Раннесредневековая англия в источниках icon

Раннесредневековая англия в источниках


Смотрите также:
Англия старая и современная Англия...
С. А. Домашова Испанская раннесредневековая ересь...
Англия: география, хозяйство, политическое устройство...
Вопрос об источниках литературного произведения всегда представляет чрезвычайно важную задачу...
Административный регламент Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области...
Задачи образовательные: Учить школьников поиску в различных источниках информации о...
1 Почему мы нуждаемся в возобновляемых источниках энергии? 6...
История западноевропейской литературы...
История западноевропейской литературы...
Справочник {0>...
Президент, конституция...
Вопросы по "Истории экономических учений"...



Загрузка...
скачать
Маркова С.П.

РАННЕСРЕДНЕВЕКОВАЯ АНГЛИЯ В ИСТОЧНИКАХ

Англосаксонский период английской средневековой исто­рии обнимает шесть столетий: с середины V до середины XI вв. Вся история раннесредневековой Англии — это время почти беспрерывных массовых вторжений на территорию острова различных племенных объединений (англов, саксов, ютов, скан­динавов), которые сопровождались грабежами, убийствами, уничтожением материальной культуры, победами и пораже­ниями. Длительные миграции меняли облик страны, ее демог­рафию, общественную систему, политический строй, религию, культуру. Смешиваясь с коренным населением, пришельцы способствовали формированию нового этноса — англосаксонс­кой народности. Никогда до и никогда после Британия не пе­реживала таких масштабных и разрушительных вторжений, как в V-XI вв.

Первый период средневековой истории Англии ознамено­ван шедшим по бессинтезному варианту процессом феодализа­ции. Одновременно с ним на фоне вторжений и борьбы с заво­евателями складывалось государство по типу раннефеодаль­ной монархии. Развитие государственности прошло два этапа: первый, когда государство зарождалось в форме «варварских королевств» («семикоролевья»), второй, когда оно в основном сложилось как административно-политическая структура. Поскольку английский феодализм формировался по бессинтез­ному варианту, то и государственность рождалась непосред­ственно из политической системы родового строя и военной демократии.

Эпоха раннего средневековья для Англии — время распространения и победы христианства. Складывается тесный союз между церковью и государством, происходит вхождение церк­ви в управление обществом. При этом, поскольку королевской власти принадлежала активная роль в принятии христианства, она занимала более выгодные позиции в тандеме «государство-церковь». Победа христианства стала залогом распростране­ния образования и развития культуры в англосаксонской Бри­тании.

Раннесредневековая Англия обладает, может быть, и не таким обширным, как хотелось бы историкам, но довольно внушительным комплексом источников практически по всем направлениям развития общества в ту эпоху. Наиболее суще­ственную группу по объему и важности занимают законы анг­лосаксонских королевств, судебники, известные в российской историографии как «варварские правды». Это записи обычно­го права, т.е. правовых норм, выработанных в обществе в тече­ние многих поколений естественным путем. Запись обычаев осуществлялась путем опроса наиболее мудрых, опытных, ком­петентных лиц племени. Являясь по назначению судебника­ми, т.е. фиксацией штрафов и других наказаний за различные преступления и проступки, «правды» дают большой и ценный материал для изучения социально-экономической ситуации, системы судопроизводства, путей формирования государства. Англосаксонские записи обычного права из-за особенностей процесса феодализации в стране отражают раннюю стадию разложения первобытности. В них больше пережитков прежних отношений, чем в «варварских правдах» на континенте Евро­пы. Особенностью англосаксонских судебников является еще и то, что все они составлены на наречиях англосаксонского языка, а не на латыни, как большинство «правд» континен­тальной Европы.

Ранние записи обычного права относятся к двум южным королевствам Англии — ютскому Кенту («Законы Этельберта», около 600 г.; «Законы Хлотаря и Эдрика», 80-гг. VII в.; «Законы Уитреда», конец VII в.) и саксонскому Уэссексу («За­коны Инэ», между 688 и 695 гг.)1. Самый древний свод — «За­коны Этельберта» — отражает раннюю стадию разложения первобытного строя. Он фиксирует существование свободной общины — марки; наличие двух основных групп населения в ютском обществе — массы свободных (керлов) и знати (эрлов); существование полусвободных и рабов, в основном из покорен­ных кельтов. «Законы Хлотаря и Эдрика», «Законы Уитреда» и «Законы Инэ» были записаны почти сто лет спустя после «Правды Этельберта» и регистрируют новые явления, проис­ходившие в англосаксонском обществе в VII в., — наличие да­леко зашедшей социальной дифференциации, появление во­енно-служилой знати со значительно повышенным вергельдом, появление церковной организации и приобретение после­дней высокого общественного положения. «Правда Инэ» за­конодательно закрепляет исполнение церковных предписаний, таких, например, как обязательное для всех крещение. Цер­ковь получает право взимать в свою пользу поборы. В «Зако­нах Инэ» много места отведено покоренному населению Бри­тании, которое судебник называет уилями. Вергельд после­дних равнялся лишь половине вергельда саксов.

Почти весь VIII в. лидерство на острове сохранялось за королевством Мерсией. Восемьдесят лет два короля Мерсии, Этельбальд и Оффа имели доминирующее влияние во всей Англии к югу от Хамбера. Оффой, который называл себя «ко­ролем всей земли англов», был создан судебник, не дошедший до нашего времени. Поэтому историки лишены возможности проследить по законодательству развитие общественного строя англосаксов на протяжении двух веков — от конца VII («Зако­ны Инэ») до конца IX вв. («Законы Альфреда»). Альфред Ве­ликий (871-900) во введении к своей «Правде» отмечал, что составлял ее текст, используя судебники Инэ, Оффы и Этель­берта, которые показались ему «наиболее справедливыми, а остальные отбросил».

Создание в IX в. единого англосаксонского королевства, развитие феодальных отношений, борьба с датскими нашестви­ями потребовали пересмотра старого законодательства, созда­ния такого закона, который учитывал бы все происходившие в обществе изменения. «Законы Альфреда», короля Уэссекса, вокруг которого сплотились все англосаксонские королевства, были составлены около 893 г.2 Они не просто сводили воедино прежние законы кентских, уэссекских и мерсийских королей, а были подвергнуты основательному пересмотру. Это был пер­вый общий закон английского королевства, который юриди­чески закрепил факт определенной политической консолида­ции страны. В отличие от судебников VII в. «Законы Альфре­да» распространялись на всю территорию, подвластную коро­лю, кроме области «датского права». Они отражали факт раз­вития феодализма, закрепляли власть лордов над зависимым населением, подчиняли лордов королю.

Следующим этапом в развитии англосаксонского законода­тельства стали «Законы Этельстана», созданные около 930 г. внуком Альфреда Великого3. Они свидетельствовали о боль­ших успехах феодализационных процессов в стране. Законы требовали, чтобы каждый свободный человек имел над собой глафорда, власть которого охватывала большие территории с зависимым и свободным населением. При внуке Этельстана Эдгаре королевская власть и ее законы распространились на всю Англию. Включение Англии в государство датского коро­ля Канута привело к изданию «Законов Канута» около 1020 г.4. В них Канут, не разрушавший местных порядков и опирав­шийся на англосаксонскую знать, сочетал англосаксонские и датские обычаи, подтверждал высшую власть лордов над под­властным населением.

Вторую группу источников англосаксонского периода со­ставляет разнохарактерный документальный материал, пред­ставленный грамотами — пожалованиями земли, привилегий, иммунитетов; завещаниями; описями поместий. Старейшие грамоты относятся к началу VII в. Они оформляли королевс­кие пожалования земли и различные привилегии в пользу цер­кви. В Дальнейшем королевские грамоты стали фиксировать акты дарений светским лицам, скреплять частные сделки. Публикации этих источников в русском переводе делались в некоторых хрестоматиях и сборниках в течение XX в., но пред­ставлены в извлечениях, поскольку весь обильный материал этого рода перевести с языка подлинника на русский язык практически невозможно5.

В конце раннего средневековья появляются документы по организации феодального поместья, дающие представление о характере эксплуатации крестьян, их правовом и экономичес­ком положении. Один из самых интересных источников этого рода — трактат «Об обязанностях отдельных лиц», который, как считают историки, записан на рубеже Х-XI вв. и относит­ся к территории Уэссекса или Южной Мерсии, областям наи­большего развития феодализма6. Автор трактата неизвестен. По характеру документа — это меморандум управляющего, который соединяет в своих руках управление несколькими деревнями-поместьями. Поэтому в тексте постоянные напоми­нания о том, что обычаи в разных деревнях различны. Вероят­ная задача документа — зафиксировать обязанности держате­лей, находившихся на различных ступенях социальной и эко­номической зависимости. Английские историки считают, что трактат относится к деревням, входившим в состав монас­тырского или епископского поместья. Структура деревенской иерархии представлена здесь полностью, так же как и система детальных нормированных повинностей. Трактат определяет права и обязанности мелких землевладельцев, которые долж­ны нести военную службу, участвовать в постройке крепостей и мостов.

Вместе с трактатом об «Обязанностях отдельных лиц» был обнаружен документ, излагающий обязанности лица, руково­дящего работами в поместье, — «Трактат о сведущем управля­ющем»7. Источник называет его то герефой, то скирманом, названиями, которые приложимы к любому служащему фео­дала. Скорее всего, это был управляющий поместьем. Доку­мент рисует широкую картину жизни большого поместья, живущего замкнутым хозяйством. Кроме перечня обязаннос­тей управляющего в документе называются сроки сельскохо­зяйственных работ, описан разнообразный инвентарь помес­тья, типичного для периода господства натурального хозяй­ства. Есть точка зрения, что автором как первого, так и второ­го трактата было одно лицо.

Своеобразным дополнением к трактатам является источник, дающий представление о труде работников в деревне, — диа­лог учителя с учениками, известный как «Беседа архиеписко­па Эльфрика»8. Бенедиктинский монах Эльфрик в первой по­ловине своей жизни преподавал в школах и уже в это время составил себе известность как ученый. Впоследствии он стал Кентерберийским архиепископом. Как талантливый педагог он искал новые методы обучения, стремясь к ясности и про­стоте в процессе обучения. «Беседа» имела целью научить уче­ников практической латыни, разговору на языке и дать широ­кое представление о современной ученикам жизни. Педагоги­ческий прием Эльфрика заключался в том, что между учени­ками распределялись роли представителей главнейших про­фессий, каждый должен был характеризовать свою деятель­ность, определив ее трудности и значение. «Беседа» Эльфрика была приложением к его же «Грамматике латинского языка» и содержала материал для практических упражнений.

Из нарративных источников раннесредневековой Англии хронологически первым является историческое повествование кельтского монаха Гильдаса (516-570) «О разорении Брита­нии», написанное около 560 г.9 Гильдас Мудрый (Gildas Sapiens) — бритт, воспитанный в традициях римской культуры, — счи­тал себя членом римского мира, а англосаксов именовал вар­варами. Его работа не является собственно историей. «Печаль­ная книга о бедствиях, разорении и завоевании Британии» — это памфлет, как она названа в одном из сохранившихся ма­нускриптов. Тем не менее, сочинение Гильдаса всегда привле­кало историков, как единственный письменный источник по истории Британии V-VI вв., созданный современником собы­тий, который передавал ценные сведения об этом периоде. Произведение Гильдаса делится на три части: предисловие, географическое и историческое описание Британии, осужде­ние правителей Британии. Последняя часть самая большая и наименее интересная для историков. Русский перевод сочине­ния сделан впервые в 2003 г. без третьей части.

Самым известным историческим произведением англосаксонского периода является труд знаменитого Беды Достопоч­тенного (Bede Venerabilis) (673-735), монаха нортумбрийского монастыря Ярроу, «Церковная история народа англов»10. Беда — один из виднейших ученых раннего средневековья Европы. Он автор 36 произведений, которые касались всех областей тогдашнего знания. Филологические, математичес­кие, естественно-научные сочинения написаны им для учеб­ных целей. Ряд хронологических работ Беды имели своим практическим результатом преимущественное употребление с этого времени летоисчисления от «рождества Христова». Наибольшую славу и имя «отца английской истории» доста­вила Беде «Церковная история», которая рассматривает ис­торию страны от походов в Британию Юлия Цезаря до 731 г. Сочинение написано на основе разнообразных источников. Беда работал в богатой библиотеке Ярроуского монастыря, был связан с культурными центрами Англии, Галлии, Италии, обращался в папский архив в Риме. В этой работе использо­ваны утраченные теперь анналы и документальные источни­ки. «История» Беды сама стала источником, к которому об­ращались позднейшие хронисты и историки. Беда писал свои труды на латыни. При Альфреде «Церковная история наро­дов англов» была переведена на англосаксонский язык, что способствовало ее большей популярности. Две темы присут­ствуют в сочинении Беды: тема истории и тема христианства и его церкви. Согласно христианскому представлению о по­ступательности истории Беда выстраивает изложение собы­тий в соответствии «с истинным законом истории». Излагая историю англов на основе источников, Беда думает и о нрав­ственном воспитании человека: «Ведь если история повеству­ет о добрых деяниях добрых людей, то вдумчивый ее слуша­тель побуждается подражать добру; если же она говорит о злых делах нечестивцев, то религиозный и набожный слуша­тель или читатель ее учится беречься от того, что есть зло и порок», — говорит автор в предисловии к книге. «Церковная история» состоит из предисловия и пяти книг.

Историческими произведениями средневековья, кроме соб­ственно историй, являются анналы — погодные записи собы­тий— и выросшие из них хроники с более подробным и систе­матизированным изложением событий. Для многих хроник характерно стремление их авторов осмыслить ход событий. «Церковная история» Беды Достопочтенного, по существу, тоже хроника, но хроника пространная и церковная. Анналы по­явились в английских монастырях в VI в. Кроме записей мес­тного характера в них часто вносились генеалогии королей, отрывки из народных сказаний. По мере укрепления англо­саксонских королевств местные анналы постепенно сливались в единое целое. Когда Уэссекс стал во главе гептархии, уэссекская анналистика делается централизованной. При Альфреде в главном городе Уэссекса Винчестере появляется «Англосак­сонская хроника», являющаяся древнейшей летописью на ан­глосаксонском языке, ценным историческим источником. «Ан­глосаксонская хроника» — это история королевской династии в связи с общей историей страны. Она охватывает период вре­мени от римского завоевания до 1154 г. Ранняя часть хроники до 731 г. взята из «Церковной истории» Беды, старых анна­лов, саг, хотя и содержит много дополнений. Краткие перво­начальные записи хроники постепенно делаются пространны­ми. Ее центральной частью является четвертая часть, которая начинается с 823 г. и заканчивается Альфредом Великим. Это подробный рассказ о скандинавских нашествиях с описанием битв, об успешных героических делах династии уэссекских королей и особенно Альфреда. После него централизованная анналистика в хронике постепенно утрачивается, на первый план выходят местные уэссекские события. Выдержки из тек­ста хроники публиковались в русском переводе несколько раз. Один из вариантов перевода, охватывающий период от начала нашей эры до 750 г., представлен в качестве приложения к изданию работы Беды Достопочтенного11.

С IX в. довольно, распространенным жанром исторического по­вествования в средневековой Европе становятся биографии. В 893-894 гг. Шерборнским епископом Ассером была создана «Хрони­ка о деяниях Альфреда Великого». Она написана на латинском языке и охватывает 849-887 гг., не затрагивая последних 14 лет жизни короля. Ассер принадлежал к древнему бриттскому роду из Уэльса. Сведения о его жизни известны от него самого, когда он в биографии Альфреда говорит о себе. Альфред, как и Карл Великий, собирал при своем дворе ученых, одним из которых был Ассер. Король в знак признательности за заслуги последнего пожаловал ему Шерборнское епископство. Составляя очень про­странную биографию Альфреда, Ассер опирался на свидетель­ства «Англосаксонской хроники». Автор бесконечно восхваляет победы Альфреда над скандинавами и деятельность короля в це­лом. Биография Альфреда Великого в изложении Ассера была переведена на русский язык в начале XX в.12

Если «Англосаксонскую хронику» принято считать лучшим образцом староанглийской прозы, то лучшим образцом поэтического наследства английского раннего средневековья является «Сага о Беовульфе». Это единственная из старогерманских эпических поэм, дошедшая до нас полностью: ее ядро сло­жилось в начале VI в. еще на континенте до завоевания Брита­нии. Принесенный в Британию англосаксонский эпос получил окончательную форму в VIII в. Единственная сохранившаяся рукопись саги относится к X в. «Беовульф» — поэма о язычес­ких временах, но рассказанная христианином. Общий тон и эпическая позиция поэмы христианские. Сага рассказывает о подвигах героя Беовульфа, его борьбе с силами зла и его гибе­ли. Текст поэмы является источником самых разнообразных сведений. Он дает представление об этике и эстетике древних германцев, их религии, времяпровождении, быте. Полный пер­вый перевод «Бевульфа» на русский язык сделан в 70-х гг. XX в. для «Библиотеки всемирной литературы»13.

В предложенном обзоре источников по истории раннесредневековой Англии анализу подвергнуты опубликованные и потому так или иначе известные исследователю материалы, определенная часть которых в извлечениях, иногда полностью, переводилась на русский язык. Состояние английских архи­вов по медиевистике по понятным причинам характеристике не подвергалось. При этом надо иметь в виду следующее: хотя архивный фонд страны огромен, значительная его часть хоро­шо известна историкам, поскольку источниковедческая прак­тика Англии складывалась таким образом, что устойчивый и ранний интерес английского общества к своей истории привел не только к появлению фундаментальных научных исследова­ний, но и к необходимости издания архивных материалов. Публикацией исторических источников, которая сыграла ис­ключительную роль в развитии исторической науки в стране, занимались многие общества: государственные, королевские; различные исторические ассоциации; объединения, Создавае­мые для издания архивов. Среди них — Royal Historical Society, Camden Society, Selden Society, Surtees Society, Historical Association — и ряд других.


Примечания:

  1. Хрестоматия по истории средних веков: в 2 т. / Под ред. С.Д. Сказкина. М., 1961. T.l. С. 590-608.

  2. Там же. С. 608-615.

  3. Там же. С. 617-621.

  4. Там же. С. 625-627.

  5. Там же. С. 636-649.

  6. Там же. С. 630-636; Корсунский А.Р. Возникновение феодальных отношений в Западной Европе. М., 1973. Вып.2. С. 98-104.

  7. Агрикультура в памятниках западного средневековье / под ред. О.А. Добиаш-Рождественской и М.И. Бурского. M.-JI., 1936. С. 134- 137.

  8. Там же. С. 142-145.

  9. Гильдас. О разорении Британии // Беда Достопочтенный. Цер­ковная история народа англов. СПб., 2003. С. 208-220.

  10. Беда Достопочтенный. Указ. соч. С. 5-194.

  11. Из «Англосаксонских хроник» // Беда Достопочтенный. Указ. соч. С. 220-236.

  12. Жизнь Альфреда Великого // Стасюлевич М.М. История сред­них веков в ее писателях и исследованиях новейших ученых: в 3 т. Пг., 1903-1916. Т.2. С. 306-336.

  13. Беовульф // Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. М., 1975. С. 29-180.









Скачать 118,7 Kb.
оставить комментарий
Дата22.09.2011
Размер118,7 Kb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх