Учебно-методическое пособие по социологии тольятти 2006 год icon

Учебно-методическое пособие по социологии тольятти 2006 год


2 чел. помогло.
Смотрите также:
Учебно-методическое пособие Для студентов всех форм обучения Тольятти 2010...
Методическое пособие для студентов заочной формы обучения тольятти 2006...
Учебно-методическое пособие Санкт-Петербург...
Учебно-методическое пособие Казань 2006 удк. 316. 4 (075); 11. 07. 13 Ббк 72; 65я73...
Учебно-методическое пособие Оршанка 2006 Министерство образования Республики Марий Эл...
Учебно-методическое пособие Москва, 2009 ббк 63. 3 /2/я 73 удк-930. 24 Степнова Л. В...
Учебно-методическое пособие Нижний Новгород 2006 ббк 81. 2 Англ. Д-20...
Учебно-методическое пособие Екатеринбург 2006 утверждаю декан психологического факультета...
Учебно-методическое пособие Екатеринбург 2006 утверждаю декан психологического факультета...
Методическое пособие Выборочный метод в социологии Редактор-составитель...
Учебно-методическое пособие для врачей...
Методическое пособие Канск 2006 Печатается по решению научно-методического совета Канского...



Загрузка...
страницы:   1   2   3   4   5   6   7   8
скачать




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТОЛЬЯТТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


О.Е. ВЛАСОВА


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ПО СОЦИОЛОГИИ


ТОЛЬЯТТИ – 2006 год

УДК 316 (075.8)

ББК 60.5

В58

Власова О.Е Учебно-методическое пособи по социологии. -Тольяттинский государственный университет; 2006 г; - 118 с.


В структуру пособия входят три раздела. Первый раздел посвящен основным историческим этапам формирования мировой и отечественной социологии. В нем рассматриваются взгляды представителей классической западной социологии и взгляды русских социологов. Второй раздел пособия посвящен основным понятиям, изучаемых в курсе "Социология". В третьем разделе рассматриваются основные методы социологии, а также проблемы, связанные с разработкой программы социологического исследования.

Данное пособие может быть использовано для обучения студентов с применением компьютерной техники, особенно это касается контроля знаний студентов, т.к. содержит контрольные тесты к каждому разделу пособия.

Рецензенты:

Л.В.Карцева – д.с.н., профессор, зав. кафедрой социологии ТГУ

И.В.Цветкова – д.с.н., профессор. зав. кафедрой гуманитарных дисциплин ВуиТ

© Тольяттинский государственный университет

ВВЕДЕНИЕ.

Сложные условия развития современного общества повышает важность и актуальность формирования у людей способности рассматривать, анализировать, принимать решения, ориентироваться в общественной жизни. Инструментом этого процесса является социология, которая, как определил русский социолог, Питирим Сорокин изучает, «жизнь и деятельность людей, живущих в обществе себе подобных и результаты такой совместной деятельности».

В соответствии с государственным стандартам социология должна изучаться студентами обучающимся по самым разным специальностям в этом проявляются реализация общего курса на резкое усиление общегуманитарной и социально-экономической подготовкой специалиста. Как показывает общемировой опыт, усиление такой подготовки не просто расширяет культурный уровень человека, но существенно влияет на качество его формирования как специалиста, помогает ему в последующем успешно примерять свои знания на практике.

Цель изучения настоящего курса связано с формированием у студентов научных знаний о современном и государстве, закономерностях развития общественных систем, их социальных и политических институтов; развитием представлений о роли и месте человека в жизни общества, реализация прав и свобод личности; совершенствованием общегражданской и общеполитической культуры.

Будущим специалистам необходимо не только получить определенный объем знаний, но и приобрести умения и навыки быстро ориентироваться в стремительно меняющейся социально-политической ситуации, оперативно адаптироваться к ней, развивать самостоятельно личные способности, грамотно и творчески решать поставленные жизненные проблемы; делать осознано политический выбор в соответствии с занимаемой гражданской позиции.

В процессе изучения социологии студенты должны овладеть системой новых понятий, категорий, основами социологического анализа событий и процессов общественной жизни на основе систематического и целенаправленного выполнения во всех формах учебных занятий, а также в процессе самостоятельной работы комплексных, учебных и практических заданий.

Учебное пособие окажет большую помощь студентам очной, а в особенности очно-заочной и заочной форм обучения, в изучении курса "Социология".


^ РАЗДЕЛ 1 ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ МИРОВОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ

1.1. Период институционализации социологии. О.Конт и Г.Спенсер - основоположники социологии как самостоятельной науки

Начиная изучать историю социологии, следует отметить, что у социологов еще не сложилась единая точка зрения на время возникновения этой науки. Одни считают, что социология начала существовать с определения ее предмета как науки, изучающей взаимодействия людей. Другие, что социологические знания развивались и накапливались в составе различных социальных, гуманитарных, экономических наук и что рождение социологии уходит в глубь веков, например, к работам Аристотеля («Политика») и Платона («Государство»). Третьи, считают, что систематическую дисциплину социология стала представлять собой в тот момент, когда была написана работа «Исторический пролегомен» (1377) арабским мыслителем Ион Халду ном. Четвертые, что в Эпоху Просвещения появились блестящие мыслители, работы которых стали как бы идейным основанием социологии. Особо выделяют здесь работу Шарля Монтескье (1689-1755) «Дух законов», в которой автор большое внимание уделил политическим проблемам социальной жизни и, по сути, стал основоположником такого направления как социология политики. Со всеми этими воззрениями можно согласиться, а можно и поспорить.

Мы же в данной работе будем следовать логике исторического развития западной социологии, которая ведет свое начало от Огюста Конта. Именно Огюст Конт дал название новой науке - «социология» - в своем «Курсе позитивной философии», вышедшем в шести томах в 1830-1842 гг. и почти сразу же переведенном в России. Непосредственными предшественниками Конта называют А. Р. Тюрго (1727-1781) французского экономиста, политического деятеля и социального философа; Ж.А. Кондорсе (1743-1794) -историка, философа-просветителя, который ввел в социальную мысль того времени идею прогресса, осуществляемого в форме неравенства в развитии народов. Отметим, что на мировоззрение О. Конта большое влияние оказал Клод Анри де Сен-Симон (1768-1825) с которым он сотрудничал с 1817 по 1824 гг. и был его личным секретарем. Одним из результатов этого сотрудничества явился «План научных работ, необходимых для реорганизации общества», составленный ими в 1822 году. В этом плане была выдвинута идея создания науки об обществе, которая строилась бы на основе методов естественных наук и называлась «социальная физика» Позже в 1939 году О.Конт ввел термин «социология», заменив им «социальную физику». Это было вызвано работой А. Кетле, бельгийского математика и физика, «Социальная физика или опыт исследования развития человеческих способностей», в которой «социальная физика» была сведена к статистическому исследованию общественной жизни, с чем Конт не мог согласится, считая «социальную физику теоретической наукой»1

^ Огюст Конт (1798 – 1851) - Французский философ, социолог, основоположник школы позитивизма. С 1918 по 1924 г. был секретарем и соавтором Сен-Симона.

Необходимо отметить, что именно идеи Конта легли в основу такого направления социологии как позитивизм, на положениях которого она была признана как наука и институционализирована. Это же направление долгое время определяло, можно сказать монопольно, основные теоретико-методологические принципы социологии, методику и технику проведения социологических исследований.

Охарактеризуем кратко основные положения позитивистского подхода О. Конта.

  • Во-первых, социология как научная дисциплина должна строиться по образу и подобию естественных наук.

  • Во-вторых, с точки зрения различных аналитических задач, социальные явления, качественно те же, что и природные.

  • В-третьих, в социологических исследованиях применимы методы анализа, используемые и разрабатываемые в естественных науках. В качестве основных методов социологии Конт называл наблюдение, эксперимент, сравнительный метод, метод «исторического сравнения различных состояний человечества»1.

  • И, в-четвертых, основная задача социологии состоит в том, чтобы создать необходимые условия для прогнозирования социальных явлений. Для чего выработать систему обобщенных теоретических положений, основанную и обоснованную эмпирическими материалами.

О. Конт считал, что социология это не только позитивная наука, т.е. рассматривающая все явления как подчиненные неизменным естественным законам, но и наука теоретическая, абстрактная, общая. В своих работах он предпринял попытку не только выдвинуть требования, которым должна отвечать новая наука «социология», но и сделал попытку указать ее место среди других наук. Его ряд наук, который был создан по принципу возрастания сложности изучаемых явлений выглядел так: математика, астрономия, физика, биология и социология. Если проанализировать этот ряд, то мы видим, что, по мнению Конта, социология получает свое непосредственное обоснование в биологии. В связи с этим в его исследованиях проводилась аналогия между обществом, с различными его изменениями, и организмом. Отметим, что речь здесь шла лишь о некоторых общих сходствах между обществом и организмом, и при этом вполне отчетливо выделялись различия между ними. Эту аналогию использовали, в первую очередь, при анализе внутреннего устройства общества. Предполагалось, что общество имеет определенную структуру, состоящую из различных индивидов, социальных групп и институтов, которые обладают некоторой автономией и самодостаточностью.

Конт разделил социологию на социальную динамику и социальную статику, заимствовав эти понятия из биологии. Социальная статика и динамика представляется им как бы анатомией и физиологией общественного организма, причем, первая изучает явления общественного строения (порядок), вторая - процессы общественной жизни, ее развития (прогресс).

Конт считал, что общество представляет собой некое естественное явление и признавал его частью органической природы. Это признание приводит его к идеи закономерности общественного развития, которую он пытается реализовать с помощью «закона трех стадий». Считая, что исторические изменения, их движущая сила, находятся в области мысли и духа, в определенных методах и способах, которые люди используют для объяснения, прогнозирования и управления миром, Конт говорит: «Согласно моей основной доктрине, все наши умозрения, как индивидуальные, так и родовые, должны неизбежно пройти последовательно через три различные теоретические стадии, которые смогут быть здесь достаточно определены обыкновенными наименованиями: теологическая, метафизическая и научная, по крайней мере для тех, которые хорошо поймут их истинный общий смысл. Первая стадия, хотя сначала необходимая во всех отношениях, должна отныне всегда рассматриваться как чисто предварительная; вторая представляет собой в действительности только видоизменение разрушительного характера, имеющее лишь временное назначение - постепенно привести к третьей; именно на этой последней, единственно вполне нормальной стадии, строй человеческого мышления является в полном смысле окончательным»1.

На первой стадии, для объяснения различных явлений, происходящих на земле, люди обращаются к сверхъестественным существам и силам, возлагая на них ответственность за происходящее. Вначале это различные духи, находящиеся внутри предметов, растений, животных, затем - многочисленные боги, и наконец, единый всемогущий бог. Основными признаками этого периода являются широкое распространение рабства и доминирование военного образа жизни. Вторая, метафизическая, в ходе которой происходит замена богов на абстрактные причины, фундаментальные принципы реальности, воспринимаемые разумом. В политической жизни преобладают идеи суверенитета, узаконенного права и легитимного правительства. На третьей, позитивной, стадии люди обращаются к законам, основанным на эмпирической очевидности, наблюдении, сравнении и эксперименте. Это век науки и промышленности. Достигнув позитивной стадии, развитие окончательно становится открытым. Резервуар человеческих знаний постоянно пополняется. Но наука, продвигаясь вперед к познанию реальности, никогда не достигнет полной и окончательной истины. Таким образом, эволюция представляет собой изменения методов получения и накопления знаний.

^ С третьей же стадией тесно связана и теория индустриального (капиталистического) общества О. Конта, в которой он выделил основные особенности этого общества. Перечислим их, но отметим, что наиболее важными из этих особенностей О.Конт считал научную организацию труда, непрерывный рост богатства и концентрацию рабочих на фабриках. Итак:

  1. В отличие от традиционного производства, промышленность опирается на научную организацию труда и ориентируется на максимальную отдачу.

  2. Применение науки в организации труда позволяет человеку и обществу более полно раскрывать и использовать свои ресурсы.

  3. Концентрация рабочих в промышленности приводит к возникновению нового класса - рабочего класса.

  4. Возникновение и увеличение численности нового класса, а также его концентрация приводит к противоречию между рабочим классом и предпринимателями или капиталистами.

  1. Результатом использования науки в организации труда является не только увеличение богатства, но и возникновение различных социально-экономических кризисов, связанных с перепроизводством, вследствие чего можно наблюдать бедность среди изобилия.

  2. Увеличение богатства в экономической системе, которая использует научную организацию труда, приводит к свободному товарообмену, с одной стороны, и к стремлению предпринимателей еще больше увеличить свои доходы (прибыль), с другой.

Необходимо отметить, что Конт все же сумел довольно полно систематизировать основные социально-философские идеи, существовавшие до него, и соотнести их с практическими потребностями своего времени. Его позитивная доктрина, теория индустриального общества и теория эволюции оказала большое влияние на дальнейшее развитие социологии.

Вслед за О. Контом положил в основу социологии идею эволюции английский социолог ^ Герберт Спенсер.

Герберт Спенсер (1820 – 1903) - Английский социолог-позитивист. По мнению некоторых исследователей истории социологии был основателем органистической школы в социологии.

Следует отметить, что в понимании закономерностей общественного развития между французской и английской социологией имелись принципиальные разногласия. В отличие от французской, о которой мы уже говорили выше, в английской социологии, ярким представителем которой был Г.Спенсер, преобладал индивидуалистический подход к обществу и общественному развитию. Для английской социологии –общество представляло, прежде всего, совокупность индивидов, и социальные законы сводились к «законам индивидуальной человеческой природы».

Характеризуя предмет, определяя цели и задачи социологии, Спенсер указывал, что эта наука:

  • «должна показать каким образом личные качества ума и чувства людей, образующих небольшие и несвязанные общественные агрегаты, делают дальнейшую агрегацию невозможной;

  • должна объяснить, каким образом незначительные изменения в личной природе, происходящие при измененных условиях жизни, делают возможными более обширные агрегаты;

  • должна указать те более сильные и продолжительные общественные влияния, которые, дальнейшим образом видоизменяя характер единиц, облегчают дальнейшую агрегацию и дальнейшую соответственную сложность общественного строения;

  • основным предметом своего изучения рассматривает рост, развитие, строение и отправления общественного агрегата, как они порождены взаимными действиями отдельных личностей;

  • должна заниматься толкованием явлений общественного развития, что, конечно, должно быть сделано с должным вниманием к тем условиям, в которых находится каждое общество, - условиям, происходящим от его географического положения и его отношений к соседним обществам»1.

Основными чертами спенсеровской социологии можно назвать:

  1. Историко-сравнительный метод, который он использовал в исследовании и обосновании своих социологических взглядов.

  2. Рассмотрение общества с точки зрения организма. В качестве аргументации данного подхода он в своей работе «Основания социологии» приводит целый ряд аналогий между биологическим и социальным организмами.

3. Теория эволюции, которую он трактовал как основополагающий и единый принцип всей реальности - общества и природы в равной степени.

Именно третья черта, т.е. теория эволюции занимала центральное место во всей мировоззренческой концепции Спенсера. Исследуя эволюционные изменения в социальных структурах и институтах, он выдвинул тезис о том, что при эволюционном росте в структуре и функциях любой единицы происходят изменения и что увеличение в размерах приводит к большей дифференциации. Спенсер характеризовал как органические, так и социальные совокупности с точки зрения изменений в их размерах. Увеличение в размерах неизменно сопровождается возрастанием сложности структуры. В представлениях Спенсера процесс роста это процесс интеграции. В свою очередь, интеграция ведет к дифференциации структур и функций общества, при условии стремления общества быть жизнеспособным. «Где бы он ни происходил, в развитии планеты Земля, в развитии жизни на Земле, в развитии общества, какого-либо правительства, промышленности, коммерции, языка, литературы, науки, искусства - везде путем успешных дифференциаций происходит одна и та же эволюция от простого к сложному»2.

Анализируя эволюцию от простых обществ к более сложным, Спенсер приходит к выводу, что в сложных обществах, где части социального целого становятся несхожими и роли, которые играют индивиды существенно дифференцированы, возникает необходимость создания «регулирующей системы», которая бы выполняла нормативную и контролирующую функции по отношению к другим системам: производительной и распределительной.

Чтобы показать направление, в котором движется эволюционный процесс, Спенсер впервые ввел дихотомическую типологию обществ. В ней он выделил противоположные идеальные типы обществ, которые представляют собой начальную и конечную стадии эволюционного процесса. Это воинственный и промышленный типы общества.

Отметим, что большое внимание Спенсер уделял анализу роли государства в развитии обществ того или иного типа. В частности, его интересовали такие проблемы, как природа государства, его устройство, его обязанности, а также проблемы, связанные с определением пределов обязанностей государства. Анализируя проблему определения основных обязанностей государства по отношению к обществу и его членам, он писал:

  • «...Защита общества против внешних врагов не только есть первичная обязанность государства, но есть еще и источник вторичной его обязанности, развившейся из нее путем дифференциации и заключающаяся в защите индивидов друг от друга.

  • Нужно еще упомянуть об обязанности государства заботиться о территории, об ее улучшении, о путях сообщения и т.п.

• В чем состоит общая черта всех обязанностей государства? Очевидно, в поддержании условий, необходимых для полного развития жизни. Основной обязанностью государства является охранение основного условия существования - соответствия между деятельностью и ее результатами для самого деятеля.

• ... Всякая иная деятельность государства приводит или к прямому ограничению чьей-либо свободы в большей мере, чем это требуется справедливостью, или к косвенному ограничению этой свободы, выражающемуся излишними налогами, так как всякий налог есть присвоение государством части индивидуального труда, т.е. ограничение свободы индивида..»1.

Идеи Спенсера оказали большое влияние на развитие социологии, особенно в период ее институционализации. На базе спенсеровской социологии развилась мощная ветвь органистической школы Многие его идеи были заимствованы и другими направлениями, школами социологии и отдельными социологами, в частности, структурно-функциональным анализом Т. Парсонса.

1.2. ^ Социология Эмиля Дюркгейма

Видным представителем социологии конца XIX - начала XX вв. был Эмиль Дюркгейм. В истории социологии он занимает особое место, это связано с тем, что в его работах практически впервые теоретически обосновывается и выделяется предмет социологии - «социальный факт».

Многие исследователи истории социологии связывают с именем Эмиля Дюркгейма не только процесс институционализации социологии на европейском континенте, но и начало ее преподавания как самостоятельной научной дисциплины.

^ Эмиль Дюркгейм (1858 – 1917) - Французский социолог, создатель французской социологической школы. Основатель журнала «Социологический ежегодник» (1896-1913).

В своей работе «Метод социологии» (1899) Дюркгейм так определяет предмет социологии: «Мы можем точно представить себе область социологии. Она охватывает лишь определенную группу явлений. Социальный факт узнается лишь по той внешней принудительной власти, которую он имеет или способен иметь над индивидами. А присутствие этой власти узнается, в свою очередь, или по существованию какой-нибудь определенной санкции, или по сопротивлению, оказываемому этим фактом каждой попытке индивида выступить против него»1 и далее «социальным фактом является всякий способ действий, устоявшийся или нет, способный оказывать на индивида внешнее принуждение; или иначе: распространенный на всем протяжении данного общества, имеющий в то же время свое собственное существование, независимое от его индивидуальных проявлений. Социальные факты нужно рассматривать как вещи»2.

В качестве примеров социальных фактов Дюркгейм обращает наше внимание на процесс воспитания детей. В этом процессе он видит множество социальных фактов, которые нацелены на приучение ребенка видеть, чувствовать и действовать так, как он не привык бы самостоятельно. И постоянно при соприкосновении с социальными фактами люди испытывают на себе определенное давление или принуждение к действиям не противоречащим социальным нормам, нравам, обычаям и традициям, присущим тому или иному обществу Целью данного давления является формирование ребенка по образу и подобию данной социальной среды, которая имеет в качестве своих посредников и представителей родителей и учителей. Контроль же за поведением людей в обществе, по мнению Дюркгейма, осуществляют определенные социальные институты. К социальным фактам Дюркгейм относит верования, стремления, обычаи группы, взятой коллективно и другие.

Основной методологической концепцией, развиваемой Э Дюркгеймом является социологизм. В этой концепции Дюркгейм поднимает два основных аспекта: 1) онтологический и 2) методологический. В первом аспекте он дает определение обществу, которое, по его мнению, представляет собой реальность особого рода, не сводимую к другим ее видам. Хотя Дюркгейм и признает, что общество возникает в результате взаимодействия людей, но он все же утверждает, что раз возникнув, оно начинает жить по своим собственным законам Иными словами речь идет здесь об автономии социальной реальности (общества) по отношению к индивидуальной, воплощенной в индивидах. И во всем творчестве Дюркгейма просматривается установление своеобразного примата социальной реальности над индивидуальной, что характерно для французской социологии. Он считает, что общество, является «реальным» объектом всех религиозных и гражданских культов. Оно представляет собой более богатую и более «реальную» реальность, чем индивид; оно доминирует над ним и создает его, являясь источником всех высших ценностей.

^ Второй же аспект - методологический - выражается в дюркгеймовской теории «социологизма» и мы уже указывали на это, когда говорили о том, что социальные факты необходимо рассматривать как вещи. Исследованию должно подвергаться не понятие социальная реальность, а она сама. Естественно, если социальная реальность признается Дюркгеймом специфической реальностью, то как следствие необходима самостоятельная наука, целью которой является ее изучение. Эта наука должна обладать собственной методологией и понятийным аппаратом. Говоря о методах социологии, Дюркгейм настаивает на том, чтобы она пользовалась объективными методами, похожими на методы естественных наук. Познавательной же целью социологии, как науки об обществе, которое является частью природы, является исследование устойчивых причинно-следственных связей и закономерностей.

Анализируя эти положения, мы можем сказать, что Дюркгейм обосновал, как с теоретической, так и с методологической точек зрения, необходимость и возможность социологии как самостоятельной науки, имеющей свой предмет и методы исследования. Э. Дюркгейм выделил




оставить комментарий
страница1/8
Дата23.09.2011
Размер1.39 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3   4   5   6   7   8
отлично
  4
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх