Республики Дагестан по делам религий государство и религия в дагестане информационно-аналитический бюллетень №3 2002 Махачкала 2002 ббк 86. 3 icon

Республики Дагестан по делам религий государство и религия в дагестане информационно-аналитический бюллетень №3 2002 Махачкала 2002 ббк 86. 3


Смотрите также:
Государство и религия в дагестане...
«Об Уполномоченном по правам человека в Республике Дагестан»...
Временно исполняющий обязанности Председателя Правительства Республики Дагестан Н. Казиев...
Правительство республики дагестан постановление...
Гост 12 001-82 Система стандартов безопасности труда...
Конституция республики дагестан...
Национальная библиотека республики дагестан...
Национальная библиотека республики дагестан...
Национальная библиотека республики дагестан...
Правительство республики дагестан постановление от 22 мая 2012 г...
Председатель Правительства Республики Дагестан М. Абдулаев...
Закон Республики Казахстан от 17 января 2002 года n 284...



Загрузка...
страницы:   1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
скачать


Комитет Правительства Республики

Дагестан по делам религий


ГОСУДАРСТВО И РЕЛИГИЯ

В ДАГЕСТАНЕ




Информационно-аналитический бюллетень

№ 3 2002




Махачкала 2002

ББК 86.3

УДК 322


Г 72


Главный редактор – Магомедов А.М.

Редакционная коллегия:

Омарова М.М. (ответственный редактор), Ханбабаев К.М., Шихзадаева И.Р.


Г 72 Государство и религия в Дагестане.

Информационно-аналитический бюллетень №3.

Махачкала: Изд-во…………., 2002. -


Третий номер информационно-аналитического бюллетеня Комитета Правительства РД по делам религий посвящен освещению проблем государственно- конфессиональных отношений и религиозной жизни республики, этноконфессиональных и межконфессиональных отношений, духовной культуры, истории и современного состояния религий и религиозных организаций Дагестана и др.

К подготовке материалов бюллетеня привлечены представители государственных и муниципальных органов, религиозных организаций, специалисты – религиоведы, историки, юристы и др.

Издание рассчитано на широкий круг читателей.


ББК 86.3

© Комитет Правительства РД по делам религий, 2002.


СОДЕРЖАНИЕ



^ I. ГОСУДАРСТВВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН.


1.МАГОМЕДОВ А.М., ОМАРОВА М.М. Реализация государственной вероисповедной политики в Российской Федерации и Республике Дагестан. ....4

2.ГУСАЕВА К.Г. Проблемы решения этноконфессиональных проблем в целях сохранения государственной целостности. ……………………………………..17

3.МУСЛИМОВ С.Ш. Поиски путей к межконфессиональной толерантности. .28

4.АЛИЕВ М.Р. Влияние зарубежных организаций на радикализацию ислама в Дагестане. …………………………………………………………………………..37


^ II. РЕЛИГИИ И РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ.

1.ОМАРОВА Т.О., ДИБИЯЕВ Ш.М. Иудейская община Дагестана. …………51

2.АХМЕДОВ М.А. Памятники культовой архитектуры Дагестана. …………..59


^ III. НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ.

1.СЕФЕРБЕКОВ Р.И. К характеристике некоторых мифологических персонажей аварцев-койсубулинцев. …………………………………………….76

2.ХАНБАБАЕВ К.М. Исламская литература в Дагестане: история и современность. ……………………………………………………………………..85


^ IV. ИНФОРМАЦИЯ.

1. Словарь христианских и иудейских терминов. ……………………………...115

2. Новая литература. ……………………………………………………………..150

3. Конференции

Сведения об авторах.


^ I. ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ.


Магомедов А.М., Омарова М.М.

Реализация государственной вероисповедной политики в Российской Федерации и Республике Дагестан.


Гармонично развивающиеся государственно-конфессиональные отношения являются важным фактором социально-политической стабильности в обществе и его динамичного развития. В нашей стране эти отношения строятся на следующих принципах:

- светский, конфессионально нейтральный характер государства и его институтов,

- равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от отношения к религии, принадлежности к религиозным или светским объединениям,

- равенство религиозных объединений перед законом,

- уважение культурно-национальных традиций, менталитета различных общественных групп населения, учет взаимосвязи национальных обычаев, традиций и обрядов с религией,

  • допустимость лишь таких ограничений в сфере свободы совести и вероисповедания, которые диктуются необходимостью защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Светское демократическое государство не делит своих граждан на верующих и неверующих, оставляя вопрос свободы и нравственно-мировоззренческого выбора на совести каждого человека. В отношениях светского государства и религии в условиях поликонфессионального общества особенно важно соблюдение принципа последовательного отделения религиозных объединений от государства. Например, в России, на фоне многочисленной и сильной православной церкви с ее историческим опытом господствующей государственной религии, проблема светского характера государства становится принципиальной. С точки зрения сохранения паритета, равенства религий, в особенности для мусульманской уммы Российской Федерации, последовательная светскость государства является выгодной и, естественно, предпочтительной.

Важно, что сами религиозные объединения, в первую очередь, крупнейшие конфессии страны признают верность данных принципов взаимоотношений государства и религиозных объединений. Это отражено, например, в документах, выработанных Русской православной церковью и Советом муфтиев России, в которых получили отражение наиболее актуальные вопросы взаимоотношений конфессий с государством и обществом в целом.

Главное внимание в «Основах социальной концепции Русской православной церкви», принятой Архиерейским собором (13-16 августа 2000 года), уделено строительству новой модели государственно-церковных отношений. В документе записано «во избежание смешения церковных и государственных дел и для того, чтобы церковная власть не приобретала мирского характера, каноны возбраняют клирикам брать на себя участие в делах государственного управления, …данные положения касаются не только исполнения административных властных полномочий, но и участия в представительных органах власти» (раздел 3, п.11). В то же время, среди важнейших принципов отделения церкви от государства выделены:

  • право и возможность оценивать государственную политику с духовных и нравственных позиций,

  • невовлеченность в деятельность, противоречащую каноническим и внутренним установлениям церкви,

  • печалование перед государственной властью о нуждах народа, правах и заботах отдельных граждан, особенно о нравственных проблемах,

  • свобода в проповедовании нравственных заповедей и т.д.

В «Основах социальной программы российских мусульман», разработанных и обнародованных Советом муфтиев России, обращается внимание на то, что максимально полный учет интересов мусульман возможен только в рамках светского государства. В этом документе, в частности в разделах «Мусульмане и государство» и «Мусульмане в Российском государстве», создатели документа от имени исламских организаций делают важное предложение государственным органам решать все проблемы во взаимоотношениях друг с другом путем переговоров, компромисса с учетом баланса интересов различных социальных групп и религиозных организаций. В документе подчеркнуто, что ислам «устанавливает приоритет договора перед применением силы». При этом государство и его законы рассматриваются как результат договора всех социальных групп об общих нормах сосуществования на единой территории и в единой правовой и экономической системе, как средство обеспечения основных прав и свобод своих граждан.

Соблюдение норм законодательства своей страны, отмечается в программе, является для всех мусульман не только гражданским, но и религиозным долгом. Подчеркивается, что «…неисполнение своих законных гражданских обязанностей, призывы от имени верующих и религиозных общих к участию в каких-либо акциях гражданского неповиновения и мятежа считаются в исламе недопустимыми». В программе предлагается в случае несогласия в чем-то с правительством или местными властями выражать это несогласие исключительно в рамках действующего законодательства, всячески избегая акций, способных нарушить общественное согласие и мир, привести к кровопролитию и беспорядкам.

Таким образом, концепции государственно-конфессиональных отношений, сформулированные в обоих вышеуказанных документах, строятся на основе принятия светского устройства современного многонационального государства, каковым является Российская Федерация.

К сожалению, несмотря на актуальность проблемы, в нашей стране до сих пор не существует утвержденной на самом высоком государственном уровне концепции государственно-конфессиональных отношений в РФ. Хотя вопрос о необходимости выработки единой, последовательной и скоординированной политики государства в сфере свободы совести вероисповедания, которая охватывала бы все уровни – от федерального до муниципального, ставится уже давно. В печатных СМИ были опубликованы два альтернативных варианта концепции. Они широко обсуждались в заинтересованных кругах. Однако, до сих пор нет соответствующего окончательного документа, который бы максимально учел и согласовал интересы всех субъектов государственно-конфессиональных отношений.

Прогресс в конструктивном взаимодействии государства и религиозных объединений, в государственно-конфессиональных отношениях в целом в последние десятилетия демократических преобразований сложно не заметить. Однако, отсутствие единой концепции несколько тормозит поступательное развитие этих отношений, а в некоторых случаях позволяет развиваться отрицательным тенденциям в данной сфере.

По мнению многих аналитиков, причины проявления отрицательных тенденций в религиозной сфере кроются и в размывании контрольно-распорядительных функций государства над процессами, происходящими в религиозных организациях. По их мнению, с целью оздоровления ситуации необходимо усилить контроль государства в религиозной сфере при строгом соблюдении принципа отделения религиозных объединений от государства, разработать и заложить в законодательство механизм государственного воздействия на религиозные процессы, осуществить структурное совершенствование органов реализации государственной вероисповедной политики в Российской Федерации.

Законодательство России предусматривает деятельность государства в сфере отношений с религиозными объединениями в двух направлениях. Во-первых, это исполнение государством, органами власти и управления обязательных требований законодательства и контроль за исполнением этих требований религиозными объединениями, включая предотвращение и пресечение противоправных действий. Во-вторых, это осуществление разрешенных (предусмотренных) законодательством видов взаимодействия с религиозными объединениями и оказания им помощи.

Современный механизм реализации данной политики в нашей стране хорошо обозначен в проекте концепции основ взаимоотношений власти и конфессий, разработанном кафедрой религиоведения Российской академии государственной службы при президенте Российской Федерации. В нем выделены основные элементы реализации указанной политики.


1.Высшие органы государственной власти, формирующие вероисповедную политику и обеспечивающие совершенствование ее нормативно-правовой базы.


^ Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. Президент РФ: в соответствии с конституцией определяет основные направления внутренней политики, в том числе государственной политики в сфере свободы совести; вносит в Государственную Думу законопроекты по вопросам свободы совести и религиозных объединений; подписывает и обнародует или же отклоняет соответствующие федеральные законы; приостанавливает действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом; подписывает международные договоры Российской Федерации, содержащие обязательства в области свободы совести, которые становятся частью правовой системы Российской Федерации; издает указы и распоряжения, являющиеся составной частью законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях; в ежегодных посланиях Федеральному Собранию определяет и уточняет положения государственной вероисповедной политики.


^ Федеральное собрание Российской Федерации формирует и совершенствует законодательную базу в области свободы совести, свободы вероисповедания и о религиозных объединениях, предоставления налоговых и иных льгот религиозным организациям. В качестве представительной власти Федеральное Собрание выражает волю и интересы общества, которые должны учитываться в государственной политике.

^ Правительство Российской Федерации – в пределах своих полномочий руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, а также координирует работу органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с религиозными объединениями; обеспечивает проведение в России единой государственной вероисповедной политики; осуществляет взаимодействие с представителями религиозных организаций, принимает решения о передаче религиозным организациям относящегося к федеральной собственности имущества.

2. Органы надзора и контроля.

Надзор за исполнением законодательства Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях осуществляют органы прокуратуры Российской Федерации. Надзор осуществляется в равной мере за соблюдением законности как религиозными объединениями, так и органами власти. (Для эффективного выполнения надзорных функций необходимо обеспечение профессиональной специализации прокурорских работников, занимающихся данной областью взаимоотношений).

^ Министерство юстиции Российской Федерации и органы юстиции субъектов Российской Федерации: осуществляют государственную регистрацию религиозных организаций и контроль за соблюдением зарегистрированными организациями устава относительно целей и порядка деятельности.

(В отношении проверки деятельности религиозных организаций надлежит разграничить конкретные полномочия органов прокуратуры и юстиции по осуществлению надзора и контроля).

^ Судебная власть осуществляет правосудие, рассматривает дела, связанные с нарушениями законодательства о свободе совести и свободе вероисповедания как органами государственной власти, так и религиозными объединениями. Возможность обжалования неправомерных действий органов власти в суде, судебный порядок ликвидации религиозных организаций и запрета деятельности религиозных групп обеспечивают законность в работе механизма реализации государственной вероисповедной политики.


3. Органы власти, сотрудничающие с религиозными объединениями и оказывающие им помощь.

Различные формы взаимодействия с религиозными объединениями осуществляются органами власти разных уровней: главой государства и высшими органами законодательной и исполнительной власти, отдельными федеральными министерствами и ведомствами, органами власти субъектов Федерации и муниципальных образований. Для этой цели во многих властных структурах были образованы специальные подразделения. В настоящее время они действуют автономно друг от друга и не наделены исполнительно-распорядительными полномочиями.

^ Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте Российской Федерации по своему статусу является консультативным органом, обеспечивающим взаимодействие президента Российской Федерации с религиозными объединениями. В состав членов Совета входят представители ряда религиозных организаций.

^ Комиссия по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации образована в целях рассмотрения вопросов, возникающих в сфере государственно-конфессиональных отношений, в частности, касающихся передачи имущества религиозным организациям.

Представители религиозных организаций приглашаются на заседания комиссии, но не являются ее членами.

^ В ряде федеральных министерств и ведомств созданы самостоятельные подразделения или должности для осуществления связей с религиозными объединениями. Их полномочия и характер работы определяются внутренними актами министерств, какая-либо унификация отсутствует. Данные структуры не подчинены Комиссии при правительстве Российской Федерации, решения которой носят лишь рекомендательный и информационный характер. Подразделения по связям с религиозными объединениями при федеральных органах не имеют региональных структур. В субъектах Федерации подразделения и должности по связям с религиозными объединениями создаются в структуре администрации региона. В качестве таковых они независимы от федеральных органов власти, отличаются многообразием организационно-правовых форм. (Отсутствуют механизм и источники организационно-материального обеспечения «горизонтального» взаимодействия между региональными органами по связям с религиозными объединениями).

В Республике Дагестан органом исполнительной власти, образованным в целях формирования и реализации государственной политики в отношении религий и религиозных организаций, координации деятельности и обеспечения взаимодействия республиканских органов государственной власти и управления с религиозными организациями и верующими является Комитет Правительства Республики Дагестан по делам религий, который осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами государственной власти и управления Республики Дагестан, органами местного самоуправления, общественными объединениями и религиозными организациями, научными и другими организациями как в республике, так и за ее пределами.

Основными задачами Комитета, согласно его Положению, являются: реализация государственной политики в области религии; содействие реализации прав граждан на свободу совести и деятельности религиозных организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Дагестан; предупреждение конфликтов и каких-либо проявлений религиозной исключительности и религиозного экстремизма, разжигания вражды и ненависти на религиозной основе; информационно-аналитическое обеспечение деятельности Правительства Республики Дагестан по вопросам, затрагивающим сферу взаимоотношений государства и религиозных организаций.

Комитет в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции: координирует деятельность республиканских органов государственной власти и управления по вопросам реализации мероприятий, направленных на реализацию государственной политики в отношении религий и религиозных организаций; представляет по поручению Государственного Совета и Правительства РД интересы республики во взаимоотношениях с религиозными организациями; готовит информацию о реализации основных направлений государственной политики в области религий и представляет ее в Государственный Совет и Правительство РД; готовит для Государственного Совета и Правительства РД предложения связанные с вопросами взаимоотношений республиканских органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления с религиозными организациями и верующими; изучает и анализирует тенденции в религиозной жизни республики, разрабатывает текущие и долговременные прогнозы по вопросам взаимоотношений государства и религиозных организаций и представляет аналитическую информацию Государственному Совету и Правительству РД; в пределах своей компетенции оказывает консультативную помощь государственным органам, религиозным организациям и верующим; готовит предложения по совершенствованию республиканского законодательства по вопросам, относящимся к компетенции Комитета; оказывает религиозным организациям содействие и помощь в решении вопросов, возникающих в процессе их деятельности; ведет банк данных о религиозных организациях и духовных учебных заведениях в республике; рассматривает в установленном порядке предложения, заявления и жалобы граждан и организаций, осуществляет прием граждан и представителей организаций по вопросам, относящимся к компетенции Комитета, и принимает в соответствии с законодательством необходимые меры и т.д.

Органы, подобные по своим функциям дагестанскому Комитету по делам религий, действуют в ряде субъектов Российской Федерации, в том числе в регионе Поволжья, на Северном Кавказе и т.д. Анализ деятельности показывает их востребованность в современном обществе.

Проведение единой вероисповедной политики государства возможно только в условиях укрепления властной вертикали и формирования единой внутренней политики в России. В связи с этим актуализируется необходимость создания федерального государственного органа по делам религиозных объединений, призванного обеспечить координацию и управление отношениями государства с религиозными объединениями.

Отсутствие подобного федерального органа и входящих в него структур в субъектах Российской Федерации размывает базовые элементы вероисповедной политики государства и, по мнению многих специалистов в этой области и наблюдателей, во многом провоцирует принятие субъектами Российской Федерации нормативных правовых актов по вопросам свободы совести и деятельности религиозных объединений, противоречащих Конституции и Федеральному закону «О свободе совести и о религиозных объединениях», что впоследствии предполагает не менее болезненный процесс приведения их в соответствие с требованиями федерального законодательства.

Создание федерального государственного органа по делам религиозных объединений помогло бы решить проблему консолидации сил, призванных осуществлять политику государства в сфере свободы совести и вероисповедания, укрепляя при этом вертикаль власти и обеспечивая выполнение требований федеральных правовых актов о свободе совести и о религиозных объединениях в масштабе Российской Федерации.

Федеральный орган по делам религиозных объединений, в случае его создания, мог бы взять на себя следующие функции:

  • координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по реализации государственной вероисповедной политики;

  • осуществление от имени правительства Российской Федерации постоянных контактов с религиозными объединениями;

  • оказание, по просьбе религиозных объединений, содействия и необходимой помощи в достижении договоренностей с органами государственной власти по вопросам, входящим в его компетенцию;

  • подготовка и экспертиза законопроектов по вопросам свободы совести, свободы вероисповедания и религиозных объединений, разработка предложений по совершенствованию государственной вероисповедной политики;

  • оказание консультативной помощи федеральным и региональным государственным органам в применении законодательства о свободе совести и о религиозных объединениях;

  • управление структурами по делам религиозных объединений в субъектах Федерации;

  • координация деятельности органов по связям с религиозными объединениями с деятельностью органов юстиции, осуществляющих государственную регистрацию религиозных организаций;

  • государственная религиоведческая экспертиза;

  • организация профессиональной религиоведческой подготовки и повышения квалификации кадров специалистов госслужащих, работающих в сфере государственно-конфессиональных отношений и др.

В целом, эффективно функционирующий механизм реализации государственной политики в сфере свободы совести и вероисповеданий реально содействует укреплению взаимопонимания и сотрудничества приверженцев разных религий и людей неверующих, стабильности в обществе. Сегодня построение и налаживание такого механизма –важнейшая задача вероисповедной политики нашего государства.

Использованная литература:

  1. Религии и религиозные организации в Дагестане. - Махачкала, Дагкнигоиздат, 2001.

  2. Набиев Р.А. Ислам и государство. Культурно-историческая эволюция мусульманской религии на Европейском Востоке. – Казань, Изд-во Казанского университета, 2002.

  3. Общественные общероссийские чтения основ социальной концепции Русской православной церкви. Информационный бюллетень, №1, 2001,- Москва,2001.

  4. Основы социальной программы российских мусульман. - Москва,2001

  5. Мельков С.А. Социальная программа российских мусульман: к партнерству и взаимопониманию.// Религия и право, №3,2001.

  6. Залужный А.Г. Политика государства и вера.// НГ-религии, 12.09.2001

  7. Как выстраивать взаимоотношения власти и конфессий в новом веке. Основы политики Российского государства в сфере свободы совести и вероисповедания: опыт концептуального подхода.// НГ-религии, 27.06.2001







оставить комментарий
страница1/10
Дата22.09.2011
Размер1,6 Mb.
ТипБюллетень, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх