Основные этапы развития теории мо icon

Основные этапы развития теории мо


3 чел. помогло.
Смотрите также:
Урок №1 тема: история развития теории вероятностей. Предмет теории вероятностей...
1. Основные этапы развития теории мотивации, сравнительный анализ различных теорий мотивации...
1. Экономическая теория: предмет, функция, методология...
Гсэ. Ф. 10 Экономика...
1 Основные этапы развития эк теории...
Программы и задания фен по специальность «Биология» 2-й курс, IV семестр...
Программа вступительного экзамена по специальности по научной специальности 08. 00...
Учебно-методический план занятий студентов I курса дневного отделения...
Тема: Становление и развитие западной социологии: основные этапы, периодизация...
Задачи дисциплины   раскрыть основные понятия философии, основные этапы её развития...
Задачи дисциплины   раскрыть основные понятия философии, основные этапы её развития...
Задачи дисциплины   раскрыть основные понятия философии, основные этапы её развития...



Загрузка...
страницы:   1   2   3   4
скачать
Основные этапы развития теории МО


До XX века существовали традиции, а не теории, т.е. набор идей разбросанных в разных концепциях. В начале XX века сформировался основной, фундаментальный объем, который потом конкретизировался в различные концепции и теории. И уже во второй половине XX века появляются основные теоретические концепции. Первые фундаментальные исследования не относились к МО, а имели скорее исторический и социологических хар-р.

Древний период: Классический или традиционный реализм:

Фукидид (5 вднэ) «История Пелопонесской войны в восьми книгах». «Мелосский диалог» - его предположение того, как он мог звучать. Ф. делает довольно глубокие замечания относительно действий государства и их причин. Вывод: государство действует так, как действует человек. Фукидид указал, что в основе политики государств лежат не столько действия конкретных личностей, сколько объективные и не зависящие о воли людей интересы.

Макиавелли. Новое время. Обратился к изучению проблем МО: война - неизбеж­ная спутница истории в силу изначальной склонно­сти людей к насилию. Поэтому при принятии решения о начале военных действий руководитель государства не должен быть свя­зан никакими ограничениями. Главн. задачу любого государства на внешнеполитической арене М. видел в достижении выгоды, защите своих интересов, при этом он считал вполне воз­можным и необходимым игнорировать и моральные, и правовые нормы. В мирное урегулирование конфликтных ситуаций Н. Маки­авелли не верил, полагая, что только сила является реальным фак­тором политики.

Гоббс. Он счи­тал, что естественному состоянию общества соответствует «вой­на всех против всех». Такое положение может быть преодолено только посредством заключения общественного договора и обра­зования государства. Но в сфере межгосударственных отношений естественное состояние сохраняется и после этого. Как и Н. Ма­киавелли, Т. Гоббс видел в силе главный регулятор международ­ных отношений. В естественном состоянии государства не связа­ны какими-либо ограничениями и стремятся к своему усилению, поэтому войны между ними неизбежны. Однако, в отличие от Ма­киавелли, Гоббс осуждал войны с морально-этической точки зре­ния и призывал к устранению их причин. А возможность прочно­го мира Т. Гоббс допускал только при условии функционирования мирового правительства, стоящего над властью отдельных госу­дарств.

Либеральная и идеалистическая концепции. (XIX-XX вв.)

Идеализм. Представители данной парадигмы полагают, что стабильный между­народный порядок может быть построен и сохранен лишь с учетом универсальных моральных принципов и базирующихся на них правовых норм. По Канту отношения между государствами должны завершиться в будущем состоянием вечного, гармонически регулируемого мира. Кант выдвигает идеи баланса сил, создания международных организаций, заключение всемирного международного договора.

В политической практике данная парадигма — парадигма полити­ческого идеализма — находит свое наиболее полное воплощение в раз­работанной под руководством Президента США Вильсона про­грамме постоянно действующей универсальной межправительственной организации — Лиги Наций, которая должна была стать гарантом и ин­струментом нового международного порядка после Первой мировой войны. В основе идеализма – вера в положительную природу человека и возможности ее улучшения.

^ Вера в прогресс – они внесли его и развивают его. Понятие его возможности. Обстоятельства заставляют воевать человека.

В XIX веке на первый план выходят экономические теории. Экономический детерминизм. Во всех процессах жизни лежат экономические предпосылки. Фундамент – идея прогресса. Свободная торговля.

Возникновение в середине XIX века марксизма возвестило о появлении еще одной парадигмы во взглядах на международные отношения, которая не сводится ни к традиционному, ни к идеалистическому направлению. Марксизм. Спор между идеалистами и реалистами. Маркс не вписывался ни в одну из групп. Это радикальная теория. Похожа на реалистическую теорию – материализм. Схожесть с либерализмом – идея прогресса. Но суть разная. Марксисты говорят о прогрессе через революцию, а либералисты через эволюцию.

XIX в. – век революций. Национально освободительные движения. Национальная идея. Теории. Право наций на самоопределение. Набор реалистических, либеральных идей + марксистская концепция.

Начало XIX - либеральные идеи берут верх.


Считали, что либеральные идеи после 1мв спасут мир от последующих возможных войн.

Вильсон….

Дальше Лига Наций

Кризис 30-х

Карр «20-й кризис» пишет о господстве либеральных идей в политике.


Окончание 2 МВ: сложное время для либералов. Холодная война – господство реализма. Был соотносим с действительностью больше чем другие концепции. Происходит процесс вульгаризации реализма – как учение силовых методов. Но все гораздо сложнее. Ганс Моргентау создает учение о реализме. Из разрозненных идей он сделал концепцию. Создал стройную, логическую работу. Четко формулирует основные положения. Есть составляющие.


Либеральные идеи: 1 декада после войны. :

- адаптация к действительности

- специализация либеральных исследований.


Мировая политика – специфичная сфера человеческой деятельности, в которой действуют специфические законы. (Моргентау)


Международный институт – базовые принципы и нормы МО.

Марксизм успешно развивается. Авторитет СССР после войны высок. В годы ХВ распространяется.


Появляется модернистское направление.


Бихевиоризм.


Появляется деление на либералов и реалистов


У модернистов нет фундамента – это набор исследований.


Бихевиористская революция (развитие модернизма)


Структурный подход и анализ.

Неолиберализм неореализм


Темы изучающиеся в модернистском направлении:

Конфликт

Постинустриализм

Конструктивизм.


Современная система МО стала складываться в 17в. Идеи возникали раньше, но появляются концепции. Фукидид – 1й, кто пытался объяснить процессы и события между государствами, хотя занимался всё же историей. Первые попытки обобщения. В дальнейшем, Макиавелли написал «Справочник практикующего политика». 17-18вв - формируются концепции (связи, методы, выводы) и традиции (способ рассмотрения вещей, процессов). До 19в существуют реалистические (Фукидид, Макиавелли, Гоббс, Карл фон Клаузец) и идеалистические (Гроций, Руссо, Локк) традиции.

19в – формирование концепций, школ на основе традиций; начало «великого спора». Либеральная теория – вклад экономистов (А. Смит). Уделяется внимание торговле и её влиянию на МО. Взлёт экономических теорий. Марксизм ( в основе экономический детерминизм) стоит за пределами великого спора.

20в – построение единых концепций, адаптирование к новым условиям и применение на практике. Рубеж -1МВ- взлёт либералов ( например, 14 пунктов Вильсона). Карр в 1939 подвёл итог великих дебатов: «20-летний кризис» (реалистов); заявил, что всё было основано на реальной выгоде. После 2МВ – кризис либерализма. Происходит упрощение реализма в политике. Появляется необходимость выяснить, что такое правильная политика (реализм может быть востребован). В «Международной политике» Моргентау высторил теорию, концепцию о том, какими законами управляется международная политика.

50-е гг – развитие других направлений(модернизм, бихевиоризм). Они выделяют элементы МО, не задают глобальных вопросов, а занимаются изучением этих элементов, используя метод точных наук.

70-80 гг – неолиберализм и ноереализм – попытка адаптировать классовые теории к современой практике (много схожего). Марксизм в СССР постепенно превращается в догму – концепция научного коммунизма. После ХВ развитие классического марксизма и неомарксизма (в основе антиглобализма). Окончание ХВ – рубеж в адаптации теории в практике. Спад реализма, подъём либерализма. Но в последнее время реализм активируется, хотя и в ином виде.


^ Классический реализм


Классический реализм основывается на зародившейся в древности реалистической традиции. В 5 в.д.н.э. Фукидид создал свой основной труд – 8 томов с описанием войны между Афинами и Спартой (причиной войны стали усиление на море и территориальные претензии Афин). Работа Фукидида представляет собой настоящий шедевр древнего историкописания. В своей работе Фукидид впервые перевел историкописание с чисто описательного плана на политический, придав этому занятию новый смысл: цель истории – поиск смысла, сбор и обработка информации. Фукидид применил научный подход – объяснение+причинно-следственные связи. Отличительная черта его работы – абсолютная объективность. Концепция его работы – поиск причины для осознания следствия. Ф. заложил в свою работу основы геополитиуи, методологии ведения перговоров, анализа ВП. Построив свою работу по схеме «сбор инф-ии – анализ – обобщение – подтверждение – выявление закономерности», он исследовал предмет – войну и мир – и пришел к выводу, что основным регулятором отношений между субъектами – городами-полисами – является сила, а мотивы действий – интересы субъектов и расстановка сил.

В дальнейшем в духе реалистической традиции выступал Томас Гоббс (1589-1679), основной труд которого – Левиафан (гос-во – монстр, оно происходит по воле человека и потому отражает его дионисический характер, власть не божественна). Высказывал идею «анархичности мирового сообщества». Политические и социальные отношения предопределены несовершенной природой человека, положительные же черты (инст. самосохранения, разум, страх) позволили достигнуть «общественного договора» - гос-ва – организации для контроля над людьми и собственность, однако, гос-во не способно изменить естественное состояние анархии и предотвратить войну всех против всех. Человек человеку волк. Идея того, что отношения всегда отражают фактическое соотношение сил в данный момент.

Также в духе реалистической традиции до начала ХХ в. выступали Макиавелли, де Ваттель, Клаузевиц (теория войны). Основными идеями классической реалистической теории являлись: животно-инстинктивная природа человека, нац. гос-во (актор), национальный интерес (мотивы действий), сила (военная) (регулятор и осн. инструмент), борьба за власть и могущество (осн. тенденция), конфликт и вопросы войны и мира (предмет иссл-ия), противопоставление идеализму.

Эти идеи в первой половине ХХ века объединились в конйцепцию политического реализма. Это направление в исследовании мо развивалось, начиная с 1930-х гг. и в первые послевоенные годы предстало как вполне оформленное мировоззрение, представителями которого стали Р. Нибур, Ф. Шуман, Дж. Шварценбергер, К. Томпсон, Г. Киссинджер, Э. Карр, Р. Арон (дипломатио-стратегический подход). Их теория исходила из констатации, что в существующей международной системе нет никакого властного института, который главенствовал бы над суверенными государствами, и поэтому международные отно­шения характеризуется в этом смысле анархией.

Основные идеи реалистов: Международная система – арена ожесточенной борьбы государств, которые стремятся к доминированию, за счет других гос-в. Существует непрекращающееся соперничество в области безопасности, следовательно угроза войны. Сотрудничество гос-в имеет свои пределы, вечный мир маловероятен, утверждают реалисты. Их пессимизм основывается на пяти предположениях — относительно природы международной системы:

- международная система анархична (это не означает, что она хаотична). Она состоит из независимых политичес­ких элементов (государств), над которыми нет никакой центральной власти;

- государства обладают определенными военными воз­можностями, для того чтобы себя защитить. Но при определенных обстоятельствах они могут быть исполь­зованы против других государств. Поэтому государства потенциально опасны друг для друга;

- государства не могут быть абсолютно уверены относи­тельно намерений других государств. Существует мно­жество оснований для агрессии, и ни одно государство не может быть абсолютно уверено в том, что любое другое не станет причиной войны. Неопределенность неизбежна при оценке намерений противоположной стороны;

- государства руководствуются в своей деятельности, прежде всего инстинктом самосохранения. Государства стремятся сохранить свой суверенитет. Государства руководствуются стратегическими сообра­жениями относительно того, как выжить в междуна­родной системе.

- государства рациональны, однако они могут допускать ошибки из-за неточной информации или дезинформации со стороны противника.

Ключевой мотив поведения государств на международной арене — национальные интересы, включающие в себя стремление выжить (самосохранение), обеспечение условий для дальнейшего развития и накопление мощи. Живя в условиях постоянного страха, не имея внешних механизмов для отражения агрессии, государства должны полагаться исключительно на себя. Государства стре­мятся увеличить свой вес в международной системе за счет других, прежде всего в военной сфере. Идеальное окончание борьба за доминирование — установление собственной гегемонии на международной арене.

Я хотел бы подробнее остановиться на идеях политического реализма Г. Моргентау.

Его основной работой является Politics among Nations (1948). Основными идеями стали:

наличие объективных законов в МО, не зависящих от воли человека (вероятностный хар-р мо); убеждение, что в основе любой деятельности государства лежит интерес, отождествляющийся с силой/властью/могуществом (в основе политики гос-ва – интересы, а не личные мотивы; интересы зависят от историч. ситуации); важны только реальные действия, а не намерения (неважность немерений людей-лидеров, неважность идеологических предпочтений и мировоззрений, неприменимость психологии); Гос-ва – важнейшие акторы на арене, государствоцентризм (теория бильярдных шаров – монолитные, одинаково функциональные, одни имеют больше энергии чем другие); четкое различие между ВнуП и ВнеП; МО – борьба за власть и сферы влияния.

Осн. понятие – могущество – это все то, что позволяет одному государству влиять на другие. Влияние есть приложенная сила. Факторы могущества: 1)стабильные – особенности геостратегич. положения, прир. ресурсы, население; 2) нестабильные – военная сила, экономика, дипломатия; 3) мораль нации+качество управления гос-вом. Сильное гос-во – это гос-во, кот. сильнее других, т.е. для сохранения статуса необх. пост. развитие.

Интересы с т.зр. могущества: 1)усиление м.; 2)сохранение; 3)демонстрация, соответственно этому – 3 типа внешней политики: 1)империализм – свойств. проигравшим, недовольным и сильным, чтобы оставаться сильнее других – военный (быстро, надежно/нестаб., недолгов.), экономич. (стаб/долго и дорого), культурный (стаб/тяж. достичь); 2)политика Status-Quo – неприменение силы есть признак сильного гос-ва; 3)политика престижа – сильные гос-ва.

Мораль: вторична по отн. к интересу, децентрализована. Право: важно, но вторично по отн. к интересу. Право осн-ся на интересе (если нет интереса вып-ть нормы права, они не вып-ся).

Следует отметить, что реалистический подход к изучению международных отношений во многом устарел и не может быть объективно применен для анализа совр. МО в связи с появлением некоторых новых факторов (ТНК, глобализация). Этим было обусловлено возникновение в 70-80е гг. неореализма – попытки адаптировать концепцию к новому мироустройству, где основным интересом являлась безопасность. К. Уолтс высказывает идею о том, что способ обеспечения гарантированной безопасности – быть сильнее других (обоснование ожесточения холодной войны и накопления ядерных вооружений). Биполярный мир признается более гибким и относительно безопасным. Long peace – характеристика холодной войны реалистами. Дилемма безопасности – дилемма заключенных.


Неореализм


Неореализм (новый реализм, современный р., структурный р.) отличается от традиционного реализма тем, что он стал более восприимчив для использования бихевиористских методик исследования – так считают в своем учебнике "Международные отношения" П.Тома из университета штата Аризоны и Р. Горман из Юго-Западного университета штата Техас. Следует отметить, что реалистический подход Моргентау к изучению международных отношений во многом устарел и не может быть объективно применен для анализа совр. МО в связи с появлением некоторых новых факторов (ТНК, глобализация). Появление неореалистического направления в теории международных отношений связано с попытками адаптировать старый «реалистический» подход к изменениям, происшедшим к 70-м гг. ХХ в. Глобализация международных экономических отношений, увеличение роли транснациональных компаний, а также неправительственных организаций, показали возросшее значение экономических факторов. Военное превосходство уже не было глобальным превосходством. Однако, проблемы экономической, культурной и технологической мощи стали все более актуальными.

Между тем отход от политики разрядки и возвращение к холодной войне в 70-80х гг. стимулировали в американской политической науке ренессанс традиционного мышления по вопросам безопасности. В оценке мировой политики основной акцент вновь стал делаться на конфликтную природу международных отношений в целом, причем главными сторонами в этом процессе были государства, а основным мотивом их поведения было стремление к доминированию и обеспечению для себя большей безопасности. Это, конечно же, не исключало возможности сотрудничества. Однако сотрудничество, по мнению неореалистов, имело две важные характеристики: 1) расчет на получение относительных выгод, 2) возможность обмана. Государства, договаривающиеся о сотрудничестве, должны решить вопрос о распределении полученной прибыли или выгоды. При этом возможны два варианта: каждое из государств стремится к получению абсолютной выгоды и совершенно не беспокоится о своем партнере; второй вариант предполагает учет взаимных интересов и готовность государств получить лишь относительную выгоду от сотрудничества. Для первого типа поведения характерно простое желание схватить кусок пирога, а для второго - «впасть в беспокойство относительно того, как этот пирог разделить» (Мершаймер).

Неореалисты выделяют три уровня анализа: 1) уровень человека; 2) уровень государства; 3) уровень международной системы К. Уолтц проводил изучение влияния системы и ее элементов на структуру.

Основные положения неореализма: 1)признание анархичности структуры мо, элементы системы мо – гос-ва, подобны друг другу, схожи, имеют одинаковые функции, если бы функции различались, то существовала бы иерархия. 2)Схожие единицы системы имеют схожие интересы, эти интересы – безопасность. 3)Единицы системы схожи, но имеют разные возможности, в системе существует распределение возможностей, потенциала между единицами системы, изменение в одной единице влечет за собой резонанс во всей системе. 4)Изменения в системе мо допустимы, но маловероятны. Изменение анархичности системы практически невозможно. Характер единиц системы практически неизменен. Отношения между единицами могут изменяться. 5)Цель государств – безопасность, могущество – средство достижения цели, избыток могущества так же опасен, как и его недостаток.

6)Концепция баланса сил (неореалистическая концепция). – характеристики системы зависят от баланса сил. Понятие полярности – неореалистический научный подход к исследованию баланса сил. С точки зрения Уолтца, биполярная система наиболее стабильна, она предсказуема, и у каждого полюса больше возможностей держать все под контролем.

Уолтц – за распространение ядерного оружия (стабилизирует мир). Неорелисты считают, что значение глобализации сильно преувеличено, т.к основное значение в современной политике имеет значение суверенитета.

Дилемма безопасности – дилемма заключенных. Это анархичная система – нет «начальника», своя воля приводит к выбору наихудшего варианта, что говорит об условности системы. Ни одно государство добровольно не откажется от суверенитета. Вопрос устойчивого и неустойчивого баланса: почему биполярный мир более устойчив и гибок? В многополярном мире есть тенденция закл. союзы на всякий случай, т.к. не знаешь, кто на тебя нападет. Эти союзы более жесткие чем внутри одного полюса в биполярной системе: там внутренние вопросы стоят на уровень ниже, чем глобальное противостояние. Он более прост и понятен. «Мы скоро будем скучать по холодной войне» - слова неореалистов. Мир стал непредстказуемым. Неореалисты скептически относятся к значению глобализации – Г. – это государствоцентризм. Полит. строй гос-ва не имеют значения для ВнеП. Все гос-ва подчиняются общим законам – т. Бильярдных шаров.

Дилемму безопасности исследовали Д. Рассет и Х. Старр, а также А. Раппапорт.

Разнообразие взглядов международников означает, вероятно, отсутствие какой-либо общепринятой классификации теоретических и методологических направлений: нередко в учебниках и обобщающих научных работах встречаются разные термины, обозначающие одни и те же концепции, некоторые понятия перекрещиваются, другие трудно совместимы. Все это служит доказательством размытости критериев классификаций международных отношений; так с неореализмом тесно связан структурализм и противопоставляется плюрализм.

Признанным авторитетом "неореализма" или "нового реализма" (иногда также говорят современного "реализма", "структурного реализма") является Кеннет Уолтц, который в работе "Теория международной политики", опубликованной в 1979 г., переосмыслил традиционные положения теории "реализма". К..Уолтц более четко обрисовал воздействие международной системы на поведение государств, по существу рассматривая их как элементы международной системы.

Теоретическое направление «неореализма» разрабатывалось также Р.Гилпэном, С.Краснером, Дж.Грико.


^ Классический либерализм


Классический либерализм основывается на фундаментальных либеральных идеях ученых и философов прошлых столетий, которые считали, что понимали под Л. идеи поступательного развития общества со снятием ограничений на реализацию свободы личности во всех сферах. Первые политические философы Нового времени концентрировались не на МО, а в осн. на личности. Христианская мораль оказала влияние на либеральные идеи. Один из основных элементов – естественные права чела. Прогресс определяется с точки зрения того, насколько реализуются эти естественные прва. Существуют несколько вариантов либеральных идей:

Лайсезфайре (laissez faire). Рациональное гос-во – меньше вмешательства в дела личности; создание условий для жизни – условия прогресса. Представители: Локк, Вольтер. Правильное гос-во – воплощающееся в минимальном наборе законов. Защита от внешней агрессии. Мораль и этические принципы – независимые факторы.

Демократические (интервенционалистические). Выражает меньше уверенности в прогрессивном потенциале индивида. Гос-во призвано просто защитить личность, чтобы перераспределить власть внутри гос-ва. Мораль и этические нормы определяются демократической практикой. Гос-во должно следить за выполнением этих норм. Здесь интерес и сила характерны для МО.

Постепенно происходило переключение на исследование демократии и международных отношений. Демократия признавалась движущей силой общества в будущем. Либералы имели такой взгляд на проблему и ее решение: проблема – следствие обстоятельств, а не человеческой природы, т.е. того, что можно изменить, значит, есть возможность для прогресса, следовательно прогресс есть всегда.

В 18 веке идеи либералов переплелись с идеями просветителей; возникла идея о неразрывной связи между внутренним устройством государства, уго внутр. делами и ВнеП гос-ва, а значит, и с МО. Прогресс в международной политике обусловлен прогрессом внутри государства.

Оптимистические идеи. В 19 веке добавилась экономическая сфера либерализма: свобода торговли+безопасность государства. Идеи о свободе торговли – прогресс МО.

Кант считал возможным установление мира и, что республиканское правление внутри гос-в позволяет заключить всемирный договор. Движение к мировому праву будет критерием прогресса. Нельзя не признавать, что в МО правит также сила. Основой мира может стать свободная торговля и улучшение природы гос-в.

Главное условие прогресса – больше свободы для прогрессирующих факторов. Зародилась идея о праве наций на самоопределение – это либерализм + национализм. Свобода личности на нац. арене привела к формарованию гос. идентичности. Экономические (в 19в). Роль экономики в МО. Свобода торговли. Развитие экономических связей – фактор прогресса, что помогает реже прибегать к силе. Смит проводит параллель между экономической зависимостью, свободой и демократией. Развитие свободной торговли связано с войнами и конфликтами. Свобода торговли приводит к благополучию, это и может определить сотрудничество. Движущая сила прогресса – частный сектор. Системные изменения (н20в). Прогресс в экономическим развитии мира. Анджелл «Великая иллюзия»: Несмотря на блоки, долгая война невозможна, т.к. она дорога и может разрушить экономическую систему – это является фактором прогресса. Политики обращаются к либеральным идеям.

К началу ХХ века сформировался набор фундаментальных идей, налицо прогресс, однако был нанесен сильный удар по либерализму – нгачалась война. Эллементы к началу «МВ: * концепция прогресса с точки зрения свободы личности: основной субъект МО – личность, а гос-во – коллективный субъект. Гос-во не имеет стабильного набора интересов, они изменяются (плюрализм) *Интерес гос-ва может быть многообразен (эгоистические и основанные на сотрудничестве) *Интересы гос-ва основывающиеся на интересах народа подвержены изменениям, что определяет структуру интересов. *Сравнительные значения этих факторов постоянно меняются.

После первой мировой добавляется блок идей о междунар. институтах и их реализации через МОРги (межд. инст. – базовые нормы и принципы МО, кодиф. или нет). Это олбусловило институциональное направление в либерализме, кот. делает упор на кодификацию и создание средств контроля за вып. этих норм. Далее возникает функционализм – экономическое направление либеральной теории. Считается, что из всех сфер МО в экономике легче всего добиться сотрудничества, т.к. оно реально выгодно. Возникает идея цепной реакции: начавшись в сфере экономики, сотрудничество перетекает в другие сферы, что обуславливает прогресс.

Итак, либерализм – это: 1) идея свободы личности, степень этой свободы – критерий процветания гос-ва (прогресса); 2) идея сотрудничества – прогресс, благополучие и мирное сотр-во – залог мира. Сотрудничество а не соперничество; 3) мир и сотрудничество – результат модерниации. прогресс необходим везде – и в обществе, и в экономике, и в гум. сфере. 4 элемента-основы Л.: - концепция цепной реакции прогресса, - интерес многогранен и изменчив, эгоисти. интерес- не всегда главный, - иерархия интересов подвержена влиянию большого кол-ва факторов, - обоснованность и осознанность прогресса.

Вторая мировая также была сильным ударом по Л, после нее – современному либерализму были характерны меньший оптимизм и специализация.





оставить комментарий
страница1/4
Дата23.09.2011
Размер0.81 Mb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3   4
плохо
  1
хорошо
  2
отлично
  3
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх