Религиозная история англии XVI первой половины XVII века в освещении современной британской историографии icon

Религиозная история англии XVI первой половины XVII века в освещении современной британской историографии


Смотрите также:
"Крестьяне и государство в Англии второй половины xvi-первой трети XVII века" и работа по данной...
Ю. Б. Виппер поэзия барокко и классицизма (Виппер Ю. Б. Творческие судьбы и история...
Программа курса «История английской литературы первой половины ХХ века» для студентов...
План: Лагерь. Цель. Напишите реферат. Гражданская война в Англии XVII-XVIII века...
Буржуазные революции в Европе XVII первой половины XIX вв и их изучение в советской...
Межконфессиональных отношений в Речи Посполитой XVI – XVII вв до сих пор является актуальной в...
Становление синодальной (церковной) историографии старообрядчества: исследования второй половины...
Литература первой половины 19 века» Контрольная работа «Русская литература первой половины 19...
Проблемы объективности в освещении российской истории второй половины XV xvii вв...
Проблемы объективности в освещении российской истории второй половины XV xvii вв...
Проблемы становления немецкой литературы в XVII веке. «Книга о немецкой поэзии» М...
Русская колонизация сибири последней трети XVI первой четверти XVII века в свете теории фронтира...



Загрузка...
страницы:   1   2   3   4   5
скачать

На правах рукописи




ЕРОХИН Владимир Николаевич


РЕЛИГИОЗНАЯ ИСТОРИЯ АНГЛИИ XVI – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVII ВЕКА В ОСВЕЩЕНИИ СОВРЕМЕННОЙ БРИТАНСКОЙ ИСТОРИОГРАФИИ


Специальность: 07. 00. 09 – Историография, источниковедение и методы исторического исследования


Автореферат


диссертации на соискание ученой степени

доктора исторических наук


Казань - 2009

Работа выполнена на кафедре новой и новейшей истории Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Казанский государственный университет им. В. И. Ульянова-Ленина».


^ Научный консультант: доктор исторических наук, профессор Измаил Ибрагимович Шарифжанов.


Официальные оппоненты: доктор исторических наук, профессор

Репина Лорина Петровна

доктор исторических наук, профессор

^ Смоленский Николай Иванович

доктор исторических наук, профессор

Мягков Герман Пантелеймонович


Ведущая организация: ГОУ ВПО «Томский государственный университет»


Защита состоится 15 октября 2009 года в 14. 00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.081.01 по защите диссертаций на соискание учёной степени доктора исторических наук в ГОУ ВПО «Казанский государственный университет им. В. И. Ульянова-Ленина» по адресу: 420008, Казань, ул. Кремлёвская, 18, 2-й учебный корпус, ауд. 1112.


С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке им. Н. И. Лобачевского Казанского государственного университета, читальный зал №1 по адресу: 420008, г. Казань, ул. Кремлёвская, 35.


Автореферат разослан «____» _____________ 2009 года.


Учёный секретарь

диссертационного совета

кандидат исторических наук,

доцент Д. Р. Хайрутдинова


^ I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность исследования. Изучение современной исторической науки в Великобритании и развивающихся в её рамках методологических подходов представляет большой интерес, поскольку британская историография остаётся одной из самых интересных, влиятельных, а также важных в познавательном отношении национальных историографических традиций, достижения и опыт которой имеют широкое значение для развития исторического познания. В рамках британской историографии есть предметные области, которым британские историки традиционно уделяют большое внимание, поскольку с ними связаны становление и развитие современного британского общества – его политической и экономической системы, культуры, религиозности. К таким важным периодам в истории Великобритании относятся XVI-XVII вв. – эпоха начавшегося утверждения капитализма в английском обществе, с чем была сопряжена значительная трансформация английской экономики, политической системы, культуры, религиозности. Процесс модернизации английского общества со всеми сопутствующими ему экономическими, политическими и культурными новациями, развернувшийся в своей начальной стадии в XVI-XVII веках, стал началом становления современной Великобритании.

Одним из важнейших явлений английской истории раннего нового времени была религиозная Реформация. Под её влиянием религиозные проблемы в стране в XVI - первой половине XVII вв. вышли на первый план в общественной жизни, превратившись в существенный фактор развития политической истории Англии. В связи с этим изучение религиозных аспектов истории Англии в XVI-XVII вв. в течение длительного времени является одной из проблем, к рассмотрению которой обращаются всё новые и новые поколения британских историков.

В современной британской историографии сохраняется большое внимание к изучению истории английской Реформации. Крупнейшими исследовательскими проблемами в этой предметной области являются становление англиканской церкви, появление и развитие пуританского движения, существование сохранившегося в Англии в реформационный период английского католического сообщества. Рассмотрение религиозных проблем является неотъемлемой составной частью изучения истории Англии XVI-XVII веков, поскольку обращение к такому ракурсу исследования позволяет глубже понять мышление англичан раннего нового времени с присущей ему в этот период мировоззренческой спецификой, когда самые разнообразные проблемы общественной жизни люди, жившие в эти века, осмысливали, как правило, на основе религиозных понятий, образности и символики.

Для современной отечественной исторической науки представляют большой интерес методологические подходы современной британской историографии к изучению религиозных проблем в Англии в XVI-XVII веках, поскольку это позволяет глубже осознать и понять исследовательские возможности в изучении истории раннего нового времени. Для отечественных историков также важен анализ научных достижений современных британских историков в изучении истории Реформации, начального этапа развития англиканской церкви, пуританского движения, английского католического сообщества, поскольку эти проблемы по сей день остаются малоизученными в отечественной историографии. Это обедняет отечественное англоведение, поскольку без специального анализа религиозных и религиозно-политических проблем изучение истории Англии XVI-XVII веков не может дать знаний о данном периоде, претендующих на адекватность. Актуальность предпринятого исследования связана с тем, что специальные историографические исследования религиозных проблем истории Англии XVI – первых десятилетий XVII вв., при всей важности этого периода для изучения истории Англии, в отечественной историографии до сих пор не появлялись. Специальное исследование методологических подходов современных британских историков к изучению реформационного и постреформационного периодов в истории Англии способно расширить и углубить знания о современной британской историографии в целом и выявить исследовательские достижения британских историков в решении теоретико-познавательных и конкретно-исторических проблем.

Объектом исследования в данной работе является развитие британской историографии английской Реформации и постреформационного периода в 1950-90-е годы.

Предметом исследования в диссертации выступают выделяемые в современной британской историографии методологические подходы в изучении Реформации в Англии – либеральное и ревизионистское направления и труды историков, принадлежащих к этим направлениям, а также характеристика английской Реформации в рамках широкого по составу представителей, идейно разнородного, но влиятельного направления – социальной истории, которое можно назвать социально-историческим направлением. Тремя важнейшими предметными областями в изучении Реформации и постреформационного периода в истории Англии в современной британской историографии являются рассмотрение становления англиканской церкви в XVI - первой половине XVII вв., а также пуританское движение и английский католицизм постреформационного периода, что также стало составной частью предмета диссертационного исследования.

^ Цель диссертационного исследования – дать характеристику того, что было сделано в британской историографии в 1950 – 1990-е годы в области изучения религиозных проблем в Англии XVI - первой половины XVII вв. до начала Английской революции середины XVII века. Эта цель достигается путём последовательного решения следующих основных задач, к числу которых относятся:

  • анализ методологических подходов историков либерального, ревизионистского и социально-исторического направлений в современной британской историографии к изучению английской Реформации;

  • рассмотрение концептуальных подходов современных британских историков к становлению англиканской церкви в XVI - первой половине XVII вв. и результатов, достигнутых в конкретно-историческом изучении проблем истории церкви Англии;

  • анализ понимания пуританского движения в Англии в XVI – первые десятилетия XVII вв. в современной британской историографии;

  • изучение представлений современных британских историков о постреформационном английском католическом сообществе в XVI – первые десятилетия XVII вв.

  • рассмотрение достигнутых британскими историками к началу 2000-х годов знаний в изучении истории англиканской церкви, пуританского движения в Англии и истории английского постреформационного католического сообщества в XVI – первые десятилетия XVII вв.

^ Хронологические рамки диссертационного исследования охватывают развитие британской историографии в 1950-90-е годы. Нижняя граница связана с тем, что к 1950-м годам восходит развитие тех идей и тенденций, которые проявились среди британских историков в последующие десятилетия в изучении религиозных проблем в Англии XVI-XVII веков. Верхняя граница в хронологических рамках работы – рубеж XX-XXI веков, когда наметился новый этап в эволюции идейных установок, влияющих на развитие британской исторической науки. К 1990-м годам в Великобритании стали всё более заметными признаки роста этнического регионализма и самосознания в отдельных частях Соединённого Королевства. Вследствие этого всё более явственно стала проявляться тенденция к рассмотрению истории Англии в общебританском контексте, что уже превратилось в характерную черту развития новейшей британской историографии.

Рассмотрение в диссертации религиозных проблем в Англии в хронологических рамках XVI - первой половины XVII вв. обусловлено подходом к пониманию содержания этого периода, утвердившимся в британской историографии. Изучение истории реформационного и постреформационного периодов британские историки начинают с рассмотрения положения в церкви Англии в предреформационные десятилетия XVI века. Вопрос о том, когда завершилась религиозная Реформация в Англии, во второй половине XX века оставался среди британских историков дискуссионным. Религиозно-политическая борьба в стране, связанная с влиянием Реформации, продолжалась вплоть до Английской революции середины XVII века. Сама Английская революция рассматривается в британской историографии как явление, по своему происхождению связанное с религиозно-политическими противоречиями, существовавшими в стране. Но с революционного времени в английской истории начинается период, характеризующийся новым содержанием, поэтому в диссертации, в соответствии с подходами британских историков, анализируются их работы, посвященные религиозно-политической истории Англии до 1640 года.

^ Степень научной разработанности проблемы. Религиозно-политическая история Англии в XVI-XVII вв. в отечественной исторической науке не является областью, в которой когда-либо были сосредоточены значительные исследовательские усилия. Для изучения этих проблем необходимо было специальное обращение к истории протестантизма, англиканства, протестантских богословских доктрин, но в XIX-XX вв. и до 1917 года, и в советский период по разным причинам ситуация не была благоприятной для глубокого изучения тех или иных протестантских вероисповеданий и религиозно-политической истории: в дореволюционный период Русская Православная Церковь не хотела пропагандировать протестантизм и сдержанно относилась к проявлениям исследовательского интереса в этой области, а в советское время, когда методологической основой отечественной исторической науки был марксизм, изучение религиозной сферы общественной жизни было смещено на периферию в проблематике научно-исторических исследований, поскольку религиозное сознание трактовалось лишь как деформированное идеологическое следствие тех процессов, которые происходили в социально-экономической жизни общества. Тем не менее, и в дореволюционный1, и особенно в советский период был опубликован ряд конкретно-исторических исследований, большая часть которых посвящена политической истории Англии XVI-XVII вв.: монографий2, сборников статей и отдельных статейных публикаций с редкими публикациями источников3, а также выполнен ряд кандидатских диссертаций4.

Все эти работы затрагивают отдельные проблемы, сюжеты и эпизоды. Специальных обобщающих трудов по истории английской Реформации в отечественной исторической науке не было создано, но имеющиеся исследования заложили определенные основы для изучения религиозно-политической истории XVI-XVII веков. При очень небольшом количестве работ, непосредственно посвященных английской Реформации, религиозным проблемам в Англии в XVI - первой половине XVII вв. и пуританскому движению в Англии этого времени, в отечественной историографии советского периода были сформулированы обобщающие суждения в понимании этих явлений. Английскую Реформацию было принято трактовать как политическое по характеру явление, возникновение которого было обусловлено становлением в Англии абсолютной монархии.

В изучении английского пуританизма уделившие ему наибольшее внимание среди отечественных исследователей В. В. Штокмар и А. В. Исаенко предложили социально-экономическую интерпретацию пуританизма в соответствии с традиционным марксистским тезисом, согласно которому Реформация понималась как борьба за «дешёвую церковь». А. В. Исаенко дал общую характеристику периодов истории пуританского движения, рассмотрел этические и политические взгляды пуритан и пришёл к выводу, что «пуританская реформация имела ярко выраженное классовое содержание и соответствовала реальному экономическому базису английского общества в XVI веке и определялась уровнем его экономического развития»5. Этот подход был, в сущности, простой проекцией общетеоретических марксистских постулатов в конкретную историческую тему.

В то же время марксистский подход к пониманию истории Реформации в Англии не давал возможности обсуждать и даже сформулировать некоторые исследовательские проблемы. В рамках марксистского подхода было затруднительным осмысление того, почему в Англии, которая стала в XVI-XVII веках превращаться в одну из наиболее развитых западноевропейских стран, сохранился католицизм – согласно марксистской логике, передовому социально-экономическому базису должна была соответствовать передовая духовно-идеологическая надстройка, чего отнюдь не наблюдалось. Существование английского католического сообщества в постреформационный период не вписывалось в марксистскую парадигму. Интерес к изучению английского католицизма XVI-XVII вв. смог проявиться в отечественной историографии только в 1990-2000-е годы, когда, благодаря работам А. Ю. Серёгиной, в отечественной историографии появились первые специальные исследования об английских католиках раннего нового времени6.

В изучении современной британской историографии в отечественной исторической науке в настоящее время работает ряд специалистов, труды которых составляют основу для понимания современного состояния британской исторической науки. Методологические, идейно-теоретические и институциональные устои исторической науки в Великобритании проанализированы в коллективной монографии В. В. Согрина, Г. И. Зверевой и Л. П. Репиной7, в работе Г. И. Зверевой8, которая также всесторонне рассмотрела развитие британской историографии XX века в своем диссертационном исследовании9. Важна также работа К. Б. Виноградова об английской историографии нового и новейшего периода10. Очень значительную работу в характеристике направлений в современной британской историографии проделал И. И. Шарифжанов11.

В изучение направлений в современной британской историографии большой вклад внесла Л. П. Репина. В своих многочисленных работах она дала всестороннюю характеристику социальной истории в современной британской историографии12, обобщив свои выводы в монографии и в защищённой в 1998 году докторской диссертации13.

Отечественные исследователи обращались также ещё к некоторым общетеоретическим вопросам в изучении современной британской историографии. Диссертационное исследование, посвященное анализу понятийного аппарата в английской историографии и философии истории середины XX века, подготовил И. В. Будцын14. А. М. Нейман рассмотрел полемику сторонников индивидуализирующих и генерализирующих подходов в британской историографии, которые с середины 1960-х годов стали также именоваться «старыми» и «новыми» путями15. Имеет значение также работа философа Я. Я. Вейша о становлении англиканской церкви16. Предметом специального исследования в отечественной историографии были взгляды двух крупных британских историков XX века – М. Оукшотта17 и Р. Дж. Коллингвуда18. Методологические работы этих британских исследователей повлияли на современных британских историков, которые занимаются изучением истории Реформации в Англии.

Важна также статья Б. Г. Могильницкого и его коллег И. Ю. Николаевой и В. М. Мучника, обративших внимание на возрождение нарратива в британской историографии в конце 1970-х годов, а также на возникновение и развитие постмодернизма19. В рамках социальной истории в современной британской историографии в 1960-е годы появился ряд историков, которых стали характеризовать как представителей исторической антропологии, культурной истории. Этому явлению в британской историографии, которое лишь недавно попало в поле зрения отечественных историков, уделил внимание М. М. Кром20.

К историографическому изучению истории Реформации в Англии обращались в своих статьях А. В. Исаенко21 и М. И. Бацер22. Вместе с тем, изучение религиозных проблем в Англии в XVI - первой половине XVII вв. в освещении современной британской историографии ещё не было предметом специального исследования в отечественной историографии. К настоящему времени современная британская историография истории английской Реформации и постреформационного периода исследована в отечественной историографии очень фрагментарно. До сих пор не были предметом специального исследования также подходы современной британской историографии к становлению англиканской церкви в XVI - первой половине XVII вв., а также к истории английского католического сообщества.

^ Источниковая база диссертации. Современная британская историография располагает значительной источниковой базой в изучении религиозной истории XVI-XVII веков. Ещё в XIX – первой половине XX века была проделана большая работа по публикации источников, которая продолжалась и во второй половине XX века. Современные британские историки также активно используют в своих работах неопубликованные рукописные источники.

Источниковую базу диссертации составили исследования британских историков, работавших во второй половине XX века. Количество работ о религиозных проблемах в Англии в XVI - первой половине XVII вв. в современной британской историографии очень велико, и тематика их весьма обширна. Опубликованные исследования британских историков можно сгруппировать по тематическому принципу. Внимание британских историков продолжают привлекать вопросы, связанные с изучением происхождения Реформации, которые рассматриваются как в специальных работах23, так и попутно во многих других исследованиях. Значительное внимание уделяется изучению становления англиканской церкви в XVI - первой половине XVII вв.24.

Необходимым компонентом для рассмотрения религиозных проблем в Англии XVI-XVII вв. является исследование английского пуританизма, которому посвящено много важных работ25. Составной частью изучения пуританизма является анализ взаимоотношений между радикальными пуританами и сепаратистами, которые разуверились в возможности дальнейших реформ в церкви Англии и её очищения от остатков «папизма» и приняли решение покинуть англиканскую церковь. Сепаратистов британские историки рассматривают как предшественников конгрегационалистов и индепендентов26.

Для понимания религиозной истории Англии XVI-XVII вв. британские историки занимаются также изучением английского постреформационного католицизма, хотя к его истории обращается относительно меньшее количество исследователей27.

Характеристике религиозных проблем в Англии XVI-XVII вв. посвящены также обобщающие работы по истории Реформации и постреформацонного периода, религиозности англичан этого времени28.

Предметом интересов историков являются также богословские вопросы, изучение религиозных доктрин англиканской церкви, пуритан, английских католиков29.

Для современной британской историографии характерно активное развитие региональных и локальных исследований, что проявляется также в обращении историков к изучению религиозных проблем в постреформационный период в различных местностях на территории Англии30.

Вопросы, связанные с анализом религиозной политики английских властей и религиозной ситуацией в стране, рассматриваются также в биографических исследованиях, посвященных монархам31, политическим деятелям реформационного и постреформационного периодов32, церковным деятелям и представителям преследуемых религиозных меньшинств33. Опубликован также ряд важных сборников статей, посвященных церковной и религиозно-политической истории Англии XVI-XVII вв.34

Стали появляться историко-антропологические исследования, посвященные изучению религиозности англичан в постреформационный период35. Изучалась религиозная ситуация в университетах, которые играли важную роль в распространении протестантских идей в стране36.

Ряд дискуссионных вопросов в изучении религиозных проблем в Англии в XVI-XVII веках обсуждался в последние десятилетия в статьях, посвященных методологическим вопросам37, английскому постреформационному католицизму38, богословским вопросам в учениях основных религиозных направлений в Англии39, выяснению взаимосвязей между развитием протестантизма, пуританизма, науки, образования и развитием общества40, выявлению религиозных аспектов восстаний в Англии в XVI веке41.

Среди работ британских историков, посвященных изучению религиозных проблем в Англии XVI-XVII вв., очень мало исследований, которые выполняли бы ту роль, которую в отечественной исторической науке выполняют историографические исследования. Большинство работ британских историков содержат историографические экскурсы, но эти разделы носят характер, прежде всего, тематических обзоров трудов своих предшественников и современников, а эксплицитно заявленная своя методологическая позиция, сформулированная автором, встречается очень редко, и её приходится реконструировать из общего содержания исследования. Полезные обобщающие работы, в которых представлен обзор и анализ того, что было сделано британскими историками в исследовании реформационного и постреформационного периодов, принадлежат Х. Г. Александеру, П. Мак-Грату и Р. О'Дей42.

Британские историки подготовили в последние десятилетия также ряд значительных справочных изданий по истории Англии XVI-XVII вв.43, среди которых особенно важна 4-томная энциклопедия, посвящённая Реформации44.

В изучении Реформации в Англии в современной британской историографии центральное место принадлежит английской историографии, и поэтому в диссертационном исследовании рассматриваются работы английских историков. Уделено внимание также важнейшим работам по этим проблемам, принадлежащим североамериканским историкам, в той мере, в какой они обсуждаются британскими историками и оказали влияние на них. Главным образом это проявляется в изучении истории пуританского движения. При изучении этих проблем идейное взаимодействие между британскими и американскими историками происходит очень активно, поскольку история пуританизма тесно связана и с историей Англии, и с историей США. По этой причине провести абсолютное и полное разграничение в объекте исследования в данном вопросе между британской историографией и североамериканской историографией, совершенно не упоминая работы американских историков, не представляется возможным. При этом следует отметить, что британские историки пуританизма в большей мере тяготеют к конкретно-историческим исследованиям, а их американские коллеги в относительно большей мере испытали влияние междисциплинарных подходов к историческому исследованию и тяготеют к социологическим обобщениям.

^ Методология исследования. Методологической основой диссертационного исследования являются подходы, обоснованные в отечественной историографии на современной стадии её развития. Работа базируется на принципах историзма и системного подхода. Историографическое исследование обязательно должно учитывать зависимость исторической мысли от проблем общественной жизни, от развития политической и философской мысли в изучаемый исторический период в конкретной стране. Следование принципу историзма в диссертационном исследовании даёт возможность понять возникновение, эволюцию существующих исследовательских направлений, их взаимоотношения и взаимодействие в контексте теоретико-методологического и идейного развития британской историографии во второй половине XX века. Опора на системный подход позволяет анализировать исследовательские концепции британских историков как непротиворечивые целостности в тесной взаимосвязи отдельных элементов этих концепций.

В 1990-е годы Л. П. Репина сформулировала эффективный в эвристическом отношении методологический подход для исторических и историографических исследований, в котором предлагает опираться на принцип взаимодополнительности различных научных парадигм, отстаивающих отличные друг от друга и даже противоположные способы описания одного и того же явления, дающие в итоговой комбинации более сложную и полноценную картину прошлого. По её мнению, принципиальной исходной установкой современной историографии стал взгляд на общество как на целостный организм, в котором все элементы взаимодействуют в сложной системе прямых и обратных связей, исключающей возможность редукции и нахождения какого-либо одного пусть даже относительно независимого фактора, способного определять историческое развитие. Одновременно с поисками новых интегральных моделей возрастает осознание взаимодополнительности междисциплинарных и традиционных исторических методов, сохранивших своё центральное место в исследовательской практике45. Важным в некоторых отношениях методологическим ориентиром для гуманитарных наук следует признать современное естествознание, принявшее принцип дополнительности Н. Бора и В. Гейзенберга, в котором утверждается идея о невозможности изучения явлений при помощи только одной теоретической модели. Принцип взаимодополнительности научных парадигм, как представляется, демонстрирует свою продуктивность в качестве основы для исторических и историографических исследований.

В современной британской историографии подобные идеи высказывает П. Берк, убеждённый в необходимости синтеза различных теоретических моделей истории – марксистской, позитивистской, веберовской, современных западных соционаучных и культурологических, подходов «Школы Анналов», поскольку все эти методологические подходы по-своему продуктивны в познавательном отношении46. На возможность и эффективность такого подхода обращает внимание также И. И. Шарифжанов47. Принцип взаимодополнительности различных научных парадигм обосновывает также известный британский историк К. Томас48.

Опора на принцип взаимодополнительности позволяет глубже понять познавательную ситуацию, существующую к настоящему времени как раз в данной предметной области, которой посвящено диссертационное исследование. В изучении религиозных проблем в Англии в XVI - первой половине XVII вв. в современной британской историографии сосуществуют и взаимодействуют либеральное, ревизионистское, социально-историческое направления, и ни одно из этих направлений не может доказать ненужность другого направления и полностью исключить интерпретацию, предлагаемую оппонентами.

В соответствии с данными методологическими подходами и принципами в исследовании использованы сравнительный метод, позволяющий анализировать, сравнивать различные исследовательские концепции и оценивать достижения историков разных направлений по отношению к их предшественникам и современникам, хронологический метод, рассматривающий смену концепций, взглядов и идей историка в хронологической последовательности, проблемный метод, дающий возможность выделить в изучаемой теме проблемные блоки и позволяющий в рамках большой темы рассмотреть составляющие её проблемы, метод периодизаций, который направлен на выделение этапов в развитии исторической науки с целью обнаружения и характеристики важнейших особенностей этих этапов как качественно определённых периодов с присущими им чертами, метод ретроспективно-перспективного анализа, позволяющий рассмотреть движение мысли историков во времени в разработке ими своих концепций.

^ Научная новизна диссертации:

  1. В диссертации установлено, что в современной британской историографии английской Реформации и изучении религиозных проблем в Англии XVI-XVII вв. можно выделить три методологических направления: либеральное, ревизионистское и социально-историческое.

  2. Впервые в отечественной историографии проанализирована либеральная концепция в изучении английской Реформации и религиозных проблем в Англии в XVI – первых десятилетиях XVII вв. в современной британской историографии.

  3. Впервые в отечественной историографии рассмотрена ревизионистская концепция в изучении религиозной истории Англии XVI – начала XVII вв. в современной британской историографии.

  4. Впервые в отечественной историографии дан анализ социально-исторического направления в изучении английской Реформации и религиозных проблем в Англии в XVI – первых десятилетиях XVII вв. в современной британской историографии.

  5. Рассмотрен процесс становления англиканской церкви в XVI – первые десятилетия XVII вв. в трактовке современных британских историков, что ранее не было предметом специальных исследований в отечественной историографии.

  6. Проанализирована современная британская историография пуританского движения в Англии в XVI – первые десятилетия XVII вв., ещё не изученная в отечественной историографии.

  7. Впервые в отечественной историографии рассмотрено становление английского католического сообщества в постреформационные десятилетия XVI-XVII вв. в трактовке современных британских историков.

^ Практическая значимость работы. Методологические подходы, основные положения и выводы диссертации могут использоваться в дальнейших исследованиях современной британской историографии Реформации и религиозно-политических проблем в Англии в XVI – первой половине XVII вв. Содержание диссертации также может быть использовано в учебно-образовательном процессе при подготовке лекционных курсов по историографии всеобщей истории, истории Англии раннего нового времени, а также при написании учебных пособий.

^ Апробация результатов исследования. Содержание и выводы диссертации обсуждались на заседаниях научно-методологического семинара кафедры документоведения и всеобщей истории Нижневартовского государственного гуманитарного университета и на кафедре новой и новейшей истории Казанского государственного университета. Основные положения и выводы диссертации нашли отражение в трёх монографиях, двух учебных пособиях, статьях, опубликованных в ведущих российских рецензируемых журналах, и в докладах на четырёх международных («Межкультурное взаимодействие и его интерпретации» (Москва, 22-23 апреля 2004 года), «Единство гуманитарного знания: новый синтез» (Москва, 25-27 января 2007 года), «А. И. Кошелёв и его время: К 200-летию со дня рождения» (Рязань, 23-25 мая 2006 года), «Британия: история, культура, образование» (Ярославль, 28-29 мая 2008 года), нескольких Всероссийских («Отечественная методология истории: традиции и новации» (Томск, 11-13 мая 2006 года), «Историческое знание: теоретические основания и коммуникативные практики» (Казань, 5-7 октября 2006 года), «X Чтения памяти профессора Н. П. Соколова» (Нижний Новгород, 17-18 ноября 2006 года), «XV чтения памяти члена-корреспондента АН СССР С. И. Архангельского» (Нижний Новгород, 8-9 февраля 2007 года), «Историк и его эпоха». Всероссийская научно-практическая конференция, посвященная памяти профессора В. А. Данилова (24-25 апреля 2007 года, Тюмень), «Проблемы истории Англии в средние века и раннее новое время: экономика, политика, культура» (Саратов, 23-24 июня 2008 года), «История идей и история общества»: II – VII Всероссийские научные конференции (Нижневартовск, 2004 – 2009 гг.), а также региональных научных конференций.

^ Структура работы. В соответствии с целями и задачами исследования структура диссертации построена на основе проблемно-тематического и хронологического принципов. Работа состоит из введения, четырёх глав, заключения, списка использованных источников и литературы. Общий объём диссертации составляет 778 страниц.

^ II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ


Во введении дано обоснование значения и научной актуальности темы диссертационного исследования, представлен анализ методологических подходов к изучению английской Реформации и религиозных проблем в Англии XVI-XVII вв. в отечественной историографии и обобщённо охарактеризовано то, что было сделано в изучении этих вопросов отечественными историками. Введение также содержит развёрнутый анализ источниковой базы диссертации, обоснование объекта, предмета, хронологических рамок работы, её целей и задач. Здесь также определена методология исследования и охарактеризованы используемые в работе научно-исторические методы.




оставить комментарий
страница1/5
ЕРОХИН Владимир Николаевич
Дата22.09.2011
Размер0.86 Mb.
ТипАвтореферат, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3   4   5
хорошо
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх