Белгородская область администрация города белгорода управление образования муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №32 Использование этнографического  icon

Белгородская область администрация города белгорода управление образования муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №32 Использование этнографического


1 чел. помогло.
Смотрите также:
Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №3 Тракторозаводского района города...
Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №3 Тракторозаводского района города...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия» Использование возможностей школьного...
Конкурса «Ноутбук-учителю»...
«Европейский лицей»...
Учебный план мбоу лицей №200 на 2010-2011 год 7 Кадровое обеспечение образовательного процесса...
Доклад моу «Лицей»...
Белгородская область...
С. С. Перминова Директор моу «Лицей №1»...
Кемеровская область администрация беловского городского округа муниципальное учреждение...
Рудковская Алла Альбертовна...
Рудковская Алла Альбертовна...



Загрузка...
скачать


БЕЛГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА БЕЛГОРОДА

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Муниципальное общеобразовательное учреждение – лицей №32


Использование этнографического материала на уроках географии как средство повышения познавательной активности учащихся

(реферат)


Выполнила:

Сахнова Светлана Ивановна,

учитель географии МОУ-лицей №32 г. Белгорода


Белгород

2011


Содержание

Введение 3

Глава I. Этнокультурные аспекты географического

образования в курсе школьной географии. 5

Глава II. Методы и приемы использования

этнографического материала на уроках географии

как средство повышения познавательной активности

учащихся. 10

Заключение. 18

Библиографический список 19


Введение

«Этнография» не включена в базовый стандарт среднего образования, несмотря на это, данная дисциплина используется нами в образовательном процессе на уроках географии, истории, математики, русского языка, литературы, музыки и т.д., так как этнографические знания позволяют глубже понимать истоки национальной культуры, воспитывать гордость за свою «малую родину». Педагогическая практика последних лет убедительно доказывает, что без знания фактов, без интереса к истории своей семьи, школы, местности, города; обычаям, традициям, народной культуре – не может быть полноценным и нравственным школьное воспитание.

Понимая и осознавая важность использования на уроках этнографического материала, педагогический коллектив нашего лицея с 2008 по 2010 годы активно включился в региональный эксперимент «Этнокультурные ценности Белгородчины как основа формирования социально активной личности школьника», руководителем которого была кандидат исторических наук, доцент кафедры российской и всеобщей истории Белгородского государственного университета Дудка Анна Ивановна.

Изучение этнокультурного наследия приобретает актуальное значение в нынешних условиях активизации межнациональных отношений и культурного обмена. Большая роль в этом принадлежит и географии, которая позволяет познакомиться не только с разнообразием современных этносов, географическими условиями их проживания, но и с лучшими образцами общечеловеческой культуры [1;4]. Изучая этнокультурные особенности своей «малой Родины» в школьном курсе географии страны и географии Белгородской области, учащиеся на частных и доступных им фактах познают явления общественного порядка и, по образному выражению Н.Н. Баранского «могут увидеть мир в капле воды».


Цель написания данного реферата: выявить, как использование этнографического материала на уроках географии позволяет повышать познавательную активность учащихся.

Задачи:

1. изучить литературу по данному вопросу;

2. рассмотреть этнокультурные аспекты географического образования в курсе школьной географии;

2. показать методы и приемы использования этнографического материала на уроках географии.


Глава I. Этнокультурные аспекты географического образования в курсе школьной географии


В настоящее время в российской школе пристальное внимание уделено поиску гуманистических основ образования как главного пути возрождения национальной культуры в нашей стране.

Этноцентризм в образовании означает право на свободное удовлетворение этнокультурных потребностей личности не только как части определенного этноса, но и других социальных общностей многонационального государства. Личность в этой концепции следует рассматривать, прежде всего, как субъект культуры, являющийся не только ее потребителем, но также носителем и творцом определенных культурных ценностей. Таким образом, содержание общего образования должно носить этнокультурный характер и должно быть направлено на приобщение ученика к национальной, российской и общемировой культуре.

Во многих странах мира при изучении географии особое внимание обращают на проблемы культуры межнациональных отношений, усиливают внимание к воспитательным возможностям предмета. Гуманистический и культурологический потенциал географии возрастает при непосредственном изучении на уроках разнообразия жизни и деятельности людей в пространстве, роли человека и человечества в географической среде, вклада людей в развитие мировой цивилизации. Вместе с тем учащиеся всегда проявляли интерес к людям, живущим в разных уголках земного шара, их культуре и традициям [1;3].

Большое влияние на улучшение постановки преподавания географии оказал выдающийся русский педагог К.Д. Ушинский, которого можно считать родоначальником научных основ методики обучения географии в России. К. Д. Ушинский предлагал начинать географию с изучения своей местности, настаивал на необходимости развивать у детей «инстинкт местности», эту способность, «чрезвычайно полезную в учении и в практической жизни», он советовал всячески укреплять у учащихся. Если дети научатся разбираться в окружающей местности, а затем перейдут к изучению своего отечества, то, по мнению К.Д. Ушинского, преподавание географии пойдет живее и лучше, чем идет теперь, когда начинают учить дитя географии с предметов, недоступных ему по громоздкости, и, не развивая в нем предварительно географического инстинкта. К.Д. Ушинский обосновал родиноведческий принцип, отмечал необходимость тесно увязать обучение географии с окружающей природой, деятельностью человека и о развитии воображения в процессе изучения географии. К. Д. Ушинский выдвинул принцип: от известного – к неизвестному, что главное в географии – изучение родного края и страны. Горячо отстаивал идеи родиноведения ученик К. Д. Ушинского методист-географ Д.Д. Семенов, который создал первый русский учебник географии отечества «Уроки географии» построенный на родиноведческом принципе.

С 1935 года в школах страны действовали программы, составленные методистом-географом К.А. Сонгайло. В них К.А. Сонгайло последовательно излагал требования к систематическому ознакомлению школьников с окружающей природой и жизнью населения на основе применения краеведческого подхода. В 70-е годы по-прежнему весьма актуальной проблемой в методике обучения географии остается вопрос о реализации краеведческого подхода в преподавании географии. Большие задачи перед методикой поставило введение факультативных курсов по географии, а также изучение обязательной темы «Своя область» [2].

С 90-х годов XX века реализация краеведческого подхода тесно связана с ориентацией географии на культурологический, экологический и гуманистический подходы в обучении.

Очевидно, что для реализации этой задачи в школе XXI века должны учитывать разнообразные аспекты многонационального государства. В связи, с чем возрастает необходимость формирования этнокультурной компетентности и развития этнокультурной терпимости как обязательных условий полноценной подготовки специалиста для поликультурной школы. В сложившейся ситуации полиэтничности России, признавая вклад каждого народа в развитие страны и основываясь на том, что защита достоинства и прав каждого этноса является основным принципом и гарантом политической стабильности России, школьная образовательная политика должна быть направлена на сохранение и развитие всего богатства и многообразия культур [3;27].

Таким образом, этнокультурный подход как педагогическая составляющая в российском образовании стал актуален лишь в конце 90-х годов XX века, что было связано с переходом к личностно ориентированному обучению и общей гуманизацией географического образования. В современном стандарте географического образования сделан существенный акцент на воспитание широкой географической культуры, которая включает культуру взаимодействия с природной средой, этнокультуру (национальные и религиозные традиции), культуру межнациональных отношений [1;4].

Современное географическое образование в полной мере должно отвечать потребностям мирового сообщества в формировании межэтнического и межконфессионального взаимопонимания, уважения к другим культурам и цивилизационным ценностям. Не случайно Комитет географического образования при Международном Географическом Союзе принял Декларацию многокультурного образования, в которой отмечалось, что «географическое образование может способствовать взаимопониманию среди разнообразных культурных групп в различных местностях» (МГС, Опорто, 1998 г.) Географическое образование, по мнению авторов Декларации, дает возможность человеку развивать гуманное отношение к другим людям, различным мирам, системам, окружающей среде и обществу. Поликультурное образование должно быть направлено на выявление культурных сходств и различий наций и цивилизаций современного мира [1;4].

Усиление интереса к этнокультурной составляющей географического образования в нашей стране на современном этапе обуславливается следующими причинами:

- изменением подходов к методологии общественных наук в целом;

- существенными изменениями, произошедшими в национальной политике страны;

- необходимостью усиления внимания к изучению этнических вопросов в свете обострения угроз этнических и религиозных экстремистских группировок;

- усиленным вниманием к изучению национальных культур народов России, реализацией важнейшей задачи – воспитания толерантности, этнической и конфессиональной терпимости – и, как следствие, сохранением единства многонационального государства [1;5].

Этнография как научная дисциплина, по мнению А.А. Лобжанидзе, занимает пограничное положение в системе научного знания на стыке этнологии, географии населения, экономической и социальной географии. Формирование такой научной дисциплины в полной мере отражает процесс междисциплинарного взаимодействия, который характерен для современной науки и современной школы.

Основными образовательными задачами, реализуемыми при этнографическом подходе в географическом образовании, следует считать: исследование влияния процессов этногенеза на формирование этнической картины мира, влияние природных и социальных условий на жизнь и хозяйственную деятельность этносов; обоснование границ современных этнических, конфессиональных и языковых групп населения; выделение этнокультурных регионов мира, выявление современных тенденций в развитии этнических процессов, очагов межкультурных, межконфессиональных и расовых конфликтов.

При решении поставленных задач широко используются различные общенаучные методы: описательный, исторический, картографический, сравнительный.

География при реализации этнокультурного содержания должна опираться на тесные межпредметные связи: с биологией, экологией, историей, литературой, мировой художественной культурой, с физической (типы ландшафтов, хозяйственно-культурные типы природопользования), экономической, социальной и политической географией (география населения и хозяйства).

Это позволяет максимально использовать общеобразовательный и культурологический потенциал географии как учебного предмета, поможет выпускникам на основе системы географических знаний, умений, навыков самоопределиться в стремительно меняющемся окружающем мире, продолжить свое образование в выбранной области. Следовательно, этногеография, помимо накопления знаний, обретения навыков, умений, выполняет функцию социализации подрастающих поколений. Этнографические знания повышают интерес школьников к предмету, способствуют лучшему усвоению материала [4;34].

Таким образом, сегодня этнокультурные аспекты постепенно становятся неотъемлемой частью географического образования, отражающего территориальные аспекты развития культуры и связь этого процесса с географической средой. За школьной географией традиционно признавалась функция становления мировоззрения учащихся. Именно формирование этнографических знаний способствует реализации этой функции, основной образовательной цели современной географии. Только география как наука гуманитарного и естественного циклов раскрывает не только особенности материальной и духовной культуры народов мира, но и показывает их в неразрывной связи с природной и социальной средой [1;6].

Глава II. Методы и приемы использования этнографического материала на уроках географии как средство повышения познавательной активности учащихся


В курсе «География России», есть широкие возможности для реализации этнографических знаний не только в разделе «Население России», построенной на тесном взаимодействии в системе «природа – человек – общество» [5;118].

Изучая тему «Исторические особенности заселения и освоения территории России» обязательно рассказываю учащимся о «диком поле» - области, пограничной со степными просторами, через которую в течение сотен лет совершали набеги кочевники. Для защиты от них были созданы «засечные» линии, на которых создавались опорные пункты – остроги, города-крепости. Так появились Белгород (1596г.), Старый Оскол (1596г.), Валуйки (1599г.).

Читаю стихотворение:

Над Белгорою грозный лев возник для жизни бесконечной.

С тех пор наш город молодел и был врагам чертой «засечной».

Все испытанья перенес, разросся, стал милей и краше.

В цветах и в зелени стоит в День города, на радость нашу.

С 16 века южная окраина России «дикое поле» открытое для татарских набегов, привлекала «лихих людей», стекавшихся в поисках вольной жизни. Пестрый социальный и этнический состав населения пополнялся в течение нескольких веков. Здесь оказались отпрыски боярских родов, а также стрельцы, пушкари, и прочие служилые люди, вольные казаки и черкасы – так в те времена называли выходцев из Украины. В результате сложилось население практически из всех уголков России и порубежной Украины, которое привнесло свою специфическую культуру – диалект, обычаи, одежду. Даю детям задание – Провести исследование о влиянии освоения и заселения территории Белгородчины на формирование народного костюма нашего края. Для организации поиска предлагаю учащимся загадки:


« Близко ли она, далеко…

Что такое «подоплека»?


« Что за ветряный шалун,

Этот золотой «галун»?


«Модницу времен царя

Привлекала «кисея».


«Далеко она не нова,

Что за зверь такой «понева»?


« Витиевата, не пряма

Украшает «хворбора»


« Очень мягкие «коты»

Не отыщешь теперь ты».


« Вот «сорока» прилетела

И на голову вам села»


« Да не будь ты на галерке,

Надевай скорей «жарелки»!


Большой интерес на уроках дети проявляют к осмыслению географических названий. Ученый-топоним Н.Н. Надеждин сказал: «Топонимика – это язык Земли».

В теме Рельеф Белгородской области» находят отражение названия, связанные с рельефом местности. Так, например, балки местное население называет часто логами, суходолами. Лог – «балка, широкий овраг». Естественные возвышенности – бугор, горка. Рог – «долгий овраг, отрог балки, поросший кустарником».

Отсюда названия: с. Крутой Лог (Шебекинский район)

п. Сухой Лог (Ракитянский район)

х. Бугровка (Прохоровский район)

х. Горки (Алексеевский, Ивнянский)

с. Роговатое (Старооскольский район)

х. Роговой (Яковлевский район)

Есть названия, отражающие специфику почвенного покрова и грунта:

с. Глинное (Новооскольский район)

с. Меловое (Ракитянский район)

с. Песчаное (Ивнянский район)

В теме «Внутренние воды Белгородской области» изучаем гидронимы (водные объекты). Выясняем, что крупные реки получили название в глубокой древности, когда на их берегах проживало нерусское население. Позже иноязычные гидронимы были адаптированы – Ворскла, Валуй, Короча, Нежеголь, Псел.

Некоторые реки получили название по растительности, есть названия, связанные с животными:

р. Ивинка (по зарослям ивы)

р. Ольшанка (по ольховым зарослям)

р. Бобрава (Ракитянский район)

р. Пена – название, характерное для рек широко разливающихся, не очень глубоких и пенистых.

р. Ржавец (Шебекинский район) – речка с красноватой водой, что свидетельствует о наличии в почве различных соединений железа.

р. Лопань – колодезь на топи, на болоте (с. Веселая Лопань)

Изучая свой родной край, часто использую стихотворный жанр:

Белгородчина родная:

Степи, родники, луга…

Нет, милей и лучше края

Чем любимая земля!

Дети тоже выражают свое отношение к природе родного края стихами:

Зеленые краски и шепот травы,

Шум ветра и трепет зеленой листвы,

Луч солнца и грозы, сирени цветы,

Природы рожденье и запах весны…

Как миг исполнения заветной мечты.

Весну и природу приветствуем мы!

(Дмитриева Ксения)

Белгородский край родной

Для людей своих святой.

Реки, степи и поля –

Это Родина моя.

Так природа хороша,

Что встревожена душа.

Чтобы все это хранить

И потомкам передать,

Нужно Родину любить

И природу охранять.

(Семененко Кирилл)


Воспитание любви к своей «малой Родине», национального самосознания ведет к формированию толерантности, которая жизненно необходима в настоящее время.

Существенно повышают интерес учащихся к предмету и уроки по игровой методике, так как позволяют им лучше запоминать формулировки, определения, «раскрепощают» ученика, его мышление.

Применение учебных игр и дискуссий традиционно на уроках географии. Игры рассматриваются в основном как способ внесения разнообразия в приемы обучения, для усиления учебной мотивации и способствуют развитию познавательной деятельности школьников.

Секрет успеха обучения в том, что в игре информация запоминается непроизвольно, поскольку здесь присутствует как главный фактор обучения – активность учащегося, так и сопутствующий – общение (на заданную тему) [6;167].

В монографии Лобжонидзе А.А. «Этнокультурная парадигма современного географического образования» рассматриваются причины использования игр для формирования этнографических знаний:

  • Учащимся предоставляется возможность общаться, проявляя качества, которые недоступны в повседневной жизни.

Например, игра «Восхождение» проводится при повторении темы «Рельеф Белгородской области»: класс делится на 3 команды (три ряда). На доске физическая карта Белгородской области, красным флажком отмечена высшая точка – 276 метров в Губкинском районе. Для каждого ряда нарисована лестница с 5-ю ступеньками. Каждому ряду дается по 5 вопросов. Учитывается скорость и правильность ответа.

Для формирования этнографических знаний лучше всего подходят имитационные игры, в которых моделируется ситуация и у учащихся появляется возможность проявить себя в новой ситуации.

Круглый стол «Заседание ученого совета»

    1. Разделите класс на небольшие группы - «комитеты» по охране воздуха, почв, растений, животных и т.д.

    2. Проведите мозговой штурм в каждой группе 3-5 минут о существующих экологических проблемах Белгородской области

    3. Проведите дискуссию по результатам высказывания групп. Результаты обсуждения запишите на доске в виде схемы.

    4. Разработайте письменные и графические материалы, отражающие пути решения данной проблемы, пользуясь обучающими материалами: словарями, энциклопедиями, ресурсами Интернета, печатными средствами информации и т.д.

    5. Составьте небольшой проект разрешения какой-либо проблемы. Проведите дискуссию.

    6. Подготовьте обращение к губернатору

  • Общение в игровой ситуации позволяет учащимся посредством подражания и заимствования переживать, развивать эмоции, усваивать нравственные нормы поведения.

Игровая ситуация «Рекламное агентство». Класс делится на известные рекламные компании, дается задание – создать рекламный проект для района, реки, полезного ископаемого, предприятия и представить на «суд мировой общественности» класса.

Например, реклама фабрики «Славянка»

1. Фабрика «Славянка»

Лучшая в стране.

Мармелад и «Чудо»,

Шоколад, драже.

Фабрикой гордимся,

В гости всех зовем

Угостим на славу

Вафельным тортом.

Другой пример – реклама мела

2. На доске пишу я мелом,

У доски стою я смело.

С детства мел известен нам

И так нужен школярам.

Что же делают из мела?

Рекламируем вам смело:

Удобрения и известь,

Лаки, краски и пластмасс,

Цемент «портланд», суперкласс.

Вообщем, разное сырье.

Мел – богатство ты мое.

Интерес к игре активизирует учащихся к поиску, обработке и усвоению

материала.

Используя ключевые слова: «дикое поле», крепость, Муравский шлях,

Северский Донец, Старый город, засечная черта, Везелица, губерния, уездный город прошу составить рассказ о прошлом города и края.

Используя ключевые слова: Среднерусская возвышенность, Черноземье,

агропромышленный комплекс, строительство, благоустройство, образование, достопримечательности прошу составить рассказ о настоящем.

Используя ключевые слова: компьютеризация, новые технологии, транспортная инфраструктура, футбол, экологический кризис прошу составить проект будущего.

Игра имеет высокий психотерапевтический эффект, так как может

изменить отношение человека к себе и другим, изменить психическое самочувствие, способы общения в группе.

Этой же цели служат вопросы-шутки:

    1. В названии, каких районных центров вы слышите мужские имена? (Прохоровка, Алексеевка, Борисовка, Яковлево)

    2. Название поселка с женским именем (Томаровка)

    3. И город и профессия (Строитель)

    4. Какая река самая тихая и вечно зеленая? (Тихая Сосна)

    5. Поселок с самым весенним названием (Майский)

На разных этапах изучения материала используется игра «Третий лишний»:

А) при повторении темы «Полезные ископаемые»:

-мел, железная руда, известняк;

-гранит, глина, песок;

-торф, бокситы, глинозем;

Б) при изучении рек:

-Оскол, Тихая Сосна, Ворскла;

-Валуй, Короча, Нежеголь

В) при изучении административно-территориального деления Белгородской области:

-Старый Оскол, Борисовка, Шебекино;

-Белгород, Губкин, Строитель

В игре отражаются такие качества личности, как целеустремленность, активность, динамичность, продуктивность мышления, прочность и оперативность памяти, стремление к постоянному совершенствованию и вера в собственные силы [7;57].


Заключение

Мы рассмотрели этнокультурные аспекты географического образования в курсе школьной географии, методы и приемы использования этнографического материала на уроках географии как средство повышения познавательной активности учащихся. В результате изучения литературы по данному вопросу и опыту работы по данной проблеме можно сделать следующие выводы:

  1. Значение этнографических знаний, полученных в курсах географии со временем будет лишь возрастать.

  2. Включение национально-регионального компонента в содержание географии – средство связи обучения географии с жизнью, трудовой деятельностью населения родного края, средство активизации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения и повышения его воспитывающего значения.

  3. Этнографическая составляющая современного географического образования имеет и огромное воспитательное значение для принятия ответственных решений по сохранению консолидированного мира.

  4. Анализ опыта работы по применению этнографического материала на уроках географии показывает, что применение игровых технологий, использование загадок, пословиц и поговорок при изучении населения, истории, культуры и традиций своего края повышает познавательную активность учащихся.

Проанализировав собственную педагогическую деятельность, считаю, что необходимо продолжить работу с детьми по приобщению к этнокультуре Белгородчины, так как это активизирует учащихся к поиску, обработке и усвоению материала, формирует интерес к русской народной культуре, воспитывает чувство любви к родному краю.


Библиографический список

  1. Лобжонидзе В.В. Этнокультурная парадигма современного географического образования // М: ОАО Московские учебники, 2007

  2. Подготовка будущего учителя географии к реализации краеведческого подхода в школьном географическом образовании [Интернет-ресурс http://alldisser.com/part/ref-6288o.html]

  3. Тайчинов М.Г. Развитие национального образования в поликультурном, многонациональном государстве // М: Педагогика, 1999

  4. Иванова Ю.В. Этнос: социокультурная динамика и традиции // М:2000

  5. Этнокультурное наследие Белгородчины: проблемы изучения, освоения и популяризации. Материалы областных этнографических чтений // Под редакцией Дудка А.И. // Белгород: ИПЦ «Политерра», 2008

  6. Этнокультурные ценности Белгородчины как основа формирования социально активной личности школьника. Материалы областных этнографических чтений // Под редакцией Дудка А.И. // Белгород: ИПЦ «Политерра», 2010

  7. Кристиане Я. Игра в процессе обучения. Советская педагогика №4, 1998





Скачать 175.34 Kb.
оставить комментарий
Сахнова Светлана Ивановна
Дата22.09.2011
Размер175.34 Kb.
ТипРеферат, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

плохо
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх