Сапегин К. В. Образовательная технология «Портфолио» icon

Сапегин К. В. Образовательная технология «Портфолио»


2 чел. помогло.
Смотрите также:
План Опыт применения портфолио в современной педагогической практике...
Концепция модели портфолио ученика и портфолио учителя муниципального общеобразовательного...
Портфолио как технология оценки профессионализма работника культуры...
Г. Мончегорска Мурманской области проект учебное портфолио по алгебре Мончегорск, 2008...
Положение о портфолио ученика начальной школы учебные портфолио...
Портфолио профессиональной деятельности педагогического работника системы дополнительного...
Портфолио профессиональной деятельности педагогического работника системы дополнительного...
Потребность в объективной оценке результатов деятельности человека всегда была и остается одной...
Провести муниципальный конкурс «Лучший портфолио-2012»...
«портфолио»
Методические материалы к дистанционному модулю «Модель электронного портфолио как средства...
Портфолио руководителя оу системы довузовского...



Загрузка...
скачать

Сапегин К.В. Образовательная технология «Портфолио»


Что такое портфолио?

Различные авторы характеризуют портфолио учащегося как:


  • коллекцию работ учащегося, всесторонне демонстрирующую не только его учебные результаты, но и усилия, приложенные к их достижению, а также очевидный прогресс в знаниях и умениях учащегося по сравнению с его предыдущими результатами;

  • выставку учебных достижений учащегося по данному предмету (или нескольким предметам) за данный период обучения (четверть, полугодие, год);

  • форму целенаправленной, систематической и непрерывной оценки и самооценки учебных результатов учащегося;

  • антологию работ учащегося, предполагающую его непосредственное участие в выборе работ, представляемых на оценку, а также их самоанализ и самооценку1.

При этом все отмечают, что цель создания портфолио учащегося может сводиться к доказательству прогресса в обучении по результатам, приложенным усилиям, по материализованным продуктам учебно-познавательной деятельности и т.д.

Таким образом, акцент смещается с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме, данному предмету, в интеграции качественной оценки. И, наконец, акцент переносится с оценки обучения на самооценку.

С помощью портфолио педагоги стремятся конструировать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты учащихся. При этом кроме «накопительной», портфолио выполняет моделирующую функцию, «отражая динамику развития учащегося; его отношений, результатов его самореализации; демонстрирует стиль учения, свойственный учащемуся, показывает особенности его общей культуры, отдельных сторон интеллекта; помогает учащемуся проводить рефлексию собственной учебной работы; служит формой обсуждения и самооценки результатов работы учащегося»2.

Можно сказать, что любой портфолио, независимо от его вида, представляет собой одновременно форму, процесс организации и технологию работы учащихся с продуктами их собственной творческой, исследовательской, проектной или познавательной деятельности, предназначенными для демонстрации, анализа и оценки, для развития рефлексии, для осознания и оценки ими результатов своей деятельности.

На заметку!

Очевидные ассоциации с термином «портфолио» — папка или портфель — содержат серьезную угрозу считывания технологии как системы накапливающей и сохраняющей результаты деятельности (самодеятельности) учащегося. Вместе с тем, технология портфолио предполагает освоение учащимися:

  • различных способов деятельности, выводящих их на конкретный продукт;

  • техник рефлексии, позволяющих осознать свое продвижение относительно траектории образовательного успеха и наметить горизонты дальнейшего совершенствования;

  • методов, позволяющих генерировать личные смыслы и отношения, вступать в диалог, работать в команде, предъявлять результаты деятельности социуму, защищать и отстаивать свою позицию.
^

Структура портфолио


Классический портфолио состоит из четырех разделов:

  • «Портрет»

  • «Коллектор»

  • «Рабочие материалы»

  • «Достижения».

Раздел «Портрет» предназначен для представления информации об ученике — авторе портфолио, который имеет возможность представить себя любым доступным способом. Это может быть эссе, фотография и т.п.

Раздел должен отображать особенности личности автора портфолио, может включать записи о нем других людей, характеристики, сертификаты и т.п. В портфолио достижений может быть представлена краткая история образовательных успехов ученика.

На заметку!

Раздел «Портрет» должен постоянно пополняться материалами, свидетельствующими о личностном продвижении ученика. Каждое дело, каждое мероприятие, каждое открытие может стать основой самопрезентации нового интереса, формулировки жизненного кредо, существенным дополнением к портрету «человека успешного». Очевидно, что рассказать о себе, подготовиться к кастингу или самопрезентации — занятия не из легких. Поэтому необходимо помочь подростку выбрать подходящую именно ему форму самопрезентации.

Раздел «Коллектор» содержит, как правило, материалы, авторство которых не принадлежит ученику. Это могут быть материалы, предложенные ученику педагогом (памятки, схемы, списки литературы), найденные учеником самостоятельно (ксерокопии статей, материалы периодических изданий, иллюстрации), или материалы товарищей по группе. Здесь могут находиться словарные и энциклопедические статьи, любой иллюстративный материал и т.д., одним словом, все, что связано с тематикой портфолио и не является продуктом деятельности учащегося — создателя портфолио.

Раздел «Рабочие материалы» должен включать материалы, которые созданы и систематизированы самим учеником.

На заметку!

Одним из условий повышения эффективности учебного процесса является организация самостоятельной познавательной деятельности обучаемых. Это объясняется тем, что самостоятельность необходима не только для процесса самообразования, но и для возможности применения приобретенных знаний на­ практике.

Активизацию самостоятельной работы школьников обеспечивает использование «рабочих тетрадей», заполнение которых (как на семинарах, так и в системе самоподготовки) способствует интенсификации усвоения материала, творческому решению ключевых проблем курса, ознакомлению с методами научного исследования и т.п.

Заполнение «рабочих тетрадей» четко регламентируется педагогом или специальными руководствами самостоятельной работы. Учащийся должен ясно представлять технологию заполнения «рабочей тетради», осознавать тот практический навык, на развитие которого направлено решение конкретной задачи. Педагог, моделируя работу школьника, определяет и жестко задает необходимые «шаги» в деятельности обучающегося, гарантирующие достижение образовательного результата.

Разумным итогом подобной работы является изготовление «продукта» — им может быть подготовленный школьником самостоятельно или в творческой группе проект, исследовательские портфолио, защищенные на практикуме и др. Отметим, что освоение способов деятельности, закрепление практического умения решать данный класс задач не менее ценно, чем выход на «конкретный продукт».

По форме «рабочие тетради» представляют собой шаблоны, формы для заполнения, проблемные вопросы, позволяющие педагогу организовать деятельность ученика, не ограничивая их творчество, но управляя процессом их активности. Рекомендуется обеспечить наличие в «рабочих тетрадях» теоретического справочного материала, тезаурусов и глоссариев, которые помогут ученику в решении поставленной задачи. Эффективным методическим приемом является создание педагогом примеров выполнения задания.

В раздел «Достижения» помещаются те материалы, которые, по мнению учащегося, отражают его лучшие результаты и демонстрируют успехи. К ним относятся не только грамоты, похвальные листы или сертификаты, но и рефлексивные записки педагога, тьютора, родителя, отражающие образовательные достижения ученика или фиксирующие личностный рост воспитанника.

На заметку!

Структура портфолио не является жесткой и определенной раз и навсегда. Она может меняться по мере освоения учащимися способа организации портфолио.
^

Содержание портфолио


Как правило, портфолио представляет собой папку-накопитель, в которую помещаются различные материалы — и рукописные, и набранные на компьютере, и ксерокопии.

Портфолио может содержать:

  • краткие записи, связанные с ходом выполнения определенных работ;

  • схемы, таблицы, графики, диаграммы;

  • отчеты, наблюдения, результаты эксперимента;

  • планы исследований, стенограммы заседаний «рабочих групп» проекта;

  • вопросу к консультанту и резюме бесед, интервью;

  • аудио- и видеоматериалы, описания любых видов работ;

  • справки; грамоты; сертификаты и т.д.

На заметку!

Каждый материал или группа материалов, помещенных в портфолио, сопровождается кратким рефлексивным комментарием ученика (что получилось, о чем свидетельствует, как может быть использовано, какие выводы можно сделать на основании, какие ошибки допущены и что с ними делать…). Комментарии не должны быть большими по объему, часто достаточно одного-двух предложений.

Портфолио является важным мотивирующим фактором обучения, так как при любой структуре он организован таким образом, что нацеливает учащегося на демонстрацию прогресса, развития3.

На заметку!

С одной стороны, Портфолио — это средство управления образовательным процессом, с помощью которого задаются, корректируются и контролируются не только образовательные траектории учащихся, но и отслеживаются этапы и направления деятельности всего педагогического коллектива, представляются широкому кругу заинтересованных лиц наработки образовательного учреждения, анализируются и прогнозируются результаты учебно-воспитательного процесса.

^ С другой стороны, «Портфолио» — это среда, в которой разрабатываются, готовятся и представляются личные достижения учащихся, происходит общение, консультирование и самопроверка участников образовательного процесса на различных этапах изучения дисциплин на основе учебного плана образовательного учреждения.

^ Собственное портфолио создаёт и учитель, и администратор, и всё образовательное учреждение, т.е. портфолио собирается (создается, оформляется, защищается и т.д.) всеми субъектами образовательного процесса.

^ Итогом работы учащегося (образовательный результат) является система технологических компетенций и компетенций личностного роста, которые выявляются в анализе (и самоанализе) презентационных продуктов (проектов, выполненных заданий, отчетов о проделанной работе и т.д.) по изученным и освоенным дисциплинам. Портфолио показывает рефлексивные способности ребенка и степень его мотивации в изучении предметов за рамками обязательного минимума содержания образования.

Каждый учащийся выполняет итоговую работу (проект) и защищает её, т.е. получает на выходе конкретный продукт, подтверждающий заявленный учащимся уровень знаний, умений и навыков, выявляющий тенденции саморазвития личности, демонстрирующий потенциал дальнейшего совершенствования.

^ Образовательный маршрут учащегося определяется:

  • Формами работы.

    • Учащийся работает индивидуально над разработанным с учетом его возможностей и притязаний «образовательным пакетом» в различных техниках портфолио.

    • Учащийся работает в паре или группе — отрабатывая навыки работы в команде (всегда: с презентацией проекта перед другими группами, используя техники рефлексии, самоанализа и синтеза).

    • Учащийся работает в группах сменного состава, меняя партнеров по работе и обогащаясь опытом новых коллег (речь идет о техниках, позволяющих включиться в деятельность в разных ролях — «генератора идей», «адвоката», «секретаря», «бодрилы», «эксперта» и т.д.)

  • Включенностью каждого ученика в деятельность (по сбору, переработке, анализу, классификации информации, созданию алгоритмов и моделей, защите проектов и т.п.), требующей от педагога умения создавать среду, которая позволит школьнику работать в своем темпе, временном режиме и т.п.

  • Выбором объема изучения дисциплин.

  • Обязательный минимум (стандарт).

  • Углубление: дополнительные, творческие задания и проекты — реализация интересов учащегося.

  • Творческое осмысление: выход учащихся на заказ элективных курсов, факультативных занятий, предложение провести внеучебных акции и мероприятия, создать структуры самодеятельности и клубы общения (например, научное общество учащихся, на заседаниях которого и будут заслушиваться мини-сообщения с «личными открытиями» учеников).

  • Научно-исследовательская деятельность: подготовка в течение года каждым учащимся проекта, курсовой работы (в любой образовательной области или в области личного интереса учащегося; для его создания учащемуся предоставляется время для консультаций с тьютором, работы в компьютерном классе).

  • Необходимостью «выйти» на продукт, который заявляет определенные компетенции учащегося в той или иной образовательной области, свидетельствует о личностных достижениях.

^ Техники «Портфолио»:

На заметку!

Указанные техники носят «универсальный характер» — могут быть использованы в работе с детьми как начальной, так и старшей школы. Все приемы требуют включения учащихся в групповую работу (работу в парах) по изучению незнакомого текста или описанию собственного опыта по определенной проблеме с выходом на «продукт». Итоговым продуктом могут быть: таблица, кластер, эссе, описание любого вида взаимодействия и т.п. Принципиально, что тьютор мотивирует учащихся на творческое решение проблемы, самостоятельный выбор способа решения, инициирует коллективный поиск, приучая работать в команде.

Отметим, что техники могут быть эффективно использованы при проведении педагогических и методических советов, предполагающих активные формы включения педагогов в проектную, моделирующую, творческую деятельность.

  • «Заявка на работу». Заключение «договора» с учениками, например, заполнение таблицы:

    Вы хотите, что бы я (учитель) на уроке был… можно заполнять только прилагательными

    Вы (учащиеся) будете на уроке…

    можно заполнять только прилагательными

    информативным

    активными

    интересным

    внимательными

    толерантным

    креативными

    Возможно установление диалогических связей между парами прилагательных:

    «чтобы я был на уроке интересным, какими должны быть вы…»?

  • «Суммирование в парах». Освоение нового текста. Работа в парах. Необходимо ответить на ряд вопросов и представить ответы графически, защитив свой проект. На выполнение работы дается до 20 минут.

Вопросы:

Кто? (Что?) – предмет текста (о ком? или о чем? идет речь)

Что делает?

Каким образом?

Когда? Где?

Почему? (Зачем?)

Пример использования техники «суммирование в парах» на методическом мастер-классе (методический совет «Роль тьюторства в современной школе»):

^ 1) Задание-инструкция для учителей, разбитых на пары: познакомиться с текстом, найти ответы на указанные вопросы и представить свой вариант ответов графически в виде схемы или кластера.

^ 2) Текст: «Кто такой тьютор?»

Однажды, на берегу озера голодный человек встретил мудреца и попросил его: "Я голоден, помоги мне!". А мудрец ответил: "Я могу дать тебе рыбу, ты быстро наешься, но так же быстро проголодаешься вновь и снова попросишь помощи. Я могу дать тебе удочку, но она когда-то сломается, и ты опять позовешь меня. Я могу научить тебя делать удочки, это долго и трудно, но зато потом тебе уже не понадобится моя помощь. Выбирай свой путь…".

Последний подход довольно точно характеризует тьюторскую позицию. Тьютор — это особый педагог, главная цель которого — не просто дать знания, научить ребенка чему-то доброму и светлому, но помочь ему научиться находить средства самостоятельного достижения поставленных целей.

Тьютор — это педагог, который стремиться научить своего подопечного свободе и самостоятельности, осознавать свои цели и понимать свои возможности, находить недостающие ресурсы и использовать культуру, опыт предшествующих поколений, для того, чтобы не изобретать велосипед, а действовать эффективно и успешно.

В российской школе всегда были Учителя. С БОЛЬШОЙ БУКВЫ. К сожалению, часто вопреки школьным порядкам, планам уроков, целям и задачам. Хороший учитель старался успеть и совмещал в себе сразу несколько лиц: учителя, который передает знания, умения и навыки; воспитателя, который старается привить своему подопечному нравственные ценности, и наставника, стремящегося понять самому и помочь понять взрослеющему человеку, какой он, зачем он, зачем ему школа, что ему надо в жизни.

В современном мире все труднее хорошо учиться. Очень много знаний накопило человечество, тех знаний, которые должны освоить наши дети (по крайней мере — так думают родители и учителя). Выучить ВСЁ — просто невозможно. Надо выбирать, надо учиться не просто, как губка, впитывать все, чему тебя учат, а находить нужные именно тебе знания. Что интересно именно мне? Есть ли в культуре то, что мне интересно? И зачем мне школа? Тьютор — это человек, который готов не только понять интерес ребенка, выслушать его рассказ "Я знаю об этом", но и помочь понять, что в опыте человечества, в российской культуре, в нашем городе и родной школе есть очень много ЗНАНИЙ о том, что ему интересно.

Например? Пожалуйста: "все о динозаврах" — есть палеонтология (идем в библиотеки, консультируемся с учителем, с интересом листаем учебник по биологии), раскопки останков динозавров (консультация в краеведческом музее, на кафедре профильного университета, а что учитель может рассказать?), почему-то вымерли — никто не знает абсолютно точно, почему — "А я узнаю!!!" Мама с папой еще будут запрещать заниматься своему чаду ("спать не загонишь!"). Но чтобы написать статью или доклад, оказывается нужен русский язык (как-то с ошибками неудобно). А для того, чтобы понять, что написано на англоязычном сайте под картинкой с динозаврами — английский (да не адаптированный, а "нормальный"). Подготовка к презентации — навыки организатора, владения компьютером. Выступление на защите собранного материала — научиться говорить "по-русски" — прямая дорога к учителю литературы, и т. д. и т.п. Если все это назвать в довольно строгих научных терминах, то называется это — тьюторское сопровождение индивидуального образовательного маршрута ученика. Ребенка всегда что-то интересует, но ему (особенно подростку) свойственно отрицать опыт (знания) взрослых. А в культуре существует очень много знаний, удовлетворяющих интерес ребенка. Школа — транслятор таких знаний, но обычно она делает это, "привязываясь" к расписанию уроков. Тьютор "привязывается" к интересу ребенку, через интерес, показывая ему, "зачем русский", "зачем история". Самое трудное — показать. Не навязать, не заставить, а создать ситуацию, которая демонстрирует: "МНЕ НУЖЕН английский". Тьютор — это человек, который очень аккуратно идет рядом с ребенком, обеспечивая поддержку в трудную (сложную) минуту, и отходя в сторону, когда ученик справляется сам. Это сложно, очень сложно.

Тьютор в современной массовой школе — это профессионал, который может (должен, по определению его позиции), найти индивидуальность ребенка, понять, в чем особенность познавательных интересов не группы детей, а одного, отдельно взятого, конкретного Пети Иванова. Тьютор может (обязан) создать такую ситуацию своего взаимодействия с ребенком, чтобы "Петя" сам осознал свой интерес, и сам понял, что он хочет узнать, пока (так судьба распорядилась) он учится в школе. И как это узнать. И где. И на каких предметах. У каких учителей. И в каких учебных заведениях продолжить свое обучение потом, после школы. И как жить дальше. И как жить сейчас. Это — формирование индивидуального образовательного маршрута. Формирование образа себя как человека себя образующего, т.е. не растущего "как придется", "как трава под забором", а самостоятельно руководящего своим собственным развитием и становлением.

3) Вариант выполненного группой задания:








  • Выступление проектных групп можно фиксировать в «таблицах экспертной оценки»:

а) в виде таблицы «ПСВ» (таблица заполняется экспертными группами по итогам защиты проектов, например, в качестве завершения техники «Суммирование в парах»).

противоречия

советы

вопросы

Мой проект — по отношению к остальным; «логические» и «идеологические» неточности в проектах коллег и т.п.

Рекомендации по изменению, корректировке, дополнению проектов коллег и т.п.

На уточнение сути проекта и прояснение символики; о проблемном поле проекта и личной позиции автора проекта, о разведении позиций автора проекта и автора текста и т.п.

б) заполняя заранее подготовленный преподавателем лист рефлексии проекта.

Сверху листа указана «тема Портфолио».

Внизу лист подписан: «Работу читали…» и «Работу писали…».

Лист разделен на 4-ре равные части:

1я — «Мы считаем, что…» (мнение о проекте);

2я — «Особенно удачным является…» (достоинства проекта);

3я — «В то же время, мы посоветовали бы…» (указания на неточности и недочеты );

4я – «Не кажется ли вам, что…» (пожелания авторам проекта).

  • «Денотатный граф» (обозначаю и пишу — техника первичного «вхождения» в незнакомый текст, позволяющая выявить ключевые понятия и составить опорный конспект по теме).

Работа ведется в парах. Задача: найти в новом тексте глаголы и относящиеся к ним существительные (составить с/соч). Цепочки могут выстроиться следующим образом: глагол + существительное + глагол + существительное (например, вводит + портфолио + отбирает + материал + ищут + учащиеся и т.д.). Причем информация представляется графически.

  • «Понятийная мозаика».

Задается механизм заполнения таблицы. Проводится анализ заданного объекта. Участники предлагают свои ассоциации с заданным объектом (тьютор фиксирует их в первую колонку, затем подбираются их характеристики в соответствии с особенностями предложенных вариантов интерпретации). Таким образом составляется «системный портрет» объекта, демонстрируется уровень общего восприятия, качество и многогранность определенного феномена. Объектом для анализа может быть и понятие «газ», и «реформа Петра 1», и «технология портфолио», и др.

1 графа: «Как выглядит объект?» (предлагаются ассоциации, метафоры, символы, дается образ или их описание)

2 графа: «Звучит как?» (прилагательные или причастия, характеризующие признаки объекта.).

3 графа «Действует как?» (глаголы, определяющие действия объекта)

Например, понятийная мозаика «технология Портфолио»:

выглядит как?

(образ, символ, метафора)

звучит как?

(прилагательные, причастия)

действует как?


(глаголы)

Водопад


СТИХИЙНЫЙ


БУРНЫЙ

ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННЫЙ

^ ОБРУЩИВАЮЩИЙ, НО ПОДНИМАЮЩИЙ

УНОСИТ


ЗАХВАТЫВАЕТ

«ВКЛЮЧАЕТ»

МОБИЛИЗУЕТ

Игральные кубики


^

АЗАРТНЫЙ

СПОНТАННЫЙ

РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ…

ПРОВОКАЦИОННЫЙ

ДАЕТ РАССЛАБИТЬСЯ

ЗАСТАВЛЯЕТ

«ПОКАЗАТЬ СЕБЯ»


^ ЗАСТАВЛЯЕТ РИСКОВАТЬ

Человек



НЕПОСТИЖИМЫЙ


РАЗНОПЛАНОВЫЙ

ТВОРЧЕСКИЙ

ФИЛОСОФСКИ НАСТРОЕННЫЙ
^

«ЗАГРУЖАЕТ»


«ОСВОБОЖДАЕТ»

ПРЕЗЕНТУЕТ


РАСКРЫВАЕТ

СОВЕРШЕНСТВУЕТ

  • «Расширение и сужение понятий».

Задается центральное понятие и к нему подбираются по ассоциации производные, расширяющие или сужающие его смысл. Ведется работа над созданием контекстуального поля понятия (собирается его тезаурус).

Например, центральное понятие «портфолио». Более широкие: учебный процесс, педагогическая система, концепция образования РФ, философия; узкие: презентация, разделы, резюме.

  • «Одна акция — одна книга».

Выбирается одно произведение, сюжет которого отвечает задачам акции; он представляется в разных формах: инсценировка, интерпретация на дискуссионном клубе, написание сочинений и т.п. Техника актуальна для проведения «предметных недель».

Например, «Неделя английского языка». Структура акций: Проект «Один предмет – одна книга» («Пигмалион» Б. Шоу)

  • Установка – «Вызов» (планирование, выход на книгу Б. Шоу).

  • Выбор деятельности, определение «шагов», ответственных

  • Пресс-центр:

  • Новости недели, информация на сайт: до+после акций (на русском и иностранном)

  • Рекламные листовки (презентация акций)

  • Конкурс газет «Пигмалион и Галатея – на языке»,

  • Оформление стенда (презентация направлений деятельности)

  • Научное общество учащихся:

  • Дискуссионный клуб («Диалог культур – диалог языков»)

  • Защита проектов («Я – переводчик»; «Я – интерпретатор»)

  • Форум для участников недели (Speaker‘s corner)

  • Видеосалон («My faire lady»)

  • Гостиная «Этот английский юмор»

  • Ролевая игра «Так трудно сказать: «I love you»

  • Мастерская переводчика (мастер-класс педагога), Портфолио на языке

  • Театральная гостиная (отрывки из «Пигмалиона»)

  • Музыкальная гостиная (песни и клипы на языке с переводом)

  • «Последействие» — выход на областной конкурс «We speaks English»

  • «Понятийно-терминологическая карта».

Техника, позволяющая составить глоссарий определенной темы, выстроить связи между ключевыми ее понятиями, выявить уровень освоения учащимися понятийного аппарата. Алгоритм работы:

а) Тьютор задает от 5 до 7 терминов, связанных между собой. Учащимся необходимо подобрать к ним определения (используя учебник, словари, Интернет, собственные знания).

б) Учащиеся должны составить новый текст, используя не данные термины, а подбирая к ним словесные эквиваленты (собственные понятия, перифразы, замены, синонимы). Этот текст представляется в каком-либо творческом жанре, например, письма, басни, оды, стихотворения, сказки и т.д. Причем понятия, раскрываемые в тексте, должны быть связаны между собой.

^ Пример: даны термины «Образовательная технология», «Саморазвитие личности», «Тьютор», «Образовательный результат».

Вариант определений:

Образовательная технология — методологическая система, гарантирующая достижение каждым обучающимся заявленного им самим образовательного результата.

Саморазвитие личности — проявление индивидуальности человека, способ раскрыться перед самим собой и миром.

Тьютор — организатор самодеятельности кого-либо, сопровождающий эту деятельность, помогающий в ней.

Образовательный результат — реализация поставленных целей, освоение компетентностей (готовность к жизни).

^ Вариант текста (стихотворение4):

Среда обучения, методологическая система—

Что конструируем: миф, реальность?

С кем мы? С самим собой или с теми?

Командный дух? Индивидуальность?

Сможет ли организатор

Поддержать, помочь мне в жизни?

Как?! Я буду результатом???

К смыслу вместе прорвались мы!

  • «Коллажирование».

Задается тема и выдается на пару участников несколько журналов, ножницы, клей, маркеры и ватман. Задача: представить творческий проект (целостный образ, картину, системный портрет) определенной темы. Вопросы к созданию системного портрета:

  • Что является контекстом?

  • Что происходит? Что не происходит?

  • Кто является субъектом? Как связаны между собой субъекты?

  • Какие возникают проблемы?

  • Какие есть вопросы?

  • Какими символами можно выразить связи между субъектами, проблемами, вопросами?

  • Стратегия «Уголки» или «Центры».

В углах аудитории собираются группы (выбор передвижения свободный). Группы формируются по количеству заданий. Ими могут быть: автопортрет на фоне портфолио, мое открытие на занятиях, куплет в тему, диагностическая мишень (сектора – это полезно, это интересно, оцени атмосферу, оцени качество материала). Участникам выдается лист обхода уголков:

  • 1 графа – куда пошел? (маршрут);

  • 2 графа – выполнение задания (самооценка и оценка);

  • 3 графа – интересные факты, заметки для себя.

  • «П-О-П-С – формула». Завершающая техника.

Задается алгоритм для написания эссе. Подведение итогов: каждое эссе зачитывается, затем организуется круглый стол по обсуждению темы, связывающей все предложенные варианты.

^ П – позиция:

«Я полагаю, что…» — мое мнение, доступный, не вызывающий сомнения образ.

О – объяснение:

«Мое мнение подтверждается тем, что…» — поддержка заявленной позиции (ссылки на законодательство, нормативные документы, фактический материал, общественные ценности).

^ П – пример:

«Я могу привести пример» — мнение других людей, ссылка на авторитет, типичный случай, избыточная деталь (цель – вызвать интерес).

С – следствие:

«Таким образом…» — краткий обзор, итог, перспективы иного решения.

  • ^ Написание творческих работ. Синквейн, диаманта, хайку (хокку).

Чаще всего данные техники используются в качестве рефлексии занятия или творческой акции. На написание варианта дается не более 5-6 минут, работы зачитываются, подводятся итоги восприятия изучаемой темы.

Синквейн – это стихотворение из 5 строк, написанное по определенному алгоритму.

1 строка – одно слово, обычно существительное или местоимение, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

2 строка – 2 слова, прилагательные или причастия (описание признаков и свойств выбранных предметов или объектов)

3 строка – 3 глагола или иные глагольные формы, описывающие совершаемые данным объектом или предметом характерные действия.

4 строка – фраза из 4 слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

5 строка – содержит одно слово, характеризующее суть предмета или объекта.

Пример: синквейн «Настоящий учитель»

Учитель

Добрый, знающий

Учит, воспитывает, помогает

Старый друг лучше новых двух.

Мастер.

Диаманта – это стихотворение из 7 строк, первая и последняя из которых – противоположные понятия.

1 строка – тема (существительное)

2 строка – определение (2 прилагательных или причастия)

3 строка – действие (3 глагола)

4 строка – ассоциации (4 существительных, причем в этой строке осуществляется переход к антонимичным понятиям)

5 строка – действие (3 глагола)

6 строка – определение (2 прилагательных или причастия)

7 строка – тема (1 существительное, противоположное заявленному в 1 строке).

Пример: диаманта «Тьютор: pro et contra»

Манипуляция

Управляющая, расслабляющая

Заставляет, обеспечивает, детерминирует

Идеолог, пропагандист, консультант, тьютор

^ Предлагает, сопровождает, мотивирует

Освобождающий, включающий

Поддержка.

Хокку — это стихотворение, содержащее 3 строки (1я – 5 слогов, 2я – 7 слогов, 3я – 5 слогов). Суть: передача первого впечатления от предмета, окружающего мира или события. Возможная схема:

1 строка – Я был (кем-то, чем-то).

2 строка – место и действие (где и что делал).

3 строфа – определение (как?).

Пример: хокку «А зачем тьюторство?!»

Я был тьютором,

Дал путь, раскрыл горизонт...

Свобода творить!

Что такое портфолио класса?

Наряду с индивидуальным портфолио, можно создавать портфолио класса, который отражает специфику коллектива, его микроклимат, демонстрирует общие достижения, «высвечивает» звезд, показывает результативность работы класса, описывает интересные дела, классные часы, родительские собрания, создает рейтинги и т.д. Заполнению портфолио класса необходимо посвящать особые акции, формировать его в системе, обучая навыкам корпоративной культуры, формируя компетенции, связанные с поддержанием имиджа класса, создавая неповторимую атмосферу единства и многообразия участников.

^ Варианты акций, посвященных формированию портфолио класса.

Неделя кастинга.

Обычно подобного рода акции проводятся в начале организационного периода (последняя неделя сентября) с целью адаптации учащихся к новой среде, включению новичков в коллектив, презентации того нового, что произошло с учащимися за летние месяцы.

Неделя кастинга должна создать творческую среду, позволяющую ученикам привыкнуть к режиму испытаний, понять, что учение связано с личными потребностями каждого школьника, выявить готовность к открытиям в себе и дать (каждый раз, с каждым годом, на более сложном уровне) навыки самопрезентации, сформировать компетенции самотестирования и выбора.

Возможная система акций недели Кастинга:

^ Акции на уровне класса5

  • Классный час «Портфолио успешного человека» — с защитами раздела «Портрет» из личных портфолио учащихся (в разных техниках самопрезентации). Техники самопрезентации:

  1. ^ Мое жизненное кредо.

Афоризм, сточка стихотворения, цитата любимого писателя, которые отражают мой внутренний мир, интересы и пристрастия, ключевые качества, особенности моего мировоззрения.

Например: «Уважение к людям есть уважение к самому себе» (Дж. Голсуорси) или «Невозможно всегда быть героем, но всегда можно оставаться человеком» (И. Гете)

Работу по заявлению жизненного кредо можно организовать через защиту-презентацию любимых стихотворений, отрывков из книг, высказываний политиков, музыкантов и т.п.

Техниками презентации кредо могут стать:

  • «Надпись на футболке» (участникам выдаются вырезанные из бумаги футболки и предлагается за 1 минуту одним-тремя словами, крылатым выражением или цитатой любимого классика охарактеризовать либо свое состояние на данную минуту, либо основной жизненный принцип, либо девиз.

  • Изготовление «бэджиков» или визитных карточек (например, участникам предлагается добавить к своему имени прилагательное или причастие, определяющее его текущее настроение или роль, в которой он предполагает выступить сегодня на занятии)

  1. ^ Познаю себя.

  • «Рука Энштейна, держащая скрипку, счастливее другой его руки, пишущей: E = mc2» (Марцинкявичус). От какого дела я получаю радость, удовлетворение, что мне удается лучше всего? Какие способности я бы хотел развить в себе? Для меня: «Самопознание – первое условие мудрости человеческой».

  • Требователен ли я к себе? Какие качества личности мне надо в себе воспитать? Гете: «Как можно познать самого себя? – Только путем действия, но никогда путем созерцания. Попытайся выполнить свой долг, и ты узнаешь, что в тебе есть». За какие поступки, дела я могу себя похвалить? Чем я могу по-настоящему гордиться?

  • Уверен ли ты в себе? Какие цели перед собой ты ставишь? На кого ты хочешь быть похож? Кто твой кумир? Б. Шоу: «Подсознательно я никогда не сомневался, что займу свое место среди гениев».

  • Какие из данных качеств личности есть у меня? Что я могу к ним добавить?

Качества личности: аккуратность, ворчливость, внимательность, грубость, дисциплинированность, жадность, дружелюбие, завистливость, жизнерадостность, замкнутость, настойчивость, злопамятность, общительность, бестактность, ответственность, капризность, отзывчивость, мстительность, принципиальность, нерешительность, скромность, несдержанность, уверенность в себе, обидчивость.

  • «Похвальный лист» моим вредным привычкам? Схватка плюсов и минусов: «репортаж с гладиаторской арены»? Трансляция футбольного матча: Я и НЕ-Я?

  1. ^ Кто я? «Неоконченное предложение».

Когда я думаю о себе, то…

Когда я думаю о себе, то порой ужасаюсь…

Когда я думаю о себе, то начинаю переживать…

Когда я думаю о себе, то смеюсь над тем… (и т.д.)

  1. Самореклама.

Вспомните рекламный ролик и смоделируйте свой вариант.

Мой учитель хочет видеть меня таким…

Мои папа и мама таким…

Мои друзья таким….

А на самом деле я такой…

Можно воспользоваться техникой коллажа:

«Во мне, как в спектре, семь различных я». Отразить 7 своих жизненных ролей. Придумать символ, образ, животное, растение, камень, изобразить свой знак зодиака и т.д. Оформляется это на отдельном листе вырезками из журналов, недостающие детали дорисовываются.

  1. ^ Моя биография от 1 месяца до настоящего дня.

Оформляется с использованием фотографий, забавных надписей и т.д.

  1. Родители обо мне.

Пособие для учителя: как воспитывать моего ребенка – вредные советы и не очень…

  • Семинар «Я — человек успешный…»; механизм работы на семинаре:

^ Шаг1: Деление класса на группы.

На заметку!

Любому семинару предшествуют так называемые техники-ледоколы. Ледоколы — это подвижные и мотивационные игры, которые могут нести какую-то функциональную нагрузку, например, разбить на группы, познакомить школьников, просто снять напряжение и усталость.

  • ^ Например, “Передай маску!”

Цель: данная игра в непроизвольной раскрепощающей атмосфере позволит школьникам, спонтанно, с юмором, проявить себя и избавиться от непродуктивных настроений, с которыми они пришли на урок или которые приобрели во время работы, создаст непринужденную раскрепощающую атмосферу, сконцентрирует внимание участников, поможет им настроиться на работу в группе. Примечание: чтобы высвобожденная энергия не ушла впустую, важно по окончании игры организовать деятельность, требующую от участников высокой активности. Время: 5 минут. Техника проведения: участники по кругу передают друг другу эмоциональную маску. Сначала они в точности повторяют выражение лица соседа справа, затем придумывают свое собственное выражение лица и “передают” его соседу слева. Начинает игру учитель: он поворачивает свое лицо с каким-либо эмоциональным выражением к своему соседу справа так, чтобы он, как можно лучше, смог разглядеть и в точности повторить эту эмоцию на своем лице. Затем этот участник медленно поворачивает голову влево, меняя при этом выражение своего лица на новое, которое он “передает” своему соседу слева. Также делают все остальные. Рефлексия: Зачем необходимо выражать эмоции? Нужно ли носить маски? У всех ли сегодня хорошее настроение?

  • ^ Техника деления на группы: «СЕМЬЯ МЮЛЛЕР»

Заранее готовятся карточки по количеству участников с названиями семей и их членов. Если класс из 30 человек, который надо разбить на 5 подгрупп, то нам надо 5 семей по 6 членов в каждой. При неровном делении количество членов в семье может быть меньше. Возможные имена семей: Мюллер, Миллер, Малер, Моллер, Пуллер, Пиллер и так далее. Члены – дед, бабка, папа, дочка, Жучка, кошка, мышка. То есть наши карточки должны выглядеть так: "Дед Мюллер", "Бабка Мюллер", … "Дед Миллер" и т.д. Участники тянут вслепую карточки, а затем по сигналу учителя должны найти свою семью и сесть все вместе на один стул на колени друг другу в порядке: дед, бабка, папа, дочка, Жучка, кошка, мышка. Задача — сделать это как можно быстрее. Игра хороша тем, что эти роли можно сохранить до конца семинара и, при необходимости, сделать другие группы, быстро дать команду собраться вместе, например, мышкам и кошкам и так далее.

Шаг 2: выбор ролей в группе и подготовка к работе

На заметку!

Техники подготовки к групповой работе:

  • Портреты

Участники берут в руки листы бумаги на какой-нибудь плотной основе (скажем, на папке) и встают произвольно в пары. Глядя прямо в глаза партнеру (и не глядя на свой лист!), они должны за 10 секунд нарисовать портрет партнера. По сигналу модератора они заканчивают рисунок, подписывают его своим именем, представляются партнеру и обмениваются портретами. После этого они ищут новую пару и повторяют то же самое. В зависимости от имеющегося времени упражнение можно повторить от 5 до 10 раз. Таким образом, к концу каждый собирает 5-10 собственных портретов. Затем каждый участник выбирает один-два портрета, которые, по его мнению, наиболее точно отражают его индивидуальность, и объясняет, почему он выбрал именно эти. Поскольку портреты рисовались практически вслепую, они обычно получаются достаточно забавными, а "отражение индивидуальности" – чисто символическим.

  • Большая картина

Перед началом работы на столы, сдвинутые в центре, раскатывается большой рулон бумаги (4-5 м). Можно взять просто рулон обоев со светлой изнанкой или склеить листы ватмана. На бумагу ставятся 4-5 коробок акварельных красок и столько же стаканов с водой, а каждый участник получает кисточку. Участники должны покрыть весь этот "холст" краской, рисуя любые реальные или абстрактные формы. Во время рисования каждый участник представляет себя. После каждого представления вся группа делает шаг в сторону по часовой стрелке, таким образом обходя почти полный круг вокруг полотна и начиная каждый раз рисовать на новом месте. Участники не должны стесняться дорисовывать или даже зарисовывать рисунок своего соседа. К концу упражнения весь "холст" покрывается самыми неимоверными комбинациями. Затем он откладывается в сторону, и семинар идет своим чередом. В конце семинара подсохший "холст" снова выносится на середину. Участники вырезают из обычной бумаги формата А4 рамки – это легко сделать, сложив лист бумаги пополам и еще раз пополам и широко отрезав угол, ведя ножницы параллельно кромке одной, а потом другой стороны согнутого листа. Накладывая полученную рамку на картину, участники выбирают один или два наиболее понравившихся им фрагмента, обводят их по контуру рамки карандашом и подписывают, чтобы никто больше на эти фрагменты не позарился. Как правило, на столь большом листе фрагментов вполне хватает всем. Затем они вырезают выбранные фрагменты и наклеивают их на лист формата А4. Лучше, если этот лист будет не белым, а серым, бежевым или даже мраморным, чтобы выглядеть как настоящее паспарту. Получившиеся картины поражают разнообразием форм и красок и наглядно иллюстрируют, насколько эффективно можно работать сообща. Для придания более конкретного значения этим картинкам можно попросить участников на обратной стороне написать, что они лично сделают по итогам работы. Тогда картинка сразу становится не только сувениром, но еще и личным планом действий и памяткой.

Техники выбора ролей в группе:

  • «Шляпы»: всесторонний способ оценки текущей ситуации. Все участники вслепую тянут из шляпы бумажки шести разных цветов: белый, красный, черный, желтый, зеленый и синий, и потом расходятся по своим "цветовым" группам. У каждой группы в наличии лист ватмана с нарисованной на нем шляпой этого же цвета. Для красочности можно снабдить членов группы кепками того же цвета, скрепив концы длинной стороны цветного листа А4 скрепкой. Каждый цвет имеет свое значение:

БЕЛЫЙ: цифры, ситуации, статистика, в общем, факты без комментариев.

КРАСНЫЙ: эмоции, интуиция, отсутствие логики, оценка может быть положительной, может быть отрицательной без видимых причин или разумных объяснений.

ЧЕРНЫЙ: здоровый скепсис, отрицательное, но конструктивное отношение, разумная критика, боязнь рисков, препятствий, помех, реально существующих или возможных.

ЖЕЛТЫЙ: здоровый и обоснованный оптимизм, опора на анализ и логику, объективная оценка сильных сторон, возможностей, преимуществ.

ЗЕЛЕНЫЙ: творчество на грани безумия, свободный полет фантазии, долой традиции и устои!

СИНИЙ: спокойное наблюдение, обобщение и выводы.

Внутри групп участники ведут обсуждение текущей ситуации или поставленной проблемы, стараясь "надеть" на себя соответствующую шляпу и проанализировать проблему с соответствующих позиций. Члены "синей" группы расходятся по остальным пяти и спокойно наблюдают за процессом, не вмешиваясь в него. Их слово – в самом конце. Обсуждая, члены группы заносят основные моменты своего обсуждения на свою шляпу. После времени, отведенного на обсуждений, группы по очереди вешают свои шляпы на стену и представляют свои выводы. В самом конце слово дается нескольким членам "синей" группы, чтобы они подвели итог и обобщили результаты всех обсуждений.

  • Ролевая игра. Каждая из четырех микро-групп получает свою задачу, варианты решения которой они должны обсудить. Затем каждый член группы вытягивает карточку с ролью. Эти роли могут быть чисто условными Примерный список ролей:

  • ^ Генератор идей подает идею, записывая ее суть на карточку и передавая ее презентатору — Карлсон

  • Презентатор представляет идею группе, расцвечивая ее деталями и рисуя «потрясающие результаты» — Барон Мюнхгаузен

  • Комментатор дополняет, предлагает варианты реализации этой же идеи, уточняет детали — Мудрая Сова

  • Критик критикует, придирается, ищет препятствия и помехи — Старуха Шапокляк

  • Защитник преодолевает критику, говорит о способах минимизировать риск провала — Робин Гуд

  • Фасилитатор утихомиривает, следит за очередностью выступлений, не дает перебивать, следит за временем – обычно не больше 1 минуты каждому — Кот Леопольд

  • ^ Секретарь записывает все ценные идеи, предложения, подробности, при необходимости уточняет их — Доктор Ватсон

Говорит только тот, до кого дошла карточка с идеей. Перебивать и комментировать нельзя, можно только задать уточняющие вопросы. Полный круг занимает примерно 5 минут – (Генератор) à 1 мин. Презентатор à 1 мин. Комментатор à 1 мин. Критик à 1 мин. Защитник à 1 мин. вопросы. Группа должна успеть провести по кругу 5-6 идей.

Шаг 3: Работа с карточками (вопросами); группы по 5-7 человек, время на подготовку – 15 минут. Задание: подготовить «системный портрет человека успешного» (каждая группа символами и краткими надписями на ватманах представляет результат своей работы)

^ Карточки (вопросы):

Группа 1 Что значит «успех» в молодежной среде? Какими качествами должен обладать «человек успешный»? Способы достижения успеха – Лидерство? Асоциальное поведение? Богатство? Стильность? Другое? Успех – для себя? Успех в глазах сверстников? В глазах родителей?

Группа 2 Кто может являться объектом для подражания, образцом «человека успешного»? Источники современного кумиротворчества: кино, ТВ, реклама, бизнес, политика, спорт, религия, другое? Антигерои? Попытайтесь составить свою классификацию героев?

Группа 3 Какова, на ваш взгляд, функция «ситуации успеха» в современном мире? Способствует ли успеху образование? Роль знаний для успешности? Знания и карьера? Удовлетворяет ли вас система знаний в школе? Готовит ли она к успешности человека в будущем? Кризисные точки этой проблемы?

Группа 4 «Успех как шаг в будущее». Ваш прогноз: какие сферы знания, профессии в России будут «успешными» в ближайшие 50 лет? Почему? Какие риски человеческого сообщества в будущем окажутся связанными с возможностью каждой личности быть воплощением успеха? Как этого избежать?

^ Шаг 4: Выступление лидера группы; освещение ключевых моментов заявленной темы – 5 минут.

Шаг 5: Вопросы к группе (отвечает вся группа) – 5-10 минут.

^ Шаг 6: Итоговое обсуждение (все желающие), рефлексия семинара – 5-10 минут. По итогам выступления всех групп на отдельном ватмане составляется тип-портрет «Модель успеха для лидера нашего класса», который идет в портфолио (блоки: качества, источник знаний, сфера применения сил, образцы поведения, кумиры, прогноз на будущее).

^ Акции на уровне образовательного учреждения

Функционирование «Штаба недели» (пресс-центр, центр мониторинга, отслеживающие лучшие акции на уровне класса и школы, проводя рейтинговые опросы, интервьюируя участников и т.д.)

Конкурсная программа:

  • конкурс на лучшую газету-портфолио класса «Мы — лучшие», лучшую мультимедийную презентацию «Самый классный класс» (затем самые удачные работы помещаются на сайт школы);

  • конкурс на лучший раздел «Портрет» (по 3-ри претендента из каждого класса по номинациям, например, начальная, средняя, старшая школа, проведение кастинга лучших из лучших и награждение);

  • конкурс авторских стихотворений с обязательной начальной строчкой «Я гений…» и дальше имя конкурсанта (как в классическом — «Я гений, Игорь Северянин»)

  • конкурс фото-коллажей «Я и мое хобби»

  • акция «Клубы»:

^ Ход акции — 1 тур. Каждому классу дается задание: провести отборочный тур.

Для этого: каждому школьнику в классе предлагается классифицировать по степени значимости для себя четыре понятия: дружба, успех, знание, власть. В классе формируются четыре группы. Проводится тренинг, где группам дается 15-20 минут, чтобы ответить на следующие вопросы:

  • Какими будут название, девиз (ключевые слова), эмблема клуба (например, для объединения «Дружба»)?

  • Каким будет устав клуба:

  • Принципы работы (например, равноправие членов, демократизм, свобода высказывания и т.д.)

  • Цель(и) работы (ключевые понятия: поддержка, организация, поощрение, распространение, содействие и т.д.)

  • Виды деятельности (проведение мероприятий, распространение опыта, выпуск печатной продукции, создание структур самоуправления в классе и т.д.)

  • Какими качествами должен обладать член клуба?

  • Какое мероприятие(я) смог бы организовать ваш клуб в течение этого года?

Каждый член клуба должен написать фамилию кандидата в руководители клуба из своего класса (голосование тайное). В ходе тренинга определяться четверо финалистов в каждом классе, которые будут участвовать во втором туре конкурса.

^ Ход игры – 2 тур (заочный этап).

Победителям в номинациях в каждом классе предлагается письменно ответить на вопросы.

«Лидер»:

1. Продолжите высказывание: «Быть первым – это ответственность, потому что…»

2. Аргументируйте позицию: «Зачем каждому учащемуся необходимы лидерские способности?»

3. Сформулируйте позицию: «Что, как руководитель клуба «Лидер», вы можете сделать

а) для класса,

б) для школы?»

«Звезда»:

Продолжите высказывание: «Если звезды зажигают, значит, это…»

Аргументируйте позицию: «Всякое ли самовыражение достойно уважения?»

Сформулируйте позицию: «Что, как руководитель клуба «Звезда», вы можете сделать

а) для класса,

б) для школы?»

«Товарищ»:

Продолжите высказывание: «Я другу все могу простить, кроме…»

Аргументируйте позицию: «Почему друзей не выбирают?»

Сформулируйте позицию: «Что, как руководитель клуба «Товарищ», вы можете сделать

а) для класса,

б) для школы?»

«Интеллектуал»:

Продолжите высказывание: «Самое ценное, что я узнал – это…»

Аргументируйте позицию: «Почему любое знание ограниченно?»

Сформулируйте позицию: «Что, как руководитель клуба «Интеллектуал», вы можете сделать

а) для класса,

б) для школы?»

^ Ход игры – 2 тур (очный этап). На этом этапе могут пройти:

  • выборы в Совет школы, кастинги лучших проектов (сформируется копилка дел школы).

  • акции типа «По одежке встречают…». Участники — команды от каждого класса. На акции происходит презентация костюмов, выполнение различных ролевых заданий, разыгрывание этюдов и формирование «Золотой книги этикета школы». Домашнее задание для команд:

    • разработать 3-ри модели костюма успешного человека (поколение бабушек и дедушек — 1й костюм; поколение родителей — 2й костюм; мое поколение — 3 костюм)

    • придумать этюд (диалог, сценку), которая заканчивается «золотым правилом поведения» в следующих заданных обстоятельствах: а) знакомство; б) в гостях; в) в офисе

На заметку!

1) Кастинг лучших проектов может проходить с учетом следующих базовых вопросов-заданий для учащихся:

Сформулируйте:

  • Проблему, на решение которой направлен проект?

  • Цель и результат проекта:

  • что изменит ваш проект в текущей ситуации?

  • какой вы прогнозируете результат внедрения вашего проекта?

  • Актуальность проекта:

    • почему вы? (почему учащиеся компетентны решать эту проблему?)

    • почему сегодня? (почему эту проблему можно назвать «горячей»?)

    • почему здесь? (почему эта проблема может быть решена в школе?)

Сформулируйте:

  • «шаги» к ожидаемому результату проекта:

  • какие акции (мероприятия, «дела») вы бы организовали?

  • что для этого необходимо создать, изменить, отменить?

  • план действий ключевой акции:

  • что будет включено в программу акции?

  • создайте рекламу этой акции?

Сформулируйте:

  • требуемые ресурсы проекта:

    • кадровые (кого необходимо привлечь?)

    • финансовые

    • технические и другие

  • зоны ответственности участников проекта (кто и за что будет отвечать при реализации проекта).

2) Вариант работы с «Золотой книгой этикета» — Золотая десятка + один

(игра с залом; тьютор зачитывает вводные четверостишия, а задача участников — понять его смысл и сформулировать подходящее правило этикета):

^ Если ты в лесу не в диком и зубами не оброс…

Если знаешь, что свобода — там, где у соседа нос!

Соразмерь свои поступки с тем, кто рядом, здесь и там,

Чтобы совесть не ходила за тобою по пятам…

Золотое правило №1:

Поступай так, как ты хочешь, чтобы …

Ты проснулся рано утром и с приветом всему миру

Доставляешь настроенье до того, кто тебе дорог,

^ Понимая, что в эфире прозвучать должны лишь звуки,

Услаждающие сердце, что всегда и всюду впору!

Золотое правило №2:

Кого бы ты ни встретил на своем пути, пожелай…

Его устами опыт говорит:

Изобретать велосипед? — зачем?! — изобретен!

Услышь, ответь, реши — твой внутренний и внешний вид

В квадрат взаимопониманьем возведен!

Золотое правило №3:

Настройся на восприятие…

Ты ценишь всё, чем ты владеешь…

И значит, сохранить сумеешь,

То, что тебе пусть не принадлежит

И даже плохо здесь лежит…

Золотое правило №4:

Береги то, что…

Не звони ей, не звони, не звони ей ради бога!

Если к знаньям дорога дорога,

Ко всем дверям ты подобрал ключи…

Если не глючит, отключи!

Золотое правило №5:

До начала урока, проверь,…

Как вход, так и выход —

Зеленый горит!

Но главное — «тихо!» —

Закон говорит!

Золотое правило №6:

Перемещение из класса и в класс…

Смешивай и взвешивай,

Хоть челюсть распусти до полу…

Чтоб быть успешным — только

Не мешай другому!

Золотое правило №7:

Любой и любая имеет право на….

Пусть будет лучшая учению измена

Наполненная смыслом перемена!

Золотое правило №8:

В перемену педагог имеет право на……,

а после перемены, лицеист приходит на урок...

Пусть и не прав Минздрав!

И на здоровье всё равно!

Но!

Запрещено!!!

Золотое правило №9:

На территории МУБиНТ действует запрет на…

Не оставляй на входе надежду!

Оставь сомнения… и верхнюю одежду!

Золотое правило №10:

Внешний вид школьника должен…

Золотое правило №11:

Добавь свое…

3) Варианты ролевых игр-разминок (например, как этап акции «По одежке встречают»):

  • Сценки из жизни

Эта игра дает участникам попробовать себя в искусстве пантомимы. Участники становятся в два круга лицом друг к другу, встав, таким образом, в пары. Учитель громко называет сценку из жизни, которую каждая пара должна разыгрывать пантомимой на протяжении 10 секунд. По сигналу модератора сценка заканчивается, и внутренний круг переходит по часовой стрелке к новым партнерам. Игра продолжается с новой сценкой в новой паре. Варианты сценок: «жена встречает мужа после работы», «опять двойка» и т.д.…

  • Игры с картами: «Статус».

Необходимо угадать отношение окружающих к каждому участнику по невербальным средствам общения. Для этого ведущий:

Вариант1 – Учитель раздает карты с разным достоинством каждому участнику; тот, в соответствии со статусом карты, должен показывать свое расположение или неприятие окружающих. Ведущий через некоторое время останавливает свободное движение участников по площадке (например, прерыванием музыки) и спрашивает у участников, какого, по их мнению, достоинства была карта того или иного игрока.

Вариант2 – участник не знает своей карты, поскольку ведущий «прикрепляет» ее на лоб игроку. Задача каждого участника: догадаться по отношению к своей персоне, какого статуса эта карта.

^ Преимущества технологии портфолио

  • Технология отличается воспроизводимостью, ориентирует учащихся на самообучение (встраивается в классно-урочную систему), создает качественно новую образовательную среду.

  • Технология мобилизует субъектов учебного процесса на творчество, освоение новых способ деятельности, рефлексивность.

  • Технология обеспечивает новый образовательный результат — развитие личностных компетенций (у каждого своя образовательная траектория, свой объем и качество портфолио, каждый обязан делать выбор, принимать решения, критически оценивать себя и других).

  • Технология обладает гибкостью, варьируются отдельные техники, формы организации учебного процесса, возможно изобретение собственных приемов.

  • Технология интегрируется с другими образовательными технологиями, такими как: проектная деятельность, развитие критического мышления через чтение и письмо и др., позволяет конструировать дистанционную модель обучения.

^ Трудности на пути внедрения технологии портфолио

  • Технология очень трудозатратная, требует серьезной материально-технической базы, больших финансовых расходов (приобретение техники, оплата труда разработчиков учебно-методических материалов, расходы на курсы повышения квалификации — обучение тьюторов, оплата интернет).

  • Технология требует высокой культуры самоорганизации от каждого субъекта учебного процесса, которой обладают немногие.

  • Технология не решает проблему итоговой аттестации, напрямую не связана с переводными и выпускными экзаменами (ЕГЭ); невозможно разработать единую стабильную систему баллов (отметок) за творческие задания.

  • Технология требует определенного уровня владения информационными технологиями каждым субъектом учебного процесса.




1 Пейп С.Дж., Чошанов М. Учебные портфолио – новая форма контроля и оценки достижений учащихся // Директор школы. – 1998. – № 3. – с.76.

2 Большая книга о маленькой школе / Под ред. Т.В. Светенко, И.В. Галковской. – Псков: ПГПИ, 2003. – с.242.

3 Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Под ред. Е.С.Полат. – М.: Аcademia, 2000. – С.151.

4 Вариант, представленный на курсах повышения квалификации «Идеология и практика открытого образования: инвариант современных образовательных технологий» школьной командой МОУ Ивняковской СОШ Ярославского МО

5 Акции проходят с привлечением родителей школьников







Скачать 384,67 Kb.
оставить комментарий
Дата22.09.2011
Размер384,67 Kb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

отлично
  4
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх