Программа дисциплины сд. 02 Сольфеджио цели и задачи дисциплины Главная icon

Программа дисциплины сд. 02 Сольфеджио цели и задачи дисциплины Главная


Смотрите также:
Программа дисциплины опд. Ф...
Программа дисциплины опд. Ф. 05 Бухгалтерский учет...
Программа дисциплины од. Ф. 08. Бухгалтерский учет...
Программа дисциплины дпп. В...
Программа дисциплины дпп. Ф...
Программа дисциплины ен. Ф. 02 Информатика цели и задачи дисциплины: Цели дисциплины...
Программа дисциплины «Маркетинг»...
Программа дисциплины дпп. Ф. 11...
Программа дисциплины дпп. Ф. 05...
Программа дисциплины опд. Ф. 07. Статистика Цели и задачи дисциплины...
Программа дисциплины дс. 13. Финансовый менеджмент Цели и задачи дисциплины: Цели дисциплины...
Программа дисциплины од. Ф. 05 Финансы, денежное обращение и кредит Цели и задачи дисциплины...



Загрузка...
скачать
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ)


Утверждаю

Директор ИК

______________Е.А. Каюмова

_____ ____________ 2010 г.


ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

СД. 02 СОЛЬФЕДЖИО


1. Цели и задачи дисциплины


Главная цель курса сольфеджио – организация профессионального музыкального слуха и его развитие у студентов, а также обучение активному использованию слуха в художественно-творческой и музыкально-педагогической практике.

Целями правильной организации слуха являются:

  • воспитание у студентов четкой точной ориентировки в ладу; воспитание острого и точного чувства ритма; обучение живому и осмысленному восприятию и интонированию музыкальной фразы, периода и формы в целом; воспитание и развитие чувства стиля;

  • развитие музыкального слуха, музыкального мышления и памяти в объеме, необходимом для профессиональной деятельности музыканта-педагога; воспитание педагогических умений и навыков, актуальных для работы учителя музыки;

  • формирование на основе системного подхода ладового мышления, навыков интонирования (одноголосие, гармоническое и полифоническое многоголосие); слуховой анализ как отдельных элементов музыкального языка, так и музыкальных построений – фраз, предложений, периодов – на инструктивном материале и на фрагментах музыкальной литературы в различных музыкальных стилях;

  • выработка навыков записи одноголосного, двухголосного и трехголосного музыкального диктанта в форме гомофонных и полифонических периодов различного строения.

В итоге прохождения курса сольфеджио перед обучаемыми ставятся следующие задачи:

  • чисто, ритмично, выразительно интонировать мелодию в разных ладах и в фактуре различной сложности;

  • записать нотами завершенную часть музыкального произведения или целое произведение вокальной или инструментальной музыки;

  • определить на слух элементы музыки как изолированные, так и в музыкальном произведении;

  • различать и выявлять в исполнении ладовые и ритмические особенности, характерные для музыки данного стиля.


^ 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины


По окончании изучения курса студент должен полноценно знать:

- содержание данного курса, которое способствует живому и осмысленному восприятию и вокально-хоровому интонированию музыкальных фраз, предложений и музыкальных произведений в целом;

- теоретические и практические основы курса сольфеджио, необходимые для самоактуализации деятельности педагога-музыканта в профессиональной деятельности; в том числе, и для содержания музыкального образования школьников;

- методы развития музыкального слуха, музыкального мышления и памяти в объеме, необходимом для профессиональной деятельности музыканта-педагога; воспитание педагогических умений и навыков, актуальных для работы учителя музыки;

- методы обучения школьников чтению нот с листа и чистому интонированию, необходимых для организации вокальных ансамблей (дуэт, трио и т. п.) и хоровых коллективов.
^

1Уметь творчески применять полученные знания на практике:


а) свободно сольфеджировать одноголосные, двухголосные, трехголосные и т. п. музыкальные примеры, в том числе, ансамблем, с листа, после предварительной подготовки (прочтения текста внутренним слухом) и т. д;

б) записывать музыкальные диктанты: одноголосные, двухголосные, трехголосные, (гармонические, полифонические), то есть, музыкальные диктанты в «академической» форме; а так же с голоса (в том числе, музыкального фольклора);

в) проводить слуховой анализ (определение на слух элементов музыки, анализ мелодии, гармонических последовательностей, различных видов имитационной и неимитационной (контрастной) полифонии, небольших, завершенных по форме произведений);

г) применять полученные знания к изучаемому параллельно курсу гармонии и полифонии, учитывая тематическую последовательность этих курсов; осуществлять самостоятельный творческий поиск, синтезирующий полученные знания по сольфеджио и другим музыкально-теоретическим дисциплинам.


^ 3. Объем дисциплины и виды учебной работы


Виды учебной работы

Всего часов

Семестры

1

2

3

4

5

Общая трудоемкость дисциплины

340

87

76

87

30

60

Аудиторные занятия

140

36

32

36

12

24

Лекции



















Практические занятия

140

36

32

36

12

24

Семинары



















Лабораторные работы



















Индивидуальные практические занятия



















Самостоятельная работа

200

51

44

51

18

36

Курсовая работа



















Реферат



















Вид итогового контроля

зачет, экзамен

зачёт

зачёт

экзамен*

зачёт

экзамен


^ 4. Содержание дисциплины

Содержание дисциплины по ГОС

Развитие музыкального слуха, музыкального мышления и памяти в объеме, необходимом для профессиональной деятельности музыканта-педагога; воспитание педагогических умений и навыков, актуальных для работы учителя музыки.

Формирование на основе системного подхода ладового мышления, навыков интонирования (одноголосие и многоголосие); слуховой анализ как отдельных элементов музыкального языка, так и музыкальных построений – фраз, предложений, периодов – на инструктивном материале и на фрагментах музыкальной литературы в различном изложении. Выработка навыка записи одноголосного и двухголосного музыкального диктанта в форме периодов различного строения.


^ 4.1. Разделы дисциплины и виды занятий


№ п/п

Раздел дисциплины

Лекции

Практические занятия или семинары

Лабораторные занятия

I.

Одноголосие




96




1.

Диатоника. Освоение мажорных и минорных тональностей до 7 знаков в ключе




6




2.

Основные интервалы мажора и минора




4




3.

Простые двух- и трёхдольные метры




4




4.

Сложные метры; размер 4/4




4




5.

Главные трезвучия натурального мажора и гармонического минора и их обращения




8




6.

Увеличенные и уменьшенные интервалы натурального мажора и гармонического минора с разрешением




6




7.

Доминантсептаккорд и его разрешение в тонику. Обращения доминантсептаккорда с разрешением




6




8.

Септаккорд VII ступени с разрешением. Обращения септаккорда VII ступени с разрешением




6




9.

Внутрифункциональный переход- разрешение




6




10.

Септаккорд II ступени мажора и минора с разрешением в тонику через доминантсептаккорд




6




11.

Альтерация неустойчивых ступеней лада




8




12.

Хроматизм




6




13.

Лады народной музыки




6




14.

Метр и ритм




4




15.

Отклонение и модуляция в тональности первой степени родства




6




16.

Слуховой анализ: гармонические последовательности, интервальные цепочки




4




17.

Пение по нотам и чтение с листа




6




II.

Двухголосие и трехголосие




44




18.

Двухголосие и трехголосие гармонического склада




8




19.

Отклонение во все ступени мажора и минора. Аккорды вне тональности




8




20.

Двухголосие и трехголосие полифонического склада




6




21.

Энгармонизм. Энгармоническая модуляция. Модулирующие и хроматические секвенции




8




22

Гармонический слуховой анализ. Двух- и трехголосный диктант




8




23

Вокально-хоровое сольфеджио




6






^ 4.2. Содержание разделов дисциплины

1. Диатоника. Освоение мажорных и минорных тональностей до 7 знаков в ключе.

Освоение мажора и минора как наиболее распространенной ладовой основы народной и профессиональной музыки. Устойчивые и неустойчивые звуки. Разрешение неустойчивых звуков (II, IV, VI, VII ступени) в устойчивые.

Мажорные и минорные тональности до 7 знаков. Диатоника. Гаммы натурального мажора, натурального, гармонического, мелодического минора. Ступени лада (плавное движение и скачки).

Упражнения:

Петь в тональностях мажора и минора устойчивые звуки в любом порядке. Петь неустойчивые звуки с разрешением. Интонировать опевания неустойчивых звуков. Любую ступень натурального мажора или минора (три вида) плавно и любым скачком.

Петь звукоряды любых мажорных и минорных (трёх видов) гамм.

Сольфеджировать упражнения в мажорных и минорных тональностях до 7 знаков в ключе.

Записывать одноголосный мелодический диктант в диатонике.


^ 2. Основные интервалы мажора и минора.

Основные интервалы на ступенях натурального мажора и гармонического минора. Пение интервалов в мелодическом и гармоническом виде, в виде интервальных последовательностей.

Упражнения:

Петь изучаемые интервалы в тональности и от звука. Разрешать неустойчивые и диссонирующие интервалы в тональности.

Определять на слух диатонические интервалы.

^ 3. Простые двух- и трёхдольные метры.

Определение метра на слух. Размеры 2\4, 3\4. Схемы дирижирования в них. Длительности на разных долях метра: половинная, четверть, восьмая, четверть с точкой и восьмая.

Упражнения:

Определять на слух двух- и трёхдольный метр.

Сольфеджировать мелодии в двух и трёхдольных размерах.

Записывать одноголосный диктант в размерах 2\4, 3\4.

^ 4. Сложные метры. Размер 4\4.

Основная доля метра и пульсация дробных долей в ней. Дирижирование в размере 4\4.

Упражнения:

Определять на слух четырёхдольный метр.

Сольфеджировать мелодии в размере 4\4 с дирижированием. Определять на слух мелодии в четырёхдольном размере.

Записывать одноголосный диктант в размере 4\4.

^ 5. Главные трезвучия натурального мажора и гармонического минора и их обращения.

Главные трезвучия лада: тоника, субдоминанта, доминанта. Разные структурные варианты этих функций: трезвучие, секстаккорд, квартсекстаккорд.

Различные гармонические обороты с использованием изучаемых аккордов: вспомогательный, проходящий, полный, кадансовый.

Упражнения:

Петь главные трезвучия в мажорных и минорных тональностях. Петь обращения главных трезвучий. Соединять главные трезвучия в плавном голосоведении. Вспомогательные и проходящие обороты. Проходящий квартсекстаккорд. Плагальные и автентические обороты.

Определять на слух вспомогательные и проходящие обороты в различных функциональных вариантах.

^ 6. Увеличенные и уменьшенные интервалы натурального мажора и гармонического минора с разрешением.

Тритоны в натуральном и гармоническом мажоре и миноре с разрешением. Понятие условно-диатонических интервалов. Характерные интервалы в гармонических ладах. Разрешение характерных интервалов.

Упражнения:

Петь тритоны и характерные интервалы с разрешением в тональности.

Строить и петь тритоны и характерные интервалы с разрешением от звука, определять тональности.

Определять на слух тритоны и характерные интервалы, определять их по разрешению.

^ 7. Доминантсептаккорд и его разрешение в тонику. Обращения доминантсептаккорда с разрешением.

Построение доминантсептаккорда в любой тональности мажора и гармонического минора. Разрешение доминантсептаккорда в тонику.

Обращения доминантсептаккорда. Их разрешения в тонику. Правила разрешения доминантсептаккорда.

Прерванный оборот. Разрешение доминантсептаккорда в трезвучие VI ступени. Удвоение терцового тона.

Упражнения:

Строить и петь доминантсептаккорд в любой тональности и от звука с разрешением. Петь обращения доминантсептаккорда и их разрешения в тонику.

Сольфеджировать мелодии с элементами движения по звукам доминантсептаккорда.

Определять на слух доминантсептаккорды с обращениями и разрешением.

^ 8. Септаккорд VII ступени с разрешением. Обращения септаккорда VII ступени с разрешением.

Построение септаккорда VII ступени в любой тональности натурального мажора и гармонического мажора и минора. Разрешение септаккорда VII ступени в тонику. Удвоение терцового тона в разрешении.

Обращения септаккорда VII ступени. Их разрешения в тонику.

Построение уменьшенного септаккорда от звука в миноре и гармоническом мажоре с разрешением и определением тональности.

Построение малого уменьшенного септаккорда от звука в натуральном мажоре с разрешением и определением тональности.

Упражнения:

Строить и петь вводные септаккорды в любой тональности и от звука с разрешением. Петь обращения вводных септаккордов и их разрешения в тонику.

Сольфеджировать мелодии с элементами движения по звукам малого уменьшенного и уменьшенного септаккордов.

Определять на слух вводные септаккорды с обращениями и разрешением.

^ 9. Внутрифункциональный переход - разрешение.

Разрешение вводных септаккордов и их обращений в тонику через доминантсептаккорд и его обращения. Логика следования септаккордов. Голосоведение в септаккордах, сохранение общих тонов на месте.

Упражнения:

Петь гармонические последовательности с включением внутрифункционального перехода-разрешения.

Определять на слух разрешение вводных септаккордов и их обращений в тонику через доминантсептаккорд и его обращения.

^ 10. Септаккорд II ступени мажора и минора с разрешением в тонику через доминантсептаккорд.

Септаккорд II ступени в мажоре и миноре. Малый минорный и малый уменьшенный септаккорд в натуральном и гармоническом мажоре. Правила разрешения септаккорда II ступени в тонику. II7 с обращениями и разрешением в тонику через доминантсептаккорд и его обращения.

Упражнения:

Строить и петь септаккорды II ступени в любой тональности и от звука с разрешением. Петь обращения септаккордов II ступени и их разрешения в тонику.

Сольфеджировать мелодии с элементами движения по звукам малого минорного и малого уменьшенного септаккордов.

Определять на слух септаккорды II с обращениями и разрешением.

Петь гармонические последовательности с включением септаккорды II с обращениями.

Петь и определять на слух разрешение септаккордов II ступени и их обращений в тонику через доминантсептаккорд и его обращения.

^ 11. Альтерация неустойчивых ступеней лада.

Альтерация как частный случай проявления хроматизма. Альтерация ступеней в мажоре и миноре. Разрешение альтерированных ступеней по тяготению.

Альтерированные (хроматические) интервалы: ув.4 и ум.5, ув.2 и ум.7, ув.3 и ум.6, ув.5 и ум.4, ум.3 и ув.6 как прилегающие к устоям. Ладовое разрешение данных интервалов. Использование альтерации в аккордах: SII7b5, D7#5, D7b5.

Упражнения:

Сольфеджировать мелодии с альтерированными ступенями.

Строить и петь во всех мажорных и минорных тональностях альтерированные интервалы с разрешениями.

Строить и петь во всех мажорных и минорных тональностях альтерированные аккорды с разрешениями.

Записывать одноголосный диктант с альтерированными ступенями в мелодии.

12. Хроматизм.

Диатоника и хроматизм. Основные и производные ступени.Хроматические звуки, взятые плавно и скачком.

Мелодическое движение по хроматической гамме. Секвенции с хроматизмами. Хроматическая гамма мажора и минора.

Хроматизм внутритональный (суть – альтерация) и модуляционный. Их принципиальное различие.

Упражнения:

Петь хроматические гаммы полностью или частями и различные упражнения с указанными выше трудностями.

Сольфеджировать и записывать мелодии с хроматическими звуками, взятыми плавно и скачком; мелодии с движением по хроматической гамме.

^ 13. Лады народной музыки.

Лады мажорного и минорного наклонений. Дорийский, фригийский, лидийский, миксолидийский лады. Пентатоника. Мажор и минор с двумя ув.2. Пение гамм в народных ладах. Пение мелодических последовательностей в народных ладах в простых, сложных, смешанных и переменных размерах.

Упражнения:

Сольфеджировать мелодии в названных ладах; материал для упражнений: русские народные песни, песни других народов.

^ 14. Метр и ритм.

Сложные размеры: 6/8, 6/4, 9/8, 12/8.

Смешанные размеры (пятидольный, семидольный). Переменные размеры. Сложные виды синкоп. Триоли. Дуоли.

Упражнения:

а) сольфеджировать мелодии в сложных, смешанных и переменных размерах;

б) определять на слух размеры в мелодиях, проигрываемых на фортепиано.

^ 15. Отклонение и модуляция в тональности первой степени родства.

Отклонение в тональности первой степени родства. Модуляция I степени родства.

Модулирующие секвенции в мелодии; перемещение мотивов вверх и вниз по тональностям, отстоящим друг от друга на м.2 и б.2, м.3 и б.3, ч.4.

Упражнения:

Сольфеджировать и записывать мелодии, содержащие отклонения, модуляции и модулирующие секвенции.

Одноголосие (диатоника и простейшие виды плавного хроматизма, несложные случаи отклонений в тональности диатонического родства).

Петь мелодические модулирующие секвенции на заданные мотивы.

^ 16. Слуховой анализ: гармонические последовательности, интервальные цепочки.

Определение на слух аккордов диатонической системы мажора и минора, аккордов группы ДД и несложных последовательностей; простые примеры на отклонения и модуляции в тональности первой степени родства. Определение на слух гамм, мелодических последовательностей в народных ладах основных ладовых наклонений. Определение на слух ладов народных песен. Определение на слух лада, интервалов, аккордов, метра и ритма в мелодии, цезур. Определение на слух аккордовых последовательностей, каденций; предложений и фраз в периоде.

Диктант одноголосный.

^ 17. Пение по нотам и чтение с листа.

Вокально-хоровая работа: пение одноголосных мелодий с листа.

Индивидуальная подготовка 4-х произведений вокальной музыки под собственный аккомпанемент.

Сольфеджировать одноголосные примеры с текстом без сопровождения фортепиано и несложные примеры с сопровождением фортепиано. Пение с листа произведений хоровой классики.

Свободное сольфеджирование одноголосия и любого голоса в двух и трехголосных примерах.

Легкие примеры с транспозицией на б.2 вверх и вниз.

Сольфеджирование: одноголосие (диатоника и хроматизм), отклонения и модуляции в тональности первой степени родства и модуляции в более отдаленные тональности через промежуточные звенья (не более двух).

^ 18. Двухголосие и трехголосие гармонического склада.

Двухголосие гармонического склада с применением всех видов мелодической фигурации.

Трехголосие гармонического склада аккорды и аккордовые последовательности.

Трехголосие гармонического и несложного полифонического склада.

Гармоническое сольфеджио: аккорды и аккордовые последовательности диатонической системы мажора и минора, аккорды группы ДД в каденциях и внутри построения; отклонения и модуляции в тональности первой степени родства и модуляции в более отдаленные тональности через промежуточные звенья (не более 2-х, 3-х).

Альтерированные аккорды группы Д, S (6-аккорд и трезвучие II низкой и VI низкой ступени и ДД (аккорды с ув.6)); модуляция через энгармонизм ум.7 и Д7; пение в транспозиции двух- и трехголосных примеров.

^ 19. Отклонение во все ступени мажора и минора. Аккорды вне тональности.

Аккорды ум.ДД7; ДД7 в каденциях, Д9.

20. Двухголосие и трехголосие полифонического склада.

Двухголосие несложного типа полифонического склада.

Трехголосие несложного типа полифонического склада.

^ 21. Модулирующие и хроматические секвенции.

Характерные интервалы. Энгармонизм. Энгармоническая модуляция через VII7. Энгармоническая модуляция через Д7. Транспонирование мелодии. Альтерация: II 7; DD 7.

^ 22. Гармонический слуховой анализ. Двух- и трехголосный диктант.

Слуховой анализ аккордовых последовательностей, интервалов отдельного произведения либо его части. Определение на слух аккордов и аккордовых последовательностей диатонической системы мажора и минора с применением аккордов группы ДД, отклонений и модуляций тональностей первой степени родства и модуляций в более отдаленные тональности через промежуточные звенья.

Диктант: одно-, двух, трехголосные, в т.ч. полифоническими приемами и ритмическими трудностями. Диктант двухголосный, гармонический.

^ 23. Вокально-хоровое сольфеджио.

Чтение с листа образцов из вокальной литературы с игрой аккомпанемента.

Пение с листа произведений хоровой классики; пение примеров из вокальной литературы с текстом.

Индивидуальная подготовка 4-х произведений вокальной музыки под собственный аккомпанемент.

Транспозиция.

Упражнения: транспонировать голосом и на фортепиано мелодии на секунды, терции и кварты вверх и вниз.


^ 5. Лабораторный практикум - не предусмотрен.


6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература

а) основная литература:

  1. Сольфеджио [Ноты]=Одноголосие : учебное пособие для музыкальных вузов и музыкальных училищ / сост. Н. С. Качалина. - М. : Музыка. Вып. 1 : Одноголосие. - 2005. - 110 с.

  2. Ладухин, Н. М. Одноголосое сольфеджио [Ноты] / Н. М. Ладухин. - М. : Музыка,2007.-31 с.

  3. Сольфеджио [Ноты]=Двухголосие ... : учебное пособие для музыкальных вузов и музыкальных училищ / сост. Н. С. Качалина. - М. : Музыка. Вып. 2 : Двухголосие и трехголосие. - 2005. - 125 с.

  4. Фридкин, Г. А. Практическое руководство по музыкальной грамоте / Г. А. Фридкин. - 11-е изд. - М. : Музыка, 1988. - 270 c.

б) дополнительная литература:
  1. Ансамблевое и сольное музицирование на уроках сольфеджио Вып. 3. Зарубежная музыка. Песни и романсы / сост. Л. М. Стоянова, Е. А. Савельева. - СПб. : Композитор, 1999. – 48 с.


  2. Базарнова, В. В. Упражнения по сольфеджио [Ноты] : для учащихся музыкальных училищ / В. Базарнова. - М. : Музыка. Вып. 2. - 2004. - 117 с.

  3. Блюм, Д. Гармоническое сольфеджио / Д. Блюм. - М. : Сов. композитор, 1991.

  4. Вахромеева,Т. А. Справочник по музыкальной грамоте и сольфеджио [Текст] : учебное пособие для музыкальных школ / Т. А. Вахромеева. - М. : Музыка,2008. - 87 с.

  5. Драгомиров, П. Н. Учебник сольфеджио [Ноты] : для детских музыкальных школ / П. Драгомиров. - М. : Музыка, 2007. - 63 с.
  6. ^

    Картавцева, М. Т. Сольфеджио XXI века / М. Т. Картавцева. - М. : Кифара, 1999. – 156 с.


  7. Копелевич, Б. Музыкальные диктанты : эстрада и джаз / Б. Копелевич. - М. : Музыка, 1990.

  8. Мелодии для пения [Ноты] : учебное пособие для музыкальных школ / сост. М. Рейниш. - М. : Музыка. - (Детская музыкальная школа). Вып. 3 : Для 6 класса. - 2006. - 48 с.

  9. Мелодии для пения [Ноты] : учебное пособие для музыкальных школ / сост. М. Рейниш. - М. : Музыка. - (Детская музыкальная школа). Вып. 4 : Для 7 класса. - 2006. - 48 с.

  10. Мелодии для пения [Ноты] : учебное пособие для музыкальных школ / сост. М. Рейниш. - М. : Музыка. - (Детская музыкальная школа). Вып. 5 : Для 8 класса. - 2006. - 40 с.

  11. Оськина, С. Е. Музыкальный слух : Теория и методика развития и совершенствования / С. Е. Оськина, Д. Г. Парнес. - М. : АСТ, 2001. – 79 с.

  12. Пьянков, В. В. Музыкальные диктанты для музыкальных училищ, колледжей и вузов / В. В. Пьянков. - М. : Владос, 2002. - 128 с.

  13. Сольфеджио [Ноты]=Двухголосие : учебное пособие для музыкальных школ с 1 по 7 класс / сост. : Б. Калмыков, Г. Фридкин. - М. : Музыка. Ч. 2 : Двухголосие. - 2007. - 110 с.

  14. Сольфеджио [Ноты]=Одноголосие : учебное пособие для музыкальных школ с 1 по 7 класс / сост. : Б. Калмыков, Г. Фридкин. - М. : Музыка. Ч. 1 : Одноголосие. - 2007. - 174 с.

  15. Сольфеджио. Мелодии из оперетт, мюзиклов, рок-опер. Ч. 2. Модуляция / сост. В. С. Абрамовская-Королева, Н. Г. Вакурова, Ю. Б. Морева. - М. : Музыка, 2000. – 80 с.

  16. Темкин, В. Хоровая полифония западно-европейских композиторов / В. Темкин. - М., 1985.

  17. Фридкин, Г. А. Чтение с листа на уроках сольфеджио [Ноты] : пособие для детских музыкальных школ / Г. Фридкин. - М. : Музыка, 2007.

  18. Фролова, Ю. В. Сольфеджио. 1 класс [Ноты] : учебное пособие для детских музыкальных школ / Ю. Фролова. -Изд. 10-е. -Р остов-на-Дону : Феникс, 2007. - 109 с.

  19. Фролова, Ю. В. Сольфеджио. 3 класс [Ноты] : учебное пособие для детских музыкальных школ / Ю. Фролова. -Изд. 7-е. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2007. - 110 с.

  20. Фролова, Ю. В. Сольфеджио. 4 класс [Ноты] : учебное пособие для детских музыкальных школ / Ю. Фролова. -Изд. 8-е. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2007. - 100 с.

  21. Фролова, Ю.В. Сольфеджио. 2 класс [Ноты] : учебное пособие для детских музыкальных школ / Ю. Фролова. -Изд. 8-е. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2007. - 102 с.

  22. Шатковский, Г. Развитие музыкального слуха / Г. Шатковский. - М. : Музыка, 1996.


^ 6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

Компоненты учебно-методического комплекса, как основное средство обучения.


7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Преподавание дисциплины предполагает наличие средств звукозаписи, аудитории с фортепиано.


^ 8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

8.1. Методические рекомендации преподавателю

Интенсивное развитие средств художественной выразительности в современной музыке, усложнение приемов организации звукового материала требует постоянного обновления содержания курса «Сольфеджио», приближения его к современной художественной практике. Это побуждает вести неустанный методический поиск, чтобы по возможности в большей степени отвечать потребностям учебного процесса в различных звеньях музыкального образования.

Обучение чтению нот с листа и чистому интонированию не являются единственной целью курса. Данные качества являются лишь необходимой базой обучения. Преподаватели, ведущие сольфеджио на музыкально-педагогических факультетах Вузов, должны способствовать воспитанию музыкантов-педагогов с таким музыкальным слухом, который соответствовал бы современному уровню развития музыкального языка.

Сольфеджио как дисциплина предметной музыкальной подготовки включает следующие формы учебной деятельности:

1) сольфеджирование (пение по нотам) одноголосное, ансамблевое, с сопровождением, без сопровождения, сольное, групповое, с листа, после предварительной подготовки внутренним слухом, пение по нотам с текстом;

2) музыкальный диктант одноголосный, двухголосный, трехголосный, гармонический, полифонический, фактурный; подготовительные формы музыкального диктанта (в том числе «устный музыкальный диктант»), музыкальный диктант в основной, «академической» форме;

3) слуховой анализ (осознание и определение на слух элементов музыки, анализ мелодии, гармонической последовательности, различных видов имитационной и неимитационной (контрастной) полифонии, небольших, завершенных по форме произведений).

Основные формы работы по курсу сольфеджио сопровождаются системой интонируемых упражнений, согласованной с требованиями, диктуемыми музыкально-художественным материалом курса (пение 8-ступенных (октавных) ладов и мелодических ладовых структур современной музыки, ладов народной музыки, интервалов, аккордов, аккордовых последовательностей и др.).

Содержание курса сольфеджио неотделимо от изучаемого параллельно курса гармонии. Пение гармонических цепочек, слуховой анализ, сольфеджирование нотных примеров должны отражать в своем содержании тематическую последовательность курса гармонии. Ладогармоническая сложность находящихся в работе музыкальных примеров должна возрастать параллельно изучению новых тем по гармонии.

Разделами сольфеджио, определяющими планирование процесса преподавания и его перспективу, являются: ладовое воспитание; развитие внутреннего слуха и музыкальной памяти; развитие мелодического, гармонического и полифонического слуха, а также навыков вокального сольфеджирования.

Целесообразно введение в учебный процесс знакомство и домашнюю подготовку сольфеджирования вокальных произведений различных стилей и жанров.

Важное значение имеет активное включение в занятия раздела «хоровое сольфеджио», который знакомит студентов с лучшими образцами гомофонно-гармонической и полифонической хоровой музыки, а именно:

- происходит знакомство с образцами классических произведений, произведений современных композиторов, а также наиболее ярких примеров таких явлений музыкального искусства, как джаз, рок-опера и т.д., новейших музыкальных течений;

- параллельно осуществляется овладение навыками чтения с листа хоровых партитур, работа с интонационным материалом, практика анализа формы произведения, а также гармонический анализ.

В преподавании данного предмета необходимо сочетание группового обучения с индивидуальным. Педагог должен уметь гибко учитывать индивидуальные особенности каждого учащегося в отдельности.


^ 8.2. Методические указания для студентов


Перечень примерных заданий для самостоятельной работы студентов


Сольфеджирование:

Упражнения:

1. Одноголосие (диатоника и хроматизм), отклонения и модуляции в тональности первой степени родства и модуляции в более отдаленные тональности через промежуточные звенья (не более двух).

2. Двухголосие гармонического склада с применением мелодической фигурации.

3. Двухголосие полифонического склада.

4. Трехголосие гармонического склада аккорды и аккордовые последовательности.

5. Трехголосие несложного типа полифонического склада. Транспозиция одноголосных примеров.

6. Гармоническое сольфеджио: аккорды и аккордовые последовательности диатонической системы мажора и минора, аккорды группы ДД в каденциях и внутри построения; отклонения и модуляции в тональности первой степени родства и модуляции в более отдаленные тональности через промежуточные звенья (не более 2-х, 3-х).

7. Пение образцов из вокальной литературы с текстом и игрой аккомпанемента.

8. Чтение с листа образцов из вокальной литературы с игрой аккомпанемента.

9. Пение мелодических модулирующих секвенций на заданные мотивы.

10. Сольфеджирование и запись мелодий, содержащих отклонения, модуляции и модулирующие секвенции.

11. Свободное сольфеджирование одноголосия и любого голоса в двух и трехголосных примерах.

12. Гармоническое сольфеджио: альтерированные аккорды группы Д, S (секстаккорд и трезвучие II низкой и VI низкой ступени и ДД (аккорды с ув.6); модуляция через энгармонизм ум.7 и Д7; пение в транспозиции двух- и трехголосных примеров.

13. Сольфеджирование: аккорды диатонической системы мажора и минора; наиболее употребительные аккорды группы ДД); несложные примеры в транспозиции на м.2 и б.2, на м.3 и б.3 терции вверх и вниз.

14. Сольфеджировать - одноголосные примеры с текстом без сопровождения фортепиано и несложные примеры с сопровождением фортепиано.


15. Петь хроматические гаммы полностью или частями и различные упражнения с указанными выше трудностями.

16. Сольфеджировать и записывать мелодии с хроматическими звуками, взятыми плавно и скачком; мелодии с движением по хроматической гамме.

17. Слуховой анализ: определение на слух лада, интервалов, аккордов, метра и ритма в мелодии; цезур и каденций; предложений и фраз в периоде.

18. Пение примеров из вокальной литературы с текстом.

19. Транспонировать голосом и на фортепиано мелодии на секунды, терции и кварты вверх и вниз.


Отклонение и модуляция в тональности 1 степени родства. Модулирующие секвенции в мелодии; перемещение мотивов вверх и вниз по тональностям, отстоящим друг от друга на м.2 и б.2, м.3 и б.3, ч.4.


^ Слуховой анализ: Определение на слух аккордов и аккордовых последовательностей диатонической системы мажора и минора с применением аккордов группы ДД, отклонений и модуляций тональностей первой степени родства и модуляций в более отдаленные тональности через промежуточные звенья.


^ 8.2. Примерный перечень заданий к зачету и экзамену


Музыкальный диктант.

а) Ф. Шуберт. «Прекрасная мельничиха» №9.

б) М. Глинка. «Не называй ее небесной».

в) Ф. Шуберт. «Утешение в слезах».

^

Прослушать и записать на слух озвученные интервалы и аккорды


1. б.2, м.3, ч.5, м.6, ч.8, Б 6, м.7, ум.53, м.2, тритон

2. м.2, тритон, ув.2, ум.7, Д43, Ув.53, МУм65, м.9, Ум.7, ББ7

3. б.10, ум.5, м.9, МУм7, ув.2, Ув.53, ММ65, Д65, Ум.7, ББ7

^

Построить аккорд. Спеть и разрешить его во все возможные тональности.


1. от «ми» МБ43; от «фа» МУм7; от «до» ММ65

2. от «си-бемоль» ММ65; от «ля» МБ2; от «соль-бемоль» Ум43

3. а) Д43 - в D-dur, d-moll, ДД43 в A-dur;

б) МУмVII7 в Ges-dur;

в) Т64 в a-moll; II65 в G-dur; III65 в F-dur; S65 в e-moll; D65 в d-moll;

VI65 в C-dur.

5. а) Т64 в g-moll; II65 в F-dur; III65 в Es-dur; IV65 в d-moll; V65 в c-moll; VI65

в B-dur;

б) D43 в D-dur; III43 в h-moll; IV43 в A-dur; V43 в G-dur; VI43 в fis-moll;

VII43 в e-moll;

в) D7 в Ges-dur; III7 в es-moll; IV7 в Des-dur; V7 в ces-moll; VI7 в b-moll;

VII7 в as-moll;

6. а) D65 в g-moll; II65 в F-dur; III65 в Es-dur; IV65 в d-moll; V65 в c-moll;

VI65 в B-dur;

б) D43 в D-dur; III43 в h-moll; IV43 в A-dur; V43 в G-dur; VI43 в fis-moll;

VII43 в e-moll;

в) D7 в Ges-dur; III7 в es-moll; IV7 в Des-dur; V7 в ces-moll; VI7 в b-moll;

VII7 в as-moll.


^ Спеть с листа:

Один номер из: Ладухин. Сольфеджио №80-120; Островский, Соловьев, Шокин. Сольфеджио № 101-157.


Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 071300.62 «Народная художественная культура с циклом специальных дисциплин по вокально-хоровому искусству».


Программу составила:

старший преподаватель

кафедры художественного образования __________________ И.Ю. Некристова

(подпись)

Программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры художественного образования

протокол № _____ от «___»____________20__г.


Зав. кафедрой _______________ П.Л. Волк

(подпись)


Программа учебной дисциплины одобрена методической комиссией ИК ТГПУ


Председатель методической комиссии ИК _____________________ О.А. Батурина

(подпись)


Согласовано:

Директор института культуры ________________ Е.А. Каюмова

(подпись)




Скачать 291,24 Kb.
оставить комментарий
Дата22.09.2011
Размер291,24 Kb.
ТипПрограмма дисциплины, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх