Экзамен: 8 сем зачет: самостоятельная работа: 34 ч. Всего часов: 70 ч. Елец icon

Экзамен: 8 сем зачет: самостоятельная работа: 34 ч. Всего часов: 70 ч. Елец


Смотрите также:
Экзамен: 8 9 сем зачет: самостоятельная работа: 45 ч. (7 сем.); 45 ч. (8 сем...
Экзамен: 7 сем. 8 сем зачет: самостоятельная работа: 34 ч. 34 ч. Всего часов: 70 ч. 70 ч. Елец...
Экзамен: 6 сем. 7 сем зачет: самостоятельная работа: 34 ч. 34 ч. Всего часов: 68 ч. 70 ч. Елец...
Экзамен: 1 сем зачет: самостоятельная работа: 45 ч. Всего часов: 99 ч. Елец...
Экзамен: 1 сем зачет: самостоятельная работа: 40 ч. Всего часов: 76 ч. Елец...
Экзамен: 1 сем зачет: самостоятельная работа: 34 ч. Всего часов: 70 ч. Елец...
Экзамен: зачет: 2 сем самостоятельная работа: 45 ч. Всего часов: 97 ч. Елец...
Экзамен: 3 сем зачет: самостоятельная работа: 45 ч. Всего часов: 97 ч. Елец...
Экзамен: 5 сем зачет: самостоятельная работа: 45 ч. Всего часов: 103 ч. Елец...
Экзамен: зачет: 9 сем самостоятельная работа: 20ч. Всего часов: 44 ч. Елец...
Экзамен: зачет: 2 сем самостоятельная работа: 40 ч. Всего часов: 92 ч. Елец...
Экзамен: 3сем зачет: самостоятельная работа: 40ч. Всего часов: 94 ч. Елец...



Загрузка...
страницы:   1   2   3   4   5
скачать


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ



Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ЕЛЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. И.А.БУНИНА»


«Утверждаю»

Зав. кафедрой _________Н.Н. Комлик

«29» августа 2006г.


Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А


по дисциплине «История отечественной литературы ХХ века (после 1917 г.)»

(40-х г. – конца ХХ века)

специальность 030601 Журналистика

квалификация журналист


форма обучения очная


факультет журналистики


кафедра русской литературы ХХ века и зарубежной литературы


курс: 4

семестр: 8

лекций 18 ч.

практических (семинарских) занятий: 18 ч.

лабораторных занятий:


экзамен: 8 сем.


зачет:


самостоятельная работа: 34 ч.


Всего часов: 70 ч.


Елец

Рабочая программа разработана на основе ГОС по специальности

030601 Журналистика

номер государственной регистрации № 69 гум / сп от 10.03.2000 г.


на основе программы, разработанной _______________________________________


_______________________________________________________________________


на кафедре русской литературы ХХ века и зарубежной литературы


Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры русской литературы ХХ века и зарубежной литературы (протокол № 1 от «29» августа 2006г.)


Зав. кафедрой_________________ Н.Н. Комлик


Рабочая программа утверждена методическим советом факультетом

(протокол № 1 от « 26 » октября 2006 г.)


Председатель методического совета ___________М.С. Штейман


Рабочую программу составил _________________________О.К. Крамарь


^ I. Организационно-методический раздел

1.1 Пояснительная записка (цели, задачи и место дисциплины в рамках цикла дисциплин ГОС)


Курс истории русской литературы XX века - завершающий этап в подготовке учителя-словесника.

В настоящее время перед учителями-словесниками стоит первоочередная задача - донести до учащихся целостный, без «белых пятен» образ русской литературы XX столетия.

Для этого необходимо осознать множественность поэтических точек зрения, художественных миров, понять законы их функционирования и взаимодействия как с внетекстовой реальностью, так и с эстетическими системами других авторов.

В связи с произошедшим в 80-90-е годы процессом воссоединения русской литературы материал изучения резко расширился. Русская литература XX века - это и советская литература, и литература русского зарубежья, и так называемая «задержанная» литература.

В существующих учебных программах и учебных пособиях для всех категорий учащихся много неустоявшегося в вопросе об отборе и оценке имен и произведений, их оценках. Это совершенно естественно, ведь осмысление результатов процесса воссоединения русской литературы ХХ века еще не закончен. Признавая безусловные заслуги А. Ахматовой, Б. Пастернака, М. Булгакова, А. Солженицына и других писателей, не следует подходить к творчеству В. Маяковского, М. Горького, М. Шолохова с позиций безусловного отвержения. Как известно, это тенденция особенно сильно проявилась в перестроечное и постперестроечное время. Вычеркивать классиков советской литературы из учебных программ - значит вновь искажать историю в угоду идеологическим схемам.

Таким образом, целью изучения преподаваемой дисциплины является объективное изучение истории русской литературы второй половины ХХ века, формирование восприятия историко-литературного процесса как истории творческих исканий. Необходимо сформировать представление об этапах развития литературы, о концепции личности, об утверждаемом эстетическом идеале, о приоритете общечеловеческих ценностей над узко классовыми интересами.


^ 1.2 Требования к уровню освоения содержания дисциплины


Студенты должны приобрести знание основных закономерностей литературы второй половины ХХ века, получить представление о роли крупных писателей в историко-литературном процессе и в общественной жизни страны. В процессе обучения студентов необходимо выработать у них навыки анализа художественного произведения, способность воспринимать произведение в контексте литературного процесса, умение чувствовать, осознавать эстетическую, идейно-художественную значимость произведения, понимать роль литературы в духовных исканиях общества и в формировании личности.


^ II. Содержание дисциплины


2.1 Основные разделы дисциплины


Литературный процесс 1934 –1 956 гг.

1. Литература периода Великой Отечественной войны.

2. Литература рубежа сороковых – начала 50-х годов.

Литературный процесс 1956 – 1985 гг.

1. Литературный процесс середины 50-х - середины 60-х годов.

2. Литературный процесс середины 60-х – середины 80-х гг.

Литературный процесс середины 80-х годов – конца ХХ века.


    1. Темы и их содержание.

  1. Литература периода Великой Отечественной войны.

Специфические особенности литературного процесса периода Великой Отечественной войны.

Тематика, проблематика, идейный пафос произведений военной поры.

Публицистика военных лет (А. Толстой, К. Симонов, Л. Леонов, В. Вишневский, М. Шолохов и др.). Роль публицистики в развитии военной прозы.

Песенная лирика периода Великой Отечественной войны (М. Исаковский, А. Сурков, В. Лебедев-Кумач, А. Фатьянов и др.).

Идейно-художественное своеобразие лирики военных лет. Тема борьбы с фашизмом, защита культуры и цивилизации. Мотивы Родины, дома, природы, истории страны в стихотворениях К. Симонова, П. Шубина, Д.. Кедрина и др.

Тема любви и верности в лирике фронтовых поэтов.

Жанровое своеобразие стихотворной сатиры периода войны.

Отражение войны в жанре поэмы («Киров с нами» Н. Тихонова, «Пулковский меридиан» В. Инбер, «Зоя» М. Алигер, «Василий Теркин» А. Твардовского).

Первые опыты этического освещения войны («Волоколамское шоссе» А. Бека, «Дни и ночи» К. Симонова, «Народ бессмертен» В, Гроссмана, «Непокоренные» Б. Горбатова).

Драматургия периода Великой Отечественной войны. «Драматическая трилогия» Л. Леонова, «Русские люди» К. Симонова, «Фронт» А. Корнейчука. Жанрово-стилевые особенности пьес.


^ 2. Литература рубежа сороковых – начала 50-х годов.

Специфика литературного процесса в первое послевоенное десятилетие. Постановления ЦК ВКП (б) 1946-1952 гг. по вопросам искусства, доклад А. Жданова. Расцвет казенной патриотической литературы. Вторая волна эмиграции.

Выдвижение на первый план документальной прозы о подвиге советского народа в годы войны (П. Вершигора, Д. Медведев, С. Ковпак и др.).

Судьба социалистического реализма. Атрофия реалистических принципов типизации. Нормативность концепции мира и человека. Превращение творческого метода в нормативную эстетическую систему.

Тема минувшей войны в литературе первого послевоенного десятилетия.

Героико-романтическое воспроизведение событий войны («Молодая гвардия» А. Фадеева, «Звезда» Э Казакевича).

Конкретно-психологическое изображение человека на войне, проза «психологического натурализма» («В окопах Сталинграда» В. Некрасова, «Спутники» В. Пановой, «За правое дело» В. Гроссмана, «Они сражались за родину» М. Шолохова).

Концепция победы и жертвы в войне, тема родины. Образ поколения в лирике послевоенного десятилетия (А. Твардовский, М. Исаковский, Я. Смеляков, С. Орлов, А. Межиров, С. Наровчатов, Е. Винокуров и др.).

Разработка актуальных нравственно-философских проблем в драматургии послевоенных лет. («За тех, кто в море!» Б. Лавренева, «Под каштанами Праги» К. Симонова, «Золотая карета» Л. Леонова»).

Тема восстановления разрушенного хозяйства и возвращение к мирной жизни. «Теория бесконфликтности» и ее реализация в «производственном» романе 40-50 годов («Счастье» Павленко, «Далеко от Москвы» Ажаева, «Журбины» Вс. Кочетова, «Стахановцы» Шебунина, «Труд» Авдеенко и др.).

Тема исторических судеб народа, русской науки и культуры в романе Л. Леонова «Русский лес». «Многослойное» построение романа. Мастерство психологического портрета. Роль реалистической детали и символики. Критическая полемика вокруг романа Леонова.

Историко-революционная тема. Трилогия К. Федина («Первые радости», «Необыкновенное лето», «Костер»). Следование принципам нормативной эстетики в изображении событий революции и гражданской войны.

Судьбы альтернативных эстетических систем. («Возвращение» А. Платонова, «Осударева дорога» М. Пришвина, повести и рассказы К. Паустовского).

Литературный процесс и культ личности Сталина.


^ 3. Литературный процесс середины 50-х середины 60-х гг.

Новый период в развитии литературы и культуры, его связь с решениями ХХ съезда КПСС. Активизация литературной жизни в стране, Появление новых литературно-художественных журналов и альманахов. Вступление в литературу нового поколения писателей, поэтов, драматургов. Творческий взлет писателей старшего поколения. Культурная атмосфера «оттепели».

Внутренняя противоречивость эпохи 60-х годов. Размежевание в писательской среде. Споры по поводу романа В. Дудинцева «Не хлебом единым». Реакция на публикацию романа Б. Пастернака «Доктор Живаго». Дискуссии по поводу прозы А. Солженицына.

Возвращение в литературный процесс «репрессированных» произведений. Воздействие «возвращенного» литературного богатства на литературный процесс 50-60-х гг.

Возникновение тематических и проблемных связей с литературой предшествующих периодов. Обращение к жанрово-стилевому опыту 20-30-х годов.

Судьба творческих методов в конце 50-х и 60-е годы: возрождение социалистического реализма, освобождение его от догм нормативности, превращение в живую эстетическую систему (военная трилогия К. Симонова, «Тишина» Ю. Бондарева и др.); развитие эстетических принципов критического реализма в «новомировской» прозе (В. Семин, А. Солженицын, В. Гроссман и др.); развитие принципов художественного авангарда («поэты-лианозовцы», «кружок Черткова», «филологическая школа» и др.); возрождение внимания к специфике искусства.

Новый характер общественных конфликтов. Стремление осознать историческое прошлое, поиски исторических аналогий. Обращение к теме и образу Ленина. Критика концепции идеального героя.

Литературная критика 60-х годов. Размежевание журналов по принципу: официальная линия – оппозиция - почвенничество. Эстетическая концепция «новомировской» «реальной критики». Противоположные общественно-литературные позиции журналов «Новый мир» и «Октябрь».

Жанрово-тематические образования в прозе 60-х годов («молодежная проза» «НТРовская» проза», «лирическая», «исповедальная проза», «военная проза», «деревенская проза».

Основные тенденции в развитии русской поэзии. Тема «середины века». Новое в решении проблемы искусства и долга художника. Внимание к духовному миру современника. Книги стихов А. Твардовского, Н. Заболоцкого, А. Ахматовой. Развитие жанра поэмы.

Эволюция «эстрадной» поэзии. Особенности лирического героя «эстрадной» поэзии. Гражданственность лирика. Демократический пафос «эстрадной» поэзии. Обращение к философским проблемам современности. Книги стихов Е. Евтушенко, А. Вознесенского, Р. Рождественского и др.

Возникновение жанра авторской песни. Объективные и субъективные причины функционирования этого жанра. Ведущие представители жанра авторской песни (а, Галич, Б. Окуджава, В. Высоцкий, Ю. Визбор и др.).

«Тихая» лирика 60- годов. Обращение поэтов к вечным проблемам человеческой жизни.

Природа и человек в стихотворениях Н. Рубцова В. Соколова, А. Жигулина и др.

Расцвет театра как характерная черта 60-х годов. Возвращение в театральный репертуар пьес, созданных ранее («Клоп», «Баня» Маяковского, «Дни Турбиных», «Бег» М. Булгакова, пьесы Е. Шварца). Возвращение творческой активности драматургов старшего поколения (Погодин, Штейн, Арбузов, Салынский и др.). Расширение жанрового и тематического диапозона пьес.

«Пражская весна» как символическое завершение эпохи «оттепели».


^ Творчество Б. Пастернака (1890-1960).

Поэтические сборники «Близнец в тучах», «Поверх барьеров», «Сестра моя - жизнь», «Темы и вариации», «Второе рождение», «На ранних поездах» как этапы творческого пути Б. Пастернака.

Любовь, природа, творчество как важнейшие поэтические темы Пастернака, взаимосвязь этих тем. Концепция бессмертия души и бесконечности бытия.

Образная многослойность, метафорическая насыщенность стихотворений. Невыделенность лирического героя, «растворенность» его в окружающем мире. Поэтическое воплощение образов пространства и времени.

Жанр «философских определений» в поэзии Б. Пастернака («Определение поэзии», «Определение души», «Определение творчества»)

Звуковая организация стиха. Своеобразие ритмической организации. Усиление всех форм поэтической выразительности, гиперболизация чувств и состояний. Поэтика сгущенной ассоциативности, сцепление музыкальных, живописных, философских, мифологических ассоциаций.

Поэмы «Девятьсот пятый год», «Лейтенант Шмидт», роман в стихах «Спекторский». Тема личного выбора и исторической предопределенности.

Б. Пастернак как переводчик трагедий Шекспира, «Фауста» Гете, стихотворений французских и грузинских поэтов.

Роман «Доктор Живаго» как проза поэта. Своеобразие сюжетосложения, переплетение исторического сюжета с «биографическим», утверждение примата «частной» жизни над историей, случайное как закономерное и провиденциальное.

Роман Пастернака как воплощение его «взглядов на искусство, на Евангелие, на жизнь человека в истории и на многое другое». Концепция жизни и смерти в контексте философии бессмертия души.

Противостояние органического искусственному в художественной структуре романа. Природа как поэтический символ естественности, подлинности жизни. Противопоставление художественного мира разрушительной идее переделки мира. Поэзия как цель, смысл, оправдание жизни Юрия Живаго. Литературный план романа: цитаты и автоцитаты. Утверждение идеи свободной личности, любви к ближнему, идеи жизни как жертвы, их соотнесенность с евангельским истинами.


^ Творчество А. Ахматовой (1889-1966).

Драматизм творческой судьбы А. Ахматовой.

Дооктябрьская лирика Ахматовой. Сборники стихов «Вечер», «Четки», «Белая стая».

Новизна любовной лирики Ахматовой. Психологический лаконизм, внимание к детали, объективированность лирического переживания. Сложная гамма психологических состояний лирической героини (волнение, смятение, отчаяние). Лирическая героиня Ахматовой - воплощение той или иной грани, особенности женского характера, женской души.

«Печать невыраженного трагизма» (Г.Адамович) в поэзии А.Ахматовой. Повествовательность лирики Ахматовой, ее новеллистичность. Широта тематики: от интимно-лирической до гражданской.

Драматический психологизм стихов «Подорожника», «Anno Domini». Эволюция темы любви. Трагедийность мироощущения лирической героини. Мотивы сиротства и вдовства.

Тема России в лирике Ахматовой. Отсутствие патетических деклараций, щемящая человечность стихотворений.

Тема поэта и поэзии в творчестве Ахматовой.

Жизненная и творческая судьба Ахматовой в 20 - 30-е годы. Расширение тематического диапазона, изменение тональности магистральных тем лирики («Не с теми я, кто бросил землю...», «Все расхищено, предано, продано...» и др.)

История создания и форма бытования поэмы «Реквием». Эпоха, Россия, народ в поэме. Фольклорные мотивы и образы. Евангельские мотивы в поэме.

Переводческая деятельность Ахматовой. Тема «Макбета» в ее поэзии 30-х годов («Привольем пахнет дикий мед...», «И вот, наперекор тому...»).

Пушкинская тема в творчестве А. Ахматовой.

Героический и трагический пафос лирических произведений Ахматовой, созданных во время Великой Отечественной войны. Тема Родины в цикле «Ветер войны» и других стихах.

Основные черты поэтики поздней А. Ахматовой. Единство и цельность художественного мира. Книга стихов как основополагающая категория в творческом сознании А. Ахматовой. Осознанное включение «чужого текста» в художественную ткань своего, функциональная значимость этого включения.

Творческая история «Поэмы без героя». Сочетание исторического, биографического, литературного планов в художественной структуре поэмы. «Поэма без героя» как синтез важнейших тем и образов поэзии Ахматовой.


^ Творчество А. Твардовского (1920-1971).

Драматизм жизненного и творческого пути А. Твардовского.

«Поэтика безыскусности» как наиболее адекватная форма народности, важнейшего эстетического принципа Твардовского.

Социально-философское осмысление исторического опыта страны в поэмах Твардовского и его лирике.

Тема коллективизации в поэме «Страна Муравия», социальный оптимизм поэмы. Правдивость жизненного пафоса. Односторонность взглядов на процесс коллективизации.

Творчество А. Твардовского в годы войны. Поэма «Василий Теркин». Творческая история поэмы. Сюжетно-композиционное своеобразие произведения. Лирический и юмористический пафос как средство раскрытия характера. Образ Василия Теркина, конструктивный параллелизм Автора и героя. Своеобразие жанра поэмы «Василий Теркин» как героического эпоса, собирательность образа главного героя.

Поэма «Дом у дороги» в контексте литературного процесса послевоенного десятилетия. Проблематика поэмы, образы героев, жанровая природа. Эпическое и лирическое в поэме. Трагический пафос, идеи гуманизма.

Поэма «Теркин на том свете». Отражение в поэме противоречий административно-командной системы. Противоборство жизни и смерти как основной конфликт поэмы. Пафос утверждения жизни как исторической справедливости бытия.

Тема времени и народной судьбы в поэме «За далью - даль». Поэма «За далью - даль» как лирическая эпопея. Символические образы современной и исторической «далей». Отражение в поэме героических и трагических страниц истории страны. Сюжетно-композиционные особенности. Характер лирического героя.

Поэма «По праву памяти» и литературный процесс 60 - 70-х годов. Тема отца и сына, тема памяти в поэме. Судьба человека и судьба поколения в поэме. Антисталинская направленность произведения. Поэма как акт сопротивления реставраторским тенденциям в жизни общества.


^ Творчество В. Гроссмана (1905-1964).

Публицистика В. Гроссмана в годы войны. Художественное воплощение темы Великой Отечественной войны в повести «Народ бессмертен». Тематика и идейно-художественное своеобразие произведения.

«За правое дело» как первая часть прозаической дилогии В. Гроссмана. Тематика и проблематика романа. Художественное своеобразие. Критика 50-х годов о романе В. Гроссмана.

«Жизнь и судьба» как главная книга В. Гроссмана. Новый уровень правды о войне в романе «Жизнь и судьба». Философская концепция романа. Тема свободы и несвободы в романе. Тема насилия, добра и доброты. Традиции классической литературы в романе «Жизнь и судьба».

«Военная проза».

Новые тенденции в изображении Великой Отечественной войны. Рассказ М.Шолохова «Судьба человека» и его роль в развитии литературы о войне. Ключевые моменты эволюции военной прозы в 60-70-е годы. «Лейтенантская проза» как идейно-художественное единство. Возникновение жанра фронтовой лирической повести. («Батальоны просят огня» и «Последние залпы» Ю.Бондарева, «Южнее главного удара» и «Пядь земли» Г.Бакланова, «До свидания, мальчики» Б.Балтера, «Журавлиный крик» и «Третья ракета» В.Быкова, «Звездопад» В.Астафьева, «Убиты под Москвой» К.Воробьева и др.). Генетическая связь фронтовой лирической повести с художественными традициями «психологического натурализма» («В окопах Сталинграда» В. Некрасова).

Субъектная организация художественного мира фронтовой лирической повести, ее пространственно-временная организация. Концепция героического и новый тип героя. Нравственная природа конфликта. «Человекоцентричный» пафос фронтовой лирической повести. Поэтика «окопной правды».

Роман-хроника К. Симонова «Живые и мертвые». Традиции исторического похода к изображению войны в трилогии К. Симонова.

Нравственно-философское осмысление Отечественной войны в романе В.Гроссмана «Жизнь и судьба».

Пересечение «военной прозы» с «деревенской» и «лагерной» прозой.

Внутренняя полемичность «военной прозы», отражение в ней споров о роли Сталина и других исторических деятелей, о путях развития страны.


«Деревенская проза».

«Деревенская проза» как вершинное достижение литературы 60-х годов.

«Деревенская проза» как особая творческая общность. Условность термина. Появление конкурирующего определения: «онтологическая проза» (Г. Белая). Проза 20-30-х годов о судьбах крестьянской России как предыстория разработки «деревенской прозы» 60-70-х годов.

Рассказ А. Солженицына «Матренин двор» и его место в процессе художественного освоения темы народного бытия. Два основных периода развития «деревенской прозы»: конец 50-х – середина 60-х годов; середина 60-х – конец 70-х годов.

Идейно-стилевые течения «деревенской прозы»: историческая проза («Мужики и бабы» Ю. Можаева, «Кануны» В. Белова); социально-аналитическая проза («Горькие травы» П. Проскурина, «Поденка – век короткий» В. Тендрякова, «Братья и сестры» Ф. Абрамова); психологическая «деревенская проза» («Прощание с Матерой» В. Распутина, «Последний поклон» В. Астафьева, «Привычное дело» В. Белова, «Сельские жители» В. Шукшина).

Переход от «колхозной» проблематики к проблематике «крестьянской». Крестьянин как центр изображаемого бытия, деревня как нравственный первоисточник жизни. Идея «лада», идея природной целесообразности всего бытия старой деревни. Поэтическая концепция дома, семьи, праведничества.

Образы деревенских стариков, их значение в контексте нравственно-философских исканий прозы. Повести В. Распутина.

Русский национальный характер, глубина гуманистического пафоса в повестях В.Белова, Б.Можаева, В.Шукшина.


^ 4. Литературный процесс середины 60-х – середины 80-х гг.

Утверждение общественного застоя как динамического развития в критике данного периода.

Кризисные процессы в эстетике. Идеологичекое противостояние лакировочной идеологии в литературе непечатного бытования.

Дискуссии о возможностях и границах социалистического реализма, теория «социалистического реализма без берегов». Диссидентство как конкретно-историческое и литературное явление. Третья волна эмиграции. Внутренняя противоречивость литературного процесса данного периода. Рождение правозащитной публицистики, непечатные формы ее бытования. «Самиздат» и «тамиздат». Возникновение самиздатовского журнала «Хроника текущих событий» (1968-1983).

Издание альманаха «Метрополь» (1979).

Усиление цензуры, массовые чистки библиотек.

Новые методы борьбы с писателями, отвергающими догмы социалистического реализма.

Феномен «секретарской литературы». Расцвет монументальной «народной эпопеи» («Вечный зов» А. Иванова, «Судьба» П. Проскурина, «Строговы» Г. Маркова, «Истоки» Г. Коновалова и др.).

Возникновение массовой литературной культуры (исторические романы В. Пикуля, политические детективы Ю. Семенова и др.).

Литературная деятельность Ю. Трифонова, В. Быкова, В. Астафьева, В. Шукшина, А. Вампилова, В. Белова, В. Распутина.

Расцвет драматургии 70-х годов. Распространение жанра остросоциальной «производственной драмы».

Открытая дискуссионность пьес А. Гельмана («Протокол одного заседания»), И. Дворецкого («Человек со стороны»), Г. Бокарева («Сталевары»).

Развитие «интеллектуальной драмы» (Г. Горин, Э. Радзинский, Ю. Эдлис и др.). Художественные открытия А. Вампилова. Зарождение драматургии «новой волны» (Л. Петрушевская, В. Славкин, А. Разумовская, А. Галин и др.).

Расцвет иронической прозы (В. Ерофеев, В. Аксенов, В. Войнович, Ф. Искандер и др.).

Научно-фантастические романы братьев Стругацких.

Формы взаимодействия классических и неклассических систем. Рождение русского постмодернизма. Реализация художественных принципов постмодернизма в прозе, поэзии, драматургии 70-80-х годов.


^ Творчество А. Вампилова. (1937 - 1972)

Драматургия А. Вампилова в контексте современного ему литературного процесса. Источники театра Вампилова. Жанровый синтез: тенденция к использованию жанровых признаков водевиля, мелодрамы, комедии, высокой романтической драмы. Средства психологического анализа. Своеобразие драматического конфликта. Герой Вампилова, как реализация противоположных возможностей, его духовная эволюция в пьесах (Колесов - Бусыгин, Зилов - Шаманов). Система характеров, использование устойчивых драматургических типов, образующих устойчивые дуэты. Проблема испытания человека бытом, однообразной повседневностью.

Тема нравственного торга, духовного предательства в пьесе «Прощание в июне».

Разнообразие характеров современного молодого человека в пьесе «Старший сын». Проблема духовной близости людей, доброты, взаимопонимания.

Жанровое своеобразие («монодрама») пьесы «Утиная охота», трагифарсовое начало в художественном мире пьесы. Проблема выбора: драма несостоявшейся жизни. Многозначность художественной оценки, выраженная в множественности вариантов финала пьесы. Образ Зилова. Зилов и «зиловщина». Роль символических деталей.

Переход от монодрамы к драме характеров в пьесе «Прошлым летом в Чулимске». Притчевое начало в последней пьесе Вампилова. Шаманов в ряду вампиловских героев. Любовный сюжет как испытание героя. Проблема авторского идеала.

Развитие эстетических принципов Вампилова в драматургии «новой волны» 70 – 90-х гг.


^ Творчество В. Шукшина (1928 - 1974).

Феномен Шукшина: многообразие дарований. Философская проблема народной нравственности и правды как центральная в прозе, кинодраматургии, режиссерской и актерской работах Шукшина. Изображение жизни народа как краеугольного камня вселенной. Творчество Шукшина и «деревенская проза»: притяжения и отталкивания.

Проблема нравственного самосознания личности в новеллистике В. Шукшина («Сельские жители»). Отражение сложности психологического состояния человека в процессе формирования личной нравственности («Сураз», «Срезал», «Микроскоп» и др.). Философское осмысление судьбы русского народного характера («Алеша Бесконвойный», «Залетный» «Дядя Ермолай» и др.). Двуплановость сюжета, своеобразие выявления авторской позиции.


^ Творчество Ф.А. Абрамова (1920 - 1983).

Жанровое и стилевое многообразие творчества Ф. Абрамова. Судьба народа и судьба человека как центральная проблема творчества.

Роман-трилогия «Братья и сестры».

Содержание и проблематика. Структура произведения. Смысл названия. Время как историческая и художественные категория. Героическое и трагическое.

Процесс «раскрестьянивания» деревни в трилогии «Братья и сестры». История семьи Пряслиных и концепция народа.

Повести и рассказы Ф. Абрамова («Деревянные кони», «Пелагея», «Алька». «Последняя охота», «Пролетали лебеди» и др.).

Публицистика Ф. Абрамова.


^ Творчество В.П. Астафьева (1924 - 2002).

Нравственная проблематика рассказов и повестей Астафьева. Тема войны в творчестве Астафьева.

В. Астафьев - писатель военного поколения. Начало творческого пути.

«Последний поклон». Изображение народа и жанровое своеобразие произведения. Лиричность автобиографического героя. Своеобразие астафьевского автобиографизма

Повесть «Пастух и пастушка» - новаторское произведение о Великой Отечественной войне, о народном характере. Гуманистическая сущность астафьевской концепции войны.

«Царь-рыба» как социально-философское произведение. Специфика конфликта. Типология героев.

«Печальный детектив». Новизна жизненного материала и героя. Связь романа с предшествующим творчеством В. Астафьева.


^ Творчество В.Г. Распутина (род. В 1937).

Роль Распутина в становлении «деревенской» и нравственно-философской прозы. Обращение к истокам народной и нравственной памяти.

Философская повесть «Живи и помни». Новое в изображении войны. Трактовка памяти как нравственной проблемы.

Социальная актуальность проблематики и философско-этическое решение вечных тем в «Прощании с Матерой».
Повесть «Пожар». Отражение кризиса в народном сознании. Проблемы экологии. Образ героя времени. Мотив дома. Поэтика прозы В. Распутина.


^ Творчество И.А. Бродского (1940 - 1996).

Драматизм творческой судьбы поэта.

Романтический характер ранней лирики («Гладиаторы», «Пилигримы», «Стансы» и др.). Формирование творческой индивидуальности. Художественный мир поэта. Трагический характер мировосприятия. Важнейшие поэтические темы Бродского (смерть, одиночество, разлука, пространство, время и Вечность, поэт и поэзия). Экзистенциальные мотивы в лирике Бродского. Христианские мотивы и образы в лирике поэта. Книга как жанр в поэзии Бродского. Художественное единство книг «Остановка в пустыне», «Конец прекрасной эпохи», «Часть речи», и др. Особенности поэтики Бродского (звуковая организация, особый интонационный строй, сложность поэтического синтаксиса). Жанровые поиски Бродского. Реминисцентная природа поэзии Бродского. Эволюция поэзии Бродского: от экспрессивности – к нейтральности тона, от простоты – к усложнению поэтического синтаксиса, от точных метров – к интонационному стиху. Изменение тональности магистральных тем лирики.

Нобелевская лекция как выражение человеческого и поэтического кредо Бродского.


^ Творчество А. Солженицына (род. В 1918).

Драматизм творческой и человеческой судьбы А.И. Солженицына.

Русский национальный характер, история России XX века, политика и ее роль в жизни отдельного человека и нации в целом - сквозные темы в творчестве А. Солженицына.

Рассказ «Один день Ивана Денисовича». Тема совестливости и достоинства. Система образов: противостояние людей и «псов клятых». Сюжетные и композиционные особенности рассказа. Своеобразие художественного языка.

Традиции житийной литературы в рассказе «Матренин двор». Система образов: противостояние людей и «паразитов несочувственных». «Матренин двор» в контексте «деревенской прозы» 60-70-х годов.

«Простой человек», жертва жестокого обездушивающего мироустройства как объект изображения, как тип личности в рассказах Солженицына. Разные грани русского национального характера: трудолюбие, доброта, сердечность, способность притерпеться к аду героя рассказа «Один день Ивана Денисовича», праведничество героини рассказа «Матренин двор».

Традиции русской классической литературы в романе «В круге первом». Пространственно-временная организация («крайнее уплотнение времени» (Ж.Нива) романа. Система образов в романе. Центральные персонажи романа (Нержин, Сологдин, Рубин) как выразители разных концепций исторической судьбы России. Сатирическое освещение образа Сталина. Семантическая многослойность названия произведения. Марфинская «шарашка» как первый круг гулаговского ада.

Жанровая природа повести «Раковый корпус». Сочетание конкретно-исторической реальности и аллегории в поэтике повести. Символический характер образа «ракового корпуса».

«Архипелаг ГУЛАГ» как «самый выдающийся, самый мощный обвинительный акт политическому режиму». Систематический обзор преступлений правящего режима против своего народа в «опыте художественного исследования» А.Солженицына. «Архипелаг ГУЛАГ» как «энциклопедия» советской каторги. Композиционное своеобразие и поэтика книги. «Человеческое измерение» как точка отсчета в исследовании советской карательной системы. Образ Автора в книге «Архипелаг ГУЛАГ».

Обновление традиционной реалистической поэтики в эпопее «Красное колесо». Использование жанровой формы летописи. Проблематика и идейное содержание произведения.

Композиционная многослойность, «повествованье в отмеренных сроках», метод «узловых точек» («Август четырнадцатого», «Октябрь шестнадцатого», «Март семнадцатого», «Апрель семнадцатого»), сочетание документального и художественного.

Место А.Солженицына в общественной жизни и в историко-литературном процессе второй половины XX века.


^ 5. Литературный процесс середины 80-х годов – конца ХХ века.

Демократические реформы в стране. Эпоха «перестройки» и «гласности». Распад СССР. Резкая активизация литературной жизни в конце 1980-начале 1990-х годов.

Публицистика и ее роль в формировании общественного сознания и литературного процесса. Социально-экономические, общественно-исторические и политические проблемы в публицистических исследованиях И. Клямкина, В. Селюнина, Г. Лисичкина, О. Лациса, Ю. Черниченко, Ю. Карякина, В. Шубкина и др.

Литературная критика и ее роль в литературном процессе. Осмысление этапов развития истории советской литературы в контексте перестроечных процессов. Введение в научный оборот новых и насильственно изъятых имен и произведений в литературно-критических статьях М. Чудаковой, И. Золотусского, Л. Латыниной, Е. Добренко, А. Бочарова и др.

Восстановление гражданства писателей–эмигрантов (А. Солженицын, В. Аксенов, В. Войнович и др.).

Процесс «возвращения» произведений классиков ХХ века, запрещенных советским режимом по причинам политического характера (русская религиозная философия начала ХХ века, «Несвоевременные мысли» М. Горького, поэзия Н. Гумелева, «Окаянные дни» И. Бунина, «Мы» Е. Замятина, «Собачье сердце», «Роковые яйца» М. Булгакова, «Реквием» А. Ахматовой, «Доктор Живаго» Б. Пастернака и др), произведений « оттепельного периода» («Жизнь и судьба», «Все течет» В. Гроссмана, «По праву памяти» А. Твардовского, «Архипилаг ГУЛАГ» А. Солженицына и др.), произведений писателей русского зарубежья (В. Набоков, Г. Иванов, Г. Газданов, И. Бродский, А. Солженицын, Г. Владимов и др.), произведений писателей авангардистской ориентации (Вен. Ерофеев, Д. Пригов, И. Жданов, Т. Кибиров и др.).

Поляризация литературных изданий в соответствии с их политическими позициями. Обилие литературных дискуссий. Статья Виктора Ерофеева «Поминки по советской литературе».

«Шоковая терапия» как форма организации взаимоотношений между писателями и читателями («Плаха» Ч. Айтматова, «Пожар» В. Распутина, «Печальный детектив» В. Астафьева и др.).

Знакомство широкой читательской аудитории с «лагерной» прозой и поэзией: открытие подлинной истории Отечества(«Верный Руслан» Г. Владимова, «Крутой маршрут» Е. Гинзбург, «Погружение во тьму» О. Волкова и т.д.), А. Солженицын и В. Шаламов как классики «лагерной прозы».

Антисталинская тема в русской литературе («Дети Арбата» А. Рыбакова, «Белые одежды» В. Дудинцева, «Ночевала тучка золотая…» А. Приставкина и др.).

Тема Великой Отечественной войны в современной литературе. Связь этой темы

с проблемой тоталитарного государства. Пафос трагического ощущения обесцененного подвига («»Проклятые и убитые» В. Астафьева, «Генерал и его армия» Г. Владимова, «В кригере» В. Богомолова).

Многообразие стилевых и жанровых поисков в современной прозе. Неоклассическая (традиционная) проза (В. Астафьев, В. Распутин, В. Белов, Л. Бежин, О. Николаева и др.). Условно-метафорическая проза (А. КИМ, А. Кабаков, Л. Петрушевская, А. Курчаткин, В. Пелевин и др.). «Другая» проза (Т. Толстая, Вик. Ерофеев, Е. Попов и др.).

Постмодернистские тенденции в поэзии («концептуализм», «метаметафоризм», «метареализм», «куртуазный маньеризм» и т.д.).

Постперестроечная «новая драма», «новая-новая волна» в драматургии (Н. Коляда, А. Слаповской, К. Драгунская, М. Арбатова и др.).

Влияние рынка на современный литературный процесс. Появление и широкое распространение «массовой литературы».

Проблемы развития отечественной литературы последнего десятилетия ХХ века в литературоведении и критике.


III. Рабочая программа дисциплины


^ 3.1 Распределение часов курса по темам и видам работ.


№№

п/п

Наименование тем и разделов

Всего

часов

Аудиторные занятия

Самост.

работа

Лекции

Семинары

1

Литературный процесс середины 50-х – середины 60-х гг. Жанрово-тематические и стилевые образования в литературе 60-х годов. «Военная проза» 60 – 70-х годов.

6

2



4

2

Творчество Б. Пастернака

8

2

2

4

3

Творчество А. Ахматовой

8

2

2

4

4

Творчество А. Твардовского

6

2

2

2

5

Творчество В. Гроссмана

6

2

2

2

6

«Деревенская проза»: Тематика, проблематика, стиль.

8

2

2

4

7

Литературный процесс середины 60-х – середины 80-х гг.

7

1

2

4

8

Творчество А. Вампилова

6

2

2

2

9

Творчество А. Солженицына

8

2

2

4

10

Литературный процесс середины 80-х – конца ХХ века.

7

1

2

4




Всего

70

18

18

34







оставить комментарий
страница1/5
Дата23.09.2011
Размер0.78 Mb.
ТипСамостоятельная работа, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3   4   5
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх