Тема учебного занятия icon

Тема учебного занятия


Смотрите также:
Конспект учебного занятия с использованием цор (цифровые образовательные ресурсы) Город:...
Тема учебного занятия...
Тема учебного занятия: Транспортные системы организма...
Тема учебного занятия...
Урока № Тема учебного занятия: «Углерод» (рассчитан на 2 учебных часа)...
Конспект учебного занятия по Всеобщей истории Тема учебного занятия...
Планирование занятия. Конструирование задач учебного занятия Модель учебного занятия...
Методические рекомендации по анализу занятия учебной группы Можно выделить три типа анализа...
Методические рекомендации по анализу занятия учебной группы Можно выделить три типа анализа...
Рекомендации к проектированию учебного занятия При проектировании учебного занятия можно...
Учебного занятия: «Михаил Афанасьевич Булгаков. Жизнь, творчество...
План и конспект учебного занятия Методы и приемы обучения на занятиях...



Загрузка...


Конспект учебного занятия с использованием ЦОР (цифровые образовательные ресурсы)


Тема учебного занятия:

Античность – колыбель европейской культуры. (урок № 2)


Класс 10


Разработала: Алехина Ю.Ю.

учитель ИЗО и МХК

МОУ «СОШ № 51 им. Ф.Д. Воронова»


Город: Магнитогорск, 2007г.

Урок №2


Тема учебного занятия: Античность – колыбель европейской культуры. Искусство классики анализ древнегреческой скульптуры в процессе изучения произведений знаменитых скульпторов классического периода. Эпоха Эллинизма.


^ Продолжительность занятия: 45минут.


Тип учебного занятия: комбинированный урок.


Цели учебного занятия:

1. Дать общие представления об особенностях культуры Древней Греции. Рассмотреть основные периоды развития культуры и определить характерные классического периода Древней Греции и эпохи Эллинизма.

2. Развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления; овладение умением анализировать произведение искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение. Расширение кругозора учащихся; развитие умственных способностей (анализа и синтеза); эстетическое развитие; создание единой картины мира; раскрытие связи между самовосприятием личности и ее отражением в искусстве; построение межпредметных связей (МХК, литература, история).

3. Воспитание художественно-эстетического вкуса, освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре и их характерных особенностях.


Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор.Диск «Мировая художественная культура 10-11 классы» ЗАО «Инфостудия Экон», диск «Культурология» ЗАО «Новый диск», диск «МХК от зарождения до XVII века» Издательский дом «Питер».


^ Дидактические материалы к учебному занятию: Презентация на основе ЦОР «Античность – колыбель европейской культуры»;

Карточки с проверочными вопросами.


^ Ход учебного занятия:


1 Организация начала урока (2мин.)

Цель этапа: Подготовка учащихся к работе.

Знания: организация внимания и внутренней готовности.

Умения: умение организовываться.

Методы: словесный.

Формы: фронтальный.

Деятельность учителя: приветствие, выявление отсутствующих, проверка готовности к уроку, изложение темы урока – художественная культура Древней Греции классического периода и эпохи Эллинизма

Деятельность учащихся: Подготовка к работе. Приветствие учителя. Прослушивание инструктажа.

^ 2 Повторение пройденного материала. (3мин)

Цель этапа: Актуализация и проверка знаний учащихся.

Знания: Знать основные этапы развития мировой истории, в частности истории Древнего мира, Древней Греции. Знать особенности развития Древней Греции.

Умения: Иметь навык работы с различными источниками информации.

Методы: Фронтальная беседа.

Формы: фронтальная работа с классом.

Деятельность учителя: Мы продолжаем изучать искусство Древней Греции. Но прежде чем мы начнем новую тему, давайте вспомним основные периоды развития античного искусства и основные памятники архаики и классического периода.

  • Назовите основные периоды развития искусства Древней Греции.

  • Кто является автором произведений «Иллиада» и «Одиссея»?

  • Назовите режим правления в период архаики.

  • Что такое ордер?

  • Назовите типы греческих ордеров.

  • Что в переводе с греческого обозначает Акрополь?

  • Назовите архитектурные памятники Афинского Акрополя.

  • Назовите имена архитекторов Парфенона.

Деятельность учащихся: Учащиеся отвечают на вопросы учителя.


^ 3 Знакомство с новым материалом: (25мин.)


Цель: Знакомство с особенностями культуры Древней Греции. Рассмотреть классический и эллинистический периоды развития культуры Древней Греции и определить характерные черты искусства. Показать особенности искусства эпохи эллинизма в системе исторического и культурного развития человечества.

Знания: Знакомство с материалом с демонстрационного экрана, выборка интересной информации.

Умения: Анализировать полученную информацию, сравнивать пройденный материал с новым материалом. Работа с репродуктивным материалом.

Методы: Объяснительно-иллюстративный. Репродуктивная беседа (трансляция).

Формы: Коллективная, индивидуальная, самостоятельная и исследовательская.

Используемые ЦОР: слайд-фильм на цифровых носителях. Использование аудиторной демонстрационной техники на основе ПК.

Деятельность учителя: Через проектор с монитора ПК проводится демонстрация подобранного материала по теме урока «Античность- колыбель европейской культуры».

Деятельность учащихся: Смотрят, слушают, заполняют таблицу в тетради, отвечают на вопросы.

Материал: Многочисленные скульпторы работали в Греции в V в. до н. э. Среди них выделяются три наиболее значительные: Мирон, Поликлет и Фидий.

Мирон в своем творчестве окончательно преодолел последние пережитки архаического искусства с его застылостью и неподвижностью форм. В середине V в. до н. э. он создал статую Дискобола — юноши, бросающего диск. Сложную позу напрягшегося для броска атлета он передал живо и убедительно. Бронзовая статуя Мирона не сохранилась, как и многие другие греческие скульптуры, известные лишь в более поздних копиях (лучшая копия «Дискобола» хранится в Музее Терм в Риме). И в других своих произведениях Мирон стремился раскрыть все богатство и разнообразие движений человека.

В отличие от Мирона его младший современник Поликлет обычно изображал спокойно стоящего человека. Особенной славой пользовалась его статуя Дорифора (копьеносца), атлета-воина, воплощающего идеал прекрасного и доблестного гражданина свободного полиса (ок. 440 до н. э., мраморная римская копия в Национальном музее в Неаполе). Поза юноши, слегка согнувшего одну ногу и опирающегося на другую, проста и естественна, мускулатура его сильного тела передана живо и убедительно. Поликлет строил свои скульптуры по разработанной им системе математически точного соотношения частей человеческого тела. Древние греки называли статую Дорифора каноном, т. е. правилом; многие поколения скульпторов следовали ее пропорциям в своих произведениях.

Памятником могущества Афин и величия победы над персами стал воздвигнутый при Перикле ансамбль афинского кремля — Акрополя. Как и другие сооружения древних греков, Акрополь сильно пострадал от времени, но и теперь он поражает гармонией и уравновешенностью своей планировки, красотой отдельных зданий. Лучшие архитекторы и скульпторы того времени трудились над его возведением. Руководил же всеми работами величайший скульптор Греции, друг Перикла — Фидий.

Скульптурный декор Парфенона был создан под руководством Фидия. На рельефах фриза он изобразил торжественное шествие афинского народа в день праздника богини Афины — Великих Панафиней.

Вот скачут юноши на неоседланных конях (Всадники); едут колесницы; мерным шагом идут юноши и девушки с дарами богине, ведут жертвенных быков; возглавляют процессию почтенные старцы. (Фриз Парфенона находится в Британском музее в Лондоне. Отдельные его плиты — в музее Акрополя в Афинах и в Лувре в Париже. Часть фриза сохранилась на стенах Парфенона.) На длинной, около 160 м, ленте фриза расположено более 500 фигур людей и животных, и ни одна из них не повторяет другую.

Фронтонные скульптуры Парфенона дошли до нас в обломках, но даже в таком виде они полны величия и красоты. На восточном фронтоне Фидий изобразил миф о рождении богини Афины, которое происходило в присутствии других богов Олимпа. Особенно хороша статуя безмятежно отдыхающего бога Диониса, исполненная ленивой грации (Британский музей, Лондон). К числу лучших творений Фидия принадлежит группа трех богинь, расположенная в правой части фронтона. Она привлекает необычайной свободой и гордой грацией (Британский музей, Лондон). Великолепно переданы свободные и естественные позы, тонкие одежды богинь.

Для Парфенона Фидий создал колоссальную, высотой 12 м, статую богини Афины Парфенос из золота и слоновой кости (442 — 432 до н. э.). Она не сохранилась до наших дней и известна лишь по небольшим копиям (уменьшенная мраморная римская копия хранится в Национальном музее в Афинах). Богиня войны и мудрости была представлена спокойно и величаво стоящей в полном вооружении. Эта статуя олицетворяла мощь Афинского государства. Не сохранилась и самая прославленная работа Фидия — 14-метровая статуя Зевса, сделанная также из золота и слоновой кости для храма в Олимпии. Греки считали ее одним из семи чудес света.

В конце V в. до н. э. начинается период кризиса рабовладельческих полисов Греции. Война Афин со Спартой ослабила Грецию. Изменяется мировоззрение греков, их отношение к искусству. Величаво-возвышенное искусство V в., прославляющее героя-гражданина, уступает место произведениям, отражающим индивидуальные чувства, личные переживания. Скульптор первой половины IV в до н. э. Скопас изображает раненых воинов с лицами, искаженными страданием. Славилась его статуя Менады, спутницы бога вина Диониса, несущейся в неистовой, хмельной пляске (уменьшенная мраморная копия находится в Дрездене, в Альбертинуме).

По-новому стали изображать и богов. В статуях прославленного скульптора IV в. до н. э. Праксителя боги, утратив величие и мощь, приобретали черты земной, человеческой красоты. Бога Гермеса он изобразил отдыхающим после долгого пути (Музей, Олимпия). На руках у бога младенец Дионис, которого он забавляет виноградной кистью. Тонко передал Пракситель красоту и грацию юношеского тела Гермеса, задумчивость его спокойного лица.

Скульптор второй половины IV в. до н. э. Лисипп создал новый образ юноши-атлета. В его статуе Апоксиомена (юноши, очищающего тело от песка) подчеркнута не гордость победителя, а его усталость и взволнованность после состязаний (Музей Ватикана, Рим).

Помимо храмов к высшим достижениям греческой архитектуры относятся театры. Эти открытые сооружения с поднимающимися ступенями — сиденьями для зрителей — отличались прекрасной акустикой. Знаменит был театр в Эпидавре, построенный архитектором Поликлетом Младшим в IV в. до н. э.

Трагедии и комедии в V в. до н. э. стали главными жанрами литературы. Произведения Эсхила, Софокла, Еврипида и Аристофана собирали тысячи зрителей, афинских граждан, живо воспринимавших происходившее на сцене.

Конец V – IV в. до н. э. – период бурной духовной жизни Греции, формирование идеалистических идей Сократа и Платона в философии, развивавшихся в борьбе с материалистической философией Демокрита, который ввел понятие атомов и материи.

^ Эпоха эллинизма.

К концу IV в. до н. э. узость границ маленьких греческих городов-государств ощущалась все острее. Классический греческий мир, раздираемый внутренними войнами, практически изжил себя. Наступала новая эпоха: стирались границы, объединялись культуры и народы. Этому способствовали завоевательные походы выдающегося греческого полководца — македонского царя Александра. Искусство эпохи эллинизма


Новый этап в истории Греции, наступивший в конце IV в. до н. э., после завоеваний Александра Македонского, и продолжавшийся до I в. до н. э., называется эпохой эллинизма. Искусство этого периода — эллинистическое искусство — распространяется на обширной территории, захватывая Грецию, Египет, Малую Азию, Северное Причерноморье, Среднюю Азию. Греческое искусство этого времени обогащается некоторыми идеями и темами восточного искусства. Эллинистическому искусству свойствен интерес к личности конкретного человека, к событиям повседневной жизни. Появляются портреты, передающие индивидуальные черты людей: величественных царей, смелых воинов, мудрых философов и поэтов. Распространяются жанровые скульптуры, украшавшие дома и сады богатых граждан, такие, как статуя мальчика с гусем скульптора Боэфа (начало II в. до н. э., Музей античной скульптуры, Мюнхен).

В то же время эллинистическое искусство призвано было прославлять победы царей — новых владык Греции и завоеванных Александром Македонским стран Востока. Характерна для этого периода статуя богини победы Нике Самофракийской (II в. до н. э., Лувр, Париж).

В Пергаме, государстве Малой Азии, в 180 г. до н. э. был сооружен алтарь Зевса — огромный мраморный помост для жертвоприношений верховному богу греков, увенчанный колоннадой и украшенный большим рельефным фризом. Сюжет фриза — битва богов с гигантами, сыновьями богини Земли Геи, — символизировал победу пергамских царей над врагами. Могучие боги стремительными, порывистыми движениями атакуют и повергают наземь гигантов — чудовищ с человеческим туловищем, но со змеями вместо ног. С поразительной силой переданы пафос борьбы, торжество победителей и мучительные страдания побежденных (рельефный фриз Пергамского алтаря хранится в Музеях в Берлине).

Термин «эллинизм» возник еще в поздней античности на основе тех слов, которыми называли людей, подражающих грекам или выдающих себя за таковых.

«История эллинизма», посвященного трехсотлетнему периоду правления Александра Македонского, его преемников и их потомков. С этого времени термин вошел в научную литературу как обозначение большого исторического периода, характеризуемого сложнейшим сплавом двух цивилизаций — западной (эллинской) и восточной (азиатской).
Это уже, кажется, понимали в эпоху Александра. Так, поэт Адей (IV в. до н.э.) в эпиграмме «Александру Великому» восклицает:

^ Гроб Александра, царя Македонского, славя, Европу всю Мавзолеем его, Азию всю назови.

Здесь определена одна из главных задач эллинизма — эллинизация Востока, которая шла в тесной зависимости от ориентизации Запада. «Эллину должен уподобиться каждый из варваров» — эти слова Александра стали девизом его похода.

После смерти Александра Македонского колоссальная монархия распалась на несколько областей, которыми управляли его сподвижники. Сама Греция пустела и постепенно превращалась в провинцию: мастера находили заказы при дворах новых правителей. Однако она оставалась главным средоточием эллинизма — художественной системы восприятия мира. Искусство эпохи, наступившей после смерти Александра Македонского, назвали эллинистическим, потому что местные традиции и школы в каждой стране во многом подражали общепризнанному эллинскому стилю. Это искусство воплощало новую идею величия мира, объединенного на громадном пространстве эллинской культурой. Осуществлялись фантастические проекты: горы превращались в города, создавались исполины вроде медного Колосса Родосского в гавани острова Родос.

Учитель. Что вы знаете об Александре Македонском и его завоеваниях?

Ученики.

Это был великий полководец, мечтавший завоевать весь мир.

— Он покорил многие азиатские страны.

— Он мечтал о создании великого государства, объединяющего разные народы.

Эллинизм — завершающий период древнегреческой культуры.

^ Стремление выйти за рамки человеческого и прорваться в мир богов — одна из характерных черт искусства той эпохи.

Повсеместно строились и пышно расцветали города, которые уже не следовали живописному принципу оформления акрополей. Новые города подчиняли местность регулярной планировке. Одним из самых красивых городов той поры был Пергам (ныне Бергама в Турции). Главная святыня города — храм Афины — имел весьма внушительный вид. Другие постройки прекрасно сочетались с уступами почти голой скалы и были рассчитаны на восприятие города со стороны моря.

Известная скульптурная группа «Лаокоон» рассчитана на восприятие анфас. Зритель видит сразу и бородатого троянского жреца Лаокоона, тщетно пытающегося сорвать с себя змеиные путы, и двух его детей, один из которых уже погибает. Яд разлился по телу жреца: бедро уже омертвело, но руки и торс еще продолжают бороться, а в лице запечатлелась смертная мука. Несмотря на тяжесть ситуации, Лаокоон сохраняет благородство и величие. Работа исполнена виртуозно. Анатомия человека передана с невиданной ранее тщательностью, доходящей почти до натурализма. Правда, фигуры сыновей не очень убедительны — греки всегда ценили красоту лишь зрелых людей. Детей они изображали как уменьшенных взрослых.

Другим шедевром эллинистического искусства является ^ Ника (Нике) Самофракийская, созданная во II или III в. до н. э. Богиня победы представлена как бы слетающей с постамента в форме кормы корабля. Ее прекрасное мощное тело облегают намокшие одежды. Винтообразный поворот фигуры прорезает воздух, наполненный брызгами соленого моря. Могучие крылья Ники как бы трепещут за спиной, каждое перо на них показано отдельно. Образ величав и в то же время поэтичен. Воплощавшаяся в искусстве идея грандиозности мира и происходивших в нем катаклизмов — лишь одна сторона эллинизма. Другой стороной был уход в мир личный, духовный. Появились камерные образы, главным содержанием которых стала духовная жизнь. Одним из лучших памятников такого рода является Венера Милосская. Богиня изображена полуобнаженной — так, что одеяние, окутывая голые ноги и низ торса, является постаментом для открытых рук, которые были показаны в движении. Возможно, в одной из них Венера держала яблоко. В эпоху эллинизма она была одной из любимых богинь. Ее представляли то кокетливой, то задумчивой, то шаловливой. Венера с острова Мелос строга и сдержанна. У нее простая прическа с прямым пробором, лицо и фигура представлены довольно обобщенно. Вероятно, она стояла на высоком постаменте и смотрела на зрителя сверху вниз. Взгляд богини ниспосылает покой.

Мир стареет, стареет и культура. Чувствуется, что эпоха эллинизма — это «осень» всего древнегреческого мира. Тогда любили изображать некрасивую натуру (жутких морщинистых обнаженных старых рыбаков и пьяных старух), а иногда впадали в слащавость, показывая женщин с томным выражением глаз и пухленькими губками. Порой смешивали жанры, включая в игру фантазии прекрасных обнаженных богинь и старых рогатых сатиров. Такие произведения уже стоят на грани жанрового искусства — сюжетных композиций, темы которых основаны на впечатлениях обыденной жизни.

Гражданские, философские и религиозные проблемы уже давно перестали волновать большинство людей. Их кредо — живи незаметно. Побежденный Римом мир входил в новый, последний этап своего античного развития — в рамках древнеримской культуры.

^ 4. Закрепление и применение знаний(5мин).

Цель этапа: Проверка и контроль полученных знаний.

Знания: Знать важнейшие памятники искусства Древней Греции.

Умения: Анализировать особенности основных памятников Древнегреческого искусства.

Методы: Контроль полученных знаний.

Формы: Индивидуальная

Деятельность учителя: Мы на уроке познакомились с художественной культурой древней Греции.

Закрепим ваши знания по изученной теме.

Учащимся предлагаются разно уровневые задания.

1. Соотнесение художника и его творчества (зрительный ряд).

На экране вам будут представлены изображения художественных произведений. Ваша задача узнать и записать название и указать автора.

2. Работа по карточкам индивидуально.

Ваша задача вставить пропущенные слова, даты, термины, названия авторов.

Деятельность учащихся: Индивидуальная письменная работа.


^ 5.Итог урока(3мин).

Цель этапа: Обобщение знаний по теме «Искусство Древней Греции».

Знания: Знать художественные произведение Древней Греции.

Методы: Словесные.

Деятельность учителя: Мы на уроке познакомились с художественной культурой древней Греции.

1.Культуру, каких периодов мы рассмотрели?

2.Каковы особенности периодов развития классического периода и эллинистического?

Деятельность учащихся: Зачитывают информацию, записанную в таблице, по ходу урока.


^ 6.Домашнее задание(2мин).

Деятельность учителя: Предлагает разно уровневое домашнее задание:

1.Составить вопросы для проверочной работы.

2. Творческая работа. Написание синквейна

Схема синквейна:

1-я строка — существительное (тема синквейна);
2-я строка — два прилагательных;
3-я строка — три глагола;
4-я строка — короткое предложение;
5-я строка — итоговое существительное.

Пример синквейна:

Эллинизм.
Развивающийся, стареющий.
Распространяется, влияет, увядает.
Осень древнегреческого мира.
Перемены.

3.Составить кроссворд.

Деятельность учащихся: Записывают задание в дневники.


Список литературы, используемый для подготовки к уроку:.

  • Е.П. Львова, Н.Н. Фомина «Мировая художественная культура. От зарождения до XVII века» Очерки истории. – М.: Питер, 2007г.

  • Л. Любимов «Искусство Древнего Мира» - М.: Просвещение, 1980г.

  • Н.Н. Куцман «Элективный курс Культура Древнего Мира». – Волгоград «Корифей»

  • Ю.Е. Галушкина «Мировая Художественная Культура». – Волгоград: Учитель, 2007г

  • Журнал «Искусство» №7 1993г.

  • Т.Г. Грушевская «Словарь по МХК» – Москва: «Академия», 2001г.

  • А.И. Немировский. «Книга для чтения по истории Древнего мира»






Скачать 133.24 Kb.
оставить комментарий
Алехина Ю.Ю
Дата22.09.2011
Размер133.24 Kb.
ТипКонспект, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

не очень плохо
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх