Учебно-методическое пособие для учителей музыки и мировой художественной культуры и студентов педагогических вузов Брест, 2002 icon

Учебно-методическое пособие для учителей музыки и мировой художественной культуры и студентов педагогических вузов Брест, 2002


3 чел. помогло.
Смотрите также:
Методическое объединение учителей эстетического цикла и физического воспитания...
Настоящее пособие предназначено для учителей русского языка, литературы...
Методика преподавания мировой художественной культуры в школе...
Учебно-методическое пособие «Этногеография и география религий»...
Учебно-методическое пособие по немецкому языку...
Педагогическая практика Учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов 2-е...
Учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей Москва...
Учебное пособие для преподавателей и студентов вузов, учителей школ, работников культуры Балашов...
Методическое пособие для студентов педагогических вузов Специальность «Учитель»...
Методика преподавания мировой художественной культуры Первое полугодие учебного года Объем: 36...
История мировой культуры. Хрестоматия: Учеб пособие для студентов вузов...
В обучении географии...



Загрузка...
страницы:   1   2   3   4   5   6   7
скачать


Министерство образования Республики Беларусь

Брестский государственный университет

им. А.С. Пушкина

Г.В. Шостак

МАССОВЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ XX ВЕКА

В СИСТЕМЕ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Учебно-методическое пособие

для учителей музыки и мировой художественной культуры

и студентов педагогических вузов

Брест, 2002

Рецензенты:

Щелокова О.Ф., доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой

педагогики и исполнительства Украинского национального

педагогического университета им. М.П. Драгоманова,

Климук И.Я., кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики

музыкального воспитания, теории музыки и игры на народ

ных инструментах Могилевского государственного универ

ситета им. А.А. Кулешова

Г.В. Шостак

Массовые музыкальные жанры XX века в системе музыкально-эстетического воспитания

Учебно-методическое пособие для учителей музыки и мировой художественной культуры и студентов педагогических вузов

Предлагаемое учебно-методическое пособие “Массовые музыкальные жанры XX века» адресуется учителям, классным руководителям и организаторам воспитательной работы средних школ, гимназий и лицеев, а также студентам педагогических вузов.

ВВЕДЕНИЕ.


Проблема вовлеченности подрастающего поколения в сферу массовой музыкальной культуры является одной из центральных в музыкальной педагогике. Средства массовой коммуникации (СМК) — радио, телевидение, сеть звукозаписи, видео, периодическая печать — оказывают огромное влияние на многомиллионную аудиторию, тиражируя различные образцы массовой музыкальной культуры и распространяя информацию о них. Данная продукция далеко не всегда отличается высоким эстетическим качеством, а зачастую культивирует такие явления, как потребительское отношение к жизни, человеконенавистничество, моральная и половая распущенность. Наиболее беззащитными перед низкопробной музыкальной продукцией являются дети, которые оказываются не в состоянии понять и оценить достоинства и недостатки массовой музыкальной культуры, ее возможности по утолению духовного голода. С одной стороны, сами произведения массовой музыкальной культуры хорошо знакомы старшеклассникам, с другой — они зачастую лишены способности отличать высокохудожественные образцы от поделок сомнительного эстетического качества.

В этой связи на педагога возлагается ответственная задача — научить старшеклассников ориентироваться в океане массовых музыкальных жанров, стилей и направлений, количество которых с течением времени возрастает в геометрической прогрессии, дать им умения и навыки отличать, «что такое хорошо и что такое плохо» (В. Маяковский).

В ходе реализации данной задачи учитель объективно и неизбежно сталкивается с проблемами и трудностями.

1. С одной стороны, учащиеся могут лучше учителя ориентироваться в массовых жанрах и стилях, с другой — хорошо знакомый материал с трудом поддается (или не поддается вообще) осмыслению, так как у старшеклассников доминируют эмоциональные реакции на уровне «нравится — не нравится», что обусловливает поверхностный, рассеянный характер музыкального восприятия.

2. Количество часов, отводимое для изучения тем, посвященных джазу, авторской песне, поп- и рок-музыке на уроках эстетического цикла, не позволяет охватить даже самые значимые и распространенные явления массовой музыкальной культуры.

3. Специальная литература искусствоведческого и культурологического плана, посвященная массовой музыкальной культуре, ограничивается несколькими монографическими исследованиями и газетно-журнальными публикациями. Еще хуже обстоит дело с литературой учебно-методического характера.

Отсюда вытекает необходимость введения в школьные и вузовские программы факультативного курса «Массовые музыкальные жанры XX века», предполагающего изучение социально-исторических, искусствоведческих и культурологических аспектов зарождения, развития и функционирования массовой музыкальной культуры.

Предлагаемая работа может служить учебно-методическим пособием по вопросам, посвященным развитию массовых музыкальных жанров на территории Беларуси, для учителей общеобразовательных школ, лицеев и гимназий, а также для студентов педагогических вузов при изучении тем, связанных с массовой музыкальной культурой.
^

Глава I.
ИЗУЧЕНИЕ МУЗЫКИ МАССОВЫХ ЖАНРОВ xx ВЕКА НА ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ПРЕДМЕТАМ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА.


Факультативный курс «Массовая музыкальная культура XX века» наряду с другими предметами эстетического цикла имеет целью формирование у учащихся высокого эстетического вкуса. Реализация данной цели предполагает решение ряда образовательных, воспитательных и развивающих задач.

К числу образовательных относятся:

— усвоение опорных знаний, основных понятий и терминов, элементарных представлений о разновидностях массовой музыкальной культуры, особенностях художественно-образного языка авторской песни, джаза, поп- и рок-музыки во взаимосвязи с другими видами искусств — поэзией, живописью, театром, кино;

— расширение художественно-эстетического опыта, овладение элементарными художественными навыками и умениями в практической деятельности;

— умение самостоятельно определять наиболее распространенные жанры, стили и направления массовой музыкальной культуры, отличать подлинно художественные образцы от низкопробных поделок, рассчитанных сугубо на внешний успех;

— обретение первоначального опыта создания художественного образа в процессе собственного художественного творчества.

В качестве воспитательных задач выступают:

— формирование у учащихся эстетического отношения к действительности и эмоционально-оценочного отношения к искусству;

— воспитание элементарных мировоззренческих представлений и ценностных ориентаций, понимания учащимися связей массового музыкального искусства с культурной средой, с жизнедеятельностью человека, с современной техникой, со средствами массовой коммуникации;

— формирование способности воспринимать, интерпретировать и оценивать образцы массовой музыкальной культуры, выражать личностное отношение к ним, аргументируя свои мысли и суждения;

— воспитание художественных оценок, вкусов, нравственно-эстетических идеалов, потребностей в художественно-творческой самореализации и духовно-эстетическом самоусовершенствовании в соответствии с возрастными возможностями.

В числе развивающих задач предмета:

— обогащение эмоционально-чувственной сферы, развитие художественных и общих способностей;

— стимулирование художественно-образного мышления, проявлений представления и интуиции;

— формирование универсальных качеств творческой личности.
^

§ 1. Основные направления использования массовой музыки
в учебном процессе.


Использование массовой музыки в учебном процессе может осуществляться в трех направлениях:

  1. ^ Изучение музыки массовых жанров XX века

на факультативных занятиях.

Экспериментальная факультативная программа «Массовые музыкальные жанры XX века» ориентирована на учащихся X класса.

Программа предполагает раскрытие исторических, социальных и эстетических предпосылок и оснований возникновения, развития и функционирования наиболее значимых жанров, стилей и направлений современной массовой музыки (см. приложение).

Оговоримся: данная программа не претендует на истину в последней инстанции. Каждая тема может быть дополнена, расширена или изменена по усмотрению преподавателя музыки или Мировой художественной культуры.

^ 2) Привлечение образцов массовой музыки

в качестве иллюстративного материала.

На наш взгляд, данное направление использования современной массовой музыки в учебном процессе также является эффективным: массовая музыка выступает здесь в качестве фасилитативного, т.е. активизирующего процесс восприятия школьниками художественных произведений фактора.

Известно, что многие барды, рок-музыканты, композиторы, работающие в жанре эстрадной песни, часто обращались в своих произведениях к классическим литературным сюжетам, к поэтическому наследию прошлого.

Наглядный тому пример — песенный цикл Д. Тухманова «По волне моей памяти», содержащий ряд вокальных и инструментальных номеров, связанных общим замыслом — стремлением к открытому лирическому высказыванию. «Композитор обратился к выдающимся образцам мировой классической поэзии и создал своего рода лирическую сюиту, в которой голоса поэтов разных эпох и стран соединились со звучанием современной песни. — отмечал музыкальный критик А. Бузовкин. — Тщательно отобранные произведения получили у Тухманова свежее музыкальное воплощение»1.

Номера, входящие в цикл, могут быть использованы учителем для иллюстрации к разным темам программы «Мировая художественная культура».Так, например, песня «Сердце мое, сердце» (стихи И. В. Гёте) может быть продемонстрирована при изучении художественной культуры Германии XVIII века (VIII класс). Занятие, посвященное художественной культуры Польши первой половины XIX века (IX класс) можно проиллюстрировать песней «Посвящение в альбом» (стихи А. Мицкевича). В ходе изучения русской художественной культуры конца XIX — начала XX века (X класс) могут демонстрироваться фрагменты «Я мысленно вхожу в Ваш кабинет» (стихи М. Волошина) и «Смятение» (стихи А. Ахматовой).

К числу произведений, апеллирующих к классической литературе, могут быть также отнесены рок-опера Э. Артемьева «Раскольников» (по роману Ф. Достоевского «Преступление и наказание»), вокальный цикл А. Градского на стихи Саши Черного «Сатиры», зонг-опера А. Богословского «Алые паруса (по одноименному роману А. Грина) и мн. др.

^ 3) Организация тематических занятий

с использованием массовой музыки.

Тематические занятия могут организовываться по выбору как учителя, так и учащихся. Главное — предлагаемая тема должна быть интересной и школьникам, и преподавателю. Темы занятий могут быть самые разные — например, «Трактовка библейского сюжета в рок-музыке», «Христианские и буддийские мотивы в творчестве Бориса Гребенщикова», «Тема Петербурга в творчестве рок-музыкантов», «Властитель чувств» (творчество Булата Окуджавы), «Интерпретация поэзии Владимира Короткевича в творчестве белорусских бардов и рок-музыкантов».
^

§ 2. Принципы и методы изучения массовых музыкальных жанров
в рамках предметов эстетического цикла.


Остановимся на важнейших дидактических принципах и методах, которые необходимо использовать в учебном процессе.

Для любого учебного предмета проблема выбора приемов, форм и методов обучения определяется его содержанием, а также возрастными особенностями учащихся.

Необходимым условием, обеспечивающим эффективность занятий, является опора на принцип активной вовлеченности учащихся в учебный процесс. Как отмечает И.А. Химик, «принятие учеником целей и задач обучения как лично для него значимых — наиболее важное условие, определяющее внутреннюю активность личности в процессе обучения»1. Известно, что обладание новинками в области молодежной популярной музыки, ориентация в различных ее жанрах, стилях и направлениях повышают статус подростка в среде сверстников. Иными словами, знания в области популярной музыки включаются в систему ценностных ориентаций учащегося.

Таким образом, подростку предоставляется возможность продемонстрировать собственную систему ценностей, а это является непременным условием приобщения к искусству.

В организации учебного процесса важно учитывать, что учащиеся имеют разную предрасположенность к различным видам массовой музыки: одни отдают предпочтение ее танцевальным разновидностям — «диско», рэпу и рейву, другим нравится рок-музыка, третьим — авторская песня. Эффективности учебного процесса здесь может способствовать опора на принцип индивидуализации. Конечно, приспосабливать учебные действия только к индивидуальным вкусам учащихся не представляется возможным. Однако существует выход — предоставление каждому учащемуся права выбора видов, форм и способов деятельности, наиболее соответствующих их индивидуальности. Одним из таких способов может быть написание учеником реферата по той или иной интересующей его теме с последующим заслушиванием на семинарском занятии.

Отсюда вытекает еще один важнейший принцип — принцип свободы выбора: учащимся предоставляется право выбирать не только виды, формы и способы деятельности, но и партнеров по выполнению заданий на основе симпатии, личных и деловых качеств. Это будет способствовать созданию благоприятных условий для доверительного диалога, а, следовательно — положительного эмоционального фона для усвоения информации.

Учет возрастных особенностей учащихся обусловливает необходимость построения учебного материала по принципу доступности: не следует перегружать лекции обилием сложных терминов. Материал должен быть посильным для усвоения.

Включение учащихся в активную деятельность может осуществляться на основе ряда методов обучения:

Метод сравнения и сопоставления.

Данный метод играет универсальную роль в изложении курса «Мировая художественная культура». Вне сравнения и сопоставления невозможен процесс не только познания, но и любой человеческой деятельности, так как лишь благодаря сравнению и сопоставлению можно выявить общие и отличительные черты предметов.

Поскольку сравнивать можно все, что угодно, представляется необходимым внести уточняющий признак. Таким признаком может являться общность тем, исторического периода, национального своеобразия, художественного направления, индивидуального творческого почерка художника (писателя, композитора) и т.п. Формы осуществления метода сравнения и сопоставления различны — письменная работа, брейн-ринг, деловые игры, диспуты, дискуссии.

Реализация данного метода может происходить посредством различныхприемов:

1. Сопоставительный анализ произведений академической и массовой музыки на уровне жизненного опыта, интеллектуальных способностей и эмоциональной реакции подростков. Учитель в качестве оптимального варианта может выбрать животрепещущую тему, доступную пониманию подростков — например, отражение темы любви в произведениях классической и поп-музыки. В качестве примеров могут быть рекомендованы романс М. Глинки на стихи А. Пушкина «Я помню чудное мгновенье» и песня И. Митько «Лена». При этом педагог обращает внимание учащихся на приоритетное значение лирической мелодии и стихов в первом произведении и примитивность мелодиии, фоновый характер аранжировки, танцевальный ритм, отражение в тексте стандартного набора ценностей современного молодого человека — во втором. Возвышенному чувству любви, выраженному в глинкинском романсе, противопоставляется культ внешности и ориентация на материальные блага, характерный для героя песни И. Митько. Для наглядности приведем фрагменты двух текстов:

1. Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

2. Я хочу, чтоб ты сверкала,

Как то самое колье,

Что купил тебе я за у.е.

2. Сравнение индивидуальных прочтений отечественной и зарубежной поэзии в различных жанрах — песни, вокально-симфонической поэмы и рок-музыки. В качестве примера можно привести творчество классика белорусской поэзии Я. Купалы, к которому обращались и обращаются композиторы, работающие в разных жанрах. В числе произведений на его стихи можно порекомендовать гинм Л. Роговского «А хто там ідзе?», песни С. Полонского «На нашым полі» и Е. Тикоцкого «Хлопчык і лётчык», фрагменты кантаты И. Лученка «Курган» в исполнении солистов, хора и симфонического оркестра, его же поэмы «Гусляр» в аранжировке В. Мулявина (которая является переработкой вокально-симфонического произведения для рок-состава) в исполнении ВИА «Песняры» и оперы-притчи В. Мулявина «Песня пра долю» (по драматической поэме Я. Купалы «Адвечная песня» и ранней лирике поэта) в исполнении ВИА «Песняры»

3. Сопоставление образцов классической, народной и современной академической музыки в оригинальном исполнении и «ритмизированных» обработках (например, фрагмент из «Реквиема» В. А. Моцарта — «Dies irae» — в исполнении хора и симфонического оркестра и в интерпретации рок-группы «Магнит»).

4. Сопоставление с точки зрения эмоционального воздействия произведений одного композитора, работающего в разных жанрах (например, песня Е. Глебова на стихи Б. Окуджавы «Белый парус» в исполнении ВИА «Верасы» и фрагмент из его балета «Альпийская баллада» в исполнении симфонического оркестра).

Метод забегания вперед и возвращения к пройденному материалу.

Содержание школьной программы построено на основе взаимосвязанных тем, и каждый урок является органичной частью учебной четверти, полугодия, года, даже всей программы. Поэтому он может использоваться на лекционных и семинарских занятиях во время анализа художественных произведений, реализуясь в таких формах, как беседа, устный опрос, подготовка письменного сообщения.

Так, в ходе изучения русской романсовой лирики, учитывая, что стилем жизни старшеклассников является современная молодежная музыкальная культура, целесообразно обратиться к рок-опере А. Рыбникова «"Юнона" и "Авось"» (по поэме А. Вознесенского «Авось»). В данном случае музыка Рыбникова выполняет две роли — становится связью эпох и моментом удивления. В произведении рассказывается о событиях в России начала XIX века. В то время в культурной жизни общества романс был одним из наиболее популярных и массовых жанров. Современными ритмами, новыми средствами музыкальной выразительности с использованием электроинструментов композитор стремился отразить события двухсотлетней давности.

Возвращение к изучению рок-оперы «"Юнона" и "Авось"» происходит на занятиях по курсу «Массовые музыкальные жанры XX века».

Метод структурно-функционального (художественно-педагогического) анализа.

Данный метод предполагает знания об эпохе, ее социальных, эстетических, художественных особенностях, о чертах того или иного стиля, об авторе, и т.п., а также оценку значения и функции данного произведения в обществе. Он реализуется, главным образом, в форме беседы и позволяет рассматривать процесс развития всех разновидностей массовой музыкальной культуры во взаимосвязи с другими видами искусств и с социальными процессами, происходящими в обществе1. Особенно остро на происходящие в обществе события реагируют барды и рок-музыканты.

Однако в ходе реализации данного метода недопустимы информационные перегрузки: переизбыток информации может повлечь за собой рассеивание внимания учащихся на второстепенных элементах.

Метод погружения в художественный контекст произведения.

Данный метод предполагает подробное рассмотрение программы музыкального произведения, учет связей с другими видами искусства (сопоставление литературного первоисточника или либретто, сравнение музыки первоначального образца и ее интерпретации, выявление сюжета фильма и музыки в его контексте и т.п.), знание культурной ситуации, способствовавшей созданию тех или иных произведений.

Так, например, сравнивается поэма Я. Купалы «Адвечная песня» и либретто оперы-притчи «Песня пра долю», написанное В. Яшкиным. Другой пример — Полонез М. Огиньского в исполнении симфонического оркестра и его обработка под названием «Развітаньне з радзімай» на стихи, написанные С. Соколовым-Воюшем в исполнении проекта «Я нарадзіўся тут».

Методы диспута и дискуссии.

Диспут и дискуссия могут выступать в качестве не только форм, но и методов. Их реализация предполагает:

— прослушивание на занятиях в аудиозаписи1 конкретных произведений в жанрах джаза, авторской песни, поп- и рок-музыки с последующим их анализом вначале по отдельным параметрам, а затем — с развернутой, аргументированной эстетико-оценочной характеристикой;

— организацию обсуждений на семинарских занятиях материалов о деятельности и творчестве эстрадных исполнителей и рок-групп, опубликованных в периодической печати;

— организацию обсуждения внепрограммного материала — развернутых музыковедческих и композиторских размышлений о путях, возможностях, перспективах, сложностях и проблемах развития поп- и рок-музыки с комментариями учителя;

— написание учащимися рефератов о популярной музыке по свободно избранным ими темам с последующим заслушиванием и коллективным обсуждением лучших из них.

В процессе подготовки лекционного материала учителю целесообразно пользоваться опорным конспектом, который представляет собой наглядную схему, отражающую основные понятия, раскрывающие содержание темы. Применение опорного конспекта способствует повышению эффективности работы, более четкой организации теоретического и фактического материала, его систематизации, помогает установить связь между понятиями, облегчает процесс усвоения знаний, а, следовательно, повышает интерес учащихся к курсу. Особенно важна работа с опорным конспектом в условиях отсутствия пособий и учебников. Сказанное в полной мере относится и к преподаванию курса «Массовые музыкальные жанры XX века».




оставить комментарий
страница1/7
М.П. Драгоманова
Дата22.09.2011
Размер1,63 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3   4   5   6   7
средне
  1
отлично
  4
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх