриман, Ариман).

Авеста – священная книга. Авеста: происхождение, структура, содержание. Космогония зороастризма. Пророк Заратустра и его роль в картине мира древнего иранца. Части Авесты: Гаты Заратуштры, Ясна, Видевдат, Яшты. Пехлевийские богословские трактаты «Бундахишн» («Сотворение основы»), «Дадестан-и меног-и храд» («Суждения Духа Разума»), «Денкарт» и т.д. Зороастрийский Символ веры (Младшая Ясна. 12). Космогонические мифы йезидов (Черная Книга).

Зарождение зороастризма и процесс распространения в Иране. Хронология истории Ирана.

Иранские учения: Зерванизм (Зерван / Зрван / Зурван Акарана – «Бесконечное Время»). Йезиды (почитание «князя тьмы» в облике павлина < ангел Исраил – Таус Малик «Всеобщий Повелитель» – тварь и агентура божья; книга ал-Джалва, Черная Книга).

Митраизм (Mithra – Sol invictus).


^ Тема 15. Религии Индии.


Особенности религий Индий.

Религия протоиндийской цивилизации (цивилизации Хараппы и Мохенджо-Даро). Особенности религии.

Ведическая религия. Индоарии (варны брахманов, кшатриев, вайшьев).

Пантеон Ригведы. Ведийский канон: самхиты Ригведа, Яджурведа, Самаведа, Атхарваведа; брахманы; араньяки; упанишады. Священные тексты индийцев (Ригведа. Гимн Индре (I, 32). Атхарваведа. Гимн Времени (XIX, 53). Из Гимна Силе богов (IV, 16). Из «Брахман». Из «Брихадараньяка-упанишады» (II, 4))

Основы Брахманизма (VIII – II вв. до н.э.). Представления о сансаре, круговращении бытия, и перерождениях индивида, то есть, о воплощениях Атмана во все новых и разнообразных телесных оболочках. Учение о карме. Понятие о дхарме («законе», «порядке»). Система варна-ашрама-дхарма (ученик, домохозяин, отшельник, бродячий аскет-санньясин).

Индуизм. Идея Тримурти – триады главных богов – Брахмы, Вишну, Шивы.

Философские школы санкхья, ньяя, вайшешика, йога, веданта (Шанкарачарья и др.).

Вишнуизм, кришнаизм. Валлабхачарья (1478 – 1530 гг.). Чайтанья (1486 – 1533 гг.). Шиваизм. Шактизм. Культ Дэви. Почитание лингама и йони. Кастовая система.

Джайнизм. Кшатрий Вардхамана (Джина «Победитель», Махавира «Великий герой») – основатель джайнизма (или 24-ый тиртханкар).

Концепция освобождения дживы (вечной души) от кармы и достижения нирваны. Принцип ахимсы – ненанесения вреда живым существам. Монашество. Джайнское и джайнская этика. Учение о карме.

Сикхизм. Особенности религиозной доктрины сикхизма.


Тема 16. Буддизм.


Легенда о Будде (его имена, история жизни и формирование вероучения). Основные положения учения Будды – восьмеричный путь спасения. Понятие нирваны.

Невозможность реконструкции научной биографии Будды. Легенда о рождении Сиддхартхи Гаутамы: символический смысл. Жизнь Гаутамы: проблема сознательного выбора пути. Четыре судьбоносных встречи и вступление Сиддхартхи на путь познания и освобождения

Постижение всеобщего принципа причинно-зависимого происхождения Великого Освобождения. Первая проповедь Будды (Проповедь о Повороте Колеса Учения - Дхармы) в Оленьем парке и первые последователи (пять аскетов - шраманов). Основание буддийской «общины равных» (сангхи).

Мотивы и процедура вступления в общину, правила монашеского общежития. Место и роль мирян в структуре сангхи. Появление буддийских монастырей. Три Драгоценности (Триратна) буддизма: Будда, Дхарма, Сангха. Паринирвана Будды.

Становление тибетской сангхи. Особенности тибетского буддизма. История возникновения и специфика употребления термина «ламаизм».


^ Тема 17. Религии Китая, Кореи, Японии.


Даосизм. Религии Китая (сань-цзяо – «три религии»: конфуцианство, даосизм, буддизм махаяны). Хронология истории древнего Китая. Истоки даосских верований восходят к первобытной магии и шаманизму. Особенности мировоззрения древних китайцев. Основные религиозные категории и понятия.

Лао-цзы. Трактата «Дао-дэ цзин». Главные категории даосизма: дао, дэ, «у вэй». Даосское искусство «внутренней» и «внешней» алхимии (нэй дань, вай дань). Идея «предельности» (цзи) двух великих первоначал мироздания «инь» и «янь». Культ бессмертных мудрецов. Гадания и экзорцизмы. Медитация.

Конфуцианство. Кун-цзы (551 – 479 гг. до н.э. Канон: «Пятикнижие» («У-цзин»): «И-цзин» («Книга перемен»), «Шу-цзин» («Древняя история»), «Ши-цзин» («Книга песнопений»), «Ли-цзи» («Книга церемоний / Записки о ритуале»), «Чун-цю» («Летопись весен и осеней»). «Четверокнижие» («Сы-шу»): «Да-сюэ» («Великое учение»), «Чжун-юн» («Книга о середине»), «Лунь-юй» («Беседы и поучения» – книга изречений и афоризмов Конфуция и его учеников), «Мэн-цзы» (учение философа Мэн-цзы, 372 – 289 гг. до н.э.). Конфуцианцы: Мэн-цзы (372 – 289 гг. до н.э.), Сюнь-цзы (298 – 238 гг. до н.э.), Дун Чжуншу (190 – 179 гг. до н.э.), Ван Тун (584? – 617 гг. н.э.), Хань Юй (768 – 824 гг.), Чжу Си (1130 – 1200 гг.), Ван Янмин (1472 – 1520 гг.).

Понятия: «цзюнь цзы» – «благородный муж», мудрец-правитель; жэнь – гуманность (или совесть); «ли» – ритуалы (церемонии, соблюдение норм взаимоотношений между людьми, космический закон); «чжун» – верность; «сяо» – уважение к старшим; «вэнь» – культура (накопление эрудиции); «мандат Неба». Культ предков. Обряды и их выполнение.

Корейские верования.

Синтоизм. История развития. Синто – исконная национальная религия японцев Почитании семейно-родовых и племенных духов и богов-покровителей – «ками». В святилищах фетиши – эмблемы божеств. Следы почитания животных. Космогония.

Пантеон богов.


^ Тема 18. Иудаизм.


Древнеиудейская мифология: специфика сюжетов и образов: тема Исхода из Египта, тема Завета, космогония как порождение и т.д. Иудейская мифология как история народа, а не мифология священного космоса. Ветхозаветный канон: Тора, Пророки, Писания, Древнеиудейская Тора как Библейский пратекст.

Ветхий Завет: происхождение, содержание, структура. Учение о едином Боге. Специфика понимания Бога: извечность, вездесущность, всезнание, всемогущество, непостижимость как имманентно присущие характеристики божества. Бог-демиург: сотворение мира и человека. Грехопадение как утрата связи с Богом и нарушение данных Им законов. Идеи спасения и воздаяния.

Культ Яхве. Храм как модель мира и консолидирующий элемент. Жертвоприношение и его специфика, роль жрецов.

Идея Завета. Бог как избавитель Израиля. Богоизбранный народ и его роль в установлении Царства Божьего. Складывание этико-религиозного учения. Ритуальная практика ветхозаветной традиции.

Древнеиудейские пророки. Моисей и утверждение подлинного монотеизма. Феномен пророчества. Значение деятельности пророков Осии, Амоса, Исайи, Иеремии, Иезекииля (VIII – VI вв. до н.э.), истоки и содержание идеи мессианства.

Эпоха Патриархов в древнеиудейской религиозной истории (первая половина II тыс. до н.э. – XIII в. до н.э.): египетский плен (XIV в. до н.э.) и Исход древних иудеев из Египта (1250 г. до н.э.). Проблема монолатрии и вероучение патриархов. Принятие Торы – главное событие Эпохи Патриархов.

Эпоха Судей (конец XIII в. – конец XI в. до н.э.): завоевание Палестины (Ханаана) и роль харизматических военных лидеров в консолидации иудейских племен.

Эпоха царей (ок. 1020 586 гг. до н.э.): создание единого еврейского государства (цари Саул, Давид). Царь Соломон (961 – 922 гг. до н.э.) и его роль в централизации иудейского религиозного культа. Разделение древнееврейского государства на Иудею (юг) и Израиль (север) и усиление языческих влияний на религиозную жизнь евреев (распространение т.н. синкретического культа). Подчинение Израиля Ассирией (722 г. до н.э.). Религиозная политика иудейских царей Езекии (727 698 гг. до н.э.) и Иосии (639-609 гг. до н.э.).

«Вавилонское пленение» иудеев (586-538 гг. до н.э). и разрушение Первого Иерусалимского храма.

Древнееврейская культурно-цивилизационная система и ветхозаветный иудаизм. Историческая миссия ветхозаветного иудаизма и первое Пришествие Иисуса Христа.

Талмуд как письменное изложение комментариев к Торе. Основные доктрины и концепции Талмуда. Консолидация иудаизма Талмуда в VII веке. Мишна: структура и содержание. Агада и Галаха в иудаизме.

Ритуальная практика в иудаизме. Правила молитвы. Миньян. Годовой круг обрядов и праздников. Суббота в иудаизме. Синагога как центр религиозной и общественной деятельности.


^ Тема 19. Манихейство


Манихейство – синкретическая религия, названная именем основателя Мани, уроженца Вавилонии. Происхождение манихейства. Этапы становления манихейства и манихейские общины.

Жизнь Мани, история его рождения, начала проповеди и дальнейшее распространения его учения. Распространение манихейства после смерти Мани. История манихейской церкви. Иерархия членов манихейской церкви. Пяти рангов: учитель (апостол), епископ, избранники, низший ранг манихейской иерархии – слушатели (рядовые верующие).

Учение Мани. Космогония и космология. Две силы вселенной: Свет и Мрак. Персонификация света – верховное божество, Отец Величия. Разделение мира Света на многочисленные эоны У порождений Мрака есть пять жилищ (пять миров плоти), из которых впоследствии выбились пять темных стихий. Сотворение Адама и Евы в манихействе. Основы религиозной доктрины Мани, идей спасения.

Манихейские общины. Манихейские сочинения и образ Мани. Отличие учения Мани от других религиозных систем, особенности и различия. Влияние манихейства на другие религии.


^ Тема 20. Ислам


Возникновение ислама. Личность Мухаммеда (Мухаммада). Рождение Муххамеда и история жизни.

Рождение ислама, его развитие и распространение в среде арабов. Особенности вероучения и культа в исламе. Пять «столпов ислама». Основные праздники: ураза-байрам (праздник разговения), курбан-байрам (праздник жертвоприношения), раджаб-байрам (праздник в честь великого вознесения пророка Мухаммада). Коран: происхождение, структура, содержание. Тексты Корана как источник по изучению ислама. Суры и аяты: специфика построения.

Специфика понимания Бога в исламе. Имманентные сущностные характеристики Аллаха. Наиболее последовательное и полное выражение идеи монотеизма в системе вероучения. Идея предопределения и абсолютной покорности человека воле Бога в догматике ислама.

Исламский символ веры – первая сура Корана «ал-Фатиха», «Открывающая» Книгу.

Разделение ислама на течения в VII веке. Процесс развития ислама при «праведных халифах» и его распространение в мире.

Течения в исламе. Влияние различных учений и религий на ислам. Доктрина шиитов. Доктрина суннитов т различие суннитов и шиитов. Доктринальные споры и противоречия.

Шахада и ее догматическая трактовка. Основные обязанности мусульманина: исповедание, молитва, пост, милостыня, хадж, намаз, обязательное омовение, закят, ураза , хадж.

«Праведные халифы» Абу-Бакр (632 – 634 гг.), Омар (634 – 644 гг.), Осман (644 – 656 гг.), Али (656 – 661 гг.), Халифат Омейядов (661 – 750 гг.), Халифат Аббассидов (750 – 1258 гг.), Халифат Фатимидов (909 – 1171 гг.).

Махди, шииты, сунниты. хариджиты, исмаилиты, алавиты, друзы, мутазилиты, суфии, ваххабиты, бабизм и бахаизм.

^

3. Контролирующий модуль


Текущий контроль -


Форма проведения, требования:

Самостоятельная работа по подготовке и защите реферата.


Список тем рефератов (предполагаемых):

  1. Архаические формы религии у народов Юго-Восточной Азии и Океании.

  2. Шаманизм народов Сибири (история и современность).

  3. Археологические источники о распространении и формах культа плодородия.

  4. Боги и человек в религии древнего Междуречья.

  5. Боги и священные города в Древнем Египте.

  6. Древнеегипетские представления о загробном мире (тексты и ритуал).

  7. Религиозное реформаторство в Древнем Египте.

  8. Религиозный синкретизм древних хеттов.

  9. Проблема источников Пятикнижия Моисеева.

  10. Судьи, цари и пророки: виды ветхозаветного служения.

  11. Особенности каббалистического толкования Священного Писания.

  12. Мировоззрение хасидизма и талмудическая традиция.

  13. Демонология иудаизма.

  14. Проблема человека и идеала в религии Древней Греции.

  15. Проблемы структуры греческого пантеона.

  16. Эзотерические аспекты греческой религии.

  17. Религия жизнь Древнего Рима как часть государственного механизма.

  18. Древнеримские храмовые действа.

  19. Воздействие зороастризма на религии Ближнего и Среднего Востока.

  20. Синтез арийских и туземных божеств в индуизме.

  21. Обожествление сил природы в религии вед.

  22. Этапы развития индуистского учения об абсолюте.

  23. Трансформация образа бодхисатвы Авалокитешвары в религиях стран Восточной Азии.

  24. Сакрализация власти в странах Восточной Азии.

  25. Синтез буддизма и религии бон в Тибете.

  26. История возникновения ламаизма.

  27. Особенности чань (дзэн) буддизма.

  28. Даосское учение о дао и происхождении мира.

  29. Даосское учение о бессмертии и бессмертных.

  30. Конфуцианство как социально-этическая идеология.

  31. Японские религиозные праздники.

  32. Основы исламского вероучения.

  33. Хадж специфический обряд в исламе.

  34. Суфийское учение об отношениях человека с Богом.

  35. Библейские темы в Коране.


Критерии оценки


Методические рекомендации.

Одним из видов работы студентов является подготовка и защита рефератов. Реферат – это письменное исследование (доклад) на какую-нибудь тему, основанное на обзоре литературы и других источников.

Работа над рефератом начинается с выбора темы. Тему реферата каждый может выбрать из примерной тематики, или определить ее самостоятельно в соответствии с программами названных курсов. Тему реферата может порекомендовать преподаватель. Однако при выборе темы очень важно, чтобы каждый студент выбор темы сделал самостоятельно.

Выбрав тему, необходимо приступить к подбору литературы, которую целесообразно подразделить на несколько групп источников. Первую группу должны составить первоисточники: документы государственных органов, труды выдающихся ученых и т.д.; вторую - учебники, учебные пособия, словари и т.д. К третьей группе источников следует отнести монографии и другие крупные исследования отечественных и зарубежных ученых. Четвертая группа источников - журнальные и другие статьи из периодических изданий.

После подбора литературы следует приступить к ее изучению. Если тему реферата Вы выбрали мало знакомую, то изучение литературы лучше всего начать с чтения материала соответствующих теме реферата главе учебника, учебного пособия. При этом необходимо четко уяснить содержание терминов, которые будут использованы при написании реферата. После этого следует перейти к изучению источников, объединенных в первую, третью и четвертую группы.

Изучение книг и статей лучше начинать с общего ознакомления с ним, то есть просмотра оглавлений, чтения предисловий, выборочного чтения и т.д. Общее ознакомление позволяет определить характер работы с каждым источником. Оно позволяет уяснить, какие разделы, главы и т.д. книг, статей имеют прямое отношение к теме реферата, а следовательно, заслуживают особого внимания при изучении.

После общего знакомства с литературой следует перейти к ее тщательному изучению. При этом необходимо помнить, что процесс изучения литературы неотделим от процесса работы над рефератом, а поэтому он предполагает конспектирование отдельных глав, разделов изучаемых источников, оформление выписок и т.д. Выписки можно делать разные. Они могут быть дословными из текстов источников, дословными с Вашими пометками и т.д. Если Вы переписываете слова автора дословно, то не забывайте записывать название источника, указывать страницу. Дословное переписывание источника не свидетельствует о его усвоении, поэтому при изучении литературных источников не увлекайтесь цитированием. Цитируйте лишь самое главное, остальные записи делайте своими словами.

При чтении литературы старайтесь записывать все Ваши мысли, которые возникли под влиянием источников. Вместе с этим записывайте и примеры, факты из жизни, которые Вы вспомнили под воздействием изучаемого материала.

Изучив определенную часть литературы, можно составить план реферата. План должен состоять из введения (вступления), примерно трех вопросов и заключения. Составить черновой вариант плана, нужно продолжить изучение оставшихся литературных источников. По мере их изучения, расширения и углубления Ваших знаний можно корректировать план, дополнять записи и т.д.

Закончив изучение подобранной литературы, следует систематизировать все записи, разложив их в отдельные папки в соответствии с вопросами плана реферата. Если записей в процессе подготовки Вы сделали много, то при систематизации материала постарайтесь выделить главное; если же их оказалось слишком мало, то определите, какие литературные источники следует изучить дополнительно. Вместе с систематизацией собранного материала продумайте окончательный вариант плана. При уточнении следует иметь в виду, что формулировка ни одного вопроса плана не должна быть одинаковой с названием реферата, чтобы каждый пункт плана раскрывал одну из сторон темы реферата, а все пункты охватывали содержание этой темы. Формулировка пунктов плана должны быть четкими, ясными.

Проделав всю подготовительную работу, можно приступить к написанию чернового варианта реферата. Во вступлении (введении) обоснуйте актуальность темы, укажите какие ее проблемы Вы собираетесь рассматривать и почему они заслуживают специального анализа, четко определите задачу своей работы. Во введении можно дать краткий анализ изученных литературных источников. К доработке введения следует обязательно вернуться после завершения работы над рефератом в целом.

Раскройте содержание всех пунктов плана реферата, стараясь свои мысли выражать логически последовательно, четко и ясно. Не забывайте правильно оформлять ссылки на источники цитат, статистического и другого фактического материала, указывая при этом фамилию, инициалы (имя, отчество) автора, точное название его работы, сведения объединения издании, номер тома, страницы (см. приложение № 2). Рекомендуется:

  • ГОСТ 7.1-84. Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления .- М.: Изд-во стандартов, 1986. - 77 с. С изменениями (ИУС. - 1999. - N12. - С.64-67).

  • ГОСТ 7.80-2000. Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления.// Библиотека и закон. - 2001.- Вып. 11. - С.370-379.

  • ГОСТ 7.82-2001. СИБИД. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления. - Минск: Изд-во стандартов, 2001. - 23 с.

  • ГОСТ 7.83-2001. СИБИД. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения.- Минск: Изд-во стандартов, 2001. - 25 с.

  • Гецов, Г.Г. Работа с книгой: рациональные приемы / Г.Г. Гецов. - М.: Книга, 1994. - 120 с.

  • Как оформить // Эхо Ю. Практическое руководство для всех, кто пишет дипломные, курсовые, контрольные, доклады, рефераты, диссертации: успех без лишних проблем. - М., 1996. - С.62-79.

  • Оформление диссертационной работы // Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты: Практическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени. - М., 1997. - С.86-113.

  • Правила оформления научной работы // Научные работы: Методика подготовки и оформления. - Минск, 1998. - C.105-179.


В заключении подведите итоги исследования.

В конце реферата обязательно должен быть приложен список использованной литературы. Способ группировки литературы в списке может быть разным. Вам лучше всего применить алфавитный способ группировки. При этом необходимо указать автора, его инициалы, название произведения. Затем - сведения об издании, номере тома (см. приложение № 2).

У вашего реферата должен быть титульный лист (см. приложение №1).

Объем реферата - 22-24 страницы машинописного текста.


^ Рубежный контроль -


Форма проведения, требования

Зачет


Список вопросов к зачету:

  1. Понятие «религия». Специфика религии как формы духовной жизни и явления культуры.

  2. Природа и содержание религиозного сознания.

  3. Религиозная вера. Ее предмет и содержание.

  4. Природа, структура и основные элементы религии.

  5. Религиозный культ, его содержание и структура.

  6. Классификация религий. Культурно-исторические формы и типы.

  7. Психология религии: основные подходы, принципы, проблемы.

  8. Религиозные элементы в структуре мифологической культуры. Религия – миф – символ – ритуал.

  9. Аниматизм и анимизм как предпосылки первичных форм политеизма.

  10. Культурно-исторический и религиозный смысл тотемизма.

  11. Культурно-исторический и религиозный смысл фетишизма.

  12. Погребальный культ как форма религиозных представлений первобытности.

  13. Аграрные культы в первобытном обществе.

  14. Космология шаманизма.

  15. Религия и магия в эпоху архаики.

  16. Погребальный культ и ритуал в Древнем Египте.

  17. Первичные формы этнических религий: религия Древнего Египта.

  18. Первичные формы этнических религий: религия Древней Месопотамии.

  19. Религия Индии ведического периода. Пантеон обожествленных стихий.

  20. Упанишады как религиозное учение.

  21. Формирование древнегреческого пантеона. Религии Зевса, Аполлона.

  22. Формирование древнегреческого пантеона. Религии Деметры, Диониса.

  23. Ритуально-обрядовая практика греческих полисов.

  24. Особенности древнеримской религии.

  25. Ритуал и обряд в Древнем Риме.

  26. Митраизм в Риме.

  27. Авестийская религия и Зороастр.

  28. Авестийские вероучительные тексты.

  29. Традиционные верования Древнего Китая.

  30. Религиозно-философские системы Древнего Китая: конфуцианство.

  31. Религиозно-философские системы Древнего Китая: даосизм.

  32. Сакрализация власти в Китае и Японии.

  33. Синтоизм как религиозная система Древней Японии.

  34. Религии древних народов Восточного Средиземноморья.

  35. Ветхий Завет: происхождение, структура, содержание.

  36. Древнеиудейская мифология и библейские тексты. Тора.

  37. Монотеизм. Космогоническое и теогоническое учение Ветхого Завета.

  38. Идея Завета. Бог как избавитель Израиля. Самаритяне.

  39. Складывание культово-ритуальной практики иудаизма.

  40. Древнеиудейские пророки.


Критерии оценки

Оценка

Критерии

5

(пять)

Ответ на вопросы экзаменационного билета должен показать глубокие, прочные и содержательные знания. Ответ на вопросы должен быть логичным и доказательным с учетом новейших достижений и концепций исторической науки.

Необходимо знать основные исторические факты, понятия, термины, даты, события и имена исторических и церковных деятелей, владеть основами исторического мышления.

Необходимо уметь устанавливать причинно – следственные связи, иметь представление об источниках исторического и религиозного знания, самостоятельно анализировать и сопоставлять отдельные процессы исторического развития общества, сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия, знать периодизацию исторических и церковных событий. Уметь делать аргументированные выводы.

При ответе необходимо соблюдать нормы современного русского языка.

4

(четыре)

Ответ на вопросы экзаменационного билета должен показать глубокие и содержательные знания. Ответ на вопросы должен быть логичным и доказательным с учетом новейших достижений и концепций исторической науки.

Необходимо знать основные исторические факты, понятия, термины, даты, события и имена исторических и церковных деятелей, владеть основами исторического мышления.

Необходимо уметь устанавливать причинно – следственные связи, иметь представление об источниках исторического и религиозного знания, самостоятельно анализировать и сопоставлять отдельные процессы исторического развития общества, сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия, знать периодизацию исторических и церковных событий. Уметь делать аргументированные выводы.

При ответе необходимо соблюдать нормы современного русского языка.

В ответе допускаются отдельные несущественные неточности.

3

(три)

Ответ на вопросы экзаменационного билета должен показать глубокие и содержательные знания. Ответ на вопросы должен быть логичным и доказательным с учетом новейших достижений и концепций исторической науки.

Необходимо знать основные исторические факты, понятия, термины, даты, события и имена исторических и церковных деятелей, владеть основами исторического мышления.

Необходимо уметь устанавливать причинно – следственные связи, иметь представление об источниках исторического и религиозного знания, самостоятельно анализировать и сопоставлять отдельные процессы исторического развития общества, сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия, знать периодизацию исторических и церковных событий. Уметь делать аргументированные выводы.

При ответе необходимо соблюдать нормы современного русского языка.

В ответе могут допускаться существенные ошибки и неточности.



^ Итоговый контроль -


  1. Итоговый тест, который является допуском к экзамену.

Форма проведения, требования

Выполнить согласно установленным правилам тесты.


  1. Экзамен.

Форма проведения, требования


Список вопросов к экзамену:

  1. Религиозная жизнь древнего Израиля. Религия евреев в царский период.

  2. Борьба пророков против языческих влияний.

  3. Религия евреев под властью Вавилона и Персии.

  4. Иудейское сопротивление эллинизму. Маккавеи.

  5. Происхождение и содержание Мишны. Общая характеристика.

  6. Происхождение и содержание Талмуда. Общая характеристика.

  7. Правила иудейского благочестия.

  8. Иудаизм в современном мире. Сионизм.

  9. Возникновение буддизма: историческая специфика региона.

  10. Буддизм и брахманизм: общее и особенное.

  11. Легенда о Будде в системе вероучения. Первые последователи Будды.

  12. Космология буддизма.

  13. Категории классического буддизма.

  14. Основные течения в буддизме: хинаяна и махаяна.

  15. Шактизм и тантризм в буддизме.

  16. Буддизм в Китае, взаимоотношения с конфуцианством и даосизмом.

  17. Чань (дзен) буддизм: происхождение, принципы, особенности.

  18. Древняя тибетская религия бон.

  19. Распространение буддизма в Тибете и происхождение ламаизма.

  20. Буддийские праздники и ритуалы.

  21. Возникновение ислама. Историческая специфика региона.

  22. Пророк Мухаммед: характера личности и религиозной деятельности.

  23. Арабский халифат – религиозное государство мусульман.

  24. Формирование коранического канона.

  25. Космология ислама. Специфика понимания бога в исламе.

  26. Пять «столпов ислама». Особенности вероучения.

  27. Религиозные праздники и календарь в исламе.

  28. Основные направления: сунизм и шиизм.

  29. Основные принципы шариата.

  30. Мусульманские антисистемные секты.

  31. Арабская средневековая философия и ее влияние на христианство.

  32. Категории исламо-арабской средневековой культуры.

  33. Ислам в XX веке. Исламский фундаментализм.

  34. Буддизм в современном мире. Влияние буддизма на нетрадиционные культы.

  35. Кризис цивилизаций XX века и эсхатологические пророчества мировых религий.

  36. Процессы сакрализации и секуляризации в современном мире.

  37. Религиозный фундаментализм и терроризм.

  38. Современный экуменизм и тенденции религиозного синкретизма.

  39. Диалог религиозных и нерелигиозных мировоззрений.

  40. Деятельность международных религиозных организаций и форумов.


^ Критерии оценки

Оценка

Критерии

5

(пять)

Ответ на вопросы экзаменационного билета должен показать глубокие, прочные и содержательные знания. Ответ на вопросы должен быть логичным и доказательным с учетом новейших достижений и концепций исторической науки.

Необходимо знать основные исторические факты, понятия, термины, даты, события и имена исторических и церковных деятелей, владеть основами исторического мышления.

Необходимо уметь устанавливать причинно – следственные связи, иметь представление об источниках исторического и религиозного знания, самостоятельно анализировать и сопоставлять отдельные процессы исторического развития общества, сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия, знать периодизацию исторических и церковных событий. Уметь делать аргументированные выводы.

При ответе необходимо соблюдать нормы современного русского языка.

4

(четыре)

Ответ на вопросы экзаменационного билета должен показать глубокие и содержательные знания. Ответ на вопросы должен быть логичным и доказательным с учетом новейших достижений и концепций исторической науки.

Необходимо знать основные исторические факты, понятия, термины, даты, события и имена исторических и церковных деятелей, владеть основами исторического мышления.

Необходимо уметь устанавливать причинно – следственные связи, иметь представление об источниках исторического и религиозного знания, самостоятельно анализировать и сопоставлять отдельные процессы исторического развития общества, сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия, знать периодизацию исторических и церковных событий. Уметь делать аргументированные выводы.

При ответе необходимо соблюдать нормы современного русского языка.

В ответе допускаются отдельные несущественные неточности.

3

(три)

Ответ на вопросы экзаменационного билета должен показать глубокие и содержательные знания. Ответ на вопросы должен быть логичным и доказательным с учетом новейших достижений и концепций исторической науки.

Необходимо знать основные исторические факты, понятия, термины, даты, события и имена исторических и церковных деятелей, владеть основами исторического мышления.

Необходимо уметь устанавливать причинно – следственные связи, иметь представление об источниках исторического и религиозного знания, самостоятельно анализировать и сопоставлять отдельные процессы исторического развития общества, сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия, знать периодизацию исторических и церковных событий. Уметь делать аргументированные выводы.

При ответе необходимо соблюдать нормы современного русского языка.

В ответе могут допускаться существенные ошибки и неточности.



^

4. Учебно-методическое обеспечение дисциплины



Основная литература:

    1. История религий. В 2 т.- Т.1 / Под общей ред. И.Н. Яблокова. – М.: Высш. шк., 2004. – 464 с.

    2. История религий. В 2 т.- Т.2 / Под общей ред. И.Н. Яблокова. – М.: Высш. шк., 2004. – 676 с.

    3. Васильев Л.С. История религий Востока / Л.С. Васильев. - М.- Ростов-на-Дону: Университет, Феникс, 1999. – 432 с.

    4. Токарев С.А. Ранние формы религии / С.А. Токарев. – М.: Политиздат, 1990. – 622 с.



Дополнительная литература:

    1. Агада. Сказания, притчи, изречения Талмуда и Мидрашей. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.

    2. Асвагоша. Жизнь Будды. - М.: 1913 (или более позднее издание).

    3. Атхарваведа. Избранное. - М.: Наука, 1989.

    4. Введение в буддизм. - СПб.: Лань, 1999.

    5. Всеволодов И.В. Бирма: религия и политика. - М.: Наука, 1978.

    6. Грюнебаум, Г.Э. фон. Классический ислам. - М.: Наука, 1986.

    7. Джатаки. - М.: Художественная литература, 1979.

    8. Древнекитайская философия. Тт. 1-2. М.: Мысль, 1972.

    9. Дхаммапада. Пер. В.Н.Топорова. (любое издание).

    10. Дылыкова В.С. Тибетская литература. М.: Наука, 1986.



Нормативные документы:

Закон РФ «О свободе совести и религиозных объединениях»

^ Периодическая литература:

«Наука и религия»,

«Человек»,

«Миссионерское обозрение»,

«Вопросы истории».

Internet-ресурсы:

www.historic.ru

www.krugosvet.ru

www.mesopotamia.ru


Приложение № 1

(титульный лист)


Белгородский государственный университет

Социально-теологический факультет


ИВАНОВ Иван Иванович


^ ШИИТСКИЕ СЕКТЫ


Реферат

студента заочного отделения группы 120022

специальности 031901.65 «Теология»


Дисциплина: История архаических и нехристианских религий.


Научный руководитель:

________________________

уч. степ., уч. звание,Ф.И.О.

Оценка__________________

Подпись


Белгород 2008


Приложение № 2

(библиографический список)


Библиографический список:


  1. Библейская энциклопедия. М., 1990. - 1014 с.

  2. Свенцицкая И.С. Раннее христианство: страницы истории / И.С. Свенцицкая. - М., 1989. - 376 с.

  3. Тальберг Н.Д. История Христианской Церкви / Н.Д. Тальберг. – М.: Издательство Православного Свято-Тихоновского Богословского института, 2001. – 518 с.

  4. Дмитриевский Д., прот. История Православной Христианской Церкви / прот. Д. Дмитриевский. – М.: Русскій Хронографъ 1991, 2003. – 448 с.

  5. Поснов М.Э. История Христианской Церкви (до разделения Церквей – 1054 г.) / М.Э. Поснов. – К.: Путь к истине, 1991. – 614 с.

  6. Поспеловский Д.В. Православная Церковь в истории Руси, России и СССР / Д.В. Поспеловский. – М.: Библейско-Богословский Институт св. апостола Андрея, 1996. – 408 с.

  7. Иоанн, епископ Аксайский. История Вселенских Соборов / Иоанн, епископ Аксайский. – К.: Общество любителей православной литературы, Издательство им. свт. Льва, папы Римского, 2004. – 551 с.






Скачать 403,38 Kb.
оставить комментарий
Чередниченко А.Г
Дата23.09.2011
Размер403,38 Kb.
ТипПрограмма, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх