Методы работы с медиатекстом: философские аспекты проблемы icon

Методы работы с медиатекстом: философские аспекты проблемы


1 чел. помогло.
Смотрите также:
1. Философские аспекты проблемы систем ии, теоретические проблемы психологии стр. 3...
Рабочая программа дисциплины философские проблемы науки и техники направление (специальность)...
Программа семинарских занятий по курсу “ Философские проблемы научных дисциплин: проблема...
Программа семинарских занятий по курсу “ Философские проблемы научных дисциплин: проблема...
Междисциплинарная научно-практическая конференция «Философские проблемы информационных...
А. П. Савченко кандидат медицинских наук...
Кандидатский экзамен по «Истории и философии науки» вопросы двух разделов курса «Общие проблемы...
Социально-философские аспекты современной глобализации и проблема трансформации культуры 09. 00...
Программа модуля-дисциплины философские проблемы науки и техники направление подготовки...
Программа семинарских занятий по курсу “ Философские проблемы научных дисциплин: проблема...
Посвящается 70-летию со дня явления Бхагавана Сатья Саи Бабы...
Философские проблемы геосистем” Санкт-Петербург...



Загрузка...
Челышева И.В. Методы работы с медиатекстом: философские аспекты проблемы // Медиафилософия / Под ред. В.В.Савчука. СПб.: Изд-во СПб. Философского общества, 2008. с.325-329.



Методы работы с медиатекстом: философские аспекты проблемы

И. В. Челышева*

В настоящее время создания мощной информационной структу­ры, информация самого разного толка превращается в экономиче­скую категорию. Результатом развития СМИ становится насыщение рынка зрительских интересов, следствием — разделение каналов по тематике, аудиторному, адресному, национальному, территориально­му, временному и другим признакам, иными словами, влияние масс-медиа на человека принимает все более профессиональный характер. Поток медиаинформации постоянно растет, появляются все новые телевизионные каналы, периодические печатные издания, интернет­ные сайты. Масс-медиа действуют как фильтр, отбирающий, ком­понующий и интерпретирующий информацию, берут на себя обуча­ющие, просветительские функции, являются своеобразной «парал­лельной школой» для молодого поколения.

Анализ медиатекста представляет собой метод исследования тек­ста, содержащего информацию и изложенного в каком-либо виде и жанре медиа (телепередаче, фильме, материале в прессе, интернет­ном сайте и т. п.) путем рассмотрения отдельных его сторон, со­ставных частей, художественного своеобразия с целью развития у аудитории самостоятельных суждений, критического мышления, эс­тетического вкуса. Анализ медиатекстов рассматривается в тесной связи с такими понятиями как медиаграмотность — умение анали­зировать и синтезировать пространственно-временную реальность, умения «читать» медиатекст; медиавоздействие — воздействие ме­диатекстов на аудиторию: в сфере образования и воспитания, разви-

Работа подготовлена в рамках аналитической ведомственной целевой про­граммы «Развитие научного потенциала высшей школы» (2006-2008 гг.) Мини­стерство образования и науки РФ. Проект РНП.2.1.3.491. Научный руководитель проекта — доктор педагогических наук, профессор А. В. Федоров.

* Челышева Ирина Викториновна, кандидат педагогических наук, доцент Та­ганрогского государственного педагогического института.

325

326

^ И. В. Челышева

Методы работы с медиатекстом...

327


тия сознания, формирования поведения, взглядов, реакций, откли­ков, распространения информации и т.д.; интерпретация медиатекста — процесс перевода медиасообщения на язык воспринимающего индивида; медиавосприятие — восприятие медиареальности, чувств и мыслей авторов данного медиатекста и др., (причем, анализ медиапроизведений является логическим продолжением сформированности у аудитории восприятия произведений медиакультуры).

Общая схема анализа медиатекста, цель которого определяет­ся как «формирование навыка целенаправленного многосторонне­го восприятия информации и разносторонней оценки произведений аудиовизуальных искусств»,1 включает работу со следующими ком­понентами: определение вида СМИ, категории сообщения, поиск воз­можных ошибок и неточностей медиасообщения, характеристику медиаязыка, особенности звукового решения, выразительных средств, определение потенциального адресата медиатекста (тип аудитории, социальный статус), определение цели медиасообщения, соответ­ствие целей и средств данного медиатекста и т. д.

Специфика медиатекстов (текстов, созданных средствами и на материале медиа) заключается в том, что они несут в себе «не толь­ко объективный факт, но и субъективное его воссоздание, в процессе которого запечатлеваются чувства художника-автора, его отношение к этому факту, оценка, истолкование. В окончательном образном обобщении этого факта перед нами открываются мировосприятие художника, его идеологические, философские, эстетические взгля­ды. Оценивая их, мы тем самым проверяем, уточняем, формируем свое отношение к миру, а порой в эмоционально-образной форме ис­кусства заново открываем для себя окружающий мир».2 Таким об­разом, медиатекст выполняя одновременно информационную и ком­муникативную функции, является результатом творческого осмыс­ления его сущности субъектами, вовлеченными в процесс создания и восприятия медиаинформации. Это обусловлено том, что произведе­ния медиакультуры, как и любой художественный текст в широком

1Бондаренко Е. А. Теория и методика социально-творческой реабилитации средствами аудиовизуальной культуры: Сборник статей и методических матери­алов. Омск: Сиб. фил. ии-та культурологии, 2000. С. 39.

2Усов Ю. Н. Методика использования киноискусства в идейно-эстетическом воспитании учащихся 8-10 классов. Таллин, 1980. С. 20-21.

смысле передает «мысли о мыслях, переживания переживаний, сло­ва о словах, тексты о текстах».3

Интерпретация медиатекста — неотъемлемый компонент его пол­ноценного анализа. В гуманитарных науках под интерпретацией по­нимается «фундаментальный метод работы с текстами как знако­выми системами».4 В контексте анализа медиасообщений интерпре­тация — процесс перевода сообщения, выраженного в языке медиа на язык воспринимающего его индивида.5 Интерпретация различ­ных медиатекстов предполагает «способность к аудиовизуальному мышлению, анализу и синтезу пространственно-временной формы повествования медиатекстов, к отождествлением с героем и автором, к пониманию и оценке авторской концепции в контексте структуры произведения».6

Интерпретация медиатекста предполагает умение анализировать его, опираясь на обширные знания; интерпретацию авторской пози­ции с позиции согласия или несогласия с ней; оценке социальной зна­чимости произведения; умение соотнести эмоциональное восприятие с понятийным суждением, перенося это суждение на другие виды и жанры медиапроизведений; трактовать название медиатекста как образное обобщение.7

Интерпретация медиатекста — процесс с одной стороны, сугубо индивидуальный, зависящий от восприятия, художественного и эсте­тического вкуса, мировоззренческих и ценностных установок адреса­та. С другой стороны, процесс интерпретации — коллективный, так как во время обсуждения, диалога, дискуссии по поводу изучаемо­го медиатекста возникает некое общее настроение, стремление поде­литься своими мыслями, чувствами, переживаниями. Любой текст, в том числе и медиатекст «предстает перед нами не как реализация сообщения на каком-либо одном языке, а как сложное устройство, хранящее многообразные коды, способное трансформировать полу-

3Бахтин М. М. Проблема текста // Собр. соч.: в 7-ми томах. Т. 5. М.: Русские словари,1997. С. 307.

4Современные философские проблемы естественных, технических и социаль­но-гуманитарных наук. М.: Гардарики, 2006. С. 534.

5Федоров А. В. Медиаобразование: история, теория и методика. Ростов-на-Дону: Изд-во ЦВВР, 2001. С. 15.

6Там же. С. 13.

7Там же. С. 15.

328

И. В. Челышева

Методы работы с медиатекстом... 329


чаемые сообщения и порождать новые, как информационный гене­ратор, обладающий чертами интеллектуальной личности. В связи с этим меняется представление об отношении потребителя и текста. Вместо формулы „потребитель дешифрует текст" возможна более точная — „потребитель общается с текстом" ».8

В философской теории «Диалог культур» Бахтина-Библера, со­гласно которой культуры индивидуумов, личностей, социальных групп, народов, исторических эпох, стран и т.д. вступают между собой в диалогическое общение, непрерывно взаимодействуют и при этом взаимно обогащаются, взаимодополняют друг друга, проблема­тика анализа различных по характеру текстов является одной из ве­дущих. Адресат медиа (зритель, слушатель, читатель) при общении с произведениями СМК так или иначе анализирует их. В. С. Библер отмечал: «В XXI веке предельна роль зрителя или слушателя, его установки на творческое соучастие на энергию распада, или — на ностальгическое бегство к иной классической, уже исходно заданной гармонии, или, наконец — на сомнамбулическое сладострастие, „сто­яние" в точке этого балансирования, когда со-участие подменяется со-кричанием, совместным внушением, экстазом ... ».9

По выражению М. М. Бахтина «при понимании — два созна­ния, два субъекта»: рассматривая проблему автора произведения, он акцентировал внимание на том, что автора «нельзя отделять от образов персонажей, так как он входит в состав этих образов как неотъемлемая часть (образы двуедины, иногда двуголосы). Но об­раз автора можно отделить от образов персонажей: но этот образ сам создан автором и потому также двуедин».10

Безусловно, медиатексты, создаваемые различными средствами массовой коммуникации (ТВ, кинематографом, прессой, Интерне­том и др.) имеют специфические технические возможности и обла­дают широким спектром выразительных средств. Однако учитывая устойчивую тенденцию к интеграции различного медиаматериала, а также тот факт, что современный адресат медиа, как правило, ис­пользует несколько СМК (например, одновременно является актив-

8Лотман Ю. М. Избранные статьи в 3-х томах. Т. 1. Статьи по семиотике и типологии культуры. Таллин: Александра, 1992. С. 130-132. 9Библер В. С. На грани логики культуры. М., 1997. С. 238. 10Бахтин М. М. Цит. соч. С. 323.

ным телезрителем, радиослушателем, читателем прессы и т. п.), мы не будем останавливаться на специфических особенностях анализа медиатекстов различных видов и жанров, а попытаемся рассмотреть основные процессы анализа в контексте самостоятельного, критиче­ского осмысления медиатекста в целом, тем более, что постоянно растущий поток медиаинформации требует от современного зрите­ля, слушателя, читателя комплексного осмысления, выявления эс­тетического и художественного значения медиатекстов (сообщений, содержащих информацию, и переданных с помощью средств комму­никации), определения их потенциальных возможностей для разви­тия личности и т. д.

Медиатекст, как и текст художественный, по образному выраже­нию Ю. Лотмана способен «выдавать различным читателям различ­ную информацию — каждому в меру его понимания ... именно ту, в которой он нуждается и к восприятию которой подготовлен».11 Толь­ко на основании системообразующей характеристики медиатекста адресат может сделать самостоятельные и осознанные выводы, явля­ющиеся основой для практического применения полученных знаний, то есть осуществить полноценный критический анализ произведения медиакультуры.

11 Лотман Ю. М. Структура художественного текста. М, 1970. С. 32.




Скачать 68.92 Kb.
оставить комментарий
Дата22.09.2011
Размер68.92 Kb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

плохо
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх